В квартире

Программа комплексного опробования систем противопожарной защиты. Программа и методика испытаний автоматической установки охранно-пожарной сигнализации и газового (со2) пожаротушения типа бкэс с мту

Программа комплексного опробования систем противопожарной защиты. Программа и методика испытаний автоматической установки охранно-пожарной сигнализации и газового (со2) пожаротушения типа бкэс с мту

Методические рекомендации регламентируют контроль выполнения проектных решений при приемке автоматических систем пожарной сигнализации (АСПС) в эксплуатацию .

5.4.1. Общие положения

Приемка АСПС в эксплуатацию должна осуществляться рабочей комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия (органи­ зации-заказчика (22).

В состав рабочей комиссии включают представителя заказчика (председатель комиссии), генподрядчика, проектной, монтажной и пусконаладочной организации, а также организации, осуществляющей ТО и Р, представителя ГПС. Участие представителей ГПС в составе государственных, ведомственных приемочных комиссий является обя­ зательным. К участию в работе комиссий помимо официального пред­ставителя органов ГПС могут привлекаться работники ГПС, осущест­ вляющие контроль в ходе строительства и дальнейшей эксплуатации объекта (пп. 2, 4 НПБ 05) (23).

Работа комиссии проводится по программе приемочных испыта­ ний, согласованной с территориальным органом ГПС и утвержденной заказчиком. Программа приемочных испытаний должна включать (24):

основные характеристики объекта испытаний;

цель испытаний;

состав приемочной комиссии;

объем испытаний и проверок;

материально-техническое обеспечение испытаний;

требование безопасности;

методику испытаний;

критерии оценки результатов испытаний.

Рабочая комиссия должна (26):

проверить качество и соответствие выполненных монтажно-нала­дочных работ проектной документации, СНиП, ПУЭ, НПБ, технической документации предприятий-изготовителей;

провести комплексные испытания автоматической установки пожаротушения в соответствии с программой приемочных испытаний. После проведения комплексных испытаний составляется акт (приложе­ ние 28).

При обнаружении рабочей комиссией несоответствия выполненных монтажно-наладочных работ проекту, требованиям нормативной документации составляется протокол с указанием выявленных недо­ статков и сроков их устранения, а также ответственных за это органи­ заций. После устранения указанных в протоколе недостатков монтажно- наладочная организация должна вновь предъявить установку к сдаче (27).

Представитель органа ГПС, входящий в комиссию, обязан (29):

принять участие в проверке и приемке смонтированного обору­ дования системы пожарной защиты, ознакомиться с сертификатами, техническими паспортами и другими документами, удостоверяющими показатели качества оборудования, актами испытания систем и уста­ новок противопожарной защиты;

сообщить письменно председателю рабочей комиссии мнение органа ГПС о выполнении предусмотренных проектом мероприятий и готовности установки к приемке в эксплуатацию, а при наличии недоделок - составить и вручить их перечень.

При выявлении нарушений требований нормативных документов, проектных решений и мероприятий представитель органа ГПС пись­менно излагает председателю комиссии особое мнение, при этом акт приемочной комиссии не подписывается (30).

5.4.2. Особенности приемки в эксплуатацию систем пожарной сигнализации

Документация, предъявляемая при приемке в эксплуатацию систем пожарной сигнализации, должна соответствовать приложению 30 (35.1).

Приемка в эксплуатацию АСПС без проведения комплексной наладки и опробования не допускается (35.2).

При приемке в эксплуатацию выполненных работ по монтажу и наладке АСПС рабочая комиссия проводит (35.3):

проверку качества и соответствия выполненных монтажно-нала­ дочных работ представленной документации, ПУЭ, технологическим картам и технической документации предприятий-изготовителей;

измерение сопротивления изоляции шлейфа сигнализации и электропроводок;

измерение сопротивления шлейфа сигнализации;

ООО «Архитектурная строительная компания КУБ» от лица Генерального директора Рукавишникова С. Л. благодарит за сотрудничество компанию «Альянс Пожарной Безопасности».

Необходимые работы по установке автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, разработке исполнительной документации были выполнены качественно и в срок.

Установленная система явилась оптимальным решением по техническим и ценовым характеристикам и обеспечила безопасное функционирование нашего центра. Надеемся на плодотворное сотрудничество в будущем!

В марте 2015 г. наша компания ООО «Интердизайн» обратилась за услугами по проектированию, монтажу автоматической пожарной сигнализации (АПС), системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в фирму «Альянс Пожарной Безопасности».

За все время совместной работы компания «Альянс Пожарной Безопасности» зарекомендовала себя как надежный партнер, профессионально и качественно выполняющий свою работу.

Хотелось бы отметить, что кроме очевидных вещей - качества, сроков, дисциплины - в работе компании присутствует такой фактор, как понимание важности постоянной коммуникативной связи с заказчиком и отлаженная работа всех звеньев от инженерной службы до топ-менеджмента.

Специалисты компании всегда оперативно прибывают по вызову при возникновении проблем, находят и устраняют неисправности на месте, либо производят замену вышедшего из строя оборудования.

