Выключатели

Какие имеются обогреватели для обогрева кемпинговой палатки. В поход с комфортом: как выбрать газовый обогреватель для палатки

Какие имеются обогреватели для обогрева кемпинговой палатки. В поход с комфортом: как выбрать газовый обогреватель для палатки

Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, в речи всегда выделяется запятыми и отвечает на определенные вопросы, приведенные в этой статье. Здесь также приведены исключения при обособлении деепричастных оборотов в предложении с примерами.

Что такое обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом?

В русском языке обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом , - это второстепенный член предложения, представленный деепричастием с зависимыми словами. Оно обозначает признак действия, зависит от глагола-сказуемого и всегда выделяется на письме запятыми. Отвечает на вопросы - Когда? Каким образом? Как? С какой целью? и др.

Примеры предложений с обособленными обстоятельствами с деепричастным оборотом:
Передвинув мебель , мы освободили пространство (освободили - каким образом? - передвинув мебель ). Ребята, укрывшись от дождя в шалаше , обсуждали увиденное (обсуждали - когда? - укрывшись от дождя ). Мама пошла спать, поцеловав на ночь сына (ушла спать - когда? - поцеловав сына ).

Исключения при обособлении деепричастных оборотов в предложении

Обособленное обстоятельство может быть представлено двумя однородными деепричастными оборотами либо деепричастным оборотом с одиночным деепричастием, которые употребляются через союз и . В таком случае запятыми выделяется все обстоятельство, а не каждый деепричастный оборот отдельно.

Примеры : Девочка, навевая песенку и пританцовывая , шла по парку. Поприветствовав соперника и пожав друг другу руки , спортсмены приготовились к матчу.

Кроме того, обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, не обособляются :

  • Если деепричастный оборот входит в состав фразеологического выражения.

    Примеры : Они трудились не покладая рук весь день. Переживая за брата, она провела ночь не смыкая глаз .

  • Если в составе деепричастного оборота есть союзное слово который .

    Примеры : Маша составила план сочинения, следуя которому она напишет интересную историю. У Сережи было много друзей, общаясь с которыми он узнавал много нового.

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 55.

Обстоятельство - второстепенный член, который в предложении отвечает на наречные вопросы и при этом выражается деепричастием, деепричастным оборотом, предложно-падежными конструкциями. Обстоятельства характеризуют действие, признак, способ совершения действия (Как? Каким образом? ), место (Откуда? Где? Куда? ), причину (Почему? ), условие (Вопреки чему? При каком условии? ), цель (Зачем? ). По этим вопросам определяется разряд обстоятельства, его значение. Обстоятельства могут быть выражены предложно-падежными группами, фразеологизмами, инфинитивом.

Обособленное обстоятельство - это обстоятельство, которое может иметь разные значения и которое выделяется при помощи интонации (при произношении) и пунктуации (на письме).

(Споткнувшись , она едва не упала на колени. Родион, подпрыгивая от нетерпения, старался идти в ногу с отцом. От удара он начал скользить по льду, словно шайба.Несмотря на слезы и волнения , день был удачным.)

1. Обособленное обстоятельство может быть выражено одиночным деепричастием или деепричастием с зависимыми словами Такой вид обстоятельства выделяется запятыми, независимо от своего места в предложении. (Лежа на полке , он бессмысленно смотрел в потолок вагона. Он сидел на подоконнике, лениво махая ногами . Он, напевая себе под нос , медленно пошел в сторону переулка).

2. Обособление обстоятельств, которые выражены предложно-падежными формами существительного, носит факультативный характер. Их обособление зависит от смысловой нагрузки (соединения двух или более обстоятельственных значений), слабой синтаксической связи со сказуемым, выраженным глаголом, или от поставленных автором стилистических задач.

Если обстоятельство имеет сравнительное значение и выражено существительным с предлогами (как, как будто, будто, словно, точно), то это - обособленное обстоятельство. (Он подпрыгивал на батуте, как мячик . Словно буря, раздосадованный Виктор пронесся по комнате. Наталья, как будто сонная, непонимающе щурила глаза.)

3. Обстоятельство, имеющее значение уступки, считается обособленным, если начинается с союза несмотря на . (Несмотря на утренний прилив сил , сейчас она чувствовала легкое головокружение).

Примечание

Обособленное обстоятельство может иногда выражаться группой слов, предшествующих сказуемому и начинающихся с предлогов (по причине, при наличии, при отсутствии, благодаря, ввиду, согласно, вопреки, вследствие ). (Примеры. Благодаря своему сильному характеру, Елена преодолела внезапные трудности. Но: Елена преодолела внезапные трудности благодаря своему сильному характеру . Вопреки Уставу и требованиям начальства, Сергей пришел на сбор в синей рубахе. Но: Сергей пришел на сбор в синей рубахе вопреки требованиям Устава.)

4. Если в предложении присутствует однородное обособленное обстоятельство, то ставтся так же, при обычных однородных членах. (Размахивая руками, неуклюже подпрыгивая , громко крича от радости , он помчался по дороге. Он помчался по дороге, размахивая руками , высоко подпрыгивая. Размахивая руками и гомко крича, он бежал по дороге. )

Предложения с обособленными обстоятельствами по своей структуре похожи на другие синтаксические конструкции, не требующие знаков препинания.

