Выключатели

Форты Кронштадта - Форт «Император Пётр I» («Цитадель»). Фотогалерея форт Пётр I

Форты Кронштадта - Форт «Император Пётр I» («Цитадель»). Фотогалерея форт Пётр I

Кронштадт — фортовая крепость. Строительство укреплений началось в начале XVIII века и продолжалось до Октябрьской революции. В годы Крымской войны многие форты Кронштадта были перестроены и усилены. Строительство фортов продолжилось в 1860-е годы, когда произошло восстание в Польше и резко обострились отношения России с Англией и Францией. В связи с развитием артиллерии, в 1896 году часть фортов была выведена из числа оборонительных сооружений как устаревшие.

Во время Великой Отечественной войны Кронштадтские форты сыграли важную роль в обороне блокадного Ленинграда и защите Ораниенбаумского плацдарма. В наши дни некоторые форты превратились в туристические места, другие по-прежнему тщательно охраняются, а третьи разграблены и заброшены. Форты Кронштадта включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Экскурсионные суда отходят от пристани «Кронштадт» , которая находится в Средней (Петровской) гавани, рядом со зданием Арсенала. Поблизости расположены билетные кассы, где предлагают несколько вариантов прогулок. Мы выбирали между прогулкой с посещением форта «Граф Милютин» и поездкой с посещением форта «Великий князь Константин», через который сейчас проходит дамба. Решили, что в Константиновский форт можем съездить и сами (правда, так и не съездили, оставив на следующий раз), а вот попасть в форт «Граф Милютин» другой возможности, кроме как по воде, нет.

Билеты нужно покупать заранее, за несколько часов. Погуляв по городу и посетив , мы пришли на пристань и через некоторое время уже садились на небольшой прогулочный катер. Капитан, он же экскурсовод, вместе со своим помощником легко управлял судном и создавал на судне непринужденную атмосферу. Его рассказ о фортах Кронштадта и исторических фактах перемежался веселыми шутками старого морского волка.

Памятный знак «Кот и Пёс — корабельные друзья моряков»

Портовые сооружения и мол Кронштадта

И вот, мы покинули защищенную молом гавань и вышли в Невскую губу Финского залива. На берегу мимо нас проплывали старинные постройки: судостроительные заводы, арсеналы, береговые укрепления. Рядом пришвартованы боевые корабли Дважды Краснознаменного Балтийского флота ВМФ России. Среди таких серьезных кораблей и сооружений наше веселое суденышко казалось нахальным гостем.

Гавани Кронштадта (Купеческая, Средняя (Петровская), Лесная и Военная) защищены от бурь Финского залива длинным молом. На нем расположены различные оборонительные сооружения.

Батарея «Князь Меншиков»

По правому борту по ходу нашего судна вскоре после выхода из гавани показалось гранитное укрепление на моле. Это батарея «Князь Меншиков» . Первая деревянная батарея, защищающая вход в Купеческую гавань, была построена в 1826 году. Она была вооружена 24 орудиями. В 1843-1850 годах на её месте была возведена казематированная четырехъярусная батарея по проекту инженер-капитана (впоследствии — инженер-генерал-лейтенант) Иосифа Альбертовича (Адальбертовича) Заржецкого (1800-1869).

Батарея получила имя адмирала князя Александра Сергеевича Меншикова (1787-1869) — генерал-адъютанта, адмирала, морского министра Российской империи в 1836-1855 годах, генерал-губернатора Финляндии в 1831-1854 годах. Он приходился правнуком светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову, фавориту Петра I.

В конце XIX века батарея была исключена из списка оборонительных сооружений. В ней разместился склад боеприпасов и военного имущества. В 1942 году здесь были установлены два 100-мм орудия. После войны два верхних яруса были полностью разобраны.

Мол и батарея «Князь Меншиков»

Батарея «Князь Меншиков»

Впереди по курсу показался форт «Кроншлот» , что переводится как «Коронный замок» . Он — первое сооружение Кронштадта. Его строительство началось в 1703 году. Петр I лично разрабатывал проект. Строили форт на искусственном острове. Для этого на льду Финского залива над мелководьем соорудили ряжи из сосновых бревен, которые под действием силы тяжести проломили лед и опустились на дно. Их засыпали камнем, и на этом фундаменте возвели настил, на котором построили трехъярусную башню из дерева и самана. Подобная технология в усовершенствованном виде использовалась и для строительства других фортов Кронштадта.

Форт неоднократно перестраивался, возводились новые постройки. В 1783-1798 годах его перестроили в камне. «Кроншлот» серьезно пострадал во время наводнения 1824 года. В 1850-1863 годах форт был снова перестроен по проекту инженер-полковника Иосифа Альбертовича Заржецкого.

К концу XIX века, в связи с развитием артиллерии, «Кроншлот» потерял своё боевое значение и в 1896 году был выведен из состава оборонительных сооружений. Здесь разместили склад боеприпасов. Одно время тут даже планировалось устроить тюрьму, но затем отказались от этой идеи, посчитав, что как-то неловко, если тюрьма будет первой встречать гостей Кронштадта.

В годы Великой Отечественной войны в «Кроншлоте» установили зенитные орудия, а после войны — лабораторию размагничивания кораблей. Сейчас форт «Кроншлот», несмотря на весьма заброшенный вид, по-прежнему строго охраняется.

Внутри «Кроншлота» расположена защищенная гавань. Вокруг неё на искусственном основании сооружено несколько построек: Эллинг, Дом маячника, Восьмигранная башня (1750-е годы, это перестроенная в камне 10-гранная 3-ярусная башня «Кроншлот»), Западный (Николаевский) бастион (1850-1863), маяк и другие.