Также для нас было важно, что «Альянс Пожарной Безопасности» имеет всю разрешительную документацию на оказываемые услуги и способна оказывать содействие в решении вопросов и проблем с надзорными органами МЧС РФ. Благодаря повседневной работе компании «Альянс Пожарной Безопасности» мы спокойны за пожарную безопасность наших объектов.

Руководство компании ООО «Строительные инвестиции», в лице Генерального директора Седова О.А., выражает благодарность сотрудникам компании «Альянс Пожарной Безопасности» за успешно проделанную работу по выполнению функций генерального подрядчика при разработке и выполнении следующих работ:

  • Разработка специальных технических условий, отражающих специфику противопожарной защиты объекта;
  • Работ по проектированию автоматической установки пожаротушения и насосной станции;
  • Монтажных и пуско-наладочных работ автоматической установки пожаротушения и насосной станции;
  • Прокладка термокабеля, интеграция в общую систему АПС;
  • Согласования в надзорных органах г. Москва.

Особо хотелось бы отметить ответственность, проявленную сотрудниками компании в ходе решения поставленных задач, верное понимание и оперативное выполнение требований, высокий уровень контроля качества выполняемых работ, профессионализм и опыт специалистов компании.

Одновременно на объекте работали более 20 специалистов. Все вопросы, возникавшие в процессе работы решал отдел контроля качества компании. В ходе совместной работы «Альянс Пожарной Безопасности» зарекомендовал себя как перспективная компания и надежный партнер, способный грамотно и ответственно вести деловые отношения.


  1. ОБЪЕКТ ИСПЫТАНИЙ

Испытаниям подвергается оборудование охранной сигнализации, установки пожарной сигнализации и оповещения, газового пожаротушения блочно-комплектных устройств электроснабжения БКЭС-04-25/30- УХЛ1

  1. ЦЕЛЬ ИСПЫТАНИЙ

Проверка функционирования оборудования на соответствие требованиям действующих норм и правил пожарной безопасности.

3 МЕСТО ИСПЫТАНИЙ

Место испытаний: __________________________________________________________

4 УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ

4.1 Испытания проводятся на работающем блочно-комплектном устройстве электроснабжения БКЭС-04-25/30-УХЛ1 .

4.2 Испытания проводятся с участием специалистов эксплуатирующей организации.

4.3 Перечень руководящих документов

— Правилами устройства электроустановок, ПУЭ;

— Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей;

— Межотраслевыми правилами по охране труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок, ПОТРМ-016, РД 153-34.0-03.150;

— Правилами безопасности в нефтяной и газовой промышленности, ПБ 08-624;

— СНиП 3.05.06 Электротехнические устройства;

— РД 34.45-51.300-97 Объем и нормы испытаний электрооборудования*.

— Заводские паспорта, руководства по эксплуатации, методики испытаний;

— ГОСТ 21.101-97 «Основные требования к проектной и рабочей документации»;

  1. МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ

Данный документ разработан с учетом требований раздела 9 ГОСТ Р 50969-96.

5.1 Порядок поведения испытаний

Испытания по проверке работоспособности оборудования Автоматическая установка охранно-пожарной сигнализации и газового пожаротушения блочно-комплектной автоматизированной электростанции БКЭС-04-25/30-УХЛ1 могут проводиться в режиме имитации (без выпуска газового огнетушащего вещества).

Изменение состояния средств охранной сигнализации, пожарообнаружения и газового пожаротушения, а также управление установкой газового пожаротушения контролируется на приборах «Нота-2» (охранная) и «АИСТ».

Приборы и оборудование, необходимые для проведения испытаний.

При испытаниях используется следующее оборудование: Имитатор пусковых цепей (лампа накаливания КМ-24);

5.3 Техника безопасности при проведении испытаний.

5.3.1 При испытаниях установки необходимо соблюдать требования безопасности согласно:

— Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением;

— Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей;

— Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

5.3.2 К работе с установкой должны допускаться лица, прошедшие специальный инструктаж и обучение безопасным методам труда, проверку знаний правил безопасности и инструкций соответствия занимаемой должности применительно к выполняемой работе согласно ГОСТ 12.0.004.

5.4 Подготовка к проведению испытаний.

Перед началом испытаний необходимо

  • Включить питание приемно-контрольного прибора
  • Отключить питание прибора. Отсоединить штепсельный разъем от магнитного клапана модуля газового пожаротушения.
  • Установить в штепсельный разъем лампу накаливания КМ-24, после чего включить питание прибора.
  • Убедиться, что цепи сигнализации и оповещения находятся в исправном состоянии.

5.5 Объем испытаний и проверок

5.5.1 Проверка установки пожарообнаружения (формирование сигналов «внимание» и «пожар»)

5.5.1.1 Формирование сигнала «Внимание» установки пожарообнаружения при срабатывании одного пожарного извещателя в ШС 1 в соответствии с (Таблицей 1).

5.5.1.2 Формирование сигнала «Пожар» установкой пожарообнаружения в соответствии с (Таблицей 1).

5.5.1.3. Формирование сигнала «Неисправность» установкой пожарообнаружения на приборе УПТ в соответствии с (Таблицей 1).

