В квартире

Государство как политическая система. Государство как институт политической системы

Государство как политическая система. Государство как институт политической системы

1. Государство – основной политический институт, причины его

возникновения.

2. Сущность, признаки и функции государства.

3. Формы государственного правления.

4. Формы государственного устройства.

5. Правовое государство: понятие и признаки.

6. Понятие и сущность гражданского общества.

Государство – основной политический институт, причины его возникновения.

Политические институты – это совокупность организационных форм и норм в политике, которые объединяют граждан, выражают их коллективную волю, ценности и интересы, регулируют общественные отношения. Такими институтами являются государство и его органы, политические партии и общественные объединения.

Государство – это основной, универсальный политический институт, непосредственно управляющий обществом. Его органы принимают законы (законодательная власть), претворяют в жизнь законы и другие политические решения (исполнительная власть), урегулируют спорные проблемы (судебная власть), наказывают нарушителей общепринятых правил (институты принуждения).

Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление политики этой властью.

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Основными из них являются:

· углубленное общественное разделение труда , выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

· возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации . Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизме. Государство, – считал В.И.Ленин, – это "машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы ".

Немарксистские научные направления не абсолютизируют роль частной собственности и классов. Известно, что в некоторых случаях образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.

Политическая теория, наряду с классовыми причинами, выделяет и другие причины возникновения государства:

· демографические факторы , изменения в воспроизводстве самого человека. С ростом численности и плотности населения происходил переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории;

· антропологические факторы . Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Ещё Аристотель писал, что человек как существо в высшей степени коллективное может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;

· психологические, рациональные и эмоциональные факторы . Государство рассматривается как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т.Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д.Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные формы до государственного общежития.

Очевидно, что реальное государство возникло в ходе длительного естественно-исторического развития общества, а не в результате подписания общественного договора. Но для своего времени договорные концепции государства имели прогрессивное значение, поставив проблемы взаимоотношений личности, общества и государства;

· завоевание одних народов другими . Важную роль этому фактору в возникновении государства придавали сторонники теории насилия – Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер и др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

В политологии выделяются и другие факторы, влияющие на образование государства, – географические, этнические и т.п. Таким образом, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

Сущность, признаки и функции государства.

Теория государства выделяет триединую основу происхождения, формирования и существования государства: общественную, классовую, политико-правовую или организационно-структурную В зависимости от основы сложились три подхода к исследованию государства:

1) политико-философский , при котором государство рассматривается как универсальная организация, призванная обеспечить единство, целостность общества, решение проблем общества, регулирование взаимоотношений власти и народа;

2) классовый , согласно которому государство есть порождение разделения общества на классы и орудие классовой борьбы;

3) политико-правовой или организационно-структурный подход , исследующий государство как источник права и закона, организующий жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических отношений.

Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику государства как политического института. Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение государства:

Государство – это исторически обусловленная, выделившаяся из общества, детерминированная (предопределённая) его экономическим строем классовая организация, которая осуществляет суверенную власть при помощи специального аппарата, защищает данные общественные отношения, выступая как официальный представитель всего общества.

Признаки государства. Основными элементами государства являются: территория, население, публичная власть.

1. Территория государства составляет физическую, материальную основу государства. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это не только суша, но и недра, водное и воздушное пространства. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

2. Население государства – это совокупность людей, проживающих на данной территории. Несмотря на существующие социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.

3. Публичная власть является важным, отделённым от общества атрибутом государства. Такая власть персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации – становления специального государственного аппарата и оснащения материально-техническими средствами.

Отличительными признаками государства в ряду других общественно-политических образований являются также:

4. Суверенитет , то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Государство обладает высшей и неограниченной властью на данной территории, само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Суверенитет не является синонимом абсолютной самостоятельности или изолированности. Государственный суверенитет является формальной юридической нормой, но не считается безусловной политической нормой, т.к. на практике может быть ограничен реальными отношениями внутри страны и на международной арене.

5. Монопольное право на применение принуждения . Обладая исключительным правом на легальное или узаконенное насилие, государство располагает для этого необходимыми органами (армия, полиция, службы безопасности, суд) и средствами (оружие, другие ресурсы).

6. Монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения.

7. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для материального обеспечения государственной деятельности и содержания управленческого аппарата.

Функции государства. Место и роль государства в политической системе общества во многом определяются его функциями. Функции отражают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

Политическая функция – осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами.

Правовая функция – установление правовых норм, поддержание законности и правопорядка в обществе.

Организаторская функция – обеспечение взаимодействия всех звеньев общественной системы.

Экономическая функция – стимулирование и регулирование экономической деятельности.

Социальная функция – удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизация социальной среды.

Культурно-идеологическая функция – внесение в сознание граждан духовных ценностей, интегрирующих общество, охрана и обогащение историко-культурного наследия общества, совершенствование условий социализации граждан.

Внешние функции государства составляют:

· защита интересов данного государства на международной арене;

· обеспечение обороны страны;

· развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странами;

· участие в международном разделении труда.

Внешние функции вытекают из внутренних и являются их продолжением, вместе с тем они оказывают обратное влияние на внутренние функции.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра философии

Контрольная работа

по политологии

Государство как основной институт политической системы

(Вариант-20)

Барнаул – 2009

государство правовой несправедливость

Введение

Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения

Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства

Один из средневековых философов заметил, что государство - это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко охарактеризуйте их

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Представленная работа посвящена теме «Государство как основной институт политической системы».

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема «Государство как основной институт политической системы» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Государство как основной институт политической системы» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

1. Выявить сущность, основные признаки и функции государства, а также причины и условия его возникновения.

2. Обозначить формы государственного правления и формы государственного устройства. Дать определение правового государства.

3. Определить средства, призванные не допустить несправедливости, творимой государством.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения

Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Причинами и поводами, которые вызвали учреждение государства, являлись разложением первобытно общинного строя, появление частной собственности на орудия и средства производства, разделение общества на враждебные классы - эксплуататоров и эксплуатируемых.

Основными причинами появления государства были следующие:

Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделения труда, изменением условий распределения общего продукта, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п.

Необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявилось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.

Необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен.

Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.


Существенные признаки государства:

1. Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. На своей территории государство осуществляет независимую власть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороны других государств.

2. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства.

Население государства может состоять из людей одной национальности или быть многонациональным, как, например, в России, где проживает более 60 наций. Государство будет стабильным и будет развиваться, если отношения между ними будут добрососедскими, а не конфликтными.

3. Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь людей.

4. Право. Это система общеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном обществе и обеспечивавшихся силой общественного принуждения (например, покинувшего поле боя воина соплеменники изгоняли из племени), правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальными государственными органами.

5. Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др.

6. Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между смежными государствами. В некоторых государствах армия используется во внутренних конфликтах.

7. Налоги. Это обязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая соответствующие законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам.

8. Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет - это самостоятельность, не подчиненность, не подотчетность государства кому-либо. 3, стр. 120-121

Государство = власть + население + территория. То есть, государство - это организация политической власти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующей право и специальный аппарат принуждения.

Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития. К внутренним функциям относятся: политическая (обеспечение государственного суверенитета, защиту конституционного строя, обеспечение полновластия народа в различных формах); экономическая; социальная (государственная политика в области образования, науки, культуры, здоровья граждан.); экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. К внешним функциям относятся: функция интеграции в мировую экономику (глобализации мировой экономики); обороны страны (отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности государства); поддержки мирового правопорядка (сохранение мира, урегулирование межнациональных конфликтов, ликвидация ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения человека, оздоровление международной обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами); сотрудничества по глобальным проблемам (поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов и стран, но и человечества в целом и требуют международного реагирования).

Основная форма осуществления функций государства - правовая. Правовая форма существует во взаимосвязи трех основных направлений правовой деятельности государства - право творческой, право исполнительной и правоохранительной. В целях обеспечения реализации определенной функции государство создает для этого необходимую правовую основу, организует исполнение принятых правовых норм и обеспечивает их защиту от нарушений.

Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства

В современной политологии для общего обозначения структурных и властных признаков государства используется понятие «форма государства». Это понятие включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления и политический режим.

Форма государственного устройства определяет принципы национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными. Различают три основные формы государственного устройства - унитарное государство, федерацию и конфедерацию. Унитарное государство, наиболее распространенное в современном мире, характеризуется единством конституции и единством системы высших органов государственной власти, высокой степенью централизации управления всех административно-территориальных единиц (департаментов, областей, районов и т. п.) при отсутствии у них политической самостоятельности. В качестве примеров унитарных государств можно назвать Финляндию, Францию, Японию. Федерация предполагает иной тип внутренних связей, объединяя несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзное государство при сохранении у каждого из них юридической и некоторой политической самостоятельности. Показателем известной суверенности каждого члена федерации является наличие у них собственной конституции, законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна. Вместе с тем основополагающий принцип федеративного государства - главенство обще федеральной конституции и законодательства. Важными объединяющими факторами в нем выступают единое социально-экономическое пространство, общность денежной системы и гражданства. В настоящее время федеративную форму государственного устройства избрали около 20 стран. Конфедерация представляет собой постоянный союз суверенных государств, образованный с определенной целью, чаще всего внешнеполитической. Субъекты конфедерации обладают высокой степенью суверенитета при ограниченных правах конфедеративного центра, в ведении которого находятся, как правило, только главные вопросы внешней, оборонной, а в некоторых случаях и финансово-экономической политики. При необходимости создания центральных органов, единых вооруженных сил и общей банковской системы их образуют на паритетной основе и только при условии ратификации в законодательных органах субъектов конфедерации.

Для обозначения способа организации верховной государственной власти, принципов взаимоотношений ее органов, степени участия населения в их формировании используется термин форма правления. Истории известны две такие формы - республика и монархия. Отличительным признаком республиканской формы правления, самой распространенной в современном мире, является выборность высшей государственной власти. Типологически выделяются три подвида республики - парламентская, президентская и смешанная. Парламентскую республику отличает такой признак, как верховенство избираемого законодательного собрания, закрепленное конституционными нормами. Именно парламент формирует ответственное перед ним правительство, подбирая кандидатуры из лидеров победившей на выборах партии включая премьер-министра. Глава государства (президент) при формировании кабинета министров выполняет не более чем формальную процедуру. Вместе с тем во многих парламентских республиках высшая исполнительная власть фактически занимает значительно более важное положение сравнительно с тем, что предписано ей законодательством. Парламентский контроль за деятельностью правительства в действительности нередко оказывается декларативным. Парламентская форма правления установлена в таких странах, как Германия, Ирландия, Италия, Турция, Швейцария. В президентской республике реализован принцип жесткого разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Право формирования правительства принадлежит президенту, являющемуся одновременно и его главой. Образуемое таким образом на внепартийных началах правительство не несет ответственности перед парламентом. Классическим образцом президентской республики считаются США, ставшие родоначальником этой формы правления в 1787 году. Затем она наиболее широко распространилась в странах латиноамериканского континента - Мексике, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Боливии, Уругвае и др. Смешанной форме правления присущи такие основные черты, как избрание президента всеобщим голосованием; наличие у него собственных достаточно широких властных полномочий, позволяющих ему действовать независимо от правительства; ответственность правительства, возглавляемого премьер-министром, перед парламентом. Такая форма закреплена конституциями ряда западноевропейских стран - например, Франции, Португалии, Австрии, Исландии. Вторая форма правления - монархия - подразделяется на две основные разновидности: абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия, чьи корни уходят в эпоху Средневековья, основывается на юридической принадлежности всей полноты государственной власти одному лицу. В настоящее время она практически полностью изжила себя, продолжая сохранять в неизменном виде внешнюю атрибутику и лишь отчасти прежнее содержание в таких государствах, как Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар, Оман. Конституционная монархия, в свою очередь, условно может подразделяться на парламентскую и дуалистическую. Показательным примером первой считается Великобритания. Реальная законодательная власть в ней принадлежит парламенту, а исполнительная - кабинету министров во главе с премьером, кандидатура которого формально подбирается монархом, осуществляющим на практике лишь церемониальные функции. Напротив, при дуалистической форме монархии, сохраняющейся в Иордании и Марокко, реальная власть сосредоточена в руках монарха. Парламент, которому конституция предоставляет законодательные полномочия, обладающему правом вето, и тем более не оказывает влияния на деятельность исполнительной власти. Довольно экзотическая разновидность конституционной монархии - выборная - существует в Малайзии. Конституция 1957 года установила порядок избрания главы государства на пять лет поочередно всеми девятью государствами, входящими в это своеобразное монархическое федеративное образование. 1 и 2, стр. 63-69 и 39-57.

Современные правоведы определяют правовое государство как демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека. Признаки правового государства: верховенство закона; развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод; четкое разделение государственной власти делится на законодательную, исполнительную и судебную власти; сильная судебная власть; демократизм. Характерная черта правового государства - последовательное проведение принципа равноправия граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и других обстоятельств.

Один из средневековых философов заметил, что государство - это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко охарактеризуйте их

Я выделяю 3 основных пункта сдерживания несправедливости и деспотичности власти это:

1) Практика разделения властей. Известно, что идея разделения властей вызревала в недрах буржуазного права постепенно и оформилась как теория только в 18 веке. До этого произвол правителей – деспотов в Европе сдерживался нравственно – религиозными традициями монархического правления, угрозой народных восстаний, мнением церкви. Впервые проблема соотношения власти была поставлена известным английским философом Джоном Локком. Он говорил – законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные в лице каких – либо членов общества истекают из неё. Монтескье считал чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую.

