В квартире

Марья болконская характеристика по главам. Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение

Марья болконская характеристика по главам. Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение

Меню статьи:

В романе Л.Н. Толстого много женских образов, обделенных приятной внешностью. Такое положение вещей негативно сказывается на обладательницах такого недостатка – их игнорируют в обществе, они имеют все шансы остаться одинокими и не изведать семейного счастья.
Одним из таких персонажей является Мари Болконская.

Происхождение Мари Болконской

Марья Болконская дворянского происхождения. Их род имеет древние корни. Князь Рюрик является их предком.

Их семья очень богата.

Семья Марьи Болконской

Семья Болконских не столь многочисленна, как остальные семьи. Во главе семейства стоит князь Николай – бывший военный, человек сложного характера и крутого нрава.

Матери Марии уже нет в живых.

Кроме девушки, в семье еще есть один ребенок – ее старший брат Андрей. Он был удачно женат на княжне Лизе Мейнен, но этот брак брата окончился трагедией – его молодая жена не выжила после родов и умерла. Ребенка удалось спасти – Марья перенимает функции матери по воспитанию ребенка. Это действие не принудительное – молодой девушке приятно заниматься племянником.

К числу членов семьи можно также причислить мадемуазель Бурьен – компаньонку-приживалку.

Внешность княжны Мари

Природа была крайне несправедлива с молодой девушкой – ее внешность желает быть гораздо лучше. Персонажи о ней отзываются так: «ей и портить ничего не надо – они и без того безобразна».

Мари невысокого роста, у нее излишне худое лицо, тело ее было лишено грациозности и красивых форм. Она была физически слабой и крайне непривлекательной.

Единственное, что было красивое в ее облике – это глаза: глубокие, лучистые и искренние. Ее глаза «были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».

Походка Мари также не была похожа на легкую поступь женщин – шаги ее были тяжелы.
Окружающие понимали, что у Мари нет ни одного шанса выйти замуж по любви: «И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство».

Княжна неглупа, она понимает истинное положение вещей и осознает свои физические изъяны, но, как и всем остальным, ей хочется быть любимой и счастливой.

Морально-нравственный облик княжны

Внутренний мир княжны Марьи Болконской значительно отличается от ее внешнего облика.

Мари получила образование дома. Отец учил ее точным наукам, в частности математике и геометрии. Также девушка умеет играть на клавикордах. Она часто предается музыкальным занятиям и может играть подолгу: «слышались по двадцати раз повторяемые трудные пассажи Дюссековой сонаты».

Девушка обладает чистой душой, она полна благородных стремлений. Те, кто общается с ней некоторое время, отмечают этот факт. Их умиляет искренность и доброта девушки. Мари не умеет обманывать людей и лукавить, ей чужды расчетливость и кокетство.

У нее спокойный нрав, она обладает умением анализировать поступки и слова других. Это позволяет ей находиться в неконфликтных отношениях даже со самыми вспыльчивыми людьми. Княжна в первую очередь обращает внимание на внутренний мир человека, ей важна не внутренняя оболочка человека, а его мысли и моральный облик.

Мари глубоко верующая девушка. Религия становится ее страстью, в которой она находит ответы на многие интересующие ее пытливый ум вопросы:

«религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек».

Мари часто помогает бездомным людям, делает она это тайком от отца: «Утешительную мечту и надежду эту дали ей Божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя».

Второй страстью становится ее племянник Николенька – девушка получает искреннее удовольствие, играя и обучая ребенка. Общение с ребенком было ее утешением и фактически единственной радостью в жизни.

Отношение Мари к членам семьи

Отношения в семье Болконских натянуты и напряжены. В первую очередь это связано с характером и нравом старого графа. Он человек вспыльчивый и резкий. Он не умеет держать себя в руках и часто обращается к своим родным в самой грубой форме. Мари то и дело терпит он него издевки и неоправданные замечания. «Все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжну Марью. Он как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее».

Она стойко терпит все его оскорбления. Мари не считает, что ее отец ненавидит ее, она понимает, что он не умеет выразить свою любовь и заботу другим образом.


Отношение Мари к высшему обществу

По своему статусу Мари имеет все права вести активную деятельность в аристократических кругах, но она не делает этого. Девушка всю жизнь провела в деревне, и у нее нет желания что-либо менять в этом плане. Вполне вероятно, что на таком отношении сыграло роль поощрение других норм поведения – кокетство, нередко переходящее в любовную связь, обман, ложь, лицемерие – все это чуждо Мари. Другой причиной отказа от посещения общественных мест вполне вероятно могло быть отношение к внешности княжны. Естественно, что девушке не чужды были любовь и привязанность, ей хотелось создать свою личную семью, а в обществе ей пришлось бы замечать преобладание внешних качеств человека над моральным обликом. Мари стала бы одинокой в таком мире.

