Выключатели

Небольшая легенда про розу либо история. Легенды о цветах

Небольшая легенда про розу либо история. Легенды о цветах

February 5th, 2016 , 04:25 pm

За основу данного обзора взят перевод с немецкого нескольких глав книги «Vielfalt der Rosen eine Ausstellung zur Kulturgeschichte der Rose»,
Barbara Hell (Hrsg.) Düsseldorf, 1996.

Гравюра из книги «Rosen. Ein Taschenbuch für 1829» Leipzig 1829

Много миллионов лет назад, задолго до появления на Земле первого человека, розы уже цвели и благоухали, пленяя небеса своей восхитительной красотой. Ученые склоняются к выводу о том, что родиной цветка является Персия. Первые, самые ранние в историческом плане, сообщения о розах сохранились в странах Ближнего Востока. Вплоть до средневековья в Европе были известны только сорта диких роз, в то время как в Персии уже выращивали розы с восхитительным ароматом на протяжении тысячелетий. В качестве примера можно привести шиповник гальский (Rosa gallica) или дамасскую розу (Rosa damascena), которая была завезена в Европу из Сирии только в 1875 году. В культурном наследии стран Ближнего Востока розам уделено особое место, множество исторических источников, поэм и эпосов, восхваляют красоту и изящество этого удивительного цветка.

Чтоб добиться любви самой яркой из роз,
Сколько сердце изведало горя и слез.
Посмотри: расщепить себя гребень позволил,
Чтобы только коснуться прекрасных волос. Омар Хайям (1048-1131)

Cделаю небольшое отступление. О розах повествуют и древнеиндийские сказания. В книге Савицкой мне на глаза попались два утверждения:
1. По-персидски роза называется «гюль», что в переводе означает прекрасный цветок, а Персия - Гюлистаном, что означает «сад роз или прекрасных благоуханных цветов».
*
2. По преданию Богиня изобилия, процветания, удачи и счастья Лакшми, возлюбленная жена Бога Вишну, родилась из раскрывшегося бутона розы золотого лотоса со 108 большими лепестками и 1008 мелкими.* Из книги в книгу, из одного цветочного обзора в другой, кочует история о рождении Лакшми из бутона розы. Это ошибочное утверждение. На мой взгляд, ошибка вкралась из-за того, что прекрасный лотос часто называют водяной розой (LOTOS -> WASSERROSE). ЛАКШМИ, ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ШРИ ВИШНУ, СТОИТ В ЛОТОСЕ И ДЕРЖИТ ЛОТОС В СВОЕЙ РУКЕ.
А вот про Гюлистан — очень интересно. На фарси Gül — это «роза», на слуху у нас имена: Гюльчатай, Айгюль. Имя Гюльчатай переводят, как «горный цветок».
На разный лад пересказывается в сети легенда, повествующая о том, как Брахма, любивший и почитавший лотосы, спорил с Вишну о красоте цветов. Вишну показал ему цветущую розу и великий Брахма признал свою ошибку и вместе с ней первенство Вишну.** Но ни одной ссылки на серьезные источники, подтверждающие эту легенду, мне найти не удалось.

* Мистика Востока. Большая энциклопедия. Автор Светлана Савицкая
**Мифология. Статьи для мифологических энциклопедий. Том 2. Автор Владимир Топоров

Из сети: Die älteste gesicherte Darstellung der Rose findet sich auf einem Fresko im Palast von Knossos auf Kreta. (The Palace of Minos) Древнейшее изображение розы найдено при раскопках на Крите, в Кноссосе, на минойской фреске, восходящей к 2000-1700 гг. до н.э.(известно, что к концу 15 века до н.э. дворец уже был полностью разрушен землетрясением). Рядом с голубой птицей изображен куст шиповника или дикой розы.

Розы начали культивировать достаточно рано и в Древнем Китае. В императорской библиотеке хранится обширная коллекция книг о розах. Конфуций (551 — 479 до н.э.) сообщал в своих трудах о богатейшем императорском розарии в Пекине.
Документальные источники подтверждают особое отношение к розам и в Древней Греции. Гомер описывал в «Илиаде», как Афродита бальзамировала при помощи розового масла тело вождя троянцев Гектора, который был убит Ахиллом. В поэме розами был украшен и щит самого Ахилла. Цитата: Auch der Schild des Achilles soll mit Rosen geschmückt worden sein. В другом источнике я нашла информацию о щите Ахилла с уточнением, что речь идет об «Одиссее»: Homer schreibt in der Odyssee, dass der Schild des Helden Achilleus mit Rosen geschmückt war. Но в русскоязычных переводах «Илиады» никаких роз на щите Ахилла мне отыскать не удалось.
Знаменитая греческая поэтесса Сапфо, жившая в 8-м веке до н.э. на острове Лесбос, называла розу «Королевой цветов». Этот почетный титул роза пронесла сквозь века, с античных времен и поныне не утратила она своего королевского величия, в одах и сонетах, поэмах и элегиях воспевают поэты красоту цветка.
Sappho:
Wie ein jungfräulich Erröten
zieht es durch die Lauben hin:
Oh, die Rose! - Ach, die Rose
ist der Blumen Königin.

Древнегреческий поэт Анакреон (около 500 г. до н.э.) именовал розу «радостью Афродиты и любимым цветком муз». Он описывал рождение розы из белоснежной пены морских волн, окутывавших тело вышедшей на берег Афродиты. Боги были поражены красотой цветка и окропили его божественным нектаром, от этого роза и приобрела такой волшебный аромат. Роза считается священным цветком богини любви Афродиты.
Anakreon:
"Gerne halte ich diese zauberhafte Blume in der Hand,
die auch verwelkt den Duft ihrer Jugend nicht verliert".
Какое счастье держать в руках этот волшебный цветок,
Который, даже увядая, не теряет аромат юности.

