В квартире

Скачать презентацию к уроку сбо кухонное оборудование. Конспект сетевого урока "Кухня и ее оборудование

Скачать презентацию к уроку сбо кухонное оборудование. Конспект сетевого урока
  1. 1. И Ж Л Р И Щ Щ Е Л И Е А О Ж
  2. 2. ЖИЛИЩЕ ЖИЛИЩЕ КВАРТИРА ЧАСТНЫЙ ДОМ ОБЩЕЖИТИЕ, ГОСТИНИЦА
  3. 3. ПОМЕЩЕНИЯ В ЖИЛИЩЕ
  4. 4. Правила и периодичность уборки кухни. Моющие средства и приспособления для уборки кухни
  5. 5. Кухня в наших домах нуждаются в постоянном и особенно тщательном гигиеническом уходе.
  6. 6. КУХНЯ Это помещение, где должна царить абсолютная чистота, поскольку именно там хранятся, готовятся и потребляются продукты питания. Чтобы запахи не застаивались, кухню необходимо убирать и проветривать после каждого приготовления пищи.
  7. 7. Стол, раковину и конфорки плиты следует протирать после каждого использования, а пол - по крайней мере раз в день, но лучше после каждого приема пищи, особенно если в семье есть маленькие дети или животные.
  8. 8. Раз в неделю мойте мусорное ведро, кафель. Лампы, мебель, окно и дверьраз в 3 месяца. При мытье кафеля отодвиньте всю передвижную мебель и заодно протрите и проверьте газовую трубу.
  9. 9. Раз в полгода мойте всю кухонную мебель изнутри. В отделениях для пищевых продуктов не применяйте моющие средства с ароматической отдушкой, а также ядовитые вещества.
  10. 10. Физминутка Глаза Плечи ноги
  11. 11. В продаже имеется огромное количество химических средств, предназначенных для чистки и уборки любых загрязненных мест.
  12. 12. При уборке советуем применять средства, которые обеспечат наилучший результат при наименьших затратах времени и сил. Во-первых, необходимо хранить моющие и чистящие средства разного предназначения отдельно друг от друга. В самом деле, тряпки и губки для уборки кухни нельзя использовать в ванной, где гигиенические требования иные. Держать их следует на разных полках или в разных ящиках. Чтобы нечаянно не перепутать.

Порядок на кухне. Уход за посудой

Цели: Познакомить учащихся с видами посуды и кухонными принадлежностями и приборами, правилами ухода за ними.

Развивать речь, память. Корригировать зрительное, слуховое восприятие на основе упражнений на внимание.

Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Ход урока.

    Орг. момент.

    Актуализация знаний.

Что называют «душой» дома? Почему?

Как сделать так, чтобы ваша кухня стала «душой» вашего дома?

Нужные на кухне

Названия предметов

Ненужные на кухне

Рабочий стол

Холодильник

Компьютер

Микроволновая печь

Соковыжималка

    Сообщение темы и цели урока.

У вас на столах лежат разрезанные картинки, соберите их.

Что у вас получилось? (посуда)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с видами посуды, узнаем из чего ее делают; кухонными принадлежностями и приборами. Будем учиться ухаживать за посудой. Запишите тему урока в тетрадь «Порядок на кухне. Уход за посудой».

    Изучение новой темы.

Просмотр презентации «Виды посуды».

Люди уже с трудом могут представить свою жизнь без посуды. Она является частью нашей повседневной жизни. Будь это обед или ужин, завтрак или полдник – любой прием пищи будет незаконченным без посуды.

С незапамятных времён человечество пользовалось теми или иными видами посуды. Вначале посуда изготавливалась из глины и дерева. В дальнейшем начала появляться чугунная посуда , позже медная посуда . В XX веке появилась посуда из нержавеющей стали. В конце 50-х годов XX века появилась и исключительно популярная в наши дни посуда с антипригарным покрытием .

В старину ложки и посуда, которыми пользовались крестьяне на Руси, были исключительно деревянными.

Слово «посуда» произошло от древнерусского «судъ», обозначающего сосуд, посуда.