Готовность проявлять дружеские отношения

Мари не чуждается общения с людьми. Она охотно готова поддержать с ними дружеские отношения. Так, например, она активно общается с княжной Жюли Карагиной. Фактически, это ее единственная подруга. Жюли, подобно Мари, тоже не наделена милым личиком, поэтому неприятные чувства по поводу восприятия внешности знакомы обеим девушкам. Подруги искренни в своих дружеских порывах, готовы поддержать друг дружку в любых ситуациях.


Второй человек, с которым Мари связывают чувства дружбы, – мадемуазель Бурьен. Девушка живет в доме Болконских и является компаньонкой. Их общение кардинально отличается от дружбы с Жюли. В первую очередь, это касается отношения мадемуазель Бурьен к Мари. В ее случае это псевдо дружба. Девушка готова обмануть Мари ради корыстных целей.

Мари Болконская и Анатоль Курагин

Естественно, что замужество было единственным способом княжны Мари вырваться из дома и прекратить свою жалкую жизнь в оскорблениях. Поэтому, когда Анатоль Курагин приезжает со своим отцом посвататься к девушке, она испытывает тревогу.

«В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная».

Анатоль впечатляет ее своей внешностью – он очень красив. Девушке он кажется хорошим человеком, но ее отец так не думает – Николай Болконский не такой наивный и доверчивый человек, как его дочь. От его взгляда не скрылось ни то, что Анатоль не испытывает не то, что любви, даже чувства симпатии к его дочери, ни интерес молодого человека служанкой Болконских.

Он говорит об этом дочери и наталкивает ее на мысль, что Анатоль ей не пара – его интересуют только деньги, но окончательный выбор оставляет за дочерью. Мари становится свидетелем нежностей Анатоля с мадемуазель Бурьен и отказывает молодому человеку.

Брак с Николаем Ростовым

Новая надежда на личное счастье зажглась в душе Мари с появлением в ее жизни Николая Ростова. Замужество с этим человеком позволило княжне развиваться морально и духовно. Она реализовала себя в качестве матери. Роль воспитательницы близка Мари, она с удовольствием занимается своими детьми и даже ведет дневник, куда записывает всевозможную информацию связанную с этапами развития и особенностями воспитания своих детей.

Мари имеет влияние на своего мужа и учит его поступать с крепостными не по порядкам принятым на службе – в ее понятии грубость и жестокость – это низкие чувства.

Подведем итог: в образе Мари Болконской, впоследствии Ростовой, воплотились высокоморальные порывы к достижению идеала человека. Благородство и добропорядочность – вот главные критерии, определяющие сущность Мари.

Девушка не только придерживается сама этих принципов, но и пытается объяснить окружающим, почему проявление грубости и несдержанности является проявлением низких чувств.

Марья Болконская – княжна из известного романа «Война и мир» Л. Н. Толстого , дочка Николая Болконского. Жизнь ее отличалась от других русских девушек. Она практически всегда была чем-то занята и отец всеми силами старался заниматься правильным воспитанием дочери. Вследствие того, что ей приходилось заниматься точными науками княжна Мария стала сравнительно умной девушкой.

Княжна Марья отличается от всех женщин, которые описаны в романе Л. Н. Толстого. Выросла она в деревне, воспитанием занимался суровый отец. Она не знала тех развлечений, которые были доступны Наташе Ростовой . Кроме того, Марья Николаевна выросла без матери, что тоже наложило отпечаток на жизнь, ей приходилось жить с отцом, которого она одновременно боялась и уважала. У нее практически нет друзей, поэтому она уделяет внимание переписке с Жюли Карагиной. С Наташей Ростовой у них изначально не получилась дружба, но со временем все поменяется. Их сблизит ранение Андрея Болконского . Женщины будут вместе заботиться о нем и их отношение друг другу изменится.

Что же касается внешности девушки, то здесь сложно было что-то выделить. Тело слабое, лицо худое. Больше всего в образе Марьи Болконской выделялись грустные и большие глаза. Они были настолько красивы, что даже на некрасивое тело практически никто не обращал внимания. Натура у девушки была живой, у нее могла быстро меняться настроение и, особенно на него откладывала отпечаток окружающие. Например, князь не в духе, то и княжна была расстроена. Марья Болконская практически менялась на глазах, когда приезжал возлюбленный Анатолий. Княжна всегда мечтала о браке, счастливой семейной жизни и, конечно, о любви. Она выделялась молчаливостью и трудной походкой.