Греческий историк Геродот (484 — 425 г. до н. э.) в восьмой книге своей «Истории» описывает сады царя Мидаса в Македонии и упоминает там шестидесятилепестковую махровую розу. Один из основателей ботаники древнегреческий философ Теофраст около 300 г. до н. э. в «Исследовании о растениях» даёт описание роз с 15-ю, 20-ю и даже 100 лепестками: большинство роз имеют пять лепестков, но есть двенадцати- и двадцатилепестковые, бывают и такие, у которых число лепестков существенно больше, говорят, есть розы, которые так и называются "столепестковые".

Нашла интересную статью с забавным названием «Сколько лепестков было на розах в садах царя Мидаса?» Автор А.Ю.Братухин поясняет, что надо понимать под описанием столепестковых роз.

Древние римляне, подражая греческим обычаям, осыпали лепестками роз путь победителей, украшали себя венками из роз и гирляндами из нанизанных на длинную нитку розовых лепестков, возлежали на подушках, наполненных душистыми лепестками, носили при себе ароматические мешочки, пили вино из лепестков роз и для сохранения красоты и молодости принимали ванны с эфирным розовым маслом. Гладиаторы умащивали тело розовым маслом, чтобы быть непобедимыми в сражении. В Древнем Риме роза являлась символом победы, римские императоры носили венки из роз в качестве короны. Тысячи цветков служили украшением пышных римских пиров и застолий, на это тратились огромные суммы. Расходы на покупку роз, которые приказал привезти в зимнее время из египетской Александрии римский император Нерон (37 — 68 н.э.), составили четыре миллиона сестерциев, что по сегодняшним ценам (цены на 1996 год) соответствует примерно полумиллиону марок. Пиршество проходило в знаменитом «Золотом доме», расположенном на центальном из семи римских холмов Палатине. Вращающиеся стены и потолок зала демонстрировали смену времен года, миллионы лепестков роз символизировали попеременно то снег, то дождь. Гости купались в бассейнах, наполненных розовой водой, и пили изысканные вина.
Римский император Гелиогабал (204 — 222 н.э.) приказал рассыпать с потолка розы в таком количестве, что некоторые из приглашенных на пир гостей задохнулись, дождь из лепестков роз погубил недругов молодого императора. Этот трагический сюжет был положен в основу картины «Розы Гелиогабала» («The Roses of Heliogabalus» 1888) английского художника Лоуренса Альма-Тадемы.


На утопающих в розах гостей равнодушно взирает сам Гелиогабал и его мать Юлия Соэмия. Справа за Гелиогабалом стоит женщина, играющая на авлосе, а вдалеке видна статуя Диониса, написанная художником с оригинала, хранившегося в музеях Ватикана. Эту же тему использовал в своей работе русский художник Павел Александрович Сведомский (1849, Санкт-Петербург — 27 августа 1904, Рим)

Роскошная жизнь, которую вели римские патриции и нобили, требовала такого огромного количества роз, что гигантские цветочные плантации (Rosetum) создавались даже за счет вытеснения зерновых культур. Знаменитые розарии были расположены в Пестуме (Посейдония), юго-восточнее итальянского города Салерно. Для того чтобы розы цвели круглый год, древние римляне строили теплицы и поливали розы теплой водой, использовавшейся также и для обогрева домов. Надо заметить, что основным назначением садов того времени было выращивание полезных растений, плодовых, овощных, лекарственных, а также разнообразных пряностей, можно только удивляться, столько заботы и внимания уделялось розам. И всё равно роз было недостаточно, их доставляли кораблями из Египта. До сих пор остается неразгаданной тайна, каким образом египтянам удавалось сохранить свежесть и благоуханность цветов в течении длительного шестидневного перехода. (из сети: как упоминается в папирусах времен правления Рамсеса II, розы в Древнем Египте выращивали уже в тринадцатом столетии до нашей эры.) В произведениях древнеримских писателей встречается описание около 10 сортов роз. Дамасскую розу (Rosa damascena) можно увидеть на мозаике из Помпеи, хранящейся в Неаполитанском музее. Увы, с падением Римской империи пришли в упадок и пышные розарии.
Дамасская роза. Rosa damascena rubrotincta. Alfred Parsons (1847-1920)

В раннем средневековье розы можно было отыскать только в монастырских садах. Монахи, в основном бенедиктинцы, выращивали розы для медицинских надобностей. В основном это был шиповник галльский Rosa gallica, который, вероятно, был доставлен торговцами из Рима. Именно Rosa gallica является родоначальником класса старинных садовых роз (Old Garden Rose). Не стоит забывать, что розы использовали не только из-за их целебных свойств, но и для придания более приемлемого вкуса горьким лекарственным настоям. Около 800-го года император Карл Великий издал инструкцию по управлению поместьями Capitulare de villis vel curtis imperii, перечень правил касался правовых моментов, а также распоряжений по развитию сельского хозяйства и садоводства. Подданные всех сословий помимо лекарственных трав обязаны были высаживать и розы. Можно утверждать, что в 11-м веке роза завоевала всю Европу не только благодаря своей целительной силе, но и благодаря своей необычайной красоте.
Роза становится также важным христианским символом поклонения Пресвятой Деве Марии . Марию называли «Розой без шипов» и «Райской розой». Белая роза олицетворяет собой чистоту и непорочность Богородицы. Считается, что райские розы были белыми и не имели шипов. Красный цвет розы объясняется пролитой на кресте кровью Иисуса Христа, а острые шипы символизируют грехопадение. Для христиан красная роза и шипы — символ Страстей Господних. В позднем средневековье живая изгородь из роз становится аллегорией рая, райский уголок, где розы символизируют чистоту и безгрешность Марии, можно увидеть на картинах «Die Muttergottes in der Rosenlaube» Штефана Лохнера (Stefan Lochner ок.1440 - 1442) и «Maria im Rosenhag» Мартина Шонгауэра (Martin Schongauer 1450 - 1491).


