В частном доме

Чертеж дома в стиле классицизма. Стили домов и их оформление

Чертеж дома в стиле классицизма. Стили домов и их оформление

Архитектура (от древнегреческого — старший, главный плотник или строитель) — это искусство проектировать и возводить различные сооружения и здания. Часто архитектурой называют только внешний облик здания, а также собирательно — все строения и дома.


Бернардо Беллотто. The Schloss Hof, Garden Side. 1758

Архитектурными стилями в свою очередь называют совокупность признаков и отличительных особенностей того или иного направления архитектуры. Такие особенности и отличительные черты могут быть вызваны религиозными, культурными, техническими и даже климатическими факторами.

Стилей архитектуры существует довольно много, однако наиболее известным, ставшим родоначальником других направлений в проектировании и строительстве зданий, можно уверенно назвать классицизм.

Вечная классика

Классицизм, как стиль архитектуры возник еще в 16 веке, на исходе знаменитой эпохи Возрождения. Основоположником нового направления в проектировании зданий принято считать венецианского мастера Палладио, а весь ранний период классицизма получил название палладианство. Впрочем, в России это западное название (в отличие от самого архитектурного стиля) не прижилось и это направление зодчества в нашей стране так и именовалось — ранний классицизм.

АндреаПалладио называют самым влиятельным и известным архитектором в истории, но стоит отметить, что Палладио и его ближайший ученик и продолжатель дела ВинченцоСкамоцци вовсе не «изобрели велосипед», а главные идеи заимствовали у древних греков, храмы которых являются, вероятно, самыми первыми образцами классицизма в архитектуре. Но и преуменьшать влияние Палладио, безусловно, не стоит. Виллы, возведенные им в окрестностях Венеции и Виченцы, превосходно сохранились до сих пор и являются настоящими ш едеврами искусства архитектора, кроме того, принципы античного храмового зодчества Палладио развил и дополнил новыми элементами и приемами.



Вилла Ротонда, Виченца, архитектор — Андреа Палладио

Классицизм был восторженно принят интеллектуалами континентальной Европы и Англии, которые к кому времени успели пресытиться излишествами слишком вычурного позднего барокко, к тому времени выродившегося в рококо.

Уже при Людовике XV в Париже появилась центральная площадь Согласия, которая до сих пор остается ярким образцом классицизма в архитектуре, градостроительстве и оформлении больших пространств.



Крупнейшим представителем классицизма в Великобритании стал шотландец Роберт Адам, который создал свою, более легкую, воздушную и непринужденную версию раннего классицизма и стал первым, кто оформил интерьеры помещений в этом стиле. Кстати, Адам оказал влияние на производителей мебели, в частности, известнейшего английского мебельного мастера ТомасаЧиппендейла.

Большое количество зданий, возведенных в стиле классицизма можно отыскать не только в Париже (яркий образец — бывшая церковь Святой Женевьевы архитектора Жак-ЖерменаСуффло), но в Российской империи.



Пантеон, место захоронения выдающихся деятелей Франции, ранее — церковь Святой Женевьевы

В России ранний классицизм особенно ярко проявился в эпоху «просвещенного абсолютизма» — во времена правления Екатерины Второй. Именно тогда в Санкт-Петербурге появились дворец графа К. Г. Разумовского на набережной Мойки, проект которого был разработан Ж. Б. Валлен-Деламотом и А. Ф. Кокориновым, здание Императорской академии художеств на Васильевском острове, работы этих же мастеров классического стиля,Юсуповский дворец, Малый Эрмитаж и другие великолепные строения, украшающие Северную столицу и по сей день.



Императорская академия художеств, сейчас Институт имени Репина

В Москве не так много зданий в строгом классическом стиле, как в Санкт-Петербурге, однако есть и свои яркие представители этого стиля, такие как Матвей Казаков, архитектор, проект которого использовался при строительстве Сенатского дворца, который сейчас является «рабочей резиденцией президента Российской Федерации».



Матвей Казаков стал одним из основоположников русского классицизма, возвел много зданий со строгой геометрией форм и сдержанным оформлением фасадов в Москве, Твери, Коломне, Перми и Смоленске. Наиболее значимыми образцами его творчества и, соответственно, классического стиля в Белокаменной стали Петровский путевой дворец и Голицынская больница.



Петровский путевой дворец в Москве, сейчас находится в ведении мэрии столицы, в 2009 была осуществлена реконструкция


Голицынская больница, ныне Городская клиническая больница № 1 имени Н. И. Пирогова

Еще один представитель классицизма в Москве — архитектор Василий Баженов, ставший автором одного из самых известных классических зданий столицы — Пашкова дома, построенного на Воздвиженке в 1786 году.



В 18 веке классицизм в архитектуре переживает свой расцвет, а в начале 19 века, во время Наполеоновских войн развивается в поздний классицизм или имперский стиль, более известный, как ампир.

Чтобы оценить величие и развитие имперского классицизма (в Великобритании, где не было императоров, получившего название регентский стиль), достаточно увидеть монумент на площади Каррузель и Вандомскую колонну.