Для Марьи Болконской большое значение всегда имела семья и она сильно любила родительский дом. Отец Николай Болконский обладал сложным характером, но дочь его все равно любила и всегда восхищалась его поступками. Любила княжна Мария и своего брата – Андрея Болконского. Когда он приезжал в Лесные Горы из Петербурга, девушка всегда с любовью его встречала. Так что для Мария семья всегда имела огромное значение. Верила она в Бога, в то, что он всем управляет. Княжна отличается сильной доверчивостью, добротой. Марья Николаевна во всех людях старалась видеть в людях только лучшие характеристики. Ради счастья других людей она готова была пожертвовать собой. Наивная, добрая, мечтательная, умная княжна вызывает симпатию у читателей романа «Война и мир».

Марья Болконская хоть и некрасивая девушка, но наделена глубокой духовностью. В тексте ей автор уделяет мало внимания по сравнению с Наташей Ростовой. Героиня романа мечтала о браке с Анатолием Курагиным. Хоть княжна Марья и кажется нам такой слабой, немного беззащитной, но она может удивить читателя. Она способна выдержать все тяготы жизни, которые выпали на ее судьбу.

Читая роман, можно понять, что Л. Н. Толстой любит свою героиню Марью Николаевну. Конечно, больше симпатии у него вызывает Наташа, но княжна также важна для писателя. В конце романа он подарит Марьи Болконской семью, о которой она так мечтала.

  • Образ Наполеона в романе «Война и мир»
  • Образ Кутузова в романе «Война и мир»
  • Сравнительная характеристика Ростовых и Болконских - сочинение
  • Жизненные искания Наташи Ростовой - сочинение

Другим женским образом, который привлек моё внимание в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», является княжна Марья. Эта героиня внутренне настолько красива, что её внешность не имеет значения. Её глаза излучают такой свет, что лицо теряет свою некрасивость.

Марья искренне верит в Бога, она считает, что только Он имеет право прощать и миловать. Она ругает себя за недобрые мысли, за непослушание отцу и старается видеть в других только хорошее. Она горда и благодарна, как её брат, но её гордость не обижает, потому что доброта- неотъемлемая часть её натуры- смягчает это порою неприятное другим чувство.

По- моему образ Марьи Болконской - это образ ангела - хранителя. Она оберегает всех, за кого чувствует хоть малейшую ответственность. Толстой считает, что такая личность, как княжна Марья, заслуживает много больше, чем союз с Анатолем Курагиным, который так и не понял, какое сокровище он потерял; впрочем, у него были совсем другие нравственные ценности.

Она живет наивным мировоззрением церковной легенды, вызывающем критическое отношение князя Андрея и не совпадающими с воззрениями Пьера Безухого и самого Толстого. В пору лучшего состояния своего здоровья и духа, т. е. до кризисных предсмертных переживаний, князь Андрей не принимал всерьёз религиозных поучений Марии. Только из снисхождения к сестре он считается с её религиозностью. Принимая у неё крест в день отъезда в армию, Андрей шутя замечает: «Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет, то сделаю тебе удовольствие». В своих тяжелых раздумья на Бородинском поле Андрей сомневается в догматах церкви, исповедуемых княжной Марьей, чувствуя их неубедительность. «Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики, а пришел Наполеон и, не знал об его существовании, как щенку с дороги, столкнул его и развалились его Лысые Горы, и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание посланное свыше. Для чего же испытание, когда его нет и не будет? Никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытаниях?». Что касается отношения к героине самого Толстого, то здесь должно быть принято во внимание само настроение образа Марьи, ставящее её мистицизм в связь с тяжелым обстоятельствами личной жизни, что в свою очередь придаёт особую психологическую глубину типизации этого характера. Роман намекает нам на причины религиозности Марьи. Героиня могла стать такой в силу тяжёлых душевных мук, выпавших на её долю и внушавших ей мысль о страдании и самопожертвовании. Марья была некрасива, переживала это и мучилась. Из- за своей внешности ей приходилось терпеть унижение, самым ужасным и оскорбительным из них было то, которое она пережила во время сватовства к ней Анатоля Курагина, когда жених устроил ночью свидание с её компаньонкой Бурьен.

Не случайно именно после этой сцены княжна Марья сознательно ищет душевное исцеление в религиозных чувствах. «Моё призвание другое,- думала про себя княжна Марья,- моё призвание- быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования».

Другой причиной внутренних страданий Марьи, питавших её мистические настроения, был деспотизм отца, стоившей ей слез и нравственных самобичеваний. Она часто сносила оскорбления этого капризного, своенравного и злого по характеру человека. В результате в ней сформировался человек с идеалом христианской морали, любви и самопожертвования. Причем в отличие от Пьера, видевшего активную добродетель в исцелении человечества от порока, Марья сознательно ограничивается одним только личным самоусовершенствованием, через любовь к людям. Так можно понять слова автора: «Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей. Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала».

В произведении «Война и мир» автор, восхищаясь мужеством и стойкостью русского народа, превозносит русских женщин. Княжну Марью, которая чувствует себя оскорбленной при одной мысли о том, что в её имении будут находится французы. Наташу, которая готова уйти из дома в чём была, но отдать все повозки под раненых. Но автор не только восхищается женщиной. Отношение Толстого к женщине не однозначно. В романе он подчеркивает, что внешняя красота- не главное в человеке. Духовный мир, внутренняя красота значат намного больше.

