Теория

Простейшие рациональные уравнения. Примеры

  Простейшие рациональные уравнения. Примеры

Наименьший общий знаменатель используется для упрощения данного уравнения. Этот метод применяется в том случае, когда вы не можете записать данное уравнение с одним рациональным выражением на каждой стороне уравнения (и воспользоваться методом умножения крест-накрест). Этот метод используется, когда вам дано рациональное уравнение с 3 или более дробями (в случае двух дробей лучше применить умножение крест-накрест).

  • Найдите наименьший общий знаменатель дробей (или наименьшее общее кратное). НОЗ – это наименьшее число, которое делится нацело на каждый знаменатель.

    • Иногда НОЗ – очевидное число. Например, если дано уравнение: х/3 + 1/2 = (3x +1)/6, то очевидно, что наименьшим общим кратным для чисел 3, 2 и 6 будет 6.
    • Если НОЗ не очевиден, выпишите кратные самого большого знаменателя и найдите среди них такой, который будет кратным и для других знаменателей. Зачастую НОЗ можно найти, просто перемножив два знаменателя. Например, если дано уравнение x/8 + 2/6 = (x - 3)/9, то НОЗ = 8*9 = 72.
    • Если один или несколько знаменателей содержат переменную, то процесс несколько усложняется (но не становится невозможным). В этом случае НОЗ представляет собой выражение (содержащее переменную), которое делится на каждый знаменатель. Например, в уравнении 5/(х-1) = 1/х + 2/(3x) НОЗ = 3x(х-1), потому что это выражение делится на каждый знаменатель: 3x(х-1)/(х-1) = 3x; 3x(х-1)/3х = (х-1); 3x(х-1)/х = 3(х-1).
  • Умножьте и числитель, и знаменатель каждой дроби на число, равное результату деления НОЗ на соответствующий знаменатель каждой дроби. Так как вы умножаете и числитель, и знаменатель на одно и тоже число, то фактически вы умножаете дробь на 1 (например, 2/2 = 1 или 3/3 = 1).

    • Таким образом, в нашем примере умножьте х/3 на 2/2, чтобы получить 2x/6, и 1/2 умножьте на 3/3, чтобы получить 3/6 (дробь 3x +1/6 умножать не надо, так как ее знаменатель равен 6).
    • Действуйте аналогично в случае, когда переменная находится в знаменателе. В нашем втором примере НОЗ = 3x(x-1), поэтому 5/(x-1) умножьте на (3x)/(3x) и получите 5(3x)/(3x)(x-1); 1/x умножьте на 3(x-1)/3(x-1) и получите 3(x-1)/3x(x-1); 2/(3x) умножьте на (x-1)/(x-1) и получите 2(x-1)/3x(x-1).
  • Найдите х. Теперь, когда вы привели дроби к общему знаменателю, вы можете избавиться от знаменателя. Для этого умножьте каждую сторону уравнения на общий знаменатель. Затем решите полученное уравнение, то есть найдите «х». Для этого обособьте переменную на одной из сторон уравнения.

    • В нашем примере: 2x/6 + 3/6 = (3x +1)/6. Вы можете сложить 2 дроби с одинаковым знаменателем, поэтому запишите уравнение как: (2x+3)/6=(3x+1)/6. Умножьте обе части уравнения на 6 и избавьтесь от знаменателей: 2x+3 = 3x +1. Решите и получите х = 2.
    • В нашем втором примере (с переменной в знаменателе) уравнение имеет вид (после приведения к общему знаменателю): 5(3x)/(3x)(x-1) = 3(x-1)/3x(x-1) + 2(x-1)/3x(x-1). Умножив обе стороны уравнения на НОЗ, вы избавитесь от знаменателя и получите: 5(3x) = 3(х-1) + 2(х-1), или 15x = 3x - 3 + 2x -2, или 15х = х - 5. Решите и получите: х = -5/14.
  • Целое выражение - это математическое выражение, составленное из чисел и буквенных переменных с помощью действий сложения, вычитания и умножения. Также к целым относятся выражения, которые имеют в своем составе деление на какое-либо число, отличное от нуля.

