Теория

Самое опасное место в квартире: кухня, спальня или ванная? Опасные ситуации в доме Какие опасные ситуации могут случится дома.

Самое опасное место в квартире: кухня, спальня или ванная? Опасные ситуации в доме Какие опасные ситуации могут случится дома.

Наименование опасных ситуаций

Причины опасных ситуаций

Неосторожное обращение и шалость детей с огнем; нарушение правил пользования элек-тробытовыми и электронагревательными при-борами; нарушение правил хранения и исполь-зования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей; утечка бытового газа; неосторож-ное обращение с пиротехническими изделия-ми и др.

Поражение электрическим током

Использование неисправных электроприбо-ров и электрооборудования, ремонт не обес-точенных электроприборов, игры детей с ра-ботающими электроприборами, прикоснове-ние открытой частью тела (особенно мокры-ми рукам) к неисправной электропроводке, оголенным или оборванным электропроводам.

Отравление препаратами бытовой химии

Нарушение правил пользования и хранения препаратов бытовой химии; использование неизвестных препаратов и препаратов приоб-ретенных не в магазине разлитые или расы-панные препараты.

Вопрос 2.Сформулируйте подробно общие правила вызова специаль-ных служб (скорая помощь, милиция, пожарная охрана, спасатели и др.) по телефону при возникновении опасных или аварийных ситуаций в доме, квар-тире:

Ответ. При вызове специальные службы по телефону, необходимо сообщить:

Причину вызова (пожар, несчастный случай, взрыв, нападение, запах газа, захват заложников и т.п.)

Свое имя и фамилию, а также номер телефона, откуда передается сообще-ние;

Точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код) или другие ориентиры.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 2,5 балла:

    за правильный ответ на первый вопрос - 1,5 балла (по 0,5 балла за каждую из трех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен, баллы не начис-ляются;

    за правильный ответ на второй вопрос - 1,0 балла (первая позиция - 0,3 балла, вторая - 0,3 балла, третья - 0,4 балла). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются

Задание 4. Опасные или аварийные ситуации в доме квартире могут произойти в любое время, поэтому жильцы должны знать порядок действий при их возник-новении. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и найдите правильное решение.

Ситуация 1. Вы пришли после прогулки домой, разделись и пошли мыть руки. Включив свет в ванной комнате, видите, что из вентиля с горячей водой фонтанирует (вытекает) вода, её уже достаточно много на полу, и она посте-пенно прибывает. Определите алгоритм Ваших действий и заполните схему:

Позвонить в диспетчерскую ремонтно-экс-плуатационного управления и вызвать специ-алистов

Отключить электричество и перекрыть воду

В местах протечек поставить тазы или ведра, обмотать мес-та протечек тканью и как можно скорее начать убирать скопив-шуюся воду

Ситуация 2. Вы спускаетесь по лестнице с 4-го этажа, на котором нахо- дится ваша квартира. На лестничной площадке, между вторым и первым эта-жами чувствуете специфический запах и понимаете, что где-то происходит утечка газа. Примите решение, определив алгоритм Ваших действий, и заполните схему:

1. Оповестить окружающих о мерах предосторожности

2. Сообщить в аварийную газовую службу об аварии по телефону 04

3. Не включать и не выключать освещение

4. Организовать проветривание помещения

Ответьте на вопрос. Что запрещается делать при обнаружении запаха газа в помещении?

Ответ. При обнаружении запаха газа в помещении не допускается зажигать огонь, курить, включать и выключать электроосвещение и электроприборы, поль-зоваться электроприборами.

Оценка задания.

    за правильный ответ на первую ситуацию - 1,5 балла (по 0,5 балла за каждую из трех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен, баллы не начис-ляются;

    за правильный ответ на вторую ситуацию - 2,5 балла (по 0,5 балла за каждую из четырех позиций, плюс 0,5 баллов за правильный ответ на дополнительный вопрос). Если по какой либо позиции ответ не верен, баллы не начисляются.

Задание 5. Экстремальная ситуация в условиях природной среды обычно воз-никает внезапно и её возникновение не всегда можно прогнозировать. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и найдите правильное решение.

Ситуация 1. Вам предстоит отправиться в недельный турпоход. При подго- товке к нему необходимо подобрать одежду и обувь. Каких требований вы будете придерживаться? Заполните таблицу.

Ситуация 2. Группа туристов из 7 человек двигается по маршруту. Нео- жиданно, резко ухудшились погодные условия, начался сильный дождь, под- нялся ветер, местность труднопроходимая. Руководителю группы удалось сооб-щить по мобильному телефону о приблизительном местонахождении груп пы. Опре делите, какое решение должен принять руководитель и каков алгоритм действий группы в этой ситуации?

Ответ. Руководитель группы должен принять решение оставаться на месте.

1. Определить наличие в группе пострадавши, больных, ослабленных. При нали-чии таковых оказать им помощь.

2. Организовать работы по сооружению временного укрытия

3. Организовать поиск топлива и разведение костра.

4. Взять на учет имеющиеся запасы воды и продуктов питания, установить их нормы расхода

5.Организовать приготовление пищи

6. Оборудовать сигнальные знаки и подготовить сигнальные костры.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 4 балла:

    за правильный ответ на первую ситуацию - 1,0 балла (по 0,5 балла за каждую из двух позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен, баллы не начис-ляются;

    за правильный ответ на вторую ситуацию - 3,0 балла (по 0,5 балла за каждую из шести позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.

Задание 6 (теоретическое).Водоемы опасны как летом, так и зимой. Ежегодно на них происходят различные несчастные случаи. Поскольку знания безопасного поведения на водоемах помогают предотвратить трагические случайности Вам предлагается ответить на следующие вопросы.

Цель: формировать у первоклассников убеждение в том, что соблюдение правил техники безопасности при обращении с предметами домашнего оби­хода снижает риск бытового травматизма; формировать умение обращаться за экстренной помощью в случае пожара и т. д.

Задачи:

1.Организовать деятельность учащихся по систематизации и обобщению знания правил безопасного поведения в быту (умению предвидеть опасность, избегать опасных ситуаций).

2.Организовать деятельность по развитию коммуникативных навыков работы в паре и группе;

3.Содействовать формированию и развитию познавательного интереса;

4.Содействовать формированию культуры ЗОЖ;

5.Способствовать формированию собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

6.Создавать условия, способствующие сохранению и укреплению физического, психологического и эмоционального здоровья учащихся.

Ход урока.

1 . Эмоциональный настрой.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Мир вокруг разнообразный,

И урок наш очень важный.

Ребята, давайте настроимся на важную работу.

2.Формулирование темы и целей урока.

Ребята, отгадайте загадку.

В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый ...(Дом)д-предметная картинка!!

Д-поговорка «Мой дом –моя крепость»

Почему так говорят?

Да, дома мы находим убежище, укрытие от холода, голода, находим понимание и любовь наших близких людей. Мой дом – моя крепость.

Вы полностью согласны с этой пословицей?

Придя домой, мы привыкли чувствовать себя уютно, комфортно и спокойно. Мы привыкли к своему дому, и нам все кажется в нём известным и обычным. Нам даже в голову не приходит, что дома нас могут поджидать какие- то опасности.

3.Новая тема.

А теперь подумайте, можно ли оставаясь дома, чувствовать себя в безопасности? Нет ли каких-нибудь домашних опасностей?

(ответы на вопрос)

Какова же тема нашего урока?

« Опасные ситуации в доме» (на доске)

Д- предметная картинка с изображением дома!!

Учитель: Сегодня мы поговорим о доме, где живет каждый из нас, и о самых обычных вещах в нашем доме. Каждый дом – это не просто крыша и стены. Свое жилье человек наполнил удобными механизмами. В доме каждого человека много вещей: бытовая техника, посуда, одежда, мебель, острые и режущие предметы и многое другое. Все эти вещи – наши помощники, они помогают человеку, создают удобства в нашей жизни. К нам на урок сегодня пришел Домовенок Кузя, который никогда не жил в городской квартире и мы с вами вместе постараемся ему рассказать обо всех опасных домашних предметах. А вот, что за вещи окружают человека в доме, вы назовете, отгадав загадки.

(Загадываю загадки, слова-отгадки вывешиваются на доску предметные картинки)

1. В ней варят щи,
компот и каш
На всю семью
Большую нашу .(Кастрюля)

2. В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)

3. На железной клумбе
Цветы голубые –
Помогают стряпать
Кушанья любые. (Газовая плита )

4. За белой дверцей стужа, лед,
Там Дед Мороз, друзья, живет. (Холодильник )

5. Он учиться помогает,
Информацию хранит,
В игры он с тобой играет,
С дисков музыка звучит. (Компьютер )

6. Что за чудо, что за ящик?
Сам певец и сам рассказчик,
И к тому же заодно
Может показать кино. (Телевизор )

7.Смотрите: мы раскрыли пасть,

В неё бумагу можно класть.

Бумага в нашей пасти

Разделится на части. (Ножницы)

8.Маленького роста я,

Тонкая да острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу. (Иголка)

9.Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень –

Хлеб, картошку,

свёклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож)

.(читает наиз. 1 уч-ся)

Вывод: Дом в порядке содержи:

Вилки, ножницы, ножи,

И иголки, и булавки

Ты на место положи.

Учитель: Молодцы! Все загадки отгадали. Давайте разберемся, что же может быть опасным в доме? Назовите, о каких колющих и режущих предметах говорилось в загадках?

Учитель: Первая опасность в доме – острые и колющие предметы. Порядок в доме нужен не только для красоты, но и для безопасности.

Ты навсегда запомнить должен:

Будь с розеткой осторожен!

С ней не должен ты играть,

Шпильку, гвоздь туда совать -

Дело кончится бедой:

Ток в розетке очень злой!!! .(читает наиз. 1 уч-ся)

Физкультминутка для глаз???

- Выполнение задания № 1 в рабочей тетради : отметить красными кружками рисунки предметов – источников опасности, а зелеными – предметов, помогающих ее избежать.

Проверка – светофоры у каждого из учащихся.

-Выполнение задания № 2 в рабочей тетради : обведи красным цветом рисунки, на которых дети не соблюдают правила безопасности.

Проверка.

Д-пословицы:

1.Берегись бед – пока их нет.

2.Осторожность – мать безопасности.(Как вы понимаете смысл этих пословиц?)

Д- автомобили экстренных служб, рассматривают иллюстрации в рабочей тетради и учебнике.(можно включить сигналы машин экстренной помощи)

Стихи про экстренные службы (читают наизусть 4 учащихся):

1. Знает каждый гражданин

Этот номер – 101.

Если в дом придет беда-

Позвони скорей туда.

Если нету телефона,

Позови людей с балкона.

2. Если вдруг беда у вас,

Позвони 102 сейчас.

Если вдруг пробрался вор,

С ним короткий разговор.

Стоит вам меня позвать,

Я приеду вас спасать

От грабителя и вора,

Ох, получит эта свора.

3. Это кто звонит 103?

Громче адрес говори!

Корь? Ангина? Кто больной?

Ждите доктора со мной,

Привезу его в два счета,

Это ведь моя работа!

Доктор сделает укол!

Где больной?

Залез под стол.

4. 104-телефон,

Вам всегда поможет он.

«Аварийку» вызывай

И спасателей встречай.

Если в доме пахнет газом,

Вызывай на помощь сразу!

Ведь спасателей отряд

Вам помочь, конечно, рад!

-Выполняют задание № 3 в рабочей тетради : соедини рисунки специального транспорта с рисунками опасных ситуаций. Напиши телефонов для вызова помощи.

Физкультминутка

1.Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре? (маршируют)

2.Кто, поставив греться кашу, полчаса играет в мячик? (приседают)

3.Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар! Горим!» (маршируют)

4.Признавайтесь быстро в том, кто из вас шалит с огнем? (приседают)

5.Кто, почуяв газ в квартире, вызывает 104? (маршируют)

6.Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке? (приседают)

Молодцы, вы узнали опасности и правильно выполнили упражнения.

4.Закрепление.

Инсценировка стихотворения «Советы мамы»

Сын: На кухне газ у нас горит,
Меня он тянет, как магнит.
Как мама я хочу уметь
Все ручки на плите вертеть,
И спички ловко зажигать,
И газ включать и выключать.
Но мама строго мне сказала:
Мама:
– К плите чтоб руки не совал!
Опасно это, так и знай!
Пока за мной понаблюдай,
Учись на кухне помогать,
Посуду мыть и вытирать,
А к газу ты не подходи –
Сперва немного подрасти!

Выключай в квартире газ –
За газом нужен глаз да глаз.
Запах, чувствуя в квартире,
Позвоните 104. ??- о чем предупреждала мать своего сына?

Работа в парах – придумать свои запрещающие знаки по безопасности в доме(на партах круги). Отчет о работе пар.

5.Подведение итогов урока- Давайте ещё раз повторим эти правила. Расскажите их родным и знакомым.

Я предлагаю вам игру «Доскажи словечко»
Дыма столб поднялся вдруг,
Кто не выключил …? (утюг)
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками …? (играл)
Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё …? (над газом)
Столб огня чердак объял.
Кто там спички …? (зажигал)
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жёг …? (траву)
Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые …? (предметы)
Дым увидел – не зевай,
А пожарных … (вызывай)
Помни, каждый гражданин
Этот номер … (1 01)

101 – пожарная часть
Когда пожар,
Рецепт один
– Звоните срочно 101

102 – милиция,
Если кто-то лезет в дом,
Пробивая двери лбом.
Двери держатся едва
– Позвони скорей «102»!

103 – скорая медицинская помощь,
Если что-то в глаз попало,
Поврежденный глаз не три,
Позови на помощь старших,
Пусть звонят скорей «103»!
Если утюгом обжегся,
Воду на ожег не лей,
Отправляйся к телефону
И звони «103» скорей!

104 – газовая служба.
Служба газа «104».
Газ, почувствовав в квартире,
Иди к соседям – звони104.

6.Рефлексия. д- стихотворение, у детей – фигурки человечков. Прикрепляют фигурки человечков к одной из четырех строчек. «Урок полезен, все понятно…»

Тема: Опасные ситуации в жилище.

Цель: рассказать учащимся о возможных опасных ситуациях в доме (квартире) и мерах по их предупреждению.

Форма проведения: комбинированный урок.

Материалы: мел, доска, учебник, плакаты, карточки, сборники тестов и инструкций.

План урока:

Организационный момент - 2 мин .

Домашнее задание с пояснением - 2 мин .

Опрос с проверкой домашнего задания - 6 мин .

Изучение новой темы - 10 мин .

Закрепление материала - 5 мин .

Повторение пройденного - 8 мин .

Самостоятельная работа - 10 мин .

Итог урока - 2 мин .

Ход урока.

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку (наличие необходимых принадлежностей), сообщение темы, цели и плана работы на уроке. Дети записывают дату и тему урока в тетрадь.

На дом: § 6, инд. зад. (описать возможные опасные ситуации у себя дома).

Одного ученика вызываю к доске (рассказать §5), остальным даю карточки.

Карточка №1.

Каким службам принадлежат эти номера телефонов?

01 - служба спасения

02 - милиция

03 - скорая помощь

04 - газовая служба

Как называется сигнал оповещения о ЧС? «______________________!»

Расшифруй: ОБЖ - основы безопасности жизнедеятельности , ЧС - чрезвычайная ситуация , ГО - гражданская оборона , ПСС - поисково-спасательная служба , ЖЭК - жилищно-эксплуатационная контора .

Рассказываю детям, что опасные ситуации нас могут ожидать и в собственном жилище, так что всем известная поговорка «Мой дом - моя крепость» не всегда срабатывает, так как даже у себя дома мы не можем чувствовать себя в полной безопасности. Перечисляю список наиболее распространенных опасных ситуаций в жилище, затем в ходе беседы с детьми выясняем причины их возникновения, отмечая, какие из них вызваны техногенными факторами, какие - природными, а какие - социальными. Рассматриваем некоторые из перечисленных ситуаций и правила поведения при их возникновении.

