Выключатели

Форты Кронштадта - Форт «Император Пётр I» («Цитадель»). Форты Кронштадта - участие в сражениях

Форты Кронштадта - Форт «Император Пётр I» («Цитадель»). Форты Кронштадта - участие в сражениях

Тревожно вглядывался в морскую даль царь Петр Алексеевич: шведов утихомирили, но надолго ли? Так, всего за один год была возведена громада форта "Цитадель" и долгое время, вместе с фортом Кроншлот, несли они вахту на самом главном фарватере России. Однако природа оказалась сильнее любого противника и после наводнения 1824 года всё пришлось начинать с начала...

Кронштадтская крепость продолжает развиваться. Второй русский форт

Форт Пётр I один из немногих недоступных фортов Кронштадта . Его территория — это, отгороженный от посторонних колючей проволокой, режимный объект на котором несёт вахту часовой.
Совсем недавно казематы форта использовались как склады минно-трального снаряжения. На причалах, открытых глазу, и сейчас можно видеть, похожие на маленькие подводные лодки, выпотрошенные электромагнитные тралы. Ещё раньше, на форту находилась толозаливочная мастерская.

От острова Котлин к форту Пётр I, с расположенной на ней узкоколейной железной дорогой, идёт дамба. Пожалуй это единственное место в Кронштадте где сохранилось железно-дорожное полотно .
Кстати, в Кронштадтской крепости общая протяженность железной-дороги составляла 45 километров ! Это был самый безопасный способ перемещения взрывчатых веществ.

Летом посмотреть на форт Пётр I можно с воды. Зимой — по льду. Но это опасно — всего в 200 метрах от форта проходит действующий круглый год фарватер. Поэтому лучше дождаться сезона и с комфортом и без риска добраться до форта по воде.
А пока, предлагаем посмотреть форт Император Пётр Первый и узнать его героическую историю не выходя из дома.

Это продолжение истории про Кронштадтские форты. Предыдущая статья посвящена Так же читайте следующую часть истории о Кронштадтской крепости —

Форт «Цитадель»

В августе 1721 года кончилась, наконец, долгая и кровопролитная война со Швецией. Радость была великая… А уж в Кронштадте радовались вдвойне: уж теперь-то наш государь царь-батюшка поостынет манень-ко… Шутка ли, чего наворотили тут… Одних укреплений сколько. А на них 179 орудий ! Во “дадут”, если кто сунется, не дай, Господи…
Однако тревожно вглядывался в морскую даль, белевшую множеством парусов, царь Петр Алексеевич: шведов утихомирили, но сколь надолго? Английского флота в прошлом году не испугались, встретили бы как надо. Кого же еще ждать в “гости”? Ох, Южный фарватер, Южный фарватер — корабельный ход! Да ведь он не имеет собственной своей обороны!

Так, в четырех верстах от острова Котлин, встал на ряжевом основании деревянный форт Цитадель. Он встречал вражеские корабли еще на пути к и был в состоянии не только расстроить боевой порядок любой эскадры, но и бить по мачтам, палубам и в борта неприятельских судов. Всего за один только год была возведена громада этого форта… И на торжестве освящения его царь Петр Алексеевич осушил не одну чарку.

И долгое время несли свою вахту два морских богатыря на самом главном фарватере России . Лишь во второй половине XVIII века оборона Южного фарватера была усилена новыми укреплениями. Из них, Зацитадельная батарея и Двухэтажная Южная, находились между фарватером и островом Котлин.
И вместе с фортом Цитадель составляли одну боевую шеренгу, а форт Рисбанк был вынесен за фарватер и держал оборону подступов к нему.

Все эти укрепления были деревянными и возводились на искусственных островах. На вооружении каждой батареи состояли пятипудовые мортиры и единороги, самые крупные и самые совершенные орудия того времени.
В 1818 году на форту Цитадель было 120 орудий, на Зацитадельской батарее — 24, на двухэтажной Южной — 49, на форту Рисбанк — 79. Большая сила! Но, тем не менее, в Военном ведомстве, разрабатываются планы перестройки этих укреплений в каменные.

Наводнением 1824 года всем укреплениям Кронштадтской крепости был причинен колоссальный ущерб. Около двух тысяч одних только пушек было сорвано со своих мест, разбито, повреждено и унесено морем. Все пришлось начинать с начала. И эта работа была выполнена. Но продолжалась она тридцать лет !

Форт Император Пётр I в камне

Модернизация форта Цитадель была поручена крупному военному инженеру Л. Л. Карбоньеру (1770-1836). Родом он был из франции, но воспитывался в России, где и прожил всю жизнь. В бытность генерала Карбоньера директором Строительного департамента по морской части, под его руководством, кроме форта Цитадель, был построен крытый эллинг в Новом Адмиралтействе.

17 сентября 1833 года обновленный форт Цитадель вступил в строй, получив и новое имя — форт Император Петр Первый . Теперь он был каменным и состоял из трех полубашен с двухъярусной обороной. Нижняя часть полубашен была из гранита, а верхняя — из плитного камня. Полубашни соединены между собой оборонительными стенками. В казематах форта размещалось 34 орудия , на полубашнях — по 24 , а на оборонительных стенках было по 20 орудий . Внутри форта имеется гавань с двумя воротами и двумя разводными мостами. Первым командиром форта Император Петр Первый был назначен подполковник Бычков.

Перед началом Крымской войны (1853-1856) Южный фарватер обороняли форты: Император Петр Первый (Цитадель), Император Александр Первый (Зацитадельская батарея), Великий Князь Константин (Двухэтажная Южная батарея), Император Павел Первый (форт Рисбанк). Кроме них на восточной стенке Купеческой гавани появилась четырехэтажная казематированная батарея Светлейший Князь Меншиков . И все эти укрепления были вооружены хотя и гладкоствольными, но орудиями самого большого калибра.

15 марта 1853 года Англия и Франция объявили России войну. И в Финский залив направлена была Соединенная эскадра под началом адмирала Нэпира, с целью захватить Кронштадт, нанести удар по международному престижу России, сокрушить ее морское могущество, и тем самым оказать помощь своим войскам под Севастополем.
На прощальной церемонии адмирал Нэпир заверил всех, что в этом боевом походе он не видит ничего особенного и что он, позавтракав в Кронштадте, обедать будет уже в Петербурге. И слова эти были встречены восторженными аплодисментами присутствующих. Однако, к чести адмирала Нэпира, следует заметить, что он, когда перед ним бесстрашно предстали грозные, величественные каменные исполины Кронштадта, сразу же отказался от мысли идти на прорыв, за что был отстранен от должности и осмеян всей Европой. В письме домой он написал: “Я был под Кронштадтом. В жизни не видел я ничего подобного…” .

