Теория

Освобождение Руси от ордынского ига. Освобождение от ордынского ига

Освобождение Руси от ордынского ига. Освобождение от ордынского ига

Первым камнем, положенным в основу борьбы Руси за освобождение от монголо-татарского ига стала Куликовская битва, состоявшаяся 8 сентября 1380 года. Орда имела численное превосходство над русскими, но благодаря превосходным тактическим задумкам Дмитрия его войску удалось взять в окружение и уничтожить главные силы Мамая.

Разгром Мамая, и последовавшие за этим ордынские неурядицы, которые привели к окончательному распаду грабительского государства, демонстрация превосходства русского военного искусства над военным искусством врага, усиление государственной власти на Руси - заметные последствия битвы на Куликовом поле. Вместе с этим Куликовская битва положила начало возрождению национального самосознания русского народа.

Огромную роль в этой победе сыграл Дмитрий Донской. Это исторический деятель, который сумел понять народные чаяния и объединить всех русских людей на их свершение и перед решающей схваткой с угнетателями примирить самые острые общественные противоречия. В этом его заслуга во внутренней политике. Но он не только возродил лучшие традиции военного искусства, он обогатил его новыми принципами стратегии и тактики, в невероятно сложных условиях сумел вооружить и обучить войско. Так же сподвижниками его во всех его делах были митрополит Алексей и игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский. Эти люди смогли под эгидой русской церкви собрать всех гонимых людей под единое знамя освобождения. Одним из самых значительных полководцев Древней Руси был Дмитрий Волынский, отнюдь не по капризу отдал князь под его начало засадный полк и руководство всей битвой. Это ли не высшая оценка?

Куликовская победа создала в Восточной Европе качественно новую политическую ситуацию, при которой искусственно сдерживавшиеся объединительные процессы получили простор для своего развития. С Куликовской победы началось неуклонное восхождение Москвы, столицы Русских земель. Сейчас же явились и признаки возросшего личного влияния Дмитрия Донского.«Со всех сторон счастливый Дмитрий, одним ударом освободив Россию от двух грозных неприятелей, послал гонцов в Москву, в Переславль, Кострому, Владимир, Ростов и другие города, где народ, сведав о переходе войска за Оку, денно и нощно молился в храмах.»

После Куликовской битвы Орда еще не раз пыталась восстановить свое ослабленное влияние на Русь и пресечь начавшееся объединение земель вокруг Москвы.

В 1381 году Тохтамыш, правивший в то время Ордой решился на вторжение в пределы Северо-Восточной Руси, чтобы сорвать планы Дмитрия и его митрополита Киприана по созданию общерусского антиордынского фронта.

Ему удалось дойти до Москвы и взять её. Овладев Москвой, Тохтамыш распустил отряды по волостям. Ограбили Юрьев, Дмитров, Можайск. Под Волоколамском отряды столкнулись с войском, которое собирал Владимир Андреевич, ордынцы были изрублены в короткой сече. Узнав об этом, Тохтамыш собрал рассеянные отряды и помчался прочь так же скоро, как и явился, не пожелав встречаться ни с Владимиром Андреевичем, ни с тем более Дмитрием Донским, который двинул свое войско из Костромы к Москве.

Так закончился поход Тохтамыша на Москву в 1382 году. Орде снова удалось предотвратить чрезмерное усиление одного из государств Восточной Европы - Московского.

Одновременно с этим Орда искусно подогревала конфликт между Московским и Литовским княжествами. они увеличивали накал их соперничества, и одновременно подогревали сепаратистские настроения удельных князей внутри этих двух великих княжеств.

Такое положение дел сохранялось вплоть до 1405 года, когда ордынский хан Едигей двинул свои войска в новый поход на Москву. Одновременно удар шел и по Рязани, Переславлю, Юрьеву, Ростову и Дмитрову. Едигей осадил Москву. Рассчитывая на помощь оппозиционных Василию князей Едигей ошибся. Времена, когда по призыву Орды русские князья с легкостью поднимались друг на друга, миновали. Еще одной неприятной новостью для Едигея было то, что Василий смог поднять против хана Булат-Султана, ставленников Едигея, ордынских царевичей. В Орде начались распри и Едигей, сняв осаду Москвы, поспешил в Орду.

В это время митрополитом Всея Руси был Фотий. В его время католическая церковь усилила свой нажим на поляков, с целью установления католичества в как можно большем количестве русских земель. Абсолютное большинство коренного населения этих земель было православным. Ослабленное и утихнувшее, но все ещё окончательно не свергнутое татарское иго заставляло русский народ всё больше и больше сплачиваться друг с другом. Политически ордынский контроль над русскими землями уже был довольно слаб, но экономически Русь еще не вполне оправилась от нашествий Тохтамыша и Едигея и не прекращавшихся мелких татарских отрядов. Монголо-татарское иго, ослабшее под влиянием Куликовского поражения еще оказывало свое влияние на Московское княжество. И хотя в сознании русских людей монгол уже не был страшным воином, которого все боялись, но передаваемый из поколения в поколение народный эпос еще держал русичей в каком-то страхе и почтении перед монголо-татарами.

В 1462 году, после смерти Василия II на престол взошёл его сын Иван III.

Эпоха Ивана III - эпоха сложнейшей работы русской дипломатии, эпоха укрепления русского войска, необходимого для обороны Русского государства. Первым завоеванием Ивана III было Казанское ханство, затем последовало присоединение Новгорода и к 1492 году Иван III стал официально величаться «государь всея Руси». Но еще в 1480 году Иван III стал подготавливать политическую почву для свержения ордынского ига. Как только в Москве получили с Дикого поля точное известие, что хан Ахмат со всей своей силой к Дону, великий князь выставил полки на Оке. Хан Ахмат, узнав, что на Оке выставлены сильные полки, пошел к Калуге, на соединение с Казимиром. Определив направление похода Орды Иван III перехватил ее на реке Угре. Москва тем временем была осаждена.

