В частном доме

Библия онлайн. Второе послание к коринфянам Второе послание к коринфянам глава 6

Библия онлайн. Второе послание к коринфянам Второе послание к коринфянам глава 6

6,1 Некоторые понимают, что в этом стихе Павел обращается к коринфянам и побуждает их в полной мере воспользоваться явленной им благодатью.

Мы бы, скорее, сочли, что Павел продолжает излагать содержание вести, которую он проповедовал неспасенным. Он уже рассказал неверующим о чудесной благодати, предлагаемой им Богом. Сейчас он просит их принимать благодать не тщетно. Они не должны позволить семени Евангелия упасть на бесплодную почву. Нет, они должны ответить на эту чудесную весть, приняв того Спасителя, о Котором она говорит.

6,2 Далее Павел цитирует Исаию (49,8). Если мы обратимся к этой главе и изучим ее, мы обнаружим, что Бог спорит со Своим народом, отвергающим Мессию. Из стиха 7 ясно, что Господь Иисус отвергнут народом, и мы знаем, что Его отвержение привело к смерти. Но в стихе 8 мы находим слова Иеговы, уверяющие Господа Иисуса, что Его молитва услышана и что Бог поможет Ему и сохранит Его. В день спасения помог тебе. Это относится к воскресению Господа Иисуса Христа. Время благоприятное и день спасения будут возвещены воскресением Христа из мертвых. Проповедуя Евангелие, Павел берет эту чудесную истину и возвещает неспасенным слушателям: "Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения". Иначе говоря, эра, о которой Исаия пророчествовал как о дне спасения, уже наступила, а потому Павел побуждает людей довериться Спасителю, пока длится день спасения.

К. Поведение Павла в служении (6,3-10)

6,3 Здесь Павел от вести, которую он проповедовал, переходит к собственному поведению в христианском служении. Он понимал, что всегда найдутся люди, ищущие повод уклониться и не слушать весть спасения, и если такой повод им дает непоследовательная жизнь проповедника, то это укрепляет их в нежелании слушать. Потому он напоминает коринфянам, что никому ни в чем не полагал претыкания, чтобы не было порицаемо служение. Как мы указали ранее, под служением здесь понимается не какая-то возвышенная церковная должность, а, скорее, служение Христово. Идея человеческого посвящения в сан здесь ни при чем. Служение принадлежит всем тем, кто принял Христа.

6,4 В стихах 4-10 апостол описывает, как он старался исполнить свое служение – его невозможно ни в чем упрекнуть. Осознавая, что служит Всевышнему, он всегда старался вести себя достойно такого призвания. Денни прекрасно комментирует это место:

"Источники великой глубины разверзаются перед ним, когда он думает об этом; когда он начинает говорить, его обстоятельства крайне затруднительны, и он может говорить лишь отдельными бессвязными словами, но еще до того, как он останавливается, он уже завоевал свободу и изливает душу, не сдерживаемый ничем". (Denney, Second Corinthians , p. 230.)

Стихи 4 и 5 описывают перенесенные Павлом физические страдания, которые сделали его таким искренним, верным служителем Господа. В следующих двух стихах говорится о проявленных им христианских добрых качествах. Затем в стихах 8-10 он перечисляет противоречия, характерные для христианского служения.

Великое терпение, несомненно, относится к долготерпению Павла по отношению к людям, к поместным церквам и всем невзгодам, которые все вместе должны были бы сбить его с пути непоколебимой твердости.

Бедствия – это, возможно, реальные преследования, которые он испытал во имя Христа.

Нужды – здесь имеются в виду лишения, от которых он страдал: видимо, нехватка еды, одежды, отсутствие крыши над головой.

Тесные обстоятельства – это могут быть неблагоприятные ситуации, в которых он часто оказывался.

6,5 Как утверждается в Деяниях (16,23), Павел перенес множество ударов. О его темницах говорится дальше, в 2 Коринфянам 11,23, а слово, переведенное как "изгнания", может также переводиться как "мятеж" и относиться к волнениям и беспорядкам, которые часто были ответной реакцией на проповедь Евангелия. (В частности, весть о том, что язычники могут спастись так же, как и иудеи, вызвала несколько особенно яростных всплесков насилия.) Под трудами Павла может подразумеваться как изготовление палаток, так, конечно же, и другие формы физического труда, не говоря уже о путешествиях. Бдения – так описывается постоянная необходимость быть начеку и противостоять дьявольским козням и усилиям врагов повредить ему. Посты – это может быть добровольное воздержание от пищи, но более вероятно, что здесь имеется в виду голод, вызванный бедностью.

6,6 Павел совершал служение в чистоте, то есть в целомудрии и святости. Никто не мог бы обвинить его в безнравственности.