Эллинг и Восьмигранная башня «Кроншлота»

Западный (Николаевский) бастион форта «Кроншлот»

Западный (Николаевский) бастион «Кроншлота»

Далее по левому борту следует форт «Император Павел I», или «Рисбанк». Сейчас, глядя на его руины, трудно поверить, что некогда это был самый большой из фортов Кронштадта. Первый, деревянный форт был построен на этом месте в 1807-1812 годах по проекту военного инженера Ивана Кондратьевича Герарда (1720-1808). Он получил название «Рисбанк», что в переводе с немецкого означает «Отметка на мели».

В 1845 году началась перестройка «Рисбанка» по проекту инженер-генерал-лейтенанта Василия Ивановича Маслова (1787-1861). В 1854 году по указу императора Николая I форт «Рисбанк» был переименован в форт «Император Павел I». Строительство было завершено в 1859 году.

Он представлял собой казематированную батарею. Сначала было сооружено свайно-ряжевое основание, на котором под водой залили бетонную площадку. Затем на ней из кирпича и камня были возведены стены, облицованные по всему периметру гранитом.

Однако вскоре форт утратил свое фортификационное значение. В 1896 году в нём разместилась морская следственная тюрьма, затем — склад минно-артиллерийского вооружения.

В 1919 году, когда Гражданская война подошла вплотную к Кронштадту, здесь прогремело два взрыва, которые должны были стать сигналом к началу антибольшевистского восстания. Форт получил серьезные разрушения, но выстоял.

20 июля 1923 года форт потряс новый страшный взрыв. По официальной версии, он произошел по причине небрежного обращения с огнём: после шлюпочных учений моряки решили здесь отдохнуть. В результате взрыва почти все погибли, а форт был почти полностью уничтожен.

В дальнейшем на обломках стен форта «Император Павел I» обучали взрывному делу, а в годы Великой Отечественной войны здесь разместили три 100-мм орудия, участвовавшие в защите Ораниенбаумского плацдарма.

Руины форта «Император Павел I»

По правому борту по ходу судна также видны несколько интересных фортов.

Форт «Император Пётр I» является, по сути, береговой батареей. Он — один из старейших в Кронштадте. Его строительство началось в 1705 году по приказу царя, понимавшего, что для обороны Котлина от шведов одного «Кроншлота» недостаточно. Строительство было поручено Ивану (Яну) Крюйсу, сыну адмирала Корнелиуса Крюйса (1655-1727). Новая батарея получила имя Святого Яна. Всего же в 1705 году было построено 5 береговых батарей, оснащенных корабельными орудиями.

В 1721 году по приказу Петра для защиты Купеческой гавани с моря, батарея Святого Яна была усилена и перестроена в дереве и камне. Новая постройка получила название «Цитадель». Она была оснащена 106 орудиями.

Наводнение 1824 года нанесло значительный ущерб «Цитадели». В 1827 году было принято решение о её перестройке полностью в камне. Проект составил инженер-генерал-лейтенант Луи Бартоломей Карбоньер (1770-1836).

«Цитадель» является сооружением круговой обороны. Главная башня соединяется по флангам с двумя полубашнями. Во внутреннюю гавань ведут два прохода, которые в случае необходимости перекрывались чугунными раздвижными мостами. Здесь размещался гарнизон, насчитывающий 422 человека.

7 сентября 1834 года по указу императора Николая I форт «Цитадель» был переименован в форт «Император Пётр I». Во время Крымской войны он был серьезно укреплен.

В связи со строительством новых фортов во второй половине XIX века, форт «Император Пётр I» вошел во вторую линию обороны Кронштадта и стал использоваться как главная перевалочная база. Были построены дамба, соединившая его с берегом, мост и пристань с поворотным краном. В 1896 году он был выведен из состава оборонительных сооружений.

Впоследствии сюда были перевезены орудия с форта «Александр I», где была оборудована противочумная лаборатория, была открыта лаборатория по взрывчатым веществам. Сейчас форт принадлежит ВМФ России и закрыт для посещений.

Форт «Император Александр I», или «Чумной» — один из самых красивых в Кронштадте. Его черные гранитные стены, а также второе название — «Чумной», рисуют романтичную и, одновременно, зловещую картину. Поклонники телеигры «Форт Боярд» наверняка отметят его сходство с французской крепостью.

В соответствии с проектом инженера Луи Бартелеми Карбонье, оборону южного фарватера должны были обеспечивать два форта в виде верхней части лежащего горизонтально тора. Такая форма должна была обеспечивать рикошет круглых ядер. Однако этот проект осуществлен не был. В 1836 году был представлен новый проект, подготовленный комиссией во главе с инженер-генерал-лейтенантом Жан-Антуан-Морисом Дестремом (1787-1855). В 1838 году начались строительные работы.

Под основание всего форта было забито 5335 свай. Пространство между ними заполнили бетоном на основе гидравлической извести. На этом основании были выложены стены из гранита и специального кирпича. Снаружи форт был облицован гранитом.

Сооружение представляет собой казематированный морской форт 90 на 60 метров, с тремя этажами и двором в центре. Общая площадь форта составляет более 5000 квадратных метров. Форт был вооружен 103 орудиями. Здесь мог нести службу гарнизон до 1000 человек.

В мае 1854 года впервые в мире между фортами «Император Александр I» и «Император Павел I» была установлена линия защиты из 105 подводных мин. Чуть позднее между фортами «Император Пётр I» и «Кроншлот» были установлены 60 гальванических мин. Благодаря им в результате подводного взрыва были повреждены несколько британских пароходов, пытавшихся прорваться в Кронштадт.

В 1896 году форт «Император Александр I» был исключен из состава оборонительных сооружений.

В конце XIX века разразилась третья пандемия бубонной чумы. В 1897 году на базе Императорского института экспериментальной медицины была учреждена «Особая комиссия для предупреждения занесения чумной заразы и борьбы с нею в случае её появления в России» (КОМОЧУМ). Бывший форт оказался идеальным местом для размещения Особой лаборатории по производству вакцины от чумы. Это была третья в мире подобная лаборатория. Другие две располагались близ Парижа во Франции и в Бомбее в Индии.

