В квартире

Как назывался дворик в древнем риме. Жилища и повседневный быт древнего рима

Как назывался дворик в древнем риме. Жилища и повседневный быт древнего рима

Дома в Древнем Риме были очень похожи на наши современные здания, но они имели некоторые различия между собой в зависимости от места расположения. В целом существовало два типа римских домов: одни располагались на холмах, а другие в низинах. В домах на холмах жили богатые римские семьи, в то время как второй тип домов был заселен бедными и простыми людьми. Существовал еще третий тип римского дома - это вилла, которая находилась за пределами городских стен и использовалась более обеспеченными семьями, как загородный дом отдыха.

Domus (домус)

Домус - дом-особняк одного рода. Дома богатых римлян имели несколько особенностей: для того чтобы снизить уровень шума поступающего снаружи, а также для предотвращения проникновения воров, в римских домах делались очень маленькие окна. Естественный солнечный свет использовался для освещения через круглое отверстие в потолке. Дождевая вода также проникала через этот проем и собиралась в специальную конструкцию «impluvium» в центре "Атриума". Этот тип Римского дома был построен в горизонтальном, эллинистическом стиле архитектуры, и состоял из нескольких комнат, прихожей, узкого и длинного коридора, который вел непосредственно в Атриум.

Атриум являлся центральной комнатой дома, из него можно было попасть во все остальные помещения римского дома, в такие как: спальни (cubicula); банкетный зал (triclinium), где древние римляне ели и пили, лежа на кровати; рабочий кабинет главы дома (tablinium) и зал, посвященный религиозной службе (lararium). Зал «lararium» был один из самых важных частей дома, так как римляне считали его священным местом поклонения, где они и молились богам.

Древнеримские дома богатейших семей имели дополнительные комнаты, в том числе большой сад с фруктовыми деревьями и небольшим бассейном. Еще в их домах были ванные комнатами, которые состояли из бани, плавательного бассейна и раздевалок. Дома Древнего Рима были обставлены самой лучшей мебелью и украшены картинами необычайной красоты. Главные комнаты были украшены цветной штукатуркой, на стенах и полах красовалась мозаика, сделанная мастерами того времени.

Insula (инсула)

В отличие от домуса, который был построен по горизонтали, инсула был древнеримским домом, который являлся типовым зданием Римской Республики, а затем и Императорского Рима. Дом инсула был разработан в Риме как вертикальная постройка и представлял собой несколько-этажный жилой дом. Эти здания имели большие квадратные дворы с коридорами, которые вели в квартиры. На нижних этажах обычно размещались небольшие торговые лавки. Те, кто жил вблизи или на первом этаже, были самыми бедными, на верхних этажах проживали более обеспеченные жители Древнего Рима. Как правило, инсула были плохо освещены и совсем не отапливались, также отсутствовала канализации и в основном использовались только для ночевки.

Инсула Древнего Рима характеризовались однообразностью. Строительство этих домов и их последующая аренда в Риме, являлись хорошим источником доходов. Эти старинные дома в настоящее время почти исчезли, но все еще можно увидеть останки некоторых инсула в Риме, около храма святых Иоанна и Павла.

Villa (вилла)

Как правило, богатые римляне, которые жили в домус в городе, имели две виллы за городом: «villa urbana» и «villa rustica».

Вилла rustica - сельская вилла, это как правило ферма, которая строилась для соответствующих конкретных и практических потребностей. Она состояла из двух дворов: один находился внутри, а другой снаружи виллы. Во дворах располагались специальные емкости с водой (piscinae), которые использовались, для того чтобы напоить животных, мытья шерсти, замачивания кожи и различных других целей. Также на вилле находились постройки для проживания рабов, большая кухня, конюшня, загон для волов, курятник и т.п.

Вилла urbana была самым великолепным городским домусом, поскольку она была построена для роскоши и расслабления. Она имела несколько длинных рядов больших аркад, поддерживаемых колонами. Также на вилле располагались открытые комнаты с кушетками для летнего отдыха и специальные помещения, используемые для отдыха в зимнее время; личный кабинет хозяина; плавательный бассейн и ванная комната с баней. Виллы были, как правило, окружены красивыми садами, на которых выращивали редкие растения и цветы. В садах устанавливали интересные фонтаны и статуи.

Подведем итог лекции.

Дома в Древнем Риме разделялись на три типа:

  • домус (городские особняки богатых римлян);
  • инсула (использовались под торговые лавки и для проживания бедных жителей древнего Рима);
  • виллы (шикарные загородные виллы для отдыха, либо вилла-ферма).

Римское общество в своем развитии прошло огромный исторический путь. Жилище, семья, частная и общественная жизнь изменялись в различные периоды. О раннем времени сведения наши ограниченны. Большая часть источников - письменных и вещественных - относится к позднереспубликанскому и императорскому периодам.

Ранний Рим был простым и бедным. Жилищами служили хижины со стенами, сплетенными из ветвей, обмазанными глиной, и с соломенной крышей. Остатки таких хижин открыты в Риме. Об облике примитивных круглых и прямоугольных хижин первых веков I тысячелетия до н. э. можно судить по погребальным урнам, найденным в Риме и Средней Италии. Дым от очага, на котором готовили пищу, выходил через отверстие над дверью.

Позднее появились небольшие жилища, служившие их небогатым хозяевам мастерской и лавкой. Жилая часть в них, не более одной комнаты, отделена была загородкой. Торгово-ремесленные помещения назывались табернами. В них иногда были закусочные, от которых позднее пошло название таверны. И в Риме на форуме долго стояли таберны, жилища простого люда. Нередко они имели вторые этажи.

В деревне сложился тип зажиточной усадьбы, в которой прямоугольный двор с очагом был окружен хозяйственными постройками. На двор выходила также хозяйская спальня, а с двух сторон от нее располагались амбары. Из деревенской усадьбы развился типичный городской италийский дом. В городских условиях прежний двор превратился в большое помещение, называвшееся атриум, в перекрытии которого оставляли большой проем, под которым находился очаг. У последнего собиралась семья; от дыма очага стены и потолки атриума были закопчены, от чего и произошло название помещения: «атер» - значит черный. В глубине атриума находилась спальня хозяина, а по сторонам от него были крылья, в которых стояли шкафы и изображения домашних богов - ларов; в остальных частях дома располагались комнаты членов семьи и рабов.

Атриум был центром и самым священным местом дома - все важные семейные церемонии происходили в нем: заключение браков, наречение именем младенцев, погребальные обряды и официальные приемы посетителей.

Наиболее ранние дома с атриумами (каменные особняки людей с достатком) относятся к IV-III вв. до н. э. Открыты они были в Помпеях. Дома этого времени были скромными и небольшими, занимавшими площадь примерно 15 X 15 м и имели замкнутый, суровый вид, так как

235

на улицу выходили их глухие стены, а на фасаде выделялся только вход в лавки-мастерские, если таковые были. Вероятно, такими были и дома патрициев в Риме до проникновения в него роскоши.

Дальнейшие изменения атриумного дома связаны с завоеванием Римом во II в. до н. э. Греции, когда римляне познакомились с богатыми греческими домами с перистилями - светлыми внутренними двориками. Старинный латинский атриум стал казаться темным и неприветливым. Национальные традиции не позволяли, однако, отказаться от него. Поэтому к атриумному дому была пристроена новая часть - перестильный дворик с садиком, вокруг которого были расположены жилые помещения. Здесь отдыхали, принимали близких друзей, иногда обедали. Атриум же сделался официальной приемной, очаг из него был перенесен в особую кухню, а на его месте появился неглубокий бассейн, дающий прохладу в жару. Прежняя спальня стала кабинетом хозяина. Обедали в особой столовой - триклинии.

Соединению частей италийского и греческого домов римляне придали тесное единство, при котором одна часть дома дополняла другую: атриумная часть была для общественной жизни, а перестиль - для частной.

Отделка домов стала богаче, чем прежде, наличники дверей, порогов были облицованы камнем или мрамором. В дверь стучали молоточком, были и звонки. Окон немного, и они имели вид узкой щели. Большое распространение получили многофигурные мозаики. На пороге или в коридоре выкладывались мозаикой или приветствия «здравствуй», «будь здоров», или пожелание счастья дому, или «да здравствует прибыль»- на пороге дома торговца; часто изображение собаки и надпись: «берегись собаки».

