В квартире

Анализ «Шинель» Гоголь. Николай гогольшинель

Анализ «Шинель» Гоголь. Николай гогольшинель

Входит в цикл «Петербургские повести».

В основе ее лежит анекдотичная история с одним чиновником, услышанная Гоголем однажды. Она и стала основой новой повести.

  • История маленького чиновника Башмачкина Акакия Акакиевича проста, но трагична;
  • сюжет гоголевской повести фантастичен;
  • Гоголь показал все мастерство детального описания;
  • комичность ситуации переплетается с событийной трагичностью человеческой жизни.

На первой странице повести читателю предстает главный герой - Акакий Акакиевич Башмачкин. Гоголь описывает историю происхождения имени своего героя. И дает комментарий его фамилии. Башмачкин был мелким чиновником. Однако, очень любил свою работу, которая заключалась лишь в переписывании каких-то бумаг.

В департаменте, где он нес службу, к нему относились без уважения и даже обижали. Но он продолжал с любовью работать, пока не случилось с ним странного события. Утром, идя на работу, Акакий Акакиевич почувствовал на себе всю силу петербуржского морозца. Шинель его требовала ремонта и служила общим посмешищем для сослуживцев.

Башмачкин оправился к портному Петровичу. «Худой гардероб!» - заключил Петрович и сообщил Акакию Акакиевичу о необходимости шить новую шинель. Первоначальная цена за пошив составила 150 рублей, но позже сошлись на восьмидесяти. Башмачкин ограничил себя во всем своем и так уже скромном существовании. Наконец, шинель в его руках.

Удовольствие не сходило с лица Акакия Акакиевича. В департаменте все сразу заметили его приобретение и стали поздравлять с покупкой. К тому же все просили устроить его вечер в честь «шинели», но один из чиновников взял «удар» на себя и пригласил всех к себе. И Акакий Акакиевич пошел на этот праздник вместе со всеми. Посидев немного, выпив шампанского, он повеселел и в двенадцать часов оправился домой.

Улицы становились все пустыннее, и Башмачкин стал нервничать. Вдруг перед ним возникли какие-то люди и отобрали у него шинель… Акакий Акакиевич опомнился, но грабителей уже не было и в помине. Ему посоветовали обратиться к частному, но успеха это не принесло. В департаменте отнеслись к нему с сочувствием и даже попытались собрать немного денег. Но некоторые только посмеялись над горем Башмачкина, не придав этому должного значения.

Акакий обратился к значительному лицу (курсив Гоголя), чем очень сильно разозлил его. Чиновник, обругав Башмачкина, отказал ему и выгнал. Не ожидав такого приема, Акакий Акакиевич вышел на улицу и побрел домой. Он долго шел навстречу ветру и вьюге. Сильно простудился и заболел. Через некоторое Акакий умирает. И никто в Петербурге не заметил его ухода.

В департаменте узнали о его смерти только на четвертый день после похорон. И через день на его рабочем месте уже сидел новый человек. Через некоторое время по городу пронеслись слухи, что по улицам Петербурга ходит мертвец, похожий на Акакия Акакиевича. Он пугает людей и снимает с них шинели. Чего он хотел, никто не знал и не понимал.

Значительное лицо, к которому обращался с просьбой Башмачкин, прониклось жалостью к бедному и чиновнику и решило все-таки помочь. Но он опоздал. И, узнав о смерти Акакия Акакиевича, даже расстроился и ругал себя за то, что отказался помочь человеку. Однажды, возвращавшись из гостей, большой чиновник встретил петербургского мертвеца… Тот потребовал его шинель. Значительное лицо так испугалось, что отдало шинель без разговора. После этого фантастического случая мертвец больше не появлялся.

Видимо, наказав «виновного», он восстановил справедливость по поводу своей украденной шинели.

Роль детали в повести

Гоголь дает детальное описание происхождения имени героя. Когда Башмачкин приходит к портному, мы узнаем о таких мелких деталях, как «изуродованный ноготь» на большом пальце Петровича, его «кривой глаз». Мы читаем подробнейшее описание бытовой жизни Акакия Акакиевича, чтобы понять, как накопил он «первую половину» денег на шинель. И сама шинель описана подробнейшим образом - от воротника до полы.