Эти памятники знаменовали победы наполеоновской армии и наглядно демонстрировали, что поздний классицизм значительно отошел от строгих античных форм и стал более пышным и торжественным.

В России в начале 19 века классика, вернее поздний классицизм или ампир, также оставался самым распространенным стилем в архитектуре, наиболее известными архитекторами, творившими именно в этом направлении стали Карл Росси, Андреян Захаров и Андрей Воронихин. Карл Росси, в частности, известен тем, что работал над ансамблем Дворцовой и Сенатской площади в Санкт-Петербурге и оказал большое влияние на формирование облика Северной столицы.



Специалисты также выделяют «сельский или провинциальный ампир» — несколько неуклюжие попытки повторить основные приемы ампира, которые использовались при строительстве типичных помещичьи усадеб. Несмотря на отход от классических канонов именно такой «сельский ампир» помог сформировать очаровательный образ провинциальной, тихой России, живущей в полной гармонии с природой.

В середине 19 века поздний классицизм сменила романтически окрашенная эклектика, которая представляла собой настоящее смешение стилей — неоренессанс, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль и индо-сарацинский стиль. Из классики эклектика сохранила использование архитектурного ордера, однако он утратил свою главенствующую роль.

В начале 20 века так называемый неоклассицизм смог вытеснить из архитектуры популярный тогда модерн. Так, в Соединенных Штатах именно в те годы появились американский ренессанс и колониальное возрождение, а в России после публикации статьи Александра Бенуа, прославившего строгую красоту улиц Санкт-Петербурга, архитекторы снова обратились к основным приемам античного зодчества.

Неоклассицизм пытался вернуться к традициям итальянских мастеров и создавал иллюзию старины, однако в целом оказался модернизированным, во многом упрощенным вариантом классицизма. Среди российских архитекторов, творивших в данном направлении можно отметить Федора Лидваля, выстроившего в 1900-х годах многие здания Петербурга, а также Ивана Фомина, поклонника русского зодчества и неоклассицизма, считающегося одним из основоположников сталинского ампира.



Здание Совнаркома УССР, Киев, архитектор И.А. Фомин, 1935 год

В20 веке в Советском Союзе классицизм пережил еще один виток популярности, получив название сталинский ампир или советский монументальный классицизм. Данное направление сформировалось в конце 1930-х годов и именно в этом стиле в последующие 20 лет были построены многочисленные Дворцы съездов, Дворцы культуры и Дома пионеров во всех крупных советских городах.

Сталинская архитектура оказала влияние и на застройку городов республик Восточной Европы, а в коммунистическом Китае и Северной Корее оставалась главенствующим стилем еще несколько десятилетий после смерти вождя.






Несмотря на то, что сегодня классицизм нельзя назвать самым популярным направлением в архитектуре, многие архитекторы до сих пор обращаются к строгим, симметричным формам классики. И даже среди новостроек Москвы можно отыскать здания, резко выделяющиеся среди обычных жилых комплексов.

Яркими примерами, заставившими специалистов заговорить о возрождении традиций классицизма, стали дом на Большой почтовой улице и одно из зданий комплекса «Туполев-плаза» на набережной Туполева, работы архитектора Дмитрия Бархина, а также жилой комплекс «Римский дом» во 2-м Казачьем переулке, построенный по проекту Михаила Филиппова.






Одно из зданий бизнес-центра «Туполев-плаза»

Жилой комплекс «Римский дом», 2-й Казачий переулок

Впрочем, пока эти редкие, необычные для современной Москвы здания остаются единичными случаями обращения к традициям классики, уступая железобетону, фасадам, украшают которые только коробки кондиционеров и типовым монолитным новостройкам.

Основные отличия классицизма в архитектуре

Главной отличительной чертой архитектуры классицизма стало обращение к формам античного зодчества, которые архитекторы считали эталоном простоты, гармонии, строгости, монументальности и логической ясности.

Архитектура классицизма — это четкость и геометризм объемной формы, а также регулярность и логичность планировки. Основой архитектурного языка классицизма является ордер, в своих формах и пропорциях близкий к античности.

Кроме того, для классицизма свойственны строгие симметрично-осевые композиции, регулярная система планирования городской застройки и сдержанность декоративного убранства.

Не удивительно, что главным элементом классического здания остается ордер (от латинского — порядок, строй). Этот архитектурный прием, появившийся еще в 6 веке до нашей эры, стал очень популярен и встречается в разных своих разновидностях во всех без исключения классических зданиях.



Полный ордер включает в себя антамблемент, колонну и пьедестал и чаще всего остается единственным украшением классического здания, не нуждающегося в других элементах декора.

Классика в интерьере — это минимум лишних деталей, четкость линий, сдержанные цвета (кремовый, бежевый, приглушенные оттенки зеленого), а также использование дорогих, натуральных материалов.



Сейчас здания в строгом классическом стиле стали большой редкостью и неизменно притягивают внимание, вызывая восхищение строгими, четкими формами, симметрией фасадов и элегантностью колонн. Говорить о возрождении классицизма в архитектуре, конечно же, пока не приходится, однако до сих пор это направление имеет своих преданных поклонников.

