Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
1. Объяснить маме (родственникам) цель и ход процедуры. | Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком. |
2. Подготовить необходимое оснащение. | Обеспечение четкости выполнения процедуры. |
3. Поставить ванночку в устойчивое положение. | Обеспечение безопасности проведения процедуры. |
4. Вымыть и высушить руки. | |
5. Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором. Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком. | |
6. Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пеленку. | Обеспечение инфекционной безопасности. Создание комфортных условий для ребенка. |
7. Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на боковые стенки ванночки или подставки). | Создание комфортных условий для ребенка. Сохранение правильного положения пеленки в ванночки. |
Продолжение таблицы 5
8. Положить в ванну водный термометр. Наполнить ванну водой на 1/2 или 1/3, температура должна быть 36-37 С 0 . Примечание: P При заполнении ванны водой чередовать холодную и горячую воду; P Проводить контроль температуры воды только с помощью водного термометра; P При необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раствора перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды. | Исключение образования водного пара в большом количестве Профилактика ожогов у ребенка. Обеспечение безопасности ребенка. Кипячёная вода и раствор перманганата калия используется до полного заживления пупочной ранки | |
9. Набрать воду в кувшин для ополаскивания ребенка 37- 38 гр. С | За время купания вода в кувшине остывает на 1-2 С 0 и обеспечивает закаливающий эффект. | |
10. Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой). Сбросить одежду в мешок для грязного белья. | Подготовить ребенка к процедуре. Предупреждение загрязнения окружающей среды. | |
Выполнение процедуры | ||
1. Взять ребенка на руки, поддерживая левой рукой спину и затылок, правой ягодицы и бедра. | Наиболее удобная фиксация ребенка. | |
2. Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища). Вода должна заходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди должна оставаться открытой. Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю часть туловища ребенка. | Исключается перегревание ребенка. Обеспечивается максимальное расслабление мышц и наиболее удобная фиксация. Предупреждается попадание воды в слуховые проходы малыша при проведении процедуры. | |
3. Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости вичку» (при необходимости намылить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующее последовательности: голова (от лба к затылку), шея, туловище, конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними промыть половые органы и межягодичную область | Исключение травмирования кожи. Предупреждение попадание воды и мыла в глаза и уши. Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие ее поверхности. | |
4. Снять «рукавичку» приподнять ребенка над водой, | Достижение инфекционной безопасности. | |
Окончание таблицы 5
перевернуть ребенка лицом вниз, сполоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 36-37гр.С). Примечание: желательно иметь помощника. | Уменьшение попадание воды в глаза и уши. Обеспечение закаливающего эффекта. | |
5. Накинув полотенце положить ребенка на пеленальный столик. Осушить кожные покровы промокательными движениями. | Предупреждение переохлаждения. Обеспечение безопасности ребенка. Предупреждение появлений раздражения кожных покровов ребенка. | |
Завершение процедуры | ||
1. Обработать естественные складки стерильным растительным маслом или припудрить присыпкой. | Предупреждение опрелостей. | |
2. Одеть ребенка и положить в кроватку. | Обеспечение комфортного состояния | |
3. Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» убрать в мешок для грязного белья («рукавичку» обязательно прокипятить). Слить воду из ванночки и ополоснуть ее. Обработать внутреннюю поверхность и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. | Обеспечение инфекционной безопасности. | |
4. Вымыть и осушить руки. | ||
Пеленание
Цель: профилактическая
Показания:
ü Создание ребенку максимального комфорта.
Оснащение:
ü тонкая и теплая распашонки;
ü фланелевая и тонкая пеленки;
ü подгузник или памперс;
ü полотенце;
ü пеленальный столик;
ü ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
Обязательные условия:
ü использовать метод свободного пеленания (оставляется небольшое пространство в пеленках для свободного движения ребенка);
ü шапочку одевать только после ванны и на время прогулок;
ü правильная фиксация пеленок («замочек» расположен спереди);
ü при пеленании малыша с ручками – нижний край пеленки должен располагаться на середине плеч (выше локтевых суставов);
ü исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.д.