Здесь поселилось 20 врачей-эпидемиологов, которые рискуя жизнью, создавали противочумную вакцину. Опыты по производству вакцины проводились на лошадях, верблюдах, северных оленях, обезьянах, морских свинках и других животных. Для этих целей форт был перестроен на средства принца Александра Петровича Ольденбургского (1844-1932). Связь с внешним миром осуществлялась посредством маленького парохода, носившего название «Микроб». Несмотря на все старания, в 1904 и 1907 годах в лаборатории произошли две вспышки чумы, в результате которых погибли ученые Владислав Иванович Турчинович-Выжникевич и Мануил Фёдорович Шрейбер.

В годы Первой Мировой войны исследования почти полностью прекратились, а в 1918 году лаборатория в Кронштадте была упразднена. В конце 1917 года культуры возбудителей чумы и холеры перевезли в Саратов, где осенью 1918 года был создан первый в нашей стране противочумный институт «Микроб».

С 1923 года в форте размещался склад минно-трального оборудования. В середине 1980-х годов во время съемок фильма «Порох» по сценарию был устроен пожар, в результате которого форт выгорел. Сейчас здесь время от времени проводятся различные развлекательные мероприятия и экскурсии. Есть проект превращения форта в развлекательный комплекс с театральной сценой, музеем, рестораном, кафе, баром, торговой зоной и т.п.

Южная батарея №3 («Граф Милютин», «Башенная»)

И вот, наконец, мы подошли к главной цели нашего путешествия — форту «Граф Милютин», где была запланирована остановка. Сейчас здесь швартуются небольшие экскурсионные суда и частные яхты. Проход к фортам требует особого искусства капитана: под водой много мелей и искусственных заграждений.

Первоначально «Южная батарея №3», как тогда назывался форт, находился ближе к форту «Рисбанк» и представлял собой артиллерийскую батарею. Существующий ныне форт был построен западнее прежней батареи, по проекту знаменитого военного инженера Эдуарда Ивановича Тотлебена (1818-1884) в 1865 году.

Форт выглядел в виде буквы «П», обсыпанной землей с трех сторон. В передней части были устроены башни и пороховые погреба, в тыльной — жилые казармы для артиллеристов. С двух сторон на вершину форта вели большие гранитные лестницы. Форт был оснащен шестью броневыми башнями системы Кольза, с 11-дюймовыми орудиями образца 1867 года, которые приводились в движение специальными паровыми машинами.

В 1869-1879 годах оснащение форта продолжилось по проекту инженера К.Я.Зверева.

В 1882 году по указу императора Александра III батарею переименовали в форт «Граф Милютин», в честь Дмитрия Алексеевича Милютина (1816-1912) — военного министра, осуществившего реформы в русской армии в 1860-х годах.

В годы Первой Мировой войны форт был вновь перестроен: демонтированы старые башни, возведены бетонные перекрытия, установлены паровые машины и дизель-генераторы.

В годы Великой Отечественной войны на форте «Граф Милютин» были установлены зенитки ПВО 14 отдельного артдивизиона береговой обороны крепости Кронштадта. В начале 1950-х годов форт был разоружен, а позднее разграблен.

Форт № 3 («Граф Милютин», «Башенная»), внутренний двор

Наверху форта

Вид на форт сверху

Экскурсионное судно и яхты, пришвартованные около форта «Граф Милютин». На переднем плане — основание для орудия системы Канэ, которым форт был оснащен в начале XX века

Вид на форт сверху

Помещения первого этажа

Помещения первого этажа

Стены форта

Помещения первого этажа

Другие форты и сооружения

Разумеется, перечисленными сооружениями список фортов Кронштадта не ограничивается. Среди южных фортов следует отметить еще несколько:

  • Форт № 1 («Южный») , построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1865-1868 годах (инженер Зверев К.Я.). Два типовых каземата, на два орудия каждый. Принимал активное участие в обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
  • Форт № 2 («Дзичканец») , построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1869-1873 годах (инженер Зверев К.Я.). Один каземат, орудия были расположены открыто. В годы ВОВ входил в систему ПВО Кронштадта.
  • Форт «Великий Князь Константин» — одно из самых крупных фортификационных сооружений Кронштадта. Построен в 1808-1809 годах, 1858-1879 годах (военный инженер Сысоев П.), 1897-1901 годах. В настоящее время используется как историко-развлекательный объект и яхтенно-пограничный комплекс. Есть съезд с КАД.

Кроме фортов, в акватории Невской губы близ Кронштадта на искусственных островах расположены многочисленные маяки и створные знаки.

Помимо южных фортов, защищающих Кронштадт с юга и южный фарватер, существуют северные форты , которые защищают остров со стороны северного фарватера:

  • Форт «Тотлебен» («A», «Первомайский») , построен в 1897-1913 годах (инженер Шишкин А.А.).
  • Форт «Обручев» («B», «Красноармейский») , построен в 1896-1913 годах (инженер Шишкин А.А.). Строительство фортов «А» и «В», защищающих Северный фарватер и оснащенных 106 орудиями, стало самой трудоемкой и дорогостоящей работой в истории Кронштадта.
  • 1-й Северный форт (Батарея северная №1). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.). Перестроен в 1861 — 1869 годах (инженер Зверев К.Я.). Был соединён дамбой с островом Котлин. До 2002 года использовался как склад патронов, в настоящее время заброшен.
  • 2-й Северный форт (Батарея северная №2) . Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1862-1867 годах (инженер Зверев К.Я.).
  • 3-й Северный форт (Батарея северная №3) . Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.), 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.). Практически полностью уничтожен при строительстве дамбы.
  • 4-й Северный форт («Зверев») . Построен в 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.) в дополнение к уже существовавшим фортам №№ 1, 2, 3, 5 и 7. Позволял вести не только фронтальный, но и фланговый огонь. Имел более мощное вооружение, чем на других северных фортах. Соединен с фортом №6 подводной каменной грядой.
  • 5-й Северный форт (Батарея северная №5) , построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.).
  • 6-й Северный форт (Батарея северная №6) , построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.). В 1960-е годы здесь были построены сооружения из силикатного кирпича военного назначения, полностью исказившие облик форта середины XIX века. Соединен с фортом №4 подводной каменной грядой.
  • 7-й Северный форт (Батарея северная №7) , построен в 1854-1856 годах (инженер-генерал-майор Дзичканец И.Г.). Поврежден наводнением в ночь с 26 на 27 ноября 1857 года. Перестроен и усилен в 1860-е годы и позднее. В настоящее время соединен с дамбой КАД.

3-й Северный форт, вид с дамбы

После окончания Русско-японской войны было принято решение о переносе границ приморской обороны дальше на запад. Форты Кронштадта к тому времени технически устарели. В это время были построены форты «Ино» («Николаевский»), «Красная Горка» («Алексеевский»), «Серая Лошадь», «Риф» и другие.

Ну а нам пришло время возвращаться обратно в Кронштадт. Ниже — фотографии острова Котлин с воды.

Водопропускное сооружение на защитной дамбе

Гавани Кронштадта и купол Морского Никольского собора над островом

Мол и заброшенное здание в Военной гавани

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

В мае 1705 года Пётр I прибывает на остров Котлин для приготовления защиты от нападения шведов. Пётр понимал, что один Кроншлот шведов не остановит. Поэтому на берегу острова было найдено место для строительства береговой батареи. Строительство поручили Ивану Крюйсу, командиру шнявы «Де-Грас». Строили быстро. Уже 1 июня на новой батарее установили орудия. Батарею назвали именем Святого Яна.

В 1705 году на острове уже было построено пять батарей, которые были усилены корабельными орудиями. Во время шведского нападения 1705 года островные батареи показали себя с лучшей стороны, и вице-адмирал Крюйс, ещё в разгар войны, писал Петру: «не худо б было, чтоб Кроншлоту или близ его ещё какую крепость сделать...».

И летом 1706 года на месте Толбухинской батареи на котлинской косе начали строить крепость «Святой Александр». А через год - батарею Святого Яна отремонтировали и усилили (её вооружение составляли 15 двадцатичетырёхфунтовых пушек и 12 восемнадцатифунтовых). Но и этих средств защиты было недостаточно..

Строительство на Котлине особенно усилилось после Полтавской победы: стали строить причалы, гавани, магазины, кирпичные дома. Береговые укрепления не могли обеспечить надёжной защиты флота и новой островной колонии. Возведённые гавани вооружались для защиты молодого флота. Так, на стенках Купеческой гавани, было установлено 100 орудий.

В 1721 году после подписания Ништадского мира, Пётр требует защитить корабли, стоящие в Купеческой гавани от возможных обстрелов со стороны моря. Он повелел усовершенствовать батарею Святого Яна, а затем возвести новую батарею, которую назвали «Цитадель».

Строили форт четыре года солдаты и офицеры Семёновского и Преображенского полков, расположенных на острове Котлин. В 1724 году работы, в основном, были завершены. В «Цитадели» установили 106 орудий. Как и «Новый Кроншлот», форт «Цитадель» строился на ряжах, и имел внутреннюю гавань. Внутри этой гавани расположили на сваях пороховые погреба, которые при перестройке перенесли в брустверы из соображений безопасности.

С различными доделками и ремонтами форт «Цитадель» стоял на защите гаваней и фарватера более 100 лет. Но, деревянно-каменный столетний форт не смог противостоять одному из самых разрушительных наводнений в истории Кронштадта и Санкт-Петербурга. Наводнение 1824 года нанесло огромные разрушения.

Восстанавливать военные сооружения начали именно с форта "Цитадель" и гаваней Кронштадта. В 1827 году было принято решение о перестройке форта в камне. Проект составил инженер-генерал-лейтенант Л. Л. Карбоньер, работами по возведению форта руководил майор Корпуса путей сообщения А. А. Фуллон.

Форт представлял собой сооружение круговой обороны. Главная башня, соединялась по флангам с двумя полубашнями. Горжевая часть с двумя проходами во внутреннюю гавань форта была вооружена 16 полупудовыми единорогами, а сами проходы перекрывались чугунными раздвижными мостами. На форте располагалось 422 человека гарнизона, вооружённого 97 орудиями.

Форт строили очень добротно. Значительно укрепили старое основание с помощью новых свай и бетонного основания. Кладку башни и полубашен выполняли из бутовой плиты, которую облицовывали гранитом со стороны залива. Швы между гранитными блоками шпаклевали специальной мастикой из смолы, извести и конопляного масла, а наружные швы заделывали мастикой из воска, гарпиуса и серы. Толщина стен форта - около двух метров.

Форт возводили 7 лет. 7 сентября 1834 года указом Императора Николая I форт «Цитадель» переименовали в форт «Император Пётр I».

Во время Крымской войны Кронштадтская крепость серьёзно укреплялась. Строились новые форты, вооружались и усовершенствовались те, которые не успевали перестроить. Создавались подводные ряжевые преграды. Но, самым страшным оружием для врага оказались подводные мины. Первая линия защиты из 105 мин была установлена в мае 1854 года между фортами «Император Александр I» и «Павел I», а затем - 60 гальванических мин между фортами «Пётр I» и «Кроншлот». Это была первая в мире минноартиллерийская позиция.