Посуда - хозяйственная утварь для приготовления и подачи в ней пищи, для хранения запасов.

По назначению посуда бывает:

Кухонная посуда – посуда, в которой готовят пищу (кастрюля, ск о в о р о да, чайник и т.д.).

Столовая посуда – посуда, из которой едят и которой с е рв и руют стол (с е рвизы столовые, чайные, кофейные).

Приспособления и оборудование для мытья посуды:

    губка – мочалка;

    таз, мойка;

  • кухонное полотенце;

    моющие и чистящие средства.

Правила мытья посуды

Очерёдность мытья:

    стеклянная посуда;

    чайная посуда;

    тарелки;

    вилки, ножи, ложки;

    кастрюли и сковородки.

Мытьё посуды:

    включить тёплую воду;

    намочить губку водой и нанести на неё средство;

    обработать губкой посуду с внутренней, а затем с внешней стороны;

    тщательно прополоскать посуду в чистой воде;

    поставить в сушку;

    сухую посуду убрать в шкаф.

Заключительные этапы мытья посуды:

    вымой раковину моющим средством;

    ополосни губку, отожми и положи сушить;

    тряпочку для стола выстирай, отожми и положи сушить.

    Закрепление.

Подскажите, пожалуйста, если посуда сделана из стекла, она какая?...

из глины?...,

из дерева? .,

из металла?...,

из пластмассы?...

из фарфора?...

из силикона?...

из чугуна?...

из меди?...

из алюминия?...

из бумаги?...

Перечислите правила мытья посуды.

    Итог.

Выставление оценок.

Д/з. Найдите ошибки в предложениях:

    Руки и посуду надо мыть холодной водой.

    Если пригорела посуда – вымой ее сразу.

    Кастрюли и сковородки надо мыть первыми.

    Посуду после еды вымой сразу.

Распредели на две группы предметы и оборудование, укажите стрелочкой:

Нужные на кухне

Названия предметов

Ненужные на кухне

Рабочий стол

Холодильник

Компьютер

Микроволновая печь

Соковыжималка

Распредели на две группы предметы и оборудование, укажите стрелочкой:

Нужные на кухне

Названия предметов

Ненужные на кухне

Рабочий стол

Холодильник

Компьютер

Микроволновая печь

Соковыжималка

Распредели на две группы предметы и оборудование, укажите стрелочкой:

Нужные на кухне

Названия предметов

Ненужные на кухне

Рабочий стол

Холодильник

Компьютер

Микроволновая печь

Соковыжималка

Правила мытья посуды

Очерёдность мытья:

    стеклянная посуда;

    чайная посуда;

    тарелки;

    вилки, ножи, ложки;

    кастрюли и сковородки.

Правила мытья посуды

Очерёдность мытья:

    стеклянная посуда;

    чайная посуда;

    тарелки;

    вилки, ножи, ложки;

    кастрюли и сковородки.

Правила мытья посуды

Очерёдность мытья:

    стеклянная посуда;

    чайная посуда;

    тарелки;

    вилки, ножи, ложки;

