В частном доме

Камеральная налоговая проверка. Функции отдела камеральных проверок Кто такой инспектор камеральных проверок 1

Камеральная налоговая проверка. Функции отдела камеральных проверок Кто такой инспектор камеральных проверок 1

(Челябинск и Челябинская область) №6, 2005

Что такое камеральная проверка, в каких случаях она проводится и кто подлежит подобной проверке, - мы решили выяснить у начальника отдела камеральных проверок №2 ИФНС РФ по Советскому району г. Челябинска Евпака Виктора Юрьевича

ДОСЬЕ :
Дата рождения: 18 февраля 1965 года
Образование: Тюменское высшее военно-инженерное командное училище, специальность - инженер по эксплуатации инженерной техники
Опыт работы: с 1995 года - инспектор налоговой инспекции Советского района; с 1996 года - начальник отдела камеральных проверок №2 ИМНС РФ по Советскому району
Увлечения: рыбалка, охота
Камеральная проверка: чего ждать налогоплательщикам?

В самом начале хотелось бы отметить, что если с выездной налоговой проверкой налогоплательщики сталкиваются, что называется воочию, то о проведении камеральной проверки они подчас даже не догадываются. Более подробную информацию о ходе проверки, правах и обязанностях обеих сторон мы решили узнать у руководителя отдела камеральных проверок №2 ИФНС по Советскому району г. Челябинска - Евпака Виктора Юрьевича.

- Виктор Юрьевич, скажите, пожалуйста, чем отличается камеральная налоговая проверка от выездной?

Как известно, камеральные проверки налоговых деклараций - приоритетное направление контрольной работы налоговых органов. Такие проверки проводятся непосредственно в налоговой инспекции, то есть по месту нахождения налогового органа. Инспекторы-камеральщики проверяют декларации и документы, которые сдали фирмы.

Камеральная проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Кто из специалистов и в каком кабинете проводит камеральную проверку в ИФНС РФ по Советскому району Челябинска?

Специалисты к проверке подключаются не сразу. Как правило, процесс камеральной проверки частично автоматизирован. Специальная программа "тестирует" введенный документ и определяет в нем ошибки, прежде всего арифметические. Кроме того, эта программа "видит" нестыковки между всеми документами отчетности.

Однако возможности машины ограничены, и большинство показателей, которые указаны в декларациях фирмы, она проверить не может. Тогда в работу включается непосредственно налоговый инспектор.

В налоговой инспекции нашего района существует два отдела камеральных проверок:

отдел камеральных проверок № 1 (по проверке организаций и предприятий). Номера кабинетов № 404, №405, № 409, №410, № 411, №412, №413, №415.

Начальник отдела - Сотникова Валентина Павловна, заместители начальника отдела -

Бабкина Ольга Борисовна и Ковалева Юлия Викторовна.

Контактный телефон: 63-25-19;

отдел камеральных проверок № 2 (по проверке физических лиц, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, налоговых агентов-организаций и индивидуальных предпринимателей). Номер кабинета - № 101. Начальник отдела Евпак Виктор Юрьевич, заместитель начальника отдела Шишкина Елена Алексеевна. Телефон: 63-01-79.

- В каких случаях проводится камеральная проверка и что служит основанием для ее проведения?

Камеральная налоговая проверка проводится в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса РФ. Данная проверка проводится по всем представленным налогоплательщиком декларациям и отчетам, не зависимо от каких-либо случаев или оснований.

Основанием для проведения камеральной налоговой проверки с истребованием первичных документов, подтверждающих деятельность налогоплательщика в проверяемом периоде, служит факт выявления какого-либо нарушения при проверке декларации.

Виктор Юрьевич, скажите, в какой форме и насколько четко должно быть сформулировано требование о предоставлении документов для камеральной проверки? Возможна ли в требовании оговорка "и другие документы"? Если да, то какие документы налогоплательщик должен представить?

Заметим, что требование о предоставлении документов производится на основании статьи 93 Налогового кодекса РФ. Требование может быть выписано в произвольной форме, но с обязательным упоминанием статей кодекса и указанием причин.