Всё дальше на запад выдвигались сооружения обороны. Были построены форты «Император Александр I», «Павел I», перестраивался форт «Константин», совершенствовались островные укрепления. Форт «Пётр I» стал входить во вторую линию обороны, и использовался, в основном, как главная перевалочная база - к 1870 году были построены дамба, мост и пристань с поворотным краном.

Приказ военного министра 1896 года исключил из состава оборонительных сооружений форт «Пётр I» - появилось новое дальнобойное оружие, фугасные снаряды, которым не могли противостоять даже двухметровые стены форта. Но форт продолжал жить своей размеренной жизнью. В годы переоборудования форта «Александр I» в противочумную лабораторию, форт принимал его вооружение.

В дальнейшем, на форту «Пётр I» не только складировалось вооружение, но и работала лаборатория по взрывчатым веществам. В настоящее время форт принадлежит ВМФ и закрыт для посещений.

Проект новых конструкций выполнил первый директор Строительного департамента Морского министерства инженер-генерал-лейтенант Л. Л. Карбоньер. Его проект предусматривал деревянный бастион Цитадели заменить каменной одноярусной башней с ярусом открытой обороны наверху, а два полубастиона - полубашнями. Между ними намечалось возвести каменные куртины, что позволяло увеличить количество орудий с 77 до 97, при чем 34 орудия находились в закрытых каменных казематах. Горжевая часть форта защищалась тремя реданами, на которых размещалось 16 полупудовых единорогов. Два прохода в гавань Цитадели перекрывались чугунными раздвижными мостами, чем обеспечивалась круговая оборона форта.

Для фундаментов предполагалось использовать ряжи основания Цитадели, установленные еще при Петре I, но после разборки верхнего строения обнаружили, что днища ряжей вместе с булыжным камнем осели на дно. В связи с этим ряжи очистили от камня и забили сваи под наружные стены в четыре ряда. Сваи спилили на 75 см ниже ординара, а пространство между ними заполнили смесью из гидравлической извести, песка и гальки. Такое свайное основание устроили под всеми конструкциями форта, кроме Левофланговой куртины, которую возвели на слое бетона, уложенного по булыжному камню в ряжах.

Выполненная в виде исключения конструкция, предусмотренная первоначальным проектом Карбоньера, не только обеспечила полную устойчивость куртины, но и позволила возвести на ней в ХХ в. каменные постройки. По головам спиленных свай и бетону установили деревянный поддон из брусьев, обшитый досками. Вертикальные боковые стенки поддона выступали из воды, что позволяло откачивать по участкам воду и возводить конструкции.

Кладку башен, полубашен и куртин до низа амбразур выполняли из бутовой плиты на гидравлическом растворе. Со стороны фарватера ее облицевали тесаным гранитным камнем правильной формы, а внутренние поверхности - таким же камнем неправильной формы. Амбразуры форта по периметру также облицевали гранитом. Гранитные блоки крепились между собой пиронами, а швы между ними заполнялись мастикой из смолы, извести и конопляного масла. Снаружи расшивка швов кладки производилась мастикой, составленной из воска, гарпиуса и серы. Облицовка из рваного гранита расшивалась раствором из тертого кирпича, белил и голландской сажи. Выше куртин стены башен и полубашен возвели из кирпича с облицовкой с обеих сторон ревельской плиткой. Толщина всех наружных стен составляла 2 м. Своды казематов в замке составляли два - два с половиной кирпича, а сверху на ярусе открытой обороны, бруствер и валганг возвели из гранитных плит. Швы покрытия расчеканили свинцом.

Во внутренних двориках башни и полубашен установили ядрокалильные печи. В тыльной. Защищенной части башни и полубашен расположили погреба для зарядов и снарядов. Под прикрытием куртин в гавани построили два деревянных барака на сваях для размещения 414 артиллеристов и 8 офицеров. Внутри центрального горжевого редана устроили на сваях кухню.

Стремление к добротности и прочности конструкций, а также поэтапное их возведение затянули строительство форта на 7 лет. К 1834 г. закончили все сооружения и отсыпку булыжного камня снаружи по всему периметру форта для укрепления основания, а внутри углубили гавань.

Работами по возведению форта руководил майор Корпуса путей сообщения А. А. Фуллон.

Форты Кронштадта – это оборонительные сооружения с южной и северной стороны острова Котлин, на котором была построена крепость Кронштадт. Что такое форты? Слово Форт произошло от латинского fortis и французского fort, что значит сильный и крепкий, а фортификация – это укрепление и создание оборонительных сооружений.

Петр I впервые реализовал идею строительства фортовой крепости, состоящей из ядра и дополнительных укреплений перед ней – фортов. Почему нужны были форты у острова Котлин? Россия боролась за выход к морю и чтобы надежно преградить дорогу шведским кораблям к землям невской губы и Петербургу, Петр решил дополнительно укрепить оборону Кронштадтской крепости.

Так, начиная с 1704 года до начала 20 века для защиты Санкт-Петербурга с моря была построена цепочка крепостей - форты Кронштадта, состоящие из 21-го укрепления, семнадцать из которых расположены в Финском заливе. Эти возвышающиеся среди водной глади крепости-острова вызывают особый интерес у туристов.

Южные форты Кронштадта

Строительство фортификационных сооружений началось с южной стороны острова Котлин, поскольку Финский залив здесь глубже и угроза прохождения в этом месте вражеских кораблей была выше. Из семи южных укреплений самым первым был возведен Кроншлот.

    Первый форт Кронштадта - Кроншлот .

