Теория

Температура воды для гигиенической ванны новорожденного составляет. Техника проведения гигиенической ванны новорожденному ребенку

Температура воды для гигиенической ванны новорожденного составляет. Техника проведения гигиенической ванны новорожденному ребенку

Медицинская сестра

    должна приготовив теплую воду температуры 37,5 °С, ванночку детское мыло, фланелевую рукавичку, водяной термометр, кувшин с теплой водой для ополаскивания, фланелевую пеленку, флакон с концентрированной марганцовкой (5% р-р КМнО4), простынку для вытирания, чистый комплект белья

    ванночку вымыть с мылом, ополоснуть горячей водой

    налить теплую воду температуры 37.5 градусов

    добавить раствор марганцовокислого калия в воду до слабо розового цвета воды

    размешать воду

    на дно положить свернутую фланелевую пеленку

    измерить температуру воды водяным термометром;

    на правую руку надеть рукавичку, взять ребенка на руки так, чтобы головка его лежала на предплечье левой руки, а пальцами левой руки поддерживать туловище под левой рукой ребенка. Правой рукой поддерживать ребенка под коленями

    опускать в воду сначала ножки, ягодицы и затем все туловище, чтобы уровень воды доходил до середины груди ребенка;

    намылить мокрую рукавичку детским мылом;

    намылить волосистую часть головы, шею, затем туловище спереди и сзади, и, наконец, ноги;

    осторожно водой из ванны смывать мыло в той же последовательности, в какой намыливали

    вынуть ребенка из воды

    обдать теплой водой из кувшина (температура воды на 1° ниже, чем в ванне)

    завернуть ребенка в простыню

    обсушить кожу осторожными промокательными движениями

    обработать кожные складки стерильным подсолнечным маслом

    запеленать ребенка в чистое белье

Примечание : лицо водой из ванны не моют во избежание заноса инфекции; продолжительность гигиенической ванны 7-10 минут.

Методика проведения гигиенической ванны детям старшего возраста

Медицинская сестра:

    моет ванну с чистящим средством и мылом, ополаскивает горячей водой

    набирает в ванну сначала холодной воды, а затем добавляет в нее горячей, чтобы не было парообразования, доводя температуру воды до 36,5-37 градусов

    размешивает воду, контролирует температуру водяным термометром

    помогает ребенку сесть в ванну, пол голову кладет свернутое полотенце, ноги упираются в специальную деревянную подпорку

    чтобы ребенок не скользил, вода должна доходить до середины груди

    намыливает мочалку детским мылом и намыливает все тело ребенка сверху донизу.

    смывает мыло водой из кувшина или душа (температура этой воды на 1-2 градуса ниже, чем в ванне)

    заворачивает ребенка в простыни, вытирает его:

    одевает в чистое белье, чистую одежду

Примечание : продолжительность гигиенической ванны 10-15 минут, после каждого ребенка ванну необходимо тщательно вымыть и продезинфицировать

Уход за кожей, профилактика пролежней

    Медицинская сестра ежедневно утром и вечером покрывает кожные покровы полотенцем или мягкой тканью, смоченной дезинфицирующим средством (полуспиртовой раствор, одеколон, столовый уксус, камфорный спирт). Один конец полотенца смачивает дезинфицирующим средством, слегка отжимает и протирает за ушами, шею, спину, ягодичную область, переднюю часть грудной клетки, подмышечные и паховые складки, кладки на руках и ногах. Затем сухим концом полотенца протирает кожу насухо в том же порядке.

    Медицинская сестра каждые 2 часа должна менять положение ребенка в постели, осматривая места возможного образования пролежней.

    Следить, чтобы на простыне не было складок и крошек.

    Немедленно менять мокрое или загрязненное белье.

    Под крестец и копчик подкладывать резиновый круг (в чехле), а под пятки, локти, затылок - ватно-марлевые круги.

    Использование аэропадов - надувных матрасов с гофрированной поверхностью и подачей воздуха через специальные отверстия.

Примечание : появление у детей пролежней свидетельствует о неправильном, плохом уходе, низкой медицинской культуре и недобросовестном отношении медицинской сестры к своим обязанностям.

Гигиеническую ванну проводят при приеме пациентов в стационар и в лечебном отделении, при длительном постельном режиме. Больного следует мыть в ванне или под душем не реже 1 раза в неделю.

Оснащени е: водный термометр, мочалку, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетку и 0,5% хлорамин.

Алгоритм действия:

1. Вымыть ванну щеткой мылом или чистящим средством, ополоснуть раствором хлорамина.

2. Закрыть форточки, около ванны поместить деревянную решетку.

3. Наполнить ванну сначала 1/3 холодной водой и на 2/3 – горячей.

4. Измерить температуру воды, опустив термометр в ванну (должна быть 37ºС).

5. Помогите больному раздеться и:

а). удобно расположиться в ванне так, чтобы вода доходила до мечевидного отростка.

б.) вымыться мочалкой с мылом (сначала голову, потом туловище) и вытереться.

в). выйти из ванны, переодеться в чистое белье.

Примечание

1. Продолжительность ванны 15-30 минут.

2. Во время гигиенической ванны медсестра должна следить за самочувствием больного, его внешним видом и пульсом.

3. Для приема гигиенического душа в ванну поставить табурет, на который будет садиться больной.

Кожу тяжелобольного пациента необходимо ежедневно, не менее 2 раз, обтирать.

Обтирание

Оснащение : перчатки, таз с теплой водой, рукавичка или ватный тампон, полотенце.

Алгоритм действия :

1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

2. Смочите рукавичку или ватный тампон (можно воспользоваться концом полотенца) в теплой воде.

3. Оботрите последовательно грудь и живот пациента.

4. Затем насухо промокните кожу полотенцем. Особенно тщательно протрите и высушите складки кожи под молочными железами у женщин (особенно у тучных), подмышечные впадины.

5. Поверните пациента на бок и оботрите спину, делая при этом легкий массаж. Затем высушите.

6. Уложите удобно пациента, накройте одеялом.

7. Снимите перчатки, вымойте руки.

Запомните! Особенно тщательного ухода требуют естественные складки кожи и места возможного образования пролежней.

Гигиенический душ

Гигиенический душ – компонент санитарной обработки в приемном отделении при поступлении больного в стационар, в лечебном отделении 1 раз в 7-10 дней.

Оснащение : термометр для измерения температуры воздуха, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетка, 0,5% раствор хлорной извести.

Алгоритм действия:

1.Вымойте ванну;

2.Поставьте в ванну небольшую скамейку и усадите на нее пациента;

3.Включите душ, отрегулируйте температуру воды и помогите пациенту помыться в той же последовательности, что и в ванной;

4.Помогите пациенту выйти из ванны или душа, вытереться полотенцем, одеться и дойти до палаты. При необходимости воспользуйтесь креслом-каталкой.

Занятие №7. Уход за лихорадящими больными.

Цели занятия:

Студент должен знать:

· Физиологические механизмы поддержания температуры внутренней среды организма;

· Виды медицинских термометров; устройство ртутного термометра;

· Правила хранения термометров;

· Правила пользования термометром;

· Способы обработки термометров после их использования;

· Области тела, используемые для измерения температуры;

· Виды температур, показания к их регистрации;

· Время измерения температуры тела, суточные колебания;

· Правила построения температурной кривой;

· Лихорадка: понятие, виды;

· Периоды лихорадки;

· Клинические проявления в 1-м, 2-м, 3-м периодах лихорадки;

· Особенности ухода за больными на разных периодах лихорадки;

Студент должен уметь:

· Измерить температуру тела;

· Регистрировать результаты измерения температуры в температурном листе;

· Оказывать помощь пациенту в 1-м, 2-м и 3-м периодах лихорадки;

· Обработать термометры после использования;

Этико-деонтологический аспект темы. Если у вас возникают сомнения в правдивости пациента в отношении его температуры, повторите измерение температуры в своем присутствии, ссылаясь на возможную неисправность термометра.

Меры предосторожности . При работе с термометром мел-сестра может нечаянно его разбить. Пары ртути опасны для здоровья человека. Попросите пациентов выйти из помещения. Соберите ртуть и поместите ее в герметически закрытый сосуд, после чего вымойте руки.

Терморегуляция

Терморегуляцией называют совокупность процессов регуляции теплообразования и теплоотдачи. Поддержание определенного равновесия между этими процессами обеспечивает у здорового человека относительно постоянную температуру тела.

Теплообразование осуществляется за счет окислительных процессов в мышцах и внутренних органах: чем выше интенсивность метаболизма, тем оно больше.