Со времён средневековья возносимые молитвы сравнивались с прекрасными розами. В 1208 году Святой Доминик де Гусман Гарсес ввел в обращение католические чётки — розарий (Rosenkranz). Розарием называлась и молитва, читаемая по этим чёткам. Маленький розарий («kleine Rosenkranz») содержал 33 бусины (число лет жизни Христа) и ещё пять больших бусин (пять ран Христа). В те времена бусины в чётках изготавливали из перетертых со связующим средством лепестков роз. Для этих целей использовался, например, гуммиарабик — затвердевающая на воздухе вязкая смола, которую выделяют различные виды акаций.
Дева Мария Розария, держащая на руках Младенца Иисуса и протягивающая чётки (розарий) Святому Доменику. По церковному преданию, Cвятой Доминик получил чётки от явившейся ему Богородицы. Lorenzo Lotto (1480-1556) «Madonna del Rosario» 1539


Сюжет известной немецкой поэмы 1295 года «Розенгартен» («Rosengarten zu Worms» Розовый сад в Вормсе), имена героев которой знакомы нам по эпосу «Песнь о Нибелунгах», очаровывает читателя своеобразной романтикой средневековья. В прекрасном розовом саду Вормса, оберегаемая Зигфридом и бургундцами, живёт дочь короля Бургундии красавица Кримхильда. На рыцарский турнир в Вормсе собираются отважные рыцари, победителя каждого поединка ждёт награда — венок из роз и поцелуй Кримхильды. В Розенгартене устраивают «ристалище»— специальную площадку для проведения рыцарских турниров и поединков, вокруг которой воздвигались скамейки и ложи для зрителей. Тут-то и появляется монах Ильзан, в котором пробудились былая удаль и страсть к битвам, да так, что он решил отказаться от размеренной монастырской жизни и вспомнить времена своей молодости. Одержав победу в турнире и выиграв 52 поединка, Ильзан получает в награду 52 веночка из роз и 52 поцелуя Кримхильды. До ссадин исков нежные девичьи щеки своею колючей бородищей, победитель возвращается в монастырь, устраивает взбучку монахам, требуя отпустить ему грехи — в общем, ведет себя, как настоящий герой, достойный народного обожания и восхищения. В течение нескольких столетий отважный монах Ильзан был популярен в народе, его изображения встречаются на гравюрах XV и XVI веков. Остаётся только гадать, действительно ли в том чудесном Розенгартене, где жила Кримхильда, росли розы, или это только ласкающее слух название, а увитую чудесными розами картину дорисовало воображение средневековых художников. В эпоху Средневековья роза была важным геральдическим элементом и символом любви дворянина к даме сердца.

С незапамятных времен роза считалась священным мусульманским символом. Образ белой розы мусульмане связывают с упавшими на землю капельками пота Мухаммада на пути его восхождения к Небу. Во время Первого крестового похода было основано Иерусалимское королевство. Христиане завоевали Иерусалим в июле 1099 года. Султан Египта и Сирии Салах ад-Дин (Саладин) вступил в борьбу с христианами и в 1187 году разбил крестоносцев в битве при Хаттине, а затем, после недолгой осады, взял Иерусалим. Саладин послал 500 верблюдов с розовой водой для мечети Омара, чтобы очистить мечеть от христианской веры. В 1453 году турками-османами под предводительством султана Мехмеда II был захвачен христианский Константинополь, являвшийся на тот момент столицей Византийской империи. Прежде чем Софийский собор в Константинополе был превращен в мечеть, султан Магомет II приказал вымыть его розовой водой.

Вооружённые столкновения в борьбе за власть между группировками английской знати в 1455—1485 годах получили название «Война Алой и Белой Розы». Розы были отличительными знаками двух враждующих сторон. Значимость этой символики возросла, когда король Генрих VII в конце войны объединил красные и белые розы фракций в единую красно-белую Розу Тюдоров.

Распускающуюся на кресте розу выбрал своей эмлбемой Орден розенкрейцеров, «Орден розы и креста» — тайное мистическое общество, предположительно основанное в период позднего средневековья в Германии.

В эпоху Возрождения роза символизирует не только красоту и совершенство, но и влечение, желание, любовь, блаженство. Картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли (1444-1510) «Рождение Венеры» является шедевром эпохи Возрождения. Дыхание бога ветров Зефира сливается с дыханием его супруги Флоры. Подхваченные дуновением ветра, кружатся розы вокруг богини любви Венеры, словно легкокрылые бабочки порхают вокруг прекраснейшего из цветков.

В эпоху барокко и рококо роза становится доминирующим элементом стиля в искусстве. В аристократических кругах входит в моду создание пышных розариев, розы высаживаются в городских и загородных садах.

Селия из комедии Шекспира «Как вам это понравится», J. Bostock ; W.H. Mote.

В XVI-XVII веке в Голландии широкое распространение получает махровая "столепестковая" или "столистная" Rosa Centifolia, которую называли розой Прованса или «капустной» розой (англ. Cabbage Roses, нем. Kohl-Rose). Эта, похожая на кочан капусты, роза часто встречается на картинах голландских живописцев того времени.
Ян ван Хейсум (Jan van Huysum Амстердам, 1682-1749)
Pierre-Joseph Redouté (1759 -1840).Cabbage Rose, Rosa Centifolia L. Major.