Вот Акакий Акакиевич в гостях у одного чиновника - перед нами детали места, яств, лиц, состояния души героя. Наконец, встреча Акакия Акакиевича со значительным лицом и его «послесмертные» похождения. Гоголь мастерски описывает детали происходящего. Это дает читателю понятие и о характере Акакия Акакиевича, и об обществе в целом, и месте маленького человека в этом обществе. А также у читателя есть время на размышления о важности человеческого бытия.

История, произошедшая с Акакием Акакиевичем Башмачкиным, начинается с рассказа о его рождении и причудливом его именовании и переходит к повествованию о службе его в должности титулярного советника.

Многие молодые чиновники, подсмеиваясь, чинят ему докуки, осыпают бумажками, толкают под руку, - и лишь когда вовсе невмоготу, он говорит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - голосом, преклоняющим на жалость. Акакий Акакиевич, чья служба состоит в переписывании бумаг, исполняет ее с любовью и, даже придя из присутствия и наскоро похлебав щей своих, вынимает баночку с чернилами и переписывает бумаги, принесенные на дом, а если таковых нет, то нарочно снимает для себя копию с какого-нибудь документа с замысловатым адресом. Развлечений, услады приятельства для него не существует, «написавшись всласть, он ложился спать», с улыбкою предвкушая завтрашнее переписывание.

Однако таковую размеренность жизни нарушает непредвиденное происшествие. Однажды утром, после многократных внушений, сделанных петербургским морозом, Акакий Акакиевич, изучив свою шинель (настолько утратившую вид, что в департаменте давно именовали ее капотом), замечает, что на плечах и спине она совершенно сквозит. Он решает нести ее к портному Петровичу, чьи повадки и биография вкратце, но не без детальности изложена. Петрович осматривает капот и заявляет, что поправить ничего нельзя, а придется делать новую шинель. Потрясенный названною Петровичем ценой, Акакий Акакиевич решает, что выбрал неудачное время, и приходит, когда, по расчетам, Петрович похмелен, а потому и более сговорчив. Но Петрович стоит на своем. Увидев, что без новой шинели не обойтись, Акакий Акакиевич приискивает, как достать те восемьдесят рублей, за которые, по его мнению, Петрович возьмется за дело. Он решается уменьшить «обыкновенные издержки»: не пить чаю по вечерам, не зажигать свечи, ступать на цыпочках, дабы не истереть преждевременно подметок, реже отдавать прачке белье, а чтобы не занашивалось, дома оставаться в одном халате.

Жизнь его меняется совершенно: мечта о шинели сопутствует ему, как приятная подруга жизни. Каждый месяц он наведывается к Петровичу поговорить о шинели. Ожидаемое награждение к празднику, против ожидания, оказывается большим на двадцать рублей, и однажды Акакий Акакиевич с Петровичем отправляется в лавки. И сукно, и коленкор на подкладку, и кошка на воротник, и работа Петровича - все оказывается выше всяких похвал, и, ввиду начавшихся морозов, Акакий Акакиевич однажды отправляется в департамент в новой шинели. Событие сие не остается незамеченным, все хвалят шинель и требуют от Акакия Акакиевича по&nbs-

p;такому случаю задать вечер, и только вмешательство некоего чиновника (как нарочно именинника), позвавшего всех на чай, спасает смущенного Акакия Акакиевича.

После дня, бывшего для него точно большой торжественный праздник, Акакий Акакиевич возвращается домой, весело обедает и, посибаритствовав без дел, направляется к чиновнику в дальнюю часть города. Снова все хвалят его шинель, но вскоре обращаются к висту, ужину, шампанскому. Принужденный к тому же Акакий Акакиевич чувствует необычное веселье, но, памятуя о позднем часе, потихоньку уходит домой. Поначалу возбужденный, он даже устремляется за какой-то дамой («у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения»), но потянувшиеся вскоре пустынные улицы внушают ему невольный страх. Посреди огромной пустынной площади его останавливают какие-то люди с усами и снимают с него шинель.