Служение проходило в благоразумии; возможно, подразумевается тот факт, что это было не служение невежества, а служение данного Богом знания, что хорошо доказывает широта Божественной истины, явленная в посланиях Павла.

У коринфян было более чем достаточно доказательств его великодушия! Само терпение, с которым он выносил все их грехи и недостатки, было достаточным доказательством. Благость, или доброта, Павла проявилась в том, что он самоотверженно отдавал себя для других, с любовью относился к народу Божьему и сострадал ему.

Выражение "в Духе Святом", без сомнения, означает, что все, сделанное Павлом, совершалось силой Духа и в подчинении Ему.

"В нелицемерной любви" означает, что любовь к другим, столь очевидная в жизни апостола Павла, была не воображаемой или лицемерной, а искренней. Она свойственна всем его поступкам.

6,7 В слове истины. Эти слова указывают на то, что все служение Павла исполнялось в послушании слову истины, или же что это служение было честным, последовательно соответствующим той вести, которую он проповедовал, а именно: слову истины.

"В силе Божьей, безусловно, означает, что апостол исполнял свое дело не собственной силой, а просто полагаясь на силу, которую дает Бог. Некоторые также предполагали, что это может относиться к чудесам, которые Павел мог творить, поскольку был апостолом.

Оружие правды описано в Ефесянам 6,14-18. Там перед нами предстает личность прямая, честная и последовательная. Кто-то сказал: "Когда человек облечен в деятельную праведность, он неуязвим". Если на нашей совести нет прегрешений против Бога и людей, дьяволу почти некуда стрелять. Относительно выражения "в правой и левой руке" существуют сомнения. Одним из наиболее вероятных объяснений является то, что в древней битве меч держали в правой руке, а щит – в левой. Меч говорил о наступательном бое, а щит – об оборонительном. В этом случае Павел может говорить здесь о хорошем христианском характере как сочетании нападения и защиты.

6,8 Здесь и в следующих двух стихах Павел описывает некоторые из резких противоречий, присущих служению для Господа Иисуса. Истинный последователь проходит через горные вершины и глубокие долины и через то, что лежит между ними. Это жизнь чести и бесчестия, победы и кажущегося поражения, похвалы и критики.

Истинный служитель Божий – объект порицания и похвалы. Некоторые хорошо отзываются о его рвении и мужестве, тогда как другие могут только осуждать. С ним обращаются как с обманщиком и самозванцем, и все же он верен, или "правдив". Он не обманщик, а искренний служитель Всевышнего Бога.

6,9 В том, что касается мира, Павел был неизвестен для него и не понят им, и все же он был хорошо известен Богу и братьям-христианам. ("Мы неизвестны, но нас узнают" – очень уместно написано на надгробии Джона Нельсона Дарби (1800-1882), который совершал служение по всему миру почти так же, как Павел.)

Его жизнь была жизнью ежедневного умирания,- но вот, он жив! Ему угрожали, на него охотились, его гнали и преследовали, а он завоевывал свободу только тем, что проповедовал Евангелие с еще большим рвением. Это еще сильнее подчеркивает следующее выражение: нас наказывают, но мы не умираем. Под наказанием здесь имеется в виду то наказание, которое он претерпел от рук людей. Возможно, не раз они считали, что положили конец его мятежной жизни, – и вновь слышали о его подвигах ради Христа в других городах!

6,10 Служению сопутствовала скорбь, но Павел всегда радовался. Не надо даже и говорить, как он скорбел, когда отвергали евангельскую весть, когда Божьи дети спотыкались на духовном пути; скорбел он и о собственных недостатках. И все же, когда он думал о Господе и о Божьих обетованиях, у него всегда была великолепная причина для того, чтобы поднять взгляд вверх и возрадоваться.

Павел был нищ в смысле обладания благами этого мира. Мы не читаем о том, чтобы он владел какой-то собственностью или состоянием. Но подумайте, сколько жизней обогатилось через его служение! Хотя он не имел ничего, все же в определенном смысле он обладал всем, что действительно имеет значение.

"В этих кульминационных высказываниях, – пишет А. Т. Робертсон, – Павел дает волю воображению, и оно играет, как свет молнии на облаках". (Robertson, Ministry , p. 238.)

Л. Павел призывает к открытости и любви (6,11-13)

6,11 А сейчас апостол изливает страстный призыв к коринфянам открыть ему свои сердца. Он открыто и откровенно говорил им о своей любви. Поскольку уста говорят от избытка сердца, отверстые уста Павла говорили от сердца, полного привязанности к этим людям. Именно в этом заключается общий смысл стиха, что подтверждают следующие слова: сердце наше расширено, то есть с любовью готово принять их.