К сожалению, чаще всего такая привязанность выражается в оформлении интерьеров, а не внешнего облика зданий, что зачастую создает несоответствие фасада и внутреннего наполнения. К тому же, современным архитекторам все еще есть чему поучиться у классиков, например, оформлению больших пространств и целых кварталов городов, ведь планирование городской застройки по принципам классицизма отличалось продуманностью, рациональным подходом и неизменно создавало уникальный, очень привлекательный пейзаж большого города.

Анна Седых, рмнт.ру

Традиционный архитектурный стиль - классицизм, широко распространен в градостроительстве. Делится на несколько периодов, и с момента возникновения в XVII веке интерес к нему не угасает. Сегодня проекты домов в классическом стиле одни из самых востребованных. Что же особенного в этих зданиях?

Классика в архитектуре

Классицизм сменил одержимый декором рококо и внес монументальность и строгость форм в архитектурные сооружения. Базой этого стиля стал античный ордер, с его лаконичностью и симметрией, колонами, пилястрами, орнаментами и статуями. Внешний декор служит для отображения назначения построек:

  • муниципальные строения (суды, библиотеки) декорируются статуями-символами направления деятельности;
  • загородные дома в стиле барокко и классицизм декором подчеркивают статус и род занятий владельцев: скульптурами, живописью и другими элементами.

Характерными чертами классицизма являются:

  • осевая симметрия постройки;
  • геометризм;
  • сдержанный декор: колоны, пилястры, аттики, фризы и т.д.;
  • прямоугольные или арочные проемы;
  • регулярная планировка;
  • светлая или контрастная цветовая гамма.

Классицизм универсален и может применяться в усадебном зодчестве и для проектирования красивых особняков . Здания в этом архитектурном стиле органично выглядят за городом и в городских пейзажах с малоэтажной застройкой. Такие дома всегда становятся центром архитектурного ансамбля. Стоит взглянуть на дизайн-проект особняка 19 века в классическом стиле.

Примеры проектов домов в классическом стиле

Проекты классических двухэтажных домов монументальны и просторны, могут включать скромный декор в виде эркера, колон и пилястр. Отделочные материалы, используемые для таких фасадов:

  • декоративная штукатурка;
  • мрамор;

Эти постройки отличаются хорошим освещением. Оконные проемы имеют традиционную форму: прямоугольников и арок. Фасад может декорироваться лепниной и строгими колоннами.

Классические образы особняков и резиденций пользуются неизменной популярностью среди застройщиков, как самые лучшие для реализации в загородных коттеджных поселках. Более половины всех строительных портфолио в России представлены именно такими загородными домами. Причинами столь высокой востребованности можно считать традиции отечественного строительства и привычный образ сооружений.

Классицизм в архитектуре появился очень давно и стал основным направлением в застройке городов, как наиболее верный с точки зрения симметрии и содержащий сдержанную помпезность и торжественность. Данный стиль также имеет название «палладианский», под которым и распространился в европейских странах. В российской традиции классические приемы архитектуры стали использовать в частном строительстве для дворцов, загородных резиденций и городских особняков. Несмотря на свою предрасположенность для больших и объемных сооружений, классицизм идеально подходит для современного коттеджа, так как позволяет создать надежное и внушительное строение, способное прослужить несколько сотен лет.

Еще одно преимущество данного направления в архитектуре, если говорить современным языком, это «солидность». Владелец такого коттеджа подсознательно воспринимается, как богатый и успешный человек, который имеет правильный вкус в вещах и стремится к успехам в своих начинаниях. Если рассмотреть готовые проекты домов и коттеджей на сайте ИнноваСтрой, то один вид сооружений вызывает уважение и трепет перед их величием и основательностью.

Проекты коттеджей в классическом стиле: типовые и индивидуальные

Стоит отметить, что любые готовые и эксклюзивные разработки домов в таком стиле прекрасно подходят для сооружения в любом коттеджном городке на совершенно любых грунтах. Основательное и тяжелое здание может быть построено во всех климатических зонах российских регионов. Кроме существующих разработок, которые призваны показать все преимущества классического стиля в архитектуре, наиболее востребованными среди наших заказчиков является индивидуальное проектирование домов и коттеджей . В таком случае удается полностью воплотить все пожелания клиента, как в расположении строения, так и в планировке внутренних помещений.

Чем же так привлекательно индивидуальное проектирование, осуществляемое в ИнноваСтрой? Если вы собрались строить коттедж в классическом стиле, отражающий ваши амбиции и возможности, нет смысла брать типовой проект, который может совсем не соответствовать вашим потребностям. Эксклюзивная разработка обеспечит учет всех пожеланий членов семьи и самого застройщика. Готовые проекты можно использовать в качестве примеров для того или иного элемента конструкции, декорирования, внутреннего расположения помещений.

Проектирование производится нашими специалистами с применением современных компьютерных технологий и самых продвинутых методик расчетов. Одно из направлений использования типовых проектов классических коттеджей – создание коттеджных городков или небольшого района с одинаковыми или похожими домами, что также очень популярно у инвесторов, так как позволяет дороже продать загородные участки и создать своего рода элитный поселок или улицу.


