В квартире

Василий (Кривошеин), архиеп. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов)

Василий (Кривошеин), архиеп. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов)

(1893 - 1975 гг.)

Родился митрополит Иосиф (в миру Иван Михайлович Чернов) 2 (15) июня 1893 года в семье военного Михаила Наумыча Чернова. Его мать Евдокия Яковлевна умерла, когда (ему было 3 года) он был еще ребенком. Отец женился второй раз на доброй белорусской девушке.

Недалеко от города Могилева, где проходило детство будущего митрополита, находился Белынический мужской монастырь. С восьми лет Иван мечтал посвятить свою жизнь служению Господу. Мечте его суждено было сбыться – в 1910 году отрока приняли в Белыничевский монастырь. Находясь при владыке Арсении, Ваня Чернов получил «кабинетное» образование. Владыка приглашал лучших преподавателей Юга дореволюционной России. Лекции читали на дому. Некоторые предметы, в частности, математику, владыка Арсений преподавал сам. Владыка Арсений так его полюбил, что в 1912 году Иван уже был иподьяконом. 6/19 февраля 1918 года иподиакон Иван был пострижен епископом Арсением в мантию с именем Иосиф в честь святого праотца Иосифа Прекрасного. 11/24 февраля 1918 года он был рукоположен во иеродиакона. 16/29 августа 1920 года в Таганроге епископ Арсений рукоположил иеродиакона Иосифа во иеромонаха. После хиротонии отец Иосиф в течение 1000 дней непрерывно совершал Божественную литургию, за что удостоился от Патриарха Тихона первой награды – золотого наперсного креста. В 1924году он был возведен в сан игумена. Вскоре последовал первый арест. В 1925 году молодого игумена отправили в ссылку. После освобождения игумен Иосиф был возведен в сан архимандрита. Епископская хиротония состоялась через пять лет, затем последовало назначение в Донскую и Новочеркасскую епархию. Вскоре пришлось перебираться в Таганрог. В конце Рождественского поста 1935 года владыку Иосифа арестовали. Он был осужден на пять лет, его отправили в Коми АССР в Ухто-Ижемские лагеря

Владыка работал на лесоповале, где он обморозил пальцы на руках и ногах, возить гробы за пределы зоны. Владыка говорил, что это его занятие было промыслительным, потому что он тут же, пока вез умерших, совершал по чину отпевание, так как имена их были ему известны. Если же не знал имени, то произносил: «…Упокой, Господи, душу раба Твоего, имя которого Ты Сам веси…»

В декабре 1940 года Владыка был освобожден из лагеря. В начале 1941 года владыка прибыл в Азов, где жил на квартире знакомых, устроился на работу в качестве сторожа в детские ясли, где работал с марта 1941 года по январь 1942 года. Летом 1942 года, когда немцы приближались к Азову, владыка ушёл в Таганрог. Он служил в Крестовой церкви архиерейского дома, затем служил в Никольском соборе (после его восстановления).


Накануне Рождества владыку арестовали, он просидел 66 суток в гестаповской тюрьме. Окна в камере смертников были без рам и без стекол. На улице стояли морозы. Владыка был в легкой одежде, со дня на день, ожидая расстрела. Потом говорил о себе в третьем лице: «Я знаю одного архиерея, который муки холода на себе перенес. Его забрали из дома зимой в одном подряснике и посадили в холодную камеру, в которой продержали 66 суток. И вот, в какой-то момент он понял, что замерзает. Встал на коленочки и так молился, что почувствовал теплоту. Он согрелся и остался жив».

Обвинили его в связях с Патриархом Сергием и... работе на английскую разведку.

После освобождения Таганрога 4 июня 1944 года Владыка был арестован на улице органами НКВД и доставлен в тюрьму г. Москвы. Ему предложили объяснить, почему он остался в живых, тогда как в документах, доставленных из Умани, он числится расстрелянным гестаповцами. Позже владыку отправили в Ростов, где он находился под следствием до 1946 года. В 1946 году его осудили. Ростовская и таганрогская паства помогала ему пережить годы заключения.

В 1949 году епископом Иосифом было написано стихотворение (во время его заключения в Челяблаге). Оно посвящено игумену Пимену (Извекову), будущему Патриарху, служившему тогда ключарем в кафедральном соборе г. Ростова-на-Дону и помогавшему Владыке во время его заключения, посылая в лагерь посылки с продуктами.

