В частном доме

Как изготовить витраж в домашних условиях. Витражи: виды, особенности, изготовление

Как изготовить витраж в домашних условиях. Витражи: виды, особенности, изготовление

Витражи – это особый вид декора, который позволяет внешне обогатить и эффектно выделить любой интерьер. Но это не только заслуга витражного искусства, но и всего процесса воспроизведения. Изготовление витража - это очень кропотливая работа, на которую уйдет немало времени и сил. Не имея мастерства, вряд ли получится создать какой-нибудь шедевр, поэтому мастера своего дела ценятся очень дорого. Но сегодняшняя тенденция такова, что люди самостоятельно пытаются создать красивое украшение своего помещения, поэтому их интересует вполне резонный вопрос, а можно ли научиться этому искусству, и как сделать витраж своими руками?

Если человек талантлив в чем-либо - то он талантлив во всем. Если вы имеете огромное желание научиться этому мастерству и у вас есть для этого все данные, то ничего невозможного нет. Для начала давайте разберемся, какие виды витражей бывают.

Под определение витражей попадает несколько техник, исполнение которых, очень отличается друг от друга. Мы перечислим наиболее востребованные варианты, многие из которых зачаруют вас своей красотой и неповторимостью.

Итак, какие же витражи пользуются большой популярностью:

  • Пленочный витраж . Это наиболее бюджетный вариант оформления, но и самый современный. Только в этой технике можно создать псевдо-витражи, принцип которых держится на тонировке стеклянной поверхности специальными пленками. Среди преимуществ этого метода можно отметить использование в работе цельного стекла. Помимо удобства во время работы, это еще и безопасно, поэтому мастера часто прибегают к этой технологии. Витраж в таком исполнении весит очень мало, а его поверхность идеально ровная. Несмотря на это, отнести эту технологию к витражной очень сложно, так как это скорее аппликация, только вместо бумаги используется специальная лавсановая пленка.
  • Стеклянная мозаика . Витражи в этой технике выглядят очень эффектно, при этом сама работа несложная. Сначала необходимо подготовить цветные фрагменты закаленного стекла, и уложить их, сформировав задуманный рисунок. Такое изображение очень объемное, поэтому его принято использовать для оформления потолков и окон.
  • Витражи в стиле «фьюзинг». Изготовление такого декора требует специальных условий, так как вам придется использовать печи. Для начала необходимо составить эскиз рисунка, затем выложить, по нему, цветные фрагменты стекла, и отправить всю композицию в специальную печь для запекания.
  • Витражи по технологии Тиффани . Этот декор называется классическим. Чтобы понять, как это делается, необходимо посмотреть мастер-классы мастериц. Сначала они формируют небольшие фрагменты из стекла, нужной формы и цвета, скрепляя все части композиции медной фольгой.
  • Травленый витраж. Декор этого класса может изготовить только специалист, имеющий для этого не только материалы, но и соответствующий опыт и знания. При помощи агрессивной кислоты необходимо нанести контуры рисунка по стеклу. Это позволит прорисовать границы будущего творения. А дальше дело техники.
  • Псевдо-витраж или расписной декор. Его считают самым простым в исполнении. Все, что вам нужно для работы - это приобрести специальные краски для расписывания стекол, которые можно найти в каждом магазине. Там же можно посмотреть и трафареты, которые помогут сотворить шедевр.
  • Фацетные витражи . Эти элементы декора применяются мастерами в том случае, если крайне важно подчеркнуть архитектурные особенности интерьера, сыграв на преломлении искусственного и естественного света. Эта технология помогает создать иллюзию оформления стекла драгоценными камнями, что подчеркивает стиль и достаток владельца жилья.
  • Заливные витражи . Технология такого декора основана на ручном способе воспроизведения. Конечно, без художественного таланта это сделать очень сложно, поэтому многие обращаются к специалистам. Изначально нужно создать полимерный контур, который будет выглядеть в виде металлической протяжки. После того как он высохнет, рисунок можно заполнять краской или лаком для витражей.

Преимущества и недостатки

Как и остальные элементы декора, витражи могут иметь преимущества и недостатки.

К преимуществам витражного декора можно отнести:

  • Идеальную гармонию с любым стилем интерьера, будь то хай-тек или барокко.
  • Преломление света, что позволяет сделать их более мягкими и окутывающими. Благодаря этому качеству в интерьере достигается атмосфера уюта и тепла.
  • Не зависит от размера помещения. Чем хороши витражи, так это тем, что их можно использовать для всех помещений, независимо от их площади.
  • Витражный декор - это уже отличное украшение интерьера, поэтому загромождать помещение лишними предметами нет необходимости.

Отрицательной стороны витражи не имеют, ну, по крайней мере, дизайнеры никогда не называют этих недостатков. Но с точки зрения финансов, настоящее произведение искусства стоит очень дорого, поэтому позволить его может не каждый. Поэтому, это, конечно же - минус.

Практичность или целесообразность?

Большинство людей, решивших оформить свой интерьер элементами витражей, задаются одним и тем же вопросом, насколько это изделие практично, и целесообразно ли его устанавливать у себя дома. На этот вопрос можно найти ответ, послушав нескольких дизайнеров, советы которых касаются использования витражей в домашних условиях:

  • во-первых, использовать витражное искусство для оформления пола не стоит, но это больше касается просторных помещений, потому как ванну вы вполне можете украсить таким образом;
  • во-вторых, бытовые предметы интерьера, такие как светильники или столешницы, приобретут дополнительные функции и не потеряют своей актуальности, поэтому это большой плюс;
  • в-третьих, если витражи использовать для оформления потолка или ниш, то вы эффектно преобразите ваше помещение, придав ему нотку изысканности и вычурности.

Изысканность вашего помещения может пострадать, если вы ее перегрузите элементами этого декора, поэтому дизайнеры рекомендуют использовать их в качестве акцентов в помещении.

Изготовление витражей своими руками – начало начал

Для этой работы мало иметь теоретических знаний как минимум нужно еще и огромное желание научиться новому делу. Если вы заинтересовались этим занятием, первое что вам нужно сделать, это разработать эскиз будущего рисунка. Для этого необходимо соблюдать несколько требований:

  • все рисунки и эскизы необходимо рисовать в полный рост. Для этого возьмите соответствующего размера лист бумаги и картона;
  • прорисуйте на бумаге контуры будущего рисунка, чтобы было видно разделение изображения на отдельные зоны;
  • на листе картона укажите расцветку и материал, который будет использоваться в работе;
  • если это наборный витраж, то вам придется указать еще и направление стекольных волокон и пронумеровать детали.

Теоретически это может выглядеть очень сложно. Но попрактиковавшись немного, вы приобретете достаточно опыта и сможете создать поистине чарующий рисунок на своем зеркале или окне.

Внешне рисунок на бумаге выглядит как раскраска для малышей, только в каждой зоне стоит цифра, обозначающая определенный цвет или фактуру материала. Кроме цифр, там могут находиться стрелки или другие обозначения, которые должны помочь собрать картину и максимально облегчить вам рабочий процесс. Со временем, ваши рисунки будут сложнее и сложнее, что будет говорить о вашем мастерстве и приобретенных навыках, только тогда вы с уверенностью сможете сказать, что это ваше любимое занятие.

Современные технологии позволяют существенно экономить время на разработку эскизов и рисунков. Вы можете приобрести трафарет или скачать его с интернета. Единственной вашей заботой будет перенос рисунка на стекло.

Технология изготовления

Для того чтобы изготовить витраж своими руками необходимо определиться с его технологией. Но для начала найдите место для его расположения, где он будет использоваться: на окне, потолке, лампе или стеклянной картине. Каждый конкретный случай будет иметь свои нюансы выполнения, поэтому очень важно определиться с этим на начальном этапе.

За пределами мастерских, у себя дома, можно изготовить три вида витражей, которые нетребовательны к особым условиям. К такому декору относят:

  • витраж Тиффани;
  • пленочный витраж;
  • заливной витраж.

В отличие от фьюзинга вам не потребуется сложного оборудования и печей, да и мастерскую можно заменить обычной квартирой, вы ведь не будете разводить там химические и абразивные вещества. Но не будем забегать далеко вперед, для начала давайте разберем, как сделать витраж Тиффани. Специалисты утверждают, что Тиффани объединило несколько способов оформления, которые являются имитацией всех классических техник.

Мастерим витраж Тиффани

Для такого декора необходимо создать эскиз, по которому следует подготовить шаблоны необходимых деталей из картона. Их контуры нужно перенести на стекло и вырезать детали при помощи стеклореза. Затем следует этап шлифовки, чтобы края деталей не имели зазубрин. По периметру каждого элемента необходимо приложить медную фольгу, зафиксировав ее. После этого можно приступать к соединению всей картины, плотно сопоставляя каждый отдельный элемент, собирая своеобразную мозаику. Крайние элементы необходимо фиксировать небольшими гвоздиками, а стыки фольги следует обработать флюсом, спаять с одной и со второй стороны изделия, и установить в подготовленную раму, из металлического профиля. Для фиксации витража к раме используют припой.

Каждый этап изготовления такого витража имеет свои нюансы:

  • при разработке эскизов избегайте остроугольных и S-образных фигур, лучше, если это будут плавные линии с красивыми нежными изгибами;
  • в качестве основного материала опытные специалисты рекомендуют приобретать не цельное стекло, а бой, по крайней мере, пока вы не приобретете достаточный опыт в составлении витражей, и резке стекла;
  • для резки возьмите алмазный стеклорез, и потренируйтесь на более дешевом материале управляться с ними, это убережет вас от крупных расходов;
  • изготовление витражных элементов и формирование рисунка необходимо проводить одновременно, выполняя работу шаг за шагом. Только так вы сможете точно подобрать все детали и максимально их придвинуть друг к другу;

Если для сборки рисунка использовать поверхность с подсветкой, то вам будет намного легче выполнять эту работу.