5.5.1.4. Проверка контроля положения дверей в соответствии с (Таблицей 1).

5.5.2. Проверка установки автоматического пожаротушения в соответствии с (Таблицей 1).

5.5.2.1 Проверка автоматического останова пожаротушения при открывании двери станции во время задержки.

индикатор Пуск1:

— Задержка включения пусковой цепи (задержка пуска) Мигает красным цветом

— при включении средств пожарной автоматики до истечения времени (30с) задержки открывается дверь в станцию при этом: зажигается индикатор «Двери»,
счетчик времени сбрасывается до Ос, сигнал на пуск не проходит. Дверь закрыта:
задержка 30с, сигнал о пуске проходит при восстановлении автоматического пуска, или при ручном пуске.

5.5.2.2. Проверка формирования сигнала «Неисправность» от установки газового
пожаротушения. Сигналы о неисправности должны поступать на приемно-
контрольный прибор в соответствии с (Таблицей 1).

Проверка утечки ГОТВ из модулей газового пожаротушения в соответствии с (Таблицей 1).

При проведении проверок контролируется как появление сигнала о неисправности системы пожаротушения, так и восстановление исходного состояния после устранения причины неисправности.

5.5.2.3. В ходе испытаний контролируется:

— время задержки поступления ГОТВ в станцию по моменту срабатывания СДУ после появления сигнала «Пожар»;

5.5.3. Проверка установки охранной сигнализации постановкой — снятием под охрану в соответствии с (Таблицей 1).

Таблица 1

Внешние проявления

Возможная неисправность

Состояние цепи (сигнал)

Индикатор

Состояние индикатора

Способы имитации

Питание / Связь Отсутствует питание Не горит Отключить питание сети 220в и резервного АКК
Горит оранжевым цветом Отсутствие сети 220в
Мигает оранжевым цветом Разряд или отключение АКК
Мигает зеленым цветом
ШС1 Дежурный режим Горит зеленым цветом
КЗ цепи ШС Горит оранжевым цветом Замыкаем цепь УПТ выхода ШС1 (клемм ХТ4)
Обрыв цепи ШС Мигает оранжевым цветом Размыкаем цепь УПТ выхода ШС1 (клемм ХТ4)
Мигает красным цветом Замыкание одного термо-кабеля в оконечной коробке
Горит красным цветом Замыкание два или более термо-кабелей в оконечных коробках
СДУ Исходное состояние СДУ Мигает зеленым цветом
КЗ цепи СДУ Горит оранжевым цветом Замыкание цепи в коробке расключения СДУ
Обрыв цепи СДУ Мигает оранжевым цветом Размыкание цепи в коробке расключения СДУ
Горит красным цветом Размыкание датчика в коробке расключения СДУ
ВУ (весовое устройство) Исходное состояние ВУ Мигает зеленым цветом
КЗ цепи ВУ Горит оранжевым цветом Замыкание цепи в коробке расключения ВУ
Обрыв цепи ВУ Мигает оранжевым цветом Размыкание цепи в коробке расключения ВУ
Горит красным цветом Имитация потери массы ОТВ путём поднятия баллона
КЗ цепи КДП Горит оранжевым цветом Замыкание цепи в конечной кнопке ручного пуска
Обрыв цепи КДП Мигает оранжевым цветом Удаление оконечного резистора из кнопки ручного пуска
КДП нажата Горит красным цветом Нажать кнопку ручного пуска
КДП в исходном состоянии Мигает зеленым цветом
КЗ цепи КВА Горит оранжевым цветом Замыкание цепи УПТ выхода ХТ20
Обрыв цепи КВА Мигает оранжевым цветом Размыкание цепи УПТ выхода ХТ20
КВА нажата Горит красным цветом Прикоснуться ключом к ТМ-считывалю
КВА в исходном состоянии Мигает зеленым цветом
КЗ цепи УКД Горит оранжевым цветом Замыкание цепи в распределительной коробке GB730 (2)
Обрыв цепи УКД Мигает оранжевым цветом Размыкание цепи в распределительной коробке GB730 (2)
Дверь открыта Горит красным цветом Открытием двери
Дверь закрыта Мигает зеленым цветом Все двери закрыты
Пуск1 Не горит
КЗ пусковой цепи Горит оранжевым цветом Замыкание цепи в конце пускового шлейфа
Обрыв пусковой цепи Мигает оранжевым цветом Обрыв цепи имитационной лампы КМ-24
Мигает красным цветом При всех закрытых дверях, имитация сигнала «Пожар» путём замыкания цепи термо-кабеля или нажатием кнопки ручного пуска
Горит красным цветом Свечение лампочки КМ-24 на пусковой цепи
Пусковая цепь выключена Мигает зеленым цветом
Табло У1(У2) «Уходи»

Табло Н1(Н2) «Не входи»