Чтобы свет любви и радости

В нашем сердце не угас,

Целомудренные ландыши

По весне цветут у нас.

У весенней, тихой зореньки

Нету краше той красы -

На стебле его, на тоненьком,

Две-три капельки росы.

Мудрость ветхая, далекая

Различала и цвета:

Скрыта в ландыше глубокая,

Неземная красота.

И не нами это сказано:

Белый цвет издревле свят…

Из букета, как от ладана,

Льется нежный аромат.

И не зря народы древние

От сердечных ран и мук

Обрели в нем средство верное,

Исцеляя злой недуг.

Из лесов весною раннею,

В тихом шепоте берез,

В мир печали и страдания

Ландыш нам принес Христос.

4 июня 1954 года был освобожден из Карлага и этапирован в ссылку на поселение в Кокчетавскую область, Алабатинский совхоз, поселок Ак-Кудук Чкаловского района (он был лишен права священнодействовать).

После освобождения 1 июня 1956 года владыка Иосиф был назначен настоятелем Михайло-Архангельского храма г. Кокчетава. Через месяц владыка Иосиф был переведен в г. Петропавловск и назначен почетным настоятелем собора святых апостолов Петра и Павла.

15 сентября 1960 года Указом Священного Синода владыка Иосиф был назначен архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским. 25 февраля 1968 года владыка Иосиф был возведен Патриархом Алексием I в сан митрополита

После смерти Патриарха Алексия митрополит Иосиф отказался от патриаршего престола, ссылаясь на то, что он неуч, на самом деле была другая причина. В начале 40-х годов блаженная старица Мария Таганрогская предупредила его, чтобы он не поднимался выше митрополита.

Он учил своих духовных чад ко всем относиться равно - и к умным, и к неразумным, и к добрым, и к злым. «Злых делай добрыми своим примером, а добрых лучшими», - наставлял Владыка. Сам, испытав и пережив все тяготы жизни, Владыка Иосиф был ко всем сострадателен и милостив. По свидетельству современников владыка был прозорлив, ему были открыты даже мысли человека. Владыка Иосиф говорил: «Когда человек перед моими глазами, на лице все написано, я вижу, что за человек, и знаю, что сказать. Если бы люди знали, как они прекрасны - каждый в своей индивидуальности и в своем таланте и талантах». Все, кто знал Владыку, видели в нем любовь и милосердие и не могли не относиться к нему с ответной искренней любовью. Великая сила любви, исходившая от Владыки, еще при его жизни привлекала к нему множество людей разных сословий и возрастов. То были и простые православные женщины, приходившие со своими семейными неурядицами, и студенты духовной семинарии и Академии, приезжавшие к нему на каникулы, деятели науки и искусства, которые при беседах с Владыкой поражались глубиной и разносторонностью его познаний.

9 сентября 1972 года в связи с 40-летием архиерейского служения, во внимание к усердному служению Церкви Божией, Святейший Патриарх Пимен наградил митрополита Иосифа правом ношения двух панагий.

В начале июня 1975 года владыка Иосиф в последний раз посетил Караганду,

О том, что этот приезд в Караганду станет последним для владыки Иосифа, здесь же, на церковном дворе, было предсказано ему схимонахиней Анастасией. «Благословите, Владыка! Мы больше не увидимся», - сказала карагандинская старица старцу-митрополиту. Вскоре у него случился приступ, и 4 сентября 1975 года Владыка почил.

Всю ночь священнослужители читали Евангелие, а утром 6 сентября в домовой церкви Иверской иконы Божией Матери была совершена заупокойная Литургия. 7 сентября архиепископ Варфоломей совершил заупокойную Божественную Литургию в сослужении 38 священников и трех диаконов. Отпевание было совершено по чину святительского погребения, составленному митрополитом Мануилом. В книге, содержащей это чинопоследование, рукою покойного Владыки написано: «Собственность архиепископа Алма-Атинского Иосифа. Подарок от митрополита Мануила - автора этого трогательного чина. По этому чину прошу меня отпеть, а эта книга останется кафедре. Архиепископ Иосиф. Конец 1965 года. Алма-Ата».