Как выразил это Тозер, "Павел был маленьким человеком с обширной внутренней жизнью; его великое сердце часто ранила узость его учеников. Вид их съежившихся душ причинял ему боль". (A. W. Tozer, The Root of the Righteous , 1955.)

6,12 Любая скованность в отношениях между Павлом и коринфянами исходила не от него, а от них. Они могли ограничить свою любовь к нему до того, что не были уверены, принимать его или нет, однако он не ограничивал себя в любви к ним. Недостаток любви проявили они, а не Павел.

6,13 Если они хотят воздать ему за его любовь к ним (он говорит о тех, которые были его детьми в вере), они должны позволить своей привязанности к нему быть более открытой. Павел чувствовал себя их отцом. И они должны были любить его как отца в вере. Только Бог может дать это чувство, но они должны позволить Ему сделать это в своей жизни.

Перевод Моффатта хорошо улавливает эту мысль стихов 11-13:

"О коринфяне, я ничего от вас не прячу; мое сердце широко открыто для вас. "Скованность?" – это в вас, а не во мне. Теперь давайте меняться честно, как говорят дети! Широко откройте мне ваши сердца".

М. Павел призывает к отделению на основании Писания (6,14 – 7,1)

6,14 Связь между стихами 13 и 14 следующая: Павел сказал святым быть открытыми в своей любви к нему. Теперь он объясняет, что это можно сделать, отделив себя от всех форм греха и неправедности. Несомненно, он в какой-то мере думает о лжеучителях, заполонивших коринфскую общину.

Упоминание о неравном ярме восходит к Второзаконию (22,10): "Не паши на воле и осле вместе". Вол был животным чистым, а осел нечистым; шаг у них разный, тягловая сила тоже.

Напротив, когда верующие несут одно ярмо с Господом Иисусом, они обнаруживают, что иго Его – благо и бремя Его легко (Мф. 11,29-30).

Это место в 2 Коринфянам – одно из ключевых в Слове Божьем по вопросу об отделении. Здесь содержится ясное указание: верующий должен отделить себя от неверных, от беззакония, тьмы, Велиара, идолов.

Конечно, здесь прослеживается связь с брачными отношениями. Христианин не должен вступать в брак с человеком неспасенным. Однако в тех случаях, когда верующий уже состоит в браке с человеком неверующим, этот отрывок не оправдывает отделения или развода. Божья воля в таком случае в том, чтобы брак сохранялся ради того, чтобы неспасенный супруг мог со временем спастись (1 Кор. 7,12-16).

Кроме того, сказанное относится и к деловым отношениям. Христианин не должен избирать себе в компаньоны тех, кто не знает Господа. Это применимо к тайным орденам или братствам: как верный Христу может быть последовательным членом организации, где имя Христа нежелательно? Что касается социальной, общественной жизни, то, согласно этому стиху, христианин должен поддерживать контакты с неспасенными, чтобы привести их к Христу, но он никогда не должен участвовать в их грешных удовольствиях или других неблаговидных делах, потому что это заставит их подумать, что он ничем от них не отличается.

Этот отрывок применим и к религиозным делам: верный последователь Христа не захочет сохранять членство в церкви, где неверующих сознательно признают членами церкви.

Стихи 14-16 говорят о важных жизненных отношениях.

Праведность и беззаконие описывают всю сферу нравственного поведения.

Свет и тьма связаны со способностью понять то, что от Бога.

Христос и Велиар относятся к области авторитета, другими словами, к вопросу о личности или вещи, которую человек признаeт господином своей жизни.

Верный и неверный относятся к области веры.

Храм Божий и идолы в полной мере характеризуют личное поклонение человека.

Праведность и беззаконие не могут быть вместе: они нравственно противоположны. И свет не имеет ничего общего с тьмою. Когда в комнате зажигается свет, тьма рассеивается. Они не могут сосуществовать одновременно.

6,15 Имя "Велиар" означает "нечестивый" или "порочный". Здесь это – имя дьявола. Возможен ли мир между Христом и сатаной? Конечно же, нет! Так не может быть и союза верного с неверным. Попытка заключить такой союз была бы изменой Господу.

6,16 Идолы не имеют ничего общего с храмом Божьим. Если это так, то как тогда верующие могут иметь дело с идолами, если они – храм Бога живого? Конечно, под идолами здесь понимаются не просто вырезанные из дерева фигуры, но все, что встает между душой и Христом. Это могут быть деньги, удовольствия, слава или материальные блага.

Апостол находит обильные доказательства того, что мы являемся храмом Бога живого в таких фрагментах Писания, как Исход 29,45, Левит 26,12 и Иезекииль 37,27.

Денни говорит:

"[Павел] ожидает, что христиане будут хранить святость дома Божьего ненарушенной так же ревностно, как и иудеи; теперь, говорит он, этот дом – мы сами: самих себя мы должны сохранить незапятнанными этим миром". (Denney, Second Corinthians , p. 246.)

