В частном доме

Первые упоминания о китае. Древний Китай: периодизация истории и культуры

Первые упоминания о китае. Древний Китай: периодизация истории и культуры

Компас, порох, пельмени, бумага (в том числе туалетная бумага и бумажные деньги), шелк и многие другие вещи из нашего быта, что их объединяет? Как несложно догадаться все они пришли к нам из древнего Китая. Китайская культура и цивилизация принесла человечеству великое множество полезнейших изобретений, открытий. Причем не только в сфере материальной, но и духовной, ведь учения великих китайских философов и мудрецов, таких как Кун-Дзы (более известный как Конфуций) и Лао-Цзы остаются актуальными во все времена и эпохи. Какова были история древнего Китая, его культура и религия, обо всем этом читайте в нашей статье.

История древнего Китая

Возникновение цивилизации древнего Китая приходится на вторую половину І тысячелетия до н. е. В те далекие времена Китай представлял собой древнее феодальное государство, которое именовалось Чжоу (по имени правящей династии). Затем государство Чжоу в результате смут распалось на несколько мелких царств и княжеств, которые непрерывно боролись друг с другом за власть, территории и влияние. Сами китайцы этот древний период своей истории называют Чжаньго – эпохой Борющихся царств. Постепенно выделилось семь основных царств, которые поглотили все остальные: Цинь, Чу, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь.

Несмотря на политическую раздробленность, китайская культура и цивилизация активно развивалась, появлялись новые города, расцветали ремесла и сельское хозяйство, а железо пришло на смену бронзе. Именно этот период можно смело назвать также золотым веком китайской философии, так как именно в то время жили знаменитые китайские мудрецы Лао-Цзы и Конфуций, на которых мы остановимся детальнее чуть позже, а также их многочисленные ученики и последователи (например, Чжуан-Цзы) которые также обогатили мировую сокровищницу мудрости своими мыслями и трудами.

Опять-таки, несмотря на то, что китайская цивилизация состояла в тот период из семи раздробленных царств, они имели общую сущность, один язык, одну традицию, историю, религию. И вскоре одному из сильнейших царств – Цинь под управлением сурового и воинственного императора Цинь Шихуанди удалось завоевать все остальные царства, вновь объединить древний Китай под знаменем единого государства.

Правда династия Цинь правила объединенным Китаем всего лишь 11 лет, зато это десятилетие было одним из величайших в китайской истории. Реформы, проводимые императором, затронули все стороны китайской жизни. Что же это были за такие реформы древнего Китая, что так повлияли на жизнь китайцев?

Первая из них была земельная реформа, которая нанесла сокрушительный удар по общинному землевладению, впервые земли стали свободно покупаться и продаваться. Второй была административная реформа, которая всю китайскую территорию разделила на административные центры, они же уезды (сян), во главе каждого такого уезда состоял государственный чиновник, который своей головой отвечал перед императором за порядок на своей территории. Третьей важной реформой была налоговая реформа, если раньше китайцы платили земельный налог – десятину от урожая, то теперь плата взималась в зависимости от обрабатываемой земли, что дало государству ежегодный постоянный доход в не зависимости от неурожая, засухи и т. д. Все риски связанные с неурожаями ложились теперь на плечи земледельцев.

И без сомнений важнейшей в те неспокойные времена была военная реформа, которая впрочем, предшествовала объединению Китая: сперва циньское, а потом и общее китайское войско было перевооружено и реорганизовано, в него были включены конница, бронзовое оружие заменялось железным, длинная верховая одежда воинов была заменена короткой и более удобной (как у кочевников). Солдаты были разделены на пятерки и десятки, связанные друг с другом системой круговой поруки, те кто не проявлял должного мужества подвергались суровому наказанию.

Примерно так выглядели древнекитайские воины, терракотовая армия Цинь Шихуанди.

Собственно эти меры реформатора Цинь Шихауанди помогли сделать циньскую армию одной из самых боеспособных в древнем Китае, победить другие царства, объединить Китай и превратить его в сильнейшее государство на Востоке.

На смену династии Цинь пришла новая династия Хань, которая укрепила дело своих предшественников, расширила китайские территории, распространила китайское влияние на соседние народы, от пустыни Гоби на севере, до гор Памира на западе.

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань.

Время правление династия Цинь и Хань – период наибольшего расцвета древнекитайской цивилизации и культуры. Сама династия Хань просуществовала до II века до н. е. и также распалась в результате очередных смут, эпоха китайского могущества вновь сменилась эпохой упадка, на смену которой вновь приходили периоды взлета. После падения Хань в Китае наступила эпоха троецарствия, затем к власти пришла династия Цзинь, затем династия Суй и еще так много раз одни императорские китайские династии сменяли другие, но все они так и не смогли достичь того уровня величия, который был при древних династиях Цинь и Хань. Тем не менее, Китай всегда переживал самые страшные кризисы и смуты истории, словно птица Феникс, возрождаясь из пепла. Да и в наше время мы наблюдаем очередной взлет китайской цивилизации, ведь даже эту статью Вы наверняка читаете на компьютере или телефоне или планшете, многие детали которого (если не все) сделаны, конечно же в Китае.

Культура древнего Китая

Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.

Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.

Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.

О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.

Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.

Так выглядит древнекитайская джонка.

И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами. Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.

Философия древнего Китая

Философия древнего Китая стоит на двух столпах: даосизме и конфуцианстве, в основе которых стоят два великих Учителя: Лао-Цзы и Конфуций. Эти два направления китайской философии гармонично дополняют друг друга. Если конфуцианство определяет нравственную, этическую сторону общественной жизни китайцев (отношение с другими людьми, почтение к родителям, служение обществу, надлежащее воспитание детей, благородство духа), то даосизм представляет собой скорее религиозно-философское учение о том, как достичь внутреннего совершенства и гармонии с внешним миром и одновременно с самим собой.

Не делай другим людям, того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе . – Конфуций.

Допуская злобу Великую - обретаешь избыток злобы. Успокаиваешься - творя благо. Лао-Цзы.

Эти строки двух великих китайских мудрецов на наш взгляд отлично передают суть философии древнего Китая ее мудрость для тех, у кого есть уши (иными словами это кратко самое главное из нее).

Религия древнего Китая

Древнекитайская религия во многом связана с китайской философией, ее нравственная составляющая идет из конфуцианства, мистическая из даосизма, и также многое заимствовано из буддизма, мировой религии, которая в V веке до н. е. появилась в соседней .

Буддийский миссионер и монах Бодхидхарма (он же основатель легендарного монастыря Шао-Линь) по легенде первым принес буддийское учение на территорию Китая, где оно попало на благоприятную почву и расцвело пышным цветом, во многом приобретя китайский колорит от синтеза с даосизмом и конфуцианством. С тех пор буддизм стал третьей неотъемлемой составляющей религии Китая.

