Теория

Проведение гигиенической ванны новорожденного алгоритм действий. Методика проведения гигиенической ванны ребенку грудного возраста

Проведение гигиенической ванны новорожденного алгоритм действий. Методика проведения гигиенической ванны ребенку грудного возраста

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Обязательные условия:

Оснащение:

Подготовка к манипуляции:

Примечание:

Выполнение манипуляции:

Завершение манипуляции:

4. Вымыть, осушить руки.

ТЕХНИКА КОНТРОЛЬНОГО ВЗВЕШИВАНИЯ

Обязательное условие: Контрольное кормление проводить в спокойной обстановке.

Оснащение: Чашечные весы, история развития ребенка ф.112, контейнер для отходов класса «В», ветошь для обработки весов, ручка.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход процедуры, получить информированное согласие.

2. Установить весы на неподвижную тумбочку.

3. Чашу весов обработать дезинфицирующим раствором, постелить пелёнку.

4. Уравновесить весы (установив гири на отметку «О») при помощи гирь противовеса при открытом затворе.

5. Закрыть затвор.

Выполнение манипуляции:

1. Положить ребёнка на чашу весов головой на широкую часть.

2. Открыть затвор, взвесить ребёнка в одежде, передвигая гири вправо.

3. Зафиксировать в Ф.112-(вес № 1).

4. Закрыть затвор. Снять ребёнка с весов.

5. Маме кормить ребёнка 20-30 минут.

6. Взвесить ребёнка в этой же одежде.

7. Вес № 2 - зафиксировать в ф.112. Разница в весе № 2 и № 1 – количество высосанного молока.

Завершение манипуляции:

1. Сравнить количество высосанного молока с возрастной нормой.

2. Обработать весы дезинфицирующим раствором, снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Примечание:

Если во время кормления ребенок помочился и оправился, пелёнку не менять, взвесить пелёнку или подгузник;

Объяснить маме, что контрольное кормление в течение суток проводиться несколько раз (не менее 3-х).

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ НОВОРОЖДЕННОМУ РЕБЕНКУ

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Обязательные условия: не купать сразу после кормления; при купании обеспечить в комнате температуру 22-24 гр.

Оснащение: Детская ванночка для купания, кувшин, 2 кастрюли с кипяченой холодной и горячей водой, водный термометр, детское мыло, ветошь, флакон с 5% раствором перманганата калия, стерильное растительное масло, мешок для грязного белья, большое махровое полотенце, чистый набор для пеленания.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход и цель процедуры, получить согласие.

2. Помыть ванночку горячей водой с мылом, ополоснуть ее кипятком, поставить в устойчивое положение.

3. Положить на дно ванны пеленку, сложенную в несколько раз.

4. Наполнить ванночку водой температуры 37-38°С.

5. Набрать воду в кувшин для ополаскивания (Т 36,5 - 37,0°С).

6. Провести санитарную обработку рук.

Примечание: Определить температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду).

Выполнение манипуляции:

1. Взять ребенка так, чтобы голова и туловище пациента находилась на левом предплечье, а затем погрузить все тело ребенка до линии сосков.

2. Левой рукой поддерживать голову ребенка над поверхностью воды.

3. Помыть голову детским мылом.

4. Помыть все тело, используя ветошь (особенно тщательно промывать складки на шее, в подмышечных и паховых областях, между ягодицами).

5. Перевернуть ребенка кверху спиной.

6. Облить чистой водой из кувшина (за время купания вода для ополаскивания остывает до 34-35°С).

Завершение манипуляции:

1. Завернуть ребенка в мягкую теплую пеленку (махровое полотенце) и обсушить промокательными движениями.

2. Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом.

3. Одеть ребенка, запеленать и уложить в кроватку.

4. Вымыть, осушить руки.

Цель: профилактическая: профилактика заболеваний кожи

Показания: ежедневное купание здорового ребёнка.

Противопоказания: острые заболевания ребенка, гнойничковые заболевания кожи.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка,

Техника безопасности:

Не оставлять ребенка без присмотра,

Устойчивое положение детской ванны для купания

Температура воды не должна быть выше 38,5 0 С

Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 0 С

Уровень воды в ванне должен доходить примерно до мечевидного отростка грудины ребёнка.

Не мыть лицо ребенка водой из ванны.

Мыть ребенка с мылом необходимо не чаще 1 раза в неделю.

Купать ребенка первого месяца жизни необходимо в кипяченой воде.