Ахмат грозился начать наступление, когда лед скует Угру. 26 октября Угра встала. Стоял и Ахмат. 11 ноября хан Ахмат, несмотря на то, что все переправы через Угру были открыты, повернул прочь. Кинулся в бег через литовские волости своего союзника Казимира.

11 ноября 1480 года, день ухода хана Ахмата с берегов Угры, принято считать днем полного освобождения Русской земли и русского народа от ордынского ига, от какой-либо зависимости от ханов Золотой Орды.

В 1476 г. Иван III отказался платить дань Орде; не первый раз пыталась Русь освободиться от этой унизительной зависимости. После победы над Новгородом Иван III предпринял новый решительный шаг, которого требовала и международная обстановка.

После захвата Константинополя турками-османами в 1453 г. Русь оставалась самым крупным православным государством в Европе, и теперь на Москву весь православный люд смотрел как на свою надежду и опору. К тому же к этому времени Иван III после смерти (1467 г.) первой жены – тверской княжны Марии Борисовны взял себе в жены племянницу последнего византийского императора Зою Палеолог. Брак устроили представители римской Церкви по поручению папы Павла II, который сам предложил Ивану III в 1469 г. руку Зои.

Зоя перешла в православие и приняла имя: Софья. Расчеты римского престола на усиление влияния в русских землях не оправдались, вместе с тем престиж московского великокняжеского двора благодаря этому браку вырос не только среди русских земель, но и в Европе. На Москву стали смотреть как на серьезную силу в борьбе с турецкой опасностью.

В этих условиях Иван III разорвал отношения с Ордой. Это означало войну. Орда решила примерно наказать Русь и вернуть ее в подневольное ярмо.

Владыка Большой Орды хан Ахмат (правил в 1465-1481 гг.) вел на Русь более 100 тыс. воинов. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром о военной помощи. Иван III предпринял ответные дипломатические шаги. Он использовал вражду между Крымским ханством и Ахматам и вступил в союзные отношения с Крымом не только против Орды, за и против Литвы.

Попытки передовых отрядов ордынцев прорваться в глубь Руси не имели успеха: на берегах Оки их встретили московские полки и отразили наступление. Тогда всеми силами Ахмат неторопливо двинулся к устью р. Угры у ее впадения в Оку вблизи литовско-русской границы. Сюда же несколько ранее подошел с главными силами и Иван III.

8 октября 1480 г. монголо-татары предприняли попытку форсировать Утру с ходу и обрушиться на русский лагерь. В 4-дневном сражении русские полки дали им отпор, ведя интенсивную стрельбу из пушек, пищалей, луков. Это было первое применение русскими огнестрельного оружия в полевых условиях. Ахмат, понеся большие потери, отступил, по-видимому, к Воротынску, где стал ожидать подхода Казимира. Казимир же был занят ликвидацией внутренних неурядиц и борьбой с Крымом, и помощи от него Казимир не дождался.

В это время: Иван III находился в Москве, куда он спешно выехал в связи с мятежом его братьев Бориса и Андрея Большого, которые были недовольны усилением власти великого князя. При этом братья связались с новгородскими противниками Ивана III и получили поддержку от Литвы. Положение стало тревожным: ордынцы стояли па Уфе, в тылу начался мятеж удельных князей. Часть боярской верхушки уговаривала Ивана III пойти па мировую с Ахматом, вспомнить о прежних катастрофах, о пленении отца, советовала Ивану спасаться бегством. Другая часть отстаивала необходимость бороться с Ордой. Никогда еще со времен детства положение Ивана III и его семьи не было столь критическим.

Иван колебался: риск был велик. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий, призывали князя вернуться к войску. Непреклонность в борьбе с Ордой проявили и высокие церковные деятели. Иван III отправил семью на север, туда же перевез и казну. Сам же быстро уладил отношения с братьями, пообещав увеличить им их уделы, и вскоре их войска появились на Утре. Туда же прибыл великий князь. Выбор был сделан в пользу борьбы.

Начинались холода. 26 октября замёрзла р. Уфа. Ахмат, узнав о прибытии войск братьев Ивана III и не получая известий из Литвы, не решился наступать. Два войска стояли Друг против друга на противоположных беретах реки. Никогда еще монголо-татары не вели на Руси столь длительных военных действий, притом в столь невыгодных условиях. Ахмат пытался начать с Иваном III переговоры и возвратить Русь к превшей зависимости, но Иван III, не отказываясь от переговоров, тянул время, устаивал армию, ждал больших холодов. Прождав до 11 ноября, монголо-татарское войско, испытывая недостаток в провианте и страдая от начавшейся эпидемии и сильных морозов, повернуло на юг. Скоро отход монголо-татар превратился в бегство. Они разорили попавшиеся им на пути литовские земли в отместку своему несостоявшемуся союзнику. Попытались они грабить и русские волости, но русское войско, преследуя ордынцев, пресекало все попытки таких грабежей. Назад в Орду вернулись лишь остатки некогда могучей рати, а 6 января 1481 г. Ахмат был убит в Столкновении с одним из своих соперников. Союзник же Ивана III крымский хан Менгли-Гирей (правил в 1468–1515 гг.) нанес удар по литовским владениям.

Так называемое "стояние на Угре", или "Угорщина" имело огромное значение в истории России. После этого противоборства Русь окончательно освободилась от последних следов ордынского гнета. Московское великое княжество стало полностью независимым, суверенным государством.

1. В 1480 г. было свергнуто монголо-татарское иго, что, в немалой степени, стало результатом деятельности Ивана III - одного из самых прогрессивных русских князей того времени. Иван III, сын Василия Темного, вступил на престол в 1462 г. и правил до 1505 г. В годы его правления произошли судьбоносные переменыв жизни Московской Руси:

  • Русь была окончательно объединена вокруг Москвы;
  • было свергнуто монголо-татарское иго;
  • Русь стала политическим и духовным преемником Византии;
  • был составлен первый Судебник Московского государства;
  • началось строительство современного Московского Кремля;
  • московский князь стал именоваться Государем Всея Руси.

