1. Для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки.
2. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
3. Для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.
4. Для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)" ведущей группы должностей гражданской службы, категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.
5. Для замещения должностей гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.
6. Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной гражданской службы, устанавливаются указом Президента Российской Федерации, а для замещения должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
7. Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего (далее - должностной регламент) могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.
8. Федеральным государственным органом по управлению государственной службой в целях оказания государственным органам методологической помощи формируется справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.
- Государственная служба в системе власти и государственного управления
- Концепция дихотомии государственной власти
- Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
- Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
- Теоретико-методологические основы государственной службы
- Общенаучные подходы к теории государственной службы
- Структура теории и методологии государственной службы
- Понятие «государственная служба»
- Характер государственной службы
- Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
- Общенаучные подходы к теории государственной службы
- Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
- Государственная служба как социальный институт
- Государственная служба как правовой институт
- Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
- Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
- Система государственной службы Российской Федерации
- Сущность и структура системы государственной службы современной России
- Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
- Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
- Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
- Структура и особенности федеральной государственной службы
- Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
- Государственная служба федеральной исполнительной власти
- Государственная служба судебной ветви власти
- Государственная служба субъектов Российской Федерации
- Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
- Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
- Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
- Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
- Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
- Государственный служащий: понятие, классификация
- Государственный служащий: понятие, признаки
- Классификация государственных служащих Российской Федерации
- Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
- Должности государственной службы: понятие
- Признаки государственной должности
- Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
- Квалификационные требования к должностям
- Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
- Должности государственной службы: понятие
- Прохождение государственной гражданской службы
- Теоретические основы прохождения государственной службы
- Основные типы процесса прохождения государственной службы
- Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
- Организация прохождения государственной службы
- Социальный и правовой статус государственного служащего России
- Статус государственного служащего: понятие и классификация
- Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
- Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
- Основные обязанности гражданского служащего
- Ограничения, связанные с гражданской службой
- Запреты, связанные с гражданской службой
- Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
- Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
- Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
- Управление государственной службой
- Концептуальные основы управления государственной службой
- Субъекты и объекты управления
- Система управления государственной службой Российской Федерации
- Федеральный уровень управления
- Уровень управления субъектов РФ
- Повышение эффективности системы управления государственной службой России
- Концептуальные основы управления государственной службой
- Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
- Теоретические основы реформирования государственной службы
- Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
- Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
- Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
- Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
- Теоретические основы государственной кадровой политики
- Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
- Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
- Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
- Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
- Субъекты и объекты государственной кадровой политики
- Объекты государственной кадровой политики
- Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
- Основные принципы реализации государственной кадровой политики
- Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
- Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
- Механизм организационного обеспечения кадровой политики
- Научно-исследовательский механизм кадровой политики
- Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
- Сущность, задачи и принципы кадровой политики
- Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
- Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
- Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
- Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
- Кадровая служба государственного органа
- Формирование кадрового состава гражданской службы
- Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
- Теоретические и организационные основы отбора персонала
- Способы замещения государственных должностей
- Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
- Теоретические основы оценки персонала государственной службы
- Методика оценки персонала государственной службы
- Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
- Аттестация на гражданской службе
- Квалификационный экзамен гражданских служащих
- Теоретические основы оценки персонала государственной службы
- Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
- Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
- Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
- Особенности формирования резерва управленческих кадров
- Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
- Управление служебно-деловой карьерой
- Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
- Продвижение по службе
- Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
- Кадровые технологии
- Факторы служебного роста
- Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
- Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
- Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
- Организация дополнительного профессионального образования
- Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
- Коррупция в органах государственной власти
- Сущность коррупции как социального явления
- Аспекты коррупции
- Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
- Формы проявления коррупции
- Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
- Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
- Сущность коррупции как социального явления
- Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
- Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
- Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
- Принцип служения государству и обществу
- Нравственные проблемы государственных служащих
- Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
- Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
- Государственная гражданская служба в Великобритании
- Государственная гражданская служба во Франции
- Государственная гражданская служба в ФРГ
- Управление государственной службой в зарубежных странах
- Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
- Кадровая политика на государственной службе во Франции
- Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
- Кадровая политика в сфере государственной службы в США
- Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
- Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
- Опыт государственной службы и кадровой политики России
- Государственная служба в царской России
- Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
- Государственная служба в партийно-советский период
Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
Важную роль в формировании кадрового состава и отборе персонала на гражданскую службу играют квалификационные требования к должностям гражданской службы.