Только потом узнал адмирал Нэпир, какой был приготовлен тогда ему сюрприз у гранитных стен сурового Кронштадта: подводные мины, изобретенные академиком Б.С. Якоби .
Эти мины представляли собою небольшие конусы из железа, наполненные порохом. Их ставили на якорь в нужном месте, на определенной глубине. Взрыв пороха происходил от удара мины о корпус корабля. Новое страшное оружие — подводные мины предназначались “для истребления и потопления больших неприятельских кораблей”. Всего было устроено тринадцать Линий защиты, с использованием 1865 мин. Это был первый опыт массового использования минного оружия в целях обороны.

Тайна Кронштадта обнаружилась на следующий год, когда вновь явилась в Финский залив еще более мощная эскадра союзников, в составе которой были новые корабли, специально построенные для штурма Кронштадта и десант для высадки на остров Котлин, в составе двадцати тысяч человек. Возглавлял эту эскадру адмирал Дондас.

8 июня 1855 года четыре английских парохода, в целях рекогносцировки приближались к минному полю, в районе . Грянули взрывы. И два судна получили довольно значительные повреждения. Выловив несколько железных конусов и узнав, что это такое, моряки Соединенной эскадры впали в ужас и наименовали русскую новинку ‘‘адской машиной” . Осенью эскадра адмирала Дондаса, покрутившись в Финском заливе, отбыла восвояси.

А изготовление подводных мин продолжалось. И сами они совершенствовались. Появились и самодвижущиеся мины (торпеды) и началось оснащение кораблей минным оборудованием и принадлежностями. А на форту Император Петр Первый устроена была минная мастерская и склад военного имущества, которые находились в ведении Минной части флота при Морском Техническом Комитете.
Весной 1874 года был организован Учебно-минный отряд Балтийского флота, с минным офицерским классом и своей торпедной мастерской. Вскоре Минная и Торпедная мастерские были объединены в одно флотское предприятие, где занимались ремонтом, снаряжением и хранением предметов минно-торпедного оружия. Сюда же вошло все военное хозяйства, находившееся в помещениях бывшего форта Император Петр Первый и с этих пор называвшегося просто форт Петр.

Форт Пётр I в годы Великой Отечественной Войны

Фортпетровцы работали и на севере, и на Тихом океане, где создавались ремонтные базы для новых советских флотов. И Краснознаменный Балтийский флот стал пополняться более современной боевой техникой. Перед работниками флотского предприятия встала задача — осваивать достижения военно-морской науки.
1 января 1939 года Кронштадт был объявлен Главным военным портом Краснознаменного Балтийского флота . И тут же началась Вторая мировая война.
Значение Кронштадта в деле защиты северо-западных морских границ Советского Союза еще более возросло. Понимая это, с огромным подъемом работники флотского предприятия трудились, чтобы грозное вооружение, приготовленное ими к бою, были надежным подспорьем балтийским морякам.

А когда у Советского Союза появились базы в Прибалтике, для боевого приготовления торпед, ремонта тралов и вооружения кораблей — посылались в пункты базирования бригады Флотского предприятия, укомплектованные лучшими представителями трудового коллектива. С честью завершив годовую программу, фортпетровцы с хорошим настроением встретили новый 1941 год.

Тревожные предчувствия оправдались. 22 июня 1941 года на рассвете фашистская авиация обрушила свои удары на многие советские города, в том числе и на Кронштадт. А сухопутные части перешли границу нашей Родины от Белого моря до Черного. На форту Петр закипела круглосуточная работа: готовились мины, снаряды, торпеды, тралы и все остальное, что требовалось. Уже на следующий день началась постановка дополнительных минных заграждений в устье Финского залива.
В течение первой военной недели было выставлено 3300 мин , и на этих минах только в 1941 году погибло 17 германских и 3 финских корабля . Одно задание командования следовало за другим. Бывали дни, когда фортпетровцы готовили и подавали на торпедные катера и подводные лодки по несколько десятков торпед в день. Кроме этого, осуществлялся и ремонт стрелкового оружия.

Почти все рабочие и служащие форта Петр состояли в формированиях МПВО (местная противовоздушная оборона) находились на казарменном положении. После того, как были отбиты все вражеские штурмы, вдруг выяснилось, что в Ленинграде совершенно нет пороха. И тогда взоры всех обратились к Кронштадту: только там и можно было найти и порох, и другие взрывчатые вещества. И было их достаточно в кладовых форта.
В ночь на 27 сентября 1941 года караван барж прибыл в гавань форта Петр. Погрузка заняла всего лишь несколько часов. К утру караван под носом у немцев, сидевших на Петергофском берегу, тихо проследовал к месту назначения. Все окончилось благополучно. Но участники этого рейса сошли на берег в таком стрессовом состоянии, что многие из них за одну эту ночь поседели. Вторым рейсом, 5 октября 1941 года, в Ленинград было доставлено еще больше взрывчатых веществ, и ленинградская промышленность стала давать фронту пули, мины и снаряды.

Между тем началась осада. 15 ноября 1941 года в Кронштадте прекратилась подача электроэнергии. Отключен был и водопровод, не стало тепла. Но корабли, катера и подводные лодки бесперебойно снабжались всеми видами оружия и вооружения.
В декабре 1941 года усилилась контр-батарейная борьба. Расход артиллерийского запаса кораблей и фортов составил за один лишь месяц 127474 снаряда !
В летне-осеннюю кампанию 1942 года три эшелона подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота прорвались в центр Балтики. И торпедами, и снарядами,приготовленными золотыми руками кронштадтских рабочих , наши моряки уничтожили 62 транспорта и боевых корабля противника.

22 декабря 1942 года была учреждена медаль “За оборону Ленинграда”. Почти все работники форта Петр удостоились этой награды.