Что же касается оговорки "и другие документы, свидетельствующие о ведении финансово-хозяйственной деятельности", то я считаю, что она может быть сделана. При такой формулировке налогоплательщик обязан представить все документы, которые относятся к его предпринимательской деятельности. Это могут быть договора аренды производственных помещений и оборудования, договора и письма между поставщиками и покупателями товаров "работ, услуг" и так далее.

Если в случае проверки выявлены налоговые правонарушения, выносится ли решение по результатам проведения камеральной налоговой проверки?

Да, выносится.

Результатом проверки становится решение. Таким образом, в соответствии с выводами проверки, решений может быть несколько:
1. Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2.решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3. решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Организация после сдачи одной из налоговых деклараций получила от инспекции письмо с требованием представить копии ряда первичных документов для камеральной проверки данных декларации. В указанный срок требования налоговой инспекции организацией выполнены не были, поскольку последняя полагала, что процедура передачи документов для камеральной проверки декларации Налоговым кодексом РФ не урегулирована. После этого налоговый орган привлек организацию к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 126 кодекса, в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. Скажите, правомерно ли это?

Да, вполне.

Организация в данном случае не исполнила законные требования налогового органа и тем самым нарушила положения статей 23 и 93 Налогового кодекса РФ. Вследствие чего и была привлечена к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 126. Налогоплательщик обязан был представить документы по требованию налогового органа вместе с описью этих документов в 2-х экземплярах, на одном экземпляре им должны поставить отметку о принятии документов.

Виктор Юрьевич, скажите, а может ли для проведения встречной проверки, предположим, Архангельская налоговая инспекция затребовать документы челябинской организации?

Налоговые органы, находящиеся в городе Архангельске, в рамках проведения контроля за организацией, состоящей у них на налоговом учете, имеют право написать запрос в налоговые органы Челябинска для проведения встречной проверки с предоставлением копий всех интересующих их документов.

Организация ежемесячно занимается экспортом товаров. Каждую декларацию налоговый орган проверяет в ходе камеральной проверки и запрашивает значительное количество документов, что очень трудоемко для налогоплательщика. Существует ли ограничение в количестве проводимых камеральных проверок?

Порядок возмещения налога по 0 ставке определен статьей 176 Налогового кодекса РФ. Данной статьей предусмотрено проведение налоговым органом камеральных проверок обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. Для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщик обязан одновременно с представлением налоговой декларации представить документы в соответствии с требованиями статьи 165 Налогового кодекса РФ. Налоговый орган вправе затребовать дополнительные документы для проведения камеральной налоговой проверки. Поэтому налоговые органы не имеют права каким-либо образом упрощать или ограничивать установленный Налоговым кодексом порядок обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.

Беседовала Марина Талькаймер,
эксперт журнала "Спутник Главбуха"

Федеральная налоговая служба выполняет одновременно несколько самых разных функций. Потому состоит из различных отделов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Одним из наиболее важных является проводящее камеральные проверки подразделение. Данная процедура включает в себя обширный перечень самых разных действий.

Анализируется налоговая, бухгалтерская отчетность. Отдел проведения камеральных проверок имеет право требовать изъятия документов, осуществлять их инвентаризацию.

Каждый работник этого отделения имеет свой определенный перечень обязанностей. Права сотрудников также сильно отличаются.

Основные моменты

В случае назначения конкретному предприятию камеральных проверок им стоит ознакомиться со следующими важными моментами заранее:

  • что это такое?
  • объекты проверок;
  • законные основания.

Так возможно избежать осложнений при проведении проверок рассматриваемого типа. Федеральная налоговая служба имеет обширный перечень прав.

Вплоть до блокирования операций по банковским счетам конкретных предприятий. Такие действия свершаются в случае обнаружения различных серьезных нарушений при ведении бухгалтерской отчетности, формирования налоговой базы.

Что это такое

Отдел камеральных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводит проверку соблюдения действующего налогового законодательства.

Обнаружение ошибок ведет к формированию соответствующего . В нем обозначаются все обнаруженные ошибки, несоответствия сводимой документации.