Марья Николаевна Болконская — дочь князя Николая Андреевича Болконского. Вся ее жизнь была расписана в беспрерывных занятиях, потому что отец ее хотел развить в дочери две главные добродетели — деятельность и ум. Князь давал ей уроки алгебры и геометрии. Но «княжна была столь беспорядочна, как отец ее порядочен». Марья Николаевна обладала некрасивым, слабым телом и худым лицом.

Глаза ее, большие, глубокие и лучистые, оставались всегда грустными, но были настолько хороши, «что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты.» Марья Николаевна любила семью, родительский дом. Она уважала своего отца и любила его, хотя тот обладал скверным характером.

Все сделанное им, «возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению». Княжна любила своего брата — князя Андрея, — и с любовью и грустью в глазах смотрела на него по приезду его из Петербурга в Лесные Горы. Марья Николаевна была живой натурой, реагировала на любое изменение настроения окружающих.

Она огорчалась, если князь был не в духе, радовалась приезду жениха Анатоля, волновалась и вспыхивала, дурнела и хорошела буквально на глазах. «В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье и дети, но главною, сильнейшию мечтой была любовь земная.» Княжна волновалась и была в постоянных сомнениях по этому поводу.

Главным порывом ее сердца были слова: « Не желай ничего для себя, не ищи, не волнуйся, не завидуй». Маша верила в неизведанность судьбы человеческой и в волю на все Бога, «без воли которого не падет ни один волос с головы человеческой». Марья Николаевна наивно видела во всех людях любовь, доброту и открытость души.

Так Анатоль, которым двигали только страсть и алчность, представился ей добрым, храбрым, решительным, мужественным и великодушным. Княжна всегда жертвовала собой, была рада счастью других людей. «Моё призвание — быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования…

Я так буду счастлива, когда она будет его женой…» — так думала она, увидев Анатоля с другой женщиной в саду. Такова Марья Николаевна Болконская — наивна, добра, открыта душой, мечтательна, умна и счастлива счастьем других. «Войну и мир» пишет в 60-е годы прошлого века, а окончательную редакцию создает в 70-е, когда в русском обществе шли активные споры о дальнейших путях развития России.

Представители разных направлений по-разному видели решение тех проблем, с которыми столкнулась страна в процессе подготовки и проведения великих реформ 60-х годов. Толстого не мог не отразить взглядов писателя на коренные особенности современной ему , на ход дальнейшего развития России. В кипевших тогда спорах особое внимание уделялось вопросу о народе, вырабатывалось понимание этой категории, а также понимание природы и особенностей именно русского народа.

Велись споры и вокруг того, чьи идеи и взгляды могут оказать на народ наибольшее воздействие. Это было то самое время, когда нищий студент Раскольников в своей каморке придумал «наполеоновскую» теорию о двух разрядах людей. Мысли о возвышающем воздействии сильной личности на народ носились тогда в воздухе.

Свое понимание этой проблемы выразил и Лев Толстой в эпопее «Война и мир». Наполеоновское начало воплощено в романе не только в образе его главного носителя, Наполеона Бонапарта, но и в образах целого ряда персонажей, как центральных, так и второстепенных. Толстой рисует образы императоров Наполеона и Александра, московского губернатора графа Растопчина.

Между этими очень разными образами есть одно существеннейшее для Толстого сходство: в своем отношении к народу эти люди стремятся подняться над ним, стать выше, чем народ, стремятся управлять народной стихией. Степень этого заблуждения и показывает в своем романе Толстой. , который считает, что он управляет огромными массами, руководит действиями людей, видится писателю маленьким мальчиком, дергающим за тесемки, привязанные внутри кареты, и воображающим, что он правит экипажем. Толстой отказывается признать волю, желания так называемых «великих людей» причинами событий огромного исторического масштаба.

Все они, по Толстому, не более чем ярлыки, дающие лишь наименования событиям. Их отношение к народу проистекает из того, что в их представлении - это просто толпа, большое скопление людей, беспрекословно повинующихся повелителю, поступающих так или иначе лишь из желания быть замеченным своим кумиром, заслужить его одобрение и похвалу. Но так ведет себя именно толпа, которой становятся польские уланы, изображенные Толстым в сцене переправы через , - уланы бессмысленно гибнут под взглядами «великого человека», в то время как он даже не обращает на них внимания.