2. Решающим шагом в объединении русских земель вокруг Москвы стало подавление двух феодальных центров, многие годы соперничавших с Москвой:

  • Новгорода в 1478 г.;
  • Твери в 1485 г.

Присоединение Новгорода - независимой торговой демокра­тической республики к Московскому государству произошло насильственным путем. В 1478 г. Иван III, обеспокоенный желанием новгородцев присоединиться к Литве, пришел в Новгород с войском и предъявил ультиматум. Новгородцы, чьи силы уступали Москве, были вынуждены его принять. Новгородский вечевой колокол - символ демократии, был снят с колокольни и увезен в Москву, вече распущено. Именно во время присоединения Новгорода Иван III впервые был публично был представлен как Государь Всея Руси.

3. После объединения двух крупнейших русских центров - Москвы и Новгорода следующим шагом Ивана III было свержение монголо-татарского ига:

  • в 1478 г. Иван III отказался платить дань Орде;
  • хан Ахмат вместе с золотоордынской армией выступил на рус­ские земли;
  • в октябре - ноябре 1480 г. русская и золотоордынская армии стали лагерями на реке Угре, что получило название «стояние на реке Угре»;
  • простояв на Угре месяц, 11 ноября 1480 г. хан Ахмат собрал свое войско и ушел в Орду.

Данное событие считается моментом окончания монголо-татарского ига, длившегося 240 лет.

Однако стояние на реке Угре является символом свержения ига, но не его причиной.

Главная причина достаточно легкого свержения ига - фактическая гибель Золотой Орды в 1480 - 1481 г.

Геополитическую ситуацию в мире изменили пришедшие из Азии турки:

  • сначала, в 1453 г., турки сокрушили 1000-летнюю Византию и взяли Константинополь;
  • затем пришла очередь Золотой Орды (также врага турок), которая в 1460-е - 1470-е гг. подвергалась разрушительным набегам с юга;
  • в 1480 г. крымские татары - союзники турок открыли для Руси «второй фронт», начав вторжение в Золотую Орду.

Кроме того, в самой Золотой Орде (к тому времени она уже несколько раз меняла название - Белая Орда, Синяя Орда и др.) происходили центробежные процессы - похожие на те, которые привели к распаду Киевской Руси. Золотая Орда к 1480 г. уже фактически распалась на мелкие ханства. Иногда данные ханства «собирались» кем-либо из «сильных людей» -военачальников или ханов, последний раз Золотая Орда была объединена Ахматом, который затем попытался восстановить вассальную зависимость Московской Руси. Однако во время стояния на Угре пришло известие о новом вторжении крымских татар и новой «Замятине» (междоусобице) в Золотой Орде. В результате этого:

  • хан Ахмат был вынужден срочно уходить с Угры, чтобы вести борьбу с вторгшимися с юга завоевателями;
  • в 1481 г. армия Ахмата была разгромлена, Ахмат - последний хан Орды убит, а Золотая Орда прекратила свое существование и распалась на мелкие ханства - Астраханское, Казанское, Ногайское и др. Вот почему, уйдя с Угры 11 ноября 1480 г., монголо-татары больше никогда не вернулись.

Последняя попытка возродить Золотую Орду была предпринята в 1492 г., однако была пресечена турками, крымскими татарами, и местными сепаратистами. Золотая Орда окончательно прекратила свое существование. 4. Московское государство, наоборот, набирало силу и международный авторитет. Иван III женился на Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего императора Византии (Восточной Римской империи, распавшейся в 1453 г., как и Золотая Орда, под натиском турецкого нашествия). Молодое Московское государство было объявлено политическим и духовным правопреемником Византии. Это нашло свое выражение как в лозунге: «Москва - Третий Рим» (после Рима и «Второго Рима» - Константинополя), так и в заимствовании византийской символики и символов власти:

  • Герб семьи Палеологов - двуглавый орел был взят в качестве герба вновь образованного Русского (Московского) государства;
  • постепенно у Византии было заимствовано новое название страны - Россия (Россия - византийский вариант наименования Русь; в византийском языке для удобства произношения в названии стран буква «у» менялась на «о» и добавлялось окончание «-ия» (-ia), например, Румыния звучала как Романиа, Булгар как Болгариа, Русь как Россиа).

В честь свержения монголо-татарского ига при Иване III началось строительство символа власти - Московского Кремля. По замыслу Ивана III Кремль должен был стать резиденцией будущих русских государей и должен олицетворять величие и державность. За основу был взят проект итальянского архитектора Аристотеля Фиорованти, по которому, вместо старого белокаменного, была построена основная часть современного Московского Кремля из красного кирпича. Также при Иване III в 1497 г. был принят Судебник - первый свод законов независимого русского государства. Данный Су­дебник узаконил:

  • единую систему государственных органов;
  • единую систему государственного устройства;
  • право крестьян менять помещиков («Юрьев день»).

В годы правления Ивана III началось расширение территории Руси на восток. Так, в 80 - 90-е гг. XV в. были освоены обширные пространства до Урала и Северного Ледовитого океана, в результате чего при Иване III территория Московского государства увеличилась в 6 раз.

Иван III умер в 1505 г., оставив после себя сильное, процветающее и независимое государство.

В середине XIII века Русь подверглась одному из самых тяжелых испытаний за историю своего существования - нашествию монголо-татар. Золотая Орда - это государственное образование, созданное монголо-татарами, целью которого была эксплуатация завоеванных народов. Но не все народы покорно смирились с тяжким игом. Освобождение Руси от Золотой Орды как раз и будет предметом нашего изучения.

Первая встреча

Создателем Монгольской империи был Чингисхан. Великий монгол сумел сплотить разрозненные татарские племена в единую могучую державу. Буквально за пару десятилетий его государство разрослось из небольшого улуса до размеров самой огромной в мире империи. Он покорил Китай, государство тангутов, Хорезм и более мелкие племена и народы. История Чингисхана была чередой войн и завоеваний, блестящих побед и великих триумфов.

