Теория

Результаты наблюдения за одуванчиком. План – конспект прогулки в старшей группе ДОУ

Результаты наблюдения за одуванчиком. План – конспект прогулки в старшей группе ДОУ

Конспект Наблюдения за одуванчиком младшая группа

ЧДОУ детский сад №93 ОАО РЖД

Воспитатель: Чимижова О.А.

Тихорецк 2016г.

Цель: развивать у детей элементарные представления о цветущих растениях; побуждать детей узнавать одуванчики, ромашки, бархатцы и называть их; развивать словарь прилагательных (белые, желтые, пушистые, золотые, как солнышко); воспитывать чувство симпатии, бережного отношения к растениям.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить знания детей о том, что цветы бывают разные. Дать полное представление о цветке одуванчик,чем он отличается от других цветов.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, речевое дыхание.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, вызвать эмоциональный отклик от совершённых действий .

Ход наблюдения:

Наблюдение за одуванчиком.

Девочки и мальчики!

Не рвите одуванчики!

Среди домов, среди машин -

Веселый, луговой

Схватить в ладошку не спеши -

Цветок, как ты, живой!

Ребята, я предлагаю вам полюбоваться цветочной поляной. На этой поляне растут одуванчики. Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной он увидел солнышко, пожелтел и очень подружился с солнышком. Как только небо затянет тучами, одуванчик закроет свой цветочек.

Я цветочек желтенький

С зеленым стебельком

Раскроюсь утром ранним

Закроюсь вечерком.

О каком цветочке я прочитала стихотворение? (Об одуванчике)

На что похож одуванчик? (На солнышко)

Солнышко пригрело землю, разбудило зеленую травку, а вместе с зеленой травой показались на свет и желтые цветы - одуванчики. Открыли они глазки, подняли головки, смотрят на солнышко, улыбаются. Рассмотреть с детьми строение одуванчика (корень, стебель, листья, цветок)

Какого цвета листья?

Какой цвет у цветочка?

Почему одуванчики надевают белые пушистые шапочки? (Созревают семена)

Верно, ребята, неделю назад были только желтые цветочки, а сейчас уже созрели семена, и ждут когда подует ветер и разнесет их по полям и лугам.

2. Дидактическая игра « Собери цветок»

Цель: закрепить представления о строении цветка: стебель, листья, цветы,

корень.

Оборудование: карточки на каждого ребенка.

Ребята, посмотрите к нам прилетела бабочка и принесла игру, но по дороге игра перепуталась и она просит помощи. Нужно собрать растение из частей.(Работа с карточками).

Словесная игра « Назови цветок»

Цель: обогащать словарный запас детей. Развивать память. Дети называют цветы, которые встречаются по дороге.

Трудовые действия.

Цель: учить трудиться коллективно. Формировать желание приходить на помощь тому, кто в ней нуждается.

Методические приемы: объяснение, показ, оценка практических действий.

Оборудование: коробки синяя для мальчиков, красная для девочек.

Ребята, сегодня ночью был сильный ветер и набросал на участок много веточек. Давайте поможем дворнику навести порядок. Мальчики будут собирать ветки, и складывать их в синюю коробку, а девочки будут складывать в красную коробку.

Подвижная игра: «Солнышко и дождик». Можно нам гулять,

Бегать, веселиться,

Прыгать и скакать.(Дети гуляют, прыгают по участку).

Если тучка хмурится

И грозит дождём,

Спрячемся под зонтик мы, Дождик переждём.

(Дети бегут под крышу или под зонтик).

Анализ: Ребята, с каким цветочком мы сегодня познакомились, что мы о нем узнали, теперь я надеюсь, вы не спутаете его ни с каким другим цветком. Мы хорошо убрали участок, дворник будет доволен. А теперь я предлагаю вам поиграть:


ОКСАНА КОМИССИНА

Цель : Формировать знания детей об одуванчиках . Познакомить со строением цветка и его особенностями. Воспитывать эстетические чувства детей. Прививать любовь к природе и бережно к ней относится.

