В частном доме

Методические рекомендации по реализации фгос. Учебно-методический материал на тему: педагогический совет на тему "о введении и реализации фгос среднего общего образования"

Методические рекомендации по реализации фгос. Учебно-методический материал на тему: педагогический совет на тему

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - бланк, которым удостоверяется выполнение строительства/реконструкции в полном объеме. Этим документом также подтверждается соответствие сооружения градостроительному плану. Разрешение на ввод в эксплуатацию линейного объекта удостоверяет соблюдение требований планировочного и межевого проектов территории.

Уполномоченные органы

Оформление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию производится по заявлению застройщика. Субъекту необходимо обратиться в одну из следующих структур:

  1. Исполнительный региональный, федеральный, муниципальный орган.
  2. Уполномоченную организацию, регулирующую использование атомной энергии и осуществляющую госуправление в сфере деятельности, касающейся изготовления, разработки, утилизации ядерного оружия и энергетических установок оборонного назначения.
  3. Госкорпорацию "Роскосмос".

Место расположения инстанций, указанных в п. 2 и 3, предоставляющих разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, - Москва. Застройщик направляет заявление в ту структуру, которая выдала ему разрешение на строительство. Заинтересованное лицо может обратиться в них лично или через многофункциональный центр.

Пакет документов

Чтобы получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, необходимо предоставить следующие бумаги:


Нюансы

В документе и заключении, указанных в пунктах 6 и 9, приведенных выше, должна присутствовать информация о нормативных значениях параметров, включенных в требования по энергетической эффективности, а также о фактических величинах этих показателей. Последние определяются в отношении реконструированного/построенного сооружения путем проведения экспертиз, замеров, исследований, испытаний. В заключении и документе, кроме этого, должна присутствовать и иная информация, на основании которой устанавливается соответствие объекта установленным требованиям оснащенности учетными приборами и энергетической эффективности. При реконструкции/строительстве многоквартирного сооружения в акте органа госстройнадзора должны содержаться дополнительные данные. В частности, приводится класс энергетической эффективности, определяемый по нормам законодательства об энергосбережении.

Межведомственное взаимодействие

Документация (копии или информация, в них присутствующая), указанная в п. 1-3 и 9, запрашивается уполномоченными структурами в государственных, муниципальных органах, а также подведомственных им организациях, если застройщик не представил ее самостоятельно. Бумаги из пунктов 1-8, 12-13 на получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передаются заявителем, если они отсутствуют в распоряжении у приведенных выше структур. Правительственным постановлением могут предусматриваться иные документы, необходимые для представления в уполномоченные органы. По межведомственным запросам материалы передаются в трехдневный срок.

Важный момент

Разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию предоставляется только на основании документов, перечень которых установлен законодательством. Некоторые виды бумаг могут предъявляться в электронном виде. Правительство или высшая исполнительная структура региона вправе установить случаи, когда документы предоставляются исключительно через информационно-коммуникационную сеть Интернет.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию: сроки

Орган либо компетентная структура, регулирующая использование атомной энергии и осуществляющая госуправление в ходе осуществления мероприятий, связанных с утилизацией, изготовлением, разработкой ядерного оружия и энергетических установок оборонного значения, госкорпорация "Роскосмос" в течение 10 дней с даты поступления документов обеспечивают проверку достоверности сведений и правильности их отражения. Кроме этого, указанные структуры обязаны выполнить осмотр сооружения. По результатам проверки принимается решение о выдаче разрешения или отказе в этом.

Осмотр

Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется по результатам проведенной визуальной проверки сооружения. В процессе осмотра реконструированного/построенного здания подтверждается или не подтверждается соответствие требованиям, установленным в проектной документации, градостроительном плане и иных бумагах. Осмотр не выполняется в отношении индивидуального жилищного строительства. Он также не производится, если при проведении мероприятий осуществляется госстройнадзор.

Основания для отказа

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не предоставляется заявителю в случаях:

  1. Отсутствия документов, приведенных в перечне выше.
  2. Несоответствия сооружения требованиям, зафиксированным в градостроительном плане, или при реконструкции/строительстве/капремонте линейного объекта сведениям планировочного и межевого проектов.
  3. Расхождение фактических параметров с величинами, определенными проектной документацией. Это основание не применяется к сооружениям ИЖС.
  4. Несоответствие объекта требованиям, определенным в разрешении на строительство.

В законодательстве при этом присутствует одна оговорка, исключающая отказ. Не будет выступать как основание несвоевременное получение или неполучение документов, запрошенных в рамках межведомственного взаимодействия.

Дополнительно

Кроме приведенных выше оснований, причиной для отказа предоставить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию может служить неисполнение застройщиком предписаний, установленных статьей 51, ч. 18 Градостроительного кодекса. В этих случаях действует специальный порядок. В частности, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию предоставляется по окончании процедуры безвозмездной передачи в уполномоченный орган, компетентную организацию, регулирующую использование атомной энергии и осуществляющую управление в сфере, связанной с утилизацией, разработкой и использованием ядерного оружия и энергетических установок, или в "Роскосмос" информации о сооружении. В числе сведений должны присутствовать данные о:

  1. Площади.
  2. Количестве этажей и высоте.
  3. Инженерно-техническом обеспечении.
  4. Проектной документации. Заявитель должен предоставить по одной копии всех разделов.
  5. Результатах инженерных изысканий (в одном экземпляре).

В уполномоченные инстанции, предоставляющие разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, также предъявляется одна копия схемы планировки участка. На ней должно быть обозначено место размещения сооружения индивидуального жилищного строительства. Заявитель вправе обжаловать отказ предоставить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в суде.

Общие правила

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, образец которого представлен в статье, предоставляется застройщику в случае, если в региональный, муниципальный, федеральный исполнительный институт власти, уполномоченную организацию, регулирующую порядок использования атомной энергии и осуществляющую госуправление в сфере изготовления, утилизации, разработки ядерного оружия и энергетических установок боевого назначения, Госкорпорацию "Роскосмос", была безвозмездно направлена копия схемы, на которой отображается расположение реконструированного/построенного сооружения, сетей инженерно-технической коммуникации в пределах участка, а также планировочная организация территории. Данные размещаются в информационной базе для обеспечения градостроительных работ.

Дальнейшие процедуры

После разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик обязан провести процедуру постановки на учет. В ходе нее вносятся соответствующие изменения в госреестр реконструированного сооружения. В качестве обязательного приложения выступает техплан. Он подготавливается по правилам, установленным ФЗ №221. Разрешение на ввод (часть объекта в эксплуатацию предоставляется или все здание - значения не имеет) должно отражать сведения о сооружении в объеме, который необходим для выполнения кадастрового учета. Состав информации должен соответствовать требованиям, предусмотренным ФЗ №221 для текстового и графического разделов технического плана.

Завершающие этапы

По окончании строительства сооружения субъект, его осуществлявший, обязан передать застройщику результаты проведенных инженерных изысканий, акты освидетельствования конструкций, работ, участков инженерно-технических сетей, проектную и прочую документацию, необходимую для нормальной эксплуатации объекта. При выполнении мероприятий, направленных на сохранение памятников культурно-исторического наследия, предоставление рассматриваемого документа уполномоченными органами и компетентными организациями осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных в законодательстве относительно таких комплексов. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждается федеральным исполнительным институтом власти. В течение 3-х дней с даты предоставления документа уполномоченный орган направляет его копию в инстанцию, выполняющую госстройнадзор.

Налогообложение

Считается, что получение разрешения указывает на окончание работ с объектом и пригодность его к эксплуатации. Застройщик, который выступает как инвестор, оформляет сооружение в собственность, принимает его к учету в составе ОС. Последнее при этом может осуществляться как до регистрации права, так и после нее. Между тем многие застройщики интересуются, обязательно ли отнесение объекта к ОС после получения разрешения. Инвестор самостоятельно определяет готовность сооружения к использованию на том этапе, когда предоставлен документ. Чиновники, однако, против такого подхода. По их мнению, инвесторы таким способом оттягивают момент выплаты налога с имущества.

На практике готовность объекта определяется не наличием разрешения на ввод, а решением руководителя предприятия, для которого он реконструируется/строится. В случае недостаточной готовности застройщик вправе по закону выплачивать неполную сумму налога. В такой ситуации предприятие может признать объект пригодным к эксплуатации на этапе получения разрешения. Приняв соответствующее решение, организация может приступать к отделочным работам по своему ОС. Руководство предприятия может также закончить все ремонтные работы перед получением разрешения. Когда документ будет на руках, можно принять решение о готовности сооружения.

Расходы

Затраты на ввод сооружения в эксплуатацию в сводную смету не включаются. Они приводятся в отдельном документе. В смете учитываются расходы на:

  1. Выполнение мероприятий по пуску и наладке установок и оборудования подрядчиками.
  2. Материальные и топливно-энергетические ресурсы, необходимые для проверки и комплексного запуска оснащения.
  3. Содержание рабочих и инженерно-технических специалистов, осуществляющих пуск и наладку.
  4. Техническую помощь проектных, научно-исследовательских инстанций, выполняющих составление документации, экспертизу, консультирование, транспортировку персонала и прочие мероприятия.

Заключение

До вступления в действие нового законодательства ввод объекта реконструкции/строительства в эксплуатацию осуществлялся в соответствии с разными нормативными актами. Выбор того или иного положения производился в зависимости от типа здания. В январе 1988 г. были введены в действие СНиПы. В них устанавливался порядок, в соответствии с которым в эксплуатацию вводились промышленные объекты. По ранее существовавшему законодательству в качестве документа, подтверждающего окончание основного комплекса работ и соответствие фактических результатов требованиям проекта и техрегламентов, выступал акт государственной комиссии. В настоящее время действует иной порядок. Согласно правилам, ввод в эксплуатацию осуществляется при наличии разрешения, выданного уполномоченной исполнительной структурой или компетентной организацией, указанными в Градостроительном кодексе.

Ввод в эксплуатацию объекта недвижимости – это процедура, завершающая строительство или реконструкцию объекта недвижимости, произведенные на основании разрешения на строительство (реконструкцию).

Документом, которым оформляется ввод в эксплуатацию объекта недвижимости является Разрешение на ввод.

Понятие Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию содержится в , в ст. 55:

«Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.»

Для получения разрешения на ввод в эксплуатацию необходимо подготовить установленный законом перечень документов, пройти предусмотренные нормами права последовательные процедуры.

В зависимости от вида строительных работ, которые производились на объекте недвижимости, перечень документов и действий для ввода будет различным.

Два основных вида разрешений на ввод объекта в эксплуатацию – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после строительства и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции.

Государственные органы выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию

Главным государственным органом, на который возложена обязанность выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию ОКСов на федеральном уровне является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Органом государственной власти, уполномоченным на выдачу Разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в Москве является Мосгосстройнадзор (Комитет государственного строительного надзора города Москвы), в Санкт-Петербурге – Гостройнадзор Санкт-Петербурга (Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга).

В других регионах органы называются аналогичным образом. Главная функция этих федеральных, региональных уполномоченных государственных организаций – проверка законности строительства и реконструкции ОКСов на территории Российской Федерации и их соответствие нормам и регламентам, действующим в настоящее время.

Для специализированных объектов недвижимости могут предусмотрены особые правила ввода в эксплуатацию и госорганы, которые вправе выдать разрешение на ввод. К примеру, «Роскосмос» выдает разрешения на ввод объектов, связанных с космической отраслью.

Полномочия органов государственной власти в сфере строительной экспертизы и выдачи разрешительной документации закреплены:

  1. Постановление Правительства РФ от 06.02.2012 N 92 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства»
  2. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.07.2009 года №251 «Об организации работы по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в части 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительного регламента или для которых градостроительный регламент не устанавливается, за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство возложены на иные федеральные органы исполнительной власти».

Согласно иерархии законодательства, главенствующее место занимает Градостроительный кодекс, иные нормативные акты разрабатываются на его основе и не могут ему противоречить.

Для реализации норм по выдаче разрешительной документации на ОКС в каждом регионе могут быть разработаны свои нормативно-правовые акты, но противоречить ГрК РФ они не могут.

Документы для ввода в эксплуатацию

Грк РФ установлен ограниченный перечень документов, которые следует подготовить и направить в уполномоченный госорган для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

К ним относятся:

  1. Заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
  2. Документы, свидетельствующие о правомерном использовании земельного участка, на котором расположен ОКС (свидетельство о праве на землю, ).
  3. Градостроительный план или проект планировки и проект межевания (для линейных объектов).
  4. Разрешение на строительство ОКС.
  5. Акт, в соответствии с которым ОКС был принят заказчиком работ – для случаев строительства/реконструкции на основании договоров.
  6. Подтверждение соответствия проведенных строительных работ техническим регламентам, иным требованиям и нормам (этот документ подготавливается и подписывается уполномоченным лицом от строительной компании, производившей соответствующие работы).
  7. Подтверждения соответствия строительства или реконструкции на объекте изготовленному ранее проекту строительства или реконструкции.
  8. Письмо или иной документ от уполномоченной организации, подтверждающий, что ОКС соответствует техническим условиям подключения к инженерным сетям.
  9. Выполненная по правилам схема, на которой отображается расположение ОКС и все инженерных систем на земельном участке.
  10. Заключение от уполномоченного органа надзора в сфере строительства о том, что построенный объект соответствует всем требованиям строительных регламентов.
  11. объекта недвижимости, изготовленный по результатам обмеров и координирования ОКС.

Для особых объектов устанавливаются дополнительные требования предоставления документов, но общий перечень для всех ОКС един.

Важно!

Требовать от заявителя предоставления иных документов органы госвласти не вправе. Однако действующее законодательство, особенно учитывая наличие региональных приказов и инструкций, может содержать нормы, которые обязывают предоставить дополнительную информацию на объект недвижимости, и неисполнение такого требование может повлечь отказ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию.

Органом, уполномоченным на оказание государственных услуг в сфере ввода ОКСов в эксплуатацию в Московском регионе является Комитет государственного строительного надзора города Москвы.

Стоит отметить, что в Москве имеется свой особый нормативный документ, регламентирующий строительную отрасль –

Все взаимодействие по получению разрешения на ввод осуществляется в электронном виде с использованием существующих сервисов на официальном сайте mos.ru

Для регламентирования отдельных процедур, принят Административный регламент по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию с последними изменениями от 15.12.2016 года.

В нем установлено, что уполномоченными органами в Москве на выдачу разрешений на ввод являются: Комитет госстройнадзора Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Департамент культурного наследия г. Москвы. От того, кто выдал изначально разрешение на строительство (реконструкцию) и зависит, в какой госорган следует обратиться за получением разрешения на ввод.

Предусмотрено, что заявителя при получении разрешения на ввод могут быть юридические и физлица, которые являются застройщиками ОКСов на земельных участках, которые им принадлежат по закону.

Для подачи документов с помощью электронных сервисов, необходимо сначала пройти процедуру регистрации.

В Административном регламенте установлен перечень необходимых для ввода в эксплуатацию документов. Первый и главный – заявление.

Полный список документов соответствует приведенному в Градостроительном кодексе РФ.

Согласно информации на сайте Госстройнадзора Москвы, срок выдачи разрешения на ввод составит семь рабочих дней. В Административном регламенте указан – 10 дней.

Основания для отказа в приеме документов для получения разрешений на ввод, аналогичны представленным в ГрК РФ, однако они дополнены – указана также возможность отказа в предоставлении госуслуги при некорректном заполнении электронных форм обращения, разночтение в электронных документах.

Решение с отказом выдается в форме электронного документа. Оформление его «на бумаге» производится в случае запроса заявителя в течение трех рабочих дней. Такой документ требуется к примеру, при обращении в суд с заявлением об оспаривании отказа в выдаче разрешения на ввод. Электронный документ подписывается усиленной электронно-цифровой подписью ответственного должностного лица и доступен в личном кабинете заявителя.

В выдаче разрешения на ввод объекта действующим законодательством не предусмотрена. При выявлении нарушений, госорган не предоставляет заявителю возможности исправления документов.

Случаи отказа в выдаче разрешения на ввод также установлены Градостроительным кодексом РФ и продублированы Административным регламентом. Мы перечисляли их ранее. Стоит отметить, что в случае, если застройщик предоставил документы согласно списку частично, а должностное лицо Госстройнадзора запросила недостающую информацию в порядке межведомственного взаимодействия, и все эти сведения в совокупности имеют расхождения, в выдаче разрешения на ввод заявителю будет отказано.

Результатом обращения в Гостройнадзор Москвы за разрешением на ввод является его получение. Оно выдается заявителю в «бумажной форме» лично или по почте. Также регламентом предусмотрена возможность предоставления электронного документа. Выбрать форму разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заявитель указывает в своем заявлении.

Стоимость получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта в Москве не установлена – то есть эта услуга предоставляется бесплатно.

Для полноценного взаимодействия с заявителями в том числе по вопросам рассмотрения жалоб на действия должностных лиц и незаконность выданных отказов, регламент предусматривает досудебный порядок обжалований. Основаниями для подачи жалобы могут быть нарушение сроков выдачи разрешения или отказа, внесение платы за получение разрешения, незаконный отказ в приеме документов для ввода и другие. Все жалобы рассматривает руководитель Госстройнадзора Москвы, а если жалоба подана на него, то ее рассматривают в Правительстве Москвы – Главное контрольное управление Москвы.

Жалоба может подаваться лично, по почте, с использованием электронного сервиса. Срок ее рассмотрения – максимум 15 рабочих дней.

Ввод в эксплуатацию в Санкт-Петербурге

Ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в Санкт-Петербурге регламентируется внутренним документов Службы строительного надзора – по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства (утвержден Распоряжением Службы Госстройнадзора и экспертизы Санкт-Петербурга от 30.12.2016 года №10-р).

Согласно указанному документу, обратиться за получением разрешения на ввод в эксплуатацию ОКС могут застройщики или организации, которые создают искусственные земельные участки (как частный случай строительства особого объекта недвижимости).

При обращении за разрешением на ввод представителя организации, он должен иметь доверенность от руководителя – она оформляется в простой письменной форме, заверяется печатью и подписью.

Органом, уполномоченным выдавать разрешения на ввод в Санкт-Петербурге является Служба государственного строительного надзора, а также в процессе подготовки разрешений участвует Управление Госстойнадзора.

Организации, которые также задействованы при проверке поданных в Госстройнадзор сведений, согласно регламенту: Комитет по градостроительству и архитектуре, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Санкт-Петербурга, Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Департамент Росприроднадзора по СЗФО, СПбГБУ «Центр экспертно-технического сопровождения», СПб ГУП «Санкт-Петербургский аналитический центр», МФЦ г. Санкт-Петербурга.

Документы, предоставляемые для получения на ввод, подаются в бумажном виде или в электронной форме. Список документов представлен в Градостроительном кодексе РФ.

Помимо установленного порядка подачи документов (непосредственно в госорган, электронные сервисы), в Санкт-Петербурге предусмотрен функционал подачи посредством обращения в МФЦ.

Также есть возможность электронных обращений: в личном кабинете на сайте Госстройнадзора www.expertiza.spb.ru ; на портале предоставления государственных услуг www.gu.spb.ru.

Все необходимые документы, предоставляемые в оригинале, также подаются с копиями.

В документах для получения ввода в эксплуатацию не допускаются исправления, к которым нет записи, удостоверяющей верность.

Регламентом предусмотрен перечень отказа в приеме документов и в выдаче разрешения на ввод.

Отказ в приеме документов допускается, если: заявитель отказался от подачи, нет заявления на выдачу разрешения на ввод, нет электронной подписи заявителя (при подаче документов в электронном виде).

Условия отказа в выдаче разрешения на ввод объекта аналогичны изложенным в ГрК РФ. Этот перечень конкретизирован законом и выходить за его предела органы государственной власти не вправе.

Срок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в Санкт-Петербурге составляет 7 рабочих дней.

Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию может быть оформлена двумя способами – в электронном виде (если документы подавались через электронный сервис), в бумажном виде – при оформлении обращения за разрешением через МФЦ или Службу.

Первичный контроль за деятельностью специалистов и должностных лиц Службы Госстройнадзора возложен на руководителя сектора выдачи разрешений на ввод. В случае возникновения спора заявителя с госорганом в связи с тем, что по его мнению отказ в приеме или выдаче документов, был незаконным, заинтересованное лицо вправе использовать свое право на досудебное урегулирование конфликта.

Форма Жалобы в Госстройнадзор .

Для этого можно воспользоваться положениями Регламента – жалобу можно подать в электронном или бумажном виде в том же порядке, который предусмотрен для направления документов для получения ввода. Жалоба рассматривается в Службе Госстройнадзора Срок рассмотрения – 15 рабочих дней с момента регистрации.

После рассмотрения жалобы выносится решение – либо жалобу удовлетворяют. Либо отказывают в этом. По результатам рассмотрения жалобы, виновные должностные лица могут быть либо наказаны дисциплинарно, либо привлечены к административной ответственности.

Регламентом предусмотрено, что жалоба может быть оставлена без рассмотрения, если в ней нецензурная лексика, угрозы, невозможно прочесть отдельные положения жалобы.

Если решение по жалобе не удовлетворит заявителя, он вправе обратиться в суд. Такое право предусмотрено для случаев альтернативного обжалования решений органов госвласти, либо по результатам досудебного урегулирования.

Разрешение на ввод после реконструкции объекта

Основные отличительные составляющие комплекта документов для получения разрешения на ввод в эксплуатацию ОКС после реконструкции является проект реконструкции, соответствующий строительным нормам и правилам, и ОКС после проведённых строительных изменений.

После реконструкции объекта недвижимости происходит его изменение, касающееся в том числе внутренней конфигурации, расположения систем обеспечения в здании, фасадов. Новый объект не появляется, однако старый претерпевает значительное видоизменение. Связанные с этим юридические последствия касаются необходимости внесения новых сведений в Единый государственный реестр прав. для реконструированного объекта также потребуется и органам Госстройнадзора для проверки параметров объекта недвижимости после реконструкции на соответствие проекту, утвержденному при выдаче разрешения на реконструкцию.

При подготовке технического плана после реконструкции, кадастровый инженер обмеряет объект недвижимости, подготавливает абрисы и составляет графику. В процессе подготовки инженер также производит координирование объекта на земельном участке. В вносятся все сведения об объекте, собственнике здания, правоустанавливающая информация, сведения о внесенных изменениях. На основании технического плана обновляет информацию об объекте в . По новому ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» при внесении сведений об изменении объекта недвижимости при его реконструкции, сведения изменяются в государственном кадастре и реестре прав одновременно. При этом оплата государственной пошлины не предполагается – это касается и юридических, и физических лиц.

Ввод в эксплуатацию после строительства

После проведения полного спектра работ по возведению нового ОКС, застройщик обращается в Госстройнадзор для получения Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Получить его не составит проблемы, если строительство производилось на основании Разрешения, а готовый объект недвижимости соответствует проекту.

Соответствие проекту построенного ОКС проверятся при сопоставлении его техническому плану. для ввода в эксплуатацию подготавливает кадастровый инженер. В компании « » работают специалисты самого высокого уровня. Мы имеем опыт работы по подготовке технических планов для многоквартирных домов и коммерческой недвижимости, в том числе – подземных паркингов.

Важно!

Расхождения в площади готового объекта и проекта не может быть больше 10%.

Поле получения Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, производится его постановка на кадастровый учет и регистрация прав на него. Следует сказать, что в настоящее время законом предусмотрена возможность проведения кадастрового учета при помощи механизмов межведомственного взаимодействия, т.е. органы Госстройнадзора могут направить в . Однако на практике этот процесс разделен.

Акт приемки объекта капитального строительства

ГрК РФ предусматривает необходимость предоставления такого документа для ввода в эксплуатацию, как акт приемки. Он не всегда является обязательным – только в случаях, когда застройщик и заказчик строительства или реконструкции разные юридические лица. Этот документ подтверждает факт передачи объекта ил части строительных работ непосредственному заказчику и согласие с проведенными работами.

От этого акта следует отличать Акт приемки в эксплуатации ОКС. Такой документ сейчас не предусмотрен при подготовке комплекта на получение Разрешения на ввод.

Большинство инвестиционных проектов предполагает проведение строительно-монтажных работ, логичным завершением которых является ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства. Соответственно, с целью надлежащего контроля, на государственном уровне закреплены определенные нормы, регламентирующие ввод в эксплуатацию основных средств и объектов строительства. Чтобы лучше разобраться, что такое ввод здания в эксплуатацию, далее детальнее остановимся на тонкостях и нюансах, сопровождающих этот процесс.

Современная нормативная база, регламентирующая вопрос

Основные понятия и нормы про разрешение на ввод объекта в эксплуатацию прописаны в статье 55 Градостроительного кодекса РФ. На данный момент используется его новая редакция от 7 марта 2017 года, принципиально поменявшая порядок ввода в эксплуатацию сооружения, поскольку ранее готовность сооружения подтверждалась актом Государственной комиссии. Также при принятии окончательного решения применяются нормы Постановления Правительства РФ № 441 и Положения о Государственном строительном надзоре в России.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию – это официальный документ, который подтверждает полное завершение реконструкции или строительства капитальных объектов в соответствии с заранее утвержденной проектной документацией и согласием на строительство. Также удостоверяется соответствие данного объекта нормативным требованиям к выполнению такого рода работ на момент выдачи разрешения, проекту планировки (межевания) территории или права на использование земельного участка.

Чтобы оформить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в зависимости от вида сооруженного объекта застройщику нужно обратиться в орган, выдавший ему согласие на проведение строительства. К их числу могут относиться:

  • исполнительный орган власти федерального уровня;
  • орган местного самоуправления;
  • исполнительный орган субъекта Российской Федерации;
  • организацию по государственному управлению использования атомной энергии или разработки ядерных энергетических установок и ядерного оружия;
  • Государственную корпорацию "Роскосмос".

Для того чтобы уполномоченный орган мог принять обоснованное решение про ввод в эксплуатацию зданий и сооружений, застройщику необходимо подать целый ряд документов:

  • заявление (должно регистрироваться не более чем за 15 минут);

При необходимости получения более полной информации, Правительством могут устанавливаться дополнительные документы, кроме тех, которые перечислены в Градостроительном кодексе.

После подачи заявителем всех необходимых бумаг, уполномоченная инстанция обязана на протяжении 10 дней провести такие действия:

  • проверить правильность оформления и соответствие действительности указанных в документах сведений;
  • с выездом на место осмотреть возведенное сооружение и удостовериться в его соответствии проектной документации и требованиям дейсвующего законодательства;
  • выдать разрешение на ввод в эксплуатацию сооружения или принять обоснованное решение об отказе.

Следует заметить, что выездной осмотр не проводится в том случае, если при реконструкции или строительстве был предварительно заключен договор о проведении государственного строительного надзора.

В каких случаях в разрешении может быть отказано

Подача требуемого перечня документации не является сама по себе гарантией того, что решение органов власти будет положительным. В выдаче разрешения на ведение недвижимости в эксплуатацию может быть отказано, однако отказ обязательно должен быть аргументирован и оформлен официально. Причинами негативного вывода могут быть такие обстоятельства:

  • неполный комплект документов, поданный застройщиком;
  • выявленное несоответствие при возведении здания утвержденным строительным требованиям и нормам;
  • расхождения с требованиями, закрепленными в разрешении на проведение строительных работ;
  • разногласия между проектной документацией и реально возведенной конструкцией или зданием (эта норма не касается индивидуальных жилых домов);
  • нецелевое использование участка земли, который выделен под реализацию конкретного проекта.

Кроме указанных обстоятельств, причиной отказа может послужить невыполнение застройщиком норм, предусмотренных статьей 51 (часть 18) Кодекса относительно безвозмездной передачи в 10-дневный период после выдачи разрешения на строительные работы соответствующим органам власти сведений о площади, планируемом количестве этажей и высоте здания, инженерно-технических сетях. Также для размещения в градостроительной информационной системе требуется по одному экземпляру копий выводов геодезических и инженерных изысканий, отдельных разделов используемой проектной документации (о мероприятиях по пожарной безопасности или охране окружающей природной среды) и схемы размещения постройки на конкретном земельном участке.

Предоставление недостающих бумаг является основанием вернуться к рассмотрению вопроса. Кроме того, застройщик или инвестор имеет право в судебном порядке оспаривать отказ уполномоченных органов выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Что собой представляет разрешение на ввод

Согласие органа власти на ввод в эксплуатацию объектов дает возможность поставить здания на государственный учет как объекты завершенного строительства или внести нужные изменения в реестр реконструированных сооружений. Сами по себе разрешительные бумаги относительно сооружения не затрагивают вопроса о праве сего собственности и носят чисто технический характер.

Вплоть до 2015 года форма, регламентирующая разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, была зафиксирована в Постановлении Правительства Российской Федерации № 698 от 24 ноября 2005 года. После его отмены строители ориентируются на образец, утвержденный приложением № 2 к приказу Минстроя № 117/пр от 19 февраля 2015 года .

Утвержденная форма выдается конкретному застройщику с указанием полного названия строительной организации или ФИО частного лица и адреса. Фиксируется наименование этапа или всего объекта капитального строительства, адрес, где он расположен и кадастровый номер, присвоенный земельному участку.

Регистрационный номер разрешения на документе про ввод в эксплуатацию объекта недвижимости многокомпонентный и включает в себя:

  • двузначный номер конкретного субъекта РФ, где будут проводиться работы. Если проект реализуется более чем на одной территории, то ставится 00;
  • трехзначный номер муниципального образования, на территории которого запланировано внедрение проекта. Если в пределах административных границ 2 и более образований, то ставится 000;
  • номер порядковый разрешения;
  • полный год, в котором выдано разрешение.

Если приводить примеры, то проект, реализуемый на территории 4 смежных районов, скажем Новгородской и Псковской областей, может иметь номер 00-000-164-2017.

Далее идет таблица, содержащая информацию о сооружении. Она для всех видов объектов включает общие показатели: строительный объем и его подземная часть, площадь (общая, а также жилых и пристроенных помещений), количество сооружений, зданий. Далее форма предполагает информацию в зависимости от назначения сооружения.

У непроизводственных сооружений , относящихся к образованию, здравоохранению, спорту, культуре, отдыху указываются такие параметры:

  • вместимость;
  • количество мест, помещений и этажей;
  • наличие эскалаторов, лифтов и подъемников для людей с инвалидностью;
  • материалы, из которых изготовлены фундамент, стены, перекрытия и кровля.

У жилых домов фиксируются такие показатели:

  • площадь общая помещений жилых (без учета террас, веранд, лоджий и балконов) и нежилых (в т.ч. общего имущества жильцов);
  • количество надземных и подземных этажей;
  • количество секций и квартир (отдельно по числу комнат);
  • площадь жилых помещений всего дома с учетом лоджий, террас, балконов и веранд;
  • инженерно-технические приспособления (лифты, подъемники и эскалаторы);
  • перечень примененных материалов.

Для производственных объектов (заводы, фабрики) застройщик обязан указать следующие сведения:

  • тип, мощность и производительность сооружения;
  • наличие инженерно-технических сетей и систем (лифты, эскалаторы, подъемники);
  • материалы, использованные при возведении.

Для линейных объектов (трубопроводы, линий электропередач, дорог, мостов) перечень требований несколько отличается от списка, необходимого на ввод здания:

  • класс или категория;
  • протяженность;
  • мощность (грузооборот, пропускная способность, интенсивность движения);
  • уровень напряжения ЛЭП и ее тип (КВЛ, ВЛ, КЛ);
  • количество и диаметр трубопроводов, материалы, из которых они изготовлены;
  • список конструкций, которые могут повлиять на безопасность.

В своем пятом разделе форма обязательно содержит информацию об энергетической эффективности и оснащенности приспособлениями учета расходуемых энергоресурсов:

  • класс энергоэффективности;
  • материалы, применяемые для утепления наружных конструкций в этом доме;
  • расход удельный тепловой энергии из расчета на 1 кв.м. площади;
  • уровень заполнения световых проемов.

Заполненная форма выдается на руки заявителю, а также в трехдневный срок отправляется в орган госстройнадзора. Разрешение на ввод в эксплуатацию любого здания недействительно, если к нему не приложен технический план сооружения.

Что касается индивидуальных жилых домов, то вплоть до 1 марта 2018 года объект такого типа может быть введен в эксплуатацию без разрешения. В таком случае этот документ нет необходимости предоставлять при инвентаризации или получении техпаспорта на дом.

Отдельные нюансы процедуры получения разрешения

При оформлении всей необходимой документации заявителю не следует забывать о таких требованиях законодательства к государственным органам относительно оказания административных услуг гражданами и юридическим лицам по введению сооружений в эксплуатацию:

Нередко заказчик или инвестор на этапе сдачи здания и ввода его в эксплуатацию предпочитает нанять управляющую компанию. Она способна выступить в качестве эксперта, тонко разбирающегося в вопросах технического обслуживания. Ее специалисты тесно сотрудничают с экспертами технадзора, они освидетельствуют степень завершенности инженерных систем и оборудования и готовности их к использованию в дальнейшем.

Если заблаговременно привлечь управляющую компанию, то ее профильные специалисты (проектировщик, архитектор, дизайнер, строитель), выполняя свои обязанности, независимо друг от друга, проведут проверку оборудования, испытают инженерные системы, а также выявят мелкие недочеты. Это будет способствовать положительному решению экспертной комиссии.

Несмотря на то, что сам документ выдается бесплатно, инвестору следует составить отдельную смету расходов на ввод сооружения, особенно важно это для промышленных объектов. Деньги необходимы на такие расходы:

  • выполнение подрядной организацией пусконаладочных работ и содержание соответствующих рабочих и инженерных кадров;
  • транспортировку персонала;
  • материальные и энергетические ресурсы для опробования и проверки установленного оборудования;
  • техническую поддержку со стороны проектных, а также научно-исследовательских учреждений и организаций для консультирования и проведения экспертиз при пусконаладочных работах;
  • непредвиденные расходы.

Знание таких деталей избавит инвестора от необходимости срочного поиска дополнительных средств, организаций для поддержки и поможет спокойно провести всю процедуру в определенный законодательством срок.

Некоторые тонкости налогообложения

Относительно налогообложения после ввода здания в эксплуатацию мнение инвесторов и налоговых органов несколько отличаются. Обычно считается, что после выдачи разрешения все работы закончены, и сооружение полностью готово к использованию. Инвестор включает здание в состав основных средств, предварительно или после оформляет право собственности. Но многие застройщики сомневаются в том, что они обязаны включать здание в состав основных средств сразу после выдачи разрешения.

Налоговые органы считают, что обязаны, а иначе начинают подозревать инвестора в попытке выиграть время при уплате налога на имущество. Однако застройщик сам определяет, готово ли здание к полноценному использованию на том этапе, когда получен документ о вводе. Готовность проекта к работе должно определить руководство предприятия.

Настаивая на максимально раннем начале выплат, фискальные органы получают выигрыш в скорости получения отчислений, но могут проиграть в размере общей суммы, поскольку при неполной готовности оплачивается неполная сумма налога.

У организации в создавшейся ситуации есть такие варианты действий:

  • завершить все работы, в том числе отделочные, принять решение о полной готовности и только после этого подавать документы на ввод;
  • признать здание пригодным к использованию в процессе получения разрешения, а отделочные работы завершать уже по объекту, входящему в состав основных средств предприятия.

Однако здесь следует обратить особое внимание на одну деталь. Если здание будет признано в качестве основного средства на момент выдачи разрешения, то его итоговая стоимость будет считаться полностью сформированной на эту же дату.

1. Требования к результатам освоения основных образовательных программ (основная школа)…………………..………………………………………………………………………...1

1.1. Пояснительная записка………………………………...…………………………….……..1

2. Требования к содержанию результатов основного общего образования…………..........21

1. Общие положения ……………………………………………………………………...……21

2. Общая характеристика результатов основного образования ……………………….……23

3. Основные подходы к форме представления Требований к

освоению основных образовательных программ (предметные результаты)………………33

учреждениями основных образовательных программ……………………………………...55

ПРОЕКТ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к результатам освоения основных образовательных программ

(Основная школа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ являются в известной мере аналогом «Требований к уровню подготовки выпускников», входивших в содержание общеобразовательных стандартов первого поколения. Однако есть несколько существенных различий между этими двумя компонентами стандарта первого и второго поколения.

Во-первых, все три версии стандартов первого поколения (1993, 1998 и 2004 гг.) были ориентированы в большей мере на сохранение достигнутого на предыдущих этапах развития отечественной школы уровня образования. Стандарт нового поколения направлен на новые цели и ценности образования, отражает не только сегодняшние, но перспективные потребности личности, общества и государства в сфере образования. Это не могло не повлиять на структуру и содержание основных образовательных программ и, следовательно, на Требования к их освоению.

Во-вторых, сформировавшееся в последние годы во многом новое представление о ценностях образования, вывело на первый план не столько предметные образовательные результаты, сколько развитие личности, а компетентностный подход к содержанию и определению учебных достижений актуализировал значимость операциональных ресурсов личности. Это обусловило необходимость расширения состава Требований к результатам освоения основных образовательных программ как планируемых образовательных результатов.

В-третьих, в стандартах первого поколения требования к результатам образования были дифференцированы по учебным предметам и направлены только на аттестацию выпускников и обращены по существу лишь к учащимся и учителям. Требования к деятельности образовательных учреждений и системы образования на разных уровнях по реализации основных образовательных программ практически не были сформулированы и стандарты фактически не могли выполнить своего назначения – быть критерием оценки успешности функционирования системы образования. Реализация указанного назначения стандартов делает необходимым формирование направлений и показателей эффективности освоения той части основных образовательных программ, которая связана с деятельностью образовательных учреждений по ее освоению. Фактически речь идет о дополнению традиционно понимаемых Требований к образовательным результатам новой для стандартов составляющей – показателями освоения образовательных программ самими образовательными учреждениями и системой образования в целом.
Разработка проекта Требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования проводилась на основе результатов предшествующих этапов работ по проекту «Разработка компонентов стандарта общего образования второго поколения» в 2005 - 2006 гг.:


  • Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения,

  • Результатов социологических исследований потребностей (ожиданий) личности, семьи, общества и государства в сфере общего среднего образования,

  • Проекта Требований к структуре основных образовательных программ,

  • Проекта Требований к результатам освоения основных образовательных программ,

  • Проекта Программы развития универсальных учебных действий,

  • Проекта Базисного образовательного плана,

  • Проекта Фундаментального ядра содержания образования

В основу разработки положен анализ приоритетных целей образования навторой ступени школы. Общее образование должно способствовать достижению ценностных идеалов демократического общества: социальной справедливости, равенства, благосостояния, безопасности. Стратегические цели системы образования заключаются в обеспечении консолидации нации , обеспечении конкурентоспособности нации (личности, государства и общества), обеспечении безопасности нации (личности, государства и общества). Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ формируются на основе целей общего образования путем их декомпозиции и поэтапной (в документах различного назначения, входящих в состав стандарта) конкретизации.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения
профессиональных образовательных программ.

Исходя из разработанного (с учетом Проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта). Проект № 448303-4) проекта компонентов структуры основной общеобразовательной программы, ее содержание должно включать:


  • Пояснительную записку «Общие положения»;

  • Основное содержание основной общеобразовательной программы;

  • Базисный учебный план;

  • Основные образовательные результаты;

  • Состав рабочих программ по учебным предметам;

  • Рекомендации по проведению промежуточной и итоговой аттестации обучающихся за период начального и основного общего образования.
Возможно также включение:

  • Запретов на меры, нарушающие права детей на качественное образование;

  • Требований к системе мер по обеспечению здоровья учащихся;

  • Способов контроля за реализацией основной образовательной программы.
В соответствии с разработанной ранее Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения Требования к результатам освоения основных образовательных программ являются ключевым, системообразующим компонентом образовательного стандарта, во многом определяющим содержание других его компонентов. Соотношение между «Требованиями к освоению основных образовательных программ» и «Требованиями к структуре основных образовательных программ» определяется тем, что первые являются отражением целей образования и тем самым занимаю ведущее место в иерархии документов, регламентирующих содержание образования, образовательный процесс, его результаты систему оценивания и т.д. Хотя сами Требования к освоению основных образовательных программ в большей мере связаны с описанием результатов образования, они опосредовано задают и вместе с тем являются средством контроля выполнения других составляющих Требований к структуре образовательных программ. Однако приоритетной функцией Требований к освоению основных образовательных программ остается определение (через декомпозицию целей образования) планируемых образовательных результатов.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (как основной, системообразующий компонент образовательного стандарта) должны быть ориентированы на реализацию основных функций стандартов в образовательном процессе – функции обеспечения доступности качественного образования, формирования культурной идентичности, функции обеспечения объективности оценивания результатов образования , нормализации учебной нагрузки обучающихся, обеспечения процесса демократизации управления образованием, сохранения единого образовательного пространства.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ включают в себя все группы результатов – предметные, метапредметные, личностные – для каждой ступени обучения и являются обязательной составной частью всех видов общеобразовательных программ: общеобразовательной программы трех ступеней школьного образования, примерных учебных программ, программ развития универсальных учебных действий, комплексных программ воспитания, образовательных программ общеобразовательных учреждений.

Под личностными результатами в Концепции образовательных стандартов понимается сформировавшаяся в образовательном процессе мотивация, познавательные потребности, а также система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (универсальные учебные действия), применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных познавательных или практических задач в различных областях человеческой деятельности. Можно выделить пять основных видов универсальных учебных действий: личностные, регулятивные (включая саморегуляцию), познавательные, знаково-символические, коммуникативные

К предметным результатам освоения образовательных программ Концепция стандарта относит результаты, которые выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Исходя из нового понимания функций стандартов и cферы их применения, раскрываемых в их Концепции, Требования к результатам освоения основных образовательных программ должны стать основой построения процедур и критерием для:


  • индивидуальной оценки образовательных достижений каждого обучаемого , которая складывается в основном из его результатов когнитивной и операциональной (метапредметной) областях,

  • интегральной оценки эффективности деятельности системы образования на уровне отдельного образовательного учреждения, региона, (мотивационных, ценностных) образовательных результатов.
Общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся – формирование ценностных отношений, нравственной и гражданской позиции, мировоззрения, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

В процессе общего образования должны быть созданы условия для формирования у обучаемых:


  • умения видеть и понимать ценность образования, быть заинтересованным и мотивированным к его продолжению в разных формах (включая самообразование) независимо от дальнейших жизненных устремлений и возможного профессионального выбора;

  • умения и способностей организовывать и планировать свою деятельность – определять ее цели и задачи, обоснованно выбирать пути и средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

  • умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, т. е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;

  • умения ориентироваться в сфере социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

  • способностей выполнять определенные социальные роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т. д.) – обладать способностью анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения , адекватные этим ситуациям;

  • ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности – навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества.

  • умений профессионального самоопределения, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
В основной школе главным результатом образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности, как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей.

Это особенно важно в условиях перехода старшей ступени школы к профильному обучению, когда перед учащимися основной школы встает задача более ранней жизненной ориентации. Это требует целенаправленной работы по постепенному переводу подростка из позиции объекта образовательных устремлений школы и учителей в позицию субъекта своего собственного образования, обоснованного выбора его путей его продолжения.

Модернизация образования на основе изменения идеологии его целевых установок и построения содержания приводит к трансформации основной школы как «школы знаний» в «школу взросления, школу самоопределения». Эта позиция основана на убеждении, что педагогические цели этого этапа школьного образования в большей мере определяются личностным развитием учащихся, чем с сугубо учебными целями и предметными образовательными результатами. Это обусловило включение в образовательные программы и учебный план основной школы не только компоненты, связанные с учебной деятельностью, но и другие виды деятельности.

Согласно Концепции, важнейшей особенностью стандартов второго поколения является целенаправленное и последовательное осуществление в определении требований к результатам образования системно-деятельностного подхода, разработанного отечественной психолого-педагогической научной школой. При таком подходе образовательный процесс строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности , в ходе которой учащиеся осваивают универсальные и специфические для отдельных учебных предметов способы действий, ключевые понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.

Ориентация на деятельностный подход находит отражение в соответствующей трактовке требований к результатам основного общего образования, формирование которых должны обеспечивать структура учебной деятельности, ведущие цели изучения данного предмета, состав и объем его содержания.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ (Основная школа) разработаны исходя из следующих положений:


  • Планируемые результаты освоения основных образовательных программ для основной школы должны соответствовать основным целям общего образования.

  • Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны отражать содержание второго этапа в реализации основных целей общего образования; они должны обеспечивать преемственность с целями школьного образования и создавать предпосылки для реализации целей образования в старшей школе.

  • Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны отражать специфику обучения в основной школе, его направленность на постепенное расширение сферы самостоятельности и ответственности учащихся.

  • Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны включать:
- результаты деятельности школы, которые школа обязана выявлять и представлять в своем открытом информационном докладе;

Результаты образовательной деятельности учащихся, которые могут быть объектом педагогической оценки;

Результаты образовательной деятельности учащихся, которые должны быть предметом их итоговой аттестации.


  • Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны стимулировать интеграционные процессы в сфере образования, взаимосвязь изучения учебных предметов с другими видами деятельности учащихся.

  • Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны способствовать решению стратегических задач развития образования – обеспечению его доступности, достижению нового качества образования, повышению его эффективности.

  • Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны стимулировать инновационную деятельность педагогических коллективов, стремление учителей и школьных администраторов к повышению своей профессиональной квалификации.

  • Значимость планируемых результатов должна быть понятна для общества, родителей учащихся и самих учащихся.

Требования к освоению образовательных программ основного общего образования разрабатывались с учетом:

- возрастных особенностей учащихся двух этапов этой ступени школы (5-6 и 7-9 классов), их познавательных потребностей и возможностей, в частности, опыта ряда зарубежных стран , где первый этап данной ступени школьного образования отнесен к начальной школе;

- необходимости обеспечения преемственности с целями, планируемыми результатами и содержанием образования в начальной и полной средней школе;

- принятой в Концепции школьных стандартов структуры образовательных результатов , предполагающей описание планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов , обеспечивающих развитие их ценностных, мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов;

Необходимости указаний на содержание и характер деятельности , посредством которой должны быть достигнуты планируемые результаты;

- дифференциации представления содержания требований для различных категорий «пользователей» стандарта - результаты образования должны быть представлены в документах, составляющих стандарт, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к освоению основных общеобразовательных программ», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей, результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования. В примерных программах по отдельным учебным предметам, которые предназначены для учителей, разработчиков ЕГЭ, авторов учебников, результаты должны быть более детализированы и конкретны;

Различного назначения и функций двух видов требований к образовательным результатам – ориентированных на индивидуальную оценку учебных достижений выпускников (в основном предметные требования) и направленных на оценку эффективности системы образования на уровне образовательного учреждения , региональном и федеральном уровнях;

Необходимости большей детализации планируемых результатов образования по учебным предметам как критерия оценки учебных достижений отдельных выпускников ступеней школьного образования при итоговой аттестации, представления планируемых результатов в виде трехкомпонентной структуры: осваиваемое содержание образования, уровень и качественные характеристики усвоенного содержания;

по структуре урока в условиях реализации ФГОС второго поколения

Вводятся новые образовательные стандарты, изменяются цели образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога. Все мы прекрасно осознаем, что урок не может не меняться со временем, чтобы соответствовать требованиям современности, поэтому мы говорим о «современном уроке». Слово «современный» относится к настоящему, текущему времени. Характерная особенность современного урока - активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся. Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса.

Рассмотрим недостатки традиционного урока по Третьякову Петру Ивановичу:

Первый недостаток заключается в целеполагании, как правило большинство учителей формально относятся к постановки цели, ставя их не диагностично. Второй серьезный недостаток заключается в содержании урока, прежде всего в планировании урока без связи с другими, более того большинство педагогов плохо знает типологию уроку даже традиционного, не говоря уже «современного» в соответствии с требованиями ФГОС и т.д. Третий недостаток – применяемые большинством педагогов формы и методы устарели, (уроки близнецы в разных классах, нет учета специфики класса, уровня подготовленности и т.д.), редкое применение приемов рефлексии в конце урока, не говоря уже о систематическом применении. Преимущественно в школе преобладает фронтальная форма, и репродуктивный уровень преподавания и др. Мало кто помнит, что урок – это система интерактивная, многообразная по видам деятельности, в ходе урока должно быть не менее 3-4. Но при всех этих недостатках урок был, остается и будет основной формой обучения.

Дадим определение и характеристику «компетентностно-ориентированного урока». Под компетентностно-ориентированным уроком понимаем - урок, на котором создаются условия способствующие развитию учащихся через выполнение практической деятельности. Такой урок способствует формированию компетенций, формированию личностных качеств, позволяющие эффективно действовать в различных жизненных ситуациях. Главной целью такого урока является формирование личности, раскрытие и развитие её задатков, способностей. Задача таких уроков не только получение знаний, но и ориентация в разных видах деятельности. При проведении таких уроков важна самостоятельная познавательная деятельность, которая возможна лишь при усвоенных способах приобретения знаний.

Компетентностно-ориентированный урок – урок, где планируется, прежде всего, деятельность учащихся; эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование компетенций.

В литературе выделяют следующие параметры компетентностно-ориентированного урока:

Характер применения знаний на уроке (в стандартной ситуации - в нестандартной ситуации);

Осознание учащимися способов применения знаний (конкретных способов применения – общих способов применения). На основе этих параметров выделяют следующие типы компетентностно-ориентированных уроков:

1) урок ориентированный на применения знание в стандартной ситуации с осознанием учащимися конкретных способов применения знаний;

2) урок ориентированный на применение знаний в стандартной ситуации с осознанием учащимися общего способа применения знаний;

3) урок ориентированный на применение знаний в нестандартной ситуации с осознанием учащимися конкретных способов применения знаний;

4) урок ориентированный на применение знаний в нестандартной ситуации с осознанием учащимися общего способа применения знаний.

Для того чтобы спроектировать компетентностно-ориентированный урок, учитель должен ответить на следующие вопросы: - это прежде всего какие ключевые и предметные компетенции должны быть сформированы у учащихся в процессе обучения; как должны быть сформулированы цели учебного занятия? как содержание учебного занятия работает на формирование компетенций учащихся? какие технологии, методы, приемы будут работать на достижение целей, развитие компетенций? каким образом оценить уровень сформированности компетенций на уроке?

Структура урока в соответствии с требованиями фгос

Учитель определяет структуру урока в соответствии с типом урока и его дидактическим задачам, этапам. При проектировании урока необходимо опираться на типологию уроков в соответствии с ФГОС нового поколения. В технологии деятельностного метода обучения в центре системно-деятельностной педагогики под руководством Л.Г. Петерсон определена следующая типология уроков:

1) урок открытия нового знания;

2) урок рефлексии;

3) урок обучающего контроля;

4) урок систематизации знаний.