В соответствии с современной трактовкой теорией разделение властей для нормального функционирования правового государства в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть (конституционный суд, прокуратура и т.д.). Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично – властных полномочий одной из сторон.

2) Огромное количество общественных и правозащитных организаций.

3) Международное право (страсбургский суд, гаагский трибунал и т.д.)

Современная общая теория государства видит основание государственности в правах народов и связывает понятие государственной власти с категорией прав человека, т.е. основных до законотворческих и вне законотворческих требований определённой меры свободы, первичных по отношению к власти. Эти требования и права народов зафиксированы в принципах и нормах международного права.

Заключение

В каждом конкретном обществе его политическая система и соответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание не существуют изолировано как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая на основе определенных политических идей, политическая система того или иного общества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга.

Значимость знания и изучения политической системы состоит в том, что именно в ней проходит стержень социальной, экономической и духовной жизни общества, что именно здесь столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.

Список использованной литературы

1. Общая теория права. Под ред. Пиголкина А.С. М., 1996, гл. 3, параграф 2

2. Теория государства и права. Вып. 2. Под ред. Венгерова А.Б. М., 1994

3. Теория государства под ред. М.Н. Марченко М.2001

4. Общая теория права. Учебник для юридических вузов под общ. ред. Пиголкина А.С. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1997

5. Спиридонов Л.И. Теория государства и права М.: Проспект, 1999

Сущность, структура и функции государства.

Типы государства.

Формы государственного правления и государственного устройства.

Термин "государство" трактуется в трех значениях:

1) как ассоциация, находится на отдельной территории, объединяет всех членов общества. В этом смысле этот термин используется как синоним понятий "общество", "страна", "отечество";

2) как отношения политической власти - совокупность связей между гражданами и органами государства;

3) как административные органы и правовые нормы, определяющие их функционирования.

В разных философских, социологических и политологических теориях это понятие неодинаковый смысл.

Представители юридического позитивизма (К.Гербер, П.Лабанд из Германии, А. Дайси из Англии, А. Эсмен из Франции) рассматривали государство исключительно с точки зрения права. В их концепциях государство трактовалась как правовая форма для совокупного жизни народа и "верховная юридическое лицо", "юридическая организация народа", "юридическое олицетворение нации".

Это направление продолжил немецкий юрист Г. Кельзен, который отождествлял государство и право. По его мнению, государство - это система отношений господства и подчинения, где воля одних выступает в качестве мотива для других. Суть этих отношений заключается в том, что они образуют урегулированную и упорядоченную нормативную систему принуждения. В этом смысле государство - относительно централизованный правопорядок. Г. Кельзен признавал, что любое государство является правовым.

Немецкий юрист Р. Иеринг разработал социологическую теорию государства. Он определял государство как социальную организацию принудительной власти, обеспечивает превосходство общественных интересов над личными.

Представители классовой теории государства К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали классовой сущности государственной власти. Государство, подчеркивали они, это комитет, который управляет общими делами всего класса буржуазии.

Немецкий ученый-правовед К. Шмитт разработал теорию "тотального государства", которая предусматривает, прежде всего, существование властной государства - аппарата политической власти, в экстремальных ситуациях берет на себя всю тяжесть важных общественных решений. "Тотальное государство", по мнению К. Шмитта, можно создать на оспови субстанциональной единства государства и "национальной однородности".

Заслуживает внимания также концепция государства испанского правоведа Г. Песес-Барби Мартинеса, согласно которой понятие "государство" означает не любую форму политической организации (например, античную или средневековую), а только ту, что возникла в Новое время. В ее существенных признаков он относит: суверенную власть, рациональность администрации, государственную собственность, постоянную армию, религиозный нейтралитет.

Итак, государство, в современном понимании, - это организация суверенной политической власти, в рамках правовых норм и на территории отдельной страны осуществляет управление общественными сферами и обеспечивает безопасность нации и гарантии прав и свобод граждан. Рассмотрим наиболее существенные признаки государства:

1. Суверенитет (верховенство, самостоятельность, независимость государственной власти). Он имеет внутренний и внешний измерения. Это означает, что государство обладает высокой и неограниченной властью над внутренними субъектами в пределах границ той или иной страны (внутреннее измерение), а другие государства должны признавать этот принцип (внешнее измерение).

2. Принуждение. Каждый гражданин обязан признавать свою государственную принадлежность и подчиняться государственной власти, на территории которой он живет. Безгосударственность (апатридизм) трактуется как ненормальное явление, отмечается в Гаагском договоре 1930 и Всеобщей декларации прав человека 1948

3. Право на применение силы. Государство владеет первичным, выше, по сравнению с другими организациями, правом применить силу в пределах, установленных законом.

4. Право. Государство функционирует в рамках установленного права. Структура и функции государственных органов определяются правом. Право выступает не только как нормативный механизм деятельности государства, но и как регулятор отношений сожительства граждан в обществе.

б. Органы государственной власти. Под аппаратом государства надо понимать совокупность управленческо-административных структур, призванных реализовать решения центральных и местных органов власти.

6. Территория. Государство неразрывно связана с определенной территорией, на которую распространяется ее власть, а законы имеют обязательную силу.

В структуре современных государств, как правило, имеют место следующие институты: глава государства (монарх или президент); парламент; правительство; общегосударственные органы (национальный банк, совет национальной безопасности и обороны, фонд государственного имущества и т.п.); судебная система; прокуратура (в тех странах, где она имеет самостоятельный статус) представители правительства на реґиопальному уровне (комиссары, префекты, губернаторы).

К сказанному следует добавить, что прокуратура как орган государственного обвинения и надзора за соблюдением законодательства может действовать: как самостоятельный институт (Россия, Украина, Испания); как элемент Министерства юстиции (США) и судебной системы (Франция, Италия, Германия); вообще отсутствовать как государственный орган (Великобритания).

Государственные институты еще разделяют на политические (глава государства, правительство, парламент), которые формируются непосредственно народом и принимают политические решения; административные (секретариаты главы государства, правительства, парламента, органы центральной исполнительной власти, которые не входят в правительство, заместители министров и чиновники, ниже по рангу в министерстве и госадминистрации), которые готовят и выполняют эти политические решения; правовые (суды конституционной, общей и специальной юрисдикции, прокуратура и уполномоченный по правам человека); военно-силовые или обороны, национальной безопасности и общественного порядка (вооруженные силы, полиция и спецслужбы).

И государство, и каждый государственный орган в частности выполняют определенные функции: непосредственно нужны для существования общества; специфические, вытекающие из противоречий между государственными институтами и социальными слоями. Функции государства, их содержание и приоритеты меняются в зависимости от исторической эпохи.

На современном этапе можно выделить следующие функции государства:

Законотворческую;

Обороны и национальной безопасности;

Обеспечение правопорядка;

Защиты конституционных основ общества;

Согласование интересов различных социальных групп и индивидов, решение социальных конфликтов;

Государственно-политического и административного управления в различных сферах социальной жизни, где частный сектор не способен решать задачи по обеспечению общественных благ;

Защиты интересов и суверенитета государства в сфере международных отношений.