Мозаичные полы были и в атриумах и в других помещениях. Бассейны облицовывались мрамором, украшались статуями. Стены покрывали росписи. В перистилях находились статуи, фонтаны, водометы, клумбы с цветами и беседки. Даже в небольшом доме обычно был маленький сад.

Для II в. до н. э. характерны принадлежавшие знати атриумно-перистильные дома Помпей. Некоторые из них напоминают собой настоящие дворцы. Таков (так называемый) дом Фавна в передней части которого были два атриума, каждый со своим входом. Один из атриумов, более торжественный - центр хозяйской половины. С улицы в него вел коридор с прекрасной мозаикой - изображением трагических масок и цветов. Вокруг второго атриума находились службы и комнаты для рабов. В доме были два перистиля, расположенные один за другим. Первый, окруженный 28 коринфскими колоннами, имел бассейн, и на него выходили комната со знаменитой эллинистической мозаикой, изображающей битву Александра с Дарием, и летние столовые. В доме были и другие прекрасные мозаики - Дионис верхом на пантере, голубки, пьющие из чаши, кошка с птицей в зубах.

Вдоль коридора, ведущего из служебного атриума ко второму перистилю, были стойла, кухня, баня. Второй перистиль представлял большой сад, окруженный 56 колоннами.

Желание глядеть из дома на природные ландшафты привело к созданию террасных домов на склонах городских холмов. Частью дома была

236

терраса, открытая в сторону долины или моря. Таким образом, был нарушен замкнутый характер античного дома. Эти городские виллы, построенные знатью, предназначались для отдыха. Бесчисленные виллы стояли на берегах Неаполитанского залива, так как эти места славились чистотой воздуха и прекрасным видом. У Цицерона была здесь, но его словам, «прелестная вилла».

Появлялись виллы и в самом Риме, и они называли садами: Сады Лукулла - первая вилла в Риме, сады Юлия Цезаря за Тибром, сады Саллюстия. Нередко они располагались на склонах холмов.

Рост населения Рима привел к строительству уже в III в. до н. э. жилых домов в три этажа. Ливий упоминает случай, когда в 218 г. до н. э. вол забрался на третий этаж. В условиях дороговизны земельных участков домовладельцы, сдающие дома в наем, старались строить их выше.

Многоэтажные и многоквартирные дома - инсулы, как их называли, получили особенно большое распространение с конца I в. н. э. В них было четыре, пять этажей, иногда и более. В каждый этаж с улицы вела своя каменная лестница, а в каждом этаже были окна, обращенные на улицу. Наружную кирпичную кладку инсул не штукатурили. Кроме окон, на улицу были обращены балконы и портики перед лавками в первом этаже. Вход в более дорогие квартиры обрамляли колонны и пилястры. С I в. н. э. даже довольно состоятельные люди жили в наемных квартирах, снимая целый этаж площадью около 200 м 2 . В такой квартире были одна или две передние комнаты, столовые, личные изолированные комнаты с выходом в коридор. В более скромных квартирах селились отпущенники, торговцы, ремесленники. Беднота ютилась на верхних этажах инсул. По словам римских поэтов, бедняки поднимались на «двести ступеней» до своей комнаты и входили согнувшись - так были низки потолки, а из окон верхнего этажа предметы на улице казались неясными, как в тумане.

Многоэтажные инсулы - доходные дома - строились плохо, наспех, часто из кирпича-сырца с деревянными прокладками, которые часто обваливались.

писал в одной из своих сатир Ювенал, сам живший на антресолях. Страбон же сообщает о том, что один из философов погиб ночью в своей квартире во время обвала дома. Для отопления служила домашняя жаровня. Пожары были нередки.

...«Мы населяем столицу
Всю среди тонких подпор, которыми держит обвалы
Домоправитель: прикрыв зияние трещин давнишних.
Нам предлагают спокойно спать в нависших руинах»,-

«Укелегон уже просит воды и выносит пожитки,
Уж задымился и третий этаж, а ты и не знаешь:
Если с самых низов поднялась тревога у лестниц,
После всех погорит живущий под самою крышей»

237

Для тушения пожаров в таких домах всегда не хватало воды - провести водопровод было слишком дорого, только на площадях и в особняках били фонтаны. Жители инсул часто покупали воду у водоносов или ходили к ближайшему фонтану. Во избежание этих бедствий императоры запрещали строить дома сначала Еыше 21 м, а затем 17 м.

В Риме был раскопан многоэтажный жилой дом II в. н. э. Сохранились четыре этажа и остатки пятого общей высотой 21,90 м. В нижних этажах - таберны с мастерскими и лавками, с позднее пристроенными к ним портиками, второй этаж имел планировку, аналогичную первому, в третьем (и, вероятно, в четвертом и пятом) был ряд небольших, плохо освещенных помещений с общим коридором.

Похожие дома - инсулы - открыты в Остии, которая была торговым портом Рима. Спекуляция такими домами была обычным явлением. Дома сдавались арендаторам, а те передавали по частям более мелким съемщикам, что приводило к невероятной дороговизне квартир в Риме: за годовую плату за темную квартиру в Риме можно было купить дом с садом в Италии. В день выплаты годовой платы по улицам брели со своим скарбом бедняки, выгнанные из дома за невнесение квартирной платы. Мосты, ступени, пороги зданий и склоны холмов в теплое время, а подвалы в зимнее ненастье были постоянным местопребыванием нищих.

В императорский период отмирает тип старого атриумного дома и

238

главным помещением в нем становится столовая - триклиний, нарушаются симметрия и строгость прежнего плана.

В помпеянском доме Веттиев - бывших рабов, богатых вольноотпущенников, атриум стал как бы парадным вестибюлем к перистилю, в который он переходит. Дом перегружен скульптурами и яркой росписью.

Другой богач скупил половину домов целого квартала, соединив их между собой; у одного из входов были устроены каменные скамьи для посетителей, один дом, предназначенный для рабов, отделялся от хозяйской половины крепким запором для безопасности господина, в саду вместо перистиля была устроена обширная летняя столовая, в которой подставкой для светильника служила прекрасная статуя эфеба. Часть сада можно было затоплять водой для того, чтобы пирующие оказывались как бы на острове.

Император Тиберий (I в. н. э.) построил на острове Капри двенадцать вилл, имеющих террасную планировку; литератор Плиний Младший (II в. н. э.) имел две загородные виллы: одну - около Остии, другую - у подножья Альп. Первая была морской виллой, из нее открывался вид на море, а многочисленные помещения и бани отапливались посредством труб. Вторая, более обширная, вилла была расположена среди леса, ручьев и цветников.

Загородные, богато украшенные виллы были разбросаны по всем провинциям Римской империи. Сенаторы, желавшие удержать свое звание, должны были жить в роскошных домах и иметь виллы.

В богатых домах в атриуме между колоннами часто были занавеси, проем в его крыше затягивался тентом для защиты как от солнца, так и от взглядов посторонних из домов, стоящих на более высоких террасах. Дома и виллы украшали статуи, иногда привезенные из Греции, а обычно копии их, которые делались во множестве.

По словам одного писателя императорского времени, в стенах Рима жил другой народ, состоящий из статуй. Столовые богачей были украшены колоннами из ценных пород; согласно Плинию, в столовой одного вольноотпущенника было 30 колонн из восточного алебастра.

В бассейнах, облицованных мрамором, нередко устраивали фонтаны, украшенные статуями, представлявшими мифологическое существо, ребенка или животного.

В атриуме стояли мраморный стол с украшениями и деревянный сундук, обложенный металлическими пластинками, в котором хранили ценности или деньги. Иногда в атриуме находились портретный бюст хозяина и статуи.

У богатых римлян на ложах не только спали, но обедали и занимались. Деревянные кровати имели только одну спинку - изголовье. Дорогие кровати украшались бронзовыми, серебряными и костяными накладками. Изголовье украшалось изображениями головы мула или иной скульптурой. На раму кровати натягивался ременный переплет. Во времена республики матрацы и подушки набивали шерстью, позднее - гусиным пером и пухом, который часто привозился из Галлии. Вместо простынь употреблялись покрывала.