    Понятие дробного рационального выражения

    Дробное выражение - это математическое выражение, которое помимо действий сложения, вычитания и умножения, выполненных с числами и буквенными переменными, а также деления на число не равное нулю, содержит также деление на выражения с буквенными переменными.

    Рациональные выражения - это все целые и дробные выражения. Рациональные уравнения - это уравнения, у которых левая и правые части являются рациональными выражениями. Если в рациональном уравнении левая и правая части будут являться целыми выражениями, то такое рациональное уравнение называется целым.

    Если в рациональном уравнении левая или правая части будут являться дробными выражениями, то такое рациональное уравнение называется дробным.

    Примеры дробных рациональных выражений

    1. x-3/x = -6*x+19

    2. (x-4)/(2*x+5) = (x+7)/(x-2)

    3. (x-3)/(x-5) + 1/x = (x+5)/(x*(x-5))

    Схема решения дробного рационального уравнения

    1. Найти общий знаменатель всех дробей, которые входят в уравнение.

    2. Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.

    3. Решить полученное целое уравнение.

    4. Произвести проверку корней, и исключить те из них, которые обращают в нуль общий знаменатель.

    Так как мы решаем дробные рациональные уравнения, то в знаменателях дробей будут переменные. Значит, будут они и в общем знаменателе. А во втором пункте алгоритма мы умножаем на общий знаменатель, то могут появится посторонние корни. При которых общий знаменатель будет равен нулю, а значит и умножение на него будет бессмысленным. Поэтому в конце обязательно делать проверку полученных корней.

    Рассмотрим пример:

    Решить дробное рациональное уравнение: (x-3)/(x-5) + 1/x = (x+5)/(x*(x-5)).

    Будем придерживаться общей схемы: найдем сначала общий знаменатель всех дробей. Получим x*(x-5).

    Умножим каждую дробь на общий знаменатель и запишем полученное целое уравнение.

    (x-3)/(x-5) * (x*(x-5))= x*(x+3);
    1/x * (x*(x-5)) = (x-5);
    (x+5)/(x*(x-5)) * (x*(x-5)) = (x+5);
    x*(x+3) + (x-5) = (x+5);

    Упростим полученное уравнение. Получим:

    x^2+3*x + x-5 - x - 5 =0;
    x^2+3*x-10=0;

    Получили простое приведенное квадратное уравнение. Решаем его любым из известных способов, получаем корни x=-2 и x=5.

    Теперь производим проверку полученных решений:

    Подставляем числа -2 и 5 в общий знаменатель. При х=-2 общий знаменатель x*(x-5) не обращается в нуль, -2*(-2-5)=14. Значит число -2 будет являться корнем исходного дробного рационального уравнения.

    При х=5 общий знаменатель x*(x-5) становится равным нулю. Следовательно, это число не является корнем исходного дробного рационального уравнения, так как там будет деление на нуль.

    Мы уже научились решать квадратные уравнения. Теперь распространим изученные методы на рациональные уравнения.

    Что такое рациональное выражение? Мы уже сталкивались с этим понятием. Рациональными выражениями называются выражения, составленные из чисел, переменных, их степеней и знаков математических действий.

    Соответственно, рациональными уравнениями называются уравнения вида: , где - рациональные выражения.

    Раньше мы рассматривали только те рациональные уравнения, которые сводятся к линейным. Теперь рассмотрим и те рациональные уравнения, которые сводятся и к квадратным.

    Пример 1

    Решить уравнение: .

    Решение:

    Дробь равна 0 тогда и только тогда, когда ее числитель равен 0, а знаменатель не равен 0.

    Получаем следующую систему:

    Первое уравнение системы - это квадратное уравнение. Прежде чем его решать, поделим все его коэффициенты на 3. Получим:

    Получаем два корня: ; .

    Поскольку 2 никогда не равно 0, то необходимо, чтобы выполнялись два условия: . Поскольку ни один из полученных выше корней уравнения не совпадает с недопустимыми значениями переменной, которые получились при решении второго неравенства, они оба являются решениями данного уравнения.

    Ответ: .

    Итак, давайте сформулируем алгоритм решения рациональных уравнений:

    1. Перенести все слагаемые в левую часть, чтобы в правой части получился 0.

    2. Преобразовать и упростить левую часть, привести все дроби к общему знаменателю.

    3. Полученную дробь приравнять к 0, по следующему алгоритму: .

    4. Записать те корни, которые получились в первом уравнении и удовлетворяют второму неравенству, в ответ.

    Давайте рассмотрим еще один пример.

    Пример 2

    Решить уравнение: .

    Решение

    В самом начале перенесем все слагаемые в левую сторону, чтобы справа остался 0. Получаем:

    Теперь приведем левую часть уравнения к общему знаменателю:

    Данное уравнение эквивалентно системе:

    Первое уравнение системы - это квадратное уравнение.

    Коэффициенты данного уравнения: . Вычисляем дискриминант:

    Получаем два корня: ; .

    Теперь решим второе неравенство: произведение множителей не равно 0 тогда и только тогда, когда ни один из множителей не равен 0.

    Необходимо, чтобы выполнялись два условия: . Получаем, что из двух корней первого уравнения подходит только один - 3.

    Ответ: .

    На этом уроке мы вспомнили, что такое рациональное выражение, а также научились решать рациональные уравнения, которые сводятся к квадратным уравнениям.

    На следующем уроке мы рассмотрим рациональные уравнения как модели реальных ситуаций, а также рассмотрим задачи на движение.

    Список литературы

    1. Башмаков М.И. Алгебра, 8 класс. - М.: Просвещение, 2004.
    2. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра, 8. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
    3. Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2006.
    1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
    2. School.xvatit.com ().
    3. Rudocs.exdat.com ().

    Домашнее задание

    Цели урока:

    Обучающая:

    • формирование понятия дробных рационального уравнения;
    • рассмотреть различные способы решения дробных рациональных уравнений;
    • рассмотреть алгоритм решения дробных рациональных уравнений, включающий условие равенства дроби нулю;
    • обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму;
    • проверка уровня усвоения темы путем проведения тестовой работы.

    Развивающая:

    • развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;
    • развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций - анализ, синтез, сравнение и обобщение;
    • развитие инициативы, умения принимать решения, не останавливаться на достигнутом;
    • развитие критического мышления;
    • развитие навыков исследовательской работы.

    Воспитывающая:

    • воспитание познавательного интереса к предмету;
    • воспитание самостоятельности при решении учебных задач;
    • воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.

    Тип урока : урок – объяснение нового материала.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! На доске написаны уравнения посмотрите на них внимательно. Все ли из этих уравнений вы сможете решить? Какие нет и почему?

    Уравнения, в которых левая и правя часть, являются дробно-рациональными выражениями, называются дробные рациональные уравнения. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Итак, открываем тетради и записываем тему урока «Решение дробных рациональных уравнений».

    2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос, устная работа с классом.

    А сейчас мы повторим основной теоретический материл, который понадобиться нам для изучения новой темы. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

    1. Что такое уравнение? (Равенство с переменной или переменными .)
    2. Как называется уравнение №1? (Линейное .) Способ решения линейных уравнений. (Все с неизвестным перенести в левую часть уравнения, все числа - в правую. Привести подобные слагаемые. Найти неизвестный множитель ).
    3. Как называется уравнение №3? (Квадратное. ) Способы решения квадратных уравнений. (Выделение полного квадрата, по формулам, используя теорему Виета и ее следствия .)
    4. Что такое пропорция? (Равенство двух отношений .) Основное свойство пропорции. (Если пропорция верна, то произведение ее крайних членов равно произведению средних членов .)
    5. Какие свойства используются при решении уравнений? (1. Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному. 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному .)
    6. Когда дробь равна нулю? (Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю .)

    3. Объяснение нового материала.

    Решить в тетрадях и на доске уравнение №2.

    Ответ : 10.

    Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, используя основное свойство пропорции? (№5).

    (х-2)(х-4) = (х+2)(х+3)

    х 2 -4х-2х+8 = х 2 +3х+2х+6

    х 2 -6х-х 2 -5х = 6-8

    Решить в тетрадях и на доске уравнение №4.

    Ответ : 1,5.

    Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, умножая обе части уравнения на знаменатель? (№6).

    х 2 -7х+12 = 0

    D=1›0, х 1 =3, х 2 =4.

    Ответ : 3;4.