Дискуссионным является вопрос о типах государства. Отечественные исследователи традиционно придерживаются марксистской типологизации государств по общественно-формационной признаку (рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая). Однако целесообразнее было бы типологизировать государства в зависимости от этнонациональных, социально-правовых и политических аспектов развития общества.

В рамках национального развития общества, прослеживая хронологию становления государства как произведения публичных форм организаций этнических сообществ (союза племен, народа, нации), можно выделить следующие типы государства: государство-полис, государство-империя, национальное государство.

Государство-полис - особая форма политической организации * общества в античные времена (преимущественно в Древней Греции) и в период позднего Средневековья (Венеция, Генуя, Флоренция). Основой полисной организации государства был суверенитет свободных собственников-граждан, принимавших участие в решении государственных вопросов. В полисной организации еще не разграничивались элементы государства и гражданского общества. Государства-империи существовали во все исторические эпохи (хотя параллельно происходил процесс образования национальных государств), и только в конце XX в. завершается процесс их распада. Империя - это большое государство, которое объединяет несколько подчиненных центральной власти государств или народов, принудительно интегрированных в единую систему политических, экономических, социальных и духовных взаимосвязей. Особенностью этого государственного образования было то, что порядок формирования и функционирования государственной власти и отношений с населением были разные в метрополии и колониях. Населения колоний в значительной степени ограничивалось на участие в политической жизни и испытывало различных форм национального угнетения.

Процесс зарождения и становления национального государства начался только в эпоху Нового времени, в период образования абсолютных монархий, и продолжается до сих пор. Понятие "национальное государство" означает, что субъектом государственной власти является нация как эт-нополитична сообщество.

Социально-правовое развитие обуславливает следующие типы государства: полицейская, правовая, социальная. Полицейская государство - это олицетворение насилия в виде библейского зверя Левиафана. В ее атрибутов можно отнести: неограниченность государственных полномочий; приоритет властных институтов над законом; мощный репрессивный аппарат; полицейско-бюрократический контроль и опека над личностью и обществом. Полицейскими есть все государства авторитарных и тоталитарных режимов.

Идея правового государства зародилась в недрах просветительских и либеральных теорий, а сам термин утвердился в трудах немецких юристов - К. Велькера и Р. Моля. Правовое государство как достояние западной цивилизации включает следующие признаки: приоритет права, подчинение всех государственных институтов и должностных лиц закона; разделение и взаимное сбалансирования власти (законодательной, исполнительной и судебной) взаимная ответственность государства перед лицом и лица перед государством; плюралистическая структура политических отношений; конституционный контроль за соблюдением законов; судебная защита интересов личности и социальных групп.

Если понятие "правовое государство" отражает степень социальной свободы, то понятие "социальное государство" - еще и степень социальной справедливости. Теоретические основы социального государства освещены в работах Г. Риттера (Германия), К. Соле (Испания), А. Брауна (США), М. Бонетти (Франция). Содержание социального государства выражается в содействии становлению таких элементов современного общества, как социальная рыночная экономика, социальная демократия, социальная этика.

Социальная рыночная экономика предусматривает создание благоприятных условий для включения в рыночные механизмы всех слоев населения на микроэкономическом уровне, а также установление нормы (не ниже прожиточного минимума) минимальной заработной платы, предоставление субсидий малообеспеченным категориям населения, развитие всех видов социального страхования, а также обеспечение механизма социального партнерства; социальная демократия раскрывает содержание разных видов (территориального, производственного, профессионального) самоуправления, его органическая связь с правовым государством; социальная этика направлена на преодоление психологического противостояния, достижения социального согласия.

Понятие "форма государства" раскрывает способ организации государственной власти, структуру и функции государственных органов. Оно означает форму государственного правления, под которой понимают порядок и структуру формирования высших органов государства и соотношение полномочий (правительства и парламента, президента и парламента), форму государственного устройства (речь идет о соотношении между властью центральных, региональных и муниципальных органов).

Форма правления характеризуется формальным источником власти. В монархическом государстве ним есть власть одного человека - монарха, в республике - народ или часть народа. В основных формах правления выделяются подвиды. Например, республика может быть аристократической, советской, парламентской, президентской, президентско-парламентской. Остановимся на исторических признакам трех последних.

Существенными признаками парламентской республики являются:

1) дуализм исполнительной власти (сосуществование двух властных институтов: президентского, не несет ответственности перед парламентом, за исключением нарушения конституции, и Кабинета Министров, который такую ответственность имеет);

2) наличие средств взаимного влияния, с помощью которых парламент через процедуру выражения вотума недоверия может заставить правительство уйти в отставку, а правительство в свою очередь может использовать право на досрочный роспуск нижней палаты парламента;

3) президент в парламентских республиках избирается непосредственно парламентом (Греция, Израиль) или коллегиями, значительную часть которых составляют члены парламента и члены представительной власти областей, штатов, земель (Индия, Италия, ФРГ);

4) участие президента в формировании правительства имеет номинальный характер, хотя в некоторых парламентских республиках конституция дает ему право назначить главу правительства (последний должен руководствоваться доверием парламентского большинства)

5) президент может издавать акты, приобретают силу закона только после проведения контрассигнатуры (скрепление подписями министров). Парламентская республика существует в Италии, Германии, Греции, Швейцарии.

В президентской республике президент избирается всеобщим прямым голосованием или коллегией выборщиков. Он выполняет одновременно функции главы государства и исполнительной власти. Как глава исполнительной власти он назначает министров или с согласия представительного органа, или по собственному усмотрению (Венесуэла, Мексика). Правительство здесь не имеет самостоятельного статуса, а является административным органом президентской власти.

Президент наделен правом вето на принятие законов, которое парламент может преодолеть абсолютной или квалифицированным большинством. В президентской республике, в отличие от парламентской, президент не обладает законодательной инициативой, не может распустить парламент, а министры не объединяют законодательных функций. Классическая форма такого правления исторически сложилась в США, существует также в Мексике, Уругвае, Венесуэле, Пакистане.

Смешанная форма правления - президентско-парламентская республика - существует во Франции, Португалии, Финляндии,

Исландии. Для нее характерны следующие черты: президент избирается всеобщим голосованием и обладает властными прерогативами - назначает и принимает отставку премьер-министра, по предложению последнего назначает и увольняет министров, занимается вопросами обороны, национальной безопасности, а также международной политики, председательствует на заседаниях Кабинета Министров может вынести конкретный законопроект на референдум и добиться принятия закона, минуя парламент (Франция).

Наряду с президентом действуют премьер-министр и правительство, ответственное перед парламентом и подконтрольный президенту. Президент может распустить законодательный орган после консультации с премьер-министром и председателями палат. Соотношение между властными прерогативами президента и премьер-министра зависит во многом от того, кого поддерживает парламентское большинство.