Чин погребения длился около трех часов, затем гроб с телом Митрополита, при пении ирмосов «Помощник и Покровитель», был обнесен вокруг Никольского собора, после чего все проследовали на городское кладбище. Там, возле святой могилы митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая (Могилевского), было приготовлено место упокоения второму Алма-Атинскому митрополиту. (Митрополит Иосиф был реабилитирован 14 мая 1992 года Прокуратурой Ростовской области.) (день памяти исповедника – 4 сентября)

Протоиерей Валерий Захаров в 2001 году написал статью «Памяти блаженного Старца, Святителя Божия и исповедника веры, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа» в которой отметил: «Могила его непрестанно посещается верующими. Ежегодно в дни его памяти в храмах Алма-Аты служатся парастасы и заупокойные богослужения, после чего духовенство и народ едет на кладбище, где на могиле Владыки продолжается молитва верных. И за гробом святитель Церкви простирает руку помощи обращающимся к нему, что неоднократно засвидетельствовано его почитателями. Обращение к нему как к святому стало уже естественным для алматинцев, и по существу он уже канонизирован почитанием народным, что в Православной Церкви и является конечным критерием святости. И верим, что в недалеком будущем все мы «едиными усты и единым сердцем» воззовем к этому дивному архипастырю, избранному сосуду Божией благодати: «Святителю отче Иocuфe, моли Бога о нас!»

Блаженный старец и исповедник веры, митрополит Иосиф (Иван Михайлович Чернов) родился в Белоруссии в г.Могилёве-на-Днепре в семье военного 2(15) июня 1893 года, в день памяти великомученика Иоанна Нового Сочавского, в честь которого и был назван. Поскольку отец проходил военную службу, мальчик жил и воспитывался в роте. Позже в Могилёве Ваню, тогда ещё 8-летнего, товарищи затащили в Архиерейскую церковь, – «Тут я в монастырь и влюбился, навсегда – вспоминал владыка. – Теперь все детские игры будут «в церковь».

В 1910 году в мае в Могилёве находились святые мощи Евфросинии Полоцкой. Постояв ночь в соборе, Ваня только к утру смог приложится к мощам. Ночью во сне мальчик увидел, как Преподобная Евфросиния благословляет его.

– Когда я увидел этот сон, больше уже спать не мог и было полное решение – «в монастырь!» Не дойдя 12 км до обители, по дороге Могилев-Минск, Ваню с другом догнал фаэтон с архимандритом Арсением (будущим епископом Таганрогским), который благословил мальчика на поступление в монастырь прямо на дороге.

В том же 1910 году Ваня поступает в Белыничский монастырь. С 1912-го по 1917-й годы Иван Чернов нёс послушание в Тверском Успенском Отрочь монастыре, где посвящён в иподиаконы в 19 лет. В тревожные революционные годы Ваня пострижен с именем Иосиф, а произошло это уже в Таганроге, куда он прибыл вместе со своим духовным отцом – епископом Арсением Таганрогским.

За октябрьскими событиями 1917 года открылась для России эпоха великих испытаний. Вся дальнейшая жизнь будущего митрополита Иосифа стала непрерывной чредой скорбей, лишений, притеснений и гонений.

Пострижение Ивана Чернова в монашество совершилось 19 февраля 1918 г., а 24 февраля епископ Арсений рукоположил юного монаха в иеродиакона, а ещё через полгода - в иеромонаха. После непрерывного совершения благоговейным иеромонахом Иосифом тысячи служб, Владыка Арсений возложил на него наперсный крест, а ещё через два года возвёл его в сан игумена. В 1925 году по навету живоцерковников (обновленцев), игумен Иосиф, не прекращавший с ними борьбы, был арестован и выслан из пределов Северного Кавказа на два года, по обвинению в «измышлении и распространении контрреволюционных слухов» (ст. 73 УК РСФСР). Свою ссылку он отбывал в Коль-Ёле в Коми области. По освобождению, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 1927 года епископ Арсений Смоленец возвел своего духовного сына игумена Иосифа (Чернова) в сан архимандрита, с назначением в Таганрог, ко храму Святителя Николая. Отец Иосиф служил в Свято-Никольском храме до 1932 года, и впоследствии, уже в качестве епископа Таганрогского в первой половине Великой Отечественной Войны.

Через пять лет служения, в 1932 году совершилась епископская хиротония архимандрита Иосифа. Третьего февраля 1933 года епископ Иосиф назначается временно управляющим Донской и Новочеркасской епархией. Это был единственный православный епископ в Ростовской области, который вёл борьбу против обновленцев и удерживал паству от живоцерковного соблазна.

В конце Рождественского поста 1935 года Владыку Иосифа арестовали, особым совещанием при НКВД СССР от 15.08.36 и осудили на 5 лет лагерей «за антисоветскую агитацию», срок Владыка отбывал в Ухто-Ижемском лагере Коми АССР. По истечении 5 лет лагерей епископ Иосиф возвратился в Таганрог. Его возвращение совпало с началом Великой Отечественной войны. Период оккупации в стране ознаменовался сильным религиозным подъёмом на оккупированных территориях.

Уже с первых месяцев войны практически все православные приходы страны стихийно начали сбор средств в созданный фонд обороны. Верующие жертвовали не только деньги и облигации, но и изделия (а также лом) из драгоценных и цветных металлов, вещи, обувь, полотно, шерсть и многое другое. Что интересно, сбор средств шёл по всей территории СССР, включая и области, занятые фашистами. По благословению епископа Иосифа во время его пребывания на Украине с 1 сентября по 31 декабря 1943 года собрали 41 996 рублей, а к 8 апреля 1944 года ещё 37 526 рублей и это уже было сопряжено с настоящим героизмом, через партизан, с которыми епископ был связан напрямую, средства переправляли на «большую землю».

В августе 1942 года епископ Иосиф вышел из «подполья» и стал служить в качестве епископа в Таганроге. Служил он в Крестовой церкви архиерейского дома. В это же время он начинает восстанавливать Никольский храм, закрытый в 1938 году (был открыт 27 августа 1942 года). Всего в Таганроге им было открыто 4 храма, среди них, во славу русского оружия – храм Святого Георгия Победоносца (по просьбе рабочих металлургического завода и жителей города открыт 26 мая 1943 года). Это был уникальный случай, когда на оккупированной территории православные христиане открыли храм в честь покровителя русской армии.

С немцами у Владыки Иосифа сразу возникли трудности. Они не могли простить ему верности Московской Патриархии и поминовения им на богослужениях имени патриаршего местоблюстителя Сергия. Он безбоязненно поминал его даже тогда, когда тот стал Патриархом и осудил всех епископов-коллаборационистов. В дальнейшем на допросах немецкое командование неоднократно предлагало Владыке Иосифу сотрудничество в целях пропаганды, грозя арестом и расстрелом. Епископ Иосиф отвечал отказом.

В ясный солнечный день 18 июля 1943 года немецкие власти решили перед центральным входом в городской парк восстановить памятник Петру I работы Антокольского. К 12 часам дня народ собрался. На трибуну, украшенную цветами и свастикой, поднялся заместитель командующего, он произнёс поздравительную речь в адрес города и его жителей по случаю восстановления исторической справедливости, возвращения памятника основателю Таганрога на историческое место. Далее выступали другие докладчики, включая бургомистра города… Но вот слово взял Владыка Иосиф Таганрогский, при абсолютной тишине он начал говорить об Императоре, Царе Петре Первом, и той великой роли которую, сыграл он в деле становления Великого Государства Российского. С этого момента «вечер перестал быть томным», ибо оркестр грянул молитву русского народа на музыку князя Львова «Боже, Царя Храни ». Я уверен, что те, кто там были, ещё помнили строчки гимна и вероятно повторяли про себя: «Царствуй на страх врагам, Царь Православный… » И закончилась эта русская тема совсем оригинально, артисты дали «дело было под Полтавой». После описанного Владыка Иосиф вынужден был покинуть город, спасаясь от гестапо. Он выехал в Мариуполь, откуда с пересадками, а когда и пешком, добрался до города Умань, где по ходатайству местного благочинного о. Константина получил разрешение разрешение проводить службы в церкви. Вскоре владыка был арестован за отказ от нацистской пропаганды.