6,17 Если это так, Павел бросает им вызов: выйдите. Он цитирует Исаию (52,11). Это обычные наставления, которые Бог дает Своим людям об отделении от зла. Христиане не должны оставаться среди зла как часть его, чтобы исправить его. Бог хочет, чтобы они вышли из среды его. Нечистое в данном стихе – это прежде всего языческий мир, но оно относится к любому злу: в коммерции, в социальной жизни или же в религиозной. Этот стих нельзя использовать для проповеди отделения от других верующих. Христианам звучит увещание стараться "сохранить единство духа в союзе мира".

6,18 Христианам иногда бывает тяжело разрывать связи, существовавшие годами, для того чтобы повиноваться Слову Божьему. Кажется, в стихе 18 Бог предвосхищает такие трудности. Он уже сказал в стихе 17: "Я приму вас", и сейчас добавляет: "И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель". Как воздаяние за то, что человек стоит со Христом вне лагеря зла, ему дано будет узнать новое и более близкое общение с Отцом. Это не значит, что мы становимся сыновьями и дочерями через послушание Его Слову, но мы проявляем себя как Его сыны и дщери, когда так поступаем, и мы испытаем радости и удовольствия сыновства так, как не испытывали никогда раньше.

"Благословения истинного отделения нисколько не меньше, чем славное общение с Самим великим Богом!" ("Избранное").

Сегодня эта проблема стоит перед евангельскими христианами в либеральных и нео-ортодоксальных церквах. Они постоянно спрашивают: "Что я должен делать?" Здесь мы находим ответ Бога. Они должны оставить общество, где не чтят Господа Иисуса и не превозносят как возлюбленного Сына Божьего и Спасителя мира. Вне такого общения они могут сделать для Бога гораздо больше, чем все то, чего они могут достичь, оставаясь в нем.

6:1 не тщетно. Если коринфяне допустят, чтобы общину их разрушили лжеапостолы (11,13), или если они откажутся очиститься "от всякой скверны плоти и духа" (7,1), их жизнь все меньше будет служить прославлению Бога, так что полученная ими спасающая благодать окажется бесплодной.

6:2 теперь время благоприятное. Когда Бог предлагает помощь, следует отозваться на нее немедленно, пока предложение не взято обратно. Слово "теперь" в широком смысле подразумевает всю новозаветную эпоху. В более ограниченном смысле - это именно тот момент в жизни, когда человек слышит, что Бог предлагает ему помощь.

6:6 Здесь перечислены характеристики истинного служителя слова: чистая проповедь, чистое поведение, чистые побуждения и глубокая любовь к людям.

в Духе Святом. Сила Духа Святого явственна в служении Павла: она сообщала убедительность его проповеди, обличала неверующих во грехе (ср. Ин. 16,8-11), подавала духовные дары (1 Кор. 12,7-11). Эти действия Святого Духа опять-таки свидетельствовали в пользу Павла и его служения.

6:7 в слове истины. Павел не станет порочить святость истины или лгать ради достижения какой-либо желаемой цели.

в силе Божией. Она часто проявлялась в чудесах, исцелениях или в посрамлении врагов (ср. Деян. 14,3.9.10; 19,11.12; 20,10; 28,8.9; Рим. 15,19).

с оружием. Оружием Павел называет правду. См. 10,4 и ком.; Еф. 6,10-18.

6:11 сердце наше расширено. В этом послании Павел, как нигде, раскрывает свои чувства. И его открытое сердце преисполнено любви к тем, к кому он обращается.

6:14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо. Иной перевод: "не впрягайтесь в чужое ярмо". В предписании (Втор. 22,10), запрещавшем впрягать вместе животных разных пород, Павел усматривает более глубокий духовный смысл. с неверными. Лжеапостолы в Коринфе называли себя христианами, но не были верны Евангелию (11,13-15).

6:15 Велиар. Одно из имен сатаны.

6:16 вы храм Бога живаго. В ветхозаветное время Бог пребывал в скинии, затем - в храме, построенном Соломоном. Воплотившийся Христос был истинным храмом, в Нем обитал Бог (Ин. 2,21; Кол. 2,9). Ныне же Бог обитает в верующих, которых Павел и называет "храмом Божиим" (1 Пет. 2,5; 1 Кор. 6,19).

как сказал Бог. Ветхозаветное обетование, что Бог будет пребывать в среде Своего народа в награду за верность Ему (здесь Павел цитирует Лев. 26,11.12), перешло в новозаветное обещание: Бог пребудет с теми, кто уповает на Христа.