Монархическая форма правления также бывает разной: деспотической, сословно-представительной, абсолютной, дуалистической, парламентской. На современном этапе можно выделить три типа монархии: абсолютную (Бахрейн, Саудовская Аравия, Объединенные Эмираты), где власть монарха не имеет никаких правовых ограничений, а только религиозно-этические; дуалистическая (Оман, Марокко, Иордания) - полномочия монарха значительно весомее, чем полномочия парламента: обладает правом абсолютного вето, издает акты, имеющие силу закона, наделен судебными прерогативами, хотя может существовать отдельная судебная власть, осуществляет исполнительную власть самостоятельно или через правительство и имеет значительно большее влияние на него, чем парламент; парламентская монархия (Великобритания, Дания, Испания, Люксембург, Нидерланды) - полномочия монарха четко определены в конституции.

Современная практика престолонаследия выделяет три системы: салический (Бельгия, Норвегия, Япония), которая предоставляет право наследования только по мужской линии; кастильский (Великобритания, Дания, Испания), что предпочитает мужчин, но допускает и наследования по женской линии в случаях принципа старшинства (например, младшая дочь старшего брата в семье предпочтительнее старшим сыном младшего брата) австрийскую - допускает право наследования для женщин только в случае отсутствия законных наследников по мужской линии.

Полномочия монарха в современных парламентских монархиях аналогичные полномочий президента в парламентских республиках (за исключением Испании, где полномочия монарха соответствующие полномочий президента во Франции). Однако между президентом и монархом существуют определенные различия, а именно:

1) президент избирается, а власть монарха наследственная;

2) монарх является носителем самого высокого в истории титула - короля, императора, великого герцога, которому принадлежат особые привилегии - право на знаки высшего положения в государстве (корону, трон), право на двор (штат людей, которые выполняют почетные обязанности) , право на цивильный лист (установленное законом денежное содержание)

3) монарх - лицо надпартийная, символ исторических традиций и национального единства. Такая форма правления существует в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Швеции, Дании, Норвегии, Японии.

По форме государственного устройства различают унитарное и федеративное государства.

Унитарное государство централизованная, в ее структуре нет отдельных государственных образований, а только административно-территориальные единицы. Важнейшим признаком унитарного государства является то, что в ней функционирует единая система права, структура органов власти, единая конституция. Унитарное государство делится на централизованную и децентрализованную. Централизованная унитарное государство характеризуется довольно значительным огосударствлением местной жизни, подчиненности органов местного самоуправления органам исполнительной власти на местах (так называемая административная и финансовая опека).

Децентрализованная унитарное государство предполагает региональную или областную автономию с некоторыми законодательными прерогативами, собственным бюджетом, четко предусмотренными законом (Италия, Япония). В ней действуют три властные структуры: государственная администрация, региональная власть и местное самоуправление.

Федерация - это объединение отдельных государственных образований, которые имеют собственную конституцию, органы государственной власти и управления, а также национальные, социально-экономические и территориально-исторические различия. Федеративными государствами являются США, ФРГ, Швейцария, Канада.

Конфедерация - это союз суверенных государств, которые, сохраняя свою независимость, объединились для достижения определенных целей (преимущественно внешнеэкономических, военных). Правовой основой образования конфедерации является союзный договор, а не конституция.

К сказанному следует добавить, что термин "конфедерация", как правило, не используется в современных условиях для обозначения межгосударственных объединений, а употребляются термины "содружество", "союз" (Британское содружество, СНГ, Евросоюз). Если содружество как тип межгосударственного объединения не предусматривает создание совместных руководящих политических органов, хотя допускает определенные элементы верховной власти (например, королева Великобритании является главой Британского содружества), то союз не только общие политические структуры (парламент, правительство, суд, но и идентичные правовые, экономические и культурные стандарты).

Исторические формы государственности и их характеристика. Отличительные признаки государства как политической организации и инструмента публичной власти. Функции государства, их классификация и развитие.

Форма государственного правления и форма государственного устройства. Суверенитет государства, его структура и типы. Разделение властей. Факторы и условия устойчивости и адаптации института государства к современным условиям. Социальное государство. Государственная политика: понятие и основные сферы.

В широком смысле – это общность людей, проживающая на определенной территории, представляемая и организуемая высшим органом власти. В этом случае государство представляет все общество в совокупности и отождествляется с понятием «страна», «отечество», «нация» и др. В узком смысле – это особая политическая структура, многоуровневая система органов и учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.

Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан, обладающий суверенитетом.

Государство – это политическая общность, основными атрибутами (признаками) которой являются территория, население, власть.

1. Территория – это материальная, физическая и пространственная основа государства, на которую распространяется его юрисдикция. Она включает землю, недра, водное и воздушное пространство. Территория определяется границами, разделяющими отдельные государства.

2. Проживающее на его территории население. Оно представляет, как правило, единый народ, нацию, сообщество, несмотря на имеющиеся социальные, этнические, религиозные и иные различия. В большинстве стран мира, как известно, понятие «нация» носит политический, а не этнический характер.

3. Публичная власть. Она включает особый слой людей, профессионально занятый управлением (бюрократия или государственная администрация). Сюда также относится особая система органов и учреждений, образующих в совокупности государственный механизм.

Государство, как основной институт, имеет ряд признаков, отличающих его от других элементов политической системы:

Суверенитет, означающий верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене;

Наличие права, без которого не может существовать государство. Ибо только право юридически оформляет государственную власть, делает её легитимной, а также определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства;

Исключительное право издания законов и правовых актов, обязательных для всего населения страны;

Монопольное право от имени общества осуществлять внутреннюю и внешнюю политику;

Исключительное право государства эмиссии денежных знаков;

Монополия на определение и взимание налогов и сборов, которые обеспечивают политическую и экономическую независимость страны, проведение бюджетной политики;

Монопольное право на применение законных форм насилия. Диапазон государственного принуждения достаточно широк: от ограничения свободы гражданина до ее лишения, вплоть до применения высшей меры наказания, которая существует во многих странах;

Монополия на использование легитимных средств и институтов насилия (милиция, армия, службы безопасности, суд, прокуратура, пенитенциарная система);

Обязательность принадлежности к государству (в отличие от добровольного членства в других институтах политической системы). Гражданство человек получает с момента рождения.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 11. Государство как основной политический институт.:

  1. 46 Государство как основной элемент политической системы.
  2. 30. Характер взаимодействия государства и рынка как основных политических и экономических факторов развития национального хозяйства.

1) Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения

2) Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства

3) Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством

Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения

Сущность государства

Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики.
Государство является ядром, основой всей политической системы общества. Это механизм, благодаря которому приходят в движение все звенья политического процесса. Именно поэтому государственная власть дает возможность ее обладателю подчинять своей воле всех граждан страны. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.
Характеристика сущности государства является составной частью его понятия. «Сущность» как философская категория характеризует то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой: при изменении сущности объект перестает быть тем, что он есть, и становится другим явлением.
О сущности государства высказаны различные мнения. В политической мысли акцент делается то на классовой, то на общесоциальной природе государства. В любом случае, можно сказать, что с определенного момента развития общества государство является необходимым способом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизнедеятельности.
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном лане, так и в территориальном. Государство есть «оболочка», которая сохраняет целостность той или иной социальной общности.
Термин "государство" стал использоваться в политической науке примерно со второй половины XVI в. До этого времени для обозначения государства использовались такие понятия, как "полис", "княжество", "царство", "королевство", "республика", "империя" и др. Одним из первых в научный оборот термин "государство" ввел Н.Макиавелли. Он трактовал его широко как любую верховную власть над человеком, ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин "stati” и занялся исследованием реальной организации государства.
Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство.
В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории, часто отождествляется с определенным этносом (например, белорусское государство, французское государство и т.п.), с административно-управленческим аппаратом, с правосудием.

Признаки государства

Большинство современных авторов считают, что государство - это организация публичной власти, которая обладает суверенитетом, действует на определенной территории и подчиняет себе все население, проживающее на этой территории.
Основными структурными элементами государства являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и частично средства массовой информации. Из определения ясно, что государство как субъект международного права должно обладать как минимум суверенитетом, территорией и населением.
Так же признаками государства являются:
!) Территория, отмеченная границей, - также неотъемлемый атрибут государства. Она включает землю и ее недра, воздушное пространство. По разным причинам территория может уменьшаться, увеличиваться, менять свои контуры. Утрата территории означает исчезновение государства.
2) Население, подчиняющееся органам власти. Принадлежность лица к данному государству характеризуется понятием гражданства, которое обеспечивает наличие и защиту его прав и свобод. Лица, не имеющие гражданства, называются апатридами. Они обязаны выполнять законы государства, но во многом ущемлены в правах (например, лишены права голоса, занятия некоторых должностей, приобретения собственности)
3) Наличие публичной власти, отделенной от общества и осуществляемой профессионалами-управленцами;
4) Монопольное право на взимание налогов, формирование бюджета, издание законов, регулирующих жизнь общества, легитимное физическое насилие.
Дополнительными признаками государства являются: единый государственный язык, единая транспортная система, единая денежная единица, единая информационная система.

Функции государства

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных проблем общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития и представляют собой средство реализации этих задач.
К внутренним функциям (основные направления государства по управлению внутренней жизнью страны) относятся:
1)Экономическая функция. Организация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, выработка стратегии экономического развития
2)Социальная функция. Удовлетворение потребностей людей в жилье, социальных гарантиях, страховании жизни, поддержании здоровья на должном уровне регулирование социальной жизни; разрешение конфликтов, поиск путей компромисса и консенсуса в обществе.
3)Правовая функция. Обеспечение порядка и правовых норм, которые регулируют общественные отношения, охрану общественного строя и т. д.
4)Культурно-воспитательная функция. Создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, возможности самореализации, обеспечение развития науки, культуры, образования
5)Политическая функция. Обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, отвечающего потребностям большинства населения или поддержания полномочий главенствующего класса.
6)Экологическая функция. Обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие и экологическую безопасность граждан, принимать меры к предотвращению массовых катастроф, наносящих ущерб индивидам и окружающей среде. Также государство должно предоставить эффективные, юридические средства гражданам, чтобы обеспечить ответственность за нарушение права человека на благоприятную окружающую среду.
Внешние функции направлены на обеспечение безопасности, целостности и суверенитета государства, защиту национальных интересов на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами, решение глобальных проблем человеческой цивилизации, развитие отношении с другими странами, поддержка мирового порядка, культурное и информационное сотрудничество между государствами и др. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, которой становится всё более взаимосвязанным. Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и религиозное особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.

Причины и условия возникновения государства

Государство – явление историческое. На протяжении нескольких веков общество шло к образованию государства. В первобытном обществе все противоречия между членами общества решались: силой авторитетов, привычек и общественным мнением. По мере развития общества, с разделением общества на классы и появлением частной собственности, появилась необходимость возникновения органов регулирования и защиты, имущественное неравенство приводит к расхождению индивидуальных интересов, первобытно-общинная организация начинает испытывать кризис власти. Органы первобытно-общинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами, что в свою очередь ведет к возникновению государства. Экономическими причинами образования государства являлись: «Неолитическая революция» – переход от собирательства к производящей экономике, три крупных общественных разделения труда: отделение скотоводства от земледелия; отделение ремесла; появление купцов, рост производительности труда и появление излишков, появление частной собственности. Социальные причины: разложение рода и появление семьи, появление антагонизмов, раскол общества на классы.
Существует множество мнений и теорий о происхождении государства. Вот некоторые из них:
Теологическая теория – одна из первых теорий происхождения государства, основанная на божественной воле. Её представителя были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеология Ислама и современной католической церкви. Данная теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.
Так, еще в античности Аристотель высказал мысль о естественном происхождении государства (т.е. государственная форма организации коренится в самой природе человека). По его мнению, вначале возникает семья, затем из нескольких семей возникает селение или род, наконец, объединение нескольких селений составляет государство - высшую форму человеческого общения. Цель создания государства -общение между семьями и родами ради благой жизни.
Органическая теория. Появление этой теории связывают с успехом естествознания в XIX веке, несмотря на то, что подобные идеи высказывались значительно раньше. Например древнегреческий мыслитель Платон сравнивал государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.
Широкое распространение среди политических мыслителей Нового времени получила договорная концепция, разработанная Т.Гоббсом, Д.Локком, Ж.-Ж.Руссо, Н.Радищевым и др. Государство, по их мнению, возникло как результат договора между правителем и подданными с целью обеспечения и соблюдения прав граждан.
Авторы теории завоевания (Л.Гумпилович, Ф.Оппен-геймер, К.Каутский) считали, что первые государства возникли под воздействием внешних факторов - насилия и завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих, плохо организованных групп людей. Государство они рассматривали как форму господства победителей над побежденными.
Психологическая теория возникла в XIX веке. Она объясняла появление государства проявлениям свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр. В этом случае социальные закономерности реализуются через человеческое поведение и деятельность.
Следует особо выделить социально-экономическую концепцию происхождения государства. Первым философом, считавшим, что государство возникло благодаря разделению труда, (каждый занимается своим делом: философы управляют, воины защищают государство, крестьяне и ремесленники работают), был Платон.
Более завершенный вид эта концепция приобрела в работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина.
Историко – материалистическая теория заключается в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства.
Выделить же какую-либо одну, определяющую причину возникновения государства невозможно. Ясно, что на эти процессы оказали влияние самые различные условия и факторы как внешнего, так и внутреннего порядка