Начинаются злоключения Акакия Акакиевича. Он не находит помощи у частного пристава. В присутствии, куда приходит он спустя день в старом капоте своем, его жалеют и думают даже сделать складчину, но, собрав сущую безделицу, дают совет отправиться к значительному лицу, кое может поспособствовать более успешному поиску шинели. Далее описываются приемы и обычаи значительного лица, ставшего значительным лишь недавно, а потому озабоченным, как бы придать себе большей значительности: «Строгость, строгость и - строгость», - говаривал он обыкновенно«. Желая поразить своего приятеля, с коим не виделся много лет, он жестоко распекает Акакия Акакиевича, который, по его мнению, обратился к нему не по форме. Не чуя ног, добирается тот до дома и сваливается с сильною горячкой. Несколько дней беспамятства и бреда - и Акакий Акакиевич умирает, о чем лишь на четвертый после похорон день узнают в департаменте. Вскоре становится известно, что по ночам возле Калинкина моста показывается мертвец, сдирающий со всех, не разбирая чина и звания, шинели. Кто-то узнает в нем Акакия Акакиевича. Предпринимаемые полицией усилия для поимки мертвеца пропадают втуне.

В то время одно значительное лицо, коему не чуждо сострадание, узнав, что Башмачкин скоропостижно умер, остается страшно этим потрясен и, чтобы сколько-нибудь развлечься, отправляется на приятельскую вечеринку, откуда едет не домой, а к знакомой даме Каролине Ивановне, и, среди страшной непогоды, вдруг чувствует, что кто-то ухватил его за воротник. В ужасе он узнает Акакия Акакиевича, коий торжествующе стаскивает с него шинель. Бледный и перепуганный, значительное лицо возвращается домой и впредь уже не распекает со строгостью своих подчиненных. Появление же чиновника-мертвеца с тех пор совершенно прекращается, а встретившееся несколько позже коломенскому будочнику привидение было уже значительно выше ростом и носило преогромные усы.

Николай Васильевич Гоголь - особая, колоритная фигура в русской литературе. С его именем связано много мистического, странного и даже страшного. Чего стоит одна из самых мистических повестей XIX века - «Вий»! На самом деле у Гоголя есть несколько еще более странных и поучительных произведений, одно из которых - «Шинель». История создания Гоголем «Шинели» уходит своими корнями в проблемы общества XIX века.

Сюжет

Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин ведет весьма тихую, скромную и неприметную жизнь. Он работает в канцелярии, переписывает любые бумаги и только в этой своей деятельности находит какую-то отдушину. Коллеги над ним смеются и откровенно издеваются, начальство его не замечает, у него ни родных, ни друзей.

Однажды Башмачкин понимает, что его старая шинель полностью пришла в негодность и срочно требуется замена. Чтобы накопить на новое пальто, Акакий Акакиевич идет на беспрецедентные меры, он экономит на еде, свечах и даже ходит на носочках, чтобы не изорвать туфли. После нескольких месяцев лишений он наконец покупает новую шинель. На работе все - кто ехидно, кто по-доброму - восхищаются приобретением старика и приглашают на вечер к одному из сослуживцев.

Акакий Акакиевич счастлив, он провел замечательный вечер в гостях, но, когда герой возвращался поздно ночью домой, он был ограблен, у него забрали ту самую новую шинель. В отчаянии Башмачкин бежит к властям, но тщетно, идет на прием к «высокому» лицу, но тот только кричит на мелкого чиновника. Акакий Акакиевич возвращается в свою каморку, где вскоре умирает, а жители Петербурга узнают о таинственном привидении, которое срывает шинели с богатых граждан и кричит «Мое!».

История создания «Шинели» Гоголя отражает целую эпоху с особыми проблемами, показывает непривычную и далекую историю нашей страны и в то же время затрагивает вечные вопросы человечества, актуальные и сегодня.

Тема «маленького человека»

В XIX веке в русской литературе складывается направление реализма, охватывающего все мелочи и особенности настоящей жизни. Героями произведений становились обычные люди со своими ежедневными проблемами и страстями.

Если говорить об истории создания «Шинели» Гоголя кратко, то здесь особенно остро отражена именно тематика «маленького человека» в большом и чуждом мире. Мелкий чиновник плывет по течению жизни, никогда не возмущается, не испытывает ни сильных подъемов, ни сильных упадков. Писатель хотел показать, что настоящий герой жизни не сияющий рыцарь или умный и чуткий романтический персонаж. А вот такой ничтожный человек, задавленный обстоятельствами.

