В квартире

Как быстро научиться читать чертежи. Порядок чтения чертежа

Как быстро научиться читать чертежи. Порядок чтения чертежа

Инженерные чертежи обычно используются в качестве визуальных инструментов при создании проектов в строительстве и машиностроении, конструировании заводов и всех видов транспорта. Хотя эти чертежи могут казаться простыми для людей, которые имеют опыт в области техники или архитектуры, их зачастую довольно сложно научиться читать начинающим специалистам. Вот несколько правил чтения строительных чертежей.

Ознакомьтесь с масштабом чертежа

Необходим осознавать масштаб важных больших или малых предметов при чтении инженерных чертежей. Хотя большинство инженерных чертежей создаются в «масштабных» версиях 1:10 – 1:100, Некоторые линейки могут иметь масштаб до 1:1000. Если шкала не очевидна на чертеже, проконсультируйтесь с инженером, который его разрабатывал. Эти знания дадут вам возможность правильно оценивать масштабы объектов отображаемых на чертеже.

Выясните значение основных символов, используемых в технических чертежах

Поскольку чертежи выполняются в масштабах, часто требуется использование символов и аббревиатур. Так как символов при проектировании используется значительное количество, понимание основных из них может быть очень полезно при чтении инженерных чертежей. Зачастую, специалист разъясняет редко используемые обозначения на самом чертеже. Необходимо выучить что означают те или иные символы и сокращениями, для этого необходимо максимально ознакомиться с ГОСТ 21.101-97.

Определите конкретные сокращения

Сокращения - полезный инструмент для инженеров. Подобно символам, они могут указывать формы, процессы и даже размеры через несколько знаков. Например: «8 отв. Ø300» нужно читать как «8 отверстий диаметром 300 мм», «Dу 25» - «Условный диаметр 25 мм». Естественно, что названия почти всех нормативных документов сокращены: ВСН - Ведомственные строительные нормы, ППБ - Правила пожарной безопасности и проч.

Ищите числа в кружочках

Как говорилось ранее, инженерные чертежи, как правило, выполняются на столь малом масштабе, что создание деталей практически невозможно. Из-за этого на чертежах появляются «числа в кружочках» в некоторых частях чертежей. Это обозначение показывает, что идентифицированная область детально показана на другой странице.

Работайте со специалистами

Если литература просмотрена, и поисковые системы уже не помогают, проконсультируйтесь с другими специалистами, чтобы лучше понять чертеж. Хотя может быть неловко признавать, что вы испытываете трудности с толкованием проекта, те, кто регулярно работает с чертежами и понимает их, помогут вам их прочитать. Просить помощи умудренных опытом коллег лучше на ранних этапах работы, чем исправлять потом ошибки, возникшие в результате неправильного чтения чертежа.


Чтобы получить по чертежу информацию о детали, т. е. прочитать ее чертеж, необходимо соблюдать определенный порядок действий.

  1. Прочитать основную надпись чертежа: выяснить название и назначение детали, наименование материала, из которого она изготовлена, масштаб изображений.
  2. Установить, какие виды, другие изображения детали даны на чертеже, какой вид является главным.
  3. Изучить виды и другие изображения в их взаимной связи, выяснить очертания детали, взаимное расположение и форму ее частей. Представив по чертежу форму каждой части детали, мысленно объединить их в единый целостный образ.
  4. Определить размеры детали и размеры ее элементов.

Читая чертеж детали, можно сформулировать для себя вопросы, дающие представление о ней: а) как называется деталь; б) из какого материала она изготовлена; в) в каком масштабе выполнен чертеж; г) какие виды содержит чертеж; д) сочетанием каких геометрических тел образована форма детали; е) какова ее общая форма; ж) каковы габаритные размеры детали и размеры отдельных ее частей.

Рассмотрим пример. На рисунке 113 дан чертеж детали, который необходимо прочитать. Какую информацию мы можем получить о детали из этого чертежа? Пользуясь только что приведенной последовательностью чтения чертежа, можно установить, что деталь называется «пробка», она изготовлена из стали. Масштаб - 1: 1, т. е. изображение выполнено в натуральную величину.

Рис. 113

Чертеж содержит два вида - главный вид и вид слева. Других изображений нет. Пользуясь видами, определяем форму детали и ее частей.

