Выключатели

Эмоциональная устойчивость работника. Эмоциональная устойчивость человека и подходы к ее изучению

Эмоциональная устойчивость работника. Эмоциональная устойчивость человека и подходы к ее изучению

Как людям удаётся пережить психологические травмы? Каким образом в ситуациях, когда одним хочется лечь и умереть, другие демонстрируют поразительную жизнестойкость? Стивен Саутвик и Деннис Чарни в течение 20 лет изучали людей с несгибаемым характером.

Они беседовали с вьетнамскими военнопленными, инструкторами спецназа и теми, кто сталкивался с серьёзными проблемами со здоровьем, насилием и травмами. Свои открытия и выводы они собрали в книге «Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям» (Resilience: The Science of Mastering Life’s Greatest Challenges).

1. Будьте оптимистичны

Да, умение видеть светлые стороны поддерживает. Что интересно, в данном случае речь идёт не о «розовых очках». По-настоящему стойкие люди, которым приходится переживать самые тяжёлые ситуации и всё равно идти к цели (военнопленные, солдаты спецподразделений), умеют соблюдать баланс между позитивным прогнозом и реалистичным взглядом на вещи.

Реалистичные оптимисты принимают во внимание отрицательную информацию, которая относится к текущей проблеме. Однако, в отличие от пессимистов, они не зацикливаются на ней. Как правило, они быстро абстрагируются от неразрешимых на данный момент проблем и концентрируют всё внимание на тех, которые могут решить.

И не только Саутвик и Чарни выявили эту особенность. Когда американский журналист и писатель Лоуренс Гонсалес (Laurence Gonzales) изучал психологию людей, выживших в экстремальных ситуациях, он обнаружил то же самое: они балансируют между позитивным отношением к ситуации и реализмом.

Возникает логичный вопрос: как, чёрт побери, они это делают? Гонсалес понял: отличие таких людей в том, что они реалисты, уверенные в своих силах. Они видят мир таким, каков он есть, но верят, что они в нём рок-звёзды.

Неврология утверждает: единственный реальный способ справиться со страхом - посмотреть ему в глаза. Именно так и делают эмоционально устойчивые люди. Когда мы избегаем пугающих вещей, нам становится ещё страшнее. Когда мы сталкиваемся со страхами лицом к лицу, мы перестаём бояться.

Чтобы избавиться от воспоминания о страхе, нужно испытать этот страх в безопасной среде. И воздействие должно быть достаточно длительным, чтобы мозг сформировал новую связь: в данном окружении раздражитель, вызывающий страх, не опасен.

Исследователи предполагают, что подавление страха влечёт за собой повышение активности префронтальной коры головного мозга и торможение реакций страха в миндалевидном теле.

Этот метод доказал эффективность при использовании для лечения тревожных расстройств, таких как посттравматический стресс и фобии. Суть его в том, что пациента заставляют встретиться со страхом лицом к лицу.

Медик и инструктор спецподразделения Марк Хики (Mark Hickey) верит, что встреча со страхами помогает осознать их, держит в тонусе, развивает мужество, усиливает чувство собственного достоинства и контроля над ситуацией. Когда Хики страшно, он думает: «Мне страшно, но это испытание сделает меня сильнее».

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

3. Настройте моральный компас

Саутвик и Чарни обнаружили, что у эмоционально устойчивых людей очень развито чувство правильного и неправильного. Даже находясь в ситуации, угрожающей жизни, они всегда думали о других, а не только о себе.

Во время интервью мы поняли, что многие стойкие личности отличались острым чувством правильного и неправильного, что укрепляло их в периоды сильного стресса и в то время, когда они возвращались к жизни после потрясений. Бескорыстие, забота о других, помощь без ожидания ответной выгоды для себя - эти качества часто являются стержнем системы ценностей у таких людей.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

4. Обратитесь к духовным практикам

Главная особенность, объединяющая людей, которые смогли пережить трагедию.

Доктор Амад (Dr. Amad) обнаружил, что религиозная вера - та самая мощная сила, действием которой выжившие объясняют и саму трагедию, и своё выживание.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

Но что, если вы не религиозны? Нет проблем.

Положительное действие религиозной активности заключается в том, что вы становитесь частью сообщества. Так что вам не нужно делать ничего такого, во что вы не верите, вам просто нужно стать частью группы, которая укрепляет вашу стойкость.

Связь между религией и стойкостью отчасти может быть объяснена социальными аспектами религиозной жизни. Слово «религия» происходит от латинского religare - «связывать». Люди, которые регулярно посещают религиозные службы, получают доступ к более глубокой форме социальной поддержки, чем та, которая доступна в светском обществе.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

5. Умейте оказывать и принимать социальную поддержку

Даже если вы не являетесь частью религиозного или другого сообщества, вас могут поддержать друзья и близкие. Когда адмирал Роберт Шамакер (Robert Shumaker) попал в плен во Вьетнаме, его изолировали от других пленников. Как же он сохранил самообладание? Стучал в стену камеры. Пленные в соседней камере стучали в ответ. До смешного просто, однако именно эти перестукивания напоминали им, что они не одиноки в своих страданиях.

За 8 лет, проведённых в тюрьмах Северного Вьетнама, Шамакер использовал свой острый ум и творческий потенциал, чтобы разработать уникальный метод общения при помощи перестукиваний, известный как Tap Code. Это стало переломным моментом, благодаря которому десятки заключённых смогли связаться друг с другом и выжить.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

Наш мозг нуждается в социальной поддержке, чтобы работать в оптимальном режиме. Во время общения с окружающими высвобождается окситоцин, который успокаивает ум и снижает уровень стресса.

Окситоцин снижает активность миндалевидного тела, что объясняет, почему поддержка со стороны окружающих уменьшает стресс.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

И необходимо не только получать помощь от других, но и оказывать её. Дейл Карнеги (Dale Carnegie) говорил: «Вы сможете за два месяца завести больше друзей, чем за два года, если будете интересоваться людьми, а не пытаться заинтересовать их собой».

Однако мы не можем всегда находиться в окружении близких. Что же делать в этом случае?

6. Подражайте сильным личностям

Что поддерживает детей, которые растут в жалких условиях, но продолжают жить нормальной, полноценной жизнью? У них есть модели для подражания, которые демонстрируют положительный пример и поддерживают их.