Буддизм также очень хорошо повлиял и на развитие образования в древнем Китае (буддийским монахом мог стать и простолюдин, а будучи монахом уже нужно было учиться грамотности и письму). Многие буддийские монастыри одновременно ставали и настоящими научно-культурными центрами того времени, где ученые монахи занимались переписыванием буддийских сутр (создавая при этом обширные библиотеки), обучали грамоте людей, делились с ними своими познаниями и даже открывали буддийские университеты.

Буддийский монастырь Шао-Линь, и именно отсюда берут свое начало восточные единоборства.

Многие китайские императоры покровительствовали буддизму, внося щедрые пожертвования монастырям. В какой-то момент древний Китай стал настоящим оплотом буддийской религии, и уже оттуда буддийские миссионеры разнесли светоч учения Будды в соседние страны: Корею, Монголию, Японию.

Искусство древнего Китая

Религия древнего Китая, в особенности буддизм, во многом повлияла и на его искусство, так как многие произведения искусства, фрески, скульптуры были созданы именно буддийскими монахами. Но помимо этого в Китае сформировался особый и своеобразный стиль живописи, в котором большое внимание уделяется пейзажам, описанию красоты природы.

Как, например эта картина китайского художника Ляо Сонгтана, написанная в исконно китайском стиле.

Архитектура древнего Китая

Многие старинные китайские постройки, созданные талантливыми архитекторами прошлого, и по сей день вызывают наше восхищение. Особенно поражают воображение роскошные дворцы китайских императоров, которые, прежде всего, должны были акцентировать внимание на высоком положении императора. В их стилистике в обязательном порядке присутствует величие и пышность.

Дворец китайского императора, Запретный город, Пекин.

Дворцы китайских императоров состояли из двух секций: парадной или официальной, и повседневной или жилой, где проходила частная жизнь императора и его семьи

Буддийская архитектура в Китае представлена многочисленными прекрасными пагодами и храмами, построенными с китайской пышностью и величием.

Китайская пагода.

Буддийский храм.

  • Древний Китай – родина футбола, так считают китайские историки, поскольку эта игра в мяч упоминается еще в древних китайских хрониках, которые относятся к 1000 году до н. е.
  • Именно китайцы были одними из первых изобретателей календаря, так примерно в 2000 году до н. е. они стали использовать лунный календарь, в основном для сельскохозяйственных работ.
  • Издревле китайцы почитают птиц, причем наибольшем уважением пользуются феникс, журавль и утка. Феникс олицетворяет императорскую власть и силу. Журавль символизирует долголетие, а утка – семейное счастье.
  • У древних китайцев было законным многоженство, но разумеется при условии, что муж достаточно богат, чтобы содержать нескольких жен. Что же касается китайских императоров, то порой в их гаремах были тысячи наложниц.
  • Китайцы верили, что во время занятий каллиграфией происходит совершенствование души человека.
  • Великая Китайская стена, грандиозный памятник китайского строительства входит в книгу рекордов Гиннеса по множеству параметров: это единственное строение на земле, которое видно из космоса, ее строили 2000 лет – с 300 года до н. е. до 1644 года, и при ее постройке погибло больше людей, чем где-либо еще.

Древний Китай, видео

И в заключение интересный документальный фильм про древний Китай.


История Китая на протяжение 5000 лет волновала общество, как одна из самых длительных и загадочных государственных хроник, которая отражает красоту китайской культуры и морали! Как и в большинстве других великих цивилизаций мира, развитие Китая можно проследить по его культуре, по переходу от малых первобытных племен до настоящего времени.

В течение длительной истории был кузницей многих выдающихся людей , которые внесли неоспоримый вклад в развитие своей страны и обогатили ее историю.

В их числе присутствуют императоры (Цинь Шихуанди – династия Цин, Ханьуди – династии Хань и Ли Шимин – династии Тан), философы (Конфуций, Лао Цзы), поэты (Цюй Юань), астрономы и математики (Цзу Чун Чжи), литераторы и государственные деятели, кроме них были и еще тысячи героев в китайской истории, которых помнит и чтит современное общество.

Они как сияющие звезды, которые живут в сердце китайского народа. Их большой вклад в развитие истории и культуры сделал Китай более привлекательным и интересным для изучения. Общество Китая прогрессировало и в своем развитии преодолело пять основных стадий – первобытное, рабское, феодальное, полуфеодальное и полуколониальное, социалистическое общество.

Взлеты и падения в течение всей истории следовали за Китаем и отражались на его культуре и сознании людей. С момента основания КНР – 1 октября 1949 года, Китай стал социалистической страной, и сегодня, спустя 5000 лет продолжает развиваться уже в 21 веке.

Древний Китай и рабовладельческое общество (1,7 млн. – 476г. до н.э.)

“Пекинский человек” – самое раннее захоронение, которое было обнаружено археологами в г. Юаньмоу в провинции Юньнань, возраст его был приблизительно равен 1,7 миллионам лет. Позже были обнаружены останки в пещере Чжоукоудянь близ Пекина, возраст которых был около 600-800 тыс. лет, он мог ходить вертикально, изготавливать и использовать простые инструменты и умел добывать огонь.

Сегодня термин “Пекинский человек” применяют ко всем останкам “человека прямоходящего”, найденным в Китае. Находки археологами сельскохозяйственных орудий, свидетельствуют, что 6000 – 7000 лет назад люди занимались выращиванием риса и проса, и занимались возделыванием земель.

Наиболее древняя династия Китая, о который известно сегодня – это династия Ся , обособление ее произошло приблизительно в 2070 г. до н.э. и продолжалось до 1600 г. до н.э. Она занимала земли Западной части современной провинции Хэнань и Южной части современной провинции Шаньси.

Ее влияние распространялось на Северные и Южные районы Желтой реки. В этот период рабовладельческого общества появились еще две династии – династия Шан (1600 – 1027 гг. до н.э.) и Западная Чжоу (1046 – 770 до н.э.). Позже последовал период Весны и Осени (771 – 481 до н.э.) и период Воюющих государств (475 – 221 гг. до н.э.) – периоды характеризующиеся снижением влияния и мощности правящего дома, а также борьбы за власть между региональными державами.

Это период перехода от рабовладельческого общества к феодальному. В этот исторический период в Китае была основана технология выплавки бронзы, и железные инструменты вошли во всеобщее употребление уже в правление династии Шан – 3000 лет назад. Была произведена белая и цветная глазурованная керамика, было значительно развито производство шелка, появились технологии жаккарда.
В период Весны и Осени производственные технологии занимали главенствующее положение в государстве. Также в период Воюющих государств произошел резкий всплеск интеллектуальной деятельности , мир узнал многих философов – Лао Цзы, Конфуций, Мэн-Цзы, Мо-Цзы и известный военный ученый Сан Ву – автор книги “Искусство Войны”.

Император Цинь Шихуанди (259-210 до н.э.) и его Империя

В 221 г. до н.э., Цинь Шихуан – первый император Династии Цинь положить конец соперничеству среди независимых княжеств в Период Воюющих государств, которое длилось 250 с лишним лет, и положил начало единому, многонациональному феодальному государству Китая – Династии Цинь (221-206 до н.э.).