На протяжении столетий писатели и поэты подчеркивают необыкновенную значимость, красоту и символичность розы. Одним из самых знаменитых и наиболее популярных в своё время сочинений средневековой литературы была французская аллегорическая поэма XIII века «Роман о Розе» (фр. «Roman de la Rose»), это своеобразный любовный кодекс для аристократического общества. Роман состоит из двух частей, авторами которых являются французские поэты Guillaume de Lorris (1205-1240) и Jean de Meung (1240-1305).
Повествование первой части начинается с небольшого предисловия автора, который сообщает читателям о своем намерении рассказать об одном удивительном сновидении. Двадцатилетнему юноше снится прекрасный небесный сад, наполненный птичьими голосами и ароматом цветов. Владельцем сада является Радость. В саду поэту встречаются аллегорические персонажи: Красота рука об руку с Богатством, разодетые в пышные одежды Удовольствие(наслаждение) и Радость представлены в виде идеальных любовников. Весёлая компания гостей поёт, танцует и музицирует. Юноша, тайно преследуемый Амуром, углубляется в тенистые аллеи сада, где в зеркальном отражении вод принадлежащего Нарциссу фонтана замечает бутон розы, который настолько восхищает его, что он не в силах отвести взгляд. В этот момент стрелы Амура ранят сердце юноши и он устремляется на поиски цветущего розового куста. Минутное увлечение перерастает в страсть, он объявляет себя вассалом Любви. Амур отмыкает ключом его сердце и даёт ему наставления. Дальнейший сюжет рассказывает о стремлении молодого человека добиться благосклонности прекрасной Розы. У него есть помощники и советчики: Bel-Accueil (дружественный приём), Raison (благоразумие), Сладкоречие, Сладостный Взор, Великодушие и др. Злодеи и пороки: Malebouche (клевета), Peur (страх), Honte (стыд) и Jalousie (ревность) чинят всяческие препятствия на его пути. Пылкий влюбленный приближается к Розе, но недремлющие стражи Стыд и Страх преграждают ему путь. Разум, наблюдающий за событиями с высоты своей башни, призывает к сдержанности, но обуяный страстью юноша не внемлет его советам. Bel-Accueil подсказывает юноше, как утихомирить стражей, но когда те отступают, на пути юноши встает Целомудренность. На помощь приходит богиня любви Венера и юноше удается поцеловать розу. Разгневанные его дерзостью стражи возводят вокруг Розы неприступный замок...


Страницы древнего рукописного манускрипта оформлены бесценными иллюстрациями средневековых художников.

А кто же из нас не читал романа Умберто Эко «Имя розы». Роза была воспета в произведениях Иоганна Вольфганга фон Гете, Райнера Марии Рильке, Пауля Целана и многих-многих других известных поэтов и писателей.

В безмолвии садов, весной, во мгле ночей,
Поет над розою восточный соловей.
Но роза милая не чувствует, не внемлет,
И под влюбленный гимн колеблется и дремлет. Александр Пушкин. Декабрь 1826 — февраль 1827

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой! Иван Мятлев (1834)

Гравюра 1876 года, выполненная с акварели Anais Toudouze.

Розы играли важную роль и в любимых с детства сказках, будь то «Спящая Красавица» Шарля Перро или «Белоснежка и Краснозорька» братьев Гримм. В 1911 году в Королевском оперном театре в Дрездене состоялась премьера комической оперы Рихарда Штрауса «Кавалер розы» (Rosenkavalier). О розах упоминалось в текстах серьезных церковных гимнов и песнопений, до сих пор исполняется, к примеру, рождественская песня «Es ist ein Ros entsprungen», найденная в старинной песенной книге 1599 года. О розах поётся в бесчисленных современных шлягерах. В 1961 году в Германии хитом стала песня «Белая роза Афин» («Weiße Rosen aus Athen») в исполнении Nana Mouskouri, эта песня была переведена на семь языков. Не уступают ей в популярности и советские песни: «Белые розы» cлова и музыка Сергея Кузнецова, «Миллион роз» на стихи Андрея Вознесенского, музыка Раймонда Паулса (1982), песня любима не только на территории бывшего СССР, но и в Японии, её поют на английском, корейском, финском и на иврите.
А сколько женских имён, производных от слова «роза»: Розалинда, Розалия, Розита, Роз, Розамунда, Розмари...Роза украшает гербы и монеты, ордена и знамена, даже сургучные печати зачастую содержали этот символ. Красную розу, как эмблему Англии, можно увидеть на гербе Великобритании рядом с шотландским чертополохом и листьями клевера. Красная роза — «Lippische Rose» символ изображенный на геральдическом щите вестфальскго владетельного дома Липпе — украшает герб Земли Северный Рейн-Вестфалия. Роза и лилия были самыми востребованными цветами в геральдической символике. В XV веке при Эдуарде IV появился английский золотой нобль с изображением розы роузноубл (розенобль), который чеканили до 1619 года. Роза была изображена на обеих сторонах роузноубля. На аверсе был изображен король в доспехах на корабле с большой розой на борту, на реверсе - крест, по углам которого - четыре льва, а посредине - солнце с розой. Английский парламент запретил вывоз этих монет из страны. Вычитала, что существовал подражательный нидерландский вариант с такими же изображениями, как и на английских монетах.

В первой половине XVI века в Московском государстве ходили монеты четырёх родов: московская, новгородская, тверская и псковская. Самой мелкой монетой была деньга. Самая древняя московская деньга имела овальную форму, на одной стороне была изображена роза, а на другой — надпись.

Louis Sußmann-Hellborn «Dornröschen», 1878 Nationalgalerie Berlin
«Спящая Красавица»


Роза в архитектуре (знаменитые окна-розетки), скульптуре и живописи, роза в традиционных орнаментах тканей и одежды, роза, как элемент декора на фарфоре и мебели...несть числа выведенным за последние два столетия сортам роз. Помните обидчивую красавицу розу, с которой пытался подружиться Маленький принц, эту трогательную историю в 1958 году поведал миру французский писатель Антуан Сент-Экзюпери.
На твоей планете,-сказал Маленький принц,-люди выращивают в одном саду пять тысяч роз и не находят того, что ищут. А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды... но глаза слепы. Искать надо сердцем.