В эти дни, дни нечеловеческих испытаний, фортпетровцы жили и работали одной семьей вместе с Ленинградом, вместе со страной. С неизъяснимым ликованием было встречено известие о прорыве блокады Ленинграда. На митингах и собраниях люди форта Петр обещали друг другу еще лучше и упорнее трудиться во имя Победы. И стало больше на форту двухсотников и трсхсотников (так назывались труженики, выполнившие 200 и 300 процентов нормы). Неоднократно коллектив был победителем в соцсоревновании, занимая первые места среди родственных предприятий.

Летом 1943 года Ленинград и Кронштадт подвергались ожесточенным налётам фашистской авиации и артиллерийским обстрелам врага.
Но, несмотря на это, кронштадтские службы снабжения флота оружием не снижают темпов своей работы. Вот что записал в своем дневнике известный писатель Всеволод Вишневский: “17 июня 1943 года. Видел товарищей с Бригады торпедных катеров. Они активно действуют по закупорке баз противника: минируют фарватеры к Котке, Нарве и пр. От Биорке противника как будто отвадили. За 12 дней мая поставили столько мин, сколько ставили за всю кампанию 1942 года” .

Незабываемые дни пережили фортпетровцы в январе 1944 года . Подлый, коварный, сильный и злой враг был разгромлен и отброшен от стен Ленинграда! Ради этого можно было вытерпеть все.
Но боевые действия продолжались. 30 июля 1944 года в районе Линии дозора, была потоплена фашистская подводная лодка “U-250“. После того, как лодка была поднята со дна моря и доставлена в Кронштадт, работникам Флотского предприятия было поручено разоружить фашистское чудовище. Это сделали Б.А. Федоров и А.Г. Котов, под руководством профессора О.Б. Брона и капитана 3 ранга С.Т. Баришпольца.

С риском для жизни они сумели разгадать немецкую хитрость, узнать тайну самонаводящейся торпеды “Т-5“. Этот факт имел международное значение, так наши союзники по борьбе с фашизмом были очень заинтересованы в получении сведений об этом секретном оружии германского военно-морского флота.

С удалением от Ленинграда линии фронта огневая поддержка наших войск была возложена на морскую железнодорожную артиллерию, продвигавшуюся вместе с ними и на отряд канонерских лодок (небольшой корабль предназначенный для ведения боевых действий на озёрах, реках и в морских прибрежных зонах).
Кроме этого корабли и катера КБФ (Краснознаменный Балтийский флот) решили сложную задачу по обеспечению базирования флота и безопасности плавания в восточной части Финского залива, переполненного минами, как своими, так и чужими.

Разгромив фашистские войска в Прибалтике, советские вооруженные силы сделали возможным начать воссоздание военно-морских баз КБФ в портах Балтийского моря.
Последней боевой задачей тружеников флотского предприятия в Великой Отечественной войне было обеспечение безопасности плавания по Северному шхерному фарватеру до Котки и по Южному — до Таллина. С сентября 1944 года по май 1945 года по этим фарватерам прошло около 1000 судов .

Новый 1945 год принес счастье победы. Это был год окончательного разгрома фашистской Германии. 30 апреля 1945 года было водружено Знамя Победы над поверженным Рейхстагом, а 1 мая 1945 года в Кронштадте отменили затемнение. Впервые, за последние годы, уличные фонари, витрины магазинов и окна квартир осветились радостными огнями. Зажгли свои огни . И над фортами появилось сияние: там продолжалась работа.

В День Победы, 9 мая 1945 года , была учреждена медаль “За победу над Германией в Великой Отечественной в нс 1941-1945 гг.” . Была она вручена в торжественной обстановке и коллективу, трудившемуся на форту Петр, вся продукция которого безотказно действовала в боях. Командование Краснознаменного Балтийского флота, личный состав надводных и подводных кораблей неоднократно выносили сердечную благодарность фортпетровцам за высокое качество ремонта и приготовление оружия и вооружения.

Отпраздновав победоносное окончание Великой Отечественной войны, рабочие и служащие форта Петр принялись за восстановление своего хозяйства, и за совершенствование производственной базы. И трудились также самоотверженно, по-петровски, как они это делали всегда.

Без малого три столетия держит оборону своего участка форт Петр. Его стены одеты в желтый и красный камень. Три полубашни, соединенные оборонительными стенками. Спокойно глядит он на мир глазами своих амбразур. Вот все, что могут сказать про этот форт непосвященные. Но если бы было известно, что связано с фортом Петр, и если бы не был он назван именем Петра Великого, то, наверное, в народе прозвали бы его “Форт Золотой” .

Читайте продолжение истории о — крупнейшем морском форте мира с трагической судьбой.

Фотогалерея форт Пётр I

ФОТОГРАФИИ ФОРТА — ОЛЕГ ЗЫРЯНОВ, ZYRYAN.RU

20 января 2017

13 января 2017

6 марта 2012


  • Сколько всего фортов в Кронштадте?

    Вокруг Кронштадта расположено множество островов-крепостей и большинство из них расположены на искус...

  • Лебеди в Кронштадте у форта «Риф»

    Весеннее явление лебедей в Кронштадте....

  • Северный форт №6. Фото: осень 2017

    Удивительной красоты сочетание спелой рябины и заброшенных обветшалых строений форта....

  • Форт Пётр І подсветка фасада: фото

    За несколько дней у форта Пётр была смонтирована архитектурная подсветка. Смотрится очень интересно!...

  • Фотосессия на форте Павел І

  • Форт Северный №4 «Зверев»: зима 2017

    Короткая прогулка к самому необычному форту Кронштадта. Сегодня форт Зверев известен обгоревшими каз...

  • Форт Павел I «Рисбанк»

    Новый форт был задуман как самое сильное укрепление Кронштадтской крепости. Форт Павел I являлся кру...

Кронштадт — фортовая крепость. Строительство укреплений началось в начале XVIII века и продолжалось до Октябрьской революции. В годы Крымской войны многие форты Кронштадта были перестроены и усилены. Строительство фортов продолжилось в 1860-е годы, когда произошло восстание в Польше и резко обострились отношения России с Англией и Францией. В связи с развитием артиллерии, в 1896 году часть фортов была выведена из числа оборонительных сооружений как устаревшие.

