В частном доме

Библейское пророчества о вавилоне. Кто разрушил Вавилон

Библейское пророчества о вавилоне. Кто разрушил Вавилон

Падение Вавилона

После этого я увидел другого ангела, сходившего с неба. Великая была у него власть, и земля озарилась сиянием славы его. 2 Ангел же возвестил громко:

«Пал, пал Вавилон великий!

Стала столица развратная обиталищем бесов

и пристанищем всякого нечистого духа,

пристанищем всякой птицы нечистой

и всякого нечистого зверя, ненавистного.

3 От вина блудной страсти ее опьянели все народы;

даже цари земли блудили с ней;

купцы же разбогатели от безудержного роскошества ее».

«Выйди из нее, народ Мой,

чтобы не быть тебе соучастником в грехах ее

и не подвергнуться каре, ее ожидающей .

5 До небес выросла гора грехов ее –

все их припомнил Бог, все неправды ее.

6 Воздайте же ей, как она воздавала,

и вдвое воздайте за дела ее.

В чаше, в той самой , в которой она подавала вино,

дайте и вы ей теперь, но больше вдвое.

7 Сколько превозносила она себя и роскошествовала,

столько же воздайте ей мучением и скорбью;

за то воздайте , что в сердце своем она говорит:

«Сижу, как царица, я не вдова и мне не скорбеть».

8 Но обрушатся на нее однажды кары, смерть, скорбь и голод;

будет сожжена она огнем,

велика ведь сила Господа Бога, приговорившего ее.

9 А цари земные, в блуд и роскошь впадавшие с нею, станут бить себя в грудь, возрыдают о ней , когда увидят дым от пожара, в котором сгорит она. 10 Со страхом будут смотреть они издали на мучения ее и тогда возопят:

«Горе, горе тебе , великая столица,

могущественный город Вавилон!

В час единый свершился суд над тобой!»

11 Купцы земные восплачут и будут скорбеть о ней, потому что никто уже не купит товаров у них, 12 золотых товаров и серебряных, камней драгоценных и жемчуга, тончайшего льна, пурпура, шелка и багряницы; разных благовонных деревьев и из кости слоновой различных изделий не купит никто ; и утвари всякой из дерева дорогих пород и меди, железа и мрамора тоже не купят . 13 И корицы не купят больше и пряностей, фимиама не купят и мира, и ладана; вина и елея, крупчатки, пшеницы не купят; не купят крупного скота и овец, коней, колесниц, и тел, и душ человеческих 14 (будет сказано о том : «Спелых плодов, которых жаждет душа твоя, не стало у тебя, вся роскошь и весь блеск твой пропали, ничто уже не вернется к тебе»).

15 Страх охватит торговавших всем этим и разбогатевших через великую блудницу купцов, когда увидят они все мучения ее. В ужасе отвернутся они и восплачут отчаянно:

16 «Горе, горе, столица великая,

в тончайший лен одетая, в пурпур и багряницу,

золотом, драгоценными камнями и жемчугом блистающая!

17 В миг единый в ничто обратилось богатство твое!»

И все, кто живет от моря, кормчие все и матросы, мореплаватели - все они стали поодаль 18 и кричали, глядя на дым, что поднимался над пожарищем: «Какой город сравнится с городом этим великим?» 19 Пеплом посыпали они головы свои и кричали, скорбя и рыдая:

«Горе, горе тебе , столица великая!

У кого были корабли на море,

твоими они все обогащались драгоценностями –

вот во мгновение ока в ничто превратилась ты!»

20 А вы, небеса, ликуйте!

И вы, народ Божий, апостолы и пророки, ликуйте!

Взыскал Бог с нее за вас!»

21 Взял тогда один могучий ангел большой, размером с мельничный, камень и, бросив его в море, сказал:

«С такой вот силой будет повержена великая столица Вавилон

и не будет уже найдена после того .

22 Не услышат более в тебе ни звуков кифары, ни пения;

не прозвучат на улицах твоих флейты и трубы;

не найдут у тебя ни одного человека,

который продолжал бы заниматься ремеслом своим;

и шума жерновов не услышат более в тебе.

23 Не будут уже светильники светить в тебе,

И всё потому, что выше всех считали себя

купцы твои на земле,

потому что чародейством твоим обмануты были все народы.

24 Будет, будет наказан Вавилон ,

потому что кровь пророков на нем,

кровь всех людей Божьих и вообще всех на земле невинно убиенных».

Из книги Апокалипсис Иоанна автора Булгаков Сергей Николаевич

ГЛАВА XVIII ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА Эта глава всецело посвящена эпизодическому раскрытию одной темы, которая уже намечалась выше (XVI, 19): суду Божию над Вавилоном и его гибели. Она раскрывается в ряде картин и образов. Глава эта отличается пространным и даже несколько многословным

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

39:1-8 Послы из Вавилона См. более подробный коммент. к 4 Цар. 20:12–19.Вера царя Езекии, проявленная во время тяжелейшего удара, не устояла перед лестью (отметим его восторженный рассказ в ст. 3-4), еще один пал жертвой мирской дружбы. Из истории достаточно известно о

Из книги Вавилон [Расцвет и гибель города Чудес] автора Веллард Джеймс

21:1-14 Нет спасения от Вавилона В служении Иеремии наступает критический момент. Отныне изменится сам характер его пророчеств. У нас есть несколько указаний на время, когда были записаны различные отрывки. Данный отрывок отсылает нас к периоду правления последнего

Из книги Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова автора (Таушев) Аверкий

25:1-14 Время Вавилона Четвертым годом правления Иоакима и двадцать третьим годом пророческого служения Иеремии (считая включительно, см.: 1:2) был 605 г. до н. э. В этот год Вавилон под управлением Навуходоносора нанес египетскому фараону Нехао сокрушительное поражение в

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

50:1 - 51:64 Против Вавилона Пророчества о различных языческих народах заканчиваются длинной чередой предсказаний о судьбе Вавилона–разрушителя, размышлениям о котором посвящена вся книга. Значение его как орудия Божьего гнева, направленного на неверный Богу народ,