    кастрюли и сковородки.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Работу выполнила учитель СБОБулохова О.Г. КГБОУ «Алейская общеобразовательная школа-интернат»Уборка кухни8 класс Правила уборки на кухне на каждый день После того, как вы поели, мойте сразу посуду. Сначала со всей посуды убирают остатки пищи, можно это сделать при помощи губки, салфетки или бумажного полотенца, а после вымыть её с добавлением моющего средства, но в небольших количествах. Если выбирать моющее средство, то лучше подойдёт детское, оно не сильно отличается по составу от обычного средства, но в нем меньше разных красителей и ароматизаторов. Можно для безопасности вымыть при помощи пищевой соды, горчичного порошка или даже хозяйственного мыла, эти средства прекрасно справятся с загрязнениями, и не оставят вредоносной химии на кухонной утвари. Когда вы вымыли посуду, то ополосните её чистой водой, после этого поставьте посуду донышком вверх или же протрите сухим чистым полотенцем. Со столовыми приборами поступают так же, протирают от остатков пищи, моют и вытирают. Посуду, в которой вы готовите пищу, моют так же, как и обычную столовую. Если вдруг, на посуде имеются присохшие или даже пригорелые остатки пищи, то ни в коем случае, их не стоит соскабливать острым предметом, особенно если это эмалированная посуда, можно повредить эмаль. Для того чтоб грязь отошла, в посуду с загрязнением налейте тёплой или даже горячей воды, после этого оставьте посуду примерно на пол часа или даже на час в зависимости от сложности загрязнения. По окончанию этого времени, грязь сама отстанет и вам достаточно будет пройтись губкой с моющим средством. При мытье деревянных атрибутов кухни, например каталок, досок, используйте воду как можно горячее. Не забудьте просушить их, особенно, если вы долго ими не пользуетесь, они могут покрыться плесенью. Кухонные полотенца, если они не бумажные, нужно держать в особой чистоте и следить, что бы они всегда были сухими, меняйте их чаще. Для посуды обязательно нужно иметь отдельные полотенца, их нельзя использовать для вытирания рук или других целей, не связанных с посудой. Полотенца, которыми вы вытираете посуду для детей так же нельзя использовать для общей посуды. Когда вы справились с мытьём посуды, приступайте к мытью стола. Мыть его стоит достаточно тщательно с использованием соды или моющего средства. Потрите губкой или щеткой, особенно если это углы стола или есть трудно выводимые загрязнения. Когда вы смыли всю грязь, протрите стол чистой водой, что бы смыть остатки моющего. Протрите насухо. Кухня требует постоянного соблюдения чистоты и порядка, это гарант приготовления качественной и вкусной еды. Это сможет уберечь вас и вашу семью от кишечных заболеваний. Каждый день протирайте всю кухонную мебель от пыли, плиту требуется мыть при её загрязнении, а пол моется не реже нескольких раз в неделю. Пылесосьте потолки, и стены от пыли и паутины, не забывайте содержать в чистоте окна и подоконники, они так же собирают не малое количество пыли и грязи. Ни в коем случае не храните на кухне одежду, она может испачкаться и пропитаться посторонними запахами, которые вам будет очень трудно вывести. Не держите в кухне никаких посторонних предметов, они хорошо собирают на себя пыль. Для мусора и прочих отходов, вам необходимо иметь мусорное ведро с хорошо закрывающейся крышкой, используйте так же мусорные пакеты, они позволят оставаться ведру более чистым. Всё же хотя бы раз в неделю мойте мусорное ведро с моющим средством. Нельзя оставлять на ночь ведро полное отходов, особенно это важно помнить в летний сезон. При высокой температуре, там могут завестись мухи и вредоносные микробы, а так же может появиться зловонный запах. Вот, пожалуй, самые простые правила, которые позволят сохранить чистоту и не заставят проводить на кухне огромное количество времени. Первое правило. Нельзя оставлять в мойке грязную посуду. При приготовлении пищи необходимо сразу-же мыть и расставлять все по местам.Второе правило. Вынос мусора ежедневно. Кроме того, хотя-бы раз в 5-7 дней менять губки для мытья посуды - гигиенисты утверждают, что более длительное их использование, даже при кажущейся чистоте, грозит развитием в их толще опасных для человека микробов. Выполняют генеральную уборку по мере необходимости. Поскольку кухня разделена на несколько зон, то уборку на кухне можно проводить поэтапно - совсем не обязательно стараться выполнить всю работу за один день. Первое, что понадобится сделать - разморозить холодильник. Для начала выключаем его из сети, затем вынимаем из морозилки все продукты. Также освобождаем от продуктов все полочки и контейнеры внутри холодильной камеры. Пока холодильник размораживается перебираем все, что в нем хранилось, реально оцениваем его пригодность к употреблению. Продукты, которые вызывают сомнение лучше всего выбросить. Вымываем весь холодильник, полочки и контейнеры. При этом можно использовать средства для мытья посуды. Включив холодильник можно приниматься за мытье плиты, микроволновки и духовки. При их чистке можно использовать различные средства, но перед тем, как приобретать их почитайте в инструкции для мытья или чистки чего именно они предназначены. Моющие средства могут применяться жидкие, гелеобразные, кремообразные или порошковые. Правила уборки кухни предписывают обязательную ревизию содержимого всех полочек, шкафчиков. Все что в них находится следует извлечь и просмотреть, проверить не завелась ли моль в сыпучих продуктах, все лишнее и испорченное следует выбросить. Далее все полочки тщательно моются и вытираются, после очистки их следует протереть раствором лимонной кислоты и просушить. Мойке подвергаются также все наружные поверхности шкафчиков. Далее подвергаем тщательной очистке все бра и люстры, которые используются на кухне, протираем лампочки. Также моем оконные рамы и стекла, натираем их до блеска. При мытье окон используем качественные средства для очистки стекла, сегодня с их приобретением проблем нет. Это поможет избежать появления разводов на стеклах и придаст им хрустальный блеск. На финишном этапе приводим в порядок кафель, убираем загрязнения на стенах, вымываем плинтуса и полы. Используя современные средства для уборки кухни рекомендуется одевать резиновые перчатки. Содержащиеся в эффективных чистящих средствах кислотные и щелочные примеси могут вызвать раздражение или повышенную сухость кожи. только цифры Буквы Порядок действий «А» Протри или вымой тёплой водой кухонный стол. «У» Открой форточку. «О» Выбрось мусор, вложи в ведро новый пакет. «Б» Сначала вымой и расставь по местам всю посуду. «К» Почисти раковину. «Р» Протри плиту, когда она остынет Задание: установите порядок действий и составьте ключевое слово из выбранных букв. Ключевое слово ___________________. План практической работы:Уборка кухни 1. Открой форточку.2. Сначала вымой и расставь по местам всю посуду.3. Выбрось мусор, вложи в ведро новый пакет.4. Протри плиту5. Почисти раковину.6. Протри или вымой тёплой водой кухонный стол.7. Вымой пол.

