Теория

Ли грааль. Существует ли священный грааль

Ли грааль. Существует ли священный грааль

Святой Грааль.

Легенды о Святом Граале продолжают волновать воображение уже не первого поколения любителей тайн. Неясная, загадочная реликвия, несущая в себе неслыханную мощь, — что это такое? Об этом молчат даже авторы романов о короле Артуре. По поводу того, что такое Святой Грааль, существуют три основные версии. По одной из них, Грааль — некий камень, по другой — драгоценная реликвия (золотое изображение Ноева ковчега?), но более всего распространено мнение, что это чаша, из которой причащался Иисус Христос на Тайной вечере и в которую приверженцы собрали несколько капель крови распятого на кресте Спасителя. Этот кубок и копье, который были нанесены раны Христу, сохранил и привез в Британию Иосиф Аримафейский — так утверждают легенды.

Исследователей всегда интересовало происхождение легенды о Граале. Считают, что в её основе лежит христианский апокриф о прибытии в Британию Иосифа Аримафейского. По другой версии, у этой легенды местные корни, уходящие в мифологию древних кельтов. Третьи считают, что сказание о Граале связано с тайным оккультным обществом, основанным в незапамятные времена и обладающим сокровенным знанием, которое передается из поколения в поколение.

Из этих трех совершенно различных теорий первая выглядит наиболее привлекательно, однако нет ни одного факта, который мог бы подтвердить ее. Последнюю гипотезу разделяют в основном те, кто вообще склонен рассматривать все человечество как собрание тайных обществ. Языческие же корни легенды о Граале указывают на ее происхождение от очень древнего индоевропейского мифа о магической посуде — символе жизни и возрождения. Впоследствии эта легенда наполнилась новым смыслом, приобретя христианскую окраску.

Самый первый вариант повести о Святом Граале — «Conte du Graal» — опубликовал известный поэт и трубадур Кретьен де Труа около 1180 года. Эта повесть осталась незаконченной. Кретьен де Труа утверждал, что его рассказ основан на данных, которые он нашел в книге, принадлежавшей графу Филиппу Фландрскому, но это утверждение нельзя ни доказать, ни оспорить.

В то время вообще считалось, что автор не может ничего сочинить сам, и истинно лишь то, что содержится в старинных источниках. История, которая не была основана на старинном предании, не могла быть достойной внимания. Никого не смущало то обстоятельство, что истинность этих преданий проверить было невозможно. Поэтому Кретьен де Труа, как и многие после него, мог совершенно спокойно ссылаться на любой источник. Кроме того, в то время надо было крайне осторожно выбирать темы для романов и поэм — языческие сюжеты могли навлечь на себя гнев церкви.

Герой повести Кретьена де Труа, рыцарь Персиваль Уэльский, упоминает таинственный «замок Грааля» и его волшебный кубок. Образ Персиваля основан на древней валлийской саге о богатыре по имени Придер, и в рассказах о нем часто говорится о магическом кубке, который обладал свойствами, полностью совпадающими со свойствами, приписываемыми Граалю. Саги о Придере содержатся в сборнике древних валлийских устных преданий «Mabinogion». Этот сборник переносит нас в фантастический мир кельтских мифов, содержащих в том числе и несколько рассказов о короле Артуре. Образы валлийского эпоса происходят от еще более древних кельтских героев. Король Лир, например, «родился» от Лера, одного из людей загадочного народа Туату де Даннан («племена богини Дану»). Этот народ, как рассказывает миф, прибыв откуда-то с севера, принес с собой на земли кельтов магические предметы — волшебный кубок, чудесное копье и непобедимый меч. В поздних легендах о короле Apтype эти предметы трансформировались в Святой Грааль, копье, которым ранили Христа, и меч Эскалибур.

О том, как Грааль попал в Британию, рассказал Робер де Борн в поэме «Иосиф из Аримафеи», написанной около 1200 года. Как и Кретьен Де Труа, де Борн ссылается на рассказ из старинной книги, где говорится о том, как Иисус призвал Иосифа и дал ему Грааль — чашу Тайной Вечери. Вместе со своей сестрой и ее мужем Броном Иосиф покинул Палестину и обосновался в некоей стране «далеко на Западе», где они пропопедовали христианство. Таким образом, Робер де Борн недвусмысленни связывает Грааль с христианской традицией. Однако вопреки огромной популярности сказаний о Святом Граале, церковь никогда не признавала Грааль христианской реликвией. Может быть, поэтому за Граалем закрепилась сомнительная слава сакрального символа организованного еретического движения в границах западного христианского мира.

И здесь возникает новая параллель: де Борн, опубликовав свою поэму, вольно или невольно раскрыл истоки легенды о Граале — гностическое «Евангелие от Никодима», где подробно изложен миф об Иосифе, чаше и копье. И именно взгляды гностиков лежат в основе всех европейских еретических течений.

Приблизительно в те годы, когда де Борн писал свою поэму. Вольфрам фон Эшенбах, знаменитый немецкий поэт того времени, создал «Парсифаля» — собственную версию незавершенной Кретьеном де Труа поэмы о Граале. Как и прочие. Вольфрам говорил, что воспользовался «старинными источниками», и ссылался на «одного провансальского трубадура, который написал свою повесть на арабском языке, живя в испанском городе Толедо» (совершенно запутанная история). В своей поэме Вольфрам утверждал, что Грааль хранил рыцарский орден Templaisen — в этом искаженном немецком названии легко угадывается знаменитый орден тамплиеров.

Под влиянием тамплиеров находился монашеский орден цистернианцев, основанный в 1098 году. Цистерцианцы были известным и влиятельным орденом, а самым популярным его членом был знаменитый а6бат Бернар Клервосский, «духовный отец» тамплиеров. Цистерцианцы оказали сильное влияние на анонимного автора романа «Queste del Sail Graal» — самого известного произведения цикла повестей о Граале.

Герой романа, честнейший рыцарь Галахэд, совершив ряд подвигов, становится обладателем и хранителем Святого Грааля. Он привозит Грааль в город Саррас, центр язычества, который Иосиф Аримафейский обратил в христианство. Здесь Галахэд умирает, а после его смерти горожане видят чудо: спустившаяся с неба рука Галахэда уносит Грааль в горные высоты.

Эта притча (напомним — рассказанная в начале XIII столетия) метафорически говорит о том, что Грааль скрыт от людских глаз. Но где? Ответ на этот вопрос наверняка знали альбигойцы (катары) — последователи еретического учения, охватившего на рубеже XII-XIII веков часть Франции — провинции Лангедок и Прованс (вспомним «провансальского трубадура», на которого ссылался Вольфрам фон Эшенбах). Учение катаров во многом соответствовало тайному учению тамплиеров. А в cвященном центре катаров — крепости Монсегюр — хранилось нечто, заключавшее в себе Великую Тайну.

С 1209 года французские короли начали крестовые походы против альбигойцев. В 1244 году пал Монсегюр. Но главная святыня катаров была спасена: четверо «совершенных», бежав через сложную систему подземных ходов, унесли с собой загадочный сверток, заключавший в себе главную тайну катаров. Кто мог принять беглых еретиков? Только близкие им по духу. А таковыми, после разгрома катаров, оставались только тамплиеры.

Орден тамплиеров был основан в 1118 году. При посвящении в рыцари тамплиеры давали обет бедности и целомудрия, но орден быстро стал самым богатым и влиятельным в Европе. Орден прославился также своеобразным толкованием христианского вероучения, близким к гностическому, за что считался едва ли не гнездом ереси. Подобно всем рыцарским орденам и религиозным сектам того времени, тамплиеры имели собственные обряды и церемонии, о которых написано очень много, но в действительности известно очень мало.