Образ Башмачкина стал отправной точкой для дальнейшего развития не только российской, но и мировой литературы. Европейские авторы XIX и XX века старались найти пути выхода «маленького человека» из психологических и социальных оков. Именно отсюда родились персонажи Тургенева, Э. Золя, Кафки или Камю.

История создания "Шинели" Н. В. Гоголя

По словам исследователей творчества великого русского писателя, первоначальный замысел повести родился из анекдота о мелком чиновнике, который хотел купить себе ружье и долго копил на свою мечту. Наконец, купив заветное ружье, он, плывя по Финскому заливу, потерял его. Чиновник вернулся домой и от переживаний вскоре умер.

История создания «Шинели» Гоголя начинается еще в 1839 году, когда автор только делает черновые наброски. Сохранилось немного документальных подтверждений, но отрывки свидетельствуют, что первоначально это был комический рассказ без особой морали и глубокого смысла. В последующие 3 года Гоголь еще несколько раз берется за повесть, но доводит ее до конца только в 1841 году. За это время произведение почти растеряло весь юмор и стало более патетическим и глубоким.

Критика

Историю создания «Шинели» Гоголя невозможно понять без учета оценки современников, обычных читателей и литературных критиков. После выхода сборника сочинения писателя с этой повестью на нее сначала не обратили должного внимания. В конце 30-х годов XIX века в русской литературе тема бедствующего чиновника была очень популярна, и «Шинель» первоначально отнесли к таким же жалостно-сентиментальным произведениям.

Но уже во второй половине XIX века стало понятно, что «Шинель» Гоголя, история создания повести стали началом целого направления в искусстве. Тема измельчания человека и тихий бунт этого ничтожного создания стали актуальны в русском авторитарном обществе. Писатели видели и верили, что даже такой несчастный и «маленький» человек — это личность, личность думающая, анализирующая и умеющая по-своему отстаивать свои права.

Б. М. Эйхенбаум, «Как сделана «Шинель»

Большой вклад в понимание истории создания повести «Шинель» Гоголя внес Б. М. Эйхенбаум, один из самых известных и заслуженных русских критиков XIX века. В своей работе «Как сделана «Шинель» он открыл для читателя и других авторов подлинный смысл и назначение этого произведения. Исследователь отметил оригинальную, сказовую манеру повествования, позволяющую автору в течение рассказа выражать свое отношение к герою. В первых главах он насмехается над мелкостью и жалкостью Башмачкина, а вот в последних уже испытывает жалость и сочувствие по отношению к своему персонажу.

Историю создания «Шинели» Гоголя невозможно изучать без отрыва от социальной ситуации тех лет. Автор негодует и возмущается ужасной и унизительной системой «Табель о рангах», которая ставит человека в определенные рамки, выбраться из которых сможет не всякий.

Религиозная трактовка

Гоголя часто обвиняли в слишком свободной игре с православными религиозными символами. Кто-то видел его языческие образы Вия, ведьмы и черта как проявление бездуховности, уход от христианских традиций. Другие, наоборот, говорили, что такими путями автор пытается показать читателю путь спасения от нечисти, а именно православное смирение.

Поэтому некоторые исследователи видели историю создания повести «Шинель» Гоголя именно в неком религиозном внутреннем конфликте автора. И Башмачкин выступает уже не как собирательный образ мелкого чиновника, а как человек, подвергшийся искушению. Герой выдумал себе идола - шинель, жил и страдал из-за нее. В пользу религиозной трактовки говорит и тот факт, что Гоголь очень фанатично относился к Богу, различным обрядам и тщательно все соблюдал.

Место в литературе

Течение реализма в литературе и других видах искусства произвело в мире настоящий фурор. художники и скульпторы старались изобразить жизнь такой, какая она есть, без прикрас и лоска. И в образе Башмачкина мы в том числе видим высмеивание уходящего в историю романтического героя. У того были высокие цели и величественные образы, а здесь у человека смысл жизни - новая шинель. Эта идея заставляла читателя глубже мыслить, искать ответы на вопросы в реальной жизни, а не в мечтах и романах.

История создания повести Н. В. Гоголя «Шинель» — это история становления русской национальной мысли. Автор правильно увидел и угадал тенденцию времени. Люди уже не хотели быть рабами в прямом и переносном смысле, зрел бунт, но пока еще тихий и робкий.