Для очищения кожи ребенка, а также с целью закаливания.
ПОКАЗАНИЯ:
Здоровый ребенок
III. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ:
Высокая температура, заболевания кожи.
IV. ОСНАЩЕНИЕ:
Теплая вода, ванночка, детское мыло, мягкая мочалка, пеленка, простыня, чистая одежда, стерильное масло, стерильные шарики, дез. раствор, водный термометр, детское мыло, фланелевая рукавичка.
ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА: Купать детей следует перед кормлением и лучше перед ночным сном. Кратность проведения ванны: первую ванну ребенок получает после выписки его из родильного дома, через 1-2 дня после отпадения пуповины, если пупочная ранка правильно заживает. До 6 месяцев ребенка купают ежедневно, с 6-12 месяцев — через день, до 2-х лет -2 раза в неделю, а с 4-5 лет – 1 раз в неделю.
V . Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.
Подготовка к процедуре:
Выполнение процедуры:
- Раздеть ребенка. Детей первых-месяцев жизни можно погружать в воду в пеленке, погружение проводят медленно, осторожно, одной рукой поддерживая спинку и головку ребенка, а свободной рукой в рукавичке намыливают волосистую часть головы, шею, затем туловище, спереди и сзади, и, наконец, руки и ноги. Лицо водой из ванны не умывают, для этого используют кипяченую воду. Ребенка держат так, чтобы вода доходила до его плечиков.
- После окончания купания ребенка вынимают из воды, держат спинку кверху, обливают чистой водой из кувшина (36 С), заворачивают в простыню, обсушивают промокательными движениями.
- Обрабатывают складки кожи стерильные шариками со стерильным маслом.
- Затем ребенка пеленают (одевают).
Окончание процедуры:
- Пеленку, простыню и рукавичку убирают для дезинфекции.
- Обрабатывают внутреннюю поверхность ванночки дез. раствором.
- Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
- Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.
Осложнения и профилактика.
Ребенок может захлебнуться, может произойти остановка дыхания.
Для профилактики — ребенка осторожно погружают в воду, одной рукой поддерживая его голову.
Гигиеническую ванну проводят при приеме пациентов в стационар и в лечебном отделении, при длительном постельном режиме. Больного следует мыть в ванне или под душем не реже 1 раза в неделю.
Оснащени е: водный термометр, мочалку, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетку и 0,5% хлорамин.
Алгоритм действия:
1. Вымыть ванну щеткой мылом или чистящим средством, ополоснуть раствором хлорамина.
2. Закрыть форточки, около ванны поместить деревянную решетку.
3. Наполнить ванну сначала 1/3 холодной водой и на 2/3 – горячей.
4. Измерить температуру воды, опустив термометр в ванну (должна быть 37ºС).
5. Помогите больному раздеться и:
а). удобно расположиться в ванне так, чтобы вода доходила до мечевидного отростка.
б.) вымыться мочалкой с мылом (сначала голову, потом туловище) и вытереться.
в). выйти из ванны, переодеться в чистое белье.
Примечание
1. Продолжительность ванны 15-30 минут.
2. Во время гигиенической ванны медсестра должна следить за самочувствием больного, его внешним видом и пульсом.
3. Для приема гигиенического душа в ванну поставить табурет, на который будет садиться больной.
Кожу тяжелобольного пациента необходимо ежедневно, не менее 2 раз, обтирать.
Обтирание
Оснащение : перчатки, таз с теплой водой, рукавичка или ватный тампон, полотенце.
Алгоритм действия :
1. Вымойте руки, наденьте перчатки.
2. Смочите рукавичку или ватный тампон (можно воспользоваться концом полотенца) в теплой воде.
3. Оботрите последовательно грудь и живот пациента.
4. Затем насухо промокните кожу полотенцем. Особенно тщательно протрите и высушите складки кожи под молочными железами у женщин (особенно у тучных), подмышечные впадины.
5. Поверните пациента на бок и оботрите спину, делая при этом легкий массаж. Затем высушите.
6. Уложите удобно пациента, накройте одеялом.
