В квартире

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Продукты питания. Логопедическое фронтальное занятие план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему Конспект фронтального занятия логопеда в детском саду

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Продукты питания. Логопедическое фронтальное занятие план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему Конспект фронтального занятия логопеда в детском саду

Тема: Звуки [С] и [Сь].

Цель: дифференциация звуков [С, Сь]

Задачи:

Учить детей различать звуки [С] и [Сь];

Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

Обучать детей звуковому анализу слов;

Развитие фонематического слуха;

Зрительной, слуховой памяти и внимания;

Развивать артикуляционную моторику.

Воспитывать внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: предметные картинки, зеркала, книга.

Ход занятия

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Начнем мы сегодня занятие с «Гимнастики для ума». Ответьте мне на вопросы:

Самая болтливая птица (сорока).

Ночная птица (сова).

Число, следующее за числом шесть (семь)

Птица с желтой грудкой (синица)

Усатая рыба (сом)

Что видим, когда спим (сон)

Цвет моря (синий)

Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)

Какие звуки часто повторялись в словах? (Звук [С] и [Сь]).

Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [С] и [Сь] и искать слова, в которых эти звуки встречаются.

Артикуляционная гимнастика

А чтобы правильно произносить эти звуки надо сделать упражнения для губ и язычка.

Упражнения: «Лягушка», «Слоник», «Лопаточка», «Лошадка».

3. Характеристика звуков [С, Сь]

Игра «Гости»

Посмотрите к нам пришли гости. А вы хотите узнать, как их зовут?

Я вам подскажу. Имя девочки начинается со звука [С] Как ее могут звать? (Света, Соня Снежана)

А имя мальчика начинается со звука [Сь]. Как зовут мальчика? (Сема, Сережа).

Какой звук вы слышите в начале слова Соня? (звук [С])

А в слове Сема? (звука [Сь])

А в чем разница между ними? (Звук [С] – твердый, а звук [Сь]- мягкий).

4. Дифференциация звуков [С, Сь] в словах

Игра «Угостим гостей».

Наши гости проголодались, я для них приготовила угощения. Давайте угостим их.

Соню угостим угощениями со звуком [С].

Чем угостим Соню? (Соню угостим мясом, салом, маслом, соком).

Дети поднимают те картинки, в которых есть звук [С].

А Сему угостим угощениями со звуком [Сь].

– Чем угостим Сему? (семечками, селедкой, персиком, апельсином).

А чем еще можно угостить Соню и Сему? (сливой, сливками, киселем).

Гости наши теперь сыты.

Игра «Расселим животных».

Посмотрите, Соня и Сема принесли нам книгу. Книга эта о животных, но звери все убежали. Давайте поможем расселить животных в книгу. Посмотрите в книге одна страница синяя, а другая зеленая. Если слышим звук [С] в названии животного, то поселяем его на синюю страничку, а если слышим звук [Сь] то на зеленую страничку.

– Кого мы поселили на синюю страничку? (собаку, свинью, лису, сорока, соболь)

– Кого мы поселили на зеленую страничку? (поросенка, лося, рысь)

Соня с Семой немного устали давайте немного поиграем.

Физминутка

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)

Развитие психических процессов

Игра «Назови детенышей».

Свинья- поросенок, лось- лосенок, сова-совенок, крыса-крысенок, лиса- лисенок.

Звуковой анализ слова

Игра «Магазин»

Соню мама послала в магазин и попросила купить там все, что начинается со звука. Возьмите синий карандаш и закрасьте бантики около этих предметов.

Детям логопед раздает картинки со звуками [С, Сь]

Какие предметы нашел Марина? (скакалку, самосвал, стул)

А какие предметы увидела Андрей? (стол, самовар, сок)

Игра «Слово рассыпалось»

А сейчас я буду называть вам звуки, а вы составите слово.

С, О, К - СОК

С, У, П- СУП

С, Л, О, Н- СЛОН

С, И, Т, О- СИТО

После каждого отгаданного слова, дети отвечают какой звук в слове, твердый или мягкий.