В 1223 году полководцы великого хана Субудай-багатур и Джэбэ-нойон в рамках разведки боем в причерноморских степях на берегу наголову разбили русско-половецкое войско. Но так как на этот раз покорение Руси не входило в планы моголов, они повернули домой. Масштабный поход был запланирован на следующий год. Но Покоритель Вселенной внезапно умер, оставив величайшую империю в мире наследникам. Действительно, Чингисхан - великий монгол.

Поход Батыя

Прошли годы. История Чингисхана, его великие подвиги вдохновляли потомков. Одним из его внуков был Бату-хан (Батый). Это был великий воин под стать своему славному деду. Батыю принадлежал Улус Джучи, названный так по имени его отца, и именно ему был завещан великий западный поход, который так и не удалось совершить Чингисхану.

В 1235 году в Каракоруме был созван общемонгольский курултай, на котором было принято решение организовать великий поход на запад. Джихангиром, или главным полководцем, как и следовало ожидать, был избран Батый.

Монгольское войско в 1238-1240 годах огнем и мечом прошлось по землям Руси. Удельные князья, между которыми постоянно шли междоусобицы, не смогли сплотиться в единую силу, чтобы дать отпор завоевателям. Покорив Русь, орды монголов ринулись в центральную Европу, сжигая на своем пути села и города Польши, Венгрии, Чехии, Болгарии.

Образование Золотой Орды

После смерти Батыя улус Джучи перешел в руки его младшего брата Берке. Именно он по большому счету и являлся настоящим создателем Золотой Орды как государства. Он заложил город Сарай, который стал столицей этой кочевой империи. Отсюда он управлял государством, ходил в походы на непокорные племена, собирал дань.

Золотая Орда - это многонациональное государство, с развитым аппаратом угнетения, состоявшее из множества племен и народов, которых объединяла сила монгольского оружия.

Монголо-татарское иго

Земли Золотой Орды раскинулись от степей современного Казахстана до Болгарии, но Русь непосредственно в её состав не входила. Русские земли считались вассальными княжествами и данниками ордынской державы.

Среди множества русских князей был один, которого ханы Золотой Орды назначали великим, вручая ему ярлык. Это означало, что именно этому князю должны подчиняться мелкие удельные правители. Начиная с Ивана Калиты, великое княжение практически всегда находилось в руках московских князей.

Первоначально монголы сами собирали дань с покоренных русских земель. Заведовал сбором подати так называемый баскак, который считался главой монгольской администрации на Руси. У него было собственное войско, через которое он утверждал власть Золотой Орды на покоренных землях. Баскаку должны были подчиняться все князья, в том числе и великий.

Именно времена баскачества были самыми тяжелыми для Руси. Ведь монголы брали не только тяжелую дань, они топтали копытами своих коней русскую землю, а непокорных убивали либо брали в полон.

Конец баскачества

Но русские и не думали терпеть произвол монгольских наместников. Они поднимали одно восстание за другим. Самое крупное восстание произошло в 1327 году в Твери, в ходе которого был убит брат хана Узбека Чол-хан. Золотая Орда это не забыла, и уже в следующем году был отправлен карательный поход против тверичей. Тверь была разграблена, но положительный момент в том, что, видя непокорство русского народа, монгольская администрация вынуждена была отказаться от института баскачества. С этого момента дань хану собирали не монголы, а великие князья. Поэтому именно от указанной даты следует отсчитывать начало такого процесса, как освобождение Руси от власти Золотой Орды.

Великая замятня

Шло время, и вот теперь сами ханы Золотой Орды устроили грызню между собой. Этот период в истории получил название Великая замятня. В этот отрезок времени, который начался с 1359 года, за 20 лет сменилось более 25 ханов. Причем некоторые из них правили всего несколько дней.

Данный факт повлиял на дальнейшее ослабление ига. Сменявшие друг друга ханы просто вынуждены были давать ярлык сильнейшему князю, который в благодарность за это продолжал отправлять дань, хотя уже далеко не в таком размере, как ранее. Самым сильным, как и раньше, оставался московский князь.

Куликовская битва

Тем временем власть в Золотой Орде узурпировал темник Мамай, который не был по крови чингизидом. Московский князь Дмитрий Иванович посчитал данный факт поводом для того, чтобы наконец сбросить татарское ярмо. Он отказался платить дань, мотивируя это тем, что Мамай не является легитимным ханом, а управляет Ордой через своих ставленников.

Разъяренный Мамай стал собирать войско для похода на непокорного князя. В его воинство входили, кроме собственно татар, ещё крымские генуэзцы. Кроме того, помощь обещал предоставить литовский князь Ягайло.

Дмитрий тоже не терял время и, зная, что Мамай его отказа не простит, собирал собственную рать. К нему присоединились суздальский и смоленский князья, а вот рязанский предпочел трусливо отсидеться.

Решающая битва состоялась в 1380 году на Куликовом поле. Перед сражением произошло знаменательное событие. По старой традиции в поле в поединке сошлись богатыри противоборствующих сторон. От татар вышел известный воин Челубей, русское воинство представлял Пересвет. Поединок не выявил победителя, так как богатыри одновременно пронзили сердца друг друга.

Вскоре началось сражение. Чаша весов клонилась то на одну, то на другую сторону, но все-таки в итоге князь Дмитрий одержал блестящую победу, полностью разгромив войско Мамая. В честь этого триумфа он был прозван Донским.

Месть Тохтамыша

В это время в восточных степях при помощи великого Хромца Тимура значительно укрепился который являлся наследственным чингизидом. Он смог собрать достаточно большое воинство, чтобы наконец ему покорилась вся Золотая Орда. Век Великой замятни был закончен.

Тохтамыш направил послание Дмитрию о том, что он благодарен ему за победу над узурпатором Мамаем и ждет от Руси дани как законный хан Золотой Орды. Конечно, московского князя, которому с таким трудом досталась победа на Куликовом поле, подобное положение вещей абсолютно не устраивало. На требование дани он ответил отказом.