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Глава восемнадцатая. ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА – ВЕЛИКОЙ БЛУДНИЦЫ В этой главе чрезвычайно живо и образно рисуется гибель Вавилона – великой блудницы, которая сопровождалась, с одной стороны, плачем царей земных, блудодействовавших с нею, и купцов земных, продававших ей разного

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

19. Запустение Вавилона 19. И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, 19-22. Вавилон после разрушения его мидянами, совершенно запустеет. Никто не захочет поселиться на тех местах, какие занимал этот обширный город, и только дикие

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Глава 47 1. Падение гордого Вавилона Настоящая глава является непосредственным продолжением предыдущей: в той говорилось о низвержении божества Вавилона, в этой идет речь о падении самого города. Но подобно тому, как в предшествующей главе божества Вавилона брались не

Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич

Падение Вавилона После этого я увидел другого ангела, сходившего с неба. Великая была у него власть, и земля озарилась сиянием славы его. 2 Ангел же возвестил громко:«Пал, пал Вавилон великий!Стала столица развратная обиталищем бесови пристанищем всякого нечистого

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Падение Вавилона 1 - Сойди, сядь в пыли,девственная дочь Вавилона a;сядь на землю, не на трон,дочь вавилонян.Больше не назовут тебянежной и утончённой.2 Возьми жернова, мели муку;сними своё покрывало.Подбери свои юбки, оголи свои ноги,переходи через реки.3 Пусть обнажится

Из книги автора

Падение Вавилона 1 После этого я увидел ещё одного ангела, сходящего с небес и обладающего великой властью; вся земля была озарена его славой. 2 Он произнёс могучим голосом:- Пала, пала великая блудница Вавилон aи стала жилищем демонов,пристанищем для всякого нечистого

Из книги автора

Падение Вавилона 1 - Сойди, сядь в пыли,девственная дочь Вавилона a;сядь на землю, не на трон,дочь халдеев.Больше не назовут тебянежной и утонченной.2 Возьми жернова, мели муку;сними свое покрывало.Подбери свои юбки,оголи свои ноги,переходи через реки.3 Пусть обнажится твоя

Из книги автора

Реки Вавилона Псалом 136 имеет явное происхождение в период плена: Пс., 136: 1. При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. Вавилон находится на реках Евфрат и Тигр, примерно в сорока милях на восток. Изгнанные иудеи, распространившись по всему этому

Из книги автора

Мифология Вавилона Основные сюжеты ближневосточной литературы выходят из шумерских. Аккадцы, завоевав шумеров, восприняли их культуру, которая потом прошла через Вавилон и Ассирию. Мифы вавилонян и ассирийцев связаны с их шумерскими прототипами. Два из них – «Сошествие

Из книги автора

XLVIII Падение Вавилона. Положение иудеев при Кире. Манифест об освобождении пленников. Летосчисление Древние восточные монархии, как основанные на завоевании и угнетении, не имели в себе задатков прочности и жизненности. Это были большей частью насильственно сплоченные

В рассматриваемом отделе книги пророка Исайи заключается пророчество о Вавилоне. Пророк предрекает падение Вавилона. Отдаленные народы, сошедшиеся «от края неба», составили боевое войско и вступают в боевом порядке в ворота властелинов (). Их нашествие произведет ужас и смятение во властелинах, которые уподобятся женщинам-родильницам (). Неприятельское нашествие сопровождается необычайными явлениями в физической природе: все светила небесные меркнут, земля и небо потрясены в своих основах (). Неприятели будут отличаться необычайной жестокостью. Они без милосердия будут убивать всех, кто им встретится на улицах города, не щадя пола и возраста (). – Кто же враги, и кто – «властелины»? Первые – жестокие и не сребролюбивые – Мидяне, вторые – Вавилоняне (). Вавилон падет и никогда не заселится (). Аравитяне не будут раскидывать шатров своих в развалинах Вавилона. Падение Вавилона соединено будет с помилованием Иакова . Иудеи освободятся из Вавилонского плена и возвратятся в Палестину (). Гордый Вавилонский царь сойдет в шеол, где услышит презрительные о себе отзывы рефаимов (). На земле его труп будет вызывать в зрителях удивление и сожаление, так как будет выброшен из царской гробницы (). Его потомство будет истреблено, а Вавилонская земля навеки будет опустошена ().

Из представленного изложения содержания, человеку, знакомому со временем служения пророка Исайи и принципами отрицательной критики, нетрудно понять причины горячего «единодушного» протеста представителей отрицательного направления против подлинности рассматриваемого пророчества. Пророк говорит о слишком отдаленных событиях, недоступных обыкновенному, естественному человеческому разуму. Признать подлинность его речей, значит признать сверхъестественный характер ветхозаветного пророчества. Из нежелания согласиться с этим положением вытекают дальнейшие возражения отрицательной критики, к разбору которых переходим.

Главное возражение против подлинности рассматриваемого отдела основывается на исторической действительности, современной произнесению этого пророчества. Пророк имел перед собой и слушателями образ могущественного Вавилона «властелина народов» (), «красы царств» (). Он имел перед собой образ страдания в Вавилоне «разсеяннаго Иакова» (). Эти образы современного политического состояния резко отличаются от века Исайи. Они, по мнению представителей отрицательного направления, ясно указывают на конец Вавилонского плена. Пророчество о падении Вавилона, по их мнению, «естественно» только в устах пленника, желавшего утешить своих соотечественников; современникам Исайи оно показалось бы странным, непонятным, как запечатанная книга (). Во всяком случае, несообразно с Божественной мудростью изрекать такие «непонятные пророчества». Писатель его, будто бы, жил в конце Вавилонского плена.

