Теория

Разведение костра и кострового места чэс. ​Виды костров

Разведение костра и кострового места чэс. ​Виды костров

Как всегда, в первую очередь я хочу поблагодарить моего лучшего друга, Бога. Я надеюсь, что однажды для каждого из нас Бог станет другом.

Я также хочу выразить признательность моей замечательной спутнице жизни, Нэнси, которой посвящена эта книга. Когда я думаю о Нэнси, слова благодарности кажутся ничтожными по сравнению с ее деяниями, и я чувствую, что просто не могу выразить, насколько исключительный она человек. Я знаю только одно: моя работа не состоялась бы без нее.

Далее, я хочу выразить признательность Роберту С. Фридмэну, издателю компании «Хэмптон Роудз» за то мужество, которое он проявил, впервые представив этот материал на суд публики в 1995 году и издав все книги трилогии «Беседы с Богом». Его решение принять рукопись, отвергнутую четырьмя другими издателями, изменило жизни миллионов.

Я не могу в момент выхода последней части трилогии «Бесед с Богом» не поблагодарить за исключительный вклад в ее издание Джонатана Фридмэна, чье ясное видение, четкая целеустремленность, глубокое духовное понимание, бесконечный энтузиазм и грандиозное творческое дарование в большой мере способствовали тому, чтобы «Беседы с Богом» проделали свой путь к книжным полкам.

Именно Джонатан Фридмэн разглядел грандиозность и важность этого послания, он предсказал, что его прочтут миллионы, и предвидел, что оно станет классикой духовной литературы. Именно его решимость определила время выхода в свет и композицию БСБ, и его непоколебимая преданность в большой степени стала причиной широкого распространения первых книг. Все те, кто любят книгу БСБ остаются в неоплатном долгу перед Джонатаном, как и я.

Я хочу поблагодарить также Мэтью Фридмэна за его неустанную работу над этим Проектом с самого начала. Значение его участия в дизайне и производстве невозможно переоценить.

Наконец, я хочу выразить признательность авторам и учителям, чья работа так изменила философский и духовный облик Америки и мира и кто ежедневно вдохновляет меня своей решимостью рассказывать людям великую истину, несмотря на давление и осложнения в жизни, которые порождает такое решение.

Джоан Борисенко, Дипаку Чопре, доктору Лэрри Досси, доктору Уэйну Дайеру, доктору Элизабет Кюблер-Росс, Барбаре Маркс Хаббард, Стивену Левину, доктору Рэймонду Моуди, Джеймсу Рэдфилду, доктору Берни Сигелу, доктору Брайану Вейсу, Марианне Уильямсон и Гари Зукаву , с которыми я лично знаком и кого я глубоко уважаю, я передаю благодарность публики, а также мою личную признательность и восхищение.

Это наши современные поводыри, это землепроходцы, и, если мне удалось вступить на путь общественного глашатая вечной истины, это произошло благодаря тому, что они и подобные им, кого я лично не встречал, сделали это возможным. Работа их жизни является свидетельством исключительной яркости света в наших душах. Они проявили в реальности то, о чем я просто рассказываю.

Введение

Это необычайная книга. Я говорю это, как человек, который имеет весьма отдаленное отношение к ее написанию. В действительности всё, что я сделал, - это «показался на сцене», задал несколько вопросов, а затем писал под диктовку.

Это всё, что я делал с 1992 года, когда началась эта беседа с Богом. Именно в том году, пребывая в глубокой депрессии, я воззвал в отчаянии: «Сколько же сил нужно, чтобы устроить свою жизнь? И что я сделал такого, чтобы заслужить жизнь в постоянной борьбе?»

Я написал эти вопросы на желтом листе блокнота, в сердитом письме к Богу. К моему потрясению и удивлению, Бог ответил. Ответ пришел в форме слов, которые Беззвучный Голос произнес в моей голове. Мне повезло, что я записал эти слова.

Я продолжаю записывать уже более шести лет. И, поскольку мне было сказано, что однажды этот личный диалог станет книгой, я послал первую кипу исписанных листов в издательство в конце 1994 года. Семь месяцев спустя они оказались на полках книжных магазинов. Эта книга была в списке бестселлеров, печатаемом в «Нью-Йорк Таймс», на протяжении 91 недели.