С этим эпизодом прямо соотносится не связанная с ним сюжетно, но перекликающаяся в смысловом отношении сцена приезда в Москву императора Александра. Появление царя приводит толпу, собравшуюся в Кремле, в крайнее возбуждение; Петя Ростов бросается за кусочком бисквита, которые царь кидает в толпу с балкона. Очень важно, что центральным действующим лицом в этой сцене оказывается именно один из Ростовых, которые отличаются у автора естественностью поведения, отвращением к фальши и экзальтированным проявлениям чувств. Петя же бросается за этим кусочком бисквита, зверски выкатив глаза и не отдавая себе отчета в том, зачем он это делает.

В этот момент он полностью сливается с толпой, становится частью ее, а толпа, приведенная в состояние возбуждения, способна на любое зверство, ее можно натравить на невинную жертву, как это и делает Растопчин, губя Верещагина. Так возникает в романе противопоставленный понятию «народ» образ толпы. Народ для Толстого - слишком сложное явление, чтобы 230 было возможно управлять им таким образом. Толстой не считал простой народ легко управляемой однородной массой.

Толстовское понимание народа гораздо глубже. В произведении, где «мысль народная» стоит на первом плане, изображены самые разные проявления народного характера, воплощенные в таких, например, персонажах, как Тихон Щербатый, безусловно полезный в партизанской войне, жестокий и безжалостный по отношению к врагам, характер - естественный, но Толстому малосимпатичный; и Платой Каратаев, который относился по-человечески ко всем, кто его окружал: к барину Пьеру Безухову, к французскому солдатику, к собачонке, приставшей к партии пленных. Каратаев олицетворяет для Безухова мир, покой, уют. Характеры Тихона и Каратаева контрастно противоположны, но, по Толстому, оба они - отражение разных сторон сложного и противоречивого народного характера.

Народ для Толстого - это море, в глубинах которого таятся неведомые и не всегда понятные силы. И это море Толстой отнюдь не склонен был идеализировать. В этом отношении очень характерна история бунта богучаровских крестьян.

Вспомним, что крестьяне взбунтовались именно в тот момент, когда только-только похоронили старого князя, а Андрея не было в имении, и княжна Марья оказывается беспомощной и беззащитной перед бунтовщиками. Толстой говорит о подводных струях в этом море, которые в некоторые моменты выходят на поверхность. С помощью этой сцены автор и дает понять всю сложность и противоречивость народной жизни. Так что же такое народ, по Толстому?

Какие силы им управляют? Ответы на эти вопросы дает главное событие романа - война 1812 года. Именно ее избрал Толстой, чтобы показать мощь движения народного.

Заставляет каждого действовать и поступать так, как не поступать нельзя, вносит в жизнь кантовский «категорический императив». Люди действуют не по приказу, а повинуясь внутреннему чувству, ощущению значительности момента. Толстой пишет, что они объединились в своих стремлениях и действиях, когда почувствовали опасность, нависшую над всем сообществом, именуемом народом, над «роем».

В романе показаны величие и простота жизни «роевой», когда каждый делает свою часть общего большого дела, порой не сознавая своего в нем участия, и человеком движет не инстинкт, а именно законы общественной жизни, как понимал их Толстой. И такой «рой», или мир, состоит не из обезличенной массы, а из отдельных личностей, не теряющих в слиянии с «роем» своей индивидуальности. Это и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, даже если тебе непосредственно не угрожает никакая опасность.

Участниками «роевой» жизни становятся мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения что «она Бонапарту не слуга». Все они деятельные участники народной, «роевой» жизни. В противоположность безликой толпе участники «роевой» жизни - люди одухотворенные, каждый из которых ощущает, что от него зависит исход событий и что причина этих событий - все они, а вовсе не Наполеон или Александр. Очень сильно почувствовала это единение Наташа во время молебна по случаю войны, когда дьякон провозгласил слова великой ектеньи «Миром Господу помолимся».

И это «миром» Наташа понимает именно как «все вместе, без различия сословий». Любимые герои Толстого способны жить общей «роевой» жизнью, все вместе, миром. Мир - высшая общность людей. Изобразить жизнь мира - вот задача Толстого, создающего «эпопею народной жизни».

И в образе Кутузова Толстой воплощает свои представления о том, каким должен быть человек, поставленный Провидением во главе масс. Кутузов не стремится стать над народом, а ощущает себя участником народной жизни, он не руководит движением масс, а только стремится не мешать совершению подлинно исторического события, он постигает народную жизнь особым способом и только поэтому оказывается в состоянии выразить ее. В этом, по Толстому, и заключается подлинное величие личности.

Женский образ в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого - это, можно сказать, тема отдельного произведения. С его помощью автор показывает нам свое отношение к жизни, понимание счастья женщины и ее предназначения. На страницах книги представлено множество характеров и судеб представительниц прекрасного пола: Наташа Ростова, Мария Болконская, Лиза Болконская, Соня, Элен Курагина. Каждая из них достойна нашего внимания и показывает отношение великого писателя к такому Итак, попробуем вспомнить, кто воплощает женский образ в романе «Война и мир». Мы уделим внимание нескольким героиням, которые встречаются на страницах произведения.