  • для пайки деталей необходимо взять 100-ваттный паяльник, жало которого будет никелированным. А в качестве припоя следует использовать легкоплавкое олово без канифоли;
  • при пайке стеклянных элементов избегайте больших участков захвата, чтобы предотвратить образование трещин на стекле, тогда вам придется изготовить такой же элемент заново.

Более детально это можно посмотреть на представленном видео:

Изготовление пленочного витража

Для изготовления пленочного витража вам понадобится меньше усилий, так как сама технология очень простая:

  • Сначала вам нужно очистить стекло и подложить под него заранее прорисованный эскиз. Свинцовой лентой следует проложить контуры, а ее концы закрепить последующими отрезками. Когда весь рисунок будет нанесен, его нужно прокатать валиком.
  • Теперь нужно перевернуть стекло. Протереть и по намеченным контурам подготовить пленочные элементы, приклеив их на обратную сторону. После этого следует взять специальный валик для пленки, и снова прокатать поверхность.
  • Места стыков пленки нужно проклеить свинцовой лентой, в точности повторяя контуры на другой стороне и снова прокатать валиком.
  • Готовое витражное стекло нужно протереть любым моющим средством.

Если вам кажется что такой витраж имеет незаконченный вид, его можно украсить различными стеклянными элементами, посадив их на клей.

Изготовление заливного декора

Для заливного витража вам нужно подготовить полимерный контур, акриловый лак или специальную краску для витражей.

Работа состоит из нескольких этапов:

  • Сначала нужно подготовить эскиз, который затем следует поместить под стекло. Как вариант, можно перенести рисунок исчезающим маркером, строгих указаний по этому поводу нет.
  • Рабочую поверхность стекла следует очистить и обезжирить.
  • Согласно нанесенному рисунку нанести границы эскиза полимерным контуром, образуя замкнутые области.
  • Когда контур подсохнет, можно приступать к заполнению этих областей, заливая их краской или лаком.

Более детально это можно посмотреть на видео:

Нанесение краски или лака нужно проводить очень аккуратно, чтобы не касаться контура рисунка. Размазывать краску по стеклу нельзя, она должна сама растечься по его поверхности, чтобы создать витраж, играющий светом.

В заключение можно сказать, что витражи, незаслуженно забытые еще несколько лет назад, становятся востребованными в наше время. Они не только украшают и возрождают наши интерьеры, но и делают их более уютными и эффектными. Большим преимуществом этого декора можно считать возможность использования нескольких техник в домашних условиях, не прибегая к помощи сложного оборудования, что позволяет человеку любоваться уголком роскоши у себя дома.

Название "витраж" пришло к нам из латыни. Данное понятие обозначает структурное построение, прозрачной или полупрозрачной фактуры, имитирующее особый орнамент или сюжет. Необычность витражной композиции заключается в умелом и удачном соединении световых лучей и стеклянной поверхности. Данные компоненты в союзе со значимым третьим - цветом - создают настоящие шедевры искусства.

Витражи как элемент декора

Витражи в интерьере, в первую очередь, являются элементом декора. Прямое их предназначение - это преломление потоков света и преобразование площади внутри помещения. Активное развитие и использование витражного искусства припадает на период средневековья. К сожалению, где и когда впервые произвели первую витражную композицию, не известно. До наших дней сохранилась информация о том, что еще древние римляне пытались использовать дутое и литое стекло в архитектуре.

В сегодняшнем декорировании интерьера, витражи снова в моде. Конечно же, идея таким образом украшать помещение, по праву принадлежит древним архитекторам, но благодаря новшествам в современных технологиях, витражи усовершенствовались и вышли на новый виток обновления и улучшения.

Витраж принято считать не только декоративным элементом, но и центральным элементом интерьера. Любоваться ними можно в разное время суток, вне зависимости от того, под каким углом на конструкцию попадают солнечные лучи. Исходя из этого становится понятно, что витражная композиция будет уместно смотреться и в холле, и в кухне и даже в ванной комнате.

Витражи в интерьере

Рискнувшие оформить хотя бы одно из помещений витражной композицией, гарантированно получат уникальное преображение комнаты, а также цветную легкость и неповторимость. Дизайнеры советуют выполнять витраж именно в том стиле, в котором оформлено все помещение. Таким образом, дизайн получится единым, целостным и гармоничным.

Наиболее часто используемый стиль витражей - это классический . Его основными характеристиками считаются естественность, изысканность, простота и уникальность. Этот стиль считается относительно мало бюджетным, что на сегодняшний день достаточно актуально. Главная привлекательность витражной классики - это симметрия. Изображаемая тематика может быть абсолютно разной от природных пейзажей до геометрических тел. Такие композиции в основном выполняют либо в темных, либо в пастельных тонах. Наиболее часто используют их при оформлении ширм, оконных проемов, перегородок.

Не менее популярный стиль - витражная неоготика . Идея стиля заключается в следующем: в комнате с большой площадью - довольно плотное заполнение оконных проемов витражной композицией, а в комнате не больших размеров - основу из прозрачного или бесцветного материала дополняли цветными вкраплениями.

С приходом ХХ века образовался и укрепился стиль модерн . Основные его признаки - это плавные переходы, замысловатые причудливые узоры, мягкие линии и узоры имитирующие растения. Цветовая гамма стиля приветствует все мягкие полутона. Стиль модерн отличается своей экстравагантностью и изысканностью. Модерновые витражи отлично совмещаются практически со всеми видами интерьеров.

Создание витражей сегодня производится посредством использования различных технологий. К сожалению, некоторые из них достаточно сложные и требуют не только мастерства и опытности художника, но и применения специального оборудования. В домашних условиях воспользоваться такими техниками нельзя. А теперь пришло время узнать в чем особенности создания витражей разных видов.

Классические, или паянные витражи

Начинают работу с изготовления эскиза, далее, в соответствии с каждой линией прокладывают металлический профиль, в который вставляют заготовленные стеклянные фрагменты. На местах стыков выполняется соединение пайкой. Затем выполняют художественную роспись витража.

Профиль может быть медным, латунным или свинцовым, его сечение похоже на букву Н. В пазы Н-образного профиля вставляют фрагменты, вырезанные из цветного стекла. Использовать в работу можно стекла толщиной не более 4 мм. Структура профиля является довольно жесткой и не позволяет придавать изображениям изогнутые контуры. Еще одним недостатком такой технологии считают относительно большую ширину профиля (до 6 мм). которая не позволяет сделать швы изящными.

Качество светопропускной характеристики такого витража зависит от стекол, которые используют при изготовлении, лучшими их производителями на сегодня считают: Wissmach, Spectrum, Glashutte Lamberts, Armstrong, стекла выпускаемые этими фирмами окрашены в массе, они никогда не выцветают.

Классическую технику создания витражей рационально использовать при изготовлении больших витражных полотен.

Тиффани

Наиболее красивыми считаются витражи Тиффани, но изготовление их отличается некоторой сложностью. Они реалистичны и очень похожи на живописные картины, при их изготовлении используются цветные стеклянные фрагменты разных размеров, форм, в том числе вогнутых и выпуклых. Сборка таких витражей выполняется исключительно вручную, т.е. каждую работу можно считать авторской.

Начинается работа с создания эскиза, разбивки его на фрагменты. Далее из стекол вырезаются детали конструкции, обтачиваются до получения нужной формы и габаритов, соединение фрагментов производится путем спайки свинцово-оловянным припоем клейкой медной ленты в которую оборачивается каждый из подготовленных фрагментов. Направляющие профили при создании витража в такой технике не потребуются.

Использование медной основы для крепления фрагментов позволяет создавать выпуклые и объемные изображения.

Витражи Тиффани не пострадают от резких перепадов температур, не зависимо от того, что состоят они из отдельных фрагментов, прочность имеют не меньшую, чем изделия из цельного стеклянного полотна. Выполнить такие витражи своими руками возможно, при условии наличия соответствующих материалов и инструментов, художественного вкуса и фантазии, умения трудиться с большой аккуратностью.

Фьюзинг

Процесс создания витража в технике Фьюзинг очень сложен, заключается он в спекании при очень высоких температурах составленных из стеклянных фрагментов художественных композиций. Хотя эта техника использовалась еще во времена строительства египетских пирамид, в современной промышленности она стала использоваться относительно недавно.


Как и вышеописанные техники она требует создания эскиза, нарезки стеклянных фрагментов, сборке их ровной стеклянной основе с применением фиксирующего клея, спекании в печах при температурах от +650 до +900 С. Сверху собранная картина закрывается вторым стеклом-основой, образуя при этом подобие сэндвича. Процесс спекание стекол многоэтапный, сначала стекла медленно прогреваются, далее некоторое время выдерживаются при температуре слияния, быстро охлаждаются.

Витражи в технике Фьюзинг отличаются многослойностью и рельефностью, изготавливают их без металлических протяжек. Конечно, в домашних условиях воспользоваться этой техникой невозможно.

Литой витраж

Достаточно сложная техника, предполагающая выдувание или отливку вручную каждого из стеклянных модулей, с приданием им особой поверхностной фактуры способной эффектно преломлять световые лучи. Толщина каждого из фрагментов может колебаться в пределах 5-30 мм. Соединяют стеклянные модули при помощи металлической арматуры и цемента.