Продолжительность купания не более 5-10 минут.

Купание ребёнка лучше осуществлять вдвоём.

Подготовка пациента:

Раздеть ребёнка в кровати

При необходимости подмыть ребёнка

Оснащение:

Детская ванна для купания ребёнка

Водный термометр

Махровая рукавичка или мягкая тряпочка или губка

Детское мыло, детский шампунь

Чистая пелёнка или подставка в ванну

Фланелевая пеленка или мягкое полотенце

Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка

- Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом

Стерильные ватные шарики и стерильный пинцет в крафт-пакете или биксе.

Лоток для сброса, использованных шариков материала

- Ёмкость для сброса, использованного белья.

- Ёмкость с дез раствором и чистая ветошь, ёмкость для сброса ветоши.

- Ёмкость для сброса, использованной рукавички (мягкой тряпочки или губки).

Последовательность действий:

Получите согласие родителей ребёнка на проведение манипуляции.

  1. Приготовьте на пеленальном столе, (обработанном ветошью, смоченной дез. раствором), комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья
  2. Вымойте ванну горячей водой.
  3. Наполните ванну сначала холодной водой, затем горячей.
  4. Измерьте водяным термометром температуру воды в ванне (38-38,5 о С).
  5. Наполните кувшин водой на 1 о С ниже, чем вода в ванной и поставьте его рядом с ванной
  6. Постелите на дно ванны чистую пеленку или специальную подставку
  7. Осторожно погрузите ребенка в ванну, придерживая левой рукой голову и плечи, так, чтобы вода в ванне доходила до мечевидного отростка грудины ребёнка.
  8. Вымойте ребенка правой рукой с помощью махровой рукавички (тряпочки или губки), начиная с волосистой части головы. Сбросьте использованную рукавичку (тряпочку или губку) в специальную ёмкость для их сброса.
  9. Выньте ребенка из ванны двумя руками, таким образом, чтобы его лицо было обращено к вам, ладонями обхватите грудную клетку ребёнка в области подмышечных впадин, фиксируя пальцами его спину и заднюю поверхность шеи.
  10. Положите ребёнка к себе на левое предплечье, лицом вниз.
  11. Возьмите кувшин правой рукой и облейте ребенка чистой водой. Верните кувшин на прежнее место.
  12. Возьмите правой рукой чистую фланелевую пеленку (полотенце) и накройте ею ребенка
  13. Просушите кожу ребенка осторожными промокательными движениями.
  14. Перенесите ребёнка на пеленальный стол, снимите с него мокрую фланелевую пеленку (полотенце) и сбросьте пеленку (полотенце) в ёмкость, для сброса, использованного белья
  15. Обработайте естественные кожные складки, согласно алгоритму
  16. Запеленайте ребёнка согласно алгоритму или оденьте его.
  17. Дайте попить ребёнку.
  18. Положите ребёнка в кровать, на бок.

Примечание:

  1. После проведения гигиенической ванны в детском учреждении детскую ванну для купания дезинфицируют.

Манипуляция №14

Техника измерения температуры тела у детей различного возраста.

Графическая запись

Цель: диагностическая.

Показания: измерить температуру тела по назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, чувство тревоги и страха, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра, проверить целостность термометра.

Подготовка пациента:

Оснащение:

  • Медицинский термометр
  • Лоток с дез. раствором
  • Температурный лист, ручка.

Последовательность действий:

1. Просушить кожу в месте постановки термометра (детям старшего возраста термометр ставить в подмышечную впадину, малышам – в паховую).

2. Стряхнуть ртутный столбик, если он выше 35°С.

3. Поместить ртутный резервуар термометра в подмышечную (паховую) область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельём.

4. Фиксировать руку (плечо прижать к грудной клетке) или ногу ребёнка (нога несколько согнута в тазобедренном суставе)

5. Засечь время и через 10 минут извлечь термометр и определить его показания.

6. Зафиксировать температуру в температурном листе (каждая клеточка температурного листа соответствует 0,2°С. Точку, фиксирующую температуру, необходимо ставить в центре, а не по краям клеточки)

7. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар.

8. Полностью погрузить термометр в лоток с дез.раствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дез.раствора)

9. Вынуть термометр из дез.раствора, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой.

10. Поместить термометр в футляр или в стеклянную банку, на дно которой уложена вата.

Примечание.