Теперь уже Тохтамыш собрал огромное войско и двинул его на Русь. Ослабленные после Куликовского сражения русские земли ничего не могли противопоставить этому воинству. Дмитрий Донской был вынужден бежать из Москвы. Тохтамыш начал осаду города и обманом взял его. Дмитрию ничего не оставалось, как опять согласиться на выплату дани. Освобождение от Золотой Орды пришлось отложить на неопределенное время, несмотря на грандиозную победу на Куликовом поле.

Вскоре Тохтамыш возгордился своими победами до такой степени, что дерзнул пойти войной на своего благодетеля Тимура. Великий Хромец разбил наголову зарвавшегося хана, но этот факт не освободил русские земли от выплаты дани, так как на место Тохтамыша пришел другой соискатель золотоордынского трона.

Ослабление Орды

Московским князьям не удалось полностью сбросить татарское иго, но оно неизменно ослаблялось по мере того, как теряла силу сама Орда. Конечно, бывали ещё тяжелые для Руси времена, например осада Москвы татарским эмиром Эдигеем. Но нередко случалось, что русские князья на протяжении нескольких лет могли не выплачивать дань, а у ханов Золотой Орды не было времени и сил её потребовать.

Золотая Орда начала на глазах разваливаться. От неё кусками отпадали Крымское, Казанское, Астраханское и Золотая Орда - это было уже не то могучее государство, которое наводило ужас на многие народы с помощью своего огромного войска, собирая с них непомерную дань. По большому счету к тому времени она прекратила свое существование, поэтому остатки этой некогда великой державы в современной историографии принято называть Большой Ордой. Власть этого образования над Русью, объединенной уже тогда Московским княжеством, свелась к фикции.

Стояние на Угре

Окончательное освобождение Руси от Золотой Орды принято связывать с так называемым Стоянием на Угре, которое произошло в 1480 году.

Ко времени этого события Русь, объединенная династией московских князей, стала одним из наиболее сильных государств восточной Европы. Князь Иван III совсем недавно присоединил к своим землям непокорный Новгород, и теперь единовластно правил на всей подконтрольной территорией. Фактически он уже давно был полностью независимым правителем, ничем не уступающим европейским королям, но номинально оставался вассалом Большой Орды.

Впрочем, Иван III ещё в 1472 году полностью прекратил выплату И вот через восемь лет хан Ахмат почувствовал в себе силы, чтобы, по его мнению, восстановить справедливость и принудить непокорного князя к выплате дани.

Русское и татарское войска вышли навстречу друг другу. Они вышли на противоположные берега проходившей прямо по границе Орды и Руси. Никто из противников не спешил переправляться, так как понимал, что та сторона, которая рискнет это сделать, будет в более невыгодной ситуации в предстоящей битве.

Простояв так больше месяца, русская и ордынская армии наконец решили разойтись, так и не завязав решающего сражения.

Это была последняя попытка Орды заставить Русь снова выплачивать дань, поэтому именно 1480 год считается датой свержения монголо-татарского ига.

Покорение остатков Орды

Но это была не последняя страница российско-татарских межгосударственных отношений.

Вскоре крымский разгромил остатки Большой Орды, после чего она полностью перестала существовать. Но кроме самого Крымского ханства в роли наследников Золотой Орды выступали Казанское, Астраханское и Сибирское. Теперь уже Русь начала относиться к ним как к подчиненным территориям, сажая на трон своих ставленников.

Впрочем, Иван IV Грозный, принявший к тому времени титул царя, решил больше не играть в вассальные ханства и в результате нескольких удачных походов окончательно присоединил эти земли к Русскому царству.

Единственным независимым наследником Золотой Орды оставалось только Крымское ханство. Впрочем, вскоре оно должно было признать вассалитет от османских султанов. Но Российской империи удалось покорить Крым только при императрице Екатерине II, которая в 1783 году отстранила от власти последнего хана Шагин-Гирея.

Так остатки Орды были покорены Русью, терпевшей некогда иго от монголо-татар.

Итоги противостояния

Таким образом, Русь, несмотря на то что в течение нескольких веков вынуждена была терпеть изнурительное монголо-татарское иго, нашла в себе силы с помощью мудрой политики московских князей сбросить ненавистное ярмо. Позже она сама перешла в наступление и поглотила все остатки когда-то могущественной Золотой Орды.

Решающая точка была поставлена в XVIII веке, когда к России по мирному договору с Османской империей отошло Крымское ханство.

§ 8. Освобождение Руси от ордынского ига

В 1480 г. Русь освободилась от татаро-монгольского ига. Событие это достаточно хорошо и подробно разобрано в исторической литературе. К. В. Базилевич в своей монографии «Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV века» ярко осветил международную обстановку, в которой произошло нашествие в 1480 г. на Русскую землю хана Большой орды Ахмеда. Я не буду останавливаться на всех деталях, касающихся международного положения Руси в рассматриваемое время и военных действий русских и татарских отрядов. Я сосредоточу свое внимание лишь на одном важном вопросе: на роли народных масс в событиях 1480 г. Этот вопрос поставлен в печати М. Н. Тихомировым .

1480 г. - это год больших осложнений для Руси внутриполитического и внешнеполитического характера. В конце 1479 г. был раскрыт заговор против московского правительства Ивана III в Новгороде. Судя по данным, приведенным В. Н. Татищевым, новгородские бояре завязали опять сношения с польским королем и великим князем литовским Казимиром IV. Последний побуждал совершить поход на Русь хана Большой орды. Новгородские заговорщики были разгромлены в результате похода Ивана III в Новгород в октябре 1479 г. В начале 1480 г. был арестован, отправлен в Москву и заточен в Чудове монастыре новгородский архиепископ Феофил. Говоря о его вине, летописи подчёркивают, что он хотел, чтобы Новгород был не «за великим князем», но «за королем» или за иным государем.

В то же время усилилась агрессия на Русь со стороны Ливонского ордена. В августе 1479 г. Орден стал готовиться к нападению на Псковскую землю, а в начале 1480 г. открыл военные действия .

В начале февраля 1480 г., когда Иван III находился в Новгороде, ему стало известно, что против него подняли мятеж его братья Андрей угличский и Борис волоцкий. Начиналась новая феодальная война. Удельные князья Андрей и Борис Васильевичи были недовольны усилением власти великого князя, стеснявшего политическую самостоятельность московских уделов. Они считали, что все великокняжеские территориальные приобретения должны подлежать разделу между великим и удельными князьями. Поэтому Андрей и Борис Васильевичи протестовали против того, что Иван III завладел Дмитровским уделом их умершего брата Юрия и не выделил им доли из присоединенной к Московскому княжеству Новгородской земли. Наконец, Андрей и Борис отстаивали старинное право удельных князей и бояр на «отъезд» от неугодного им князя-сюзерена . Такой «отъезд» они и решили осуществить в знак протеста против действий Ивана III.

Встретившись в Угличе, Андрей и Борис (после возвращения Ивана III в Москву) отправились через Тверское княжество в пограничный город Ржеву (куда заранее переправили свои семьи), а оттуда с семьями, боярами и детьми боярскими двинулись в Новгородскую землю. Очевидно, князья предполагали войти в связь с мятежными новгородскими боярами. Узнав о разгроме Иваном III новгородских заговорщиков, Андрей и Борис Васильевичи изменили свой маршрут и повернули к литовскому рубежу, к Великим Лукам. Оттуда они обратились к Казимиру IV с просьбой о помощи против Ивана III. Но польский король активной поддержки братьям не оказал, хотя и дал их семьям город Витебск.

13 февраля 1480 г. Иван III прибыл из Новгорода в Москву. Настроение там было очень тревожное. Новая феодальная война, начатая князьями Андреем и Борисом, всколыхнула различные круги русского общества. Города Московского княжества готовились к защите от возможного нападения на них удельно-княжеских войск. Многие жители бежали из городов. «…Вси людие быша… в страсе велице от братии его [Ивана III], все грады быша во осадах, и по лесом бегаючи мнози мерли от студена без великого князя» . Иван III неоднократно посылал к своим братьям послов для переговоров, но эти переговоры не привели к благоприятным результатам. Удельные князья не шли на примирение.

Между тем Ахмед-хан, учитывая неблагоприятную для Руси внешнеполитическую и внутриполитическую обстановку, стал готовиться к походу на русские земли. Весной 1480 г. один татарский отряд вторгся в пределы Руси и произвел разведку по правому берегу Оки.

Москва укреплялась. Туда пришло из Пскова (по-видимому, по вызову Ивана III) московское войско, участвовавшее ранее в сражении с ливонскими немцами. Очевидно, к середине 1480 г. положение великого князя несколько упрочилось, и это дало ему возможность отклонить челобитье его братьев о примирении, присланное в Москву (на этот раз по их собственной инициативе) с их дьяками.

В августе 1480 г. Орден возобновил агрессию на Псковскую землю. А несколько позже начал свое наступление на Русскую землю Ахмед-хан. К. В. Базилевич замечает, что «осенью 1480 г. Иван III стоял перед оформленной или неоформленной коалицией врагов: Ордена, действовавшего в союзе с немецкими городами в Лифляндии и Эстляндии (Рига, Ревель, Дерпт), Казимира, имевшего возможность располагать польско-литовскими силами, и Ахмед-хана, поднявшегося со всей Большой ордой. Тяжесть положения усугублялась мятежом двух братьев, т. е. опасностью внутренней феодальной войны, которая должна была великому князю напоминать кровавую смуту, поднятую в годы его детства галицкими князьями» .

Весть о походе Ахмед-хана пришла в Москву в июне 1480 г. Иван III отправил навстречу ему к реке Оке своих воевод с военной силой. В Тарусу был послан брат Ивана III Андрей Васильевич Меньшой вологодский, в Серпухов - сын московского великого князя Иван Иванович Молодой. 23 июня сам Иван III направился в Коломну. В дальнейшем все московские вооруженные силы были передвинуты и сосредоточены у реки Угры, так как Ахмед-хан, шедший с Дона на соединение с войсками Казимира IV, решил обойти Оку.

30 сентября Иван III прибыл из Коломны в Москву на совещание («на совет и думу») с представителями высшего духовенства (митрополитом Геронтием, ростовским архиепископом Вассианом), своим дядей князем Михаилом Андреевичем белозерским и боярами. Целью совещания, очевидно, было выработать план дальнейших военных действий. Во время пребывания в Москве Иван III согласился на примирение с братьями, послы которых (судя по некоторым летописям) прибыли в Москву. Были разработаны условия мирного соглашения. Кроме того, Иван III организовал оборону Москвы. В ожидании осады города в Москве собралось «много множество народа от многих градов». Руководил обороной города, кроме князя Михаила Андреевича, московский наместник князь Иван Юрьевич Патрикеев. В городе оставалась мать Ивана III, княгиня Мария (Марфа) Ярославна («а мати же его великая княгини не захоте бежати, но изволи в осаде сидети»). Что касается жены великого князя Софьи Палеолог, то ее он отправил через Дмитров на Белоозеро в сопровождении В. Б. Тучкова, А. М. Плещеева, дьяка Василия Долматова. С Софьей Палеолог была послана и великокняжеская казна. Выезд Софьи Палеолог вызвал, очевидно, недовольство среди московского посадского населения. Выезд этот расценивался как бегство. В летописях содержатся в связи с описанием возвращения Софьи Палеолог в Москву (после поражения Ахмед-хана) резкие слова по ее адресу: «…бегала от татар на Белоозеро, а не гонял никто же». Говорится также о бесчинствах ее холопов . Согласно данным Вологодско-Пермской летописи, первоначально из города вместе с Софьей ушла и Мария Ярославна, но церковные сановники уговорили ее вернуться.

Можно думать, что настроение московских горожан в 1480 г. было примерно такое же, как и в 1382 г., когда московские посадские люди не хотели выпускать из осажденного Тохтамышем города жену Дмитрия Донского, считая, что она должна вместе с народом выдерживать все тягости осады. Только учитывая начинающиеся волнения среди московских черных людей, можно понять, почему все летописи так подчеркивают, что и мать Ивана III, и его дядя Михаил Андреевич, и Геронтий и Вассиан «молиша его великымь молением, чтобы стоял крепко за православное християнство против бесерменству» . Народ требовал, чтобы Ахмед-хану был дан отпор, а высшие светские и духовные сановники возглавили руководство делом защиты Руси.

Иван III, пробыв три дня в Москве, отправился в Кременец. Сюда (судя по ряду летописей) на помощь к нему пришли позднее мятежные братья Андрей и Борис Васильевичи со «своими силами». Ахмед-хан, обойдя Мценск, Любутск, Одоев, подошел к Воротынску, где стал дожидаться помощи от Казимира. Эта помощь так и не пришла. Казимиру помешали выступить нападение на Литовскую землю крымского хана Менгли-Гирея и восстание православного населения в Литве, возглавленное русскими князьями .

Попытка Ахмед-хана перейти в начале октября Угру окончилась неудачей. Татары были отбиты московскими войсками. Начались морозы. Река стала замерзать. Ожидая, что татары переправятся через Угру, Иван III созвал все свои силы в Кременец, а затем передвинул их к Боровску. Обе стороны (и русская, и татарская) испытывали опасения, не зная о намерениях друг друга («бысть же тогда страх на обоих, едини другых боахуся»). Ахмед-хану казалось, что русские, отступив, намеренно уступили ему свой берег Угры с тем, чтобы татары перешли реку и вынужденно приняли бой. Русские предполагали, что татары, совершив переправу, гонятся за ними. И тут якобы произошло чудо. На Ахмед-хана напал страх, и 11 ноября он обратился в бегство, хотя никто его к этому не побуждал («и побеже, никым же гоним от Угры»), Проходя по Литовской земле, он «воевал» ее, «мстя» Казимиру за его «измену». В Орде Ахмед был убит одним ногайским мурзой .

Подобную летописную версию нельзя принять. Данное подобного типа летописями объяснение бегства Ахмед-хана нельзя признать убедительным. Важно другое. Во всех летописных сводах говорится о пораженческих настроениях части бояр, отговаривавших Ивана III от сражения с Ахмед-ханом. Летописец сравнивает речи этих бояр с советами дьявола и указывает, что именно доводы бояр, не желавших сражаться с Ахмед-ханом, заставили Ивана III отступить. Наконец, по летописям можно установить, что настроения бояр в русском лагере на Угре стали известны в Москве и вызвали там волнения. Народ боялся, что поведение бояр приведет к тому, что татары захватят Москву: «в граде же Москве всем в. страсе пребывающим…»

Особую редакцию рассказа о событиях на Угре находим в летописях Софийской третьей и Львовской . Здесь, во-первых, названы имена некоторых бояр, которые не хотели «против татар за хрестиянство стояти и битися», а собирались «бежати прочь, а хрестьянство выдати». Это, прежде всего И. В. Ощера и Г. А. Мамон. Во-вторых, указано, что бояре вселили в Ивана III «ужас», и он во второй раз. отправился в Москву, хотя Вассиан ростовский прислал ему на Угру специальное послание, уговаривая стойко держаться против татар. Вместе с Иваном III выехал в Москву Ф. Палецкий. Руководство военными силами Иван III передал своему сыну Ивану Ивановичу, помощником которого был князь Д. Холмский.

Вологодско-Пермская летопись также говорит о вторичном приезде Ивана III в Москву, причем указывает, что это произошло после сделанной им попытки договориться с Ахмед-ханом о мире. Иван III посылал к хану посла боярина И. Ф. Товаркова с «тешью великой» (т. е. с дарами). Хан отверг эту «тешь» и потребовал, чтобы Иван III сам явился к нему и был «у царева стремени». Иван III не пошел на это и отправился в Москву. По Софийской и Львовской летописям (хронология которых в данном случае менее верна), переговоры Ивана III с Ахмед-ханом (через Никифора Басенкова, затем через И. Ф. Товаркова) происходили уже после вторичного его. приезда к войскам из Москвы.

Чем же были вызваны отступление русских войск и отъезд Ивана III в Москву? Очевидно, следует указать на три причины. Во-первых, была очень сложной международная обстановка. Иван III опасался соединения войск Ахмед-хана и Казимира IV. Решительное наступление на татарскую рать казалось опасным. По этому вопросу надо было посоветоваться с церковно-боярским руководством, находившимся в Москве. Во-вторых, хотя Иван III и договорился с послами своих братьев, Андрея углицкого и Бориса волоцкого, о примирении с ними, но они еще не явились к нему на помощь. Следовательно, феодальная война продолжалась. В связи с этим подняла голову боярская оппозиция. Бояре разлагающе действовали на войска разговорами о невозможности сопротивляться татарам и соответствующей агитацией, и по этому поводу Ивану III нужно было поговорить со своими советниками в Москве. И, наконец, самое главное, в Москве, по-видимому, назревало антифеодальное восстание. Об этом сохранились некоторые подробности в Софийской второй и Львовской летописях. Настроение московского посадского населения было неспокойное. Имеются основания говорить, что Москва была накануне волнений, аналогичных тем, которые произошли там в 1382 и в 1445 гг. На это имеются прямые намеки в летописи. Ряд бояр, указывая великому князю на то, что неблагоразумно вступать в бой с Ахмед-ханом, ссылались на опыт прошлого: на взятие Тохтамышем Москвы в 1382 г. и на пленение татарами Василия II в 1445 г. «Те же бояре глаголаху великому князю ужасы накладываючи и, вспоминаючи еже под Суздалем бои отца его с татары, како его поимаша татарове и биша; такоже егда Тахтамышь приходил, а князь велики Дмитреи Ивановичь бежал на Кострому, а не бился с царем».

И действительно, народ был раздражен пораженческими настроениями ряда бояр, настаивавших на бесполезности сражения с военными силами Ахмед-хана. Летопись осуждает «злых человек сребролюбець, богатых и брюхатых, и предателей хрестьяньскых, а норовников бесерменьскых», которые отговаривали Ивана III от активной внешней политики в отношении татар: «не мози с ними стати на бой». Весьма недоволен был народ поведением жены Ивана III Софьи Палеолог, которая уехала на Белоозеро (не желая переносить тяжесть осады) и захватила с собою казну. Летописи указывают, что княжеские и боярские холопы, сопровождавшие Софью Палеолог, причиняли населению больше вреда, чем татары. «И по которым странам ходили, тем пущи татар от боярьскых холопов, от кровопийцев христианских».

Когда в сентябре 1480 г. Иван III появился «на посаде у града Москвы», посадские люди обступили его и стали требовать от него решительных действий по организации сопротивления Ахмед-хану. «Начаша князю великому обестужився глаголати и изветы класти, ркуще: «Егда ты, государь князь велики, над нами княжишь в кротости и в тихости, тогды нас много в безлепице продаешь; а нынеча разгневив царя сам, выхода ему не платив, нас выдаешь царю и татаром»». Летописи указывают, что ввиду неспокойного настроения московских посадских людей, ввиду того, что «граждане роптаху на великого князя», последний во время пребывания в Москве жил не на своем дворе внутри города, а в Красном сельце. Опасаясь «гражан мысли злыя поимания», Иван III принимал меры предосторожности.

Накаленность атмосферы в Москве, по-видимому, хорошо учитывал находившийся там ростовский архиепископ Вассиан. Он занял позицию, совершенно отличную той, которую избрал в 1382 г. во время нашествия на Москву Тохтамыша митрополит Киприан. Вассиан не только не бежал из Москвы, подобно Киприану, но стал требовать от Ивана III, чтобы он вернулся к войску и активизировал военные действия против Ахмед-хана: «нача же владыка Вассиан зде глаголати князю великому, бегуном его называя, еще глаголаше: вся кровь на тебе падет хрестиянская, что ты, выдав их, бежишь прочь, а бою не поставя с татары и не бився с ними». Ясно, что Вассиан говорил так потому, что он не мог не считаться с народными требованиями.

Интересны данные, имеющиеся в Софийской второй и Львовской летописях, относительно пересылки грамотами между Иваном III (из Москвы) и его сыном Иваном Ивановичем Молодым, оставшимся во главе войска. Уезжая в Москву и предвидя сложность той обстановки, в которой он может оказаться, Иван III велел князю Даниилу Холмскому и своему сыну Ивану по его первому требованию также ехать в Москву. Почувствовав в Москве, насколько возбужден народ, Иван III, ощущая реальную для себя опасность, отправил из Красного сельца грамоты к Ивану Ивановичу и князю Даниилу Холмскому, настаивая, чтобы те немедленно прибыли в Москву. Князь Холмский должен был насильно привезти Ивана Молодого в том случае, если бы тот не захотел ехать. Но Иван Иванович категорически отказался выполнить отцовский приказ, заявив: «леть ми зде умрети, нежели ко отцу ехати». Вряд ли это было проявлением личного мужества самого молодого князя. Скорее можно думать, что он лишь выразил настроения значительной части русского войска, требовавшего борьбы с Ахмед-ханом. Значит, враждебной этому делу боярской агитации был противопоставлен как в Москве, так и на фронте патриотизм широких народных масс.

В Москве считали вполне возможным приход татар к столице. «А татарове искаху дороги, куды бы тайно перешед, да изгоном ити к Москве» . К встрече татар готовились. По приказу Ивана III жители Дмитрова были переведены в осаду в Переяславль, из Москвы были направлены «строи» в Дмитров. Иван III велел князю И. Ю. Патрикееву поджечь Московский посад.

После двухнедельного пребывания в Красном сельце Иван III вернулся к войску. Туда, в Кременец, к нему явились и его мятежные братья, добившиеся удовлетворения ряда своих требований («князь же велики во всю волю их даяся»).

Теперь общая политическая ситуация изменилась явно не в пользу Ахмед-хана. Прекращение феодальной войны на Руси, активное выступление Московского посада, потребовавшего наступления на татар, отсутствие обещанной помощи со стороны Казимира IV, начавшиеся морозы - вот комплекс причин, вызвавших отступление Ахмед-хана. Казанский летописец приводит еще одну причину: тайная посылка Иваном III в Большую орду войска под предводительством князя Василия Ноздреватого заставила Ахмед-хана уйти с Угры на защиту своих владений.

Итак, черные люди Москвы в 1480 г. дважды заявили свои требования. Под воздействием этих требований во время первого приезда Ивана III в Москву там были оставлены митрополит Геронтий, московский наместник князь Иван Юрьевич Патрикеев, удельный князь Михаил Андреевич верейский и белозерский, мать Ивана III инокиня Марфа. Народ должен был знать, что церковные и светские власти, представители княжеского дома не оставят Москву в момент опасности. Ведь в 1382 г. восстание в Москве вспыхнуло в значительной мере потому, что оттуда уехали и князья и митрополит, бросившие город на произвол судьбы в тот момент, когда к нему приступал враг. И в 1445 г., когда ожидался приход татар под Москву, московские посадские люди настаивали, чтобы в Москве оставались жена и мать лопавшего в плен к татарам великого князя Василия II.

Во второй приезд в Москву Ивана III черные люди потребовали продолжения борьбы с татарами.

В этой связи приобретает особое значение и выступление Вассиана Ростовского с его посланием на Угру. Не буду останавливаться на разборе этого памятника публицистической мысли, неоднократно изучавшегося и историками, и историками литературы. Я скажу лишь, что это письмо нельзя расценивать ни как отражение взглядов лишь самого Вассиана, ни как выражение настроений церковных кругов. Находясь в Москве, готовящейся к осаде, прекрасно ощущавший пожелания посадских людей, Вассиан выразил их в своем послании.