Фацетные витражи


Особое место среди витражей занимают выполненные с применением фацетной техники. Они чрезвычайно привлекательны и оригинальны, уместно смотрятся в роскошных интерьерах, подчеркивая их особенности и высокий уровень достатка хозяев дома. Стекла для такого витража обрабатываются определенным образом - по краю каждого снимается фаска (фацет), что значительно увеличивает преломляющие свойства материала. Также могут использоваться особенным образом ограненные, отшлифованные и отполированные стекла. В работу используют только толстые, тяжелые стекла, соответственно и оправа для них требуется особо прочная. Для соединения подготовленных стекол используют жесткометаллический профиль: латунный или медный. После сборки витража его патинируют, придавая ему вид состаренной бронзы, серебра, золота или латуни. В такой оправе светопреломляющие стекла выглядят как настоящие самоцветы.

Смальта

Оригинальная старинная технология, заключающаяся в сборке картинки со стеклянных фрагментов и окисей металлов с последующим обжигом их в печах на протяжении длительного периода.

Полученный материал имеет высокие прочностные качества, привлекательный вид, напоминающий стеклянную мозаику. Смальта поражает воображение глубиной и богатством оттенков, особым глубинным светом, способностью выглядеть совершенно неодинаково при освещении разными источниками света.

Заливной витраж

Техника эта довольно востребована и доступна для исполнения. Конечно, чтобы создать интересное витражное стекло исполнителю потребуется иметь некоторый опыт и талант художника-визажиста. По внешнему виду заливной витраж напоминает созданный в технике Тиффани. После создания эскиза в натуральную величину его контурные линии переносят на обезжиренную поверхность стеклянного основания, используя для этого полимерную краску, получается имитация металлической протяжки. После полного высыхания контурных линий полученные ячейки заливаются красками или лаками, соответствующих цветов. Высыхание витража производят на протяжении суток.

Технология изготовления заливных витражей позволяет применение частичной автоматизации процесса, в частности:

  • компьютерную разработку рисунка,
  • нанесения контура с помощью программируемого оборудования.

Трафареты для витражей можно использовать самые разнообразные, их несложно найти в готовом виде в интернете. Изготовленные по заливной технологии витражи достаточно прочные, они не теряют качество при воздействии окружающей среды, они безопасны и экологичны.

Пленочный витраж

Самой бюджетной техникой изготовления витража можно назвать пленочную. Конечно, рисунок созданный таким образом на стеклянном полотне можно отнести к витражам условно, т.к. его создание заключается в нанесении на поверхности стекла специальной цветной пленки, в соответствии с выбранным эскизом рисунка, и последующим креплением по контурам свинцовой или оловянной каемкой.

Такие витражи имеют ровную, гладкую поверхность - основой для их изготовления является листовое стекло. Они отличаются простой ухода, небольшим весом и безопасностью в эксплуатации.

Витражная пленка для изготовления такого витража изготавливается из лавсана, порядок изготовления пленочного витража следующий:

  • создание эскиза в натуральную величину,
  • перенос рисунка на поверхность стекла,
  • прокладка ленточного контура,
  • заполнение образовавшихся фрагментов лавсановой пленкой.

Использование цельного стекла позволяет создавать пленочные витражи больших размеров.

Расписные витражи

Изготавливать их можно в любой технике, главное условие - нанесение красок на большинство стекол витража. В качестве дополнительного декора такие витражи предполагают использование стекол, подвергнутых фальцеванию или огранке. Витраж будет считаться расписным даже в том случае, если росписи будет подвергнуто единственное цельное стекло витража.

Другие разновидности витражной техники

Можно встретить в интерьерах и такие витражи как:

  • Силуэтные , при сборке которых используются круглые элементы-диски, свободные пространства между ними заполняются вогнутыми стеклами, а все фрагменты соединяются латунной или свинцовой оправой.
  • Пескоструйные , изготовленные из зеркального полотна или бесцветного стеклянного, с нанесенным матовым рисунком при помощи специального устройства-пескоструя, имеющие интересный вид и идеально вписывающиеся в классический интерьер.
  • Узорчатые , собранные из стекол, сложенных в узоры, одноцветные, часто состоящие из фактурного, ориентированного в разных, направлениях стекла.
  • Мозаика из стекла, она не может использоваться в качестве светопропускного материала в оконных или дверных проемах, но сохранение нею свойств просвечивающегося стекла позволяет использовать материал в качестве облицовочного, обычно из нее создают панно, разноцветные орнаменты, наполняющие солнечными бликами все помещение.
  • Мозаичные витражи , собранные из разноцветных стекол при помощи свинцовых нитей, характеризуются повторяющимся рисунком, отлично выполняют роль фона, но могут использоваться как самостоятельный предмет декора.

Фотопечать

Эта разновидности появились совсем недавно, но при ее помощи дизайнерам удалось существенно расширить свои возможности по оформлению интерьера. Фотопечать подразумевает нанесение рисунка на стекло разными путями:

  • прямая - рисунок может печататься на твердую основу,
  • пленочная - сначала рисунок печатают на пленку, затем приклеивают ее к стеклянной поверхности
  • триплексная - рисунок наносится на пленку и заключается между поверхностями двух стекол.

Привлекательными моментами фотопечати являются:

  • возможность копирования классического витража,
  • скорость изготовления изделия,
  • доступная цена.

Коллаж

Техника изготовления коллажного витража основана на применении современной аппаратуры, но чем-то созвучна с техникой Тиффани. После разработки эскиза подготавливают заготовки нужных размеров и оттенков, соединяют их полимерным раствором, используя в качестве основания обычное стекло.

Отличаются такие витражи отсутствием четких линий, плавностью цветовых переходов, прозрачностью и легкостью. Они выглядят естественно в любом интерьере, а уникальная технология позволяет воспроизвести в стекле любые сложные изображения.

Комбинированные витражи

Они являются наиболее универсальными, при их изготовлении мастер сам решает какие именно техники и стили можно применить при изготовлении стеклянной картины, при этом не возбраняется не совсем обычное применение традиционных техник. В силу уникальности принципов своего изготовления, комбинированные витражи позволяют добиться особой выразительности произведений, уникальности, которую трудно получить в рамках любого отдельного стиля. Эта своеобразная техника позволяет создавать эффект трехмерного изображения, удивляющего особой глубиной и объемом.

Ознакомившись с описанием и просмотрев видео-рекомендации мы узнали, как сделать витраж. Конечно, чтобы получить настоящее произведение искусства потребуется приложить немало усилий, старания и фантазии.

Как сделать витраж своими руками: 3 распространенных способа

Витражи - это особый декор, обогащающий и удорожающий интерьер, делающий его оригинальным и возвышенным. Однако дорогим интерьер делает не только высокохудожественность витражных изделий, но и их немалая стоимость. И это вполне обосновано, ведь витраж - кропотливая творческая работа, искусство, а мастерство в подобном деле ценится высоко. В таком случае возникают резонные вопросы, можно ли освоить это ремесло самостоятельно и как сделать витраж своими руками.

Фото 1 — Классический витраж Павлин

Витражи на стекле своими руками - с чего начать?

Витражи на стекле своими руками, естественно, начинаются с большого желания, а если ближе к делу -с разработки эскиза. Если говорить о классических техниках и их имитациях, то эскизы должны быть:

  • в полный размер витража на бумаге и картоне;
  • с четко прорисованными контурами деталей, разбивающими рисунок на отдельные фигуры;
  • на картоне с указанием цвета и материала каждого фрагмента;
  • для наборного витража - возможно с указанием направления стекольных волокон и нумерацией деталей.

В теории это может показаться сложным, но на практике все проще: внешний вид полной схемы витража подобен раскраске для детей, на отдельных частях которой нарисованы цифры, стрелки или другие необходимые обозначения, что облегчает сборку витража. В зависимости от сложности рисунка и техники исполнения витража, их потребуется больше или меньше.

Совет. Чтобы сэкономить время и силы на разработку эскиза и трафарета, можно скачать и распечатать готовый трафарет для витража. Для перенесения рисунка на стекло потребуется исчезающий маркер.

Рисунок 1 — Схема наборного витража с пометками

Технология изготовления витражей

Технология изготовления подбирается, в том числе, исходя из того, что будет витражным объектом: планируется ли витраж на окне или на двери, на зеркале или на вазе, а возможно это будут витражные лампы или стеклянные картины. В каждом отдельном случае будут свои особенности изготовления и монтажа, делающие определенную технологию приоритетной.

Для производства витражей в домашних условиях наиболее подходят три следующие техники:

  • наборной витраж Тиффани;
  • пленочныйфальш-витраж;
  • контурный заливной витраж.

Они не требуют специфического дорогостоящего оборудования, как, к примеру, печи для фьюзинга, или наличия обустроенной мастерской в связи с работой с химикатами, абразивами и вредными испарениями, как, например, для матирования стекла или выполнения витражей в классической свинцово-паечной технике.

Тема Тиффани по сути объединяет все три способа, так как пленочный и заливной витражи - это способы имитации классических техник.

Фото 2 — Пример готового витража в технике Тиффани от Scottish Stained Glass

Как делать витраж Тиффани

Если вкратце: по готовому эскизу вырезаются шаблоны деталей из картона, они обводятся на стекле, детали вырезаются стеклорезом, шлифуются, каждый элемент по периметру обматывается медной фолией, все части выкладываются в единый рисунок, положение краевых элементов фиксируется гвоздиками, фольга на стыках обрабатывается флюсом, производится пайка оловянным припоем с одной, а потом и с другой стороны изделия, витраж вставляется в раму из металлического профиля и припаивается к ней.