Особенности коттеджа в классическом стиле

Сам по себе стиль «классицизма» предполагает множество архитектурных решений, которые использованы в исторических строениях и используются приверженцами данного направления, или более современного «неоклассицизма». Если рассматривать проекты коттеджей в классическом стиле, то для них применяются лишь некоторые приемы и декоративные элементы. Все-таки, основной принцип классицизма состоит в выдержанности формы и лаконичности силуэта. Перегруженность отделкой неприемлема для домов данного стиля. Примерами могут служить многие исторические объекты, которые отражают даже региональные отличия в описываемом направлении строительства:

  • Английская классика;
  • Российский классицизм;
  • Германская основательность;
  • Итальянское направление;
  • Французский «регентский стиль».

Образчики национального воплощения очень легко найти на просторах интернета. При желании заказчика нашими специалистами может быть реализован любой классический дизайн коттеджа. Ниже мы рассмотрим основные отличия классического коттеджа от современных или других видов архитектуры и дизайна.

Симметрия

Основами для классического стиля стали образцы архитектуры древнего Рима и Греции, где отдавали предпочтение регулярным и строгим формам, четкой ориентации самого сооружения и внутренних пространств. Принцип симметрии прослеживается во всем – от формы коттеджа до расположения декоративных элементов. Точность ориентирования строения выражена несколькими направлениями:

  • Полная симметрия относительно вертикальной оси фасадов;
  • Четкое разделение на главный, задний и боковые фасады, которые отличаются и размерами и отделкой;
  • Ориентации здания согласно пересечению осей сооружения, что обеспечивает простоту во внутреннем расположении комнат.


Коттедж в классическом стиле в полной мере отражает данный принцип, так как возводится на сравнительно ограниченных участках. Таким образом, дом практически всегда стоит по центру территории и является главной частью композиции.

Симметричность строений стала основным отличием классического стиля, и отражает лаконичность форм и линий в образе сооружения. При этом выверенная четкость служит показателем основательности, внушительности и солидности. Наиболее яркими представителями служат дома в классическом английском стиле.

Конструктивные элементы

Классический стиль в архитектуре загородных резиденций отличается прямыми линиями, ровными и точными углами, прямыми образами, без изгибов и «перетекания» линии фасадов. Оригинальными чертами данного направления стало использование:

  • Ордера – четко регламентированного использования колонн разной высоты, колоннад и арочных галерей. Архитектурный ордер использует несколько видов колонн классического стиля, их размещение по уровням здания должно соблюдаться в точности с принятыми правилами. Любое отклонение сразу склоняет образ здания к эклектике;
  • Ризалит – выступающая часть здания, состоит из несущих стен и практически всегда является фасадным элементом, который выполнен по всей высоте здания;
  • Эркеры – используются в качестве уравновешивающих компонентов и практически никогда не располагаются на главном фасаде, так как своим образом могут нарушить лаконичность и строгость внешнего облика;
  • Фронтон – одна из частей главного фасада. Это треугольное или полукруглое покрытие на колоннах или ризалите. Часто пространство внутри фронтона украшают декоративными элементами;
  • Балконы – обязательная часть, которую имеет коттедж, выполненный в классическом стиле. Такой элемент является одним из ключевых для российского и итальянского классицизма;
  • Мраморные лестницы, перила и балюстрады – использование этого материала является также общепринятым приемом в данном архитектурном стиле. При желании, мрамор можно заменить любым другим высококачественным камнем.

Декорирование

Дизайн коттеджа в классическом стиле будет неполным без достаточного количества элементов отделки и украшения. Несмотря на то, что направление славится своими лаконичными и строгими требованиями, декорирование занимает очень важную часть проектных работ. Очень многие элементы украшений позволяют дополнительно отразить величественность и внушительность постройки. Если в английской архитектуре принято использовать разноуровневую кладку по углам фасада и ризалита, а также использовать сложные карнизы, то в других направлениях присутствуют и прочие методы:

  • Создание пилястр – полуколонн, которые не несут никакой нагрузки, а служат элементом отделки;
  • Ниши со статуями или декоративными вазами;
  • Устройство розеток на фронтонах фасадов, крепление скульптурных декоров и барельефов;
  • Устройство декоративных слуховых окон на высоких фронтонах здания;
  • Использование различных типов карнизов, отделка оконных рам и входного портала.


В некотором смысле, декорирование коттеджа в классическом стиле позволяет немного сгладить строгость формы и, вместе с тем, уравновесить весь облик. Без соответствующей отделки здание станет похожим на простую кирпичную коробку. Так что важность декорирования не стоит недооценивать. Также важно соблюсти умеренность, так как переизбыток элементов приведет к перевоплощению коттеджа в стиль барокко, или и того хуже – в рококо. Так что доверять проектирование и строительство коттеджей нужно только проверенным специалистам.