Насколько древне это возражение, высказанное Ейхгорном, Бертольдом, Розенмиллером, Грамбергом, повторенное Кнобелем, Фюрстом, Рейсом и др., настолько же древен и апологетический ответ на него (развитый преимущественно Геферником). Мнимая, современная рассматриваемому пророчеству историческая действительность, по словам апологетов, есть, на самом деле идеальная действительность. Пророк не был современником плена, но духом переносился в период плена. С точки зрения одних будущих событий (страданий в плену) он предсказывает другие будущие события (освобождение из плена), отдаленные и радостные.

Каким образом можно доказать справедливость такого взгляда?

Точный и определенный ответ на этот вопрос можно было бы дать в том случае, если признать всю 14-ю главу произведением одного писателя (так как в 24 стихе этой главы Ассирия считается еще самостоятельным государством, каким она была при Исайе, задолго до Вавилонского плена). Но отрицательная критика не допускает этого единства; следовательно, этим доказательством пока нельзя пользоваться.

Чтобы ослабить силу возражения, остается пользоваться аналогиями из других речей пророка Исайи. Такую аналогию можно находить в одной из предыдущих речей Исайи, в 11 главе (). Здесь Исайя предсказывает, что некогда Господь прострет руку и соберет рассеянных Иудеев из Патроса, Хуса, Элама и Сеннаара . Под Сеннааром , согласно книге Бытия 2 гл., разумеется Вавилон . Таким образом, пророк Исайя в неоспоримо подлинных речах предсказывает возвращение Иудеев из Вавилона, задолго до Вавилонского плена. Пророки говорят нередко в прошедшем времени о событиях будущих. Например, в той же 11-й главе, в первых пяти стихах, Исайя говорит об Отрасли от корня Иессеева, как уже вступившем на служение, тогда как подобное выступление только еще ожидалось. Подобная речь основывается на непоколебимой вере пророков в исполнение их богооткровенных пророчеств. Приведенные параллели ослабляют силу возражения отрицательной критики, потому что ими пользуются сами представители ее, напр. Гезениус в защите подлинности 11 и 12 глав книги пророка Исайи. (Commentar ub. Iesaias, 419. 396 ss.). Во всяком случае, отрицательная критика не может опровергнуть, на основании знакомства с пророческими речами, указанного предположения.

Было ли странно для современников Исайи пророчество о падении Вавилона и освобождении Иудеев из плена? Изучение речей пророка Исайи и его современников-пророков приводит к удовлетворительному ответу на этот вопрос. Сам пророк Исайя, как выше замечено, предсказывал возвращение Иудеев из Сеннаарско-вавилонского плена. Современник Исайи, пророк Михей, предсказал, что Иудеи отправятся в Вавилон, и там Господь искупит их от всех врагов (). Пророк Михей, следовательно, надеялся, что его современники поймут и поверят пророчеству о возвращении из Вавилонского плена.

Изучая политическое состояние современного Исайе языческого мира, убеждаемся, что Халдеи и Вавилон были известны азиатским народам в век Исайи. Они были известны и Евреям. По выздоровлении Езекии, в Иерусалим пришло посольство от Меродах-Валадана, Вавилонского царя, которое было радушно принято Езекией. ( гл.). Сношения с Вавилоном, для союза против Ассирии, могли быть у иудейских царей и ранее этого, и таким образом давали повод рассматриваемому пророчеству Исайи. Нельзя отвергать, что в этом пророчестве, наряду с утешением, слышна грусть о разсеянном Иакове (). В виду тяготения Езекии и, может быть, всего Иудейского народа к Вавилону, в противодействие Ассирии, понятно рассматриваемое грустное пророчество Исайи. Пророк хотел предупредить Евреев от опасных союзников – будущих поработителей их.

Вавилон, по пророчеству Исайи, падет от руки Мидян . Имя этого народа признавалось критикой «странным» и непонятным в устах Исайи. В настоящее время, при нынешнем развитии исторических наук, едва ли кто согласится с таким мнением. Мидийское царство считается историками древнейшим, даже сравнительно с Халдейским царством. Мидийские предания, обработанные поэтом Фирдуси, вспоминают об отдаленнейшей, доисторической, взаимной борьбе жителей Мидии: Туранцев и Арийцев. Борьба их не привела к миру, и оба народа жили разрозненно во все последующее время. Подобно Халдеям, у Мидян была постоянная борьба с Ассирией. Первый ассирийский царь, Нин, по свидетельству Ктезия, подчинил себе Мидию вместе с Халдеей. Впрочем, ассирийские памятники, так подробно описывавшие победы Ассирии над Халдеями, почему-то мало говорят о победах над Мидянами. После свидетельства Ктезия о победе Нина в XV веке до Р. X. в ассирийских памятниках встречается известие о войне Туклат-Адара II (882–851). Он ходил в Армению и Мидию, по-видимому, не для усмирения бунта, а для «распространения своих пределов». «Ассур, господин мой, произнес имя мое, распространил мою державу», говорит ассирийский царь о своем счастливом походе в Мидию. Из этого можно заключать, что Мидия прежде не была подчинена Ассирии (а если, как видно из свидетельства Ктезия, была подчинена когда-нибудь, то с течением времени освободилась и сделалась независимой). Преемник Туклат-Адара, Салманассар IV (851–826), так же совершал походы в Мидию, но поводы для них и результаты их неизвестны. Следующие ассирийские цари, конца 9-го и начала 8-го столетия, довершили было завоевание Мидии, но потом все потеряли. Мидяне, под управлением Арбака, и Халдеи, под начальством Белезиса, восстали против Ассирии, взяли и разграбили Ниневию, и объявили свободу всех царств, порабощенных Ассирией (ок. 788 г. до Р. X). Восстановитель могущества Ассирии, после этого разгрома, Феглафелассар II, почему-то не ходил в Мидию. Только преемник его, Саргон II, ходил в страну «Мадай». «Я получил значительные дани от 28 правителей городов страны Мадай. Чтобы удерживаться в стране Мадай, я воздвиг укрепления близ города Сариукина. Я занял 34 крепости страны Мадай и наложил дань лошадьми», говорит Саргон. Из приведенной надписи Саргона видно, что покоренная вновь страна была опасна Ассирии и требовала, для поддержания власти, больших затрат Ассирии. Благодаря силе и энергии Саргона, Мидия при нем не возмущалась, но со его тотчас вспыхнул бунт. Сеннахирим только уже в конце своего царствования собрался восстановить свою власть в Мидии. Он там взял несколько горных крепостей, по своему положению подобных «птичьим гнездам» (срав. ). Война в Мидии затем продолжалась до конца царствования Сеннахирима и в начале царствования Асаргаддона. По свидетельству Геродота, в правление Саргона и Сеннахирима Мидийские провинции под властью Дейока соединились и освободились от власти Ассирии.