Рассмотрим обобщенную структура урока деятельностной направленности, такой урок как правило включает следующие этапы:

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (иначе это организационный этап на который отводится 1-2 минуты) . Цель этого этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.

3.Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. Цель: обсуждение затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.

4.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель. (4 этап – постановка цели и задач урока).

5.Реализация построенного проекта 4-5 минут. На данном этапе обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения.

6.Первичное закрепление 4-5 минут. Цель: проговаривание нового знания (запись в виде опорного сигнала). Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух (первичное закрепление может проводиться в форме тестирования).

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

8.Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут. На данном этапе выявляются границы применения нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, обеспечивающий возможность подготовки к введению следующих тем. Учащимся предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие и др. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.

9.Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

С вводом ФГОС вводится новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: возраста ребенка; специфики учебного предмета; меры сформированности УУД (компетенций) учащихся.

В соответствии с требованиями ФГОС школьного образования современный урок как инструмент реализации учителем своей рабочей учебной программы должен проектироваться в виде образовательной ситуации. Продолжительность образовательной ситуации - от нескольких минут до трех и более дней, возможна также цепочка взаимосвязанных ситуаций. Ситуативный принцип может лежать в основе каждого уровня организации образовательного процесса: отдельного урока, системы занятий по учебному курсу, деятельности всей ступени общего образования.

Цикл образовательной ситуации включает в себя мотивацию деятельности, ее проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, рефлексию результатов.

Дидактическая модель урока как образовательной ситуации, состоящая из семи этапов:

1.Этап актуализации - обращение к индивидуальному опыту учащихся, актуализация мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности.

2.Этап проблематизации - оформление конструктивного конфликта как столкновения альтернативных, взаимно отрицающих друг друга видений одного и того же объекта, формулировка учениками собственного «незнания» относительно объекта учебной работы.

3.Этап целеполагания и планирования - формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания» и разработка плана.

4.Этап концептуализации - выделение сущностных особенностей изучаемого объекта на основе анализа реального контекста его существования и проявления в окружающем мире.

5.Этап моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

6.Этап конструирования – переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления; решение конкретно-практических задач.

7.Этап рефлексии – выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.

Для успешного создания и проведения урока деятельностного типа от учителя требуется умение создавать проблемные ситуации и мотивировать у учащихся познавательный интерес. В.М. Вергасов выделяет восемь способов создания проблемной ситуации:

Первое - знакомство с противоречивыми фактами;

Второе - необходимость выбора нужной информации в ситуациях избыточной информации;

Третье - противоречия между имеющимися знаниями и необходимыми (недостаток информации);

Четвертое - побуждение к сравнению, сопоставлению, обобщению;

Пятое - противоречия между существующими техническими решениями и требованиями к ним на современном этапе;

Шестое - предъявление парадоксов (противоречий между жизнеными и научными представлениями);

Седьмое - задание ситуаций практического характера, требующих оценки (совместной с преподавателем, коллективной, групповой, самостоятельной);

Восьмое - постановка эксперимента, результаты которого необходимо понять, объяснить.

Организация работы в режиме компетентностно-ориентированного урока предъявляет определенные требования к заданиям, которые учитель использует на уроке: повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер. Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности. Основные методические приемы КОУ:

Любой урок имеет определенную структуру построения и реализации. При этом хотелось бы отметить, что структура урока должна определяться самим учителем и включать те этапы урока, которые наиболее эффективно и рационально позволят достигнуть поставленной образовательной цели. Современный урок как раз и должен строиться на том, что известные теоретические подходы к его созданию будут использованы таким образом, что позволит учителю рационализировать сам процесс обучения, решить эффективно образовательные задачи.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения.

Типология уроков по ФГОС

Тип урока

Виды уроков

Урок изучения нового

традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

Урок закрепления знаний

практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Урок комплексного применения знаний

практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.

Урок обобщения и систематизации знаний

семинар, конференция, круглый стол и т.д.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.

Урок изучения нового материала имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок закрепления знаний имеет целью выработку умений по применению знаний. Урок комплексного применения знаний имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок обобщения и систематизации знаний имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Урок контроля, оценки и коррекции знаний имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Более распространена следующая классификация:

Уроки усвоения новых знаний;

Уроки формирования новых умений;

Уроки систематизации и обобщения;

Уроки контроля и коррекции знаний, умений;

Уроки практического применения знаний и умений;

Комбинированные (смешанные) уроки.

Для вашего удобства мы охарактеризовали все этапы исходя из типов урока, определили цель и задачи каждого этапа, а также определили показатели достижения результатов. Вы можете самостоятельно по предложенным образцам сделать характеристику каждого типа урока, которые вы используете на практике, тем самым значительно облегчив себе жизнь. Поскольку описав их, вам уже не надо будет описывать эти элементы в технологической карте урока – которая является обязательной при реализации требований ФГОС.

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) организационный этап;

3) актуализация знаний;

6) первичное закрепление;

7) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;

8) рефлексия (подведение итогов занятия).

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления):

1) организационный этап;

2) проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний;

4) первичное закрепление

    в знакомой ситуации (типовые)

    в изменённой ситуации (конструктивные)

5) творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания);

6) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;

7) рефлексия (подведение итогов занятия).

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения):

1) организационный этап;

2) проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач;

3) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

4) актуализация знаний

    с целью подготовки к контрольному уроку

    с целью подготовки к изучению новой темы

6) обобщение и систематизация знаний;

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений:

1) организационный этап;

2) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3) актуализация знаний;

4) обобщение и систематизация знаний

    подготовка учащихся к обобщенной деятельности

    воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

5) применение знаний и умений в новой ситуации;

6) контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

7) рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

5. Структура урока контроля знаний и умений:

1) организационный этап;

2) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3) выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

4) рефлексия (подведение итогов занятия).

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков:

1) организационный этап;

2) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3) итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;

5) рефлексия (подведение итогов занятия).

7. Структура комбинированного урока:

1) организационный этап;

2) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3) актуализация знаний;

4) первичное усвоение новых знаний;

5) первичная проверка понимания;

6) первичное закрепление;

7) контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

8) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;

9) рефлексия (подведение итогов занятия).

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

После того, как учитель определился с типом урока необходимо подобрать содержание учебного материала на всех этапах урока в соответствии с достижением запланированной цели (соответствует формируемым компетенциям); ориентация учебного материала на решение жизненно важных задач и интеграция содержания (опора на знания и умения, полученные при изучении других предметов). Подобрать формы, приемы и методы обучения адекватных поставленным целям урока и единице содержания (основываются на ответственности и самостоятельности учащихся, обеспечивается деятельностный характер обучения).

Определение содержания в соответствии с целями по преподаваемым предметам, осуществляется ориентировочное прогнозирование и выделение тем, на которых будут реализовываться цели. При выборе методов обучения по формированию компетенций, особое внимание необходимо уделить тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность, развитию инициативы, ответственности и способствуют развитию критического мышления.

Реализация стандарта должна изменить представление учителя о уроке: прежде всего ученик теперь не объект, а субъект учебной деятельности; на уроке должны применяться разнообразные источники знаний; изменяется структура урока; отдается приоритет деятельности ученика; применяются компетентностно-ориентированные формы оценивания.