Не горит
КЗ цепи оповещателя (табло) Горит оранжевым цветом Замыкание цепи в распределительной коробке GB730 (1)
Мигает оранжевым цветом Размыкание цепи в распределительной коробке GB730 (1)
Оповещатель включен Горит красным цветом Путём включения «Тест ОП» с панели управления прибора «Аист»
Оповещатель выключен Мигает зеленым цветом
Размыкание контакта «Пожар» Передача сигнала
Передача сигнала Любые позиции имитации неисправности
Передача сигнала Включение и отключение «Автоматики»
Передача сигнала Имитация сигнала подачи ОТВ
КЗ цепи Выход 1 Горит оранжевым цветом Замыкание цепи УПТ выхода ХТ22
Обрыв цепи Выход 1 Мигает оранжевым цветом Размыкание цепи УПТ выхода ХТ22
Цепь Выход 1 включена Горит красным цветом Любые позиции имитации пожара
Цепь Выход 1 выключен Мигает зеленым цветом
Выход 2 Передача сигнала Любые позиции имитации пожара
Охранная сигнализация Снята с охраны
Взятие под охрану Прикосновение ключем ТМ при закрытых дверях
Режим Охрана Двери закрыты
Сигнал «Тревога» Открытие двери
Снятие с охраны Прикосновение ключем ТМ
Снятие режима «Тревоги» Прикосновение ключем ТМ

5.6.Оценка результатов комплексных испытаний автоматических установок пожарообнаружения пожарной сигнализацией.

5.6.1 Установка пожарообнаружения считается выдержавшей комплексное
испытание с положительными результатами.

5.6.2 Установка оповещения считается выдержавшей комплексное испытание с
положительными результатами.

5.6.3 Установка пожаротушения считается выдержавшей комплексное испытание с
положительными результатами.

  1. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОМПЛЕКСНЫХ ИСПЫТАНИЙ

По результатам испытаний составляется акт о соответствии автоматических Установок противопожарной защиты.

Внешние проявления

Возможная неисправность. Состояние цепи (сигнал)

Результаты испытаний

Индикатор

Состояние индикатора

Результат испытаний

Питание / Связь Отсутствует питание Не горит
Неисправность питания (напряжение ниже нормы) Горит оранжевым цветом
Неисправна АКБ при питании от ППКПУ.

Неисправность РИП при питании от внешнего источника.

Мигает оранжевым цветом
Установлена связь с ППКПУ. Дежурный режим Мигает зеленым цветом
ШС1 Дежурный режим Горит зеленым цветом
КЗ цепи ШС Горит оранжевым цветом
Обрыв цепи ШС Мигает оранжевым цветом
Сработал один пожарный извещатель в ШС Мигает красным цветом
Сработало два или более пожарных извещателя в ШС Горит красным цветом
СДУ Исходное состояние СДУ Мигает зеленым цветом
КЗ цепи СДУ Горит оранжевым цветом
Обрыв цепи СДУ Мигает оранжевым цветом
СДУ сработал (сигнал «ОТВ подано») Горит красным цветом
ВУ (весовое устройство) Исходное состояние ВУ Мигает зеленым цветом
КЗ цепи ВУ Горит оранжевым цветом
Обрыв цепи ВУ Мигает оранжевым цветом
ВУ сработало (сигнал «Утечка ОТВ») Горит красным цветом
КДП (Кнопка дистанционнго пуска) КЗ цепи КДП Горит оранжевым цветом
Обрыв цепи КДП Мигает оранжевым цветом
КДП нажата Горит красным цветом
КДП в исходном состоянии Мигает зеленым цветом
КВА (кнопка включения автоматики) КЗ цепи КВА Горит оранжевым цветом
Обрыв цепи КВА Мигает оранжевым цветом
КВА нажата Горит красным цветом
КВА в исходном состоянии Мигает зеленым цветом
УКД (устройство контроля двери) КЗ цепи УКД Горит оранжевым цветом
Обрыв цепи УКД Мигает оранжевым цветом
Дверь открыта Горит красным цветом
Дверь закрыта Мигает зеленым цветом
Пуск1 Цепь не используется в данной конфигурации (централизованный тип АСПТ).

Цепь не задана в конфигурации (только для Пуск2, Пуск3, Пуск4)

Не горит
КЗ пусковой цепи Горит оранжевым цветом
Обрыв пусковой цепи Мигает оранжевым цветом
Задержка включения пусковой цепи (задержка пуска) Мигает красным цветом
Пусковая цепь включена («Пуск АСПТ») Горит красным цветом
Пусковая цепь выключена Мигает зеленым цветом
Табло У1(У2) «Уходи»

Табло Н1(Н2) «Не входи»

Табло А1(А2) «Автоматика отключена»