Через 30 лет тему уже повзрослевшего и более смелого «маленького человека» поднимет Тургенев в своих романах, Достоевский в произведении «Бедные люди» и отчасти в знаменитом своем "Пятикнижии". Более того, образ Башмачкина перекочевал в другие виды искусства, в театр и кино, и здесь получил новое звучание.

Стал самым загадочным русским писателем. В этой статье мы рассмотрим анализ повести "Шинель" Николая Гоголя, постараясь проникнуть в тонкие хитросплетения сюжета, а такие сюжеты Гоголь выстраивать мастер. Не забудьте, что вы также можете прочесть краткое содержание повести "Шинель" .

Повесть "Шинель" - это повествование об одном "маленьком человеке" по имени Акакий Акакиевич Башмачкин. Он служил самым простым переписчиком в ничем не примечательном уездном городе, в канцелярии. Однако читатель может поразмышлять о том, в чем может быть смысл жизни человека, и без вдумчивого подхода здесь не обойтись, именно поэтому мы и делаем анализ повести "Шинель".

Главный герой "Шинель"

Итак, главный герой Акакий Башмачкин был "маленьким человеком". Это понятие широко используется в русской литературе. Однако больше привлекает внимание его характер, уклад жизни, ценности и настрой. Ему ничего не надо. Он отстраненно смотрит на происходящее вокруг, внутри него пустота, и по сути, его лозунг в жизни: "Пожалуйста, оставьте меня в покое". Бывают ли сегодня такие люди? Сплошь и рядом. И их не интересует реакция окружающих, мало волнует, кто о них что думает. Но разве это правильно?

Вот, например, Акакий Башмачкин. Он часто слышит насмешки в свой адрес от сослуживцев-чиновников. Над ним подтрунивают, говоря обидные слова и состязаясь в остроумии. Порой Башмачкин промолчит, а порой, подняв глаза, ответит: "Зачем так?". Делая анализ этой стороны "Шинели", становится видна проблема социальной напряженности.

Характер Башмачкина

Акакий страстно любил свою работу, и это было главным в его жизни. Занимался он переписыванием документов, причем работу его всегда можно было назвать аккуратной, чистой, сделанной с усердием. А что этот мелкий чиновник делал дома по вечерам? После обеда дома, придя со службы, Акакий Акакиевич ходил взад-вперед по комнате, не торопясь проживая длительные минуты и часы. Потом он погружался в кресло и на протяжении всего вечера его можно было застать за очередной писаниной.

Анализ повести "Шинель" Гоголя включает в себя важный вывод: когда смысл жизни человека в работе - это мелко и безрадостно. Вот еще подтверждение этой мысли.

Затем, после такого проведения досуга, Башмачкин отправляется спать, но о чем его мысли в кровати? О том, что он будет переписывать на службе в канцелярии завтра. Он думал об этом, и это его радовало. Смыслом жизни этого чиновника, который был "маленьким человеком", и которому уже шёл шестой десяток лет, был самый примитивный: взять бумагу, макнуть в чернильницу перо и бесконечно писать - аккуратно и с усердием. Однако другая цель в жизни Акакия, все-таки, появилась.

Другие детали анализа повести "Шинель"

У Акакия было совсем небольшое жалованье на службе. Ему платили тридцать шесть рублей в месяц, и почти все они уходили на питание и жилье. Вот наступила суровая зима - подул ледяной ветер и ударил мороз. А Башмачкин ходит в изношенной одежде, которая не может согреть в морозный день. Здесь Николай Гоголь очень точно описывает ситуацию Акакия, его старую потертую шинель, и действия чиновника.

Акакий Акакиевич решает отправиться на починку шинели в мастерскую. Он просит портного залать дыры, но тот объявляет, что шинель ремонту не подлежит, и выход только один - приобрести новую. За эту вещь порной называет гиганстскую сумму (для Акакия) - восемьдесят рублей. Таких денег у Башмачкина нет, придется скопить их, а для этого стоит войти в очень экономный режим жизни. Делая здесь анализ, можно подумать, зачем этот "маленький человек" идет на такие крайности: он перестает пить чай по вечерам, лишний раз прачке не отдает белье, ходит так, чтобы меньше стиралась обувь... Неужели все ради новой шинели, которой он потом лишится? Но это его новая радость в жизни, его цель. Гоголь пытается побудить читателя подумать, что наиболее важно в жизни, чему отдать приоритет.