Во время Великой Отечественной войны Кронштадтские форты сыграли важную роль в обороне блокадного Ленинграда и защите Ораниенбаумского плацдарма. В наши дни некоторые форты превратились в туристические места, другие по-прежнему тщательно охраняются, а третьи разграблены и заброшены. Форты Кронштадта включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Экскурсионные суда отходят от пристани «Кронштадт» , которая находится в Средней (Петровской) гавани, рядом со зданием Арсенала. Поблизости расположены билетные кассы, где предлагают несколько вариантов прогулок. Мы выбирали между прогулкой с посещением форта «Граф Милютин» и поездкой с посещением форта «Великий князь Константин», через который сейчас проходит дамба. Решили, что в Константиновский форт можем съездить и сами (правда, так и не съездили, оставив на следующий раз), а вот попасть в форт «Граф Милютин» другой возможности, кроме как по воде, нет.

Билеты нужно покупать заранее, за несколько часов. Погуляв по городу и посетив , мы пришли на пристань и через некоторое время уже садились на небольшой прогулочный катер. Капитан, он же экскурсовод, вместе со своим помощником легко управлял судном и создавал на судне непринужденную атмосферу. Его рассказ о фортах Кронштадта и исторических фактах перемежался веселыми шутками старого морского волка.

Памятный знак «Кот и Пёс — корабельные друзья моряков»

Портовые сооружения и мол Кронштадта

И вот, мы покинули защищенную молом гавань и вышли в Невскую губу Финского залива. На берегу мимо нас проплывали старинные постройки: судостроительные заводы, арсеналы, береговые укрепления. Рядом пришвартованы боевые корабли Дважды Краснознаменного Балтийского флота ВМФ России. Среди таких серьезных кораблей и сооружений наше веселое суденышко казалось нахальным гостем.

Гавани Кронштадта (Купеческая, Средняя (Петровская), Лесная и Военная) защищены от бурь Финского залива длинным молом. На нем расположены различные оборонительные сооружения.

Батарея «Князь Меншиков»

По правому борту по ходу нашего судна вскоре после выхода из гавани показалось гранитное укрепление на моле. Это батарея «Князь Меншиков» . Первая деревянная батарея, защищающая вход в Купеческую гавань, была построена в 1826 году. Она была вооружена 24 орудиями. В 1843-1850 годах на её месте была возведена казематированная четырехъярусная батарея по проекту инженер-капитана (впоследствии — инженер-генерал-лейтенант) Иосифа Альбертовича (Адальбертовича) Заржецкого (1800-1869).

Батарея получила имя адмирала князя Александра Сергеевича Меншикова (1787-1869) — генерал-адъютанта, адмирала, морского министра Российской империи в 1836-1855 годах, генерал-губернатора Финляндии в 1831-1854 годах. Он приходился правнуком светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову, фавориту Петра I.

В конце XIX века батарея была исключена из списка оборонительных сооружений. В ней разместился склад боеприпасов и военного имущества. В 1942 году здесь были установлены два 100-мм орудия. После войны два верхних яруса были полностью разобраны.

Мол и батарея «Князь Меншиков»

Батарея «Князь Меншиков»

Впереди по курсу показался форт «Кроншлот» , что переводится как «Коронный замок» . Он — первое сооружение Кронштадта. Его строительство началось в 1703 году. Петр I лично разрабатывал проект. Строили форт на искусственном острове. Для этого на льду Финского залива над мелководьем соорудили ряжи из сосновых бревен, которые под действием силы тяжести проломили лед и опустились на дно. Их засыпали камнем, и на этом фундаменте возвели настил, на котором построили трехъярусную башню из дерева и самана. Подобная технология в усовершенствованном виде использовалась и для строительства других фортов Кронштадта.

Форт неоднократно перестраивался, возводились новые постройки. В 1783-1798 годах его перестроили в камне. «Кроншлот» серьезно пострадал во время наводнения 1824 года. В 1850-1863 годах форт был снова перестроен по проекту инженер-полковника Иосифа Альбертовича Заржецкого.

К концу XIX века, в связи с развитием артиллерии, «Кроншлот» потерял своё боевое значение и в 1896 году был выведен из состава оборонительных сооружений. Здесь разместили склад боеприпасов. Одно время тут даже планировалось устроить тюрьму, но затем отказались от этой идеи, посчитав, что как-то неловко, если тюрьма будет первой встречать гостей Кронштадта.

В годы Великой Отечественной войны в «Кроншлоте» установили зенитные орудия, а после войны — лабораторию размагничивания кораблей. Сейчас форт «Кроншлот», несмотря на весьма заброшенный вид, по-прежнему строго охраняется.

Внутри «Кроншлота» расположена защищенная гавань. Вокруг неё на искусственном основании сооружено несколько построек: Эллинг, Дом маячника, Восьмигранная башня (1750-е годы, это перестроенная в камне 10-гранная 3-ярусная башня «Кроншлот»), Западный (Николаевский) бастион (1850-1863), маяк и другие.

Эллинг и Восьмигранная башня «Кроншлота»

Западный (Николаевский) бастион форта «Кроншлот»

Западный (Николаевский) бастион «Кроншлота»

Далее по левому борту следует форт «Император Павел I», или «Рисбанк». Сейчас, глядя на его руины, трудно поверить, что некогда это был самый большой из фортов Кронштадта. Первый, деревянный форт был построен на этом месте в 1807-1812 годах по проекту военного инженера Ивана Кондратьевича Герарда (1720-1808). Он получил название «Рисбанк», что в переводе с немецкого означает «Отметка на мели».

В 1845 году началась перестройка «Рисбанка» по проекту инженер-генерал-лейтенанта Василия Ивановича Маслова (1787-1861). В 1854 году по указу императора Николая I форт «Рисбанк» был переименован в форт «Император Павел I». Строительство было завершено в 1859 году.

Он представлял собой казематированную батарею. Сначала было сооружено свайно-ряжевое основание, на котором под водой залили бетонную площадку. Затем на ней из кирпича и камня были возведены стены, облицованные по всему периметру гранитом.

Однако вскоре форт утратил свое фортификационное значение. В 1896 году в нём разместилась морская следственная тюрьма, затем — склад минно-артиллерийского вооружения.

В 1919 году, когда Гражданская война подошла вплотную к Кронштадту, здесь прогремело два взрыва, которые должны были стать сигналом к началу антибольшевистского восстания. Форт получил серьезные разрушения, но выстоял.