Он более известен как Цинь Шихуанди, или “Первый император Цинь”. Он ввел единые стандарты весов и меры, создал систему префектур и графств. Он объединил свыше 300 000 человек в течение десятков лет на построение Великой Китайской Стены, которая имеет протяженность свыше 8000 км. и проходит через весь Северный Китай.

Цинь Шихуанди в самом начале своего правления начал работы по строительству огромного мавзолея – Терракотовой армии, которые были обнаружены археологами в 1974 году. Терракотовые фигуры воинов, колесниц и коней из “подпольной армии”, стоявшие на страже многие-многие столетия поразили весь мир.

Династия Хань (206 до н.э. – 220 гг. н.э.) и “Шелковый путь”

Лю Бан – основатель мощной династии Хань . Во время его правления достигли расцвета сельское хозяйство, ремесла и торговля, и многие другие области человеческого труда и культуры получили развитие.

Были расширены территории империи в западный регионах (современный Синьцзян и Центральная Азия). Были налажены торговые отношения с западом, куда он дважды отправлял своего посланника Чжан Цяня, и в процессе был положен маршрут, известный всем, как “Шелковый Путь” через современный Синьцзянь и Центральную Азию и к восточному побережью Средиземного моря.

Вдоль “Шелкового Пути” шла торговля великолепными шелковыми товарами Китая. Контакт Востока и Запада стал причиной распространения Буддизма на территории Китая уже в первом веке н.э. Чиновник по имени Цай Лунь в 105 г. н.э. синтезируя опыт своих предшественников, открыл метод изготовления тонкой бумаги, его изобретение породило настоящую революцию в области связи и обучения.

Эпоха Троецарствия (220 – 280 гг. н.э.)

Период правления Династии Тан (618-907 гг.)

После Династии Хань настал Период Трех Королевств (220-280 годы). Династия Цзинь (265-420 гг.), Южная и Северная Династии (420-589) и Династия Суй (581-618 гг.). За ними поледовала Династия Тан, зарождению которой поспособствовал Ли Юань в 618 г.

Его сын, Ли Шиминь (626-649) был приверженцем либеральной политики, благодаря чему, феодальное общество Китая достигло наивысшего пика своего развития в сельском хозяйстве, ремеслах и торговле, процветала технология текстильного производства и крашения, производства керамики и фарфора.

Развитие получило судостроение, улучшились сухопутные и морские перевозки. До 660 г. влияние Китая распространилось на территории Таримского и Джунгарского бассейнов, и простирались на многие государства в Центральной Азии. В это время были установлены экономические и культурные отношения с многими странами, в их числе Япония, Корея, Индия, Персия и Аравия.

Династия Сун (960-1279 гг.)

После Династии Тан в истории Китая настал период непрерывной войны, известный как Период Пяти Династий и Десяти Царств. В 960 г. – Чжао была правящей династией. При Династии Сун, столица государства переехала на Юг, поэтому исторически сложилось название династии – Южная Сун, это дало мощный импульс экономического и культурного развития.

Китай во времена династии Сун был мировым лидером в науке, астрономии, технике и технологии печати. Би Шен изобрел новую технологию печати, что стало крупнейшим прорывом в истории книгопечатания.

Династии Юань (1271-1368)

В 1206 году Чингисхан основал монгольское Ханство. В 1271 году Хубилай – внук Чингиз-Хана захватил центральные Равнины и основал Династию Юань (1271-1368), и сделал г. Даду (ныне Пекин) столицей своей империи. Он сформировал единое государство, под влиянием которого оказались Синьцзян, Тибет и Юньнань.

Интересно! Этот период был ознаменован четырьмя великим изобретениями – бумажное производство, компас, порох и полиграфия, в дальнейшем они были внедрены в зарубежные страны, что внесло неоценимый вклад в историю мировой цивилизации.

Династии Мин (1368-1644)

В 1368 году, Чжу Юань Чжан,известный также как Тай-Цзу основал Династию Мин (1368-1644) в Нанкине. Когда его сын и преемник Чжу Ди (1360-1424) взошел на престол в 1402 году, он в больших масштабах создал, и расширил уже имеющиеся дворцы, храмы, крепостные стены и рвы в Пекине, а в 1421 году Пекин стал официальной столицей империи.

Во время его правления, евнух по имени Чжэн Хэ собрал флот из большого количества кораблей, дабы совершить шесть дальнодействующих рейсов. В 1431 году Чжу Ди (внук императора Сюань Цзуна) отправляет Чжэн Хэ в седьмое путешествие.

В своем путешествии он прошел страны Юго-Восточной Азии, Индийский океан, Персидский залив и Мальдивские острова. Он исследовал Сомали и Кению на восточном побережье Африки. Это была одна из самых масштабных и длительных экспедиций в мире до эпохи Колумба.

Но стоит заметить, что хотя Китай и совершал многие географические открытия и осваивал новые территории, для мира он оставался закрытым государством, что во многом повлияло на дальнейшее падение империи, не сумевшей выдержать натиск маньчжуров с севера.

Династия Цин (1644-1911 гг.)

Маньчжуры (Северо-Восточный Китай) дали начало следующей Династии Цин (1644-1911 гг.) в 1644 году. Пожалуй, самый известный из императоров Династии Цин – это Канси (1661-1722). Он восстановил центральную империю с Тайванем, и сопротивлялся вторжению царской России. Для административного усиления Тибета он сформулировал правила и положения, согласно которым тибетским лидерам необходимо было пройти подтверждение своих полномочий. Развивалась аграрная экономика и наука, порицалось инакомыслие. В 1840 г. произошла опиумная война.

Великобритания была поставщиком крупных партий опиума в Китае, что вызвало необходимость запрета на наркотики. В целях защиты своей торговли опиумом, Великобритания начала агрессивную войну против Китая в 1840 году. Многие страны – Великобритании, США, Франция, Россия и Япония принудили правительство Цин подписать различные неравноправные договора после Опиумной Войны.

В 1911г. произошла Синьхайская революция , которая положила конец династии Цин и Китай, освободившийся от многих столетий феодального влияния, вступил в новый период своего развития.

Демократическая Революция (1919-1949)

Массовое антиимпериалистическое движение 4 Мая 1919 года имело идеологическое происхождение. Его непосредственной причиной явились неравные договоры, навязанные Китаю после Первой Мировой Войны. Студенты, мотивированные чувством патриотизма стали инициаторами движения, которое позже стало национальным протестом и привлекло внимание многих людей.

Оно также стало причиной появления в Китае различных новых идеологий, среди которых получил особое распространение марксизм-ленинизм. Под влиянием Октябрьской Революции 1917 г. в России , 12 делегатов, включая Мао Цзэдуна, представляющие коммунистические группы по всей стране провели первый республиканский Конгресс в Шанхае в 1921 г. с целью образования Коммунистических партий Китая (КПК).