Сопоставляя виды, можно установить, что форма детали образована несколькими поверхностями вращения - цилиндрами. Один из них имеет диаметр 50 мм, а высоту - 10 (35 - 25) мм. Оси вращения цилиндров совпадают и расположены параллельно горизонтальной плоскости проекций. Второй цилиндр имеет диаметр 42 мм, высоту - 20 (25 - 5) мм. Между этими цилиндрами находится элемент детали - проточка, которая имеет форму цилиндра диаметром 36 мм и длиной 5 мм. На цилиндре диаметром 42 мм есть конической формы фаска, ее размеры 3x45°, т. е. высота фаски 3 мм, а выполнена она под углом в 45°.

Вдоль оси вращения поверхностей, образующих форму детали, расположено углубление. Оно имеет форму шестиугольной призмы и показано на главном виде штриховыми линиями. Глубина отверстия - 25 мм, а расстояние между двумя параллельными гранями - 22 мм. На деталях такой размер называют размером «под ключ», он определяет расстояние между «губками» ключа.

Габаритные размеры детали: 35 мм и 050 мм.

Таким образом, чтение чертежа сводится к получению всей имеющейся на чертеже информации о предмете. При этом обязательно учитывается как графическая, так и текстовая информация. Только вместе они дают однозначное представление о форме предмета, его размерах, материале, т. е. вызывают пространственный образ предмета по его плоскому изображению, выполненному на бумаге или классной доске.

  • В какой последовательности необходимо читать чертеж детали?

Задание 21 . Прочитайте чертеж детали, заданный на рисунке 114.

Рис. 114

Вопросы к чертежу

  1. Как называется деталь?
  2. Из какого материала она изготовлена?
  3. Какой масштаб изображений?
  4. Какие виды заданы на чертеже?
  5. Сочетанием каких геометрических тел образована форма детали?
  6. Какой элемент детали показан на главном виде штриховыми линиями? Какой он формы?
  7. Изображением какого элемента детали является окружность Ø50 мм? Назовите все размеры этого элемента.
  8. Каковы габаритные размеры детали?

Задание 22 . На рисунке 115 дан чертеж технической детали.

Рис. 115

Задания к чертежу

  1. Прочитайте чертеж, используя рассмотренный выше порядок.
  2. На видимых частях поверхности детали на одном из видов заданы проекции точек. Не перечерчивая изображений, найдите проекции этих точек на другом виде.
  3. Определите, какая из заданных точек (Д, В и т. д.) совпадает с вершиной; какая лежит на ребре, грани или на поверхности вращения детали.
  4. В рабочей тетради запишите: наименования и материал, из которого изготовлена деталь; масштаб; количество изображений и их названия; число геометрических тел, образующих форму детали, и их названия; габаритные размеры детали.

Прочитайте чертежи деталей (рис. 116, а и б).

Рис. 116

Выполните технические рисунки деталей по чертежу в прямоугольных проекциях (рис. 117, а и б). I, 35

Если у вас случилась ситуация, что вам нужно быстро научиться правильно читать чертежи, то вам придется потратить на это некоторое время. Вы будете много читать литературы, часто ненужной, искать в Интернете разные учебники и так далее.

Если же вы хотите быстро этому обучиться, тогда вам нужен опытный инженер, которые непосредственно покажет, как с ними работать. Для некоторых будет достаточно ознакомится с ГОСТами, самоучителя «Черчения для чайников» и электронной версией составления чертежей. Но обладать хорошим пространственным воображением – это самое главное для правильного понимания чертежа, иначе никакой опыт и знания не дадут нужного результата.

Уметь читать чертежи нужно для таких профессий: бетонник, каменщик, сметчик, слесарь, иногда сварщик, монтажник и прочее. Чтобы правильно их читать, необходимо с ними работать непосредственно. Если вы не получили соответствующего образования по гражданскому или промышленному строительству, то вам нужно знать упрощения, условности, правила и стандарты, характерные именно для области, которая вас интересует (строительства дома или изготовление детали). УчиЭто предоставит вам общие правила:

  • Если вы представили себе модель объекта или изделия, то сможете точно узнать ее точные размеры в чертеже.
  • Проведите анализ чертежного рисунка. Именно представления формы детали или изделия помогает понять суть данных, которые были в него внесены. Но если не выходит воссоздать деталь целиком в вашем воображении, попробуйте разделить на части и представить их геометрическую форму.
  • Ознакомьтесь с заглавной надписью на чертеже. Именно этот шаг позволит узнать, из чего изготовлена деталь, масштаб и название.
  • Обозначения изображений, послужившие прообразом детали, представленной на чертеже.