Основание и крыша

Особенности коттеджа в классическом стиле также нашли отражение в организации двух составных частей сооружения. Немного о каждом из них:

  • Фундамент, как правило, выполняется на большой глубине, так как у классического коттеджа всегда должен быть цокольный этаж. В нем размещают подсобные и хозяйственные помещения, винный погреб, бильярдную, спортзал или комнаты для прислуги. Окна цокольного этажа выполнены в едином виде с основными оконными проемами верхних этажей;
  • Кровля обычно выглядит очень оригинально. Отличительными чертами служит изломанность линий и применение качественных материалов, вроде черепицы. При этом основное требование, которое должно соблюдаться – единство уровней, так как в основе классицизма лежит римская архитектура с ее двускатными крышами. Допускается использовать башни, купольные конструкции, которые будут иметь простой и строгий вид, то есть никаких многоуровневых сложных систем. Все просто, лаконично, с достоинством.


Материалы

Так как коттедж в классическом стиле строится на века, то для его сооружения применяются только надежные и привычные материалы. Это кирпич или керамические блоки, монолитный бетон, деревянные части, каменные элементы. Главное в загородном доме – качественная отделка, которая может быть представлена даже в виде цветной штукатурки сдержанных оттенков. Естественно, что соблюдение основного принципа – прочности и основательности – влечет за собой использование только надежных стройматериалов, которые своим видом также добавляют зданию внушительности и долговечности.

В ИнноваСтрой наши архитекторы и конструкторы разработают проект коттеджа в классическом стиле с теми материалами, которые больше нравятся заказчику, тем более что нет смысла экономить на своей семейной резиденции, которая будет передаваться наследникам не одно поколение.

Заказать коттеджи в классическом стиле в ИнноваСтрой

Когда вы решились окончательно отдать предпочтению архитектуре классицизма, обратитесь к нашим специалистам, которые создадут индивидуальный проект вашего загородного дома и помогут построить его. Если же вас устраивает одна из типовых разработок, то внесение небольших изменений произойдет совершенно бесплатно. Благодаря многолетнему опыту создания и сооружения больших резиденций, наши специалисты гарантируют качественный результат и долговечность построенного дома.

Классицизм - это направление в искусстве Европы, пришедшее на смену помпезному барокко в середине XVII века. В основе его эстетики лежали идеи рационализма. Классицизм в архитектуре - это обращение к образцам античного зодчества. Он зародился в Италии и быстро нашел последователей в других европейских странах.

Андреа Палладио и Винченцо Скамоцци

Андреа Палладио (1508-1580) был сыном каменотеса. Ему и самому предстояло продолжить тяжелое ремесло своего отца. Но судьба оказалась к нему благосклонна. Встреча с поэтом и гуманистом Дж. Дж. Триссино, который разглядел в юном Андреа большой талант и помог получить образование, стала первым шагом на пути к его славе.

Палладио обладал прекрасным чутьем. Он понял, что заказчикам приелась пышность барокко, они больше не хотели вставлять роскошь на показ, и предложил им то, к чему те стремились, но не умели описать. Зодчий обратился к наследию античности, но сделал упор не на телесности и чувственности, как поступили мастера эпохи Возрождения. Его внимание привлекли рационализм, симметрия и сдержанное изящество строений Древней Греции и Рима. Новое направление получило название в честь своего автора - палладианство, оно стало переходным к стилю классицизм в архитектуре.

Виченцо Скамоцци (1552-1616) считается самым талантливым учеником Палладио. Его называют «отцом классицизма». Он достраивал многие объекты, спроектированные его учителем. Самыми известными из них являются театр Олимпико, ставший на многие годы образцом для постройки театров по всему миру, и вилла Капра, первый в истории архитектуры частный дом, созданный по правилам античного храма.

Каноны классицизма

Палладио и Скамоцци, творившие в конце XVI - начале XVII веков, предвосхитили появление нового стиля. Окончательно классицизм в архитектуре оформился во Франции. Его характерные черты легче уяснить, сравнивая их с особенностями стиля барокко.

Сравнительная таблица архитектурных стилей
Сравнительный признак Классицизм Барокко
Форма здания Простота и симметрия Сложность форм, разница объемов
Внешний декор Сдержанный и простой Пышный, фасады дворцов напоминают торты
Характерные элементы внешнего декора Колонна, пилястра, капитель, статуя Башенка, карниз, лепнина, барельеф
Линии Строгие, повторяющиеся Текучие, причудливые
Окна Прямоугольные, без излишеств Прямоугольные и полуциркульные, по периметру растительный декор
Двери Прямоугольные с массивным порталом на круглых колоннах Арочные проемы с декором и колоннами по бокам
Популярные приемы Эффект перспективы Пространственные иллюзии, искажающие пропорции

Классицизм в западноевропейской архитектуре

Латинское слово classicus ("образцовый") дало название новому стилю - классицизм. В архитектуре Европы это направление заняло главенствующие позиции более чем на 100 лет. Оно вытеснило стиль барокко и подготовило почву для появления стиля модерн.

Английский классицизм

Родиной классицизма была Италия. Оттуда он распространился в Англию, где идеи Палладио нашли широкую поддержку. Индиго Джонс, Уильям Кент, Кристофер Рен стали приверженцами и продолжателями нового направления в искусстве.