Эмми Вернер (Emmy Werner), одна из первых психологов, изучавших жизнестойкость, наблюдала за жизнью детей, которые выросли в бедности, в неблагополучных семьях, где как минимум один из родителей был алкоголиком, психически больным или склонным к насилию.

Вернер обнаружила, что у эмоционально устойчивых детей, которые стали продуктивными, эмоционально здоровыми взрослыми, был в жизни хотя бы один человек, который действительно поддерживал их и был образцом для подражания.

В нашем исследовании была обнаружена аналогичная связь: многие люди, у которых мы брали интервью, рассказывали, что у них есть пример для подражания - человек, чьи убеждения, мироощущение и поведение их вдохновляют.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

Иногда сложно найти среди знакомых того, на кого хотелось бы походить. Это нормально. Саутвик и Чарни обнаружили, что часто достаточно иметь перед глазами отрицательный пример - человека, на которого вы ни в коем случае не хотите быть похожим.

7. Поддерживайте хорошую физическую форму

Вновь и вновь Саутвик и Чарни убеждались, что наиболее эмоционально устойчивые люди имели привычку поддерживать в хорошей форме тело и разум.

Многие из тех, с кем мы беседовали, регулярно занимались спортом и считали, что хорошая физическая форма помогла им в тяжёлой ситуации и во время восстановления после травмы. Некоторым она даже спасла жизнь.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

Что интересно, поддержание физической формы важнее для эмоционально более хрупких людей. Почему?
Потому что стресс от упражнений помогает адаптироваться к стрессу, который мы испытаем, когда жизнь бросит нам вызов.

Исследователи считают, что во время активной аэробной тренировки человек вынужден испытывать те же симптомы, которые проявляются в минуты страха или волнения: учащённое сердцебиение и дыхание, потливость. Спустя некоторое время человек, продолжающий интенсивно заниматься, может привыкнуть к тому, что эти симптомы не опасны, и интенсивность страха, вызываемого ими, постепенно снизится.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

8. Тренируйте ум

Нет, мы не призываем вас сыграть в пару логических игр на телефоне. Несгибаемые люди учатся на протяжении всей жизни, постоянно обогащают ум, стремятся адаптироваться к новой информации об окружающем мире.

По нашему опыту, жизнестойкие люди постоянно ищут возможности поддерживать и развивать свои умственные способности.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

Кстати, кроме стойкости, развитие ума имеет ещё много преимуществ.

Кэти Хаммонд (Cathie Hammond) в своём исследовании 2004 года, проведённом в Лондонском университете, пришла к выводу, что постоянное обучение оказывает комплексное положительное воздействие на психическое здоровье: обеспечивает хорошее самочувствие, возможность восстановиться после психологических травм, способность противостоять стрессу, развитое чувство собственного достоинства и самодостаточности и многое другое. Постоянное обучение развивало эти качества благодаря расширению границ - процессу, который является главным в обучении.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

9. Развивайте когнитивную гибкость

У каждого из нас есть способ, которым мы обычно справляемся с тяжёлыми ситуациями. Но самых эмоционально стойких людей отличает то, что они используют несколько способов справиться с трудностями.

Жизнестойкие люди обычно гибкие - смотрят на проблемы с разных точек зрения и по-разному реагируют на стресс. Они не придерживаются только одного метода борьбы с трудностями. Вместо этого они переключаются с одной стратегии выживания на другую в зависимости от обстоятельств.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

Какой же самый верный способ преодоления трудностей, который определённо работает? Быть жёстким? Нет. Игнорировать происходящее? Нет. Все упоминали юмор.

Существуют доказательства того, что юмор помогает преодолевать трудности. Исследования с участием ветеранов боевых действий, больных раком и пациентов, переживших хирургические операции, показали, что юмор позволяет снизить накал напряжённой ситуации, ассоциируется с жизнестойкостью и способностью переносить стресс.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

10. Найдите смысл жизни

У жизнестойких людей нет работы - у них есть призвание. У них есть миссия и цель, которые придают смысл всему, что они делают. И в тяжёлые времена эта цель толкает их вперёд.

Согласно теории австрийского психиатра Виктора Франкла (Viktor Frankl) о том, что работа является одним из столпов смысла жизни, возможность видеть в своей работе призвание повышает эмоциональную устойчивость. Это справедливо даже для людей, выполняющих низкоквалифицированную работу (например, уборщицы в больнице), и для людей, у которых не получилось заниматься выбранным делом.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

Резюме: что поможет укрепить эмоциональную устойчивость

  1. Питайте оптимизм. Не отрицайте реальность, смотрите на мир ясно, но верьте в свои возможности.
  2. Посмотрите страхам в глаза. Прячась от страха, вы ухудшаете ситуацию. Посмотрите ему в лицо, и вы сможете через него переступить.
  3. Настройте моральный компас. Развитое чувство правильного и неправильного подсказывает, как мы должны поступить, и подталкивает нас вперёд, даже когда силы на исходе.
  4. Станьте частью группы, которая сильно во что-то верит.
  5. Оказывайте и принимайте социальную поддержку: даже перестукивания через стену камеры поддерживают.
  6. Старайтесь соответствовать примеру для подражания или, напротив, держите в уме личность, которой вы не хотите стать.
  7. Занимайтесь спортом: физическая активность адаптирует организм к стрессу.
  8. Учитесь всю жизнь: ваш ум должен быть в тонусе, чтобы подкинуть верные решения, когда вы будете в них нуждаться.
  9. Справляйтесь с трудностями по-разному и не забывайте посмеяться даже в самых ужасных ситуациях.
  10. Наполните жизнь смыслом: у вас должно быть призвание и цель.

Мы часто слышим о посттравматических психических расстройствах, но редко - о посттравматическом развитии. А ведь оно есть. Многие люди, которые смогли преодолеть трудности, становятся сильнее.

В течение месяца 1 700 людей, переживших хотя бы одно из этих кошмарных событий, прошли наши тесты. К нашему удивлению, люди, которые пережили одно ужасное событие, были более сильными (следовательно, более благополучными), чем те, кто не пережил ни одного. Те, кому пришлось перенести два тяжёлых события, были сильнее тех, на чью долю выпало одно. И те люди, у которых в жизни случилось три ужасающих события (например, изнасилование, пытки, удержание против воли), были сильнее, чем те, кто пережил два.

«Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия», Мартин Селигман

Похоже, Ницше был прав, сказав: «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее». А один из собеседников Саутвика и Чарни сказал так: «Я более уязвим, чем я думал, но гораздо сильнее, чем когда-либо воображал».

Существует четыре основных подхода к пониманию эмоциональной устойчивости, которые реализуются в исследованиях ряда советских психологов.

Для первого характерно сведение эмоциональной устойчивости к проявлениям воли. Известно, что разные психические процессы могут взаимодействовать и взаимовлиять друг на друга (поддерживать, усиливать, ослаблять, тормозить, подавлять и т.д.). Так, например, человек может во- левым усилием, приемами аутогенной тренировки изменять свое эмоциональное состояние. Останавливаясь на этом моменте как основном, некоторые авторы трактуют эмоциональную устойчивость как способность управлять возникающими эмоциями при выполнении деятельности. Напри- мер, в книге "Психологический отбор летчиков" написано, что под эмоциональной устойчивостью "понимается, с одной стороны, невосприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное влияние на психическое состояние индивидуума, а с другой стороны, способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых действий." Некоторые исследователи считают, что эмоциональная устойчивость представляет собой способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности.

Но изучение эмоциональной устойчивости с точки зрения зависимости эмоционального процесса от волевых качеств ограничивает проникновение в ее суть и формы проявления.

Второй подход основывается на том, что для психических процессов характерна интеграция, результатом которой являются сложные психические образования. В них могут войти разные психические явления. Это относится и к эмоциональной устойчивости. Видимо, поэтому ряд авторов определяет ее как интегративное свойство личности. Так, сопоставив различные точки зрения на нее, П.И. Зильберман приходит к выводу, что под эмоциональной устойчивостью "следует понимать интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке."

В рамках второго подхода находится понимание эмоциональной устойчивости как свойства психики, благодаря которому человек способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных условиях.

Считая эмоциональную устойчивость интегральным свойством личности или свойством психики, очень важно определить место и роль в нем соответственно эмоционального компонента. В противном случае произойдет отождествление эмоциональной устойчивости с волевой и психической устойчивостью, которые также могут рассматриваться как интегральные свойства личности, обеспечивающие успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. Другими словами, соотнося результаты деятельности с эмоциональной устойчивостью, нельзя не учитывать, что успех выполнения необходимых действий в сложной обстановке обеспечивается не только ею, но многими личностными качествами и опытом человека.

Третий поход базируется на единстве энергетических и информационных характеристик психических свойств, на теории самоорганизации кибернетических систем. Эмоциональная устойчивость возможна в таком случае на основе резервов нервно-психической энергии, которая связывается с особенностями темперамента, силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, подвижности, мобильности нервных процессов.

Суть этого подхода выражается в следующем определении: " ... эмоциональная устойчивость - это свойство темперамента... позволяющее... надежно выполнять целевые задачи... деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии".

Рациональный момент в подходе авторов к изучению эмоциональной устойчивости - подчеркивание роли эмоционального возбуждения в экстремальных условиях деятельности. Действительно, поскольку эмоциональное возбуждение характеризуется состоянием активации различных функций организма, повышением психической готовности к различным неожиданным действиям, постольку оно является необходимым условием использования ресурсов личности для успешного выполнения деятельности.

Польский психолог Я.Рейковский, останавливаясь на эмоциональной устойчивости как гипотетической особенности человека, говорит о двух ее значениях: 1) человек эмоционально устойчив, если его эмоциональное возбуждение, несмотря на сильные раздражители, не превышает пороговой величины; 2) человек эмоционально устойчив, так как, несмотря на сильное эмоциональное возбуждение, в его поведении не наблюдается нарушений. Основными направлениями исследований эмоциональной устойчивости, по Я. Рейковскому, являются: физиологическое (изучение зависимости эмоциональной устойчивости от свойств нервной системы), структурное (изучение регуляторных структур личности) и поиск особого механизма в виде самоконтроля.

Рассмотрим четвертый подход к пониманию и исследованию эмоциональной устойчивости. Известно, что каждый психический процесс (познавательный, эмоциональный, волевой) относительно независим от других и обладает специфическими особенностями. Применительно к эмоциональному процессу это означает, что ни волевой, ни познавательный процессы, ни тем более свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности), несмотря на взаимосвязи, не обязательно входят в его состав. Четвертый подход основывается на выявлении собственно эмоциональных характеристик эмоциональной устойчивости.

Американский психолог К.Е.Изард, отвечая на поставленный им же вопрос о том, устойчивы или изменчивы эмоции, приводит различие между эмоциональными состояниями и эмоциональной чертой человека, показывает, что, хотя когнитивные процессы могут влиять на эмоциональные, они сами не являются необходимой частью эмоций.

Советский психолог О.А. Черникова понимает под эмоциональной устойчивостью: а) относительную устойчивость оптимального уровня интенсивности эмоциональных реакций; б) устойчивость качественных особенностей эмоциональных состояний, т.е. стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач.

Из вышесказанного, обобщив все сведения, можно сделать следующий вывод: если первый подход основные психологические факторы эмоциональной устойчивости выносит за ее пределы и усматривает их прежде всего в волевых качествах, а второй подход считает ее следствием интеграции разных психических процессов и явлений, то третий подход при рассмотрении эмоциональной устойчивости имеет в виду резервы нервно-психической энергии, четвертый же - прежде всего качества и свойства самого эмоционального процесса в сложной для человека ситуации.

Жизнь проверяет на прочность каждого человека без исключения. Различные трудности и проблемы способны вывести из состояния душевного равновесия даже самого закалённого и стрессоустойчивого. Несмотря на то, что эмоции - очень нужная и важная составляющая гармонично развитой личности, во многих ситуациях они способны нанести большой вред.

Решения, принимаемые под действием эмоций, далеко не всегда приносят пользу. Широкий диапазон эмоций - это хорошо, но как быть, если от них слишком много проблем? Как развить эмоциональную устойчивость в мире, в котором появляется всё больше и больше стрессовых факторов?

Что такое эмоциональная устойчивость, и зачем она нужна?

Под эмоциональной устойчивостью психологи понимают способность человека противостоять неблагоприятным факторам, преодолевать состояние эмоционального возбуждения и быстро возвращаться к состоянию душевного равновесия после стресса. Для эмоционально устойчивого человека каждая стрессовая ситуация - как тренировка. Он становится сильнее, мудрее, более здраво подходит к решению проблем и спокойно переносит все превратности судьбы.