Запомните! Запятые не ставятся, если обстоятельства

  • Выражены (Он подошел к подготовке проекта спустя рукава ).
  • Выражены нераспространенными одиночными деепричастиями. Считается, что эти слова (сидя, лежа, нехотя, не глядя и пр.) субстантивированы, т.е. образованы путем перехода одной части речи (наречия в данном случае) в другую (деепричастие). (Мы беседовали сидя . Но: Мы беседовали, сидя в креслах.

*Примечание. Если обстоятельство выражено обычным деепричастием, образованным от глагола, оно обязательно обособляется. (Отвернувшись , она вытерла слезы).

Л.А.АКСЁНОВА,
с.Тупки,
Чаплыгинский р-н,
Липецкая обл.

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами

11 класс

Цели . Обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся по теме урока, отработка навыка выделения знаками препинания деепричастного оборота.
Употребление деепричастных оборотов в речи.
Орфография: основные случаи слитного и дефисного написания имен существительных.

Оборудование .

1) Запись на доске:

– тема урока;
– лексическое значение слов: метаморфизм, персонификация;
– предложения для анализа;
– выходные данные книг для самостоятельного чтения.

2) Таблица «Правила обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами».

3) Карточки для самостоятельной работы учащихся.

ХОД УРОКА

I. Словарный диктант.

Мы продолжаем повторять основные случаи слитного и дефисного написания имен существительных.
Прочитайте записанные на доске слова, вспомните основные правила слитного и дефисного написания существительных, объясните правописание слов.

1) Великодушие, тысячелетие, языкознание; 2) микротема, авансцена, псевдонародность; 3) пятидневка, времяпрепровождение; 4) пол-одиннадцатого, пол-линейки, пол-Чаплыгина, полдекабря, полугодие; 5) филфак, вуз, Госдума; 6) генерал-лейтенант; ученый-лингвист, революционер-демократ; 7) вице-президент, экс-чемпион, унтер-офицер; 8) северо-восток, юго-запад, норд-вест.

Первая группа слов – слова с соединительными о, е . Соединительная гласная о пишется после основ на твердый согласный (языко знание ), е – после основ на мягкий согласный, шипящий и ц (тысяче летие ).
Вторая группа слов подчиняется правилу: «Слова с начальными словообразовательными иноязычными элементами псевдо-, микро-, аван-, авиа-, кино-, био-, теле-, фото- и другими пишутся слитно».
Слитно пишутся слова с первой частью, употребленной в форме именительного падежа (время препровождение ) или в форме родительного падежа (пятидневка ).
Слова с первой частью полу- пишутся слитно (полугодие ); слова с первой частью пол- пишутся слитно, если она находится не перед: гласной, л , прописной буквой.
Все сложносокращенные слова и аббревиатуры пишутся слитно. Этому правилу подчиняются слова пятой группы: филфак, вуз, Госдума .
Сложные существительные, обозначающие профессию, специальность, звание, должность, научную степень, пишутся через дефис, например: генерал-лейтенант, ученый-лингвист .
Пишутся через дефис и слова с начальными иноязычными элементами вице-, экс-, камер-, унтер-, штаб- .
Через дефис пишутся наименования промежуточных стран света, русские и иноязычные (северо-восток, норд-вест ).

– Как вы понимаете значения следующих слов:

Авансцена – в состав слова входит словообразовательный элемент аван- (от франц. avant – «перед») – передняя открытая часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал.

Псевдонародность – псевдо ... – первая составная часть сложных слов, обозначающая: ложный, мнимый (от греч. pseudos – «ложь»).

Вице-президент – вице -... Первая часть сложных слов в значении «заместитель, помощник».

Экс-чемпион – экс -... Первая составная часть сложных слов, обозначающая: бывший, утративший прежнее положение.

– Запишите слова под диктовку учителя, графически выделяя орфограмму.
– Возьмите ручку с зеленой пастой. Проверьте работу. Сверьте свои записи с записью слов на доске. Если допустили ошибки, исправьте их, а дома еще раз поработайте над «своими» орфограммами. (Учитель контролирует самопроверку учащихся.)
– Хочу обратить ваше внимание на то, что вопросы слитного, раздельного и дефисного написания – самые сложные в русской орфографии. Именно в этом разделе много колеблющихся, противоречивых написаний. Действует большое количество правил, вследствие чего одно и то же слово может подпадать под разные правила и толковаться двояко.
Вот почему необходимо обращаться к специальному словарю «Слитно или раздельно?». (Показываю словарь.) Советую поближе познакомиться со словарем, с принципом его построения и почаще заглядывать в него.
А сейчас запишем в тетрадь полное название и выходные данные: Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П., Чельцова Л.К . Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника.) Под ред. Д.Э. Розенталя. М.: Сов. энциклопедия, 1972.

II. Словарная работа.

– Продолжаем пополнять словарную копилку. С этой целью обратите внимание на следующую запись на доске:

Метаморфизм (от греч. meta – «пере», morphe – «форма» – преобразуюсь, превращаюсь) – процесс преобразования чего-либо. (Метаморфизм художественного мира Есенина.)

Персонификация (от лат. persona – «лицо» и facere – «делать») – олицетворение, представление неодушевленного предмета или отвлеченного понятия в человеческом образе. (В басенных персонажах, например, с помощью персонификации воплощаются отдельные человеческие качества.)