Цепь не задана в конфигурации (только для Табло У2, Табло Н2, Табло А2) Не горит
КЗ цепи оповещателя (табло) Горит оранжевым цветом
Обрыв цепи оповещателя (табло) Мигает оранжевым цветом
Оповещатель включен Горит красным цветом
Оповещатель выключен Мигает зеленым цветом
Контакт «Пожар» на КО5 (ХТ1-15/16) Размыкание контакта «Пожар» Передача сигнала
Контакт «Неисправность» на КО5 (ХТ1-17/18) Размыкание контакта «Неисправность» Передача сигнала
Контакт «Автоматика включена» на КО5 (ХТ1-19/20) Замыкание контакта «Автоматика включена» Передача сигнала
Контакт «ОТВ Подано» на КО5 (ХТ1-21/22) Размыкание контакта «ОТВ Подано» Передача сигнала
Выход 1 (Оповещатель о пожаре «Филин-1-12») КЗ цепи Выход 1 Горит оранжевым цветом
Обрыв цепи Выход 1 Мигает оранжевым цветом
Цепь Выход 1 включена Горит красным цветом
Цепь Выход 1 выключен Мигает зеленым цветом
Выход 2 Цепь управления инженерных систем (закрытие клапанов и отключение подачи газа) Передача сигнала
Охранная сигнализация Снята с охраны Горит индикатор ОП на приборе «Нота-2»
Взятие под охрану Моргает зеленым цветом индикатор ШС на приборе «Нота-2», один раз моргает оповещатель «Филин-1-12-Охр»
Режим Охрана Горит зеле ым цветом индикатор ШС на приборе «Нота-2», горит оповещатель «Филин-1-12-Охр»
Сигнал «Тревога» Моргает индикатор ШС красным цветом. Оповещатель «Филин -1-12-Охр» — прерывистое свечение и звуковой сигнал. Выдача сигнала ПЦН на контакты «Тревога» на размыкание на КО5 (ХТ1-23/24)
Снятие с охраны Индикатор ШС и оповещатель «Филин-1-12 Охр» не горит.
Снятие режима «Тревоги» Индикатор ШС продлолжает свечение красным цветом до следующего взятия под охрану (повторное взятие-снятие с охраны). Оповещатель «Филин-1-12 Охр» не горит.
  1. Требования охраны труда и промышленной безопасности при проведении пусконаладочных работ

Выполнение пусконаладочных работ должно проводиться с соблюдением требований следующих нормативных документов:

  • ПОТ Р М-016-2001 Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации
    электроустановок;
  • ГОСТ 12.1.030-81. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление;
  • ГОСТ 12.1.038-82. Электробезопасность. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов.
  • ГОСТ 12.3.032-84. Работы электромонтажные. Общие требования безопасности;
  • ВРД 39-1.14-021-2001. Единая система управления охраной труда и промышленной безопасностью в открытом акционерном обществе «Газпром»;
  • ГОСТ 12.2.062-81* ССТБ. Оборудование производственное. Ограждения защитные;
  • ГОСТ 12.2.061-81 ССТБ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам;
  • ПОТ ОМ — 012-2000 Межотраслевые правила по охране труда на высоте;
  • ГОСТ Р 12.3.047-98 Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля;

К проведению работ допускается технический персонал Исполнителя, обученный безопасным методам работы, прошедший специальный инструктаж, проверку знаний правил безопасности, имеющий соответствующую квалификацию для пусконаладки данного оборудования. Для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и опасных производственных факторов на организм человека при выполнении пусконаладочных работ должны применяться средства коллективной и индивидуальной защиты работающих в соответствии с ГОСТ 12.4.011-89. Персонал должен применять исправные и проверенные защитные средства (диэлектрические перчатки, коврики, инструмент с изолированными ручками и др.).

Рабочие места должны иметь достаточное освещение. При необходимости применяют переносные осветительные приборы с напряжением 24 В.

В местах проведения оперативных переключений должны устанавливаться предупреждающие плакаты и знаки в соответствии с требованиями Межотраслевых Правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок.

При работе с электрооборудованием необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

  • все металлические части, которые могут оказаться под напряжением, должны быть надежно заземлены;
  • не оставлять во время обслуживания подключенные приборы без надзора;
  • у каждого шкафа, распределительного щита под напряжением более 60 В должны быть диэлектрические коврики;
  • не оставлять включенными цепи электроосвещения рабочих мест после окончания работ;
  • не производить работы при неисправном электрооборудовании (нарушен заземляющий контур, сопротивление изоляции ниже допустимого, не закрыты токоведущие шины и др.)

Обсуждение: есть 1 комментарий

    Добрый день! Подскажите ПНР по пожарной сигналицации АПС.ППА у вас есть

    Ответить

Приветствую, друзья! Информация для руководителей и специалистов организаций оказывающих услуги по пожарной безопасности и ответственных лиц за пожарную безопасность в части проведение проверок работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. В частности все заинтересованные получат в работу документ, на основе которого можно будет понять, как организовывать проведение проверки работоспособности систем и установок по пожарной безопасности.

1 мая 2018 года вводится в действие «ГОСТ Р 57974-2017. Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования», который устанавливает требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях систем, установок противопожарной защиты и их элементов. Скачать ГОСТ Р 57974-2017 в формате MS Word можно будет чуть ниже.

Положения ГОСТ Р 57974-2017 распространяются на организацию проведения проверки работоспособности следующих систем:

  • автоматическая установка пожаротушения;
  • автономная установка пожаротушения;
  • автономное устройство пожаротушения;
  • автоматическая пожарная сигнализация;
  • система оповещения и управления эвакуацией;
  • система противодымной защиты;
  • внутренний противопожарный водопроводов.