    Осенью 1703 года шведы покинули Невскую губу и Петр I сразу отправился в Финский залив для измерения глубин у острова Котлин. Он определил, что с севера и юга остров окружен валунами и мелями и корабли шведов смогут пройти к Петербургу только по узкому проливу. Петр велел рубить крепость рядом с островом Котлин, чтобы заградить здесь проход кораблей. С осени на острове был заготовлен материал для строительства и в начале января 1704 года, когда лед встал, начались работы по возведению первого укрепления. Делали ряжи – деревянные ящики, которые наполняли камнем и опускали под лед. Они служили основанием крепости, модель которой сделал сам Петр I. На каменном основании была также построена трехъярусная деревянная башня. Крепость построили в виде десятигранника с наибольшей шириной в 29 метров, а длина одной стороны была 9 метров, число пушек -14. Крепость, «мимо которой невозможно без препятствий ни одному кораблю в устье пройти», Петр назвал Кроншлот – Коронный замок. Летом 1704 и 1705 годов Кроншлот отражал натиск шведов. Окончательно Новый Кроншлот был достроен к 1724 году, тогда появилась внутренняя гавань с тремя воротами.

    Форты №1 Южный и №2 Южный - Дзичканец строились в середине 1850-х годов в связи с угрозой наступления англо-французских кораблей в ходе Крымской войны. Оба укрепления были небольшие по размеру. На Южном №1 орудия располагались в двух казематах, на Южном №2 пушки располагались открыто. С развитием артиллерии крепости прошли все стадии перевооружения, а в годы Великой Отечественной войны участвовали в противоздушной обороне Кронштадта.

    Форт Южная батарея №3 был построен в период 1865 - 1871 годы, позже получил имя Башенная. В 1882 году по указу Александра III был переименован в граф Милютин в честь военного министра и генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина. Милютин совместно с расположенным напротив береговым фортом Константин должны были перекрывать огнем Кронштадтский корабельный фарватер. Во время Великой Отечественной войны отсюда велся огонь по противнику, занявшему Петергоф и Стрельну и по немецким самолетам.

    Форт Император Павел I был построен в 1801 году и располагался на два километра западнее Кроншлота. В 1923 году в результате пожара и взрыва хранящихся на складах мин укрепление было почти полностью разрушено. Сохранились только остатки одной стены и лестничная башня

    Батарея Князь Меньшиков построена в 1843-1850 годах у входа в Купеческую гавань

    Форт Император Александр I

    Его торжественное открытие проходило 27 июля 1845 года в присутствии государя Николая I. Начиная с 1897 года, здесь находилась противочумная лаборатория, препараты которой использовались в борьбе с эпидемиями чумы, холеры и тифа по всей России. Сыворотка и вакцина поставлялись также за границу, поэтому это укрепление называлось еще Чумным.

    Вход на его территорию был строго ограничен и с внешним миром сообщение выполнялось на пароходике с именем Микроб. Несмотря на все ограничения, в 1904 и в 1907 году здесь вспыхнула эпидемия чумы. С 1917 года крепость снова была передана военным и какое-то время здесь располагались склады с оружием, а со временем она была заброшена.

    В 2005 году укрепление передали Управлению делами Президента и здесь планировалось проведение саммита 2007 года, но по причине безопасности от этой идеи отказались. В это время появилась грандиозная идея создать здесь культурно-развлекательный комплекс с театральной сценой и музеем истории фордов, кафе, баром и ресторанами. Но в жизнь эти планы так и не были воплощены.

    У Атлантического побережья Франции в Бискайском заливе между островами Олерон и Иль-д"Экс находится аналог крепости Александр I - форт Боярд, построенный в 1857 году на песчаной отмели, который использовался как военный объект и тюрьма, а одно время служил только местом обитания птиц. Его размеры составляют 68 на 31 метр, а размеры форта Александр – 90 на 60 метров. Крепость Боярд также прозябала и была заброшенной до середины 80-х годов, когда французское телевидение заинтересовалось ей и сделало ее самой необычной телеплощадкой и телестудией мира, а игра Форт Боярд, съемки которой ведутся здесь, стала одной их самых популярных в мире.

Береговые форты Кронштадта

    Форт Константин , расположенный в береговой части острова Котлин, первоначально назывался «Двойная южная батарея». Он был построен в 1808 году в начале войны со шведами, когда возникла угроза приближения их союзников - английских кораблей. Тогда на отмели в северной части Кронштадтского рейда были построены батареи в два яруса для 45 пушек. В 1833 году Николай I назвал это укрепление Константин в честь своего семилетнего сына, который в пять лет был назначен генерал-адмиралом.

    Форт Цитадель был возведен к 1724 году солдатами и офицерами Семеновского и Преображенского полков, базировавшимися на острове Котлин. 7 сентября 1734 года по завершении строительства указом императора Николая I он был переименован в Император Петр I.

    Форт Риф , построенный к 1915 году, находится на западном побережье косы острова Котлин. Его история связана с революционными событиями 1917 года, а в 1921 году при подавлении Кронштадтского восстания это место было убежищем восставших.

    Форт Шанец расположен в северо-западной части Кронштадта, где еще в 1706 году был построен земляной редут Александр-шанец. В конце 19 века сооружается группа батарей долговременного типа Шанц. В годы Второй мировой войны здесь базировалась железнодорожная артиллерийская батарея, курсировавшая между Кронштадтом и укреплением Риф.

Северные форты Кронштадта

К северным фортам относятся укрепления под номерами с первого по седьмой, которые можно видеть по всему маршруту северной части дамбы и крепости Обручев и Тотлебен , которые расположены между Кронштадтом и Сестрорецком и хорошо видны из Курортного района Санкт-Петербурга.

Номерные северные укрепления были построены на ряжевом основании с помостами из бревен, на которых также из бревен строились артиллерийские укрепления. В 1863 году по приказу военного инженера Эдуарда Ивановича Тотлебана все северные укрепления были перестроены в камне и бетоне.