В столовых вокруг круглого или прямоугольного стола ставились три

239

широких ложа - клинэ, поэтому столовая называлась триклинием. На каждом ложе возлежали, опершись на подушки, три человека. Особенно дорогие ложа с украшениями из серебра, золота и черепаховых щитков вошли в употребление во времена империи. Тогда же вошли в моду и полукруглые ложи - сигмы, на которых умещалось go двенадцати человек. Перед ложами ставили круглые столы на трех изящно изогнутых ножках, заканчивавшихся лапами хищников или копытцами. Столы были настоящими произведениями искусства. Они стоили дорого, особенно ценились круглые обеденные столы из лимонного дерева на одной ножке, из слоновой кости. Как и в Греции, были распространены стулья различных типов - с выгнутыми ножками и табуреты.

Для хранения одежды обычно имелись большие сундуки с металлическими накладками. Шкафы употреблялись редко и главным образом для хранения посуды. Библиотеки состояли не только из свитков папирусов, как в Греции, но также из книг, наподобие современных, сброшюрованных из пергамента, с рукописным текстом.

Мебель была немногочисленной: передвижные ширмы, бронзовые канделябры, на которые ставили бронзовые же светильники. Формы и украшения светильников были самые разнообразные: в виде масок, человеческих голов, ноги в сандалиях и т. д.

У бедняков, живших на верхних этажах инсул или в табернах, доже было сделано из простого дерева, тюфяк набит камкой, прикрыт соломенной циновкой или в лучшем случае овчиной. Поэт Марциал описывает

240

имущество семьи, выселенной из дома: мужчина и женщина тащили кровать о трех ножках, стул о двух ножках, фонарь с роговыми стенками, жалкую кухонную утварь.

Хозяйственная утварь и посуда, употребляемые римлянами, похожи на греческие и во многом были заимствованы у них. Продукты хранились в глиняных сосудах, напоминающих пифосы, и в амфорах; для жидкостей служили меха. Кухонная посуда была глиняной и бронзовой. В Помпеях найдены бронзовые котелки и треножники, ведра и кастрюли с выпуклыми стенками, сковороды. И даже там можно найти прототип нашего самовара, служивший для нагревания воды, которую смешивали с вином.

В раннее время римляне ели из глиняных и деревянных мисок. До III в. до н. э. серебряная посуда была настолько редкой, что карфагеняне язвили, говоря, что на весь Рим имеется только один серебряный сервиз, передаваемый на торжества из дома в дом. В знатном роде Эмилиев была только одна серебряная солонка, считавшаяся сокровищем. После завоеваний III-II вв. до н. э. награбленное серебро привозилось возами и серебряная посуда стала у богатых общеупотребительной. Покорение греческих городов способствовало широкому распространению греческих форм сосудов, им подражали италийские мастерские. Пища раскладывалась на чернолаковые бронзовые и серебряные блюда. Вино пили из греческих чаш и италийских, украшенных рельефами и латинскими надписями. Во время империи большое распространение получила глиняная посуда, покрытая красным лаком, и стеклянная. Золотая посуда употреблялась редко.

У римлян, как и у греков, был очень четкий, твердо установленный распорядок дня. Самой деловой была первая половина дня. Уже на заре начиналась работа в мастерских, в школу шли ученики, взрослые наносили визиты. К богатому человеку первым являлся цирюльник для бритья и стрижки, затем следовал первый завтрак - он был скромным и состоял из хлеба с солью, оливок, сыра, вина и меда. К хозяину для утреннего приветствия и за распоряжениями являлись члены семьи и рабы, затем происходил иногда продолжительный прием клиентов - находившихся под его покровительством небогатых граждан. Одним клиентам давались поручения, от других выслушивались просьбы. Всякий более или менее состоятельный римлянин считал необходимым отправляться в утренний час на форум в окружении толпы клиентов, красивых рабов и обладающего хорошей памятью раба-номенклатора, называвшего потихоньку хозяину имена встречных.

Общественные, судебные дела исполнялись до полудня, когда у бедных людей, а в древности и у богатых начинался обед. Позднее стало обычным, как и у греков, в полдень устраивать второй завтрак, также скромный, как и первый: у бедных - хлеб со свеклой, у состоятельных - маслины, инжир, иногда мелкая рыба. Затем следовал отдых, после него - гимнастика, мытье в банях-термах, прогулки. Огромная роль терм в общественном и частном быту является отличительной особенностью римлян. Ежедневное мытье способствовало высокому уровню гигиены. После мытья и прогулок в садах римляне шли обедать - обычно в кругу друзей.

241

В раннее время состоятельные семьи обедали всегда в атриуме, и обед состоял из соленой каши, овощей, полбы, бобов, рыбы и изредка мяса. Хлеб обычно выпекался дома. Лишь позднее хлеб стали выпекать в городских булочных. В помпейских пекарнях были найдены обуглившиеся хлебы в виде круглых ковриг, разделенных на несколько частей, так как хлеб ломали руками, а не резали.

С позднереспубликанского времени стали обедать в специальных комнатах-столовых - триклиниях. Самые почетные среднее и правое ложа предназначались для гостей, на левом возлежали члены семьи.

В императорское время участники пира особое значение придавали распределению мест. Обед теперь состоял из трех частей: закуска - яйца, салат, капуста, грибы, соленая или маринованная рыба, устрицы. Затем шел собственно обед из двух-трех блюд: рыба, птица, жаркое и десерт: бисквиты, фрукты. Вино пили во время закуски и десерта.

Обед ремесленников, по словам Марциала, состоял из бобов и репы, чечевицы, гороха, лука, чеснока, а рыба или баранья и свиная голова считалась роскошным обедом: «их пища - вино, кислое, как уксус, и черный ячменный хлеб».

242

В период республики число гостей не было большим. На пиру высоко ценился дар собеседования, а в римском остроумии Цицерон находил больше соли, чем в аттическом. Застольные беседы посвящались разговорам о литературе, искусстве, науке, и в них принимали участие римские матроны (замужние женщины). В республиканское время на пирах произносили речи. Некоторые люди специально изучали учебники и посещали лекции, чтобы блеснуть в застольной беседе, недаром Марциал говорил, что на пиру получаем свое общее образование. Пир в среде ученых превращался в своего рода ученую дискуссию, и обсуждение иногда заходило так далеко, что один из поэтов ограждал гостей от споров:

«Пира известны условья. Сегодня же на необычных.
Новых условиях. Авл, вас приглашаю на пир:
Песен не будет поэт распевать, разваляся на ложе;
Ты же не будешь хлопот с их разъясненьем иметь».

Для позднереспубликанского и императорского времени характерна роскошь пиров. В I в. до н. э. полководец Лукулл настолько прославился своими пирами, что выражение «лукуллов пир» стало синонимом роскошной трапезы. В императорское время подавление общественного мнения, шпионаж, бесконечные процессы об оскорблении императора исключали всякую возможность политических разговоров на пирах. Марциал, приглашая друзей, предостерегал: «Мои кубки никого не должны привести на скамью подсудимых».

В это время излишняя роскошь блюд и распущенность нравов на пирах достигла своего апогея. В пирах принимали участие богатая молодежь и женщины. До нас дошло сатирическое описание Петрония - чудовищного по своему безвкусию пира разбогатевшего вольноотпущенника Трпмальхиона.

Самыми несчастными участниками пира были клиенты. Эти бедняки, живущие на подачки патронов, уже с утра добивались приглашения, но не всем выпадала такая честь:

«Вот уж из сеней уходят, устав, пожилые клиенты:
Как ни живуча у них надежда - авось пообедать,
Но расстаются с мечтой, покупают дрова и капусту».

Получившие же приглашение терпели на пиру унизительное положение: они ели за отдельным столом и другие кушанья, чем хозяин и его знатные гости: нм подавали заплесневелый хлеб, худшего качества вино, и без разрешения хозяина они не смели произнести и слово.

Бедняки, корпорации ремесленников, мелких торговцев и рабы, входящие в них, устраивали в первые века нашей эры свои пиршества в складчину:

«Видишь дым коромыслом - справляем в складчину ужин:
Сотни гостей и каждый из них со своей собственной кухней».

