В квартире

Сообщение на тему описание казачьей хаты. Некоторые моменты истории кубанского казачества - жилище казаков

Сообщение на тему описание казачьей хаты. Некоторые моменты истории кубанского казачества - жилище казаков

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное УчреждениеСредняя Общеобразовательная Кадетская Казачья школа Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Презентация к факультативу. Раздел: «Традиции и обычаи» «Жилища казаков» Составила учитель музыки 1 категории Трушина Светлана Юрьевна

Цели и задачи занятия
Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат Развивать любознательность Воспитывать любовь и уважение к народным традициям

Как казаки строили себе жильё
Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

Турлучные дома

Хаты строили на основе деревянного каркаса – хата тогда называлась турлУчной, от слова турлУк – плетень, обмазанный глиной, или возводили дома из самАна – материала, состоящего из нескольких компонентов.

Строительство турлучных домов
По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой.

Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой).

Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружениятакой хаты перенесена с Украины. Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабицу. Над ней ставили легкий навес. . Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.

Как казаки строили себе жильё из самана
Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены

Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой

На подворьях казаков всегда царили чистота и порядок. Во всем чувствовался хозяйский подход. Существовала даже пословица: «Каждый казак – государь в своем дворе».

Дома располагались очень компактно, расстояние между хатами, особенно в центре станицы, могло составлять лишь несколько метров. Дома богатых и бедных строились на один образец – из двух комнат: одной побольше – «горницы» и меньше «стряпухи».
В хатах было просто и уютно. Внутри домов всегда одна половина чистая, заботливо прибранная (горница). Здесь находились стол, сундук, лавки, грубка с лежанкой, за ней настил, где спали (полок).

Значимым местом был печной угол. Большая четырех­угольная печь, занимавшая значительную часть помещения в хате, служила предметом особой заботы хозяйки дома, стремившейся содержать ее в чистоте («всегда чисто вымазана»), а по возможности и украсить ее.

Великая хата

Юля Войнова
Конспект НОД «Казачья хата» (подготовительная группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Казачья хата» с использованием ИКТ.

Программные задачи. Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат. Развивать любознательность. Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям

Ход занятия

1. Вводная часть.

Любили казаки свой край Слайд 1

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

Итак, готовы? Мы начинаем.

Прежде чем мы с вами отправимся в увлекательнейшее путешествие, давайте проверим, знаете ли вы старые слова нашего края.

2. Словарная работа.

Сохи – столбы

Подсошки – малые столбы

Вехть - тряпка

Сноп – связка с колосьями. Слайд 2

Периметр дома – стены, границы дома. Слайд 3

Каркас – конструкция из линейных элементов, скелет здания. Слайд 4

3. Основная часть.

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое и узнать, как строили жилье наши предки.

а) знакомство со строительством турлучной хатой.

Турлучная хата строилась так: по периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые «сохи» и «подсошки», которые переплетались лозой. Слайд 5

Как только каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки», когда глину, вперемешку с соломой забивали в плетень. Слайд 6

Через неделю делали вторую мазку – «под пальцы», когда глину, смешанную половой (соломенной резкой, вминали и разглаживали пальцами.

Для третьей, «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, смешанный с соломенной резкой).

Была ещё и четвёртая мазка – «вихтювання». Тряпкой – «вихтем» - «размывали» стены, нанося на них аккуратным тонким слоем глину.

Для крыши заготавливали чистый сухой камыш. Слайд 7

Его срезали поздней осенью серпами. Из тростника вязались снопы – «Кулыки». Здесь были свои секреты: как вязать снопы, как ряд за рядом выкладывать, как крепить покрытия. Слайд 8

Напоследок делали побелку. Для этого использовали белую глину. Слайд 9

б) знакомство со строительством саманной хаты.

Позже хата строилась из самана. Слайд 10

Саман – это смесь глины с соломой

В такой хате зимой было тепло, а летом прохладно. На строительство собирались всем селом.

Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, в специальных формах. Слайд 11

Кирпичи сохли на солнце. Слайд 12

Поэтому хату строили летом.