Изучайте чертеж, это позволит узнать массу изделия, его размер и масштабы, количество деталей, которые нужны для его создания, также вы увидите изображенные там детали, а это позволит вам более точно представить конфигурацию изделия в готов виде, если учитывать все стандарты и необходимые требования.

Чтобы у вас в свободном доступе была информация по технологическим требованиям и стандартизации для вашей отрасли (изготовление конструкцій, деталей, строительство трубопровода, дома), необходимо иметь в личном пользовании учебник или справочник по черчению, который содержит эту информацию. Можете также распечатать информацию с Интернета, чтобы они были у вас под рукой.

Подведем итог: чтения чертежа необходимо начинать с ознакомления всех методов и правил нанесения на бумаге изделий различных размеров и форм. Запомнить стандарты и условные обозначения, которые нужны при правильном составлении чертежа.

Видео уроки

Прочитать чертеж общего вида - значит выяснить назначение данного изделия, устройство и принцип его работы, получить полное представление о форме, размерах и технических характеристиках готового изделия и каждой детали в отдельности, т.е. определить по чертежу все данные для их изготовления и контроля.

При чтении чертежа общего вида выясняют взаимное расположение составных частей изделия, способы соединения деталей, а также геометрические формы и размеры всех элементов изделия.

Сборка, монтаж, ремонт или усовершенствование даже несложных сборочных единиц связаны с изучением конструкции по чертежу общего вида.

Так как по чертежу общего вида разрабатывают рабочие черте-

жи деталей, он должен содержать достаточное количество изображений, позволяющих выполнить такие чертежи.

В задании, предлагаемом для выполнения студентам, требуется прочитать чертеж общего вида и выполнить по нему рабочие чертежи деталей (по указанию преподавателя).

1. Ознакомиться с содержанием основной надписи, помещенной в правом нижнем углу чертежа. Установить по надписи наименование изделия, номер чертежа, масштаб и т.п. Часто наименование изделия много говорит о его назначении и условиях работы (например, «Вентиль запорный», «Тиски пневматические» и т.п.).

2. Ознакомиться с назначением и принципом работы изображенного изделия по комплекту конструкторских документов, прилагаемых к чертежу, в частности по пояснительной записке и техническим условиям.

3. Изучить изображения, имеющиеся на чертеже: выяснить расположение вида спереди (главного вида); установить число основных, дополнительных и местных видов, в которых выполнен чертеж; определить, какие применены на чертеже разрезы (простые или сложные); установить для каждого разреза направление секущей плоскости; отметить наличие сечений, выносных элементов и пр.

4. Ознакомиться с содержанием данного изделия; установить наименование каждой детали и последовательно найти каждую деталь на чертеже (на всех видах, разрезах и сечениях).



По найденным изображениям определить геометрическую форму и конструктивные особенности детали.

Выяснению формы каждой детали способствует то, что во всех разрезах и сечениях одна и та же деталь заштрихована с одинаковым наклоном и одним расстоянием между линиями.

5. Установить характер соединения отдельных деталей.

Для неразъемных соединений (сварных, клепаных, паяных и др.) определить каждый элемент соединения (например, каждый отдельный сварной шов).

Для разъемных соединений выявить все крепежные детали, входящие в соединение.

Для подвижных деталей следует определить процесс их пере-

мещения при работе механизма (взаимодействие деталей). Необходимо установить, какие поверхности деталей являются сопрягаемыми и по каким размерам поверхностей осуществляется соединение.

По чертежу общего вида определяют и посадку деталей, гарантирующую их взаимодействие в изделии.

6. Установить, какие подвижные поверхности деталей смазываются и как эта смазка осуществляется.

7. Установить порядок сборки и разборки изделия. При этом следует выделить стандартизованные и нормализованные детали, на которые не составляют рабочие чертежи.