Выводы

Мы вкратце неполностью рассмотрели сюжет, но выделили из него только те детали, которые нужны для того чтобы сделать четкий анализ повести "Шинель". Главный герой в духовном и физическом плане несостоятелен. Он не стремится к лучшему, его состояние убого, он не личность. После того как появляется в жизни другая цель, отличная от переписывания бумаг, он как будто меняется. Теперь Акакий сосредоточен на покупке шинели.

Гоголь показывает нам и другую сторону. Как бессердечно и несправедливо относятся к Башмачкину окружающие. Он терпит насмешки и издевательства. Ко всему прочему смысл его жизни пропадает после того как новую шинель у Акакия отбирают. Он лишается последней радости, вновь Башмачкин печален и одинок.

Здесь во время анализа видна цель Гоголя - показать суровую правду того времени. "Маленьким людям" суждено было страдать и погибать, они были никому не нужны и неинтересны. Точно так же, как гибель Башмачника не интересовала его окружение и тех, кто мог оказать ему помощь.

Вы прочитали краткий анализ повести "Шинель" Николая Гоголя. В нашем литературном блоге вы найдете множество статей на разную тематику, в том числе анализы произведений.

«Шинель» - одна из петербургских повестей Гоголя. Хотя многие считают ввиду небольшого объема считают Шинель рассказом, на самом деле это повесть. Будьте внимательны и не ошибайтесь в определении.

Мы предлагаем вам краткое содержание повести Шинель. Краткое содержание описывает все ключевые моменты повествования, поэтому вы не упустите ничего важного. Также для вашего понимания краткое содержание повести Шинель разбавлено картинками, чтобы вы ярко представляли происходящие события.

ШИНЕЛЬ – краткое содержание.

Акакий Акакиевич Башмачкин

В одном департаменте служил ничем не примечательный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин . Роста он был небольшого, несколько рябоват, рыжеват, с небольшой лысиной на лбу и «геморроидальным» цветом лица. Он был в чине вечного титулярного советника.

Имя Акакий ему дала покойница матушка, которой не понравились календарные имена, такие как Трифилий, Дула и Варахасий. Решила она, пусть будут звать ребенка, как зовут его отца.

Поступивши в департамент, Акакий Акакиевич полностью сжился с обстановкой. Сколько бы не менялось директоров или сотрудников, его всегда можно было увидеть в одной и той же должности, тем же чиновником для письма. Многие даже считали, что он родился в мундире и с лысиной на голове.

На работе Башмачкина не уважали. Даже сторожа воспринимали его присутствие как присутствие пролетевшей мухи.

Начальство относилось к нему холодно-деспотически. Коллеги издевались над ним, высмеивали его безотказность, и даже сыпали ему на голову разорванные бумажки. Однако Акакий Акакиевич никак не реагировал на эти оскорбления, безошибочно переписывая документы. Только в самых крайних случаях чиновник спрашивал коллег, почему они его обижают. Причем говорилось это таким тоном, что однажды даже перевернуло все внутри в одном поступившем на службу молодом человеке, заставило его по-другому посмотреть на все происходящее, оттолкнуло от товарищей, казавшихся на первый взгляд приличными светскими людьми.

Работу свою Акакий Акакиевич выполнял ревностно, даже с любовью. Видя такое усердие, один добрый начальник приказал вознаградить его, дать задание поважнее. Однако Акакий Акакиевич даже вспотел от напряжения и попросил, чтобы дали ему что-нибудь просто переписать. С этого момента Башмачкина оставили в покое.

Переписывание составляло смысл его жизни. Чиновник не следил за своим внешним видом, и постепенно его вицмундир стал рыжевато-мучного цвета, на него постоянно что-то прилипало. Акакий Акакиевич совершенно не замечал жизни, бурлившей вокруг него. Все для него сводилось к аккуратно написанным строкам.

По вечерам Акакий Акакиевич наскоро съедал свой ужин, порой не замечая попадавшихся в блюде мух, и снова садился переписывать. Когда работы не было, то он переписывал что-то просто для себя, на память. Этот человек был чужд каких-либо развлечений. Он получал мизерное жалование, однако кое-как ему хватало, и он был этим счастлив.

