В частном доме

Методика организации физкультурно спортивных соревнований в ссузах. Особенности организации и проведения спортивных мероприятий

Методика организации физкультурно спортивных соревнований в ссузах. Особенности организации и проведения спортивных мероприятий

Спортивное соревнование - это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Спортивные соревнования используются для подготовки к более ответственным, соревнованиям; отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности; про­верки качества учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитации за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о при­ведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходи­мом количестве.

Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражне­ния, количество попыток и количество участников, можно опреде­лить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Основным документом, регламентирующим проведение сорев­нований, является Положение о проведении данного состязания. Положение о соревнованиях разрабатывается и утверждается не позднее 10-15 дней до начала соревнований. Любые отступления от утвержденного положения недопустимы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРИШКОЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ И СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам

общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции, но не является постоянной специальностью (профессией) человека.

Это наиболее ярко выражается в детском спорте, поскольку спортивная деятельность учеников является внеучебной, не предусмотренной государственными планами и программами в качестве учебной дисциплины общеобразовательной школы и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы работы, то есть сугубо на добровольных началах.

  1. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СПОРТА.

Физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, оказывает большое влияние на развитие человека. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, единством цели всех видов воспитания; во-вторых, диалектикой самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом; в-третьих, наличием общей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности.

В спорте представлены все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении.

В процессе спортивных занятий осуществляется умственное воспитание участников. Здесь присутствуют две связи: непосредственная и опосредованная.

Непосредственная связь заключается в том, что в ходе физического воспитания осуществляется прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств занимающихся. В процессе занятия спортивными упражнениями непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения: как сделать движение быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошибку – это цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфичность умственной деятельности в процессе занятия спортом заключается в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом ее решения. Движения становятся способом познания и освоения окружающего мира.

Опосредованная связь спорта с умственным развитием личности состоит в том, что занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять умственную деятельность. Занятие спортом зачастую используется как средство для снятия умственного напряжения и стимуляции интеллектуальной деятельности.

В процессе занятия спортом происходит нравственное развитие занимающихся. Оно направлено на формирование у человека социально ценных качеств, которые определяют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. Эта характеристика – стержневая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, господствующей в обществе.

Занятия спортом развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий спортом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения.

В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством тренера укрепляются нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д.

  1. СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД.

Одним из специфическим методов физического воспитания является соревновательный метод. Соревновательный метод – это способ выполнения упражнения в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

  1. В виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);
  2. Как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет:

Стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

Выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

Обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

Содействовать воспитанию волевых качеств.

  1. СУЩНОСТЬ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

Спортивные соревнования и традиционные спортивные праздники, проводимые спортивной школой – один из наиболее эффективных путей привлечения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Такие мероприятия способствуют воспитанию коллективизма, сопричастности, чувства гордости за свою школу. Спортсмены учатся соблюдать традиции школы, приобщаются к ее истории.

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, они способствуют смелым и решительным действиям участников, их высоким достижениям.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественные задачи.

Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию физкультуры и спорта в целом и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ.

Спортивные соревнования используются для подготовки к последующим, более ответственным, соревнованиям; отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности; проверки качества учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитации за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.

К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований, прежде всего относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется в отдельности. Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним детей, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно. Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки спортсменов.

То есть календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.

Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражнения, количество попыток и количество участников, можно определить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных поступков.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья. Судья ответственен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях когда может быть нанесен ущерб здоровью участников (плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это - отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.

Спортивный судья должен быть прежде всего безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

Организация и проведение соревнований предусматривает тщательную подготовку к ним, проведение соревнований, подведение их итогов.

  1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

Подготовка к проведению соревнований

Соревнования планируются с учетом:

  • климатических условий;
  • наличия учебно-спортивной и материально-технической базы;
  • наличия профессионально подготовленных специалистов;
  • разницы возрастных категорий дворовых команд;
  • наличия экипировки у участников соревнований;
  • сроков и характера соревнований, проводимых вышестоящим спортивным комитетом и т.д.

В целях обеспечения успешной подготовки мероприятия следует:

  • составить Положение о соревнованиях и своевременно разослать его;
  • составить смету расходов на проведение соревнований;
  • определить ответственных лиц за подготовку мест соревнований, судейство, решение организационных вопросов и т.д.;
  • составить сценарий открытия и закрытия соревнований (кто будет принимать парад, приветствовать участников, поднимать флаг и т.д.);
  • подготовить билеты участников, пригласительные билеты, афиши и другую рекламную продукцию;
  • обеспечить освещение соревнований в местной газете, по радио, ТВ, организовать выпуск фотомонтажей;
  • обеспечить медицинское обслуживание участников соревнований, безопасность спортсменов и зрителей (совместно с органами внутренних дел);
  • подготовить необходимую документацию (протоколы, таблицы), измерительные приборы (секундомеры, часы, рулетки, нагрудные номера и др.).

Перед началом соревнований необходимо проверить подготовку мест соревнований.

При проведении соревнований следует:

Вносить результаты игр (эстафет) в таблицу хода соревнований;

Комментировать ход соревнований.

В период соревнований главный судья может назначить совещание представителей команд, если это необходимо.

В последний день соревнований подсчитываются очки каждой команды, определяются места, подготавливаются программы, дипломы, памятные вымпелы, жетоны, призы и др. Затем проводится закрытие соревнований и награждение победителей.

Основным документом, регламентирующим проведение соревнований, является Положение о проведении данного состязания. Положение о соревнованиях разрабатывается и утверждается не позднее 10-15 дней до начала соревнований. Любые отступления от утвержденного положения недопустимы.

В Положении о соревнованиях должно быть четко сформулировано следующее:

В Положение о соревнованиях при необходимости можно добавить и другие пункты в зависимости от масштаба, характера соревнований, наличия спонсоров и т.д.