6:17 Здесь цитируются пророки Исаия (52,11) и Иезекииль (20,34), хотя и не дословно. Эти указания подразумевают отделение от неверующих (ср. ст. 14; следует отметить, что Ис. 52,11 повелевает Израилю выйти из среды неверного Вавилона). Этими стихами, однако, нельзя обосновывать тенденцию к сепаратизму в случае расхождения взглядов по второстепенным вопросам (см. Рим. 14,1; Тит. 3,9).

6:18 См. 2 Цар. 7,14. Павел объединяет здесь несколько ветхозаветных обетований о близости Божией и милости Его, но при этом ясно указывает непременное условие осуществления их - удаление христиан от нравственной скверны.

Подвиги ап. Павла (1–10). Увещание к Коринфянам удаляться от общения с язычниками (11–18).

2Кор.6:1-10. Ап. гордится тем, что он избран Богом к тому, чтобы принимать участие в деле спасения людей. Время же этого спасения теперь настало. Ап. при этом в форме гимна изображает те подвиги, какие ему довелось совершить для спасения людей благодатью Христовой.

2Кор.6:1. Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.

2Кор.6:2. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

Апостол увещает Коринфян, как соработник у Бога (ср. 1 Кор 3:9), чтобы они не напрасно приняли благодать Христову, а использовали бы ее для своего усовершения в добродетели. Теперь для этого самое благоприятное, удобное время, потому что Раб Иеговы (ср. Ис 49:8) т. е. Господь наш Иисус Христос, услышан Иеговою-Отцом Своим в Своих ходатайствах за людей, и людям открыта полная возможность к тому, чтобы совершать богоугодные дела. Господь Иисус Христос молился за нас, и Отец небесный, по Его молитве, отверзает пред нами сокровища Своей благодати (ср. толк. на Ис 49:8).

2Кор.6:3. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,

2Кор.6:4. но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,

2Кор.6:5. под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,

Все, что здесь перечисляет Апостол, представляет собою только разновидности одной добродетели – «терпения». Первый вид «терпения» – перенесение «бедствий», т. е. внешних преследований, второй – перенесение ""нужд», т. е. тягостей, которые сопровождают или являются результатом преследований. На третьем месте стоят «тягостные обстоятельства», которые удручают, главным образом, душу преследуемого. Затем он упоминает об «ударах», какие получал (Деян 16 и сл.), о заточении своем «в темницу», о необходимости часто переселяться из одного места в другое («изгнания». По другому переводу: народные волнения). Наконец терпение свое Апостол показал в своих усиленных «трудах» на благо Церкви (1 Кор 3:8), «в бдении» по ночам, когда это было нужно (Деян 20:31) и «в постах» (Деян 14:23, 13 и сл.).

2Кор.6:6. в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,

2Кор.6:7. в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,

Во главе перечисляемых здесь добродетелей стоит «чистота» или непорочность сердца и воли (ср. 1 Пет 1:22). – «Благость» – это расположенность к людям, стремление сделать им хорошее. – Дух Святой – не Третье Лицо Св. Троицы – если уже упомянул бы о Нем Ап., то сделал бы это ранее, – а та животворная сила Духа, которая проявлялась в проповеди Апостола в Коринфе (1 Кор 2:4) и в других местах. – «Сила Божия» – это способность подтверждать свое учение чудесами. – Оружие правды» – это все слова и дела Павла, направленные к утверждению правой веры.

2Кор.6:8. в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалаX:нас почитают обманщиками, но мы верны;

2Кор.6:9. мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;

2Кор.6:10. нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем: мы ничего не имеем, но всем обладаем.

В самых различных положениях жизни Ап. Павел являлся во всем величии, какое подобает истинному служителю Божию. О нем как о служителе Божием свидетельствует и то почтение, какое к нему обнаруживали слушатели его проповеди («в чести»), и тот позор, какому он подвергался со стороны своих противников («бесчестии»). Его, как и Христа (ср. Мф 27:63) называли обманщиком, обольстителем народа, а он напротив всегда держал себя как прилично честному деятелю. На него многие смотрели как на человека, ничем не заслужившего той известности, на какую он претендовал («мы неизвестны»), а между тем его хорошо знали в тех местах, которые он огласил своею проповедью. – Следующие противоположения развивают мысль о том, что никакие преследования, никакие изветы не могут ослабить ревности Апостола к своему служению и помешать успеху его дела. Слишком много в нем, Апостоле, внутренней силы и сознания своего полезного значения для всего человечества. У него – все, чего может пожелать только человек, стремящийся к истинному счастью!

2Кор.6:11-18. Ап. теперь разъясняет то, что сказано им в первом стихе о надлежащем употреблении благодати Божией. – Эта благодать может остаться тщетною, если Коринфяне не отрешатся от привычек языческой жизни. Но предварительно этому новому увещанию Ап. говорит о своем искреннем расположении к Коринфянам и просит их быть также расположенными в отношении к нему. Самое увещание предлагается затем в форме вопросов, в которых проводится мысль о несоответствии христианскому состоянию тех пороков, какие Коринфяне заимствовали от язычников.

