ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть:
1) от суффикса, следующего за корнем;
2) от ударения;
3) от буквы, следующей за гласной;
4) от значения слова.
Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем
1. В корнях с чередующимися е/и (-бир- — -бер-, -блист- — -блест-, -дир- — -дер-, -жиг- — -жег-, -мир- — -мер-, -пир- — -пер-, -стил- — -стел-, -тир- — -тер-, -чит- — -чет-) пишется и -а-, в остальных случаях — е : зами рать — заме реть, сти рать — сте реть, бли стать — бле стеть .
Исключения: сочетать, сочетание, чета.
2. В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им- , если дальше следует суффикс -а- : заним ать — заня ть, сжим ать — сжа ть.
3. В корнях -кас- — -кос-, -лаг- — -лож- пишется а , если за корнем следует суффикс -а- , в остальных случаях — о : ка са ться — ко снуться, предла га ть — предло жить
Написание гласных, зависящее от ударения
1. В корнях -гар- — -гор-
под ударением пишется а
, без ударения — о
: заг̀а̀
р — заго
ра̀ть
.
2. В корнях -зар- — -зор-
а
, под ударением пишутся а
или о
за
ря̀, за
рнѝца, но; зо̀
ри, за
̀рево.
Исключение: зо рева̀ть.
3. В корнях -клан- — -клон-, -твар- — -твор- в безударном положении пишется о , под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: покло нѝться, кла ̀няться, покло ̀н; тво рѝть, тва рь, затво ̀р.
Исключение : у̀тва рь.
4. В корнях -плав- — -плов- в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пло вѐц, пловчиха . В остальных случаях пишется а : попла во̀к, пла внѝк, пла ву̀чий . В слове плы ву̀н пишется ы в соответствии с произношением.
Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной
1. В корнях -раст- — -рос- пишется а перед ст, щ , в остальных случаях — о : ра ст и, сра щ ение, ро сла.
Исключения: ро сток, ро ст, ро стовщик, выро стковый, Ро стов, Ро стислав; отра сль.
2. В корнях -скак- — -скоч- пишется а перед к ; пишется о перед ч в безударных корнях: ска к ать — вско ч ить.
Исключения: ска чок, ска чу.
Написание гласных, зависящее от значения слова
1. В корнях -мак- — -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость» , о — со значением «пропускать жидкость, мокнуть» : ма кать (хлеб в молоко); вымо кнуть (под дождем); промо кательная (бумага), промо кашка.
2. В корнях -равн- — -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый» , о — со значением «ровный, прямой, гладкий »: сра внение, сра внивать; сро внять.
Исключения: ра внина; ро весник, поро вну, уро вень.
В русском языке существует такое явление, как чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласной в таких словах зависит от разных факторов, так что для того, чтобы писать грамотно, следует рассмотреть и запомнить все случаи, в том числе сложные. Какие правила регулируют чередование?
Чередование гласных в корне слова – классификация по факторам влияния
Итак, выбор между а и о может зависеть от тех согласных, которые используются в корне. Это такие случаи, как раст- и ращ-, чередующиеся с рос: если корень оканчивается на ст или щ, используется а, если на с, то о.
Из данного правила есть несколько слов-исключений, которые легко запомнить с помощью мнемонического предложения – Ростовщик Ростислав из Ростова взял росток и сделал отрасль.
То же правило распространяется на слова с корнями лаг и лож: прилагать, но приложить, и скак и скоч: скакать, но вскочит .
Исключениями являются такие слова, как пролог и скачок .
Вторая модель чередования основана на значении слова с чередующимся корнем. Так, в случае с корнями ровн и равн первый используется для передачи значения “ровный, гладкий”. а второй – когда речь идет о равенстве кого-/чего-либо: ровнять, но уравнение .
Исключениями из данного правила являются такие слова, как ровесник , уровень , поровну и равнина .
Другая пара корней, правило правописания которых зависит от значения – это мок и мак. Так, мак используется для передачи значения опускания в жидкость, а мок – когда речь идет о чем-то, что эту жидкость пропускает: макать, но мокнуть .
Третья модель чередования основана на ударении. Разобраться в тонкостях выбора между а и о по этому принципу поможет таблица чередующихся гласных в корне слова.
Исключениями изгарь , выгарки , пригарь , утварь , зорянка и зоревать .