При подготовке к проведению соревнований необходимо привлечь следующие организации:

  • медицинскую службу;
  • службу безопасности;
  • прессу;
  • предприятия питания и т.д.

При необходимости привлекаются и другие организации, которые могут обеспечить культурную программу, обеспечение призами и т.д.

Организаторы физкультурных или спортивных мероприятий определяют условия их проведения, несут ответственность за их организацию и проведение, имеют право приостанавливать такие мероприятия, изменять время их проведения, прекращать такие мероприятия и утверждать их итоги. Организация и проведение физкультурного мероприятия или спортивного соревнования осуществляются в соответствии с положением (регламентом) о таком физкультурном мероприятии или таком спортивном соревновании, утверждаемым его организаторами.

Форма описательного отчета о проведении спортивно-массовых мероприятий

Информирует,

(наименование проводящей организации)

что в соответствии с приказом (распоряжением) от «___» _________20 __г.

№ ___ «____» ___________________________________________ 20__г.

(сроки проведенного мероприятия)

проведен(ы)____________________________________________________

(место проведения)

(наименование мероприятия)

Непосредственными организаторами мероприятия являлись ______________

Главный судья (организатор) -_______________________________________

(Ф . И.О., судейская категория)

Мероприятие было проведено с _____ до ________ (включительно) ч.

Численность участников составила чел., в том числе ______чел.

в возрасте до 18 лет.

Состав участников (команд) мероприятия ___________________________

Краткая информация о непосредственном проведении мероприятия _______

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Краткая информация о проведении церемоний открытия и закрытия мероприятия и награждения _______________________________________

__________________________________________________________________

Дополнительная информация ______________________________________

Оценка работы судейской коллегии (для мероприятий, проводимых в форме соревнований) __________________________________________________

Замечания по проведению мероприятия_______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Главный судья (организатор) ____________________________________

Руководитель проводящей организации ________________/___________ /

Дата ________________ м.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что в спортивных соревнованиях решаются те же задачи, что и в физическом воспитании в целом. Кроме того, они действенный стимул систематических занятий спортом, способствующий развитию физической культуры и спорта в стране.

Спортивные соревнования используются для подготовки к последующим, более ответственным, соревнованиям; отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности, проверки качества и учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитация за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.

Список литературы.

  1. Тер–Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. М., «Физкультура и спорт», 1980.
  2. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Б. А. Ашмарин, М. Я. Вилевский, К. Х. Грантынь. – М., Просвещение, 1985.
  3. Физическая культура в 5-8 классах. Под ред С.К. Елисеевой. М., Просвещение,1980.
  4. Физическая культура в школе. Под ред. Э. И. Кузнецовой. М., Просвещение, 1979.

Состав судейской коллегии (бригады) формируется в соответствии с правилами проведения соревнований по данному виду спорта.)


1. Методика проведения спортивных соревнований 3
2. Общефизическая подготовка 7
Список литературы 10

1. Методика проведения спортивных соревнований
Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.
Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.
Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.
Функции преподавателей физической культуры и спорта, организаторов соревнований, спортивных судей и спортивных врачей, связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, различаются в зависимости от характера деятельности этих людей.
Одной из важнейших функций преподавателей физкультуры и спорта является подготовка занимающихся к участию в спортивных соревнованиях.
Прежде чем допускать школьников к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и научить их соревноваться.
Для этого им необходимо участвовать в прикидках, контрольных и учебных соревнованиях. Правила в них могут быть упрощены или изменены самим преподавателем. Например, уменьшается количество попыток или размеры площадки, длина дистанции, определяется победитель по качеству выполнения спортивных упражнений и т.д.
К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований, прежде всего относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется для мальчиков и девочек (если последние в них участвуют) и для каждой возрастной группы в отдельности.
Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно.
Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки учеников.
Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.
Другая важная мера организационно-методического характера – это составление положения о соревнованиях. В нем указывается:
1. Название соревнований.
2. Сроки.
3. Место проведения.
4. Задачи данного соревнования.
5. Программа и порядок проведения по дням.
6. Состав участников.
7. Система зачета (определения победителей)
8. Форма награждения.

Описание: Введение
1. Организация и проведение спортивных соревнований.
1.1. Сущность спортивных соревнований.
1.2. Основные вопросы организации спортивных соревнований.
2. Массовые оздоровительные, физкультурные, спортивные соревнования.
3. Направления использования средств физической культуры и спорта.
4. Планирование и организационные формы
5. Всемирные студенческие спортивные игры (универсиады).
6. Основные особенности в спорте и физическом воспитании.
Заключение
Список литературы
Реферат содержит 1 файл:

Физкультурно-спортивные соревнования в ВУЗах.doc

4. Планирование и организационные формы.

Планирование массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий включает разработку программ, графиков, планов групповых и индивидуальных занятий, календарей и положений спортивных соревнований; планов проведения оздоровительно-спортивных лагерей, соревнований, спортивных вечеров, праздников, показательных выступлений физкультурников и спортсменов и т.п. Данное планирование осуществляется правлением спортивного клуба с участием кафедры физического воспитания. Непосредственное проведение мероприятий, занятий и спортивных соревнований обеспечивается силами общественного актива и платными работниками спортивного клуба при квалифицированной помощи кафедры физического воспитания.

Для инструктирования общественного спортивного актива, а также для помощи самостоятельно занимающимся и при кафедре физического воспитания организовываются врачебные и педагогические консультационные пункты, где проводятся консультации по подбору физических упражнений, методике проведения занятий и мероприятий, врачебному контролю и самоконтролю, гигиене, использованию естественных сил природы, подготовке и выполнению требований по разрядной классификации.

Обязательным условием участия в мероприятиях, где возможны большие физические нагрузки (кроссы, длительные походы, конкурсы силачей и др.), являются предварительная физическая подготовка (тренировка) и разрешение врача. В целях выбора тех или иных форм изучаются интересы студентов, аспирантов, сотрудников и преподавателей; результаты изучения используются в практике работы спортивного клуба.