Можно, следовательно, думать, что Мидяне, так храбро противостоящие Ассирии, были известны во время пророка Исайи всей Азии. Они были известны и Иудеям. Уведенные в ассирийский плен, жители израильского царства, были переселены в мидийские провинции (; Книга Товит). Из разных подчиненных Ассирии провинций иноземцы поселены были в израильском царстве (). В числе их могли быть Мидяне. Через этих переселенцев современные Исайе Иудеи могли ближе познакомиться с этим «жестоким и не сребролюбивым» народом.

Наконец, пророк Исайя упоминает об аравийских кочевниках (). И это упоминание считалось «неестественным» (хотя одним Кнобелем). Но пророк Исайя, несомненно, был знаком с Аравией (См. ). С ней были знакомы и современники его. Книга Паралипоменон () упоминает, что при Езекии многие из Иудеев поселились на местах Амаликитян, в Аравии. Множество арабских преданий подтверждает это сказание и удостоверяет, что Евреям, в век Исайи, очень близко были знакомы Аравия и ее кочевники (срав. Ленорман. История Востока, 2 т. 70–72 стр).

Положительные доказательства подлинности апологеты находили, прежде всего, в самом надписании пророчества в () – пророчество (massaa) о Вавилоне, которое изрек Исайя сын Амосов . Надписание, таким образом, ясно свидетельствует о подлинности спорного пророчества. Но отрицательная критика не оставила без внимания сего свидетельства. Чтобы ослабить значение надписателя, Гитциг, Де-Ветте, Кнобель, и др., задались вопросом о происхождении его. Еще Иудейское талмудическое предание утверждало, что книгу пророка Исайи написало общество друзей Езекии, а не сам пророк Исайя. За это предание, как за «отголосок несомненной истины», взялась отрицательная критика, и в нем находила опору для мнения о «позднейшем редакторе» книги пророка Исайи. Общество друзей Езекии, существовавшее до Вавилонского плена и даже лишь до смерти Езекии конечно было забыто, а время жизни этого «редактора» отнесено к послепленному периоду. «Этот редактор, говорят представители отрицательного направления, по ошибке или намеренно составил указанное надписание и приложил его к произведению чуждому Исайе. Пророчество, распространенное среди пленников, жадно читавших его, в виде летучих листков, редактор внес в книгу Исайи, и для избежания улики, даже снабдил авторитетным надписанием». Гипотеза, как видится, очень остроумная и эффектная, но не очень убедительная!

Гипотеза эта подверглась критике даже некоторыми из представителей отрицательного направления. Еще Бертольд спрашивал своих единомышленников: почему же этот редактор своими фальшивыми надписаниями снабдил не все пророчества Исайи? Отчего никто из пленников не уличил его, в таком подлоге? Как Иудеи могли допустить такую фальшь в произведениях глубокоуважаемого и хорошо известного им лица? К этим справедливым возражениям рационалиста апологеты присоединили свои положительные доводы.

Надписание несомненно принадлежит писателю пророчества. Без него непонятны первые 16 стихов 13-й главы, так как в них не упоминается предмет пророчества – Вавилон. Если составитель надписания вводил людей в обман, то намеренно, а не по ошибке, это делал, и составитель надписания очевидно не «редактор» книги Исайи, а сам писатель пророчества о Вавилоне. Мнимый обманщик был знаком с другими, несомненно, подлинными речами Исайи и подражал обычаю Исайи. Это видно из тождественных с настоящим надписаний пророчеств (massaa) о Дамаске (), Египте (), о долине видения () и т. п. А указанные надписания в подлинных речах Исайи несомненно принадлежат не редактору, а самому Исайе (что видно из ). Чтобы составить мнимый подлог, как видно, требовались большое искусство и эрудиция...

Вместо того, чтобы допускать целый ряд таких искусных подчисток, несвойственных благочестивому редактору, не лучше ли признать здесь истину и свидетельство об истине?!.. Надписание составлено самим пророком Исайей и свидетельствует о принадлежности ему оспариваемого пророчества.

Другое положительное свидетельство подлинности рассматриваемого отдела защитники находили в . Здесь заключается пророчество о падении Ассирии, «естественное», по мнению рационалистов, для Исайи, а потому неоспоримо подлинное. Признавая не подлинность , критики всегда отделяли от нее этот «подлинный» () отдел. Но, соглашаясь в этом мнении, представители отрицательного направления, тем не менее, не могли своим «единодушием» побороть недоумения: когда и по какому поводу был произнесен отд. ? Как он, по-видимому «без связи», попал между неподлинным пророчеством о Вавилоне и подлинным – о Филистимской земле ()? И вот, единодушие критиков кончается, и начинается разногласие – dissensus, по выражению Геферника. Коппе ставил его в связь с 36–37 гл. Исайи. Розенмиллер считал отрывком из какого-то «большого, но потерянного» пророчества на Ассирию. Гезениус и Гендеверг помещали его в 10-й главе. Эвальд думал отнести к , Фюрст к 5 главе, и так далее. Из всех этих разнообразных гипотез видно только, что критики сами себе в этом случае не доверяют. В действительности же рассматриваемый отдел имеет естественную связь с предыдущим пророчеством о Вавилоне. Пророчество о падении Вавилона стоит в связи с пророчеством о падении Ассирии, в соответствие предметам их – Ассирии и Вавилону. Оба всемирных государства соединены между собой исторически: одно из другого развилось. Они соединены духом власти, как члены виденной Навуходоносором статуи (); они в одинаковом отношении стояли к иудее; после того как обглодал Иудею царь Ассирийский, Навуходоносор сокрушил ея кости ().