7. Снимите перчатки, вымойте руки.
Запомните! Особенно тщательного ухода требуют естественные складки кожи и места возможного образования пролежней.
Гигиенический душ
Гигиенический душ – компонент санитарной обработки в приемном отделении при поступлении больного в стационар, в лечебном отделении 1 раз в 7-10 дней.
Оснащение : термометр для измерения температуры воздуха, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетка, 0,5% раствор хлорной извести.
Алгоритм действия:
1.Вымойте ванну;
2.Поставьте в ванну небольшую скамейку и усадите на нее пациента;
3.Включите душ, отрегулируйте температуру воды и помогите пациенту помыться в той же последовательности, что и в ванной;
4.Помогите пациенту выйти из ванны или душа, вытереться полотенцем, одеться и дойти до палаты. При необходимости воспользуйтесь креслом-каталкой.
Занятие №7. Уход за лихорадящими больными.
Цели занятия:
Студент должен знать:
· Физиологические механизмы поддержания температуры внутренней среды организма;
· Виды медицинских термометров; устройство ртутного термометра;
· Правила хранения термометров;
· Правила пользования термометром;
· Способы обработки термометров после их использования;
· Области тела, используемые для измерения температуры;
· Виды температур, показания к их регистрации;
· Время измерения температуры тела, суточные колебания;
· Правила построения температурной кривой;
· Лихорадка: понятие, виды;
· Периоды лихорадки;
· Клинические проявления в 1-м, 2-м, 3-м периодах лихорадки;
· Особенности ухода за больными на разных периодах лихорадки;
Студент должен уметь:
· Измерить температуру тела;
· Регистрировать результаты измерения температуры в температурном листе;
· Оказывать помощь пациенту в 1-м, 2-м и 3-м периодах лихорадки;
· Обработать термометры после использования;
Этико-деонтологический аспект темы. Если у вас возникают сомнения в правдивости пациента в отношении его температуры, повторите измерение температуры в своем присутствии, ссылаясь на возможную неисправность термометра.
Меры предосторожности . При работе с термометром мел-сестра может нечаянно его разбить. Пары ртути опасны для здоровья человека. Попросите пациентов выйти из помещения. Соберите ртуть и поместите ее в герметически закрытый сосуд, после чего вымойте руки.
Терморегуляция
Терморегуляцией называют совокупность процессов регуляции теплообразования и теплоотдачи. Поддержание определенного равновесия между этими процессами обеспечивает у здорового человека относительно постоянную температуру тела.
Теплообразование осуществляется за счет окислительных процессов в мышцах и внутренних органах: чем выше интенсивность метаболизма, тем оно больше.
Теплоотдача осуществляется путем теплопроведения, теплоизлучения и испарения (потоотделение).
При повышении температуры окружающей среды кровеносные сосуды кожи расширяются, увеличивается ее теплопроводность и теплоизлучение, усиливается потоотделение, что приводит к повышению теплоотдачи и предотвращает перегревание.
При снижении температуры окружающей среды уменьшается теплоотдача за счет уменьшения теплопроводности кожи и сужения ее кровеносных сосудов, повышается теплопродукция вследствие усиления сократительной активности скелетных мышц (мышечная дрожь), что предотвращает снижение температуры тела и переохлаждение.
стерильный лоток;
лоток для отработанного материала;
крафт-пакет с ватными шариками, помазками и марлевыми салфетками;
пинцет в дез. растворе;
лекарственные средства: 3% раствор пероксида водорода, 5% раствор калия перманганата, 70% спирт.
Проверить наличие чистых пеленок;
Обработать дезинфицирующим раствором (макроцид-ликвид, терралин, сайдекс) пеленальный матрац;
Открыть бак для использованного белья.
Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
Расстелить на пеленальном столике пеленки.
Распеленать ребенка в кроватке. (Подмыть его, кожу просушить- если есть необходимость).
9. Положить ребенка на подготовленный пеленальный столик. Выполнение манипуляции
Левой рукой развести края пупочного кольца.
Помазок смочить 3%р-ром перекиси водорода путем полива над лотком для использованного материала.