Предприятие обязано будет все их устранить в указанный в законодательстве срок. При возникновении возражений требуется сформировать соответствующий документ.

Он отправляется в письменной форме, заказным письмом в территориальное отделений ФНС. Составление такого возражения имеет свои нюансы – все их следует учитывать.

Максимально подробно все затрагивающие камеральную проверку вопросы раскрываются в .

Право на её проведение возникает только после представления в налоговую службу:

  • декларации;
  • отчета.

Для сдачи данных документов установлены особые сроки. Важно не нарушать их. Иначе у ФНС возникнет право назначить проверку в любое время.

Длительность проведения составляет 3 месяца. В п.9.1 ст.№88 НК РФ перечисляются причины, по которым возможно увеличение данного периода времени.

ФНС может потребовать дополнительные документы (помимо стандартного набора) в особых случаях:

  • заявлена некоторая сумма к ;
  • декларация предоставлена в налоговую участником , ;
  • предприятием заявлены права на какие-либо льготы;
  • извлечение предприятием прибыли связано с природными ресурсами.

Занимающееся камеральными проверками подразделение ФНС имеет право на следующие действия:

Акт с результатами проведения проверки составляется в течение 10 дней с момента завершения данной процедуры.

Не позднее 5 дней с момента составления акт должен быть передан налогоплательщику. Все возражения должны быть представлены в течение 1 месяца.

Руководитель проводящего камеральные проверки подразделения должен ознакомиться с и актом проведенной проверки.

По результатам этого действия должны быть вынесены соответствующие решения. Возможно назначение дополнительных мероприятий проведения налогового контроля.

ФНС обязан всегда предупреждать руководство предприятия о проведении проверки заранее. Данное правило строго обязательно к исполнению.

Объекты проверок

Выбор объекта для проведения камеральной проверки осуществляется в соответствии со специальным нормативно-правовым документом –

Данным НПД максимально подробно перечислены все критерии, на основании которых проводится отбор конкретных налогоплательщиков.

Основополагающими критериями являются следующие:

  • налоговая нагрузка на конкретного плательщика несколько ниже среднего показателя в данном сегменте на иные предприятия;
  • в бухгалтерской отчетности обозначается убыток последних нескольких налоговых периодов подряд;
  • в отчетности присутствует большое количество вычетов.

Процедура вычисления налоговой нагрузки производится в соответствии с Приложением №3 к Приказу №ММ-3-06/333.

В упрощенной форме нагрузка рассчитывается как отношение величины всех уплаченных налогов к выручке (среднегодовому обороту) конкретной организации.

Учитываются данные по налогам, представленные в ФНС и показания по доходу из Росстата . Отличающиеся от средних показатели. Серьезные подозрения у налоговой службы также обычно вызывают вычеты.

Например, если величина за последний год превышает показатель величиной 89% от суммы налога.

Объекта проверок могут выступать:

Предприятие должно заниматься какой-либо коммерческой деятельностью на территории РФ. Благотворительные и другие не связанные с извлечением прибыли организации обычно не проверяются ФНС.

Но в некоторых, отдельных случаях допускается проведение камеральных проверок. Для этого должны иметься какие-либо серьезные основания.

Законные основания

Проведение камеральных проверок подчинено множеству нормативно-правовых документов. Одним из самых важных является Налоговый кодекс РФ, следующие его разделы:

ст.№88 НК РФ Отражаются наиболее важные связанные с камеральной проверкой моменты
ст.№93 НК РФ Допускает требование некоторых документов, возможность их изъятия
ст.№93.1 НК РФ Процедура истребования различных документов и информации у контрагентов (связанной с проведением камеральной проверки)
ст.№90 НК РФ На основании данной статьи отдел камеральных проверок ФНС имеет право проводить допрос свидетелей
ст.№95 НК РФ Проведение экспертизы на стороне
привлечение частного, независимого эксперта (переводчика или иного)
, Регламентирует процедуру досмотра документов и иных предметов, имеющих отношение к налогообложению
Устанавливает срок для формирования акта с результатами проверки, его предоставления

Отдельные положения федерального законодательства также регламентируют процедуру проведения камеральной проверки.