Почему важно развивать такую устойчивость? Потому что именно она является гарантией того, что человек не «потеряется» в трудной ситуации, перенесёт стресс без нервных срывов и других неприятных последствий. Сильная неустойчивость личности в эмоциональном плане (нейротизм) может стать причиной развития заболеваний на нервной почве, неврозов, депрессии. Не говоря уж о том, что близким такого человека приходится несладко. Они то и дело становятся свидетелями эмоциональных сцен, разборок, паники от преувеличения последствий какой-либо проблемы. Всё это не укрепляет ни любовь, ни дружбу, ведь под действием эмоций человек очень часто ведёт себя неадекватно.

Нейротизм характеризуется неустойчивостью, впечатлительностью, чувствительностью, плохой адаптацией к новым обстоятельствам, высокой степенью беспокойства и напряжённости. Эмоциональная устойчивость, напротив, выражается в умении «брать себя в руки», сохранять организованное поведение и ясное мышление в любой ситуации.

Факторы, влияющие на эмоциональную устойчивость

Начнём с того, что она бывает врождённой и приобретённой: одни с самого детства обладают таким набором качеств, который позволяет им сохранять хладнокровие и поддерживать рациональное мышление в тонусе, а другие развивают стрессоустойчивость путём долгой и усердной работы над собой.

От чего зависит степень эмоциональной устойчивости?

На неё оказывают влияние такие факторы как:

  • Темперамент . Очевидно, что «чистые» сангвиники гораздо легче переносят стрессы, чем остальные типы темперамента, поскольку отличаются низким нейротизмом и высокой экстраверсией. Однако чистые типы темперамента встречаются крайне редко. К тому же, не стоит думать, что если вы холерик или меланхолик, то эмоциональная устойчивость для вас недоступна. Просто вам нужно приложить больше усилий для её развития.
  • Ведущее полушарие . Как известно, левое полушарие отвечает за логику, а правое - за эмоциональную сферу. Если ведущим является правое, человеку сложнее держать эмоции под контролем и действовать спокойно.
  • Наличие подавленных потребностей . Психологи знают: если естественные потребности подавлять искусственно, это может стать причиной развития психологических проблем, которые, в свою очередь, скажутся на эмоциональной устойчивости. Подавление потребностей, будь то физических, социальных или духовных, деформирует личность и её поведение.
  • Самооценка, наличие психологических проблем . Человек с заниженной самооценкой, как правило, очень несчастен, что уже не способствует устойчивости. Любые психологические проблемы сказываются на способности личности противостоять стрессам.
  • Количество, сила и частота возникновения стрессовых факторов и пр. У каждого свой потолок эмоциональной выносливости. Но даже сильные люди могут очень тяжело переносить трудности, с которыми ранее не сталкивались, особенно, если они навалились разом, и кажется, что выхода нет.

Способы развития эмоциональной устойчивости, их плюсы и минусы

  1. Различные духовные практики , в особенности, восточные. Часто они сочетают в себе все последующие пункты. Польза от них действительно есть, но стоит учитывать, что освоить их не так-то просто, к тому же на это могут уйти годы. Чтобы добиться успеха, нужно менять жизненный уклад, а это устроит не каждого.
  2. Медитация . Не всегда она подразумевает погружение в транс. У неё, безусловно, есть плюсы - она помогает абстрагироваться от гнетущих мыслей, успокоиться, освободиться от негативных эмоций, но не решает психологические проблемы.
  3. Визуализация . Это практически то же самое, что и медитация, только внимание фокусируется на каком-либо видимом объекте, к примеру, на пейзаже. Красивый вид успокаивает нервную систему не хуже, чем приятная мелодия или прикосновение.
  4. Дыхательные техники . Они тоже очень полезны для физического и психического здоровья. Особенно непосредственно в момент, когда эмоции захлестнули. Контроль над дыханием поможет восстановить душевное равновесие.
  5. Спорт . Как известно, физическое здоровье очень важно для психоэмоционального состояния. Спорт улучшает самочувствие, повышает настроение, самооценку, запускает защитные реакции организма. Он обязательно должен присутствовать в жизни каждого человека, но, опять же, не решает внутренних проблем.

Всё это поверхностные, косвенные способы повышения эмоциональной устойчивости. Возможно, они хороши для решения сиюминутных задач: когда нужно быстро восстановить равновесие или сохранить внешнее спокойствие. Слабая сторона всех этих техник состоит в том, что они сродни таблеткам от головной боли - действуют только в момент, когда вы их используете.. Они снимают симптом, но не решают проблему, так как не ведут к изменению порога эмоциональной чувствительности. Как только вы прекращаете вышеуказанные практики – проблема возвращается.

Зрить нужно в корень: раз проблема психологическая, значит и причины её кроются в особенностях характера и способах реагирования на стресс. Вот почему помощь психолога наиболее оптимальна - она позволит стабилизировать эмоциональное состояние через решение внутренних «неполадок».

Помощь психолога и эмоциональная устойчивость

Как психолог поможет вам повысить эмоциональную устойчивость?

  1. Он выслушает вас, проанализирует полученную информацию. С помощью вопросов, уточнений и специальных техник поможет вам под другим углом взглянуть на ситуации, которые вас дестабилизируют.
  2. Поможет разобраться в себе, вместе с вами обнаружит причины той или иной психологической реакции. В дальнейшем это поможет изменить силу эмоций и переживаний в моменты возникновения сложностей.
  3. Выявит сопутствующие психологические проблемы, поможет в их решении.
  4. Разработает индивидуальную модель развития эмоциональной устойчивости, исходя из вашего темперамента, ситуации, жизненного опыта и других факторов.

Пример из практики

Галина пожаловалась психологу, что очень тяжело переживает трудности на работе, в семье и повседневной жизни. Особенно чётко она осознала проблему, когда возникла необходимость покупки квартиры. Связанная с этим нервотрёпка буквально подкосила женщину. Она не спала ночами, всё думала, как бы её не обманули, проворачивала в голове детали, переживала и нервничала. Из-за этого она не могла сконцентрироваться на работе и словно бы выпала из жизни. Очень скоро нервное истощение сказалось и на физическом здоровье: Галина испытывала головные боли, бессонницу, проблемы с пищеварением. Начались скандалы в семье - женщина постоянно говорила только о предстоящей сделке, из-за чего все в доме перессорились.