Поскольку отношение к ГОСТам в России на данный момент не однозначное, следует пояснить, что документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе, если иное не установлено законодательством. Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

МЧС России в своём письме от 19.03.2018 г. № 91-1080-19 также проинформировало о том, что несоблюдение положений ГОСТов, применяемых на добровольной основе, не может квалифицироваться в качестве нарушения обязательных требований в области пожарной безопасности. Содержание письма небольшое, поэтому процитирую его целиком. Скачать данное письмо в формате MS Word также можно будет чуть ниже.

В настоящее время в адрес Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий участились обращения от органов исполнительной власти, организаций и граждан по порядку применения положений ГОСТ Р 56935-2016 "Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112», а также ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования».

В целях разъяснения возникающих вопросов, а также установления единого порядка применения требований пожарной безопасности сообщается, что указанные документы в соответствии Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации» применяются исключительно на добровольной основе.

Неисполнение требований таких документов не может квалифицироваться надзорными органами МЧС России как нарушение обязательных требований.

Одновременно сообщается, что соответствующее информационное письмо МЧС России от 07.03.2018 г. № 43-2220-19 размещено в разделе «Законодательство» (подраздел «Разъяснения нормативных правовых актов») на официальном Интернет-портале МЧС России (www.mchs.gov.ru).

Доведите указанную информацию до заинтересованных органов исполнительной власти, организаций и граждан, в том числе посредством размещения ее на официальных сайтах территориальных органов МЧС России.

С.А. Кададов

Как видите, не так страшен ГОСТ, как его малюют 🙂

Теперь можно скачать сам ГОСТ Р 57974-2017 и разобраться с вопросом, как можно организовывать проведение проверки работоспособности систем и установок по пожарной безопасности.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

ГОСТ Р 57974-2017. Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования.

Письмо МЧС России от 19 марта 2018 г. № 91-1080-19 «О направлении информации»

На этом всё. Если информация пригодилась, то чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки и отписываемся в комментариях 😉 Спасибо за поддержку!

Продолжение следует...

По данным ФГБУ СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Московской области», в 60% случаев испытания систем противопожарной защиты на предприятиях показывают несоответствие фактических показателей требованиям по их работоспособности. Выявления таких фактов в ходе проверок надзорных органов влечет привлечение к ответственности руководителя. Предупредить такие нарушения и соответственно возникающие риски руководитель организации может путем правильной организации проверки работоспособности.

Проверка работоспособности систем и установок противопожарной защиты: разберемся с понятиями

Проверка работоспособности систем обеспечения пожарной безопасности представляет собой комплекс действий:

  • по определению фактических значений параметров работоспособности систем,
  • по их сопоставлению с требованиями соответствующих нормативов.

Основа этого определения — понятие работоспособности, которое используется во многих действующих нормативно-правовых актах и трактуется ГОСТ 27.002-2015 «Надежность в технике. Термины и определения» как способность объекта выполнять требуемые функции.

В отличие от рабочего состояния, работоспособное не обязательно подразумевает использование объекта в данный момент времени по назначению, а лишь констатирует такую потенциальную возможность. Термин «работоспособность» по своему объему значительно шире, чем, например, исправное состояние, ведь исправность обуславливается лишь соответствием всех требований производственной документации.

В случае неработоспособности система неспособна выполнять одну или более установленных назначением функций. Это может быть обусловлено как внутренними особенностями системы, так и некачественностью ее профилактического технического обслуживания. Отсюда, техническое обслуживание — это комплекс работ для поддержания объекта обслуживания в работоспособном и исправном состояниях.

Несмотря на то, что термины «техническое обслуживание» и «проверка работоспособности» никогда официально тождественными не считались, долгое время эти работы в силу требований Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (далее — Правила противопожарного режима) проводились единой компанией, имеющей лицензию МЧС России. Такая организация привела к тому, что руководитель предприятия для обеспечения требований ПБ заключал один договор на оказание услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию с поставщиком услуг, т.е. поручал и проверку работоспособности, и техническое обслуживание фактически одному и тому же исполнителю.

Сложившаяся судебная практика, подтвердила, что именно исполнитель при оказании таких услуг обязан выявлять неисправности и несоответствия требованиям нормативных актов в области пожарной безопасности и предпринимать меры для устранения выявленных нарушений. Невыполнение таких действий трактовалось судьями как грубое нарушение лицензионных требований исполнителем и служило основанием для привлечения его к ответственности за административное правонарушение по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В сентябре же 2016 года в Правила противопожарного режима были внесены изменения, правительство РФ сделало в пункте 61 отсылку к национальному стандарту по вопросу проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты. Стандарт появился спустя год (речь идет о ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» , далее — ГОСТ Р 57974-2017) и установил дополнительное требование к стороннему исполнителю проверки работоспособности — подтверждение компетенции в системе добровольной сертификации. Именно с этого момента вопрос о разделении понятий технического обслуживания и проверки работоспособности стал остро: специалисты пришли к выводу, что для технического обслуживания достаточно лицензии МЧС России, а для проверки работоспособности — «обязательно» наличие сертификата соответствия.

