В квартире

Как появляются левши. Почему люди рождаются левшами и как это влияет на их здоровье и жизнь

Как появляются левши. Почему люди рождаются левшами и как это влияет на их здоровье и жизнь

Как мы запоминаем?

Никто не может объяснить, как мозг запоминает информацию и как мы потом ее воспроизводим. Но мы довольно много знаем о различных видах запоминания и методах, помогающих нам это делать.

Память - это способность удерживать в уме все узнанное нами и испытанное. Все, что случается с человеком, откладывается на своего рода запоминающей «дорожке». Это запись долго не стирается, если постоянно используется или повторяется.

Существует несколько способов запоминания. Первый - это вспоминание. Например, если через несколько дней после вечеринки кто-то спросит вас, а кто принимал в ней участие, вы попытаетесь вспомнить их имена и внешний облик.

Вспоминание отличается от узнавания - другого типа запоминания информации. Если вас спросят, был ли Билл Джонс на вечеринке, то вы можете узнать это имя как имя одного из тех, кто там был. Или, встретив его на улице, узнаете как человека, бывшего с вами на вечеринке.

Вспоминать труднее, чем узнавать. Если учительница попросит вас вспомнить, о чем говорилось в классе на прошлой неделе, ответить будет тяжелее, чем если бы она назвала предмет и спросила, говорилось ли уже об этом.

Существует зрительная память. Так, вы можете помнить прошлые летние каникулы как стоящую перед глазами картину хижины в горах. Таким же образом можно слышать музыку после того, как уже выключен магнитофон. Это называется слуховой памятью.

Другой тип - это ассоциативное запоминание. Когда вы что-нибудь испытываете, это обычно сопровождается каким-то еще впечатлением. Происходит связывание или ассоциирование, и когда вы вспоминаете одно из событий, то в памяти всплывает и другое.

Многие родители детей-левшей очень беспокоятся по этому поводу, но еще больше удивляются, когда им говорят, что они не должны и пытаться это исправить. Авторитеты утверждают, что если существует сильное преимущество левой руки и человек легко управляет ею, то не следует этому препятствовать.

Около 4 % населения - левши. Если заглянуть в историю, то окажется, что многие гении были левшами, например величайшие скульпторы всех времен - Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Конечно, мы живем в обществе правшей, и большинство предметов, которыми мы пользуемся, сделано именно для таких людей. Дверные ручки, замки, отвертки, автомобили, музыкальные инструменты и даже пуговицы на одежде. Все го приводит к появлению определенных приспособлений для левшей, но зачастую они хорошо обходятся и без этого.

Не существует общепринятого объяснения, почему большинство людей - правши, а только маленькое количество - левши. Одна из теорий состоит в том, что наше тело асимметрично, то есть правая половина вовсе не повторяет в точности левую. Правая сторона лица чуть-чуть отличается от левой, одна нога длиннее другой, ступни немного отличаются по размеру. И такая асимметрия наблюдается во всем нашем теле.



Правое и левое полушария нашего мозга функционируют тоже по-разному, причем предполагают, что левое доминирует над правым.

Нервы связывают каждое полушарие с противоположной стороной тела: правое полушарие с левой и наоборот.

А раз левая часть мозга преобладает, то правая часть тела - более совершенная, лучше приспособленная. Мы читаем, пишем, говорим и работаем при помощи левого полушария мозга. Это и объясняет тот факт, что большинство из нас правши. У левшей же происходит перестановка, то есть правая часть мозга преобладает над левой, а следовательно, такие люди лучше владеют левой стороной тела.

Жизнь у левшей всего мира нелегкая. Практически на протяжении всей истории человечества из-за многочисленных предрассудков, которые существовали в отношении левшей, этих людей воспринимали не так, как остальных – их считали то нечистыми, то колдунами. В средние века, если человек писал левой рукой, то это означало, что его наверняка обвинят в одержимости дьяволом, да и вообще сам дьявол в те времена считался левшой.

С тех пор мир изменился, в том числе изменилось и наше отношение к левшам, хотя по-прежнему склонность пользоваться в повседневной жизни левой рукой, несомненно, ассоциируется с чем-то отрицательным. Письменные столы, парты и блокноты на спирали устроены так, что у левшей постоянно возникают проблемы, эти люди почти лишены возможности пользоваться ножницами. И, как показали исследования, не исключено, что и продолжительность жизни у левшей меньше, чем у праворуких.

Человеческие предрассудки в отношении левшей выглядят тем более несправедливыми, что те такими рождаются. Кстати, ученые уже давно высказывают предположения о том, что у людей леворукость определяется одним-единственным геном. К сожалению, они пока не могут точно сказать, где этот ген находится.

Теперь же в статье, опубликованной на этой неделе в журнале по вопросам генетики PLOS Genetics, группа ученых описывает систему генов, которые связаны с тем, какая рука человека будет доминировать. Более того, авторы статьи связывают такое доминирование с развитием асимметрии туловища и головного мозга.

В своих более ранних исследованиях ученые заметили, что у пациентов, страдающих дислексией, то есть неспособностью к чтению, доминирующая рука зависит от гена PCSK6. Поскольку каждый ген имеет две разновидности, называемые аллелями, то и возможностей для мутации у каждого гена тоже две. Ученые обнаружили, что неспособные к чтению пациенты с более выраженной изменчивостью гена PCSK6, то есть, при которой произошла мутация одной или обеих аллелей, чаще всего бывают праворукими.

Это вызвало особый интерес ученых, поскольку им было известно, что PCSK6 является именно тем геном, который напрямую связан с развитием лево-правой асимметрии человеческого тела. Но ученые не совсем понимали, почему это проявляется только у пациентов с дислексией, поскольку дислексия и то, какая рука является доминирующей, между собой не связаны. Следовательно, ученым пришлось расширить область исследования и включить в эксперимент более 2,6 тысячи человек, не страдающих дислексией.

Как показало исследование, доминирующая рука у основной массы людей определяется не только с помощью гена PCSK6. Существенное влияние на выбор преобладающей руки оказывают и другие гены, отвечающие за развитие право-левой асимметрии человеческого тела. Точно так же, как и в случае с геном PCSK6, влияние этих генов на выбор доминирующей руки зависит от количества мутаций, произошедших в аллелях. Каждый ген способен мутировать, и по предположению ученых, чем больше мутаций произошло у человека в одном направлении (в сторону леворукости или праворукости), тем больше вероятности того, что соответствующая рука и будет у него доминировать.

Эта гипотеза позволяет дать вполне логичный ответ на главный вопрос: если доминирование одной из рук определяется генами и если доминантным признаком, то есть основной чертой человека, является праворукость, почему же тогда леворукость не исчезла из нашей генетической копилки? В действительности же, как предполагают ученые, преобладание одной из рук является не просто «доминантным» или «рецессивным», а более тонким, своего рода неуловимым признаком, поэтому здесь важную роль может играть вся совокупность генов.

И, что самое удивительное, все эти гены связаны с развитием право-левой асимметрии человеческого тела и головного мозга, что является веским доказательством того, что физическая симметрия и доминирование одной из рук связаны между собой. Разрушение одного из этих генов может привести к серьезному нарушению физической симметрии, как, например, situs inversus – транспозиция внутренних органов. Это редкое врожденное состояние, при котором основные внутренние органы имеют зеркальное расположение по сравнению с их нормальным положением (например, сердце находится справа). У лабораторных мышей в результате разрушения гена PCSK6 произошло серьезное нарушение расположения внутренних органов.

И если физическая асимметрия связана с доминированием одной из рук, то у людей, родившихся с транспозицией внутренних органов, по сравнению с основной массой людей должно чаще наблюдаться и доминирование одной из рук. Однако по результатам исследований, такого не происходит – люди, у которых имеется situs inversus, также зеркально противоположно отличаются от большинства людей и по доминированию рук. В связи с этим ученые теоретически допускают, что, хотя эти гены, несомненно, влияют на доминирование одной из рук, в организме человека все-таки, вероятно, существуют и другие механизмы, которые при наличии серьезных нарушений физической симметрии компенсируют праворукость или леворукость.

У других животных, например, у белых медведей или шимпанзе, так же доминирует одна из лап или рук. Шимпанзе при использовании орудий или во время еды предпочитают пользоваться какой-то одной рукой, при этом среди всей популяции количество праворуких и леворуких животных примерно одинаковое. Люди – это единственный вид, у которого разделение на правшей и левшей выраженно наиболее четко – среди всего населения планеты их, соответственно, 90% и 10%.

Одна из преобладающих гипотез, которая объясняет такое разделение, связана с еще одной особенностью человека – способностью говорить. Речевые способности распределены между обоими полушариями головного мозга, кстати, так же, как и доминирование рук, поэтому существуют предположения о том, что доминирование руки, как способность говорить, разделены на своеобразные блоки и распределены по разным полушариям. В большинстве случаев те участки головного мозга, которые управляют речью, находятся в левом полушарии, и такие люди, как правило, являются правшами. А у тех немногих людей, за речевые способности которых отвечают участки мозга в правом полушарии, как правило, доминирует левая рука.

Однако Уильям Брэндлер (William Brandler), докторант из Оксфордского университета и ведущий автор статьи, не уверен, что эта теория достаточно обоснована, поскольку пока нет научных доказательств взаимосвязи между речевыми способностями и доминированием какой-либо руки. Брэндлера гораздо больше интересует то, каким образом премутации и комбинации генетических мутаций привели к тому, что люди в основной своей массе рождаются правшами.

«После того, как мы поймем генетическую составляющую доминирования одной из рук, мы сможем понять эволюционные корни такого доминирования, – считает он. – И когда мы до конца разберемся, какие гены были при этом задействованы, мы, возможно, сумеем понять, как и почему люди рождаются левшами или правшами».

А еще ученый убежден, что даже при том, что на доминирование одной из рук оказывали влияние в том числе и условия жизни (например, вечная неприязнь двух третей населения планеты по отношению к левшам), все-таки главная причина, по которой люди предпочитают пользоваться той или другой рукой, имеет генетическую основу.

«Люди считают, что все дело в окружении, но надо еще задуматься и о том, почему изначально люди рождались правшами, почему такая тенденция преобладает, и почему она отмечается на протяжении всей истории и повсеместно? Почему нет таких сообществ людей, в которых все рождаются левшами? – рассуждает Брэндлер. – То, какая рука является доминирующей, во многом определяется генами, сотней различных вариантов мутаций, и каждая из этих мутаций может направить вас в ту или другую сторону, и именно от вида мутации зависит, какая рука будет преобладать, а еще от вашего окружения, от тех многих факторов, которые оказывают на вас влияние».

Но до тех пор, пока не будет обследовано большое число людей – по мнению Брэндлера, сотни тысяч человек, – невозможно будет составить полную генетическую карту, объясняющую, какие гены управляют доминированием одной из рук, и понять, почему количество левшей и правшей так отличается.

«Для того, чтобы сделать это, потребуется какое-то время, но когда-нибудь это произойдет, – считает Брэндлер. – В генетике произошел серьезный переворот, так что через несколько лет мы по-настоящему сможем разобраться в генетических основах всех этих сложных особенностей человека».

Все человечество можно разделить на множество групп, используя разные критерии: нацию, религию, цвет кожи, половые признаки, на любителей чая или кофе и так далее. Еще одно существенное различие, которое поделило всю человеческую расу на два лагеря - это доминантная деятельность правой или левой руки. Чем левша отличается от правши? Попробуем разобраться.

Знаменитые левши

Левшами были такие выдающиеся личности, как Юлий Цезарь, А. Македонский, У. Черчилль, оба Буша, Б. Обама, Л. да Винчи, А. Эйнштейн, Н. Тесла, И. Ньютон, П. Пикассо, многие актеры кино.

Несколько фактов про левшей из истории

Попросту говоря, одни люди являются левшами, другие - правшами. Чем левша отличается от правши - это очевидно, исходя из самих терминов. Однако, помимо наглядных отличий, существуют еще и те, которые не видно невооруженным взглядом. Например, у левшей более развито мозга, отвечающее за и память.

И действительно, многие творческие люди "леворукие". В давние времена сильно обращали внимание на то, чем левша отличается от правши.

Кстати говоря, на протяжении веков одни народы уважали таких людей, другие, наоборот, всячески их дискредитировали. Так, в Древней Греции они были в почете, так как им приписывали ни больше ни меньше - родство с богами, и считалось, что такие люди приносят удачу. Подобные верования преобладали в Индии и Китае.

Средневековая Европа не отличалась особой толерантностью, поэтому здесь левшей подозревали в сговоре с дьяволом, обвиняли во всех смертных грехах и подвергали страшным пыткам. Те, кто выжил, развили у себя поразительную ловкость и приспосабливаемость, качества, кторые начали передаваться по наследству и сделали левшей лишь сильнее.

Судьба левшей в 20 столетии

В начале и середине 20 столетия отказались от столь радикальных методов и с малых лет ребенка просто переучивали, то есть вырабатывали привычку больше задействовать правую руку. Подобный пример хорошо описан в романе ""Поющие в терновнике"", где главная героиня, маленькая Мэгги, подвергалась подобной практике.

Этому было вполне разумное объяснение. Практически вся сельскохозяйственная и военная техника собиралась под правшей. Левшам просто тяжело было бы приспосабливаться к ним в более позднем возрасте.

Позже психологами было доказано, что навязывание левшам противоречащих их природе навыков негативно сказывается на психологическом и физическом самочувствии. По мнению других авторитетных исследователей, в процессе подавления своей естественной природы они теряют и свои уникальные способности.

Различия между левшами и правшами

Чем отличаются левши от правшей - становится видно с раннего возраста. Больше половины левшей обладают более быстрыми темпами развития, по сравнению со своими праворукими одногодками. Процент людей с задатками гениальности среди левшей значительно выше.

Давно доказано, что это качество передается по наследству, начиная со второго и далее поколений. У одних и тех же родителей дети могут быть разными.

Левша и правша: отличия

Интересный факт, основанный на исследовании: на тысячу правшей рождается один левша. Есть и другие любопытные наблюдения:

  • Не все открыто признаются, но анонимный опрос выяснил, что у почти 68 процентов правшей среди 1000 опрошенных левши не вызывают доверия, и у них нет желания заводить с ними более близкие отношения.
  • В бывшие времена на территории некоторых стран левши предпочитали заключать брачные союзы с себе подобными, чтобы их потомки также обладали данной особенностью. Это было связано со сказочной теорией, которая гласила, что леворукость означает наличие у человека божественных генов.
  • Левши быстро осваивают и адаптируют под себя все необходимые им технические приспособления.

Несколько фактов о левшах

Можно выделить несколько пунктов о том, чем отличается левша от правши, в чем разница между ними:

  1. У левшей более развито правое У правшей, соответственно, наоборот. В первом случае это креативность, эмоциональность, впечатлительность, резкая смена настроения, развитая интуиция; во втором - логическое мышление, способности к математике и другим точным наукам. Оба полушария осуществляют контроль за движениями тела, но делают это перекрестно.
  2. Многие спортсмены являются левшами. Это касается различных единоборств, бокса, фехтования, где они отрабатывают удобную им и проблематичную для соперника тактику.
  3. Каждый пятый выдающийся человек - левша. Проводили исследование: "левым" и "правым" предлагали решить одну и ту же задачу. Левши справлялись быстрее и почти всегда находили больше вариантов решения.
  4. В сложных обстоятельствах правши действуют более оперативно, однако левши находят оригинальные выходы из положения.
  5. Переученные леворукие люди при возврате к своим природным данным могут вернуть и свой ""божественный дар"".
  6. Есть и обратная сторона. Многие психически больные, известные серийные убийцы, маньяки и насильники являлись левшами либо проявляли скрытую "леворукость".

Тесты: как определить левшу в ребенке

Существует несколько способов определить принадлежность новорожденного к той или иной группе. Если в течение первых недель жизни младенец, лежа на спине, поднимает левую руку вверх, плотно прижав правую к себе - он левша. В первые три дня после рождения ребенок преимущественно наклоняет голову вправо - он правша, влево - левша.

Для более старших детей достаточно понаблюдать за их повседневными действиями: какой рукой держит расческу, столовые приборы, какую руку протягивает, чтобы что- то взять. Вывод сделать очень легко.

Дети-левши

Стоит упомянуть, что существует еще третий вид людей, который называется амбидекстры. Это люди, в равной степени владеющие как правой, так и левой рукой. Это очень редкое явление, которым владеют менее 1 процента человечества.

Вот чем отличается левша от правши в юном возрасте, так это упрямством и хорошо развитой мелкой моторикой. Не удивляйтесь, если ребенок-левша в трехлетнем возрасте рисует лучше, чем это делали вы в старших классах, поет мелодичнее, чем соловей, и проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах.

Доверчивость, можно даже сказать наивность, - вот чем отличаются левши от правшей. Бывает, что такие дети позже начинают разговаривать и имеют затруднения в произношении определенных звуков.

Психологи утверждают, что для формирования полноценного и здорового развития у детей-левшей необходимо создать для них обстановку любви и понимания. Не указывать на неаккуратность, что поначалу у них проявляется, а также не сравнивать с другими детьми. Ребенок не должен чувствовать себя изгоем из-за своей врожденной особенности. Задача родителей - привить таким детям самоуважение и помогать осваивать окружающие вещи в их собственном ритме.

Способность стойко выносить трудности - вот чем левша отличается от правши. Возможно, эта черта характера была унаследована ими от предков, подвергавшихся различного рода дискриминациям.

Последствия неправильного обучения левшей

Конечно же, не все так просто и очевидно. Не надо сразу вешать ярлыки на людей исходя из того, какая у них рука ведущая. Практически все специалисты в области образования и развития личности в один голос заявляют о вреде переучивания левшей. Ведь в дальнейшем это может привести к нарушению режима сна и бодрствования, вызвать расстройства пищеварения, частые мигрени, болевые ощущения в правой руке и много других отступлений от нормы.

Чем отличаются левши от правшей? Список этот большой. Но не следует забывать, что способность писать той или иной рукой - далеко не самое главное качество человека.

Отличие левшей от правшей довольно многогранно, но в целом их поведение может нести в себе много общего.

Люди с доминирующей левой рукой, проще говоря, левши, рождались всегда. В древние века левшей считали колдунами и ведьмами, потому что нередко они обладали незаурядными способностями. И такие люди подвергались сожжению на костре. В Древней Руси левшам не разрешалось давать показания в суде. Считалось, что дьявол являлся левшой.

К счастью, времена поменялись, и уже давно известно, что магия здесь не играет никакой роли. Левшой человек уже рождается. Природа создала нас ассиметричными. Наш мозг сам выбирает, какая рука будет доминирующей. Если больше развито правое полушарие мозга, то активной становится левая рука, и напротив, если больше развито левое полушарие, то главной рукой будет правая.

Мы отобрали 5 наиболее любопытных фактов из жизни левшей:

- Леворукие – очень одаренные люди , которые обладают незаурядными способностями или имеют какой-нибудь яркий талант. К примеру, учёный Альберт Энштейн, римский император Гай Юлий Цезарь, писатель Лев Толстой, Художник Пабло Пикассо, актриса Мэрилин Монро – все они были левшами. Но всё же современные психологи считают, что гениальность человека не зависит от того, какая рука у него доминирует. Но мышление левшей и правшей отличается. И это остается фактом.

- Левши – люди более творческие, активные, они не сидят на месте, глотают информацию целиком. Но вот с логикой у них могут быть проблемы . Левши способны схватывать информацию на лету, они видят проблему целиком, правше нужно разложить всё по полочкам. Если у чистого левши сложности с математическими задачами, то ему будет проще объяснить материал на образах. Правши, наоборот, предпочитают логику. Из них получаются неплохие аналитики и отличные стратеги.

- Статистика указывает на то, что среди успешных спортсменов много левшей. Теннисист Рафаэль Надаль, футболист Пеле. Теннисистка Мартина Навратилова, являющаяся левшой, девять лет носила звание первой ракетки мира. Это был абсолютный рекорд.

Статистика говорит о том, что 40 процентов золотых медалей выигрывают именно спортсмены-левши.

Чистых левшей в мире людей не так уж и много. В животном мире всё наоборот. Там больше левшей. К примеру, у обезьян и белых медведей левая лапа сильнее. Но, как исключение, в мире фауны тоже встречаются праволапые, правда, гораздо реже.

Другая сторона медали - левши чаще страдают шизофренией и алкоголизмом.Однако, ученые разных стран расходятся во мнениях об этом незаурядном факте.

Для того, чтобы определить, кем является твой ребенок, можно провести несложный тест. Для начала определим главную руку – для этого попроси ребенка сцепить кисти в замок. Какой палец окажется сверху – та рука будет являться ведущей. Так же можно сложить руки перед собой в позе Наполеона (обхватить руки друг с другом перед грудью), если сверху оказалась правая рука, то она и является у ребенка главной. Теперь попробуем определить ведущее ухо. Попроси ребенка послушать тиканье наручных часов. Каким ухом он потянется к ним, то и будет являться доминирующим. Для того, чтобы определить активный глаз, то нужно сделать в листе бумаги круглое небольшое отверстие и попросить ребенка посмотреть в него. Какой глаз заглянет в это отверстие, тот и будет являться главным. В завершении можно проверить ногу ребенка. Просто попроси его закинуть ногу на ногу. Та нога, что окажется сверху и будет являться ведущей.

Если ребенок сделал всё левой, то перед тобой чистый левша, которых на нашей планете не более 10 процентов. А чистых правшей около 45 процентов. Если же при исполнении теста «лево» и «право» перемешались, то значит, твой ребенок скрытый левша, таких людей около 50 процентов. Существуют еще амбидекстры. Их очень небольшое количество. Это люди, у которых одинаково хорошо функционируют обе руки и не выделяется ведущая. Такие люди обладают возможностью использовать сразу оба полушария. Дети амбидекстры лучше усваивают новую информацию, более сообразительные, легче адаптируются к новым условиям. Воспитывая такого ребенка, нужно учитывать то, что если оба полушария мозга поучают большую нагрузку, то у ребенка может возникнуть неврастения, он будет сильно утомляться, могут возникнуть головные боли.

Чтобы этого избежать, нужно постараться уменьшить нагрузку на левое полушарие, которое отвечает за интеллектуальное развитие и логику, вместо этого больше развивать правое, которое отвечает за творчество. Например, вместо дополнительных занятий математикой занимайся с ребёнком рисованием, танцами, можно записать ребенка в музыкальную школу. Тогда мозг ребёнка не будет испытывать чрезмерных нагрузок.

Но наш мир больше приспособлен для правшей, так как всё-таки их большинство. Например, если взять магазин. Во всех супермаркетах движение по торговому залу идёт против часовой стрелки. Это придумано для того, чтобы праворуким покупателям было удобней складывать товар в корзину. Чем больше товара взято, тем быстрее растут продажи магазина.

Маркетинговый ход. Спортивные стадионы устроены по такому же принципу. Спортсмены бегут по стадиону против часовой стрелки, чтобы на повороте активная правая нога могла уберечь бегуна от падения. Турникеты в метро приспособлены для правшей, а также отверстие для руки в швейной машинке. Для левшей удалось найти лишь канцтовары – ножницы, точилки, линейки с зеркальной шкалой. А с остальным левшам пока приходится справляться самим.

Левши составляют меньшинство в «мире праворуких», и отношение к ним всегда было таким же негативным, как к любому меньшинству. Отчасти это объяснялось практическими причинами: левше нелегко управляться с орудиями труда, рассчитанными на правшей. Например, крестьянин-левша мог запутать цепы при молотьбе или при косьбе задеть кого-то косой. Такая «неуклюжесть» делала человека изгоем в крестьянской общине.

Столь же непримиримым было отношение к леворукости в дворянских семьях. Детям-левшам даже привязывали левую руку к телу, чтобы приучить пользоваться правой. Особенно настойчиво переучивали девочек, ведь леворукие девушки не считались завидными невестами.

В современном обществе такого неприятия левшей нет, но этим людям по-прежнему нелегко жить. Ведь и сейчас многие приспособления, начиная консервными ножами и кончая музыкальными инструментами, «заточены» под праворуких людей.

Генетические и компенсаторные механизмы леворукости

Врожденный характер леворукости не вызывает сомнений. Исключение составляют лишь случаи компенсаторной леворукости, когда это явление вызвано ограничением подвижности правой руки в результате травмы или заболевания. Другой вариант патологической компенсаторной леворукости – угнетение деятельности левого полушария в результате родовой травмы. Тогда правому полушарию, управляющему левой рукой поневоле приходится брать на себя роль ведущего.

Российский биолог В. Геодакян связывает леворукость с эволюционной историей головного мозга. Левое полушарие – более молодое в эволюционном отношении, следовательно, оно более уязвимо. Именно оно в первую очередь страдает от неблагоприятной экологической обстановки, стрессов, переживаемых матерью во время беременности, и других факторов, негативно влияющих на плод. «Пострадавшее» левое полушарие вынуждено уступить роль ведущего правому.

Существует гипотеза, связывающая леворукость с ультразвуковым исследованием плода. Впрочем, исследования, на которых она базировалась, нельзя считать безупречными: статистическая выборка была недостаточной. К тому же это не объясняет, почему левши рождались задолго до изобретения ультразвуковой диагностики.

Таким образом, существуют разные теории происхождения леворукости, но единого мнения среди ученых по этому вопросу нет.