На каждом этапе создания витража следует учесть массу нюансов:

  • в рисунке не желательны детали с несколькими острыми углами (смальты в форме N) или мудреные S-образные кривые: лучше всего мягкие изгибы кривых линий;
  • дешевле обойдется не листовое стекло для витражей, а стекло-бой; резку стекол следует выполнять алмазным стеклорезом, предварительно потренировавшись на обычном стекле; для криволинейных фигур необходимо выполнять вспомогательные резы по касательной;
  • изготовление деталей и укладывание их в рисунок выполняется одновременно: каждая деталь начиная с верхнего угла вырезается, шлифуется, прикладывается к рисунку, обматывается фольгой, снова прикладывается к рисунку и после сверки закрепляется на соответствующем месте; сборку витража удобнее осуществлять на подсвечиваемой снизу поверхности;
  • для пайки нужен 100-ваттный паяльник с никелированным жалом и легкоплавкий оловянный припой без канифоли; чтобы стекло не треснуло, не следует паять за один раз слишком большие участки, нужно давать витражу остыть и т.д.

Фото 3 — Фрагмент пленочного витража ручной работы от компании Экоокна

Витражи своими руками, мастер-класс:

Как изготовить пленочный витраж

Изготовление пленочного витража - занятие более простое, нежели сборка витража Тиффани.

  1. Стекло очищается; по эскизу, подложенному под него, свинцовой лентой выкладываются линии контура. Кончики каждой линии должны перекрываться следующим отрезком ленты. Когда все контуры оклеены, лента прокатывается валиком;
  2. Стекло переворачивается, протирается;по контурам, образованным свинцовой лентой, вырезаются элементы из пленки, клеятся на эту обратную сторону и также прокатываются отдельным валиком для пленки;
  3. Стыки пленок оклеиваются свинцовой лентой, повторяя контуры ленты на первой стороне, и прокатываются валиком; готовый витраж протирается моющим средством.

Для украшения фальш-витража можно использовать настоящие стеклянные детали, сажающиеся на специальный клей.

Фото 4 — Контурные заливные витражи и роспись по стеклу

Как выполнить заливной витраж

Для заливного витража необходимы полимерный контур и витражный акриловый лак или специальная краска.

  • Рисуется или распечатывается эскиз, который подкладывается под прозрачное стекло или переносится исчезающим маркером на матовую или зеркальную основу;
  • Поверхность стекла очищается и обезжиривается;
  • По рисунку наносится полимерный контур, образующий замкнутые области;
  • После высыхания контура каждый элемент аккуратно заливается жидкой краской.

Наносить каплю краски нужно около контура, не касаясь его. Краску нельзя размазывать, она должна растечься естественным путем, чтобы в результате получился красивый играющий светом витраж.

Витражи своими руками, видео:

В этой статье: реальный взгляд на изготовление витражей в домашних условиях:

  • какие виды витражей подходят для изготовления в домашних условиях
  • какие инструменты и материалы нужны для работы
  • каким обучающим курсам можно доверять, узнать отзывы о курсах и посмотреть работы начинающих
  • посмотреть видео уроки по изготовлению витражей в домашних условиях
  • узнать с чего начинать

Создание витражей — древнее искусство, которое раньше было доступно только избранным мастерам, однако в наше время сделать красивый витраж самому очень даже реально у себя дома. Конечно, вы не изготовите витраж по средневековой технологии таким способом, но современные материалы и современные технологии позволяют создавать очень красивые композиции, которые внешне мало отличаются от тех самых древних витражей.

Способы создания витражей, какие подходят.

Существует немало способов, позволяющих сделать витраж. В некоторых случаях изготовление витражей является достаточно трудоемким и сложным процессом, требующим обязательного наличия специального оборудования, а другие способы позволяют сделать витраж своими руками у себя дома относительно просто. Слово относительно — ключевое. Витраж не получиться сделать без затрат и усилий.

Как правило, витражи классифицируют по способу их изготовления и применяемым материалам. Некоторые техники не особо отличаются друг от друга, однако есть различия в используемых материалах.

Это самая первая витражная техника, известная еще со времен Средневековья. Такие витражи собираются из кусочков стекла, удерживаемых при помощи металлических перегородок. Это достаточно сложная и трудоемкая работа, требующая специального оборудования и умения, к тому же подобные витражи дорогостоящие. А еще они получаются достаточно тяжелыми, поэтому нельзя устанавливать подобный витраж на какую-то хрупкую конструкцию. Однако, как говориться «охота пуще неволи», и такие мелочи не могут встать на пути к созиданию прекрасного.

Сейчас можно купить в специализированных магазинах готовые стекла для витража. Выбор дело увлекательное, так как разнообразие цвета и фактур может разбудить воображение даже самого консервативного человека.

Однако, стоимость таких стекол очень высокая, а для изготовления 1кв.м витражной поверхности требуется, как правило, 1,5 – 2 кв.м. стекла. Для изготовления ламп, торшеров, люстр используется стекло толщиной 3-4 мм, а толщина у разных видов стекол может колебаться в пределах одного листа стекла , поэтому рассчитать нужное количество стекла на изделие трудно. Наверняка останутся невостребованные кусочки дорогостоящего материала.

Как легко и просто делают классический витраж Светлана Романова и Марат Ка можно посмотреть на этом видео.

Совет от бывалого витражиста:

«- Вам пока не нужно покупать шлифовальную машинку для стекла, — сказал продавец в магазине, — на первых порах просто возьмите оселок и обточите осткрые края. Потом, когда приобретете навыки, купите машинку.

Совет казался разумным, а довольно высокая цена машинки так и подталкивала отложить ее покупку на потом. И мы этому совету последовали.

Так вот господа, если вам когда-нибудь кто-нибудь будет советовать подобное, посылайте советчика куда подальше. Самое первое, что должен купить начинающий витражист — это шлифовальная машинка для обточки стекла.

Без нее работа превратится в мучение. Особенно на первых порах, когда вы еще не научились резать стекло точно по контурам и вам придется снимать очень много лишнего, чтобы придать кривым линиям деталей точную форму.»

К витражам этого вида относится и технология Тиффани, которая предполагает собирание кусочков стекла на медную ленту.

В домашних условиях можно изготовить витраж по технологии Тиффани, однако для этого так же потребуется умение работать со стеклом.

  • Работа по созданию витража начинается с эскиза. Детали также не должны быть слишком маленькими, иначе их просто не получится нормально вырезать из стекла.
  • Эскиз разрезается на части, каждая часть прикладывается к листу цветного стекла нужного цвета, после чего, при помощи стеклореза вырезается деталь.
  • Затем кромку деталей нужно будет ровно обточить и обернуть медной фольгой. Когда все готово, детали нужно сложить в композицию, плотно прижав друг к другу.
  • Кромку фольги нужно покрыть паяльной кислотой, а затем соединять швы при помощи олова и паяльника. По окончанию работы нужно будет вымыть витраж, чтобы на швах не остался налет. Сделать это можно при помощи обычного моющего средства.
  • Швы нужно будет покрыть патиной, а после снова промыть, тем самым завершив работу.

Посмотрите на видео, как в мастерской художника Романа Зорина делают свои первые работы его ученики.

Пленочный витраж

Изготовление витражей такого типа лучше всего подходит для домашних условий , поскольку здесь не не нужно покупать специальное оборудование и дорогостоящие материалы. Это витраж на стекле, но на цельном куске, стекло не надо разрезать на кусочки, не надо обтачивать, не надо тратиться на лейкопластыри , потому, что порезов на пальцах не будет . Весь рисунок крепится на цельном стекле. Это может быть оконное стекло, дверное или декоративное панно во всю стену или крохотный декоративный элемент.

Чтобы сделать пленочный витраж , Вам понадобится специальная пленка. Лидерами по качеству из имеющихся на наших рынках, являются английские пленки от Regalead. Это не обычная самоклеющаяся пленка, это удивительно технологичная имитация стекла, пленка состоит из красителя находящегося между двумя прочными слоями, не пропускающими ультрафиолет,и защищающими краски от выгорания, а также, выдерживающими температуру от -45 градусов до +135градусов по Цельсию. Пленки имеют невероятную гамму цветов и фактур, а также различаются по степени прозрачности.

Для резки пленки не нужно специальных станков или других приспособлений, хотя на предприятиях, или частных мастерских, где работают с большим количеством заказов используют плоттеры, цифровые приборы для точной резки по нанесенному рисунку. В домашних же условиях достаточно иметь ножницы.

И, конечно, свинцовая специальная лента, для соединения кусочков пленки. И, разумеется, хороший учитель. К таким относится художник Ирина Киселева, расскажет и покажет, научит где что брать и как делать, выпускает электронный журнал в помощь начинающим, занимается созданием витражей и обучению создания витражей профессионально.

Фьюзинг

По-другому эту технику называют спеканием. На бесцветную стеклянную основу раскладываются заранее вырезанные куски разноцветного стекла, помещаются в печь и под воздействием температуры стекла спекаются вместе. Также для создания рисунка могут использоваться и другие предметы, например, цветной песок, которым выкладывают узоры, или проволока. Конечно, контурных изображений этим методом не получить, но абстракции получаются причудливые и красивые. Техника привлекательная, изделия завораживающе красивые, но посмотрите на видео, какое оборудование используется для изготовления таких вещиц.

Пескоструйные витражи

Техника изготовления витражей подобного типа заключается в применении воздушного потока и песка. Существует три подвида витражей данного вида, которые отличаются способами использования воздушной струи и окрашенного песка.