Как выяснилось в ходе психологической работы, причинами повышенной восприимчивости клиентки Центра были: высокий уровень стресса в жизни и постоянная забота о семье даже ценой отдыха и сна. За последние полтора года Галине пришлось пережить потерю близкого, смену работы, переезд из отчего дома и выход в самостоятельную жизнь старшего ребёнка. Эмоционально она не успевала восстанавливаться и очередной стресс стал последней каплей, «окончательно расшатались нервы», - как это определила сама Галина. Кроме того, свою лепту внесли характерная для женщины повышенная тревожность, склонность постоянно сомневаться и стремление всё, вплоть до мелочей, держать под личным контролем.

В фокусе работы специалиста была и проработка предыдущих стрессов, и работа с чувствами, и расстановка приоритетов таким образом, чтобы потребностям и желаниям Галины тоже находилось место и время. Вместе с психологом не раз рассматривались жизненные установки и опыт, сформировавшие избыточное беспокойство, и постепенно его удалось преодолеть. Эмоциональная устойчивость стала для женщины надёжным спутником в преодолении жизненных неурядиц.

Психолог помог Галине успокоиться, научил оценивать риски и правильно к ним относиться, не преувеличивать проблем. Сделка прошла успешно, сейчас Галина уже живёт в новой квартире. Она по-прежнему посещает психолога, поскольку развитие эмоциональной устойчивости требует времени и усилий. Как призналась сама женщина, без помощи психолога ей было бы намного сложнее справиться с собственными взбунтовавшимися эмоциями.

Психотерапия в этом случае действительно очень эффективна, поскольку способствует внутренним изменениям и восстановлению равновесия на длительный период времени.

Деятельность педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ент Содержание

Теоритические основы формирование эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ как психолого – педагогическая проблема.

Теории эмоций. Эмоциональная устойчивость и её психофизиологические особенности

Сущность и содержание подготовки к ЕНТ

Структурно – содержательная модель формирования эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ

Опытно – педагогическая работа по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ

Диагностика эмоциональной устойчивости у старшеклассников

Программа ОПР. Задачи и этапы ОПР

Результаты опытно – педагогической работы

Актуальность исследования. Основанием для исследования проблемы влияния образовательной среды на формирование эмоциональной устойчивости старшеклассников явилась недостаточная разработанность вопросов системы подготовки учащихся к ЕНТ. Ситуации социальной нестабильности, напряженный учебный процесс, Подготовка к ЕНТ, физиологические особенности юношеского возраста, страх перед будущим, все это требует повышенной эмоциональной устойчивости. При этом устойчивость должна проявляться как к внешним факторам так и к внутренним противоречиям.

Проблема психологической устойчивости личности нашла отражение в исследованиях Л.М. Аболина, Л.В. Куликова, К. Левина, Ф. Хоппе, Кузуб М. А, В. Э. Эриксона и др. Анализ психолого – педагогической литературы различных направлений показал, что многие авторы к важным составляющим психологической устойчивости личности относят устойчивость (стабильность) эмоциональную, которая обеспечивает возможность противодействовать нежелательному влиянию среды.

В Российской психологии возникновение термина «эмоциональная устойчивость» было вызвано изучением поведения человека, действующего в экстремальных условиях. Большинство исследований проводилось в области прикладной психологии: авиационной, инженерной, психологии спорта. Изучению механизмов формирования эмоциональной устойчивости в онтогенезе, психологических методов её диагностики, выявлению факторов окружающей среды, благоприятно или неблагоприятно влияющих на данную характеристику личности, посвящены работы Л.М. Аболина, Л.П. Баданиной, Е.В. Веселовой и других.

Цель исследования : разработка теоретических основ системы деятельности педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ и апробация ее в учебно – воспитательном процессе школы.

Объект исследования : процесс профессиональной деятельности педагога – психолога в школе.

Предмет исследования : формирование эмоциональной устойчивости у старшеклассников

Гипотеза: Если спроектировать и разработать теоретические основы системы деятельности педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ, то будет психологически эффективно пройден этап сдачи экзамена ЕНТ, поскольку система основывается на психолого – педагогических концепциях (фасилитации, психотерапии, позитивного мышления)

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы

1. Раскрыть сущность основных понятий: «эмоциональная устойчивость», система деятельности педагога — психолога

2. Разработать систему деятельности педагога- психолога по формированию эмоциональной устойчивости старшеклассников, в условиях подготовки к ЕНТ.

3. Разработать и апробировать в ходе опытно – педагогической работы программу тренинга по формированию эмоциональной устойчивости старшеклассников, в условиях подготовки к ЕНТ и разработать. рекомендации по теме исследования

Методологическую основу исследования составляют положения деятельностного, личностного и системного подхода, теории эмоции, теория эмоционального интеллекта.

Методы исследования: методика изучения уровня тревожности и познавательной активности Ч.Д. Спилбергера (модификация А.Д. Андреевой), тест — опросник мотивации успехов и неудач (МУН) А. Реана, модифицированная методика исследования уровня субъективного

Ценностные ориентации (М Рокич), шкала депрессии, Акцентуации личности и нервно – психологическая неустойчивость, анкетирование, тестирование, опрос, беседа.

Источник:
Деятельность педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ент Содержание
Деятельность педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ент Содержание Теоритические основы формирование эмоциональной устойчивости
http://studfiles.net/preview/3535399/

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013 .