    Теперь попытайтесь решить уравнение №7 одним из способов.

    (х 2 -2х-5)х(х-5)=х(х-5)(х+5)

    (х 2 -2х-5)х(х-5)-х(х-5)(х+5)=0

    х 2 -2х-5=х+5

    х(х-5)(х 2 -2х-5-(х+5))=0

    х 2 -2х-5-х-5=0

    х(х-5)(х 2 -3х-10)=0

    х=0 х-5=0 х 2 -3х-10=0

    х 1 =0 х 2 =5 D=49

    х 3 =5 х 4 =-2

    х 3 =5 х 4 =-2

    Ответ : 0;5;-2.

    Ответ : 5;-2.

    Объясните, почему так получилось? Почему в одном случае три корня, в другом – два? Какие же числа являются корнями данного дробно-рационального уравнения?

    До сих пор учащиеся с понятием посторонний корень не встречались, им действительно очень трудно понять, почему так получилось. Если в классе никто не может дать четкого объяснения этой ситуации, тогда учитель задает наводящие вопросы.

    • Чем отличаются уравнения № 2 и 4 от уравнений № 5,6,7? (В уравнениях № 2 и 4 в знаменателе числа, № 5-7 – выражения с переменной .)
    • Что такое корень уравнения? (Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство .)
    • Как выяснить является ли число корнем уравнения? (Сделать проверку .)

    При выполнении проверки некоторые ученики замечают, что приходится делить на нуль. Они делают вывод, что числа 0 и 5 не являются корнями данного уравнения. Возникает вопрос: существует ли способ решения дробных рациональных уравнений, позволяющий исключить данную ошибку? Да, это способ основан на условие равенства дроби нулю.

    х 2 -3х-10=0 , D=49 , х 1 =5 , х 2 =-2.

    Если х=5, то х(х-5)=0, значит 5- посторонний корень.

    Если х=-2, то х(х-5)≠0.

    Ответ : -2.

    Давайте попробуем сформулировать алгоритм решения дробных рациональных уравнений данным способом. Дети сами формулируют алгоритм.

    Алгоритм решения дробных рациональных уравнений:

    1. Перенести все в левую часть.
    2. Привести дроби к общему знаменателю.
    3. Составить систему: дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.
    4. Решить уравнение.
    5. Проверить неравенство, чтобы исключить посторонние корни.
    6. Записать ответ.

    Обсуждение: как оформить решение, если используется основное свойство пропорции и умножение обеих частей уравнения на общий знаменатель. (Дополнить решение: исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель).

    4. Первичное осмысление нового материала.

    Работа в парах. Учащиеся выбирают способ решения уравнения самостоятельно в зависимости от вида уравнения. Задания из учебника «Алгебра 8», Ю.Н. Макарычев,2007: № 600(б,в,и); № 601(а,д,ж). Учитель контролирует выполнение задания, отвечает на возникшие вопросы, оказывает помощь слабоуспевающим ученикам. Самопроверка: ответы записаны на доске.

    б) 2 – посторонний корень. Ответ:3.

    в) 2 – посторонний корень. Ответ: 1,5.

    а) Ответ: -12,5.

    ж) Ответ: 1;1,5.

    5. Постановка домашнего задания.

    1. Прочитать п.25 из учебника, разобрать примеры 1-3.
    2. Выучить алгоритм решения дробных рациональных уравнений.
    3. Решить в тетрадях № 600(а,г,д); №601(г,з).
    4. Попробовать решить №696(а)(по желанию).

    6. Выполнение контролирующего задания по изученной теме.

    Работа выполняется на листочках.

    Пример задания:

    А) Какие из уравнений являются дробными рациональными?

    Б) Дробь равна нулю, когда числитель ______________________ , а знаменатель _______________________ .

    В) Является ли число -3 корнем уравнения №6?

    Г) Решить уравнение №7.

    Критерии оценивания задания:

    • «5» ставится, если ученик выполнил правильно более 90% задания.
    • «4» - 75%-89%
    • «3» - 50%-74%
    • «2» ставится учащемуся, выполнившему менее 50% задания.
    • Оценка 2 в журнал не ставится, 3 - по желанию.

    7. Рефлексия.

