Выключатели

Можно ли засушить недозрелую фасоль в стручках. Вот и выросла фасоль! Уборка и хранение

Можно ли засушить недозрелую фасоль в стручках. Вот и выросла фасоль! Уборка и хранение

Моисей — великая объединяющая фигура еврейской нации и Ветхого Завета христиан, который на горе Синай воспринял от Бога десять заповедей. Пять книг Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), «пятикнижие», почитаются у евреев под названием Тора (закон). Они написаны не одним человеком, а имеют от четырех до пяти главных источников, которые критиками Библии называются «первым и вторым Яхвистом», «Елохистом», а также авторами Второзакония и кодекса священнослужителей. В результате непрерывной редакционной деятельности эти пять книг оформились в единое целое, которое мы имеем сегодня. Эти книги представляют собой первую часть ветхозаветного Канона.

Моисей, безусловно, является исторической фигурой. Его имя египетское и означает «сын» или «дитя; ребенок» (ср. Тот — Мозис, Thot — Mosis, Pa — Мозис, или Ramses (Рамзес), то есть сын Тота, сын Ра). По сведениям египетского жреца и историка Манефона, был жрецом Осириса и звался египтянами Осарсиф. Манефон утверждает, что Моисей был сыном принцессы Термутис, сестры фараона Рамзеса II (Термутис — имя ядовитой змеи, священной для богини Исиды). Еврейское толкование «вытащенный из воды» представляется неправдоподобным. Еврейские источники считатют, что Моисей был сыном Амрама и Иохаведы из колена Левия — касты священнослужителей, которые служили когда-то культу змеи канаитского происхождения.

Поскольку к моменту рождения Моисея всех новорожденных детей евреев по приказу фараона бросали в воду, родители сплели для него «корзинку из тростника и осмолили ее асфальтом и смолою, и, положивши в нее младенца, поставили в тростнике у берега реки». Дочь фараона, которая пришла в это место мыться, нашла его и воспитала как собственного сына…

Возможно, истина где-то посредине: история о положенном в корзинку и «случайно» найденном ребенке должна сделать более приемлемым расхожий сюжет о любви египтянки и еврея. Моисей жил по наиболее вероятным хронологическим расчетам ок. 1450 г. до н.э. «Египетская тьма» перед исходом евреев из Египта (см. Лягушка, Саранча) связывается с извержением вулкана Тира (Санторина), пыльные массы которого затемнили солнце.

Когда Моисей, уже в 80-летнем возрасте, обратился к фараону с просьбой освободить еврейский народ из рабства и разрешить вывести его в Палестину, фараон воспротивился, но Моисей силой магии принудил его это сделать.

Моисей объединил в народ ушедших из Египта евреев благодаря заключению союза с единым Богом Яхве («Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим», Исход 20, 3) и одновременно с религией получил право и нравственный закон. При всех творимых им чудесах Моисей использовал «змеиный жезл», который впоследствии особенно почитался евреями. Он дает дополнительное указание на то, что Моисей вначале получил воспитание как египетский жрец, ведь змеиный жезл и леопардовая шкура принадлежали к обычным культовым атрибутам жреца Осириса.

Сейчас нам трудно судить, можно ли принимать буквально те чудеса Моисея, о которых повествует Библия. Многое говорит, например, в пользу того, что описанные как разделенные во времени события, скажем, выступления Моисея и Аарона перед фараоном, на самом деле части одного длительного сеанса, отдельные фрагменты которого позднейшими рассказчиками расписывались все более сказочно.

Когда Моисей встретился с фараоном, он пришел из Синайской пустыни, где, как рассказывает Библия, он несколько десятков лет провел среди кочевого народа у священника Иофора: Моисей женился на его черноволосой дочери Сепфоре (Библия называет ее мавританкой).

Наверное, тогда Моисей совершенствовал свое магическое искусство в общении с Иофором и Сепфорой, не случайно же он впоследствии неоднократно вступал в спор со своим братом Аароном, также искушенным в магии, и его женой Мириам.

Верховный жрец Осириса со змеиным жезлом и леопардовой шкурой при исполнении ритуала «третьего глаза» Моисей выбивает жезлом Аарона воду из скалы. С точки зрения более глубокой символики здесь речь идет о символе — жаждущей адептами «воде истинного знания» (из книги: «Kes mysleres de la science», 1893).

Самый выдающийся подвиг Моисея состоял в том, чтобы после того, как он вывел евреев из Египта, в плавильном котле пустыни, по которой он водил их в течение многих лет (Библия называет 40 лет, другие источники — 3 года), сделать их тем, чем они мнят себя и по сию пору, а именно: избранным народом!

Моисей последовательно утверждал идею Авраама относительно существования единого Бога.

В основанной им религии Моисей так искусно переплел всевозможные запреты, наставления и предписания с практическими и социальными условиями, что его учение превращается в универсальный закон повседневной жизни.

Годы в пустыне Моисей использовал также для того, чтобы добиться определенного генетического состава в народе; он заново поделил евреев на роды, кланы и семьи, причем он отвел особое место своему колену священников.