Наташа Ростова в начале романа

Этот женский образ в романе «Война и мир» требует наибольшего внимания автора, именно Наташе он посвящает многие страницы своего творения. Героиня, безусловно, вызывает самый живой интерес читателей. В начале произведения она ребенок, но немного позднее перед нами предстает юная восторженная девушка. Мы так и видим, как она грациозно кружится в танце, улыбается, смотрит на жизнь как на только что приоткрытую книгу, полную загадок, чудес, приключений. Это удивительно добрая и открытая юная особа, которая любит весь мир, доверяет ему. Каждый день ее жизни - настоящий праздник, она любимица родителей. Кажется, что такой легкий характер обязательно подарит ей счастливую, беззаботную жизнь с любящим мужем.

Ее восхищает красота лунной ночи, она видит нечто прекрасное в каждом мгновении. Такая восторженность покоряет сердце Андрея Болконского, который случайно услышал разговор Наташи и Сони. Наташа, конечно, тоже влюбляется в него легко, радостно, беззаветно. Однако ее чувство не прошло испытания временем, с такой же готовностью она принимает ухаживания Анатоля Курагина. Андрей не может простить ей этого, в чем признается своему другу, Пьеру Безухову. Наташу сложно винить в неверности, ведь она так молода, так хочет больше узнать о жизни. Таков этот юный женский образ в романе «Война и мир».

Наташа Ростова. Испытания в жизни

Однако на долю девушки выпадает немало испытаний, которые сильно меняют ее характер. Как знать, быть может, если бы Наташа не столкнулась с жизненными трудностями, из нее выросла бы самовлюбленная эгоистка, думающая лишь о своих интересах и радостях, неспособная сделать счастливыми мужа и детей.

Она с готовностью берется ухаживать за умирающим Андреем Болконским, показав себя как вполне зрелая, взрослая личность.

После смерти Андрея Наташа очень горюет, тяжело переживает его уход из жизни. Теперь уже перед нами не веселая кокетка, а серьезная молодая женщина, которая пережила утрату.

Следующий удар в ее жизни - гибель брата Пети. Она не может предаваться горю, так как в помощи нуждается ее мать, которая чуть не из-за потери сына. Наташа день и ночь проводит у ее постели, разговаривает с ней. Ее ласковый голос успокаивает графиню, превратившуюся из моложавой женщины в старуху.

Мы видим перед собой совершенно иной пленительный женский образ в романе «Война и мир». Наташа Ростова теперь совсем другая, она с легкостью жертвует своими интересами ради счастья других. Кажется, будто все тепло, которое дали ей родители, теперь изливается на окружающих.

Наташа Ростова в конце романа

Любимый женский образ в романе «Война и мир» - это для многих образ Наташи Ростовой. Эта героиня любима и самим автором, неспроста он уделяет ей так много внимания. В конце произведения мы видим Наташу матерью большого семейства, которая живет заботами о близких. Теперь она совершенно не напоминает ту юную девочку, которая была перед нами на первых страницах произведения. Счастье этой женщины - благополучие и здоровье детей и мужа Пьера. Ей чуждо пустое времяпрепровождение и праздность. Она с еще большей силой отдает любовь, полученную в нежном возрасте.

Конечно, Наташа теперь не так изящна и красива, она не очень следит за собой, носит простую одежду. Эта женщина живет интересами близких ей людей, целиком отдавая себя мужу и детям.

Удивительно, но она абсолютно счастлива. Известно, что человек способен лишь тогда, когда живет интересами близких, ведь любимые люди - продолжение нас самих. Любовь к детям - это тоже любовь к себе, только в более широком смысле.

Так описал Л. Н. Толстой этот удивительный женский образ в романе «Война и мир». Наташа Ростова, кратко о ней рассказать сложно, - это идеал женщины самого писателя. Он любуется ее грациозной юностью, восхищается повзрослевшей героиней и делает ее счастливой матерью и супругой. Толстой считал, что самое большое счастье для женщины - это замужество и материнство. Только тогда ее жизнь наполнена смыслом.

Л.Н. Толстой также показывает нам, насколько разной может быть женская привлекательность. В юном возрасте восхищение миром, открытость всему новому, безусловно, приводят в восторг окружающих. Однако такое поведение у взрослой дамы может показаться нелепым. Только представьте, если бы красотой ночи восхищалась не юная девушка, а дама более зрелого возраста. Скорее всего, она могла бы выглядеть нелепо. У каждого возраста - своя красота. Забота о близких делает взрослую женщину счастливой, а ее душевная красота заставляет окружающих восхищаться.

Когда старшеклассникам задают сочинение на тему «Мой любимый женский образ в романе "Война и мир"», все без исключения пишут о Наташе Ростовой, хотя при желании, конечно, можно было бы написать о ком-нибудь другом. Это лишний раз подтверждает то, что общепринятые человеческие ценности определены в мире давно, а героиня романа, написанного более ста лет назад, по-прежнему вызывает симпатию.

Марья Болконская

Еще один любимый автором женский образ в романе «Война и мир» - Марья Болконская, сестра Андрея Болконского. В отличие от Наташи, она не обладала живостью характера и привлекательностью. Как пишет про Марью Николаевну Толстой, она была некрасива: слабое тело, худое лицо. Девушка безропотно подчинялась своему отцу, который хотел развить в ней деятельность и ум, будучи уверенным в абсолютной неказистости дочери. Ее жизнь состояла из занятий по алгебре и геометрии.

Однако необыкновенным украшением лица этой женщины были глаза, которые сам автор называет зеркалом души. Именно они делали ее лицо «привлекательнее красоты». Глаза Марьи Николаевны, большие и всегда грустные, излучали доброту. Такое автор дает им удивительное описание.

Женский образ в романе «Война и мир», воплощенный Марьей Николаевной, - это абсолютная добродетель. По тому, как автор пишет о ней, становится понятно, насколько он восхищается такими женщинами, существование которых иногда бывает незаметно.

Сестра Андрея Болконского, также как и Наташа, любит семью, хотя ее никогда не баловали, она воспитывалась в строгости. Марья терпела отца, уважала его. Она даже подумать не могла обсуждать решения Николая Андреевича, благоговела от всего, что он делал.

Марья Николаевна очень впечатлительна и добра. Ее огорчает дурное настроение отца, она искренне радуется приезду жениха, Анатоля Курагина, в котором она видит доброту, мужественность, великодушие.

Как любая добрая женщина, Марья, конечно, мечтает о и детях. Она бесконечно верит в судьбу, в волю Всевышнего. Сестра Болконского не смеет ничего желать для себя, ее благородная глубокая натура не способна завидовать.

Наивность Марьи Николаевны не дает ей увидеть людские пороки. Она во всех видит отражение собственной чистой души: любовь, доброту, порядочность.
Марья принадлежит к числу тех которые действительно счастливы счастьем других. Эта умная и светлая женщина просто не способна на злость, зависть, месть и другие низменные чувства.

Итак, второй восхитительный женский образ в романе «Война и мир» - Марья Болконская. Пожалуй, Толстой любит ее не меньше, чем Наташу Ростову, хотя и уделяет ей не так много внимания. Она словно тот идеал автора, к которому Наташа придет через много лет. Не имея ни детей, ни семьи, она находит свое счастье в том, чтобы отдавать тепло другим людям.

Женское счастье Марьи Болконской

Сестра Болконского не ошиблась: ничего не желая для себя, она тем не менее встретила человека, который искренне полюбил ее. Марья стала женой Николая Ростова.

Два, казалось бы, совершенно разных человека идеально подошли друг другу. Каждый из них пережил разочарование: Марья - в Анатоле Курагине, Николай - в Александре Первом. Николай оказался тем человеком, который смог увеличить достаток семьи Болконских, сделав жизнь супруги счастливой.

Марья окружает мужа заботой и пониманием: она одобряет его стремление к совершенствованию самого себя через упорный труд, через ведение хозяйства и заботу о крестьянах.

Женский образ в романе «Война и мир», воплощенный Марьей Болконской, - это портрет настоящей женщины, привыкшей жертвовать собою ради благополучия других и от этого быть счастливой.

Марья Болконская и Наташа Ростова

Наташа Ростова, которую мы видим в начале произведения, абсолютно не похожа на Марью: она желает счастья для себя. Сестра Андрея Болконского, так же как и ее брат, на первое место ставит чувство долга, веру, религию.

Однако чем старше становится Наташа, тем больше она напоминает княжну Марью тем, что желает счастья для других. Тем не менее они отличаются. Счастье Наташи можно назвать более приземленным, она живет повседневными хлопотами и делами.

Марья больше озабочена душевным благополучием близких людей.

Соня

Племянница отца Наташи Ростовой, - еще один женский образ. В романе «Война и мир» Соня, казалось бы, существует лишь для того, чтобы показать лучшие качества Наташи.

Эта девушка, с одной стороны, очень положительная: она рассудительна, порядочна, добра, готова жертвовать собой. Если говорить о ее внешности, то она очень хороша. Это стройная грациозная брюнетка с длинными ресницами и роскошной косой.

Изначально в нее был влюблен Николай Ростов, но они не смогли пожениться, потому что родители Николая настояли на том, чтобы отложить свадьбу.

Жизнь девушки в большей степени подчинена разуму, а не чувствам. Толстой не очень любит эту героиню, несмотря на все ее Он оставляет ее одинокой.

