В квартире

Основные виды природопользования. Виды и формы природопользования

Основные виды природопользования. Виды и формы природопользования

Природопользование – это деятельность, осуществляемая обществом людей, которая направлена на удовлетворение потребностей через использование ресурсов природы. В действиях важно опираться на обоснованную учеными оценку возможностей окружающей среды. Она составляется исходя из данных, полученных в результате разведки, выявления, учета количественного и качественного состава.

Виды природопользования

Рациональное природопользование – деятельность общества, направленная на более полное использование добытых ресурсов. Обеспечение этого условия осуществляется там, где это возможно. Проводятся работы по минимизации негативных последствий для окружающей среды. Примеры этих действий:

Нерациональное природопользование – отношение к природе, не учитывающее необходимый уровень средоохраны, ее качественное улучшение. Результатом деятельности является истощение и снижение качества ресурсов. Примеры таких мероприятий:

  • Необдуманный выпас скота, приводящий к вытаптыванию плодородных земель.
  • Браконьерская вырубка лесов.
  • Истребление определенных видов флоры и фауны.
  • Загрязнение окружающей среды теплом, радиацией и т. п.

Природопользование и охрана окружающей среды

Загрязняется окружающая среда через внесение негативных изменений в ее свойства, что приводит к угнетающему действию на человека и биосферу. Рациональное природопользование предназначено для предотвращения такого воздействия. Сильнее всего окружающую среду загрязняет деятельность человека (антропогенное воздействие). Некоторые природные явления также могут негативно сказаться на отдельных природных комплексах. К ним относят вулканические извержения и прочее.

Природопользование окружающей среды предполагает знание основных видов антропогенных воздействий:

  • Физическое: тепловое, радиоактивное, механическое, шумовое и электромагнитное.
  • Химическое: аэрозоли, тяжелые металлы, пестициды, пластмассы. Этот тип загрязнения у всех на слуху.
  • Биологическое: биогенное, микробиологическое.

Загрязнение земных оболочек

Природопользование – это учение, направленное на предотвращение негативного воздействия на все оболочки Земли. Литосфера совместно с почвой воспринимает загрязнение от ядов, удобрений и других химических соединений. Из мегаполисов в природу ежегодно вывозится около 12 млрд тонн мусора. Добыча горных пород открытым способом лишает землю сформировавшегося за многие миллионы лет плодородного слоя. Почвы подвергаются эрозии, заболачиванию, загрязнению солями и истощаются от нерационального земледелия.

Охрана природопользования касается и гидросферы, которая страдает от заводских стоков, смывов с сельхозугодий, бытовых отходов. Самыми опасными для окружающей среды являются химические и металлургические предприятия. Отдельную опасность представляет загрязнение нефтепродуктами. В моря и океаны каждый год попадает порядка 15 млн тонн углеводородов.

В основах природопользования и охраны окружающей среды прописаны меры по защите воздушной оболочки Земли. Основные источники загрязнения – заводы и автомобильный транспорт. Они выделяют в атмосферу радиоактивные элементы, углекислый газ, окислы серы, азота и тяжелые металлы.

Мероприятия по охране природы

Сфера природопользования не ограничивается только лишь перечислением наносимого окружающей среде вреда. Загрязнение природы ведет к возникновению многих проблем на региональном и глобальном уровнях, истощению ресурсов природы. Для их решения и предотвращения проводят следующие мероприятия:

  • Введение в строй очистных сооружений.
  • Возведение дымовых труб большой высоты.
  • Применение топлива с меньшим количеством вредных выделений.
  • Модернизация производственных мощностей с целью сокращения или исключения отходов.
  • Защита растений биологическими средствами вместо химических.
  • Использование шумоизоляции при возведении зданий.
  • Сбор и переработка отходов.
  • Принятие законов, направленных на охрану природы, с серьезными санкциями к нарушителям.
  • Введение пошлин на отравляющие выбросы.
  • Увеличение количества заповедников и особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
  • Воспитание в подрастающем поколении стремления относиться к природе уважительно и с любовью.

Особо охраняемые природные территории

ООПТ – объекты достояния всех наций, представляющие собой земельные, водные и воздушные участки в месте расположения биогеоценозов, имеющих особое значение для науки, культуры, средоохраны, оздоровления. Этот статус присваивается по решению госорганов. При этом такие территории изымаются (иногда частично) из использования в народном хозяйстве и охраняются законом.

Природопользование – это уникальная область знаний, которой занимаются организации из разных стран. Международные компании насчитали в мире порядка 10 тысяч значимых ООПТ разных типов: заказники, национальные парки и так далее.

Заповедники

Заповедниками называют участки природы, которые полностью изъяты из хозяйственного пользования, предназначающиеся для обеспечения охраны и изучения биогеоценозов. Их существует несколько разновидностей:


Заповедник может быть биосферным. Таким термином обозначают территории, имеющие эталонный ландшафт и типичный состав флоры и фауны для него. Они позволяют решать задачи, связанные с сохранением биогеоценозов, а также наблюдением за состоянием соседних территорий. В большинстве случаев их организуют в заповедных зонах и на участках, находящихся под охраной.