  1. Возможно измерение температуры в прямой кишке (по показаниям). Перед этим ребёнку предварительно ставят очистительную клизму. Ребенка укладывают на бок, левой рукой раздвигают ягодицы, а правой вводят в прямую кишку смазанный вазелином ртутный резервуар на глубину 2 сантиметра. Затем ягодицы ребенка сжимают и удерживают в течение 5 минут. Нужно помнить, что температура в прямой кишке на 0,5 градуса выше, чем в подмышечной впадине. Противопоказаниями являются заболевания прямой кишки, запоры, поносы.
  2. В стационаре измерение температуры проводят два раза в день: в 7-8 утра и в 17-18 вечера. По показаниям иногда температуру измеряют каждые 2-3 часа.
  3. В домашних условиях можно измерять температуру тела пероральным и внутриушным электронными термометрами, не забывая их обрабатывать. Желательно, чтобы такой термометр был индивидуальным.
  4. Без особой необходимости нельзя будить ребёнка в утренние часы или в другое время суток, чтобы измерить у него температуру.
  5. Не следует обсуждать результаты термометрии в присутствии детей дошкольного и школьного возраста.
  6. Не рекомендуется измерять температуру у детей через короткое время после психоэмоционального возбуждения, приёма пищи, значительных мышечных нагрузок, физиотерапевтических процедур.

Манипуляция № 15

Определение частоты дыхательных движений,

Измерение артериального давления.

Исследование пульса.

Цель: диагностическая, оценка состояния дыхательной системы.

Показания: согласно назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребёнка, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра.

Подготовка пациента: успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

Оснащение:

  • Секундомер или часы с секундной стрелкой
  • Фонендоскоп
  • Температурный лист, ручка

Последовательность действий:

  1. Успокоить ребёнка или подождать, когда он заснёт (у детей раннего возраста ЧДД лучше считать во сне, поднеся фонендоскоп к носу ребёнка).
  2. Придать ребёнку удобное положение (сидя или лёжа).
  3. Вымыть руки. Сесть лицом к лицу ребёнка.
  4. Взять его руку в области пульса и положить вторую руку на живот или грудную клетку ребенка, не фиксируя его внимание на производимом подсчете.
  5. Подсчитать количество дыхательных движений за 1 минуту (делая вид, что считает пульс с целью отвлечения ребёнка).
  6. Записать полученные данные в температурный лист или в лист наблюдения и сравнить с возрастной нормой.

Примечание:

  1. Подъём температуры тела сопровождается увеличением частоты дыхания:

на каждый градус её повышения ЧДД увеличивается на 4 дыхательные движения

Соотношение частоты дыхания к пульсу: новорождённый 1: 2,5-3

у более старших 1: 3,5-4

у взрослых 1: 4

  1. Чем моложе ребёнок, тем поверхностнее у него дыхание.
  2. В первые 2-3 недели у новорождённого ребенка отмечается аритмия дыхания.
  3. Тип дыхания:в раннем возрасте брюшной, в 3-4 года преобладает грудное дыхание,

в период полового созревания: у мальчиков брюшной тип, у девочек - грудной тип дыхания.

Возрастные нормы ЧДД

Первое купание новорожденного ребенка в ванночке следует проводить после отпадения остатка пуповины и заживления пупочной ранки. Обычно, это происходит на 2-ой неделе жизни. Для купания ребенка Вам понадобятся: ванночка (лучше эмалированная, но можно и пластмассовую), детское мыло, мягкая губка, водяной термометр, кувшин или другая емкость с теплой водой для ополаскивания ребенка, пеленка и полотенце.

Частота купания детей:

В течение первых 6-ти месяцев - ежедневно;
- с 6 мес до 1,5 лет - через день;
- до 3-х лет - 2 раза в неделю;
- старше 3-х лет - не реже 1-го раза в неделю.

Температура воды в ванной:

В течении первого месяца жизни - 37,5-37 0 С. При этом, новорожденного купают в кипяченой воде, которую остужают до нужной температуры.
- до 6 мес.- 36,5-37 С;
- с 6 мес. до 12 мес. 36,0-36,5 С.

Продолжительность принятия ванны:

До 12 месяцев - 5-10 минут
- с 12 месяцев до 2-х лет - 8-10 минут
- после 2-х лет - 10-15 минут

Продолжительность ванны наращивают постепенно, начинают от нескольких минут и с каждым последующим приемом увеличивают время.

