Теория

Защита природы - дело каждого из нас. Внеклассное мероприятие в форме устного журнала «Любить и беречь природу – долг каждого! Защита природы долг каждого школьника эссе

Защита природы - дело каждого из нас. Внеклассное мероприятие в форме устного журнала «Любить и беречь природу – долг каждого! Защита природы долг каждого школьника эссе

«Земля не прощает равнодушия» сочинение на эту тему можно написать используя поданные ниже варианты.

«Охрана природы долг каждого человека»

Земля — ​​это наш родной дом. Поэтому связь человека с природой, безусловно, особенная. На этой земле выросли наши прадеды и деды, отцы, братья и сестры. Это наше богатство, которое веками люди оберегали и защищали. Тогда понимали, что на любовь земля обязательно ответит взаимностью.

Но за окном двадцать первый век — время нанотехнологий и каменных джунглей. С приходом таких изменений в природе пошатнулось равновесие. Человек почувствовал себя хозяином, господином и даже обладателем Вселенной. Он знает, что хорошо, а что плохо. Однако не все так просто. Мы находимся на пороге экологической катастрофы. Загрязнение водоемов, вырубка лесов, выбросы токсичных веществ в воздух — это перечень проблем, которые из года в год накрывают Землю. Безответственность людей поражает. Она уже привела к Чернобыльской катастрофе. А что дальше? Куда ни глянь — заброшенные деревни, вырубки лесов, болота на местах, где когда-то протекали большие реки. Все изменилось.

Люди постепенно превращаются в роботов. А свое безразличие перед природой объясняют постоянной занятостью. Жаль, что возмущаются только тогда, когда изменить ничего нельзя.

Но неужели не видно, как природа просит о помощи? Она хочет даровать нам свою любовь, нежность, тепло. Она хочет снова улыбаться полной грудью и не откашливать вредные вещества. Неужели нужно уничтожить, чтобы потом снова пришлось возрождать? Надо начать изменения с себя, с каждого. Стоит пересмотреть свое отношение к матушке-земле, потому что другого такого шанса она нам не даст.

«Беречь природу — наш долг» сочинение

Природа — это наш дом, в котором мы должны сохранять чистоту. Каждый человек должен осознавать необходимость сохранения природы. Это поможет нам позаботиться о будущем нашей планеты, найти пути решения многих экологических проблем. Природа — это общее достояние всех наций, поэтому ее чистота зависит только от каждого из нас. Только мы сами можем создать себе безопасное будущее.

Земля не прощает равнодушия, она воздает нашей небрежности различными экологическими катастрофами, которые негативно влияют на здоровье каждого человека на планете. Человеческая недобросовестность — самая большая проблема во взаимодействии живых существ с природой. Единственная возможность восстановить здоровье нашей планеты состоит в правильном духовном воспитании своих детей, в добросовестном отношении к собственным потребностям, осознании общечеловеческих проблем каждой личностью. Земля гордая, поэтому пренебрежительного отношения к себе не прощает. Не любит равнодушных. Но я верю, что возродится в человеческих душах правильное отношение к природе и каждый из нас станет ценить то, что дает и имеет наша планета.

Природа - необыкновенно гармоничный и сбалансированный организм, в котором нет случайностей, а все правильно и четко организовано. Человечество, хоть и является частью природы, почему-то решило, что имеет полное право управлять всеми процессами и явлениями, происходящими в окружающей среде. Мы строим города, обращаем течения рек вспять, пытаемся покорить стихию и заставить ее служить на наше благо. Конечно же, результаты человеческой деятельности во многом оказали неблагоприятное воздействие на состояние экологии, а теперь мы всячески стараемся предотвратить те изменения в природе, которые сами и повлекли, осуществляя вывоз мусора и отходов. Наука экология на сегодняшний день - одна из самых важных и глубоко изучаемых. Большинство мировых держав ежегодно тратят огромные средства на решение экологических проблем. Конечно, нам, простым обывателям, не под силу решить задачи мирового масштаба, но вот внести свой, хоть и небольшой вклад, в дело улучшения экологии - это обязанность каждого из нас.

Задумывались ли вы хоть раз о том, куда деваются тонны мусора, который мы с вами ежедневно выносим на свалку? Каждый из нас изо дня в день покупает множество разнообразной пищевой продукции, напитки в пластиковых бутылках и др. Вещи в наше время уже не используются как раньше годами. Мы постоянно приобретаем что-то новенькое, а все ненужное без сожаления выбрасываем в мусор. Последние десятилетия характеризуются повальным строительным бумом - все что-то возводят или ремонтируют. Куда девается весь строительный хлам? Чтобы найти ответ, достаточно выехать за черту города на ближайшие пустыри и посмотреть, как завершается вывоз мусора и отходов. Все, что мы выбрасываем, лежит здесь в виде огромных зловонных куч. Разве это не наносит вреда окружающей среде?

Свой вклад в дело защиты экологии может внести каждый. Достаточно хотя бы однажды вдуматься в существующие бытовые проблемы, связанные с вывозом и дальнейшим хранением всевозможных отходов. Пожалуй, многие согласятся, что коммунальные службы не очень-то стараются выполнять возложенные на них обязанности, хотя в последнее время принимаются различные меры по улучшению создавшейся ситуации. Но достаточно трудно решить проблемы, которые копились годами. Люди, глубоко тронутые вопросами экологии, пытаются принимать самостоятельные меры и организуют собственными силами вывоз мусора. Одинцово , например, является положительным образцом в данном вопросе. Этот подмосковный город хоть и не очень большой, но имеет достаточное количество различных промышленных предприятий и производств. То есть проблемы, связанные с уборкой всевозможных строительных и других отходов здесь очень актуальны. Однако в городе грамотно организован вывоз мусора. Одинцово имеет множество специальных организаций, отлично функционирующих и занимающихся вывозом и утилизацией переработанных продуктов. Эти организации действуют в соответствии с природоохранными нормами и с разрешения коммунальных служб. Их работа отличается слаженностью, четким и своевременным исполнением возложенных задач. К их услугам прибегают не только предприятия и фирмы, но и многие обычные жители предпочитают при помощи подобных организаций осуществлять вывоз мусора. Одинцово , конечно, не единственный пример. Во многих российских городах товарищества собственников жилья сделали свой выбор в пользу частных организаций-исполнителей. Этот выбор является проявлением сознательного долга каждого жителя в деле защиты окружающей среды.

Решать глобальные проблемы станет намного проще, если каждый из нас попробует внести хотя бы маленькую долю своего участия в охрану природы!

«Охрана растений» - Почему растения нужно охранять? Мероприятия для охраны растений: Цели исследования: Кислород Питание Здоровье Сырьё для промышленности красота. Каждый человек должен бережно относиться ко всем растениям. Из-за хозяйственной деятельности людей, сбора букетов растения становятся редкими. Какие действия людей отрицательно влияют на жизнь растений?

«Растения под охраной» - Вся поляна покрыта голубыми цветами. Гирлянды белых маленьких горошков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветов - красная ягода. Цветок дрожит на ветру. Какое значение имеют растения для животных? А какое значение имеют растения для человека? Охрана растений. Правила друзей природы.

«Охрана животных» - Заповедники. Польза леса. Кроссворд. Содержание. «Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина.Охранять природу – значит охранять Родину.» М. Пришвин. Полностью истреблена птица дронт. Дальше. Охрана животных. Береги природу. Лесник. Егерь. Охрана растений.

«Охрана культурного наследия Тверской области» - Природное наследие Тверской области. Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях. ООПТ Тверской области. Принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года (в ред. Российская федерация федеральный закон об особо охраняемых природных территориях. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия.

«Охрана водных ресурсов» - Для производства 1т сахара расходуется 100М3 воды. Для производства 1т резины – 1500М3воды. Снегопады. Стихийные явления. Наледи. Цунами. Гололёд. Крупный металлургический комбинат в сутки потребляет около 1 млн. Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счётчику. Охрана вод. Водные ресурсы.

«Зашита окружающей среды» - Выбросы загрязняющих атмосферу веществ, тысяч тонн. Социальная устойчивость (9 показателей). Цель и направление. Эффективность использования ресурсов (7 показателей). Статистика охраны окружающей среды. Наличие данных. Нормативно-правовая база. Выбросы и улавливание загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников.

Инструментами обеспечения нормальной жизнедеятельности индивида и общества служат не только субъективные экологические права, которые могут быть эффективными, разумеется, лишь при соблюдении иных условий, связанных с функционированием государства и общества, в частности, при наличии и надлежащем исполнении соответствующих обязанностей индивидов в данной сфере. Очевидно, что мы можем рассчитывать на соблюдение принадлежащего нам от рождения права на благоприятную окружающую среду, лишь если сами будем охранять природу и беречь ее богатства. Без соответствующих обязанностей права и свободы «зависают», не будучи обеспечены должными действиями других лиц, организаций, государства, от которых зависит нормальная реализация этих прав и свобод. Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство вправе требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах*.

В ст. 58 Конституции России установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. Важно обратить внимание на субъекта этой обязанности. Каждый человек и гражданин соприкасается с природой (окружающей средой) в процессе своей жизнедеятельности будучи в разных качествах - как житель города и другого населенного пункта и как работник, в том числе должностное лицо. Соответственно, как житель, в быту и на отдыхе каждый должен исполнять данную конституционную обязанность. Одновременно и прежде всего обязанность сохранять природу и окружающую среду возлагается Конституцией также на каждого, чья трудовая деятельность сопряжена с природопользованием и воздействием на окружающую среду. Именно от этой категории граждан зависит возможность обеспечения благоприятного состояния окружающей среды в процессе принятия экологически значимых решений, выполнения обычных трудовых обязанностей, связанных с охраной окружающей среды.

Юридическим критерием соблюдения обязанностей сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам служит осуществление человеком деятельности, связанной с вредным воздействием на окружающую природную среду и природопользованием, в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Конституционные обязанности сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам конкретизируются в действующем законодательстве РФ. Статья 12 Закона «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что граждане обязаны: принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Наиболее полно обязанности по охране природы и бережному использованию природных богатств граждан как природопользователей определены в природноресурсном законодательстве.

Так, в соответствии со ст. 53 Земельного кодекса РСФСР собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны: эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности; осуществлять комплекс мероприятий по охране земель в порядке, установленном ст. 100 и 101 Кодекса.

Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. «О животном мире» установлены следующие обязанности пользователей животным миром: осуществлять только указанные в лицензии виды пользования; соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования; применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ; не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира; осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания; проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира; оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира; обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения; применять при пользовании животным миром гуманные способы (ст. 40).

Цели: показать учащимся необходимость охраны природы; учить бережно относиться ко всем компонентам природы.

Образовательная: создать условия для обобщения, конкретизации, углубления и систематизации знаний о природе, установления взаимосвязи между природой и трудовой деятельностью человека, обучения анализу материала, формулировке выводов.

Развивающая : способствовать развитию стремления глубже познавать окружающий мир и совершенствованию во всех видах экологической деятельности, развитию речи, мышления, обогащению словарного запаса.

Воспитательная : содействовать воспитанию гуманной, творческой личности, бережного отношения к окружающей природе, к своему краю.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соблюдать правила экологической безопасности, обнаруживать связи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать из для необходимости бережного отношения к природе, высказывать свое мнение, работать в группе.

Оборудование: запись песни А. Пахмутовой “Раненая птица”, Красная книга; иллюстрации с изображением леса, моря, рек, гор и др., запись песни В. Шаинского “Не дразните собак”, презентация PowerPoint.

Эпиграф на доске:

Земля должна быть достойна человека,
и для того, чтоб она была вполне
достойна его, человек должен устраивать
землю так же заботливо, как он привык
устраивать свое жилье, свой дом.
А. М. Горький

Ход занятия

(Обучающиеся заранее рассажены по группам)

I. Актуализация знаний. 3 мин.

Прослушивание песни А. Пахмутовой “Раненая птица”.

Как вы думаете, ребята, нужна ли природе помощь человека? В чем? Почему?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на классном часе?

Сегодня мы постараемся ответить на поставленные вопросы и еще раз убедимся в красоте родной природы.

II. Экологические проблемы. 2 мин.

Певец природы, писатель М. М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое.

Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.

(Подготовленный ученик читает стихотворение)

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке, делают одно общее дело и называются народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без ее лесов, полей, рек, озер.

Михаил Пришвин сказал: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять родину”.

Книга природы открывается для всех, но по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык. Поэтому каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку черемухи, не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовешь такого человека частью природы, ее детищем.

Установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами деятельности человека. Это наблюдается и в нашей Московской области, т. к. она освоена человеком ещё с давних исторических времён. Для неё характерны высокая плотность населения, огромное количество промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Всё это оказало и продолжает оказывать неблагоприятное влияние на окружающую среду, на её экологию.

II. Экология Московской области.

1. Состояние окружающей среды. 1 мин.

Вспомните, что такое экология?

Как человек влияет на экологию окружающей среды? Каковы последствия этого влияния?

Докажите свою мысль, используя примеры.

2. Работа в группах. 10 мин.

Прочитайте приведенные примеры и предложите выход из создавшейся ситуации.

Постарайтесь предложить какие-то способы улучшения состояния экологии Москвы и Московской области.

Сравните свои предложения по восстановлению окружающей среды и то, что делают взрослые.

(Каждая группа получает свои тексты:

1 группа: состояние воздуха;

2 группа: состояние почвы;

3 группа: состояние водоемов;

4 группа: состояние растительного мира;

5 группа: состояние растительного мира).

Состояние воздуха (1 группа)

В области интенсивно идёт добыча полезных ископаемых, количество которых катастрофически уменьшается. При добыче полезных ископаемых, которая в нашем регионе производится преимущественно открытым способом, разрушаются почвы, остаются открытые карьеры, горы отходов. Отходы нередко сосоставляют четвёртую часть добытых полезных ископаемых. Впоследствии карьеры либо заполняются водой, либо становятся местом свалок. В процессе добычи полезных ископаемых в воздух поднимается огромное количество пыли.

В Московской области и в Москве большое развитие получило производство строительных материалов. Эта промышленность сильно засоряет водоёмы и воздух. Но особый вред окружающей среде наносит производство цемента: от мельчайшей пыли вокруг предприятия гибнут растения и мелкие животные, ухудшаются почвы, страдают заболеваниями органов дыхания люди и животные. Крупные цементные заводы работают в Воскресенске, Подольске, Коломне. Большое количество пыли, отходов, особенно боя, дают стекольные, фарфоровые и керамические заводы.

Машиностроение и текстильная промышленность загрязняют воздух не только пылью, но и веществами с различными запахами.

Особый вред окружающей среде наносят тепловые электростанции и теплоцентрали. Сжигая топливо, они выбрасывают в воздух огромное количество твёрдых частиц, водяного пара, запахов. Несгораемая часть топлива образует много отходов, засоряющих окружающую среду.

Загрязняют воздух сельскохозяйственные предприятия. Огромные пространства вокруг птицефабрик, свиноферм, ферм крупного рогатого скота пронизаны специфическим запахом, отрицательно влияющим на здоровье человека.

Воздух Москвы и области особенно страдает от выхлопных газов транспорта, количество которого в последнее время стремительно увеличивается. Выхлопные газы распространяются вдоль дорог на расстоянии 30 метров, а если нет растений, то они могут распространяться и до 400 метров. Эти газы оказывают вредное влияние на дыхательные пути, сердечную деятельность, зрение, на работу головного мозга человека. Источником загрязнения воздуха являются и стирающиеся резиновые шины. Каждые четыре шины легкового автомобиля за время износа выбрасывают в воздух около 14 килограммов резиновой пыли, а грузового - около 92 килограммов.

На чистоте воздуха сказывается наличие бытовых и промышленных отходов. Вблизи свалок воздух пронизан запахами от гниющего мусора.

Состояние почвы (2 группа)

Претерпевают нежелательные изменения и почвы. Они разрушаются разнообразной техникой, процессом добычи полезных ископаемых. Пыль и различные вещества, выбрасываемые машинами и предприятиями в воздух, оседают на почву, вместе с водой проникают в неё, ухудшая её состав и свойства. Огромные площади заняты свалками. Установлено, что в год один человек даёт 280 килограммов твёрдых отходов. Каждый год под мусорные полигоны отводится до 12 гектаров земли. Эти территории не используются в сельскохозяйственном производстве долгие годы, так как некоторые виды мусора разрушаются очень медленно. Бумага разрушается в течение 2 лет, жестяные банки из-под консервов - 90, алюминиевые - 500, полиэтиленовой пленке надо для этого 200 лет, стекло - почти вечный материал, так как разрушится только через 1000 лет.

Кроме того, в почвах, заваленных отходами, идут нежелательные изменения.

Вырубка лесов, распашка земель усилили разрушительное действие на почву воды и ветра. Это привело к смыву почв и образованию оврагов. При сильных ветрах верхние слои почвы выдуваются.

Состояние водоёмов (3 группа)

Москва и Московская область богаты разнообразными водоёмами. Они обеспечивают водой бытовые нужды населения, промышленное и сельскохозяйственное производства. На это расходуется большое количество воды, следствием чего является истощение запасов воды в нашем крае. Кроме того, потребители являются сильными загрязнителями воды. Сильно загрязняют воду стекольные, текстильные, химические предприятия, предприятия по производству строительных материалов. На территории Московской области насчитывается примерно 200 предприятий - загрязнителей водоёмов.

Другим источником загрязнения вод является сельское хозяйство. В Подмосковье примерно 2000 животноводческих комплексов и птицеферм, отходы которых попадают в водоёмы. На поля вносится большое количество удобрений, часть которых также уходит в водоёмы. В водоёмы поступают канализационные стоки, грязная вода из жилых помещений после стирки, мытья продуктов питания, помещений и т. д. Эти же источники являются и загрязнителями подземных вод. Зонами наибольшего загрязнения воды являются Москва и города Мытищи, Люберцы, Воскресенск, Кашира, Серпухов и др. Они сбрасывают огромное количество загрязнённой воды. Так, в Москве количество сточных вод за 1 час составляет свыше 83 000 кубических метров. В результате река Москва загрязнена так, что в пределах г. Москвы и к востоку от неё воду из реки нельзя использовать в водоснабжении. В ней опасно купаться. Сильно загрязнены Яуза, Ока, Клязьма. Меньше всего загрязнены водоёмы на западе и севере нашей области.

Поверхность Московской области равнинная и сильно заболочена. Течение воды в водоёмах очень медленное. Поэтому на дне водоёмов откладывается много ила, а также мусора, который мы, не задумываясь, сбрасываем в водоёмы. Это тоже ухудшило экологическое состояние водоёмов. Кроме того, в сочетании с вырубкой лесов это привело к обмелению многих рек. Так, в начале XX века река Москва обмелела настолько, что летом её можно было перейти вброд. Погибали Яуза и другие реки Москвы и Подмосковья. Положение было спасено строительством канала имени Москвы.

В пределах г. Москвы свыше 500 прудов, и многие из них не отличаются чистотой. Поэтому ежегодно с наступлением лета проводится тщательная проверка состояния воды в этих водоёмах, а населению даются рекомендации о возможности их использования для водоснабжения и купания. Воду из родников также следует использовать, только убедившись, что вода в них чистая.

Состояние растительного мира (4 группа)

Когда-то территория Московской области была покрыта густыми лесами, которые чередовались с лугами, а на севере и востоке - с обширными болотами. К настоящему времени все эти леса практически вырублены, преобладают леса вторичные, то есть выросшие на месте вырубок. Нетронутые леса сохранились лишь на востоке области - Черустинский лес, на юге в районе Приокско-Террасного заповедника, на севере в верховьях реки Дубны и небольшими участками в других местах.

Сильно изменены болота. Осушение болот, добыча на них торфа отрицательно влияют и на сами болота, и на природу в целом. Высохли многие ручьи и реки, снизился уровень воды в некоторых озёрах. Пожары на сухих торфяниках - настоящее бедствие для Подмосковья: выгорают огромные площади болот и лесов. Причиной пожаров могут быть молнии, но чаще всего пожары возникают по халатности людей: непотушенный костёр, непогашенная спичка, брошенные бутылки и осколки стекла. Стекло как бы собирает, фокусирует солнечные лучи, сильно повышается температура, и сухие трава, торф воспламеняются. Установлено, что из 100 пожаров 97 происходит по вине людей.

Изменился и состав растительного и животного мира. Многие растения, которые пока не занесены в Красную книгу, на территории Московской области стали редкими. Небольшую их часть ты видишь на рисунке на странице 97. В радиусе 100 километров от Москвы практически не встретить белую кувшинку, рогоз, купальницу, можжевельник. Основные причины уменьшения количества, а нередко и исчезновения растений - неблагоприятная экология воздуха, воды, почвы и сборы растений для букетов.

Одновременно значительно увеличилось количество сорняков. В последние годы в Подмосковье сильно размножился борщевик - растение не просто ядовитое, а опасное для жизни. Простое прикосновение к нему может вызвать сильный, долго не заживающий ожог.

Состояние животного мира (5 группа)

Вырубка лесов и хозяйственная деятельность человека не могли не отразиться и на составе животного мира. Сильно пострадали крупные лесные звери. Редкими в наших лесах стали рыси, бурые медведи, косули, северный и благородный олени, а на водоёмах - бобры.

Несколько раз на территории области исчезали лоси. Так, это произошло в XVIII веке. В XIX веке лоси вновь появились в наших лесах, но в начале 20-х годов XX века они вновь были истреблены.

Сократилось количество лесных птиц. Во время войны на озере Киёво совершенно исчезли московские чайки. Местное население в больших количествах собирало их яйца, чем и нанесло ущерб численности этих птиц.

Вместе с тем превращение лесных площадей в сельскохозяйственные угодья привлекло сюда новые виды животных, увеличило количество ранее малочисленных видов, таких, как заяц- русак, мыши, крысы, хомяки; из птиц - жаворонки, серые куропатки и другие, появились и довольно сильно размножились насекомые-вредители растений. Например, колорадский жук не является коренным жителем Подмосковья. Сейчас он - настоящее бедствие для картофелеводов. Быстро увеличивается численность медведок. В городах с большим количеством пищевых отходов сильно размножились крысы. На свалках находят пищу вороны, воробьи, чайки, голуби и другие птицы. Их число быстро увеличивается. При этом рост числа ворон и голубей нежелателен, так как они являются разносчиками некоторых опасных болезней.

В городах, в том числе и в Москве, очень много уже одичавших собак и кошек. Они становятся опасными, так как тоже могут стать источником болезней, например бешенства, гепатита.

3. Обобщение. 5 мин.

Что в тексте для вас оказалось новым?

Что вы можете добавить к написанному?

Какие предложения по восстановлению окружающей среды вы можете предложить? (Высказывания каждой группы)

Вы узнали, что состояние окружающей природы вызывает тревогу. Это угрожает нашей жизни! Надо что-то делать. И действительно, многое делается.

Сильно разрушает поверхность земли и почву добыча полезных ископаемых. На нарушенных участках земли проводят рекультивацию.

(Слайд № 2)

В некоторых местах карьеры заполняются водой, и здесь создаются зоны отдыха. (Слайд №3)

В других местах котлованы сначала засыпают, затем покрывают землёй и используют под посевы и посадки.

(Слайд №4)

Для уничтожения мусора сейчас применяется более экологически чистый способ: строят мусороперерабатывающие заводы.

(Слайды № 5, №6)

Ведётся борьба с оврагами. (Слайд №7)

Для сохранения чистоты воздуха на трубах заводов устанавливаются дымо- и пылеулавливатели. (Слайд №8)

Большое внимание уделяется уменьшению загрязнения воздуха выхлопными газами транспорта. Специальные службы тщательно проверяют состояние двигателей машин. (Слайд № 9)

Огромную роль в сохранении чистоты воздуха играют зелёные насаждения. В нашей школе обучающиеся ухаживают за питомником сосны, подросшие деревца будут посажены в Кривандинском сельском поселении. (Слайд №10).

Заводам и жилищным хозяйствам запрещено спускать в водоёмы воду без очистки. Все сточные воды поступают в канализационную сеть, а затем на очистные сооружения. В городах и многих посёлках Подмосковья действуют подобные очистные станции. (Слайд №11)

Периодически проводится очистка водоёмов, особенно рек, от мусора и илистых отложений. (Слайд №12)

Выяснены растения и животные, которые сильно пострадали от деятельности человека, составлен список таких объектов. Восстановлено большое количество лесов. Молодые и уже достаточно зрелые посадки можно встретить по всей области. (Слайд №13).

В лесах появились природоохранные знаки. Особое внимание уделяется лесам и торфяникам в периоды пожарной опасности. (Слайды №14, №15)

Практически прекращена добыча торфа, что позволит сохранить ещё нетронутые болота. Ставится вопрос о восстановлении нарушенных болот. От возникновения торфяных пожаров в Туголесском Боре отработанные торфяные поля залили водой. (Слайд №16)

Для охраны растений и животных Подмосковья создаются заповедник, задача которых охрана и изучение всех живущих на территории заповедника растений и животных, их разведение. (Слайды №17, № 18, №19)

Ребята, ведется большая работа по сохранению природы, но наша с вами помощь природе необходима.

(Слайд №19)

IV. Экологические правила.

– Как мы с вами можем помочь природе? Давайте составим правила “Помощь природе”.

Учащиеся в группах обсуждают правила и оформляют их на листе бумаги (А3).

(Примерные правила, которые могут составить ребята).

Памятка-правила “Помощь природе”

1. Не разоряй муравейников.

2. Не спугивай птиц с гнезда, не разоряй гнезд, не лови птенцов, не нарушай маскировку гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники.

3. Не рви цветов, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы: в них могут поселиться споры грибов-трутовиков, разрушающих деревья.

4. Расчищай лес от сушняка: он убежище для различных вредителей.

5. Не засоряй мусором водоемы.

6. Участвуй в посадке и охране зеленых насаждений.

7. Не повреди грибницы, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогай и ядовитые грибы.

8. Не шуми в лесу. Не пугай животных. Оберегай шмелей, пчел, бабочек: все они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки. Подкармливай солью лосей и других животных.

9. Не разводи костров в лесу. Не оставляй мусор после себя.

Ребята, давайте на следующем классном часе познакомим с этими правилами наших первоклассников.

VI. Экологическая викторина “Вопросы Лесовика”.

Отгадайте, кто пришел к нам в гости.

Он владелец лесов, знает, кто в них живет.
Поиграет с вами в прятки, загадает вам загадки. (Лесовик.)

В класс входит Лесовик.

1. Что такое “замор” рыбы? (Гибель рыбы подо льдом из-за нехватки кислорода в воде. Вот почему зимой на реках надо делать лунки, чтобы был доступ воздуха в воду.)

2. Назовите животного водоемов, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает ее. Вот почему улиток селят в аквариумы.)

3. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)

4. Почему нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена.)

5. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие.)

6. Назовите друзей леса среди животных. (Муравьи, дятлы.)

7. Назовите главного коварного врага леса. Почему опасен пожар в лесу?

8. Может ли гриб дерево съесть? (Да. Трутовики разрушают древесину, превращая ее в труху.)

9. Почему весной строго запрещена охота на пушных зверей? (Происходит линька животных – мех непригоден, но главное то, что весной животные дают потомство, которое надо кормить, воспитывать, учить выживать.)

10. Кто такие слетки? Почему нельзя их трогать? (Птенцы, которые выпали из гнезда.)

11. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах? (Многие птицы после этого бросают свое гнездо.)

12. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)

13. Пользу или вред приносят синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу. Зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яйца, личинки и поедают их.)

14. Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают множество комаров, мух и других летающих насекомых.)

Лесовик. Молодцы, ребята!

VII. Итог занятия.

Природа удивительный мир. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Берегите ПРИРОДУ!

Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна;
Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.
Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня,
Нам пировать позорно в счет будущего дня.
Учащиеся исполняют песню “Не дразните собак”.

Используемая литература:

1. З.А. Клепинина Учебное пособие "Край Московский: мир природы" Москва, издательство "Ювента", 2004 г.

2. Воспитание в школе "Классные часы в начальной школе", издательство "Учитель", 2000 г.

3. Интернет-ресурсы. Поисковая система Yandex (картинки).