Ход наблюдения.

Воспитатель : В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На высокой тонкой ножке

Все дремал он у дорожки,

А проснулся, улыбнулся;

«Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь.

Тише, ветер луговой!»

Что это за цветок?

Дети : одуванчик

Воспитатель : Правильно, это одуванчик . Давайте рассмотрим этот красивый цветочек. Какой цветочек?

Дети : Красивый с жёлтой шапочкой.

Воспитатель : У каждого цветка есть стебелёк и листья. Посмотрите, вот стебель, а вот листочек. Какого цвета стебель и листья?

Дети : Стебель и листья зелёные.

Воспитатель : В какое время года цветет одуванчик ?

Дети : Весной.

Воспитатель : Молодцы. Однажды, в тёплый солнечный день, среди сочно-зелёных листьев раскрываются яркие золотисто-жёлтые корзиночки одуванчиков . Словно дети солнца спустились на землю и покрыли её сияющим ярким ковром. А также цветы - это нектар для насекомых. Вы думаете, что одуванчик просто цветок красивый. А нет. Это лекарственное растение, а ещё из него делают салат, варят варенье. Вот какой необычный цветок – одуванчик .

Если вы сорвёте его, он сразу погибнет. И насекомым нечем будет питаться, а нам с вами нечем будет любоваться. Какое мы знаем стихотворение про одуванчик ?

Дети все вместе : Носит одуванчик

Желтый сарафанчик,

Подрастет, нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Воспитатель : Давайте поиграем в игру «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы,

На лугу растут цветы (дети сидят на корточках)

Небывалой красоты. (Потягивания - руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают,

И по-прежнему цветут.

Воспитатель : Скажите, какой же одуванчик ?

Дети : Жёлтый, круглый, белый, пушистый.

Воспитатель : Вот какой необычный цветок! И этот цветочек мы с вами нарисуем в группе на рисовании .








Публикации по теме:

Конспект НОД по ПДД во второй младшей группе (3–4 года) Тема: «Светофор друг детей». Возрастная группа: вторая младшая, возрастная категория детей 3-4 года. Цель: формирование устойчивых.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Зыковский детский сад» Конспект ООД художественная деятельность (рисование).

Тема: Аппликация «Открытка для папы на 23 февраля». Цель: научить детей выполнять открытку-подарок для папы на праздник День защитника.

Конспект сравнительного наблюдения на прогулке в первой младшей группе «Воробей и голубь» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Возраст: 2-3 года. Программные.

Конспект тематической прогулки «Наблюдение за одуванчиками» (младшая группа) Задачи: обобщить и систематизировать представления детей о растениях своего участка (трава, одуванчик); научить узнавать, называть, различать.

Цель: Повысить интерес ребят к миру природы. Способствовать развитию умственной и речевой активности. Задачи: Формировать представление.

Познавательно-исследовательская деятельность

“Наблюдение за одуванчиком на участке ” средняя группа

Форма проведения : групповая.

Образовательные области : «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникации», «Социализация».

Цели и задачи :

«Познание»

Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности по теме «Цветы»;

Развивать наблюдательность, формировать умения рассматривать объект наблюдения;

Расширять кругозор, формировать представления об одуванчике как о цветке.

«Здоровье»

Формировать умение сохранять здоровье с помощью лекарственных цветов.

«Безопасность»

Воспитывать желание беречь и защищать природу.

«Коммуникации»

Формировать умение соблюдать нормы и правила поведения в процессе наблюдения;

Обогащать и активизировать словарный запас: цветок, семя, одуванчик, парашют, стебель, солнце.

Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.

«Социализация»

Формировать навыки общения со взрослыми и со сверстниками в процессе наблюдения.

Советы педагогу. Это занятие проводят в первой половине дня. Выбирают сроки, когда на газонах одновременно много одуванчиков с золотистыми и пушистыми головками. Можно детям предложить подуть на пушистый шарик в том месте где одуванчиков мало, чтобы на следующий год проверить, появятся ли там цветы.