Смотреть что такое «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ» в других словарях:

Эмоциональная устойчивость - выражается в способности личности обеспечивать возможность сохранения определенной направленности своих действий в эмоциогенной ситуации при помощи саморегуляции и самоконтроля и тем самым содействовать профессиональной успешности. Эмоциональная… … Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

Эмоциональная устойчивость - Способность сдерживать, не проявлять внешне эмоции, сохранять спокойствие и спокойно реагировать на неблагоприятные обстоятельства. Э. у. определяется не только типом темперамента человека, но и уровнем его культуры, умением выстраивать жизненные … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

Эмоциональная устойчивость - характеризует продолжительность и степень стабильности эмоциональных реакций (эмоциональных состояний) … Психология человека: словарь терминов

Эмоциональная устойчивость - способность человека противостоять дезорганизующему влиянию эмоций. НТС … Термины психологии

УСТОЙЧИВОСТЬ ОПЕРАТОРА - способность оператора стабильно выполнять задание функции под влиянием мешающих факторов внешней среды, профессиональной деятельности, утомления. У. о. подразделяется на специфическую и неспецифическую (общую). Спецификация У. о. связана с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

УСТОЙЧИВОСТЬ - (англ. tolerance, stability). 1. У. внимания. См. Внимание. 2. Помехоустойчивость. См. Помехоустойчивость оператора. 3. Нравственная У. личности способность человека регулировать свое поведение исходя из принятых и усвоенных им нравственных … Большая психологическая энциклопедия

Эмоциональная стабильность - устойчивость настроения. НТС … Термины психологии

УСТОЙЧИВОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ - – неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. У.э. – интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Профессионально-психологическая устойчивость - Важный компонент профессионально психологической подготовленности сотрудника, военнослужащего внутренних войск, обеспечивающий возможность действовать в любых сложных и опасных условиях без снижения качества и эффективности действий. ППУ –… … Энциклопедия современной юридической психологии

Педагогическое общение: гибкость - сложное многомерное психическое образование, обусловливающие способность учителя легко отказываться от несоответствующих ситуации и задаче способов поведения, приемов мышления и эмоционального реагирования и вырабатывать или принимать новые,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Источник:
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013 . Смотреть что такое «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ» в других словарях: Эмоциональная устойчивость - выражается в способности
http://psychology_pedagogy.academic.ru/21215/%D0%AD%D0%9C%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%90%D0%AF_%D0%A3%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%99%D0%A7%D0%98%D0%92%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC

Эмоциональная устойчивость и толерантность

Эмоциональная устойчивость - способность человека успешно осуществлять сложную и ответственную деятельность в напряженной эмоциогенной обстановке, без существенного отрицательного влияния последней на здоровье и дальнейшую работоспособность.

Как свидетельствует анализ литературы, единого мнения в определении эмоциональной устойчивости нет.

Приведем классификацию существующих определений:

Эмоциональная устойчивость - это свойство, качество или особенность, характе­ризующая темперамент.

Эмоциональная устойчивость - это свойство личности, способствующее успешно­му осуществлению деятельности и характеризующееся увеличением работоспособности в эмоциогенной обстановке.

Эмоциональная устойчивость - невосприимчивость нервной системы к неприят­ным впечатлениям.

Эмоциональная устойчивость - константность моторных, психических функций.

Эмоциональная устойчивость - степень волевого владения излишним эмоциональ­ным возбуждением.

Эмоциональная устойчивость - устойчивость эмоций, эмоциональная стабиль­ность, отсутствие склонности к частой смене интенсивных не­гативных эмоций.

Эмоциональная устойчивость - надежное выполнение сложной задачи.

Эмоциональная устойчивость - оптимальное сочетание эмоциональных, интеллектуальных, мотивационных, волевых, психофизических и дру­гих особенностей.

Таким образом, далеко не всегда взгляд какого-либо автора можно отнести к какому-нибудь классу, множество определе­ний не имеют законченной формы, являются «рабочими».

Нервно-психическая устойчивость - способность человека посредством саморегуляции и самоуправления противостоять отрицательным факторам внешней среды (в т. ч. экстремальным), не снижая продуктивности деятельности и не нанося ущерба своему здоровью (синоним – стрессоустойчивость).

В структуру эмоциональной устойчивости (В.И. Селивановым, А.С. Чебыкиным, Е.А. Милеряном, О.В. Дашкевичем, А.В. Мирошиным и другими) было предложено включить, как способности субъекта к произвольной мобилизации и возможностей своего организма для преодоления негативных эмоциональных реакций состояний новое качество, получившее название эмоционально-волевая устойчивость .

Толерантность непосредственно связана с устойчивостью : при­обретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости или выносливости человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.

Большинство работ посвящено изучению толерантности как эмоциональному нереагированию на события, снижению порога чувствительности к воздействующему объекту (Г.У. Солдатова). Исследования толерантности в отечественной психологии долгое время огра­ничивались изучением эмоциональной устойчивости (А.Е. Оль-шанникова, О.А. Сиротин, О.А. Черникова, А.С. Чебыкин, Л.М. Аболин, П.Б. Зильберман, А.В. Мирошин и др.).

Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз»

Методика разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Необходимо в течение 30 минут ответить на 84 вопроса «да» или «нет». Анализ ответов может уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях.

Инструкция: Вам предлагается тест из 84 вопросов, на каждый из которых Вам необходимо ответить «да» или «нет». Предлагаемые вопросы касаются Вашего самочувствия, поведения или характера. «Правильных» или «неправильных» ответов здесь нет, поэтому не старайтесь долго их обдумывать – отвечайте, исходя из того, что больше соответствует Вашему состоянию или представлениям о самом себе. Если Ваш ответ положительный, то закрасьте прямоугольник с ответом «да» над номером соответствующего вопроса; если ответ отрицательный, то закрасьте прямоугольник с ответом «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то закрасьте оба прямоугольника, что соответствует ответу «не знаю».

На выполнение задания отводится 30 минут.

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. Запоры у меня бывают редко (или не бывают совсем).

3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

4. Бывают случаи, что я не сдерживаю своих обещаний.

5. У меня часто болит голова.

6. Иногда я говорю неправду.

7. Раз в неделю или чаще я безо всякой видимой причины ощущаю жар во всем теле.

8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

9. Бывает, что я сержусь.

10. Мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

12. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.

14. Мышечные судорога и подергивания у меня бывают редко (или не бывают совсем).

15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая. как у большинства моих знакомых.

20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

21. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

22. В игре я предпочитаю выигрывать.

23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

24. Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею).

25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных друзей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности.

27. С моим рассудком творится что-то неладное.

28. Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.

29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

32. Думаю, что я человек обреченный.

33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

36. Бывает, что при обсуждении некоторых вопросов я особенно не задумываюсь, соглашаюсь с мнением других.

37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

38. Моя внешность меня в общем устраивает.

39. Я вполне уверен в себе.

40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным или взволнованным.

41. Кто-то управляет моими мыслями.

42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

43. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.

44. Счастливее всего я бываю, когда я один.

45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

46. Я люблю сказки Андерсена.

47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

48. Меня злит, когда меня торопят.