Итог занятия

Пришла пора нам возвращаться в группу.

С какими звуками мы произносили и искали слова сегодня? (звуками [С] и [Сь]).


Приложение 4

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема : Звуки [С, Сь]

Цель: учить ребенка различать звуки [С]-[Сь] изолированно, в слогах, в словах, на слух и правильно их использовать.

Задачи:

Развивать фонематическое восприятие, память, мышление, мелкую моторику;

Учить правильно обозначать мягкость согласного кружком соответствующего цвета;

Формировать навыки звукового анализа.

Оборудование: картинки с изображением язычка, большого насоса и маленьких насосиков, лист бумаги с контурным изображением больших и маленьких насосов, карандаши, таблица из трех пустых окошечек, кружки зеленого и синего цветов, горка с санками.

Ход занятия

Организационный момент с пальчиковой гимнастикой.

Логопед:

Здравствуй, Вася. Сегодня на занятии мы научимся различать звуки [С, Сь]. Отгадай, кто так кричит:

«Кря - кря – кря»?

Раз - два - шли утята.

Три - четыре - за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался _

Громко - громко запищал:

- Пи -пи -пи - не пищи!

- Мы тут рядом, поищи!

Поочередно сгибать и разгибать все пальцы правой (затем левой) руки. Начиная с большого, а со звуков «Пи - пи - пи» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Тема: Одежда.

Цель: упражнять в нормализации темпо - ритмической организации речи.

Задачи:

Образовательные:

  • упражнять в умении спокойно дышать;
  • закреплять навык правильной речи;
  • упражнять в умении отвечать на вопросы;
  • пополнять словарный запас;
  • упражнять в правильной паузации, темпе и ритме собственной речи;
  • упражнять в согласовании числительных и существительных;
  • упражнять в согласовании притяжательных прилагательных и существительных;

Развиввающие:

  • развивать тактильное восприятие;
  • развивать мелкую и общую моторику (соц., ком, здоровье);
  • развивать оптико-пространственные представления (соц., ком, здоровье);
  • развивать внимание;
  • развивать мышление;
  • развивать память;

Воспитательные:

  • воспитывать активность.

Оборудование: картинки-отгадки, мяч, картинки, с разным количеством предметов, картинки головных уборов, обуви, одежды.

Литература:

Выгодская И. Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская.-- 2-е изд., перераб 1 . и доп.- М.: Просвещение, 1993.- 223 с: ил.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Л: Здравствуйте, ребята. Сейчас мы с вами примем позу покоя и немного отдохнём. Наступает «Волшебный сон»!

Напряженье улетело... И расслаблено все тело... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... И послушный наш язык быть расслабленным привык!

Чуть громче:

Мы спокойны всегда! (Два раза.)

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим! (Два раза.)

Паузы мы соблюдаем! (Два раза.)

Звук ударный выделяем! (Два раза.)

И легко нам говорить! -

И не хочется спешить!

Так спокойно, так приятно

Говорим - и всем понятно!

Хорошо нам отдыхать... Но пора уже вставать!

Громче:

Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы!

  1. Основная часть
  1. Отгадывание загадок

Л: А сейчас послушайте загадки, которые я для вас приготовила:

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером

Брат большой не согласился

И отдельно поселился» (ВАРЕЖКИ)

Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу -
Соскочу, привечу. (РУБАШКИ)

Выше человека,
Ниже курицы. (ШАПКА.)

Д: (Отгадывают загадки.)

Л: Правильно, дети.

2. Сообщение темы

Л: Вы, наверно, догадались, о чём мы с вами будем говорить сегодня на занятии?

Д: Об одежде.

Л: Правильно, ребята. Я вам буду бросать мяч, а вы называйте одежду, которую знаете.

Д: Платье, костюм, брюки, кофта, водолазка, шорты, футболка, майка, сарафан.

  1. Дыхательные упражнения

Л: А сейчас я предлагаю вспомнить, как мы с вами умеем правильно и хорошо дышать. (Упражнение выполняются стоя. Вдох, выдох с поворотом головы; вдох, выдох с поворотом головы в другую сторону; вдох, выдох, поднимая голову; вдох, выдох, опуская голову. (Повторить 5 - 6раз.)

Д: (Выполняют дыхательные упражнения.)

3. Игра «Разная одежда»

Л: Мы с вами немного отдохнули, а теперь поиграем дальше, скажите, пожалуйста, если мы носим одежду зимой, то она какая?

Д: зимняя.

Л: Правильно, а если осенью?

Д: осенняя.

Л: А ещё какая бывает одежда, которую носят в разное время года?

Д: весенняя одежда и летняя.

Л: Молодцы, правильно.

4. Игра «Назови часть»

Л: Ребята, а какие вы знаете элементы или детали одежды, обуви, головных уборов.

Д: Деталь одежды – карман (воротник, манжет, пуговица, петелька, застёжка, кнопка, пояс, молния, штанина.

Л: Хорошо, много вы знаете деталей одежды.

5. Физминутка

Л: Играем мы с вами, а сейчас давайте немного отдохнём. Встанем в круг.

Поспевайте за мной:

Большие ноги шли по дороге: топ-топ-топ, топ-топ-топ (проговаривается в медленном темпе, растягивая слова),

Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ (движения соответствуют словам.) Повторение 2 раза.

6. Игра «Посчитай предметы»

Л: А сейчас, я предлагаю выполнить вам задание, я раздам вам картинки, а вы посчитаете, сколько предметов на ней изображено.

Д: Пять шапок, два платья и т.д.

7. Игра «Кулачки»

Л: Я вам предлагаю поиграть в одну интересную игру. Сожмите пальцы в кулачок (показывает, руки лежат на коленях) покрепче. Чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение! Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхают. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Упражнение выполняется три раза) А теперь слушайте и делайте, как я. Спокойный вдох - выдох, еще раз: вдох - выдох...

Руки на коленях, Кулачки сжаты, Крепко, с напряженьем, Пальчики прижаты.

Большой палец прижимаем к остальным.

Пальчики сильней сжимаем - Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребенка.

Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают ваши пальчики!

Д: (играют в данную игру.)

8. Игра «Мой, моя, мои»

Л: У меня есть мяч, я хочу с вами поиграть, выходите ко мне и вставайте в круг. Я буду кидать вам мяч называть предмет, а вы будите говорить мой, моя, моё, то, что подходит к этому предмету.

Д: (Выполняют задание.)

III. Итог занятия

Л: Чем мы сегодня с вами занимались? Что вам больше всего понравилось?


Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Детский сад»

для старшей логогруппы

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

    обучать умению согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя.

Коррекционно-развивающие:

    отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного числа;

    закреплять, активизировать и расширять знания детей по теме;

    расширять и активизировать словарь глаголов.

Коррекционно-воспитательная:

    воспитывать интерес детей к слову и умение работать индивидуально.

Оборудование: игрушка - Ёжик, фотографии помещений детского сада, предметные картинки с изображением торта, кекса, чая, сока, книги, мячика, пирамидки.

Ход занятия

    Организационный момент.

Логопед (держит в руках игрушку - ёжика - и от его имени здоровается с детьми): Здравствуйте, ребята! Я веселый ёжик. В лесном царстве я решил открыть детский сад, но не знаю, как это сделать. Вы расскажете мне о своем детском саде? (Да!)

    Объявление темы.

Логопед: Ну что же, ребята, сегодня мы постараемся рассказать Ёжику о том, что такое детски сад и чем мы здесь занимаемся. А теперь слушайте внимательно!

    Вводная беседа.

Детский сад

Первый детский сад был открыт в Шотландии. А в России детские сады появились больше ста лет назад. С детьми здесь работают педагоги со специальным образованием. Занятия в детских садах чередуются с играми, труд с отдыхом.

На занятиях дети знакомятся с окружающим миром, учатся рисованию, лепке, конструированию, пению, началам грамоты и математики. У малышей развивают речь и мышление, их учат слушать и понимать объяснения воспитателя, доводить работу до конца. Ребят приучают наблюдать за явлениями природы, воспитывают любовь к ней и уважение к труду людей. Детский сад готовит детей к школе.

    Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: А теперь с вашей помощью я проведу для Ёжика экскурсию по детскому саду.

Игра «Где это происходит?». Можно провести игру, используя фотографии помещений детского сада.

    Раздеваются (где?) - ... (В раздевалке.)

    Моют руки, умываются - ... (В умывальной комнате.)

    Учатся правильно говорить - ... (В логопедическом кабинете.)

    Играют, занимаются, рисуют - ... (В групповой комнате.)

    Танцуют, поют - ... (В музыкальном зале.)

    Спят - ... (В спальне.)

    Бегают, прыгают - ... (В спортивном зале.)

    Режут, варят - ... (В кухне.)

    Осматривают, слушают, лечат - ... (В медицинском кабинете.)

Образование существительных единственного и множественного числа Комната - комнаты - много комнат, спальня - спальни - много спален, коридор - коридоры - много коридоров, раздевалка - раздевалки - много раздевалок, кабинет - кабинеты - много кабинетов, зал - залы - много залов, площадка - площадки - много площадок, веранда - веранды - много веранд, бассейн - бассейны - много бассейнов, игра - игры - много игр, кухня - кухни - много кухонь, игрушка - игрушки - много игрушек.

Логопед: Ребята! Ёж наш гость. Давайте угостим его и подарим подарки.

Игра «Подарки и угощение для Ежа». У каждого ребенка на столе лежат предметные картинки с изображением куклы, пирожного, яблок, чая, сока, книги, мячика, грибов и т.д. Дети берут их и поочередно составляют предложения со словами угощу и подарю (в зависимости от картинки).

Это мой сок. Я угощу Ёжика соком.

Это моя книга. Я подарю Ёжику книгу и т.д.

Логопед: А теперь я приглашаю вас и Ёжика на веселую физкульминутку.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Два притопа, два прихлопа, ежики, ежики.

(пальцы вперед)

Наковальня, наковальня, ножницы, ножницы.

(кулачок на кулачок)

Запрыгали, запрыгали: зайчики, зайчики.

(прыжки на месте)

Ну-ка звонче, ну-ка звонче скажем: «Здравствуйте!»

Логопед: Ребята! Ёжик хочет мне что-то сказать. (Логопед наклоняется к игрушке и прислушивается.) Ему очень стыдно, но он забыл, чем вы занимаетесь в детском саду. Давайте поможем Ежику вспомнить: я буду показывать вам картины, а вы расскажете, чем и где вы занимаетесь.

Игра «Подбери действие». Логопед называет

помещение, а дети говорят, для чего оно нужно в детском саду.

    В медицинском кабинете (что делают?) - ... (Осматривают, слушают, делают прививки, перевязывают.)

    В музыкальном зале (что делают?) - ... (Танцуют, поют, проводят праздники.)

    В физкультурном зале (что делают?) - ... (Прыгают, бегают, тренируются, занимаются спортом, соревнуются.)

    В логопедическом кабинете (что делают?) - ... (Рассказывают, играют, отгадывают, учатся правильно говорить.)

    В кухне (что делают?) - ... (Готовят, варят, жарят, режут, пекут, наливают, раздают.)

    В раздевалке - ...

    В групповой комнате - ...

    В умывальной комнате - ...

    В спальне - ...

    Итог занятия.

Логопед: О чем мы рассказывали на занятии веселому Гному? А зачем он к нам приходил?

Чем занимаются дети в детском саду?

Татьяна Павлова
Логопедическое занятие «Знакомство с органами артикуляции»

Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук» и буква.

Цель : Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции .

Задачи :

1) Коррекционно – образовательные :

Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов ;

Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями , вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции ;

Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции );

Ознакомление детей с понятием «звуки речи»

2) Коррекционно – развивающие :

Развивать фонематический слух посредством игры «Хлопни в ладоши» ;

Развивать координацию движений через физминутку;

3) Коррекционно – воспитательные :

Формировать умение правильно вести себя на занятиях ;

Воспитывать интерес к занятию , доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование : дидактическое пособие «Клоун Язычок» , предназначенное для анализа артикуляции звуков .

Ход занятия

1. Организационный момент .

Здравствуйте, ребята, меня зовут… я учитель-логопед .

Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие .

А теперь посмотрите на эти лица (детям показываю пиктограммы)

Какие они разные! (дети называют эмоции на картинках ) .

Изобразите злую Бабу ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана- царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

А вы знаете, для чего нужен логопед , как он помогает детям?

А у кого бывает речь? А для чего нужна речь?

2. Сообщение темы. Развитие слухового внимания.

Сегодня мы будем слушать, узнавать, произносить разные звуки.

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять- начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Проводится «Игра молчанка» .

Что вы услышали? Попробуйте назвать источник звука? Откуда он?

Человека окружает множество звуков.

Игра «Узнай по звукам» (на столе предметы из стекла, дерева, бумаги, железа) . Эти звуки исходят от действия с различными предметами. Это неречевые звуки.

Чем вы слушали? (Ушами) .

Уши- это важный орган нашего тела . Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (нельзя кричать громко друг другу, и класть в уши мелкие предметы, закрывать уши в холодную погоду).

4. Знакомство с термином речевой звук.

Игра «Звукоподражания» .

Нет, это звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания.

А мы с вами люди говорим, человек обладает речью, мы с вами произносим звуки речи, звуки соединяются в слоги, слоги в слова, слова в словосочетания и предложения.

А теперь для сравнения произнесем : а-а-а-а, у-у-у-у, ш-ш-ш-, р-р-р-р. Мы с вами произносили речевые звуки.

Для чего речь нужна человеку?

Речь необходима тем, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.

5. Знакомство с органами артикуляции .

Скажите, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов.

Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот домик звуков.

В домике этом

Красные звери,

Рядом с дверями-

Белые звери.

Любят зверушки

Конфеты и плюшки

В этом домике есть дверь и даже не одна (работа перед зеркалами) :

Первая дверь это губы, вторая- зубы.

Произнеси звук (п) . Этот звук произносим губами.

Произнесите звук (л) . Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок. В домике есть потолок-небо. Поцокайте, как лошадки, поднимите язычок за верхние зубы почувствовали бугорки- это альвеолы.

Положите ладошки на горлышко и произнесите звук (д) -здесь живет голос иногда он спит и его не слышно произнесите звук (с) .

Органы которые участвуют в образовании звуков можно назвать одним словом -артикуляционный аппарат .

Теперь посмотрим на схему артикуляционного аппарата и назовем его части :

Щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо все органы находятся в ротовой области. А также глотка и гортань.

6. Артикуляционная гимнастика .

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, зубы и язык выполнять разные упражнения : «Иглочка» , «Лопата» , «Качели»

Молодцы, ребята, напомните какое сейчас время года? Правильно осень, несмотря на то, что на улице лежит снег у нас все еще осень, точнее последний месяц осени- ноябрь.

Давайте немного отдохнем, встали 7. Физминутка.

Мы – листики осенние руки вверх, покачивающие движения влево-вправо; На веточках сидели присесть, взмахивая руками; Дунул ветерок – встать, взмах руками вперед; И мы полетели. легкие взмахи руками;

Летели, летели. легкие взмахи руками;

И на землю тихо сели. медленно присесть.

8. Дыхательная гимнастика.

Чтобы красиво произносить звуки, необходимо не только выполнять упражнения для язычка, но и научиться правильному речевому дыханию. Спинка прямая, вдох через нос, плавный, медленный выдох через нос («Дуем на листочки» ).

9. Понятие звуки. Характеристика звуков.

Мы сегодня много говорим о звуках, а что такое звуки?

Даем характеристику звукам гласным и согласным.

Работа со фишками и схемами.

10. Звуковой анализ слов.

Теперь выложим из фишек слово : лук, оса, луна.

11. Понятие буквы.

Ребята, вспомним, что звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим. У каждой буквы есть свое название. Например звук (л) а, бувка эл и т. д.

12. Выложим букву из шнурочков.

Но вначале нам необходимо выполнять упражнения для пальчиков. «Проглот» (с использованием салфетки) .

Ребята, что мы делали сегодня на занятии ? Вам понравилось занятие ? Какие задания вам показались интересными? Какое задание было самым трудным? Ребята, вы очень хорошо поработали, молодцы.

Цели урока:

1. Коррекционно-образовательные:

  • повышение личностной, интеллектуальной, речевой активности;
  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • развитие навыков связной речи;

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления);
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие фонематического восприятия;

3. Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
  • формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: проектор, экран, заставка поезда, музыка, синий камень и зелёная губка, круги синего цвета, колпаки синего и красного цвета, буквы на шнурках, контур буквы В, картинки животных, домики для букв, картинка собаки Волчка, конверт.

Ход занятия

1. Организационный этап:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в деревню буквиков! А вот на чём мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Железный уж ползёт
Пассажиров вдаль везёт. (Поезд)

Игра “Поезд”. Дети строятся в колонну, кладут руки на плечи друг друга и имитируют движения поезда. Перемещаются по группе и подходят к панно “Деревня буквиков”. (Рисунок 1)

2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала:

1) Упражнение “Подними кружок” (Развитие фонематического восприятия.)

Л-д – Посмотрите ребята, кто это нас встречает? (собака) (Рисунок 2)

Л-д – Собаку зовут Волчёк. А каких ещё домашних животных вы знаете? (свинья, кошка, коза, лошадь, корова ) (Рисунок 3 )

Л-д – Скажите, с какого звука начинается кличка собаки Волчёк? (со звука [в])

Л-д – Как вы думаете, это гласный или согласный звук? (это согласный звук, его нельзя петь )

Л-д – Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Что нам мешает? (нам мешают зубки и губки )

Л-д – Каким цветом мы будем обозначать звук [в]? (синим )

Л-д – Произнесите этот звук ещё раз и дайте ему характеристику. (это согласный звонкий твердый звук синего цвета)

Л-д – Правильно. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [в] от других звуков. (Раздает детям синие кружочки.) Я буду говорить, а вы будете поднимать кружок, если услышите звук [в]:

в, у, в, и, с, в, а, о, в

валенки, книга, ворона, стол, окно, варежка, снежинка

Л-д – Отлично. Вы были очень внимательными.

4) Игра Живые звуки” (Развитие навыков звукового анализа и синтеза.)

Л-д – Давайте поиграем в игру “Живые звуки”. Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Если я сначала произнесу звук [в], потом звук – [а]. Что получится? (ВА)

Л-д – Верно.

К доске выходят 2 детей и изображают звук В и А, л-д одевает им колпаки.

Л-д – Как вам надо встать, чтобы получился слог ВА?

Л-д – Правильно. Назовите первый звук в слоге ВА? (В)

Л-д – В каком домике живёт звук [в], в каком звук [а] и почему? (звука [в] живёт в синем домике, потому что он согласный, звука [а] – в красном, гласный)

Л-д – Молодцы!

Аналогично проводится работа по синтезу слогов: ву, во, ви.

5) Упражнение “Камень-губка” (Развитие фонематических представлений – дифференциация звуков[в] и [в"].)

Л-д – Ребята, мы знаем, что все звуки живут в буквах. У звука [в] тоже есть свой домик, давайте на него посмотрим, постараемся запомним как он выглядит.

Л-д открывает конверт.

Л-д – Конверт-то пустой, ребята, наша буква пропала. Наверное, это злой разбойник Буквоед украл нашу букву.

Появляется Буквоед.

Б-д – Что? Потеряли свою букву? (да )

Б-д – Просто так я вам её не отдам. У меня в кармане есть два предмета.

Буквоед достаёт из кармана камень и губку.

Б-д – Скажите, что это? (камень и губка)

Б-д – Я вот ни как не могу понять, почему камень синий, а губка зелёная? (потому, что звук [в] бывает твёрдым и мягким )

Б-д – Если я покажу вам камень вы будете произносить твёрдый звук [в], а если губку – мягкий звук [в"].

Дети выполняют задание.

6) Игра “Магазин” (Рисунок 4) (Совершенствование навыков слогового анализа.)

Б-д – Ха-ха-ха! Неужели вы думаете, что я так просто отдам вам букву. Сначала выполните ещё одно моё задание. Видите магазин “Сюрприз”? (да )

Б-д – Никто никогда не знает, что за товар там бывает. Сегодня в магазине продаются домашние животные. Но так просто их приобрести нельзя, только за волшебные монеты. Животное сможет купить лишь тот, кто разделит его название на слоги, и даст мне правильную монетку.

Б-д раздаёт монеты, дети выполняют задание.(Рисунок 5 )

Л-д – Ну что Буквоед, теперь ты отдашь нам букву?

Б-д – Ну вот ещё. Придумайте с этими словами предложения, тогда может быть, и отдам вам букву.

Л-д – Что ж ребята, придется выполнить нам требования этого разбойника.

Дети придумывают предложения.

6) Упражнение “Сплав по реке букв” (Совершенствование навыка чтения.) (Рисунок 6)

Б-д – Да ребята, вы хорошо выполнили моё задание. Так и быть, дам вам отпечаток буквы.

Б-д достаёт контурное изображение буквы В.

Б-д – А чтобы получить саму букву вам надо добраться до Зеркальной пристани. Для этого надо по реке, на лодочке спуститься и прочитать слоги, которые у вас получаться.

Л-д передвигает лодочку, дети выполняют задание.

Б-д – Молодцы ребята, придётся отдать вам букву.

Б-д достаёт из кармашка Зеркальной станции букву и отдаёт её детям. (Рисунок 7)

3. Динамическая пауза: Упражнение “Зеркало” (Развитие общей моторики и зрительного внимания.)

Б-д – Раз уж мы оказались на зеркальной станции давайте представим, что вы превратились в зеркала. Я буду показывать движения, а вы должны их повторять как будто вы моё зеркало.

Б-д показывает движения, дети повторяют.

4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале:

7) Упражнение “Новосёл” (развитие мелкой моторики, навыков печатанья).

Л-д – Ребята из вас получились отличные зеркала. Наконец-то мы угодили Буквоеду и он отдал нам букву В, теперь мы можем с ним попрощаться. Скажите Б-у до свидания.

Дети прощаются с Б-ом.

Л-д – Скажите ребята, в какой домик мы заселим букву В и почему? (синий )

Л-д – У вас на столе лежат домики для букв. Возьмите пожалуйста цветные карандаши и раскрасьте отмеченный домик. Скажите, каким цветом должна быть шляпка у грибочка? (синим )

Л-д – А каким цветом мы раскрасим шторки у окошка? (одна шторка будет синим цветом, а другая зелёным ).

Л-д – Хорошо, возьмите простые карандаши, сейчас мы будем заселять нашего новосёла. Посмотрите, как я печатаю букву В на доске. Сначала пишу сверху вниз длинную палочку, потом справа от неё – два полукруга, сначала верхний, потом нижний.

Дети выполняют задание.

5. Итог, оценка деятельности детей

Л-д – Скажите ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие? (да )

Л-д – Давайте вспомним, какие задания Буквоеде вы выполнили? (ответы детей)

Л-д – Какую букву похитил Буквоед? (букву В )

Л-д – Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Я приглашаю вас в поезд, и мы отправляемся.

Игра “Поезд”.

Использованная литература:

  1. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-практических занятий. – М.: “Гном-Пресс”, 2000. – 64 с.
  2. Колесникова Е.В. От звука к букве. Демонстрационный материал и методические рекомендации для обучения звуко-буквенному анализу детей 5-7 лет. – М.: Издательство Гнои и Д, 2001. – 64 с.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство Гном и Д, – 2001. – 136 с.
  4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: Детство-пресс, 2008. – 704 с.