Лифт (зачитываю инструкцию).

Братья наши меньшие (собаки: действия при возможном нападении, укусе, передаче заболеваний; домашняя птица, кровососущие насекомые, грызуны).

Если захлопнулась дверь (порядок действий).

Вопросы для закрепления:

Какие опасные ситуации могут произойти в твоем жилище?

Каковы их причины?

Как нужно вести себя в той или иной ситуации?

Какие заразные болезни могут передаваться человеку от животных, насекомых и птиц?

Что нужно делать, если захлопнулась дверь в квартиру?

Тест на стр. 31.

Задание №3 на стр. 31.

Вопросы для повторения:

Как называется неблагоприятная обстановка, в которой есть угроза жизни и здоровью человека, его имуществу или среде обитания?

Как называют наиболее сложные опасные ситуации, требующие от человека для защиты своей жизни и здоровья напряжения всех его физических и духовных сил?

В чем отличие опасной ситуации от чрезвычайной? Приведите пример.

Как называют крупномасштабные опасные и экстремальные ситуации с вовлечением большого количества людей и грозящие тяжелыми последствиями для общества?

Какие из нижеперечисленных опасных ситуаций являются техногенными, какие - социальными, а какие - природными: конфликт на расовой почве, авария на заводе, землетрясение, эпидемия, нападение хулиганов, автокатастрофа, наводнение?

Продолжи поговорку:

а) В тихой воде омуты … (глубоки)

б) Где тонко, там и … (рвется)

в) Козла бойся спереди, коня сзади, а злого человека… (со всех сторон)

г) Не дразни собаку, так не … (укусит)

д) Беда не приходит … (одна)

е) Не зная броду, не суйся в … (воду)

ж) Есть смелость, нужна и … (умелость)

По вертикали. 10. Состояние защищенности человека от неблагоприятных факторов. 11. Грызун - переносчик инфекционных заболеваний. 12. Служба, приходящая на помощь в криминогенных ситуациях. 13. Пища. 14. Электричество. 15. Опасное место пребывания.

    азгадай кроссворд:

9) Физминутка. Ролевая игра (зад.№ 4 на стр. 20).

Самостоятельная работа: № 4 на стр. 31.

Могу предложить следующее стихотворение, в котором есть указанные в задании слова и словосочетания:

Пятиклассник делал уроки,

Горела лампа на столе.

По проводам гуляли токи ,

Умные мысли в голове.

В комнате вдруг стало душно.

Он поставил стул на стол .

Форточку открыть бы нужно,

Но со стола вдруг стул сошел…

Ученик на пол упал .

Встать он сам уже не смог ,

Так как руку он сломал

И на время занемог.

А когда очнулся уже ,

Врача пред собой увидал.

Читай , голубчик, ОБЖ -

Хирург ему сказал.

В заключение урока подводим итоги работы (что сделали, что не успели, что узнали нового, кто как работал). Учащиеся получают оценки за урок. Если останется время, можно прочесть ряд памяток и инструкций из сборника.

Опасные ситуации в жилище и правила действий

Действия при пожаре в квартире

Что же ты можешь сделать, если в твоем доме что-то загорелось? Давай запомним последовательность самых неотложных и обязательных действий .

Вызови пожарную охрану по телефону 101. При этом дежурный спросит тебя, где и что горит, точный адрес в фамилию. Быстро и четко все назови. Тебя могут спросить, как лучше подъехать к дому и сколько в нем подъездов. Если телефона нет — зови соседей, кричи «Пожар», зовя на помощь, стучи в стены, по трубам, чтобы все услышали твой сигнал тревоги.

Покинь горящее помещение, предупреди соседей. Встречай пожарных. Только если огонь небольшой , попробуй справиться с ним сам: срывай горящие занавески, топчи огонь ногами, заливай водой, накрывай одеялом, сбивай веником. Дыши при этом через мокрый шарф или полотенце.