49. Меня легко привести в замешательство.

50. Я легко теряю терпение с людьми.

51. Часто мне хочется умереть.

52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

54. К вопросам религии я отношусь равнодушно, она меня не занимает.

55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

57. У меня были очень необычные мистические переживания.

58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

59. У меня бывают периоды, когда из-за волнения я теряю сон.

60. Я человек нервный и легковозбудимый.

61.Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других(не хуже).

62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы, переход к любым новым условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимо трудным.

70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.

74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

77. Мне трудно проснуться в назначенный час.

78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

79. В детстве я был капризным и раздражительным.

80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов, психиатров.

81. Иногда я принимаю валериану, элениум и другие успокаивающие средства.

82. Среди моих близких родственников есть лица, привлекавшиеся к уголовной ответственности.

83. У меня были приводы в милицию.

84. В школе я учился плохо, бывали случаи, когда меня хотели оставить (оставляли) на второй год.

Обработка результатов. Показатель по шкале НПУ получают путем простого суммирования положительных и отрицательных ответов, совпадающих с «ключом».

В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л. М. Аболин (1987), М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко (1990) и др. Так, некоторые авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к эмоциогенным условиям. При этом под «устойчивостью эмоций» понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Таким образом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием «эмоциональная устойчивость».

Для Т. Рибо (1899), Е. А. Милеряна (1966,1974), С. М. Оя (1969), О. А. Черниковой (1980), Н. А. Аминова и ряда других авторов эмоциональная устойчивость равнозначна эмоциональной стабильности, так как они говорят об устойчивости определенного эмоционального состояния.

С. М. Оя одним из признаков эмоциональной устойчивости считает наличие незначительных сдвигов в величинах показателей, характеризующих эмоциональные реакции, а Е. А. Милерян в книге «Психологический отбор летчиков» (1966) пишет, что под эмоциональной устойчивостью следует понимать и невосприимчивость к эмоциогенным факторам (наряду со способностью контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции). Я. Рейковский полагает, что у некоторых лиц эмоциональная устойчивость проявляется из-за их низкой эмоциональной чувствительности. К. К. Платонов и Л. М. Шварц (1948) к эмоционально неустойчивым относят тех, кто повышенно эмоционально возбудим и склонен к частой смене эмоциональных состояний. В то же время авторы признают большую роль воли в обеспечении эффективности деятельности при возникновении сильной эмоции. Н. Д. Левитов (1964) связывает эмоциональную неустойчивость с неустойчивостью настроений и эмоций, а Л. С. Славина (1966) - с «аффектом неадекватности», проявляющимся в повышенной обидчивости, замкнутости, упрямстве, негативизме. Л. П. Баданина (1996), понимая под эмоциональной неустойчивостью интегративное личностное свойство, отражающее предрасположенность человека к нарушению эмоционального равновесия, включила в число показателей этого свойства повышенную тревожность, фрустрированность, страхи, нейротизм.

Так же понимают эмоциональную устойчивость и зарубежные авторы. Дж. Гилфорд (Guilford, 1959) рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебание настроений. П. Фресс (1975) в качестве главной характеристики эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (невротичность), характеризующуюся чувствительностью человека к эмоциогенным ситуациям. Близко к такому пониманию эмоциональной устойчивости-неустойчивости введенное, Р. Кеттеллом и др. (Cattell, Eber, Tatsuoka, 1970), понятие «аффективная устойчивость», под которой понимается отсутствие невротических симптомов и ипохондрических проявлений, спокойствие, устойчивость интересов.

Таким образом, эмоциональная устойчивость, с точки зрения названных выше авторов, характеризуется эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью, т. е. нереагированием человека на эмоциогенные раздражители, ситуации.

Некоторые авторы понимают под эмоциональной устойчивостью не эмоциональную невозмутимость, а преобладание положительных эмоций (Ольшанникова, 1974; Аболин, 1974). В. М. Писаренко (1986а), например, рассматривает эмоциональную устойчивость как «такое свойство личности, которое обеспечивает стабильность сте-нических эмоций и эмоционального возбуждения при воздействии различных стрессоров» (с. 63). Я полагаю, что это не самое лучшее определение эмоциональной

устойчивости, поскольку эмоциональное возбуждение как раз и наблюдается при воздействии различных стрессоров. Гораздо точнее он определяет эмоциональную устойчивость, когда понимает под ней самообладание, выдержку, хладнокровие.

В других случаях под эмоциональной устойчивостью понимают такую степень эмоционального возбуждения, которая не превышает пороговой величины и не нарушает поведение человека (Рейковский, 1979) и даже положительно влияет на эффективность деятельности (Писаренко, 1964; Черникова, 1967, 1970, и др.). Например, О. А. Черникова пишет, что «эмоциональная устойчивость спортсмена выражается не в том, что он перестает переживать сильные спортивные эмоции, а в том, что эти эмоции... достигают оптимальной степени интенсивности» (1967, с. 6). По В. Л. Марищуку (1982), эмоциональная устойчивость представляет собой способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности. В. А. Плахтиенко и Ю. М. Блудов (1985) связывают с эмоциональной устойчивостью надежность деятельности: «Эмоциональная устойчивость - это свойство темперамента... позволяющее надежно выполнять целевые задачи...» (с. 78). Они полагают, что эмоциональная устойчивость обеспечивается оптимальным использованием резервов нервно-психической эмоциональной энергии.

Л. М. Аболин считает правомерным под эмоциональной устойчивостью понимать устойчивость продуктивности деятельности, осуществляемой в напряженных условиях. Понимая слабость такой позиции в связи с тем, что в этом определении не отражены собственно эмоциональные явления, Аболин уточняет и расширяет его, отмечая, что эмоциональная устойчивость «это прежде всего единство различных эмоциональных характеристик, направленных на достижение поставленной цели» (с. 35-36). Исходя из этого, он дает следующее расширенное определение эмоциональной устойчивости: «ЭУ - это свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели» (с. 36). Автор утверждает, что, по существу, это функциональная система эмоционального регулирования деятельности.