Экология

Грамотное природопользование – это первый шаг на пути к охране природы. Часто термином «экология» именуют мероприятия по охране окружающей человечество среды, а порой и положение дел в ней. Это в корне не верно. Не нужно приравнивать объемную и многогранную науку и простейшие правила чистоплотного поведения. Уборка мусора, организация свалок, дезинфекция воды, очистные сооружения и пресечение деятельности браконьеров не требуют привлечения экологии. Эти вопросы решаются с помощью грамотной организации и техники.

Экология необходима на более ранних этапах – для всестороннего обоснования мер по охране природы и окружающей среды. С ее помощью изучают связи организмов с неорганическим окружением, а также между собой. Прикладная экология, природопользование и охрана окружающей среды тесно взаимосвязаны, однако это разные понятия.

Природоохрана и средоохрана: в чем разница?

Большинство людей не видят различий в этих терминах. Применительно к современной цивилизации это очень далекие понятия, потому что в окружающей человека среде большое количество искусственных составляющих, не имеющих отношения к природе. Эта область, созданная людьми, активно вытесняет естественные составляющие. Природоохрана и средоохрана имеют одинаковую цель: сохранить здоровье и благополучие человечества. Отличаются методы ее достижения.

Охрана природы строится на понимании процессов, происходящих в биосфере, разнообразия биологических организмов, состояния экосистем. Достижение цели происходит через лимитирование или запрет использования ресурсов планеты, сохранение целостности сложившихся систем.

Охрана окружающей среды исходит из безопасной обстановки для общества. Цель достигается посредством исключения возможности попадания в нее опасных для людей веществ. Другими словами: чтобы в городе было чисто, а за его пределами – хоть трава не расти.

Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных и оздоровительных. Отсюда содержание природопользования включает три ее формы: экономическую, экологическую и культурно-оздоровительную (рекреационную).

Экономическая форма взаимодействия общества и природы возникает в процессе использования человеком природы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Использование природных ресурсов в экономических интересах общества - стержень экономической формы взаимодействия общества и природы.

Экологическая форма возникает в процессе деятельности общества по охране окружающей природной среды. В рамках экологической формы взаимодействия общества и природы выделяются два вида этой формы деятельности:

  • - заповедная охрана, т.е. создание и реализация норм законодательства по заповедной охране природы, проведение мероприятий в этой сфере;
  • - оздоровление окружающей среды, т. е. проведение различного рода мероприятий в этой области.

Деятельность общества по охране природы возникла как следствие экономической деятельности общества. Загрязнение природной среды отходами производства, которые вредны для здоровья человека и представляют собой опасность, а также истощение природных ресурсов и разрушение экологических связей породили необходимость организовать охрану природы. Первоначально деятельность по охране природы носила характер мер по охране памятников природы, но впоследствии, по мере роста потребления природных ресурсов, роста производительных сил и вредного влияния производства на окружающую среду, деятельность по охране природы стала носить характер рационального использования природных ресурсов.

Рациональное использование природных ресурсов, в отличие от потребления, является осознанной формой общественной и государственной деятельности, направленной на сохранение и воспроизводство природных ресурсов. Охрана окружающей среды включает в себя комплекс как экономических, так и административных мер, подчиненных задаче охраны окружающей среды.

Рекреационное природопользование имеет три основные функции: социальную, экономическую и природоохранную. Социальная функция рекреационного природопользования - это удовлетворение специфических потребностей населения в отдыхе, оздоровлении, общении с природой, что способствует укреплению физического и умственного здоровья общества. Экономическая функция заключается, главным образом, в восстановлении рабочей силы. Благодаря рекреации повышается работоспособность, увеличивается фонд рабочего времени, что способствует росту производительности труда. К экономической функции принадлежат также расширение сферы применения труда и ускоренное развитие социальной и производственной инфраструктуры на территориях интенсивного рекреационного природопользования. Природоохранная функция заключается в предотвращении деградации природных рекреационных комплексов под влиянием антропогенной деятельности, в том числе и рекреационной.

Методически рекреационное природопользование следует рассматривать как единство таких процессов, как организация рекреации населения с использованием природных ресурсов и условий, предвидения изменений состояния окружающей среды под воздействием рекреационной деятельности, удовлетворения потребностей населения в природных рекреационных ресурсах и восстановление рабочей силы.

Как правило, в территориально-производственном комплексе определяющим и первичным его элементом является производственная структура. Непроизводственная сфера обеспечивает условия существования и функционирования производственной и является как бы вторичной. Лишь в тех случаях, когда регион имеет рекреационную специализацию, непроизводственная сфера становится первичным фактором, который определяет условия развития производственной сферы. В таком случае возникает необходимость в создании новых форм кооперации предприятий и организаций в рамках единого территориального комплекса с целью максимального и эффективного предоставления рекреационных услуг.

Одной из них является территориально-рекреационный комплекс (ТРК). Он характеризуется единой территорией, которая имеет значительный рекреационный потенциал, совокупность рекреационных учреждений, с тесными производственными связями, единством организационных форм правления, обеспечивающих эффективное использование природных рекреационных ресурсов и социально-экономических условий, сложившихся на данной территории.

Формы природопользования осуществляются в двух видах: общего и специального природопользования.

Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т. д.).

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации: Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.