ЗОНА «Кухня» В зависимости от функционального предназначения, в кухне, удобно выделять следующие сектора: Сектор для приема пищи. Оборудование: передвижной столик, кресло-коляска. Технические средства: дозаторы сыпучих продуктов, специальная посуда, поильники, удерживатели пищевых продуктов. Сектор для приготовления пищи. Оборудование: уголок рабочей зоны кухни с раковиной, электроплита, кухонная посуда, бытовые кухонные электроприборы. Технические средства: приспособления для чистки продуктов, специальные разделочное доски, вспомогательные средства для открывания банок, бутылок, нескользящие коврики под посуду, безопасное приспособление для заточки ножей. Сектор для ведения домашнего хозяйства. Технические средства: совки, щетки, губки, вакуумные очистители, половые швабры.

Слайд 21 из презентации «Социальная реабилитация инвалидов» к урокам педагогики на тему «Дети с ОВЗ»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке педагогики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Социальная реабилитация инвалидов.ppt» можно в zip-архиве размером 7625 КБ.

Скачать презентацию

Дети с ОВЗ

«Социальная реабилитация инвалидов» - Телефонный аппарат с усилением звука. Этапное обучение бытовым навыкам. Специальная одежда. Социально-средовая диагностика. 3 этап. Специальная насадка на ложку, вилку, нож. Сектор для приготовления пищи. Приспособления для открывания консервных банок, механические и электрические. Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.

«Кабинет СБО» - «Спальня и детская». В учебной зоне располагаются столы и стулья для проведения учащимися практических работ; классная доска; шкафы с пособиями и дидактическим материалом, методическая литература. «Кухонная зона» оборудована мойкой для мытья посуды и пищевых продуктов; 4-х конфорочной электроплитой, холодильником, кухонной и корпусной мебелью, шкафом для полотенец и хозяйственного инвентаря; кухонным инвентарём; чайной и столовой посудой.

«Уроки по социально-бытовой ориентировке» - Брёвна. Кирпичный. Маленький. Дом –это жилище человека. Дом из брёвен -. Кирпичи. Кирпич. Урок социально – бытовой ориентировки. Бревно. Строитель. Панельный. Низкий. Дом из панелей -. Панель. Какой? Строители. Бревенчатый. Большой. Городской. Панели. Дом из кирпичей -. Высокий. Деревенский.