Поэтапность процедуры:

1. Перед купанием ванночку тщательно промывают с мылом и щеткой, затем ополаскивают горячей водой;

2. Положение ребенка в ванной. Голову и верхнюю часть туловища поддерживают одной рукой, другой рукой фиксируют ягодицы и бедра. Поддерживая ноги ребенка, его осторожно помещают в воду.

В этом положении обеспечивается наибольшее расслабление мышц ребенка. Для купания так же можно использовать специальную подставку. До 6 месяцев, положение ребенка в ванне - лежа. Так,чтобы голова была несколько выше туловища (вода не должна попадать в наружные слуховые проходы). Для этого нужно придерживать голову ребенка на своей руке. Вода должна быть на уровне сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой. После 6 месяцев - дети могут сидеть в ванночке, свободно, без напряжения, погруженные до уровня сосков.

3. Итак, одной рукой поддерживают голову и спинку ребенка, другой намыливают шею, туловище, ягодицы. Особое внимание уделите складкам в области шеи, в локтевых сгибах, паховой области, за ушами, под коленными сгибами и между ягодицами;

4. Затем ребенка приподнимают над водой, поворачивают спинкой кверху и обливают чистой водой из отдельной посуды;

5. В согретую пеленку заворачивают ребенка и легкими промокательными движениями обсушивают кожу ребенка;

7. Запеленать (или одеть) ребенка и уложить в кроватку.

Следует помнить, что:

Ванну проводят в определенные, желательно в одни и те же, часы. Не раньше чем через час после кормления или за 40-45 мин до него, а так же за 1-1,5 часа до сна;

После ванны ребенку необходим отдых в течение 20-30 минут;

Мыло при купании новорожденного используют не чаще 2 раз в неделю.

Возможные проблемы:

У некоторых детей ежедневные купания могут вызвать раздражение кожи (особенно если жесткая вода).
Рекомендации: искупать ребенка с добавлением крахмала - 100-150 гр крахмала развести теплой водой и влить в ванную полученную взвесь;

Иногда после частого мытья с мылом волосы становятся сухими.
Рекомендации: смазать волосы после купания растительным маслом. После обработки маслом волосы протирают сухи ватным тампоном;

Если на коже малыша появились элементы потницы.
Рекомендации: в ванну добавить настой череды или ромашки. Для приготовления настоя берется 1 столовая ложка травы на стакан воды (200 мл) - настаивать 10 минут.

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
1. Объяснить маме (родственникам) цель и ход процедуры. Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком.
2. Подготовить необходимое оснащение. Обеспечение четкости выполнения процедуры.
3. Поставить ванночку в устойчивое положение. Обеспечение безопасности проведения процедуры.
4. Вымыть и высушить руки.
5. Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором. Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком.
6. Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пеленку. Обеспечение инфекционной безопасности. Создание комфортных условий для ребенка.
7. Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на боковые стенки ванночки или подставки). Создание комфортных условий для ребенка. Сохранение правильного положения пеленки в ванночки.

Продолжение таблицы 5

8. Положить в ванну водный термометр. Наполнить ванну водой на 1/2 или 1/3, температура должна быть 36-37 С 0 . Примечание: P При заполнении ванны водой чередовать холодную и горячую воду; P Проводить контроль температуры воды только с помощью водного термометра; P При необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раствора перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды. Исключение образования водного пара в большом количестве Профилактика ожогов у ребенка. Обеспечение безопасности ребенка. Кипячёная вода и раствор перманганата калия используется до полного заживления пупочной ранки
9. Набрать воду в кувшин для ополаскивания ребенка 37- 38 гр. С За время купания вода в кувшине остывает на 1-2 С 0 и обеспечивает закаливающий эффект.
10. Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой). Сбросить одежду в мешок для грязного белья. Подготовить ребенка к процедуре. Предупреждение загрязнения окружающей среды.
Выполнение процедуры
1. Взять ребенка на руки, поддерживая левой рукой спину и затылок, правой ягодицы и бедра. Наиболее удобная фиксация ребенка.
2. Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища). Вода должна заходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди должна оставаться открытой. Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю часть туловища ребенка. Исключается перегревание ребенка. Обеспечивается максимальное расслабление мышц и наиболее удобная фиксация. Предупреждается попадание воды в слуховые проходы малыша при проведении процедуры.
3. Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости вичку» (при необходимости намылить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующее последовательности: голова (от лба к затылку), шея, туловище, конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними промыть половые органы и межягодичную область Исключение травмирования кожи. Предупреждение попадание воды и мыла в глаза и уши. Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие ее поверхности.
4. Снять «рукавичку» приподнять ребенка над водой, Достижение инфекционной безопасности.

Окончание таблицы 5



перевернуть ребенка лицом вниз, сполоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 36-37гр.С). Примечание: желательно иметь помощника. Уменьшение попадание воды в глаза и уши. Обеспечение закаливающего эффекта.
5. Накинув полотенце положить ребенка на пеленальный столик. Осушить кожные покровы промокательными движениями. Предупреждение переохлаждения. Обеспечение безопасности ребенка. Предупреждение появлений раздражения кожных покровов ребенка.
Завершение процедуры
1. Обработать естественные складки стерильным растительным маслом или припудрить присыпкой. Предупреждение опрелостей.
2. Одеть ребенка и положить в кроватку. Обеспечение комфортного состояния
3. Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» убрать в мешок для грязного белья («рукавичку» обязательно прокипятить). Слить воду из ванночки и ополоснуть ее. Обработать внутреннюю поверхность и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. Обеспечение инфекционной безопасности.
4. Вымыть и осушить руки.

Пеленание

Цель: профилактическая

Показания:

ü Создание ребенку максимального комфорта.

Оснащение:

ü тонкая и теплая распашонки;

ü фланелевая и тонкая пеленки;

ü подгузник или памперс;

ü полотенце;

ü пеленальный столик;

ü ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

Обязательные условия:

ü использовать метод свободного пеленания (оставляется небольшое пространство в пеленках для свободного движения ребенка);

ü шапочку одевать только после ванны и на время прогулок;

ü правильная фиксация пеленок («замочек» расположен спереди);

ü при пеленании малыша с ручками – нижний край пеленки должен располагаться на середине плеч (выше локтевых суставов);

ü исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.д.

(В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Первую гигиеническую ванну новорожденного ребенка выполняют через 1-2 дня после отпадения пуповинного остатка. На протяжении первых недель жизни ребенка купают в кипяченой воде. В ванну добавляют раствор калия перманганата до светло-розового цвета. Гигиеническую ванну с раствором калия перманганата рекомендуется проводить до полного заживления пупочной ранки.

В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняются ежедневно, во втором – через день, после года – 2 раза в неделю. Температура воды в ванне должна быть 37–37,5°С, для недоношенных – 37,5–38°С. При ополаскивании ребенка используется вода с температурой на 1°С ниже. Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5–7 минут, на втором году 8–10 минут, для детей старше 2 лет 10–15 минут. Гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10–15 минут до него, за 1–1,5 часа до сна. Во время купания необходимо соблюдать меры предосторожности.

ОСНАЩЕНИЕ

2.1. Мебель медицинская: стол пеленальный; стол для проведения дезинфекционных мероприятий; кроватка детская.

2.2.ЛС: масло вазелиновое; раствор калия перманганата профильтрованный (1:10000 или 1 мл 5% раствора на 100 мл воды).

2.3.Ванночка эмалированная (пластмассовая), кувшин.

1.1. Термометры (2) для измерения температуры воды и воздуха
в комнате.

2.5. Шампунь детский (мыло детское, средство жидкое очищающее для купания), средства косметические по уходу за кожей.

2.6. Пеленки (одежда детская); подгузники одноразового применения; «рукавичка» из махровой ткани (фланели).

2.7. СИЗ: перчатки; передник.

2.8. Контейнеры: «№3», «№4» или «Физический метод».

2.9. Санитарно-гигиенические изделия: дозатор локтевой настенный с антисептиком; дозатор настенный с жидким мылом; полотенце.

2.10. Санитарно-техническое оборудование: умывальник; ведро педальное; емкость «Пеленки».

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

2.2. Обработать руки в соответствии с ТНПА.

2.3. Надеть передник, перчатки.

3.3. Провести дезинфекцию наружных поверхностей передника, стола пеленального рабочим раствором химического средства дезинфекции в соответствии с Инструкцией №2.

3.4. Вымыть ванночку щеткой с мылом. Провести дезинфекцию методом протирания (орошения) химическим средством дезинфекции, ополоснуть водой.

3.5. Снять перчатки, поместить в контейнер №4 или контейнер «Физический метод».

3.6. Обработать руки в соответствии с ТНПА.

3.1. Проинформировать мать ребенка (законного представителя)
о предстоящей манипуляции.

3.6. Подготовить необходимое оснащение. Расстелить на столе пеленальном пеленку, выложить распашонки, одежду (пеленки).