Под природопользованием подразумевается также совокупность различных форм воздействия на природно-ресурсный потенциал - от его эксплуатации до мер по сохранению и восстановлению. При рациональном природопользовании вовлечение природных ресурсов в сферу человеческой деятельности дает возможность обеспечения потребностей не только настоящего, но и будущих поколений. Это может быть достигнуто только за счет комплексного, экономически эффективного использования ресурсов с соблюдением требований охраны природы.

Нерациональное природопользование ведет к ухудшению природной среды, которое сопровождается явлениями загрязнения, истощения и деградации природных систем, нарушением экологического баланса, разрушением биоценозов. При этом происходит полная или частичная потеря функций природной среды, ее экономического и культурно-оздоровительного потенциала. Перед специалистами в области природопользования стоят следующие задачи:

  • - разработка основных принципов взаимодействия производственной и не производственной деятельности человека с окружающей средой;
  • - оптимизация взаимоотношений между природно-ресурсной базой и социально-экономическим развитием общества;
  • - поиск методов хозяйствования, учитывающих природное равновесие окружающей среды и улучшающих природный потенциал;
  • - разработка единой системы природоохранного законодательства, стандартов и нормативных экологических требований к хозяйственной деятельности и состоянию окружающей среды;
  • - создание новых законодательных экономических отношений в обществе, позволяющих осуществить структурную перестройку национального хозяйства на базе ресурсов и энергосбережения, внедрения более совершенной экологически чистой техники и технологий;
  • - переход на международные экологические стандарты качества окружающей среды, технологических процессов и производимой продукции, обеспечивающие включение РФ в систему Международного экономического сотрудничества;
  • - формирование эффективной системы органов государственного и регионального управления в области экологии и природопользования, призванных осуществлять единую государственную экологическую политику страны.

ВВЕДЕНИЕ – СТР.2

Глава первая: Понятие и виды права природопользования – СТР.3

Глава вторая: Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов – СТР.5

Глава третья: Экологические требования в отдельных отраслях хозяйственной и иной деятельности – СТР.11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – СТР.15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – СТР.16

Введение:

Человек во все периоды своего развития использовал природу и вступал с ней во взаимодействие. Формы и способы этого взаимодействия волновали его всегда и стали одной из важных проблем человечества. Но на различных этапах развития человек по-разному подходил к ее решению.

Задача человечества заключается в том, чтобы использовать природу разумно, воздействовать на нее с учетом ее законов, научно обоснованно и целенаправленно. В противном случае неизбежен конфликт общества с природой, экологический кризис или, как нередко сейчас говорят, экологический иммунодефицит (недостаток или отсутствие в природе защитных сил против отрицательного воздействия человека). Природа не признает шуток с ней, она всегда права, ошибки и заблуждения исходят от людей.

Актуальность данной темы связана с тем, что познание законов природы и воздействие на природу в соответствии с ее законами - первостепенная задача человечества. Вторая задача состоит в том, чтобы внутреннюю и внешнюю политику государства как можно больше экологизировать. Все - экономика, право, наука и техника, образование и воспитание - должно быть проникнуто экологическим духом, духом разумного использования природных ресурсов и эффективной охраны природной среды.

Объектом данного исследования является экологическое право. Предметом исследования становится правовые формы использования ресурсов.

Целью работы является изучить особенности права природопользования и формы природопользования. Для достижения поставленной цели потребуется выполнить ряд задач:

1. Изучить понятие и виды права природопользования.

2. Рассмотреть право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов.

3. Проанализировать экологические требования в отдельных отраслях хозяйственной и иной деятельности.

Каждой задаче соответствует определенная глава в структуре данной работы.

В ходе работы была использована научная, учебная литература, а также различные кодексы РФ и Интернет.

Глава первая : Понятие и виды права природопользования.

Для начала, на мой взгляд, следует рассмотреть понятие и виды права природопользования.

Рассматривая право природопользования в контексте экологического права, следует отметить, что его значение определяется возможностью удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания его жизни на надлежащем уровне, но одновременно является наиболее значительным фактором вредного воздействия на окружающую природную среду. Эффективное и рациональное использование человеком природных ресурсов регламентируется эколого-правовыми нормами. В частности, осуществленная в последние годы кодификация законодательства, регулирующего порядок использования различных природных ресурсов, свидетельствует о наличии более пристального внимания со стороны государства к проблеме юридического закрепления отношений природопользования.

Таким образом, можно заключить, что право природопользования представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения в области рационального и эффективного использования человеком природных ресурсов с целью удовлетворения разнообразных потребностей.

Такие нормы сосредоточены, как правило, в специальных нормативно-правовых актах, регламентирующих так называемые природоресурсовые отношения: земельном, водном, лесном, фаунистическом и т.д.

Нормы, осуществляющие регулирование отношений рационального природопользования и предусматривающие ответственность за нарушение предусмотренных в них требований, содержатся также в гражданском, административном и уголовном законодательстве РФ.

Право природопользования в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих основания возникновения и основания прекращения права природопользования, комплекс прав и обязанностей природопользователей, а также юридические способы защиты прав субъектов природопользования.