243

Главным материалом для одежды была шерсть. Из шерсти овец ткали материи тонкие и тяжелые, косматые. Особенно тонкие ткани изготавливали из шерсти южноиталийских овец. Полотно из италийского льна шло главным образом на тенты и паруса. Шелковые прозрачные косские ткани появились в Италии в I в. до н. э., а с I в. н. э.- китайский шелк, однако во все времена шерстяные ткани были главным материалом для одежды.

Все жители Италии, независимо от социального положения и возраста, носили тунику - рубаху с короткими или длинными рукавами.

У мужчин, подпоясанная, она спускалась чуть ниже колен, у женщин доходила до щиколотки. У сенаторов туники были с широкой пурпуровой полосой спереди и сзади, у всадников - с узкой. В холодное время одевали несколько туник. Выходить на улицу в одной тунике считалось неприличным. Только ремесленники и рабы ходили по улицам в коротких и темных туниках. Римские граждане при выходе из дома поверх туники, не взирая на жару, надевали тогу, и только человек, облеченный в нее, был уважаем, она была почетным признаком римского гражданства. Тога - типично римская официальная одежда, и ее носили с особым достоинством все - от бедняка до консула и императора.

Тога представляла собой большой кусок шерстяной материи. Сложив ее по длине вдвое, один конец ее перебрасывали через левое плечо таким образом, что, закрывая левую руку, он свешивался впереди до щиколотки. Другой ее конец со спины пропускался под правую руку и перебрасывался на левое плечо или левую руку. Искусство носить тогу заключалось в величественной драпировке складок. Надеть тогу без посторонней помощи было трудно, помогали надевать ее близкие или рабы. Последние же для придания красивых складок прокладывали тогу на ночь специальными дощечками. Небрежно надетая и волочащаяся по земле тога вызывала насмешки. Тога была естественного цвета шерсти. Только магистраты и несовершеннолетние юноши носили тогу с широкой пурпурной полосой по краю. В государственной жизни то-

244

га играла большую роль: добивающийся магистратуры надевал специально набеленную белую тогу - кандида, откуда и произошло название - кандидат; триумфатор поверх туники, расшитой золотыми, пальмовыми ветвями, надевал пурпурную, расшитую золотом тогу. Стирать тогу в домашних условиях было трудно, ее стирали особым составом специальные люди - фулоны. В раннереспубликанское время тога была более короткой и не такой громоздкой, как в позднее и особенно в период империи, когда она стала обременительной обузой. Именно в это время, когда вместо менее удобной тоги стали часто носить плащи, императоры специальными указами заставляли являться на форум и в общественные места только в тоге - отличительной одежде римских граждан.

К тоге надевали обувь с ремнями, обвивающими ногу до икр. Одни сенаторы имели право носить обувь красного цвета. В отличие от греков, римляне не ходили с тростью.

Во время империи обычной одеждой становится плащ, напоминающий упрощенный греческий гиматий. Плащи были разных видов. Был в ходу узкий плащ с капюшоном - пенула, часто из пушистой материи и наглухо застегнутый. Военный плащ - сагум - из толстой шерстяной ткани накидывался на спину и застегивался пряжкой - фибулой спереди или на правом плече.

Рабы, крестьяне, ремесленники поверх короткой туники надевали сагум, в холодное время - кожух с капюшоном. В холодное время ноги обматывали шерстяными портянками; их носил постоянно мерзнувший император Август.

Женщины поверх длинной туники надевали столу и паллу. Стола - длинная с рукавами одежда замужних женщин. У нее было множество складок, перехваченных поясом. Цвет ее неяркий. При выходе на улицу сверху надевали паллу - длинную шаль, покрывавшую голову. Весталки - жрицы храма Весты - носили длинную, высоко подпоясанную белую тунику, на груди - круглый медальон, на голове - шерстяную повязку и покрывало. Небогатые женщины надевали простую длинную одежду с рукавами.

На ногах женщины носили сандалии или кожаные туфли разных цветов, но чаще белые, выходя на улицу брали веер, зонтик. Шляп не носили - их заменяли покрывала, капюшоны, сетка для волос.

Мужчины в древнее время носили длинные волосы и бороды, но с III в. до н. э. вошли в обычай бритье лица и короткая стрижка волос. Во II в. н. э. римляне снова стали носить бороды. Прически женщин были очень разнообразны. Волосы красили, завивали, закрепляли прическу снадобьями, употребляли повязки. Особенно разнообразные и изощренные женские прически были во время империи, они сочетали завивки и искусно заплетенные косы, часто из накладных волос, перевитых жемчугом, украшенных золотыми шпильками.

Ювелирные изделия носили главным образом женщины. Это были серьги, ожерелья, браслеты, кольца. Мужчины имели только перстни-печати. Золотые перстни имели право носить только сенаторы и всадники. У вольноотпущенника Тримальхиона был огромный, но только позолочен

245

ный перстень, золотой же был сплошь покрыт железными звездочками. Были в ходу обручальные кольца. Браслеты надевали только франты. Дети сенаторов и всадников носили на шее особый золотой медальон - буллу.

В императорский период увеличение роскоши вызвало особые указы, регламентировавшие ношение одежды и украшений: в III в. не только мужчины, но и женщины должны были носить одежду и обувь, соответствующие званию. Для императорской семьи не было ограничений, императоры появлялись в пурпурных одеждах и золотой обуви, а императрица Агриппина являлась на морское сражение гладиаторов в плаще, сотканном из золотых нитей. Роскошными одеждами особенно блистали в театрах; туалеты и украшения часто можно было взять напрокат. Также регламентировано по сословиям было пользование носилками.

Различная косметика, душистые масла, бальзамы были в широком употреблении теми, кому они были по средствам. Душили не только тело и одежду, но и постель, комнаты, воду в бассейнах.

Римская семья была основной хозяйственной и общественной единицей. В римском обществе положение женщин было много лучше, чем в греческом; весталки могли отменять казнь осужденного, консулы уступали им дорогу. В доме на попечении женщин был культ домашних богов. Грек женился для того, чтобы иметь законных детей, римлянин - чтобы иметь подругу, делящую с ним радости и беды. Это получило отражение в той формуле, которую произносила невеста на брачной церемонии: «Где ты, Гай, там и я - Гайя».

Римская женщина не была заперта в стенах гинекея, как гречанка, и ее все, не исключая мужа, называли почтительно «госпожа». Ее расположения добивались не только рабы, но и клиенты.

Один римский историк писал: «Какой римлянин постыдился бы отправиться на пир с женой и чья жена не живет в передней части дома и чуждается общества». Римлянки посещали общественные места и представления, нередко участвовали и в общественной жизни. Не имея избирательных прав, женщины принимали активное участие в агитации за выборы того или иного магистрата.

В императорский период почетные звания носили не только сенаторы, но и их жены. Знатные женщины образовывали своеобразный конвент и имели здания для своих собраний. На пирах женщины имели право, как и мужчины, возлежать на ложах, они присутствовали также на императорских приемах, а жены магистратов в провинциях - на военных смотрах. Если до нас дошли главным образом имена греческих гетер, то от римской эпохи - имена почитаемых женщин - жен, прекрасно образованных и являвших собой пример доблести или самопожертвований ради осужденного на смерть мужа.

Брак обычно заключался по сговору родителей, обручение часто совершалось еще в детском возрасте. Девушку выдавали замуж между 13 и 18 годами. Брак заключали различным образом: в древности брак патрициев совершался главным жрецом Юпитера, брак плебеев был по форме «куплей» невесты у ее отца, в основе третьей формы брака женщина, прожившая в доме мужчины год, признавалась его законной женой.

246

Невеста надевала огненного цвета паллу, наброшенную на длинную тунику. После подписания брачного контракта и пира невесту вводили в дом жениха, пронося ее на руках через порог, и она приобщалась к очагу в семье мужа. В древности разводы были редкими явлениями, но со II в. до н. э. они становятся обычными, причем муж и жена обладали равными правами в возбуждении бракоразводного процесса.