Сушили, а затем выкладывали из них стены.

Также могли месить саман при помощи лошадей. Слайд 13

"Под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми.

4. Казачье жилище.

Продолжаем наше путешествие. Давайте заглянем внутрь казачьей хаты. Слайд 14, 15

Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме было две комнаты: великая и малая хата.

а) «Красный уг ол»

Желая создать свой дом местом святым, защищённым от злых сил, возведение жилища начинали со «святого угла». Поэтому самым нарядным в великой хате был «Красный угол» - «божница». Слайд 16

«Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Слайд 17

При вселении в дом вначале вносили в святой угол икону, чтобы нечисть не заводилась, и затем дом освещали. На столе, покрытом скатертью, стояли иконы (образа). Чаще всего они представляли образа Спасителя, Казанской Божией матери и Николая Чудотворца. Иногда они размещались на узкой полочке – божнице. Перед образами висела лампадка. Также в божнице сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, паски, пасхальные яйца, записи молитв, поминальные книжки.

Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака. Слайд 18

б) печь

А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»?

Чтобы об этом узнать отгадайте загадку:

Если работает она,

Не будет голодная семья.

Можно на неё прилечь,

А зовётся она …печь. Слайд 19

Царицей в доме считалась печь (груба).

Как вы думаете почему?

Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой. Слайд 20

Печь часто оживала в народных сказках. Один только Емеля, разъезжающий на печке, чего стоит! Илья Муромец вообще 33 года на печи пролежал. Баба-Яга всё пыталась поджарить кого-нибудь, пихая на лопате опять же в печь, на которой и сама полежать была не прочь. А знаменитая говорящая печка с пирожками из «Гусей-лебедей»?

Давайте посмотрим иллюстрации сказок, где встречается печь.

Слайд шоу «Печь в сказках»

С печью связано так же множество суеверий. К примеру, на ночь в печь ложили полено и сосуд с водой, чтобы печь и огонь не испытывали нужды ни в еде ни в питье. Слайд 21

Не давали никому углей из печи - уйдёт достаток!

А о тех, кто был удачлив, говорили, что они «в печи родились».

Еду в ней готовили 1 раз с утра и на весь день. В первую очередь ставили еду для домашних животных. Пока она готовилась, хозяйка готовила продукты для семейной трапезы, резала овощи и месила тесто. Слайд 22

Многие из названий блюд сохранились и до наших дней. Давайте попробуем вместе назвать традиционные кубанские блюда (борщ, вареники, галушки).

Пшеничный хлеб обязательно должен быть на столе. Слайд 23, 24

Питались продуктами животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства. Наиболее популярным считался борщ. Любили казаки вареники, галушки, шкварки (поджаренные твёрдые кусочки сала). Пекли пироги.

в) убранство казачьей хаты

В великой комнате вдоль стен стояли широкие лавы, сундуки, в которых казаки хранили одежду. Слайд 25,26

Убранство казачьей хаты отличалось с одной стороны простотой. Большая роль в этом украшении отводилась рушникам. Они были очень разнообразны и имели много назначений:

Набожники вешались над иконами и назывались. Слайд 27

Утирачи - полотенце для вытирания рук и повседневного пользования.

Килковые они развешивались в хате в праздничные дни на «килки» - деревянные гвозди, а также на плетень во дворе.

Шляховые (дорожные) рушники обязательной принадлежностью, вышитые красным цветом, символизирующая счастливую дорогу.

Узоры на рушниках были разные. Но вышивка выполнялась на белом рушнике черными и красными нитками. Слайд 28

Вот посмотрите на элементы вышивки. Слайд 29

5. Заключительная часть.

В конце нашего путешествия давайте проверим, что вы запомнили.

Как называется жильё казака?

Из чего казаки делали хаты?

Какими были первые хаты - саманные или турлучные?

Как строили саманные хаты?

Как строили турлучные хаты?

Наше путешествие подошло к концу. Попрощаемся с нашими предками. Слайд 30

Возвращаемся в наше время. Слайд 31

Публикации по теме:

Выпускной бал (подготовительная группа) (Дети парами стоят возле музыкального зала) заходят мальчик и девочка) 1 ребенок 5 лет мы ждали этот день, Но наступил он как – то сразу.

