В квартире

Растения 2 младшей группе детского сада. Занятие во второй младшей группе "уход за комнатными растениями"

Растения 2 младшей группе детского сада. Занятие во второй младшей группе

Занятие во второй младшей группе «Уход за комнатными растениями»

Задачи: 1.Уточнить представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений (тепло, влага).
2. Развивать умения выделять части растения (лист, цветок, стебель).
3.Воспитывать желание ухаживать за растениями.
4. Помочь детям правильно работать инструментами для ухода за комнатными растениями.
5. Прививать детям навыки выполнения трудовых поручений, способствовать появлению у них желания овладеть этими навыками.

Ход трудовой деятельности.

В уголке природы на столе стоят комнатные растения. Воспитатель приготовил инструменты для ухода за растениями, тряпочку для протирания пыли с листьев, таз с водой.
Воспитатель (загадывает загадку).
Очищают воздух, создают уют,
На окнах зеленеют, круглый год цветут.

Что это, ребята, как вы думаете?
Дети: Это комнатные растения.
Воспитатель: Правильно, о комнатных растениях мы сегодня будем с вами говорить. Посмотрите на картинку и скажите, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли, цвели и радовали нас своим видом (показ картинки с изображением солнца, лейки, опрыскивателя, тряпочки).
Дети: Растениям нужно солнце, их нужно опрыскивать, поливать, протирать пыль с листьев.
Воспитатель: Правильно, ребята, если не поливать растения, то они погибнут. А зачем нужно протирать пыль с листьев?
Дети: Чтобы растения хорошо дышали.
Воспитатель: Да, правильно, давайте проведём опыт: закройте себе носик и попробуйте подышать. Хорошо вам дышать с закрытым носом?
Дети: Плохо.
Воспитатель: Вот и растение плохо дышит, если у него пыль на листьях. Поэтому нужно её протирать. А где же листочки, покажите (дети показывают). А это что у растения? (показывает на цветок)
Дети: Это цветок.
Воспитатель: А эта часть у растения как называется?(показывает на стебель)
Дети: Это стебель.
Воспитатель: Все части растения назвали, пора приступать к уходу за нашими растениями. Нужно надеть фартуки, чтобы не вымазаться. Начнём с рыхления земли. Зачем нужно рыхлить землю у растений?
Дети: Чтобы она стала мягкой и вода хорошо проходила к корням.
Воспитатель: Наташа, возьми нужный инструмент для рыхления и начни рыхлить землю. Как нужно рыхлить, сильно?
Дети: Нет, потихоньку, чтобы не сломать растение.
Воспитатель: Молодец, Наташа, очень хорошо порыхлила.

А теперь нужно полить наше растение. А как узнать, что растение нужно поливать?
Дети: Нужно потрогать землю, если она сухая, то пора поливать, а если мокрая, то поливать не нужно.
Воспитатель: Правильно, иди, Влад, потрогай землю, какое растение нужно поливать?(выбирает нужное растение). Правильно, я помогу тебе подержать леечку. Много воды лить не нужно, растение может погибнуть от того, что постоянно находится в воде. Молодец, водичка дошла до самого корня и напоила наше растение.

Вы ещё говорили, что нужно протирать пыль с листьев. Воспитатель: Я начну протирать, а вы продолжите (воспитатель не правильно протирает пыль). Правильно я протираю пыль?
Дети: Нет, нужно на ладошку положить листок и аккуратно его протереть мокрой тряпочкой.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Иди, Глеб, покажи, как нужно протирать пыль.

Наташа, протри следующий листок.

Есть ещё листок, Ксюша может протереть его.

Ребята, а есть растения, у которых листья очень тонкие, их нельзя протирать тряпочкой, их нужно опрыскивать. У нас есть растение с такими тонкими листьями. Нужно взять опрыскиватель, направить его на листья и надавливать на рычаг. Я буду помогать вам. Возьми опрыскиватель, Влад, у тебя получится опрыскать.

Какие вы молодцы, ребята, чем мы сегодня занимались?
Дети: Поливали растения, опрыскивали, рыхлили.
Воспитатель: Вы очень хорошо потрудились. Растения очень вам благодарны. Теперь нужно снять фартуки, помыть руки, а я помою все инструменты.