Уже с конца II в. до н. э. в римской литературе звучали жалобы на падение нравов, а в конце республики продолжительные браки в среде аристократии и богатых стали редким явлением. Рабство было причиной того, что к неверности мужа относились снисходительно. Женщины с течением времени стали требовать такого же «равноправия». Гражданские войны также расшатывали устои семьи. Для укрепления семьи был издан ряд законов об обязательном вступлении в брак лиц высших сословий и наложении штрафа за безбрачность и бездетность на женщин с 20-летнего, а на мужчин с 25-летнего возраста, Имеющие детей пользовались привилегиями, а позднее мать троих детей имела почетное звание и особые украшения. Но никакие декреты и штрафы не могли остановить процесса падения нравственности в высших слоях Рима. В среде трудового населения Италии нравственность была выше и браки более прочными. На надгробиях, поставленных простым женщинам, мужья их писали о целомудрии и бережливости преждевременно покинувшей их подруги. В римских провинциях нравственность также была выше, чем в Риме.

Для семьи римского богатого рабовладельца характерна многочисленная домашняя челядь, состоявшая из рабов, цирюльников, спальников, гардеробщиков, пекарей, поваров, ткачей, швей, фуллонов, музыкантов, педагогов, врачей. Раб-диспенсатор ведал финансовыми делами, архивом заведовал табулярий, были рабы архитекторы, художники и т. д. По закону в случае убийства господина казни подлежали все рабы, находящиеся в доме. Так, в I в. было казнено 400 рабов, бывших в доме убитого рабовладельца.

247

Среди римлян была распространена поговорка «сколько рабов, столько врагов». Особенно большой приток рабов был после завоеваний II в. до н. э. В I в. н. э. большое значение приобретают рабы, выросшие в доме хозяина. В I в. писатель Колумелла советовал господам дружески разговаривать со своими рабами, а рабынь, имеющих детей, освобождать от тяжелой работы. Безнаказанное убийство рабов их господином было запрещено во II в. н. э. и подтверждено в IV в. н. э. Семью разрешалось иметь послушным и усердным рабам, однако по воле хозяина она могла быть разрушена.

До семи лет дети воспитывались дома под наблюдением родителей, за мальчиком смотрел раб, часто грек, учивший греческому языку. С семи лет детей посылали в школу, где обучение мальчиков и девочек было совместным и где вместе учились дети патрициев и вольноотпущенников.

Школы принадлежали частным учителям, учившим чтению, письму и счету. Как и в греческих школах, ученики писали на навощенных табличках заостренной палочкой - стилем. Употребляли в школах папирус и пергамент. Листы, исписанные школьными упражнениями, обычно покупали затем лавочники для обертки. Обучение в школах начиналось на заре и длилось, не считая обеденного перерыва, весь день. Учитель сидел в кресле со спинкой - катедре, ученики - на табуретах, держа таблички на коленях. Стены школы были увешаны таблицами из мрамора или гипса с изображениями мифологических и исторических сцеп. В школе воспитывался патриотизм, и школьники рано входили в курс политических событий. Обучение в школе длилось пять лет - до 12-летнего возраста, дисциплина была суровой, с телесными наказаниями. В начале периода империи в Риме стали появляться государственные начальные школы. У детей из бедных семей обучение обычно заканчивалось прохождением этих школ.

Средний курс обучения с 12 до 16 лет мальчики проходили в школе учителя-грамматика. Эти школы обычно держали вольноотпущенники-греки, и, несмотря на довольно обширные знания, которыми они должны были обладать, их положение было невысоким, а заработок ничтожным.

248

Исправляя речь своих учеников, грамматик учил правильному произношению, чтению в подлиннике греческих и латинских авторов, их толкованию и пересказу. Попутно грамматик сообщал биографии авторов, исторические события, мифологию и географию, а также вводил в риторику.

Высшее образование получали в школе риторов, которыми долгое время владели греки. Помимо высокой платы от учеников требовалось прекрасное знание греческого языка, поэтому эти школы были недоступны широким массам. В I в. до н. э. появились школы латинских риторов, уже более доступные для простых людей. Школы готовили главным образом ораторов из тех, кто стремился к политической или судебной карьере. Учеников обучали искусству произнесения речей, составлению обвинений или защиты, для чего примеры брались не только из судебной практики, но из истории, мифологии или были надуманными. Преподавателями часто были искусные ораторы, которых приходили слушать императоры. На выступления учеников приглашались их родители и гости. Школы риторов окончили многие писатели и поэты, историки и выдающиеся государственные деятели Рима.

Также были школы, где изучали естественные науки, геометрию. Под влиянием греков стали заниматься искусством, но на скульпторов и живописцев всегда смотрели с пренебрежением. Долго с презрением относились к музыке и танцам, греческим гимнасиям. На Марсовом поле юноши занимались только верховой ездой.

В императорское время дети бедных граждан пользовались льготами при обучении в специальных технических и строительных школах. Крупные центры просвещения были не только в Италии, но и в провинциях, проходили обучение в других городах: молодые римляне нередко отправлялись в Афины для изучения греческой философии.

В 16 лет юноши надевали тогу взрослого, и их обучение проходило не только в школах, но также на форумах - центрах общественной жизни. Дочери из состоятельных семей свое начальное образование продолжали дома под руководством грамматика. Имена высокообразованных женщин относятся главным образом к концу республики или к императорскому времени. Некоторые из них обладали большими познаниями в области литературы, музыки и геометрии или занимались математикой и риторикой. Римляне придавали большое значение женскому образованию: Варрон советовал для развития вкуса учить девочек живописи. На одной из помпейских фресок изображена женщина, рисующая статую, за ее работой следят две девушки. На другой фреске представлены девушка и мужчина: в руках у девушки - свиток, у мужчины - табличка для письма. В первые века нашей эры женщины были и врачами.

Так же, как и греки, римляне придавали большое значение соблюдению всех правил погребального обряда. Непогребение было большим грехом, так как считалось, что душа умершего тогда не сможет достичь подземного мира и будет в тоске, мучая живых, бродить по земле.

Погребениями занимались особые устроители - либитинарии. Знатного покойника они обмывали, одевали его в парадные одежды, душили, выставляли в атриуме ногами к выходу для прощания, они же устраивали пышную погребальную процессию. Траурная процессия знати был»

249

очень пышной. Она отправлялась днем с факелами и свечами в сопровождении плакальщиц и музыкантов. Вслед за музыкантами шли хор, исполнявший комический танец, и актеры, один из которых изображал покойного. За шутами шел ряд актеров, изображавших предков покойного, на них были портретные маски и одежда, соответствующая занимаемым ими должностям. «Предки-триумфаторы» ехали на колесницах. Носилки с покойником несли его сыновья и друзья, а далее шли родственники в траурных одеждах. Женщины в знак скорби были с распущенными волосами. Перед носилками несли картины с изображениями одержанных покойным побед, покоренных народов, взятой добычи.

Знатных покойников приносили на форум, ставили на ораторскую трибуну, вокруг которой рассаживались «предки», а сын покойного держал похвальную речь умершему и его предкам. В особых случаях подобной чести удостаивались и умершие женщины.

250

После речи знатного покойника несли к месту его погребения, на Аппиеву дорогу, находящуюся за городскими воротами, где был приготовлен костер, украшенный коврами. По обычаю, заимствованному у греков, в рот покойного вкладывали монету. После возлияний вином, молоком и кровью жертвенных животных, после торжественной процессии вокруг покойного, лежащего на костре, гладиаторских игр в его честь покойный сжигался, его кости собирались в урну. После сожжения устраивались поминальная трапеза и захоронение урны. Такие роскошные похороны стоили, конечно, колоссальных денег и были доступны лишь знати. Через 9 дней снималась траурная одежда, богатыми семьями устраивались обед или раздача денег и гладиаторские игры; также устраивались несколько раз в год поминальные жертвы.

С покойным сжигали или хоронили любимые его вещи, так как считалось, что за гробом продолжается жизнь. Большое значение придавалось памятникам с надписями в честь умерших. У римлян, как и у греков, существовало два способа захоронения: сожжение и погребение. Последнее со II в. н. э. стало преобладающим.