Тесную связь рассматриваемых двух пророчеств признавали ветхозаветные писатели. Несомненно, писателю 50 и 51 гл. книги пророка Иеремии было известно пророчество Исайи о Вавилоне (). Но Иеремии, несомненно, оно было известно в связи с пророчеством об Ассирии (). Пророк Иеремия, притом, видел здесь связь не механическую, по положению, а внутреннюю – историческую. Он говорит, что Ассирия и Вавилон одинаково причиняли страдания Иудее, за это и Господь посетит Вавилон, как посетил Ассирию. (; ). В Исайя упоминает о руке Господней, простертой на «все народы». Под ними можно разуметь только народы с такой же мировой властью, какой обладала Ассирия (а не Филистимляне). Таким народом могли быть Халдеи, о которых ранее говорил Исайя.

Если несомненна связь подлинного пророчества Исайи об Ассирии () с пророчеством о Вавилоне (), то несомненна и подлинность пророчества Исайи о Вавилоне.

а) Для разрушения Вавилона Господь, говорит пророк, соберет многочисленное войско из царств и народов, от движения коего произойдет необыкновенный шум (). Такое же многочисленное воинство из разных народов Господь намерен, по слову пророка, собрать на Иудею, и шум его подобен шуму моря ().

б) Это войско будет состоять из дальних народов, живущих на «краю» вселенной, и потому приглашено будет особенным «знамением» (). Из таких же народов и таким же образом будут созваны враги Иудеев, как предсказывал Исайя ().

в) Вражеское нашествие поразит Вавилонян ужасом, руки у них опустятся, сердце растает, и изум­ленные они уподобятся жене-родильнице (). Грядущие бедствия также точно отразятся на Египтянах () и Иудеях ().

г) Вражеское нашествие будет сопровождаться особыми знамениями на небесах и на земле: помрачением небесных светил и землетрясением (). Такими же точно знамениями будут сопровождаемы бедствия Иудеев ().

д) Вавилон, краса царств, погибнет подобно Содому и Гоморе (). Такую же участь пророк предрекает Иудеям и славному Тиру ().

е) После падения Вавилона, помилованные Господом Иудеи соберутся, возвратятся в Палестину, к ним присоединятся иноземцы и сделаются рабами и рабынями их (). Эти мысли нередко и в других своих речах выражал Исайя ().

ж) По своей силе и грозе для порабощенных народов, Вавилон называется «жезлом и скипетром владык» (). Так называется и Ассирия ().

з) Радости Иудеев будет сочувствовать и неодушевленная природа; кедры и кипарисы Ливанские (). Так и в другом месте пророк Исайя, говорит, что они разделяют страдания Израиля ()…

и) Даже и подземный мир (обитатели шеола) примет участие в торжестве Иудеев. Ваиилонский царь со своей славой и блеском сойдет в шеол и уподобится бессильным рефаимам (). Это же наказание Исайя предрекал Иудеям и Ассирийцам ().

й) Попиравший народы, потрясавший царства, колебавший и опустошавший землю, желавший уподобиться Вышнему, Вавилонский царь будет разбит и повержен (). Также точно изображаются замыслы и участь Ассирии, Филистимской земли и Тира ().

к) Душевным мучениям Вавилонского царя в шеоле будет соответствовать презренное состояние его трупа, лишенного могилы (). Такая же участь предречена Исайей Иудеям, Эфиопам и Севне ().

Встречается в исследуемых нами главах книги пророка Исайи и множество еврейских слов и оборотов речи, которые находятся в других неоспоримо подлинных местах книги пророка. Так:

а) – עָוָה – назначать исполнителем гнева Господня = .

קָדַש – исполнять определение Божие = .

עֹֹלֶז – тиран – исполнитель гнева Господня = .

שְאוֹן קול עם־רָב הַמוִןֵ קול = .

צבָאוֹת יְהוָֹה – Гезениус это выражение вместе со словом עלֶז – считает доказательством подлинности 23-й главы Исайи.

б) – נָ שָׂא־נֵב תַר עַל = .

– קזל הֵרָים = .

– הַ שָׁמָים מִקְצה מֶרְחָק מֵאֶרֶץ = .

в) – יִמָּם לִבַך = .

г) – חָ שַׁפ אוֹר = .

– רָעַ שׁ = .

д) – וְת פּאֶרֶת צבִֹנְאוֹן = .

כְמַחְפֵכַח = .

– שָׁמַר = .

е) – רַהם = .

– נֹגֶ שׂ (в значении: тиран) =

Падение Вавилона – одно из знаковых событий Древнего мира, потому что крушение любой крупной державы всегда влияет на соседние народы и государства.

Вавилонское царство, которое также известно под названием Вавилония возникло в начале второго тысячелетия до нашей эры на юге Междуречья (сейчас это территория Ирака). К 539 году до нашей эры это государство утратило свое величие и следом свою независимость. Вавилония была наследницей двух царств: Аккада и Шумера. Вавилонское царство носило в себе черты этих двух государств, государственным языком был аккадский, а культовым языком был шумерский.

