Теория

Свод правил тепловая изоляция оборудования и трубопроводов. Изоляция промышленного оборудования

Свод правил тепловая изоляция оборудования и трубопроводов. Изоляция промышленного оборудования

Отраслевая типовая инструкция по охране труда Машинистов автовышек и автогидроподъемников ТИ РО-017-2003

Общие требования безопасности

1.1. Работники не младше 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку и обучение, имеющие водительское удостоверение и профессиональные умения для работы машинистами автовышки, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

  • обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

1.2. Допуск к работе машинистов автовышки должен оформляться приказом работодателя - владельца автоподъемника. Перед назначением на должность машинисты автовышки должны быть обучены по соответствующим программам и аттестованы в порядке, установленном правилами Госгортехнадзора России. При переводе машинистов автовышки с одного автоподъемника на другой того же типа, но другой модели он должен быть ознакомлен с особенностями устройства и пройти стажировку.

1.3. Машинисты автовышки обязаны соблюдать требования безопасности для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

  • острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях оборудования, материалов;
  • возникновение напряжения на металлических конструкциях и частях оборудования, нормально находящегося без напряжения;
  • движущиеся машины и их рабочие органы;
  • опрокидывание машин, падение их частей.

1.4. Для защиты от механических воздействий машинисты АГП обязаны использовать предоставляемые организацией бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, сапоги резиновые, ботинки кожаные, выдаваемые дополнительно, рукавицы комбинированные, ботинки кожаные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.
При нахождении на территории стройплощадки машинисты автогидроподъемника должны носить защитные каски.

1.5. Будучи на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты автоподъемника обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.

1.6. В процессе повседневной деятельности машинисты автовышки должны:

  • применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
  • поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;
  • быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.

1.7. Машинисты АГП обязаны немедленно извещать своего непосредственного работодателя или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы автовышки

1.8. До начала работы машинист автовышки обязан:

  • надеть спецодежду и спецобувь;
  • предъявить руководителю удостоверение на право управления подъемником и получить путевой лист;
  • уточнить маршрут движения и характер выполняемых работ на объекте;
  • получить в путевом листе отметку о проверке технического состояния подъемника.

1.9. После получения задания на выполнение работы машинисты АГП обязаны:

  1. перед выездом на объект проверить исправность конструкций и механизмов крана, в том числе:
  • осмотреть механизмы и тормоза подъемника, их закрепление, а также ходовую часть;
  • проверить наличие и исправность ограждений механизмов;
  • проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
  • осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения колен стрелы, а также конструкции и сварные соединения ходовой рамы и поворотной части;
  • осмотреть состояние канатов и их крепление на барабане;
  • проверить исправность дополнительных опор, выключателя упругих подвесок и стабилизатора;
  • проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране (концевых выключателей, указателя наклона подъемника, ограничителя грузоподъемности и др.);
  • провести осмотр электроустановок и системы гидропривода подъемника;
  • по прибытии на объект машинист автовышки обязан предъявить руководителю работ удостоверение о проверке безопасных методов работ, осмотреть место установки и зону работы подъемника и убедиться, что уклон местности, прочность грунта, габариты приближения строений, а также линии электропередачи соответствуют требованиям, указанным в инструкции по его эксплуатации;
  • совместно со стропальщиком проверить соответствие съемных грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.
  • 1.10. После запуска двигателя машинист подъемника обязан провести контрольную проверку исправности машины, в том числе:

    • проверить работу тормозов и сцепления;
    • проверить исправность приборов освещения и звуковых сигналов;
    • проверить исправность механизмов подъема люльки и установки выносных опор;
    • привести все выдвижные конструкции в транспортное положение.

    1.11. Машинисты автоподъемника обязаны не приступать к работе в случае наличия следующих нарушений требований безопасности:

    • при неисправностях или дефектах, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их эксплуатация;
    • дефектах грузозахватных приспособлений или несоответствии их характеру выполняемых работ;
    • несоответствии характеристик подъемника по грузоподъемности и высоте подъема условиям работ;
    • наличия людей, машин или оборудования в зоне работ;
      при уклоне местности, превышающем указанный в паспорте заводов-изготовителей.

    Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это машинисты обязаны незамедлительно сообщить о них лицу, ответственному за безопасное производство работ автовышками, а также лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию автовышки.

    Требования безопасности во время работы

    112. Перед началом работы машинист автовышки должен проверить наличие удостоверений на право производства работ у рабочих в люльке и стропальщиков. Во время нахождения людей в люльке машинист АГП не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.

    1.13. Перед началом движения подъемником машинист обязан убедиться в том, что в зоне работы отсутствуют посторонние лица, а рабочие в люльке закрепили фалы предохранительных поясов к ограждению люльки.

    1.14. В процессе работы машинист должен:

    • следить за тем, чтобы масса людей, инструмента и материалов, находящихся в люльке, не превышала грузоподъемности, предусмотренной паспортом подъемника;
    • не допускать производства работ, вызывающих горизонтальные нагрузки на люльку (при протягивании троса или провода, подтягивании груза);
    • следить за тем, чтобы расстояние между поворотной частью подъемника и габаритами строений, штабелями грузов и машинами было не менее 1 м.

    1.15. Перед началом подъема людей машинист подъемника обязан:

    • убедиться в том, что уклон площадки на месте работы не превышает предельного угла, указанного в паспорте, а грунт не даст просадки;
    • затормозить автомобиль ручным тормозом и установить подъемник на выносные опоры;
    • проверить крепление грузов и закрепление предохранительных поясов у лиц, находящихся в люльке;
    • установить порядок обмена сигналами с работниками в люльке;
    • определить совместно с руководителем работ границы опасной зоны внизу под люлькой.

    1.16. Во время нахождения работников в люльке машинист подъемника обязан находиться в кабине управления и следить, чтобы работники в люльке были прикреплены поясом к перилам люльки, не перегибались через них и не вставали на поручни ограждения.
    Подъем, остановку и опускание люльки машинист подъемника обязан производить только по сигналу находящихся в них работников.
    Подъем на высоту, близкую к предельной, машинист АГП должен выполнять на пониженной скорости.

    1.17. До начала транспортирования подъемника машинист обязан:

    • привести все рабочее оборудование в транспортное положение и зафиксировать его;
    • ознакомиться с маршрутом следования, состоянием дороги, требованиями проезда по искусственным сооружениям;
    • убедиться в отсутствии людей в люльке или на конструкциях подъемника.

    1.18. При транспортировании подъемника своим ходом по дорогам общего пользования машинист обязан выполнять правила дорожного движения.

    1.19. При установке и перемещении подъемника вблизи выемок (котлованов и траншей) машинист автовышки обязан соблюдать расстояние приближения от подошвы откоса выемки грунта до ближайшей опоры подъемника не менее указанных ниже в таблице.

    Расстояние приближения
    от подошвы откоса выемки до ближайшей опоры машины при установке вблизи выемки

    Глубина выемки, м Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры автовышки, м, при грунте
    песчаном супесчаном суглинистом глинистом

    1.20. Производить установку и работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист автогидроподъемника обязан под непосредственным руководством инженерно-технических работников, ответственных за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организаций - владельцев линий и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы.

    Требования безопасности в аварийных ситуациях

    1.21. При изменении погодных условий (усилении скорости ветра на высоте 10 м более 10 м/с, ухудшении видимости при грозе, сильном дожде, тумане, а также при температуре окружающей среды ниже указанной в паспорте подъемника) работы необходимо прекратить и доложить об этом руководителю.

    1.22. При появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или подъемного механизма работу необходимо приостановить и принять меры к устранению неисправностей.
    В случае невозможности оперативного устранения неисправности нахождение людей в люльке на высоте не допускается, необходимо принять меры для ее спуска.

    Требования безопасности по окончании работы

    1.23. По окончании работы машинист подъемника обязан:

    • поставить машину на место стоянки, затянуть стояночный тормоз и выключить двигатель;
    • кабину управления привести в порядок и закрыть;
    • провести осмотр состояния механизмов и конструкций подъемника;
    • сдать путевой лист, обо всех замеченных неисправностях и нарушениях в процессе работы сообщить руководителю и лицу, осуществляющему надзор за его техническим состоянием, и сделать запись в вахтенном журнале.

    Так же отраслевую типовую инструкцию по охране труда машинистов автовышек и автогидроподъемников ТИ РО-017-2003 можно использывать при .

    В наличии Автовышки в аренду

    Так же предлагаем следующую СпецТехинку:


    в наличии Автовышки в аренду с высотой подъема (длиной стрелы) от 16 метров, 18 метров, 22 метров до 28 метров, 30 метров, 50 метров

    Добавлен на сайт:

    Должностная инструкция машиниста автовышки [наименование организации, предприятия]

    Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , Постановлением Госстроя РФ от 8 января 2003 г. N 2 "О своде правил "Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда", Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 1999 г. N 1362 "Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования", Общероссийского классификатора занятий ОК 010-93 (ОКЗ) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 298) и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.

    1. Общие положения

    1.1. Машинист автовышки относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

    1.2. На должность машиниста автовышки принимается лицо, имеющее начальное профессиональное образование, водительское удостоверение и [указать стаж работы].

    1.3. Машинист автовышки принимается и увольняется с работы приказом [должность руководителя организации, предприятия].

    1.4. Машинист автовышки должен знать:

    Устройство, правила эксплуатации автовышки;

    Назначение, характеристики, виды применяемых инструментов, приспособлений и материалов;

    Причины возникновения технических неисправностей и аварий, меры по их предупреждению и ликвидации;

    Правила ведения первичной технической документации, ее формы;

    Правила ремонта;

    Требования безопасности и охраны труда;

    Безопасные приемы труда, основные средства и меры предупреждения и тушения пожаров, а также меры предупреждения других опасных ситуаций на рабочем месте;

    Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;

    Способы предупреждения воздействия опасных и вредных производственных факторов.

    1.5. Профессионально важные качества: [перечислить качества].

    2. Должностные обязанности работника

    На машиниста автовышки возлагаются следующие должностные обязанности:

    2.1. Применение в процессе работы машин и механизмов по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.

    2.2. Поддержание порядка на рабочем месте, очищение от мусора, снега, наледи, предотвращение нарушений правил складирования материалов и конструкций;

    2.3. Внимательность во время работы и предотвращение нарушений требований безопасности труда.

    Перед началом работы машинист автовышки обязан:

    2.4. Надеть спецодежду и спецобувь.

    2.5. Предъявить руководителю удостоверение на право управления подъемником и получить путевой лист.

    2.6. Уточнить маршрут движения и характер выполняемых работ на объекте.

    2.7. Получить в путевом листе отметку о проверке технического состояния подъемника.

    После получения задания на выполнение работы машинист автовышки обязан:

    2.8. Перед выездом на объект проверить исправность конструкций и механизмов крана, в том числе:

    А) осмотреть механизмы и тормоза подъемника, их закрепление, а также ходовую часть;

    Б) проверить наличие и исправность ограждений механизмов;

    В) проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;

    Г) осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения колен стрелы, а также конструкции и сварные соединения ходовой рамы и поворотной части;

    Д) осмотреть состояние канатов и их крепление на барабане;

    Е) проверить исправность дополнительных опор, выключателя упругих подвесок и стабилизатора;

    Ж) проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране (концевых выключателей, указателя наклона подъемника, ограничителя грузоподъемности и др.);

    З) провести осмотр электроустановок и системы гидропривода подъемника.