Знатным покойникам сооружали грандиозные каменные гробницы. Сохранился целый ряд таких сооружений конца I в. до н. э.- начала I в. н. э. Таковы гробницы Цециллии Метеллы - мощное цилиндриче-

251

ское сооружение, украшенное мраморными рельефами, гробница Гая Цестия в виде четырехгранной пирамиды высотой в 37 м. Своеобразна гробница поставщика хлеба, булочника Еврисака. На обрамлявших ее барельефах с большим реализмом переданы сцены, связанные с приготовлением хлеба. Хорошо сохранился грандиозный мавзолей императора Адриана (II в. н. э.).

С I в. появились обширные колумбарии - подземные сооружения, где по стенам в больших прямоугольных залах были расположены в несколько рядов ниши - углубления для урн. Сначала в них хоронили только рабов и вольноотпущенников, но затем в колумбариях стали хоронить и свободных. Существовали особые погребальные кассы, небогатые члены которых на общие взносы хоронили своих умерших. Христиане часто пользовались для погребений подземными гробницами - катакомбами.

Жилище и быт римлян изменялись в различные периоды. Более простые и суровые - в ранний период, с развитием общества они усложнялись, отчасти под воздействием других народов, однако, не утратив италийской самобытности в жилище, одежде, семейных установлениях. Внутри римского общества и жилище, и быт были различными для разных социальных слоев. Быт в инсулах и табернах отличался по характеру жилища, обстановке, одежде и обычаям от жизни обитателей богатых особняков, с атриумами и перистилями, загородных вилл и дворцов.

Подготовлено по изданию:

Античная цивилизация / В. Д. Блаватский [и др.] ; отв. ред. В. Д. Блаватский; АН СССР. Ин-т археологии. - М.: Наука, 1973. - 270 с.

Глава «Городские дома» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова.

Среди жилых сооружений римлян различаются две основные группы - городские дома и сельские жилища - виллы.

Городские дома в Италии эпохи республики сохранились плохо. Но в засыпанных пеплом небольших городах Кампании - Помпеях и Геркулануме - уцелели не только отдельные дома, но и застройка целых кварталов. Это позволило воссоздать достаточно полную картину развития римского жилища за период с IV в. до н.э. до момента гибели этих городов в 79 г. н.э.

Основой экономики плодородной Кампании было сельское хозяйство. Продукция его перерабатывалась в городах - производство оливкового масла, вина и пр. Городское население Помпей составляли богатые землевладельцы, владельцы мелких пригородных участков, ремесленники (среди них преобладали сукновалы и красильщики) и торговцы. Бедные горожане жили в небольших домиках из трех-четырех комнат. Многочисленные дома мелких торговцев и ремесленников имели обращенные на улицу таберны, являвшиеся сочетанием мастерских и лавок, и жилые комнаты на антресолях или на втором этаже.

Состоятельные горожане и крупные землевладельцы обитали в обширных жилищах, которые иногда занимали целый квартал, особенно в IV-III вв. при малой плотности городской застройки. К IV в. до н. э. уже вполне установился тип этого патрицианского жилища, называемого домусом. Италийский домус (рис. 54) был дальнейшим развитием атриумного дома, сложившегося в своих основных чертах в этрусской архитектуре. Он представлял собой замкнутое прямоугольное здание, глухие стены которого прорезались кое-где щелевидными отверстиями, служившими для вентиляции. Главным фасадом была одна из торцовых стен, в середине которой находился входной портал. Его фланкировали двери таберн, обычно располагавшихся в передней части дома. Вестибюль приводил в атрий - обширный двор в центре здания, вокруг которого группировались жилые и хозяйственные помещения.

Атрий имел перекрытие с квадратным отверстием в центре - комплювием, через которое проникал свет и попадала дождевая вода, стекавшая в бассейн - имплювий. Обычно для сбора воды под имплювием помещали цистерну. В зависимости от конструкции перекрытия различалось несколь¬ко видов атрия. Самым древним был тосканский (этрусский) атрий, в котором скаты крыши были направлены внутрь, а комплювий, образованный двумя массивными балками, соединенными двумя отрезками, не имел опоры. В четырехколонном атрии углы комплювия опирались на колонны. Коринфский атрий был самым светлым, так как большое число поддерживающих комплювий колонн позволяло расширить его отверстие. Дождеотводящий атрий отличался от тосканского тем, что его скаты были наклонены не внутрь, а наружу, вследствие чего комплювий был высоко поднят.

Целиком крытый атрий использовался редко, только при необходимости возвести над атрием второй этаж. К атрию справа и слева примыкали полутемные спальни - кубикулы, которые получали свет из атрия, и кладовые. Далее, симметрично оси атрия, располагались два одинаковых, открытых в него помещения, называемых крыльями. На противоположной входу стороне дома по его оси находился приподнятый на одну- две ступени зал - таблинум.

В древности таблинум был главным помещением дома: там стояло супружеское ложе и совершались трапезы, поэтому он почитался как священное место семейного единения. Позже таблинум стал служить для деловых занятий главы семьи, приема им клиентов и т.п. Необходимой принадлежностью атрия был стол (картибул) между таблинумом и имплювием; сначала сложенный из камня, а в более позднее время - изящный мраморный (рис. 55). По сторонам таблинума находились комнаты и коридор для прохода в расположенный за домом огород. Раскрытый и в атрий, и в огород таблинум позволял уже от входа увидеть зелень, замыкавшую перспективу дома, и подчеркивал строго осевую композицию италийского жилища, в котором семейный уют сочетался с деловыми интересами и с любовью к природе. Такова общая схема атриумного дома,которая в разных вариантах повторялась в богатых городских домах в течение ряда столетий.

Помпейские дома, представляющие картину развития атриумного дома, на протяжении своего существования неоднократно подвергались переделкам и достройкам. Поэтому зданий раннего периода дошло относительно мало.

Самым ранним из сохранившихся атриумных домов Помпей является так называемый дом Хирурга (* Названия помпейских домов условны) восходящий к IV в. до н.э. (рис. 56). Он был построен из блоков известняка, взятых от какого-то более древнего сооружения, и сложен на глине. Вход на фасаде выделен антами. Внутри дом имел глинобитный пол и покрытые штукатуркой окрашенные стены. Как показали недавние раскопки, атрии первоначально были крытыми или дождеотводящими, так как имплювии в них появились лишь во II в. до н.э., видимо, тогда атрий и получил форму тосканского. Преобразования коснулись и левого от входа помещения, ставшего таберной. Дом Хирурга свидетельствует о большой простоте быта патрицианского жилища в IV в. до н.э.

Дом Саллюстия , ядро которого относится к III в. до н.э., в целом повторяет классическую схему атриумного дома и имеет таберны по бокам от вестибюля. Но у заднего фасада появился портик, который частично окаймлял и боковые фасады. Таким обр.азом, дом все более раскрывался в сторону сада. Большее внимание, чем в доме Хирурга, здесь уделено отделке интерьера, стены которого покрыты росписями первого стиля.

С середины II в. до н.э. патрицианский дом значительно усложняется, усваивая ряд особенностей, присущих богатому эллинистическому жилищу. Прежде всего к атриумному дому присоединился перистиль, который в италийском жилище приобрел иное значение. Если в греческом доме перистиль обычно был невелик, являясь скорее световым колодцем, чем двором, не имел строго установленного места в плакировке дома и мог иметь неправильную форму, то италийский перистиль был гораздо обширнее, имел прямоугольные очертания (даже при участке неправильной формы), располагался обычно по главной оси жилища и был центром всего дома. Перистиль был воспринят римлянами потому, что он наилучшим образом отвечал их потребности раскрытия внутреннего пространства дома в сад, как это показывает эволюция атриумного жилища предшествующего периода.

В центре перистильного двора разбивался сад с фонтаном или бассейном (это также отличало италийский перистиль от греческого). Во многих домах жилые комнаты располагались в этой тихой, насыщенной светом и воздухом части дома, в непосредственной близости к зелени сада и освежающей прохладе фонтана или нимфея.

К перистилю нередко примыкали также бани и хозяйственные помещения. Эта часть дома имела отдельный вход - постикум.

Эллинистическая культура повлияла и на некоторые стороны семейного уклада италиков, что отразилось в структуре ряда домов: комнаты женщин образовали отдельную группу - гинекей (в доме Саллюстия, позже в доме Веттиев, рис. 57); особо выделены были комнаты для гостей - оспициум - в жилищах с двумя входами и двумя атриями (дома Фавна, Лабиринта и др.).

Вместо одного-двух триклиниев (столовых, рис. 58) нередко стали устраивать четыре соответственно временам года. При этом весенний и летний триклинии выходили на северную сторону перистиля, а осенний и зимний - на южную; летом это способствовало прохладе, а зимой - теплу.

Деловая жизнь дома сосредоточивалась в его передней части - атрии, ставшем приемным залом, и в обращенных на улицу табернах.

Новым элементом патрицианского дома был парадный зал с внутренней колоннадой - экус, включаемый в состав помещений атрия и в состав перистиля. По числу и расположению колонн атрий мог быть тетрастильным, как в доме Серебряной свадьбы, коринфским, как в домах Мелеагра и Лабиринта в Помпеях, и египетским, как в доме Мозаичного атрия в Геркулануме (рис. 59).

В двух первых видах экуса аркады по колоннам перекрывались легкими ложными сводами из оштукатуренного тростникового плетения, прикрепленного к балочной конструкции крыши. Египетский экус был устроен аналогично гипетральным залам Египта и базиликам, имевшим повышенную среднюю часть с боковым освещением.

Удлинение оси дома с введением перистиля, анфиладное расположение помещений и повышение некоторых из них до уровня второго этажа заключало возможность создания интересных перспективных эффектов. Этому способствовало и употребление в интерьере дома колоннад разных масштабов - в атрии, перистиле, экусах и простильных экседрах. Разный масштаб колоннад был также средством подчеркнуть особый характер каждого из этих помещений. Так, атрий с рядом высоких колонн выглядел гораздо торжественнее и официальнее, чем экус, меньшие размеры которого сообщали этому также парадному залу оттенок уюта.

Комфорт и роскошь, свойственные быту богатого горожанина II-I вв. до н.э., сказались не только в больших размерах домов и в усложнении их планировки, но и в пышной отделке помещений.

Атрий, украшенный мраморным мозаичным полом, фонтаном в бассейне имплювия и красивым мраморным столом, красочными росписями II стиля на стенах и статуями, приобрел вид парадного зала, внушающего посетителю мысль о богатстве и художественном вкусе хозяина. Из атрия через нарядный таблинум открывался вид на перистиль, цветники и деревья сада, среди которых белели мраморные статуи, блестели на солнце бронзовые фигуры и искрилась вода фонтанов (рис. 60).

Атриумно-перистильные дома период а республики отличались необычным разнообразием композиционных схем при сохранении общих черт этого типа жилища. Это объясняется тем, что архитектура каждого дома определялась совокупностью разных условий: специфическими особенностями участка, его рельефом и микроклиматом, капиталом владельца, его общественным положением и количеством членов его семьи. Немалую роль играли личный вкус заказчика, его профессия и культура.

Дом Пансы , основная часть которого относится ко II в. до н.э. представлял собой правильный атриумно-перистильный дом с четким симметричным построением относительно продольной оси (рис. 61). Он имел ширину фасада 34 м и был вытянут в глубину. За атрием, пол которого был покрыт полированным сипнином (бетоном с примесью кирпичной крошки) с белым меандровым узором на красном фоне, находился 16-колонный ионический перистиль с бассейном в центре его. Перистиль достигал 19X15 м; его размер в осях колонн составлял 12x7,75 м. Позже дом был расширен и частично перестроен.

В дошедшем почти без переделок доме Фавна (II в. до н.э.) композиция усложнилась (рис. 62, 63). В передней части дома был уже не один, а два атрия, за ними расположен поперечно главной оси перистиль, а далее - второй перистиль, окружавший сад. Такое удвоение элементов нарушало строго осевое их расположение, но зато способствовало разграничению парадной и служебной частей жилища. Последняя находилась в правой половине дома. Ее средоточием был небольшой четырехколонный атрий, лишенный таблинума. Он не выходил в перистиль, но сообщался с коридором, отделявшим от перистиля корпус кухни и бань. На двухэтажном фасаде ему соответствовал более низкий входной портал.

При входе в парадную часть дома посетителя приветствовала выложенная из камешков на пороге надпись: «Have» («Здравствуй»), Гость проходил через вестибюль с полом из узорчатого красного сигнина и стенами, отделанными строгой архитектурной декорацией из стукового рельефа, и вступал в просторный атрий с мраморным имплювием и фигуркой фавна. Таблинум с мозаичным полом, имитирующим поставленные на ребро кубики, был слегка приподнят над уровнем атрия. Из него открывался вид на широкий перистиль (24 Х19,2 м). Ионические колонны перистиля окаймляли площадку двора, центр которой был отмечен мраморным столиком с фонтаном. Напротив обращенного к перистилю таблинума была устроена экседра, выходившая под портик перистиля и отделенная от его пространства коринфскими колоннами. Ее украшала большая мозаичная картина, изображавшая битву Александра Македонского с Дарием (рис. 64). Экседра, фланкированная триклиниями, замыкала главную ось парадной части дома, начинавшуюся вестибюлем. Со временем к дому был добавлен второй перистиль, дорические портики которого окружали обширный, находившийся в задней части участка сад. По своим размерам - 32x35 м - новый перистиль значительно превзошел первый.

Построенный в начале I в. до н.э. дом Альбуция Цельса , известный более под названием дома Серебряной свадьбы (рис. 65), невелик и принадлежал к числу средних атриумно-перистильных домов города. Как и в доме Фавна, несколько сдвинутая ось перистиля не являлась прямым продолжением оси четырехколонного атрия (12Х16,5 м). Граница участка не позволила придать перистилю большую величину относительно атрия, что вызвало стремление расширить его хотя бы зрительно. Для этой цели был использован так называемый родосский портик, также пришедший в Италию с эллинистического Востока, но нашедший здесь иное применение. Это примыкающий к атрию портик перистиля, дорические колонны которого, несколько меньшие по сравнению с коринфскими колоннами атрия, значительно выше колонн остальных портиков перистиля. Такое постепенное уменьшение высоты колонн создавало при взгляде на них из атрия иллюзию их перспективного сокращения. В результате воспринимаемый из передней части здания перистиль казался гораздо больше своих реальных размеров, отчего дом в целом производил более внушительное впечатление. Зато из глубины перистиля дом выглядел иначе: пространство перистиля зрительно уменьшалось, а высокий атрий казался расположенным ближе, чем в действительности. Дом Серебряной свадьбы - первый из известных до сих пор италийских домов, в котором использован перспективный эффект, в дальнейшем нашедший большое распространение. Тетрастильный экус под задним портиком перистиля имел еще меньшие по масштабу колонны, несшие легкий овод. На стенах им соответствовали не реальные, а иллюзорные пилястры с гирляндами между ними, изображенные живописными средствами, что было характерно для раннего II стиля стенных росписей. Характер дома несколько изменился ори дальнейших достройках конца I в. до н.э. и 60-х годов I в. до н.э., когда вдоль левого фасада был разбит сад с летним триклинием, а справа добавлены термы с открытым бассейном во дворе. Таким образом, наряду с главной продольной ориентацией дома приобрела значение и его поперечная ориентация.

К концу II в. до н.э. появился новый вид атриумно-перистильного жилища - террасный дом, образцы которого известны в Помпеях, Риме и других городах древней Италии. Он развился из атриумного дома, построенного на склоне холма, сад (или огород) которого находился ниже уровня атрия. В этих условиях добавление перистиля и примыкающих к нему помещений было возможно лишь при использовании террас. Последние нередко укреплялись сводчатыми субструкциями, внутри которых иногда располагались обслуживающие помещения. Так атрий и перистиль оказались на разных уровнях, благодаря чему традиционная замкнутость атриумно-перистильного дома была нарушена. И из атрия, и из окруженного обычно аркадой на столбах перистиля раскрывался теперь широкий вид на окрестный ландшафт; свет и воздух свободно вливались в них.