Во избежание возникновения замечаний руководителю предприятия стоит изучить все обозначенные выше НПД. Бухгалтеру важно следить за изменениями действующего законодательства.

В первую очередь проводящие камеральную проверку сотрудники ФНС обращают внимание именно на связанные с реформами ошибки.

Функции отдела камеральных проверок

В ИФНС отдел камеральных проверок имеет особые полномочия. Распространяются они на него специальными статьями НК РФ.

Наиболее важными вопросами, связанными с деятельностью данного подразделения, являются следующие:

  • действующая структура;
  • обязанности начальника отдела;
  • работа государственного налогового инспектора.

Действующая структура

Действующая структура, занимающая камеральными проверками, реализует следующие основные задачи:

  • проверяет налоговые декларации;
  • осуществляет их отбор – для углубленного изучения документации;
  • проводит первичный отбор налогоплательщиков-кандидатов.

Такой отдел обязательно включает в себя следующих квалифицированных специалистов:

  • бухгалтеров;
  • юристов;
  • IT-специалистов – работающих с программами 1С: Бухгалтерия;
  • экономистов.

Перечисленные выше специалисты имеют высокую квалификацию. Вне зависимости от специализации – все они должны хорошо знать действующее налоговое законодательство.

Видео: камеральная налоговая проверка

При подготовке особое внимание уделяется последним реформам. Чаще всего ошибки при составлении деклараций и иных документов допускаются именно в этом сегменте отчетности.

Обязанности начальника отдела

Начальник отдела камеральных проверок Федеральной налоговой службы имеет самые широкие полномочия.

Он выносит конечное решение после рассмотрения всех представленных ему для анализа документов (актов, возражений). При этом полномочия его ограничены налоговым законодательством.

В случае несогласия предприятия с вынесенными решениями допускается формирование . Предприятие должно подать его в суд по месту расположения территориального отделения ФНС.

Работа государственного налогового инспектора

Государственные инспектора занимаются проверкой соблюдения действующего налогового законодательства. Его обязанности имеют свою специфику.

Они зависят, прежде всего, от следующих факторов:

Основные задачи, решаемые инспекторами, таковы:

  • осуществление проведения налоговых проверок;
  • контроль за своевременностью проведения выплат /налогов;
  • наложение на предприятия-нарушителей всевозможных санкций;
  • формирование статистических данных по налогам.

При приеме на работу на должность налогового инспектора предъявляются следующие требования к кандидатуре:

  • наличие соответствующего образования – юридического/экономического;
  • хорошее знание законодательства (налогового) и бухгалтерского учета;
  • знание персонального компьютера на уровне пользователя.

Контрольно-ревизионное управление

Контрольно-ревизионное управление МВД РФ – отдельное структурное подразделение. Занимается обеспечением:

  • выработки и последующим внедрением политики в сфере финансового контроля;
  • наблюдения за сохранностью различных денежных средств;
  • нормальной работы Контрольной комиссии ФСТ РФ ;
  • контролем за работой управляющих торговой системой (в пределах своей компетенции);
  • разрешений различных разногласий, возникающих между Федеральной налоговой службой и судебными органами.

Камеральная проверка проводится по отношению к отчетности и документам, которые сам налогоплательщик подает в ИФНС, либо которые имеются у инспекции. Рассмотрим подробнее, что значит «камеральная проверка» и каков порядок ее проведения.

Отдел камеральных проверок в налоговой службе

В каждой налоговой инспекции существует отдел, занимающийся камеральными проверками. Таких отделов может быть несколько, тогда каждый имеет свое направление, например, камеральные проверки юрлиц, проверка деклараций по НДФЛ, проверка деклараций по налогу на прибыль и т.п.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами - налоговыми инспекторами, главная функция которых – контролировать соблюдение налогового законодательства на основании отчетности, представленной налогоплательщиками. «Камеральщики», в отличие от сотрудников отдела выездных проверок , не выезжают к налогоплательщику, а проверяют все документы на месте – в ИФНС.