Длительное противостояние тамплиеров и официальной церкви, пользовавшейся поддержкой светских властителей Европы, привело к гибели ордена. Однако многие тайны тамплиеров так и остались неразгаданными. После падения Монсегюра до гибели ордена тамплиеров оставалось шестьдесят лет. В 1312 году папа римский своей буллой «К провидению Христа…» упразднил орден, а 18 марта 1314 года на костер вошел последний великий магистр тамплиеров. Но опять главные сокровища ордена (и с ними Грааль?) бесследно исчезли.

Молва настойчиво связывает местонахождение Грааля с аббатством Гластонберри в Англии и с легендами о короле Артуре. Старая церковь в Гластонберри, помнившая, возможно, рыцарей «круглого стола», сгорела в 1184 году, на ее месте была построена новая. А в традиционном веровании глубоко укоренилось мнение, что Грааль укрыт в подземельях аббатства.

После гибели крупнейших еретических организаций легенды о Граале перестали занимать внимание посвященной публики, уйдя в область народных преданий. Но тень реликвии незримо осеняла многие события средневековой Европы. Чешские табориты шли в бой под знаменем с изображением «калики» — священной чаши, в которой легко угадывается Грааль. И знание гностиков не умерло с разгромом катаров и тамплиеров — оно продолжало жить в среде многочисленных тайных орденов и организаций, которыми изобилует история XII-XIX веков. Оно оказалось востребовано в начале нынешнего века, когда оккультное «Общество Туле», возникшее в Германии в 1918 году, начало разработку научно-мистической базы национал-социализма. А вместе с учением гностиков оказался востребованным и Святой Грааль…

Первоначально поиски Грааля возглавил некий Отто Ран — один и разработчиков нордической теории. В начале 1930-х годов он посетил развалины Монсегюра, но, насколько можно судить, серьезных поисков он не вел, а по результатам поездки выпустил книгу «Крестовый поход против Грааля», где именует Грааль «чашей нибелунгов». А в 1937 году, после своей второй поездки в Лангедок, Ран неожиданно исчез. О его судьбе до сих пор ничего не известно.

В июне 1943 года в Монсегюр из Германии прибыла большая экспедиция, которая вела работы в пещерах до весны 1944 года. И хотя он ничего не нашла, система подземных укрытий и ходов, проложенных катарами в скальном грунте под Монсегюром, по мнению археологов, позволяет надеяться на то, что Грааль может находиться там. Впрочем, недоступных тайников в средневековой Европе было очень много, и подземелья Монсегюра — не самые совершенные из них.

Священная Грааль (или по-другому Святой Грааль) является мистической христианской реликвией, которая не перестаёт будоражить ум исследователей по всему миру. Иногда слово «Святой Грааль» может быть использовано в переносном значении слова, тогда оно обозначает какую-то заветную цель, недостижимую либо труднодостижимую. Более детально об этом таинственном предмете вы сможете узнать из данной статьи.

Традиционно считается, что миф о Святом Граале основан на христианском апокрифе (книге, которая рассказывает про предметы, содержащиеся в Священном Писании, но не получившие официального церковного признания) про прибытие в Британию Иосифа Аримафейского.

Другая легенда о Священной Граали связана с мифологическими древнекельтскими сказаниями.

А согласно третьей легенде миф про Святой Грааль имеет связь с тайной оккультной организацией, которая существовала в древние времена. Её приверженцы обладали тайными знаниями, тщательно передаваемыми от одного поколения к другому.

Объединение всех версий, относящихся к происхождению Святого Грааля к одной, получаем, что первоначально этот загадочный артефакт выступал драгоценным изумрудом, украшавшим корону самого Люцифера.

Но архангел собрал войско ангелов и атаковал Люцифера с его легионами духов. Когда происходила битва Михаил, используя свой огненный меч, сумел выбить минерал из короны своего неприятеля и камень поглотился Бездной. После этого в будущем из камня сделали чашу, которую и нарекли «Святой Грааль» либо «чаша Грааля».

Впоследствии чаша использовалась Иисусом Христом и его учениками. Она была атрибутом Тайной вечери. После смерти Спасителя его последователи смогли собрать в неё несколько капель его крови. Чаша вместе с копьём, которым ранили Иисуса, была доставлена в Британию Иосифом Аримафейским.

Есть ещё одна версия, касающаяся происхождения данного артефакта. Она называет Святой Грааль драгоценной мистической реликвией, уцелевшей во времена, когда случился Всемирный Потоп.

Какая мистика связана со Священным Граалем

Легенды утверждают, что тот человек, который выпьет из чаши Грааля, получит отпущение всех своих грехов, а также сможет насладиться вечной жизнью. Часть версий говорят о том, что даже просто видеть этот священный предмет на близком расстоянии уже способно даровать человеку бессмертие, правда, лишь на определённый промежуток времени.

Существует очень интересный вариант толкования Святого Грааля, заметно выделяющийся на фоне других. Он называет пресловутую чашу не материальной субстанцией, а особенным состоянием души, когда она соединяется со Всевышним. А значит, обнаружить Грааль по этой версии – означает стать просветлённым.

Есть и атеистическая разновидность данной версии. Это веллерианская идея Грааля, подразумевающая собой его как конечную цель человеческого развития. В указанном понимании Грааль выступает человеческой цивилизацией, которая развилась настолько, что может создавать новые реальности с новыми Вселенными. То есть, Грааль представляет собой чашу, в которой возможно вызревание новых миров.

Безусловно, такая святыня не может оказаться в руках простого (а ещё и грешного) смертного. Поэтому, каждый, кто является недостойным, но приближается к священному предмету, сразу же получает наказание в виде серьёзной раны или болезни.

Где находится Святой Грааль?

В каком же месте спрятана эта древняя легендарная реликвия? На этот вопрос существует множество ответов, но очень сложно понять есть ли среди них верный…

Самая распространённая теория говорит о том, что Аримафейский, исполняя сказанное ему Святым Филиппом, уехал из Иерусалима и забрал доверенные ему реликвии, которые он должен был увезти на земли Британии.

Добравшись до пункта своего назначения, Иосиф поставил в землю свой посох, пустивший корни и превратившийся в великолепный терновый куст. Два раза в год на этом кусте появлялись цветы.

Иосиф понял, что это знак от Высших сил и начал строительство на том месте церкви, впоследствии ставшей аббатством. Бытует мнение, что Святой Грааль скрывается где-то в подземелье некоторого аббатства Гланстонбэри.

По другим источникам чашу можно искать в волшебном замке Сальват (Испания), который якобы возвели ангельские существа в течение одной ночи.

А средневековые романы про Персифаля, рассказывают о герое, который занимается поиском и находит мистический замок Мунсальвеш, в котором и хранится Грааль, надёжно охраняемый тамплиерами. Очень большое количество легенд разных времён утверждает, что чаша Священного Грааля бережно хранится именно представителями данного тайного ордена.

Поиски священной чаши

Люди начали озадачиваться поисками мистической реликвии ещё очень давно. В 9-м столетии в Европе активизировалась «охота» на реликвии, касающиеся земной жизни Спасителя.

Наивысшего пика эта тенденция достигает к 13-му столетию. Тогда правителем Франции Людовиком Святым в Париж из Константинополя были привезены различные орудия Страстей, которые поместили в специально построенную для этого Святую Капеллу. На те времена в подлинности орудий не сомневался никто.

Однако, несмотря на то, что орудий Страстей было достаточно много, священная чаша, из которой испил Спаситель на тайной вечере, среди них отсутствовала. Поэтому начали и появляться различные версии, касающиеся её нахождения.

Та область Франции, которая находилась под управлением английской короны, заявила, что легендарную чашу следует искать именно на британских землях.

Некоторые описания сравнивают Грааль с неиссякаемым сосудом, относящимся к древним кельтским легендам. Его функциональность очень напоминает аналогичные предметы из мифов прочих индоевропейских народностей (к примеру, знаменитый Рог Изобилия).

Какой вид имела Священная Грааль?

Вы не сможете найти описание внешнего вида знаменитого артефакта ни в одном из литературных источников. Книги рассказывают об истории происхождения и месте пребывания данного предмета, но они не предоставляют конкретное описание для него.

Так, древние сказания и апокрифы утверждают, что основой для чаши послужил драгоценный минерал, который выпал из головного украшения самого Люцифера (это могла быть бирюза либо изумруд).

Принимая во внимание иудейские традиции, учёные приходят к выводу, что чаша должна была иметь немаленький размер, а также обладать основанием в форме ножки с подставкой. Примечательны, конечно, больше не внешние характеристики чаши, а её свойства к исцелению и благословению.

Святой Грааль: является мифом или реальностью

Гении науки на протяжение многих веков бьются над загадкой Святого Грааля. Главный вопрос: существовала ли чаша в действительности?

Многочисленные искатели приключений пытались выйти на мифическую чашу, но их поиски не дали никакого результата и чаша продолжает по сей день представлять собой загадку.

Информация о ней хранится исключительно в апокрифах, сказаниях и художественных источниках. Ни один научный труд не упоминает про данный артефакт, что так и не даёт возможности однозначно ответить на поставленный выше вопрос.

Священная Грааль и Гитлер

Адольф Гитлер также занимался поиском знаменитой христианской реликвии. Зачем она была ему нужна? Чтобы это понять, нужно обратиться к волшебным свойствам чаши.

Мы уже упоминали выше, что чаша была призвана подарить своему владельцу власть и сделать его бессмертным. А так как Гитлер мечтал о завоевании всего мира, он поставил перед собой цель отыскать магическую чашу, чего бы это ни стоило. А кроме этого, по легендам чаша была спрятана не сама, а вместе с прочими редкостными сокровищами.

Поэтому Гитлером была создана специальная группа для поиска сокровищ. Её главой стал Отто Скорцени. О дальнейших сведениях нельзя ничего утверждать однозначно.

Достоверно известно лишь, что группой были обнаружены сокровища в замке Монсегюр (Франция), однако, нашли ли они чашу Грааля – это уже неизвестно. Под конец войны люди, проживающие рядом с этим замком, могли наблюдать, как солдаты СС скрывали что-то в туннелях указанного сооружения. Есть предположения, что они возвращали на место священный Грааль..

Ещё больше про знаменитый Святой Грааль вам расскажет Википедия.

…Грааль до того тяжеловесен,
что никому из грешных человек не поднять его вовек.

Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль

Легенды о Святом Граале не перестают волновать воображение уже много веков. Неясная, таинственная реликвия, один из самых интересных и легендарных символов, который несет в себе неслыханную мощь. Исток легенды о Чаше Грааля лежит, по всей видимости, в мифах древних кельтов. В их преданиях Священный Грааль - это каменный сосуд в виде чаши, сделанный из изумруда, который архангел Михаил выбил мечом из короны Люцифера (согласно другим легендам Грааль - это чаша, вырезанная из дерева).

Эта бесценная мистическая реликвия уцелела во время потопа. И в дальнейшем из этого сосуда на Тайной вечере пил Иисус и из него причащались его ученики. В , согласно старым преданиям, также была собрана кровь Спасителя, пролитая на Голгофе. После казни Иисуса Чаша Грааля таинственным образом исчезла. Распространена легенда, что Грааль и , которым были нанесены раны Христу, сохранил и привез в Британию Иосиф Аримафейский. По сей день бытует мнение, что Грааль какое-то время находился у альбигойцев, но после взятия Монсегюра его там не обнаружили.

По еще одной версии, Грааль - некий священный камень, который связан с тайной мистической жизнью Иисуса. Все последующие поиски исчезнувшей реликвии так и не увенчались успехом, но появилось множество легенд, повествующих о «приключениях» Чаши Грааля. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, подчас недостижимой или труднодостижимой.


Принципиально отличаются от «вещественных» версий (чаша, камень) предположения о том, что Грааль - выражение неких мистических духовных идей. Чаша Грааля - это состояние души, соединения человека с Богом, то есть найти Грааль - означает достичь просветления.

Исследователи всегда интересовались происхождением легенды о Граале. Британские корни предания о чаше уходят в мифологию древних кельтов, но легенда о чаше была переосмыслена в христианском духе. По легендам Иосиф Аримафейский, взяв чашу, из которой пил Спаситель в свой последний вечер, собрал в нее кровь Господа и с этой реликвией ходил по свету, проповедуя христианство.

Странствуя Иосиф достиг Британии, где решил остановиться и основать монастырь, названный Гластонбери (согласно некоторым из источников, именно в этом монастыре и была спрятана Чаша, которая стала впоследствии для людей воплощением Божией благодати). Основав монастырь, Иосиф создал монашеско-рыцарский орден, члены которого были первыми хранителями чаши, и они же, несмотря на отчаянное сопротивление, оказанное ими в V–VI столетиях захватчикам Британии - саксам, вынуждены были перевезти святыню в Саррас (местонахождение неизвестно), откуда Чаша Грааля, по одной версии, была «вознесена на небо», по другой - осталась в Гластонбери.

Однако старая церковь в Гластонбери, помнившая, может быть, рыцарей Круглого стола, сгорела в 1184 г., на ее месте была построена новая. А в традиционном веровании глубоко укоренилось мнение, что Грааль укрыт в подземельях аббатства. В этом варианте Чаша связана с преданиями о короле Артуре. Во времена правления легендарного короля священная реликвия была спрятана на дне древнего колодца где-то в глубине острова. Рыцари Круглого стола по наказу Мерлина отправились на поиски.

В некоторых из романов Артуровского цикла Грааль находят и доставляют в Камелот, но чаша не принесла счастья королевству. Видя это, забрал ее с собой на таинственный остров Авалон и таким образом отвел беды от земли бриттов. В течении какого времени Чаша пробыла на Авалоне - неизвестно, но в следующий раз следы ее отыскались только в XIII столетии у еретиков из провансальского городка Альби. И отсюда начинается история Грааля катаров. По легенде, он был спрятан в подземельях Монсегюра вместе с другими сокровищами еретиков - альбигойцев: древними манускриптами, хранящими тайную мудрость, таинственными реликвиями. Но когда крепость - последний оплот катаров - пала, победители не смогли обнаружить никаких следов Грааля.

Есть исследователи которые считают, что сказание о Чаше Грааля связано с тайным оккультным обществом, основанным в незапамятные времена и обладающим сокровенным знанием, которое передается из поколения в поколение.

Среди этих абсолютно различных теорий легенды Артуровского цикла выглядят наиболее привлекательно, но нет ни одного факта, который смог бы подтвердить их. Ну, а гипотезу о тайном оккультном обществе разделяют как правило те, кто вообще склонен рассматривать все человечество как собрание тайных обществ.

Языческие же корни легенды о Чаше Грааля указывают на ее происхождение от очень древнего индоевропейского мифа о магической посуде - символе жизни и возрождения. Со временем эта легенда наполнилась новым смыслом, получив христианскую окраску. Эта реликвия - символический источник жизни и бессмертия, изобилия и плодородия, «чудесный кормилец». Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов. По желанию она в мгновение ока дает любые блюда и драгоценности, а тот, кто пьет из нее, излечивается от всех недугов; даже мертвые, стоит ей только коснуться их губ, возвращаются к жизни.

Обладая способностью чудесно насыщать своих избранников неземными яствами, Чаша в западной традиции занимает то же место, что и восточная жертвенная чаша с ведической сомой, авестийской хаомой или греческой амброзией - пищей богов. У кельтов чаша, полная вина, пива или меда, которую юная девушка подносила вступающему на престол королю, является символом верховной власти. Впоследствии это значение переносится на чашу Грааля, на поиски которой отправляются рыцари Круглого стола.

Символика расположения Грааля в центре Круглого стола, вокруг которого сидят рыцари, весьма близка китайскому образу неба, которое имеет форму круга с отверстием посередине (аналог чаши или кубка). В египетском символизме имеются ассоциации между чашей жизни и сердцем как центром жизни. Иероглиф, который обозначал сердце, имел форму сосуда.

Поиск Грааля и в языческой, и в христианской традиции - это возвращение в рай, духовный центр человека и Вселенной; символ инициации, проверки через испытания и встречу со смертью в поисках скрытого смысла и тайны жизни. Поиски как правило предпринимаются «солнечным героем», не имеющим представления о своей истинной природе. К примеру, Парцифаль, воспитанный в лесном уединении, юноша, одаренный рыцарскими доблестями, или рыцарь-аскет, девственный Галахад, сын грешного, но величайшего из рыцарей - Ланселота.

Грааль играл довольно значительную роль в тайной символике средневековых алхимиков. Вдыхающий новую жизнь в Феникса и дающий вечную юность тем, кто ему служит, Грааль имеет отношение к символике философского камня. Он также выступает в качестве барки, ковчега, в который заключены семена циклического возобновления жизни, семена утраченных традиций. Святой Грааль, чаша содержащая кровь, основу жизни, отождествляется с сердцем, а как следствие, с центром.

Грааль соединил в себе два элемента: чаша или сияющий кубок с сердцем (треугольник, поставленный на вершину) олицетворяет женское, воспринимающее, водное начало, а копье или меч (треугольник, направленный вершиной вверх) - мужское, активное, огненное начало. Эти элементы объединены носителями жизни - кровью или священной жидкостью, стекающей в чашу. Жизнетворные, обновляющие силы, излучаемые солнечным сосудом, и силы уничтожения, являющиеся в образе кровоточащего копья, заключают в себе двойное таинство. Соединение противоположных начал играло важную роль в алхимической трансмутации - превращении.

В христианстве Грааль является неоднозначным символом. Следует отметить, что ни одно из преданий о Граале не признано официальной церковью. Ни один церковный летописец ни разу не обмолвился о Святой чаше, хотя во всех четырех евангелиях сказано о человеке по имени Иосиф, который выпросил у Понтия Пилата тело распятого Христа и, обернув его плащаницей, положил в гробницу, высеченную в скале.

О Граале имеются упоминания только в апокрифах. Но его образ довольно популярен в эзотерическом христианстве - Грааль символизирует святое Сердце Христа. Когда, по преданию, волшебный изумруд был отобран у Люцифера, после низвержения последнего в бездну, и из этого камня и был сделан Грааль, то подобно Деве Марии, искупившей грех Евы, кровь Спасителя посредством Грааля искупила грех Люцифера.

Таким образом, значение Грааля все больше связывается с муками Христа, с идеей добровольной жертвы и искупления. В христианской легенде Чаша была дана Адаму, но оставлена им в раю после грехопадения. Он до сих пор находится в центре рая, и его нужно снова найти, новый Искупитель обретет чашу и восстановит рай для человечества.

Образ Грааля, конечно, нельзя полностью сводить ни к церковному таинству, ни к кельтскому мифу. Для рыцарской культуры Средневековья важность Грааля как символа состояла в том, что он соединял дух рыцарских приключений, вольную игру фантазии, использующей осколки полузабытой мифологии, и христианскую мистику.

Эта чаша является символом благородства, чистых помыслов, душевного здоровья и стремления возвыситься, потому как только те из ищущих, кто обладает совершенной чистотой сердца, могут достичь успеха на своем пути. Всякий недостойный, приблизившийся к святыне, бывает наказан раной или недугом, но может ожидать исцеления от той же святыни. Грааль - это тайна, которая открывается лишь самым достойным.

Легенды о Граале возникли в Средневековье как составная часть легенд об короле Артуре, а в письменной литературе появились на территории Франции в XII столетии. Искатели Грааля Персиваль, Гавейн, Ланселот, Боре, Галахад - все рыцари короля Артура, отправлявшиеся в свои мистические странствия из Артурова двора, однако на этом сходство между их приключениями заканчивается. Хотя ни одна хроника не подтверждает, что кто-то из рыцарей нашел чашу и привез Артуру, но местонахождение Грааля молва настойчиво связывает с легендами о короле Артуре и с уже упоминавшимся английским аббатством Гластонбери.

Само название «Грааль» восходит к старофранцузскому редкому слову graal, обозначавшему большое блюдо, поднос. Именно такую форму имел священный сосуд, о котором говорится в старейшем из имеющихся текстов о Граале. Самый первый вариант повести о Чаше Грааля - «Персиваль, или Повесть о Граале» - опубликовал известный поэт и трубадур Кретьен де Труа около 1180–1182 г. Там Грааль описан как большое выложенное драгоценными камнями блюдо, которое по залам замка проносит дева. Эта повесть осталась незаконченной.

Наиболее сложная версия христианизированной легенды о Граале содержится в романе «Подвиг во имя Святого Грааля», где описано, как Спаситель сходит с небес и участвует в евхаристии, совершающейся в Замке Грааля. Версию легенды о Граале, содержащуюся в этом романе, включил в свою книгу «Смерть Артура» Т.Мэлори. От Мэлори ее перенял А.Теннисон и использовал в «Королевских идиллиях», избрав своим мистическим героем Галахада.

Другой знаменитой интерпретацией граалевского мотива в XIX столетии является «Парсифаль» Р.Вагнера, где композитор усилил религиозный смысл своего источника, «Парцифаля» Вольфрама фон Эшенбаха. В наши дни самая значительная обработка граалевского сюжета - «Бесплодная земля» Т.С.Элиота, где средневековая тема используется для изображения бесплодности цивилизации XX столетия. Опера Вагнера и поэма Элиота поспособствовали возрождению интереса к средневековой легенде.

Следует заметить, что некоторые исследователи полагают, что первичное ядро легенды о Граале имеет не кельтское, а восточное происхождение и что в конечном счете именно на Востоке надо искать ее корни. Считают, что в мавританскую культуру Испании (а из нее в христианскую) эта легенда пришла из Аравии или даже из Персии, другие считают родиной этой легенды Индию. И потому в ряде эпических песен, как, к примеру, у Вольфрама фон Эшенбаха, Грааль возвращается из греховной Европы назад в Индию.

В поэме Эшенбаха чисто христианские элементы отодвигаются на второй план и прослеживается терпимость, даже любовь, к людям Востока - как, впрочем, и в других произведениях. Сам фон Эшенбах признается, что при написании своего труда он использовал утерянную поэму провансальца Киота, источником которой послужила не чисто христианская легенда, но арабское повествование о Граале, обнаруженное в Толедо (Испания) и написанное «язычником» Флегетаном «из рода Соломона».

Флегетан же «был известен как большой знаток звезд, астролог, и в звездах прочел он тайну Грааля». Познакомившись с его трудом, Киот попытался разыскать по латинским книгам, где может находиться «племя чистых сердцем, призванное служить Граалю». Он ознакомился с хрониками разных европейских стран и в городе Анжу нашел рассказ о предках Парцифаля, уводящий на восток, но потому как первоисточник утрачен, то дальнейшие детали теряются во тьме веков.

Постепенно легенды о Граале перестали занимать внимание посвященной публики, перейдя в область народных преданий. Но тень реликвии незримо осеняла многие события средневековой Европы. Чешские табориты шли в бой под знаменем с изображением «калики» - священной чаши, в которой легко можно угадать Чашу Грааля. И знание гностиков не умерло с разгромом катаров и тамплиеров - оно продолжало жить в среде многочисленных тайных орденов и организаций, которыми изобилует история XII–XIX столетий.

Оно оказалось востребовано в начале XX столетия, когда оккультное «Общество Туле», возникшее в Германии в 1918 г., начало разработку оккультно-мистической базы национал-социализма. А вместе с учением гностиков оказалась востребованной и Чаша… Первоначально поиски Грааля возглавил некий Отто Ран - один из разработчиков нордической теории. В начале 1930-х годов он посетил развалины Монсегюра, но, насколько можно судить, серьезных поисков не проводил, а по результатам поездки выпустил книгу «Крестовый поход против Грааля», где именует Грааль «чашей нибелунгов».

1937 год – после своей второй поездки в Лангедок, Ран внезапно исчез. О его судьбе по сей день ничего не известно. В июне 1943 г. в Монсегюр из Германии прибыла большая экспедиция, проводившая работы в пещерах до весны 1944 г. И хотя она ничего не смогла обнаружить, система подземных укрытий и ходов, проложенных катарами в скальном грунте под Монсегюром, по мнению археологов, дает возможность надеяться на то, что священная реликвия может находиться там. Впрочем, недоступных тайников в средневековой Европе было весьма много…

Святой Грааль – это загадка нашего мира. Его ищут, снимают фильмы, рассказывают легенды. Но что это на самом деле и где находится, никто не знает. Зачем прятать историческую ценность? Может быть это всего лишь миф построенный на имени знаменитого человека? Мы пойдем по следам исследователей и постараемся во всем разобраться. Присоединяйтесь и комментируйте.

Если у вас есть какая либо дополнительная информация про Святой Грааль, то не стесняйтесь, пишите о ней под статьей.

Святой Грааль – история возникновения артефакта

(лат. Gradalis) – это чаша. Из нее пил Иисус Христос на Тайной Вечере. И именно в эту чашу Иосиф Аримафейский (иудейский старейшина; последователь Иисуса; богатый человек; член Синедриона; в его гробницу был похоронен Иисус) собрал кровь Христа после распятья.

По легенде, именно после собранной крови чаша стала обладать невероятной силой.

Есть две версии вида Чаши Грааля:

  1. В виде кубка, как чаши из которой пьют
  2. В виде камня — в средневековых романах Европы Грааль описывается так

Легенда силы Грааля

Легенда гласит:

– Тот, кто испьет из чаши Святого Грааля получает вечную жизнь, прощение грехов и исцеление от всех болезней.

Прощение грехов в нашем мире мало кого волнует, а вот вечная жизнь всегда занимала мысли человека, особенно властного и богатого. По этой причине охота за чашей до сих пор ведется.

Официально никто не знает где эта чаша и как в действительности она выглядит. Все изображения ее в статье, да и по всему интернету – это лишь предположение вида.


Святой Грааль является самой желанным христианским артефактом. Но в то же время и самым иллюзорным. О нем много пишут и говорят, но его реальность никто так инее раскрыл.

Поиски Святого Грааля

На протяжении многих веков люди ищут Грааль. Кто-то что-то подобное находил и заявлял, что нашел Святой Грааль. Но это было лишь обманом или заблуждением того, кто так считал.

В Валенсии (Испания). В городской средневековой церкви хранится кубок из халцедона, украшенный драгоценными . Авторы находки утверждают, что это и есть Святой Грааль.




Многие Святые Папы использовали этот кубок для святого причастия. Среди этих личностей и Папа Иоанн Павел 2ой. Он использовал эту чашу во время мессы.


Но чаша из Валенсии одна из десятков и даже сотен аналогичных, которые претендуют на название Святой Грааль.

Обладателей такой чаши ждало богатство и популярность. Как только церковь или аббатство заявляли, что они стали обладателями святого грааля, то тысячи паломников со всего мира начинали съезжаться к ним. Люди выстраивались в бесконечные очереди, чтобы пожертвовать доступную им сумму денег и прикоснуться к Граалю.

Священники всегда были обладателями древних предметов и артефактов, которые хранились на территории церкви и передавались из поколения в поколение. Они легко могли найти у себя старинную чашу. Могли легко сказать, что не знают откуда она и каково ее происхождение. И как следствие – выдавали ее за грааль.

Но если присмотреться ко всем выставленным чашам, которые называются , то не трудно заметить, что их вид очень богат — украшены золотом и драгоценностями. Такой вид чаши напоминает скорее кубок короля.


Историки уверены, что такого вида чаша мало вероятно могла быть у Иисуса Христа в тот самый день, на тайной вечере. Считается, что святой Грааль очень простого и скромного вида. Это может быть самая простая чашка из дерева или камня, ничем не украшенная. А внешний вид мог совсем отличаться от всеми признанного кубка.

Библия

В Библии не сказано ни слова о чаше. И не говорится, что эта чаша является какой-то необычной или особенной. Поэтому, чтобы искать ее, необходимо обращаться к совершенно другим источникам.

Вульгата, 1230г.

В 1230 году во Франции была выпущена серия романов в которых говорится про рыцарей искавших спрятанный таинственным образом предмет. Вульгата – так называлась серия этих историй. Они написаны на старо французском языке и состоят из 5ти частей.

Некоторые исследователи утверждают, что именно в этих романах описан Святой Грааль. И в описаниях он был изображен совершенно не в виде чаши.

Парцифаль, 1200г.

Еще одна версия Святого Грааля появилась в Боварии (Германия). Роман под названием «Парцифаль» (нем. Parzival). Это рыцарский роман. В нем 25.000 строк в стихотворной форме. Датируется 1200—1210 г.г. Автор Вольфрам фон Эшенбах.

Памятник Вольфраму фон Эшенбаху

Как видите, роман «Парцифаль» был создан на 2-3 десятка лет раньше, чем Вульгата. В этих двух романах схожая тема с поиском Грааля, но есть значительные расхождения в некоторых описаниях.

В Парцифале Иисус и Иосиф являются второстепенными героями. В романе даже нет никаких описаний чаши. Эшенбах считал, что граалем является не кубок, а камень и он попал к людям с неба, из рая и поэтому является волшебным предметом с невероятными свойствами. А потерять камень в нашем мире проще простого.

Вольфрам Эшенбах описывал, что Грааль каждый год восстанавливает свои магические свойства. На него садится голубь с облаткой в клюве. Птица кладет принесенную облатку на камень и он оживает с новой силой.

Это, в принципе, и все описание святого грааля из романа «Персифаль».