В Помпеях террасные дома возникали на возвышенных участках близ обветшавшей крепостной стены. В восходящем к началу II в. до н.э. атриумном доме Шампионне (рис. 66) таблинум и триклинии, выходившие за пределы площадки,опирались на субструкции. В начале I в. до н.э. для постройки перистиля на покатом, спускавшемся к городской стене участке были устроены две террасы. Одну из них занял перистиль размеров 10,5X11,5 м, а другую - нижнюю, огражденную парапетом - одномаршевая лестница, ведущая в перистиль. Дом был обращен на юг проемами в стенах атрия и перистиля. Поверх арочных портиков перистиля, лежащего этажом ниже атрия, на уровне последнего проходила галерея, с которой открывался чудесный вид на далекое море, побережье и Везувий.


67. Помпеи. Общий вид террасных домов II-I вв. до н.э. Дом Мозаики с голубями (крайнего справа); разрез дома по пандусу; а - план на уровне нижней террасы; б - план на уровне атрия

Этого же рода дом Мозаики с голубями в Помпеях (названный так из-за прекрасных мозаичных полов в таблинуме и соседних комнатах), а также смежные с ним дома (рис. 67). Но его центром был не перистиль, вообще здесь отсутствовавший, а заменявшие его три сводчатых зала, открытых на природу и сооруженных на одной из трех террас. Интересной особенностью дома было наличие вместо лестниц длинного пандуса, проходившего вдоль правой стены зданий и соединявшего террасную часть со входом в дом по уличному фасаду.

В Риме от этого времени дошла только часть дома Ливии на Палатине (рис. 68), известного великолепными росписями II стиля. От него уцелели лишь остатки средней террасы с двориком, окруженным небольшими помещениями, и остатки нижней террасы. Подобно дому Мозаики с голубями нижнюю террасу занимали три больших оводчатых зала, открытых наружу и соединенных посредством пандуса с несохранившейся наверху атриумной частью дома.

Наибольшего развития террасные дома достигли в I в. до н. э. Позже более распространенным видом богатого дома стала загородная вилла, в которой также часто использовался принцип террасного построения.

холмов и Рим низин .

На холмах Рима обычно селились очень состоятельные люди. Они строили роскошные особняки , разбивали прекрасные парки и сады.

Воздух на римских холмах был свеж и сильно отличался от воздуха римских низин, где селились в основном бедные люди.

Дома богатых римлян

По своему виду дома знатных древних римлян напоминали прямоугольную деревенскую усадьбу. Со всех сторон такие дома были окружены различными постройками. По всему периметру усадьбы обязательно делали летом навес на столбах для защиты от палящего римского солнца.

Большой двор в центре римских домов совсем скоро превратился в атрий , большую жилую комнату. Через большой проем, который оставался в крыше свет обычно попадал и в другие помещения. был местом совместных дел в римской семье. Здесь семья собиралась для обеда или ужина, занималась общими делами, а также принимала гостей . Именно в атрии римляне приносили жертвы ларам, держали ткацкий станок, а также хранили свои деньги.

Однако уже в первом веке до н.э. атрий утратил все прежние функции и превратился в самую лучшую комнату в римском доме . В атрии принимали самых важных гостей, собирали клиентов и вели деловые беседы. Глубокая ниша атрия , которая раньше служила спальной хозяевам, стала использоваться как кабинет главы семейства и получила название таблина . В этом помещение отныне хранился семейный архив и другие важные документы.

Римского дома имел вытянутую прямоугольную форму. Его окружали колонны, а все открытое пространство было занято растениями и цветами. Это пространство в римском доме называли перистиль .

Колонны , фонтаны , ниши и пол в домах древних римлян обычно покрывали штукатуркой и раскрашивали рисунками на различные темы. Кроме того помещения повсюду украшались различными статуэтками .

Также состоятельные римляне строили для своего отдыха и развлечений огромные загородные виллы . Они планировались, так же как и особняки. Единственно к ним обычно добавлялись водоемы .

Дома бедных в Древнем Риме

Бедняки Рима , как правило, жили в многоэтажных домах, которые назывались инсулами . Хотя в этих квартирах также жили и зажиточные римляне. Самое полное представление о римской инсуле можно получить в , которая долгое время была главным римским портом .

На каждый этаж инсулы с улицы вела своя собственная лестница. Если фасады особняков римлян были обращены внутрь, то окна инсулы, как правило, вели на улицу. Здание инсулы было лишено каких либо украшений . Оно даже не было покрыто штукатуркой. Только в инсулах с дорогими квартирами вход обычно украшался колоннами или кирпичной кладкой. Инсулы строили различными как по высоте, так и по планировке.

Римляне умели обогревать свои здания теплым воздухом. Обогрев применяли в банях, в отдельных комнатах богатых усадьб, а также на первых этажах римских инсул. Возле помещения, которое нужно было обогреть складывали печь со сводом. Из этой печи по горячий воздух поступал в подвал и нагревал мраморный пол комнаты. Прогревание шло очень медленно, зато тепло сохранялось очень долго.

Для прогрева стен римляне прокладывали в них трубы, по которым из подвала шел горячий воздух. Кроме того, помещения в римских домах обогревались простыми жаровнями из бронзы или меди.

Освещались римские дома с использованием светильников и свечей . В римских инуслах не было отдельных уборных. Жители инсул должны были выносить нечистоты на улицу в общую навозную кучу.

Рим на карте Италии

Архитектура Древнего Рима была очень разнообразная. Этому свидетельствуют остатки строений, найденные учеными археологами в различных местах, где обитали Римляне. И находки эти говорят о том, что дома в Древнем Риме были самые разные.

Строительная наука была уже достаточно развита, и позволяла строить многоэтажные здания. О таких строениях и поговорим в этой статье.

Зачем строили многоэтажные дома в Древнем Риме?

Как не удивительно, но и несколько тысяч лет назад уже был свой рынок аренды недвижимости, который во многом схож с современным. По этому, считалось целесообразным строить дома в несколько этажей, что бы уместить в них как можно больше людей.

Интересным фактом же является то, что в одном таком доме более бедный слой населения соседствовал с богатым. Просто жили они на разных этажах.

Богатые люди в Древнем Риме предпочитали располагаться на первых этажах – они были более комфортабельными и просторными. Очень часто такие помещения арендовали под торговые лавки.

На верхних этажах, которых могло быть не менее трех, расселялись бедные люди, которые не могли себе позволить платить много. Обычно такие квартирки и комнаты имели маленькую жилую площадь с низкими потолками.

Сколько стоила аренда дома в Древнем Риме?

Цены были заоблачными по меркам тех времен. Надпись на надгробной мраморной плите найденной археологами, гласит о том, что смерть — освободила человека от заботы оплачивать жилье. При среднем заработке в одну тысячу сестерциев в год для бедного слоя населения, цена скромной комнатушки составляла около двух тысяч сестерциев. Что касается Сенаторов, то они могли позволить себе снимать дом в пределах шести тысяч сестерциев. В пригороде же, по данным ученых, скромное жилье стоило в среднем пятьсот сестерциев.

Как строились Древнеримские дома?

Строили такие «прибыльные» дома в основном из бутовой кладки, а так же обожженного и высушенного кирпича. Обожженный кирпич был более качественным и дорогим. По этому, для удешевления строительства в большинстве случаев использовали высушенный кирпич. В качестве перегородок этажей использовалось дерево. Кровлей служила черепица.

В отдельных случаях использовался и мрамор, но это, разумеется, удовольствие для богатых и привередливых Римлян.

Или под дом в Древнем Риме служил вышеупомянутый бут. Его плотно укладывали и заливали раствором, который, между прочим, был близок по своим свойствам к современным цементным смесям высокого качества. Такие цементные смеси получали в результате смешивания известково-пуццолановых веществ с гашеной известью. Высыхала она долго, но в результате отличалась высокой влагостойкостью и прочностью.

Из-за не качественных строительных работ и материалов, что было частым явлением в постройке прибыльных домов, возникали обвалы и пожары. А из-за слишком близкого расположения домов друг к другу, возникали масштабные пожары. Видимо уже тогда, жажда к деньгам превосходствовала над элементарными мерами безопасности.

Вот так и жили люди в Древнем Риме. Строили дома, сдавали их в аренду, и горя не знали. Приблизительно, все как и сейчас 😉

Похожие новости: