Теория

Сигнализация судовая. Авральная сигнализация Судовые сигнализации типы

Сигнализация судовая. Авральная сигнализация Судовые сигнализации типы

Служебная сигнализация

Служебная сигнализация служит для вызова вахтенных к трапу или переговорным трубкам (телефонам) для связи с вахтой в машинном отделении.

На командном посту для подачи сигнала устанавливают педальный замыкатель и для ответного сигнала – номерник.

На исполнительном посту находится звуковой сигнальный прибор с лампой сигна-

лизации и для ответа о принятом сигнале – педальный выключатель. Тем самым обеспечи-

вается не только подача сигнала вызова, но и получение подтверждения (ответа) о приня

том сигнале.

Система с лужебной сигнализации получает питание от судовой сети напряжением 127…220 В переменного тока.

Суда, на которых объявление аврала голосом или иным средством не может быть слышно одновременно во всех местах, где могут находиться люди, должны оборудоваться электрической авральной сигнализацией, обеспечивающей хорошую слышимость сигна-

лов во всех таких местах.

По Правилам Регистра, звуковые приборы должны устанавливаться в следующих местах:

1. в машинных помещениях;

2. в общественных помещениях, если их площадь превышает 150 м 2 ;

3. в коридорах жилых, служебных и общественных помещений;

4. на открытых палубах;

5. в производственных помещениях.

Система авральной сигнализации должна питаться от судовой сети, а также от шин

аварийного распределительного щита.

Допускается питание авральной сигнализации от судовой сети и от отдельной акку-

муляторной батареи при наличии устройств для автоматического переключения цепей ав­ральной сигнализации на аккумуляторную батарею. В этом случае не требуется питания от аварийного и переходного источников электрической энергии. Емкость батареи долж-

на соответствовать работе сигнализации в течение 15 мин

Система авральной сигнализации должна обеспечиваться непрерывным питанием

не­зависимо от того, находится батарея аккумуляторов в положении зарядки или разрядки.

Звуковые приборы авральной сигнализации должны располагаться таким образом,

чтобы, сигнал был четко слышен при шуме в данном помещении. Звуковые приборы, уста

­новленные в помещениях с большой интенсивностью шумов, должны снабжаться свето-

вой сигнализацией. В машинно-котельных отделениях устанавливаются колокола громко-

го боя с дополни­тельной световой сигнализацией.

Тональность приборов авральной сигнализации должна отличаться от тональности

приборов других видов сигнализации.

Звуковые сигналы (за исключением колокола) должны иметь частоту сигнала от

200 до 2500 Гц. Могут быть предусмотрены средства регулирования частоты звуковых сигналов в указанных пределах.

Авральная сигнализация должна приводиться в действие при помощи двухполюс-

ного замыкателя с самовозвратом из рулевой рубки и из помещения, предназначенного для несе­ния вахтенной службы при стоянке в порту, если оно имеется.

Если авральный сигнал не слышен из рулевой рубки или из поста, с которого он пода­ется, после замыкателя должна быть установлена сигнальная лампа, информирующая о при­ведении в действие авральной сигнализации. Замыкатели должны иметь надписи, указывающие их назначение.

Звуковые приборы, замыкатели и распределительные устройства системы авраль-

ной сигнализации должны иметь хорошо видимые отличительные обозначения.

Аппаратуру в процессе эксплуатации необходимо поддерживать в состоянии полной исправности и готовности к действию, немедленно устраняя все замеченные неисправности. Ее следует держать всегда закрытой, открывая только в случае крайней необходимости. Проверку работы аппаратуры необходимо производить в процессе использования как при основном питании, так и при резервном.

Аппаратура внутрисудовой связи и звонковой сигнализации. В перерывах между телефонными соединениями аппараты безбатарейной телефонной связи должны находиться в положении готовности к приему вызова от всех предусмотренных абонентов.

Все переключатели должны находиться в исходном положении, а микротелефонные трубки должны быть установлены на телефонные аппараты. Натяжение и перекручивание соединительных шнуров не допускается.

Действие телефонов парной связи «мостик-машина», «мостик-румпельное», «машина (ЦПУ) - помещение АДГ» необходимо проверять ежедневно, остальных телефонов безбатарейной связи - не реже одного раза в месяц и перед выходом судна в рейс.

Для обеспечения бесперебойной работы автоматической телефонной станции (АТС) необходимо следить за исправностью телефонных аппаратов и сигнально-вызывных устройств, своевременно устраняя выявленные неисправности.

Необходимо соблюдать температурный режим в помещении, где установлена АТС, не допуская перегрева аппаратуры.

Во время стоянок судна в порту старший электромеханик должен обеспечить подключение АТС к береговой телефонной сети (при наличии соответствующих береговых устройств для подключения).

Действие звонковой сигнализации необходимо проверять:

  1. авральной - не реже одного раза в 10 дней и перед выходом судна в рейс с предварительным уведомлением вахтенного помощника;
  2. вахтенной и медицинской - не реже одного раза в месяц;
  3. производственной - не реже одного раза в 10 дней и перед выходом судна в рейс.

Использование авральной сигнализации не по прямому назначению запрещается.

Сигнально-отличительные фонари и устройства автоматической подачи сигналов в тумане. Перед выходом в рейс необходимо измерить сопротивление изоляции сигнально-отличительных фонарей и тифонов. Проверить в действии основные и запасные сигнально-отличительные фонари, а также устройства включения и контроля исправности ламп.

Запрещается установка в сигнально-отличительные фонари ламп, тип и мощность которых отличаются от указанных в формулярах и сертификатах на фонари.

Действие устройств автоматической подачи сигналов в тумане необходимо проверять не реже одного раза в неделю и перед выходом в рейс с предварительным уведомлением вахтенного помощника.

Необходимо своевременно включать электроподогрев тифона при нахождении судна в условиях низкой температуры или высокой влажности воздуха.

Электрическая аппаратура управления и сигнализации закрытия водонепроницаемых дверей. Действие электрической аппаратуры управления и сигнализации закрытия водонепроницаемых дверей должно проверяться одновременно с проверкой дверей, выполняемой под руководством старшего помощника и главного (старшего) механика, не реже одного раза в неделю и перед выходом в рейс.

Перед проверкой должно быть сделано соответствующее предупреждение по судну. Проверку необходимо выполнять со всех постов при питании от основного и резервного источников. Обнаруженные неисправности должны быть немедленно устранены.

Техническое обслуживание. При периодическом ТО аппаратуры необходимо:

  1. очистить аппаратуру бельевой ветошью, а в труднодоступных местах продуть ручным мехом;
  2. очистить от нагара контактные поверхности с помощью замши или мягкой щетки, смоченной в спирте-ректификате;
  3. измерить сопротивление изоляции перед началом и после окончания работ по ТО;
  4. проверить состояние уплотнений и изоляционных прокладок, поджать сальники;
  5. обжать контактные соединения и крепеж, проверить надежность паек внутреннего монтажа.
  6. проверить нажатие контактных пружин ключей и переключателей;
  7. очистить и смазать металлические части при наличии следов коррозии;
  8. устранить обнаруженные неисправности;
  9. при необходимости, заменить неисправные детали запасными;
  10. проверить в действии и отрегулировать, при необходимости, работу аппаратуры.

Дополнительно необходимо проверить действие сигнально-вызывных устройств и исправность телефонных аппаратов внутренней связи. Регулировка аппаратуры АТС должна выполняться специализированным предприятием.

Периодичность ТО - не реже одного раза в 12 месяцев.

Необходимая периодичность ТО сигнально-отличительных фонарей не реже одного раза в 3 месяца.

Необходимая периодичность ТО устройств включения и контроля исправности сигнально-отличительных фонарей не реже одного раза в 6 месяцев.

Периодичность ТО, устройств автоматической подачи сигналов в тумане и тифонов - не реже одного раза в 6 месяцев.

Периодичность ТО аппаратуры управления и сигнализации закрытия водонепроницаемых дверей - не реже одного раза в 6 месяцев.

Суда, на которых объявление аврала голосом или иным средством не может быть слышно одновременно во всех местах, где могут находиться люди, должны оборудоваться электрической авральной сигнализацией, обеспечивающей хорошую слышимость сигналов во всех таких местах.

По Правилам Регистра, звуковые приборы должны устанавливаться в следующих местах:

1. в машинных помещениях;

2. в общественных помещениях, если их площадь превышает 150 м2;

3. в коридорах жилых, служебных и общественных помещений;

4. на открытых палубах;

5. в производственных помещениях.

Система авральной сигнализации должна питаться от судовой сети, а также от шин аварийного распределительного щита.

Допускается питание авральной сигнализации от судовой сети и от отдельной аккумуляторной батареи при наличии устройств для автоматического переключения цепей авральной сигнализации на аккумуляторную батарею. В этом случае не требуется питания от аварийного и переходного источников электрической энергии. Емкость батареи должна соответствовать работе сигнализации в течение 15 мин

Система авральной сигнализации должна обеспечиваться непрерывным питанием независимо от того, находится батарея аккумуляторов в положении зарядки или разрядки.

Звуковые приборы авральной сигнализации должны располагаться таким образом, чтобы, сигнал был четко слышен при шуме в данном помещении. Звуковые приборы, установленные в помещениях с большой интенсивностью шумов, должны снабжаться световой сигнализацией. В машинно-котельных отделениях устанавливаются колокола громкого боя с дополнительной световой сигнализацией.

Тональность приборов авральной сигнализации должна отличаться от тональности приборов других видов сигнализации.

Звуковые сигналы (за исключением колокола) должны иметь частоту сигнала от 200 до 2500 Гц. Могут быть предусмотрены средства регулирования частоты звуковых сигналов в указанных пределах.

Авральная сигнализация должна приводиться в действие при помощи двухполюсного замыкателя с самовозвратом из рулевой рубки и из помещения, предназначенного для несения вахтенной службы при стоянке в порту, если оно имеется.

Электрические звонки бывают двух типов: работающие на «обрыв» цепи (типа ЗВОФ) и на короткое замыкание (типа ЗВКФ). На рисунке представлены схемы включения звонков обоих типов. При работе на обрыв (рис. а) контакт прерывателя 5 разрывает цепь электромагнита L звонка при притягивании якоря и опять замыкает его на возврате якоря в исходное положение. Для улучшения коммутации параллельно прерывателю включен конденсатор С. В звонке, работающем на короткое замыкание (рис. б), при притягивании якоря катушки электромагнита шунтируются контактом прерывателя. Цепь питания при этом замыкается накоротко. Вследствие этого звонки на короткое замыкание можно включать только последовательно с каким-либо резистором или сигнальной лампой.



Ревуны и трещетки устроены так же, как и звонки. Ревущий звук получается в результате частых ударов бойка о мембрану. Для усиления звука применяется рупор.

У трещетки частота ударов бойка о мембрану меньше, чем у ревуна. Это достигается насадкой медных гильз на сердечник электромагнитов.

В помещениях с высоким уровнем шума звуковая сигнализация дублируется световой. Дублирующая световая сигнализация, как правило, делается прерывистой, мигающей. Для этой цели в схемах сигнализации используются специальные световые прерыватели, принципиальная схема которых показана на рис.

При включении цепи акустического (звукового) сигнала получает питание электромагнитная катушка реле KV1, которое срабатывает и, замыкая свои кон- такты KV1, включает сигнальную лампу HL. Загорается световой сигнал. Одновременно получает питание электромагнитная ка- тушка реле KV2, которое сработает и разомкнет свой контакт KV2, обесточивая цепь электромагнитной катушки реле KV1. Реле KV1 разомкнет свои контакты в цепи сигнальной лампы HL и в цепи электромагнитной катушки реле KV2. Сигнальная лампа HL гаснет, но одновременно получает питание катушка реле KV1. Замыкающие контакты реле KV1 снова включат сигнальную лампу HL и подключат катушку реле KV2. Этот процесс будет повторяться до тех пор, пока включена цепь звукового сигнала.