Кристофер Рен (1632-1723) преподавал математику в Оксфорде, а вот к архитектуре обратился довольно поздно, в 32 года. Первыми его постройками были Шелдонский университет в Оксфорде и капелла Пембрук в Кембридже. Проектируя эти здания, зодчий отступил от некоторых канонов классицизма, отдав предпочтение барочной свободе.

Посещение Парижа и общение с французскими последователями нового искусства дали его творчеству новый толчок. После великого пожара в 1666 году именно ему было поручено перестраивать центр Лондона. После этого он заслужил славу основателя национального английского классицизма.

Французский классицизм

Значительное место занимают шедевры классицизма в архитектуре Франции. Одним из самых ранних образцов этого стиля является Люксембургский дворец, построенный по проекту де Бросса специально для Марии Медичи. В полной же мере тенденции классицизма проявились при строительстве дворцово-парковых ансамблей Версаля.

Классицизм внес значительные коррективы в планировочную структуру французских городов. Зодчие проектировали не отдельные здания, а целые архитектурные ансамбли. Парижская улица Риволи является ярким примером новых для того времени принципов застройки.

Плеяда талантливых мастеров внесла весомый вклад в теорию и практику стиля классицизм в архитектуре Франции. Вот лишь некоторые имена: Никола Франсуа Мансар (отель Мазарини, собор Валь-де-Грас, дворец Мезон-Лаффит), Франсуа Блондель (ворота Сен-Дени), Жюль Ардуэн-Мансар (ансамбли площади Побед и Людовика Великого).

Особенности стиля классицизм в архитектуре России

Следует отметить, что в России классицизм получил распространение почти на 100 лет позже, чем в странах Западной Европы, во времена правления Екатерины II. С этим связаны его специфические национальные черты в нашей стране:

1. На первых порах он носил ярко выраженный подражательный характер. Некоторые шедевры классицизма в архитектуре России являются своего рода «скрытой цитатой» западных архитектурных ансамблей.

2. Русский классицизм состоял из нескольких весьма отличных друг от друга течений. У его истоков стояли зарубежные мастера, представители разных школ. Так, Джакомо Кваренги был палладианцем, Валлен-Деламот являлся сторонником французского академического классицизма. Русские архитекторы также имели особое представление об этом направлении.

3. В разных городах идеи классицизма были восприняты по-разному. В Санкт-Петербурге он утвердился легко. В этом стиле строились целые архитектурные ансамбли, он оказал влияние и на планировочную структуру города. В Москве, сплошь состоявшей из городских усадеб, он не получил столь широкого распространения и относительно мало повлиял на общий вид города. В провинциальных городах в стиле классицизм выполнены лишь отдельные строения, преимущественно соборы и административные здания.

4. В целом же классицизм в архитектуре России прижился безболезненно. На то были объективные причины. Недавняя отмена крепостного права, развитие промышленности и стремительный рост городского населения ставили перед зодчими новые задачи. Классицизм предлагал более дешевые и практичные, по сравнению с барокко, проекты застройки.

Стиль классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга

Первые петербуржские постройки в стиле классицизм были спроектированы приглашенными Екатериной II иностранными мастерами. Особый вклад внесли Джакомо Кваренги и Жан Батист Валлен-Деламот.

Джакомо Кваренги (1744 -1817) был представителем итальянского классицизма. Он является автором более десятка прекрасных зданий, которые сегодня неразрывно связанны с образом Петербурга и его окрестностей. Академия наук, Эрмитажный театр, Английский дворец в Петергофе, Екатерининский институт благородных девиц, павильон в Царском селе - вот далеко не полный список его творений.

Жан Батист Валлен-Деламот (1729-1800), француз по происхождению, жил и работал в России 16 лет. По его проектам построены Гостиный двор, Малый Эрмитаж, Католическая церковь Екатерины, здание Академии художеств и многие другие.

Своеобразие московского классицизма

Петербург в XVIII веке являлся молодым, быстро разрастающимся городом. Здесь было где разгуляться вдохновению архитекторов. Составлялись генеральные проекты по его застройке, с четкими ровными улицами, оформленными в едином стиле, ставшими впоследствии гармоничными архитектурными ансамблями.

С Москвой дело обстояло иначе. До пожара 1812 года ее бранили за неупорядоченность улиц, характерную для средневековых городов, за многостилье, за преобладание деревянных построек, за «варварские», по мнению просвещенной публики, огороды и другие вольности. «Это был город не домов, а заборов», - говорят историки. Жилые постройки располагались в глубине домовладений и были скрыты от глаз прогуливающихся по улице людей.

Снести все это до основания и начать возводить город по новым градостроительным правилам, разумеется, ни Екатерина II, ни ее потомки не решались. Был избран мягкий вариант перепланировки. Архитекторам поручили возводить отдельные здания, организующие большие городские пространства. Они должны были стать архитектурными доминантами города.