Китайская Народная Республика (1949)

1 октября 1949 года состоялась торжественная церемония на которой председатель Народного Правительства – Мао Цзэдун провозгласил основание Народной Республики (КНР). Свидетелями этого события стали толпа людей, собравшиеся на площади Тяньаньмэнь в Пекине. После освобождения от японских агрессоров, китайское правительство успешно провело земельные реформы в сельских районах, и 300 млн. крестьян получили около 47 млн. га земли.

Удивительные достижения были сделаны в ходе первого пятилетнего плана, в период с 1953 г. по 1957 . Среднегодовой прирост национального дохода превзошел 8.9 процентов. Китай создал основные отрасли промышленности, необходимые для индустриализации страны. Начали производить самолеты, автомобили, тяжелое машиностроение, точное машиностроение, энергетическое, металлургическое и горное оборудование, сталь и цветные металлы.

В 1979 году в Китай началась политика по открытости внешнему миру под руководством Дэна, и акцент сместился в сторону модернизации. Были предприняты значительные усилия по реформированию экономической и политической системы страны. Шаг за шагом, Китай двигался по дороге к социалистической модернизации. Произошли многие глубокими изменения в стране, поскольку

Китай вступил в новый период политических реформ и открытий. И, пожалуй, это наилучшее время с момента основания КНР, которое характеризуется энергичным ростом экономики и повышением жизненного уровня населения. В 1989 году Цзян Цзэминь стал Генеральным секретарем ЦК КПК и главой государства в 1993 году. На должность Генерального секретаря ЦК КПК он назначил Ху Цзиньтао в 2002 году, а в 2003 году он стал президентом Китая.

Сегодня центральный комитет УПК во главе с Ху Цзиньтао, постоянно придерживаются политики Дэн Сяопина, которая подразумевает реформирование и открытость. В результате этой политики, Китай пользуется массовой народной поддержкой, а стабильная политическая ситуация, растущая экономика и активные дипломатические отношения помогают ему стремительно развиваться дальше.

История Китая – это взлеты и падения, научные открытия и философские воззрения общества , это не просто сухие факты, о которых хочется забыть, это история развития целого государства и его народа, летопись которой продолжается и в наши дни.

Просмотры: 174

Китайской древней цивилизации насчитывается около 5000 лет . Найденные древние источники доказывают,что Китаю не меньше 3500 лет . Несколько веков после смерти первого императора Китай раздирали войны. К 626 году до н.э. в стране вновь наступил золотой век. Власть перешла к первому императору династии Тан - Тайцзуну . В столицу империи, переместившуюся в Чанъань , прибывали купцы по Великому шёлковому пути. По всему городу шумели базары. Мирно сосуществовали разные религии. Впервые простые люди, а не только знать, cмогли занимать государственные посты.Каждый кто рассчитывал получить место на государственной службе, должен был cдать экзамен. Население трудилось на производстве соли, бумаги, железа. Расцвели искусства и ремёсла. Крестьяне продавали свои товары на улицах, многих призывали в армию.

Первый император

До 221 года до н.э. Китай был поделён на несколько царств, каждое со своим правителем, воевавших между собой более 250-ти лет. Победу одержало государство Цинь (от этого слова происходит названия Китая в европейских языках). Его правитель взял себе титул Цинь Шихуанди , что значит "первый император Цинь". Он взошёл на престол всего в 13 лет. Блестящий полководец и политик, он сметал любого, кто стоял у него на пути. За крутой нрав его прозвали "циньским тигром ". Цинь приказал сжечь книги, которые противоречили его идеям, а несогласных учёных сбросить в яму. Но император боялся умереть. В его пышном дворце было более 1000 спален , и каждую ночь он менял место ночлега, cтрашась быть убитым во сне.
Цинь Шихуанди стремился сохранить единство империи. Он отстранил от власти прежних правителей,поселив их в столице Чанъань , заново поделил страну на области и назначил своих чиновников. По его указанию была построена сеть дорог и каналов. Для безопасности северной границы император велел возвести гигантское сооружение - Великую китайскую стену, часть которой сохранилась до наших дней. Император взялся восстанавливать силы и богатства страны после долгих войн. Письменность унифицировали. На всех изделиях, даже кирпичах, должно было стоять имя изготовителя: за плохую работу мастера могли наказать. Длина тележных осей должна была быть одинаковой, cоответствующей выбитой в дорогах колее. Китайские царства чеканили свою монету. При Цинь Шихуанди все монеты были круглыми, c дыркой для шнура.
Несмотря на все усилия, империя рухнула вскоре после смерти Цинь Шихуанди , в 210 году до н.э.

Великая Китайская стена

Долгое время Китаю угрожали жившие к северу от него кочевые племена сюнну (хунну, или гунны). Местные правители старались защититься, строя большие стены. В 214 году до н.э. император распорядился соединить их в одну гигантскую пограничную стену длиной более 3460 км. Строительством руководил военачальник Мэн Тянь , который посылал чиновников следить за работами. Cтену строили тысячи крестьян. Надсмотрщики с кнутом постоянно следили за темпом и скоростью работы. Солдаты охраняли стройку от вражеских нападений. Холод, cырость и опасные условия работы губили людей. Умерших хоронили прямо там, где они упали.

Рабочие пользовались простыми инструментами - кирками, лопатами, корзинами и грузовыми, ручными тачками. Для подъёмов громадных булыжников, плит и камней использовали строительные леса из связанных бамбуковых шестов. Насыпь из камней и земли покрывали каменные плиты.

Высота стены была 9 метров , а ширина такой,что по ней могла проехать колесница. В верхних частях укрепления строили сторожевые башни. В стене также конструировали щелевидные проёмы для стрельбы из луков и арбалетов.

В конечном итоге считалось, что Великая стена имеет силуэт китайского дракона головой на запад и хвостом на восток.

Cтолица Китая - Чанъань

При Танской династии Чанъань стал крупнейшим городом мира.Чанъань означает "навеки безопасный ".В городе проживало более миллиона постоянных жителей и множество иноземных купцов,путешественников и учёных. Одежда была из цветного шёлка. Только император мог носить жёлтую одежду. Дворец императора, окружённый высокой стеной, находился в северной части города. На городской площади выступали музыканты и танцоры. Дома из дерева покрывали лаком. На Крышу домов конструировали черепицу.

Жизнь богатой знати

Богачи жили на широкую ногу. Cостоятельные семьи имели прекрасные дома в 2-3 этажа. Пышные шёлковые одеяния, роскошные пиры, на которых слуги подавали блюда из свинины или оленины и напитки, приготовленные из проса и риса. Долгие часы посвящались наслаждению музыкой и поэзией, играм в шахматы и карты. Дома украшали предметы роскоши из золота и серебра, нефрита и фарфора. Популярны были лакированные изделия и живопись на шёлке. Знатные китайцы передвигались по городу в носилках - паланкине.