ОКСАНА КОМИССИНА
Проект во второй младшей группе по теме «Цветы»

Проект во второй младшей группе по теме «Цветы »

Актуальность проекта : Детей дошкольного возраста нужно знакомить с природой. Они должны знать, что всё в природе зависит друг от друга.

Экологическое воспитание - это одно из важных направлений в системе образования . Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дети учатся любить природу. Наблюдать, сопереживать, понимать, что наша земля не может существовать без растений. Так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять. Должны знать строение цветка , его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Вид проекта : творческий, информационно - исследовательский,

Цель : Знакомство с разными объектами живой природы.

Задачи : Дать понятие, что такое цветок . Формировать умение детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом) . Дать понятие о роли цветов в жизни человека , животных, насекомых. Формировать умение передавать в рисунках красоту природы. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения. Пополнять и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах . Воспитывать бережное отношение к цветам , умение заботиться о них.

Участники проекта : Воспитатель, воспитанники второй младшей группы .

Срок реализации : кратковременный (одна неделя)

Ожидаемые результаты : Знание названий цветов . Бережное отношение детей к природе. Формирование умения ухаживать за растениями. Закреплять умение правильно, пользоваться приборами по уходу за растениями. Воспитывать трудолюбие, чувство бережного отношения к живому.

Этапы реализации проекта .

1. подготовительный этап : сбор и анализ литературы по данной теме . Разработка плана реализации проекта . Подбор дидактических игр, пособий. Подборка иллюстраций, стихов, загадок, песен, сказок. Подборка подвижных игр. Разработка занятий по рисованию, аппликации, формированию целостной картины мира.

2. основной этап. Проведение занятий, совместная работа с родителями по оформлению выставок по теме .

3. Заключительный этап. Выставка творческих работ детей. Анализ деятельности детей.

Тематический план работы с детьми.

Конструирование «На участке детского сада»

Цель : упражнять в конструировании простейших конструкций (скамейка, стол, дорожка, забор) через разыгрывание простых сюжетов. Закрепить названия строительных деталей (кубик, кирпичик, пластина, призма) и способы их соединения между собой. Воспитывать интерес к коллективной работе, дружелюбное отношение к сверстникам.

Формирование целостной картины мира «Цветы и уход за ними »

Цель : формировать умение ухаживать за растениями. Закреплять умение правильно, пользоваться приборами по уходу за растениями; развивать терпение, желание трудиться; воспитывать трудолюбие, чувство бережного отношения к живому.

Аппликация «Тюльпан»

Цель : Продолжать формировать умение составлять целое из частей; познакомить с названиями садовых цветов , с частями растений. Развивать эстетическое восприятие.

Рисование «Одуванчики в траве»

Цель : Закреплять приёмы рисования красками; умение аккуратно промывать кисть. Вызвать желание передавать в рисунке красоту цветущего луга , форму цветов . Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

Предварительная работа : Чтение стихов о цветах , рассматривание иллюстраций о цветах . Наблюдение за одуванчиками на прогулке.

Материал : Мольберт, образец рисунка, иллюстрация с изображением одуванчика. Гуашь, кисточка для рисования, кисточка для клея из щетины, салфетки, стаканчики с водой, листы бумаги

Окружающий мир «Комнатные растения»

Цель : продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет , становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя. Закрепить с детьми, что вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Предварительная работа : Наблюдение за комнатными растениями, загадки о растениях, дид/игра «Найди по описанию» , «Найди растение по названию» , «Сложи цветок » . Материал : аудиозапись песенки «Паровоз –воз- воз» , П. И. Чайковский «Вальс цветов » , музыка спокойная для психогимнастики. Инструменты : лопаточка, грабельки. Карточки с изображением : корень, стебель, листья, цветок . Лейка, тазик, кисточка, тряпочка, опрыскиватель.

Чтение художественной литературы.

Чтение стихов В. Степанова, Е. Благининой «Огонёк» , словацкая сказка «У солнышка в гостях» , А. К. Толстой «Колокольчики мои…» , Я. Колас «Цветок » .