    На листочках с самостоятельной работой поставьте:

    • 1 – если на уроке вам было интересно и понятно;
    • 2 – интересно, но не понятно;
    • 3 – не интересно, но понятно;
    • 4 – не интересно, не понятно.

    8. Подведение итогов урока.

    Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с дробными рациональными уравнениями, научились решать эти уравнения различными способами, проверили свои знания с помощью обучающей самостоятельной работы. Результаты самостоятельной работы вы узнаете на следующем уроке, дома у вас будет возможность закрепить полученные знания.

    Какой метод решения дробных рациональных уравнений, по Вашему мнению, является более легким, доступным, рациональным? Не зависимо от метода решения дробных рациональных уравнений, о чем необходимо не забывать? В чем «коварство» дробных рациональных уравнений?

    Всем спасибо, урок окончен.

    Решение дробно-рациональных уравнений

    Справочное пособие

    Рациональные уравнения – это уравнения, в которых и левая, и правая части являются рациональными выражениями.

    (Напомним: рациональными выражениями называют целые и дробные выражения без радикалов, включающие действия сложения, вычитания, умножения или деления - например: 6x; (m – n)2; x/3y и т.п.)

    Дробно-рациональные уравнения, как правило, приводятся к виду:

    Где P (x ) и Q (x ) – многочлены.

    Для решения подобных уравнений умножить обе части уравнения на Q(x), что может привести к появлению посторонних корней. Поэтому, при решении дробно-рациональных уравнений необходима проверка найденных корней.

    Рациональное уравнение называется целым, или алгебраическим, если в нем нет деления на выражение, содержащее переменную.

    Примеры целого рационального уравнения:

    5x – 10 = 3(10 – x)

    3x
    - = 2x – 10
    4

    Если в рациональном уравнении есть деление на выражение, содержащее переменную (x), то уравнение называется дробно-рациональным.

    Пример дробного рационального уравнения:

    15
    x + - = 5x – 17
    x

    Дробные рациональные уравнения обычно решаются следующим образом:

    1) находят общий знаменатель дробей и умножают на него обе части уравнения;

    2) решают получившееся целое уравнение;

    3) исключают из его корней те, которые обращают в ноль общий знаменатель дробей.

    Примеры решения целых и дробных рациональных уравнений.

    Пример 1. Решим целое уравнение

    x – 1 2x 5x
    -- + -- = --.
    2 3 6

    Решение:

    Находим наименьший общий знаменатель. Это 6. Делим 6 на знаменатель и полученный результат умножаем на числитель каждой дроби. Получим уравнение, равносильное данному:

    3(x – 1) + 4x 5х
    ------ = --
    6 6

    Поскольку в левой и правой частях одинаковый знаменатель, его можно опустить. Тогда у нас получится более простое уравнение:

    3(x – 1) + 4x = 5х.

    Решаем его, раскрыв скобки и сведя подобные члены:

    3х – 3 + 4х = 5х

    3х + 4х – 5х = 3

    Пример решен.

    Пример 2. Решим дробное рациональное уравнение

    x – 3 1 x + 5
    -- + - = ---.
    x – 5 x x(x – 5)

    Находим общий знаменатель. Это x(x – 5). Итак:

    х 2 – 3х x – 5 x + 5
    --- + --- = ---
    x(x – 5) x(x – 5) x(x – 5)

    Теперь снова освобождаемся от знаменателя, поскольку он одинаковый для всех выражений. Сводим подобные члены, приравниваем уравнение к нулю и получаем квадратное уравнение:

    х 2 – 3x + x – 5 = x + 5

    х 2 – 3x + x – 5 – x – 5 = 0

    х 2 – 3x – 10 = 0.

    Решив квадратное уравнение, найдем его корни: –2 и 5.

    Проверим, являются ли эти числа корнями исходного уравнения.

    При x = –2 общий знаменатель x(x – 5) не обращается в нуль. Значит, –2 является корнем исходного уравнения.

    При x = 5 общий знаменатель обращается в нуль, и два выражения из трех теряют смысл. Значит, число 5 не является корнем исходного уравнения.

    Ответ: x = –2

    Ещё примеры

    Пример 1.

    x 1 =6, x 2 = - 2,2.

    Ответ:-2,2;6.

    Пример 2.