Великие изобретения

Китайцы были великими изобретателями. Во II веке до н.э. они изобрели бумагу, позже печать с помощью деревянных штампов. Они также сконструировали прибор для определения силы землетрясений. В эпоху династии Тан появились механические водяные часы, магнитный компас, бумажные игральные карты и тонкий фарфор.Был изобретён порох, с помощью которого устраивали фейерверки. Китайцы изобрели книгопечатание. Страницы были соединены в длинную полосу, книга сворачивалась свитком.

Великий шёлковый путь

Императоры Тан поощряли торговлю. Караваны верблюдов и лошадей увозили шёлк, фарфор, cоль, чай и бумагу по Великому шёлковому пути длиной более 7000 км . Он соединял Китай со Средиземноморьем и шёл через Центральную Азию, Персию, Cирию. Китайцы покупали у соседей меха, лошадей, золото, пряности. Меховые изделия везли с севера.
Путешествие по Великому шёлковому пути было долгим. Купцы отправлялись в путь караванами. Для ночлега разбивали лагерь. Великий шёлковый путь был назван так из-за огромного значения торговли шёлком.

Ремесло и искусство Китая

Китайцы научились добывать соль из подземных соленых вод. Рассол поднимали на поверхность и по бамбуковым трубам направляли в чаны, где вода выпаривалась.Во II веке до н.э. в Китае начали делать бумагу. Из древесины тутового дерева делали целлюлозную массу и сушили её на деревянных рамках. Буддийские монахи впервые принесли с Гималаев чайные кусты, которые в скором времени начали выращивать. Земледельцы вспахивали поля перед посевом проса и выращивали рис. Ирригация позволяла осваивать новые земли для посевов.Около VI века до н.э . китайцы научились делать шёлк из коконов шелковичного червя. Рабочие умельцы научились строить домны и выплавлять сталь. Их оружие и орудия труда стали прочнее. Дорожники трамбовали землю для прокладки дороги.
В Китае была очень популярна каллиграфия - искусство красивого письма. Художники украшали керамическую посуду цветной глазурью. Очертания превосходного красивого пейзажа скал в Южном Китае стали любимым сюжетом живописцев и художников.

Философия и путь познания

У китайцев никогда не было веры в единого бога. Они обожествляли природу, поклоняясь духам гор, рек и деревьев. У них сложились также две религиозно-философских школы, указывающие нормы человеческих отношений. Это учения Лаоцзы (даосизм) и Конфуция (конфуцианство). Основа даосизма - вера в гармонию с природой. Конфуцианцы уповали на добродетель, cемью и стабильность общества. Однако когда в I веке до н.э . из Индии был заимствован буддизм , он распространился очень широко. Монах Сюань Цзан вернулся и Индии с буддийскими трактатами для своих учёных собратьев в 629 году . К священным "Пещерам тысячи Будд" шли паломники. Более чем в 1000 пещерах находились стенные росписи, буддийские скульптуры и обширная библиотека.
Даосские мудрецы созерцали символ инь-ян . Китайцы считали, что инь и ян обладают великой силой со вселенной, а их равновесие обеспечивает гармонию мира.
Китайцы считали, что в теле человека существует сеть путей, по которым протекает энергия. Иглы, введённые в особые точки, влияют на ток энергии и исцеляют болезни. Этот метод лечения называется

С древних времён китайцы хоронили покойников вместе с предметами для загробной жизни. В могилах правителей находят не только еду, напитки и личное имущество, но и тела слуг, которые должны были пребывать в вечном услужении у своего господина. Китайцы почитали умерших предков, веря в их помощь и защиту.
Принцессу Доу Вань похоронили в одеянии из кусочков нефрита, cоединённых золотом. Нефрит должен был уберечь её тело от тления.
В гробнице императора погребли копию его армии в натуральную величину, cделанную из терракоты : 7500 пехотинцев, лучников, офицеров, колесницы и лошади. Арбалеты были взведены для выстрела при попытке ограбления. Там были и макеты дворцов, и наполненные ртутью, приводимой в движение колёсами, каналы, изображающие реку Янцзы . Над созданием этого трудились тысячи людей. В 1974 году гробницу случайно нашли рабочие, рывшие колодец.
Императорскую гробницу с "терракотовой армией " строили на горе Ли. Тела фигур делали отдельно, потом прикрепляли голову и руки.Внутри гробницы в подземных коридорах ряд за рядом стояли воины и кони. Лицо каждого воина отличалось от другого.

Китай — одно из самых больших и населенных государств мира, он также занимает лидирующие позиции по экспорту продуктов. Кроме того, Поднебесная может легко похвастаться многотысячелетней историей государства, которая по разным оценкам начинается от 3500 до 5000 лет назад.

История существования

В большей мере Древний Китай был имперской страной, но можно выделить еще и некоторые другие эры.

Итак, самые крупные периоды существования:

  • доимперское время (от начала палеолита и до появления первого государства);
  • Древний Китай (ранние формы правления и ранние империи);
  • классический период (с 3 в. до 1912 г.);
  • современная эпоха.

Пять императоров и три династии

Несколько мифической считается ранняя история Китая во времена правления пяти императоров, которые менялись один за другим:

  • Желтый император;
  • Чжуань-сюй;
  • Гао-Синь;
  • Шунь.

Эти императоры в разное время вели жестокую борьбу за власть, чтобы быть у престола. Так продолжалось с 27 века до н. э. и до 23 века до н. э.

После этого наступило затишье в виде первой династии Ся, которая правила с начала 23 века до н. э. и до середины 18 века до нашей эры.

Восточная страна начала свое активное развитие в период правления следующей династии — Шан-Инь, которая правила в 17-11 вв. до н. э. и была разделена на две эпохи - ранний Шан-Инь и поздний.

В это время зародилась письменность, поэтому об этом периоде известно уже больше. Также сформировались первые политические основы государства, а земледелие обрело новую форму возделывания почвы.

Борьба за власть следующей династии — Чжоу — привела к тому, что Шан-Инь была свергнута.

Эпоха Чжоу на ранних этапах западного периода (11 в. до н. э. - 771 год до н. э.) имела исключительно центральную власть. Но постепенно происходила децентрализация власти, особенно в восточный период (771-475 гг. до н. э.).

Династию Чжоу в Древнем Китае сменяет период борющихся царств, где несколько независимых государств начинают борьбу за власть и территории. Самыми большими из них были:

  • Чжао;
  • Цинь;
  • Хань.

Развитие восточной страны

Несмотря на постоянную борьбу, которая велась во времена борющихся царств, Древний Китай меняется во всех областях жизни. Бронзу сменяет железо, появляются новые ремесла, увеличиваются города.

Было создано немало произведений искусства, которые до сих пор пользуются огромной популярностью.

Появляются две основные философско-религиозные школы - конфуцианство и даосизм — благодаря Конфуцию и Лао-цзы. Обе школы с течением времени набирали популярность, и в современном Китае большая часть населения исповедует эти учения.