3.7. Наполнить ванночку водой на 1/2 или 1/3 объема. Вначале налить холодную, затем горячую воду небольшими порциями попеременно во избежание образования водяного пара в помещении и возможного ожога кожи.

3.8. Измерить температуру воды. Показания фиксируют, не вынимая термометр из воды.

3.9. Набрать в кувшин воду из ванночки для ополаскивания ребенка.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

3.10. Обработать руки в соответствии с ТНПА. При необходимости надеть перчатки (удлиненного образца).

3.11. Раздеть ребенка. После дефекации следует подмыть его проточной водой. Грязное белье поместить в емкость «Пеленки». Вымыть руки.

3.12. Зафиксировать ребенка рукой, охватив кистью руки его подмышечную область (4 пальца расположить в подмышечной впадине, большим пальцем охватить плечо сверху и снаружи; затылок и голова ребенка опираются на предплечье медсестры). Большим и средним пальцами другой руки охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов.

3.13. Медленно погрузить ребенка в ванночку: сначала ягодицы, затем ножки и туловище. Уровень погружения в воду должен доходить до сосков. Отпустить ножки ребенка, плечо фиксировать на протяжении всего купания.

3.14. Надеть «рукавичку» на руку.

3.15. Намылить тело мягкими круговыми движениями и сразу ополоснуть намыленные участки: вначале вымыть голову (от лба к затылку, чтобы мыло не попало в глаза, а вода – в уши), шею, подмышечные области, верхние конечности, грудь, живот, нижние конечности. Особенно тщательно промыть естественные складки. В последнюю очередь обмыть половые органы и межъягодичную область.

3.16. Снять «рукавичку».

3.17. Извлечь ребенка из воды в положении лицом книзу.

3.18. Ополоснуть тело и вымыть лицо водой из кувшина (кувшин держит помощник).

3.19. Набросить на ребенка пеленку, положить его на стол пеленальный, осушить кожу осторожными промокательными движениями.

3.20. Обработать складки кожи согласно подпункту 3.21. Инструкции №5.

3.21. Новорожденному ребенку обработать пупочную ранку согласно Инструкции №6.2.

3.22. Запеленать (одеть) ребенка и уложить в кроватку.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.23. Поместить использованные пеленки и «рукавичку» в емкость «Пеленки».

3.24. Слить воду.

3.25. Провести дезинфекцию ванночки, рабочей поверхности стола пеленального, передника (после каждого ребенка) согласно Инструкции №2.

3.26. Снять передник.

3.26. Снять перчатки, поместить в контейнер №4 или контейнер «Физический метод».

3.27. Обработать руки в соответствии с ТНПА.

3.28. Сделать запись в листе назначений и медицинской карте стационарного пациента (ф. 003/у-07).

ИНСТРУКЦИЯ №12

АНТРОПОМЕТРИЯ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Измерение массы тела проводится в утренние часы до приема пищи, предпочтительно, чтобы ребенок был обнажен. Ослабленных детей рекомендуется взвешивать в одежде, вычитая из полученной величины ее вес.

Массу тела у детей до двух лет измеряют на весах для взвешивания грудных детей (электронных или чашечных), у детей старше двух лет – на электронных или рычажных медицинских весах.

Длина тела у детей до 1 года измеряется горизонтальным ростомером, у детей старшего возраста – вертикальным. В возрасте от 1 года до 3 лет вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет длины тела ведут по шкале слева.

Измерение длины тела у детей старшего возраста выполняют на вертикальном ростомере. Ребенка ставят на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался ее пятками, ягодицами, спиной и теменной областью. Руки должны быть опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положении, при котором нижнее веко и верхний край козелка уха находятся в горизонтальной плоскости. Затем без надавливания опускается к голове подвижная планка и от ее нижнего края определяется по шкале длина тела.

Измерение окружности головы и грудной клетки проводится сантиметровой лентой. Окружность грудной клетки у детей раннего возраста определяют только в состоянии покоя, у старших – в покое,
при вдохе и выдохе. Руки должны быть свободно опущены вдоль тела. Необходимо контролировать, чтобы ребенок не поднимал плечи, не отводил руки вперед или в сторону.

ОСНАЩЕНИЕ

2.1. Мебель медицинская и оборудование: стол пеленальный (кушетка медицинская); стол для проведения дезинфекционных мероприятий; весы медицинские; ростомер (горизонтальный, вертикальный); лента сантиметровая.