Оздоровительные мероприятия включают в себя индивидуальные и групповые занятия с использованием средств гигиенического, оздоровительно-рекреативного, профессионально-прикладного и лечебного направлений. Эти мероприятия могут носить индивидуальный характер (зарядка, соблюдение режима дня, закаливание и т.д.) и групповой (зарядка, занятия в различных группах, турпоходы и др.), под руководством общественных инструкторов и тренеров. Группы могут организовываться по принципу интересов, совместного обучения на курсе или в группе, по месту жительства. При комплектовании групп учитываются пол, возраст, физическая подготовленность и другие индивидуальные особенности занимающихся.

Активный отдых в выходные дни - туристические походы, прогулки, игры, купание и т.д. предусматривает преимущественно групповые занятия и мероприятия с использованием оздоровительно-рекреативного и общеподготовительного направлений. Эта форма распространяется и на отдых в период зимних и летних каникул и отпусков. В содержание этой формы работы входят проведение выходных дней, каникул (отпусков), в загородном оздоровительно-спортивном или в загородном молодежно-туристском лагере: участие в туристических походах, занятие охотой, рыбной ловлей, а также видами спорта с целью отдыха.

При организации работы по этой форме также изучаются интересы занимающихся для более эффективного ее использования.

Занятия в группах здоровья. Наибольшее распространение в ВУЗах получили группы здоровья для студентов и аспирантов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, а также для сотрудников и преподавателей группы общей физической подготовки, группы любителей бега, атлетической гимнастики, закаливания и зимнего плавания, группы женской гимнастики, в занятиях которых используются специальные упражнения художественной гимнастики с музыкальным сопровождением и др.

В различных группах могут использоваться средства всех направлений. Занятия в группах проводят общественные и штатные инструкторы, и тренеры спортивного клуба, преподаватели кафедры физического воспитания.

Спортивные соревнования являются одной из наиболее эффективных форм организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы. В нашей стране существует определенная организация спортивных соревнований. Все крупнейшие соревнования можно разделить на три группы.

Первая группа - комплексные соревнования с зачетом по многим видам спорта.

Вторая группа - соревнования на первенство Украины (чемпионаты) по всем культивируемым видам спорта. По некоторым видам дополнительно проводятся соревнования на кубок.

Третья группа - соревнования всероссийского масштаба, посвященные юбилейным датам в жизни нашей страны, а также на призы, учрежденные различными организациями. На эти спортивные соревнования могут приглашаться зарубежные спортсмены.

Все эти соревнования проводятся в три этапа, что дает возможность каждому гражданину Украины, прошедшему соответствующую подготовку (тренировку) и допущенному врачом, принять в них участие.

Первый этап - соревнования в коллективах физической культуры средних школ, средних специальных и высших учебных заведений, промышленных предприятий, учреждений. На этом этапе достигается наибольшая массовость участия населения России в спортивных соревнованиях.

Второй этап - соревнование на первенство районов, городов, областей, городов, государств.

Третий этап - финальные соревнования на первенство Украины.

По характеру зачета и определению результатов все спортивные соревнования делятся на личные, лично-командные и командные. По форме проведения соревнования могут быть открытыми, очными и заочными; одноразовыми и традиционными; однодневными и многодневными; официальными и товарищескими (тренировочными).

В системе физического воспитания студентов ВУЗов спортивные соревнования занимают большое место. Только четко организованные спортивные соревнования могут полностью выполнить свои функции и обеспечить достижение участниками наивысших спортивных результатов.

Успешное проведение спортивных соревнований зависит от уровня подготовительной организационной работы, которая складывается из многих пунктов:

  • составление календарного плана спортивных соревнований;
  • разработка положений о соревнованиях; составление сметы расходов на каждое соревнование;
  • образование оргкомитета по подготовке и проведению соревнований; подбор судейской коллегии и организация ее работы;
  • обеспечение оповещения о соревнованиях (афиши, информации в газету, на радио, телевидение и т.д.).

Организация приема и обработки заявок на участие в соревнованиях от участвующих организаций и участников:

  • составление распорядка (программы, графика) соревнований;
  • составление ритуала награждения победителей, открытия и закрытия соревнований;
  • подготовка или аренда спортивных сооружений; обеспечение мед обслуживания соревнований;
  • проверка подготовленности мест спортивных соревнований спортивного оборудования и инвентаря;
  • определение мероприятий по обслуживанию участников соревнований;
  • определение мероприятий по обслуживанию зрителей;
  • обеспечение четкой и своевременной информации о подготовке соревнований, о результатах спортсменов в ходе соревнований, о предварительных результатах и ходе личной и командной спортивной борьбы, об окончательных итогах соревнований (отчетов).

Календарный план спортивных соревнований разрабатывается на учебный год. Он размножается и направляется во все подразделения ВУЗа: факультеты, отделы, службы и т.д., где доводится до сведения всех спортсменов, физкультурников активистов, а также вывешивается на спортивном стенде в виде афиш. Календарный план разрабатывается спортивным клубом согласовывается с кафедрой физического воспитания и утверждается ректором ВУЗа.

Положение о соревнованиях - основной документ, регламентирующий все условия проведения данного соревнования. Положением руководствуются организации, проводящая соревнования, в ВУЗе - спортивный клуб и главный судья соревнований, участвующие коллективы, капитаны и представители команд, а также все участники.

Министерство образования и науки Украины

Донецкий Университет Экономики и Права

Юридический Факультет

Реферат

По физической культуре

На тему: “Методика организации физкультурно-спортивных соревнований в ВУЗах ”.

Подготовила

студентка 3 курса ПО-2

Яровая Ирина

Преподаватель Клочков А.В.

Донецк – 2010 г.

План

Введение

1. Организация и проведение спортивных соревнований.

1.1. Сущность спортивных соревнований.