– Обратите еще раз внимание на толкование и правописание слов, проговорите их орфографически и запишите в тетрадь.

III. Обобщение, систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по теме урока.

– Обратимся к теме урока: «Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами». Повторим, обобщим и углубим наши знания. Слово – Колыханову Роману. Рома напомнит основные сведения по теме. А затем Русанова Елена расширит, углубит наши знания. (Выступают подготовленные учащиеся, на доску вывешивают таблицы с материалами своих сообщений.)

1. Правила обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами

Обособляются

Не обособляются

1. Деепричастия с зависимыми словами, а также два или несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу: 1) Солнце, спрятавшись за узкое сизое облако , золотит его . 2) От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая , движутся полки . (М. Лермонтов)

2. Одиночные деепричастия, если они не имеют значения наречия (обычно они стоят впереди глагола: 1) Пошумев , река успокоилась . 2) Грохот, не умолкая , катится дальше. 3) Степь побурела и задымилась, подсыхая .

1. Деепричастия с зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, ставшие цельными выражениями (спустя рукава, сломя голову, не переводя дыхания, засучив рукава и т.п.): 1) Будем работать засучив рукава (дружно, упорно). 2) Мальчик бежал сломя голову (быстро). Но: Отец, засучив рукава , тщательно вымыл руки .

2. Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, выступающие в роли обстоятельства образа действия (обычно они стоят после глагола): 1) Яков шел не торопясь (медленно). 2) Мальчик читал книгу лежа .

3. Группы однородных членов, состоящие из наречия и деепричастия: 1) Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь .

4. Деепричастия с зависимыми словами, тесно по смыслу сливающиеся с глаголом: Старик сидел опустив голову . (Здесь важно не то, что старик сидел, а что он сидел с опущенной головой.)

IV. Закрепление. Анализ предложений.

– Поработаем над закреплением теоретических знаний.

Задание 1 . Прочитайте записанное на доске предложение. Запишите, расставив знаки препинания, объясните свой выбор.

(Это предложение соответствует схеме: . Прямая речь стоит после слов автора, поэтому перед прямой речью ставим двоеточие, саму прямую речь заключаем в кавычки.
Слова автора осложнены одиночным деепричастием, оно обособляется, так как сохранило значение глагольности и выступает в функции второстепенного сказуемого, указывая на время действия.
Деепричастие отделяется от союза и запятой, так как союз и соединяют два однородных сказуемых.)

Задание 2 . Запишите предложение под диктовку учителя, расставьте знаки препинания, графически объясните их расстановку.

2)

(Это сложносочиненное предложение, запятая перед союзом и отделяет одно простое предложение от другого: = –, и – =. Простые предложения в составе ССП осложнены деепричастными оборотами, мы их обособим, так как обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому.)

Задание 3 . Приготовьтесь к работе с зелеными карточками (на каждой небольшой карточке написано одно слово, все вместе они составляют одно предложение). Разрозненные слова расположите в соответствии с указанными мною частями речи, чтобы получилась определенная фраза. Если в предложении несколько слов относятся к одной и той же части речи, то я буду указывать дополнительную категорию (падеж, число, род, вид и т.д.). Итак, приготовьтесь «собрать» предложения.

– Прочитайте предложение, которое у вас получилось. Запишите его в тетрадь, расставьте знаки препинания, объясните графически, затем и устно их расстановку. (Деепричастный оборот раскинув ветви отделяется от союзного слова что запятой, так как деепричастный оборот можно отделить от союзного слова и переставить в другое место.)

Задание 4 . У каждого из вас на партах лежат карточки больших размеров (альбомный лист, на одной стороне которого написано предложение, на другой нарисована иллюстрация – пейзаж). Прочитайте записанные на них предложения. Дайте им характеристику, расставьте знаки препинания. Приготовьтесь к выступлению (защите своей работы) перед классом.

(Это предложение со словами автора и прямой речью. Прямая речь состоит из двух простых предложений, между ними ставим запятую. Слова автора осложнены обособленным деепричастным оборотом скинув шапки и обособленными однородными деепричастиями молясь и вздыхая .)

(Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза либо союзного слова, отделяется от него запятой (такой деепричастный оборот можно переставить в другое место предложения).
Не выделяются запятыми фразеологические обороты, в состав которых входят деепричастия (не смыкая глаз, затаив дыхание, скрепя сердце и т.п.).

IVа. Предложения для анализа (дополнительный материал)

5) Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.

6) Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

7) Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.

8) Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

9) И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

10) На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

11) Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне...

12) Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.

13) И над миром с незримой лестницы,
Оглашая поля и луг,
Проклевавшись из сердца месяца,
Кукарекнув, взлетит петух.

14) Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер!».

15) И, спокойно вызов принимая,
Вижу я, что мне одно и то ж –
Чтить метель за синий цветень мая,
Звать любовью чувственную дрожь.

16) Водит старая мельница ухом,
Навострив мукомольный нюх.

17) И с тобой целуюсь по привычке,
Потому что многих целовал,
И, как будто зажигая спички,
Говорю любовные слова.

18) Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...

19) Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунный поезд?

20) Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.

21) И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил,
Листвою плачет на песок.

22) Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.

23) А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

24) До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

25) В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

26) И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.

27) Неуютная жидкая лунность,
И тоска бесконечных равнин, –
Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.

28) И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колес.