Наконец, самую большую группу корней с чередованием в русском языке занимают те, правописание которых зависит от следующего за корнем суффикса. В таких корнях, как -бир-/-бер-, -пир-/-пер-,-дир-/-дер-, -тир-/ -тер-, -жиг-/-жеч-, -блист-/ -блест-, -стил-/ -стел-, -чит-/-чест-, -мир-/-мер- гласная и выбирается в том случае, когда за корнем идет суффкс а, а гласная е – когда такого суффикса нет. Вот несколько примеров: вычитать, но вычет, блистать, но блестеть, расстилать, но стелить.
Исключением из этого правила являются такие слова, как сочетать и обжиг .
То же правило касается корней -кос- и -кас-, только в них выбор делается между а и о: если после корня идет суффикс а, то в нем также пишется а, а если нет, то выбирается о: касание, но коснуться.
Слова косой, косить и коса пишутся не по этому правилу, так как у них совсем другое значение.
Что мы узнали?
В русском языке много корней с чередующимися гласными в корне слова. Их правописание построено на определенных принципах. Всего можно выделить четыре модели. В первой гласные в корне чередуются в зависимости от последующей согласной, во второй чередование зависит от значения, а в третьей – от ударности или безударности главной буквы в корне. Последняя группа – самая многочисленная, в ней выбор в пользу той или иной согласной делается на основании того, стоит или не стоит после корня суффикс а. У каждого из этих правил есть исключения, которые следует запомнить.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 89.
Корни с чередованием - тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов. Не секрет, что наш язык - потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке. Потому-то и происходит путаница.
Чередование: что это такое
Корни с чередованием - это такие значимые части слова, где существует вариативность написания гласной либо согласной буквы. Зависит это от многих факторов: последующих букв, ударения, местоположения.
Как правило, явление чередования прослеживается при изменении формы слова: друг - дружба (вариативность согласных г/ж) или возить - везти (вариативность о/е). какие могут быть чередования в русском языке? Для начала поговорим о гласных.
- о - ы - у: сохнуть - усыхать - сухой;
- о - ы(и): бой - бить; вой - выть;
- о - е - и: мор - умереть - умираю; ожог - жечь - выжигать;
- о - а: рост - растить.
Нередки случаи, когда гласные "о" либо "е" чередуются с нулем звука. Такие звуки принято называть беглыми: день - дня; сон - о сне.
Разберем правописание корней с чередованием с учетом требований орфографической нормы.
Правописание зависит от ударения
Корней с чередованием, корректное написание которых зависит от ударения, четыре.
Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву "о". Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар - загорелый; угар - подгореть; разгореться - разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится. Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки . Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть - однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри. А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».
Также выбор в безударной позиции буквы "о" наблюдается и в корнях -твар-/-твор-: творец - тварь; сотворить, творение . Исключение - слово утварь .
Пишется "о" в безударном положении в корнях -клон-/-клан-: поклонение - кланяться; наклонился, уклонение . Под ударением следует употреблять ту букву, которая отчетливо слышится: склон, наклон .
Букву "а" следует писать в безударной позиции в двух корнях. Во-первых, -зар-/-зор-: зарница - зорька; заря - зори . Исключения - зоревать, зорянка .
Во-вторых, буква а пишется в безударном и ударном положении корня -плав-: плавает, плаванье, поплавок. "О" употребляется только в словах пловец, пловчиха , а слово плывун пишется вообще с "ы".
Правописание зависит от последующего согласного
От последующего согласного будут зависеть буквы "а" и "о", входящие в следующие корни с чередованием:
1. -Лаг-/-лож-: перед "г" следует писать "а", а перед "ж" употребляется "о": полагать, предлагать, слагаемое , но сложение, положить, предложить . Исключение - слово полог . С этим правилом связана одна из норм грамматики: слова с корнями -лаг-/-лож- никогда не употребляются без приставок. Предложение «Ложу тетрадь на парту» крайне некорректно. Правильнее будет сказать: «Кладу тетрадь на парту» либо «Положу тетрадь на парту».
2. Чередование -раст-/-ращ-/-рос-: "а" употребляется перед сочетанием с "т" или "щ"; перед "с" пишется "о": растить - выращивать - выросли ; возраст - сращение - заросли . Исключений здесь достаточно много: ростовщик, росток, отрасль, Ростов, Ростислав .