В гестаповской тюрьме епископ находился с 6 ноября 1943 по 12 января 1944 г. После допросов его приговорили к расстрелу. Тогда было расстреляно около 600 человек. Всем им владыка Иосиф читал молитвы об упокоении. В тот раз по промыслу Божию епископ Иосиф не погиб, и документы, удостоверяющие этот факт, были подшиты к материалам следствия НКВД. В мае 1944 года Владыка был арестован уже советскими органами и доставлен в тюрьму НКВД СССР. В феврале 1946 года Военный трибунал войск НКВД Северо-Кавказского Округа в закрытом судебном заседании, в составе трёх человек, без участия защиты осудил епископа Иосифа на 10 лет с поражением в правах на 5 лет и с конфискацией имущества. Как опасный государственный преступник и организатор направлен в Челябинский лагерь особого назначения, а в 1948 году переведён в особый лагерь МВД - Карлаг. С 1948 по 1954 год владыка находился в Карагандинском лагере. Там он работал на строительстве кирпичного завода и был санитаром в санчасти. 4 июля 1954 года исполнилось 10 лет с момента ареста владыки Иосифа и он был освобожден из Карлага и этапирован в ссылку на поселение в Кокчетавскую область, поселок Ак-Кудук. На поселении пробыл до 1956 г., когда постановлением Генерального прокурора приказ о вечном поселении был отменен. И 6 апреля 1956 года совершилось радостное, долгожданное событие. Владыка Иосиф был «...освобожден от дальнейшего нахождения в ссылке на основании приказа Генерального Прокурора СССР и КГБ при СМ СССР от 19 марта», о чем сам он расписался в Управлении МВД по Кокчетавской области: «Мне, Чернову, объявлено, что я из ссылки на поселении освобожден без снятия судимости. Справку получил к сему 6 апреля 1956 года ». А 1 июня 1956 года владыка Иосиф был назначен настоятелем Михайло-Архангельского храма г. Кокчетава. Через месяц владыка Иосиф был переведен в г. Петропавловск и назначен почетным настоятелем собора святых апостолов Петра и Павла.

25 февраля 1958 года епископ Иосиф возведён в сан Архиепископа, а 15 сентября 1960 года, Указом Священного Синода, владыка Иосиф был назначен архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским. Всего в Казахстане Владыка Иосиф прослужил 18 лет в духовном единении с врученной ему Богом паствой, не оставляя при этом духовных чад ставшей родной таганрогской земли. Скончался Владыка 4 сентября на 83-м году жизни. Так закончил свое земное странствие выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, богомудрый старец-молитвенник митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф. Самоотверженно следовал он по тернистому жизненному пути вслед за поругаемым и гонимым, заушаемым и распинаемым основоположником веры нашей Господом Иисусом Христом, мужественно претерпевая гонения и притеснения. И на непоколебимой ладье веры, окрыляемой надеждой, прибыл к тихой Его пристани, имея с собой сокровища неистлеваемые, называемые смирением, долготерпением, бесстрастием и венчаемые Божественною любовью, вновь и вновь свидетельствуя, что для любящих Бога и соблюдающих заповеди Его «Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки ».

Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов; 1893-1975) — выдающийся святитель Русской Православной Церкви, по жизни которого можно изучать историю XX века. Подвижник и аскет, исповедник веры, прошедший лагеря, блестящий проповедник и прозорливый старец. Великая сила любви, исходящая от владыки, еще при его жизни привлекала к нему множество людей всех возрастов и профессий.

Митрополит Иосиф (в миру — Иван Михайлович Чернов) родился 2 июня 1893 года в Белоруссии, в Могилеве.

С 1912 по 1917 год иподиакон Иван Чернов проживал в Тверском Успенском Отрочем монастыре. В феврале 1918 года он был пострижен в мантию с именем Иосиф в честь святого праотца Иосифа Прекрасного. Несколько дней спустя отец Иосиф был рукоположен во иеродиакона, в 1920 году — во иеромонаха, а в 1924 году возведен в сан игумена.

Игумен Иосиф служил в Никольском соборе Таганрога. Ему приходилось вести борьбу против обновленцев, которые захватили все городские храмы, кроме Никольского собора. В результате обновленческие храмы опустели, Никольский же собор не мог вместить всех молящихся. Это и стало причиной ареста отца Иосифа органами ГПУ в 1925 году.

В 1932 году в Ростове архимандрит Иосиф был хиротонисан во епископа Таганрогского. 3 февраля 1933 года он был назначен временно управляющим Донской и Новочеркасской епархией. Владыка Иосиф был тогда единственным православным епископом в Ростовской области, удерживающим свою паству от обновленческого соблазна.

В 1935 году епископ Иосиф был осужден на пять лет лагерей «за антисоветскую агитацию и связь с архиепископом Арсением (Смоленцом)», который явился в Таганрог после отбытия им ссылки. Для отбытия срока наказания владыка был направлен в Ухто-Ижемские лагеря Коми АССР.

Владыка Иосиф рассказывал, как они встречали Пасху в лагере. Каким-то чудом прихожане смогли передать им в заключение хлеб, вино, пасхальное яичко. Вместо престола они положили одного старенького архиерея, чтобы служить литургию на его мощах — ведь все они на тот момент были исповедниками. Разумеется, на тот момент он был жив, но когда служба закончилась, архиерей оказался мертв. Эту историю владыка рискнул даже рассказать во время проповеди с амвона, хотя в советское время это было небезопасно.