29) Хорошо лежать в траве зеленой
И, впиваясь в призрачную гладь,
Чей-то взгляд, ревнивый и влюбленный,
На себе, уставшем, вспоминать.

V. Обобщение. Выводы.

– Посмотрите записанные в тетрадях предложения. Строки какого поэта звучали сегодня на уроке? (Записанные предложения – поэтические строки С.А. Есенина.)
– Как вы думаете, почему Есенин часто использует в своих стихотворениях деепричастия и деепричастные обороты? Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи? (Деепричастный оборот – сжатая, лаконичная и очень выразительная форма. С.А. Есенин часто использует в своих стихотворениях деепричастия и деепричастные обороты, так как они позволяют «дорисовывать» движение, сделать поэтическую речь выразительной, динамичной. Природа в лирике поэта одушевлена, он использует прием метаморфизма. В сравнении с придаточными обстоятельственными деепричастный оборот более сжат, хотя придает высказыванию книжный характер.)
– Прочитайте следующие предложения. Определите способ выражения обособленных обстоятельств:

А. Деепричастный оборот.
Б. Одиночное деепричастие.
В. Имя существительное с предлогом.

1. В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользнул тонкий
И скрылся за холм в полях.

(С.Есенин)

2. Стеля стихов злаченые рогожи,
Мне хочется вам нежное сказать.

(С.Есенин)

3. Кроме книг, здесь был лишь письменный стол.

– Мы немало сегодня написали и прочитали поэтических строк С.А. Есенина, в которых встречали деепричастия и деепричастные обороты. А почему мы не встретились с синтаксическими конструкциями с обособленными обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами? (Такие синтаксические конструкции характерны для научного и официально-делового стиля, придают речи канцелярский оттенок.)

VI. Выполнение заданий:

Задание 1 . Посмотрите еще раз записанные в тетрадях поэтические строки С.А. Есенина, найдите деепричастия, выпишите их в отдельную строчку и разберите их по составу.

Задание 2 . Назовите морфологические признаки деепричастия молясь .

Задание 3 . Назовите и охарактеризуйте звуки, которые обозначают указанные учителем буквы:

Задание 4 . Составьте и запишите предложения с данными оборотами, дополнив их при необходимости (описаниями природы, сравнениями).

VII. Стилистика предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами.

– Прочитайте следующие предложения. Укажите характер ошибки.

1) Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша .
2) Подходя к лесу, мне стало холодно .

Деепричастный оборот обычно свободно передвигается в пределах предложения, он может стоять в его начале, в середине, в конце. Это положение не соблюдено в первом предложении. В нем речь идет о двух действующих предметах в грамматическом значении этого слова: о пассажире (он спрыгнул с трамвая) и о калоше (она слетела), причем действие пассажира не относится к подлежащему.

– Как можно исправить данное предложение?
(Действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, должны быть произведены одним и тем же объектом речи, иначе это приводит к грамматическим ошибкам.)

Прочитайте второе предложение. В нем тоже допущена ошибка. Если главное предложение является безличным, деепричастный оборот может употребляться только в том случае, если сказуемое выражено инфинитивом. Например: Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель свободной минуты .

Подобные ошибки часто встречаются в речи. Понаблюдайте за речью других людей – это поможет вам самим избежать ошибок.

И еще советую познакомиться с книгой И.Б. Голуб и Д.Э. Розенталя «Занимательная стилистика», которая в занимательной и доступной форме расскажет о «секретах» использования слов, их сочетаемости, о правилах и тонкостях употребления грамматических форм и гибких синтаксических конструкций. Знакомство с материалами этой книги расширит ваши знания в области русского языка и поможет вам повысить свою речевую культуру.

VIII. Оценки.

IX. Домашнее задание.

На следующем уроке мы выделим время для анализа предложений с обособленными и необособленными обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями, будем вести разговор о конструкциях с предложными сочетаниями несмотря на, в случае ... и др. Будем работать с правилом «Обстоятельства, выраженные существительными с предлогами». Поэтому дома необходимо повторить соответствующий теоретический материал:

1) «Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами».
2) «Правописание производных предлогов».
3) Упр. 387 (Розенталь Д.Э . Русский язык. 10–11-е кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1995).

Индивидуальное задание. Пользуясь «Фразеологическим словарем русского языка», составьте тематический словарь «Деепричастные обороты в составе фразеологизмов». Подготовьтесь к выступлению.

Литература

1. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П., Чельцова Л.К. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника) / Под. ред. Д.Э. Розенталя. М.: Сов. энциклопедия, 1972.

2. Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И., Василевская И.А . Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / Под ред. В.В. Иванова. М.: Просвещение, 1983.

3. Словарь русского языка в 4 томах. / Академия наук СССР. Институт языкознания. М.: Гос. изд-во иностр. и национ. словарей, 1957.

4. Есенин С.А. Избранное / Сост., предисл. и примеч. Ю.Л. Прокушева. М.: Просвещение, 1986.

5. Макурина Л.В. Русский язык. 11-й класс. Урок за уроком: Книга для учителя. М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002. С. 38–42.

6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика: Книга для учащихся 8–10-х классов. М.: Просвещение, 1988.

7. Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие речи. 10–11-е классы: Методическое пособие. СПб.: Паритет, 2002. С. 45–48.