Право природопользования в субъективном смысле - это совокупность прав и обязанностей лиц, осуществляющих рациональное природопользование в области использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Осуществление природопользования в РФ базируется на системе принципов, представляющих собой основополагающие правовые идеи, на основе которых регулируются отношения в области использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. К основным принципам природопользования можно отнести следующие:

Право природопользования является производным от права собственности: о наличии данного принципа целесообразно вести речь, когда собственник и природопользователь - разные лица, например, государство в лице специально уполномоченных органов является собственником определенного природного объекта, т.е. осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению, в связи с чем обладает правом предоставления данного природного объекта в пользование другим лицам;

Природопользование должно быть рациональным, т.е. должно иметь место максимально эффективное извлечение полезных свойств из эксплуатируемого природного ресурса, указанное использование должно осуществляться в гармонии с остальной природной, без ущерба для ее состояния;

Целевой характер использования природных ресурсов: при оформлении документа на использование конкретного природного ресурса указывается, для какой цели он предназначен (например, лицензия на право пользования недрами, разрешение на специальное водопользование, лесорубочный билет и др.), поэтому любое отклонение от определенных законодательством и отраженных в специальных документах целей использования природных объектов рассматривается как нарушение эколого-правовых норм;

Возмездность и безвозмездность природопользования означает, что каждый субъект, осуществляющий деятельность по специальному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов обязан вносить установленную законом плату за указанные действия; принцип безвозмездности распространяется на лиц, осуществляющих общее природопользование, т.е. природопользование, не требующее специального разрешения;

Внесение платы за ухудшение качества природных ресурсов: каждый природопользователь, осуществляя эксплуатацию конкретного природного объекта способами, которые повлекли ухудшение его качественного состояния, обязан уплатить за свои действия установленную законом денежную сумму;

Стимулирование эффективного природопользования означает наличие комплекса мероприятий, предпринимаемых государством в лице специально уполномоченных органов по организации дополнительных поощрений лицам, которые осуществляют деятельность по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов с наименьшими материальными затратами и с наибольшими качественными показателями (например, предоставление льготного кредитования и налогообложения физическим и юридическим лицам);

Нормирование и лимитирование природопользования: с целью более эффективной организации использования, воспроизводства и охраны природных объектов государство в лице специально уполномоченных органов осуществляет вышеуказанные действия.

Виды права природопользования можно определить, опираясь на различные классификационные критерии:

1) по основаниям возникновения:

Право общего природопользования представляет собой гарантированную законом возможность использовать безопасную для жизни и здоровья окружающую среду с обязательным соблюдением своих обязанностей, касающихся ее охраны;

Право специального природопользования - это регламентированное государством целевое использование природных ресурсов для удовлетворения материальных и духовных потребностей физическими и юридическими лицами.

2) в зависимости от объектов природопользования:

Право землепользования;

Право пользования недрами;

Право водопользования;

Право лесопользования;

Право пользования растительным и животным миром;

Право пользования атмосферным воздухом.

3) в зависимости от сроков природопользования:

Бессрочное (или постоянное) природопользование: при оформлении документа на осуществление деятельности по использованию, воспроизводству и охране природных объектов не конкретизируется сроки осуществления природопользования;

Срочное природопользование: в свою очередь подразделяется на краткосрочное (не больше 5 лет) и долгосрочное (от 5 лет и больше), а также в качестве обособленного вида природопользования выступают арендные отношения, о которых речь пойдет в последующих разделах.

4) по формам организации:

Право коллективного природопользования: когда полномочия по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов осуществляются предприятием, учреждением, организацией, общественным объединением или любым другим юридическим лицом, независимо от формы собственности;

Право индивидуального природопользования: когда указанные действия осуществляются физическим лицом единолично.

5) в зависимости от способов возникновения отношений природопользования:

Право первичного природопользования: когда собственник того или иного природного объекта напрямую передает указанный объект другому лицу в пользование или на условиях аренды;

Право вторичного природопользования: в данном случае лицо, получившее определенный природный объект в пользование и осуществляющее действия по его использованию воспроизводству и охране передает указанный ресурс третьему лицу во вторичное пользование или на условиях субаренды. Такие действия возможно осуществить только при наличии согласия со стороны собственника природного объекта.

Также виды природопользования можно классифицировать в соответствии с их целевым назначением, например, осуществление землепользования с целью ведения личного подсобного хозяйства; лесопользования - для целей заготовки древесины и т.д

Глава вторая: Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов.

Садовод Григорьев с целью сбора воды для полива садовых культур изменил русло горного ручья, протекавшего по его земельному участку. Правление коллективного сада сочло данные действия незаконными и объявило о введении для Григорьева водного сервитута(ограниченное право пользования чужой вещью). Садовод обратился в суд за защитой своих интересов.

Решите дело.

Воды как часть окружающей природной среды - незаменимый компонент биосферы Земли, который обеспечивает естественные условия жизни на планете, существование животного и растительного мира, являются основой жизнедеятельности людей, экономического, социального и экологического благополучия общества.

Предметом правового регулирования являются водные отношения, то есть отношения в области использования и охраны водных объектов.

Водным объектом признается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

Водные объекты, правовой режим которых регулируется водным законодательством, подразделяются на несколько видов в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков.

В соответствии с Конституцией РФ, в Российской Федерации признаются государственная, муниципальная и частная формы собственности на природные ресурсы.

Все водные объекты на территории страны являются государственной собственностью.

Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленный водный объект (замкнутый водоем) - это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры этих объектов определяются земельным законодательством.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы общей и специальной компетенции - органы исполнительной власти субъектов РФ и органы управления использованием и охраной водного фонда - Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы.