В своей истории Вавилонское царство имеет несколько ключевых периодов. Старовавилонский период берет свое начало с трехтысячного года до нашей эры. В то время это были ещё разрозненные царства, самым могучим из которых было царство с центром в городе Вавилон. Вавилонский царь Хаммурапи смог завоевать соседние земли, присоединить к себе Элам, Ашшур, Мари и другие города, что послужило отправной точкой для создания единой месопотамской державы. Одним из важнейших документов того периода по праву можно считать свод законов, известных под названием «Законы Хаммурапи». Эти законы были высечены на базальтовых столбах, которые были установлены в различных городах страны. Уже в те времена в Вавилоне существовал огромный бюрократический аппарат, тяготивший жизнь государства. При правлении сына Хаммурапи Самсу-илуны постоянно вспыхивали раздоры среди знати, часто сопровождавшиеся вооруженными стычками, что значительно подтачивало благосостояние всей державы. В результате падение Вавилона стало неизбежным, когда на страну стали нападать сперва племена касситов, а затем хеттов. Таким образом, падение Вавилона в первый раз произошло в 1595 году до нашей эры, когда дерзкий набег хеттов положил конец трехсотлетнему Старовавилонскому периоду и завершил правление первой Вавилонской династии. Это первое падение Вавилона сопровождалось разорением города и страны.

После хеттов на территорию Вавилонии пришли касситы, они захватили страну, но в то же время переняли множество обычаев. Этот период называют Средневавилоснким. Аристократия касситов постепенно смешалась с вавилонской знатью, уцелевшей во время вторжения. В это время идет активная реставрация храмов. Однако политическое влияние Вавилона было значительно ослаблено, а потому царство находилось в зависимости от Египта, а позднее Метании и Хеттского царств. В 13 веке усиливается Ассирия, которая захватила территорию Вавилонского царства и положила конец касситской династии.

До прихода ассирийцев Вавилон страдал от нашествия племен эламитов, которым, однако, не удалось присоединить Вавилонское царство к своей державе. Ассирийцам также с трудом далось завоевание Вавилона, но уже в 728 году до нашей эры ассирийский царь Тиглатпаласар Третий был коронован в Вавилоне. Данный период получил название Ассиро-Вавилонского. Однако, вавилоняне были настроены очень воинственно и не желали видеть свой город столицей Ассирии. В результате восстания в 689 году до нашей эры царь Ассирии Синаххериб приказал сравнять город с землей. Это было уже второе падение Вавилона, закончившееся полным разрушением города, часть жителей была угнана в рабство, остальные были убиты. Территория разрушенного города была затоплена.

При новом царе Ассирии Асархаддоне Вавилон было решено восстановить и вернуть туда уцелевших жителей. На правах вассала там стал править царь Шамаш-шум-укин, который заключил тайный сговор с сирийскими правительствами, Египтом, Эламом, с племенами арамеев, халдеев и арабов. Он поднял восстание против Ассирии, однако союзники не смогли ощутимо помочь в этой борьбе. Войска Ассирии осадили Вавилон, и после длительной осады в 648 году до нашей эры произошло уже третье падение Вавилона, сопровождавшееся жестокой расправой с уцелевшими жителями города.

Несмотря на столь жестокие расправы, вавилоняне не оставляли попыток обрести независимость. Снова и снова вспыхивали восстания, пока неожиданно не начала приходить в упадок сама Ассирийская держава, которой приходилось не только подавлять восстания, но и отбиваться от соседних враждебных племен. После продолжительных войн Вавилонское царство начало возвращать себе былое влияние. На Ассирию напали мидийцы, значительно ослабив страну, что позволило вавилонянам обрести независимость. Более того, захватив Месопотамию, вавилоняне стали готовиться к захвату территорий к западу от Евфрата, на которые в то же время стал претендовать Египет. При царе Набопаласаре вавилоняне захватили Палестину и Сирию, разбив египетский гарнизон. После этого события начинает свой отсчет последний период существования Вавилонского царства, названный Нововавилонским.

Это время можно назвать эпохой возрождения вавилонской культуры и усиления влияния царства на соседние государства. Навуходоносор Второй – сын Набопаласара – продолжал военные походы, подчинил себе финикийский город Аскалон и Северную Аравию, взял Иерусалим и через некоторое время ликвидировал Иудейское царство, расселив его жителей по различным частям Месопотамии. Во временя Навуходоносора Второго Вавилон стал мощной крепостью, он был обнесен двойной стеной, высота которой местами достигала 14 метров. Город также был окружен широким рвом с водой. Наряду с укреплениями, шло восстановление храмов и святилищ. Именно в это время была построена уступчатая башня Этеменанки, известная ныне под названием Вавилонской башни. Эта башня была краеугольным храмом земли и неба. Также при Навуходоносоре Втором были созданы знаменитые висячие сады Вавилона, которые царь приказал соорудить для своей жены Амитиды, которая скучала по горным пейзажам родной Мидии.

Однако процветание Вавилона длилось не так уж долго. После смерти Навуходоносора Второго в результате долгих междоусобных войн к власти пришел Набонид. Он был весьма странным царем, потому что принялся восстанавливать древние храмы, возрождать давно забытые культы. Каждая перестройка храма сопровождалась сменой жрецов, что вызвало сильное недовольство среди жрецов и знати. Подобными своими действиями царь раздражал многих влиятельных людей Вавилона и вскоре потерял поддержку знати. Падение Вавилона началось с упадка самой правящей верхушки, а усилившееся влияние персов ускорило разрушение царства.

Предчувствуя усиливающуюся угрозу со стороны Персии, Набонид примкнул к союзу Египта, Лидии и некоторых греческих полисов, однако было уже поздно. Вавилон был подтачиваем изнутри междоусобицами и явным недоверием к царю. Падение Вавилона было уже лишь вопросом времени, потому что бюрократический аппарат находился в беспрестанных конфликтах. В таком состоянии царство не могло отразить серьезной угрозы, исходившей от воинственных персов. Ко всем прочим проблемам прибавились несколько неурожайных лет подряд, что привело к сильнейшему голоду в 546 - 544 годах до нашей эры.