3. Чередование -скак-/-скоч-: перед "к" употребляется "а", перед "ч" необходимо писать "о": скакать - выскочка ; проскочить - проскакать . Есть в правиле исключения: скачок, скачу .
Правописание зависит от последующего гласного
Самые многочисленные корни с чередованием, написание которых зависит от последующего суффикса -а-. Это связано с тем, что данный суффикс исторически помогал создать форму несовершенного вида. Да и сейчас эта тенденция сохранена: собирать (несовершенный вид) и соберу (совершенный вид); втирать (несовершенный вид) - втереть (совершенный вид).
Правило достаточно простое: в корнях с чередованием "е - и" следует писать "и", если после корня наблюдается суффикс "а". Гораздо сложнее запомнить эти корни, а их немало:
- -бер-/-бир-: заберу - забираю; переберу - перебираю; изберу - избираю;
- -чет-/-чит-: вычет - вычитать; почет - почитать (здесь имеются исключения: сочетать, сочетание, чета);
- -дер-/-дир-: выдернуть - выдирать; отдерешь - отдирать;
- -стел-/-стил-: стелет - устилает; постелить - постилать;
- -мер-/-мир-: вымереть - вымирать; умереть - умирать;
- -жег-/-жиг-: обжечься - обжигать; зажечь - зажигать;
- -тер-/-тир-: натереть - натирать; затереть - затирать;
- -блест-/-блист-: заблестеть - блистать; блесна - блистательный;
- -пер-/-пир-: отпереть - отпирать; запер - запирала.
Также от последующего суффикса -а- зависит гласная "а" в корнях -кас-/-кос-: касание - прикоснуться; касательная - коснуться .
Правописание зависит от лексического значения
Особую сложность представляют корни с чередованием гласных, где необходимо правильно растолковать значение слова.
Например, -мак-/-мок-: здесь следует обратить внимание на процесс. Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье . Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное .
Второе чередование: -равн-/-ровн. Необходимо обратить внимание на результат действия. В словах, которые говорят о выравнивании, делании одинаковым, следует писать -равн-: квадратное уравнение; сравнить по росту, держать равновесие . Если же имеется в виду процесс формирования ровной поверхности, в корне пишется буква "о": сровнять яму с землей ; выровнять асфальт ; разровнять грядки . У данного правила есть исключения: равнина, уровень, поравняться и все его производные, поровну .
Чередование согласных
Чередование согласных также имеет место в русском языке. Разберем примеры:
- к - ч: рука - ручной;
- х - ш: грех - грешный;
- г - ж - з: друг - дружочек - друзья;
- д - ж - жд: водить - вожатый - сопровождать;
- б - бл: любовь - влюбленный;
- п - пл: ослеп - ослепла;
- в - вл: ловит - улавливает;
- м - мл: кормить - кормлю.
Чередование безударных гласных в корне - страшное место русской орфографии. В то время, как большинство корней решено было писать одинаково во всех однокоренных словах, некоторые корни (неясно, почему именно они) остались на привилегированном положении. Они не подчинились общему правилу и пишутся по традиции. А что такое традиция языка? Это нормы правописания, которые стихийно сложились в те времена, когда правил орфографии ещё не было. Т.е., не имея правил, люди писали, кому как нравится, сложилась традиция написания одних слов с такой буквой, других слов с этим же корнем - с другой буквой. А когда правила начали составлять, слова эти решили оставить в том виде, к которому народ уж и привык. И теперь каждое поколение школьников расплачивается за то, что предыдущие поколения не пришлось переучивать. И это ещё не всё. Корней с чередованием становится всё больше и больше. Точнее, всё время обнаруживаются неучтённые корни. Коллекция постоянно пополняется, окончательных списков исключений и слов с чередованием нет, реформировать правило никто не собирается. Крепитесь, товарищи! Это всё вам придётся выучить.
Чередование в корне
Правило
Чередование А и О
Буква зависит от суффикса А
Чередуются: ка са /ко с, ла га/ло ж. Если после корней кос/кас, лаг/лож есть суффикс А, в корне пишется буква А: прика са ться - прико снуться, поло жить - пола гать. Запоминайте, как заклинание: каса-лага.
Буква зависит от соседней согласной
Корень лаг/лож попадает и в эту группу правил. А всегда пишется перед Г, О - перед Ж. Исключение: поло г. Это слово можно не считать исключением, т.к. значение корня уже сильно далеко от лаг/лож. В слове полог, скорее, действует уже полногласие .
В корне скак/скоч - перед К пишется А, перед Ч – О: скак áть – выскоч úть . Исключения: скачóк, скачý.
В корне рас(т)/ращ/рос - пишется А перед СТ и Щ; в остальных случаях пишется О: раст ение, наращ ение – выро сший, заро сли, поро сль. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов.
Буква зависит от ударения и его отсутствия
Это самая трудная часть правила. Потому что надо не запутаться, в каких корнях без ударения писать О, в каких - А.
Итак, во всех корнях под ударением пишем ту букву, какую слышим .
Без ударения А пишется в корнях зар, плав, пай (чередование зар/зор, плав/плов/плыв, пай/пой ): за рево - зо ри - за ря, припо й - па яльник.
Без ударения О пишется в корнях гор, клон, твор (чередования гор/гар, клон/кклан, твор/твар ): га рь - выго реть, скло н - кла няться.
Исключения: выга рки, изга рь, прига рь (маловероятно, что вы употребите где-либо эти слова, но они могут встретиться на экзамене), утва рь, зо ревать, пло вец, пло вчиха. В разных пособиях по-разному пишут название птички: "зорянка" и "зарянка". По последним данным это слово всё-таки не является исключением.Буква зависит от смысла.
Здесь мы имеем самую немотивированную часть правила. Существует множество омонимичных или созвучных пар слов, имеющих похожие корни с разным значением и с разными буквами: флаг развевается, ребёнок развивается, залезать на дерево, зализать рану и т.д. Но почему-то только две пары таких слов названы корнями с чередующейся гласной. Если у корней разные значения (пусть даже в чём-то близкие), значит, корни разные. А раз корни разные, при чём тут чередование? Но приведём эти правила в формулировке Розенталя .
" Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» : уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» : заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным)." Исключения: ра вняйсь! ра внение, ра вняться, ра внина.
" Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» : макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость» : вымокнуть под дождём, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ."
Чередование Е и И
Эти корни, к счастью, подчиняются одному принципу: если есть суффикс А - пишется И, иначе - пишется Е. Главное - запомнить корни, в которых существует такое чередование. Итак, запоминаем: бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел- – стил-, чет- – чит-
Исключения: соче та ть, соче та ние, проти рка, зади ра. Последние два исключения можно и не запоминать, т.к. буква в них находится под ударением, ошибиться невозможно.
Вот как выглядит это правило в своде 1956 года:
"Чередование и и е находим в следующих глаголах :
- сжигать - сжечь , выжигать - выжечь и т. п.;
- постилать - постелю , расстилать - расстелю и т. п.;
- раздирать - раздеру , удирать - удеру и т. п.;
- отпирать - отпереть , запирать - запереть и т. п.;
- стирать - стереть , растирать - растереть и т. п.;
- умирать - умереть , помирать - помереть , замирать - замереть и т. п.;
- избирать - изберу , прибирать - приберу и т. п.;
- вычитать - вычесть , прочитать - прочесть и т. п.;
- сидеть - сесть ;
- блистать - блестеть ."
Чередование Я и И
В чередованиях ня/ним тот же принцип: И пишется после суффикса А: уня ть - уни мать, обня ть - обни мать.
Примеры
Прика саться - прико сновение
Поло жить - пола гать
Тва рь - вытво рять
За ря - зо ри
Ска кать - выско чить
Ра стение - ро сток
Приго рать - га рь
Выми рать - уме реть
Отди рать - отде рёшь
Бли стать - бле стеть
Выти рать - выте реть
Упомя нуть - упоми нать
История правила
Первое правило, похожее на современные правила о чередованиях гласных, возникло у Грота и касалось правописания слов с корнем РОС/РАСТ/РАЩ
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
к..варный
переб..рёшь
просл..вляя
вр..щение
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание:
обАяние-НГ
кОварный-НГ
перебЕрёшь-ЧГ
прослАвляя-ПГ
врАщение-НГ
Слово с чередующейся гласной переберёшь подчиняется правилу правописания корней с чередованием БИР/БЕР
При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.
На вопрос о написании букв Е и Ё: в бланках ЕГЭ буква Ё есть. Если в задании-слове была буква Ё, что мешает её написать во избежание потери целого балла, не так ли? Поэтому настоятельно рекомендуем: сказано ВЫПИСАТЬ, значит, списать так, как в задании. В данном случае буква ё была, поэтому и ответ тоже с ё.
Ответ: переберёшь.
Ответ: переберёшь
Актуальность: Используется с 2015 года
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Правописание корней
Правило: Задание 9. Безударные гласные в корнях слов
ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.
Общее понятие о корне как части слова
Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).
В задании 8 встречаются:
Для успешного выполнения задания необходимо:
Уметь определять тип корня;
Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.
В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.
8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением
ПГ
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:
Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга
- Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: зале зать (в карман) – зали зать (раны), отва рить (картофель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всходы) – разря дить (ружье), ума лять (значение) – умо лять (о пощаде), приме рять (ме́ ра) костюм – прими рять (ми р) соседей; разве вается (ве́ ять) флаг – разви вается (разви́ тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
- Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
- Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездиться (гнёзда)
- Безударные а - о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка ). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а .
- Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент , хотя аккомпанировать . Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфиц ировать , хотя дезинфек ция . Сохраняется гласная корня в словах инъекция - инъецировать, проекция -проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
- Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).
ПРИМЕЧАНИЯ
8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении НГ
Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.
8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием
Краткое обозначение в пояснении ЧГ
Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.
Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.
8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
Перед суффиксом А | Нет суффикса А | Исключения | Похожие корни |
1 собирать – би
р(а) – 2 запирать – пи
р(а) – 3 обдирать – ди
р(а) – 4 обтирать – ти
р(а) – 5 замирать – ми
р(а) – 6 выжигать – жи
г(а) – 8 расстилать – сти
л(а) – 9 блистать – бли
ст(а) | 1 бер – собе
рет 2 пер – запе
реть 3 дер – обде
рет 4 тер – обте
реть 5 мер – заме
реть 6 жег – выже
г 7 чет – выче
т 8 стел – рассте
лить 9 блест – бле стеть | 7 сочетание, сочетать
| 4 потерять, потерпеть 5 мир, мера |
Обратите внимание:
противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид). |
Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А
Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить – стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!
Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .
8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я
Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:
нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.
8.3.3.Чередование гласных а/о в корне
В зависимости от условий существует несколько типов.
1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.
Под ударением | Без ударения | Исключения | Похожие корни |
гар/гор | |||
Только а : загАр, огАрок | Только о : загОрелый, угОрел | выга рки, изга рь, прига рь | горе, гора, горячий, горький |
клан/клон | |||
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн | Только о : склОнение, наклОнить | нет исключений | клонировать |
твар/твор | |||
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество | Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить | утварь | творог |
зар/зор | |||
Пишется и а , и о : зАрево, зОри | Пишется только а : зАря, зАрянка | зоревать | прозорливый |
плав/плов/плыв | |||
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв | Пишется а : поплАвок Пишется ы : плывучий, плывун | пловец, пловчиха | расплавленный |
2. Правописание корня зависит от последующей буквы.
Условие | Примеры | Исключения | Похожие корни |
раст/ращ/рос | |||
Перед СТ | только а : рАсти, подрАстать, рАстение | росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, подростко́вый, Ростов, Ростислав | |
Перед Щ | только а : вырАщивать, отрАщивать | нет | вращение, превращение |
Перед С | только о : вырОсли, | отрасль | |
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы. | |||
лаг/лож | |||
Перед Г | всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое | нет | |
Перед Ж | всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить | полог | сложноватый, наслаждение |
кас/кос | |||
Перед А | всегда а : касаться, касание | нет | косичка, косой, косить |
Нет А | всегда о : прикОснуться | нет | |
скак/скоч | |||
Перед К | обычно а : прискАкать | раскачаться | |
Перед Ч | обычно о : заскочить | скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением) |
3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.
Пишется А | Пишется О | Исключения | Похожие корни |
равн/ровн | |||
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение | корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. | поровну, ровесник, равняться, равнина | |
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее часто употребляемые слова с этими корнями следует просто выучить. | |||
мак/моч | |||
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску | корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой |