Теория

Танцевальная чума и пляска святого Вита. Непознанное

  Танцевальная чума и пляска святого Вита. Непознанное

Согласно современного медицинского справочника хорея (от греч. choreia - пляска) - заболевание нервной системы, характеризующееся насильственными движениями, которым присущи беспорядочность, быстрый темп, размашистость, неритмичность, отсутствие стереотипности, возможность одновременного сокращения различных по расположению и функции мышц. Вроде бы ничего необычного, мало ли существует человеческих недугов?! Однако, интересен тот факт, что еще много столетий назад, подобное заболевание массово поражало целые селения. Учитывая, что хорея - заболевание не заразное, давайте разбираться, где тут правда, а где тут вымысел.

Так в 1374 году жители десятков деревушек, находящихся вдоль реки Рейн, вдруг ощутили на себе симптомы смертельного заболевания – танцевальной чумы – хореомания (либо пляски святого Витта). На улицах этих населенных пунктов можно было увидеть сотни людей, прыгающих и выделывающих коленца без всякого повода. И делали они это без музыкального сопровождения, хотя, может, музыка звучала в их воспаленном сознании. И продолжали они свои пляски до тех пор, пока изнеможенными от голода, бессонницы и усталости не падали на землю. Пятки несчастных больных были стерты в кровь. А затем эта странная чума внезапно закончилась – практически так же, как и началась.

В 1518 году случилась очередная вспышка. Женщина по имени фрау Троффеа по неведомым причинам внезапно вышла на улицу города Страсбурга и начала танцевать. Она не могла завершить свой танец несколько дней. За неделю количество танцующих больных увеличилось до 35 человек, а к концу месяца двигались в странном танце уже 400 человек. У десятков людей случались сердечные приступы, инсульты либо изнеможения. От этого они падали замертво. И в этом случае танцевальная чума прекратилась точно так же внезапно.

Многие учёные пытались объяснить эту «танцевальную» загадку. Какое-то время была популярна следующая гипотеза: произошло отравление людей хлебом, поражённым грибком, произрастающим на влажных ржаных стеблях, – спорыньёй. Попадая в организм, он вызывает лихорадку, судороги, бредовые состояния.

Джон Уоллер, профессор истории из Мичиганского университета, считает, что эта версия неправдоподобна, ведь речь движения больных были именно танцами, а не судорогами. Другую популярную теорию – причастность жертв к некому танцевальному культу – профессор тоже отверг.

Уоллером была предложена третья теория: это были психогенные(обусловленные травмой психики) массовые заболевания, которые вызывали страхи и депрессия. Обе вспышки произошли во времена голода, гибели урожая, наводнения – того, что можно было принять за знаки приближения библейской катастрофы. Страх перед сверхъестественным мог спровоцировать состояние своеобразного транса у людей.

Кроме того, танцевальную чуму связывают со святым Виттом – христианским мучеником. По поверью, можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей святого Витта в день его именин. Для некоторых эти танцы могли быть последним шансом вылечиться от смертельного заболевания, например от бушевавшей в те времена чумы, оспы или холеры. А значит, идея спасительных танцев уже была в подсознании людей. И для начала этого марафона во время эпидемии было достаточно одного человека.

Страсбургская вспышка танцевальной чумы была не последней, нечто подобное в 1840 году можно было наблюдать на Мадагаскаре.

Первые упоминания о необычном заболевании, именуемом сейчас , встречаются еще в западноевропейских исторических документах XVI-XVIII веков. Многие обращали внимание на самое яркое внешнее проявление заболевания - непроизвольные движения рук, ног, туловища больных, нередко напоминающие своеобразный танец. Неврологи называют подобный вид насильственных (то есть не поддающихся произвольному контролю) движений хореей . Из глубокого средневековья до наших дней дошло еще одно название заболевания - “пляска святого Витта”; этот необычный термин известен многим людям, не имеющим отношения к истории медицины и неврологии. Святой Витт был историческим персонажем и жил на Сицилии во времена начала упадка Римской империи. Этот юный христианин был замучен римлянами в 303 году во времена гонений на христиан, развернутых императором Диоклетианом. Спустя 1200 лет (с XVI века) его имя стало ассоциироваться с “пляской”. Тогда по неизвестным причинам по всей Германии распространилось поверье, что всякий, кто спляшет перед статуей святого Витта в его день (15 июня), получит заряд бодрости на весь год. Тысячи людей толпились вокруг статуй святого в этот день, и их пляски нередко носили весьма экспансивный, эмоциональный характер. В конце концов, хорею стали называть “пляской святого Витта” и даже пытались прибегать к помощи этого святого с целью излечения.

Во всем виновата наследственность

Современный научный этап в изучении заболевания ведет свой отсчет с 1872 года, когда на заседании Медицинского научного общества штата Огайо Джордж Хантингтон представил блестящее клиническое описание заболевания, основанное на анализе многих собственных наблюдений. Не случайно наследственная хорея была названа именем этого американского врача. Последующие десятилетия были периодом накопления клинических фактов и результатов анализа родословных, попытками их систематизации. В 1983 году болезнь Хантингтона стала первым наследственным неврологическим заболеванием, при котором была установлена точная локализация патологического гена на определенной хромосоме. Спустя 10 лет ученые смогли расшифровать точную структуру патологического гена заболевания. Одновременно были разработаны методы ДНК-диагностики, позволившие устанавливать носительство патологического гена задолго до непосредственного появления симптомов болезни. Ярким примером наследственного характера заболевания является история одной семьи, в которой хорея Хантингтона передавалась на протяжении 350 лет из поколения в поколение. Эта семья эмигрировала из английского города Бьюрес в графстве Суффолк в американский город Уотертаун в штате Массачусетс. Обитатели пуританского Массачусетса (как и их собратья в Англии) относились ко всему чужому крайне подозрительно и видели во всем признаки колдовства. Они преследовали ведьм из Уотертауна вплоть до их казни.

На гравюре - мальчики, страдающие хореей Хантингтона. Джордж Хантингтон открыл современный научный этап в исследовании заболевания.

Болезнь передается наследственным путем по аутосомно-доминантному типу, означающему наследование от одного из больных родителей (независимо от их пола) с вероятностью 50% для каждого ребенка. Болеют лица обоего пола. Важной характеристикой аутосомно-доминантного механизма наследования гена БГ является так называемый вертикальный путь передачи, с наличием случаев заболевания в каждом поколении, без пропусков. Если в каком-то поколении все родственники являются генетически здоровыми, то дальнейшее наследование заболевания в роду прекращается - через поколение БГ не “перескакивает”. В каждом последующем поколении наблюдается более раннее начало заболевания и более тяжелое его течение. Это явление получило название “антиципация”. Близко к этому феномену находится и так называемый “эффект отцовской передачи”, заключающийся в том, что заболевание с более ранним началом и более тяжелым течением развивается преимущественно при передаче по отцовской линии.

Хорея или пляска святого вита Согласно современного медицинского справочника Хорея (от греч. choreia - пляска) - заболевание нервной системы, характеризующееся насильственными движениями, которым присущи беспорядочность, быстрый темп, размашистость, неритмичность, отсутствие стереотипности, возможность одновременного сокращения различных по расположению и функции мышц. Вроде бы ничего не обычного, мало ли существует человеческих недугов. Однако, интересен тот факт, что еще много столетий назад, подобное заболевание массово поражало целые селения. Учитывая, что хорея - заболевание не заразное, давайте разбираться, где тут правда, а где тут вымысел. Так в 1374 году жители десятков деревушек, находящихся вдоль реки Рейн, вдруг ощутили на себе симптомы смертельного заболевания – танцевальной чумы – хореомания (либо пляски святого Витта). На улицах этих населенных пунктов можно было увидеть сотни людей, прыгающих и выделывающих коленца без всякого повода. И делали они это без музыкального сопровождения, хотя, может, музыка звучала в их воспаленном сознании. И продолжали они свои пляски до тех пор, пока изнеможенными от голода, бессонницы и усталости не падали на землю. Пятки несчастных больных были стерты в кровь. А затем эта странная чума внезапно закончилась – практически так же, как и началась. В 1518 году случилась очередная вспышка. Женщина по имени фрау Троффеа по неведомым причинам внезапно вышла на улицу города Страсбурга и начала танцевать. Она не могла завершить свой танец несколько дней. За неделю количество танцующих больных увеличилось до 35 человек, а к концу месяца двигались в странном танце уже 400 человек. У десятков людей случались сердечные приступы, инсульты либо изнеможения. От этого они падали замертво. И в этом случае танцевальная чума прекратилась точно так же внезапно. Многие учёные пытались объяснить эту «танцевальную» загадку. Какое-то время была популярна следующая гипотеза: произошло отравление людей хлебом, поражённым грибком, произрастающим на влажных ржаных стеблях, – спорыньёй. Попадая в организм, он вызывает лихорадку, судороги, бредовые состояния. Джон Уоллер, профессор истории из Мичиганского университета, считает, что эта версия неправдоподобна, ведь речь движения больных были именно танцами, а не судорогами. Другую популярную теорию – причастность жертв к некому танцевальному культу – профессор тоже отверг. Уоллером была предложена третья теория: это были психогенные(обусловленные травмой психики) массовые заболевания, которые вызывали страхи и депрессия. Обе вспышки произошли во времена голода, гибели урожая, наводнения – того, что можно было принять за знаки приближения библейской катастрофы. Страх перед сверхъестественным мог спровоцировать состояние своеобразного транса у людей. Кроме того, танцевальную чуму связывают со святым Виттом – христианским мучеником. По поверью, можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей святого Вита в день его именин. Для некоторых эти танцы могли быть последним шансом вылечиться от смертельного заболевания, например от бушевавшей в те времена чумы, оспы или холеры. А значит, идея спасительных танцев уже была в подсознании людей. И для начала этого марафона во время эпидемии было достаточно одного человека. Страсбургская вспышка танцевальной чумы была не последней, нечто подобное в 1840 году можно было наблюдать на Мадагаскаре.

"Пляска святого Витта"-что за болезнь такая, почему так названа? И кто этот святой ВИТТ?

  1. Пляска святого Витта. Первые упоминания о необычном заболевании, именуемом сейчас болезнью Гентингтона, встречаются еще в западноевропейских исторических документах XVIXVIII веков. Многие обращали внимание на самое яркое внешнее проявление заболевания - непроизвольные движения рук, ног, туловища больных, нередко напоминающие своеобразный танец. Неврологи называют подобный вид насильственных (то есть не поддающихся произвольному контролю) движений хореей, откуда и пошло распространенное синонимичное название хорея Гентингтона.
    Термин"Пляска Святого Витта" известен многим людям, не имеющим отношения к истории медицины и неврологии. Святой Витт был историческим персонажем и жил на Сицилии во времена начала упадка Римской империи. Этот юный христианин был замучен римлянами в 303 году во времена гонений на христиан, развернутых императором Диоклетианом. Спустя 1200 лет (с XVI века) его имя стало ассоциироваться с "пляской". Тогда по неизвестным причинам по всей Германии распространилось поверье, что всякий, кто спляшет перед статуей святого Витта в его день (15 июня) , получит заряд бодрости на весь год. Тысячи людей толпились вокруг статуй святого в этот день, и их пляски нередко носили весьма экспансивный, эмоциональный характер. В конце концов хорею стали называть "пляской святого Витта" и даже пытались прибегать к помощи этого святого с целью излечения.

    Кстати, в Италии распространение пляски сопровождалось уверенностью, что такая пляска сделает безопасным укус тарантула для тех, кто танцевал под музыку (видимо, тут влияние библейских слов Иисуса: наступайте на скорпионов не будет вам вреда) . Пляску стали назвать тарантеллой. Известна также эпидемия тарантизма вследствие поглощения ею огромного количества жертв, сделалась в полном смысле слова социальной язвой Италии.

    Малоизвестно, но тарантелла не единственный танец, спровоцированный пляской св. Витта. Как пишет доктор исторических наук Мери Хашба, пляска из Европы добралась и до Абхазии:

    Так, с врачеванием связано у абхазов и происхождение танца Атларчопа, который сопровождался одноименной песней. Атларчопа исполнялась при болезни святого Витта, известной в народе как аршышра. Этой болезнью страдали молодые девушки. В пляске принимала участие и больная. Она выбирала юношу и пускалась с ним в пляс. Танцующие достигали стремительного темпа и очень часто девушка, не выдержав напряжения, падала без чувств. В таком состоянии она пребывала несколько часов, и болезнь покидала ее. В средние века в Европе и, в частности, в Италии и Германии, болезнь святого Витта лечили музыкой.

    Святой Витт христианский святой, римский мученик периода раннего христианства. Был убит в 303 году. Память святого Вита совершается в Православной церкви 16 мая и 15 июня (по юлианскому календарю) , в Католической церкви 15 июня.

    Достоверных исторических свидетельств о жизни и мученичестве святого Витта не сохранилось. Согласно церковному преданию, св. Витт был мальчиком семи (по другим источникам, двенадцати лет) , сыном римского сенатора-язычника с Сицилии. Мальчик принял христианство под влиянием своего наставника. Был убит во времена преследования христиан римскими императорами Диоклетианом и Максимином.

    По преданиям, он отправился в Рим, где изгнал бесов из императора Диоклетиана. Но когда Витт отказался молиться римским богам, его арестовали снова и бросили ко львам, которые не тронули праведника. Тогда Витта бросили в котел с кипящим маслом.

  2. Пляска Святого Витта - нервная болезнь, существенный симптом которой заключается в своеобразном судорожном расстройстве движений.
  3. Пляска святого Витта особенно распространилась в немецких и фламандских странах (как и многие другие психозы, она не считалась болезнью, а объяснялась с позиций суеверия) .

    Виттова пляска

  4. В XIV веке Европу охватила эпидемия чумы, унесшая более 20 миллионов жизней. Основным способом лечения оставались, как водится, истовая молитва, покаяние, целование креста и скрупулезное отправление всех церковных обрядов. В разгар этого бедствия наступил праздник святого Витта, который всегда сопровождался массовыми пирами и танцами. Особенно бурно празднество отмечали в Италии. Изможденные и отчаявшиеся люди, напившись вина, принимались ритмически плясать, доводили себя до истерического состояния и, уже не в силах остановиться, падали замертво. Зловещее, заразительное веселье передавалось от одного городского района к другому, от деревни к деревне, оставляя за собой бездыханные человеческие тела.

    Этот кошмарный эпизод, зафиксированный летописцами, получил отражение в художественной литературе (наиболее известна россиянам пушкинская пьеса Пир во время чумы), а также в современной психологической и медицинской терминологии, где пляска святого Витта означает известный клинический симптом... Виттова пляска.
    Есть перевод латинского названия chorea St. Viti (danse de st. Guy, Veitstanz), которое первоначально служило для обозначения психической эпидемии, протекавшей с двигательным возбуждением и пляской (вероятно, истерического характера) , наблюдавшейся в XIV столетии в юго-западной Германии. Эти больные, по словам предания, находили исцеление после посещения часовни, посвященной святому Витту. В современной же медицине Виттовой пляской (пляской Святого Витта) , или хореей (chorea minor), называется определенная, довольно распространенная повсюду нервная болезнь, существенный симптом которой заключается в своеобразном судорожном расстройстве движений. Расстройство это характеризуется преимущественно беспокойством мышц конечностей, туловища и головы, вследствие которого в них происходит множество непроизвольных сокращений; они чрезвычайно разнообразны и происходят не беспрерывно, а в различные промежутки, как при полном покое больного, так и при совершении им произвольных движений. Свято#769;й Витт (лат. Sanctus Vitus) христианский святой, римский мученик периода раннего христианства. Был убит в 303 году. Память святого Вита совершается в Православной церкви 16 мая и 15 июня (по юлианскому календарю) , в Католической церкви 15 июня.

  5. и многие другие психозы, она не считалась болезнью, а объяснялась с позиций суеверия) .
    Пляска святого Витта свирепствовала долте века. Люди собирались вместе, танцевали и пели долгие часы подряд, а порою по нескольку дней, пока не теряли сознание.
    У многих из них начинались тяжелые судорожные припадки.

    Виттова пляска
    есть перевод латинского названия chorea St. Viti (danse de st. Guy, Veitstanz), которое первоначально служило для обозначения психической эпидемии, протекавшей с двигательным возбуждением и пляской (вероятно, истерического характера) , наблюдавшейся в XIV столетии в юго-западной Германии. Эти больные, по словам предания, находили исцеление после посещения часовни, посвященной святому Витту. В современной же медицине Виттовой пляской (пляской Святого Витта) , или хореей (chorea minor), называется определенная, довольно распространенная повсюду нервная болезнь, существенный симптом которой заключается в своеобразном судорожном расстройстве движений. Расстройство это характеризуется преимущественно беспокойством мышц конечностей, туловища и головы, вследствие которого в них происходит множество непроизвольных сокращений; они чрезвычайно разнообразны и происходят не беспрерывно, а в различные промежутки, как при полном покое больного, так и при совершении им произвольных движений. В большинстве случаев судороги, свойственные Виттовой пляске (они называются хореатическими) , настолько незначительны по своей интенсивности, что больные за все течение болезни могут оставаться на ногах и справляться с своими профессиональными занятиями. В начале болезни, когда она поражает детей школьного возраста, хореатические подергивания в лице и конечностях бывают столь слабы и похожи на произвольные движения, что нередко принимаются профанами за шалость. С другой стороны, есть случаи, в которых хореатические судороги настолько бурны, что больной ни одной минуты не может лежать спокойно и даже выбрасывается из постели; эта высокая степень болезни удачно характеризуется названием "folie des muscles" (помешательство мышц) .
    Чаще всего рассматриваемою болезнью поражаются дети в возрасте от 6-ти лет до периода возмужалости; девочки значительно чаще мальчиков. Кроме того, предрасположение к ней обнаруживают беременные женщины. Наконец, в виде исключения она наблюдается в старческом возрасте. Продолжительность болезни в типических случаях колеблется от нескольких недель до нескольких месяцев. Выздоровление обыкновенно происходит таким образом, что хореатические подергивания становятся постепенно слабее и реже; у детей нередко после некоторого промежутка времени болезнь возобновляется. В типических случаях у детей В. пляска не представляет никакой опасности для жизни. Смертельный исход наблюдается иногда при хорее беременных и при старческих формах. Кроме того, существует вид хореи, в котором вместе с хореатическимн судорогами наблюдается прогрессирующее ослабление умственных способностей и общее истощение, ведущее к смертельному исходу. Эта редкая форма, свойственная исключительно взрослым, имеет характер наследственной болезни, поражающей нескольких членов одной и той же семьи. Наконец, судорожные движения, подходящие под категорию хореатических, нередко составляют одно из проявлений органических поражений головного мозга, поражая иногда одну половину тела (hemichorea)

В то время католическая церковь считала танцующих одержимыми дьяволом или жертвами проклятий. Иногда несчастных обвиняли в ереси.

