Теория

Старообрядцы.(Староверы). Общие сведения

Старообрядцы.(Староверы). Общие сведения

(СТАРОВЕ́РЫ) — общее название последователей религиозных течений в России, выделившихся в результате церковных реформ, проведенных патриархом Никоном (1605—1681). С. не принимали никоновских "нововведений" (исправление богослужебных книг, изменение обрядов), трактуя их как антихристовы. Сами С. предпочитали называть себя "староверами", подчеркивая древность своей веры и ее отличие от веры новой, которую они считали еретической.

Во главе С. стоял протопоп Аввакум (1620 или 1621 — 1682). После осуждения на церковном соборе 1666—1667 гг. Аввакум был сослан в Пустозерск, где через 15 лет и был сожжен по царскому указу. С. стали подвергаться жестоким преследованиям со стороны церковных и светских властей. Начались самосожжения старообрядцев, которые нередко принимали массовый характер.

В конце XVII в. С. разделились на поповцев и беспоповцев . Последующим шагом стало деление на многочисленные согласия и толки. В XVIII в. многие С. были вынуждены бежать за пределы России, спасаясь от гонений. Это положение изменил указ, вышедший в 1762 г. и разрешавший старообрядцам вернуться на родину. С конца XVIII в. выделилось два основных центра старообрядческих общин — Москва, где беспоповцы жили на территории, прилегающей к Преображенскому кладбищу, а поповцы — к Рогожскому кладбищу, и Петербург. В конце XIX в. основными старообрядческими центрами России были Москва, с. Гуслицы (Московская область) и Поволжье.

В первой половине XIX в. возросло давление на старообрядчество. В 1862 г. Белокриницкая иерархия осудила идеи воцарения антихриста в своем "Окружном послании".

В годы советской власти С. продолжали подвергаться гонениям. Лишь в 1971 г. Поместным собором Русской православной церкви была снята анафема со старообрядцев. В настоящее время общины С. имеются в России, Беларуси, Украине, в странах Балтии, Южной Америке, Канаде и др.

Литература :

Молзинский В. В. Старообрядческое движение второй половины XVII в. в русской научно-исторической литературе. СПб., 1997; Ершова О. П. Старообрядчество и власть. М, 1999; Мельников Ф. Е. 1) Современные запросы старообрядчеству. М., 1999; 2) Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999.

В последние годы в нашей стране растет интерес к старообрядчеству . Многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современному дню старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества , его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. О смысловом значении термина «старообрядчество » читайте в статье «Что такое старообрядчество? ».

Раскольники или старообрядцы?


Делалось это потому, что древнерусские старообрядческие церковные традиции, существовавшие на Руси почти 700 лет, на новообрядческих соборах 1656, 1666-1667 годов были признаны неправославными, раскольническими и еретическими. Сам по себе термин «старообрядчество » возник вынужденно. Дело в том, что Синодальная Церковь, её миссионеры и богословы называли сторонников дораскольного, дониконовского православия не иначе, как раскольниками и еретиками.

Фактически, такой величайший русский подвижник, как Сергий Радонежский, признавался неправославным, что вызвало явный глубокий протест у верующих.

Эту позицию Синодальная Церковь взяла как основную и пользовалась ей, поясняя, что сторонники всех без исключения старообрядческих согласий отпали от «истинной» Церкви из-за своего твердого нежелания принимать церковную реформу, которую начал приводить в жизнь патриарх Никон и продолжили в той или иной степени его последователи, включая императора Петра I .

На этом основании всех, не принимающих реформы, назвали раскольниками , переложив на них ответственность за раскол русской Церкви, за якобы отделение от православия. До начала XX века во всей полемической литературе, издаваемой господствующей церковью, христиане, исповедующие дораскольные церковные традиции, именовались «раскольниками», а само духовное движение русского народа в защиту отеческих церковных обычаев называли «расколом».

Этот и другие еще более оскорбительные термины использовались не только для того, чтобы обличить или унизить старообрядцев, но и для того чтобы обосновать гонения, массовые репрессии против сторонников древнего русского церковного благочестия. В книге «Пращица духовная», изданной по благословению новообрядческого Синода, так и говорилось:

«Раскольники не суть сынове церкви, но сущие преслушницы. Они достойны предании бытии к наказанию градского суда…достойны всякого наказания и ран.
А по не исцелении, и смертного убиения» .


В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался

И большая часть русского народа, сама того не желая, стала именоваться оскорбительным, переворачивающим с ног на голову суть старообрядчества , термином. При этом внутренне с этим не соглашаясь, верующие — сторонники дораскольного православия — искренне стремились добиться того, чтобы официально именоваться иначе.

Для самоидентификации они взяли термин «древлеправославные христиане » — отсюда и именование каждого старообрядческого согласия своей Церкви: Древлеправославной . Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие». В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь ».

Немаловажно, что среди верующих «по-старому» термин «старообрядчество» долгое время не использовался потому, что сами верующие так себя не называли. В церковных документах, переписке, бытовом общении они предпочитали именовать себя «христианами», иногда «староверами ». Термин «старообрядчество », легализованный светскими авторами либерального и славянофильского направления во второй половине XIX века, считался не вполне корректными. Смысл термина «старообрядчество» как такового указывал на сугубое главенство обрядов, тогда как в реальности старообрядцы считали, что Старая Вера — это не только старые обряды , но и совокупность церковных догматов, мировоззренческих истин, особых традиций духовности, культуры и быта.


Изменение отношения к термину «старообрядчество» в обществе

Однако к концу XIX века ситуация в обществе и Российской империи начинает меняться. Правительство с большим вниманием стало относиться к нуждам и запросам древлеправославных христиан, понадобился некий обобщающий термин для цивилизованного диалога, нормативных актов и законодательства.

По этой причине термины «старообрядчество », «старообрядцы» приобретает все большее распространение. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства. Для старообрядцев внутренняя противоречивость этого термина в том и состояла, что, используя его, они объединяли в одном понятии истинно Православную Церковь (т.е. своё собственное старообрядческое согласие) с еретиками (т.е. старообрядцами других согласий).

Тем не менее старообрядцы в начале XX века позитивно восприняли, что в официальной прессе термины «раскольники» и «раскольничий» стали постепенно заменяться на «старообрядцы» и «старообрядческий». Новая терминология не носила негативной окраски, а потому старообрядческие согласия стали активно использовать её в общественной и публичной сфере.

Слово «старообрядчество» принимается не только верующими. Светские и старообрядческие публицисты и писатели, общественные и государственные деятели все активнее используют его в литературе и официальных документах. В то же время консервативные представители синодальной церкви в дореволюционное время продолжают настаивать на том, что термин «старообрядчество» неверен.

«Признавая существования «старообрядчества », — говорили они, — придется признать и наличие «новообрядчества », то есть признаться в том, что официальная церковь использует не древние, а новоизобретенные чины и обряды».

По мнению новообрядческих миссионеров, такого саморазоблачения нельзя было никак допустить.

И все же слова «старообрядцы», «старообрядчество» со временем все прочнее укоренялись в литературе и в повседневной речи, вытесняя и из разговорного оборота подавляющего большинства сторонников «официального» православия термин «раскольники».

Старообрядческие начетчики, синодальные богословы и светские ученые о термине «старообрядчество»

Размышляя над понятием «старообрядчество», писатели, богословы и публицисты давали разные оценки. До сих пор авторы не могут придти к одному мнению.

Не случайно поэтому даже в популярной книге, словаре «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы» (М., 1996), увидевший свет в издательстве Русской Православной старообрядческой Церкви, не имеется отдельной статьи «старообрядчество», которая бы объясняла суть этого явления в отечественной истории. Единственное, здесь лишь замечается о том, что это «сложное явление, объединяющее под одним названием и истинную Церковь Христову, и тьму заблуждений».

Заметно усложняет восприятие термина «старообрядчество» наличие в среде старообрядцев разделений на «согласия» (старообрядческие церкви ), которые делятся на сторонников иерархического устройства со старообрядческими священниками и епископами (отсюда и именование: поповцы — Русская Православная Старообрядческая Церковь , Русская Древлеправославная Церковь ) и на тех, кто не принимает священников и епископов — беспоповцев (Древлеправославная Поморская церковь ,Часовенное согласие , бегуны (странническое согласие), федосеевское согласие).


Старообрядцы носители старой веры

Некоторые старообрядческие авторы считают, что далеко не только разница в обрядах отделяет старообрядчество от новообрядчества и других конфессий. Есть, например, и некоторые догматические различия в отношении к церковным таинствам, глубокие культурологические различия в отношении к церковному пению, иконописи, церковно-канонические отличия в церковном управлении, проведении соборов, в отношении к церковным правилам. Такие авторы утверждают, что старообрядчество содержит не только старые обряды, но и Старую Веру .

Следовательно, утверждают такие авторы, удобнее и правильнее с точки зрения здравого смысла, использовать термин « староверие », негласно подразумевающий собой все то, что является для принявших дораскольное православие единственно верным. Примечательно, что первоначально термин «староверие» активно использовали сторонники беспоповских старообрядческих согласий. Со временем он прижился и в других согласиях.

Сегодня представители новообрядческих церквей очень редко называют старообрядцев раскольниками, термин «старообрядчество» прижился как в официальных документах, так и церковной публицистике. Однако новообрядческие авторы настаивают, что смысл старообрядчества кроется в исключительном следовании старым обрядам. В отличие от дореволюционных синодальных авторов, нынешние богословы РПЦ и других новообрядческих церквей не видят опасности в применении терминов «старообрядчество» и «новообрядчество». По их мнению, возраст или истинность происхождения того или иного обряда не имеет никакого значения.

Собор Русской Православной Церкви 1971 года признал старые и новые обряды абсолютно равноправными, равночестными и равноспасительными. Таким образом, в РПЦ форме обряда ныне придается второстепенное значение. Вместе с тем новообрядческие авторы продолжают наставить, что старообрядцы, староверы — это часть верующих, отделившихся от Русской Православной Церкви, а следовательно, и от всего православия, после реформ патриарха Никона.

Что же такое старообрядчество?

Так какое же толкование термина «старообрядчество » наиболее приемлемо сегодня как для самих старообрядцев, так и для светского общества, включая ученых, изучающих историю и культуру старообрядчества и жизнь современных старообрядческих церквей?

Итак, во-первых, поскольку в момент церковного раскола XVII века старообрядцы не вносили никаких нововведений, а остались верными древней православной церковной традиции, то нельзя назвать их «отделившимися» от православия. Они никуда не уходили. Наоборот, они отстаивали православные традиции в их неизменном виде и отказались от реформ и нововведений.

Во-вторых, старообрядцы представляли собой значительную группу верующих древнерусской Церкви, состоящую как из мирян, так и из духовенства.

И, в-третьих, несмотря на разделения внутри старообрядчества, которые произошли по причине жестоких гонений и невозможности на протяжении столетий организовать полноценную церковную жизнь, старообрядцы сохранили общие родовые церковно-общественные признаки.

С учетом сказанного, можно предложить следующее определение:

СТАРООБРЯДЧЕСТВО (или СТАРОВЕРИЕ) — это общее название русского православного духовенства и мирян, стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви и отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном и продолженную его последователями, вплоть до Петра I включительно.

Материал взят тут: http://ruvera.ru/staroobryadchestvo

Староверов нередко называют старообрядцами (раскольниками) или наоборот. Многим людям и в голову не приходит, что речь идёт о совершенно разных направлениях. «Староверы и старообрядцы: в чём разница между этими людьми?» – задаются вопросом несведущие.

Как возникла путаница?

Староверы и старообрядцы имеют разное мировоззрение. Путаницу в терминологии создали не слишком образованные работники СМИ, сделав эти слова синонимами. Неправильному их употреблению также способствовал тот факт, что раскольники вынуждены были бежать на Беловодье и в Приморье после проведения реформ Никона. Староверы дали старообрядцам приют и помогли укрыться от гонений. Этих людей связала не общая вера, а принадлежность к одному этносу.

Старообрядцы и староверы : отличия

Чтобы понять, в чём отличие между этими людьми, для начала нужно уяснить, к какому мировоззрению принадлежат представители одного и второго направления. Старообрядцами называют русских христиан, отказавшихся принять реформы патриарха Никона. Людей, которые не захотели подчиниться новым правилам, называли раскольниками. Их всячески преследовали и притесняли. Многие семьи были вынуждены бежать за границу. Современных потомков старообрядцев можно встретить даже в Бразилии. Только в ХХ веке к «вероотступникам» стали относиться более снисходительно. В 1905 году Николай II подписал указ, согласно которому неполиткорректное слово «раскольник» было заменено более нейтральным «старообрядец».

Нежелание части православного населения страны принять нововведения Никона было связано со значительными изменениями в проведении обрядов. Эти изменения, по мнению раскольников, оскверняли истину:

  • В старообрядческих книгах имя Спасителя пишется с одной буквой «и», то есть, Исус. После проведения реформ имя получило современное написание.
  • До нововведений Никона креститься полагалось двумя пальцами. Согласно новому канону, крестное знамя накладывалось тремя пальцами.
  • Патриарх-реформатор постановил, что ходить вокруг церкви можно только против часовой стрелки.
  • При Никоне были переписаны богослужебные книги. Различия появились не только в проведении богослужений. Некоторые термины были заменены: слово «правоверный» было заменено на «православный». Были и другие значительные перемены.

Староверами называют приверженцев дохристианского мировоззрения. Эти люди верят в Славянские Веды. Последователей традиции не стоит считать отсталыми, невежественными людьми. Их мировоззрение намного более масштабно, чем у христиан. Староверы ближе к природе и лучше понимают её законы.

Раскольники, как и любые христиане, разделяют Творца и то, что им создано. Дохристианская традиция роднит человека с природой, заставляет вернуться к ней. Соединение с естественной средой необходимо для самопознания и нахождения своего места в этом мире. Веды зачастую называют не религией, а древним мудрым знанием. Согласно староверческому летоисчислению, в настоящее время жители планеты проходят через эпоху, которая называется ночь Сварога. Это один из самых трудных периодов в истории человечества, характеризующийся всевозможными бедствиями и кризисами. С точки зрения Славянских Вед, всё происходящее сегодня в мире вполне объяснимо и не должно вызывать удивления или недоумения.

Знания, полученные нами в школе, не всегда находят своё применение в жизни. Давая готовый материал, учитель не всегда может ответить на вопрос ученика. Например: «Староверы и старообрядцы: в чём разница?». Эти термины не синонимичны. Знание родной истории поможет избежать недоразумений.

Старообрядцы в своем противостоянии с духовенством и стремлении чтить традиции древнего православия нередко доходили до крайностей. Они не подчинялись властям, обвиняли Церковь в ереси и убивали себя в надежде на спасение.

Поповцы и беспоповцы

Раскол в Русской православной церкви в 1650-60-х гг., связанный с реформами патриарха Никона, поставил приверженцев старого обряда в трудное положение – в их рядах не оказалось ни одного епископа. Последним был Павел Коломенский, умерший в 1656 году и не оставивший после себя преемников.

По канонам Православная церковь без епископа существовать не может, ведь только он уполномочен назначать священников и диаконов. Когда из жизни ушли последние священники и диаконы дореформенного поставления, пути старообрядцев разошлись. Одна часть староверов решила, что можно прибегать к помощи священников отрекшихся от никоновской веры. Они стали охотно принимать покинувших своего епархиального епископа священников. Так появились «поповцы».

Другая часть староверов была убеждена, что после Раскола благодать полностью покинула Православную церковь и всё, что им осталось, так это смиренно ожидать Страшного суда. Отвергнувших священство старообрядцев стали называть «беспоповцами». Он селились преимущественно на необжитых берегах Белого моря, в Карелии, Нижегородских землях. Именно в среде беспоповцев впоследствии и появляются самые радикальные старообрядческие согласия и толки.

В ожидании Апокалипсиса

Ключевым элементом в идеологии старообрядчества стали эсхатологические мотивы. Многие толки староверов, ограждая себя от «антихристовой власти», из поколения в поколение существовали в ожидании скорого конца света. Наиболее радикальные течения и вовсе пытались его приблизить. Готовясь к последним дням, они копали пещеры, ложились в гробы, умирали голодной смертью, кидались в омут, сжигали себя целыми семьями и общинами.

За всю свою историю старообрядчество истребило десятки тысяч своих приверженцев. Знаток старообрядчества и сектантства Александр Пругавин попытался определить число раскольников погибших в огне. По его подсчетам только до 1772 года сгорели заживо около 10 000 человек.

Нетовцы (Спасово согласие)

Это одно из самых больших беспоповских согласий. Общая численность нетовцев на конец XX века достигала 100 тыс. человек, преимущественно проживающих в Саратовской, Нижегородской, Владимирской областях, а также в Среднем Поволжье.

Нетовцы (слово говорит само за себя) отрицают православные святыни, обряды и многие таинства, уповают исключительно на Спасителя, который «сам ведает как нас бедных спасти». На протяжении своего существования они старались избегать любых контактов с Православной церковью, особенно если это касалось обряда погребения. Покойников хоронили в лесу, овраге или за оградой кладбища.

Таинство крещения нетовцы все же не отвергли. Они признают возможным совершать обряд крещения в Православной церкви, толкуя это весьма своеобразно: «хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик». Впрочем, более строгие течения обходятся самокрещением, а некоторые заменяют этот обряд простым надеванием креста на новорожденного.

Спасово согласие требует от своих последователей достаточно сурового аскетизма в быту. К примеру, под запретом употребление продуктов на дрожжах, с хмелем, не едят они и картофель. Существует табу на яркую и пеструю одежду. Поговорка гласит: «на ком рубаха пестра, значит, душа его антихристова сестра», или «что не пестринка, то слуга бесинка».

Среди нетовцев были широко распространены самоубийства в виде самосожжений.

Ды́рники

Это одно из наиболее радикальных ответвлений в спасовом согласии, не признающее никаких духовных наставников. Они не почитают «новописные» иконы потому, что без священства их некому освятить, а «старописные» – потому, что они были осквернены от обладания еретиками. Дырники не имеют специальных богослужебных помещений. Молитва происходит либо под открытым небом, либо в помещении через специальное отверстие строго на восток. Молиться через окно или стену для них грех. Небольшая группа дырников сейчас проживает в Центральной Сибири.

Поморское согласие

История поморского согласия берет свое начало в 1694 году, когда была основана мужская община на реке Выг. В 1723 году Выговская обитель прославилась составлением «Поморских ответов». Эта полемическая книга впоследствии стала апологетической основой для защиты всего старообрядчества.

Поморцы требуют от своих последователей полного разрыва с официальной церковью, а всех приходящих к ним из православия обязательно перекрещивают. От таинств не отказываются, но делят их на необходимые для спасения (крещение, покаяние и причащение) и остальные, без которых можно обойтись.

Серьезные разногласия в среде поморцев возникали по поводу брака. Со временем практичность восторжествовала. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству.

В советские времена поморцы были самым многочисленным среди беспоповских согласий. Сегодня большие группы их последователей проживают в Вильнюсе, Риге и Москве.

Федосеевцы

В конце XVIII века в результате споров о надписи на кресте и о браке от поморского согласия отделились федосеевцы. В 1781 году Илья Ковылин (бывший крепостной князя Голицына) основал в Москве общину в районе Преображенского кладбища. Федосеевская община отличалась строгой дисциплиной и безоговорочным подчинением наставнику. Ее члены были обязаны соблюдать безбрачие и целомудрие.

Как и многие другие беспоповцы федосеевцы считают, что в мире больше нет благодати. «Всякую современную государственную власть мы расцениваем как сатанинскую, как ловушку антихриста», – говорят они. Из церковных таинств сохранены лишь крещение и евхаристия, которые совершаются мирянами. В силу непризнания православного священства федосеевцы практикуют сожитие без венчания.

Во время Великой Отечественной войны большое число федосеевцев сотрудничали с немецкими властями и активно противостояли Красной армии и партизанам.

Наиболее многочисленные группы федосеевцев проживают в Псковской, Новгородской, Ульяновской и Тюменской областях. Их общая численность около 200 тысяч человек.

Пастухово согласие

Зародилось в недрах поморского согласия, его основателем стал пастух Василий Степанов. В отличие от поморцев пастуховцы избегали всяческого общения с гражданскими властями. Отвергали деньги, паспорта и другие предметы с изображением государственного герба. Но во избежание разврата вынуждены были признать брак.

Крайняя степень неприятия внешнего мира накладывала на пастуховцев запрет на проживание в населенных пунктах, где находился хотя бы один государственный служащий, сторонник Православной церкви или представитель другого старообрядческого толка. Их нога никогда не ступала на каменные мостовые, как изобретения «века Антихриста».

Бегуны

В 1772 году в селе Сопелки близ Ярославля возник бегунский толк, как течение противостоящее «антихристовой власти». Основа учения бегунов – спасение от Антихриста, которого в отличие от большинства беспоповцев они воспринимали не как духовное явление, а как персонифицированную личность в облике Петра I.

Бегуны живут в ожидании «первого воскресения», когда Христос сразится с Антихристом. И «тогда наступит тысячелетнее царство Христа, Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому». Свою новую обитель бегуны видят около Каспийского моря, куда регулярно совершают паломничество.

Все бегуны «самокрещенцы», обязуются вести целомудренную жизнь, питаться только постной пищей. Они полностью отвергают брак, но при этом допускают блуд, считая его меньшим грехом.

Народная молва рассказывает о странном обычае бегунов, именуемом «красной смертью». Суть его в удушении умирающего красной подушкой с тем, чтобы он мученической смертью искупил не только свои грехи, но и грехи братьев по вере.

На протяжении столетий бегуны, преследуемые властью как «вредная секта» оставались малочисленной, разбросанной по глухим местам Сибири и Северного Урала группой.

Водяники

Водяники или старопоповцы принадлежат тем толкам, где полностью не отвергается священство. Они обличают староверов, принимающих священников за деньги, но признают переход духовного лица из православия в старообрядчество в случае, если священник отречется от «еретической веры».

Если член старопоповской общины заболел ему запрещено принимать лекарства. Суть лечения сводится исключительно к причащению богоявленской водой.

Воздыханцы

В 1870 году в Калуге башмачник Иван Ахлебинин основал общину, получившую позднее название воздыханцев. Члены данного толка отвергают любое внешнее поклонение богу, иконы, таинства и церковную иерархию, однако признают «толковые книги» – Евангелие, Деяния апостолов и Псалтырь.

Согласно верованиям воздыханцев сначала было царство Бога-отца, затем наступило царство Бога-сына, а спустя 8 тыс. лет от сотворения мира пришло царство Духа Святого. Эта доктрина нашла отражение в обрядах воздыханцев. На молитвенных собраниях они вместо крестного знамения воздыхают, поднимая глаза к небу и проводя по своему лицу рукой или платком.

Многие другие радикальные согласия и толки беспоповских староверов, существенно не отличаясь друг от друга, имеют лишь им присущие особенности. Так, последователи согласия разиней собравшись на молитву в день евхаристии, стоят раскрыв рот в ожидании, что их будут причащать ангелы.

Потемщики относятся к тем, кто признает обряд крещения, но совершают его только по ночам, как бы подражая Христу.

В Акулиновом согласии принято общежитие и безбрачие. Это служило неоднократным поводом для обвинения акулиновцев в разврате и свальном грехе.

Капитоновцы кшарского устава – сторонники радикальных подходов в самоубийстве за веру, участники массовых актов самосожжения.

Рябиновцы считают, что крест Христа состоял из кипариса, кедра и певга. Последнее дерево они связывают именно с рябиной, из которой и следует изготавливать крест.

Ранние формы русского сектантства возникли к концу XVII века и получили

свое широкое развитие в XVIII веке. Сектанты противопоставили православной

церкви с ее догматами и сложным ритуалом веру в то, что человек - сам

церковь. Аппелируя к индивидуальной свободе и провозглашая человека "живым

храмом", сектантство звало к уходу от мира, возлагало все надежды на другой,

грядущий мир, который ему даст вера.

1. СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Исходной формой религиозного сектантства в России явилось

СТАРООБРЯДЧЕСТВО - ряд религиозных течений, отрицавших обрядовую форму

русской православной церкви, осуществленную патриархом Никоном в 1б50-х гг.

Старообрядчество жестоко преследовалось царской администрацией и официальной

церковью. Совращение православных в ересь строго пресекалось и к расколу

применялось публичное ока-зательство (ряд запрещений, в частности,

устраивание крестных ходов, пение на улицах, площадях и т. д.).

Спасаясь от репрессий, старообрядцы бежали в труднодоступные

малозаселенные местности - в Поморье, Заволжье, на Дон и Яик, в Сибирь, за

рубежи России. Крупнейшим духовным и организационным центром

старообрядчества была Москва.

К старообрядчеству примыкали различные слои общества: боярство,

духовенство, стрельцы, крестьянство, посадское население. Социальная

неоднородность обусловила наличие большого числа группировок, на которые

разделилось старообрядчество. Основными течениями старообрядчества являются

БЕГЛОПОПОВЩИНА, ПОПОВЩИНА и БЕСПОПОВЩИНА.

БЕГЛОПОПОВЩИНА - это наиболее ранняя форма старообрядчества. Название

свое это течение получило из-за того, что верующие принимали священников,

переходящих к ним из православия.

От беглопоповщины в первой половине XIX в. произошло ЧАСОВЕННОЕ

СОГЛАСИЕ. Из-за отсутствия священников они стали управляться уставщиками,

которые вели богослужение в часовнях.

Группы ПОПОВЦЕВ по организации, вероучению и культу близки к

православию. Среди них выделялись единоверцы и Белокриницкая иерархия.

БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ - это старообрядческая церковь, возникшая в 1846

г. в Белой Кринице (Буковина), на территории Австро-Венгрии, в связи с чем

старообрядцев, признающих Белокриницкую иерархию, называют также АВСТРИЙСКИМ

СОГЛАСИЕМ.

БЕСПОПОВЩИНА в свое время была наиболее радикальным течением в

старообрядчестве. По своему вероучению беспоповцы дальше других

старообрядцев отошли от православия.

Беспоповщина имела несколько направлений:

1) СПАСОВСКОЕ СОГЛАСИЕ, или НЕТОВЩИНА. Согласно их вероучению, спасение

можно получить, уповая только на Иисуса Христа (Спаса). Отрицали таинства,

православное священство.

2) РЯБИНОВСКИЙ ТОЛК - течение в спасовском согласии; признавали лишь

поклонение кресту, сделанному из рябины.

3) ПОМОРСКИЙ ТОЛК возник на реке Выге, в Поморье.

Одно из течений поморцев - ДАНИЛОВЦЫ, названное по имени одного из

основателей толка, Данилы Вакулова.

4) ФЕДОСЕЕВСКИЙЙ ТОЛК - одно из радикальных течений в беспоповщине.

Основан в конце XVIII в. Феодосией Васильевым.

5) СТРАННИЧЕСКИЙ ТОЛК (БЕГУНЫ) - одно из крайних течений в

беспоповщине. Проповедовали близкий конец света, уклонялись от

государственных повинностей, перед смертью принимали крещение и прятались в

тайник. Подробнее эта секта будет рассмотрена ниже.

В 1905 г. после обнародования указа "Об укреплении начал

веротерпимости" старообрядцы получили возможность открыто проводить

богослужение, официально переходить из православия в свою веру, но для этого

им необходимо было пройти регистрацию.

На протяжении длительного времени в старообрядчестве шли споры о

сущности "старой веры". Каждый особоблен-ный толк считал истинным только

свое вероучение, отвергая все прочие, как не имеющие ничего общего с

истинным православием. Однако знакомство с вероучением старообрядческих

течений и толков приводит к выводу, что религиозная догматика у всех

направлений едина. Более того, по своей догматике старообрядчество почти

ничем не отличается от православия.

Все толки и согласия старообрядчества признают непререкаемой истиной

христианский "символ веры". Как и все христиане, приверженцы

старообрядчества следуют букве Священного Писания, разделяют библейские

представления, верят в богооткровенность Ветхого и Нового заветов.

Исключение составляет верность старопечатным книгам дореформенного периода.

Одним из основных моментов в идеологии старообрядцев является

эсхатология - религиозные мифы о скором конце мира. В старообрядчестве этот

элемент вероучения получил свое развитие в конце XVII в. Готовясь к концу

мира, одни умирали голодной смертью, другие сжигали себя, третьи строили

гробы, чтобы лечь в них перед Вторым Пришествием, читали друг над другом

молитвы, отпевали друг друга. Были еще и омут, и топор, и нож.

За всю свою историю, начиная с 70-х годов XVII в., старообрядчество

истребило десятки тысяч своих приверженцев, в том числе и детей. Подавляющее

большинство предало себя самосожжению (самосожиганию, как говорили встарь).

А.С. Пругавин, историк старообрядчества и сектантства, в одной из своих

статей, напечатанных в 1885 году в журнале "Русская мысль", попытался

1772 года сожгли себя заживо не менее 10000 человек. Надо заметить, что это

семейных самосожжениях, архивные документы весьма часто прибавляют к той или

иной цифре стереотипные слова "и прочих с ними" (или - "и прочих с ним",

если было известно лишь имя наставникавдохновителя или главы семейства).

Костры самосожженцев вспыхивали и после 1772 года. По сведениям, собранным

тем же историком, например, в 18бО г. сожгло себя 18 ста рообрядцев.

Огонь самосожжения благословлен был высшими автор! тетами раскола, в

первую очередь протопопом Аввакумол В одном из его сочинений содержится

пылкое восхвален и. первых самосожигателей: "Суть уразумевша лесть отстушк

ния, да не погибнут зле духом своим, собирающеся во две ры с женами и

детками и сожигахуся огнем своею воле к Блажен извол сей о Господе". В наше

время об этом знаме нитом расколоучителе принято писать и говорить как о

человеке яркого и самобытного таланта, несокрушимой воли и мужества, как об

конечно. Но для всесторонней и объективной оценки личности и деятельности

Аввакума надо помнить о том, что его литературный талант и ораторский

темперамент, с одной стороны, и число его единоверцев, погубивших себя в

благочестивом огне, с другой, были связаны прямой зависимостью.

Характерной чертой старообрядчества на протяжении многих лет было

противопоставление "истинноверующих христиан" (т. е. старообрядцев) "миру",

в котором якобы воцарился антихрист. Все "мирское" не принималось: браки,

законы, служба в армии, паспорта, деньги, любая власть. Замкнутый образ

жизни, ограниченный контакт с "миром", учение о воцарении антихриста с

самого начала играли более значительную роль в беспоповских толках. Однако

несмотря на то, что старообрядцы всячески старались придерживаться "старины"

и как можно меньше общаться с "миром", их убеждения и действия не могли

оставаться такими, какими они были ранее. Особенно это стало заметно в

начале XX в. Старообрядцам все чаще приходилось общаться с иневерцами,

вступать с ними в экономические отношения.

В старообрядческих селениях люди жили замкнуто. В них редко звучала

музыка, не было слышно веселых песен. В семьях староверов бытовали очень

строгие нравы. Мужчинам не разрешалось стричь бороды; женщина обязательно

должна была носить платок и надевать его так, чтобы он закрывал волосы.

Детей подстригали под кружок. Мужчины носили куртки с бортами, а женщины

длинные платья. В быту староверы соблюдали чистоту. Сор подметался в

передний угол. К иноверцам они относились отрицательно. От верующего другого

исповедания и тем боле неверующего, если они хотели жениться на девушке из

старообрядческой семьи, требовали перейти в их веру. При посещении их на

дому отказывали в просьбе дать напиться воды, при настойчивой просьбе давали

посуду, а затем выбрасывали ее.

В их среде бытуют различные суеверия. Так, довольно широко

распространена вера в существование чертей, домовых, леших, бесов.

Сохранился и такой обычай: у старообрядцев не принято оставлять посуду

открытой, ее полагается накрывать, чтобы отогнать нечистую силу. При этом не

имеет значения, чем и как накрывать посуду: важно, чтобы действия

сопровождались молитвой.

Поминально-похоронный обряд у староверов почти ни в чем не отличается

от православного. Но у староверов имеются отдельные кладбища. Если же

кладбище общее, то староверов хоронят на одном конце кладбища, а всех

остальных - на другом. Между этими территориями проходит межа, отделяющая

одних от других. Поминальный обряд также не имеет существенного отличия от

православного. Разница лишь в некоторых словах "неугасимой" по усопшему, и в

том, что эта церемония продолжается дольше, чем у православных. За чтение

"неугасимой" получали когда-то очень солидные суммы - по 500 р. за один

"сорокоуст". Нередконаблюдались такие случаи, когда наставники прибегали к

услугам старых дев, а сами лишь исправно получали "мздовоздание" за "труд".

Для старообрядцев в прошлом считалось большим грехом несоблюдение

постов. Во время великого поста песен не пели, и тем более не танцевали.

славить Господа Бога.

БЕГУНЫ (СТРАННИКИ) - СЕКТА ХРИСТОФОРОВЦЕВ

Одним из мест, облюбованным старообрядцами, которые бежали из

центральной России в безлюдные лесные пустыни на окраинах государства, была

Вятская губерния. И не случайно одну из станций Вятско-Двинской дороги,

проложенной в последние годы прошлого века, назвали Староверческой.

И вот в этом краю незадолго до первой мировой войны объявился невесть

откуда и быстро прижился "странник" Христофор Зырянов. Ему было тогда лет

"Бегунскую веру" Зырянов и принялся здесь распространять. Почва для

такого посева была плодородная, и лет через десять Христофор стал

полновластным наставником многочисленных единоверцев. Местное население

называло их уже не иначе как христофоровцами или подполь-никами.

Маленькое Христофорово царство устроено было по испытанной полутора

веками схеме страннического подполья.

Верноподданные его распадались на несколько категорий: на благодетелей,

последователей, странников и скрытников.

Благодетелями были, как правило, зажиточные крестьяне и мельники, в

домах которых, оборудованных тайными подвалами и чуланами, двойными стенами,

прятались странники и скрытники. В этой строительной технике благодетели

достигли высокого мастерства. Кольцо в дверях, например, они соединяли

тонкой, незаметно протянутой проволокой с колокольчиком в подпольной келье и

молельне, и при первых признаках опасности скрытники быстро выбирались через

подземные лазы, исчезали в ближайших зарослях. Благодетели составляли, так

сказать, материальную базу христо-форовского мирка, и поэтому им разрешалось

"работать на антихриста" - на железной дороге, а позднее - в колхозах. Надо

сказать, что благодетели ущерба не терпели: скрыт-ницы были по существу

батрачками, которых нужно было кое-как кормить; они бесплатно работали на

благодетеля, занимались рукоделием.

Последователями называли людей, оказывавших скрытникам всякие услуги "в

Странниками именовали разъездных вербовщиков и связных между сетью

благодетелей и тайными лесными скитами.

И, наконец, скрытники - монахи и монахини, давшие обет поститься и

молиться до смерти. Собственно говоря, они уже считались умершими "для

мира", и, по рассказам здешних стариков, единоверцы (единосогласники - на

языке старообрядчества) для отвода глаз даже "хоронили их, при всем честном

народе степенно и горестно пронося на деревенские кладбища пустые гробы с

заколоченными крышками. Таким же образом хоронили умерших на самом деле: на

общее и посему "поганое" кладбище - пустой гроб, а усопших

единосогласников - в тайные ямы возле скитов.

В середине 20-х годов в лесах к северу от деревни Дани-ловки

Мурашинского р-на, неподалеку от истока реки Великой, там, где теперь

проходит граница Кировской области и Республики Коми, христофоровцы

построили главную свою обитель - починок Град (починком в этих краях издавна

называли выселки, начало, почин новой деревни). Рядом с просторным,

двухэтажным домом легального христо-форовца-благодетеля сооружены были две

тщательно укрытые землянки, оборудованные русскими печами, нарами, колодцами

и даже теплыми нужниками. Тропинок не было, странники пробирались к

землянкам по специально поваленным деревьям.

Надо сказать, что бегуны (странники) в то время представляли собой

разветвленное подполье, руководимое из единого центра. Во главе этого центра

стоял так называемый "пре-имущий старейший" (по всей вероятности,

страннический центр скрывался где-то на территории нынешней Ивановской

области, в районе Вычуги и Кинешмы). Все подполье разделено было на обширные

области или стороны - ярославскую, казанскую, тагильскую, каргопольскую - во

главе с областными старцами. И, наконец, каждая сторона-область объединяла

три-четыре предела во главе со старейшим преимущим предела (или предельным

старейшим).

Христофор Зырянов в течение 12 лет был старейшим вятского предела,

который тянулся по обе стороны железной дороги от станции Опарино через

Вятку-Киров до станции Верещагине в Пермской области. На всем протяжении

(более полутысячи километров) к 1929 году было, по словам Христофора, около

150 странников и около 300 последователей и благодетелей. Старцы располагали

штатом помощников. Например, при старейшем преимущем предела было два

помощника, духовник и несколько разъездных проповедников, связных и

вербовщиков.

Починок Град стоял на высоком холме. У южного подножья его, в лощине,

плотно заросшей кустарником, течет речушка Каменка. Восточный склон отлого

уходит в сумрак огромного оврага, словно залитого до краев непролазным

хвойным лесом. В лесу скрывались скитские землянки. Возле землянок находился

лог, каждую весну заполняемый талой водой. В нем весной и летом 1932 года

были утоплены десять скрытниц (речь идет только о тех, чью гибель удалось

установить; вполне возможно, что жертв было больше).

"Принятие самоумерщвления" проходило в определенном ритуальном порядке.

Облаченных в длинные холщовые рубахи женщин на смерть выводили из землянок

по три - по четыре. Лица их, такие безжизненно-серые, как и холст смертных

рубах: "совершению подвига", "принятию венца мученического" предшествовала

десятидневная голодовка. Скрытницы еле держались на ногах, их заботливо

поддерживали под руки помощницы Христофора, который степенно шествовал во

главе процессии. Вслед за обреченными шли обитатели скита и благодетель -

хозяин починка, в его обязанность входило рыть могилы.

У края ямы скрытниц обвязывали полотенцами (чтобы потом выволочь на

берег) и сталкивали в грязную, гнилую жижу. Если они не тонули сразу, то

одна из скрытниц, старуха Филиппея Плехова, погружала головы в воду.

"Как правило, завязывали полотенцами и вниз лицом опускали в воду,

потом сверху прижимали руками, чтобы они не всплывали, - сообщила

впоследствии одна из скитниц,

Галина Земцова. - Смерть носила мученический, изуверский характер.

Например, когда утеплялась Елена Лузянина, то очень сильно билась

ногами...". Елене было всего 25.лет.

Тела "принявших венец" зашивали в рогожи и закапывали в наспех вырытых

ямах, не ставя крестов.

Но однажды ритуал-был сломан: жизнелюбие одной из скрытниц, Таисии

Крюковой, в последнюю минуту взяло верх над фанатичной старообрядческой

религиозностью. Девушка сама бросилась в яму, но, начав захлебываться, вдруг

уцепилась за осклизлый берег и стала судорожно выкарабкиваться. Филиппея

Плехова ногами отталкивала девушку, потом схватила ее за волосы и погрузила

в воду с головой. Таисия вырвалась и все-таки вылезла из ямы. С плачем

озлобление, проговорил тихо, смиренно:

Пойди отдохни, потом совершишь подвиг.

Трех скрытниц в тот день утопили, а Таисия ночью сбежала.

Зимой эти ямы, болота, речки замерзали, и христофоров-цам приходилось

искать другие пути в Царствие Небесное. Одним из них была угарная баня возле

избы Александры Шишкиной в деревне Шишкари. Девушки, обреченные на смерть,

сами накололи и принесли дрова, сами натопили баню. Потом Христофор отвел их

туда и запер дверь. Но и тут случилась осечка: из бани послышались крики,

стоны, мольбы выпустить. Опасаясь огласки, Христофор приказал перенести

полуживых девушек в избу. Пришлось добивать их ядом.