2Кор.6:11. Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.

Апостол говорит с читателями вполне откровенно. Сердце его настолько широко, что в нем найдет себе место нужда каждого Коринфянина.

2Кор.6:12. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.

Апостола упрекали в том, что он будто бы стесняет Коринфян, поступает с ними тиранически (ср. 2Кор.1:24). Но это не так: они сами слишком узки в своих воззрениях, для того чтобы понять великодушный образ действий Апостола Павла.

2Кор.6:13. В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы.

Видя в Коринфянах своих чад по духу, Апостол просить их с надеждою на исполнение своей просьбы, чтобы они заплатили ему любовью за его любовь к ним.

2Кор.6:14. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?

2Кор.6:15. Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?

В законе Моисеевом было воспрещено запрягать вместе чистое и нечистое животное (Втор 22:10). Это запрещение Ап. прилагает к положению Коринфян, как имеющее типический смысл. – Пять вопросов, какие следуют далее, в общем понятны: все они указывают на неприличие для христианина поддерживать общение с язычниками в пороках, которым те предаются. Но что означает имя «Велиар»? В Ветхом Завете этому имени соответствует слово «Велиал», обозначающее собою вещь или дело совершенно бесполезное, ни к чему негодное: но здесь, как видно из противоставления «Велиара» Христу, слово Велиар обозначает личность. Такой смысл это слово имело и в позднейшем иудействе. Здесь оно, по контексту речи, может обозначать антихриста или диавола.

2Кор.6:16. Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

Ап. обосновывает свое увещание ветхозаветными изречениями. Что верующие суть храм Божий – это он доказывает на основании Лев. 26 и сл. Здесь Бог обещает Израилю награду, если он останется верным закону Божию. А христиане суть новый Израиль.

2Кор.6:17. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.

2Кор.6:18. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

Как евреев пророк Исаия призывал выйти из грешного Вавилона (Ис 52:11), так и Апостол убеждает коринфских христиан порвать общение с языческим миром. – Откуда взято выражение: «и буду вам Отцом»? По нашему русскому тексту источником в этом случае для Апостола послужили книги Иеремии и Осии, но это едва ли так, потому что в означенных книгах такого выражения не имеется. Новейшие толкователи полагают, что Ап. здесь несколько видоизменил выражение 2 Цар 7:14, относящееся к потомку Давида.

Некоторые критики считают место VÏ14-VIÏ1 неподлинным по следующем соображениям: 1) здесь трактуется о таком предмете, о котором нигде во всем послании более не говорится, 2) стиль этого места мало изящен и не соответствует вообще способу выражаться, каким владел Ап. Павел, 3) стихи эти нарушают связь речи и с их устранением получается вполне связная речь: второй стих VII-й главы явится естественным продолжением 13-го стиха VI-й главы. – Но эти соображения недостаточно серьезны. Во-первых, об увлечении Коринфян языческими пороками есть намек в 2Кор.13:2. Во-вторых, вставочные рассуждения попадаются у Апостола нередко и в других посланиях и, в-третьих, стиль, собственно говоря, здесь нисколько не заключает в себе чего-либо необычайного для произведений Ап. Павла.

. Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.

Мы говорит, споспешествуем и вам и Богу: вам, чтобы вы спаслись, а Богу, чтобы исполнить волю Его, то есть о вашем спасении. "Умоляем" вместо Христа, даже до второго пришествия Его, и до тех пор, пока существуем в сей жизни, дабы вы не вотще приняли благодать Божию. Ибо что пользы – получить свободу от грехов благодатью Божией, а потом опять наполняться ими по своей беспечности? Снова является вражда, и благодать к нам становится тщетной. Итак, не думайте, что одна вера составляет примирение; нужна и жизнь.

. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

Какое это благоприятное время? Время благодати, в котором прощение грехов и сообщение оправдания. Время благоприятное есть то, в которое принимает нас, выслушивает нас и спасает. Ибо во время суда Он не будет ни выслушивать, ни помогать, ни спасать. Итак, мы должны подвизаться в это время благодати, потому что легко получим награды.

. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение.

Молим, сказал, и споспешествуем. Каким образом? Беспорочной жизнью. Самым же ходом повествования советует им обратить внимание на него. Ибо, говорит, я так устрояю жизнь свою, что никому не подаю повода – не говорю к обвинению, но и к обыкновенному упреку, а еще более к соблазну, чтобы не было порицаемо служение наше. Опять, не сказал: чтобы не подпасть обвинению, но чтобы дело мое и служение мое не получило и случайного порицания. Некоторые же объясняют это так: чтобы порицание не перешло на проповедь , ибо ее называет служением своим. Когда я живу худо, то подвергается презрению и порицанию проповедь. Незаметно и им намекает, что когда они живут худо, то хула обращается на Христа и на веру.