Хорея Гентингтона – серьезное врожденное генетическое заболевание. Оно ухудшает качество жизни людей и неизлечимо. Почему его иногда называют «пляской святого Вита»? Кто был этот Вит? Согласно церковному преданию, святой Вит — это мальчик 7-12 лет. Он принял христианство в период его зарождения. Вит отправился в Рим, где изгнал бесов из сына императора Диоклетиана. Но когда он отказался молиться римским богам, его арестовали и бросили ко львам. Но хищники не тронули бедолагу. Тогда Вита бросили в котёл с кипящим маслом, где он умер в жутких мучениях.

В XVI веке в Германии бытовало поверье, согласно которому человек мог обрести отменное здоровье, танцуя перед статуей святого Вита. Для особо отчаявшихся людей эти танцы стали настоящим наваждением. А затем их стали путать с неврологическим заболеванием – хореей. Через какое-то время оно приобрело название, как хореомания или «пляска святого Вита».

Самые ранние «пляски» были отмечены в Европе в VII веке. Танцевать начинал один человек, а затем к нему присоединялось все больше и больше людей. Танцующая толпа двигалась вместе в состоянии настоящего транса по несколько часов, дней, иногда недель и даже месяцев. Последствия такого безостановочного движения были суровыми. Вывести людей из состояния «пляски святого Вита» было невозможно. Танцующие люди падали, мгновенно засыпали, а проснувшись, ничего не помнили и вели себя как ни в чем не бывало. Но это был только самый лучший исход. Чаще состояние танца в трансе приводило к сердечным приступам, инсультам, обезвоживанию, переутомлению, голоду и смерти.

В то время католическая церковь считала танцующих одержимыми дьяволом или жертвами проклятий. Иногда несчастных обвиняли в ереси. К тому же такое странное поведение связывали с разразившейся в те века эпидемией чумы. Предполагалось, что чума приводила к коллективному помешательству, что являлось либо отдельным симптомом болезни, либо реакцией на многочисленные смерти вокруг. Про хорею в те времена никто не слышал. Зато более приземленные медики считали, что «пляски святого Вита» происходили в состоянии наркотического опьянения.

В хореомании винили гриб спорынью, который поражает рожь и пшеницу. Спорынья содержит много алкалоидов, при употреблении которых могут произойти судороги и длительные спазмы мускулатуры, а в отдельных случаях – смерть. Так же хореоманию связывали с эпилепсией, энцефалитом, тифом и даже с укусами пауков.

В наши дни «пляска святого Вита» стала наследственным неврологическим заболеванием — хореей Гентингтона. Именно она чаще всего объясняет у человека непроизвольные движения рук, ног, туловища, напоминающие своеобразный танец. Впервые об этом заболевании было сообщено подробно в 1872 году на заседании Медицинского научного общества штата Огайо в США Джорджем Гентингтоном. Это довольно распространенное наследственное заболевание нервной системы. Из 100 000 человек ею заболевает 5-7 индивидов. Обычно усиленно прогрессировать хорея начинает в среднем возрасте.

Больные хореей Гентингтона испытывают постоянную мышечную активность. Она отнимает у них много сил и люди начинают чувствовать себя вялыми и разбитыми. Иногда избыточная двигательная активность сменяется общей заторможенностью. Характерными проявлениями хореи так же являются нарушения памяти, мышления, интеллектуальной деятельности. С прогрессированием заболевания изменяется характер человека, появляются эмоционально-волевые и психические нарушения. Развитие хореи Гентингтона приводит к инвалидности. К сожалению, ее последствия необратимы.

Как и в давние времена, так и в наше время лечения «пляски святого Вита» не существует. Все применяемые препараты направлены на облегчение состояния больных. Комплексное лечение хореи в ряде случаев замедляет развитие заболевания и улучшает качество жизни больных.