Основные обязанности налогового инспектора отдела камеральных проверок следующие:

  • прием налоговых деклараций, расчетов, отчетов, бухгалтерских балансов и прочих документов, связанных с начислением и уплатой налогов и страховых взносов,
  • проведение камеральных проверок полученной отчетности и документов,
  • проведение встречных проверок, если необходимо – направление запросов в другие налоговые инспекции на проведение таких проверок,
  • рассмотрение вопросов возврата переплат по налогам, страхвзносам и иным платежам в бюджет,
  • сбор доказательственной базы по фактам нарушения налогового законодательства налогоплательщиками, подготовка материалов для применения санкций к нарушителям, в том числе для приостановления операций по банковским счетам в связи с непредставлением налоговой отчетности.

В целом же можно выделить такие главные задачи камеральной налоговой проверки, проводимой отделом, как:

  • проверка поступившей отчетности,
  • по итогам проверки – отбор налогоплательщиков для проведения углубленной «камералки»,
  • отбор налогоплательщиков, по которым возможно назначение выездной налоговой проверки.

Этапы камеральной налоговой проверки

Статья 88 НК РФ устанавливает порядок проведения камеральных проверок налогоплательщиков. «Камералка» проводится по любой отчетности, поступившей в ИФНС, и на это не требуется особого решения руководителя инспекции. Налогоплательщик о начале проверки не уведомляется.

Камеральная налоговая проверка проводится в несколько этапов:

  1. данные о представленной отчетности вносятся в автоматизированную систему ФНС;
  2. проводится сверка , показатели отчетного периода сверяются с такими же показателями предыдущих периодов, и сопоставляются с показателями, отраженными в других декларациях и отчетах;
  3. проверяется соблюдение сроков, установленных для представления той или иной отчетности;
  4. выявляются причины и основания для углубленной проверки;
  5. если нарушений не выявлено и оснований для углубленной проверки нет, то «камералка» заканчивается автоматически, без составления акта. Налогоплательщику об окончании проверки не сообщают.

При наличии противоречий или ошибок в отчетности, а также при заявлении льгот, НДС к возмещению , отчетности по налогам при использовании природных ресурсов и т.п., проводится углубленная проверка. Что означает камеральная налоговая проверка на данном этапе? Это значит, что налогоплательщик будет поставлен в известность о допущенных им нарушениях, в связи с чем у него запрашиваются пояснения и, возможно, потребуется внесение изменений в декларацию и сдача «уточненки» (п. 3 ст. 88 НК РФ).

На выполнение этих требований налогоплательщику отводится не более 5 рабочих дней со дня получения требования из ИФНС. При подаче уточненной декларации, после ее принятия срок камеральной проверки начинается заново.

Углубленная камеральная проверка является основанием для проведения таких процедур налогового контроля как: встречные проверки , экспертиза, допрос свидетелей, истребование или выемка документов и др.

Инспектор, проводящий «камералку» обязан рассмотреть все пояснения и документы, представленные налогоплательщиком в свое оправдание. Недопустимо запрашивать документы и сведения, не относящиеся к проверяемой отчетности, или не предусмотренные налоговым законодательством. Если факт налогового нарушения все же установлен, составляется акт камеральной проверки (п. 5, п. 7 ст. 88 НК РФ).

На некоторых региональных сайтах ФНС можно более наглядно ознакомиться со схемой камеральной налоговой проверки (например, на сайте УФНС РФ по Республике Алтай).

Сроки камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции в течение 3 месяцев с того дня, когда налогоплательщик подал отчетность, если замечаний по отчетности у проверяющих нет.