20 июля 1923 года форт потряс новый страшный взрыв. По официальной версии, он произошел по причине небрежного обращения с огнём: после шлюпочных учений моряки решили здесь отдохнуть. В результате взрыва почти все погибли, а форт был почти полностью уничтожен.

В дальнейшем на обломках стен форта «Император Павел I» обучали взрывному делу, а в годы Великой Отечественной войны здесь разместили три 100-мм орудия, участвовавшие в защите Ораниенбаумского плацдарма.

Руины форта «Император Павел I»

По правому борту по ходу судна также видны несколько интересных фортов.

Форт «Император Пётр I» является, по сути, береговой батареей. Он — один из старейших в Кронштадте. Его строительство началось в 1705 году по приказу царя, понимавшего, что для обороны Котлина от шведов одного «Кроншлота» недостаточно. Строительство было поручено Ивану (Яну) Крюйсу, сыну адмирала Корнелиуса Крюйса (1655-1727). Новая батарея получила имя Святого Яна. Всего же в 1705 году было построено 5 береговых батарей, оснащенных корабельными орудиями.

В 1721 году по приказу Петра для защиты Купеческой гавани с моря, батарея Святого Яна была усилена и перестроена в дереве и камне. Новая постройка получила название «Цитадель». Она была оснащена 106 орудиями.

Наводнение 1824 года нанесло значительный ущерб «Цитадели». В 1827 году было принято решение о её перестройке полностью в камне. Проект составил инженер-генерал-лейтенант Луи Бартоломей Карбоньер (1770-1836).

«Цитадель» является сооружением круговой обороны. Главная башня соединяется по флангам с двумя полубашнями. Во внутреннюю гавань ведут два прохода, которые в случае необходимости перекрывались чугунными раздвижными мостами. Здесь размещался гарнизон, насчитывающий 422 человека.

7 сентября 1834 года по указу императора Николая I форт «Цитадель» был переименован в форт «Император Пётр I». Во время Крымской войны он был серьезно укреплен.

В связи со строительством новых фортов во второй половине XIX века, форт «Император Пётр I» вошел во вторую линию обороны Кронштадта и стал использоваться как главная перевалочная база. Были построены дамба, соединившая его с берегом, мост и пристань с поворотным краном. В 1896 году он был выведен из состава оборонительных сооружений.

Впоследствии сюда были перевезены орудия с форта «Александр I», где была оборудована противочумная лаборатория, была открыта лаборатория по взрывчатым веществам. Сейчас форт принадлежит ВМФ России и закрыт для посещений.

Форт «Император Александр I», или «Чумной» — один из самых красивых в Кронштадте. Его черные гранитные стены, а также второе название — «Чумной», рисуют романтичную и, одновременно, зловещую картину. Поклонники телеигры «Форт Боярд» наверняка отметят его сходство с французской крепостью.

В соответствии с проектом инженера Луи Бартелеми Карбонье, оборону южного фарватера должны были обеспечивать два форта в виде верхней части лежащего горизонтально тора. Такая форма должна была обеспечивать рикошет круглых ядер. Однако этот проект осуществлен не был. В 1836 году был представлен новый проект, подготовленный комиссией во главе с инженер-генерал-лейтенантом Жан-Антуан-Морисом Дестремом (1787-1855). В 1838 году начались строительные работы.

Под основание всего форта было забито 5335 свай. Пространство между ними заполнили бетоном на основе гидравлической извести. На этом основании были выложены стены из гранита и специального кирпича. Снаружи форт был облицован гранитом.

Сооружение представляет собой казематированный морской форт 90 на 60 метров, с тремя этажами и двором в центре. Общая площадь форта составляет более 5000 квадратных метров. Форт был вооружен 103 орудиями. Здесь мог нести службу гарнизон до 1000 человек.

В мае 1854 года впервые в мире между фортами «Император Александр I» и «Император Павел I» была установлена линия защиты из 105 подводных мин. Чуть позднее между фортами «Император Пётр I» и «Кроншлот» были установлены 60 гальванических мин. Благодаря им в результате подводного взрыва были повреждены несколько британских пароходов, пытавшихся прорваться в Кронштадт.

В 1896 году форт «Император Александр I» был исключен из состава оборонительных сооружений.

В конце XIX века разразилась третья пандемия бубонной чумы. В 1897 году на базе Императорского института экспериментальной медицины была учреждена «Особая комиссия для предупреждения занесения чумной заразы и борьбы с нею в случае её появления в России» (КОМОЧУМ). Бывший форт оказался идеальным местом для размещения Особой лаборатории по производству вакцины от чумы. Это была третья в мире подобная лаборатория. Другие две располагались близ Парижа во Франции и в Бомбее в Индии.

Здесь поселилось 20 врачей-эпидемиологов, которые рискуя жизнью, создавали противочумную вакцину. Опыты по производству вакцины проводились на лошадях, верблюдах, северных оленях, обезьянах, морских свинках и других животных. Для этих целей форт был перестроен на средства принца Александра Петровича Ольденбургского (1844-1932). Связь с внешним миром осуществлялась посредством маленького парохода, носившего название «Микроб». Несмотря на все старания, в 1904 и 1907 годах в лаборатории произошли две вспышки чумы, в результате которых погибли ученые Владислав Иванович Турчинович-Выжникевич и Мануил Фёдорович Шрейбер.

В годы Первой Мировой войны исследования почти полностью прекратились, а в 1918 году лаборатория в Кронштадте была упразднена. В конце 1917 года культуры возбудителей чумы и холеры перевезли в Саратов, где осенью 1918 года был создан первый в нашей стране противочумный институт «Микроб».

С 1923 года в форте размещался склад минно-трального оборудования. В середине 1980-х годов во время съемок фильма «Порох» по сценарию был устроен пожар, в результате которого форт выгорел. Сейчас здесь время от времени проводятся различные развлекательные мероприятия и экскурсии. Есть проект превращения форта в развлекательный комплекс с театральной сценой, музеем, рестораном, кафе, баром, торговой зоной и т.п.

Южная батарея №3 («Граф Милютин», «Башенная»)

И вот, наконец, мы подошли к главной цели нашего путешествия — форту «Граф Милютин», где была запланирована остановка. Сейчас здесь швартуются небольшие экскурсионные суда и частные яхты. Проход к фортам требует особого искусства капитана: под водой много мелей и искусственных заграждений.