Так и дожил бы Акакий Акакиевич до старости, если бы не петербургский мороз. Вдруг стал замечать чиновник, что уж больно ему пробирает спину и плечо. Когда же рассмотрел он свою шинель, то заметил, что именно в этих местах материя протерлась, а подкладка совершенно расползлась. Чиновник решил отнести свою шинель знакомому

портному, который уже не раз ставил заплаты на нищем гардеробе Акакия Акакиевича. Портной осмотрел шинель и категорически заявил, что уже ничего нельзя сделать — нужно шить новую. Портной ввел Акакия Акакиевича в полное замешательство. Как ни уговаривал чиновник, портной не пожелал переделывать старую шинель.

Акакии Акакиевич задумался, ведь портной мог сшить шинель аж за восемьдесят рублей, половина этой суммы, накопленная в течение нескольких лет, у Башмачкина была. Где взять недостающие деньги? Чиновник решил экономить на всем: отказаться от ужина, реже стирать белье (а для этого дома ходить только в халате), работать только при хозяйской свече. На счастье, вместо ожидаемой премии в сорок пять рублей ему выдали целых шестьдесят, что способствовало ускорению дела. Шинель стала целью чиновника, что отразилось даже на его внешнем виде: он стал живее, даже огонек зажегся в глазах его. Каждый месяц Акакий Акакиевич заходил к портному поговорить о предстоящей обновке.

Наконец через несколько месяцев собралась необходимая сумма. В первый же день купили сукна, коленкор на подкладку, кошку на воротник, и через две недели Акакий Акакиевич примерил новую шинель, которая была совершенно впору. Акакий Акакиевич отправился в департамент в прекрасном расположении духа.

Коллеги по службе узнали о шинели и прибежали поздравлять Акакия Акакиевича с обновой, говори, что это нужно обязательно отметить. Чиновник даже застеснялся. Он был совершенно растерян. Наконец помощник столоначальника оказал, что он сам даст вечер вместо Акакия Акакиевича, а заодно и отпразднует свои именины.

Чиновник стал отнекиваться, но его уговорили, да и хотелось лишний раз пройтись в новой шинели. На вечере Башмачкину довольно скоро стало скучно, однако хозяева не отпустили его, пока он не выпил пару бокалов шампанского. Возвращался домой чиновник заполночь. В одном из темных переулков его встретили два разбойника с усами и отняли шинель.

Акакий Акакиевич был вне себя от горя. Когда воры скрылись, он с криками бросился к будочнику, тот отправил его к надзирателю. Хозяйка, видя бедственное положение квартиранта, сказала, что лучше всего идти к частному следователю – квартальный надует. Частный более выспрашивал чиновника, во сколько и в каком состоянии возвращался тот домой, чем ввел его в полное замешательство. Кто-то из сослуживцев посоветовал чиновнику обратиться к значительному лицу.

Акакий Акакиевич отправился к самому генералу, который славился у своих подчиненных неприступной строгостью. Чиновник прождал долгое время и был принят. Он объяснил генералу, что ограблен и пришел за помощью. Он просил, чтобы генерал списался с обер-полицмейстером и отыскал шинель. Значительное лицо почувствовал себя оскорбленным. Генерал указал Башмачкину, что тот должен был сначала подать просьбу в канцелярию. Когда посетитель, собираясь с духом, заявил, что секретари ненадежный народ, значительное лицо вконец рассердилось. Из кабинета чиновника почти без чувств вынесли сторожа. Вскоре он заболел горячкой и скоропостижно скончался.

По Петербургу пронеслись слухи, что у Калинкина моста по ночам бродит мертвец, который срывает с прохожих шинели. Однажды значительное лицо, желая развлечься, отправился к своей приятельнице Каролине Ивановне. Генерал сидел в санях и вспоминал приятно проведенный вечер, когда кто-то сильно схватил его за воротник шинели. Обернувшись, значительное лицо с ужасом рассмотрел, что его держит Акакий Акакиевич. Сидевший сам поскорее скинул свою шинель и приказал кучеру скакать во весь опор домой. С тех пор привидение уже не обижало припозднившихся прохожих, а значительное лицо стал заметнее добрее к своим подчиненным.