Розы - безусловно, очень красивые цветы. Откуда произошли розы? У роз существует очень интересная история и легенды их происхождения.

Во многих культурах роза считается царицей среди цветов и является объектом восхищения и поклонения, символом страстной любви.

Первые сведения об этом цветке встречаются в древнеиндусских сказаниях. В Индии настолько почитали розу, что цари одаривали большими богатствами тех, кто приносил им этот цветок.

Не меньше легенд о розе появилось и в Древнем Иране. Согласно одной из них к Аллаху пришли все цветы и попросили, чтобы вместо царственного, но ленивого Лотоса им был назначен новый правитель. И тогда Аллах сотворил великолепную белую розу с острыми шипами.

По другой легенде, роза появилась от капель пота Магомета, когда тот восходил ночью на небо. Магометане верят в очистительную силу этого цветка, и если они увидят розу, валяющуюся на земле, то ни за что не наступят на нее, а перенесут на чистое место. Очистительную силу приписывают они и розовой воде. По преданию, после захвата турками Константинополя султан Магомет II приказал омыть храм Святой Софии от купола до основания розовой водой, а затем сделал из него мечеть.

Даже великий философ Конфуций воспевал розу и поклонялся ей как божественному цветку. В i ператорских садах Китая растет огромное количес во розовых кустов, а в императорской библиотеке хранятся 500 томов, полностью посвященных только розе.

❧ В саду иранского дворца Негаристан растет уникальная роза эглантерия, высота которой достигает 6 м, а обхват ствола - 70 см.

Ученые до сих пор спорят, была ли известна роза древним евреям. Тем не менее в Талмуде сказано, что из крови невинно убитого Авеля выросла красная роза. Кроме того, важным элементом наряда любой еврейской невесты является красная роза. В VII в. до н. э. во времена правления царя Птолемея в Египте в городке Арсиное росло очень много роз, из которых готовили драгоценную розовую воду. Когда царица Клеопатра принимала у себя римского полководца Марка Антония, пол дворцового зала был устлан слоем лепестков роз, толщина которого составляла несколько десятков сантиметров.

Древняя Греция была центром интеллектуальной жизни античного мира, и там тоже почитали розу, считая ее даром богов. Древнегреческий поэт Анакреон повествует о рождении розы из белоснежной пены, окутывавшей прекрасное тело Афродиты, когда та вышла из морской пучины. Боги были настолько поражены красотой цветка, что обрызгали его нектаром, от чего роза и приобрела свой великолепный аромат.

Множество легенд повествует о том, как белая роза превратилась в красную. Одна из них — персидская легенда о соловье и розе. Соловей влюбился в розу и, пленившись ее совершенной красотой, прижал ее к груди. Однако острые, словно лезвия, шипы проткнули сердце несчастного влюбленного, а лепестки цветка впитали его кровь.

Древнегреческая легенда рассказывает, что богиня любви Афродита бежала к своему тяжело раненному возлюбленному Дионису сквозь кусты роз. Острые шипы впивались в ее тело до крови, которая и окрасила лепестки роз в красный цвет.

Роза занимала особое место в быту многих народов. Греки усыпали этими цветами путь победителей, влюбленные дарили их друг другу, невесты украшали свои наряды отдельными розами и целыми венками из них. Кроме того, древние греки считали розу символом бесконечности, поэтому у них существовал обычай украшать ее цветами урны с прахом умерших. По их мнению, чудодейственные свойства розы помогали вернуть красоту, отдалить старость и уберечь останки от разложения. Вязальщики венков из роз пользовались в Древней Греции большим уважением.

Древние римляне переняли у греков поклонение этому растению. В Римской Республике розу почитали как символ нравственности. Также она считалась олицетворением мужества, поэтому воины надевали на голову венки из роз, чтобы избавиться от страха перед битвой; венками из роз награждали и выдающихся деятелей. Над столом часто вешали ветку розы, так как она считалась символом бога молчания Гарпократа. Существует крылатое выражение Sub rosa dictum — «Я сказал под розой», означающее, что сказанное является большим секретом.

После падения Римской империи роза приобрела совершенно другое значение и стала символом веселья и пьяных оргий, олицетворением низменных чувств. Римские аристократы набивали подушки и матрасы лепестками роз, устилали ими полы своих домов. Римский император Нерон приказал сделать стены и потолок в обеденном зале вращающимися и изобразить на них смену времен года. Миллионы розовых лепестков осыпали гостей, символизируя дождь или снег. Римские императоры настолько восхищались ароматом роз, что даже во время водных прогулок усыпали для них поверхность моря лепестками.

В предместьях Рима на месте хлебных посевов разрастались плантации роз, а на его улицах было столько этих цветов, что от их аромата у непривыкших людей случались обмороки.

По причине того, что в Риме роза стала символом развращенности, первые христиане испытывали отвращение к этому цветку. Однако его изумительная красота и нежный аромат со временем вернули их расположение. Белые розы стали символом святой Марии Магдалены, а красная роза потеряла свой цвет, когда Мария пролила слезы раскаяния. В католицизме белая роза считается небесной защитницей хороших людей.

В средневековой Франции роза пользовалась большим почетом и любовью настолько, что даже выращивать этот цветок позволялось далеко не любому. Существовал обычай, согласно которому каждый родитель, пусть самый бедный, обязан был подарить своей дочери венок из роз. В те времена во время крещения даже в святую воду добавляли розовую.

В Англии в XV в. 30 лет длилась братоубийственная война, названная Войной Красной и Белой розы, потому что символами 2 королевских династий были эти цветы. Недавно английскими садовниками был выведен особый сорт розы, названный в память воевавших королевских семей «ланкастер-йоркским». Он отличается тем, что на его кусте распускаются белые и красные розы одновременно.