Эволюция истории государства

Это сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (древневосточных, греко-римской, средневековых эпох на Востоке и на Западе), общественно-экономических формаций и др. факторами. Тем не менее возможна обобщенная генетическая и историческая схема эволюции государства, состоящая из нескольких основных этапов.
I этап. На ранней стадии становления государства сохраняются остатки первобытной (военной) демократии, чередуются (в античной Европе) республиканские и монархические, деспотические режимы и формы правления. В неполно сформированном обществе резко дифференцируются не классовые структуры, а существуют членения на свободных и несвободных граждан. Это еще не сложившееся общество поскольку экономическая деятельность (основное производство, часть торговли и ремесел) была уделом несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских, ни политических прав. Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап развития государства
II этап. Средние века и начало Нового времени (XVI в.). Сохраняется сильная деспотическая, монархическая власть с преобладающими отношениями господства и владения: страна и подданные (народ) - собственность монарха ("государевы люди"). Разрушенные (в Европе), но еще сохраняющиеся по типу отношений кровно-родственные связи порождают власть сеньореального вида, связывающую сеньора (господина) и его вассалов. Сильная деспотическая власть и государство отождествляются, доминирует абсолютистская, монархическая форма правления. Начиная с ХIII в. в Европе и на основе ее истории на протяжении последних трех столетий этого периода постепенно формируются предпосылки и основы государства Нового времени. Ведущим процессом развития государства уже в этот период стала концентрация власти на расширяющейся социальной и экономической базе, вплоть до заполнения всего пространства политических отношений. Этот процесс в свою очередь опирался на овладение властью государства принадлежащей ему территории т.е. замену отношений личной вассальной преданности монарху. К этому времени относится и появление самого понятия "государство".
III этап. XVII в. стал периодом подготовки гражданского общества со сформированными социальными и классовыми структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями, изживавшимися остатками неэкономического принуждения. Начавшаяся за много столетий до того борьба за права и свободы человека, равенство и равноправие общества получила новый импульс, ускоривший формирование и общества и государства, активизируется идея гражданского развития общества, (Т.Гоббс, Джон Локк, в XVIII в. - Ж.Ж. Руссо, И.Кант и т.д.) и преобразования власти государства: абсолютизма как одной из его форм правом (Джон Локк, И.Кант, В.Гумбольдт и др.), разумом и нравственностью (просветители XVIII в., И.Кант и др.) и ограничения правом самого государства (Дж.Локк, И.Кант, государства В.Гегель, конституционалисты Х1Х-ХХ вв., К.Ясперс и мн.др.), превращая его в правовое государства.Однако полного -развития гражданские отношения и правовая государственность достигли много позже. Появляются идеи о федеративном (см. Федерация) или конфедеративном (см. Конфедерация) устройстве государства, которое отвечает требованиям общественного, политического, экономического и культурного развития. Мысль о преимуществе федеративной государственной структуры перед унитарной сформулирована еще в XVIII в. Ш.Монтескье. Она была реализована в конце того же века в США, после второй мировой войны - в Германии (ФРГ).
IV (современный) этап эволюции государства отмечен расширением федеративных и конфедеративных процессов (вступление в федеративное объединение Германии, вслед за Швейцарией и США), борьбой за и против таких объединений (Югославия, СССР, некоторые страны на его территории) и появлением условий для новой, современной государственности и первых интеграции. Эти условия включают: углубление демократического процесса, создание основ гражданского общества и правового государства, нового, динамического типа социального и экономического развития на новой, быстро революционизирующейся материальной основе.

Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства

Формы государственного правления

Форма правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения их между собой и с гражданами. Характеризуется формальным источником власти.
В соответствии с этим определением в современных государствах различают следующие формы правления.
1. Монархия - формальным источником власти здесь выступает монарх. Власть передается по наследству и не является производной от какого-либо органа или населения.
Монархии бывают абсолютные и конституционные (т. е. с ограниченной, а то и просто номинальной властью монарха). Ныне абсолютных монархий среди цивилизованных стран практически уже не осталось (Саудовская Аравия и ряд др.). А конституционных монархий, в том числе и на территории Европы, немало. Это, например, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания, Дания и др. Сам монарх здесь выполняет в основном представительские функции. Монархия сегодня - это не только дань многовековым традициям, но и нередко достаточно эффективный способ сплочения нации. Многие политологи сходятся в мнении, что монархия является наиболее устойчивой формой правления.
2. Республика - другая, более популярная сегодня, чем монархия, форма государственного правления. В республике формальным источником власти является воля народного большинства. Глава государства сменяем. Его власть производив от населения или от представительного органа власти.
Различают республики парламентские и президентские. Главное отличие их состоит в том, кто в конечном счете руководит страной - президент (одно лицо, избранное на данный пост населением страны) или парламент (коллективный орган, также выбираемый населением).
В президентской республике верховная власть принадлежит президенту, который самостоятельно формирует правительство, является главой государства и исполнительной власти. Он имеет право вето на "законопроекты, принятые парламентом, не может быть досрочно переизбран без чрезвычайных обстоятельств.
В парламентской республике реальная власть в руках парламента. Им назначается правительство, которое подотчетно парламенту. Правительство формируется из представителей партии (партий), получившей большинство мест в парламенте. Исполнительная власть сосредоточивается в руках премьер-министра. В большинстве парламентских республик также есть и пост президента, избираемого парламентом или особой коллегией выборщиков. Но в отличие от президентских республик здесь в его руках лишь весьма ограниченный круг полномочий, в основном - представительские функции.
У той и у другой республиканских форм правления есть свои преимущества и недостатки. Так, например, в парламентской республике депутаты, избранные в парламент по партийным спискам, отражают волю отдельных слоев населения. Ведущая фракция или парламентская коалиция формируют состав правительства, подотчетного парламенту. Состав кабинета министров в этом случае отражает предпочтения парламентского большинства и косвенно - волю большинства населения. В то же время характерной негативной чертой парламентских республик являются частые отставки и смены кабинета министров.
В президентской республике президент, как правило, сам определяет политику на весь срок своих полномочий, самостоятельно руководит правительством страны. Но если представления президента расходятся с мнением большинства парламента, то последний, как правило, не в состоянии серьезно вмешаться в политику, проводимую президентом до его новых выборов.