Травление

Витражи делаются при помощи кислоты. На стекло наносится специальная защитная пленка, а также трафарет с контурами рисунка, по которым выплавляется изображение. Подобные витражи получаются рельефными, с объемными рисунками. Стоит отметить, что техника работы с кислотой очень опасна и поэтому применяется редко. Чтобы не отравиться парами кислоты, художники надевают респираторы и специальную одежду. Для дома совершенно не годится.

Литые витражи

Сложная техника, при которой каждый стеклянный модуль отливается или выдувается вручную, при этом стеклу придается особая фактура, которая усиливает преломление света и придает выразительности витражу. Стекла скрепляют между собой при помощи металлической арматуры и цементного раствора.

Расписной витраж

Данная техника подразумевает обязательное применение росписи. И витражем такое изделие можно назвать с большой натяжкой, но тем не менее. Поверхность стекла расписывают либо акриловыми непрозрачными красками и потом, после высыхания покрывают лаком, либо расписывают дорогостоящими силиконовыми прозрачными витражными красками, а затем обжигают стекло в специальной печи. Разумеется дома никому не захочется ничего обжигать. А вот как прелестно расписали стекло и заодно, поделились секретами, дизайнеры в телевизионной программе «Дача»:

Заливной контурный витраж

По сути, это лишь имитация классического витража, поскольку здесь не требуется какая-либо обработка стекла. Изготовление витражей такого вида выполняется с применением специальной краски. Сначала наносится контур, который имитирует витражное обрамление, а затем в область, ограниченную контуром, заливается еще один слой краски.

С чего начать?

Выбрать рисунок, или нарисовать самому, пойти в магазин, по совету веселого продавца накупить кучу ненужных материалов и… ЗАВАЛИТЬ ВСЕ ДЕЛО?

Создание витражей, все же, не самое простое дело. Даже самый легкий способ, пленочный, требует определенных знаний и навыков. Ведь, что такое профессия — это знание нюансов! Поэтому если хотите узнать, как делать витражи своими руками , обратитесь к профессионалам, владеющими профессиональными нюансами, не введитесь на заявления о легкости процесса, не требующего подготовки, этого нет.

Идите на курсы в своем городе в мастерские к художникам, покупайте специальную литературу, смотрите видео уроки. Хотя в интернете достаточно нелепых рекомендаций по изделию витражных красок своими руками, например.

Поэтому фраза «обращайтесь к профессионалам» не потеряет своей актуальности никогда. Обращайтес к профессионалам, это сбережет Вам Ваше Время и Ваши Деньги.

Художница Ирина Киселева давно занимается витражами. Ее профессиональная деятельность началась с работы в компании по изготовлению витражей. Художница ведет электронный журнал, где делится советами с читателями, а еще у нее есть обучающий видео-курс, который создан специально для тех, кто хочет научиться создавать витражи.

Обучающий курс Ирины Киселевой отзывы

Ирина Терехова представила фото своих работ и слова благодарности автору курса (источник информации vse-v-tvoih-rukah.ru):

Мне понравились стихи М.Цветаевой:

Успехов в начинаниях, Всегда с Вами,

Витражи многие столетия заставляют людей восхищаться своей непередаваемой красотой. Несмотря на то что истоки зарождения этого вида искусства таятся в глубине веков, оно и сегодня нисколько не потеряло своей актуальности и востребованности. Это вполне логично объясняется тем, что подобный декор при красивом и аккуратном исполнении способен привнести в любое помещение не только уют и домашнее тепло, но и особую оригинальность оформления интерьера.

Витраж на стекле своими руками может быть создан даже начинающим мастером, при условии, конечно, если будет выбрана доступная для исполнения техника, которых в витражном искусстве достаточно много. В наше время специализированных магазинах и художественных салонах можно отыскать все необходимое для изготовления картин-витражей в современных упрощенных техниках, которые намного легче в исполнении, в отличие от классической технологии. Это стало возможным благодаря современным разработкам и особым материалам, которые способны весьма достоверно имитировать «классику».

Разнообразие витражных стилей и техник накапливалось постепенно, с учетом секретов старых мастеров и новых наработанных практик. Многие применяемые и сегодня, и их обязательно нужно рассмотреть перед тем, как определиться, какой вариант наилучшим образом подходит не только по рисунку, но и по сложности самого технологического процесса.

Для выполнения витража можно выбрать рисунки в различных стилях, как «подёрнутых благородной стариной», так и ультра-современных. Не теряют популярности композиции в готическом, древнеегипетском, индийском стилях. Находят своих сторонников абстрактный, модерн, арт-деко стили, и другие, соответствующие различным эпохам и культурам, направлениям в искусстве.

Каждый из существующих стилей способен своим сюжетом, формами и цветовым решением отобразить приверженность владельца квартиры или дома к той или иной эпохе. Все стили витражей имеют собственные требования и каноны, которые следует соблюдать при их исполнении.

Долгое время идеальным вариантом считался стиль с классическими рисунками, где выбор сюжетов и материалов был ограничен. В связи с развитием искусства и с появлением новых техник, возможности изготовления витражей значительно расширились. Поэтому вместо спокойных сюжетов классики все активнее стали использоваться экспрессивные цвета и рисунки модерна и абстракции.

Достаточно часто мастера в своих произведениях используют несколько стилевых направлений и техник, которые способны оживить и дополнить друг друга, что помогает органично вписать витражи в общий декор дома.

Иногда витраж для отдельного помещения выбирается, как задающий стиль всему интерьеру, в то время, как остальные предметы комнаты являются лишь его дополнением и обрамлением. Таким образом, витражная картина становится центром интерьера.

Если в планы жильцов дома входит декорирование комнат в различных стилях, то витражи способны объединить их в одну композицию. Стеклянные картины, которыми украшены окна, способны создать удивительную цветосветовую особую атмосферу, которая будет меняться в зависимости от интенсивности естественного освещения. Кроме этого, витражом могут быть украшены и фальшь-окна с искусственной подсветкой, которые часто устанавливают в ванных комнатах или на лестничных межэтажных площадках.

Однако, прежде чем выбирать стиль витража, необходимо определиться с техникой, в которой он будет выполнен.

Техники исполнения витражей

Как уже говорилось выше, существует множество техник изготовления витражей, но несколько из них можно назвать основными:

Классическая техника

Классическая техника витражей известна со Средневековья. Картины, изготовленные по ней, состоят из фрагментов стекла, имеющих разные оттенки, и установленные в металлические рамки.

По изготовлению подобный вариант можно назвать самым сложным, и обычно его доверяют выполнить только лишь опытным мастерам-профессионалам. Чтобы сделать такую картину потребуется большое количество различных инструментов, предназначенных для резки и обработки стекла, свари или пауки металлических рамок, а также хорошо освещенное просторное обособленное рабочее место. Все это стоит приобретать и обустраивать только в том случае, если планируется заниматься этим искусством профессионально, так как специальный инструмент стоит недешево. Да и навыки работы, честно сказать, тоже необходимы весьма высокого уровня.

Английская или пленочная техника

Пленочная или английская техника заключается в нанесении на стекло, по заранее подготовленному рисунку, специальной самоклеящейся пленки различных цветов.

Витраж, выполненный в пленочной технике

Каждый из фрагментов в таком витраже, после их наклеивания, обрамляется свинцовой лентой. Если стекло с этим витражом будет установлено в , то свинцовую ленту приклеивают с двух его сторон. Свинцовая лента не требует пайки, ее срезанные концы укладывают внахлест друг на друга и прикатывают валиком.

Преимущества пленочной техники заключается в том, что все работы проводятся на цельном стекле, которое не требует резки на отдельные фрагменты и их сложной обработки.

Кроме этого, витраж в английской технике можно изготовить гораздо быстрее, чем классический, и его способен сделать самостоятельно даже начинающий мастер при аккуратном подходе.

«Фьюзинг»

«Фьюзинг» нельзя назвать новой техникой изготовления витражных картин, так как используется она с тех пор, как стало производиться стекло, конечно же, за прошедшее время претерпев значительные усовершенствования.

Очень красивы и оригинальны витражи, выполненные по технологии «фьюзинг»

Название техники «фьюзинг» происходит от английского слова «fusion», что переводится, как смешение или сплав. Именно этот процесс и происходит со стеклом во время изготовления витража подобным методом. В домашних условиях выполнить витраж в этой технике не получится, так как для его изготовления необходимо специальное оборудование для плавления стекла, которое можно обеспечить только при очень высоких температурах.

Витраж, сделанный этим способом, не имеет швов и не требует применения металлических обрамлений.

Процесс создания витражной картины происходит следующим образом:

  • На прозрачном стекле нужного размера, уложенного на подготовленный лист с рисунком, на специальный клей выкладывается мозаика из кусков цветного стекла.
  • Далее, эта заготовка отправляется в специальную печь, где и происходит процесс спекания отдельных фрагментов стекла между собой и с основой, на которой они выложены.

Технология «фьюзинг» заключается в постепенном нагреве мозаики и ее томлении при температуре в 800 градусов - именно такой уровень необходим для плавления и спекания отдельных кусков стекла между собой. Плавление происходит под строгим контролем, так как нельзя упустить момент готовности изделия, иначе начнется процесс изменения структуры материала - расстеклование, при котором стекло кристаллизуется.

  • Когда структура витража станет однородной, витраж необходимо охладить.
  • Затем осуществляется еще один отжиг, то есть нагрев стекла с последующим охлаждением.
  • «Фьюзинг» включает в себя не только плавление и спекание, но и приемы обработки стекла во время проведения этих процессов. Кроме этого, если желаемый результат не достигнут, то производится постформинг, заключающийся в еще одном нагреве и приданию витражу выпуклой или криволинейной формы.