Загадывание загадок, заучивание стихов. Чтение сказки С. Маршака «Тихая сказка»

Дидактическая игра «Найди по описанию»

Словесная игра «Угадай цветок »

Развивающая игра «Запомни и опиши цветок »

Настольная игра «Найди такой же цветок »

Дидактическая игра «Лото – растения»

Дидактическая игра «Подбери цветку листок и лепесток »

Дидактическое упражнение «Дует ветер»

Игровое упражнение «Разноцветный цветок »

Игровое упражнение «Веселые одуванчики»

Дидактическая игра «Большие и маленькие» , «Найди в букете такой же цветок »

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель : Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Дыхательная гимнастика «Одуванчик»

Подуйте на одуванчик так, чтобы зашевелились его лепестки, но старайтесь не надувать щеки.

Физкультминутки

1.«Во дворе растёт подсолнух» .

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй , похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

2.«Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)

Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)

Если ветер быстрый - быстрый (Разбегаются в разные стороны) .

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш - ш-ш-ш-ш» )

Одуванчика тычинки.

Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

3.«Бабочка» .

Спал цветок и вдруг проснулся , (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

4.«Лепестки»

Выросли в саду цветки , (Руки плавно поднять верх, потянуться.)

Распустили лепестки.

Вдруг повеял ветерок - (Легкий бег.)

Закружился лепесток.

Ветерок их оторвет

И на землю вновь вернет. (Присели.)

5.«Цветы » Мы цветы в саду сажаем ,

Мы цветы в саду сажаем ,

Их из лейки поливаем.

Астры, лилии, тюльпаны,

Пусть растут для нашей мамы!

6.«На лугу растут цветы »

На лугу растут цветы ,

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания - руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы .

С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки ,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают,

И по-прежнему цветут .

7 «Наши алые цветки »

Наши алые цветки ,

Наши алые цветки ,

Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (Качание руками влево - вправо.)

Наши алые цветки ,

Закрывают лепестки, (Присели, спрятались.)

Головой качают, (Движения головой влево - вправо.)

Тихо засыпают.

8. Раз - цветок , два - цветок ,

Чтоб сорвать в лесу цветочки (Наклоны вперёд)

Наклоняйся до носочков.

Раз - цветок (к правой ноге)

два - цветок (к левой)

А потом сплетём венок.

Задачи:

Познание:

Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки, предположения, суждения.

Формировать у детей активность, любознательность, стремление к исследованию и экспериментированию с комнатными растениями.

Помочь установить зависимость роста растений от температуры, влаги, света.

Коммуникация:

Побуждать детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида.

Побуждать детей более точно называть обследовательские действия.

Развивать лексико-грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарный запас детей.

Закрепить понятия «черенок», «черенковать».

Труд:

Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями.

Безопасность:

Формировать умения детей в соблюдении экологических правил и правил безопасности при уходе за комнатными растениями.

Социализация:

Воспитывать основы ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы.

М атериал:

Комнатные растения: традесканция, аспарагус, бегония крапчатая, бегония вечноцветущая, колеус, бальзамин, алоэ, герань, комнатный виноград, фиалка, хлорофитум, кливия, новое комнатное растение декабрист-зигокактус (в начале занятия убран);

предметы по уходу за комнатными растениями: лейка с водой, щетка, кисточка, тряпочка;

предметы, необходимые для посадки нового растения: горшок, земля, песок, совок, лейка с водой, палочка, черепки, черенки.

Материал для эксперимента:

маленький горшок с растением.

Оборудование: большая ёмкость с герметичной крышкой, спички, лучина.

НОД

  1. Организационный момент

Д/и с мячом «Назови три предмета»

II. Стук в дверь. Входит Незнайка.

Воспитатель: Ребята, к нам еще один гость. Это Незнайка. Вы его узнали?

Дети: Здравствуй, Незнайка!

Воспитатель: Незнайка, как ты попал в наш детский сад?

Незнайка: Ребята, я был здесь неподалеку и увидел ваш детский сад. Он такой большой, красивый… Я решил зайти и узнать, чем тут занимаются дети?