1.2. Основные вопросы организации спортивных соревнований.

2. Массовые оздоровительные, физкультурные, спор­тивные соревнования.

4. Планирование и организационные формы.

5. Всемирные студенческие спортивные игры (универсиады).

6. Основные особенности в спорте и физическом воспитании.

Заключение

Список литературы

Введение

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции, но не является постоянной специальностью (профессией) человека. Это наиболее ярко выражается в детском спорте, поскольку спортивная деятельность учеников является внеучебной, не предусмотренной государственными планами и программами в качестве учебной дисциплины общеобразовательной школы и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы работы, то есть сугубо на добровольных началах.

1. Организация и проведение спортивных соревнований.

1.1 Сущность спортивных соревнований.

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

1.2. Основные вопросы организации спортивных соревнований.

Функции преподавателей физической культуры и спорта, организаторов соревнований, спортивных судей и спортивных врачей, связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, различаются в зависимости от характера деятельности этих людей.

Одной из важнейших функций преподавателей физкультуры и спорта является подготовка занимающихся к участию в спортивных соревнованиях. Прежде чем допускать студентов к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и научить их соревноваться. Для этого им необходимо участвовать в прикидках, контрольных и учебных соревнованиях. Правила в них могут быть упрощены или изменены самим преподавателем. Например, уменьшается количество попыток или размеры площадки, длина дистанции, определяется победитель по качеству выполнения спортивных упражнений и т.д.

К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований, прежде всего, относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется в отдельности. Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним детей, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно. Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки студентов.

Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Другая важная мера организационно-методического характера – это составление положения о соревнованиях.

Если соревнования носят командный или лично-командный характер, в положении указывается система определения победителей в командном зачете. В каждом отдельном случае она может быть разной. Например, в лыжных гонках командное первенство определяется по сумме времени, или сумме мест, или сумме очков, полученных так называемыми зачетными участниками.

Для участия в соревнованиях необходимо в установленные сроки подать заявку в предварительной форме, а затем в окончательной. Первая заявка содержит желание данной команды участвовать в соревнованиях. Во второй заявке приводятся данные о составе участников и некоторые другие сведения. В некоторых видах спорта в начале или в ходе соревнований по разрешению главного судьи могут быть сделаны перезаявки, т.е. вместо одного участника может быть выставлен другой и т.п. На основании поданных заявок составляются протоколы соревнований.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.

Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражнения, количество попыток и количество участников, можно определить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Для обслуживания спортивных соревнований в соответствии с их видом и масштабом, школа назначает врача и другой медицинский персонал.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных поступков.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья, назначаемый из числа преподавателей физической культуры. Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью участников, он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это – отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.

Спортивный судья должен быть, прежде всего, безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

2. Массовые оздоровительные, физкультурные, спор­тивные соревнования.

Массовая оздоровительная, физкультурная и спор­тивная работа является важной формой физического воспита­ния студентов, составной частью всей политико-воспитательной и культурно-массовой работы, осуществляемой в ВУЗе.

Планирование, организацию и проведение этой работы осуществляет спортивный клуб, который является первичным коллективом физической культуры - основным звеном физ­культурного движения.

Практическую и методическую помощь спортивному клубу оказывает кафедра физического воспитания. Профсо­юзная организация принимает активное участие в организа­ции и проведении массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Спортивный клуб является общественной организаци­ей, его работа проводится на основе широкой творческой инициативы, коллегиальности руководства и вы­борности руководящих органов, отчетности их перед членами спортивного клуба. Основой деятельности спортивного клуба является широкая самодеятельность, самоуправление и само­обслуживание его членов с привлечением к работе студенче­ского спортивного актива.

Обязанности спортивного клуба:

    проводить работу по планированию развития физи­ческой культуры и спорта в ВУЗе;

    организовывать систематические занятия студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников физической культуры и спортом в факультетских командах, секциях по различным видам спорта, в группах здоровья и т.д.;

    обеспечить повышение уровня спортивного ма­стерства спортсменов, подготовку спортсменов - разрядников;

    участвовать в проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятиях ВУЗа (спартакиад, спортивных праздников, агитационных пробегов, эстафет, спортивных со­ревнований и др.);

    организовывать спортивно-массовую работу в студен­ческих общежитиях;

    проводить подготовку и обеспечивать участие сбор­ных команд ВУЗа и отдельных спортсменов в соревнованиях, проводимых вышестоящими организациями (первенство райо­на, области, государства).

Конкретные направления и организационные формы использования массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий зависит от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, тра­диции ВУЗа и других условий. Можно выделить гигиениче­ское, оздоровительно-рекреативное, восстановительное, обще­подготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, лечебное направление.

Гигиеническое направление предполагает использова­ние средств физической культуры для восстановления работо­способности и укрепления здоровья, как в условиях общежи­тии, так и дома: утренней гигиенической гимнастики, закали­вающих процедур, правильного режима труда, отдыха и пита­ния в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительных прогулок, бега, спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах и других физических упражнений.

Оздоровительно-рекреативное направление предусмат­ривает использование средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул в целях после рабочего восстановления и укрепления здоровья. К средствам этого на­правления относятся туристические походы, экскурсии, по­движные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базах студенческих общежитий, в домах от­дыха, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебной практики и т.д.

Общеподготовительное направление обеспечивает все­стороннюю физическую подготовку и поддержание ее на дол­гое время на определенном уровне. Средствами подготовки по этому направлению являются: утренняя гигиеническая гим­настика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм и другие виды упражнений. Для планомерной работы по этому направлению организуются специальные секции, проводят спортивные соревнования.

Спортивное направление - специализированные систе­матические занятия одним из видов спорта в учебных группах спортивного совершенствования, в спортивных секциях спор­тивного клуба или индивидуально, участие в спортивных со­ревнованиях с целью повышения или сохранения определен­ного уровня спортивного мастерства.

Профессионально-прикладное направление определяет использование средств физической культуры и спорта для подготовки к работе по избранной специальности с учетом осо­бенностей получаемой профессии.

Лечебное направление предполагает использование физических упражнений, закаливающих факторов и гигиени­ческих мероприятий в системе лечебных мер по восстановле­нию здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм. Средствами этого направления являются: рациональный ре­жим жизнедеятельности, естественные факторы природы, за­каливающие процедуры, лечебный массаж, механотерапия и широкий круг разнообразных физических упражнений. При­менение средств физической культуры в лечебных целях должно сопровождаться систематическим врачебным контро­лем и строгим учетом индивидуальных особенностей зани­мающихся.

Практика - основа формирования всесторонних физических качеств. Требования к организации урока по физической культуре. Последовательность обучения физическим упражнениям. Развитие и совершенствование физических качеств. Содержание, организация и методика урока по физической культуре. Особенности организации комплексного урока. Материально-техническая база - условие организации физкультурно-спортивных мероприятий.

Организация и методика проведения уроков по гимнастике. Общая характеристика гимнастических упражнений. Проведение уроков по гимнастике. Методика обучения гимнастическим упражнениям. Гимнастическая терминология.

Организация и методика проведения уроков по плаванию. Организация уроков по плаванию. Проведение уроков по плаванию. Методика обучения плаванию. Меры предо-сторожности и правила поведения на воде.

Организация и методика проведения уроков по легкой атлетике. Организация уроков по легкой атлетике. Проведение уроков по легкой атлетике. Методика проведения урока по легкой атлетике.

Организация и методика проведения уроков по передвижению на лыжах. Организация уроков по передвижению на лыжах. Методика проведения уроков. Контрольный урок по передвижению на лыжах. Лыжные мази и инвентарь. Профилактика травматизма.

Организация и методика проведения уроков по спортивным и подвижным играм. Организация уроков по спортивным и подвижным играм. Методика проведения уроков по спортивным и подвижным играм. Предупреждение травматизма в спортивных и подвижных играх.

Организация и методика проведения уроков по самообороне. Организация уроков по самообороне. Цель и задачи уроков по самообороне. Психолого-педагогические аспекты подготовки к самообороне. Методика проведения уроков по самообороне. Обучение приемам нападения и самозащиты. Терминология, применяемая на уроках самообороны. Профилактика травматизма на уроках самообороны. Приемы и действия при самообороне. физический гимнастический плавание самооборона

Основные понятия об экстремальных видах спорта. Тенденции развития экстремальных видов спорта и туризма. Водные виды экстремального туризма. Наземные виды экстремального спорта и туризма. Горные виды экстремального туризма. Воздушные виды экстремального туризма.

Организация физкультурно-спортивных мероприятий. Организация и проведение спортивных мероприятий. Методические рекомендации по организации и поведению тренировок. Подготовка и проведение спортивных соревнований. Медицинское обеспечение спортивных соревнований. Особенности организации судейства спортивных соревнований. Смотр физической подготовленности учащихся.

План-календарь спортивных мероприятий - это документ, в котором отражаются наименования мероприятий и состязаний на учебный год, сроки и места их проведения, ответственные за их организацию, а также состав команд. В нем также указываются мероприятия, планируемые на курсах, спортивные соревнования вне учебного учреждения, в которых будут участвовать сборные команды и отдельные атлеты.

Ответственными мероприятиями являются спартакиады среди учащихся, смотр физической подготовленности, учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и командах. Спартакиада - комплексные соревнования по нескольким видам спорта.

Распоряжение о проведении соревнований по отдельному виду спорта за 15-30 дней до их начала готовят педагоги физического воспитания. В нем предусматриваются мероприятия по подготовке соревнований, указываются сроки и места их проведения, состав судейской коллегии, ответственные за подготовку мест, инвентаря, художественное оформление, информацию, медицинское обеспечение, время и место заседания представителей команд и судейской коллегии.

Для реализации своих потенциальных возможностей учащиеся должны сделать выбор, каким видом спорта заниматься.

  • - первенства по отдельным видам спорта (упражнениям);
  • - товарищеские встречи;
  • - уравнительные (гандикапированные), когда заведомо слабому партнеру дается так назы-ваемая фора;
  • - соревнования "с листа", в ходе которых оценивается качество (техника) выполнения упражнений (например, в акробатике и прыжках в воду);
  • - классификационные, в ходе которых отбираются сильнейшие претенденты на звание чем-пиона;
  • - отборочные, которые проводятся в целях комплектования сборных команд;
  • - розыгрыши кубков, матчевые встречи, массовые и эстафеты.
  • - соревнования, проводимые в сокращенное время (блицтурниры), например, в шахматах;

Соревнования могут быть очными или заочными, открытыми или закрытыми, в зависимости от характера зачета - личными, командными и лично-командными.

Кайтсерфинг - смешение древней спортивно-культовой традиции серфинга с необычным и древнейшим искусством запуска воздушных змеев - привел к появлению новой экзотически-экстремальной спортивной дисциплины кайт (англ. - воздушный змей).

Кайтинг - уникальный вид экстремальной активности. Кайттрекинг (буксировка за змеем) или флайсерфинг (воздушное скольжение) - динамичные развлечения. Кайттрекинг позволяет испытать горнолыжные и сноубордистские радости на равнине. Змей ускоряет передвижение роллера и скейтбордиста по асфальту и по бездорожью. Большой популярностью пользуются багги - буксируемые змеем трехколесные тележки.

Бодисерфинг - буксировка спортсмена, погруженного в воду; мунвокинг - высокие прыжки с помощью змея, бодидраггинг - скольжение на пятках по песку. Кайтсерфинг - скольжение по волнам с помощью змея на доске. Кайтинг - занятие для опытных экстремалов, знающих толк и в скольжении, и в аэродинамике.

Парапланеризм (сочетание парашюта и планирования) - популярный, быстрораз-вивающийся и один из опасных видов спорта (рис. 117).

Методика обучения учащихся плаванию способом брасс. Способ брасс на груди - один из прикладных способов плавания, применяется при плавании на большие дистанции, нырянии, а также при транспортировке грузов. Это основной способ в обучении плаванию учащихся.

В исходном положении при плавании брассом пловец лежит на воде почти горизонтально; лицо опущено в воду; руки выпрямлены и соединены перед головой; ладони обращены вниз и в стороны и большими пальцами касаются друг друга; ноги вытянуты, сомкнуты, ступни ног немного повернуты внутрь.

Движения ног пловца производятся одновременно и симметрично и делятся на подготовительные и гребковые. Подготовительные движения осуществляются из исходного положения, ноги плавно и с большим напряжением мышц подгибаются, сгибаясь в тазобедренных и коленных суставах. Во время подтягивания колени, опускаясь вниз, немного разводятся в стороны, а ступни, двигаясь у поверхности воды, поворачиваются пальцами друг к другу. Перед окончанием подтягивания начинается подготовка ступней и голеней к выполнению гребка. При этом ступни поворачиваются носками наружу и берутся на себя (производится тыльное сгибание), а голени разводятся в стороны. В этом положении ступни и голени внутренней поверхностью ставятся навстречу движению, производимому при гребке.

Гребковое движение выполняется за счет последовательного разгибания ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. При разгибании ног голени и стопы движутся по дугам в стороны-назад, вниз, навстречу друг другу к средней линии, бедра перемещаются к поверхности воды. В конце гребка одновременно с полным выпрямлением ног производится захлестывающее движение с опорой стопой о воду. Высокая скорость движений ног создает большую силу тяги, которая поддерживает пловца на поверхности воды и продвигает его вперед.

Движения рук при плавании брассом принято делить на гребковые и подготовительные.

Гребковые движения необходимо начинать прямыми руками под небольшим углом к поверхности воды. Из исходного положения руки, слегка сгибаясь в лучезапястных суставах, производят гребок в стороны-вниз. На расстоянии 35-40 см друг от друга кисти рук разворачиваются в направлении назад-вниз с одновременным сгибанием рук в локтевых суставах. Гребок заканчивается в положении, когда локти находятся у линии плеч. Он выполняется с ускорением, обеспечивающим нарастание движения воды и хорошие условия для выдвижения рук вперед.

Подготовительные движения начинаются после окончания гребка, руки без задержки выводятся вперед, в исходное положение. При движении вперед руки выпрямляются, принимая обтекаемое положение.

Техника дыхания : для выполнения вдоха голова поднимается из воды, чтобы рот оказался над водой, затем производится вдох через широко открытый рот; по окончании вдоха лицо опускается в воду, выдох выполняется через рот и нос.

Согласование движений рук, ног и дыхания осуществляется в такой последовательности: вдох совпадает с гребком руками, выдох - с выведением рук вперед и наплывом.

Обучение технике плавания способом брасс начинается со специальных упражнений на суше и в воде. Формирование двигательного навыка в плавании осуществляется благодаря образованию в ЦНС так называемого динамического стереотипа. Сначала у обучаемого происходит освоение отдельных элементов техники (движение ног, рук и дыхания), затем согласование движений. В последующем элементы техники способа плавания совершенствуются в целом, устраняются лишние движения, скованность и напряжение отдельных групп мышц. Систематические тренировки улучшают регуляцию нервной системой деятельности мышц, увеличивают функциональные возможности пловца, делают его движения раскованными, экономичными и автоматизированными.

Обучение брассу начинается с рассказа учителя об этом способе плавания и его применении. Затем следует образцовый показ в целом и по элементам. После этого учащиеся разучивают движения ног, рук, отрабатывают дыхание и согласование движений.

Разучивание - это формирование у учащихся навыка данного способа плавания. Оно предполагает многократное повторение на суше и в воде упражнений для изучения работы ног, рук. При разучивании движений на суше упражнения выполняются вначале по разделениям и в целом, затем самостоятельно. При изучении движений на воде используются резиновые надувные круги, пенопластовые учебные доски, деревянные шесты и другие приспособления.

На первом этапе обучения отрабатываются подготовительные упражнения для освоения с водой. Они способствуют устранению боязни и неуверенности при выполнении движений в воде, привитию навыка правильного дыхания, задержки дыхания на вдохе и выдохе. Подготовительные упражнения выполняются на малой глубине бассейна. Рекомендуется несколько их видов.

выдох в воду ": стоя на дне или бортике бассейна, присесть, чтобы рот оказался у поверхности воды (рис. 14). Сделать глубокий вдох, опустить лицо в воду или погрузиться с головой и сделать выдох через рот и нос. Поднять голову над водой и снова сделать вдох через рот. Упражнение выполнять в медленном темпе до 50 раз на каждом занятии. скольжение " (рис. 16) выполняется в такой последовательности: стоя на дне или на ступеньке бассейна, наклониться, чтобы подбородок касался воды, одновременно вытянуть руки вперед; сделать вдох, опустить лицо в воду и оттолкнуться ногами от дна или стенки бассейна; после толчка принять горизонтальное положение и скользить вперед до остановки, задерживая дыхание на вдохе.

Рис. 16. Упражнение "скольжение"

Для обучения и совершенствования техники способа плавания брасс применяются следующие основные упражнения на суше и в воде.

На суше . Движения ног (рис. 17, 18) разучиваются в положении лежа и сидя, опираясь руками сзади. На счет "раз" ноги плавно сгибаются в тазобедренных и коленных суставах, "два" - подготовиться к гребку: носки берутся на себя, а голени разводятся в стороны; "три" - ноги имитируют гребковое движение, направляясь по дугам к средней линии тела; "четыре" - опуститься пятками на пол, имитируя скольжение.

Рис. 17.