По окончании работ получается стеклянная картина, из стекла разных оттенков, надежно и герметично спаянных между собой. Эту технику применяют для изготовления витражей, выполняемых в различных стилях, так как она дает практически неограниченные возможности в создании картин любой тематики.

«Тиффани»

Техника витража «тиффани» осуществляется способом, в чем-то схожим с классическим. Для того чтобы сделать картину в этой технике, готовится рисунок-шаблон в натуральную величину в двух экземплярах, один из которых разрезается на отдельные фрагменты, по которым будут вырезаны кусочки стекла разного цвета.

Во многом повторяющая «классику» техника «тиффани»

Края кусков стекла обрабатываются и шлифуются до гладкости. Затем, каждый из элементов витража окаймляется медной лентой, концы которой спаиваются между собой. Следующим шагом обрамленные фрагменты соединяются между собой по рисунку с помощью оловянной пайки, проводимой мощным паяльником.

В отличие от классической, в технике «тиффани» используется только медная лента, которая намного гибче и устойчивее свинцового профиля и легче поддается заданной деформации, с последующим удержанием формы, что позволяет окаймлять ей даже небольшие детали витража. Благодаря этому технику «тиффани» используют не только для витражных окон, ни и для изготовления множества разнообразных элементов интерьера, например, абажуров настольных ламп и люстр.

Абажур настольной лампы, изготовленный в технике «тиффани»

Все детали, «одетые» в медную рамку, после спаивания концов профиля, перед соединением в общую композицию прокатываются валиком, в процессе чего лента обжимает стеклянный фрагмент.

Видео: работа мастера над витражом в технике «тиффани»

Пескоструйная техника

Пескоструйные витражи изготавливаются с применением специального оборудования, подающего под большим давлением струю воздуха с песком.

Создание виражных картин по этой технике производится следующим образом:

  • Подготавливается прозрачный лист стекла, на поверхность которого накладывается и закрепляется трафарет рисунка.
  • Открытые участки трафарета обрабатываются песком, подаваемым тонкой струей под высоким давлением. Поверхность от такого воздействия теряет в прозрачности и становится матовой.
  • После завершения работ трафарет снимается со стекла, и на поверхности остается изысканный воздушный рисунок.

Этот вид витража не требует монтажа каркасов и сложной фигурной резки стекла, а также наклеивания пленки. Но, как уже говорилось, обязательным условием является наличие специального оборудования. При желании, конечно, можно заменить струю песка наждачной бумагой, но в этом случае придется сделать из тонкого металла, так как картон – непрочный материал, он начнет истираться, и не позволит воспроизвести точный рисунок. Кроме этого, ручная работа займет достаточно много времени., а качество, глубина прорисовки все равно будут уже не те.

Литая техника

Эту нечасто применяемую витражную технику можно назвать одной из наиболее сложных, так как каждый из фрагментов мозаики выдувается или отливается из цветного стекла вручную. В процессе такого штучного изготовления стеклянным фрагментам придается особая задуманная фактура, способствующая тем или иным оптическим эффектам, игре преломления световых лучей, что создает эффект выраженной объемности. Затем фрагменты собираются в единую картину с использованием строительных растворов и металлического армирования.

Витраж, выполненный в литой технике

Изготовить витраж в такой технике в домашних условиях весьма проблематично, так как здесь нужны, помимо оборудования, совершенно специфические технологические навыки обработки стекла. Как правило подобные витражи являются авторскими художественными работами, и в практике частного домостроения практически использования не находят.

Техника травления

Техника создания на стекле рельефного рисунка путем травления предполагает применение плавиковой кислоты, которая имеет способность деструктивно действовать на главный компонент стекольной массы - диоксид кремния.

При нанесении кислоты на стекло, его слои начинают разрушаться. Для того чтобы вещество расплавило только те участки стеклянного листа, которые нужно, наносится трафарет из стойкого к кислотному воздействию материала. Трафареты позволяют создать четкие однослойные или многослойные рисунки на стеклянной поверхности, с выраженным рельефом различной глубины. Чем больше слоев в рельефе, тем он объемнее. При этом кислота наносится на разные участки картины столько раз, сколько слоев предполагает выбранный рисунок. Однослойный витраж выполняется в один прием, и в этом случае нанесение кислоты просто замутняет стекло, делает его матовым и шероховатым.

Браться самостоятельно, не имея практики, за подобную работу – не стоит. Работа со столь сильной кислотой требует предельной осторожности, так как можно запросто кожу или слизистые оболочки. Все операции проводятся в специальном защитном оснащении, в хорошо проветриваемом нежилом помещении, оборудованном соответствующим образом.

Расписной витраж

Техника расписного витража хороша тем, что может имитировать любой другой способ изготовления стеклянной мозаичной картины.

Одна из самых доступных техник — роспись по стеклу

Процесс работы над ним включает несколько этапов:

  • Изготовление рисунка и подготовка стекла нужного размера.
  • Стекло укладывают на столе сверху расстеленного рисунка витража.
  • По рисунку на стекло краской выбранного оттенка наносится контур. Обычно выбирается черный цвет, так как он отлично выделяет элементы рисунка. После завершения этого этапа, краске нужно дать хорошо высохнуть.
  • Обведенные фрагменты витража расписываются витражными красками.

Как самостоятельно создать витражную картину по этой технике – будет показано ниже в таблице-инструкции. А пока что можно сказать, что это – одна из наиболее доступных технологий в домашних условиях, и к изготовлению подобной росписи можно даже привлечь ребенка – ему будет очень интересно. Да и затраты, по сравнению со всеми другими техниками – минимальны.

Контурная заливная техника

Заливная техника так же, как и расписная, может имитировать любой способ изготовления витража, и с помощью нее можно выполнить картину в самых разных стилях. Подобная технология тоже отлично подходит для новичков, которые решили украсить свой дом витражами. Для того чтобы воспроизвести любое изображение на стекле, необходимо подготовить рисунок и витражные краски, которые обычно выпускаются в тюбиках, имеющих специальный носик – для удобства нанесения и распределения состава по поверхности.

Узор, выполненный в технике контурной заливки

Первое, что нужно сделать — это перенести контур рисунка на стекло, методом обведения. Перед проведением следующих работ необходимо дождаться, пока краска контура полностью просохнет.

После этого пространство внутри контура заливается краской нужного цвета. При необходимости ее распределяют с помощью кисти. Краска заливается достаточно толстым в 1÷1,5 мм, ровным слоем, и по мере высыхания она должна давать гладкую поверхность без художественных мазков. Если по рисунку отдельным фрагментам витража нужно придать объем с помощью цвета, то необходимо приготовить заранее краску разных оттенков, которую заливают на стекло, согласно образцу рисунка.

Необходимо заметить, что существуют и другие техники изготовления витражей. Многие из них включают в себя две или даже более базовых технологий способов, поэтому их можно смело назвать комбинированными. Например, чтобы упростить расписной или заливной метод, вместо красок используется цветная пленка. То есть вначале по рисунку на стекло наклеивается пленка, между фрагментами которой оставляется зазор в 3÷5 мм. Затем это просвет заполняется черной витражной краской, чем создается окантовка отдельных фрагментов общей мозаики.

Ознакомьтесь с , а также с фото и видео в специальной публикации на нашем портале.

Стили витражей

Витражи могут быть выполнены в различных стилях, но, выбирая рисунок по этому критерию, следует, безусловно, опираться на оформление всего интерьера, чтобы создать гармоничное сочетание всех элементов.

Стили витражей могут иметь множество подвидов, и из-за этого иногда даже достаточно сложно определить наиболее корректную классификацию рисунка. В этом случае рекомендуется опираться на особенности изображений, цветовую гамму и канонические характеристики.

Античный стиль

В основе античного стиля лежит древнегреческое и древнеримское начало. Уникальность и гармония элементов этих направлений не потеряли популярности в наше время, а, кроме того, многие детали более поздних стилей были заимствованы именно из античного.

Витражи, выполненные в этом стиле, обычно состоят из многочисленных фрагментов, и могут быть выполнены в любой из вышеописанных техник. Если принято решение придерживаться определенного направления, то важным условием является соблюдение характерных особенностей, присущих именно этому стилю:

  • Рисунок должен напоминать античную мозаику, содержащую греческие орнаментальные элементы — это рисунки амфор, нимф, колонн, пейзажей с архитектурными сооружениями, имеющими детали, характерные для зданий того времени – колоннады, портики, треугольные фронтоны и т.п.
  • Достаточно часто при изготовлении витражей этого стиля применяются смешанные техники, с применением не только стеклянных фрагментов, но и пленки, керамики, металла и перламутра.
  • Античные мотивы используются в витражах, устанавливаемых в виде фальшь-окон в ванной комнате, при оформлении стекол межкомнатных , ну и, конечно же, для оконных проемов с естественной подсветкой.

Древнеегипетский стиль

Этот интерьерный и витражный стиль никогда не выходил из моды, с тех пор, как его принес в европейскую культуру Наполеон после своего похода в Египет. Витраж в древнеегипетском стиле с того времени не претерпел особых изменений, сохранив геометрию рисунка и теплую цветовую гамму.

  • Характерными для древнеегипетского стиля цветами являются теплые охристые, песчаные, коралловые, оранжевые и желтые оттенки, которые отлично сочетаются с коричневым, насыщенным синим ультрамарином, кобальтом, хаки и травянисто-зеленым, особенно в тех случаях, когда имеют черное обрамление.
  • В данном стиле используются традиционные древнеегипетские орнаменты, сцены из жизни фараонов, изображения священных животных, а также знаменитые иероглифы.
  • Для витража этого направления подойдет заливная, «тиффани», «фьюзинг», пленочная, а также классическая техники.