Воспитатель: Незнайка, мы рады тебя видеть, оставайся на нашем мероприятии и ты много интересного узнаешь. Сегодня мы будем говорить о комнатных растениях.

Незнайка: Ребята, а я вот не знаю что такое комнатные растения? Как это вы можете мне объяснить?

Дети:

— Комнатные растения – это очень красивые цветы.

— Комнатные растения относятся к живой природе.

— Они питаются.

— Все комнатные растения растут.

На фланелеграфе выкладывается схема.

Сегодня мы поговорим о комнатных растениях.

Незнайка: Ребята, а я, вот, и не знаю, что такое комнатные растения?

Дети: Комнатные растения – растения, которые выращивают в помещении, а не на улице, в специальных горшках на подоконнике.

На фланелеграфе выкладывается схема:

Комнатное растение

Питается дышит растет дает потомство

Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я знаю, что такое комнатное растение. Скажите, а откуда они у вас появились?

Дети:

— Комнатные растения можно купить в цветочном магазине.

— Многие комнатные растения мы посадили и вырастили сами.

Незнайка: Ребята, какие у вас красивые комнатные растения. А что надо делать, чтобы они всегда были здоровыми и красивыми?

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке, какие условия необходимы для жизни растений?

Дети:

— Для роста растений необходимо тепло.

— Растения нужно поливать (рассказ и демонстрация).

— Растения нуждаются в рыхлении (рассказ и демонстрация).

— Необходимо опрыскивать и мыть листья растений (рассказ и демонстрация).

— Для роста растений необходим свет.

Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь названия комнатных растений?

Незнайка: Нет.

Воспитатель: Незнайка, мы сейчас поиграем в игру «Найди, что опишу», а ты внимательно послушай и запоминай, по каким признакам можно узнать растения.

Д/и «Найди, что опишу»

Воспитатель: Ребята, у меня есть необыкновенное комнатное растение с красивыми цветами. В этих цветах содержаться интересные вопросы (Дети выбирают цветок, воспитатель читает вопрос)

Вопросы и задания:

  1. Покажи комнатное растение с толстыми мясистыми листьями, в которых содержится горький на вкус сок (алоэ).
  2. Покажи и назови комнатное растение, у которого крупные листья зеленого цвета с серебряными пятнышками (бегония крапчатая).
  3. Найди, покажи и назови комнатное растение, у которого трехцветная окраска листьев (колеус).
  4. Найди и назови комнатное растение, у которого листья похожи на чешуйки, иголки, а в корнях имеются утолщения-клубеньки, в которых содержатся питательные вещества (аспарагус).
  5. У какого растения пахнут не только цветы, но и листья? (герань)
  6. Найди и назови растение, у которого много маленьких красных цветочков (бальзамин)

Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем.

Физкультминутка.

Комнатные растения расставлены в разных уголках комнаты. Дети находят названное растение и идут к нему.

  1. 1, 2, 3, 4, 5 – к традесканции подбежать.
  2. 1-5 – у герани посидеть.
  3. 1-3 – комнатный виноград найди.
  4. 1-3 – к алоэ подойди.
  5. 1-5 – у флорофитума постоять.
  6. 1-3 – к кактусу иди.
  7. 1-8 – к фиалке просим.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам покажу живые загадки.

Вносятся растения:

  1. Давно не политое.
  2. Растение, постоявшее в темноте.
  3. Пыльное растение.
  4. Не рыхленное растение.

Дети определяют, что необходимо для каждого растения и выполняют действия по уходу за растениями.

Воспитатель: Я вам предлагаю интересную игру «Кому что нужно?»

На столе стоят комнатные растения:

  1. Бегония крапчатая.
  2. Аспарагус.
  3. Фиалка.
  4. Кактус.

На подносе предметы по уходу за комнатными растениями:

  1. Лейка с водой.
  2. Тряпка.
  3. Щетка.
  4. Кисточка.

Дети выбирают определенный предмет, рассказывают, для какого растения он нужен и демонстрируют действия по уходу за растениями. Например, Я взял кисточку, которая нужна для ухода за фиалкой, так как у фиалки листья с множеством ворсинок, пылинки оседают на них и их лучше убирать мягкой кисточкой.