Рис. 18.

Движения рук (рис. 19) разучиваются в положении стоя с наклоном туловища вперед. Вначале упражнение выполняется с произвольным дыханием, затем движения рук согласуются с вдохом и выдохом. На счет "раз" имитируется гребок руками и вдох через рот; "два" - сгибание и опускание рук вниз-вперед и делается выдох в воду; "три" - движение рук в исходное положение и окончание выдоха через рот и нос; "четыре" - скольжение в исходном положении.

Рис. 19.

В воде . Движения ног (рис. 20) начинаются из положения лежа на мелком месте с опорой о дно или держась руками за поручни. Вначале упражнение выполняется в положении на груди, затем на спине, по разделениям и слитно.

Рис. 20.

Движения рук (рис. 21) начинаются из положения стоя на мелком месте с наклоном туловища вперед или стоя на ступеньке бассейна. Вначале упражнение выполняется с произвольным дыханием, движения рук согласуются с вдохом и выдохом.

Рис. 21.

Затем проводятся следующие плавательные упражнения на технику (рис. 22):

  • - в медленном темпе с учебной доской в руках или поддерживающим предметом на пояснице на дистанцию до 25 м;
  • - на спине с помощью ног с учебной доской на животе и без нее на дистанцию до 25 м;
  • - на груди с учебной доской в руках на дистанцию до 25 м в медленном, среднем и быстром темпе, производя один вдох и выдох на 2-3 гребка ногами;
  • - на дистанцию до 25 м с помощью рук и с поддерживающим предметом на пояснице или зажатым между ног;
  • - на согласование движений с поддерживающим предметом на пояснице и без него до 25 м (выполняется с раздельным согласованием, опущенным лицом в воду и задержкой дыхания на выдохе, обычным согласованием движений).

В ходе занятий возможны различные ошибки, которые устраняются при помощи преподавателя. Например, ошибка, когда тело пловца находится высоко над водой, ноги глубоко в воде, устраняется подниманием подбородка из воды во время выдоха, подтягиванием живота, подниманием выше таза и ног. Если выявлено несимметричное движение, недостаток устраняется плаванием с учебной доской. При широко разведенных коленях в стороны необходимо плавать с доской на груди и на спине, обращая внимание на то, чтобы колени не раздвигались.

Некоторые обучаемые гребок руками выполняют или глубоко вниз или за линию плеч. Чтобы правильно исполнить упражнение, надо проплыть с доской одними руками с укороченным гребком. Неправильный выдох в воду устраняется за счет выполнения энергичного выдоха в воду при скольжении с доской.

Существенным недостатком, часто встречающимся у обучаемых, являются не всегда согласованные движения ног, рук и дыхания. Он устраняется при медленном плавании с учебной доской и без нее: вначале делается гребок ногами, скольжение и выдох в воду, затем гребок руками, поднимание головы и короткий вдох ртом.

При плавании вольным стилем и брассом вход в воду выполняется прыжком с тумбочки.

Технику стартового прыжка можно условно разбить на исходное положение, подготовительные движения, толчок, полет в воздухе, вход в воду, скольжение и выход на поверхность воды (рис. 23). При правильно выполненном стартовом прыжке с тумбочки пловец пролетает по воздуху 3-4 м со скоростью, примерно втрое превышающей скорость плавания. Это сокращает общее время проплывания дистанции и позволяет приобрести необходимую начальную скорость для дальнейшего ее прохождения.

Рис. 23.

Чтобы произвести старт с тумбочки, обучаемые принимают исходное положение по команде или сигналу. По команде "Участники занять места " или звуковому сигналу (свистку) обучаемые встают на задний край тумбочки. По команде "На старт " (или второму свистку) принимают стартовое положение: ступни ног ставят на расстоянии 15-20 см, ноги находятся на переднем крае тумбочки, ноги сгибают в коленных суставах, туловище наклоняют вперед, руки отводят назад и в стороны, голову приподнимают вверх.

Толчок осуществляется по команде или по сигналу. Обучаемые делают замах руками назад и в стороны, разгибая ноги в коленных суставах. Затем производится быстрый вдох через рот, одновременно с движением туловища вперед (падением) ноги сгибаются в коленных суставах для увеличения силы толчка, а руки продолжают маховые движения к туловищу вниз-вперед-вверх. Как только руки пройдут вертикальное положение, осуществляется толчок - происходит ускоренное разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. Оптимальный угол вылета со стартовой тумбочки - около 25°. Это обеспечивает более выгодный путь полета в воздухе, наибольшую скорость и правильный вход в воду, способствующий приобретению хорошего скольжения.

В полете пловец выпрямляет туловище, оттягивает носки ног, вытягивая их вперед и соединяя вместе. Полет выполняется с задержкой дыхания на вдохе, средняя его длина колеблется у юношей - 3,5-4,0 м, девушек - 3,0-3,5 м.

При входе в воду сохраняется правильное положение тела и достаточно высокая скорость. Наиболее выгодно входить в воду под углом 15° кролем, 20° - брассом. При этом тело погружается на глубину до 35-50 см. После входа в воду пловец скользит по инерции вниз- вперед-вверх. Длина скольжения, считая от стартовой тумбочки до выхода на поверхность, у юношей составляет 7-8 м, девушек - 6-7 м. Выход на поверхность воды осуществляется за счет небольшого поднимания кистей, гребков руками и ногами и при поднимании головы.

При плавании в бассейне на различные дистанции пловцы для изменения направления движения производят повороты (рис. 24). Повороты, при выполнении которых производится вдох, называют открытыми , если вдох выполняется перед вращением тела (вращение с опущенной в воду головой) - закрытыми . Техника поворота складывается из следующих элементов: подплывания к стенке бассейна, вращения (поворота), толчка, скольжения и выхода из воды на поверхность.

Рис. 24.