В русском языке существует такое понятие, как обособление, которое является способом уточнения и выделения определенных слов в высказывании. Способность обособляться имеют только второстепенные члены предложения, и благодаря такой особенности они наделяются большей самостоятельностью, в отличие от необособленных. Используются такие слова для того, чтобы более детально представить информацию и выделить определенную часть высказывания. Обособленными могут быть определения, дополнения и обстоятельства. В этой статье речь пойдет именно об обстоятельстве и его особенностях.

Обособленные обстоятельства

Для начала следует определить, чем обособленное обстоятельство отличается от обычного. Для этого следует вспомнить определение данного члена предложения. Итак, обстоятельство - член предложения, который играет второстепенную роль и может быть выражен как предложно-падежная конструкция, фразеологизм, деепричастие или оборот и инфинитив. Оно может указывать на действие, которое совершает лицо или предмет, на способ, цель, условие и место действия, а также на признак предмета, о котором идет речь в предложении. Обстоятельство отвечает на огромное количество вопросов, таких как: где? куда? откуда? почему? зачем? вопреки чему? при каком условии? Обособленное обстоятельство, так же как и простое, может иметь огромное число значений, но на письме оно выделяется запятыми, а при устной речи интонацией. Например: Споткнувшись, она едва удержалась на ногах. Несмотря на напряженность, день был прекрасным.

Деепричастие и деепричастный оборот

Обособленное обстоятельство в предложении может выражаться как одиночное деепричастие или иметь при себе зависимые слова. На письме такое обстоятельство всегда выделяется запятыми с обеих сторон. Употребляться оно может независимо от места расположения в предложении грамматической основы. Например:

  • Лежа на кровати, она смотрела в потолок.
  • Она сидела в саду, наслаждаясь свежестью воздуха.
  • Она, бегая по магазинам, искала подходящий наряд.

Достаточно часто в предложении можно встретить однородное обособленное обстоятельство или, другими словами, несколько простых деепричастий в одном предложении, причем они могут относиться к разным сказуемым. Например:

  • Смеясь и подпрыгивая, она, окрыленная, неслась навстречу ветру.

Необособленные деепричастия

Стоит отметить, что обстоятельства, выраженные деепричастиями или оборотами, могут не обосабливаться в таких случаях:

  1. Если деепричастие имеет значение наречия. Например: Наташка закрыла дверь и сидела не двигаясь (равносильно наречию неподвижно). Исключением являются такие вводные словосочетания со значением наречия, как: откровенно говоря, собственно говоря, попутно отмечая и другие. Например: Я, собственно говоря, пришел, чтобы поговорить.
  2. Если деепричастие входит в состав устойчивого словосочетания или фразеологизма, оно не обосабливается и на письме никак не выделяется. Например: Несусь на встречу голову сломя .

Предложно-падежная форма

Обстоятельства, которые выражаются предложно-падежными формами имен существительных, обособляются для смыслового акцентирования, пояснения или конкретизации. Чаще всего такое обособленное обстоятельство употребляется для указания места, времени или образа действия и зависит лишь от смысловой нагрузки. При произношении оно выделяется интонацией, а при письме запятыми. При этом синтаксическая связь со сказуемым ослаблена, но наряду со значением времени указана причина действия или вопреки чему оно произошло. Например:

  • Иван, после полученного им решительного отказа, ушел домой и долго не выходил из комнаты, запершись от всех.
  • С приближение неприятеля, взгляд мальчика не только не сделался серьезнее, но стал легкомысленнее.

Наряду с падежными формами существительных, выраженных лишь смысловой нагрузкой, часто встречаются обособления с применением предлогов или предложных сочетаний, таких как: по причине, вопреки, несмотря на, благодаря, ввиду, вследствие, при условии, в случае и так далее. Например:

  • Несмотря на желание пойти с ним, она отказала.
  • Вопреки дождю они пошли гулять.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Предложения с обособленными обстоятельствами при написании могут вызвать некоторые трудности, так как в них достаточно сложно правильно расставить знаки препинания. И большинство школьников, записывая такие высказывания, допускают массу ошибок. Однако здесь главное - выучить несколько простых правил, зная которые трудностей при написании предложения можно избежать.

Правила пунктуации

  1. Деепричастный оборот всегда, независимо от расположения в предложении, с двух сторон выделяется запятыми. (Например: Она, не надевая шапки, выбежала на улицу; содрогаясь от холода. Он вошел внутрь дома; девушки, смеясь и тихо переговариваясь, незаметно прошли мимо.)
  2. Если деепричастный оборот употребляется рядом с союзом, то отделяется от него запятой. Ни союзы, ни союзные слова в него не включаются. (Например: Она улыбнулась подруге и, перепрыгивая через лужу, побежала домой.) Исключением здесь может быть только союз «а», поставленный перед деепричастным оборотом. В этом случае союз может быть включен в состав оборота. (Например: надо понять, в чем смысл жизни, а поняв это, донести до других.)
  3. Если в предложении друг за другом идут несколько деепричастных оборотов, то знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах. (Например: Он подходил, пошатываясь и придерживая даму за локоть одной рукой, а другой медленно размахивая зонтом.)
  4. Если деепричастные обороты в составе одного предложения относятся к разным сказуемым, то каждый из них выделяется запятыми отдельно. (Например: Толкнув ногой дверь, он прыгнул на улицу и, не обращая никакого внимания на прохожих, понесся прочь.)

Упражнения для закрепления материала

Чтобы закрепить полученные теоретические знания, следует особое внимание уделить практическим занятиям. Именно поэтому в школьном курсе русского языка уделяется огромное количество часов для закрепления столь сложной темы. Итак, для начала следует научиться выделять из контекста обособленные обстоятельства в устной форме, опираясь лишь на интонацию, а после переходить к письменным заданиям. Для этого идеально подойдут предложения, в которых ученикам предлагается выразительно прочитать, а после расставить запятые согласно интонации и объяснить, почему именно там должен быть этот знак препинания. Таким образом ребенок научится применять на практике изученные правила пунктуации. После того как дети научатся определять деепричастный оборот и предложно-падежные формы существительных как обособленных обстоятельств, задачу можно усложнить, предложив для разбора высказывания с союзами или союзными словами. Следует отметить, что, перед тем как приступать к определению обособленных обстоятельств, необходимо выделить в предложении грамматическую основу. Далее задание можно усложнить, предложив вниманию детей сложные составные предложения с несколькими грамматическими основами и однородными обособленными обстоятельствами.

B5

Комментарии преподавателя

Возможные трудности

Добрые советы

Чаще всего обособленные члены предложения бывают распространёнными, поэтому можно пропустить одиночные обособленные определения или обстоятельства, особенно если они находятся на стыке частей сложного предложения или между однородными членами предложения.

Чтобы избежать подобной ошибки, необходимо проанализировать все запятые в предложении, установить причины их постановки. Иногда одна запятая ставится сразу по двум основаниям, как в приведенном примере.

Надеясь, что этого никто не заметит, Андрей бесшумно вышел из комнаты.

Во-первых, слово надеясь отделяется запятой, потому что это обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием. Во-вторых, запятая ставится перед союзом что, чтобы отделить придаточную часть.

Можно спутать обособленный член предложения с придаточной частью сложноподчинённого предложения.

Стол, который куплен родителями, совсем небольшой.

Стол, купленный родителями, совсем небольшой.

В составе обособленного члена предложения не может быть сказуемого. Если же сказуемое присутствует, то перед вами часть сложного предложения: Стол, который куплен родителями.

Следует отметить, что целевой оборот с союзом чтобы - это придаточная часть сложноподчиненного предложения, грамматическая основа которой состоит из сказуемого, выраженного инфинитивом:

Наташа встала пораньше, чтобы успеть приготовить завтрак детям.

Иногда непросто разграничить обособленное согласованное приложение и обособленное несогласованное определение.

Наталья, в пышном голубом платье, сидела у камина. Фёдор, филолог по образованию, работал журналистом.

Нужно изменить слово, к которому относится сомнительный обособленный член. Если он меняется вместе с главным словом, то есть согласуется в числе и падеже, то это согласованное приложение. Если обособленный член не изменяется, значит, это несогласованное определение.

Фёдора, филолога по образованию, интересовала современная литература.- приложение.

Наталью, в пышном голубом платье, было не узнать. - несогласованное определение.

Однородные члены предложения

Однородными называются такие члены предложения, которые:

1) играют в предложении одну и ту же синтаксическую роль;

2) связаны с одним и тем же главным словом посредством одного и того же вопроса;

3) соединены между собой сочинительной связью, что говорит об их смысловом равноправии в предложении;

4) часто бывают выражены одной и той же частью речи.

Разъясним сказанное схемой:

Она любила танцы, книги и романтические встречи.

Перед нами ряд однородных дополнений (танцы, книги, встречи), все они зависят от одного и того же сказуемого, отвечают на один и тот же вопрос и являются равноправными по смыслу.

Однородные члены предложения (ОЧП) могут быть связаны между собой как бессоюзной связью, так и с помощью сочинительных союзов:

Средства связи между ОЧП

Однородные члены связаны бессоюзной связью

Айболит по лесам, по болотам идет.

Однородные члены связаны соединительными союзами и, да (в значении и), ни - ни, не только - но и, как - так и, не столько - сколько и др.

Да здравствует мыло душистое , и полотенце пушистое , и зубной порошок! (К. Чуковский).

Ни страны , ни погоста не хочу выбирать! (И. Бродский).

Он не столько беден, сколько жаден.

Однородные члены связаны противительными союзами а, но, да (в значении но ), зато

Звезды падают им на плечи, а не в ладони.

Мал золотник , да дорог.

Блоха мала, зато зла.

Однородные члены связаны разделительными союзами или (иль), либо, то - то, не то - не то

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

Там где-то есть город либо село с таким названием.

Однородные определения

В предложении, содержащем ряд определений, определения могут быть как однородными, так и неоднородными.

Однородные определения одинаково относятся к определяемому слову, произносятся с перечислительной интонацией, обычно допускают вставку союза и .

Это было волнующее, незабываемое событие.

Неоднородные определения относятся к определяемому слову по-разному.

В предложении Тонкая серая линия еще обозначала горизонт. прилагательные тонкая и серая неоднородны. Непосредственно к существительному линия относится только одно из них (серая), а другое относится уже ко всему словосочетанию. (Сначала указывается, что линия серая, а потом уточняется, что эта серая линия еще и тонкая.)

В этом случае перечислительная интонация отсутствует, а вставка союза и невозможна.

Зачастую вопрос об однородности определений может быть решен только при учете интонации предложения (говорящий обычно интонационно подчеркивает однородные определения).

Обособленные члены предложения

Второстепенные члены предложения могут намеренно выделяться говорящим в особые группы с помощью специальной интонации. Такое выделение всегда привлекает к второстепенным членам внимание слушающего. Второстепенные члены, выделяемые с помощью интонации, называются обособленными.

Обособление - это один из способов смыслового выделения того или иного второстепенного члена с целью придать ему бо́льшую самостоятельность в предложении.

Обычно причиной для обособления является оттенок добавочного сообщения, который говорящий хочет привнести в предложение. В устной речи такие обособленные члены произносятся с особой интонацией, на письме они выделяются запятыми (реже - тире).

Оттенок добавочного сообщения, содержащийся в обособленных членах, осложняет простое предложение, т. е. приближает его по смыслу к сложному.

Она пожалела о забытых дома перчатках (простое предложение, не осложненное обособленными членами).

Она пожалела о перчатках, забытых дома (простое предложение, осложненное обособленными членами).

Она пожалела о перчатках, которые забыла дома (сложное предложение).

В школьном курсе синтаксиса выделяются следующие типы обособленных членов предложения:

1) обособленные определения и обособленные приложения;

2) обособленные обстоятельства;

3) обособленные уточняющие члены предложения;

4) обособленные сравнительные обороты.

Обособленные определения и обособленные приложения

Могут обособляться как согласованные, так и несогласованные определения.

Согласованные обособленные определения обычно выражаются причастными оборотами и оборотами на базе прилагательного.

Волны, рвущие побережье на части , гудели победно и грозно.

Вразвалку вошел мастер, весь черный от угольной пыли .

Реже согласованные обособленные определения бывают выражены одиночными причастиями и прилагательными.

Спящий, он казался ей еще суровей .

Постройки, новые, свежие , казались пряничными.

Особым случаем обособленного определения считается обособленное приложение - определение, выраженное существительным.

Особенно лицеисты полюбили Галича, профессора российской и латинской словесности .

Не следует путать обособленные согласованные определения с придаточными определительными предложениями.

Несогласованные обособленные определения обычно выражаются оборотами, в основе которых находится существительное в косвенном падеже, реже - наречие либо форма сравнительной степени прилагательного.

Сторож, в рваной ушанке и рукавицах , тем не менее выглядел внушительно.

Бетонные блоки, впритык и кое-где внакладку , громоздились за участком.

Эта комната, гораздо светлее и шире предыдущей , мне понравилась .

Обособленные обстоятельства. Типы обособленных обстоятельств

Обычно обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с производным предлогом.

Почти всегда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

Обособления не происходит при следующих условиях:

  • Деепричастный оборот перешел во фразеологизм наречного значения (спустя рукава, сломя голову и др.).

Не бросайся в драку_очертя голову!

  • Одиночное деепричастие потеряло глагольное значение и приобрело наречное значение (например нехотя, шутя, не глядя, крадучись, играя и др.).

Живите-ка _ смеясь! (Т.е. весело, без забот.)

Шел он _ не торопясь. (Т.е. медленно.)

  • Одиночное деепричастие (а иногда и деепричастный оборот), стоя после сказуемого, тесно сливается с ним по смыслу (вплоть до того, что становится частью сказуемого). Именно на деепричастие падает в этом случае смысловой акцент предложения.

Особенно трудно биатлонистам стрелять _стоя. (Говорящий имеет в виду не то, что биатлонистам трудно стрелять, а то, что им трудно стрелять стоя.)

Старуха стояла _ опустив голову. (Говорящему важно не то, что старуха стояла, а то, что она стояла с опущенной головой.)

Подробнее об условиях обособления деепричастий и деепричастных оборотов см.: Знаки препинания при обoсобленных обстoятельствах, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом. Обособленные обстоятельства могут выражаться также существительными в косвенных падежах с производными предлогами.

Многие производные предлоги в русском языке имеют значения, которые способствуют смысловому выделению существительных с такими предлогами. Это значения причины, условия, уступки, следствия, сопутствующего события и т. д. Ниже перечисляются производные предлоги, сочетания с которыми обособляются чаще других:

несмотря на что- либо;

невзирая на что-либо;

благодаря чему-либо;

согласно чему-либо;

вследствие чего-либо;

за неимением чего-либо;

в силу чего-либо;

при отсутствии чего-либо;

при наличии чего-либо;

при условии чего-либо;

ввиду чего-либо;

вопреки чему-либо и т. д.

Всегда обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогом, если они имеют значение уступки (когда одно событие происходит, несмотря на наличие другого, которое является первому помехой).

Несмотря на дожди, погода была теплая.

Невзирая на сопротивление окружающих, он быстро продвигался в толпе.

Обособление других обстоятельств, выраженных существительными с производными предлогами, не является обязательным. Оно зависит от намерений и целей автора, от распространенности или нераспространенности обстоятельств и от их места в предложении.

Обычно обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогом, если они распространены и стоят в начале либо в середине предложения.

Он, благодаря своим организаторским способностям, оказался неплохим руководителем.

За неимением свободного времени, он не успевал делать всего того, что обещал.

Нераспространенные обстоятельства, выраженные существительными с предлогом, обычно не обособляются, если стоят в конце предложения.

Полк прибыл в гарнизон в пятницу согласно приказу.