1. распахивать окна и двери в горящем помещении — кислород способствует горению, а дым его уменьшает;

2. близко подходить к огню из-за опасности взрывов, обрушения конструкций зданий. При больших пожарах образуются воздушные потоки, которые могут затянуть человека в огонь;

3. поддаваться панике и мешать тем, кто тушит пожар, спасает имущество;

4. тушить водой включенные в сеть электробытовые приборы , электрощиты и провода.

Действия при утечке бытового газа

Если ты самостоятельно разогреваешь обед, не отходи далеко от газовой плиты и держи ее под контролем. Очень важно обеспечить в помещении, где установлена газовая плита, хорошую вентиляцию . Если нет вытяжной установки , то при работе газовой плиты нужно всегда держать форточку или окно приоткрытыми . При наличии в кухне вентиляционного отверстия необходимо следить за чистотой фильтра, установленного в нем, так как он постепенно забивается грязью и жиром.

Имей в виду, что пламя газовой горелки должно быть ровным голубого цвета . Если же оно красное или желтое, а на кастрюлях, сковородках появилась накипь — газ сгорает неполностью и надо вызвать мастера.

Запомни!

При запахе бытового газа в доме или подъезде нельзя трогать электровыключатели, звонить в электрозвонок, вызывать лифт, пользоваться спичками и зажигалками. От любой искры может произойти взрыв газа во всем доме. Быстро открой двери и окна , чтобы сквозняком выдуло ядовитое скопление газа. Перекрой газовую трубу . Все это нужно делать, задерживая дыхание и прикрывая рот и нос любой тканью. Если причина загазованности неясна и своими силами справиться не удается, то следует быстро покинуть опасное место и вызвать аварийную газовую службу. Лучше сделать это от соседей по телефону 04.

При отравлении любым газом у человека вначале начинает сильно болеть и кружиться голова, появляется шум в ушах. Затем темнеет в глазах, подкатывает тошнота. Эти признаки — важный сигнал для тебя, ты должен побыстрее уйти из опасного места и предупредить окружающих. При более сильном отравлении затемняется сознание, появляются мышечная слабость, сонливость. Возможны потеря сознания, судороги и смерть. Первая помощь «надышавшемуся» угарным или бытовым газом : пострадавшего необходимо вывести, вынести на улицу. При слабом поверхностном дыхании или его остановке следует применить искусственное дыхание. Помогают в таком случае растирание тела, грелки к ногам, кратковременное вдыхание паров нашатырного спирта.

Действия при затоплении жилища

В первую очередь постарайся закрыть кран или перекрыть водопровод . Если не можешь это сделать самостоятельно — попроси кого-нибудь из взрослых. Сообщи о случившемся родителям или соседям , если же их нет дома, то диспетчеру ремонтно-эксплуатационного управления (РЭУ) или жилищно-эксплуатационной конторы (ЖЭК).

Предупреди соседей, проживающих ниже. В местах протечек поставь тазы, банки, кастрюли и ведра, собирай в них воду с пола совком и тряпкой. Этим ты сможешь уберечь пол от вздутия, а соседей снизу — от затопления и расходов на ремонт. Ценные вещи перенеси в шкафы , на сухое место, мебель накрой пленкой, плащами, фанерой. Если вода течет сверху по стенам или капает с потолка, отключи электричество . При сильном затоплении (подтоплении) всего этажа или дома лучше уйти из него, не пользуясь лифтом и взяв с собой необходимые вещи и документы. Залитый «водой дом» может рухнуть. Чтобы по твоей вине не произошло затопления в квартире, выполняй простые правила :

1. не оставляй без присмотра льющуюся воду;

2. перед уходом из дома проверяй краны, особенно в те дни, когда отключается вода;

3. не засоряй ванну, раковину и канализационную систему большими кусками бумаги, тканью, марлей, волосами;

4. уходя из дома, не оставляй открытыми окна. Хороший ливень может создать на полу твоей комнаты небольшое озерко со всеми вытекающими последствиями для домашнего бюджета.