Объединение под правлением царства Цинь

В 221 году до н. э. династии Цинь удается объединить все земли в едином государстве, чему способствовали единый язык, культура, религия.

Царство Цинь имеет, наверное, самый короткий период правления - всего 11 лет, но за это время были проведены невероятные реформы, которые касались практически всех сфер жизни обычных людей.

Император Цинь Шихуанди смог сделать то, что не получалось ни у одного раннего императора. Кроме того, строительство одного из чудес света, которое сохранилось до наших дней, - Великой китайской стены, началось именно при этом императоре.

Ханьская эпоха в истории Китая

Империя Хань быстро сменила Цинь, но в этот период ничего не было утеряно, а наоборот, произошло значительное расширение территории: от пустыни Гоби до Южно-Китайского моря, от гор Памир до Ляодунского полуострова.

Древний Китай был великим и воинствующим в эпоху Хань, ведь удалось сокрушить сильных гуннов и основать Великий шелковый путь, который начал приносить большую прибыль государству.

Именно на династии Хань и заканчивается история Древнего Китая и начинается классическая эра.

Если вы хотите узнать больше о существовании Древнего Китая и его правлении, советуем вам просмотр следующего видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Боевые слоны - эффективное оружие древности в умелых руках. И пусть сейчас эти животные применяются только в мирных целях, свою роль в истории сражений и завоеваний они уже выполнили вполне. О том, как применялись боевые слоны в войнах древности, вы можете прочитать в нашей статье.

Говорить о Китае, история которого насчитывает несколько тысячелетий можно бесконечно много. Об истории Китая уже написано много интересных книг и статей, проведено большое количество исследований. В этой статье я бы хотел лишь обозначить основные моменты в истории этой удивительной страны.

Сразу хочу сказать, что я не буду останавливаться на Архаическом Китае, потому что в первую очередь мне бы хотелось рассмотреть именно систему династий, которая, как известно, получила распространение только в Древнем Китае. Кстати, за основу я взял периодизацию из книги М.Кравцовой «История Культуры Китая».

Итак, согласно вышеупомянутой книге, история Китая распадается на следующие масштабные периоды:

  1. Архаический Китай (с раннего палеолита до возникновения государственности)
  2. Древний Китай (период ранних государств и период ранних империй)
  3. Традиционный Китай (с 3 века до 1912 года)
  4. Современный Китай (с 1912 года)

В историологии Китая эпоха правления пяти совершенномудрых государей древности 皇帝 (Желтого императора), Чжуань-сюя, Гао-синя, Яо и Шунь, продолжавшаяся с конца 27 века д.н.э до начала 23 века д.н.э., а также эпоха династии Ся (нач. 23 века д.н.э. до середины 18 века д.н.э.) считаются сугубо мифическими.

Древний Китай

Точное время возникновения иньского государства до сих пор не определено. Следует, наверное, объяснить само название Шан-Инь. Дело в том, что Шан - это название народа, который основал иньское государство (шанцы). Эти термины (Шан и Инь) часто используются как синонимы. Иньская эпоха обычно подразделяется на два периода: ранняя Инь (17-14 вв. до н.э.) и поздняя Инь. Какое значение имела иньская эпоха?

Во-первых , в этот период происходит зарождение письменности. Именно к этому периоду ученые относят гадательные кости – древнейшие образцы китайских письменных текстов, найденные при раскопках. (подробнее о гадательных костях).

Во-вторых , именно в эту эпоху получает большое развитие земледелие (переход от мотыжного к пашенно-подсечному земледелию с применением сохи).

В-третьих , происходит формирование основ политического устройства – Поздняя Инь представляет собой централизованное государство с иерархической социальной структурой, состоящей из двух сословий – аристократии (возглавляемой правителями) и простых людей.

Исследователи считают, что Иньская династия погибла именно из-за несостоятельности своего правящего режима, который был свернут следующей династией – Чжоу. Существует две точки зрения на происхождение чжоусцев. Одни считают, что чжоусцы были кочевниками, а другие говорят, что задолго до свержения иньской династии, чжоусцы вели оседлый образ жизни и развивались параллельно с иньцами. И те, и другие сходятся в одном: и иньцев, и чжоусцев могут относиться к единой культурной традиции, так как чжоусцы переняли все достижения иньцев, включая даже государственную модель.

Чжоуская эпоха также подразделяется на два периода: Ранняя (Западная) Чжоу (11 в. – 771 г. до н.э.) и Поздняя (Восточная) Чжоу, которая, в свою очередь, распадается на период 春秋 – Весен и Осеней (771 – 475 гг. до н.э.) и период Борющихся царств 战国 (475 – 256 гг. до н.э.). Постепенно прослеживается тенденция к децентрализации власти. Если Ранняя Чжоу является периодом расцвета заложенной еще в иньскую эпоху централизованной власти, то уже в период Весен и Осеней удельные владения превращаются в самостоятельные государственные образования. Стоит ли говорить об их чисто номинальной зависимости от центральной власти? И уже в период Борющихся царств произошел распад чжоуской государственности и образовалось несколько суверенных государств. Стоит перечислить наиболее влиятельные из них: Янь, Чжао, Ци, Чу, Вэй, Хань, Цинь.

Несмотря на полную раздробленность государства, быстрыми темпами шло развитие сельского хозяйства (использование тяглового скота), развитие ремесел, декоративно-прикладного искусства, происходит освоение новых технологий – выплавки чугуна и стали, использование нефти и природного газа для освещения улиц и отопления жилищ. Также важно отметить дальнейшее развитие письменности и появление книги . Не менее важным является развитие духовной жизни китайского общества – происходит формирование философской мысли и выделение конфуцианства и даосизма.

Период ранних империй

Эпоха Цинь (221 – 206 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)

Китай был полностью объединен государством Цинь. Можно сказать, что с того момента Китай перешел к новой форме правления – имперской, так как основатель государства Цинь Ин Ижэн принял новый титул – Цинь ши хуанди (переводится как «божественный владыка, открывающий эру Цинь». Цинь ши хуанди стал реформатором – при нем произошла унификация систем мер и весов, письменности и денежной системы, строительство единой сети дорог. Также стоит сказать, что два выдающихся памятника культуры – Великая китайская стена и Великий китайский канал – тоже его заслуга. Можно заметить, что Цинская эпоха просуществовала недолго, но оставила заметный след по всей истории и культуре Китая.

Ханьскую эпоху принято подразделять на Раннюю (Западную) Хань (206 г. до н.э. – 9 г. до н.э.) и Поздняя (Восточная) Хань (25 – 220 гг.). Временной промежуток между Ранней Хань и Поздней Хань занимает династия Синь, которая просуществовала всего 17 лет и была свергнута Восточной Хань.