Право распоряжения водными объектами существенно ограничено. Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются. От одного лица к другому могут переходить только права пользования водными объектами в случаях и в порядке, установленных законом. В гражданском обороте могут участвовать лишь обособленные водные объекты как принадлежность земельных участков, на которых они находятся.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие виды прав на водные объекты (ст. 41 ВК РФ):

Право долгосрочного пользования;

Право краткосрочного пользования;

Право ограниченного пользования (водный сервитут).

В краткосрочное и долгосрочное пользование предоставляются водные объекты, находящиеся в государственной собственности.

Водный сервитут - это право ограниченного пользования водным объектом для определенной цели: забора воды без применения технических сооружений, водопоя и прогона скота, использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и др. (ст. 43, 44 ВК РФ).

Водные сервитуты могут быть публичными и частными.

Публичный сервитут означает, что любое лицо может пользоваться общедоступными водными объектами. Если же права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, ограничены в пользу иных заинтересованных лиц, то имеет место частный водный сервитут.

Публичный водный сервитут возникает непосредственно из закона (Водного кодекса РФ) и по существу является правом общего природопользования, реализуемым по отношению к водным объектам.

Право водопользования как важнейший институт водного права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия использования водных объектов, права и обязанности водопользователей.

В субъективном смысле право водопользования - это совокупность конкретных правомочий субъекта по отношению к предоставленному ему в пользование водному объекту.

Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические лица.

Объектом права водопользования являются водные объекты или их части (ст. 7 ВК РФ).

Применительно к способам пользования водными объектами различаются общее и специальное водопользование. Общее водопользование осуществляется без применения сооружений, технических средств и устройств, влияющих на состояние вод, а специальное - с применением таких сооружений и устройств.

Типичными случаями общего водопользования являются забор воды отдельными гражданами для питьевых или бытовых нужд, использование водоемов для отдыха и купания, водопоя скота, плавания на маломерных плавательных средствах, любительское рыболовство и др. Такое водопользование не требует предварительного разрешения компетентных государственных органов и осуществляется, как правило, свободно и бесплатно.

Общее водопользование производится в первую очередь на водоемах общего пользования. Водные объекты общего пользования - это объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. К ним относятся водные объекты, которые являются государственной или муниципальной собственностью (ст. 20 ВК РФ).

Согласно ст. 92 ВК РФ водопользователи имеют право:

Осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством;

Получать информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;

Осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством.

Вместе с тем водопользователи обязаны:

Рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;

Не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;

Не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;

Информировать в установленном порядке соответствующие органы об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов; своевременно осуществлять мероприятия по их предупреждению и устранению;

Выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;

Вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами;

Своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами;

Соблюдать установленный режим использования водоохранных зон;

Выполнять другие обязанности, предусмотренные водным законодательством.

Водный сервитут устанавливается водным законодательством РФ (публичный сервитут) или договором, а в случае спора - на основании решения суда (частный водный сервитут). Для осуществления водных сервитутов не требуется получения лицензии на водопользование.

Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, прав и законных интересов других лиц.

Обеспечение, приостановление или запрещение использования водных объектов устанавливается правительством РФ или органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению органа управления водным фондом, согласованному с заинтересованными ведомствами и организациями.

Защита нарушенных или оспоренных прав пользования водными объектами, а также разрешение споров по любым вопросам использования и охраны водных объектов осуществляются в судебном порядке.

Защита прав пользования водными объектами в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом, а решения, принятые в таком порядке, могут быть обжалованы в суд.

Характерной особенностью правового режима вод является всестороннее регулирование их охраны от различных вредных воздействий.

Правовая охрана вод - это система закрепленных законом мер, направленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загрязнением или засорением водное законодательство признает ухудшение качества вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных частиц (засорение). Истощение вод - устойчивое сокращение их объема.

Вместе с тем водное законодательство устанавливает целый ряд специальных мер, требований и запретов по охране вод.

Граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод.

В случае нарушения закрепленных законом правил рационального использования вод, невыполнения установленных мер по их охране наступает юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

Нормы Водного кодекса РФ не содержат перечня водных нарушений и имеют отсылочный характер. Согласно ст. 130 лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Административная ответственность в виде штрафа наступает по нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда.

Привлечение к уголовной или административной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством.

Согласно ст. 131 ВК РФ граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно или по решению суда, либо арбитражного суда в соответствии со специальными методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Что касается решения конкретно поставленной задачи, следует сказать следующие:

Из задачи видно, правление установило частный сервитут. Статья 43 ВК РФ устанавливает право ограниченного пользования водным объектом (водный сервитут) Водный сервитут - новелла действующего водного законодательства и, прежде всего, ВК РФ 1995 г. Необходимость в нем возникла с введением многообразия форм собственности на природные ресурсы и, прежде всего, на водные объекты. Сервитут есть право одного лица пользоваться в установленном объеме недвижимым имуществом, находящимся в собственности другого лица (ст. 274-277 ГК РФ). При этом в гражданском законодательстве речь идет преимущественно о такой недвижимости, как земля, здания, сооружения. По водному законодательству, сервитут означает ограниченное право пользования водным объектом без получения лицензии. В водном законодательстве право сервитута распространяется на водные объекты, вне зависимости от того, являются ли они обособленными (замкнутыми) водоемами. Между тем, согласно ВК РФ, только обособленные водные объекты и есть недвижимое имущество. Частный сервитут возникает на основании договора с "договорным" пользователем водного объекта или на основании судебного решения. А поскольку ручей не является обособленным водоемом, соответственно не может быть введен частный сервитут. В ВК РФ различаются публичные и частные водные сервитуты. Публичный сервитут возникает непосредственно на основании федерального закона. Для его возникновения не требуется заключения договора пользования водным объектом. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный водный сервитут). Так, например, каждый гражданин имеет право пользоваться водным объектом для любительского рыболовства, плавания на маломерных плавательных средствах и т.п. Статья 44 ВК РФ определяет принцип различий между частным и публичным сервитутом. Публичный сервитут устанавливается не для удовлетворения интересов отдельного водопользователя, как это бывает с частным институтом, а для обеспечения интересов государства (государственных служб), местного самоуправления или местного населения. При установлении частного водного сервитута взимается плата на основании договора, заключаемого между владельцем водного объекта и другими лицами. При публичном водном сервитуте ничего этого не требуется. Однако, если при осуществлении публичного водного сервитута будут причинены убытки основному водопользователю, они подлежат возмещению по нормам ГК РФ. В связи с этим, потерпевшая сторона вправе обратиться в суд за защитой своих имущественных прав. И, наконец, еще одно различие. Публичный водный сервитут устанавливается на основании актов федерального законодательства, о чем прямо указывается в части 2 ст. 43 ВК РФ. Частный водный сервитут может возникать на основании договоренности сторон, судебного решения, сложившегося обычая водопользования в данном регионе. Таким образом, в данной ситуации частный сервитут установлен быть не может, но и действия Григорьева по изменению русла также являются противоправными, и он на основании ВК РФ должен добровольно все восстановить, а также понести ответственность по ст. 8.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ за нарушение правил водопользования.

При этом следует указать, что Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" в ст. 1 вводит в действие новый Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ с 1 января 2007 года, в ст. 3 со дня введения в действие Водного кодекса Российской Федерации признается утратившим силу Водный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4471), на основании которого было сделано решение, при этом в новом Водном кодексе понятие водного сервитута отсутствует, также нет данного понятия и в других источниках законодательства.

Глава третья: Экологические требования в отдельных отраслях хозяйственной и иной деятельности.

Администрацией района принято решение построить птицеводческий комплекс на 300 тыс. кур в 50 м от окраины села «Зеленый бор». Узнав об этом, жители села потребовали собрать сельский сход. Но администрация, отказавшись принять участие в сходе и не дав никаких пояснений селянам, начала строительство комплекса.

Правомерно ли решение администрации? Какие экологические нормы нарушены? Какую ответственность должны понести должностные лица?

Кодексом об административных нарушениях РФ, Главой 8 установлена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. В данном случае виновные в нарушении экологических норм будут нести ответственность по Статье 8.1 Кодекса за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Цель данной статьи - обеспечение соблюдения технологического порядка производства работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, поскольку они могут быть опасными для окружающей среды. Перечисленные в статье работы по своему характеру всегда связаны с возможностью потенциального причинения неконтролируемого вреда окружающей среде. В связи с этим статья подкрепляет требование обязательного соблюдения заранее разработанных и принятых в соответствующем порядке правил, направленных на минимизацию рисков, уменьшение потенциальной угрозы и ограничение вынужденных отрицательных экологических последствий. Сфера действия статьи затрагивает многие отрасли народного хозяйства и занятых в них лиц. Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и выводе из нее предприятий, сооружений и иных объектов, их эксплуатации сформулированы в ст. 34-39 главы VII "Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности" Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды", а требования к отдельным объектам по отраслям народного хозяйства - в ст. 40-49; требования к отдельным видам воздействия и т.п. - в последующих статьях этой главы. Для ответственности за данное правонарушение наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент совершения любого из нарушений экологических требований на любом из перечисленных в норме этапов производственной деятельности. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов, а также должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов (в соответствии с распределением компетенции указанных федеральных служб) (ст. 23.39 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Теперь рассмотрим, какие именно нормы были нарушены администрацией при осуществлении начала строительства птицеводческого комплекса.

Так Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.) Главой VII устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В данной главе Статьей 34 установлены общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Частью 1 данной статьи установлено, что в частности … строительство… зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Частью 2 установлено, что нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда … строительства… зданий, строений, сооружений и иных объектов. При этом часть 3 статьи определяет порядок прекращения в полном объеме… строительства… зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды на основании решения суда и (или) арбитражного суда. Требования к экологическому обоснованию в предпроектной и проектной документации на строительство объектов хозяйственной и иной деятельности определены Инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. N 539.

Статья 37 данного закона определяет требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов. Ею устанавливается, что 1. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.

Далее данный закон в статье 42 устанавливает требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения, к которым следует отнести и объект о строительстве которого говорится в задаче. Данная статья в части 3 определяет, что объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.

Сельское хозяйство - это активная сфера взаимодействия общества и природы, где процессы использования природных ресурсов сочетаются с мерами по охране окружающей среды. В сельское хозяйство включаются следующие основные подотрасли: растениеводство, животноводство и обслуживание сельского хозяйства.