Цели фольклорного праздника: -воспитание внутренней культуры ребенка на примере отношений, норм поведения, содержащихся в фольклорном материале;.

Уважаемые коллеги, хочу рассказать о том, что я очень люблю свой город Донецк. И какое бы ни было новое событие в нашем городке, я радуюсь.

Казачья джигитовка группа «Исток» - видеорепортаж Казачья джигитовка группа "Исток" из города Астрахань. Под таким названием прошло выступление гостей в селе Верхне Русское Шпаковского района.

Казачья хата

Молодые семейные казаки, задумавшие построить собственную хату, верхом на лошади в свободное от работы время спускались вниз, к реке, где глинища и вода, выбирали место для будущего замеса: то ли здесь, у реки, то ли через дорогу от отцовского дома, на выгоне. Не забывали заглянуть на станичный лесосклад, отобрать уже годовую выделку для будущей стройки: окна, двери, рейки и доски для верха.
Издавна повелось в станице - каждый молодой хозяин строил собственную хату.
Одни, похожие на украинские мазанки, принадлежали черноморцам, другие - высокие, просторные, с двух- и четырехскатной крышей, с коридором во всю длину хаты и деревянным крылечком, как было принято на Дону, - линейцам.
Турлучные и саманные жилища возводили обычно сообща, всем "обчеством": силами родственников, соседей, друзей по старой службе, которые считали своим долгом помочь хозяину в этом добром деле.
Хорошего мастера - клальщика самана в то время трудно было найти: он был нарасхват! Потому с ним заранее, еще за полгода до стройки, договаривались об оплате, о сроках начала и конца работы.
Когда стены уже были возведены - неделю - другую давали им для "осадки". После этого приглашали плотника с помощниками, тот вставлял в коробки окна, подгонял их, навешивал двери, ставил стропила наверху. Затем к работе приступал крыльщик, который крыл хату соломой или камышом.
О камыше тоже нужно было побеспокоиться заранее: ведь им не только крыли хату, но и отапливали её в холодное время. Потому заросли вокруг станицы уже давно были выкошены. В поисках камыша отправлялись далеко верхом на лошади.
На крышу хаты шел как крупный камыш - его стелили понизу, так и мелкий - на гребень. Во время работы мастер подбивал камыш узкой доской, чтобы край крыши был ровным - как тогда говорили, "под корешок".
Когда гребень хаты был уже готов, с двух сторон ставили фигурки гривастых коников или хвостатых петушков, вырезанных из жести и прибитых на удлиненный колышек.
Дальше хату мазали (штукатурили), белили. И вот наступал черед входин (новоселья) - торжественных, с обязательным приглашением священника, кучей гостей и родственников.
Начинались песни за столом, огневые пляски в перерывах, тосты за хозяина и хозяйку, и звучало неизменное:"Пусть на века стоит хата!"
И что удивительно: простояли!
Добротно, с любовью и старанием сделанные, они выдержали испытание временем, обладая неоспоримым достоинством: летом в них всегда было прохладно, а зимой - тепло. Некоторые из них сохранились до наших дней!
С годами казаки стали жить богаче, саманные хаты строили всё реже. На смену им пришли деревянные и кирпичные дома, где земляные полы заменили деревянными, крашеными. Однако старую постройку, если стены ее были крепкими, не рушили, а перекрывали новым камышом, и тогда она становилась подсобным помещением: кухней, кладовой.
И часто можно видеть, как на широком казачьем дворе стояла старая, уже осевшая в землю хата, а с нею в ряд два-три дома - новые, высокие, с блестящей цинковой крышей, или крытые желтой ребристой черепицей.

«Каждый казак - государь в своем дворе»

На Кавказе люди жили с древних времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Первые поселения возникали в плавнях, речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма.

«Мой дом - моя крепость». Казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонные сооружения. Кроме того, в нем явственно прослеживались черты древнейшей самобытной истории.

Казачий курень - еще один довод против теории о происхождении казачества из беглого населения России. Жилища-хаты казаков строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.

Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол - глинобитный. Крыша - из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату. Почти в каждой хате имелся «красный» угол с иконой под рушником. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша.

ОБРЯДЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖИЛЬЯ

На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы всё водилось».

Матку - сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (её не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО КАЗАЧЬЕЙ ХАТЫ

Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.

В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол.

В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д.

Центральным местом в доме был «красный угол» - «божница». «Божница оформлялась из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: «паски»,венчальные свечи, просвирки, записи молитв, поминальные книжки.

Рушники - традиционный элемент украшение кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью.

Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты - фотографии на стене - традиционные семейные реликвии. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

КАЗАЧИЙ КОСТЮМ

Существуют два мнения по поводу казачьего мужского костюма. Одни считают его военной формой, другие утверждают, что это национальная одежда. Как ни странно, правы и те и другие. В казачьей одежде много традиционных черт, и на протяжении столетий мужской казачий костюм так мало менялся, что его можно считать национальной одеждой.

До начала XIX века казаки на службе носили ту же одежду, что и дома, и воевали «в домашности». В 1805 году, когда казачество было окончательно превращено из народа в сословие, была определена и казачья форма. Казаков весьма жестоко обязали носить ее постоянно. Известен случай, когда два казака, студенты Харьковского университета, появились в Новочеркасске в гражданской одежде и за это их посадили в дом для умалишенных.

Так что утверждение об особой любви и приверженности к военной форме так же безосновательно, как и представление о какой-то особенной любви казаков к военной службе. Казаки, как и все народы, с любовью и уважением относились к национальному костюму, который выделял их из числа других народов, делал особенными.

Многие черты национального костюма перекочевали на военный мундир. По нему можно было указать о казаке почти все: какого войска, сколько служит, в каком чине, а при условии знания станиц и казачьих родов (полки набирались из одних и тех же станиц и хуторов), узнать и фамилию, и имя.

Традиционный женский костюм состоял из юбки и кофточки (блузки), назывался «парочка». Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, бисером.

Юбки шили из ситца или шерсти, широкие, в пять - шесть полотнищ (полог) на вздёрнутом шнуре - учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками.

Женский костюм - это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели свой особый наряд, который отличался деталями одежды. Замужняя девушка или невеста, какого она рода, и даже сколько у женщины детей - все это мог рассказать костюм казачки.

КАЗАЧЬЯ ПИЩА

Каждодневной пищей была рыба. Ее сушили, солили, варили. Любили казаки вареники, галушки, борщ. На Кубани ели больше мяса и мясных блюд, особенно птицы, свинины и баранины.

Из фруктов и овощей делали начинки для пирогов, варенье, компоты, они сушились и солились на зиму. Кубанцы готовили арбузный мед, пастилу.

Пища делилась на ежедневную и праздничную, постную и скоромную. Были различия в питании зажиточных казаков и бедноты. Часто беднота довольствовалась пустым борщом (без мяса), рыбой и квашеной капустой.

Пищу варили в печи (зимой в доме, кухне, летом - в летней кухне или в летней печи во дворе). В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты - рогачи, чаплейки, кочерги.

СЕМЕЙНЫЙ БЫТ

Семьи на Кубани были большие. Рождение 5 - 7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли.

Дети рано приобщались к труду, с 5 -7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали девочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.

В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.

В казачьих семьях трудились, не покладая рук. Особенно тяжёлыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьёй в поле. Домашними делами занимались свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать, но хорошо отдыхать. Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни.

Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни; песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов.

Конечно же, кроме исторических песен у казаков было и осталось море песен свадебных и лирических, обрядовых и хороводных, плясовых и шуточных.

Веселая и к месту затеянная песня на свадьбе всегда получала спонтанную поддержку всех присутствующих гостей. Игровая песня легко «втягивала» в круг людей разного возраста и разного темперамента. Тем более, если слова песни наполнены хлесткостью и щедрым юмором.

Песню любили, лелеяли и потому то в конце рабочего дня, к вечеру, особенно в сенокосную пору, возвращавшиеся в станицу мужчины и женщины, парни и девушки отдыхали в песне. То тут, то там вспыхивала она яркими кострами, широко неслась по неоглядной степи, приближалась к станице, дробилась эхом и вновь сливалась воедино. Песня была венцом всему доброму, порождаемому человеком на земле.

Очень часто устраивались соревнования по верховой езде. В любой момент мог «вспыхнуть» заезд на скорость. Группа парней выстраивалась в конном строю на окраине станицы или на конце поля, где днем шла работа. Срывались с места и со свистом, с гиком, поднимая пыль, неслись к месту выпаса. Побеждал тот, кто первым приходил к условленному месту. Победители щедро награждались.

Тема: «Казачья хата». Цели и задачи урока: - знакомство с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты; - развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного края; - воспитание любви к родному краю; - развивать речь и мышление учащихся; - развивать творческие способности детей; - продолжать обучать детей работать в группах.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация. Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации, карточки с заданиями.

Ход урока:


I . Организационный момент Дети сидят группами по 4-5 человек. Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу. Учитель: Покажите мне свои красивые глазки. Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. Присаживайтесь.
II . Актуализация знаний Учитель: Любили казаки свой край И превратили его в рай. Пахали, строили, служили. Обычаи и веру сохранили. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Сегодня в прошлое мы с вами попадём, Дом казака увидим и в него войдём. О том, как жили, многое узнаем. Итак, готовы? Мы начинаем.
III . Самоопределение к деятельности Учитель: - Скажите, как называется жильё казаков? (хата)
- Сегодня мы узнаем, как и из каких материалов казаки строили свое жильё, «побываем» внутри хаты и узнаем, как она устроена.
- Сформулируйте тему нашего урока. (Казачья хата.)
IV . Работа по теме урока
    Рассказ учителя: «Как казаки строили себе жильё»
Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. - Почему именно эти материалы были выбраны для строительства домов на Кубани? (ответы детей) Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой). Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины. Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности.
Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабыцу. Над ней ставили легкий навес. Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.
- Как назывались такие хаты? (турлучные )
- А из чего еще строили казаки свое жилище? (из самана)
Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены.
- Послушайте отрывок из стихотворения кубанского поэта Карпенко
«Бабы Моти сказ про реку Челбас».
Строить дом в степи – Тяжкий крест нести. От натуги кровавились очи: То камыш коси, То саман меси, То формуй да расставь его к ночи. Леса нет вокруг, Всё поля да луг. В дело шла солома и глина, И сухой камыш Для шатровых крыш, И для мазки навоз лошадиный. В доброй хате той Всей семье покой. Круглый год благодать в ней витает. В стужу здесь тепло, В ясный день светло, А уж летом прохлада какая!
    Беседа: «Устройство и убранство хаты»
Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.
Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». «Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака. Царицей в доме считалась печь (груба). - Как вы думаете почему? - Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой. - Какие приспособления использовали казачки во время приготовления пищи? (Ухват, чугунок, кочерга) - Вспомните, какая посуда была в казачьей хате? (макитра, кринка, кувшин, салатовка)
-В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавы, скрыни (сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели шкафы «горки» («угольники»).
-Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах - самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.
Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

V . Физкультминутка Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.
Присели на свои места.
VI . Закрепление изученного материала
Работа в группах.

    Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака. По вертикали: 4.Этот плетень использовали для строительства стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.
КРОССВОРД
    «Проверь себя»
    Как называется жильё казака? Из чего казаки делали хаты? Какими были первые хаты - саманные или турлучные? Как строили саманные хаты? Как строили турлучные хаты?
    Выставка рисунков и поделок учащихся.
VII . Рефлексия
    Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Мне захотелось... Меня воодушевило...
VIII . Подведение итогов урока.
    Что у вас получилось очень хорошо? Что не получилось? Чем был полезен для вас урок?
Домашнее задание: Подготовить рассказ, сообщение о предметах кубанского быта.

Домашнее задание: выполнить задание в тетради на стр.45 – по возможности принести предмет или его фотографию для выставки в классе.