На одной из полян был сложен костер. На нем; после 10-дневного поста,

сгорела заживо 20-летняя скрытница Олимпиада Крюкова. "Она стояла на костре,

сложа руки на груди, - вспоминала позднее Зоя Чазова - странница,

исполнявшая обязанности курьера (она видела самосожжение, спрятавшись в

кустах), - и когда пламя вспыхнуло, Олимпиада закричала: "Господи, помилуй!

Для Тебя, Господи!.."

О чем же говорил Христофор этим несчастным, уединившись с ними в

землянке-келье? Какие книги им читал? Какими словами, какими рассуждениями

подталкивал скитниц к лютой смерти?

Те, кто слушали его, унесли эти слова с собой в могилу. Существуют лишь

отрывочные рассказы свидетелей, оставшихся в живых; несколько рукописных

сочинений, которые имели хождение в скрытническом мире, да рассуждения

самого Христофора, который после поимки пытался оправдать себя.

Начинал Христофор обычно разговорами о "последних временах", о дне

конца мира, которым может оказаться каждый завтрашний день. Готовым к "суду

Божьему" нужно быть буквально каждую минуту, отрешиться от всех мирских дел

и целиком посвятить себя посту и молитве. "Подумай только, - внушал он, -

что случится, если Второе Пришествие застанет тебя погрязшей во грехе?! Уж

лучше самой принять смерть, но только не рисковать вечным блаженством в

царствии Небесном! Ждать конца света совсем немного осталось. Стоит ли

жалеть, что не дожил несколько лет или даже дней? Лучше умереть, чем жить в

пороке вместе с безбожниками. Кто не надеется устоять, пусть умертвит себя -

и. будет спасен. А если любишь детей своих - так убей их поскорее, дабы не

вышли из них поклонники антихриста!"

Летом 1932 года гнездо христофоровцев в Градовских лесах было

обнаружено. Христофор Зырянов предстал перед судом. Умерщвления

христофоровцы сумели как-то утаить, и их наставник отделался ссылкой. Однако

ему удалось вскоре убежать и основать новый скит на речке Лузе, километрах в

20-ти от поселка. В непролазном буреломе скрытники построили два барака -

мужской и женский, оборудовав их столь же основательно, как и градовские

землянки.

Благодетель Иван Ситников привел в скит родного внука Ваню - 8-летнего

слепого мальчика. Он повез внука в больницу, чтобы показать врачам, но в

больничном коридоре встретился с кем-то из христофоровцев, и его уговорили

обратиться к другому "врачевателю". Посулив мальчику "райские яблоки" на том

свете, Христофор отвел его к реке, обвязал полотенцем и погрузил в прорубь с

Смотрите, - обратился он к обитателям скита, - мальчик совершил

подвиг, чтобы получить венцы небесные, а вы, взрослые, не решаетесь!

В обоих христофоровских скитах погибло не менее 60 человек; имена 47

были установлены следствием. Около половины умерщвленных - моложе 30 лет, из

них 14 - молодежь от 15 до 23 лет, трое детей... Христофоровское подполье

истребляло людей, которым бы жить да жить.

Когда вести об умерщвлении скрытниц в вятском пределе дошли до

страннического центра, старцы встревожились. Паства их, распыленная на

огромной территории от Верхней Волги до Урала, была и так чрезвычайно редка,

чтобы можно было одобрять ее истребление. Но главное - старцы страшились

последствий этих преступлений. Объятые страхом, они собрали тайный собор и

попытались отмежеваться, откреститься от Христофора. Его объявили еретиком,

а его смертоносную проповедь - не имеющей ничего общего с древлеправославной

Но так ли это? Если обратиться к истории старообрядчества, то мы

увидим, что Христофор выступил продолжателем наиболее характерных (и

наиболее страшных) его "исторических традиций" - самоистребления.

(1645-1676). Реформа заключалась в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах по греческому образцу. Например, в результате реформы двоеперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением заменялось троеперстным, двойное возглашение "аллилуйи" - тройным, хождение "по солнцу" вокруг крещальной купели - хождением против солнца, написание имени Исус - на Иисус.

Поместный Собор Русской Православной Церкви , состоявшийся в году, признал неправоту Московского Собора 1656 и Большого Московского Собора 1667 года , «узаконивших» раскол. Анафемы на приверженцев старых обрядов, произнесенные на этих соборах, были признаны «яко не бывшими», а сами старые обряды равночестными с принятыми в Русской Православной Церкви. Следует помнить, что взятые в отдельности обряды нимало не спасительны.

По приблизительным оценкам последователей старообрядчества насчитывается около двух млн. человек.

История старообрядчества – одна из самых трагических страниц в истории не только Русской Церкви, но и всего русского народа. Торопливая реформа патриарха Никона разделила русский народ на два непримиримых лагеря, привела к отпадению от Церкви миллионов верующих соотечественников. Раскол разделил русский народ на два класса по самому важному для русского человека признаку религиозной веры. На протяжении двух с лишним столетий люди, искренне считавшие себя православными, испытывали друг к другу недоверие, вражду и не желали никакого общения.

Особую роль в старообрядчестве играет сохранение старых традиций и обрядов, благодаря чему были сохранены многие элементы древнерусской культуры: пение, духовные стихи, речевая традиция, иконы, рукописные и старопечатные книги, утварь, облачения и т.д.

Литература

  • Старообрядчество в дореволюционной России (уникальная коллекция фотографий начала XX века)

Использованные материалы

  • Священник Михаил Воробьев, настоятель Крестовоздвиженского храма г. Вольска. Ответ на вопрос "о непримиримом отношении к Русской Православной Церкви представителей Древлянской Поморской Церкви" // Портал Саратовской епархии