Если говорить о каких-то преобразованиях китайского общества, то стоит в первую очередь отметить развитие чиновничества Ши и, конечно же, первые эпизоды взаимодействия китайцев с другими народами - этнической общностью гуннов (в китайском - сюнну). Взаимодействие заключалось в бесконечных войнах, которые всегда заканчивались подписанием мирных договоров и дипломатических соглашений, а потом опять перерастали в военные конфликты.

Так было до середины 1 века, когда Китаю все-таки удалось сокрушить гуннов. Именно к этому периоду относится становление Великого Шелкового Пути .

Таким образом, Ханьская эпоха стала очень важным этапом в истории развития Китая.

Традиционный Китай

В китайской историологии 3-6 вв. принято называть эпохой шести Династий (六朝 )и подразделять на несколько периодов:
- эпоха Троецарствия (三国 ), когда Китая поделили между собой три царства: Вэй, Шу, и У.
- Западная Цзинь (265-316 гг.) – непродолжительное объединение страны с восстановлением централизованной власти.
- эпоха Южных и Северных династий - 南北朝 (317-589 гг.) – здесь следует понимать, что северные династии были образованы гуннами и тобийцами, завоевавшими северный Китай и основавшими к концу 4 века государство Северное Вэй (386 – 534 гг.).

Собственно же китайское государство осталось лишь на Юге Китая (к югу от реки Янцзы), отсюда и название Южные династии. Не смотря на возможность объединения китайского народа перед очевидной опасностью дальнейших завоеваний Северного Вэй, на юге Китая за это время сменилось в общей сложности 5 династий.

Вновь объединить Китая удалось при династии Суй (589-618).

Если говорить о культуре и духовной жизни Китая в эпоху Шести династий, то стоит сказать, что именно на это время приходится становление буддизма в Китае и превращение его в одну их трех идеологий или учений – 三教 (вместе с конфуцианством и даосизмом).

Также быстрыми темпами развивается китайская литература (поэтическое творчество), живопись (пейзажная лирика, светская живопись), медицина . Также к этому периоду относится начало употребления китайцами чая в качестве повседневного напитка (для сравнения – в эпоху Хань чай применялся в лечебных целях).

Эпоха Тан (618-907 гг.) и эпоха Сун (960-1127 гг.)

Эпохи Тан и Сун принято называть классическим периодом в истории Китая.

В Танскую эпоху происходит дальнейшее развитие китайской государственности. В 7 веке Китай ведет войны за контроль над Великим Шелковым Путем , а также с корейскими царствами и Вьетнамом. Все эти войны заканчиваются победой Китая. Также Китай расширяет торгово-дипломатические отношения с государствами Центральной и Юго-Восточной Азии, в т.ч. с Японией и с Индией. В результате в Китай проникли новые вероучения (нестерианство, манихейство, ислам) и технологии (ткацкое производство, разведение и обработка хлопка.

Большое развитие в Танскую эпоху получает литература (танская классическая поэзия, танская классическая новелла. Возникает система государственных экзаменов на официальный чиновничий чин (ученую степень) .

В 9 веке происходит постепенная деградация Танской эпохи. В последние годы происходило много восстаний и междоусобных войн. Период с 907 по 960 гг. в Китае принято называть эпохой Пяти династий и десяти царств – это еще один сложный период в истории Китая.

Таким образом, Сунская империя (960-1127 гг.) оказалась в окружении враждебных государств, которые к тому времени образовались в отдаленных районах Китая – киданьское и тангутское царства Ляо (916-1125 гг.) и Си Ся (1032-1227 гг.).

Тангутское царство отрезало Китая от многих торговых путей, включая Великий Шелковый Путь , и из-за этого Китай лишился многих торгово-экономических связей.

Стоит отметить, что несмотря на неблагоприятную внешнеполитическую обстановку, в культуре и духовной жизни Китая происходит дальнейшее развитие процессов, начавшихся в Танскую эпоху. Происходит развитие живописи (сунская классическая живопись), развиваются города, получает дальнейшее развитие зародившееся в Танскую эпоху театральное искусство в форме уличных представлений. Нельзя не упомянуть об изобретении книгопечатания, которое привело к появлению книжного дела и созданию библиотек.

Эпохи Тан и Сун, безусловно, являются одними из самых важных эпох в истории китайской культуры.

Эпоха Южная Сун (1127-1279 гг.) и Юань (1271-1368 гг.)

До начала 12 века сунской империи удавалось сдерживать угрозу нападения извне. Делалось это не военной силой, а заключением невыгодных мирных договоров и выплатой огромной дани. В 12 веке ситуация изменилась. На северо-западе Китая образовалось государство Цзинь (предки тунгусо-манчжурских народов), которые очень быстро завоевали киданьское и тангусткое царства и вторглись в Китай. Китай вновь стал ограничен рекой Янцзы. Все, что было севернее реки, принадлежало Цзинь. На Юге же образовалась империя Южная Сун. В это же время начинается монгольское завоевание. Правда, в самом начале Китай выступал союзником монголов и передавал им важные знания (например, искусство взятия городов). Но надежды Китая не оправдались – после уничтожения тангутского и чжурчжэньского царств, монголы решили наступать на Китай.

Китайцам ничего не оставалось сделать, как сдаться. Таким образом, с 1271 года началось царствование династии Юань. Первым императором стал внук Чингисхана – хан Хубилай.

Монгольское нашествие нанесло Китаю огромный урон в экономическом плане, центры хозяйственной деятельности были уничтожены, города разрушены. Монголы были слишком малочисленны, чтобы управлять завоеванной ими империей, и фактически, власть центральной администрации ограничивалась столицей (г. Даду на месте Пекина) и прилегающими к ней областями. На других же территориях правили люди, поступившие на службу к монголам – или чужеземцы, или китайцы. Таким образом, монгольские владения не представляли собой целостного государства, и в 1 пол. 14 века по стране прошла серия народных восстаний, которая и свергла монгольскую династию.

Не смотря на то, что от монгольского нашествия, Китай сильно пострадал экономически, духовная и культурная жизнь китайского общества практически не претерпела никаких изменений, а в некоторых областях даже получила дальнейшее развитие (живопись, театральное искусство – юаньская классическая драма).

Эпоха Мин (1368 – 1644)

Минской династии очень быстро удалось восстановить централизованную власть в Китае. Перед династией Мин стояла очень важная задача – восстановить все то, что было поломано монголами. Происходило восстановление разрушенных, строительство новых городов, восстанавливались и заново переиздавались литературные произведения. Но Минскую эпоху никак нельзя назвать периодом расцвета – это период консервации китайского общества, период тяжелого восстановления. В начале 16 века происходит серия китайско-португальских войн, в результате которых к Португалии отходит полуостров Аомынь, на котором была основана первая европейская колония – Макао. В 17 веке происходит серия военных конфликтов с Голландцами, которые захватили в 1624 году южную часть острова Тайвань. Все эти события безусловно отразились на формировании отрицательного отношения к Европе со стороны китайцев. Также в конце 16 века обостряются отношения Китая и Японии. В корейско-японской войне конца 16 века Китай становится союзником Кореи, и они одерживают победу над Японией.