Чем регламентирована проверка работоспособности АУПС, АУПТ и СОУЭ: обзор последних изменений

Проверка работоспособности систем и установок противопожарной защиты направлена на соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) в части недопущения превышения значений допустимого пожарного риска на предприятиях и в организациях. Такая проверка регламентирована пунктом 61 Правил противопожарного режима. Документ обязывает руководителя организовать проверку и оформить акт. При этом необходимо руководствоваться инструкцией на технические средства изготовителя систем и установок и национальными стандартами в этой области.

Говоря о стандартах как о регламентирующих документах, не следует упускать из вида их исключительно рекомендательный характер. Статья 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» утверждает, что применение национального стандарта обязательно для лица только в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, по общему же правилу, документы национальной системы стандартизации применяются в добровольном порядке.

В упомянутом выше ГОСТ Р 57974-2017 к системам противопожарной защиты , которые подлежат проверке, относятся:

  • АУПТ — автоматические и автономные установки пожаротушения;
  • автономные устройства пожаротушения;
  • АУПС — автоматические пожарные сигнализации;
  • СОУЭ — системы оповещения и управления эвакуацией;
  • системы противодымной защиты;
  • внутренние противопожарные водопроводы.

В документе также отражены общие требования и периодичность проведения проверок работоспособности, порядок их организации и требования к технической документации. В числе прочих документов ГОСТ Р 57974-2017 отсылает к следующим стандартам:

  • «ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения» ;
  • «ГОСТ 12.4.009-83. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание» ;
  • «ГОСТ 27.002-2015. Межгосударственный стандарт. Надежность в технике. Термины и определения».

Кто проводит проверку работоспособности АУПС, АУПТ и СОУЭ. Обязательна ли «добровольная» сертификация?

Выдвигает четкие требования к лицам (организациям и индивидуальным предпринимателям), уполномоченным участвовать в проверке работоспособности систем противопожарной защиты (далее — ППЗ) в качестве специалистов. Напомним, что организацией этого мероприятия занимается руководитель проверяемого предприятия, и именно на его плечи ложится ответственность за подбор квалифицированных участников. Согласно ГОСТ Р 57974-2017 , в качестве специалиста альтернативно привлекается:

  • штатный эксперт-аудитор;
  • на договорной основе лицо, компетентность которого подтверждена системой добровольной сертификации.

Понятие эксперта-аудитора, а именно эксперта в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) определено в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» . Таковым является должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обладающее специальными знаниями. При этом, как сообщает МЧС России, до настоящего момента порядок аккредитации таких экспертов не установлен, а в действующих документах разъяснений по этому поводу нет. Вместе с тем, в августе 2017 года МЧС России подготовлен Проект постановления Правительства РФ «Об аттестации экспертов в области оценки пожарного риска», который до сегодняшнего дня активно обговаривается учеными и практиками. Документ устанавливает, что аттестацию будет проводить территориальный орган МЧС России. Проект предусматривает:

  • критерии аттестации;
  • перечень документов, необходимых предоставить заявителю;
  • сроки рассмотрения заявления;
  • порядок проведения квалификационного экзамена;
  • правила формирования реестра экспертов;
  • порядок прекращения его полномочий.

Таким образом, пока вопрос с подтверждением компетентности эксперта-аудитора остается открытым, руководителю организации ничего не остается, как обращаться к «лицу, компетенция, которого подтверждена системой добровольной сертификации». В этой связи стоит обратиться к Федеральному закону № 184-ФЗ «О техническом регулировании» , который предусматривает обязательное подтверждение соответствия только для продукции, в то время как работы и услуги являются объектами добровольного подтверждения, т.е. обязательному подтверждению не подлежат.

Несмотря на это, определение, использованное в ГОСТ Р 57974-2017 , не дает никакого другого варианта подтверждения компетентности, кроме как с помощью системы добровольной сертификации. Таким образом, термин «добровольность», в отсутствие альтернативы, по факту несет скорее «обязательный» характер.

Исходя из Перечня национальных стандартов, необходимых для применения и исполнения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2009 года № 304-р , ГОСТ Р 57974-2017 в перечень «обязательных» стандартов до настоящего момента не внесен, однако это не означает, что изменения не могут произойти в ближайшее время. В связи со спецификой регулирования, в частности, в связи с ужесточением требований к привлекаемой экспертной организации, а также периодичности мероприятий, процедура проведения проверки работоспособности существенно усложнится. В этом случае под удар попадут, в первую очередь, представители малого и среднего бизнеса: теперь они обязаны будут организовывать не только техническое обслуживание, но и проверку работоспособности, при чем, силами различных организаций (имеющих лицензию МЧС РФ и подтвердивших компетенцию в системе добровольной сертификации соответственно).

Как подтвердить компетентность в системе добровольной сертификации по новому ГОСТу

Система добровольной сертификации — это система, созданная юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями для подтверждения соответствия товаров и услуг требованиям действующих нормативов.

Реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации ведется на сайте Росстандарта. Сегодня в Реестре содержатся более 40 систем сертификации, в названиях которых прямо закреплено словосочетание «пожарная безопасность».