Основоположники русского классицизма

Большой вклад в архитектурный облик города внес Матвей Федорович Казаков (1738-1812). Он никогда не учился за границей, можно сказать, что он создал собственно русский классицизм в архитектуре. Своими постройками с колоннадами, фронтонами, портиками, куполами, сдержанным декором Казаков и его ученики стремились в меру своих сил упорядочить хаос московских улиц, немного их выровнять. К наиболее значительным его постройкам относятся: здание Сената в Кремле, дом Дворянского собрания на большой Дмитровке, первое здание Московского университета.

Не менее весомый вклад внес друг и единомышленник Казакова - Василий Иванович Баженов (1735-1799). Его самой известной постройкой является Дом Пашкова. Архитектор блестяще обыграл в планировке здания его местоположение (на Ваганьковском холме), в результате получился впечатляющий образец архитектуры классицизма.

Стиль классицизм удерживал свои лидирующие позиции более века, а обогатил архитектурный облик столиц всех Европейских государств.

29 сентября 2015. Портнер

Разделить по стилям и поместить на полки все архитектурные разновидности частных домов, встречающиеся на рынке Подмосковья - невероятно сложная задача, так как архитектура домов построенных за последние 25 лет - это смесь авторского экспрессионизма, эклектики, удачных и не очень экспериментов с известными нам архитектурными стилями. Грубо, стилистику загородных домов можно разделить:

1. Постсоветский стиль – характеризуют дома из красного кирпича, строившиеся в первой половине 90-ых, когда появилась возможность построить собственный дом большой площади. Важно было освоить максимальный объем с имеющимся бюджетом. Помещения нарезались интуитивно, а на готовую коробку потом приглашались архитекторы, чтобы ее как-то «обыграть». Крыши часто облицовывали металлочерепицей или мягкой кровлей. Большая часть вторичных предложений на Рублево-Успенском шоссе относится к домам в данной стилистике, чьи владельцы уже построили для себя новое правильное жилье, а от старого, расположенного на дорогих участках, пытаются избавиться, но не задешево. Фото 1.

2. Классический стиль в основном встречается в архитектуре больших домов и усадеб на Рублевском шоссе, площадью от 1500 кв.м и больше. Дома симметричных форм, с помпезными входными группами и соответствующими планировками, которые становятся заложниками симметричных эклектичных фасадов. Для отделки используется в основном натуральный камень типа известняка, травертина, доломита и гранита для облицовки цоколя и крылец. Кровля делается из фальцованного медного, свинцового или цинк-титанового листа, или натурального камня - сланца. Себестоимость строительства таких домов зависит от сложности каменного декора, но ориентировочно составляет 1.500-2.000 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Данный стиль можно грубо разделить:

  • Неоклассицизм - стиль популярный в XVII-XIX веках, узнаваемый по строгим, элегантным линиям и отсутствием излишних декораций, вдохновляемый архитектурным искусством античных периодов Древней Греции и Рима. Фото 2.1.

    Необарокко - стиль популярный в Европе в XVII-XVIII веках, для которого характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм и излишество фасадного декора. Фото 2.2.

3. Архитектуру домов в стиле Модерн (известен в разных странах и как Арт-Нуво, Югендстиль или Сецессия) отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых материалов (металл, стекло) и расцвет прикладного искусства – фасады щедро украшались стилизованными растительными узорами, гибкими текучими формами. На рубеже XIX и XX веков появилось стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Крыши приобретают сложные формы с декоративным фахверком. На фасадах применяются: камень, штукатурка, дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, витражи. Фото 3 (автор АМ Олега Карлсона).

4. Викторианский стиль характеризует многообразие разновидностей эклектического ретроспективизма с конца XIX века - возрождением более ранних европейских стилей и адаптацией к новым конструктивным возможностям с ассимиляцией китайского, японского, индийского, персидского и арабского стилей декоративного искусства. В основном ассоциируется не с постройками в Британии, а с домами, построенными в модных буржуазных курортах Нормандии, особенно в известном городке Довиль. Фото 4.

Стоимость строительства домов в стиле Модерн или викторианской архитектуры выше, чем классических домов, но подчеркивает стремление владельца к декоративному искусству.

Также как сегодня мы не одеваемся в стиле 17, 18 или 19 веков и не ездим на каретах или лошадях, строительство новых домов в стилистике Классицизма, Модерна или Викторианского периода считается анахронизмом, поскольку не соответствует духу нашего времени. Уже больше ста лет архитекторы нигде в мире не обучаются проектированию согласно классическим канонам. Таким образом, риск архитектора перешагнуть в поле китча очень большой и по факту в 90% случаев подтверждается.

5. Замковый стиль (или так называемый среди архитекторов - Диснеевский стиль) относится к чистому китчу и характерен для стран Восточной Европы (особенно Румынии) и Китая. В коттеджных поселках бизнес-класса пользовался спросом до кризиса 2008 г. Для отделки фасадов и кровли домов, построенных в замковом стиле, в большинстве случаев используются недорогие отделочные материалы, имитирующие натуральные. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 5.