Первоначально «Южная батарея №3», как тогда назывался форт, находился ближе к форту «Рисбанк» и представлял собой артиллерийскую батарею. Существующий ныне форт был построен западнее прежней батареи, по проекту знаменитого военного инженера Эдуарда Ивановича Тотлебена (1818-1884) в 1865 году.

Форт выглядел в виде буквы «П», обсыпанной землей с трех сторон. В передней части были устроены башни и пороховые погреба, в тыльной — жилые казармы для артиллеристов. С двух сторон на вершину форта вели большие гранитные лестницы. Форт был оснащен шестью броневыми башнями системы Кольза, с 11-дюймовыми орудиями образца 1867 года, которые приводились в движение специальными паровыми машинами.

В 1869-1879 годах оснащение форта продолжилось по проекту инженера К.Я.Зверева.

В 1882 году по указу императора Александра III батарею переименовали в форт «Граф Милютин», в честь Дмитрия Алексеевича Милютина (1816-1912) — военного министра, осуществившего реформы в русской армии в 1860-х годах.

В годы Первой Мировой войны форт был вновь перестроен: демонтированы старые башни, возведены бетонные перекрытия, установлены паровые машины и дизель-генераторы.

В годы Великой Отечественной войны на форте «Граф Милютин» были установлены зенитки ПВО 14 отдельного артдивизиона береговой обороны крепости Кронштадта. В начале 1950-х годов форт был разоружен, а позднее разграблен.

Форт № 3 («Граф Милютин», «Башенная»), внутренний двор

Наверху форта

Вид на форт сверху

Экскурсионное судно и яхты, пришвартованные около форта «Граф Милютин». На переднем плане — основание для орудия системы Канэ, которым форт был оснащен в начале XX века

Вид на форт сверху

Помещения первого этажа

Помещения первого этажа

Стены форта

Помещения первого этажа

Другие форты и сооружения

Разумеется, перечисленными сооружениями список фортов Кронштадта не ограничивается. Среди южных фортов следует отметить еще несколько:

  • Форт № 1 («Южный») , построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1865-1868 годах (инженер Зверев К.Я.). Два типовых каземата, на два орудия каждый. Принимал активное участие в обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
  • Форт № 2 («Дзичканец») , построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1869-1873 годах (инженер Зверев К.Я.). Один каземат, орудия были расположены открыто. В годы ВОВ входил в систему ПВО Кронштадта.
  • Форт «Великий Князь Константин» — одно из самых крупных фортификационных сооружений Кронштадта. Построен в 1808-1809 годах, 1858-1879 годах (военный инженер Сысоев П.), 1897-1901 годах. В настоящее время используется как историко-развлекательный объект и яхтенно-пограничный комплекс. Есть съезд с КАД.

Кроме фортов, в акватории Невской губы близ Кронштадта на искусственных островах расположены многочисленные маяки и створные знаки.

Помимо южных фортов, защищающих Кронштадт с юга и южный фарватер, существуют северные форты , которые защищают остров со стороны северного фарватера:

  • Форт «Тотлебен» («A», «Первомайский») , построен в 1897-1913 годах (инженер Шишкин А.А.).
  • Форт «Обручев» («B», «Красноармейский») , построен в 1896-1913 годах (инженер Шишкин А.А.). Строительство фортов «А» и «В», защищающих Северный фарватер и оснащенных 106 орудиями, стало самой трудоемкой и дорогостоящей работой в истории Кронштадта.
  • 1-й Северный форт (Батарея северная №1). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.). Перестроен в 1861 — 1869 годах (инженер Зверев К.Я.). Был соединён дамбой с островом Котлин. До 2002 года использовался как склад патронов, в настоящее время заброшен.
  • 2-й Северный форт (Батарея северная №2) . Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1862-1867 годах (инженер Зверев К.Я.).
  • 3-й Северный форт (Батарея северная №3) . Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.), 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.). Практически полностью уничтожен при строительстве дамбы.
  • 4-й Северный форт («Зверев») . Построен в 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.) в дополнение к уже существовавшим фортам №№ 1, 2, 3, 5 и 7. Позволял вести не только фронтальный, но и фланговый огонь. Имел более мощное вооружение, чем на других северных фортах. Соединен с фортом №6 подводной каменной грядой.
  • 5-й Северный форт (Батарея северная №5) , построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.).
  • 6-й Северный форт (Батарея северная №6) , построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.). В 1960-е годы здесь были построены сооружения из силикатного кирпича военного назначения, полностью исказившие облик форта середины XIX века. Соединен с фортом №4 подводной каменной грядой.
  • 7-й Северный форт (Батарея северная №7) , построен в 1854-1856 годах (инженер-генерал-майор Дзичканец И.Г.). Поврежден наводнением в ночь с 26 на 27 ноября 1857 года. Перестроен и усилен в 1860-е годы и позднее. В настоящее время соединен с дамбой КАД.

3-й Северный форт, вид с дамбы

После окончания Русско-японской войны было принято решение о переносе границ приморской обороны дальше на запад. Форты Кронштадта к тому времени технически устарели. В это время были построены форты «Ино» («Николаевский»), «Красная Горка» («Алексеевский»), «Серая Лошадь», «Риф» и другие.

Ну а нам пришло время возвращаться обратно в Кронштадт. Ниже — фотографии острова Котлин с воды.

Водопропускное сооружение на защитной дамбе

Гавани Кронштадта и купол Морского Никольского собора над островом

Мол и заброшенное здание в Военной гавани

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

В мае 1705 года Пётр I прибывает на остров Котлин для приготовления защиты от нападения шведов. Пётр понимал, что один Кроншлот шведов не остановит. Поэтому на берегу острова было найдено место для строительства береговой батареи. Строительство поручили Ивану Крюйсу, командиру шнявы «Де-Грас». Строили быстро. Уже 1 июня на новой батарее установили орудия. Батарею назвали именем Святого Яна.

В 1705 году на острове уже было построено пять батарей, которые были усилены корабельными орудиями. Во время шведского нападения 1705 года островные батареи показали себя с лучшей стороны, и вице-адмирал Крюйс, ещё в разгар войны, писал Петру: «не худо б было, чтоб Кроншлоту или близ его ещё какую крепость сделать...».