В старину актеры в Англии носили на башмаках бутоны роз, бывшие атрибутами их костюмов. Позднее роза стала отличительной особенностью облика английских щеголей — ее было принято носить за ухом. Причем предпочтение отдавали большим бутонам — вот тогда наряд считался шикарным. Роза была настолько популярна среди аристократов, что даже сама королева Елизавета носила ее за к своим ухом, а король Эдуард VII так любил этот цветок, что во время похорон монарха его жена Александра положила на тело мужа белую розу.

В Германии розу знали и почитали еще во времена язычества. В одной из легенд рассказывается, что с приходом весны бог огня Локки начинает смеяться, и от этого смеха случаются последние заморозки, тает снег, а из-под него появляются розы. При этом среди германских племен роза считалась олицетворением меча и смертельной раны, поэтому в поэтической аллегории розовые сады стали символом поля брани и кладбища.

После прихода в Германию христианства языческое поклонение этому цветку трансформировалось. Так, в одной средневековой легенде рассказывается, что Дева Мария повесила сушить пеленки своего Сына на куст и на нем зацвели розы. Люди верили, что, прикоснувшись к розе, оборотень опять может стать человеком, а ведьма уличит себя в колдовстве.

❧ В ботаническом саду города Клуж, Румыния, был выведен сорт розы с изумрудным окрасом лепестков, напоминающим прозрачные крылья стрекозы.

Франкмасоны носили на себе розу в Иванов день. Символом ордена розенкрейцеров был Александровский крест внутри венка роз с шипами. Бразильский император Дон-Педро основал орден роз, символом которого стал пятиугольник из звезд с венком роз внутри.

В России украшать сады кустами роз стали только при Петре I, а наибольшего расцвета это новшество достигло при Екатерине II. До наших дней дошла история о семье крепостных, которые настолько хорошо умели ухаживать за розами, что их хозяин граф дал им вольную и фамилию Розановы. Глава данного семейства выращивал розы намного лучше, чем приглашенный специально для этого англичанин.

Обычно лепестки роз окрашены в красный, белый, розовый и желтый цвета, но существуют сорта с редким и необычным окрасом: голубым, черным и др. Так, черная роза стала символом печали. А недавно в Италии вывели сорт розы «пурецца», что в переводе означает «чистота». Он отличается чистейшим белым окрасом лепестков, а стебли куста совсем лишены шипов.

О появлении цветов на земле связано много легенд и поверий. В них олицетворяются образы каждого растения, воспеваются их красота и сила. В мифах повествуется о том, какие приметы могут быть связаны с тем или иным представителем мира флоры. Поговорим на этой странице «Популярно о здоровье» о том, какая существует о цветке ромашка легенда, о розе для детей и о маке. Эти загадочные истории наверняка привлекут внимание юных слушателей.

О розе – легенда № 1

Об этом удивительном творении природы сложено много мифов. Один из них повествует о том, как между богом Вишну и богом Брамой разгорелся спор: какой цветок считать самым красивым? Вишну настаивал на том, чтобы это была роза, а Брама отдавал предпочтение лотосу. Однако второй сразу же изменил свое мнение, как только увидел объект спора: роза, несомненно, была признана богиней цветов.

В древней Индии это растение пользовалось огромным почтением. Тех, кто дарил его царям, сразу же одаривали богатством и золотом. А в Греции считалось, что роза – это цветок победителей, поэтому перед ними выстилали дороги из лепестков этого цветка. Со времен язычества в Германии существовала и своя легенда: когда-то наступала ранняя весна, бог огня Локки был весел и смеялся так сильно, что даже последние заморозки отступили, а из-под тающего снега начали появляться красивейшие, нежные розы.

А как появились алые бутоны? Согласно поверьям, они возникли уже позже белоснежных цветов. Когда богиня красоты Афродита узнала, что смертельно ранен ее возлюбленный Адонис, она побежала через многочисленные розовые кусты, а шипы впивались в ее тело. От капелек крови цветы становились красными.

Роза – очень почитаемое растение и в христианстве. С древних времен ее считают символом рая, чистоты.

Легенда о цветке ромашка № 1

Это самый популярный символ русской природы, а древние славяне причисляли ромашку к семи священным растениям (верба, хмель, плакун, орешник, омела и дуб). Издавна считается, что в том месте, куда падает звезда, вырастает прекрасный цветок. В давние времена соцветия, напоминающие по форме зонтики, были защитой для маленьких гномиков, живущих в степях. Как только начинался дождик, гномик прятался под красивым зонтиком или срывал его и бежал дальше.

Легенда о ромашке для детей № 2

Существует красивое поверье, что ромашки – это глазки, которые наблюдают за небом. Если оказаться в сухую солнечную и ветреную погоду среди ромашкового поля, можно услышать легкий шорох. Это белые реснички на бутонах шевелятся, рассматривая облака, солнышко, планеты и звезды. Наклонившись к цветку, можно узнать о чем-то тайном.

Существует красивая история и о том, как появилось это растение на земле. Одна красивая лесная фея лечила людей, зверушек, никому не отказывая. Добрая и отзывчивая, она заметила, как на лугу играет на волшебной дудочке молодой пастух. Понравился он ей сильно, а она – ему. Стали они красивой парой, а влюбленная фея наделила пастуха удивительным даром исцеления. Поведала она пастуху все тайны, рассказала о волшебной силе растений и камней.

Как только пастух начал помогать людям, он начал брать с них плату, а потом и разбогател. Фея ждала его каждый день на месте встреч, но он так и не пришел. Плакала она горькими слезами, а на земле появлялись ромашки, тянули к небу свои тоненькие стебельки. С каждой слезинкой феи пастух терял силы, и люди перестали к нему обращаться за помощью. Вспомнил он о возлюбленной, которая помогала ему, да так и не нашел ее больше. Звал в поле, да только никто ему не ответил. И только ромашки вокруг тянулись к нему своими нежными головками

В древности люди считали, что этот цветок принадлежит богу Солнца.