6. Райтовским стилем часто называют все дома с выступающими четырехскатными крышами, но архитектуру известного американского архитектора Фрэнк Ллойд Райта с начала XX века характеризует «органичная» форма домов, с уменьшением объема на верхних этажах, чтобы дом с террасированной крышей органично вписывался в рельеф. Несмотря на то, что Ф.Л. Райт создавал дома в эпоху Арт-деко, «последнего великого стиля XX века», его архитектура заслуживает отдельную полку - как первые дома современного стиля, где функционализм начал доминировать над эстетикой симметрии фасадов. Для отделки фасадов используются качественный кирпич, камень, дерево, много остекления и элементы прикладного искусства. Пологие кровли, как правило, покрываются фальцованным медным листом. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.300-1.800 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 6 (автор Portner Architects).

7. Кантри стиль представляет разнообразие домов, строившихся традиционно в разных странах мира, в основном в деревнях и провинциальных пригородах. К этой категории можно отнести следующие стилевые направления:

    Бревенчатые дома во всех своих разновидностях. Быстровозводимые, но с определенными ограничениями в отделке. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 600-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 7.1.

    Шале (альпийский стиль) с двускатными крышами и мансардным вторым этажом. Отделка фасадов первого этажа из камня, второго из дерева или штукатурки с деревянным фахверком. Кровля из сланца, дранки или натуральной черепицы. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 7.2.

    Итальянская (средиземноморская) классика характерна кирпичными или оштукатуренными фасадами, с простым декором из камня в виде карнизов, обрамления окон и усиления углов. Большие террасы с навесами, перголами, ставни на окнах и другие элементы имеют первоначальную функцию защиты от солнца, но являются неотъемлемой частью этого стиля. Фото 7.3.

  • Английский (тюдоровский) стиль узнаваем по кирпичным или фахверковым фасадам, с окнами небольших размеров, кровлями из соломы или сланца и высокими дымовыми трубами с декоративными элементами. Фото 7.4.

    Бельгийский стиль характерен использованием разнотонного кирпича ручной формовки для отделки фасадов, двускатными крышами под большим углом уклона и декоративными карнизами фронтонов. Фото 7.5.

    Американско-канадские дома пришли из пригородов Северной Америки, но с учетом российской ментальности локализованы с учетом изменения строительной технологии с деревянно-каркасной на каменную (кирпич, пеноблок). Дома данного стиля в основном имеют встроенный или пристроенный гараж на 2 машины. В борьбе за данную категорию покупателей девелоперами допускалась экономия, иногда даже в плане нарушений технологий строительства фундаментов и гидроизоляции. Этим коммерческим типом домов массово застраиваются коттеджные поселки, так как их себестоимость довольно низкая и конструктивные решения несложные, но вместо привычных в США 600-700 долларов, в России цена строительства колеблется около 1000 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. В результате тюнинга данного стиля появился Замковый стиль. Фото 7.6.

8. Современным стилем называется вся архитектура после эпохи Арт-деко. Современная архитектура подразумевает полное отсутствие стилевых канонов и эксперимент в использовании возможности новых строительных материалов. Также имеет несколько этапов развития:

    Функционализм характеризует наличие больших площадей остекления, чистых геометрических форм (обычно прямоугольных), отсутствие излишеств в отделке фасадов и использование крупных нерасчленённых плоскостей из одного материала, разнообразие форм кровли (часто плоской). Сжатая философия стиля - это искренность и прагматичность: «форма определяется функцией, а фасад формой». Фото 8.1 (автор Portner Architects).

    Минимализм стремится к триумфу хорошего вкуса - к максимально возможной простоте выполнения, соблюдению основных правил композиции, использованию натуральных материалов, максимальному вниманию к деталям, единой цветовой гамме, световому оформлению и стремлению достичь максимальной функциональности. Фото 8.2 (автор Maxim Winkelaar и Bob Ronday).

    Деконструктивизм пытался освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, функциональности и построить здание, отрекшись от всех общепринятых глубинных принципов создания архитектурных сооружений, в том числе: тектоники, равновесия, вертикалей и горизонталей - разрушив старые принципы и создать что-то свое. Фото 8.3 (автор McBride Charles Ryan).

    Хай-тек со своей эстетикой металла, машин и промышленной архитектурой. Фото 8.4 (автор АМ Алексея Козыря).

    Эко-тек (Био-тек) , где архитектурная выразительность конструкций зданий достигается заимствованием природных форм и прямым использованием форм живой природы в архитектуре, в виде элементов природного ландшафта и живых растений. Фото 8.5 (автор Guz Architects).

    Авангард – яркий и нестандартный стиль, неожиданных и провокационных цветовых решений, контрастов и форм, с применением несовместимых, на первый взгляд, фактур и материалов, с неординарными решениями при сопряжении объемов и плоскостей, создавая асимметричные конструкции, причудливые формы и изгибы. Фото 8.5 (автор АМ Атриум).

Себестоимость строительства домов современной архитектурной стилистики ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем.

Надо подчеркнуть, что почти у каждого из вышеперечисленных архитектурных стилей есть и свой псевдо-стиль, где по разным причинам отступается от стандартных канонов, теряются пропорции и композиция фасадов и используются недорогие имитации натуральных отделочных материалов.