*При подготовке использованы материалы сайта

В своем доме, квартире мы чувствуем себя защищенными от опасностей города, здесь наша крепость. Но мы никогда не задумываемся, что даже у себя дома нас подстерегают не меньшие опасности. Наша невнимательность, рассеянность, пренебрежение техникой безопасности, халатность строителей, электриков - любой из этих факторов может стать фатальным.

Когда, уходя из дома, вы оставляете включенными электроприборы, вы рискуете устроить пожар; из-за непроверенных водопроводных кранов может случиться затопление (рис. 1); открывая дверь незнакомцу, рискуете быть ограбленным.

Рис. 1. Подтекающий кран ()

Наиболее часто, по данным спасательных служб, происходят следующие опасные ситуации:

Пожар (неисправная электропроводка и электротехника, неосторожное обращение с огнем);

Взрыв газа (утечка газа, невыключенная плита) (рис. 2);

Рис. 2. Последствия взрыва бытового газа ()

Как был открыт газ

Почти у всех в домах есть газовая плита или другое газовое оборудование. Также вам знаком особый запах газа. А знаете ли вы, что сам газ - вещество без цвета и запаха, а знакомый вам запах принадлежит веществу, которое специально добавляют в газ, чтобы в случае утечки ее можно было обнаружить.

Существует даже легенда о том, что впервые газ был обнаружен в одном из подземелий богатого вельможи, замок которого строили на холме. При построении все было в порядке, но, когда были готовы подземелья и слуга спустился с зажженной лампой в подземелье, произошел взрыв. Сначала никто не понял, что произошло, но потом догадались, что несчастья происходят в одной комнате (рис. 3).

Рис. 3. Подземелье ()

Тогда был сделан вывод, что комната наполнена газом. Чтобы замечать его утечки, в комнату подкладывали тухлые яйца.

О подлинности событий судить трудно, скорее всего, это легенда.

Теперь запах тухлых яиц заменен другим сильно пахнущим веществом, и мы можем почувствовать утечку газа. Не оставляйте плиту и газовое оборудование без присмотра: может случиться беда.

Отравление (газом или химическими препаратами);

Поражение электрическим током (нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);

Разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва);

Захлопывание двери (забытые дома или утерянные ключи);

Мошенничества и кражи (беспечность взрослых и детей);

Бытовые травмы.

Угарный газ

Вы неоднократно могли слышать в СМИ об отравлении угарным газом. Давайте разберемся, что он собой представляет.

Угарный газ (СО) - один из наиболее распространенных отравляющих газов в природе, загрязняющих окружающую среду в современном мире с интенсивным использованием энергии.

Поскольку СО не имеет ни запаха, ни цвета, ни вкуса и свободно распространяется, он получил название «молчаливого убийцы».

У большинства пострадавших от угарного газа отмечаются жалобы на головокружение, головную боль, удушье, в крайних ситуациях человек может потерять сознание или впасть в кому.

Рис. 4. Всегда нужно следить за работой газовой колонки ()

Избежать отравления угарным газом можно, если следить за газовой плитой (рис. 4), не курить в постели, не работать в закрытых помещениях при включенном двигателе автомобиля, не оставлять на ночь зажженную печь без присмотра.

Эти правила помогут вам избежать отравления угарным газом и его последствий.

Мы с вами перечислили почти все основные виды опасностей в жилище и их причины. Давайте вспомним одно из основных правил ОБЖ:

У большинства опасных ситуаций есть скрытая причина, которая является результатом нашей невнимательности или незнания.

Многие из вас живут в многоэтажных домах. Для удобства многоэтажки снабжены лифтами. К сожалению, незнание правил пользования лифтами и баловство часто приводят к травмам, а иногда и к трагическим последствиям.

Конечно все, у кого в доме есть лифты, читали правила пользования ими, но из-за пренебрежения ими могут пострадать. Так произошло с 13-летним жителем столицы, который решил не только покататься на кабине пассажирского лифта, но и перепрыгнуть с нее на кабину грузового. Подросток застрял между ними, и тут один из лифтов поехал. Последствия были трагическими.

Рис. 5. Случается, что происходит поломка лифта ()

Привыкая к удобствам, мы обычно совершенно теряемся, когда лифт выходит из строя (рис. 5). Тем не менее лифт похож на часовой механизм, который может неожиданно сломаться.

Если лифт остановился - не пугайтесь.

Помните: лифт никогда не упадет. Все лифты оборудованы специальными уловителями. Они автоматически тормозят лифт, как только он начинает двигаться быстрее заданной скорости.

Теперь несколько основных правил пользования лифтом.

Во всех домах на стене первого этажа есть инструкция - не поленитесь, прочтите, что там написано. Инструкции запоминаются быстро и всплывают в памяти в нужный момент. Во многих городах еще продолжают работать старые лифты, двери которых закрываются только с помощью пассажира (рис. 6). Прежде чем войти в лифт, обязательно убедитесь, что кабина перед вами. Чтобы не застрять, прежде чем нажать кнопку нужного этажа, проверьте, плотно ли вы прикрыли двери.

Рис. 6. В некоторых домах сохранились лифты старой конструкции ()

А теперь внимание: самая частая ошибка, которую допускают пассажиры, - попытка самим выбраться из внезапно остановившегося лифта. Во-первых, не паникуйте и сразу вызывайте диспетчера. Стучите и зовите на помощь, нажав кнопку «Вызов диспетчера», и ждите помощи. Взрослые обязательно заметят поломку и придут к вам на помощь. Не старайтесь открыть дверь и совершить прыжок, даже если вы считаете себя сильным и ловким. Известно множество случаев, когда такие попытки заканчивались падением в шахту (рис. 8).

Если оказался в лифте с незнакомцем

Для начала - просто не входить туда с незнакомым человеком (рис. 7). И не надо стесняться: никто не имеет права навязывать вам свое общество. Если это все же случилось, нажать кнопку не своего этажа, а ближайшего. В случае, если кнопки этой конструкции лифта «залипают», можно нажать их несколько, чтобы было больше остановок.

Рис. 7. Не садитесь в лифт с незнакомцем ()

Ещё одна небольшая хитрость: почувствовав что-то неладное (пока не явную угрозу) во время движения, повернитесь спиной к доске с кнопками и нажмите «вызов диспетчера» или «стоп» как бы случайно: неожиданная телефонная связь напомнит злоумышленнику, что вы не одни, а остановка - что лифт может подчиняться не только ему. Надо сказать, что вообще любая неожиданность, ощущение того, что план нарушается, может остановить потенциального преступника, так же как резкий, шумный и агрессивный отпор потенциальной жертвы.

Рис. 8. Не покидайте лифт самостоятельно ()

Единственное исключение, когда лифт следует покинуть как можно скорее, - это пожар в доме или другая чрезвычайная ситуация.

Баловаться (прыгать) в лифтах, и тем более в шахтах, кататься на крыше категорически запрещено.

В шахте лифта могут находиться только специалисты, и даже они обязательно предпринимают все меры предосторожности.

Никогда не заходите в лифт с незнакомыми взрослыми!

Соблюдая эти несложные правила, вы уменьшите риск опасных ситуаций в лифтах.

Сегодня на уроке вы узнали, что опасности подстерегают вас не только за пределами дома, но и внутри него. Однако если вы будете ответственны и бдительны, то вам ничто не будет угрожать.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил. Поляков В.В., Кузнецов М.И. и др., под ред. Латчука В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. - 2012, 160 с.
  2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. - 2012, 191 с.
  1. Nepoznannoe.org ().
  2. 0-1.ru ().
  3. Kuzdrav.ru ().

Домашнее задание

  1. Ответьте на вопрос № 4 на стр. 30. Выполните задание № 1 на стр. 31. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил.
  2. В квартире произошло затопление. Подумай над возможными причинами возникновения этой опасной ситуации. Составь рекомендации, как избежать затопления.
  3. * Изготовьте предупреждающие таблички для дома. Подумайте, какие опасности наиболее вероятны в жилище и где можно разместить предупреждающие таблички.