Гибель Минской династии случилось снова из-за серии восстаний, прокатившихся по всей стране. Власть снова была дестабилизирована, чем и воспользовались внешние враги, в этот раз – маньчжуры.

Эпоха Цин (1644 – 1911)

Эпоха Цин – это период маньчжурского правления. Было бы неправильным считать, что произошло маньчжурское нашествие. В это время, как уже было отмечено выше, на территории всей страны происходили восстания, и так как у Минской империи не хватало сил для подавления восстаний на территории страны, было принято решение пригласить маньчжурскую армию на помощь. И маньчжуры, не встречая никакого сопротивления, спокойно дошли до Пекина, параллельно подавляя народные и крестьянские восстания. Это и стало временем начала владычества маньчжурской династии Цин.

Общекультурная ситуация, сложившаяся в Китае с приходом к власти маньчжуров было довольно противоречивой. С одной стороны, маньчжуры всячески унижали китайское население (заставляли носить мужчин косы в знак рабской подчиненности маньчжурам), а с другой стороны, признавали авторитет китайской духовной культуры.

Также стоит отметить, что маньчжуры боролись за свою этническую чистоту, т.е. запрещали браки с китайским населением, придерживались своих культурных обычаев и нравов. В этот период сложно говорить о каком-либо развитии китайской культуры. Скорее можно сказать, что китайская культура вступила в период стагнации, а некоторых областях и упадка.

Так продолжалось вплоть до второй половины 19 века. С середины 19 века по стране прокатились мощные антиправительственные и антиманьчжурские восстания. Самыми значительными были Тайпинское восстание (1850-1863 гг.) и восстание ихэтуаней (1900-1901 гг.). Кроме того, Англия, Германия, Франция (эпизодически Россия и Япония) вели колониальные войны на территории Китая (Первая, Вторая опиумные войны – 1840-42, 1856-60, Франко-китайская война – 1884-1885) и Китайско-японская война (1894-1895).

Опиумная война 1840 г. также стала поворотным моментом в истории Китая. Англия, с целью сохранения торговли опиумом начала войну против Китая. Китай был вынужден подписать унизительный для себя «Нанкинский договор».

Китайско-японская война 1894-1895 гг. также ничем хорошим для Китая не закончилась. Остров Тайвань перешел к Японии, а иностранные государства разделили Китай на зоны влияния. Япония получила Южную Маньчжурию и Фуцзянь, Германия – полуостров Шаньдун, Великобритания - бассейн реки Янцзы и провинцию Гуандун, Франция – юго-западный Китай, а Россия – Маньчжурию. В 1898 году, кстати, в Маньчжурии был основан город Харбин.

В том же 1898 году в Китае (если то, что осталось можно назвать Китаем) создается тайное общество «Ихэтуань» (кулак во имя справедливости и согласия). Основной целью этого общество становится изгнание из Китая всех иностранцев.

Китай в 20 веке

В 1900 году происходит Боксерское восстание . Здесь стоит обратить внимание на название восстания. Дело в том, что члены «ихэтуань» активно используют искусство ведения боя без применения оружия. Цинские власти оказывают поддержку ихэтуаням и объявляют войну иностранным державам. В Пекине сжигают русскую духовную миссию, убивают православных иностранцев и китайцев, осаждают дипломатические посольства. Восстание подавляют силами многочисленной армии, состоящей из представителей восьми иностранных государств.

В 1908 году умирает императрица Цы Си, фактически правившая Китаем с 1861 года. После нее на престол восходит император Пу И.

В 1911-1912 гг. в стране произошла Синьхайская революция , свергнувшая маньчжурскую династию и положившая конец имперской формы правления в Китае. Провозглашается республиканская форма правления и создается Временное правительство Китайской Республики, которым руководит Сунь Ятсен. Здесь стоит сказать, что Сунь Ятсен еще в 1894 году создал первую в Китае революционную организацию, которая называлась Союз Возрождения Китая». Ее целью было изгнание маньчжуров и создание демократического государства.

В 1912 году Пу И отрекается от престола, а командующий цинской армией Юань Шикай провозглашается временным президентом Китайской республики. Он устанавливает в стране единоличную диктатуру и распускает парламент. Так продолжается до 1916 года (смерть Юань Шикая). Но фактически, до 1949 года, страну все еще мучили различные междоусобные военно-политические конфликты.

В духовной жизни Китая следует отметить т.н. «Движение за новую культуру», которое настаивало на реформирование письменности (подробнее здесь).

В 1919 году происходит движение 4 мая (五四运动 ), которое способствовало появлению в Китае пролетариата. В 1921 году была создана Коммунистическая партия Китая (中国共产党 ). Начиная с 1924 года, в Китае проходят серии освободительных войн. Среди них Северный поход Национальной революционной армии (1924-1927 гг.), антияпонская война (1937-1945 гг.) и общенародная освободительная война (1945-1949 гг.).

Стоит также отметить, что именно в 1924 году КПК и Национальная партия (Гоминьдан) решают действовать сообща. Правда, союз этот длится недолго, и уже в 1927 года главнокомандующий правительственной армией Чан Кайши начинает гонения на представителей КПК. В 1934 году КПК с боями уходит в северо-западные районы – этот поход получил название Великий Поход. Их противостояние длится вплоть до 1949 года.

В 1930-х годах начинается японская интервенция . В 1932 году в северных и северо-восточных районах Китая было образовано государство Маньчжоу го,. Императором которого стал император Пу И, последний император династии Цин. Это государство полностью подчинялось Японии. В 40-х гг. Япония оккупировала Нанкин. Заканчивается это все только с окончанием антияпонской войны (1937-1945 гг.).
Первого октября 1949 года было провозглашено образование Китайской Народной Республики. Мао Цзэдун торжественно сообщил об этом с трибуны на площади Тяньаньмэнь. Чан Кайши и его сторонники перебираются на остров Тайвань, где продолжает быть Китайская республика.

В Китае начали строить социализм. Ведущую роль в национальной экономике играла общественная собственность на средства производства. Несмотря на то, что социалистические преобразования в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и других областях были заметны, они все-таки не имели ожидаемого эффекта.

В 1954 году принимается первая конституция КНР. Мао Цзэдун избирается председателем ЦК КПК.

Политика «Большого скачка» (цель – догнать Англию по производству чугуна на душу населения) приводит китайский народ к голоду.

С 1966 по 1976 год Китай потрясла Культурная революция . Руководил ей сам Мао Цзэдун и Банда четырех (его сподвижники). Происходят гонения на интеллигенцию, деятелей культуры отправляют «на перевоспитание» в деревни и отдаленные районы. Этот период вошел в историю страны как один из самых тяжелых и нанес непоправимый урон культуре Китая в целом. В 1976 году Мао Цзэдун умирает. Все люди, руководившие культурной революцией, арестовываются.