Обособленные уточняющие члены предложения

Уточняющие члены предложения служат для конкретизации либо для пояснения смысла других членов предложения (уточняемых).

Направо (уточняемое), у самого леса (уточняющее) , были заметны заросли крапивы.

Это была пустая (уточняемое), без жителей (уточняющее) , деревня.

Обычно под термином обособленные уточняющие члены предложения имеют в виду три близких явления:

1) собственно обособленные уточнения,

2) обособленные обороты, содержащие иное наименование предмета (особый тип приложений),

3) обособленные обороты со значением включения, исключения, замещения, акцентирования.

Чаще всего в роли собственно уточняющих членов выступают обстоятельства места и времени, реже - определения и приложения, другие типы обстоятельств. В роли уточняющего члена предложения может выступать также именная часть сказуемого.

Уточняющее, поясняющее и информирующее значение присуще оборотам, которые содержат иное наименование предмета.

Корабельный повар, или кок , считается у нас лицом неприкасаемым.

Полюбилось мне в ту пору выращивать бураки - свеклу по-вашему.

Как уточняющие часто обособляются обороты со значением включения, исключения, замещения, акцентирования (обычно в роли дополнения).

Правило действует для всех, в том числе и для вас .

Нет ничего, кроме пяти копеек .

Граждане , главным образом молодежь , активности в выборах не проявили.

При обособленных уточняющих членах часто употребляются специальные союзы: то есть, или и др., а также слова, подчеркивающие уточняющий смысл членов предложения: особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе.

Живем неплохо, т. е. не без достатка .

Вы здесь как разбойники выглядите, особенно Фрол .

Экзамен сдали все, в том числе и Копытин .

Сравнительные обороты

К обособленным членам предложения относятся и сравнительные обороты.

Сравнительный оборот - это особая синтаксическая конструкция в составе предложения, имеющая значение сравнения. Сравнительный оборот включает в себя сравнительный союз (будто, как будто, словно, точно, чем, нежели и др.) и сравнивающую часть, которая обычно выражается существительным, но может быть представлена и прилагательным, и наречием, и глаголом.

Облака, словно скрученные нити, тянутся по небу.

Он казался выше, чем его брат.

Он продолжал шевелить губами, будто что-то бормотал про себя.

Сравнительные обороты обычно выступают в предложении в роли обстоятельства.

Вводные слова и вводные предложения

Предложение может содержать слова и сочетания, которые не связаны с его членами синтаксической связью и сами не являются членами этого предложения. Такие слова, однако, не теряют смысловой связи с содержанием предложения, отражая оценки и намерения говорящего. К подобным явлениям относятся вводные слова и вводные предложения.

Вводные слова

Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, с помощью которых говорящий выражает свое отношение к тому, что сообщает. Вводные слова не являются членами предложения и имеют различные значения.

К сожалению, билетов уже не было.

Вы недооценили опасность. Следовательно, вы не учли последствий.

По значению выделяются следующие группы вводных слов:

Значение группы

Ее подтипы

Различная степень уверенности говорящего

Полная уверенность

Естественно, без сомнения, бесспорно, безусловно, разумеется, конечно.

Разная степень сомнения

Кажется, наверное, вероятно, возможно, по-видимому.

По мнению…, по словам…, по свидетельству…

Различные чувства говорящего

К счастью, к радости…, к удивлению

Замечания о том, как лучше выразить мысли и как связать их между собой

Что сначала, что потом, что откуда следует, что чему противопоставляется

Во-первых, во-вторых и т. д., наконец, следовательно, значит, таким образом, напротив.

Что важно, что не очень

А главное, в целом, в общем, в частности, между прочим, кстати.

Как лучше оформить мысль

Короче, вернее, точнее, так сказать, одним словом, по правде, по совести.

Как уточнить и пояснить

Например, а именно.

Этикетные формы привлечения внимания собеседника

Пожалуйста, будьте добры, видите ли.

Вводные слова могут выражаться по-разному. Нередко они представлены застывшими формами глагола, существительным с предлогом, наречием, сравнительной степенью прилагательного, словосочетанием.

В каюте, кажется, уже уснули.

Ружье, к счастью, оказалось незаряженным.

Когда вы закончите, наконец?

Я уже думал об этом, точнее, я уже принял решение.

Обратите внимание!

Следует различать одни и те же формы в роли вводных слов и в роли членов предложения.

Он, очевидно, отдыхает. Его превосходство всем очевидно. (В первом примере очевидно выступает в роли вводного слова, во втором примере это именная часть сказуемого.)

Я, кажется, вас поняла. Она кажется утомленной. Кажется, что ветер стихает. (В первом примере кажется выступает в роли вводного слова, во втором примере перед нами сказуемое. В третьем примере кажется является сказуемым главной части сложноподчиненного предложения, а не вводным словом, поскольку к нему присоединяется придаточная часть что ветер стихает.)

Многие слова и сочетания по своему значению похожи на вводные слова, однако не являются ими. Их следует запомнить. Не являются вводными следующие слова:

авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы.

Вводные предложения

Иногда значения вводности выражаются предложениями.

Вы, я уверен, справитесь с этим делом.

Это, я думаю, просто усталость.

Вводные предложения, имеющие характер дополнительных замечаний или пояснений к высказываемой мысли, называют также вставными конструкциями.

Все попросили отца спеть (у него был чудный тенор).