К концу 20 века северные номерные форты уже не могли противостоять вражеским дальнобойным орудиям и необходимо было построить новые укрепления дальше от крепости. Было принято решение возвести с севера от острова Котлин два артиллерийских укрепления на расстоянии 10-ти и 4-х километров от острова так, чтобы северный фарватер проходил между ними. Сооружение фортов с названием А и В было начато а 1896-1897 годах и было завершено в 1913 году. Кроме того, были построены 27 км сплошных свайно-ряжевых преград, идущих зигзагообразно поперек фарватера, увидеть которые заранее вражеские корабли не могли.

В 1910 году форт А был переименован в Тотлебен в честь Э.И. Тотлебена, участвовавшего в строительстве Кронштадтской крепости. Форт В назван в честь начальника Главного штаба Н.Н. Обручева. После Октябрьской революции укрепления переименованы в Первомайский и Красноармейский.

К началу Первой мировой войны крепости Тотлебен и Обручев были готовы к сражениям, но немецкие корабли здесь так и не появились. Во время советско-финской войны орудия укреплений обстреливали финские позиции на реке Сестре, а во время Великой Отечественной войны – вражеские позиции на северном берегу Финского залива от Белоострова до Териски – нынешнего Зеленогорска.

Форты Кронштадта - участие в сражениях

Впервые шведские корабли подошли к Кронштадтским укреплениям в июне 1704 года и после перестрелки, простояв еще два дня, ушли. Повторив еще раз попытку пройти к Невской губе в 1705 году и потерпев неудачу, шведы ретировались.

В сражении 23-24 мая 1790 года в ходе русско-шведской войны 1788-1790 годов шведы также не смогли пройти к Петербургу.

В июне 1854 года во время Крымской войны англо-французский флот подошел к Кронштадту, но оценив мощь укреплений, корабли решили не прорываться сквозь огонь русских орудий. В 1855 году английские и французские корабли вновь приблизились к русским укреплениям, но после потери на минах четырех кораблей вынуждены были отойти.

В 1919 году к Кронштадтским укреплениям подошли английские суда, которые вместе с войсками Юденича пытались прорваться к Петербургу, но после столкновений с кораблями Советской Армии, потеряв эсминец и подводную лодку, они отступили. В августе этого же года английские корабли атаковали Кронштадтские гавани, но четыре корабля были взорваны и англичане вынуждены были отступить.

Артиллерия крепости Тотлебен приняла участие в Советско-финской войне 1939-1940-х годов, когда шло наступление на Карельском перешейке. В годы Великой Отечественной войны Кронштадтские укрепления надежно защищали подступы к Ленинграду по морю.

После Великой Отечественной войны надобность в фортификации отпала и во время реформы вооруженных сил СССР в 1957-1960 годах Кронштадтская крепость была списана и проведено разоружение всех ее укреплений. Памятники истории, имеющие и архитектурный интерес, использовались различными организациями бесконтрольно, без выполнения охранного статуса. Непоправимый ущерб был нанесен укреплениям Константин, Северная батарея №3 и 7 при строительстве комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

Будущее фортов

В настоящее время форты Кронштадта потеряли свое оборонительное значение и многие из них сдаются по отдельности в долгосрочную аренду. Сейчас планируется, что часть из них станет туристическими объектами, между которыми будет курсировать плавучий отель. В рамках фестиваля «Эко берег» в 2011 году прошел конкурс среди молодых архитекторов на лучший архитектурный проект плавучего форт отеля. Из 27 представленных работ первое место жюри присудило лучшему по концепции и выразительности проекту Ивана Владиславовича Кожина.

Экскурсии на форты Кронштадта

В летнее время организованы водные экскурсии, позволяющие осмотреть сохранившиеся укрепления. В ходе экскурсии Вы услышите рассказ о военном прошлом и трудном настоящем времени Кронштадтской крепости. Обычно экскурсии проводятся без высадки на территорию укреплений. И даже у людей, далеких от истории, впечатления от увиденного бывают очень сильными. Катера на экскурсии отправляются от форта Константин на острове Котлин, а в высокий сезон, когда желающих увидеть крепости-острова очень много, лучше покупать билет на экскурсию в Петербурге.

  • В мае 1854 году между фортами Павел I и император Александр I впервые в мире было установлена минно-артиллерийская позиция из 125 гальванических мин Якоби. В июне 1854 года англо-французская эскадра не решилась пойти к Кронштадту и повернула к Выборгу. А через год эскадра под руководством вице-адмирала Ричарда Дондаса была вынуждена уйти восвояси после того, как два ее корабля подорвались на минах
  • Одним из инженеров, строившим Кронштадтские укрепления, был Леонид Петрович Капица – отец Лауреата Нобелевской премии в области физики Петра Капицы
  • В 1990 году форты Кронштадта вошли в объект Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников»
  • В конце 90-х годов, несмотря на протесты местных жителей, на фортах Константин и Александр I стали проводить фестивали Форт данс, на которые съезжалось до 20000 человек. Но через 9 лет из соображений безопасности фестивали были отменены

Другие известные форты мира

  • Один из самых известных фортов в мире – Форт №2 Великого Петра на горе Варгина в пригороде Владивостока. Это самый мощное пехотное укрепление в мире, его площадь больше двух площадей Петропавловской крепости, длина сплошного опоясывающего рва – 1600 погонных метров, а общая длина всех закрытых и подземных помещений – 3500 метров
  • На северо-западе штата Калифорния расположен форт Росс – бывшее русское поселение, основанное в 1812 году на высоком берегу Тихоокеанского побережья Калифорнии в 40 км от Санта-Роза и в 80 км от Сан-Франциско
  • Во время Второй мировой войны в 1943-1944 годах по проекту известного британского инженера Гая Анселла Маунселла в устьях рек Темза и Мерси были сооружены так называемые Морские форты Маунселла. На мелководье Северного моря видны необычные заброшенные сооружения, целью которых в годы войны было защитить промышленные центры Англии от воздушных атак со стороны моря, подхода кораблей к Лондону и Ливерпулю и не позволить бомбить порты. Пути прохода кораблей минировались, а построенные 21 башня были оснащены радиолокаторами, зенитными орудиями и прожекторами.