Обильно покрыть пупочную ранку перекисью водорода, одним движением, вводя помазок перпендикулярно к пупку ранку, вращая помазок на 360°, движением похожим на запятую.
Левой рукой развести края пупочного кольца, сухим помазком просушить ранку (вводя помазок перпендикулярно к пупку ранку движением похожим на запятую).
Помазок сбросить в лоток для отработанного материала.
Новый помазок смочить 70% этиловым спиртом.
Левой рукой развести края пупочного кольца, обработать ранку движением похожим на точку, вводя помазок перпендикулярно к пупку.
Помазок сбросить в лоток для использованного материала.
По назначению врача: помазком, смоченным 5% раствором калия перманганата обработать только ранку, не касаясь кожи; точечным движением. Помазок сбросить.
Заключительный этап выполнения манипуляции
Запеленать ребенка.
Уложить в кровать.
Обработать пеленальный столик дез. раствором.
Снять перчатки, вымыть и высушить руки.
Схематическое изображение манипуляции
1) Н2О2 2) сухо 3) ●спирт 70 ° 4 ) ●К М n О4 5%
Проведение гигиенической ванны новорожденному ребенку
Первая гигиеническая ванна проводится на 2-е сутки после выписки из роддома; До заживления пупочной ранки используют кипяченую воду или раствор перманганата
калия (2-3 недели);
в 1-ой половине года купают ежедневно по 5-10 минут,во 2-ой половине года можно купать через день.
Температура воды в ванне 37-38,0 С;мыло используется 1раз в неделю.
Т воздуха в помещении- 22-24 С.
Купают перед предпоследним кормлением.
Техническая подготовка
Две емкости - с холодной и горячей водой (или вода из под крана).
Раствор калия перманганата (95 мл. воды - 5 г. кристалликов К Мn О4, приготовленный раствор процеживают через марлю, причем кристаллы не должны
попасть в ванну).
Кувшин для ополаскивания.
Ванночка.
Водный термометр.
"Рукавичка" из махровой ткани (фланели).
7.Детское мыло (детский шампунь).
8.Стерильное масло (детский крем, растительное).
9.Пеленки,распашонки. 10.Пеленальный столик.
11.Дез. раствор
Подготовительный этап
Вымыть и высушить руки.
На пеленальном столике разложить пеленки.
Поставить в устойчивое положение ванночку (предварительно обработанную дез. раствором или вымытую с детским мылом).
Ванну заполняют - на 1/2 или 1/3 ее объема.
Добавляют 5% раствор перманганата калия до слабо-розового раствора.
Измерить Т ° воды термометром.
Выполнение манипуляции:
Раздеть ребенка. После дефекации подмыть проточной водой. Грязное белье бросить в бак для использованного материала.
Взять ребенка двумя руками: положить ребенка на левую руку взрослого, согнутую в локте, так, чтобы голова ребенка находилась на локтевом сгибе; этой же рукой захватить левое плечо ребенка.
Поместить ребенка в ванночку, начиная с ножек так, чтобы вода доходила до линии сосков ребенка.
Ножки после погружения остаются свободными. Уровень погружения - до сосковой линии.
В течение нескольких минут обмывать шею и грудь ребенка.
Мытье туловища:
надеть рукавичку;
намылить рукавичку гелем, или мылом, или шампунем;
бережно намылить тело ребенка;
помыть складки ребенка намыленной рукавичкой;
ополоснуть ребенка.
Мытье головы:
голову желательно мыть в последнюю очередь, так как эта процедура может вызвать негативную реакцию ребенка).
смочить волосы (ото лба к затылку), поливая их водой из ковша (кувшина);
нанести шампунь или пену на волосы;
бережно массируя голову, вспенить шампунь или пену;
смыть мыльную пену водой по направлению ото лба к затылку так, чтобы мыльная вода не попала в глаза;
перевернуть ребенка над ванночкой спиной вверх;
ополоснуть ребенка водой из кувшина
Извлечь ребенка из воды в положении - лицом книзу.
Ополоснуть водой из кувшина и умыть.