В брассе пловец при поворотах касается стенки бассейна двумя руками одновременно, не изменяя горизонтального положения плеч и симметричного расположении кистей. При подплывании к стенке бассейна он сохраняет или увеличивает скорость, что способствует более быстрому выполнению поворота, затем касается полувыпрямленными руками стенки, одновременно с этим группирует ноги, руки сгибает в локтевых суставах. При подплывании и касании стенки бассейна полное погружение головы не допускается.

Поворот происходит следующим образом: пловец, продолжая сгибать ноги, отнимает одну руку от стенки бассейна, делает в сторону свободной руки движение головой и плечевым поясом, помогая этим вращению тела, выполняет вдох через рот и тут же опускает голову лицом в воду. Продолжая вращение, он подтягивает ноги снизу вверх к стенке бассейна, отталкиваясь опорной рукой от стенки, поворачивается на грудь, ставит стопы на стенку, вытягивает руки вперед, принимает горизонтальное положение, удобное для толчка и последующего скольжения под водой. Толчок производится энергично при разгибании ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. При скольжении под водой туловище, голова и руки находятся на одной прямой. Правила соревнований разрешают во время скольжения под водой выполнить один цикл движений: первый гребок руками, второй - ногами, который выводит пловца на поверхность воды.

При плавании кролем на груди (вольный стиль) тело пловца лежит на воде почти горизонтально, голова наполовину опущена в воду лицом вниз. Под влиянием гребковых движений руками и поворотов головы для вдоха и выдоха происходят небольшие повороты

(10-45°) тела вокруг своей оси.

Поступательное движение пловца вперед осуществляется за счет гребковых движений руками. Гребок выполняется согнутой в локтевом суставе рукой после переноса ее вперед в почти выпрямленном положении и опускания в воду. Ноги при плавании совершают попеременные быстрые движения сверху вниз и снизу вверх. При опускании ноги сверху вниз происходит небольшое сгибание в коленном суставе, что создает условия для хлестообразного движения. Амплитуда движений ногами не превышает 25-40 см. Выдох производится в воду.

С упражнениями на суше для разучивания поворота при плавании вольным стилем можно ознакомиться на рис. 24; на суше для разучивания способа плавания вольный стиль - на рис. 25; для разучивания движений ног способа плавания вольный стиль - на рис. 26; для разучивания движений рук способа плавания вольный стиль - на рис. 27.

Рис. 25.

Рис. 26. Упражнения на суше для разучивания способа плавания вольный стиль

Рис. 27.

Техника плавания вольным стилем показана на рис. 28.

Рис. 28.

Ныряние осуществляется в длину, ныряние вниз головой (рис. 29), ныряние вниз ногами

(рис. 30). При нырянии важно сохранить необходимое направление и глубину погружения, что обеспечивается положением головы, направлением гребков и ориентировкой под водой. Наиболее удобным способом плавания под водой является брасс с движением рук до линии плеч или бедер.

Рис. 29.

Рис. 30.

На уроках по легкой атлетике следует давать знания и вырабатывать умения творчески применять освоенные упражнения в спортивной ходьбе (рис. 38), в беге (рис. 39), стартов и стартовом разбеге (рис. 40, 41), финише (рис. 42), в прыжках в длину (рис. 43-45), в прыжках в высоту (рис. 46-50) с тем расчетом, чтобы использовать их во время самостоятельных тренировок, внеклассных занятий и дома. С юношами следует предусмотреть необходимость использования легкоатлетических упражнений для их подготовки к службе в силовых структурах страны.

Рис. 38.

Рис. 39. Бег по дистанции

Рис. 40. Варианты высокого старта

Рис. 41. Низкий старт и стартовый разбег

Рис. 42. Финиширование в беге на короткие дистанции

Рис. 43. Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги"

Рис. 44. Прыжок в длину с разбега способом "прогнувшись"

Рис. 45. Прыжок в длину с разбега способом "ножницы"

Рис. 46. Прыжок в высоту способом "волна"

Рис. 47. Прыжок в высоту способом "перекат"

Рис. 48. Прыжок в высоту способом "перекидной"

Рис. 49. Прыжок в высоту способом "перешагивание"










Рис. 50. Прыжок в высоту способом "фосбери-флоп"

Основная направленность уроков по легкой атлетике может быть следующей. Так, юноши и девушки должны совершенствовать технику высокого и низкого старта, стартового разгона, эстафетного бега, а в беге на 100 м показать для себя наилучший результат. Для формирования выносливости необходимо в равномерном и переменном темпе пробегать дистанцию в течение

20-25 мин. Для развития скоростно-силовых качеств наиболее приемлемы прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов спортивных из различных исходных положений. Многоскоки - прыжковые упражнения на одной или двух ногах для развития прыгучести и силы ног.

На развитие скоростных способностей можно использовать эстафеты, старты из различных исходных положений, бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов. Чтобы развивать координационные способности, можно использовать варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, барьерный бег, прыжки через препятствия и на точность приземления, метание различных предметов из различных исходных положений в цель и на дальность обеими руками. При этом педагог обязательно поясняет биомеханические основы техники бега, прыжков и м В соревнованиях по лыжным гонкам применяются следующие виды старта: одиночный - участники стартуют по одному с интервалом 30 с или 1 мин; парный - участники стартуют в парах с интервалом 30 с или 1 мин; групповой - участники стартуют группами от 3 до 10 человек с интервалом не менее 1 мин; общий - все участники стартуют одновременно.

При большом количестве участников и для облегчения работы секретариата по подсчету личных результатов рекомендуется групповой старт по 4 человека - "квартетами" с интервалом в 1 мин.етаний, а также основные Выводы

Особое внимание уделяется методике и практике физкультурно-спортивной деятельности как основе формирования всесторонних физических и психологических качеств учащихся в процессе уроков по гимнастике, плаванию, легкой атлетике, передвижению на лыжах, спортивным и подвижным играм, самообороне, а также основным понятиям об экстремальных видах спорта