Более 300 лет над водами Финского залива возвышаются форты Кронштадта, которые вместе с батареями острова Котлин были на Балтике самой мощной крепостью Кронштадт – надежным защитником Санкт-Петербурга.

Форт "Пётр I" ("Император Пётр I").
1721 - 1724 гг., Пётр I, строитель Лейн Э., 1823 - 1824 гг., инж. Фуллон А.А.

В мае 1705 года Пётр I прибывает на остров Котлин для приготовления защиты от нападения шведов. Пётр понимал, что один Кроншлот шведов не остановит. Поэтому на берегу острова было найдено место для строительства береговой батареи. Строительство поручили Ивану (Яну) Крюйсу, командиру шнявы «Де-Грас», сыну Корнелия Крюйса. Строили быстро. Уже 1 июня на новой батарее установили орудия. Батарею назвали именем Святого Яна.

В 1705 году на острове уже было построено пять батарей, которые были усилены корабельными орудиями. Во время шведского нападения 1705 года островные батареи показали себя с лучшей стороны, и вице-адмирал Крюйс, ещё в разгар войны, писал Петру: «не худо б было, чтоб Кроншлоту или близ его ещё какую крепость сделать...».

И летом 1706 года на месте Толбухинской батареи на котлинской косе начали строить крепость «Святой Александр». А через год - батарею Святого Яна отремонтировали и усилили (её вооружение составляли 15 двадцатичетырёхфунтовых пушек и 12 восемнадцатифунтовых). Но и этих средств защиты было недостаточно.

Строительство на Котлине особенно усилилось после Полтавской победы: стали строить причалы, гавани, магазины, кирпичные дома. Береговые укрепления не могли обеспечить надёжной защиты флота и новой островной колонии. Возведённые гавани вооружались для защиты молодого флота. Так, на стенках Купеческой гавани, было установлено 100 орудий.

В 1721 году после подписания Ништадского мира, Пётр требует защитить корабли, стоящие в Купеческой гавани от возможных обстрелов со стороны моря. Он повелел усовершенствовать батарею Святого Яна, а затем возвести новую батарею, которую назвали «Цитадель».

Строили форт четыре года солдаты и офицеры Семёновского и Преображенского полков, расположенных на острове Котлин. В 1724 году работы, в основном, были завершены. В «Цитадели» установили 106 орудий. Как и «Новый Кроншлот», форт «Цитадель» строился на ряжах, и имел внутреннюю гавань. Внутри этой гавани расположили на сваях пороховые погреба, которые при перестройке перенесли в брустверы из соображений безопасности.

С различными доделками и ремонтами форт «Цитадель» стоял на защите гаваней и фарватера более 100 лет. Но, деревянно-каменный столетний форт не смог противостоять одному из самых разрушительных наводнений в истории Кронштадта и Санкт-Петербурга. Наводнение 1824 года нанесло огромные разрушения.

Восстанавливать военные сооружения начали именно с форта "Цитадель" и гаваней Кронштадта. В 1827 году было принято решение о перестройке форта в камне. Проект составил инженер-генерал-лейтенант Л. Л. Карбоньер, работами по возведению форта руководил майор Корпуса путей сообщения А. А. Фуллон.

Форт представлял собой сооружение круговой обороны. Главная башня, соединялась по флангам с двумя полубашнями. Горжевая часть с двумя проходами во внутреннюю гавань форта была вооружена 16 полупудовыми единорогами, а сами проходы перекрывались чугунными раздвижными мостами. На форте располагалось 422 человека гарнизона, вооружённого 97 орудиями.

Форт строили очень добротно. Значительно укрепили старое основание с помощью новых свай и бетонного основания. Кладку башни и полубашен выполняли из бутовой плиты, которую облицовывали гранитом со стороны залива. Швы между гранитными блоками шпаклевали специальной мастикой из смолы, извести и конопляного масла, а наружные швы заделывали мастикой из воска, гарпиуса и серы. Толщина стен форта - около двух метров.

Форт возводили 7 лет. 7 сентября 1834 года указом Императора Николая I форт «Цитадель» переименовали в форт «Император Пётр I».

Во время Крымской войны Кронштадтская крепость серьёзно укреплялась. Строились новые форты, вооружались и усовершенствовались те, которые не успевали перестроить. Создавались подводные ряжевые преграды. Но, самым страшным оружием для врага оказались подводные мины. Первая линия защиты из 105 мин была установлена в мае 1854 года между фортами «Император Александр I» и «Павел I», а затем - 60 гальванических мин между фортами «Пётр I» и «Кроншлот». Это была первая в мире минноартиллерийская позиция.

Всё дальше на запад выдвигались сооружения обороны. Были построены форты «Император Александр I», «Павел I», перестраивался форт «Константин», совершенствовались островные укрепления. Форт «Пётр I» стал входить во вторую линию обороны, и использовался, в основном, как главная перевалочная база - к 1870 году были построены дамба, мост и пристань с поворотным краном.

Приказ военного министра 1896 года исключил из состава оборонительных сооружений форт «Пётр I» - появилось новое дальнобойное оружие, фугасные снаряды, которым не могли противостоять даже двухметровые стены форта. Но форт продолжал жить своей размеренной жизнью. В годы переоборудования форта «Александр I» в противочумную лабораторию, форт принимал его вооружение.

В дальнейшем, на форту «Пётр I» не только складировалось вооружение, но и работала лаборатория по взрывчатым веществам. В настоящее время форт принадлежит ВМФ и закрыт для посещений.
Форт является одним из культурных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1990 года.
ВЗЯТО С