Египетский стиль витражей обычно используется для оформления ванных комнат, балконов или кухонь, и достаточно редко для гостиных или спален, из-за перенасыщенности деталями.

Готический стиль

Готический стиль возник в Западной Европе в период Средневековья, и активно развивался в XII ÷ XV веках. Со временем он становился сложнее, обогащаясь разнообразными элементами и оттенками.

«Холодный» готический стиль

  • В начальной стадии возникновения стиля на витражах изображались, в основном, картины с религиозными мотивами, а позже стали появляться фигуры символических животных, рыцарские турниры, а также сцены охоты.
  • Готические витражи имеют глубокие богатые оттенки, такие как темно-зеленый, бордовый, ультрамарин, пурпурный, фиолетовый и черный.
  • Фрагменты картины обрамляются золотом, патиной или черненой медью, всем тем, что способно подчеркнуть принадлежность данного элемента интерьера к готическим мотивам.
  • Самые оптимальные техники исполнения витража в стиле готики - это заливной, роспись, «тиффани», классика, пленочная, а также комбинированная.

Нужно сказать, что для обычной квартиры этот стиль оформления интерьера будет мрачноват и не принесет в дом уюта и тепла, так как его скорее можно отнести к холодному монументальному направлению в искусстве. Готический стиль больше подходит для больших залов приемов и высоких потолков католических церквей.

Индийский стиль

Индийский витраж возник много веков назад в качестве украшения оконных проемов для богатых домов Индии. В дальнейшем, как и многие другие стили, он обогатился и несколько разбавился сюжетами и мотивами других стран, но в целом — сохранил свою самобытность.

  • Индийский стиль отличается яркостью красок, которые поднимают настроение — это оранжево-красный, ярко-желтый и зеленый, светло-голубой и другие, будто подсвеченные снаружи солнцем оттенки. В витражах может присутствовать большое количество позолоты.
  • Индийские витражи включают в себя изображения божеств, находящихся на фоне водной глади, и пышных растительных или горных пейзажей. Самым популярным элементом индийского растительного орнамента является так называемый пейсли — «огурец», который присутствует практически на любой картине этого стиля.

Классика орнаментов в индийском стиле — пейсли или, иначе, «огурец»

  • Для исполнения этого витража используется техника «тиффани», классическая, роспись и заливка.

Стиль модерн

Модерн прочно вошел в моду после художественной выставки, прошедшей в Париже в 1900 году, и, наверное, уже навсегда закрепился среди самых популярных стилей, как в художественном искусстве, так и в архитектурном оформлении.

Основная идея этого стиля — это первичность формы, то есть взят за основу постулат «форма важнее содержания».

  • Стиль модерн отличается плавными линиями, легкостью, изысканностью и утонченностью. Это может быть морская или растительная тема, а также направление легкой романтики.

На витражах, выполненных в стиле модерн, достаточно часто присутствуют кованые решетки, увитые густой зеленой растительностью с вкраплениями из цветов, или вазоны с установленными в них букетами необычных форм.

  • Витражи этого стиля выполняются в пастельных спокойных тонах, и поэтому отлично вписываются в любое интерьерное решение, становясь его центром и создавая в комнате атмосферу тепла и уюта.
  • Витраж может быть выполнен в технике «тиффани», заливки, пленочной или росписи.

Стиль арт-деко

Со временем на смену сложным замысловатым переплетениям растений, кованым решеткам, различным сценам из жизни рыцарей и религиозной тематики пришли более простые формы современных стилей. Одним из них, который многим пришелся по вкусу, является стиль арт-деко.

Арт-деко — преобладание крупных деталей и симметрия рисунка

Появилось это направление в 20-х годах прошлого столетия, и было особо популярно вплоть до 60-х годов. Сегодня стиль арт-деко тоже достаточно часто применяется в оформлении современных квартир и домов.

  • Рисунки этого витражного стиля отличаются симметричностью расположения элементов, четкостью линий и чистыми цветами, идеально подобранными друг к другу, а также повторяющимся рисунком.
  • Стиль арт-деко выполняется в любой из вышеописанных техник, так как рисунок обычно состоит из крупных фрагментов, которые могут быть вырезаны из стекла или пленки, а также вытравлены с помощью специальной кислоты или залиты краской.

Витраж в абстрактном стиле

Абстракционизм, как признанный стиль, появился в 1910 году, после представленных на выставке акварелей французских художников. Со временем он вошел в европейскую моду, и его стали применять для изготовления различных элементов для украшения интерьера, в том числе и витражей.

Абстрактный стиль может быть выбран для различных интерьерных решений, так как в нем слилось несколько направлений витражного искусства.

  • Абстракционизм отличается многочисленностью правильных и неправильных по форме фрагментов, яркостью и сочностью красок, которые придают экспрессию всему помещению, где расположено художественное панно.
  • Витраж в абстрактном стиле выполняется в технике роспись, «фьюзинг», пленочном и заливки.

Выбрав подходящую для исполнения технику, витраж подобного стиля вполне можно изготовить самостоятельно – пределов для фантазии здесь просто не существует.

Детский витраж

Самым интересным и трогательным можно назвать детский витражный стиль. Разнообразие тем и мотивов детских мотивов дает большой простор для фантазии родителей, а к процессу эскизной подготовки вполне можно привлечь и детей. Чаще всего на подобных витражах изображаются герои любимых сказок и мультфильмов, а также стилизованные животные.

  • Детский витраж должен иметь четкие формы, чтобы ребенку сразу было видно, что на нем изображено. Нужно продумать рисунок так, чтобы он состоял из плавных линий, которые способны сделать картинку мягкой и спокойной, но в то же время яркой, привлекающей внимание.
  • Витраж можно расположить на часах или встроенном в шкаф зеркале, но не стоит делать его на окне, особенно если квартира расположена выше первого этажа. Окно – зона повышенной опасности, а ребенок даже несознательно будет тянуться к красивому яркому изображению.

  • Кроме этого, в целях безопасности нужно хорошенько продумать технику исполнения картины. Она не должна состоять из отдельных фрагментов стекла, даже если они очень хорошо скреплены между собой. Должны быть полностью исключены острые рельефные выступы.

Картинка не должна быть скучной и неинтересной. Для детских витражей хорошо подойдет пленочная, заливная и расписная техника, а еще лучше, если картина будет нанесена на безопасное синтетическое стекло.

Узнайте, как , в специальной публикации нашего портала.

Изготовление витража своими руками

Самыми простыми из всех техник изготовления витражей в домашних условиях, которые доступны для освоения новичками, являются расписная и пленочная. Именно эти техники и будут рассмотрены более подробно.

Создание витража в технике росписи стекла

Иллюстрация
Первым шагом идет снятие размеров со стекла, на котором будет нанесен витраж.
По этим размерам необходимо подобрать понравившийся готовый рисунок или же, при достаточном опыте, выполнить его самостоятельно.
Если готовый рисунок берется из интернета, то его распечатывают на обычных листах формата А-4 в любом графическом редакторе, с использованием функции многостраничной печати (для этого отлично подходит, например, приложение Publisher, входящее в пакет MS Office).
Затем фрагменты стыкуются и склеиваются по линиям с помощью скотча, чтобы воссоздался единый рисунок.
В рассматриваемом случае рисунок выполняется самостоятельно, от руки.
При этом важно добиться, чтобы каждая из его деталей была хорошо выделена, границы прорисованы.
На готовый эскиз идеально ровно укладывается стекло, на которое будет переноситься весь рисунок.
Стекло необходимо тщательно обезжирить с помощью спиртового или аммиачного растворов.
Нанесенные составы после очистки поверхности стекла тщательно вытираются, так как «рабочая площадка» не только не должна иметь жирных пятен, но и быть абсолютно сухой.
Следующим шагом все контуры рисунка обводятся на стекле по шаблону, уложенному под ним.
Эти границы наносятся обычно черной краской, так как она хорошо выделяет все фрагменты и делает конечный рисунок более четким. Для витража, как уже говорилось выше, используются специальные витражные краски.
Нанесенный контур должен полностью просохнуть, иначе можно испортить всю проделанную работу, случайно смазав краску при выполнении дальнейших операций.
После высыхания границ переходят к раскрашиванию готового рисунка.
Этот процесс можно сравнить с детской книжкой-раскраской, где каждый из элементов должен приобрести свой цвет. К этому этапу изготовления витража нужно подойти творчески, но и с предельной аккуратностью.
Такое тонирование обычно наносится тонкими кисточками – нанесенные и просохшие ранее границы не дадут краскам растечься.
Цвета должны быть максимально чистыми, яркими, обязательно гармонировать между собой.
Если предполагается придать рисунку особую живописность, то более темные или светлые оттенки лучше всего нанести позже, после высыхания основных, базовых цветов. Иначе может получиться грязь, и вся работа пойдет насмарку.
Готовый витраж должен выглядеть эстетично и аккуратно, а также хорошо гармонировать с интерьерным стилем.
Декорированное таким образом стекло можно будет аккуратно вставить в раму, например, межкомнатной двери, или использовать для оформления мебельных дверец.

Создание витража в пленочной технике

Эта техника изготовления витража предполагает использования плёнки и свинцовой ленты. Обычно для плёночной технологии выбираются стилизованные рисунки, имеющие четкие формы – стиль арт-деко. При аккуратном подходе подобный витраж выполнить, наверное, даже легче, чем с использованием красок.