Сфера животноводства подразделяется на:

Мясное и молочное скотоводство;

Свиноводство;

Овцеводство и козоводство;

Птицеводство, в том числе: птицеводство яичное и мясное, птице объединения (мясо-яичные); инкубаторно-птицеводческие станции.

Земли сельскохозяйственного назначения делятся на два основных вида. Основную их часть составляют сельскохозяйственные угодья, т.е. земли, используемые как средство производства. Другая разновидность этих земель - земли, которые используются как территориальный базис для размещения внутрихозяйственных дорог, коммуникаций. На этих землях могут быть расположены замкнутые водоемы, постройки и сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, т.е. объекты недвижимости, непосредственно обслуживающие нужды сельского хозяйства. Сельскохозяйственные угодья в зависимости от их естественных природных свойств и экономической целесообразности использования в целях растениеводства или животноводства подразделяются на следующие виды угодий: пашня, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями, и залежи. Кроме того, в составе этих сельскохозяйственных угодий выделяются также особо ценные для данного региона продуктивные земли, в том числе опытные поля (участки) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений.

Для размещения, проектирования, строительства и эксплуатации объектов сельского хозяйства, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливаются требования в области охраны окружающей среды.

Для объектов сельского хозяйства, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с санитарной классификацией устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон.

Класс I - санитарно-защитная зона 1000 м.

Класс II - санитарно-защитная зона 500 м.

Класс III - санитарно-защитная зона 300 м.

Класс IV - санитарно-защитная зона 100 м.

Класс V - санитарно-защитная зона 50 м.

Данное зонирование на основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, установлено санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 15 марта 2003 года, с 15 июня 2003 г.

Данным постановлением определено, что для предприятий, зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками выделения производственных воздействий (химических, физических, биологических) на среду обитания и здоровье населения, следует предусматривать санитарно-защитные зоны в соответствии с разделами 2 и 3 настоящих норм в зависимости от санитарной классификации.

При этом согласно п. 2.1. установленные этим постановлением требования распространяются на … строительство … зданий и сооружений … сельского хозяйства… и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

В части IV постановления определена санитарная классификация предприятий и производств, тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры минимальных санитарно-защитных зон для них

В разделе 4.3, которого сельскохозяйственные производства и объекты, а именно Фермы птицеводческие от 100 тыс. до 400 тыс. кур-несушек и от 1 до 3 млн. бройлеров в год отнесены ко второму классу, таким образом, санитарно-защитная зона должна составлять минимум 500 м. в поставленном в нашем случае задании данная зона уменьшена в 10 раз, что безусловно, является нарушением, и подпадает под ответственность по КоАП РФ, описанную выше.

При этом согласно статье 56 закона "Об охране окружающей среды" к данным нарушителям м. б. приняты меры воздействия за нарушение природоохранных требований. Таким образом, при нарушении предусмотренных … природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Заключение:

Итак, право природопользования представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения в области рационального и эффективного использования человеком природных ресурсов с целью удовлетворения разнообразных потребностей.

Право природопользования принято рассматривать в двух аспектах: объективное и субъективное право природопользования.

Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Основанием возникновения, изменения и прекращения экологических, как и иных, правоотношений являются юридические факты, то есть обстоятельства, влекущие по действующему законодательству такие правовые последствия.

Так, согласно статье 8 ГК РФ, которая, если и не полностью, то в значительной мере, применима и к экологических правоотношениям, они возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовым актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом и иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла законодательства, порождают права и обязанности.

Среди таких оснований названы договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом, неосновательное обогащение и другие. Конечно, в сфере экологических правоотношений указанные основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений имеют далеко не такое же значение, как это имеет место в гражданских правоотношениях.

Так, договор, являющийся в гражданском праве одним из наиболее универсальных оснований возникновения правоотношений, в сфере экологии играет значительно меньшую роль, хотя и здесь в современных условиях он получил значительное применение, чего ранее, в условиях командно-административной системы и монополизма государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, никогда не было и не могло быть". Действующее же законодательство значительно расширило сферу применения договоров в области земельных, лесных, водных и других отношений.

Вместе с тем в силу специфики экологических отношений, значительного удельного веса природоохранных отношений и роли госорганов в этом большое место среди оснований возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений занимают акты исполнительных органов государственной власти.

Список использованной литературы:

1. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (ВК РФ) (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.).

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ЗК РФ) (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3 июня 2006 г.).

3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп. от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.).

4. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: Юристъ, 2007.

5. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2008.

6. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. - ЗАО Юстицинформ, 2005 г.

7. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.).

Все виды человеческой деятельности и отрасли экономики в различной степени используют материалы и продукты природного происхождения, а затем возвращают в природную среду свои отходы, поэтому проблемы природопользования имеют универсальное значение и рассматривать их необходимо как единую систему практической деятельности человека с учетом специфики отраслей хозяйства.

По используемым свойствам и функциям, а также характеру зависимости от природы выделяют две основные отрасли хозяйства. Это позволяет определить два основных вида (типа) природопользования (в природно-натуральном выражении). В первом случае, речь идет о пользовании природной территорией. Во втором, речь идет о пользовании веществом и энергией, извлеченными из природы и формирующими обмен веществом и энергией, извлеченными из природы и формирующими обмен между человеком и природой.