Формы государственного устройства

Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация государства. В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства.
1. Унитарное государство - единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Для такого государства характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая правовая система. Административно-территориальные единицы, однако, самостоятельны в хозяйственной, социальной и культурной сферах. Унитарными государствами являются, например, Франция, Польша, Португалия и др.
2. Федерация - союзное государство, в которое входят со
ставные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и т.п.),
наделенные определенными, иногда весьма ощутимыми правами,
сопоставимыми с правами центра. Для федерации характерно
наличие двух уровней власти (федеральной и республиканской), а также двойной правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего попалатно интересы субъектов федерации и общенациональные интересы в целом. В российском
парламенте это Совет федерации и Государственная Дума.
Субъект федерации лишен права самостоятельного выхода из
состава федерации.
Образование единиц федерации может осуществляться как по административному принципу (США, ФРГ), так и по национальному (Россия, Югославия, Индия). История показывает, что федеративное устройство государств по национальному принципу часто оказывается весьма неустойчивым. Построенная таким образом федерация способна разрушиться, как только ослабевает власть центра или скрепляющей ее идеологии.
3. Конфедерация - государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель подобного объединения - проведение единой политики, решение совместных задач в области экономики, обороны, транспорта и т.п. Для проведения согласованной политики создаются совместные органы управления. Однако их решения вступают в силу только после утверждения государствами, входящими в состав конфедерации. Страны такого союза - самостоятельные субъекты международного права.
В современной истории примеров конфедерации немного. Среди них - ОАР (Объединенная Арабская республика - союз Сирии и Египта, 1958-1961 гг.), Сенегамбия (Сенегал и Гамбия, 1982-1989 гг.) и некоторые другие. Швейцарская конфедерация по существу является федерацией, так как в ведение центральных органов переданы функции обороны, дипломатического представительства и др.
Конфедерация, пожалуй, самая неустойчивая из всех форм государственного устройства в силу слабого характера взаимосвязей и отсутствия сколько-нибудь серьезной ответственности сторон за выход из состава союза.
В последние десятилетия мир переживает тягу к мирному сосуществованию, объединению и интеграции стран не только и военном, но и в тесном политическом и экономическом планах. Так, новая объединенная Европа с такими составляющими, как Совет Европы, Европейская парламентская ассамблея, бестаможенные и безвизовые границы, совместные проекты, единая валюта, открывает пути к широчайшему и перспективному сотрудничеству между государствами. Добровольное объединение в рамках такой новой интеграции способствует изживанию фактического неравенства государств, их более быстрому развитию.
Правовое государство

Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву. Такое государство обладает четырьмя основными признаками: разделение властей; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности и гарантия прав и свобод личности.
Признаки правового государства

1)Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства, поэтому правовое государство это и конституционное государство.
Верховенство права (закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.
2) Равенство всех перед законом
3) Ответственность государства Перед каждым гражданином, и наоборот. Человеку полностью гарантируются права и свободы, защита от любого произвола власти
4) Государство располагает стабильной Конституцией и
системой законодательства.
6) Наличие отлаженного механизма, способного обеспечить
выполнение и защиту права, в том числе наличие эффективной
системы правоохранительных органов (суд, прокуратура, следствие, арбитраж, конституционный суд и др.), подчиняющихся
только закону.
7) Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем свободнее личность.
8) Наличие гражданского общества, устойчивое правовое сознание граждан, их уважение к закону, признание его верховенства со стороны общества
10) Принцип разделения властей. Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом
Формально Российская Федерация является правовым государством.”Российская Федерация есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практик реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.”
Статус правового государства подкрепляется Конституцией, Декларацией прав и свобод человека и гражданина(1991 г.). Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
В настоящее время в России по сути авторитарный политический режим: принципы демократии сочетаются с элементами личной власти. Законодательная власть представлена двумя субъектами - Президентом и Федеральным Собранием, состоящим из Государственной Думы и Совета Федерации. Функции исполнительной власти выполняются Правительством, гарантом политической стабильности выступает Конституционный Суд.
Принятая на референдуме Конституция фактически написана «под» нынешнего президента: принцип разделения властей в его современном западном варианте не соблюдается, поскольку в руках у главы государства находится как законодательная, так и исполнительная власть в лице Правительства; полномочия Думы в плане законотворчества ограничены президентским вето; власть Конституционного суда незначительна. Неуклонно набирают силу и требуют участия во власти крупный компрадорский капитал, финансовая олигархия, завладевшая средствами массовой информации и успешно оппонирующая президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти. Поэтому фактически Российскую Федерацию нельзя назвать правовом государством, она находится только на этапе его формирования.

Политика разделения властей

Известно, что идея разделения властей вызревала в недрах буржуазного права постепенно и оформилась как теория только в 18 веке. До этого произвол правителей – деспотов в Европе сдерживался нравственно – религиозными традициями монархического правления, угрозой народных восстаний, мнением церкви. Впервые проблема соотношения власти была поставлена известным английским философом Джоном Локком. Он говорил – законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные в лице каких – либо членов общества истекают из неё. Монтескье считал чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую.
В соответствии с современной трактовкой теорией разделение властей для нормального функционирования правового государства в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть (конституционный суд, прокуратура и т.д.). Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично – властных полномочий одной из сторон.
2) Существование различных общественных и правозащитных организаций. Сегодня тысячи некоммерческих неправительственных организаций и инициатив отдельных людей действуют практически в любой сфере общественной жизни – образовании, местном самоуправлении, женском движении, охране окружающей среды и здоровья. Они поддерживают и защищают интересы всех нуждающихся в этом категорий населения: пожилых и студентов, беженцев и мигрантов, призывников в армию и заключенных, бомжей и детей-сирот, инвалидов и многодетных матерей, ученых и мелких предпринимателей. Основные правозащитные организации России:
Фонд «Общественный вердикт» www.publicverdict.org
Московская Хельсинская Группа www.mhg.ru
Межрегиональная общественная организация «Открытая Россия»www.openrussia.info
Международное общество «Мемориал» www.memo.ru
Фонд защиты гласности www.gdf.ru
«Международная амнистия» www.amnesty.org.ru
Молодежное правозащитное движение www.yhrm.hrworld.ru
Права человека в России www.hro.org
Всероссийский гражданский конгресс www.kongress2004.ru.
3) Международное право (страсбургский суд, гаагский трибунал и т.д.)
Международному частному праву присущи два способа регулирования: 1)коллизионно-правовой, который осуществляется в двух правовых формах – национальной и международной; 2)материально-правовой, осуществляемый в международно-правовой форме. Современная общая теория государства видит основание государственности в правах народов и связывает понятие государственной власти с категорией прав человека, т.е. основных дозаконотворческих и внезаконотворческих требований определённой меры свободы, первичных по отношению к власти. Эти требования и права народов зафиксированы в принципах и нормах международного права.

Список использованной литературы:

1. Политология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, др.; Под ред. проф.В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 2001
2. Хейвуд Э. Политология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
3. Демидов А. И. Малько А. В. Политология в вопросах и ответах М., 1998.
4. Тарасов Е.Н. Государство как институт политической системы. Социс., 1994 - №1-2
5. Увачев В.А. Механизм разделения властей в правовом государстве. – М.: Перспектива, 2003.
6. Комментарий к Конституции РФ/ под общ.ред. Ю. В.Кудрявцева. М.:Фонд "Правовая культура.”,1996. с.18
7. Иванова М.В. Историко-правовые аспекты становления правозащитного движения в России. М., 2004. С. 7.