Легенда о маке для детей № 1

С этим цветком связано много поверий и красивых историй. Одна из них повествует о том, как появился этот удивительный цветок в мире. Создал однажды Господь землю, были счастливы все растения, животные, и только Ночь была грустной. Старалась она всеми силами развеять свою темноту, но даже множество светящихся жучков не помогало ей. Так и отворачивались от нее все. Тогда Господь создал сны и грезы, которые и стали желанными ночью. Спустя некоторое время, появилась страсть, которая побуждала людей убивать. Разгневался тогда Сон, и вонзил в землю свой могучий жезл, который пустил корни и зазеленел. Превратился он в красивый мак – могучий и величественный цветок.

Легенда для детей № 2

В Древнем Риме существовала другая легенда. Считалось, что этот цветок вырос от слез, пролитых Венерой, когда она узнала о смерти возлюбленного Адониса. Мак называли «слепым ударом», так как цвет его бутонов почти ослепляет тех, кто на них смотрит. А вот сильный запах способен вскружить голову и даже спровоцировать головную боль.

В античном мире маку приписывали лечебные свойства, считалось, что он даже способен погрузить в глубокий сон человека. Этим свойством пользовались и при проведении операций.

Из-за ярко-красной окраски цветков бутонов мак считали символом битв и сражений. Он всегда обильно рос в местах боевой славы, из-за чего люди верили: не цветы это из земли поднимаются, а кровь погибших здесь воинов всходит наверх.

Ну а чтобы маленькие дети не ходили в поле далеко от дома, им рассказывали историю о том, как красные маки вытягивают их силу. И поэтому эти растения называют цветами привидений - "sprokelloem".

На самом деле, каждая легенда – это чья-то выдумка, плод богатой фантазии. Но, как известно, даже в самых невероятных сказках есть доля правды из жизни. Для детей легенда - еще и повод узнавать новое и удивляться окружающему миру.

Сказка о розах из сборника "Иринушкины сказки" (для детей 6-12 лет)

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку из цикла сказок о цветах "Иринушкины сказки", которая написана для самой главной моей слушательницы и самого строгого критика – дочери Ирины.
Материал может быть полезен педагогам ДОУ, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, учителям начальных классов и креативным родителям.

Лычангина Любовь Владимировна, воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад «Дюймовочка» МО г. Алдан, РС (Я)

Цель:
формирование начальных представлений о цветке роза ; экологическое, эстетическое, нравственное воспитание детей посредством сказки.
Задачи:
-познакомить с особенностями строения роз, понятиями «природная защита», «цветовая гамма», «розарий», «подземные источники», «опыление», «культурное растение».
-расширять кругозор, развивать речь, мышление, воображение детей, обогащать их словарный запас;
-воспитывать эстетические чувства и бережное отношение к миру природы.

Сказка о розах

Жила-была на свете девочка Ирина. Внешне она ничем не отличалась от своих сверстниц, и вы, дорогие читатели, можете не поверить, но это была самая настоящая Фея Роз. Она выращивала в своём саду прекрасные розы, но все они были розового цвета. Поэтому у них и было такое название. А ещё они не имели запаха.

Поливала их Ирина кристально чистой водицей из фонтана в саду, который питали подземные источники.

Охранял сад огромный золотой пёс по кличке Дракоша, верный, добрый и очень весёлый.

Благодаря чудесным свойствам воды из фонтана, розы в саду быстро росли, пышно цвели, поэтому сильно разрослись и выглянули за забор.

Это увидела злая ведьма Гризельда, проходившая мимо. Дело в том, что она ненавидела все цветы на свете с самых юных лет.
Её злобному сердцу было чуждо всё изящное и прекрасное. И поэтому Гризельда решила во что бы то ни стало уничтожить пышные кусты все до единого. И стала она дожидаться подходящего часа.

Однажды маленькая Фея покинула свой сад, отправившись по срочным делам.

А злобная ведьма только этого и ждала.
Она угостила золотого пса Дракошу сонной косточкой, и он уснул до самого утра.
Злобная старуха прокралась в прекрасный сад и принялась истреблять розовые кусты своими корявыми, но сильными руками.
Колдунья всю ночь делала своё чёрное дело и этим очень сильно навредила саду, ведь она погубила большую часть несчастного розария.
Вернувшаяся из поездки Ирина очень расстроилась, увидев в своём саду растерзанные розы… В слезах, она побежала к своей крёстной матушке Розелле, жившей за рекой…
Та, недолго думая, раскрыла свою волшебную розовую коробочку-шкатулку и достала пузырёк с перламутровой жидкостью, которую она велела развести в бочке воды и полить полученным раствором истерзанные растения.
Ирина так и сделала.
И розы, у которых уцелели в земле корни, ожили. Им понадобилось немалое время, конечно, но всё же они восстановились. Грустно признать, но вырванные с корнем растения увы - погибли.
Розелла знала, что её перламутровое средство не всесильно и поэтому попросила у соседской Лесной Феи шипов для защиты садовых роз, таких же, которыми была щедро усыпана лесная роза - шиповник.

Случилось во второй раз Ирине покинуть свои владения.
А Гризельда тут как тут. Наивный Дракоша и в этот раз не устоял перед искушением отведать косточку… И снова уснул.
Старуха прокралась в цветущий сад и яростно схватила корявыми лапами первый же подвернувшийся под руку куст.
И дико взвыла от боли. Глупая старуха не знала, что все розы в волшебном саду отныне защищены острыми шипами.
Корчась от жуткой боли, и отчаянно тряся израненными руками, ведьма сломя голову бросилась бежать в лес, чтобы там в лесной избушке залечить свои раны.