Отрасли природопользования Характер взаимоотношений с природой
1. Отрасли, тесно связанные с природой
1.1. Природноресурсные отрасли – сельское, лесное, водное хозяйство, гидроэнергетика, горнодобыча, промыслы, использующие природу как источник ресурсов (почвенно-земельных, лесных, водных, минеральных и др. Природа выступает источником предметов труда и потребления и средством производства. Одновременно природные территории являются своего рода «месторождением», где человек разворачивает свою деятельность.
1.2 Отрасли ландшафтопользования – курортно-оздоровительная деятельность, туризм, организация отдыха, горные, водные, «ландшафтные» виды спорта, заповедно-природоохранная, научно-исследовательская деятельность, использующие природу как обязательное условие своего размещения, способствующее их развитию в данном конкретном месте. Природа используется и сохраняется в менее измененном, более естественном состоянии, чем у отраслей вида 1.1. Лишь в ряде случаев ее «приспосабливают» - прокладывают дороги и коммуникации, устраивают водотоки, укрепляют грунты. Это осуществляется в пределах минимально изменяющих природные свойства территории и сохраняющие ее красоту, уникальность и разнообразие.
2. Отрасли, менее тесно связанные с природой
2.1. Отрасли, связанные с природой опосредованно, через отрасли вида 1.1. Это так называемые базовые отрасли промышленности – металлургия, энергетика, химическая и строительная индустрия, нефтепереработка, переработка природного и попутного газов, каменного угля, древесины, с/х сырья. Природа используется, прежде всего, как источник сырья и вместилище отходов производства. Важно, сколько вещества у природы можно взять, и сколько она может принять обратно отходов, нарушенного вещества и веществ, не имеющих аналогов в природе; ассимилировать их, рассеять, очистить.
2.2. Отрасли, перерабатывающие, потребляющие и перераспределяющие сырье и энергию преимущественно в обработанном виде. Это «верхние этажи» обрабатывающей промышленности, а также транспорт и иная инфраструктура. Природа для этих видов отраслей наименее значима, однако сами они воздействуют на окружающую среду довольно сильно, так как создают вещества, не имеющие в ней аналогов.


Таким образом, от вида природопользования зависит характер воздействия на природу, его количество и качество, а также заинтересованность в сохранении или преобразовании свойств окружающей среды. Степень заинтересованности в сохранении свойств окружающей среды для каждого природопользователя различна. Чем больше она направлена на сохранения «своих» ресурсов, тем эффективнее и рациональнее природопользование.

Существуют и другие подходы к выделению видов природопользования и их классификации. Из них наиболее распространенны следующие:

1.Общее и специальное природопользование. Общее природопользование не требует какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих в результате их рождения и существования. Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйственными субъектами (предприятиями, фирмами, организациями)на основе законов, постановлений и разрешений компетентных государственных органов. Оно носит целевой характер и подразделяется на землепользование, недропользование, водопользование, лесопользование, а также пользование ресурсами животного мира и атмосферным воздухом.

2.По видам используемых ресурсов - основан на выделении основных видов природных ресурсов как объектов природопользовании. Он дает возможность оценить масштабы и характер использования ПР, их состояние, обнаружить конфликты и противоречия между разными пользователями одного и того же природного источника ресурсов, выявить нарушителей состояния ресурсных источников.

Использование минеральных ресурсов – добыча и переработка минерального сырья и разных видов топлива.

Лесопользование – заготовка древесины, дикорастущих растений (грибов, ягод, лекарственных трав), организация отдыха и туризма, охотничьего промысла, заповедного хозяйства, природоохранных лесов и лесополос, лесонасаждения.

Водопользование – промышленное, бытовое, с/х водопотребление, организация водного транспорта, гидроэнергетики, рыболовства, рекреации и туризма на водоемах и водотоках.

Землепользование – использование земли для размещения производства, расселения людей, строительства городов и коммуникаций, т.е. «как пространственного базиса» жизни и деятельности; использование земли в сельском, лесном, промысловом хозяйстве – как средства производства; использование земли для размещения отходов.

3. Хозяйственный подход , основанный на выделении видов человеческой деятельности, использующих природные ресурсы и свойства окружающей среды для своих целей, т.е. для целей субъектов природопользования. Этот подход позволяет оценить совокупное воздействие отраслей хозяйства на используемые в процессе их деятельности ПР и условия, выявить наиболее крупные по масштабам воздействия и наиболее экологически опасные виды деятельности.

Промышленное природопользование в добывающей и перерабатывающей отраслях промышленности.

Сельскохозяйственное природопользование в земледелии, животноводстве, промыслах.

Коммуникационное природопользование – в наземных и подземных водных, воздушных видах транспорта и других коммуникаций (нефте-, газо- и продуктопроводы, водопровод и канализация, линия электропередач и др.)

4.Экологический подход , основанный на оценках характера и размера источников загрязнения и негативных последствий, возникающей в окружающей природной среде и природных ресурсах под влиянием тех или иных природопользователей или их сочетаний.

Природопользование , преимущественно загрязняющее среду и природные ресурсы.

Природопользование , преимущественно нарушающее среду и ресурсы.

Природопользование , преимущественно количественно исчерпывающее ресурсы и условия среды.

Природопользование , оказывающее комплексное, многостороннее воздействие, вызывающее общую деградацию среды и природных ресурсов.