Наблюдение проводится на участке.

Воспитатель : Сегодня ребята мы с вами будем любоваться красивой полянкой, на которой растут очень красивые цветы.

Какие? Вот послушайте стихотворение:

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастёт – нарядится

В беленькое платьице:

Лёгкое, воздушное,

Ветерку послушное .

Сказали одуванчик, а говорят то про желтый то про белый. Значит можно увидеть и такой и такой. Давайте мы с вами проверим…

Обратите внимание на то, как много одуванчиков вокруг нас.

Дети рассматривают поляну и видят вокруг себя много одуванчиков.

Подходят ближе к желтым одуванчикам и рассматривают их.

Ребята, скажите пожалуйста, как выглядит одуванчик, который мы с вами рассматриваем? …. (Желтый, пушистый цветочек, тоненький стебелёк, зелёные листочки)

Действительно, этот красивый цветок стоит на тоненькой ножке- это стебель, а ножка в свою очередь держит большую головку- это и есть сам цветок- одуванчик.

Скажите, на что похож цветок?. (Солнышко)

Он похож на солнышко, потому что любит солнечные лучики.

Читает стихотворение.

Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик, первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет.

От большого солнца, маленький портрет.

Вот, ребята, мы можем сказать, что одуванчик может появиться только тогда, когда солнце направит свои яркие, желтые лучики на него.

Давайте сейчас подойдём к пушистому одуванчику.

Подходят и рассматривают его.

А как вы думайте распространяются одуванчики и почему их так много? … .(Их распространяет ветер… .)

Воспитатель слушает ответы детей и дополняет:

Они неприхотливы. В каждой золотисто-желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Стоит дунуть ветру или задеть пушистый цветок, как шарик распадается на сотни парашютиков, которые несут семена. Семена легко прорастают, поэтому их много кругом. Одуванчик- удивительный цветок, который раскрывается в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки. Они предсказывают погоду, перед дождём закрываются.

Ребята, скажите пожалуйста, кто из обитателей леса часто приходит в гости к одуванчику?. (Бабочки, жуки, пчёлы… .)

Частые гости одуванчика это насекомые, которые любят его и прилетают для того, чтобы полакомиться сладким нектаром.

Ещё одуванчик должны любить не только насекомые, но и люди, которые должны его беречь.

А как вы думаете, полезен ли одуванчик для человека? И почему человек должен этот цветок беречь?. (Бабушки варят варенье, мёд… .)

Воспитатель слушает ответы детей и дополняет.

Одуванчик – лекарственное растение, из него делают настой, делают одуванчиковый мёд, он повышает аппетит, улучшает работоспособность. И про одуванчик можно сказать, что он бесценный друг и помощник.

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много. Если вы сорвёте редкий цветок, то семян от него не будет и такие цветы в природе будут встречаться всё реже и реже. Поэтому рвать редкие цветы в природе нельзя. Ими нужно любоваться. Сорванный цветок быстро увядает. Давайте в этом убедимся:

Сейчас сорвёт три желтых одуванчика, в группе поставим в воду, а во второй половине дня посмотрим, что же будет с нашими одуванчиками.

Дети идут в группу и ставят их в воду. В конце дня воспитатель обращает внимание детей на то, что головки поникли, букет завял. А на зелёной траве одуванчики были красивы. Хоть их и было много, но рвать их не стоило. Тем более нельзя рвать те цветы, которых мало.

Что такое сорняк с точки зрения устойчивого развития? Не всякий педагог знает ответ на этот вопрос. А что дети? Для них одуванчик - прекрасный загадочный цветок, о котором можно многое рассказать, сочинить, нарисовать.

Цели и задачи проекта : дать детям представление о том, что в природе важны все растения; познакомить с внешним видом одуванчика и его изменениями в течение суток; рассказать о том, где чаще встречается это растение, как используется человеком; научить проводить длительные наблюдения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе, развивать фантазию, ассоциативное мышление, речь.

Участники проекта: дети всех групп, начиная с 1-й младшей, педагоги, родители.

Что мы сделали

1. Провели экскурсии на луг, в парк, по территории детского сада и в другие места, чтобы выяснить, где растут одуванчики.

2. Организовали наблюдения за одуванчиком (в разное время суток, в дождливую и солнечную погоду, в разное время года).

3. Изучили особенности его внешнего вида и развития.

4. Выяснили, когда открываются и закрываются его цветки.

5. Обсудили, почему одуванчики и некоторые другие растения называют «сорняками» и правильно ли это.

6. Рассказали детям и родителям, как используется одуванчик в кулинарии, в медицине. Проект помог нам узнать о том, что из корней одуванчика делают настои для лечения разных заболеваний, из его цветков варят варенье, а молодые листья пригодны для приготовления салатов.

7. Воспитатели предложили родителям рецепты торта, варенья, салата из одуванчиков. Изготовленные по этим рецептам блюда дети с родителями приносили в группу.

8. Познакомили всех участников проекта с правилами сбора этого и других растений.

9. Собрали разнообразную информацию, стихи, загадки, рассказы об одуванчике - дети выучили стихи об этом растении, разгадали загадки, прочитали литературные произведения.

10. Организовали выставку семейных работ «Очаровательный сорняк».

11. Педагоги разработали циклы наблюдений за растением для разных возрастных групп.

12. Дети старшей и подготовительной групп сочинили сказки об одуванчике.

13. На примере одуванчика объяснили ребятам и родителям необходимость бережного отношения ко всем растениям.

14. В завершение проекта провели праздник - «День цветов». К этому событию родители с детьми приготовили оригинальные костюмы, эмблемы цветов, выполнили рисунки по теме «Наш любимый цветок». Девизом выставки стало выражение: «Мы цветы не рвем, мы их рисуем!».

Из детского «Дневника наблюдений»

Наш одуванчик похож на… (Ответы детей младшей группы)

  • «снежный ком»
  • «на помпончик»
  • «на снег и еще на солнышко»
  • «очень похож на воздушный шарик»
  • «на цыпленка маленького, а еще на чупа-чупс»
  • «на яйцо, у которого есть белок и желток», «на кружок».

Наблюдения за одуванчиком в разное время суток

Цветок начинает раскрываться утром, а закрывается, когда садится солнце. Перед дождем одуванчики закрываются, а в ненастную погоду не открываются.

Утром одуванчик до 8 часов закрыт, но в тени его головка закрыта и до 9 часов. Днем головка раскрыта и повернута в сторону солнышка. Вывод: одуванчики, как и дети, просыпаются утром, а вечером засыпают. По этим цветам можно определять время суток.

Высказывания детей: «Сначала зеленый шарик, через 3-4 недели - желтая головка цветка, через неделю головка закрывается, появляются белые пушинки, на конце коричнево-желтые лепестки (взрослый цветок), через 2 дня - белый пушистый шар (семена созрели), еще через день - голая голова (семена разлетелись в разные стороны)».

Наблюдения в разную погоду

В дождливую погоду одуванчики и днем стоят с закрытыми головками.

Наблюдения «Где растет одуванчик»

Одуванчик растет везде: вдоль дорог, на лугу, по краям лесных тропинок, у домов, на газонах, огородах. Он не растет на болоте.

Из «Дневника наблюдений» педагога

Наблюдения за развитием одуванчика (проводились в течение 3 недель). Дети отметили, что его развитие происходит следующим образом: у одуванчика вырастает полая цветочная стрелка, заканчивающаяся одиночным соцветием - корзинкой (бутон) - раскрывается цветок - к нему прилетают пчелы - появляется закрытая коробочка с длинным тонким носиком и хохолком из белых мягких волосков - появляется серовато-белый пушистый шарик, состоящий из семян-парашютиков - семена-парашютики разлетаются.

Сказка «Чудесный сорнячок»

Была зима. Одуванчик спал в земле. Но вот наступила весна, растаял снег, и одуванчик проснулся. Захотел он посмотреть, что происходит наверху, и решил выглянуть из-под земли. Сначала одуванчик стоял на зеленой ножке-стебельке, и головка его была зеленой. Ярко светило солнышко.

Прошло время, и одуванчик раскрылся, стал желтым. К нему прибегали дети и говорили: «Привет, одуванчик - желтый сарафанчик!». Прилетали пчелы, бабочки, комары, мухи. Насекомые пили сок и ели сладкую пыльцу.

Однажды к растению прилетела бабочка - и не увидела желтого одуванчика. Вместо него на зеленой ножке качался белый пушистый шарик. Бабочка стала летать вокруг шарика и махать крылышками. От этих взмахов из головки одуванчика стали вылетать белые парашютики. Они полетели в разные стороны.

Когда все парашютики исчезли, одуванчик стал лысым и некрасивым. Бабочка заплакала: «Что с тобой случилось? Мне тебя так жалко!» - «Не расстраивайся так, милая бабочка, скоро из моих пушинок вырастут новые красивые одуванчики. Бабочки и пчелы будут снова собирать нектар, дети сделают из молодых листочков вкусный салат. А я теперь смогу отдохнуть до следующей весны».

Морозова Марина Юрьевна

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели:

Поддерживать у детей постоянный интерес к природе, развивать желание больше узнать, умение наблюдать, замечать изменения;

Учить находить и узнавать многолетнее растение одуванчик;

Уметь выделять характерные признаки растения (форма листьев, стебля, цветков);

Учить детей находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность и взаимосвязь явлений природы. Совершенствовать умение детей сопоставлять, делать выводы;

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе;

Желание и стремление беречь её, любоваться её красотой.

Расширять и активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих название растения, его признаков;

Формировать и развивать грамматический строй речи;

Развивать связную речь.

Развивать восприятие, память, внимание, мышление.

Развивать зрительно – моторную координацию.

Планируемые результаты:

Дети поддерживают беседу, проявляют любознательность;

Эмоционально воспринимают художественные произведения;

Проявляют положительные эмоции.

Предварительная работа:

Беседы о весне, о первоцветах;

Наблюдения на прогулке;

Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»;

Заучивание стихотворений об одуванчиках: О. Высотская «Одуванчик», Е. Серова «Одуванчик», Л. Квитко «Одуванчик».

Работы по изобразительной деятельности на тему: «Весенние цветы».

Материал к наблюдениям:

Стихи и загадки об одуванчиках;

Упражнение для развития кистей рук «Цветок».

Непосредственная организованная деятельность.

С наступлением тёплого времени года, весны и лета, появляется больше возможностей для ознакомления детей с природой, ведь основные знания дети накапливают в процессе наблюдений.

С целью наблюдения за одуванчиками систематически, 1 – 2 раза в неделю, обходим с детьми лужайку на территории детского сада.

Перед началом наблюдений знакомим детей с рассказом М. Пришвина «Золотой луг».

Наблюдения проводятся в часы утреннего приёма детей на участке, когда бутоны цветов одуванчика закрыты.

На прогулке в дневные часы, в яркий солнечный день, когда на фоне тёмно - зелёной травы выделяются яркие жёлтые головки цветов одуванчиков, дети обращают внимание на изменения, произошедшие на лужайке.

Во время наблюдений дети размещаются так, чтобы каждому было видно.

Наблюдения начинаем с загадки:

«То он солнышко лучистое,

То он облачко пушистое.

Лета ждать не захотел.

Ветер дунул – облетел!» (Одуванчик).

Рассказываем ребятам о том, что одуванчик – многолетний сорняк. Затем вместе с детьми определяем основные особенности внешнего строения растения: величину, форму стебля, листьев, цветка. Обращаем внимание детей на то, что у одуванчика стебель гладкий полый, безлистный и прямой, высотой 10 – 25 см., несёт по одной корзинке соцветия. Внизу зубчатые листья образуют прикорневую розетку.

Дидактическая игра «Назови часть целого».

(Дети рассматривают одуванчик, показывают и рассказывают о том, что у растения есть корень, стебель, листья, бутоны и цветы).



Предлагаем детям понаблюдать, как на одуванчики садятся и пчёлы, и шмели, чтобы собрать нектар, сок.


У детей появляется интерес, они начинают наблюдать под руководством воспитателя, замечают, что цветы каждый вечер закрываются, а утром раскрываются.

Во время наблюдений предлагаем детям вспомнить и прочитать стихи об этих удивительных цветах О. Высоцкой Е. Серовой, Л. Квитко.

Дети читают стихи, мы следим за правильным и чётким произношением всех звуков, обращает внимание детей на интонационную выразительность речи.

Упражнение для пальчиков «Цветок».

Предлагаем детям представить, что у каждого из них кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, кисти рук плотно сомкнуты.

Упражнение выполняется под чёткое проговаривание слов стихотворения об одуванчике, которое постепенно заучивается наизусть.

- Утром рано он закрыт,

(кисти рук в исходном положении, ладони прижаты друг к другу)

- Но к полудню ближе

(ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон)

- Раскрывает лепестки, красоту их вижу.

(кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок)

- К вечеру цветок опять закрывает венчик,

(пальцы сомкнуть – не раскрывшийся цветок)

- И теперь он будет спасть

(кисти рук в и. п.)

- До утра, как птенчик.

(кисти рук положить под щёку – имитация сна).

Дидактическая игра «Подбери признак»

(упражнение на согласование прилагательных с существительными) : одуванчик (какой) – яркий, жёлтый, зелёный, белый, лёгкий, воздушный и т. д.

Ребятам предлагается собрать небольшие букетики одуванчиков.

Дидактическая игра «Сосчитай до пяти»

(упражнение в согласовании существительных с числительными): один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, четыре одуванчика, пять одуванчиков.

Показываем ребятам, какие украшения можно сплести из одуванчиков.


Загадка:

«На зелёненькой траве

Летом вдруг снежинки,

С белого шара слетели

Лёгкие пушинки.

Знают девочки и мальчики -

Облетели … (одуванчики).

Предлагаем ребятам найти на лугу белые одуванчики и рассмотреть их, рассказываем о том, что белые парашюты одуванчиков – это семена. Ветер разносит их по воздуху и там, где они опускаются на землю - вырастают новые одуванчики.

Упражнение на развитие правильного дыхания.

(дети вдыхают носом воздух, а выдыхают через рот).

Предлагаем детям понаблюдать за тем, как кружатся в воздухе белые парашюты одуванчиков.

Заучиваем стихотворение И. Токмаковой «Парашютисты»:

«Из шариков пушистых

Над пёстрым летним лугом

Летят парашютисты

Вдогонку друг за другом.

Едва земли коснуться –

Уснут, как на диванчике.

А по весне проснутся…

И будут одуванчики!»


Рассказываем детям о том, что одуванчик – лекарственное растение. В народной медицине используются корни одуванчика, которые выкапывают осенью в период увядания листьев, а также наземную часть (листья, соцветия, которую собирают в начале цветения. Из листьев одуванчиков готовят витаминный салат, а из жёлтых цветов варят варенье.

Предупреждаем детей о том, что в стебельках цветов содержится белое, горькое молочко, которое оставляет на руках и на одежде коричневые пятна плохо выводимые.

Непосредственное наблюдение детьми живой природы, подкрепление основных знаний и представлений беседами, знакомство детей с поэтическими образцами описания красоты родной природы находит своё отражение на занятиях изобразительной деятельностью, обогащает и разнообразит содержание детских работ.



Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!