При выявлении нарушений в представленной отчетности, ст. 88 НК РФ дополнительно к 3 месяцам, в которые камеральная проверка проводится, предусматривает следующие сроки:

  • 10 рабочих дней – на составление акта камеральной проверки;
  • 5 рабочих дней с даты составления акта дается на его вручение налогоплательщику;
  • 1 месяц – срок, в течение которого налогоплательщик может подать свои возражения на акт проверки;
  • еще 10 рабочих дней дается руководителю ИФНС, чтобы рассмотреть материалы «камералки» и возражения налогоплательщика. На их основании он выносит решение о привлечении, либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение. В особенных случаях, если требуется проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, срок может быть продлен еще на 1 месяц.

Основным документом, регламентирующим права и обязанности налогового инспектора, является его должностная инструкция. Должностная инструкция разрабатывается начальником соответствующего отдела совместно с отделом по работе с персоналом и утверждается руководителем инспекции. Каждый сотрудник при поступлении на работу и при назначении на новую должность знакомится со своей должностной инструкцией под роспись. Невыполнение требований, изложенных в должностной инструкции, является основанием для привлечения сотрудника к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Должностная инструкция налогового инспектора включает в себя следующие разделы:

«Вводная часть» - содержит описание законодательных и нормативных актов, которыми сотрудник руководствуется в своей работе, кому он подчиняется, как назначается на должность и увольняется.

«Права» - описывает права налогового инспектора, предоставленные ему действующим законодательством, с учетом специфики работы на конкретном участке.

«Обязанности» - описывает обязанности налогового инспектора, возложенные на него действующим законодательством, с учетом специфики работы на конкретном участке.

«Ответственность» - краткое описание ответственности налогового инспектора за невыполнение или ненадлежащее выполнение его обязанностей с учетом специфики работы на конкретном участке.

«Требования к уровню подготовки» - краткая характеристика основных знаний и практических навыков, которыми должен обладать сотрудник, работающий на данном участке.

«Квалификационные требования» - описание требований к уровню образования и стажу работы, установленных законодательством.

Кроме перечисленных выше документов, налоговый инспектор руководствуется в своей деятельности приказами и распоряжениями руководителя инспекции, его заместителя, начальника отдела и своего непосредственного руководителя. К важным документам, регламентирующим действия налогового инспектора, относятся Правила внутреннего трудового распорядка инспекции, Положение о премировании сотрудников инспекции, Положение по обеспечению внутриобъектового режима, Инструкция об организации делопроизводства в инспекции и другие аналогичные документы. При поступлении на работу в налоговую инспекцию, при переходе на новую должность налоговый инспектор обязан изучить вышеперечисленные документы и в соответствии с ними строить свою работу в инспекции.

2. Права и обязанности налоговых органов

2.1. Права налоговых органов

Налоговые органы имеют право:

    органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

    проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

    производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

    вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

    приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;

    осматривать (обследовать) любые используемые налогоплатель­щиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и тер­ритории; проводить инвентаризацию принадлежащего налого­плательщику имущества;

    определять суммы налогов, подлежащие внесению налогопла­тельщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более 2-х месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

    требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их пред­ставителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

    взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;

    контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

    требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

    привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

    вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

    заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных, юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

    создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ;

    предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах; о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите; о изыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более 3-х месяцев за орга­низациями, являющимися зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладаю­щих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвую­щих) обществ (товариществ, предприятий); в иных случаях, пре­дусмотренных НК РФ;

    другие права, предусмотренные НК РФ.

В каждом подразделении ФНС есть отдел камеральных проверок. В его задачи входит изучение финансовой деятельности предпринимателя с целью выявить нарушения действующих законодательных норм. В данной статье подробно расскажем о том, что такое отдел камеральных проверок, чем занимается, что дозволено инспекторам, а что под запретом.

Нет такой налоговой инспекции, где отсутствовал бы камеральный отдел проверок, чем он занимается, можно понять уже из названия. Объектом его пристального внимания регулярно становятся предприятия, ИП и юр. лица, которые занимаются коммерческой деятельностью и обязаны своевременно платить налоги. В редких случаях инспекторы могут проверить благотворительные фонды и некоторые другие организации, которые не занимаются предпринимательской деятельностью. Особое внимание уделяют тем предприятиям, для которых характерны следующие особенности:

  • их налоговая база ниже, чем у аналогичных организаций;
  • их отчетность содержит больше расходов (вычетов), чем доходов;
  • у них на протяжении нескольких налоговых периодов лишь убытки.

Виды проводимых мероприятий

Каждая камеральная проверка условно проходит в несколько этапов, на основании которых выделяют следующие разновидности «камералок»:

  • формальную;
  • нормативную;
  • арифметическую;
  • непосредственную.

В ходе формальной выявляют наличие необходимой документации, правильность ее заполнения. В данном случае речь идет о налоговых декларациях, декларациях о доходах физ. лиц, документов, которые становятся основанием для начисления и уплаты налогов.

На следующем этапе проверяется, не нарушил ли налогоплательщик нормы законодательства. Арифметическая проводится с целью проверить, верны ли расчеты плательщика. Далее следует непосредственно проверка, суть которой – изучить предоставленные данные и установить, насколько они соответствуют действительности.

В ходе камеральной проверки налоговый инспектор имеет право потребовать у налогоплательщика предоставить и другие документы (кроме декларации, бухгалтерской отчетности). Полный перечень этих документов представлен в Налоговом кодексе.

Функции сотрудников отдела

Камеральный отдел проверяет документацию, не выезжая на «объект», однако и в этом случае сотрудникам приходится выполнять довольно большой объем работы. На них возложены следующие функции:

  • проводить проверку и контрольные мероприятия;
  • собирать необходимую информацию о налогоплательщиках;
  • принимать меры в случае обнаружения ошибок и недочетов;
  • проводить аналитическую работу;
  • составлять налоговые уведомления, справки, прочую документацию;
  • исчислять налоги;
  • отвечать на запросы налогоплательщиков, если эти запросы связаны с проведением и результатами камеральной проверки;
  • кроме того, налоговые инспекторы обязаны регулярно повышать свою квалификацию, проходить курсы усовершенствования.

Контрольные мероприятия затрагивают налоговые вычеты по НДС, применение минимальных ставок, соблюдение экспортерами законодательных норм.

Сбор информации о предпринимателе необходим на тот случай, если потребуется проведение выездной проверки. Инспекторы большое значение придают любой информации, вплоть до сумм, которые были потрачены на оплату потребляемой электроэнергии.

Если они выявляют недочеты и ошибки, всю информацию о нарушителе передают в отдел урегулирования задолженностей.

Анализируя полученную информацию, стараются понять, не попытался ли налогоплательщик избежать уплаты налогов и снизить налоговую базу. На основе этих данных делают предложения, как не допустить подобного развития событий.

Сотрудники отдела составляют уведомления для частных предпринимателей и справки для экспортеров, которые требуют от них сотрудники таможенной службы.

В их обязанности входит исчисление налогов на доходы физ. лиц и транспортного налога.

Функции руководителя отдела

Камеральный отдел налоговой инспекции возглавляет руководитель, который наделен большими полномочиями. В штат он обязан набирать только высококвалифицированных бухгалтеров, экономистов и юристов. При этом каждый сотрудник должен не только быть хорошим специалистом в своей отрасли, но и знать нормы налогового законодательства.

В обязанности руководителя входит:

  • организация работы всего отдела;
  • взаимодействие с другими отделами ведомства;
  • решение кадровых вопросов;
  • составление должностных инструкций;
  • контроль за действиями подчиненных.

Особенности работы

Отдел камеральных проверок в налоговой службе, выполняя свои функции, руководствуется нормами действующего налогового законодательства: ст. 87, 88, 90, 91, 93, 95, 97, 100 НК РФ. Особенности проведения камеральной проверки прописаны в 88 статье НК РФ. Каждый сотрудник отдела должен быть в курсе последних изменений законодательных норм.

Итак, камеральный отдел проверок – подразделение налоговой инспекции. Его сотрудники изучают документацию, предоставленную налогоплательщиком, проверяют достоверность сведений, пресекают любые попытки нарушить закон. Они же принимают решение о передаче информации о предпринимателе в отдел урегулирования задолженностей или о необходимости провести выездную проверку.