Отсюда главным критерием эмоциональной устойчивости для многих ученых становится эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации. О. А. Сиротин (1972) включает в определение эмоциональной устойчивости способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке. В. М. Смирнов и А. И. Трохачев (1974) пишут, что под эмоциональной устойчивостью понимается константность психических и двигательных функций в условиях эмоциогенных воздействий. Я. Рейковский (1979) определяет эмоциональную устойчивость как способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций. Ю. Н. Кулюткин и Г. С. Сухобская (1996) считают, что она проявляется в том, «насколько терпеливым и настойчивым является педагог при осуществлении своих замыслов, насколько характерны для него выдержка и самообладание даже в самых стрессовых ситуациях, насколько он умеет держать себя в условиях отрицательных эмоциональных воздействий со стороны других людей» (с. 169). Н. А. Аминов (1988) приписывает высокую эмоциональную устойчивость тем лицам, которые «лучше осуществляют контроль своих собственных эмоциональных реакций» (с. 76).

В данных высказываниях за эмоциональную устойчивость по существу принимается способность подавлять эмоциональные реакции, т. е. «сила воли», проявляемая в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании), ведущих к стабильности эффективности деятельности.

Не случайно К. К. Платонов (1984) подразделяет эмоциональную устойчивость на эмоционально-волевую (степень волевого владения человеком своими эмоциями), эмоционально-моторную (устойчивость психомоторики) и эмоционально-сенсорную (устойчивость сенсорных действий).

Еще один подход в понимании эмоциональной устойчивости имеется у П. Б. Зиль-бермана (1974), который под этим понятием понимает «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» (с. 152). Сходна и позиция Б. X. Варданяна (1983), который определяет эмоциональную устойчивость как «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности» (с. 542).

М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко (1990) понимают эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое состояние, обеспечивающее целесообразное поведение в экстремальных ситуациях. По мнению авторов, «такой подход позволяет вскрывать предпосылки эмоциональной устойчивости, кроющиеся в динамике психики, содержании эмоций, чувств, переживаний, а также диалектически устанавливать зависимость ее от потребностей, мотивов, воли, подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач» (с. 112).

Однако этот подход имеет и слабые стороны, которые отмечают М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко. По этому поводу они пишут: «Считая эмоциональную устойчивость интегральным свойством личности или свойством психики, очень важно определить место и роль в нем собственно эмоционального компонента. В противном случае трудно избежать отождествления эмоциональной устойчивости с волевой и психической устойчивостью, которые также могут рассматриваться как интегральные свойства личности, обеспечивающие успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. Другими словами, соотнося результаты деятельности с эмоциональной устойчивостью, нельзя не учитывать, что успех выполнения необходимых действий в сложной обстановке обеспечивается не только ею, но многими личными качествами и опытом человека» (с. 107).

Можно согласиться с необходимостью интегральной характеристики человека, действующего в напряженной эмоциональной ситуации. Однако для такой характеристики имеется другое название - надежность.

Различия в механизмах устойчивости человека к действию эмоциогенного фактора (например, однообразия впечатлений) при развитии эмоционального состояния (например, через какое время появляются скука, апатия, сопровождающие состояние монотонии) и при проявлении самообладания во время переживания страха (смелости, решительности) очевидны. Поэтому вряд ли целесообразно объединять эти, в сущности различные психологические феномены, под общим названием, что имеет место у П. Б. Зильбермана. Так, рассматривая эмоциональную устойчивость как адаптацию к эмоционально значимой ситуации, он выделяет две стадии. Первая - эмоциональной реактивности - характеризуется вегетативными сдвигами, возникающими в организме под влияние эмоциогенного воздействия. Вторая стадия - эмоциональная адаптация к возникшим в организме сдвигам вегетатики. Ее смысл состоит в подавлении возникших вегетативных сдвигов и саморегуляции, направленной на сохранение целесообразного поведения. Но саморегуляция - это волевой процесс и тогда становится неясным, чем является эмоциональная устойчивость - волевым свойством личности или эмоциональным.

Делаются попытки выявить общие факторы, влияющие на «эмоциональную устойчивость» человека. О. А. Сиротин (1974), например, выявил связь «эмоциональной устойчивости» с силой и подвижностью нервной системы. О. Н. Лукьянова и др. (1975), изучая зависимости между эффективностью деятельности при разной степени эмоционального напряжения и свойствами нервной системы, установили, что группа эмоционально устойчивых по сравнению с эмоционально неустойчивыми в ситуации напряжения характеризуется большей лабильностью и относительной слабостью нервной системы. По Р. И. Аллагулову (1971), эмоциональная устойчивость имеет отрицательную связь с силой нервной системы. С. А. Изюмова и Н. А. Аминов (1978) обнаружили связь эмоциональной устойчивости с высокой лабильностью и активированностью (последняя рассматривается как баланс нервных процессов), но не выявили связей с силой нервной системы. По данным Г. Б. Суворова (1981), использовавшего опросник Кеттелла (форма А), у лиц с хорошей контролируемостью эмоций сила нервной системы и инертность торможения выражены в большей степени, чем у лиц с плохой контролируемостью эмоций. Л. М. Аболин (1976) отмечает, однако, что связь эмоциональной устойчивости со свойствами нервной системы выявляется только у молодых спортсменов. У опытных эмоциональная устойчивость базируется на особенностях психической организации действий (планировании, ориентировочных действиях, игровых двигательных действиях). Следовательно, у первых проявляется природная эмоциональная устойчивость, а у вторых - обусловленная опытом, умениями.

Различия в выявленных связях объясняются, очевидно, тем, что и эмоциональная устойчивость и сила нервной системы измерялись разными способами

С моей точки зрения, об истинной эмоциональной устойчивости следует говорить в том случае, когда определяются:

1) время появления эмоционального состояния при длительном и постоянном действии эмоциогенного фактора (например, время появления состояния монотонии и эмоционального пресыщения при выполнении однообразной работы); чем позднее появляются эмоциональные состояния, тем выше эмоциональная устойчивость;

2) сила эмоциогенного воздействия, которая вызывает определенное эмоциональное состояние (страх, радость, горе и т. п.); чем больше должна быть сила этого воздействия (например, значимость потери или успеха), тем выше эмоциональная устойчивость человека.

Кроме того, не существует «общей» эмоциональной устойчивости. К различным эмоциогенным факторам эта устойчивость будет разной. Поэтому корректнее было бы говорить не об эмоциональной устойчивости, а об устойчивости личности к конкретному эмоциогенному фактору (например, о монотоноустойчивости).

Просмотров: 12693
Категория: »