Воспитатель: Незнайка, посмотри, сколько всего знают наши дети о комнатных растениях. Мне кажется, ты тоже многому у них научился. И я хочу познакомить вас с новым комнатным растением – зигокактусом. В народе его называют декабрист. Ребята, а как вы думаете, почему его так в народе называют?

Дети:

— потому — что он цветет только в декабре.

Дети совместно с воспитателем описывают растение, отмечают его характерные особенности, сравнивают с кактусом.

Воспитатель: Дети, а вы хотите, чтобы у вас в группе росло такое же растение? Давайте мы его посадим. А из чего можно вырастить комнатное растение?

Дети: Из семян, черенков, деток, делением куста.

Воспитатель: Ребята, а что нужно, чтобы вырастить комнатное растение?

Дети:

  1. Горшок.
  2. Земля.
  3. Песок.
  4. Вода.
  5. Черепки.
  6. Палочка.
  7. Совочек.
  8. Черенок.

Все перечисленное выставляется на фланелеграфе.

Воспитатель: Ребята, у нас есть все необходимое для посадки нового растения. Сейчас мы возьмем черенок от зигокактуса, который обязательно должен состоять из 2-3 члеников. Но его посадить сегодня мы не сможем. Так как перед посадкой этот черенок нужно высушить 2-3 дня и чтобы на месте среза образовалась стекловидная корочка. Мы его посадим через 3 дня и будем за ним наблюдать как он у нас будет расти и развиваться.

Незнайка: Ребята, спасибо, теперь я многое знаю о комнатных растениях и смогу сам его вырастить. А вы можете мне сказать, для чего нужны комнатные растения?

Дети:

  1. Комнатные растения очищают воздух.
  2. Среди комнатных растений есть лекарственные.
  3. Комнатные растения создают уют.
  4. Комнатные растения поднимают настроение, обладают приятным ароматом.
  5. Комнатные растения выделяют кислород.

Незнайка: Не верю!

Воспитатель: А мы сейчас тебе докажем. Воспитатель заносит большую стеклянную емкость с герметичной крышкой, внутри которого горшочек с растением.

Воспитатель: Этот опыт мы поставили с детьми 3 дня назад. Как узнать накопился ли в емкости кислород. Демонстрация опыта. Дети наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после поднятия крышки.

Незнайка: Просто чудеса! Спасибо вам за все! Я ухожу, но не прощаюсь

С вами, обещаю по-чаще приходить к вам в гости.

Условные обозначения Влажность воздуха Отношение к свету Выносливость Полив В ыносливое К апризное Обычная тем-ра Регулярное опрыскивание Хорошее подсушивание земли Легкое подсушивание земли Постоянно влажная земля Уровень воды в поддоне Прямые лучи Рассеянный свет Полутень Тень 18 С


Фиалка Свет: интенсивный рассеянный. В весенне-летний период притеняют от прямых солнечных лучей. Температура: в весенне-летний период 20-24°С. В осенне-зимний период температура должна быть не ниже 12°С. Растение тяжело переносит сквозняки, особенно в зимнее время. Полив: в весенне-летний период обильный, в осенне-зимний период поливают умеренно, при поливе нельзя допускать пересыхания, и чрезмерного переувлажнения субстрата. Влажность воздуха: опрыскивание, особенно в отопительный сезон. Фиалка- травянистое корневищное растение с коротким мясистыми листьями, плотно посаженные друг к другу листья темно-зеленого цвета, снизу красно-фиолетовые, длиной около 15 см.


САНСЕВИЕРИЯ (ЩУЧИЙ ХВОСТ) Свет: яркий рассеянный свет, переносит как легкую полутень, так и полную тень. Но для пестролистных растений необходим яркий интенсивный свет так как в тени теряется пестрая окраска листьев. Температура: весенне-летний период предпочитает умеренную в пределах 18-25°С, в осенне-зимний период температура длительное время не должна опускаться ниже 14-16°С, в случае длительного понижения температуры растение заболевает. Полив: умеренный с весны до осени почва должна успеть просохнуть. Зимой полив ограниченный. При поливе, особенно зимой нельзя допускать попадания воды в центр розетки это может вызвать загнивание. Влажность воздуха: Полезно протирать листья влажной тканью. Сансевиерия - многолетнее корневищное вечнозеленое травянистое растение с прямостоячими суккулентными ланцетовидными листьями. Цветет обычно весной, в апреле - мае, маленькими белыми цветками, собранными в кистевидные соцветия. По ночам от них исходит достаточно сильный аромат ванили.


ФИКУС БЕНДЖАМИНА Свет: яркий рассеянный. Температура: в весенне-летний период 23-25°C, зимой большинству видов нужна температура 12-15°C, но они неплохо переносят зимовку и в тепле жилого помещения. Полив: обильный в весенне-летний период. С осени полив сокращают, зимой поливают умеренно. Влажность воздуха: растение способно переносить сухой воздух, однако хорошо отзывается на опрыскивание. Фикус не любит перемен, поэтому лучше сразу определить для него постоянное место и, по возможности, не переносить, не передвигать и не тревожить. Летом фикус можно выносить на свежий воздух, балкон или террасу. Для фикуса подходит светлое место с притенением от прямых солнечных лучей летом.


ГЕРАНЬ (пеларгония) Свет: яркий. Растение переносит прямые солнечные лучи. Температура: летом комнатная. Зимой пеларгонии содержат как можно прохладнее, при температуре 8-12°С. Полив: умеренный, так как пеларгонии не любят переувлажнения. Зимой растения поливают очень умеренно. Влажность воздуха: В жаркие дни можно опрыскивать. Герань можно выращивать и на подоконнике, и в саду или на балконе. Помимо своей красоты, герань создает вокруг себя положительную ауру. За ней легко ухаживать, она редко подвергается заболеваниям, требует умеренного полива и не слишком питательной земляной смеси, устойчива к засухе, обладает высокой жизнестойкостью. Они долго цветут крупными и красочными соцветиями.


ДРАЦЕНА ОКАЙМЛЕННАЯ Свет: Светлое место, полутень, не переносит прямых солнечных лучей. Для хорошего роста и развития нужен интенсивный свет. Хорошо растет драцена при искусственном освещении. Температура: Умеренная, не ниже 15°С, большинство драцен предпочитают прохладную перезимовку при температуре 10-12°С. Полив: Летом обильный, зимой умеренный. Не переносит застоя воды в горшке или пересушки земляного кома. Драцены подходят для выращивания на гидропонике. Влажность воздуха: Драцены устойчивы к сухому воздуху, регулярное опрыскивание Это многолетнее растение, вырастающее до 3 м в высоту, с толстым одревесневающим стеблем, который обычно мало ветвиться и сильно оголяется. Листья длиной до 50 см, шириной около 1-2 см, глянцевые, узколанцетной формы. Окраска листьев преимущественно зеленая, но в зависимости от сорта может иметь желтые или красные полосы.


СПАТИФИЛЛУМ Свет: Летом притенение от прямых солнечных лучей, т.е. светлое место, легкая полутень. Зимой обязательно хорошее освещение. Температура: Хорошо развивается только в тепле, не ниже 18°C, оптимальная температура 22-23°C. Не переносит сквозняков. Полив: Обильный с весны до осени, зимой более умеренный, но почва никогда не должна полностью пересыхать. Спатифиллум плохо переносит застой воды в корнях. Влажность воздуха: Любит очень влажный воздух, требуется регулярное опрыскивание и обмывание листьев. Перед опрыскиванием нужно прикрыть цветки и бутоны. Родина Южная Америка, Восточная Азия, Полинезия. Если этому травянистому растению подобрать подходящее место, то он может цвести практически весь год. Кроме того, цвести спатифиллум начинает в довольно раннем возрасте - уже через 6 -7 месяцев. Цветки держаться довольно долго - больше месяца. Крупные экземпляры выращивают в кадках.


ЗАМИОКУЛЬКАС Свет: яркий. Растение способно переносить прямые солнечные лучи. При недостатке освещения может вытягиваться Температура: с весны до осени для замиокулькаса подходит температура в диапазоне 20-25°C; зимой желательно содержать растение при температуре около 16°C. Полив: умеренный с весны до осени, осторожный в зимнее время, при прохладном содержании поливают после просушки субстрата как минимум на 1/2 высоты горшка. Влажность воздуха: не играет существенной роли. Замиокулькас очень красивое декоративно лиственное растение с шикарными листьями, пришло к нам из Восточной Африки, принадлежит к семейству ароидные. Замиокулькас очень медленно укореняется и растет


КРАССУЛА Свет: яркий. Растение нуждается в прямом солнечном свете. Температура: в весенне-летний период в районе 20-25°С. Осенью и зимой желательно понижать температуру до 10-15°С. Полив: весной и летом обильный. Осенью и зимой редкий, после того как субстрат высохнет. Влажность воздуха: не играет существенной роли. Крассула или «денежное дерево», а также жирянка и «монетное дерево» - все это названия суккулентных растений, которые принадлежат семейству толстянковых. Растения имеют красивый древовидный ствол. Дерево цветет, однако это чудо приходилось видеть немногим.


Освещение. окна на восточной или западной стороне. Температура. 18 до 24 градусов. В зимнее время температура должна быть меньше – градусов. Полив. С весны до осени поливают сразу после высыхания верхнего слоя почвы, а зимой – через пару дней после того, как почва сверху подсохнет. Влажность. Рекомендуется в жаркое время года опрыскивать дважды в день – утром и вечером. СИНГОНИУМ Сингониум - это крупная вечнозелёная лиана семейства ароидные, родиной этого растения является Южная и Центральная Америка. Молодые ярко – зелёные листья имеют стреловидную форму. У взрослого растения появляются воздушные корни, для поглощения влаги, а листья становятся рассечёнными до основания, серебристого цвета, на котором хорошо выделяются тёмные прожилки.


КАЛАТЕЯ Освещение. теневыносливое Температура. 18 до 20 градусов, оберегать от сквозняков Полив. влаголюбивое Влажность. Не рекомендуется опрыскивание. Калатея представляет собой многолетнее травянистое растение с прямостоячими или полегающими побегами. Листья растения появляются прямо из земли на высоких и крепких черешках. Очень крупные листья калатеи имеют продолговато-овальную форму. Высота растения составляет примерно см. Листовые пластинки растения довольно узкие, с заостренным верхним краем, имеют овальную, эллиптическую или сердцевидную форму.


Мини паспорта растений для горшков с растениями, предварительно распечатать, заламинировать, вырезать. Взять трубочки для сока, разрезать пополам, сделать небольшие надрезы с одного края, в надрез вставить заламинированную карточку – мини паспорт растения.


Требования к отбору растений уголка природы. Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве растений, на наиболее типичных их признаках, тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений. Имеет значение и пространственная близость растений уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения, наблюдать за ними длительное время. При отборе растений для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые программой. Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей. - Растения в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными привлечь и удержать ещё не очень устойчивое внимание ребёнка дошкольника. - Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида; дети видят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, что подведёт их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов. - Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей. - Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения ДОУ. - Уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. Растения необходимо размещать так, чтобы дети могли свободно двигаться, подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.


Растения уголка природы в младших группах. В младших группах учитывают, прежде всего, особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства.) Дети должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части: лист, стебель, цветок. Дети 2-ой младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослыми (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие чётко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие: примула, бегония, герань обыкновенная или зональная, бальзамин, кливия, аспидистра, фикус, традесканция, драцена, китайский розан. Из названных видов, в течении года, вносят 3-4 растения, причем какое-то из них должно быть в двух экземплярах, чтобы дети находили одинаковые растения.

Растения в группе детского сада, помимо эстетической, несут и ряд воспитательно-образовательных функций. Дети учатся ухаживать за растениями, понимать взаимосвязи в природе, нести ответственность.

При оформлении соответствующего уголка природы в группе должны четко соблюдаться требования:

  • Растения должны быть безопасны (это было прописано в предыдущих санитарно-эпидемиологических требованиях. В нынешних СанПинах фразу о безопасности растений убрали как само собой разумеющееся). Более того, если у одного из дошкольников наблюдается на аллергия на какое-либо растение, то оно должно быть незамедлительно убрано.
  • В группе должны быть такие растения, к уходу за которыми можно привлекать дошкольников. Начиная с трехлетнего возраста малыши активно подключаются к процессу ухода за цветами.
  • Растения должны быть привлекательными, чтобы задерживать внимание дошкольников.
  • Цветы, подобранные для уголка в группе, должны принадлежать экосистеме, в которой расположено дошкольное учреждение. Как правило, это неприхотливые растения, уход за которыми не составляет труда.
  • Растения должны быть представлены несколькими экземплярами, чтобы дети могли сформировать объективное представление о том или ином виде растительном виде.

Конкретные задачи, виды растений, прописаны в образовательной программе. Например, в основной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (в дальнейшем Программа), которую выбирают в качестве приоритетной более 50% дошкольных учреждений, дано четкое описание обязанностей дошкольников и задач воспитателей в определенных возрастных группах. В своей статьей мы будем опираться именно на эту Программу.

Растения во 2-ой младшей группе

Программа предписывает:

  • Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань).
  • Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

Пока знакомство детей с растениями происходит на простейшем уровне. Дети учатся распознавать несколько видов растений по характерным признакам (форме листьев, окраске, запаху), различать их части (стебель, листок, цветок).

Начиная с трех лет детей активно привлекают к уходу за растениями. Воспитатели наливают воду в лейки. Малыши учатся правильно держать лейки, поливать растения в группе детского сада, протирать крупные растения влажной тряпочкой.

В этом возрасте дошкольников привлекают яркие виды. Для уголка природы выбирают долго цветущие растения, такие как: герань обыкновенная, фикус, фуксия, бегония вечноцветущая, камелия, китайская роза, бальзамин. Количество видов не превышает трех-четырех.

Растения в средней группе

Программа предписывает:

  • Закреплять знания о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и других), способами ухода за ними.
  • Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и прочее).

С 4-х лет дети учатся видеть разнообразие свойств и качеств. Они уже легче выделяют особенности растений, понимают процессы, которые необходимы для жизни цветов.

Помощь детей становится более структурированной. Они учатся поливать растения в группе детского сада из мелко сетчатой лейки, опрыскивать из пульверизатора, очищать опущенные листья сухой кисточкой, а листья — влажной тряпочкой или щеткой с зазубринами. Дошкольники уже в силах самостоятельно определить, нуждается ли растение в поливе или нет, исходя из цвета земли (если земля сухая — нужно полить, если земля темная — растение в поливе не нуждается).

К разнообразию растительных видов из прошлогодней группы, добавляются: алоэ или агава, бегония рекс, душистая герань, зональная герань, аспаргус.

Растения в старшей группе

В Программе предписано:

  • Продолжать знакомить с комнатными растениями.
  • Учить ухаживать за растениями.
  • Рассказать о способах вегетативного размножения растений.

Знания детей становятся более углубленными. Дошкольникам рассказывают, что нужно для роста растения, что может привести к его гибели. Дети учатся определять, как ухаживать за растениями, основываясь на внешнем виде стебля и листьев. Новая тема — размножение растений вегетативно, с помощью стеблевых черенков.

Пять лет — этот тот возраст, в котором ребенок может ухаживать за растениями самостоятельно, без подсказки воспитателя.

Часть растений с прошлого года раздается родителям или отдается в более младшую группу. При этом их место могут занять растения с разнообразными стеблями (стелющиеся, вьющиеся), имеющие луковицы: традесканции, вьющийся плющ, кактус, цикламен, примула, амараллис, кливия, комнатный виноград.

Растения в подготовительной группе

Программа предписывает:

  • Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений.
  • Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).
  • Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.
  • Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и другими).

Детям рассказывают о сезонности растений, об основных этапах их роста и развития, о закономерностях размножения с помощью листкового черенкования.

В уголок добавляются растения, кардинально «противоположные» по своим потребностям: кактус и узамбарская фиалка — с одной стороны (растения, которые не нуждаются в постоянном поливе), и папирус, традесканция, примула — с другой стороны (растения, которым необходим постоянный полив).