И летом 1706 года на месте Толбухинской батареи на котлинской косе начали строить крепость «Святой Александр». А через год - батарею Святого Яна отремонтировали и усилили (её вооружение составляли 15 двадцатичетырёхфунтовых пушек и 12 восемнадцатифунтовых). Но и этих средств защиты было недостаточно..

Строительство на Котлине особенно усилилось после Полтавской победы: стали строить причалы, гавани, магазины, кирпичные дома. Береговые укрепления не могли обеспечить надёжной защиты флота и новой островной колонии. Возведённые гавани вооружались для защиты молодого флота. Так, на стенках Купеческой гавани, было установлено 100 орудий.

В 1721 году после подписания Ништадского мира, Пётр требует защитить корабли, стоящие в Купеческой гавани от возможных обстрелов со стороны моря. Он повелел усовершенствовать батарею Святого Яна, а затем возвести новую батарею, которую назвали «Цитадель».

Строили форт четыре года солдаты и офицеры Семёновского и Преображенского полков, расположенных на острове Котлин. В 1724 году работы, в основном, были завершены. В «Цитадели» установили 106 орудий. Как и «Новый Кроншлот», форт «Цитадель» строился на ряжах, и имел внутреннюю гавань. Внутри этой гавани расположили на сваях пороховые погреба, которые при перестройке перенесли в брустверы из соображений безопасности.

С различными доделками и ремонтами форт «Цитадель» стоял на защите гаваней и фарватера более 100 лет. Но, деревянно-каменный столетний форт не смог противостоять одному из самых разрушительных наводнений в истории Кронштадта и Санкт-Петербурга. Наводнение 1824 года нанесло огромные разрушения.

Восстанавливать военные сооружения начали именно с форта "Цитадель" и гаваней Кронштадта. В 1827 году было принято решение о перестройке форта в камне. Проект составил инженер-генерал-лейтенант Л. Л. Карбоньер, работами по возведению форта руководил майор Корпуса путей сообщения А. А. Фуллон.

Форт представлял собой сооружение круговой обороны. Главная башня, соединялась по флангам с двумя полубашнями. Горжевая часть с двумя проходами во внутреннюю гавань форта была вооружена 16 полупудовыми единорогами, а сами проходы перекрывались чугунными раздвижными мостами. На форте располагалось 422 человека гарнизона, вооружённого 97 орудиями.

Форт строили очень добротно. Значительно укрепили старое основание с помощью новых свай и бетонного основания. Кладку башни и полубашен выполняли из бутовой плиты, которую облицовывали гранитом со стороны залива. Швы между гранитными блоками шпаклевали специальной мастикой из смолы, извести и конопляного масла, а наружные швы заделывали мастикой из воска, гарпиуса и серы. Толщина стен форта - около двух метров.

Форт возводили 7 лет. 7 сентября 1834 года указом Императора Николая I форт «Цитадель» переименовали в форт «Император Пётр I».

Во время Крымской войны Кронштадтская крепость серьёзно укреплялась. Строились новые форты, вооружались и усовершенствовались те, которые не успевали перестроить. Создавались подводные ряжевые преграды. Но, самым страшным оружием для врага оказались подводные мины. Первая линия защиты из 105 мин была установлена в мае 1854 года между фортами «Император Александр I» и «Павел I», а затем - 60 гальванических мин между фортами «Пётр I» и «Кроншлот». Это была первая в мире минноартиллерийская позиция.

Всё дальше на запад выдвигались сооружения обороны. Были построены форты «Император Александр I», «Павел I», перестраивался форт «Константин», совершенствовались островные укрепления. Форт «Пётр I» стал входить во вторую линию обороны, и использовался, в основном, как главная перевалочная база - к 1870 году были построены дамба, мост и пристань с поворотным краном.

Приказ военного министра 1896 года исключил из состава оборонительных сооружений форт «Пётр I» - появилось новое дальнобойное оружие, фугасные снаряды, которым не могли противостоять даже двухметровые стены форта. Но форт продолжал жить своей размеренной жизнью. В годы переоборудования форта «Александр I» в противочумную лабораторию, форт принимал его вооружение.

В дальнейшем, на форту «Пётр I» не только складировалось вооружение, но и работала лаборатория по взрывчатым веществам. В настоящее время форт принадлежит ВМФ и закрыт для посещений.

Координаты :

Форт «Цитадель» (форт «Пётр I» ) - памятник истории и архитектуры XVIII века . Создан для защиты Купеческой гавани с юга. Находится под охраной государства. Расположен недалеко от Кронштадта .

Предыстория

Строительство крепости

В 1721 году Пётр потребовал защиты кораблей, находящихся в Купеческой гавани, от обстрелов с моря. Сначала укрепляют батарею святого Яна, а затем, понимая недостаточность этой меры, строят новую батарею - «Цитадель». Строительством руководит капитан Лейн , а ведётся оно силами солдат и офицеров Семёновского и Преображенского полков . Форт строится на ряжах и имеет, подобно Кроншлоту, внутреннюю гавань. По окончании строительства в 1724 году в батарее 106 орудий и пороховые погреба на сваях. В дальнейшем из соображений безопасности порох был перемещён в брустверы.

После этого и до наводнения 1824 года форт только незначительно ремонтировался.

После наводнения

В 1824 году Петербург и Кронштадт подвергаются разрушительному наводнению. Большая часть укреплений Кронштадта уничтожена либо серьёзно пострадала, не избежал этого и деревянный форт. И восстановление города начинается именно с Цитадели. Решено перестроить его в камне, и в 1827 году принят проект Карбоньера . Реализовал этот проект майор Фуллон .

По сравнению со старой крепостью были добавлены новые сваи и бетонное основание, что значительно укрепило форт. Кладка башен выполнена из бутовой плиты и облицована гранитом со стороны залива. Заделаны швы, толщина стен доведена до 2 м.

После перестройки оборона форта осуществлялась по круговому принципу. Главная башня, соединялась по флангам с двумя полубашнями. Горжевая часть с двумя проходами во внутреннюю гавань форта была вооружена 16 полупудовыми единорогами , а сами проходы перекрывались чугунными раздвижными мостами. На форте располагалось 422 человека гарнизона, вооружённого 97 орудиями.