Рассмотрим порядок чтения чертежа общего вида на примере сборочной единицы, изображенной на рис. 10.1.

Из основной надписи понятно, что на чертеже в масштабе 1:1 изображен кран пробковый.

Из описания, которое обычно прилагается к чертежам общего вида, имеющим учебное назначение, можно узнать, что пробковый кран является одним из видов арматуры трубопроводов и предназначается для изменения подачи жидкости (газа), проходящей по трубопроводу. Пробковые краны устанавливают там, где требуется быстрое изменение подачи жидкости (газа), так как для полного открытия крана достаточно повернуть пробку на угол 90°.

Чертёж пробкового крана содержит три изображения. На месте главного вида расположен фронтальный разрез, на котором показано взаимодействие основных деталей.

Кран состоит из корпуса 1, в котором установлена коническая пробка 2 (при повороте она изменяет поперечное сечение или полностью закрывает отверстие в корпусе). Пробка 2 крышкой 3 прижата к конической поверхности корпуса 1. Втулка 4 и сальниковая набивка 11 (войлок) уплотняют подвижное соединение деталей 3 и 2.

На виде слева выполнен местный разрез, поясняющий конструкцию соединения винтом 5 корпуса и крышки.

По спецификации (рис. 10.2) определяем состав деталей, входящих в изделие «Кран пробковый».

Изделие состоит из 11 наименований составных частей, в число которых входят пять оригинальных деталей, пять стандартных изделий и один материал. Все оригинальные детали входят в изделие в единственном экземпляре. На деталь 5 «Прокладка» нет чертежа, а размеры и форма детали поясняются в спецификации.

Ознакомление с оригинальными деталями крана начнём с корпуса. Изучая форму этой детали в каждом виде и сопоставляя виды между собой, представим себе изображение корпуса.

Так как на видах изображение корпуса частично закрыто изображением деталей, расположенных внутри, либо верхними деталями, то необходимо дополнить и соединить в единый образ все имеющиеся изображения элементов корпуса на чертеже.

Центральная часть корпуса имеет форму усечённого конуса, у которого справа и слева имеются патрубки. На конце правого патрубка нарезана трубная цилиндрическая резьба G1. На конце левого патрубка имеется фланец треугольной формы с тремя сквозными цилиндрическими отверстиями Ø9. Сверху у корпуса имеется круглый фланец с четырьмя резьбовыми отверстиями для крепления крышки.

Описанную форму корпуса сравним с изображением на рис. 10.3. Чертёж корпуса приведен в прил. 14.

Разобравшись с изображением основной детали (корпус 1), перейдём к изучению остальных деталей (2, 3, 4). Сначала каждую из них подробно рассмотрим на сборочном чертеже.

Пробка 2 состоит из усечённого конуса с радиальным отверстием и цилиндрического стержня с хвостовиком квадратного сечения. Овальная форма отверстия определяется по виду слева, а квадратная форма хвостовика читается на виде сверху (рис. 10.1). Форма пробки изображена на рис. 10.4 (чертёж пробки приведен в прил. 15).

Изображение крышки 3 (рис. 10.1) приведено на рис. 10.5. Определим форму элементов крышки по сборочному чертежу и сравним с изображением на рис. 10.5 (чертёж крышки приведен в прил. 15).

Рис. 10.4 Рис. 10.5

Форму детали «Втулка» самостоятельно определите по изображениям, имеющимся на чертеже (рис. 10.1), затем сравните с чертежом, приведенным в прил. 17.

Каждый раз при чтении чертежа общего вида необходимо сопоставлять чертеж отдельной детали с ее изображением на сборочном чертеже.

После того как изучена форма отдельных деталей, необходимо установить способ соединения деталей между собой и возможность движения одной детали относительно другой.

Так, анализируя взаимное положение деталей на рис.10.1, определяем, что крышка 3 крепится к корпусу с помощью четырех винтов 5.

На крышке 3 укреплена втулка сальника 4, обеспечивающая уплотнение набивки 11 из войлока. Сальник прижимается к крышке с помощью шпилек 9 и гаек 6.

Единственно подвижная деталь в данном механизме - это пробка, которая может вращаться вокруг своей оси.

Кран на чертеже изображен в открытом положении.