Несмотря на это сегодня на сайте Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (далее — НСОПБ) содержится утверждение о том, что «для проведения проверки работоспособности систем и элементов противопожарной защиты собственник может просто выбрать организацию, чья компетентность подтверждена в рамках НСОПБ».

Таким образом, НСОПБ сегодня позиционируется как фактически единственная организация, которая может подтвердить компетентность лиц (как экспертной организации, так и экспертов-аудиторов) в системе добровольной сертификации на монопольной основе.

Для этого экспертная организация должна содержать в штате как минимум:

  • двух экспертов;
  • двух испытателей;
  • испытательную лабораторию.

Специалист же должен обладать высшим или средним профессиональным профильным образованием, иметь соответствующий стаж практической деятельности и пройти необходимую подготовку.

По результатам проверки документов и в случае принятия решения об аккредитации (аттестации) экспертная организация получает Свидетельство об аккредитации (подтверждении компетентности) и утвержденные области оценки соответствия органа по сертификации и испытательной лаборатории, а эксперт — аттестат компетентности.

На официальном сайте НСОПБ размещены письма МЧС России, Научного исследовательского Московского государственного строительного университета, ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве», из которых делается вывод о необходимости и достаточности сертификата системы НСОПБ для оценки и подтверждения соответствия монтажа, ремонта, технического обслуживания и работоспособности систем и элементов противопожарной защиты.

В этой связи хотелось бы, в первую очередь, обратить внимание на существование предусмотренного Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг. Нашумевшим примером применения этой статьи в практике Федеральной антимонопольной службы является Предупреждение, вынесенное в отношении Минобнауки России по поводу письма, в котором были указаны хозяйствующие субъекты, действующие на рынке услуг по добровольной сертификации спортивного оборудования и инвентаря. Федеральная антимонопольная служба посчитала такие действия ограничением выбора хозяйствующих субъектов и созданием дискриминационных условий на рынке услуг по проведению добровольной сертификации.

Кроме этого, законодательством о защите конкуренции предусмотрены запреты на:

  • недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение;
  • недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения;
  • злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Учитывая изложенное, действия и документы НСОПБ, определенно, подлежат правовой оценке Федеральной антимонопольной службой и другими уполномоченными организациями.

Порядок осуществления и документальное оформление проверки работоспособности ППЗ: акт или сертификат

Национальный стандарт ГОСТ Р 57974-2017 определяет такую периодичность проверки работоспособности систем противопожарной защиты:

  • один раз в квартал — для АУПС и СОУЭ;
  • один раз в полгода — для систем противодымной защиты, АУПТ, а также внутреннего противопожарного водопровода.

Проверки работоспособности делятся на плановые — в соответствии с графиком и внеплановые — проводимые по необходимости. В ходе этого мероприятия изучению и оценке подлежат как непосредственно системы и установки, так и документы на них. Перечень необходимой для проведения проверки документации содержится в пункте 7.2 ГОСТ Р 57974-2017 .

Существенно, что для проверки используется только аттестованное испытательное оборудование и поверенные средства измерений. Методика проверки базируется на межгосударственных и национальных стандартах, а также технической документации завода-изготовителя.

Долгое время для целей технического обслуживания и проверки работоспособности систем ППЗ использовались Временные методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору), утвержденные Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору 3 июля 2014 года. Этот документ содержит краткое описание методов проверки отдельно для каждого вида систем и установок ППЗ.

В результате проверки комиссия составляет:

  • акт проверки — если в состав комиссии входит эксперт-аудитор;
  • сертификат соответствия или акт о наличии неисправностей — если проверка проводится экспертной организацией.

Форма акта проверки работоспособности содержится в Приложении № 19 к приказу МЧС России от 28 мая 2012 года № 292 «Об утверждении форм документов, используемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в процессе лицензирования в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». В акте указываются:

  • данные проверяемого предприятия и эксперта;
  • период проведения проверки;
  • вид проверяемых систем ППЗ;
  • перечень проведенных работ;
  • результаты проверки, вывод о работоспособности или неработоспособности системы.

В случае же привлечения экспертной организации, по результатам проверки работоспособности предприятие получает сертификат соответствия, который регистрируется в Федеральном реестре государственного технического комитета по стандартизации и учитывается при формировании индикатора пожарного риска на объекте защиты. Последнее, безусловно, дает предприятию, привлекающему экспертную организацию, существенные преимущества и делает этот вариант организации более привлекательным.

Таким образом, проверка работоспособности систем и установок ППЗ — это самостоятельная процедура, организовываемая руководителем предприятия с обязательным привлечением экспертов в области пожарной безопасности. Национальный стандарт в этой области настоятельно рекомендует пользоваться услугами специалистов, компетентность которых подтверждена в системе добровольной сертификации. Такое регулирование существенно усложняет организацию проверки и возлагает на представителей бизнеса дополнительные затраты, что выглядит крайне непоследовательно с учетом оглашения Президентом России в очередном послании Федеральному Собранию новых экономических и социальных перспектив для малого и среднего бизнеса.