По окончании строительства 7 сентября 1834 указом Николая I форт получает имя Петра I.

Дальнейшая история

В связи с угрозой, исходившей от английского флота во время Крымской войны , между фортами «Александр I» и «Пётр I» , а чуть позже - фортами «Кроншлот» и «Пётр I» в 1854 году было установлено первое в мире минное подводное заграждение. Протяжённость минной позиции, оснащённой минами Якоби , составила 555 метров.

Впоследствии форт переведён во вторую линию обороны, потом стал использоваться в качестве перевалочной базы - в 1870 году к нему пристроены дамба, мост и пристань с поворотным краном. А в 1896 году в связи с увеличением дальнобойности артиллерии, когда появилась возможность обстрела Кронштадта с материкового берега, форт и вовсе был выведен из состава оборонительных сооружений. Несмотря на это, во время преобразования форта «Александр» в противочумную лабораторию, именно «Пётр» принял всё его вооружение.

В советское время форт выполнял функции склада и лаборатории по взрывчатым веществам.

Современное состояние

Закрыт для посещений как база флота.

Напишите отзыв о статье "Цитадель (форт)"

Отрывок, характеризующий Цитадель (форт)

Итак, в 1927 году в городе Кургане, в сыром, нетопленом подвале родился маленький мальчик, и звали его принц Василий Николаевич де Роган-Гессе-Оболенский, Лорд Санбурский (de Rohan-Hesse-Obolensky, Lord of Sanbury)... Он был единственным сыном герцога де’Роган-Гессе-Оболенского и княжны Елены Лариной.
Тогда он ещё не мог понять, что остался на этом свете совершенно один и, что его хрупкая жизнь теперь полностью зависела от доброй воли человека по имени Василий Серёгин…
И ещё этот малыш также не знал, что по отцовской линии, ему подарено было потрясающе «цветастое» Родовое Дерево, которое его далёкие предки сплели для него, как бы заранее подготовив мальчика для свершения каких-то особенных, «великих» дел… и, тем самым, возложив на его, тогда ещё совсем хрупкие плечи, огромную ответственность перед теми, кто когда-то так усердно плёл его «генетическую нить», соединяя свои жизни в одно сильное и гордое дерево…
Он был прямым потомком великих Меровингов, родившимся в боли и нищете, окружённый смертью своих родных и безжалостной жестокостью уничтоживших их людей… Но это не меняло того, кем по-настоящему был этот маленький, только что появившийся на свет, человек.
А начинался его удивительный род с 300-го (!) года, с Меровингского короля Конона Первого (Соnan I). (Это подтверждается в рукописном четырёхтомнике – книге-манускрипте знаменитого французского генеалога Norigres, которая находится в нашей семейной библиотеке во Франции). Его Родовое Дерево росло и разрасталось, вплетая в свои ветви такие имена, как герцоги Роганы (Rohan) во Франции, маркизы Фарнезе (Farnese) в Италии, лорды Страффорды (Strafford) в Англии, русские князья Долгорукие, Одоевские… и многие, многие другие, часть которых не удалось проследить даже самым высококвалифицированным в мире специалистам-генеалогам в Великобритании (Rоyal College of Arms), которые в шутку говорили, что это самое «интернациональное» родовое дерево, которое им когда-либо приходилось составлять.
И думается мне, что эта «мешанина» тоже не происходила так уж случайно… Ведь, все, так называемые, благородные семьи имели очень высококачественную генетику, и правильное её смешение могло положительно повлиять на создание очень высококачественного генетического фундамента сущности их потомков, коим, по счастливым обстоятельствам, и являлся мой отец.
Видимо, смешение «интернациональное» давало намного лучший генетический результат, чем смешение чисто «семейное», которое долгое время было почти что «неписаным законом» всех европейских родовитых семей, и очень часто кончалось потомственной гемофилией...
Но каким бы «интернациональным» ни был физический фундамент моего отца, его ДУША (и это я могу с полной на то ответственностью сказать) до конца его жизни была по-настоящему Русской, несмотря на все, даже самые потрясающие, генетические соединения...
Но вернёмся в Сибирь, где этот, родившийся в подвале, «маленький принц», для того, чтобы просто-напросто выжить, по согласию широкой и доброй души Василия Никандровича Серёгина, стал в один прекрасный день просто Серёгиным Василием Васильевичем, гражданином Советского Союза… Коим и прожил всю свою сознательную жизнь, умер, и был похоронен под надгробной плитой: «Семья Серёгиных», в маленьком литовском городке Алитус, вдали от своих фамильных замков, о которых никогда так и не слыхал...

Я узнала всё это, к сожалению, только в 1997 году, когда папы уже не было в живых. Меня пригласил на остров Мальта мой кузен, принц Пьер де Роган-Бриссак (Prince Pierre de Rohan-Brissac), который очень давно меня искал, и он же поведал мне, кем по-настоящему являюсь я и моя семья. Но об этом я расскажу намного позже.
А пока, вернёмся туда, где в 1927 году, у добрейшей души людей – Анны и Василия Серёгиных, была только одна забота – сдержать слово, данное умершим друзьям, и, во что бы то ни стало, вывезти маленького Василька из этой, «проклятой Богом и людьми» земли в хоть сколько-то безопасное место, а позже, попытаться выполнить своё обещание и доставить его в далёкую и им совершенно незнакомую, Францию... Так они начали свое нелёгкое путешествие, и, с помощью тамошних связей и друзей, вывезли моего маленького папу в Пермь, где, насколько мне известно, прожили несколько лет.
Дальнейшие «скитания» Серёгиных кажутся мне сейчас абсолютно непонятными и вроде бы нелогичными, так как создавалось впечатление, что Серёгины какими-то «зигзагами» кружили по России, вместо того, чтобы ехать прямиком в нужное им место назначения. Но наверняка, всё было не так просто, как мне кажется сейчас, и я совершенно уверена, что на их странное передвижение были тысячи очень серьёзных причин...
Потом на их пути оказалась Москва (в которой у Серёгиных жила какая-то дальняя родня), позже – Вологда, Тамбов, и последним, перед отъездом из родной России для них оказался Талдом, из которого (только через долгих и очень непростых пятнадцать лет после рождения моего папы) им наконец-то удалось добраться до незнакомой красавицы Литвы… что было всего лишь половиной пути к далёкой Франции...