Вернувшаяся домой Ирина с облегчением вздохнула, увидев, что все её любимые розы целы и невредимы.

Вдруг она увидела несколько капель крови на одном из кустов и догадалась, что непрошеная гостья всё же посетила сад в её отсутствие.
Ирине вновь понадобился совет крёстной мамы… И вот что они придумали вместе – наделили розы чудесным тонким ароматом, которого раньше у цветов никогда не было.
Вскоре злая ведьма, залечившая свои ранки, и вооружившись железными рукавицами, снова отправилась к саду Ирины с горячим желанием отомстить ненавистной Фее и погубить розовый сад, даже если Ирина окажется дома.
Но не успела она подойти к забору, как явственный насыщенный аромат роз достиг её ноздрей и вызвал сильнейший приступ чихания и кашля, а также – потоки слёз. Дело в том, что Розелла отлично знала, что у Гризельды сильнейшая аллергия на цветочные запахи. Пришлось колдунье убираться домой ни с чем, унося в себе глухую ярость и досаду. Ведь она понимала, что уже никогда ей не подобраться к розовому саду.
Жизнь Ирины потекла по-прежнему – размеренно и умиротворённо. Но вот только со временем стало ей скучно от однообразного розового цвета в её саду. И вскоре этот недостаток розария был исправлен благодаря одному счастливому случаю.
Однажды мимо сада пролетала пчела по имени Жужа.

Привлечённая ароматом роз, она заглянула в сад Ирины. И удивлённо сказала:
-Все розы розовые? Но ведь это ужасно скучно! Я лечу сейчас с цветущего луга, где все растения разного цвета. Это так красиво!

Необходимо разбавить это однообразное розовое царство новыми цветами!
И Жужа отправилась на соседский лужок за яркими красками. Она очень долго трудилась, погружая свой хоботок в серединки цветков, собирая нектар и перенося его на розочки. Так розы получили свои новые краски.
Очень этому обрадовалась Ирина, в особенности ей полюбились розы оттенков красного цвета.




Помимо этого в саду появись жёлтые, белые, оранжевые и даже голубые розы.




Труженица-пчёлка уже полюбила этот дивный сад и не смогла его покинуть. Она поселилась в нём навсегда. И продолжила свою работу по опылению цветов. Так в саду появились розы необычайной красоты - разных цветов и оттенков.





Дорогие читатели! Хочу вам поведать, что Цветочная Фея Ирина с Дракошей и Жужей и поныне живут нескучной жизнью в своём великолепном саду, наслаждаясь разноцветием роз и их нежнейшим ароматом.

Творческие работы учеников 2 класса по окружающему миру.

Легенды о растениях.

Сорняки.

Сорняки – это растительные изгои, которые воровали деньги. Когда – то сорняки были похожи на прекрасные растения. Но попались на воровстве, а это ужасные действия. Из-за этого они были превращены в разные виды сорняков и сейчас крадут еду у других растений!

Нарцисс.

Давным – давно жил юноша по имени Нарцисс. Он себя очень любил, не замечал никого. Всё время он любовался своим отражением в озере. Многие люди обращались к немее за помощью, думая, что и душа у него такая же красивая как и лицо. Но он никому не помогал, потому что заботился только о себе. И когда мама попросила его о помощи, он её не услышал. Бог рассердился и превратил юношу в цветок – Нарцисс.

Роза.

У Розы и Кактуса был день рождения в один день. Кактус сказал Розе: «Ты так прекрасна и беззащитна. Чтобы тебя не обижали, я дарю тебе свои шипы». А роза подарила свой нежный цветок кактусу. С тех пор у розы есть шипы, а у кактуса – цветок.

Роза.

Жила на свете принцесса, необычайной красоты. Звали её Роза. Никто не мог отвести от неё глаза, любовались её глазами, очень прекрасными и очень добрыми. Однажды в саду у одного короля вырос необычайный цветок. И решили его назвать по имени этой девочки – «роза». Однажды принцесса пропала. Никто не смог найти её. Исчезла она без следа. А у цветка вдруг выросли шипы. Принцессу так и не нашли, а все розы во все времена теперь с шипами.

Гранат.

Бог подземного царства Плутон украл полюбившуюся ему красавицу Прозепину. Она была очень зла на него, Плутон совсем не нравился ей. Тогда бог дал съесть похищенной красавице Прозепине зёрна тогда неизвестного никому граната. Он сделал это не просто так. Плутон знал, что зёрна эти волшебные: если съест Прозепина их – она никогда не покинет его. Зёрна эти с тех пор считают символом крепкого брака. А зубчатый хвостик у граната стал символом царской власти. Похож он на корону.

Одуванчик.

Когда-то на землю с Солнца прилетел маленький золотистый огонёк. И там, где он приземлился, вырос необыкновенно красивый цветок, похожий на маленькое солнышко. Однажды его золотая головка стала пушистой и побелела. Весёлый ветерок решил поиграть с ним и унёс с цветка пушинка. Там, где приземлились эти пушинки, выросли цветы, похожие на солнце. Люди назвали этот цветок – одуванчик.

Одоникс.

В одном очень красивом лесу росло такое удивительное растение. Его имя – «одоникс». Растение это было очень красивое и очень полезное. Лечебная сила этого растения помогала и насекомым и зверям и даже людям. Этот цветок цвёл только 2 раза в 2 года. Злой волшебник захотел уничтожить цветок доброты. Много раз он заколдовывал его. Но в определённый день цветок зацветал и колдовство рассеивалось. Происходило это потому, что цветок одониса – это самый настоящий добрый волшебник, только он когда-то решил стать отшельником. С людьми он больше не общался, но пользу им приносил регулярно.