Никто на сегодняшний день не может точно сказать на каких основаниях было сделано это описание. Это выдумка автора или практические знания?

Персеваль, 1190г.

Вернемся еще немного назад, в северную Францию, в Шампань. В этом районе проживал Кретьен де Труа (франц. Chrétien de Troyes). В 1190 году он написал свой собственный роман – «Персеваль или Повесть о Граале». Роман появился раньше на 20 лет, чем романа Эшенбаха «Парцифаль»

В этом романе рассказывается о молодом человеке по имени Персиваль, который стремиться стать рыцарем и для этого отправляется в долгое путешествие. Дорога приводит его к королю, и молодой человек становится свидетелем необычного и мистического ритуала.

В ритуале использовались меч и копье, а молодая девушка держала в руках чашу, которую они называли . В описании было сказано, что это большая золотая чаша, которая обладала огромной магической силой. На дне чаши находилась одна обладка.


Прочитав разные варианты описаний древних рукописей, можно легко запутаться еще больше. Все тексты содержали совершенно не похожие друг на друга чаши грааля. Как именно он выглядел и действительно ли обладал такими свойствами? Эти и другие вопросы задают до сих пор искатели артефактов.

Может быть, такие различия были специально донесены до нашего времени, чтобы люди никогда не смогли найти настоящий Грааль. Ведь узнав о нем мир, могли начаться войны ради обладания сокровищем.

Скорее всего, истинный обладатель никогда не откроет правду миру, чтобы сохранить равновесие и спокойствие на земле.
Представьте, что Святой Грааль найден. Что произойдет? Мир будет долго и упорно выяснять, какой стране он действительно принадлежит и в какой церкви должен храниться. А богатые коллекционеры не смогут удержаться от попытки завладеть этим артефактом нечестным путем.

Наш мир слишком алчный и жестокий, чтобы делиться и помогать друг другу. Предполагаем, что он найдется лишь тогда, когда границы между странами сотрутся, а люди будут любить и уважать рядом живущего так же, как своего сына или дочь.
Но давайте остановим предположения и продолжим дальше искать подсказки о тайне хранения Грааля.

Вернемся к первоначальным источникам, в которых описывался Грааль.


В 12 веке был самым известным и значимым во всех кругах. Именно в период существования тамплиеров появились рукописи описывающие Святой Грааль. Это произошло примерно с 1190 г по 1275 г. В этот период времени рыцари ордена Тамплиеров были на самой вершине своего развития и влияния. Они воевали не ради власти, и славы, они стояли на защите добра и справедливости.

В период, когда фон Эшенбах писал свой роман, то Тамплиеры были образцом для подражания в плане рыцарства и чести.
Фон Эшенбах в своем романе написал, что замок Грааля охраняют рыцари Храмовники, то есть Тамплиеры. В описании они были людьми одетыми в белые плащи. И историки сразу сопоставили этот образ с Тамплиерами, т.к. они носили белую одежду в качестве символа чистоты.


Описанное выше может навести на предположение, что история о поисках Святого Грааля основана на подвигах рыцарей Тамплиеров. Может быть, пропавший кубок стоит искать не в романах, а в истории рыцарей?

В 12 веке, в Иерусалиме завершился первый Крестовый поход. Орден рыцарей был собран, чтобы они встали на защиту пилигримов в походе к местам паломничества.

В 1099 году крестоносцы взяли Иерусалим. Христианство радовалось этому событию. Но это оказалось большой проблемой – Святую землю было очень сложно удержать в своей власти. Тогда один из рыцарей выступил со словами, что хочет посвятить себя служению этим пилигримам, чтобы защищать на святой земле.


Если предположить, что Иерусалим, как древний и святой город, мог тайно хранить свои сокровища и артефакты, то, скорее всего, они находятся до сих пор на его территории. А Тамплиеры лучше, чем кто-либо знали, где искать эти сокровища в городе.

Резиденция самого ордена рыцарей была расположена в самом священном месте города – на Храмовой горе. Сегодня, в современном мире, на этом месте расположен Купол скалы. А во времена крестоносцев на этом месте располагался Храм Соломона.


Король Балдуин 2ой Иерусалимский отдал рыцарям свой дворец, который был построен на Храмовой горе. Именно это здание рыцари называли Храм Соломона, так как оно было расположено на месте храма.

Чтобы храм был защитой и крепостью для людей, рыцари взялись за его перестройку. Они вырыли в скале туннель длинной 20 метров и сделали целую систему подземных ходов.

Теологи не придают этим туннелям особого значения. Они открыты для посещения и сегодня. А рыцари таким образом расширили свою территорию и приспособили их для своих целей.

Но некоторые исследователи считают, что такие раскопки были произведены не для бытового использования. Есть версия, что рыцари что-то нашли, потому что Тамплиеры знали что и где искать. А когда нашли, что искали, то сразу вернулись в свою Европу.

Действительно ли они нашли, что искали? И что это было никто не знает. Орден состоял из людей верных и закрытых. Никто из них не раскрыл эту тайну при жизни.

Теперь перенесемся в Ларашель – город-порт во Франции. Именно в порт этого города рыцари на кораблях возвращались домой из Иерусалима.


Неизвестно, что на своих кораблях привезли Тамплиеры, но вскоре после этой поездки, орден стал одним из богатейших среди всех рыцарских орденов. Они получали пожертвования от простых жителей.

За 200 лет орден Тамплиеров стал самым могущественным и очень, очень богатым. Их владения простирались от севера Польши до юга Минорки; от Англии до Святой Земли. Помимо приобретенного богатства, рыцари получили благословение самого Папы. Он дал ордену самые широкие привилегии. Из-за такого разворота событий монахи и священники были очень не довольны решением Папы и сложившейся ситуацией. Ну и, как следствие, они очень завидовали рыцарям.

По такому описанию событий в истории, можно легко предположить, что именно Тамплиеры нашли Святой Грааль.

Двинемся дальше по следам истории и перенесемся в 14 век, во Францию, во времена правления короля Филиппа 4го. В это время орден рыцарей держался на самом пике своего могущества. Но все меняется со временем. И после пика успеха рыцарей ждал упадок.

Простые жители стали все чаще и чаще жаловаться на деяния рыцарей Тамплиеров. Общество стало относиться к ним с негативом, презрением и надменностью.

Король Филипп воспользовался такими переменами в отношении людей к ордену и рыцарям. Частые войны практически свели к нулю его казну. И король решает исправить ситуацию с помощью богатств ордена рыцарей.

Филипп начал действовать психологически на людей и сделал все возможное, чтобы его подданные окончательно отвернулись от рыцарей. Король стал распространять слухи о богохульстве, мужеложстве и содомии со стороны рыцарей. То есть во всем, что в те времена считали за страшный грех.

Дальше король послал своим чиновникам тайные письма. Это были приказы. В них была одна и та же информация для всех – 13 октября 1307 произвести арест всех членов ордена Тамплиеров, которые проживали во Франции. Именно поэтому пятница 13-е до сих пор считается самым несчастливым числом.

Всех арестованных передали в руки святой инквизиции. Папа принял решение закрыть орден, так как он стал обладать очень плохой репутацией.


Имущество ордена было изъято, но ничего, что напоминало бы Святой Грааль так и не нашли или тщательно скрыли из истории.
Предположим, что среди изъятых богатств Грааль не найден. Тогда мы отправляемся дальше. И продолжим поиски в местах обитания рыцарей – в храмах ордена.

Все церкви ордена были просты в сооружении, но в каждой имеются отличительные знаки Тамплиеров. Например, в христианских храмах везде присутствует образ Христа, а в храмах рыцарей ордена присутствует образ Девы Марии.

Тамплиеры с особенным акцентом почитали именно богоматерь и посвящали ей свои церкви, а каждый рыцарь приносил клятву именно Деве Марии. Возможно, в этом поклонении у рыцарей было нечто большее.

Собор Тамплиеров

Франция, Шартерский собор 13го века. Расположен в 90 км от Парижа и включен в список всемирного наследия. Сюда всегда, на протяжении многих столетий, съезжались паломники. Может быть, тут найдутся подсказки и приблизят нас к разгадке тайны Святого Грааля.


Мелкие, архитектурные украшения здания могли быть отображены под влиянием именно рыцарей. Например, над главным фронтоном есть изображение Иисуса, который поднял руку для благословения. Если присмотреться к кресту за головой Иисуса, то не трудно заметить, что его очертания точно совпадают с очертаниями креста ордена Тамплиеров.

Внутри церкви расположены 3 черные Мадонны. Есть версия, что именно черные Мадонны связаны с Тамплиерами. Они привозили эти образы из крестовых походов.

Могли ли Тамплиеры спрятать Святой Грааль именно здесь? Может ли Грааль быть связан с женщиной, образ которой стоит во всех церквях ордена?

Тамплиеры верили, что Дева Мария обладает большей мудростью, чем Иисус Христос. Для других церквей такая версия была приравнена к страшной ереси. Церкви всегда запрещали жителям самостоятельно искать истину, они требовали верить им на слово. Поэтому Тамплиеров преследовали за такую веру.

Но сами по себе Тамплиеры были не только войнами, защитниками, но и глубоко верующими. Они несли людям защиту и веру.
Существует версия, что рыцари всегда стремились донести информацию о просвещенности всему человечеству и зашифровали свое послание в архитектуре и рукописных романах. Они хотели, чтобы будущие поколения смогли узнать о них, их вере и убеждениях.

Кретьен де Труа зашифровал в своем романе часть мировоззрения рыцарей Тамплиеров. Легенды о святом Граале возникли на желании сохранить идеи рыцарей. Если это действительно было так, то какую именно мудрость они пытались нам донести?

Масоны – потомки Тамплиеров

Лондон. Здание великой объединенной масонской ложи Англии. Тут проходят международные собрания и тайные церемонии. Многие исследователи полагаю, что масоны могли иметь непосредственное отношение к ордену Тамплиеров.

Если изучать орден масонов и орден Тамплиеров, можно найти множество совпадений:

  1. Имеют тайные церемонии посвящения
  2. Первый магистр тамплиеров после женитьбы вошел в семью лидеров шотландского масонства
  3. Одним из высших чинов в масонстве является должность рыцаря

Но проблема заключается в том, что орден масонства возник лишь спустя 300 лет после ордена Тамплиеров.
Тут и появляется вопрос – Как орден Тамплиеров пог повлиять на масонское движение? Орден был ликвидирован в 1314 году, а масонство возникло в начале 17го века.

Может быть семьи рыцарей скрылись от глаз людей на 300 лет, передавая информацию из поколения в поколение.

В основе масонства лежат 2 принципа:

  1. Благотворительность
  2. Братство

В современном масонстве многие находят принципы рыцарей Тамплиеров.

Проанализировав романы и историю рыцарей, исследователи приходят к мнению, что Грааль не является каким-то материальным предметом. Это было какое-то неосязаемое сокровище, возможно это была некая идея жизни. Именно эту идею и несли рыцари людям.

Вы можете не быть рыцарем или масоном, но вы можете вести себя как подобает этим орденам – нести людям добро, помогать, сострадать, любить, верить.

Постскриптум

Святой Грааль, который породил множество легенд и мифов, который заставил исследователей искать, который породил сценарии к фильмам – может являться чьей-то верой и названо «Святым Граалем». Например, Иисус – это и есть Святой Грааль для нашего человечества. Он обрел вечную жизнь в истории планеты.

Может быть, Святой Грааль это не кубок и не камень. А это название ценности, которую для себя обретает человек или орден в целом.

А что вы скажете по этому поводу? Что действительно является Граалем, который ищут до сих пор?
Ждем ваше мнение и комментарии под статьей.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т. д. В некоторых версиях даже близкое созерцание магического предмета даёт бессмертие, а также различные блага в виде еды, питья и т. п. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.

Поиски Грааля

В IX веке в Европе начинают «охотиться» за реликвиями, связанными с земной жизнью Христа. Своего апогея этот процесс достиг в XIII веке, когда Людовик Святой привёз в Париж из Константинополя и поместил в построенной для этой цели Святой Капелле ряд орудий Страстей, чья подлинность мало у кого вызывала сомнение.

Однако среди орудий Страстей, которые выставлялись в различных храмах Европы, отсутствовала чаша, из которой вкушал Иисус на тайной вечере. Это обстоятельство подстегнуло толки и предания о её местонахождении. В противовес Парижу, который «монополизировал» многие святыни христианства, часть современной Франции, принадлежавшая английской короне, выдвинула легенду о чаше, которая скрыта где-то на просторах Британии.

В средневековых романах о Персифале главный герой ищет и находит волшебный замок Мунсальвеш , в котором под охраной тамплиеров хранится Грааль. В некоторых описаниях Грааль весьма напоминает неиссякаемый сосуд из более древних кельтских легенд, который по своей функции сходен с аналогичными предметами в мифологии других индоевропейских народов , в частности, с рогом изобилия (см. ниже).

В средневековой литературе

  • - гг. - «Персеваль, или Легенда о Граале » , Кретьен де Труа
  • - гг. - трилогия «История Святого Грааля » : «Роман об Иосифе Аримафейском » , «Мерлин » (частично сохр.) и «Персеваль» (не сохр.), Робер де Борон (Бургундия)
  • - гг. - «Цикл Вульгаты »: «История Святого Грааля », «История Мерлина », «Книга Ланселота », «Поиски Святого Грааля » и «Смерть Артура » .

В тех же кельтских преданиях есть и другой миф, связанный с камнем Граалем. Это был особый камень, который умел кричать. Криком он признавал истинного короля и был установлен в древнеирландской столице Таре .

Грааль и конспирология

Поиски настоящего значения слова «Грааль» породили множество конспирологических построений. Наибольшую известность получили варианты, озвученные в романе «Код да Винчи » и восходящие к оккультным изысканиям Отто Рана :

  • Грааль - это кровь потомков Иисуса, «sang raal», «sang real», или «sang royal» - «королевская кровь», верными хранителями которой были тамплиеры , прямо происходившие от Сионской Общины .
  • в широком смысле - это грудь Магдалины , затем сама Мария Магдалина, культ которой, зародившийся в начале Средних Веков, по мнению конспирологов, со временем смешался с культом Девы Марии .

Святой Грааль в современной культуре

См. также

Напишите отзыв о статье "Святой Грааль"

Примечания

Литература

  • Блюм Жан. Ренн-ле-Шато. Вестготы, катары, тамплиеры: секрет еретиков. - СПб.: Евразия, 2007. - 252 с. - Серия «Историческая библиотека».
  • Дашкевич Н. П. Сказание о Святом Грале // Из истории средневекового романтизма. - Киев, 1877.
  • Дашкевич Н. П. Романтика Круглого Стола в литературе и жизни Запада. - Киев, 1890.
  • Веселовский А. Н. Где сложилась легенда о Святом Грале? - СПб., 1900.
  • Аверинцев А. Грааль // Мифы народов мира . - М .: Сов. энцикл., 1991. - Т. 1 . - С. 317 .
  • Андреева В., Ровнер А. Грааль, святой // // Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Авт.-сост. В. Андреева и др. - М.: ООО «Изд-во Астрель»: МИФ: ООО «Изд-во АСТ», 2001. - С. 134-135.
  • Брат Д:., Д:. Л. Поиски Грааля // Феникс. - 2002. - № 16.
  • Дашкевич Н. П. Сказание о Святом Граале // Дашкевич Н. П. Из истории средневекового романтизма. - К.: Наукова думка, 1877.
  • Дугин А. Крестовый поход Солнца // Конец света. - М.: Арктогея, 1997. - С. 234-235.
  • Еремин Г. Загадка пятиугольного замка// Техника молодёжи. - 1969. - № 1.
  • Кокс С. Титаны Возрождения и секреты тамплиеров и иллюминатов. - М.: ООО «АСТ», 2007. - 288 с. - Серия «Историческая библиотека».
  • Майер Р. В пространстве – время здесь… История Грааля. - М .: Энигма, 1997. - 352 с. - ISBN 5-7808-0018-9 .
  • Маркаль Жан. Ренн-ле-Шато и тайна проклятого золота… - СПб.: Евразия, 2008. - 368 с. - Серия «Историческая библиотека».
  • Мэттьюз Д. Традиция Грааля. - М .: Изд-во Трансперсонального Института, 1997. - 160 с. - ISBN 5-88389-020-2 .
  • Непомнящий Н. Н. Чаша Грааля // Непомнящий Н. Н. Сто великих загадок истории. - М.: «Вече», 2002. - С.176-181.
  • Романчук Л. Феномен средневековья и Святой Грааль // Порог. - Кировоград, 2004. - № 6 . - С. 22-27 .
  • Печников Б. А. Рыцари церкви кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов. - М.: Политиздат, 1991. - 351 с.: ил.
  • Рудзитис Р. Братство Грааля. - Рига: Угунс. - 320 с. - ISBN 5-88484-022-5 .
  • Фанторп Л. Тайны сокровищ тамплиеров и Святого Грааля. Секреты Ренн-ле-Шато / Пер. с англ. Н. А. Кириленко. - СПб.: Евразия, 2008. - 367 с. - Серия «Историческая библиотека».
  • М. Байджент, Р. Лей, Г. Линкольн. / Пер. с англ. - М., 1992.
  • Michael Baigent, Richard Leigh and Henry Lincoln. Holy Blood, Holy Grail. - Corgi, 1982. - ISBN ISBN 0-552-12138-X .
  • Ран, Отто. Крестовый поход против Грааля. - АСТ, 2004.
  • // Орден российских тамплиеров. Том III. Документы 1922-1930 гг. - Москва: «Минувшее», 2003.

Ссылки

  • на сайте «Общества Святого Феодора Гавраса».
  • Александр Ладик. Полный вариант статьи для «Энциклопедии Современной Украины». Том 7. 2008.
  • Абд-ру-шин . «В Свете Истины. Послание Грааля» («Im Lichte der Wahrheit. Gralsbotschaft»), доклад .
  • и его разысканиям

Фильмография

  • «Загадки истории. Тайны святого Грааля» («Mysteries of History. Mysteries of the Holy Grail») - научно-популярный фильм, снятый в 2010 г.

Отрывок, характеризующий Святой Грааль

В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла всё то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.
Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Всё смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу, равномерный гул голосов, шагов, приветствий – оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее. Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «charme de vous voir», [в восхищении, что вижу вас,] так же встретили и Ростовых с Перонской.
Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее, и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. Хозяин тоже проводил глазами Наташу и спросил у графа, которая его дочь?
– Charmante! [Очаровательна!] – сказал он, поцеловав кончики своих пальцев.
В зале стояли гости, теснясь у входной двери, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее.
«Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас» – подумала она.
Перонская называла графине самых значительных лиц, бывших на бале.
– Вот это голландский посланик, видите, седой, – говорила Перонская, указывая на старичка с серебряной сединой курчавых, обильных волос, окруженного дамами, которых он чему то заставлял смеяться.
– А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен.
– Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены.
Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.
– Это миллионерка невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи.
– Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. .И ваш то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой нибудь. А всё таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот то, толстый, в очках, фармазон всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою то его рядом поставьте: то то шут гороховый!
Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого то.
Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.
Но, не дойдя до них, Безухой остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.
– Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? – сказала Наташа, указывая на князя Андрея. – Помните, он у нас ночевал в Отрадном.
– А, вы его знаете? – сказала Перонская. – Терпеть не могу. Il fait a present la pluie et le beau temps. [От него теперь зависит дождливая или хорошая погода. (Франц. пословица, имеющая значение, что он имеет успех.)] И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, – сказала она, указывая на него. – Я бы его отделала, если бы он со мной так поступил, как с этими дамами.

Вдруг всё зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли Польской, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас…» Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь, разговаривая с хозяйкой. Какой то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары Польского.
Всё расступилось, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых не умолкая называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись итти в Польской. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в Польской. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская – у ней была одна мысль: «неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцовать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть!» – думала она. – «Они должны же знать, как мне хочется танцовать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцовать со мною».
Звуки Польского, продолжавшегося довольно долго, уже начинали звучать грустно, – воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Перонская отошла от них. Граф был на другом конце залы, графиня, Соня и она стояли одни как в лесу в этой чуждой толпе, никому неинтересные и ненужные. Князь Андрей прошел с какой то дамой мимо них, очевидно их не узнавая. Красавец Анатоль, улыбаясь, что то говорил даме, которую он вел, и взглянул на лицо Наташе тем взглядом, каким глядят на стены. Борис два раза прошел мимо них и всякий раз отворачивался. Берг с женою, не танцовавшие, подошли к ним.
Наташе показалось оскорбительно это семейное сближение здесь, на бале, как будто не было другого места для семейных разговоров, кроме как на бале. Она не слушала и не смотрела на Веру, что то говорившую ей про свое зеленое платье.
Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он танцовал с тремя), музыка замолкла; озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их еще куда то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она улыбаясь подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из за всё убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса.
Князь Андрей в своем полковничьем, белом (по кавалерии) мундире, в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых. Барон Фиргоф говорил с ним о завтрашнем, предполагаемом первом заседании государственного совета. Князь Андрей, как человек близкий Сперанскому и участвующий в работах законодательной комиссии, мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня, о котором ходили различные толки. Но он не слушал того, что ему говорил Фиргоф, и глядел то на государя, то на сбиравшихся танцовать кавалеров, не решавшихся вступить в круг.
Князь Андрей наблюдал этих робевших при государе кавалеров и дам, замиравших от желания быть приглашенными.
Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку.
– Вы всегда танцуете. Тут есть моя protegee [любимица], Ростова молодая, пригласите ее, – сказал он.
– Где? – спросил Болконский. – Виноват, – сказал он, обращаясь к барону, – этот разговор мы в другом месте доведем до конца, а на бале надо танцовать. – Он вышел вперед, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.
– Позвольте вас познакомить с моей дочерью, – сказала графиня, краснея.
– Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, – сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе, и занося руку, чтобы обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.
«Давно я ждала тебя», как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка, своей проявившейся из за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцовала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы. В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.
Князь Андрей любил танцовать, и желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцовать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижной стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.