«Образование инвалидов» - Конвенция не определяет конкретных форм образования инвалидов и не устанавливает определенных сроков внедрения «инклюзии» в системы образования стран-участников. Численность инвалидов – студентов государственных и муниципальных учреждений среднего профессионального образования (на начало учебного года, человек).

«Уроки по СБО» - Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта и социальных ролей. Коррекционно-развивающая. ЦЕЛЬ уроков СБО - Социальная адаптация в самостоятельной жизни. Темы уроков. Учитель СБО Онучина Вера Васильевна. Воспитательная. МЕТОД – способ передачи и закрепления знаний по предмету.

Конспект урока по предмету «Социально – бытовая ориентировка». Тема урока: «Северная кухня»

Михайлова Елена Николаевна, учитель социально - бытовой ориентировки.
Краткое описание: Данный конспект урока по теме «Северная кухня» предназначен для проведения урока СБО в 7 классе школы 8 вида. Также материалы данного урока могут быть использованы учителями общеобразовательных школ Архангельской области на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария».
Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями северной кухни, с кулинарными традициями Архангельской области.
Задачи: - познакомить учащихся с видами блюд и особенностями их приготовления на Русском Севере;
- способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к истории, традициям и обычаям Архангельской области;
- способствовать развитию внимания, памяти, мышления.

Ход урока

Орг.момент. Здравствуйте дорогие дети, уважаемые взрослые. У нас не совсем обычный урок. Cегодня на уроке СБО мы будем заниматься немного историей, немного географией, немного биологией. Сегодня на уроке вы узнаете об особенностях нашей северной кухни, о кулинарных традициях Архангельской области.
Беседа. И начнем мы с урока географии. У каждого человека есть своя родина. Как называется наша родина? (Россия). А еще у каждого человека есть своя малая родина. И наша с вами малая родина – это Архангельская область.
Покажите мне на карте, где находится наша малая родина.
Слайд 2. Архангельская область - область на севере европейской части России. Наша область входит в состав Северо-Западного федерального округа. И занимает по площади значительное место на карте России. Слайд 3.
Скажите, какой город является столицей нашей области? Слайд 4.
Слайд 5. История. Административным центром области является город Архангельск, основанный по указу царя Ивана Грозного от 5 марта 1584 года в устье реки Северная Двина. В первые десятилетия существования города его называли Новый город. Но жители называли его по названию монастыря, который находился в городе – Архангельский город. Слайд 6.
А вы знаете, какие еще города находятся на территории Архангельской области?
Слайд 7. К наиболее крупным городам региона относятся Северодвинск, Котлас, Новодвинск, Коряжма.
Можно услышать и другие названия нашей области. Русское Поморье. Слайд 8 , Русский Север. Слайд 9.
И у нас, как и во многих других регионах нашей страны, есть свои особенности, свои кулинарные традиции. Об этом мы сегодня и поговорим на нашем уроке.
Традиции, связанные с едой, национальная кухня – часть нашей русской культуры. Кулинарные традиции, конечно же, связаны с климатом, местностью, образом жизни.
На территории Ахангельской области очень много лесов, рек, озер.
Что растет в лесах? Правильно,грибы и ягоды. А еще в лесах водится дичь.

В реках водится рыба. Слайд 10.
Все это способствовало формированию кулинарных традиции жителей севера.
Слайд 11. Основой нашей национальной кухни была деревенская крестьянская кухня. Она сложилась под влиянием природных, исторических и социально-экономических условий.
Слайд 12. В каждом доме была русская печь. Как вы думаете зачем нужна была печь? Ее особенности обусловили тепловую обработку продуктов: разваривание, запекание, томление, реже – жаренье.
В Архангельской области было широко распространено рыболовство. Это связано с близостью морей, наличием многочисленных рек, озер на территории области. Больше других почиталась треска, северян так и называли «трескоеды». Слайд 13. На столе у северян присутствовали очень часто рыбные блюда.
Какой суп был самым распространенным на Севере?
Слайд 14. Самым распространенным на Севере был рыбный суп – уха. Поморы готовили двойную, а то и тройную уху: сначала отваривали в большом количестве мелкую рыбешку, а потом закладывали более ценную рыбу. В разных местах Архангельской области готовили уху по – своему. Поморы – с молоком, архангелогородцы – с тресковой печенью, а онежане – с солеными рыжиками.
Слайд 15. Также на Русском Севере большое место на столах занимали и занимают грибные блюда. Грибы ели солеными, вареными, тушеными, запеченными и жареными. Слайд 16.
Очень популярны были на Русском Севере блюда из овощей. Слайд 17.
В одной из северных деревень есть частушка:
Картошка, картошка
Какая тебе честь!
Кабы не было картошки,
Чего бы стали есть?
Да, сегодня не то что трудно, а просто невозможно пред¬ставить северную кухню без картошки. А ведь было вре¬мя, когда северяне как могли сопротивлялись разведению картофеля. Да и картофель не очень легко приживался на Севере, часть картофеля замерзала и погибала, а другая часть была очень мелкая. Зато значительное место на столе занимали капуста и репа, Слайд 18. которые росли в изобилии с незапамятных времен.
Слайд 19. В отличие от рыбы мясо (и птица) зани¬мало незначительное место в пище по¬моров. Мясо - в основном баранину и дичь - поморы использовали только для приготовления «щей» с кислой капустой. Ограниченное употребление мяса характерно не только для поморов, но и жителей большинства уездов Архангельской губернии.
Дело в том, что на Руси телятину долгое время не ели, крестьяне считали преступлением резать теленка, чтобы по¬лакомиться нежным мясом. Корова же в крестьянских семьях была кормилицей, давав¬шей молоко, а следовательно, и масло, сметану, творог. Ее холили и всячески оберегали.
А для северной мясной кухни характерно было употребление большого количества дичи. В пищу шли и куропатки, рябчики, тетерева, дикие утки, зайцы, употребляли оленину и лосятину. Именно в тех местах, где больше водилось дичи, северяне жили сытнее. Сейчас же мы употребляем различное мясо в пищу, но и не забываем о традициях.
Еще одно блюдо, традиционное для северной кухни – каша. Слайд 20. Каша - одно из древнейших русских блюд. Популярность ее в народе объясняется прежде всего тем, что это наиболее сытное, питательное блюдо.
Слайд21. Любимой кашей на Руси была гречневая. Её ели с молоком, простоквашей, грибами. Слайд 22. Овес и ячмень были самыми распространенными злаками на Севере. Из того и другого получали не только крупу, но и муку. Из овса варили вкуснейший кисель. Слайд 23. В Поморье готовили и кашу, которую называли «сухомес». Это была невареная каша из толокна, круто замешанного на воде. Она была сытной, но невкусной, потому и приговаривали: «Все поели и на сухомес сели. Сухомес-то поперек горла станет».Слайд 24.
Слайд 25. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя тех, кого увидит за¬ обеденным столом. Хлебом и солью испокон веков встречают на Руси дорогих гостей. «Хлеб - всему голова», - гласит народная мудрость, а другая посло¬вица вторит ей: «Худ обед, коли хлеба нет». Для крестьяни¬на хлеб всегда был «даром Божьим», «отцом-кормильцем». И не случайно всякая работа, связанная с хлебом - от посе¬ва зерна до выпечки караваев, - носила почти ритуальный характер.
Слайд 26. На Севере пекли в основном ржаной хлеб, в Поморье, где рожь сеяли редко, пекли и ячменный, Слайд 27. но он был хорош только в день выпечки, а потом быстро засыхал. Пшеничная мука была доступна далеко не всем («Матушка рожь кормит всех сплошь, а пшеничка по выбору»), и покупали ее северяне, как правило, для праздничной стряпни.
Вообще с «хлебным», то есть с печеным, у северян связаны многие обычаи.
Например, в Онеге в день знакомства жениха и невесты будущая те¬ща ставила на стол напротив них «мякушку» Слайд 28. - большой каравай ржаного хлеба с солонкой наверху.
Самый распространенный из северных пирогов - Слайд 29. кулебяка (рыбник). Интересно, что в представлении россиян кулебяка – это продолговатой формы закрытый пирог с любой начинкой: с ка¬пустой, яйцами, грибами и т.д. Но в представлении северян кулебяка – это пирог только с рыбой или рыбным фаршем. Иных кулебяк здесь не признают. Кулебяки были обязательным блюдом на любом праздничном застолье.
Вторым по популярности на Севере выпечным изделием явля¬ется шаньга. Слайд 30. И нас, северян, не случайно зовут не только трескоедами, но и шанежниками. А мы, северяне, называем эти круглые, невысокие булочки нежно и ласково - шанежками.
Особое место среди выпечных изделий занимают блины. Слайд 31. Ка¬ких только блинов и блинчиков не знает русская кухня! Яшные(из ячневой муки), ржаные, гречневые, овсяные, пшеничные, го¬роховые, из пресного и кислого теста, из манной крупы, с припе¬ком и начинкой... В отличие от шанежек блины пекутся быстро. Поставил сковороду на горячий камень в устье печи, налил те¬ста, перевернул разок, а через минуту-другую - на тарелку. За¬втрак вкусный и, главное, сытный, а это в тяжелом крестьянском труде обстоятельство немаловажное. К тому же и муки на блины требуется немного, что для экономных северных хозяек тоже бы¬ло важно. Особенно много блинов пекли в масленицу.
Пекли на севере и пряники, но они за еду не считались. «Ребячье баловство» называли их. И самыми знаменитыми пряниками у нас на севере были козули. Слайд 32.
Самые древние козули - холмогорские и мезенские - из черно¬го теста, иногда расцвеченные белым тестом. Холмогорские ко¬зули по виду напоминают оленя. Из теста вылеплена фигура на четырех ногах, голова, куст рогов ветвистых, на рогах яблоки, на яблоках птички, вернее, крылышки птичек, сделанные из белого теста (яблоко с крылышками напоминает изображение крылато¬го солнца). И вся козуля кажется перенесенной из очень давне¬го языческого мира..
Слайд 33. Повсюду пекли расстегаи. Так называется пирожок, защи-панный особым способом - с отверстием наверху. Сегодня в на¬ших кулинариях такие пирожки пекут закрытыми и вытянутыми, да подчас и пишут на ценниках «растягай», видимо, считая, что при выпечке этот пирог надо всего-навсего растянуть. А рань¬ше в «расстегнутый» этот пирожок подливали при подаче креп¬кий бульон, заправленный маслом и зеленью, или соус, отчего фарш становился мягким и сочным.
По праздникам, церковным и семейным, в каждом доме пек¬ли пирожки и пироги Слайд 34.(само слово «пирог» происходит от древ¬нерусского слова «пир»). Слайд 35. Стряпали пирожки с репой, капустой, грибами, кашей, пекли ягодники. По весне на радость ребятиш¬кам заворачивали «жаворонков» с глазами-изюминками. Слайд 36.
На Пас¬ху пекли куличи. Слайд 37.
Подведение итогов. Ещё в середине прошлого века известный кулинар К.Авдеева писала: «Не порицая ни немецкой, ни французской кухни, думаю, что для нас во всех отношениях здоровее и полезнее наше, родное, русское, то, к чему мы привыкли, что извлечено опытом столетий, передано от отцов к детям и оправдываются местностью, климатом, образом жизни. Хорошо перенимать чужое, но своего оставлять не должно и всегда его надобно считать всему основанием».
А теперь я предлагаю вам выполнить задания на карточках, чтобы закрепить наши знания. Задание: определить виды пирогов.
Молодцы. Сегодня на уроке вы много узнали для себя нового из истории, географии, биологии, познакомились с традициями нашей северной кухни, узнали виды северных пирогов. Наш северный край богат традициями. И сегодня мы затронули лишь малую их часть. Вам предстоит еще многое узнать. Желаю вам успехов.

Литература:
Черемухина Л.А. Северная кухня. - Архангельск: Сев.-Зап. кн.изд-во, 1992.-319 с.