Иллюстрация Краткое описание выполняемой операции
Чаще всего рисунок для исполнения витража в этой технике распечатывается на принтере, с использованием уже упоминавшихся графических приложений. Так можно получить точные и четкие линии и формы всех, даже самых мелких фрагментов.
Если работа выполняется в первый раз, не стоит брать слишком сложный рисунок с замысловатыми элементами.
Линии рисунка должны иметь ширину около 4÷4,5 мм.
Распечатав рисунок на листах, их аккуратно склеивают между собой.
Все линии должны идеально совпасть, так как от этого зависит эстетичность конечного результата.
Следующим шагом, подготовленное по размеру стекло необходимо тщательно очистить от пыли и грязи, обезжирить с той его стороны, которой оно будет накладываться на рисунок.
Затем, стекло насухо вытирается.
Сухое стекло укладывается на сборный лист с рисунком.
Важно сразу добиться необходимой ровности укладки стека относительно графического рисунка, чтобы работа не пошла с перекосом относительно «холста».
Желательно обеспечить надежную фиксацию стекла, чтобы не случилось случайного сдвига при выполнении дальнейших операций.
Рекомендуется для этого использовать маленькие отрезки тонкого двустороннего скотча (показаны стрелками), разместив из в тех местах, где они не будут мешать рисунку витража.
Для работы нужно подготовить такие специальные инструменты, как валик, ракель с фетровой накладкой, узкий нож со съемными лезвиями, прижим, ножницы, металлические линейки разной длины.
Из материалов потребуется витражная самоклеящаяся пленка разных цветов и специальная свинцовая самоклеящаяся витражная лента подходящего оттенка.
Уложенное на рисунок стекло нужно еще раз хорошо обезжирить и с внешней стороны, спиртовым раствором, а затем насухо вытереть чистой микрофиброй, которая гарантированно не оставит на поверхности мелких волокон.
Далее, начинается работа с пленкой.
Специалисты рекомендуют использовать для монтажа высококачественную пленку английского производства «RegaLead», но она в несколько раз дороже продукции других компаний.
Недорогие же пленки могут быть неустойчивыми к ультрафиолетовым лучам, поэтому способны очень быстро выгореть, если витраж будет находиться на солнечной стороне.
Пленка вырезается для каждого элемента отдельно по его размеру.
Здесь, конечно же, оптимальным вариантом станет организация подсветки рабочего стола снизу. Если таковую сделать нет возможности, то придется вымерять каждый фрагмент линейкой и подгонять по месту.
Пленку отмеряют и вырезают немного большего размера, чем фрагмент рисунка, а корректируют ее края уже после наклеивания.
Перед наклеиванием каждого фрагмента, место, куда он будет наноситься, тщательно протирают (обезжиривают) и сушат микрофибровой салфеткой.
Далее, если фрагмент представляет собой полоску, то с отрезанного куска пленки, с одного его края, начинают снимать подложку.
Край детали закрепляют на стекле, приглаживая ракелем с фетровой насадкой.
Другой край фрагмента натягивается, что дает возможность расположить его точно по линиям рисунка.
Затем, четким и быстрым движением полоса пленки прижимается ракелем к стеклу.
Эту операцию необходимо проводить быстро для того, чтобы даже малейшая пыль не успела попасть на поверхность стекла, иначе эффект аккуратности может быть безвозвратно потерян.
Излишки пленки по краям стекла срезаются острым ножом.
Клей на тыльной стороне пленки схватывается практически сразу, но не в полную силу, поэтому есть возможность поправить неровности, если они случайно создались.
На этом фото хорошо показаны две параллельные полосы, наклеенные на стекло.
Одна из них уже ровно, по линейке, обрезана, а вторая только что наклеена, и ее края еще не обработаны.
Пленка должна находить на черную полосу на 1,5÷2 мм.
Длинная линейка укладывается именно по этой линии, по ней проводят острым ножом, и лишняя часть пленки аккуратно удаляется.
Позднее в ходе работы черные линии рисунка будут закрыты свинцовой лентой, которая наклеивается в последнюю очередь.
В том случае, если под пленку все же попала пылинка, то ее необходимо постараться удалить.
Для этого край фрагмента осторожно приподнимают, отклеив от стекла, и кончиком ножа аккуратно, чтобы не повредить материал, снимают пылинку.
Пальцами эту операцию проводить категорически запрещено, так как отпечатки от них обязательно останутся на клеевом слое пленки, и будут хорошо видны на просвет.
Убрав пылинку, пленку вновь натягивают и прижимают с помощью ракеля.
На этой иллюстрации хорошо показаны два готовых фрагмента будущего витража.
Далее, работа продолжается по тому же принципу.
Если элемент рисунка имеет криволинейную конфигурацию, то его корректировку проводят на месте.
Для этого вырезается фрагмент пленки большего размера, и от него после наклеивания аккуратно отрезаются лишние участки точно по черным линиям рисунка.
Здесь, безусловно, очень важна «набитость руки», чтобы манипуляции ножом были тщательно выверены, и края получались ровными, точно по подложенному шаблону.
Если на задуманном рисунке по соседству располагаются несколько мелких фрагментов разного цвета, то можно поступить двумя способами.
В первом случае, вся разноцветная зона закрывается пленкой одного цвета, а затем вырезаются лишние фрагменты.
Так можно существенно выиграть в скорости изготовления витража, но проиграть в расходе материала.
Можно поступить и по-другому, более профессиональным способом, когда каждый фрагмент рисунка накрывается отдельным кусочком пленки и вырезается отдельно.
Здесь достигается экономия материала, но работа, особенно при отсутствии опыта, займет больше времени, а кроме того, высока вероятность допустить ошибку.
Поэтому, если выбирается второй способ работы, на отдельные элементы наклеивается фрагменты пленки несколько большего размера.
Резы также производятся по черным линиям рисунка-шаблона.
Ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы оставались нахлесты пленок соседних фрагментов, так как при повышении температуры материал имеет свойство расширяться, и при отсутствии зазора между отдельными элементами мозаичного рисунка, на поверхности может появиться деформация. А со временем пленка и вовсе начнет отслаиваться от стекла.
Поэтому между фрагментами должен оставаться зазор 1,5÷2 мм.
Остальные части рисунка вырезаются и фиксируются на стекле по такой же методике.
На иллюстрации можно хорошо рассмотреть, как наклеиваются элементы, имеющие сложные лекальные формы.
Когда пленкой будут заполнены все цветовые фрагменты, переходят к наклеиванию свинцовой ленты.
Этот материал для обрамления может быть разного цвета - производится лента под золото, серебро, медь с разнообразными промежуточными оттенками.
Свинцовая лента может быть матовой или глянцевой, она пластична, так как состоит на 98÷99% из чистого свинца, поэтому легко принимает любую заданную форму, и с ней очень комфортно работать.
Нижняя часть этого витражного материала также покрыта специальным клеевым составом, который имеет отменную адгезию со стеклом.
Лентой обрамляется каждый фрагмент витража.
При стыковке нескольких линий ленты в одной точке, края должны быть перекрыты, то есть если надрезы выходят на край всей композиции, то они перекрываются обрамляющим весь край отрезком.
В средней части рисунка края ленты также должны перекрывать друг друга.
После приклеивания лента тщательно прикатывается сверху валиком.
Прямые линии витража, обрамленные свинцовой лентой, обязательно следует выровнять с помощью линейки и ракеля – этот процесс нужно провести сразу, пока клей не еще просох.
Несложный способ выравнивания прямых линий позволяет сделать их идеально ровными.
Для этого к полосе приклеенной ленты прикладывается линейка, устанавливается точно по шаблону, а затем между линейкой и лентой проводят углом или ребром ракеля, который и окончательно установит ленту на заданное место.
Как уже говорилось выше, каждый из краев ленты должен перекрываться следующим наклеенным отрезком.
Например, если обклеивается круглая зона с фрагментами, то для этого берется цельный кусок и, после выкладки окружности, один край ленты накладывается на другой, а затем прикатывается валиком.
Обрезанные края должны быть закрыты для того, чтобы во время проведения уборки случайно не задеть и не отклеить какой-нибудь из них.
Поэтому рекомендовано тщательно продумать заранее, какой из фрагментов, куда и когда приклеить. Нужно постараться распланировать очередность наклеивания таким образом, чтобы в завершении работ, остался всего лишь один открытый край ленты.
После этого вся приклеенная лента прикатывается с помощью валика.
Далее, с помощью специального прижима, который обычно входит в комплект принадлежностей для создания витражей, нужно пройтись по всем стыкам, прижимая полосы ленты друг к другу.
Это проделывается во избежание образования щелей с последующим попаданием в них в процессе эксплуатации влаги или моющих средств.
Прижимается лента с двух сторон стыка, что, кстати, придает общей композиции естественность настоящего витража – получается визуальный эффект «кованого соединения».
Полная герметизация стыков и перехлестов обеспечит максимально долгую службу созданного витража.
После этого витраж нужно осторожно обработать моющим средством, но наносить его нужно не на стекло с готовым рисунком, а на салфетку из микрофибры.
Протирается витраж очень аккуратно, по направлению только вдоль свинцовых лент, во избежание их сдвига, так как клей еще полностью не полимеризовался.
Далее, из-под стекла можно удалить шаблон-рисунок.
Готовый витраж должен иметь ровные линии и быть очень аккуратным.
Только в этом случае он будет смотреться эффектно и станет полноценным украшением помещения, притягивающим взгляд центром дизайнерского оформления интерьера.

Если для изготовления будет выбрана одна из простых техник, то освоить их можно достаточно быстро. Однако, прежде чем начинать делать чистовой вариант витража, необходимо немного потренироваться, чтобы хотя бы немного «набить руку». Возможно, этот творческий процесс сможет кого-то увлечь настолько, что после выполнения одной картины на стекле, начинающему мастеру захочется заниматься этим делом профессионально.