. Но во всем являем себя, как служители Божии,

Это гораздо выше: не только сделать себя чистым от обвинений и порицаний, но и показывать такую жизнь, чтобы из нее видно было, что он служитель Божий. Не сказал: показываем себя, но «являем себя» , то есть на деле показываем себя таковыми.

в великом терпении,

Говорит и о способе, как делаются таковыми, то есть чрез терпение, и не просто чрез терпение, но чрез «великое терпение» . Ибо недостаточно перенести одну какую-нибудь беду или две, но должно терпеть до конца.

в бедствиях, в нуждах,

Высшую степень скорби составляет то, когда гнетут человека безвыходные несчастия.

в тесных обстоятельствах,

Этим словом означается голод или просто искушения.

. под ударами, в темницах,

И удары, и темницы: смотри, сколько зол! Каждое из них само по себе весьма тяжко.

в изгнаниях,

То есть в гонениях, когда кто не имеет места, где остановиться, будучи преследуем из места в место.

в трудах, в бдениях, в постах,

Сказав о бедствиях внешних, здесь говорит о своих собственных, которым он добровольно подверг себя, о трудах, то есть о делании рук своих, которыми питал и себя и других, и вместе с тем бодрствовал и постился.

В чистоте.

Так называет целомудрие или чистоту во всем и нелюбостяжательность и безмездную проповедь .

в благоразумии,

То есть в мудрости Божией, которая истинно есть ведение, только не внешнее, как у лжеапостолов.

в великодушии, в благости,

Это признак несокрушимой души, когда кто, будучи отовсюду поражаем и уязвляем, не только долготерпит, но и благодетельствует.

в Духе Святом,

Показывает, как он сделал все это, именно Духом Святым. Когда показал свои подвиги, тогда уже поставил помощь Духа Святого. Здесь разумеются также и дары духовные, ибо ими доказываем, что мы служители Божии, потому что совершаем чудеса. Иначе: мы не подали претыкания «в Духе Святом» , то есть в дарах Духа. Ибо многие из превозносившихся полученным даром языков не пользовались им, как должно. Но Павел не таков.

в нелицемерной любви,

Вот источник всех благ, вот причина, посему пребыл в нем Дух.

В слове истины,

То есть не извращая слова Божия.

в силе Божией,

Ничего, говорит, нет моего, но все это совершилось в силе Божией, или в знамениях и чудесах и в наказующей и благодеющей силе.

с оружием правды в правой и левой руке,

Оружия правды в левой руке означают все прискорбное, а в правой – все ограждающее и поставляющее нас в безопасность. В левой руке – скорбные, по мнению многих, ибо и Господь повелел молиться и о том, чтобы не впасть в искушение, а в правой – радостные. Итак, Павел в том и в другом показал себя безукоризненным, не падая духом в скорбях, и не превозносясь в радостях, но все это делая оружием правды.

. в чести и бесчестии,

Истолковал нам, что оружия в правой и левой руке означают славу и бесчестие. Как же слава служит оружием правды? Тем, что слава учителей привлекает многих к благочестию. Что же? Есть ли это добродетель Павла? Конечно, потому что он, находясь в славе, не гордился, а бесчестие, соделывающее терпение, делало его искусным и способствовало успеху его проповеди .

при порицаниях и похвалах,

И перенесение порицания есть великий подвиг. Ибо оно сильно возмущает душу. Поэтому и Господь называет блаженными тех, которые терпят поношение. В пытках тело разделяет муки вместе с душой, а в порицании вся тяжесть падает на душу. Поэтому оно и для Иова было тяжелее всех прочих ударов.

нас почитают обманщиками, но мы верны,

«Почитают обманщиками» по причине порицаний, «но мы верны» , что доказывается благохвалениями.

. мы неизвестны, но нас узнают.

Для одних были уважаемы и знаемы, а для других недостойны и того, чтобы знать их. Это соответствует сказанному: «в чести и бесчестии» .

нас почитают умершими, но вот, мы живы,

То есть как приговоренные и осужденные на смерть, и, по мнению устрояющих нам ковы, умершие; но силой Божией мы живы.

нас наказывают, но мы не умираем,

. нас огорчают, а мы всегда радуемся,

Хотя по внешности, говорит, кажемся скорбящими, но наслаждаемся совершеннейшей радостью; ибо не так бывает, чтобы иногда радовались, а иногда нет, но всегда радуемся.

мы нищи, но многих обогащаем,

Апостол многих обогатил как духовным, так и чувственным богатством. Ибо, имея домы всех открытыми для себя, он был богатейшим и мог оделять и питать других, как, например, святых в Иерусалиме. То же показывает и далее.

мы ничего не имеем, но всем обладаем.

Не привязанный ни к чему в здешней жизни, имеет все. «Если бы возможно было» , говорит, «вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (). Как же такие люди могли жалеть для него имущества? Перечислил же все это с той целью, чтобы не смущались чем-либо из того, что кажется прискорбным.

. Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.

Перечислив свои подвиги и по порядку повествования показав коринфянам, как должно подражать ему, хочет, наконец, обличить их, как не слишком любящих его. Но прежде сего показывает им собственную любовь, и говорит: всегда желаю говорить и беседовать с вами, и притом свободно и смело; ибо это значат слова: «уста наши отверсты» . Говорит же так потому, что хочет сделать им облегчение, показывая, что смелость в речи есть признак величайшей любви. И не на устах только высказываю любовь, но и сердцем, имею его расширенным для вас. Ибо пламень любви и уста мои отверз, а сердце мое расширил, и сделал его пространным, чтобы дать место всем вам. Поэтому и присовокупляет следующее.

. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.

Вы, говорит, не тесно помещаетесь в сердце моем, сердце пространном, сколько бы вас ни было. А в ваших сердцах великая теснота, и вы не можете просторно поместить меня, хотя я один. То есть я в высшей степени люблю вас, а вы хотя любите меня и имеете меня в сердцах своих, но тесно, не просторно.

. В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы.

Такую же взаимность и равенство дружбы покажите и вы, и вы распространитесь так же, как распространился я. Показывает, что так и должно быть; ибо говорит: «говорю, как детям» . Ничего великого не прошу, когда, будучи отцом, желаю быть любимым от детей; ибо это обязанность детей.

. Не преклоняйтесь под чужое ярмо :(έτεροζυγοΰντες ) с неверными.

Дабы не показалось, что говорит это для своей пользы, показывает, что нуждается в их любви для их пользы, говоря как бы так: любить меня значит, чтобы вы не смешивались с неверными и не уклонялись на их сторону. Не сказал: не смешивайтесь, но: «не преклоняйтесь под чужое ярмо» , то есть не оскорбляйте справедливости, склоняясь и приобщаясь к тем, к кому не следует. Ибо слово έτεροζυγεΐν употребляется в том случае, когда говорится о неправильных весах, когда одна весовая чашка перевешивает другую.

Ибо какое общение праведности с беззаконием?

Здесь делает различие не между собой и неверными, но между добродетелью и благородством коринфян и низостью неверных. Как отец, видя сына, находящегося в связях с людьми порочными, говорит ему: какое общение между твоим благородством и их скверностью; так и апостол говорит: вы сущая правда, а они беззаконие: итак, что общего у вас с ними?

Что общего у света с тьмою?

. Какое согласие между Христом и Велиаром?

Желая всеми способами побудить их отстать от неверных, не сказал: какое общение у находящихся во свете с пребывающими во тьме, или: у последователей Христа и чад Велиара, но на место лиц поставил самые вещи – свет и тьму; что гораздо больше выражает; также Христа и Велиара, что означает отступника. Чрез это сделал речь свою более грозной.

Или какое соучастие верного с неверным?

Здесь напомнил о лицах, дабы не показалось, что обвиняет только зло или похваляет добродетель.

. Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго,

Неверные суть храмы идолов, или даже самые идолы, а вы – храм Бога, не того, о котором они баснословят, но живого. Итак, какая «совместность» , то есть подобие, сходство между вами и ими?

как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

Дабы не показалось, что льстит, Писанием подтверждает, что они храм Божий. Обитание в нас Бога обусловливается чистотой жизни, а хождение Его в нас приобретается старанием. Ибо живет в человеке тогда, когда он чист, а когда Он побуждает его к другому какому-либо делу, говорится, что Он ходит в нем; это значит: когда Бог бывает его Богом, то он вступает в чин патриархов.

. И потому, выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас,

Не сказал: не делайте глупостей, но: и не прикасайтесь к ним. Нечистота же бывает двоякая: телесная и душевная. К душевной относятся нечистые помыслы, нечистые взгляды, злопамятство, обманы и тому подобное; а к телесной нечистоте относятся: блуд, прелюбодеяние и всякое плотоугодие. Итак, хочет, чтобы мы были чисты и от той и от другой нечистоты. «Выйдите из среды» неверных «и отделитесь» , то есть живите отдельно и будьте чистыми, и тогда приму вас. Ибо, когда отступите от пороков, тогда соединитесь с Богом.

. и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

Видишь ли, как пророк давно предсказал о нынешнем возрождении и усыновлении, совершающемся в нас чрез крещение.