Когда персидский царь Кир Второй был на подступах в Вавилону, то Набонид приказал перенести идолы богов из соседних городов в Вавилон. Это его действие до сих пор вызывает множество споров: кто-то считает, что он переносил их в связи со спуском воды из каналов, окружавших город; а кто-то говорит, что суеверный царь надеялся таким образом не допустить падение Вавилона. Как бы то ни было, но подобное распоряжение вызвало бурю негодования и среди жрецов Вавилона, и среди жителей городов, откуда собирались перенести идолов, так как они считали, что царь оставит их беззащитными перед врагом. Персы же осушили каналы и продолжили свой поход, было несколько крупных сражений, одно из них под Описом, после которого Набонид бежал в Борсипп. 12 октября 539 года знать и жречество Вавилона, недовольные своим царем, открыли ворота Вавилона персам, которые без боя вошли в город. Дальнейшая судьба Набонида не известна: есть версии, что его убили, есть версии, что он был отправлен в ссылку – но это уже не изменило историю царства. Сперва правление персов было весьма мирным по отношению к вавилонянам. Были разрешены все религии. Однако со временем персидский гнет стал усиливаться и Вавилон стал одной из сатрапий державы персов. Окончательное падение Вавилона произошло при правлении персидского царя Дария, который приказал срыть городские стены, однако в то же время он принял титул царя Вавилона. Тем не менее, Вавилон уже более не был самостоятельным городом, а потому можно говорить о закате Вавилонского царства.

Как видим, падение Вавилона происходило не один раз. Одни завоеватели разрушали город, другие восстанавливали. Тем не менее, этот город не сумел сохранить своё влияние. Историки до сих пор обсуждают падение Вавилона, стараясь разгадать причины упадка столь, казалось бы, сильного государства, как Вавилонское царство. Наиболее вероятной причиной называют именно внутренние конфликты, которые изнутри разрушали царство, которое не смогло противостоять захватчикам из-за нерешенных междоусобных проблем.

В 1853 году при раскопках древнего города Ур, при одном из его храмов, была обнаружена так называемая Колонна вавилонского царя Набонида, представлявшая собой каменную летопись. При ее расшифровке было прочитано следующее: «Да не согрешу я, Набонид, царь Вавилонский, против тебя (то есть Бога). И пусть мое почтение живет в сердце Валтасара, моего первородного и любимого сына… И вложи в сердце Валтасара страх перед твоей высочайшей божественностью, дабы он не совершил никакого греха и насладился полнотою жизни». Но надеждам Набонида не суждено было сбыться. Ни ему, ни его сыну Валтасару не удалось насладиться властью. Хотя, казалось, ничто не предвещало беды.

Вавилонское царство было сильнейшим государством своего времени. Столица царства, Вавилон, в 6 веке до н.э. стал наиболее красивым и укрепленным городом своего времени. Стены Вавилона был высоки и неприступны. В центре города высился величественный дворец царя, который сам по себе являлся мощнейшей крепостью. Вавилонское царство находилось в зените славы, но вскоре начало путь к своему падению…

В период правления Набонида и его сына-соправителя Валтасара Вавилонское царство пало под сокрушительным ударом персидской армии во главе с Киром Великим в 539 году до н.э. Описание этого события мы можем найти у античных историков Ксенофонта и Геродота. Но они дают, пусть и красочное, но все же внешнее описание произошедших событий. Наиболее ценную, глубинную информацию о причинах гибели Вавилона нам предлагает Библия.

Падение царства Навуходоносора предсказывали сразу несколько пророков Ветхого Завета – Исайя, Иеремия и Даниил. Все они указывают на то, что Вавилон должен был пасть по причине развращенности его жителей и гордости вавилонских царей, которые начиная с Навуходоносора стали мнить себя богами. Вавилон становится воплощением разврата и вседозволенности – как свидетельствуют древние летописи, на улицах этого города человек мог стать участником любого греховного действа, которое только мог себе вообразить. Наказание от Бога не заставило себя ждать. «Так Господь говорит Своему помазаннику Киру, которого Я держу за правую руку, чтобы смирить перед ним народы и отобрать у царей их оружие» (Ис. 45,1) Бог направляет против Вавилонского царства персидского царя Кира. К его армии присоединяются народы, до того верные Вавилону, а теперь желающие отомстить своему прежнему господину. Среди предателей оказался Гобрий, наместник ассирийской области Гутиум, сыгравший в падении Вавилона ключевую роль.

Вавилоняне пытались отбить персидское нашествие на подходе к столице, но были разгромлены. Царь Набонид бежал и укрылся в одной из мелких крепостей. Кир не стал его преследовать, но направил свое войско к столице – Вавилону. Там находился сын Набонида, Валтасар. Стены Вавилона были действительно неприступны. Кир готовился начать долгую осаду. Валтасар и вавилоняне откровенно смеялись над ним. В городе имелись запасы продовольствия на двенадцать лет, а река Евфрат, протекавшая сквозь Вавилон, сполна обеспечивала его жителей водой. По иронии судьбы, именно Евфрат стал причиной падения города.

Комментарий Елена Кормилицина, преподаватель Международной школы Герценовского университета (г. Санкт-Петербург):

“Согласно историку Геродоту персы захватили Вавилон так. В 538 г. до н.э. они отвели воды реки Евфрат в другое русло, чтобы она не мешала им при штурме и вступили в покоренный город. Хотя в Библии содержится несколько иная трактовка этого события. Что пал Вавилон вовсе не из-за хитрости Кира, а потому как погубила его гордыня”. (http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/5-klass/drevniy-vostok/persidskaya-derzhava-tsarya-tsarey 3.24-4.00)

Последовав совету Гобрия и оставив у столицы часть войск, Кир поднялся по течению Евфрата и приказал своим солдатам прорыть отводные каналы. Евфрат стал мелеть. Но Валтасар и прочие жители Вавилона этого не замечали. В городе царил праздник – поистине пир во время чумы. Вавилон пил и веселился, желая забыть о персидской осаде. Валтасар праздновал в своем дворце вместе с вельможами. В разгар веселья царь потребовал принести из сокровищницы священные сосуды из храма Соломона, которые вывез из покоренного Иерусалима его предшественник по трону, Навуходоносор.

Валтасар совершил святотатство – стал есть и пить из богослужебных чаш и блюд. В этот момент на стене появилась надпись- послание от Бога: «мене, мене, текел, упарсин», что с арамейского переводится как: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено». Находившийся в тот момент в Вавилоне пророк Даниил объяснил Валтасару смысл надписи - его царству суждено скоро погибнуть. В ту же ночь персы ворвались в город по омелевшему руслу Евфрата, а Валтасар погиб, убитый своим бывшим вассалом Гобрием. Кир же был принят вавилонянами как новый царь.

I. Возведение Вавилона

В пустыне жаркой Междуречья

На берегу реки Евфрат

Когда-то жил народ беспечный,

Построивший великий град.

Там славили одну богиню,

И как великую святыню,

Поклонники богини той,

Служа любовью и войной,

Как тайный центр ее земли

Прекрасный город возвели.

Над бездною Евфрата вод

Воздвигли синеву ворот,

И чудо-звери на воротах

Как материнскою заботой

Царей одаривали тех,

Кто городу принес успех.

II. Царь Валтасар

Как сказано на стенах врат,

В том городе царил разврат:

Чем больше женщин, хмеля, вин

Тем радостнее господин.

Там правила сама Иштар,

А с нею царь Уцур-Бэл-Шар,

Известный всем как Валтасар.

Правитель, погруженный в пир

Всегда был пьян. Пол сотни лир

Играли для него по залам

И все служили Валтасару.

Сведущ в науках царь был тот,

Он знал, как делает за год

Луна по небу оборот,

Венеры знал метаморфозы,

И в жертву ей бутоны розы

Во храм он лично приносил,

Чтоб вновь найти источник сил.

Могло бы так продлиться вечность:

Свобода, радость и беспечность,

Однако враг его не спал

И к Вавилону подступал.

Да только ропот вражьих сил

За песнями не слышен был.

III. Валтасаров пир

Великий праздник отмечая,

Ничто вокруг не замечая,

Правитель приказал принесть

Святые чаши из земель,

Где славили другого бога

Сурового и к людям злого.

И отпивая с чаши той,

Кляня ее дизайн простой,

Последний вавилонский царь,

Поклялся в верности Иштар:

«Лишь ты одна – мой бог единый,

Любви и доблести богиня!

Йегова! Прочь из стен моих,

Опасен твой суровый лик,

Но как бы ни был ты жесток,

Я в Вавилоне – царь и бог,

И сам караю я жестоко,

Не нужно нам другого бога».

И в это самое мгновенье

На стенах текст – его виденье,

МенЕ менЕ, - тот текст гласил, -

А также – тЕкел упарсИн.

Что значило – «не бойся - вновь,

Вернется божество – любовь.

В тот час, как сменятся эпохи,

И Бог-Дитя войдет в чертоги,

Вернутся все, ликуя, боги».

Так понял надпись Валтасар.

Видения на стенах зал,

Открылись многим там глазам.

IV. Предатель из Иудеи и захват дворца

В то время во дворце гостил

Помощник верный вражьих сил.

Его считали колдуном,

И знатоком значенья снов.

Когда те чаши принесли

Из Иеговиной земли

Прибыл под видом астронома

За много дней пути от дома.

Он слышал - царь Йегову клял,

Когда недавно пировал.

И разумеется, ругая

За дерзость Валтасра он,

Задумал свергнуть Вавилон,

Дабы религия другая

В нем воцарилась и отныне

Царю - погибель, плен - богине.

И все сильнее негодуя,

Йегове набожно колдуя,

Царю сказал: «Там вижу я

Слова: «Как только лишь заря

Коснется крыши Вавилона,

Повсюду раздадутся стоны,

И будешь ты казнен, как зверь».

Прогнал его Уцур за дверь,

И не поверил он ни слову,

Прекрасно зная вражью злобу.

Искал лишь страсти Валтасар,

Он снова целовал Иштар,

К ее ланитам приникая

Последний дар былого рая

Он жадно и с лихвой вкушал.

И в самый миг, когда пред ним

Раскрылись истина и мир,

И радость бытия живого,

Ворвались призраки иного,

И звон послышался рапир.

V. Убийство Валтасара

Колдун посыпал златом в руку

Предателю – жрецу Мардука.

И жрец ворота распахнул,

На замок явственно кивнул,

Указывая – там-то царь

А также медь и киноварь.

Кровавым воинам Персиды

Сказал: «Мардука вы спасите,

Низвергните лишь храм Иштар,

И с нею сгинет царь Бэл-Шар».

Враги ворвались в час услады,

Разрушив пред собой преграды,

Они разбили чаши, храм

Вино разбрызгав по углам.

Забрали женщин и холопов,

К стене царя прижали копья,

Сорвав венец с его главы,

Убили регента – увы.

VI. Речь Кира и пророчество богини

Убил его Великий Кир,

Персидский царь. Продолжив пир,

К жрецам он вышел, говорил:

«Грядет на сотни лет война,

Богиня сгинула – она

Согнута тяготами рабства,

До Вавилона не добраться

Ей из персепольских песков –

Восточных золотых оков.

Не будет рая – Иегова

Взойдет над миром очень скоро

Известный также как Аллах,

Ахура-Мазда, Кришна… крах

Пришел святилищу богини,

Ее отправили в пустыню,

Монахов сирых искушать

Козлом по пагорбам скакать,

Сему царь-граду сгинуть в тине…»

И вот древнейшие святыни,

Поныне там погребены

В пучине водной глубины

Благословенного Евфрата

И только пришлые солдаты

За годом год воруют крохи,

Следы последние эпохи

В которую был славен он –

Священный город Вавилон.

Но нет, пророчество Иштар

Вот-вот исполнится, Бэл-Шар

Былую силу обретет,

И эра новая придет,

Когда прекрасная богиня

Уже нас больше не покинет.

Мардук же, Йегова, Аллах

Навечно обратятся в прах.

Царем же каждый будет маг.