Теплоотдача осуществляется путем теплопроведения, теплоизлучения и испарения (потоотделение).

При повышении температуры окружающей среды кровеносные сосуды кожи расширяются, увеличивается ее теплопроводность и теплоизлучение, усиливается потоотделение, что приводит к повышению теплоотдачи и предотвращает перегревание.

При снижении температуры окружающей среды уменьшается теплоотдача за счет уменьшения теплопроводности кожи и сужения ее кровеносных сосудов, повышается теплопродукция вследствие усиления сократительной активности скелетных мышц (мышечная дрожь), что предотвращает снижение температуры тела и переохлаждение.

1. Оснащение:

Детская ванна для купания ребенка

Водный термометр

Махровая рукавичка или губка

Детское мыло, детский шампунь

Чистая пеленка или подставка в ванночку

Фланелевая пеленка или мягкое полотенце

Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточки, косынка или чепчик

Емкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом

Стерильные ватные шарики и стерильный пинцет в крафт-пакете или биксе

Лоток для сброса использованных шариков

Емкость для сброса использованного белья

Емкость-накопитель с дезинфицирующим раствором и чистая ветошь,

Емкость для сброса ветоши

Емкость для сброса использованной рукавички

2. Подготовка к процедуре:

1. Приготовить на пеленальном столе (предварительно обработанном дезинфицирующим раствором) простынь, комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья.
2. Вымыть ванну (предварительно обработанную дезинфицирующим раствором) горячей водой.
3. Наполнить ванну сначала холодной водой, затем горячей до необходимой температуры (36-37°С). Измерить водяным термометром температуру в ванне.
4. Наполнить кувшин водой на 1°С ниже, чем вода в ванной и поставить его рядом.
5. Постелить на дно ванной чистую пеленку или специальную подставку
6. Раздеть ребенка в кровати
7. При необходимости подмыть ребенка

3. Выполнение процедуры:

1. Осторожно погрузить ребенка в ванну, придерживая левой рукой голову и левое плечо ребенка так, чтобы вода доходила до сосковой линии.
2. Вымыть ребенка правой рукой с помощью махровой рукавички, начиная с волосистой части головы, затем вымыть шею, туловище, конечности, тщательно помыть естественные складочки. Последние обмойте половые органы и промежность.
3. Сбросьте использованную рукавичку в специальную емкость для их сбора.
4. Вынуть ребенка из ванны двумя руками таким образом, чтобы его лицо было обращено к вам, ладонями обхватить грудную клетку ребенка в области подмышечных впадин, фиксируя пальцами его спину и заднюю поверхность шеи.
5. Положить ребенка к себе на левое предплечье лицом вниз, поддерживая его за левое бедро.
6. Взять кувшин правой рукой и облить ребенка чистой водой. Вернуть кувшин на прежнее место.
7. Взять правой рукой чистую фланелевую пеленку (полотенце) и накрыть ею ребенка. Просушить кожу ребенка осторожными промокательными движениями.
8. Перенести ребенка на пеленальный стол, снять с него мокрую фланелевую пеленку и сбросить пеленку в емкость для сброса использованного белья.
9. Обработать естественные кожные складки согласно алгоритму.
10. Одеть ребенка

4. Окончание процедуры.

Туалет пупочной ранки

Цель: профилактика гнойно – септических заболеваний новорожденного

Обеспечение:

1. лекарственные средства- 3%раствор перекиси водорода,70%спирт,5% р-р калия перманганата или 1% р-р бриллиантового зеленого;

2. стерильный материал (деревянные палочки с ватными тампонами, ватные шарики)в биксах или в крафт- пакетах;

3. латок для стерильного материала;

4. латок для использованного материала;

5. пинцет;

6. пеленки;

7. перчатки;

8. фартук;

9. пипетка стерильная.

Подготовительный этап выполнения манипуляции:

1. распеленать ребенка в кроватке или не «нестерильном» пеленальном столике.

2. вымыть, просушить и обработать руки (перчатки) антисептическим раствором.

3. подмыть ребенка (при необходимости) и уложить на пеленальный столик.

Основной этап выполнения манипуляций:

4. вымыть, просушить и обработать руки (перчатки) антисептическим раствором.

5. развести края пупочного кольца.

6. с помощью пипетки или ватного тампона, взятого пинцетом, обильно покрыть пупочную ранку в 3% раствором перекиси водорода.

7. через 20-30 секунд просушить ранку, тушируя ее ватным тампоном на палочке.

8. обработать ранку и кожу вокруг деревянной палочкой с ватным тампоном, смоченным 70% этиловым спиртом.



9. другой палочкой с ватным тампоном, смоченным 5% р-ре калия перманганата или в 1% р-ре бриллиантового зеленого, обработать только ранку, не касаясь кожи вокруг.

Заключительный этап выполнения манипуляции:

10. запеленать ребенка.

11. уложить ребенка в кроватку.

12. вымыть и просушить руки в перчатках.

13. снять и обеззаразить перчатки и фартук.

14. использованные пеленки сбросить в бак для грязного белья.

15. вымыть и просушить руки.

Измерение окружности головы и грудной клетки ребенку.

Оснащение: сантиметровая лента, дезинфицирующий раствор, температурный лист, ручка.

Алгоритм:

1. Объяснить ребенку ход манипуляции.

2. Взять сантиметровую ленту.

3. Наложить ее горизонтально на голову ребенка через затылочный бугор сзади и надбровные дуги спереди. Отметить результат.

4. Затем наложить сантиметровую ленту на грудную клетку под углами лопаток сзади и по нижнему краю околососковых кружков спереди. Отметить результат.

5. Записать данные в температурный лист.

6. Сантиметровую ленту обработать 1% раствором хлоромина.

Измерения длины тела ребенка до 1 года.

Цель: оценка физического развития

Оснащение : ростомер, дезраствор, ветошь, емкости, пеленку.

Алгоритм:

1. Обработать ростомер дезраствором.

2. Покрыть ростомер пеленкой так, чтобы шкала осталась открытой.

3. Уложить ребенка на ростомер так, чтобы голова касалась неподвижной планки.

4. Попросить маму зафиксировать голову ребенка в этом направлении.

5. Выпрямить ножки ребенка нажатием левой ладони на колени.

6. Придвинуть к подошвам ребенка подвижную планку ростомера.

7. Зафиксировать на шкале цифру длины тела ребенка.

8. Снять ребенка с ростомера.

9. Убрать ребенка с ростомера.

10. Протереть ростомер дезраствором.

Гигиеническая ванна ребенку грудного возраста.

Цель:

- профилактика инфекционных заболеваний кожи новорожденного

Обеспечить комфортные условия

Оснащение:

ванночка, теплая кипяченая вода температура 37С, фланелевая рукавичка (марлевая салфетка), водяной термометр, фланелевая пеленка, 5% раствор перманганата калия, кувшин с теплой водой для ополаскивания, полотенце (пеленка) для вытирания, чистый комплект белья, стерильное растительное или вазелиновое масло, детское мыло(применяют 1-2 раза в неделю).

Алгоритм:

1. Ванночку вымыть с мылом, ополоснуть горячей водой.

2. Налить теплую кипяченую воду Т 37С.

3. Добавить раствор перманганата калия до слаборозового цвета воды. Размешать.

4. На дно положить свернутую фланелевую пеленку.

5. Измерить Т воды термометром.

6. На правую руку надеть рукавичку и взять ребенка на предплечье левой руки лицом вверх. Правой рукой поддерживать ребенка под коленями.

7. Опустить в воду сначала ножки, ягодицы, затем туловище, чтобы уровень воды доходил до середины груди ребенка.

8. Намылить рукавичку детским мылом.

9. Намылить волосистую часть головы, шею, туловище спереди и сзади, ноги.

10. Водой из ванны смыть мыло в той же последовательности.

11. Вынуть ребенка из воды.

12. Обдать водой из кувшина (температура воды на 1С ниже,чем в ванне).

13. Завернуть ребенка в полотенце.

14. Осушить кожу осторожными промокательными движениями.

15. Обработать кожные складки вазелиновым маслом (профилактика опрелостей).

16. Запеленать ребенка в чистое белье.

17. Ребенка накормить, уложить спать.

ЗАПОМНИТЕ!!! Лицо водой из ванны не моют во избежание заноса инфекции.

Продолжительность ванны: до 1 года -5-7 минут

1-2 года- 8-10 минут

с 2 лет- 10-20 минут

Частота: до 6 мес – ежедневно

с 6 мес до 1 года – через день

с 1 года до 2х лет - 2р в неделю

с 2х лет- 1р в неделю

Цель: профилактика заболеваний кожи, закаливание и воспитание гигиенических навыков

Противопоказания: острые заболевания, гнойничковые заболевания и жидкий стул ребенка.

Оснащение: ванна, кувшин, водяной термометр, губка или рукавичка из мягкой ткани, «Детское мыло», детский крем или растительное масло, тонкая пеленка, полотенце, комплект чистого белья и ватные шарики

Техника безопасности:

§ НЕ оставлять ребенка в ванне без присмотра.

§ НЕ забыть измерить температуру воды в ванне.

Гигиеническую ванну проводят через 1 час после кормления или за 10 – 15 минут до него.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения:

1. Вымыть и просушить руки.

2. Расстелить на пеленальном столе пеленки и распашонки для пеленания

3. Вымыть ванну горячей водой. Если купание проводится в детском учреждении, то ванночку обработать 0,5% раствором хлорамина, затем ополоснуть водой.

4. Поставить ванну в устойчивое и удобное положение.

5. Заполнить ванну холодной водой, затем разбавить горячей водой так, чтобы вода доходила до сосков ребенка. Горячую воду лить небольшими порциями, чтобы не было водяного пара.В

6. Измерить температуру водяным термометром.

7. Налить в кувшин воду температурой 38°.

8. Раздеть ребенка. После дефекации – ребенка следует подмыть проточной водой. Грязное белье бросить в бак для грязного белья. Вымыть руки.

9. Взять ребенка так, чтобы его голова опиралась на предплечье купающего, а левой кистью фиксировать левое плечо ребенка. Пальцами правой руки охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов.

10. Медленно погрузить ребенка в воду: сначала ягодицы, затем ноги и туловище. Во время первых гигиенических ванн новорожденного опускают в воду в пеленке, затем его разворачивают.

11. Ножки после погружения оставляют свободными, а голову и туловище поддерживают левой рукой.

12. Намылить руку и мыть голову ребенка от лба к затылку так, чтобы мыло не попало в глаза ребенка, сполоснуть водой из ванны.

13. Надеть рукавичку на правую руку, намылить ее и круговыми движениями мыть тело ребенка.

14. Снять рукавичку, извлечь из воды ребенка и перевернуть лицом вниз.

15. Ополоснуть ребенка из кувшина и вымыть лицо ребенка водой из кувшина.

16. Набросить на ребенка полотенце или пеленку, переложить на правую руку и отнести на пеленальный стол.

17. Осушить кожу ребенка осторожными промокательными движениями, смазать все естественные складки детским кремом или маслом.



18. Новорожденному обработать пупочную ранку и запеленать или одеть ребенка.

19. Положить ребенка в кроватку.

20. Вылить воду из ванны и обработать ее.

Примечания:

Ребенка первого месяца жизни купают в кипяченой воде, продолжительность ванны 5 – 10 минут.

Температура воды детям до 6 месяцев должна быть 37° - 37,5°, а детям старше 6 месяцев 37° - 36,5°.


Антропометрия детей 1 – го года жизни.

Цель : оценка физического развития ребенка.

Оснащение: медицинские горизонтальные весы, горизонтальный ростомер, сантиметровая лента, пеленки, емкость с 0,5% раствором хлорамина, ветошь.

Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения.

Взвешивание.

1. Протереть весы раствором хлорамина и уравновесить весы.

2. Положить на весы сложенную вчетверо чистую пеленку и взвесить ее.

3. Закрыть затвор весов.

4. Ребенка уложить на весы так, чтобы голова находилась на широкой части чаши весов.

5. Передвинуть килограммовую гирю вправо на цифру равную примерному весу ребенка, открыть затвор. Маленькой гирей (граммовой) уравновесить весы.

6. Закрыть затвор весов, снять ребенка с весов и отдать матери или положить в кроватку.

7. Записать результат.

Измерение роста.

1. Протереть ростомер раствором хлорамина, постелить пеленку.

2. ребенка одетого в распашонку, уложить на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась к неподвижной планке ростомера, а козелок уха и наружный угол глаза были на одной вертикальной линии. Ноги ребенка выпрямить в коленных суставах легким нажатием руки, к подошвам приложить поперечную подвижную планку ростомера.

3. По боковой планке со школой определить длину тела ребенка.

4. Ребенка отдать матери, результат измерения записать.