Одно довольно темное место в Библии, в котором рассказывается, что все мужчины, которые при выходе из Египта были в зрелом возрасте, погибли в пустыне, следует понимать, наверное, символически в том смысле, что Моисей взял у них прежнее «я» и наполнил их новым знанием их идентичности и их существа как евреев.

известное место Библии, где Моисей снова с помощью жезла — выбивает источник воды в скале, следует понимать в том смысле, что от открыл источник другого, более глубокого знания своей жаждущей истинного познания дружине. Примечательно: сегодня мало известно, что помимо изготовления различных культовых предметов Моисей призывал евреев изготовлять бронзовых змей — эти «изваяния» спустя два столетия правоверные евреи снова вынесли из храма.

Однако Моисей не был (согласно О. Шиллингу, издание Ж.Б. Бауэра, 1967) «ни членом касты священнослужителей, ни офицером, он не принадлежал к людям, легко впадающим в экстаз, а также не мог опираться на древнюю аристократию… он был пророком и Божьим человеком» , который из-за своего гнева у воды Меривы, где «вошли в распрю сыны Израилевы с Господом» (Числа 20,10—13) потерял возможность войти в «Страну Обетованную» и умер на горе Нево, «и никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Второзаконие 34, 6). Для восприятия религии израильтянами вообще характерно то, что в связи с его личностью не могло возникнуть культа. Однако уже давно они находились во власти легенды и переносили на него черты, взятые из древних восточных сказок и преданий, которые в названных по его имени книгах подобно пышной растительности закрыли для нас истинное описание его жизни (Вертолет, 1985). Без главного религиозного переживания у тернового куста на горе Хориве (Исход, 3) нельзя представить себе его произведение, возвышающееся над окружающим миром и превышающий границы человеческих возможностей» (О. Шиллинг, там же). (См. Рога.)

МОИСЕЙ (13 в. до н.э.?), в еврейской Библии, пророк, который вывел израильтян из Египта, где они пребывали в рабстве; через Моисея Бог сообщил свой Закон, содержащий условия союза-завета Бога с Израилем, заключенного на горе Синай. Моисей – ключевая фигура в книгах Исхода, Левита, Чисел и Второзакония. Часто в нем видят основателя иудаизма как религиозной системы. Имя «Моисей» (евр. Моше), очевидно, египетского происхождения и означает «дитя».

Древнеегипетские письменные источники и археологические находки не содержат никаких сведений о Моисее. Единственным источником информации о нем служит библейский текст. Некоторые консервативные евреи и христиане считают Моисея автором Торы (Пятикнижия, т.е. первых пяти книг Библии), хотя в Торе ничего не говорится относительно ее авторства, кроме того, большинство исследователей сходятся во мнении, что она была составлена только в 5 в. до н.э. на основе нескольких более ранних памятников.

Согласно библейскому рассказу, Моисей родился в Египте в еврейской семье в те времена, когда евреи находились в рабстве у египтян. Напуганный пророчеством фараон приказал умерщвлять всех еврейских младенцев мужского пола, и мать Моисея оставила его в корзине из тростника на берегу Нила, где он был обнаружен дочерью фараона и усыновлен ею. Моисей был воспитан при дворе фараона, однако сохранил связь со своими соплеменниками. Однажды он увидел, что египетский надсмотрщик избивает еврея; вступившись за соплеменника, он убил обидчика. После этого Моисей вынужден был бежать в пустыню к востоку от Египта. Там он женился на Сепфоре, дочери мадиамского жреца Иофора (или Рагуила).

Спустя много лет Бог явился Моисею и говорил с ним из объятого пламенем куста на горе Хорив. Он возложил на Моисея задачу вывести евреев из Египта в Палестину и открыл ему свое имя: «Я есмь Сущий» (Исх 3:14). Когда Моисей попытался уклониться от возложенной на него миссии, ссылаясь на свое косноязычие, Бог пообещал, что его брат Аарон будет его «устами». После этого Моисей встретился с Аароном и вместе с ним вернулся в Египет.

Братья несколько раз обращались к фараону с просьбой, чтобы тот разрешил евреям покинуть страну, однако столкнулись с упорным отказом. В наказание за это Бог поразил египтян десятью «казнями», наихудшей из которых стала гибель всех египетских первенцев. Израильтяне же были избавлены от всех этих напастей, и в память об этом был учрежден праздник Пасхи. После этого израильтянам все же было позволено уйти. Однако фараон очень скоро переменил свое решение и снарядил погоню за евреями. Когда последние достигли Красного моря, Моисей полученной им от Бога силой заставил воды моря расступиться, и евреи перешли его посуху, а над войском фараона волны моря сомкнулись.

На горе Синай Бог заключил с сынами Израиля союз-завет: «если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой... вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх 19:5-6). Частью этого завета явились десять заповедей. Кроме них, в Законе, открытом Моисею Богом, содержались сотни предписаний и запретов морального и обрядового характера. Под руководством Моисея был изготовлен ковчег завета (для переноски и хранения скрижалей, на которых был записан Закон); Аарон был назначен первосвященником.

В последующих повествовательных частях Пятикнижия речь идет главным образом о тех трудностях, с которыми сталкивался Моисей, будучи вождем народа, еще не привыкшего к послушанию Закону Божьему. Обнаружив, что израильтяне поклоняются золотому тельцу, он в гневе разбил первые две каменные скрижали (Исх 32). Люди в пустыне питались падавшей с небес манной, даром божьим, но она им надоела (Числ 11:6) и они возроптали. Против Моисея поднялось восстание во главе с Кореем, Дафаном и Авироном (Числ 16). При Мериве народ, страдавший от жажды, стал роптать, но Моисей напоил людей: от удара его жезла из скалы забила вода (Числ 20). Несмотря ни на что, ему удалось сохранить единство в народе, в частности благодаря поддержке его верного помощника Иисуса Навина.

В Моаве, с восточного берега Иордана, Бог показал Моисею землю Палестины с вершины горы Фисвы (или Нево). Однако Бог не позволил Моисею вступить в обетованную землю по причине греха, совершенного им при Мериве. Видимо, грех состоял в том, что Моисей с Аароном сказали: «разве нам из этой скалы извести для вас воду?» (Числ 20:10), вместо того, чтобы подчеркнуть, что только Бог творит чудеса. Умер Моисей в Моаве в возрасте 120 лет.

Многочисленные произведения искусства и литературы свидетельствуют, насколько сильно образ Моисея будоражил воображение людей с древности и по сегодняшний день. Филон Александрийский и Григорий Нисский составили подробные аллегорические толкования жизнеописания пророка. Моисей Микеланджело – быть может, величайший образ человеческой мощи и зрелости во всей западной пластике. Дж. Россини и А. Шёнберг сочинили оперы о Моисее. З. Фрейд написал книгу Моисей и монотеизм , посвященную психоаналитическому исследованию жизненного пути Моисея и его отношений с еврейским народом. Однако самым великим памятником Моисею остается само еврейское вероисповедание, поскольку, как повествует Библия, именно при посредстве Моисея Бог Авраама, Исаака и Иакова был признан Богом Израиля.

Пророк Моисей

Имя Моисей (по-еврейски - Моше) предположительно означает: «взятый из воды». Этим именем он был назван египетской принцессой, нашедшей его на берегу реки. Книга Исход рассказывает об этом следующее. У Аврама и Иохаведы, из колена Левия, родился очень красивый ребенок. Мать, желая спасти его от смерти, угрожавшей ему ввиду приказания фараона убивать всех еврейских младенцев мужского пола, положила его в смоленой корзинке в камыши на берегу Нила. Там и нашла его, пришедшая купаться, египетская принцесса. Будучи бездетной, она усыновила его. Моисей, как сын принцессы, получил при дворе фараона блестящее, по тому времени, образование. То было время расцвета египетской культуры.

Будучи уже взрослым, Моисей однажды, защищая одного еврея, нечаянно убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с евреями-рабами. Поэтому Моисей вынужден был бежать из Египта. Поселившись на Синайском полуострове, Моисей прожил там 40 лет, пася стада у священника Иефора, на дочери которого он женился. У подножья горы Хорив Господь явился Моисею в образе несгорающего куста и повелел ему идти к египетскому фараону и освободить еврейский народ от тяжкого рабства. Повинуясь Богу, Моисей отправился с братом Аароном к фараону с просьбой освободить еврейской народ. Фараон упорствовал, и это навлекло на египетскую страну 10 казней (бедствий). В последней «казни» Ангел Господень поразил всех египетских первенцев. Еврейские же первенцы не пострадали, так как косяки дверей еврейских домов были помазаны кровью пасхального агнца (ягненка). С тех пор евреи каждый год в 14-й день месяца Нисана (день, приходящийся на полнолуние весеннего равноденствия) совершают праздник Пасхи. Слово «пасха» значит «проходить мимо», потому что Ангел, поражавший первенцев, прошел мимо еврейских домов. После этого евреи вышли из Египта, перейдя через Красное море, которое силой Божией разошлось в стороны. А гнавшееся за евреями египетское войско было потоплено в море.

На горе Синай Моисей получил от Бога десять заповедей, записанных на каменных скрижалях. Эти заповеди, а также другие религиозные и гражданские законы, записанные Моисеем, легли в основу жизни еврейского народа.

Моисей руководил еврейским народом во время его 40-летнего странствования по пустыне Синайского полуострова. В течение этого времени Бог питал евреев манной - белой крупой, которую евреи каждое утро собирали прямо с земли. Брат Моисея, Аарон, был рукоположен в первосвященники, а другие члены из колена Левия - в священники и «левиты» (по–нашему - диаконы). С этого времени у евреев начали совершаться регулярные богослужения и жертвоприношения животных. Моисей не вошел в Обетованную землю; он умер в возрасте 120 лет на одной из гор на восточном берегу Иордана. После Моисея еврейским народом, духовно обновленным в пустыне, руководил его ученик Иисус Навин, который привел евреев на Обетованную землю.

Моисей был величайшим пророком всех времен, с которым Бог, по выражению в Библии, «говорил лицом к лицу, как человек говорит с другом своим». По причине такой близости Моисея к Богу, его лицо постоянно сияло. Но Моисей, по скромности, закрывал свое лицо покрывалом. Нравом Моисей был очень кроткий. С детства он страдал косноязычием. Его жизнь и чудеса описаны в книгах Исход, Числа и Второзаконие.

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Моисей Моисей родился у одного еврея, происходившего из колена Левиина. Мать три месяца скрывала сына от египтян. Но когда дольше нельзя было скрывать, она взяла тростниковую корзину, осмолила ее, положила в нее младенца и поставила корзину в тростнике, у берега реки. А

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

МОИСЕЙ МОИСЕЙ, М о ш е (евр. mose; этимология неясна, наиболее рас­пространенные объяснения исходят либо из различных грамматических форм евр. глагола niasa, «вытаскиваю» - срв. народную этимологию в самой Библии, Исх. 2:10, - либо из коптск. mose, «дитя», входящего в ряд теофорных

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Моисей После переселения Иакова в Египет прошло более ста лет. К этому времени умерли Иосиф и все его братья, но их потомки расплодились, размножились, возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля египетская. В то время стал править в Египте новый фараон,

Из книги У Троицы окрыленные автора Тихон (Агриков)

Пророк Божий Моисей Когда мы говорим о ветхозаветном священстве, то его нельзя мыслить без Моисея. Он является основателем ветхозаветной Церкви и ее пастырства. Он - как бы пастыреначальник иерархического ветхозаветного священства. Это положение обязывает нас сказать

Из книги Библейские темы автора Сербский Николай Велимирович

Моисей Если бы сегодня какой-нибудь юноша спросил меня: как спасти свою душу, я не раздумывая ответил бы ему: возьми на себя бремя заботы о ближнем! Ибо всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или находится на грани гибели. Там, где еще не

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

Моисей Моисей - образ духовного наставника. .

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Пророк Моисей сходит с горы Синай (Исх., гл. 19, гл. 20) 25И сошел Моисей к народу и пересказал ему.И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:2Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 3да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.4Не делай себе

Из книги Библейские легенды. Легенды из Ветхого Завета. автора Автор неизвестен

МОИСЕЙ РОЖДЕНИЕ МОИСЕЯСемьдесят человек из рода Израиля пришли когда-то в Египет. Умер Иосиф, умерли братья его и все их поколение. Народ увеличивался числом и наполнил собой землю Египетскую. Новый фараон появился в Египте, не знавший Иосифа. И сказал он своим

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

Пророк Боговидец МОИСЕЙ 4/17 сентября По смерти Иосифа потомство Иакова, отца его, в продолжение нескольких сот лет настолько размножилось в земле Египетской, что вся она переполнилась израильтянами и во время войны они одни могли выставить до шестисот тысяч человек

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора

Поучение 3-е. Св. пророк Моисей (Уроки из его жизни: а) Промысл Божий в жизни каждого из нас; б) будем не увлекаться блестящим внешним положением, но служить единому Богу) I. Между всеми священными лицами времен до пришествия Христова замечательнейшее есть пророк и Боговидец

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 2-е. Св. пророк Иеремия (Почему каждый пророк терпит поношение от современников?) I. Ныне Св. Церковь совершает память св. пророка Иеремии. Бог призвал его к пророческому служению под конец царствования Иосии (в VII веке до Рождества Христова). «И было ко мне, –

Из книги Уроки священного писания. Теория абстрагирования автора Зулумханов Давуд

Моисей И умер Иосиф и все братья его и весь род их;а сыны Израилевы расплодились, и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Моисей Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом, вошли каждый с домом своим:2 Рувим, Симеон, Левий и Иуда,3 Иссахар, Завулон и Вениамин,4 Дан и Неффалим, Гад и Асир.5 Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят, а Иосиф был [уже] в Египте.6 И умер

Из книги Мудрость Пятикнижия Моисеева автора Михалицын Павел Евгеньевич

Глава 13. Пророк Моисей – спаситель еврейского народа С жизнью пророка и законодателя Моисея связаны четыре последующие книги Пятикнижия: “Исход”, “Левит”, “Числа” и “Второзаконие”. Чем же вызвано столь особенное внимание к личности этого человека? Безусловно, тем

Из книги Что такое Библия? История создания, краткое содержание и толкование Священного Писания автора Милеант Александр

Святой пророк Моисей Имя Моисей (по-еврейски – Моше) предположительно означает «взятый из воды». Этим именем он был назван египетской принцессой, нашедшей его на берегу реки. Книга Исход рассказывает об этом следующее. У Аврама и Иохаведы из колена Левин родился очень

Из книги Лекции по пастырскому богословию автора Маслов Иоанн

Пророк Божий Моисей и его пастырское служение Изучая пастырское служение святых ветхозаветных пророков, необходимо подробнее остановиться на деятельности великого пророка Моисея, вся жизнь которого была посвящена целиком и полностью служению Богу и своему

«Я услышал вопль их. И выведу их из Египта

в землю, где течет молоко и мед».

Моисей – библейский пророк, освободивший от рабства еврейский народ.

Мусульмане, христиане, иудеи – считают Моисея основоположником монотеизма (веры в одного Бога).

Наиболее подробно о жизнеописании Моисея рассказывает Библия

Согласно священному писанию, Моисей был рожден в Египте в семье евреев, во времена, когда еврейский народ подвергался гонениям со стороны египетского фараона (около 13 в. до н.э.).

Фараон, увидев угрозу своей власти в еврейском племени, численность которого стремительно росла, сделал евреев рабами, заставляя трудиться, копать землю, строить дворцы, надеясь, что непосильный труд ослабит их и уменьшит их численность.

Когда фараон понял, что этих мер недостаточно, он приказал топить всех новорожденных еврейских мальчиков в водах Нила.

Мать Моисея спасла жизнь сына, спрятав его в камышах у реки. Там он был найден дочерью фараона, пришедшей к Нилу для купания. Сжалившись, египетская принцесса забрала его во дворец и, впоследствии, воспитывала как своего сына.

Однако Моисей никогда не забывал о своих соплеменниках. Однажды, будучи уже взрослым, он стал свидетелем того как египтянин избивал еврея. Моисей заступился за несчастного и случайно убил обидчика, после чего вынужден был бежать из Египта в пустыню.

Он прожил на Синайском полуострове 40 лет, когда Господь явился к нему и сказал, что Моисей избран Им для великой цели – избавление еврейского народа от рабства.

Господь велел Моисею и его брату Аарону вернуться в Египет и увести израильтян с египетской земли в Палестину. Моисей сомневался в своей способности убедить фараона отпустить рабов.

Не уверен он был и в том, что евреи пойдут за ним. Тогда Господь, для убеждения неверующих, даровал Моисею способность творить чудеса.

По возвращению в Египет, Моисей и Аарон пытались убедить фараона отпустить евреев в пустыню на несколько дней, чтобы принести жертву новому Богу, явившемуся Моисею. Однако фараон не поверил в нового Бога и отказался отпустить рабов.

Тогда Господь наслал бедствия на египетский народ. Египтяне пережили нашествие насекомых и жаб, Бог превращал воды Нила в кровь, насылал болезни на людей и животных – но это только сильнее озлобляло фараона.

Последним и самым страшным божественным наказанием, обрушившимся на египетский народ, стала смерть всех новорожденных.

После этой ужасной трагедии, от которой пострадал и наследник фараона, фараон велел евреям во главе с Моисеем идти в пустыню и молиться о помиловании египтян, но позже, поняв, что рабы не собираются возвращаться, Фараон послал им вслед войско.

Когда Моисей привел людей к берегам Красного моря, войско было уже близко. Моисей ударил по земле посохом и, по воле Бога, море расступилось, освободив израильтянам путь на другой берег. Египетская армия попыталась следовать за ними, но море вновь соединилось, погубив ее.

На горе Синай Бог обратился к евреям через Моисея, призвав их слушать Божественный глас и соблюдать Его завет. «Вы будете у Меня царством священников и народом святым», – сказал

Господь, и тогда Моисею были ниспосланы десять заповедей, которые, вместе с предписаниями и запретами для святого народа, были записаны Моисеем на каменных скрижалях.

Еврейский народ был не приучен служить Богу, поэтому совершал ошибки. Так, однажды, евреи ослушались одной из заповедей, начав поклоняться золотому тельцу. Разозлившись, Моисей разбил две скрижали, и оскорбленный народ восстал против пророка.

Не раз поднимали евреи восстание против Пророка, но Моисею удавалось успокоить недовольных, заручившись поддержкой своих помощников и последователей.

Несмотря на его подвиг, Моисею не была дарована жизнь на земле обетованной, он умер в возрасте 120 лет. По одной из версий, Бог узрел в душе Моисея сомнение в Божественных силах.

Моше (по-русски Моисей) - лидер еврейского народа, выведший его из египетского рабства.

В еврейском народе его часто называют «Моше-рабейну» («Моше, наш учитель»).

Через Моше Всевышний на горе Синай передал евреям Тору , которая так и называется - «Торат Моше» («Тора Моисея»).

Родился в Египте 7-го Адара 2368 г. от Сотворения мира (1392 г. до н.э.).

Умер на горе Нево, на восточном берегу реки Иордан, 7 адара 2488 г. (1272 гг. до н.э.), так и не войдя в Святую землю.

Моше - младший брат пророчицы Мирьям и Аарона , родоначальника рода коэнов - первосвященников .

Рождение и детство во дворце

15 ияра закончились запасы хлеба, взятого из Египта (Шабат 87б, Раши; Седер олам раба 5; Раши, Шмот 16:1 ). Люди зароптали, упрекая Моше и Аарона. Но уже на рассвете 16 ияра на стан выпал ман (манна небесная) . С тех пор ман выпадал каждое утро до смерти Моше.

В тот день, когда ман выпал впервые, Моше установил (Брахот 48б; Седер адорот ).

28 ияра на стан напало войско амалекитян . Моше назначил полководцем Йеошуа бин Нуна из колена Эфраима, а сам поднялся на холм и молился там с вознесенными к небесам руками.

Дарование Торы

Сыны Израиля подошли к горе Хорев, она же гора Синай.

Ранее на этой же горе Моше увидел горящий куст и впервые удостоился пророчества.

6 сивана 2448 г . весь пережил откровение у горы Синай.

Моше поднялся на гору, чтобы получить там Тору, и пребывал там сорок дней.

Согласно мидрашу, Моше-рабейну за это время достиг небывалого духовного уровня.

Но, кроме него, Всевышний открылся всему народу Израиля - каждому из присутствовавших там сотен тысяч евреев.

Дарование Торы было беспрецедентным событием, и в честь него празднуется праздник Шавуот .

Через сорок дней Моше спустился с объятой огнем горы Синай, неся в руке каменные Скрижали Завета с начертанными на них 10 Заповедями .

Грех и искупление

Аарон и старейшины, вышедшие навстречу Моше, увидели, что его лицо ярко светится, но сам он этого не заметил.

В пустыне

Следуя совету своего тестя Итро, Моше назначил судей и организовал судебно-правовую систему.

Кроме этого, Моше начал ежедневное обучение сынов Израиля Торе.

Он же передал повеление Б-га возвести Мишкан - переносной Шатер Откровения , чтобы в нем постоянно пребывала Шехина - Б-жественное присутствие. (Шмот 25:8-9, 35:4-19; Раши, Шмот 35:1 ).

Строительство переносного Мишкана было поручено юному Бецалелю .

Кроме того, необходимо было приготовить все для служения в переносном Храме, включая жертвенник, Ментору и одежды для коэнов.

По воле Б-га, Моше назначил Аарона и его сыновей священнослужителями, а колено Леви - служителями Шатра (Шмот 28:1-43; Шмот раба 37:1 ).

1 Нисана 2449 года Шехина обрела постоянное пристанище на земле в Святая Святых Шатра Откровения.

Мишкан, построенный Моше в пустыне, стал прообразом Иерусалимского Храма, построенного в последствии царем Шломо (Соломоном) .

Как гласит мидраш, из-за грехов первых поколений Шехина отдалилась от земли на седьмой уровень Небес. Наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков сумели «вернуть» ее с седьмого уровня на четвертый, Леви - на третий, Кеат - на второй, Амрам - на первый, а Моше возвел для Шехины постоянную обитель - Шатер Откровения (Берешит раба 19:7; Бемидбар раба 13:2 ).

Во время пребывания евреев в пустыне, Всевышний обращался к Моше из Святая Святых в Шатре Откровения, обучал его Торе и передавал через него заповеди.

Через некоторое время стан евреев отправился с места в путь - к Земле Израиля.

После первого же перехода народ стал роптать и жаловаться (Бемидбар 11:1, Раши ).

Б-г повелел, чтобы в помощь Моше было избрано 70 старейшин (Бемидбар 11:16-17, 24-25 ).

Двое из старейшин, Эльдад и Мейдад, начали пророчествовать в стане сынов Израиля (Бемидбар 11:26-27, Раши ). Они говорили: «Моше умрет, а Йеошуа введет народ в землю» (Санхедрин 17а; Раши, Бемидбар 11:28 ).

Ученик Моше Йеошуа бин Нун попросил: «Господин мой, Моше, останови их!» Но Моше ответил: «Не ревнуешь ли ты за меня?! Пусть бы весь народ стал пророками, чтобы Б-г осенил их Своим духом!» (Бемидбар 11:28-29 ).

Когда Израиль подошел к границе Святой Земли, народ выступил с предложением послать разведчиков, чтобы «разведали нам страну и рассказали о дороге, по которой нам идти, и о городах, в которые нам вступать» (Дварим 1:20-22 ).

Было послано 12 разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, 10 разведчиков

запугали евреев и отговорили вступать в землю Израиля. Только двое, Йеошуа бин Нун и Калев, выступили в поддержку завоевания.

Люди подняли плачь, говоря: «Лучше бы мы умерли в Египте или в этой пустыне! Зачем Б-г ведет нас в эту страну?…» и «Назначим себе нового вождя и возвратимся в Египет!» Случилось это в ночь на 9 Ава - дата, в которую в последующей истории евреев произошли многие печальные события.

Вследствие греха разведчиков Всевышний вынес решение: это поколение не войдет в святую Землю, а будет скитаться по пустыне в течение 40 лет. И только дети вышедших из Египта войдут в землю Израиля и завоюют ее.

Бунт против Моше и Аарона поднял Корах, один из вождей левитов. Корах и его сообщники обвиняли Моше и Аарона в том, что те узурпируют власть, и что Моше распределяет все важнейшие назначения по своему усмотрению.

Тора говорит, что «земля разверзлась» под ногами вождей мятежников и поглотила их, «и вышел огонь от Б-га и пожрал двести пятьдесят сообщников Кораха» (Бемидбар 16:20-35 ).

Но на следующий день народ стал обвинять Моше и Аарона в том, что те сознательно содействовали гибели 250-ти вождей общины.

Тогда среди народа начался губительный мор. И Моше приказал Аарону воскурить благовония, «чтобы искупить их, ибо изливается ярость Б-га» (Бемидбар 17:9-11 ). Как говорит Писание, Аарон «встал между умершими и живыми» - и мор прекратился (Бемидбар 17:12-13).

Испытание с посохом и скалой

На сороковой год скитаний по пустыне умерла сестра Моше - пророчица Мирьям.

Мидраш говорит, что в заслугу Мирьям на каждой стоянке сынов Израиля оказывался источник воды. Ушла Мирьям - «ушел» и источник.

Люди, изнывающие в пустыне от жажды, окружили Моше и Аарона, упрекая их и прося воды.

Б-г повелел Моше взять посох и обратиться к скале, чтобы словом извлечь из нее воду для сынов Израиля.

Моше и Аарон вновь вышли к народу, и Моше произнес: «Слушайте-ка вы, бунтари! Не из этой ли скалы мы извлечем для вас воду?!» - и он дважды ударил посохом по скале, из которой обильно хлынули потоки воды (Бемидбар 20:7-11, Рашбам и Хизкуни ).

И тогда Всевышний сказал Моше и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне и не освятили Меня на глазах сынов Израиля, вы не введете эту общину в землю, которую Я даю им» (Бемидбар 20:12 ).

Согласно мидрашу, наказание постигло их за то, что Моше не ограничился только словом, а ударил по скале. Ведь, если бы они обратились к скале, и полилась вода, то Имя Всевышнего было бы освящено на глазах у всего народа, и люди стали бы говорить: «Если уж скала, лишенная слуха и речи, выполняет повеление Б-га, так и нам тем более следует выполнять!» (Мидраш-Агада 67; Раши, Бемидбар 20:11-12 ). А посох следовало взять не для того, чтобы бить им по скале, но чтобы напомнить сынам Израиля о прошлых мятежах, а также о чудесах, которые были для них совершены (Рашбам, Бемидбар 20:8 ).

Согласно другому объяснению, Моше и Аарон были наказаны за слова «Не из этой ли скалы мы извлечем для вас воду?!» - но следовало сказать: «…Б-г извлечет для вас воду». Ведь из-за этих слов народ мог ошибочно заключить, будто чудо было совершено силой их магического искусства, а не Всевышним (р. Хананель, см. Рамбан, Бемидбар 20:8-13; Шалмей Нахум ).

Знатоки сокровенного учения указывают: если бы Моше сам ввел народ в Землю Израиля, то он построил бы Храм, который уже никогда не был бы разрушен, - но для этого весь народ Израиля должен был пребывать на уровне высочайшей праведности. А поскольку то поколение сынов Израиля не было готово к воцарению Машиаха , оно продолжило бы нарушать волю Б-га в Святой Земле точно так же, как и в пустыне. И тогда вся сила гнева Всевышнего обрушилась бы не на Храм, который не подлежал разрушению, а на согрешивший народ - до его полного истребления, не дай Б-г. И поэтому Всевышний сказал Моше: «Вы не введете эту общину в землю, которую Я даю им» - «не введете», ибо духовный уровень поколения не соответствует высочайшей святости этой земли (Ор ахаим,Бемидбар 20:8, Дварим 1:37; Михтав меЭлияу 2, с. 279-280 ).

Вместе с тем своими ударами по скале Моше избавил сынов Израиля от грозящего им в будущем полного истребления - ведь теперь история сложилась совершенно иначе: народ вошел в Святую Землю под предводительством Йеошуа бин Нуна, Храм построил царь Шломо, а когда чаша грехов сынов Израиля переполнилась, Б-г «уничтожил в Своем гневе бревна и камни, (из которых был возведен Храм)» (Шохер тов 79 ), - а народ был отправлен в спасительное изгнание.

Однако оставалась открытой и другая возможность: Моше мог бы действовать без всяких объективных расчетов, уповая лишь на милосердие Всевышнего. И если бы он, принимая во внимание только заслуги сынов Израиля, а не их пороки и недостатки, ограничился словами, обращенными к скале - возможно, и Всевышний подошел к грехам народа Израиля только со Своей Мерой Милосердия, а не с Мерой Суда, и народ Израиля удостоился бы вступить в Святую Землю под предводительством Моше и поселиться там навсегда (Оэль Йеошуа 2; Михтав меЭлияу 2, с. 280 ).

Завершение странствий

В ночь на первое ава 2487 года Б-г известил Моше о близкой смерти Аарон (Ялкут Шимони, Хукат 764 ).

На рассвете Моше встретил брата у Шатра Откровения. На глазах всей общины он провел Аарона на вершину горы Ор, где тот и умер (Бемидбар 20:27 ).

Весь народ Израиля оплакивал Аарона (Бемидбар 20:28-29, Таргум Йонатан ).

Через несколько месяцев еврейский народ двинулся по направлению к границам Святой Земли. 40 лет скитаний по пустыне подходили к концу.

Путь их лежал через царство Сихона, царя эморейцев. Но в ответ на просьбу пропустить их, Сихон вышел навстречу с войском. В завязавшемся сражении евреи одержали победу, и, преследуя врага, захватили их столицу и всю их страну - от реки Арнон до реки Ябок, где начинались рубежи Ога, царя Башана (Бемидбар 21:21-26; Дварим 2:18, 2:26-36; Седер олам раба 9; Ягельлибейну ).

Ог выступил им навстречу. Под предводительством Моше евреи разгромили и его войско, а затем овладели его страной (Бемидбар 21:33-35; Дварим 3:1-11; Ягельлибейну ).

Колена Реувена и Гада обратились к Моше с просьбой передать им во владение земли Сихона и Ога - восточный берег Иордана, богатый пастбищами. Моше поставил условие: если колена Реувена и Гада пойдут вместе со всем народом на завоевание Кнаана по ту сторону реки, то затем получат во восточный берег (Бемидбар 32:1-33 ).

К двум коленам присоединилась часть колена Менаше, у которой также было много стад (Рамбан, Бемидбар 32:33 ).

Моше разделил восточный берег между ними, предназначив каждому из них особый надел (Бемидбар 32:33; Дварим 3:12-16; Йеошуа 13:15-32 ).

Моше также выделил на этом берегу три города-убежища , в которых должны были скрываться совершившие неумышленное убийство (Дварим 4:41-43 ).

Перед смертью Моше

Первого швата 2488 года Моше собрал всех сыновей Израиля и стал готовить их к переходу через Иордан.

Вначале он напомнил им весь пройденный за сорок лет путь - от исхода из Египта до сего дня (Дварим 1:1-3:29 ).

В своей речи Моше дал сынам Израиля суровые наставления, предсказав, что произойдет с ними в отдаленном будущем. Вслед за этим Моше повторил еще раз все основные законам Торы (там же 4:1-28-69 ). Это обучение продолжалось день за днем в течение пяти недель - до шестого адара (Седер олам раба 10; Седер адорот ).

В то же время, с начала месяца адар Моше вновь настойчиво молил Всевышнего оставить его в живых и позволить войти в страну Кнаан (Ваикра раба 11:6 ). Причина его страстного стремления к Святой Земле заключалась в том, что многие заповеди можно выполнять только там, - а Моше старался выполнить все заповеди Торы (Сота 14а ).

Наконец, шестого адара Б-г сказал Моше: «Вот, приблизились дни твои к смерти. Призови Йеошуа - станьте в Шатре Откровения, и Я дам ему повеления» (Дварим 31:14; Седер олам раба 10; Седер адорот ).

Моше поставил Йеошуа перед всем народом и напутствовал его так, как внушил ему Б-г (Бемидбар 27:22-23; Дварим 31:7-8 ). Затем Моше возвел своего ученика на трон, и пока Йеошуа говорил перед народом, Моше стоял рядом с ним (Бейт амидраш 1, 122; Оцар ишей аТанах, Моше 48 ).

Попрощавшись с коленами Израиля, Моше дал им свои благословения (Дварим 31:1, 33:1-25; Седер олам раба 10; Ибн Эзра, Дварим 31:1 ).

На протяжении 40 лет Моше записывал заповеди и отдельное разделы Торы на листах пергамента. Согласно преданию, перед смертью он сшил их в единый свиток (Гитин 60а, Раши ).

Кроме того, он оставил после себя одиннадцать написанных им псалмов (Теилим) .

Согласно одной из версий, Моше также передал народу Израиля написанную им книгу Ийова : в ней он изложил трагическую историю праведника Ийова , которая началась в день, когда перед сыновьями Израиля рассеклись воды Тростникового моря (Бава батра 14б; см. выше в гл. 5 «Исход» ).

Ближе к вечеру Творец повелел Моше подняться на Гору Нево.

На вершине горы Творец показал ему всю землю Кнаан: пророческое зрение Моше преодолело пространственные ограничения, и он смог увидеть северные и южные рубежи страны, а также далекое Средиземное море, служащее западной границей Святой Земли (Дварим 34:1-3; Сифри, Пинхас 135-136 ). Вместе с тем Б-г показал Моше будущее еврейского народа: всех его вождей от вступления в Кнаан до воскрешения мертвых (Сифри, Пинхас 139 ).

Моше бен Амрам был призван в Небесную Ешиву седьмого адара 2488 года /1272 г. до н. э./ - в тот же месяц и в тот же день, что родился (Седер олам раба 10; Мегила 13б; Танхума, Ваэтханан 6; Седер адорот ). Ему было ровно сто двадцать лет (и царем Давидом (Сукка 52б ).

Он был первым человеком, достигшим абсолютного совершенства, а следующим будет Машиах (Зоар 3, 260б; Оцар ишей аТанах с. 405 ).

Знатоки сокровенного учения указывают, что Царь-Машиах, который приведет народ Израиля к окончательному избавлению, будет новым воплощением души Моше, ведь написано: «Как в дни исхода твоего из земли Египта, явлю тебе чудеса» (Миха 7:15 ) - т.е. последнее избавление во многом повторит события исхода из Египта.