Набросить полотенце или пеленку на ребенка, положить на пеленальный столик и осушить кожу. Мокрую пеленку бросить в бак.
Заключительный этап
Обработать кожные складки растительным маслом.
Обработать пупочную ранку, провести туалет носовых и слуховых ходов.
Запеленать ребенка.
Слить воду и обработать ванночку.
Вымыть и высушить руки.
Первое купание новорожденного ребенка в ванночке следует проводить после отпадения остатка пуповины и заживления пупочной ранки. Обычно, это происходит на 2-ой неделе жизни. Для купания ребенка Вам понадобятся: ванночка (лучше эмалированная, но можно и пластмассовую), детское мыло, мягкая губка, водяной термометр, кувшин или другая емкость с теплой водой для ополаскивания ребенка, пеленка и полотенце.
Частота купания детей:
В течение первых 6-ти месяцев - ежедневно;
- с 6 мес до 1,5 лет - через день;
- до 3-х лет - 2 раза в неделю;
- старше 3-х лет - не реже 1-го раза в неделю.
Температура воды в ванной:
В течении первого месяца жизни - 37,5-37 0 С. При этом, новорожденного купают в кипяченой воде, которую остужают до нужной температуры.
- до 6 мес.- 36,5-37 С;
- с 6 мес. до 12 мес. 36,0-36,5 С.
Продолжительность принятия ванны:
До 12 месяцев - 5-10 минут
- с 12 месяцев до 2-х лет - 8-10 минут
- после 2-х лет - 10-15 минут
Продолжительность ванны наращивают постепенно, начинают от нескольких минут и с каждым последующим приемом увеличивают время.
Поэтапность процедуры:
1. Перед купанием ванночку тщательно промывают с мылом и щеткой, затем ополаскивают горячей водой;
2. Положение ребенка в ванной. Голову и верхнюю часть туловища поддерживают одной рукой, другой рукой фиксируют ягодицы и бедра. Поддерживая ноги ребенка, его осторожно помещают в воду.
В этом положении обеспечивается наибольшее расслабление мышц ребенка. Для купания так же можно использовать специальную подставку. До 6 месяцев, положение ребенка в ванне - лежа. Так,чтобы голова была несколько выше туловища (вода не должна попадать в наружные слуховые проходы). Для этого нужно придерживать голову ребенка на своей руке. Вода должна быть на уровне сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой. После 6 месяцев - дети могут сидеть в ванночке, свободно, без напряжения, погруженные до уровня сосков.
3. Итак, одной рукой поддерживают голову и спинку ребенка, другой намыливают шею, туловище, ягодицы. Особое внимание уделите складкам в области шеи, в локтевых сгибах, паховой области, за ушами, под коленными сгибами и между ягодицами;
4. Затем ребенка приподнимают над водой, поворачивают спинкой кверху и обливают чистой водой из отдельной посуды;
5. В согретую пеленку заворачивают ребенка и легкими промокательными движениями обсушивают кожу ребенка;
7. Запеленать (или одеть) ребенка и уложить в кроватку.
Следует помнить, что:
Ванну проводят в определенные, желательно в одни и те же, часы. Не раньше чем через час после кормления или за 40-45 мин до него, а так же за 1-1,5 часа до сна;
После ванны ребенку необходим отдых в течение 20-30 минут;
Мыло при купании новорожденного используют не чаще 2 раз в неделю.
Возможные проблемы:
У некоторых детей ежедневные купания могут вызвать раздражение кожи (особенно если жесткая вода).
Рекомендации:
искупать ребенка с добавлением крахмала - 100-150 гр крахмала развести теплой водой и влить в ванную полученную взвесь;
Иногда после частого мытья с мылом волосы становятся сухими.
Рекомендации:
смазать волосы после купания растительным маслом. После обработки маслом волосы протирают сухи ватным тампоном;
Если на коже малыша появились элементы потницы.
Рекомендации:
в ванну добавить настой череды или ромашки. Для приготовления настоя берется 1 столовая ложка травы на стакан воды (200 мл) - настаивать 10 минут.