К атегория:

Слесарно-инструментальные работы

Каждый рабочий чертеж должен отвечать на следующие вопросы: какая деталь и в каком масштабе изображена на нем, из какого материала она изготовлена, каковы ее форма, размеры в целом и размеры отдельных ее элементов, какие можно допустить отступления от заданных размеров, какие отклонения допускаются по форме и расположению наиболее важных ее поверхностей, с какой чистотой следует обработать отдельные поверхности детали и т. п.

Ответить на все эти вопросы, значит прочитать чертеж. Попробуем получить подобные ответы, обратившись к рис. 1. Для этого начнем изучение чертежа с чтения штампа основной надписи, располагаемого всегда в правом нижнем углу листа. Прежде всего устанавливаем, что на чертеже изображен корпус комбинированной державки для инструмента, представленный в натуральную величину, поскольку в штампе указан масштаб, равный 1:1. Корпус должен быть изготовлен из стали марки 40Х.

Теперь представим форму детали. Для этого рассмотрим левую верхнюю часть чертежа, где вычерчен главный вид корпуса державки. Этот вид должен дать наиболее полное представление о ней. Устанавливаем, что державка состоит из утолщенной части (головки), тонкой части (хвоста) и соединительной части. Обратив внимание на вынесенное сечение, показанное под главным видом, заключаем, что хвостовая часть державки представляет собой цилиндрическое тело лыской, срезанной со стороны читающего чертеж, а также с круговой фаской на правом конце цилиндра.

Далее нужно установить, что представляет собой головка корпуса. Из главного вида можно составить представление только о том, что в головке имеется коническое отверстие Морзе № 4, переходящее затем в цилиндрическое отверстие диаметром 20 мм. Судить о внешней форме головки по одному только главному виду трудно. Для этого, очевидно, придется использовать вид слева и вид сверху. Обращаясь к виду слева (в правом верхнем углу чертежа) устанавливаем, что головка состоит из большого цилиндра, от которого идут два прямоугольных выступа вправо и два таких же выступа вниз. Нижняя сторона одного из выступов проходит строго по центровой оси цилиндра. Возвращаясь к главному виду, убеждаемся, что выступы несколько короче цилиндра головки. Из главного вида и вида сверху обнаруживаем на головке две пары отверстий с резьбой Ml2. Вид слева уточняет, что они выполнены не во всех четырех, а только в двух выступах.

Рис. 1. Производственный чертеж детали.

Форму соединительной части позволяет установить главный вид и вид сверху. Эта часть представляет собой цилиндрическое тело (см. значок о у размера 60С3), сквозь которое перпендикулярно к его оси проходит сквозное овальное отверстие для выбивания инструмента.

Итак, по мере того как изучается форма хвоста, головки и соединительной части, у читающего чертеж складывается представление о форме державки в целом.

Теперь нужно определить размеры детали, изображенной на чертеже. Рассматривая, как расположены размерные линии (линии со стрелками) и какие в них поставлены цифры, можно установить Размеры детали и ее отдельных элементов, выраженные в миллимет-pax. Однако важно знать не только величину, но и расположение размеров на детали. Обратите внимание на то, что большинство размеров задано от одного, левого торца детали (размеры 250, 135, 98, 88). Поверхность, от которой задаются размеры, носит название базы отсчета. Проставляя, таким образом, размеры, конструктор тем самым дает наказ производственникам выполнить именно эти размеры и выдержать их именно от этой поверхности. Эти указания конструктора следует строго выполнять, так как нарушение базы отсчета при изготовлении деталей приводит к отклонениям от чертежных размеров, к браку. Поэтому нельзя самим подсчитывать незаданные в чертеже размеры и пользоваться ими при изготовлении деталей.

Кроме цифр, характеризующих размеры детали, в некоторых размерных линиях проставлены цифровые и буквенные значки. Эти значки характеризуют допуски на неточность их выполнения. С допусками познакомимся ниже. Из данных этого чертежа можно также сделать вывод-о допускаемой неточности положения поверхностей, пользуясь уже известными обозначениями.

Из указаний над штампом основной надписи видно, что хвостовая часть детали должна быть закалена до указанной на чертеже твердости, перед шлифованием подвергнута воронению и маркировке согласно чертежу.