Под квалификационными требованиями понимаются единые профессиональные и иные критерии и признаки, предъявляемые к соискателям той или иной должности гражданской службы. Они определяют степень и уровень профессиональной подготовленности человека к определенному виду деятельности на государственной службе.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ 1 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 12. определяет следующие основные квалификационные требования:
- к уровню профессионального образования;
- к стажу гражданской службы;
- к стажу (опыту) работы по специальности;
- к профессиональным знаниям и навыкам.
Эти требования к должностям гражданской службы относятся ко всей системе должностей и являются общими для всех гражданских служащих РФ независимо от уровня занимаемой должности. Они одинаково обязательны как для лиц, поступающих на гражданскую службу, так и для гражданских служащих.
Квалификационные требования к конкретным должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей.
Уровень профессионального образования. Поскольку гражданская служба РФ является профессиональной служебной деятельностью, то гражданские служащие обязаны иметь соответствующее замещаемой должности образование, необходимый уровень которого устанавливается Федеральным законом № 79-ФЗ.
Для замещения должностей категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей необходимо высшее профессиональное образование по специализации должностей гражданской службы. Федеральный закон № 79-ФЗ не говорит об обязательности наличия высшего образования по специальности «Государственное и муниципальное управление», как ранее требовал прежний закон о государственной службе, но данная специальность наряду с «юриспруденцией» и сейчас остается приоритетной на государственной службе. Содержание этих специальностей соответствует специализации должностей гражданской службы всех уровней.
Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей достаточно иметь среднее профессиональное образование, соответствующее профилю деятельности служащего. Прежний закон разрешал наличие среднего профессионального образования только для младшей группы должностей.
Требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности. Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ - законом субъекта РФ. Стаж государственной службы даст право служащему не только на замещение соответствующих должностей, но и на получение надбавки за выслугу лет и выплате вознаграждения при выходе на пенсию.
Требования к профессиональным знаниям и навыкам , необходимым для исполнения должностных обязанностей гражданского служащего, предъявляются в целях повышения уровня его профессионализма и компетенции, необходимых для эффективного исполнения должностных обязанностей. Имеется в виду знание Конституции РФ, федеральных законов и других нормативно-правовых актов, касающихся государственного управления и государственной службы, вплоть до должностного регламента.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих по конкретной должности устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент служащего.
На гражданской службе России имеются общие квалификационные требования, предъявляемые для всех должностей, которые были изложены выше. Кроме общих, предъявляются и особые квалификационные требования к каждой конкретной должности. Поэтому квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей.
Требования к конкретным должностям гражданской службы находят свое выражение и реализуются в должностном регламенте гражданского служащего. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ впервые определил содержание этого важного документа. Вся профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
В должностной регламент включаются:
- квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, заметающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности;
- должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего;
- перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
- перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и проектов управленческих и иных решений;
- сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
- порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
- перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
- показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности служащего;
Результаты исполнения должностного регламента служащим учитываются руководством при проведении конкурса на замещение более высокой вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании служебной карьеры работника.
Наряду с этим Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ (ст. 21) предъявляет иные обязательные требования к поступлению на гражданскую службу и нахождению на ней. Их можно назвать условиями, или критериями поступления на гражданскую службу и нахождения на ней. Они были уже рассмотрены ранее.
· Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»
· Постановлением Правительства Российской Федерации
· Распоряжением Правительства Российской Федерации
141. Что из перечисленного не входит в число квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы?
· Требования к специальности, направлению подготовки
· Требования к стажу гражданской службы
· Требования к опыту работы по специальности, направлению подготовки
· Требование о наличии стажа военной службы или альтернативной гражданской службы
142. Гражданин, имеющий среднее профессиональное образование, желает поступить на гражданскую службу на должность категории «обеспечивающие специалисты» старшей группы должностей. При каких условиях это возможно в случае его соответствия иным квалификационным требованиям?
· Он имеет право поступить на должность
· Он имеет право поступить на должность при условии, если на момент проведения отборочных процедур получает высшее образование
· Он имеет право поступить на должность при условии наличия трудового стажа, в ходе которого получены знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности
· Он не имеет права поступить на должность, пока не получит высшее образование
143. Каким нормативным правовым актом устанавливаются квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки для гражданских служащих субъекта Российской Федерации?
· Указом Президента Российской Федерации
· Распоряжением главы субъекта Российской Федерации
· Федеральным законом
· Законом субъекта Российской Федерации
144. Куда включаются квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения гражданским служащим должностных обязанностей?
· В трудовой договор
· В служебный контракт
· В должностную инструкцию
· В должностной регламент
Что должен делать гражданский служащий, получив от руководителя неправомерное, по его мнению, поручение в устной форме?
· Отказаться выполнять поручение, сославшись на его неправомерность
· Исполнить поручение и сообщить об этом в письменной форме в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
· Представить руководителю в письменной форме обоснование неправомерности поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
· Доложить в письменной форме о случившемся вышестоящему руководителю и исполнять поручение после его подтверждения в письменной форме необходимости его исполнения.
Руководитель дал гражданскому служащему неправомерное поручение, которое тот исполнил. Кто будет нести за это определенную федеральными законами ответственность?
· Только гражданский служащий
· Только руководитель
· И гражданский служащий, и его руководитель
· Это будет определено по результатам служебной проверки
В какой момент гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, обязан представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи?
· При поступлении на гражданскую службу
· В течение месяца после поступления на гражданскую службу
· В течение трех месяцев после поступления на гражданскую службу
· В течение года после поступления на гражданскую службу
148. Может ли банк использовать сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи в целях определения его платежеспособности при получении кредита?
· Не может
· Может с согласия гражданского служащего
· Может при наличии письменного согласия гражданского служащего и членов его семьи
· Может при наличии письменного согласия представителя нанимателя
В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" постановляю:
1. Установить следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения:
а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее шести лет стажа государственной гражданской службы или не менее семи лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
г) старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы - без предъявления требований к стажу.
2. Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
3. При исчислении стажа государственной гражданской службы для замещения должности федеральной государственной гражданской службы в указанный стаж включаются периоды замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов, государственных должностей, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы и иных должностей в соответствии с федеральными законами.
4. В случае если должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности федеральной государственной гражданской службы, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы по этой специальности, этому направлению подготовки после получения гражданином (федеральным государственным гражданским служащим) документа об образовании и (или) о квалификации по указанным специальности, направлению подготовки.
5. В случае если должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего не предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы гражданина (федерального государственного гражданского служащего), при выполнении которой получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности федеральной государственной гражданской службы, после получения им документа о профессиональном образовании того уровня, который соответствует квалификационным требованиям для замещения должности федеральной государственной гражданской службы.
6. Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа.
7. Признать утратившими силу:
Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 40, ст. 4017);
Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 2008 г. № 1127 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 31, ст. 3700);
Указ Президента Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № 848 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 46, ст. 5930).
8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Обзор документа
Установлены новые квалификационные требования к стажу госслужбы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной госслужбы.
Уточнено, какие периоды включаются в тот и другой стаж при их исчислении.
Так, в стаж госслужбы включаются периоды замещения должностей федеральной госслужбы; региональной госслужбы; воинских должностей; должностей федеральной госслужбы иных видов; государственных и муниципальных должностей; должностей муниципальной службы и иных должностей согласно федеральным законам.
Требования к продолжительности как стажа госслужбы, так и стажа работы по специальности, направлению подготовки не изменились.
Указ вступает в силу со дня его подписания.