Лиза Болконская

Лиза Болконская - это, можно сказать, героиня второго плана, жена князя Андрея. В свете ее именуют «маленькой княгиней». Она запоминается читателям благодаря хорошенькой верхней губке с усиками. Лиза - привлекательная особа, даже этот небольшой изъян придает молодой женщине свойственное только ей неповторимое очарование. Она хороша, полна жизненных сил и здоровья. Эта женщина с легкостью переносит свое деликатное положение, всем вокруг весело на нее смотреть.

Для Лизы важно бывать в свете, она избалована, даже капризна. Она не склонна к размышлениям о смысле жизни, ведет обычный для светской дамы образ жизни, любит пустые разговоры в салонах и на вечерах, радуется новым нарядам. Жена Болконского не понимает своего мужа, князя Андрея, который считает важным приносить пользу обществу.

Лиза любит его поверхностно, так, словно они только должны пожениться. Он для нее - фон, который вписывается в представления светских дам о том, каким должен быть супруг. Лизе непонятны его размышления о смысле жизни, ей кажется, что все просто.

Им тяжело быть вместе. Андрей вынужден сопровождать ее на балах и прочих светских раутах, что становится для него совершенно невыносимо.

Это, пожалуй, самый простой женский образ в романе «Война и мир». Лиза Болконская с первой редакции романа оставалась неизменной. Ее прототипом стала жена одного из родственников Толстого, княгиня Волконская.

Несмотря на полное отсутствие взаимопонимания между супругами, Андрей Болконский в разговоре с Пьером отмечает, что она - редкая женщина, с которой можно быть спокойным за собственную честь.

Когда Андрей уезжает на войну, Лиза поселяется в доме его отца. Ее поверхностность лишний раз подтверждается тем, что она предпочитает общаться с мадемуазель Бурьенн, а не с княжной Марьей.

Лиза предчувствовала, что не сможет пережить роды, так оно и случилось. Она с любовью относилась ко всем и никому не хотела зла. Об этом говорило ее лицо и после смерти.

Недостаток характера Лизы Болконской состоит в том, что она поверхностна и эгоистична. Однако это не мешает ей быть нежной, ласковой, добродушной. Она приятный и веселый собеседник.

Однако Толстой относится к ней холодно. Он не любит эту героиню из-за ее душевной пустоты.

Элен Курагина

Последний женский образ в романе «Война и мир» - Элен Курагина. Вернее, это последняя героиня, о которой мы напишем в данной статье.

Из всех женщин, которые появляются на страницах этого грандиозного романа, Элен, безусловно, самая красивая и роскошная.

За ее прекрасной внешностью стоят эгоизм, вульгарность, интеллектуальная и духовная неразвитость. Элен осознает силу своей красоты и пользуется ею.

Всего, чего хочет, она добивается за счет собственной внешности. Привыкнув к такому положению вещей, эта женщина перестала стремиться к развитию личности.

Элен становится женой Пьера Безухова исключительно из-за его богатого наследства. Она не стремится в действительности создать крепкую семью, родить детей.

Война 1812 года окончательно расставляет все по своим местам. Ради собственного благополучия Элен принимает католичество, тогда как ее соотечественники объединяются против врага. Эта женщина, образ которой можно назвать «мертвым», действительно умирает.

Безусловно, самый прекрасный внешне женский образ в романе «Война и мир» - Элен. Толстой любуется ее плечами на первом балу Наташи Ростовой, однако он прерывает ее жизнь, считая такое существование бессмысленным.

Лиза Болконская, Элен Курагина и Наташа Ростова

Как уже говорилось выше, смерти Лизы и Элен не были случайными. Они обе жили для себя, были капризны, эгоистичны.

Вспомним, какой же была Наташа Ростова в начале романа. Так же как Лиза Болконская, она восхищалась балами, высшим светом.

Как и Элен Курагину, ее привлекало нечто запретное, недоступное. Именно по этой причине она собиралась бежать с Анатолем.

Однако высокая духовность Наташи не дает ей остаться навсегда поверхностной дурочкой и окунуться, как Элен, в развратную жизнь. Главная героиня романа принимает трудности, выпавшие на ее долю, помогает матери, ухаживает за смертельно больным Андреем.

Смерти Лизы и Элен символизируют то, что увлеченность светскими раутами и желание попробовать запретное должны остаться в юности. Зрелость требует от нас более взвешенного поведения и готовности жертвовать собственными интересами.

Толстой создал целую галерею женских образов. Одни из них он любил, другие - нет, однако для чего-то включил в свой роман. Сложно определить, какой же лучший женский образ в романе «Война и мир». Даже отрицательные и нелюбимые героини были придуманы автором неспроста. Они показывают нам человеческие пороки, неспособность отличать напускное, поверхностное от действительно важного. И пусть каждый решит сам для себя, какой же самый привлекательный женский образ в романе «Война и мир».