    2.9. По прибытии на объект машинист обязан предъявить руководителю работ удостоверение о проверке безопасных методов работ, осмотреть место установки и зону работы подъемника и убедиться, что уклон местности, прочность грунта, габариты приближения строений, а также линии электропередачи соответствуют требованиям, указанным в инструкции по его эксплуатации.

    2.10. Совместно со стропальщиком проверить соответствие съемных грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.

    2.11. После запуска двигателя машинист подъемника обязан провести контрольную проверку исправности машины, в том числе:

    А) проверить работу тормозов и сцепления;

    Б) проверить исправность приборов освещения и звуковых сигналов;

    В) проверить исправность механизмов подъема люльки и установки выносных опор.

    2.12. Машинисты обязаны не приступать к работе в случае наличия следующих нарушений требований безопасности:

    А) при неисправностях или дефектах, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их эксплуатация;

    Б) дефектах грузозахватных приспособлений или несоответствии их характеру выполняемых работ;

    В) несоответствии характеристик подъемника по грузоподъемности и высоте подъема условиям работ;

    Г) наличия людей, машин или оборудования в зоне работ;

    Д) при уклоне местности, превышающем указанный в паспорте заводов-изготовителей.

    Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это бетонщики обязаны незамедлительно сообщить о них лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, а также лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию крана.

    Во время работы машинист вышки обязан:

    2.13. Перед началом работы проверить наличие удостоверений на право производства работ у рабочих в люльке и стропальщиков.

    2.14. Перед началом движения автовышки убедиться в том, что в зоне работы отсутствуют посторонние лица, а рабочие в люльке закрепили фалы предохранительных поясов к ограждению люльки.

    2.15. В процессе работы машинист должен:

    А) следить за тем, чтобы масса людей, инструмента и материалов, находящихся в люльке, не превышала грузоподъемности, предусмотренной паспортом подъемника;

    Б) не допускать производства работ, вызывающих горизонтальные нагрузки на люльку (при протягивании троса или провода, подтягивании груза);

    В) следить за тем, чтобы расстояние между поворотной частью подъемника и габаритами строений, штабелями грузов и машинами было не менее 1 м.

    2.16. Перед началом подъема людей машинист подъемника обязан:

    А) убедиться в том, что уклон площадки на месте работы не превышает предельного угла, указанного в паспорте, а грунт не даст просадки;

    Б) затормозить автомобиль ручным тормозом и установить подъемник на выносные опоры;

    Б) проверить крепление грузов и закрепление предохранительных поясов у лиц, находящихся в люльке;

    В) установить порядок обмена сигналами с работниками в люльке;

    Г) определить совместно с руководителем работ границы опасной зоны внизу под люлькой.

    2.17. Во время нахождения работников в люльке машинист автовышки обязан находиться в кабине управления и следить, чтобы работники в люльке были прикреплены поясом к перилам люльки, не перегибались через них и не вставали на поручни ограждения.

    Подъем, остановку и опускание люльки машинист подъемника обязан производить только по сигналу находящихся в них работников.

    Подъем на высоту, близкую к предельной, машинист подъемника должен выполнять на пониженной скорости.

    До начала транспортирования подъемника машинист обязан:

    2.18. Привести все рабочее оборудование в транспортное положение и зафиксировать его.

    2.19. Ознакомиться с маршрутом следования, состоянием дороги, требованиями проезда по искусственным сооружениям.

    2.20. Убедиться в отсутствии людей в люльке или на конструкциях подъемника.

    2.21. При транспортировании подъемника своим ходом по дорогам общего пользования машинист обязан выполнять правила дорожного движения.

    2.22. При установке и перемещении подъемника вблизи выемок (котлованов и траншей) машинист обязан соблюдать расстояние приближения от подошвы откоса выемки грунта до ближайшей опоры подъемника.

    2.23. Производить установку и работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист подъемника обязан под непосредственным руководством инженерно-технических работников, ответственных за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организаций - владельцев линий и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы.

    После окончания работы машинист автопогрузчика обязан:

    2.24. Поставить машину на место стоянки, затянуть стояночный тормоз и выключить двигатель.

    2.25. Кабину управления привести в порядок и закрыть.

    2.26. Провести осмотр состояния механизмов и конструкций подъемника.

    2.27. Сдать путевой лист, обо всех замеченных неисправностях и нарушениях в процессе работы сообщить руководителю и лицу, осуществляющему надзор за его техническим состоянием, и сделать запись в вахтенном журнале.

    В случае возникновения аварийных ситуаций машинист автовышки обязан:

    2.28. При появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или подъемного механизма работу необходимо приостановить и принять меры к устранению неисправностей.

    В случае невозможности оперативного устранения неисправности нахождение людей в люльке на высоте не допускается, необходимо принять меры для ее спуска.

    3. Права работника

    Машинист автовышки имеет право:

    3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

    3.2. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

    3.3. На предоставление работодателем бесплатно комбинезонов хлопчатобумажных, сапог резиновых, ботинок кожаных, рукавиц комбинированных, ботинок кожаных, костюмов на утепляющей прокладке и валенок для зимнего периода.

    3.4. Оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

    3.5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

    3.6. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

    3.7. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

    4. Ответственность работника

    Машинист автовышки несет ответственность:

    4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

    4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

    4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

    Руководитель структурного подразделения

    [инициалы, фамилия]

    [подпись]

    [число, месяц, год]

    Согласовано:

    Начальник юридического отдела

    [инициалы, фамилия]

    [подпись]

    [число, месяц, год]

    С инструкцией ознакомлен:

    [инициалы, фамилия]

    [подпись]

    [число, месяц, год]

    Тепловая изоляция является важнейшим конструктивным элементом всех звеньев систем ЦТ - теплогенерирующих, транспортных звеньев, установок теплового потребления. Снижая тепловые потери и предотвращая выстывание теплоносителей, она формирует технико-экономическую эффективность, надежность и долговечность установок в целом, возможность индустриализации и является основным средством экономии топливных ресурсов. В бесканальных прокладках теплопроводов тепловая изоляция выполняет также функции несущей конструкции.

    Для тепловой изоляции оборудования, трубопроводов, воздуховодов применяют полносборные или комплектные конструкции заводского изготовления, а также трубы с тепловой изоляцией полной заводской готовности.

    Для трубопроводов тепловых сетей, включая арматуру, фланцевые соединения и компенсаторы, тепловую изоляцию необходимо предусматривать независимо от температуры теплоносителя и способа прокладки. Конструктивно она выполняется из следующих элементов: теплоизоляционного слоя; армирующих и крепежных деталей; пароизоляционного слоя; покровного слоя.

    В качестве теплоизоляционного слоя СНиП 41-03-2003 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов » рекомендуют к применению более 30 основных видов материалов, изделий, заводских продуктов общего назначения, обеспечивающих: тепловой поток через изолированные поверхности оборудования и трубопроводов согласно заданному технологическому режиму или нормированной плотности теплового потока; исключение выделения в процессе эксплуатации вредных, пожароопасных и взрывоопасных, неприятно пахнущих веществ в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации; исключение выделения в процессе эксплуатации болезнетворных бактерий, вирусов и грибков.

    К числу таких эффективных традиционно используемых в тепловых сетях материалов относятся армопенобетон автоклавного твердения, битумоперлит, асфальтокерамзитобетон, газосиликат, фенольные пенопласты, теплоизоляционные маты и плиты из минеральной ваты, вулканитовые и некоторые другие материалы (рис. 1). Основные усредненные данные теплоизоляционных материалов и изделий представлены в табл. 1.

    Рисунок 1.

    Таблица 1. Основные данные теплоизоляционных материалов и изделий

    Материалы или изделия

    Максимальная температура теплоносителя, °С

    Теплопроводность, Вт/(м°С), при 20°С и влажности, %

    Плотность, кг/м 3

    Минеральная вата

    Изоляция:

    из минеральной ваты

    из непрерывного стекловолокна

    170*

    из штапельного стекловолокна

    совелитовые

    400*

    вулканитовые

    400*

    известково-кремнеземистые

    225*

    Монолитные:

    армопенобетон

    битумоперлит

    асфальтокерамзитобетон

    пенобетон

    фторопласт

    Самоспекающийся асфальтоизол

    Плиты торфяные

    220*

    * Максимальное значение.

    В качестве материалов для покровного слоя тепловой изоляции при новом строительстве применяют конструкции заводского изготовления:

    1) из металла (листы и ленты из алюминия и его сплавов, сталь тонколистовая кровельная и оцинкованная, оболочки гофрированные, металлопласты и др.);

    2) на основе синтетических полимеров (стеклотекстолит конструкционный, стеклопластик рулонный, армопластмассовые материалы и др.);

    3) на основе природных полимеров (рубероид, стеклорубероид, толь, пергамин кровельный и др.);

    4) минеральные (стеклоцемент, штукатурка асбоцементная и др.);

    5) дублированные фольгой (фольга алюминиевая дублированная, фольгоизол и др.).

    В качестве противокоррозионных и гидроизоляционных покрытий используются покрытия барьерного и протекторного типов - полимерные, металлизационные, силикатные и органосиликатные, а также защитные покрытия на битумном вяжущем.

    Для бесканальной конструкции теплопроводов следует применять материалы со средней плотностью не более 600 кг/м 3 и теплопроводностью не более 0,13 Вт/(м·°С). Конструкция тепловой изоляции при этом должна обладать прочностью на сжатие не менее 0,4 МПа. Расчетные технические характеристики материалов, применяемых для изоляции трубопроводов при бесканальной прокладке, представлены в табл. 2.

    Таблица 2. Расчетные технические характеристики материалов, применяемых для изоляции трубопроводов при бесканальной прокладке

    Материал

    Условный проход трубопровода, мм

    Средняя плотность ρ, кг/м 3

    Теплопроводность сухого материала λ, Вт/(м·°С), при 20°С

    Максимальная температура вещества, °С

    Армопенобетон

    Битумоперлит

    130*

    Битумокерамзит

    130*

    Битумовермикулит

    130*

    Пенополимербетон

    Пенополиуретан

    Фенольный поропласт

    ФП монолитный

    * Допускается применение до температуры 150 "С при качественном методе отпуска теплоты.

    На рис. 2, 3 представлено несколько вариантов традиционных индустриальных конструкций теплопроводов.

    Рисунок 2. 1 - труба; 2 - антикоррозийное покрытие; 3 - мат из минеральной ваты; 4 - стальная сетка; 5 - асбестоцементная штукатурка

    Рисунок 3. 1 - труба; 2 - антикоррозионное покрытие; 3 - битумоперлит; 4 - гидрозащитное покрытие из стеклоткани по лаку

    Пенобетонная изоляция представляет собой легкий изоляционный материал, получаемый путем приготовления пеномассы и последующего отвержения ее в кассетном автоклаве при давлении пара 8-10 кгс/см 2 в течение 11-14 ч.

    Учитывая значительную хрупкость пенобетонной изоляции, ее армируют спиральным каркасом, располагаемым в наружной трети толщины изоляции.

    После автоклава сушку пенобетона производят горячими газами при t = 200 °С в течение суток.

    Такая конструкция получила широкое применение в прокладке распределительных и дворовых сетей.

    Начиная с 1970-х годов в Подмосковье (Дмитровские и Владимирские теплосети) стали применять пенополиуретановую (ППУ) изоляцию трубопроводов теплосети, изготавливаемую первоначально примитивным способом, вручную, в ремонтно-заготовительных мастерских.

    Предварительно очищенную от окалины стальную трубу укладывали в корытообразный желоб (разрезанная вдоль труба большего диаметра) и закрывали таким же желобом сверху, затем в образовавшийся кольцевой зазор заливали под уклоном жидкий полимерный состав, состоящий из смеси смолы «полиизоционата» (компонент «А») и отвердителя — «пол-иола» (компонент «Б»). Этот состав в течение нескольких минут, реагируя, вспенивался, заполняя весь объем, затем застывал и превращался в пористую губчатую массу с открытыми порами. В зависимости от выбранных пропорций компонентов удавалось получать изоляцию различной плотности — от мягкой структуры - поролона, до камнеподобной твердой губчатой массы, прочно схватывающихся с металлической поверхностью трубы. После завершения экзотермической реакции смеси компонентов и остывания конструкции желоба снимались, и изолированная таким образом труба шла в монтаж.

    Описанная ручная технология легла в основу заводской с той разницей, что вместо самодельных коробов на заводах стали применять оболочки трубчатого типа из специально обработанного - экструдированного (для лучшего сцепления с пористой массой ППУ) полиэтилена или тонкостенных металлических труб. Улучшился также процесс предварительной механической очистки (до металлического блеска) наружной поверхности основной трубы и установлен входной и выходной заводской контроль качества продукции.

    Основной трудностью в изготовлении такой изоляции до настоящего времени является острый дефицит исходных компонентов, так как отечественная химическая промышленность не в состоянии обеспечить потребности народного хозяйства (промышленности, транспорта, энергетики, ВПК) и их приходится закупать по дорогим ценам за рубежом. Это отражается и на цене пенополиуретановой изоляции.

    Несмотря на это, в стране начали развиваться современные заводские технологии, учитывающие как отечественный, так и зарубежный опыт изоляции труб и оборудования с применением ППУ.

    Современная производственная база (ЗАО «МосФлоулайн»), предоставленная российской стороной, была запроектирована и укомплектована ведущими западноевропейскими фирмами с учетом действующих на рынке технологий. Технологическое оборудование позволяет выпускать 2400 м изолированной трубы и 60 шт. изолированных фасонных изделий в сутки. Продукция выпускается двух видов: в полиэтиленовой оболочке для подземной прокладки и в оцинкованной металлической оболочке для надземной прокладки тепловых сетей.

    Для трубопроводов горячего и холодного водоснабжения в качестве рабочей трубы применяют оцинкованные трубы d y = 32-219 мм. Сборка оцинкованных фасонных изделий в заводских условиях выполняется цинконеразрушающим методом - пайкой.

    Для тепловых сетей поставляется продукция диаметром 32-1220 мм со всеми фасонными изделиями. ЗАО «МосФлоулайн» - пока единственное отечественное предприятие, обеспечивающее полный спектр сервисных услуг от проектирования до сдачи в эксплуатацию и выдачи 5-летней гарантии на заводские элементы, работу по изоляции стыков и работоспособность системы оперативно-дистанционного контроля (ОДК) трубопроводов. Это пример освоения и внедрения новых технологий XXI в.

    На рис. 4 и 5 показаны готовые изделия теплоизолированных трубопроводов ЗАО «МосФлоулайн», которые представляют собой жесткую конструкцию типа «труба в трубе», состоящую из стальной (рабочей) трубы, изолирующего слоя из жесткого пенополиуретана (ППУ) и внешней защитной оболочки из полиэтилена низкого давления или оцинкованной стали.

    ПРИМЕЧАНИЕ. У пенополиуретановой изоляции есть существенный недостаток, о котором нужно всегда помнить - этот органический материал горюч и в процессе горения его выделяются сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), которые при пожарах являются основной причиной гибели людей. Поэтому в подземных конструкциях тепловых сетей с ППУ изоляцией через каждые 300 м в тепловой изоляции устраивают негорючие вставки из минеральной изоляции .

    Рисунок 4. Конструкция ППУ - изоляции трубопровода по технологии ЗАО «МосФлоулайн»

    Рисунок 5. Теплоизолированные ППУ трубы для бесканальной (в полиэтиленовой оболочке) и надземной прокладки тепловых сетей (в металлической оболочке)