Некоторые из уголовников, сидевших вместе с владыкой, выходили из тюрьмы преображенными, верующими людьми. И впоследствии, уже на свободе, они находили владыку, списывались с ним, приезжали к нему как к большому другу и благодарили за то, что он помог им переосмыслить свою жизнь, духовно возродиться.

В декабре 1940 года владыка был освобожден из лагеря и направлен на старое место жительства, в Таганрог. Но назначения управлять Таганрогской епархией владыка Иосиф не получил, да и не мог получить, так как все церкви в городе к тому времени были закрыты. Он уехал в Азов.

После того как во время Великой Отечественной войны Таганрог был оккупирован немецкими войсками, с августа 1942 года владыка возобновил открытое служение в качестве Таганрогского епископа.

С немецкими властями у владыки возникли трудности из-за отказа выйти из подчинения Московскому Патриархату и поминать в службах вместо митрополита Сергия (Страгородского) митрополита Берлинского и Германского Серафима (Ляде).

Более того, отец Иосиф активно помогал партизанам. Сбор средств в помощь советским войскам шел и в окормляемых владыкой Иосифом областях.

Гестапо арестовало владыку. Комендант города Ростова допрашивал его и предложил владыке помогать им в области пропаганды. Пропаганда, по его мнению, была дороже золота и сильнее оружия. Но владыка отказался. В гестаповской тюрьме в Умани он находился с 6 ноября 1943 года по 12 января 1944 года, а под Рождество его приговорили к расстрелу. Владыку спасло только отступление немецких войск.

После освобождения Умани частями Красной Армии в июне 1944 года епископ Иосиф вновь был арестован. Ему предложили объяснить, почему он остался в живых, тогда как в документах, доставленных из Умани, он числится расстрелянным гестаповцами.

В июне 1954 года владыка был освобожден из Карлага и этапирован в ссылку на поселение в Кокчетавскую область, Алабатинский совхоз, поселок Ак-Кудук Чкаловского района.

6 апреля 1956 года владыка Иосиф был «…освобожден от дальнейшего нахождения в ссылке на основании приказа Генерального прокурора СССР и КГБ при СМ СССР». 1 июня 1956 года он был назначен настоятелем Михайло-Архангельского храма города Кокчетава, а через месяц переведен в город Петропавловск и назначен почетным настоятелем собора святых апостолов Петра и Павла.

2 ноября 1956 года Указом Священного Синода владыка Иосиф был назначен епископом Петропавловским, викарием Алма-Атинской епархии.

18 марта 1957 года была образована самостоятельная Петропавловская епархия и владыка Иосиф поставлен управляющим ею с титулом Петропавловский и Кустанайский. 25 февраля 1958 года епископ Иосиф был возведен в сан архиепископа.

15 сентября 1960 года на заседании Священного Синода архиепископ Иосиф был назначен на Алма-Атинскую кафедру. Что же происходило в этот период в Алма-Ате? К сожалению, в городе был утрачен мир как в среде духовенства, так и среди паствы. После кончины в 1955 году митрополита Николая (Могилевского) алма-атинская паства, взращенная в послевоенные годы этим архиереем-исповедником, не могла сразу воспринять другого архиерея. К моменту назначения владыки Иосифа в Алма-Ату в городе сложилась очень сложная, мятежная, неприятная для Церкви обстановка.

Для того чтобы умирить и сохранить епархию, владыка Иосиф стал ежедневно совершать Божественную литургию или в храмах города, или в своей домашней церкви. Он понимал, что не сам человек встречает его с такой недоброжелательностью, а враг рода человеческого — диавол — старается сделать здесь свое дело. Мир в епархии был восстановлен.

И ныне, по смерти владыки, любовь и вера к нему в народе не утратилась, память о нем свято сохраняется в сердцах тысяч христиан. Его могилу непрестанно посещают верующие, и за гробом владыка Иосиф простирает помощь обращающимся к нему, что неоднократно засвидетельствовано его почитателями.

Митрополит Иосиф говорил: «Жизнь без Христа — случайный сон».

Говорил еще: «Потерять веру в Бога — значит потерять звание человека».

Наставлял: «Читающему Святое Евангелие Бог посылает дивное равновесие мысли и движение сердца к радости и перенесению временных земных невзгод».