Вторая часть диалога также стала бестселлером, и также побывала в списке «Таймс» многие месяцы. А теперь перед вами третья, и последняя, часть этого необычайного диалога.

На написание этой книги ушло четыре года. Она шла нелегко. Промежутки между моментами вдохновения были громадными и не раз длились более полугода. Слова первой книги были продиктованы мне за один год. Вторая книга заняла лишь немногим больше времени. Но последнюю часть мне приходилось писать под лучами прожектора читательского интереса. Начиная с 1996 года, куда бы я ни отправился, я повсюду слышал: «Когда выходит третья книга?», «Где третья книга?», «Когда нам ожидать третью книгу?»

Можете себе представить, что это для меня означало и какое влияние оказало на процесс написания книги. Это было всё равно что заниматься любовью на бейсбольном поле стадиона «Янки».

Фактически, даже такая ситуация предоставляла бы мне больше уединения. Когда я писал третью книгу, каждый раз, взяв ручку, я чувствовал, как пять миллионов людей наблюдают за мной, ждут, следят за каждым словом.

Я говорю всё это не для того, чтобы поздравить себя с окончанием работы, но скорее, просто для того, чтобы объяснить, почему я писал эту книгу так долго. На протяжении последних лет в моей жизни было мало периодов умственного, духовного и физического уединения, и между ними протекало немало времени.

Я начал третью книгу весной 1994, и первая ее часть была написана именно тогда. Затем последовали многомесячные перерывы, самый большой из которых длился целый год, и, в итоге, заключительные главы были завершены весной и летом 1998 года.

Вы можете быть совершенно уверены в одном: эта книга ни в коей мере не была результатом принуждения. Вдохновение либо свободно приходило, либо я просто откладывал ручку и отказывался писать - в одном случае такой период длился 14 месяцев. Я был полон решимости вообще отказаться от написания книги, если бы возник выбор между таким отказом и книгой, которую мне бы пришлось написать только потому, что я обещал сделать ее.

Хотя это заставляло немного нервничать моего издателя, в конечном счете, именно такое решение дало мне уверенность в истинности того, что появлялось на бумаге, каким бы долгим ни был процесс создания книги. И теперь я с уверенностью представляю книгу вам. Она суммирует учение первых двух частей трилогии. Таким образом, она является их логичным и захватывающим дух завершением.

Если вы читали предисловие к любой из первых двух частей, вы знаете, что в каждом случае я испытывал некоторую тревогу - фактически, я даже боялся реакции на эти книги. Сейчас я не боюсь. Я не испытываю ни малейшего страха за третью книгу. Я знаю, что она затронет многих из прочитавших ее своей проницательностью и истинностью, своей теплотой и любовью.

Я верю, что написанное в этой книге - священный духовный материал. Теперь я вижу, что это касается всей трилогии и что эти книги будут читать и изучать на протяжении десятилетий, даже поколений. Возможно, столетии. Потому что, взятые вместе, части трилогии рассматривают огромнейший диапазон тем - от личностных взаимоотношений до природы конечной реальности и космологии Вселенной - и включают в себя замечания о жизни, смерти, любви, браке, сексе, воспитании детей, здоровье, образовании, экономике, политике, духовности и религии, работе и средствах существования, физике, времени, нравах и традициях в обществе, процессе созидания, наших отношениях с Богом, экологии, преступлении и наказании, жизни в высокоразвитых космических цивилизациях, правильном и неправильном, культурных мифах и культурной этике, душе, духовных партнерах, природе истинной любви и пути к блистательному выражению той нашей части, которая знает, что Божественное - это наше естественное наследие.

Костры бывают разные: маленькие, большие, светлые, теплые, сигнальные, закрытые, пламенные, жаркие…

Когда вы находитесь в , на турслете , на рыбалке или просто отдыхаете на природе с семье и друзьями, полезно знать какие бывают костры, для чего они пред­назна­чены и как их правильно выложить.

Пирамида

Самый простой и расп­рос­тра­нен­ный вид костров. Очень удобная конструкция. Дрова нак­ла­дыва­ют в виде пирамиды (отсюда и название) вокруг растопки. В качестве топлива служат любые дрова.

Плюсы: Такой костер дает много света и тепла
Минусы: Нужно часто и постоянно подб­ра­сывать дрова, поэтому нужно очень много дров

Звезда

Конструкция костра похожа на костер «пирамида». Ис­поль­зу­ют­ся длинные бревна, один конец которых находится на растопке, а другой — на земле. Бревна рас­хо­дят­ся от центра в виде лучей, их рас­по­ложе­ние на­поми­на­ет звезду.

Плюсы: эко­номич­ный костер
Минусы: не­об­хо­димость под­талки­вания бревен к центру, большая площадь костра

Колодец

Бревна ук­ла­дыва­ют­ся в виде сруба или колодца. Это обес­пе­чива­ет большой приток воздуха к огню. Же­латель­но брать оди­нако­вые по толщине и длине бревна.

Для раз­ве­дения большого празд­нич­но­го костра на турслёте или при , ис­поль­зу­ют именно колодец: из больших толстых бревен сооружают «колодец», а внутрь заб­ра­сыва­ют много мелких дров и суков, которые ук­ла­дыва­ют в виде пирамиды.

Плюсы: ровное большое пламя, что удобно для при­готов­ле­ния пищи; медленнее (чем в пирамиде) сгорают дрова; за счет большого пламени создается много света и тепла.

Таежный

Костер дли­тель­но­го действия. Конс­трук­ция проста: на большое толстое бревно кладут 3−4 бревна потоньше. Бревна ук­ла­дыва­ют только одним концом с под­ветрен­ной стороны.

Плюсы: большое и жаркое пламя; удобен для при­готов­ле­ния пищи в нес­коль­ких посудах одновременно; много углей; ис­поль­зу­ет­ся для просушки одежды.

Полинезийский костер

Применяется, если не­об­хо­дима скрытность. Вы­капы­ва­ет­ся яма (в идеале ее нужно обложить камнями). В ней и раск­ла­дыва­ет­ся костер. Такой огонь не видно сбоку, а если он разведен под деревом с кроной, то не видно его и сверху. Так как для огня нужен пос­то­ян­ный приток воздуха, то рядом с ямой для костра вы­капы­ва­ют небольшую ямку и прорывают между двумя ямами траншею.

Плюсы: скрытность; дрова прогорают полностью, небольшой расход.
Минусы: не­об­хо­димость вы­капы­вать яму; тепло идет вверх.

Траншейный костер

Чтобы сделать такой костер нужно выкопать небольшую траншею. Дно траншеи же­латель­но выложить камнями, на которых разводят огонь.

Плюсы: ис­поль­зу­ет­ся для при­готов­ле­ния большого ко­личест­ва пищи; после про­гора­ния костра камни остаются горячими, что позволяет их ис­поль­зо­вать для различных целей.
Минусы: не­об­хо­димость вы­капы­вать траншею и собирать камни.

Нодья

Костер, который ис­поль­зу­ют для ночного обогрева. Очень долго горит, не требует присмотра и под­ки­дыва­ния дров. Для создания такого костра, вбивают в землю 4 колышка, а между ними ук­ла­дыва­ют 4−5 толстых сухих бревна. Можно между бревнами заложить немного трута либо щепы. Огонь разводят снизу.

Плюсы: ис­поль­зу­ет­ся для просушки одежды (особенно, если при укладке че­редо­вать сухие и сырые бревна).
​Минусы: дли­тель­ное приготовление.

Безопасный ночной костер

При со­ору­жении такого костра не большие и не толстые бревна нак­ла­дыва­ют одно на одно. Затем их прижимают сверху двумя более крупными бревнами. Лучше всего, когда просвет между брев­нышка­ми будет минимальным, что ограничит приток воздуха и увеличит время горения. Сделанный таким образом костер может гореть без контроля всю ночь. Его минус — требуется много дров.

Кстати. Береза является самым по­пуляр­ным и часто ис­поль­зу­емым деревом для раз­ве­дения и под­держа­ния огня. Это связано с тем, что березовые дрова дают много тепла и хорошо горят. Главное, чтобы они были сухими. Известен такой факт, что березовые дрова выделяю тепла на 25% больше, чем дрова из осины, и на 18% больше, чем сосновые. По ко­личест­ву вы­деля­емо­го тепла березу обходят лишь дубовые дрова.

Туристы, рыболовы и охотники не понаслышке знают, как важен огонь во время похода, а также умение его добывать и поддерживать. Но людям далеким от экстрима тоже может понадобиться информация о том, какие бывают виды костров. Ведь одни из них хороши для сушки, другие – для обогрева, третьи – для приготовления горячей пищи.

Основные виды костров

Погодные условия, наличие дров, возможности туристов диктуют те или иные варианты и виды костров. У каждого из них свое предназначение, особенности и характеристики. Перед разведением огня нужно определиться, для каких целей он требуется, и, исходя из этого, сделать свой выбор.

Костер «шалаш» (конус) и «пирамида»

Самая простая и распространенная разновидность костра. Используется начинающими туристами для получения быстрого и жаркого пламени.

Растопку помещают в центре, вокруг кладут наклонно в виде конуса сначала тонкие ветки, затем более толстые. С ветреной стороны оставляют щель. Данная конструкция создает отличную тягу. В итоге получается мощный концентрированный огонь. Костер «шалаш» имеет универсальную конструкцию, которая позволяет согреться, осветить ночью лагерь, приготовить еду, высушить одежду. Его недостаток – быстрое сгорание верхней части и соответственно чрезмерная прожорливость и неэкономичность в плане расхода дров. Поэтому для ночевки он малопригоден, так как потребуется постоянный дежурный, призванный поддерживать огонь.

Дымовой или сигнальный тип костра «шалаш» может спасти человеку жизнь. Желательно чтобы их было несколько, расположить их лучше на самых возвышенных участках. По конструкции – это «шалаш», но с грудой сырой травы или веток для получения столба белого дыма. Некоторые матерые туристы используют его для изгнания гнуса. В ролевой игре с его помощью можно устроить дымовую завесу и ввести в заблуждение условного противника. Понадобится много лапника и сырой растительности.

«Пирамида» (по сути, большой «шалаш») выстраивается из двух параллельно расположенных поленьев. Поперек них кладут бревна поменьше и так далее: то вдоль, то поперек до сооружения пирамиды. Дает яркий огонь. Костер больше предназначен для создания мощного визуального эффекта, поэтому фактически бесполезен. Приводит в восторг молодежь на различных слетах, но кто-то его использует для ночевки.

Таежный костер и его подвиды

Под этим названием понимают разные виды костров, схожих по конструкции: «пушка» (тунгусский), «очаг охотника». Горит на протяжении 6-8 часов.

Факт: часто таежный костер путают с «нодьей», что не совсем верно, однако не является серьезной ошибкой. В отличие от «нодьи», таежный вид более прост и универсален – именно поэтому его использовали еще в древние времена.

На подъюрлок в виде толстого дерева кладут 2-3 бревна. Последние слегка выдвигают вперед и строят в виде веера, то есть на дереве их располагают вместе, а на земле врозь. Это позволяет невыдвинутым за подъюрлок бревнам не гореть. Растопка размещается внизу. Чтобы огонь не погас, полена пододвигают по мере прогорания. Таежный костер можно разводить даже на снегу.

«Очаг охотника» сооружают несколько иначе – с двух сторон пламя ограничивают двумя крупными бревнами так, чтобы получился естественный мангал.

Костер «нодья» с разным количеством бревен

В метре от спального места расчищают площадку под кострище особенно зимой или кладут поперечины. Рядом помещают 2 ровных сухих бревна диаметром около 30 см и длиной 2-3 м. Между ними оставляют щель 10 см, куда помещают растопку в виде сухих листьев, бересты, мелкого хвороста. Иногда в качестве затравки используют быстроразгорающийся вариант кострища. Чтобы поленья не скатились, вокруг вбивают колья.

Когда от равномерного пламени загораются бревна, на них кладут третье (насечки ускоряют процесс розжига). Толстая древесина будет гореть дольше, иногда до 36 часов. Для отражения тепла желательно соорудить соответствующий экран из снега или брезента. Рядом с костром «нодья» группа людей может ночевать и в лютый холод. Потребуются: время для его сооружения, а также пила или топор, но при желании выспаться на морозе другого более надежного варианта нет.

Костры «нодья» могут быть одно-, двух-, четырехбревенными и даже больше. Главное, чтобы колышки их удерживали и не давали скатываться. Для стойкости двухбревенной конструкции ее элементы в местах соприкосновения следует стесать. В варианте с единственным бревном один конец расщепляют, разжигают, поставив вертикально. После образования углей внутри бревна его кладут горизонтально.

Специальные виды костров

Существует несколько вариантов и модификаций основных конструкций. Чаще всего это либо комбинация двух видов или специфические костры для особых целей.

Смысл этой конструкции состоит в том, чтобы создать внутри бревна «камеру сгорания». Сделать это можно несколькими способами:

  1. Полено раскалывается на несколько частей, сердцевину соскабливают и используют в качестве растопки (можно этого не делать, если увеличить щели).
  2. В бревне делаются крестовые пропилы на 3/4 от его длины сверху.

Существует идеальный вариант «финской свечи»: полено распиливают на 4 части, вычищают сердцевину и вырезают маленький желоб на стыке в нижней части бревна – для подпитки пламени кислородом. Прикрывая это отверстие, можно регулировать огонь. Перед розжигом конструкция стягивается проволокой.

Подобный костер можно делать из 3 круглых поленьев, так же обтянув их проволокой и наполнив сердцевину материалом для растопки. «Финская свеча» предназначена в первую очередь для приготовления пищи, но вариант с 3 бревнами может использоваться в качестве небольшого обогрева.

Костер «камелек»

Своеобразный полевой очаг, предназначенный для быстрого кипячения воды и приготовления небольшого количества пищи. Особенно актуален в местах, где трудно достать хорошие дрова, но есть кирпичи или камни. Конструкция проста и незатейлива – с трех сторон костерок обкладывается примерно одинаковыми по размеру булыжниками.

Костер «траншея»

Разновидность кострища, предназначенная для получения углей и приготовления еды для большой группы людей. Выручит в сильный ветер и на открытой местности. Для его обустройства выкапывают канавку глубиной 30 см, длиной 1 м и шириной 0,5 м. Дно ямы выкладывают камнями, сооружая конструкцию наподобие земляного мангала. Готовить можно на самих камнях или на шампурах или вертеле, размещенных на них. Это экономичный вариант, не требующий большого количества дров. Закрыв угли землей и травой, можно обустроить себе место для ночлега.

Костер «рефлектор»

Является гибридом костра «нодья» и таежного «очага охотника». Вся трудность состоит в обустройстве отражателя – бревна складываются одно на другое, по типу забора. Зато такая стенка значительно повышает температуру. Очень редко встречаются даже угловые варианты «рефлектора».

Экзотические виды костров

Подобные варианты нельзя назвать универсальными, однако даже они могут принести пользу в определенных ситуациях. Но в большинстве случаев они все-таки бесполезны и не стоят затраченных усилий.

Костер «колодец» и «решетка»

Короткие толстые поленья складывают, формируя прямоугольник. Внутрь кладут растопку в виде сухой листвы, мелких дров и хвороста. Вариант более экономичный, так как горит медленно, дает жаркое ровное широкое пламя и много тепла. Подходит для приготовления еды и сушки одежды.

Котелок можно ставить прямо на сруб. Для его сооружения понадобятся одинакового размера поленья, расколотые вдоль, для устойчивости конструкции. Со временем прогорает и, обвалившись, напоминает «таежный» в раскиданном варианте. Поэтому котелок на всякий случай лучше подвешивать.

Костер «решетка» представляет собой «колодец» без центральной шахты. С каждым слоем толщина поленьев или веток должна уменьшаться – пламя зажигается сверху и постепенно перемещается вниз.

Полинезийский костер

Не самый привычный вариант для русских просторов. Для его сооружения понадобится яма глубиной 30 см. Ее стенки желательно обложить камнями. На дне соорудить конструкцию, направив бревна вверх. Экономичный вариант, горит долго, не боится дождя. Получается практически невидимым. Дыма будет меньше, если при помощи вырытой траншеи связать его с другой ямой.

Дакотский очаг (Дакота)

Самый незаметный костер, годится лишь для приготовления пищи и сушки. Если почва песчаная и легко сыпется, придется отказаться от этого варианта. Для обустройства выкапывается ямка диаметром и глубиной 30 см, затем с наветренной стороны делается наклонный тоннель к очагу (15 см в диаметре), который создаст тягу кислорода и минимизирует дым.

Костер «звезда»

Медленногорящий, но жаркий вариант, по форме похожий на веер. Костер «звезда» состоит из 3-5 бревен, сложенных вместе одним концом. Используется для ночевки даже зимой, популярен у коренных сибиряков. По мере сгорания дров их пододвигают к центру звезды. Многие туристы считают такую конструкцию громоздкой, занимающей много места.


В шутку бывалые туристы все типы костров подразделяют на костры «для ленивых» и «для трудолюбивых». Первые хороши для обогрева, вторые - для приготовления пищи.

1. «Шалаш» . Такой костер требует большого количества дров. Дрова складывают наподобие шалаша или домика. Внизу помещается растопка. На таком костре удобно готовить пищу. Так же его используют для освещения.

2. «Колодец» представляет собой четырехугольный костер, сложенный из толстых поленьев. Все внутреннее пространство заполняется хворостом, мелкими дровами, сухой травой и другой растопкой. Иногда, если требуется большой костер, вместо поленьев используют длинные бревна.

3. «Нодья» складывается из хвойных бревен длиной до трех метров и диаметром более тридцати сантиметров. Классическая нодья: два бревна, уложенные продольно одно на другое, закрепленные по бокам четырьмя колышками из влажного дерева, вбитыми в землю. Иногда используют три бревна: два укладывают параллельно на землю, сверху — третье бревно, а между ними - колышки из влажной древесины. Тем самым создается подток воздуха, а кроме того проще заложить растопку. Часто нодью складывают на месте догорающего костра, давшего много углей. Угли разгребают по всей длине бревен.

4. «Камин» используется для ночного обогрева. Может гореть очень долго. Из четырех коротких бревен складывается колодец, внутри которого разводят костер. С одной стороны колодца делают наклонную стенку - вбивают два толстых кола, наклоненных наружу. На колья складывают крупные поленья или бревна. По мере прогорания нижних бревен верхние скатываются вниз.

5. «Звездный костер» используют как для обогрева, так и для приготовления пищи. Его складывают из 5-10-ти крупных бревен до трех метров длиной. Концы бревен складывают вместе на подобие звезды. По мере прогорания поленья двигают к центру.

6. «Ночной костер». Для него понадобятся 2-3 бревна, уложенные на землю под небольшим углом или строго параллельно. Как для приготовления пищи, так и для обогрева и сушки одежды.

7. «Таежный костер» является одним из вариантов ночного костра. На длинное бревно под небольшим углом укладываются три-четыре бревна. Обычно применяется для обогрева ночью.

8. «Полинезийский костер» разводят в яме. Конусообразную яму глубиной до метра вдоль стенок обкладывают бревнами или крупными поленьями. На дне разводят огонь. Такой костер дает много углей. Незаменим в ветреную и дождливую погоду.

Разжечь костер для бывалого туриста – пара пустяков. Следует наломать сухие веточки возле ствола дерева: сосна, береза – все пойдет. Возле ствола они всегда сухие. Для затравки нет лучшего материала, чем скомканная газета. После того как загорелись мелкие ветви, надо добавлять более толстые сухие веточки.

Пищей для костра являются дрова. И от того, чем вы будете «кормить» костер, зависит, насколько эффективно и комфортно вы будете его использовать. Никогда не рубите на дрова живые деревья: они очень плохо горят. Сырые ветки тоже горят только лишь для того, чтобы сделать дымовую завесу от комаров.

Самые лучшие дрова – сосновые. Они ярко горят и практически не оставляют углей и золы. Жечь хвою очень опасно: разлетающиеся искры могут стать источником лесного пожара, в крайнем случае они прожгут полог палатки. Березовые дрова хороши только те, которые высохли, лишились коры и не упали на землю. Упавшая береза, оставшаяся в бересте, сгнивает за два года и гореть в костре не будет. Пихтовые дрова редко бывают не гнилыми и поэтому для костра не годятся. Осины, высохшие на корню, – хорошие дрова, но всегда следует помнить, что от осины разлетаются искры. В степи, даже если нет поблизости деревьев, всегда можно найти кусты жимолости или кизильника и использовать на дрова отмершие сухие ветки. Когда огонь разгорится, можно класть более толстые дрова. Если огонь слабый, можно попробовать осторожно раздуть его, размахивая картонкой.

Способов устройства костра много. Следует помнить, что огонь в походе разжигают для приготовления пищи. При большом костре повесить или снять котелок проблематично. Распылавшийся костер представляет большую опасность и может послужить причиной пожара.

Вечером, перед тем как ложиться спать, огонь необходимо затушить – это закон, поскольку вечером ветер раздувает оставшиеся уголья и вновь разгоревшийся костер может натворить немало бед. Перед уходом с места ночевки костер должен быть надежно потушен – залит водой, засыпан землей или песком.

Виды костров

1. Костер «Пирамида»дает большое пламя. Он пригоден для быстрого обогрева людей, просушки одежды, но быстро прогорает.

2. Костер «Траншея»используется для приготовления пищи в ветреную погоду на открытой местности. Чтобы оборудовать такой костер, надо вырыть в грунте канавку необходимой длины и ширины, позволяющей установить над ней походные котлы. Вырытая канавка должна располагаться по ветру и иметь широкий конусообразный скос с наветренной стороны.
Оборудуя такой костер, не забывайте заботиться о снятом дерне.
Костер «Траншея» удобен тем, что не требует большого количества дров. В холодную погоду, оказавшись в лесу без спального мешка, с его помощью можно оборудовать место для отдыха. Для сохранения тепла после прогорания дров закройте яму деревянными чурбаками, тонким слоем земли и травой. Сверху нетрудно будет сделать удобную, теплую постель.

3. Костер «Ямка».Чтобы оборудовать костер такого типа, необходимо вырыть в грунте яму. Для сохранения тепла дно ямы целесообразно выложить камнями. На таком костре можно вскипятить воду, приготовить пищу, запечь в золе жаркое.

4. Костер «Звездочка».Для разжигания такого костра понадобятся толстые сухие дрова. Выложите их звездой или веером, как это показано на рисунке. По мере прогорания дрова сдвигают к центру. Такой костер может очень долго гореть.

5. Костер «Заборчик» («Нодья»).Для оборудования этого типа костра нужно вбить в землю четыре колышка,между которыми уложить дрова в виде забора. Костер поджигается снизу.Он может долго гореть, выделяя при этом много жара, если уложить вперемежку сухие и сырые дрова. Такой костер очень удобен для сушки одежды.

6. Костер «Рефлектор»представляет из себя смешанный вариант костров «Нодья» и «Очаг охотника». Такой костер дает много тепла, возле него хорошо греться в зимнюю стужу.

7. Костер «Очаг охотника»разводится между двумя сухими бревнами, которые укладываются таким образом, чтобы на них можно было установить котел, сковороду или чайник.

8. Костер «Решетка».В основании костра такого типа кладутся два толстых сухих бревна, на которые несколькими рядами в виде плотной решетки укладываются дрова все меньшего и меньшего диаметра. Такой костер лучше всего подходит для совместных мероприятий с участием всего отряда навигаторов.
Несколько измененный вариант «Решетки» может использоваться для приготовления пищи, обогрева людей, просушивания одежды, обуви и т. п.Такой костер можно разводить при наличии сухих и сырых дров. Прогорая,сухие дрова высушивают сырые, поэтому костер может гореть довольно долго.
Костер из трех бревен оборудуется таким образом, что костер «Пирамида» служит как бы его начинкой. Обратите внимание, что нижние два бревна для образования поддува укладываются на поленьях. На таких же поленьях укладывается сверху и третье бревно. Достоинством этого типа костра является то, что он может гореть два часа и более без дополнительных дров.
Простейшим приспособлением для установки над костром посуды с плоским дном является трехопорная подставка. Ее можно сделать, положив вокруг костра три примерно одинаковых камня или воткнув прямо в горячие угли три металлических колышка из комплекта для установки палатки. И камни,и металлические колышки при этом должны располагаться как бы повершинам воображаемого равностороннего треугольника.
В зависимости от условий похода в практике могут быть использованы и другие типы костров. Например, при сооружении костра на болоте необходимо вначале сделать «фундамент». Для этого следует уложить несколько поленьев в ряд и на них развести костер любого типа.
Для более продолжительного сохранения тепла после прогорания костра угли надо присыпать пеплом и немного землей. Жар в этом случае может сохраняться до 10 часов.
Независимо от того, какой вид костра вы решили использовать, всегда соблюдайте следующие общие правила:

Правила

Независимо от того, какой вид костра вы решили использовать, всегда соблюдайте следующие общие правила:
1.костер необходимо защитить от большого ветра;
2.костру должен быть обеспечен доступ воздуха, иначе он будет плохо гореть и дымить;
3.для обогрева лучше разводить широкий костер, а для приготовления пищи – небольшой конусообразный;
4.тепло от костра идет вверх: поэтому постель у костра нужно устраивать выше его пламени.