Теория

Крепления фотофоны для студии. Как правильно подобрать систему установки фона

Крепления фотофоны для студии. Как правильно подобрать систему установки фона

Кто чаще всех смотрит в небо? Кто может узнать самолет по шуму его двигателей? Кто всегда держит под рукой график полетов? Правильно, плейнспоттеры.
Споттинг зародился во времена Второй мировой войны, когда британские энтузиасты записывали бортовые номера вылетевших на задания самолётов, а когда они возвращались, по номерам сверяли, кто не вернулся. Снимать самолеты начали только «для галочки». И лишь намного позже это превратилось в отдельный жанр фотографии.
В России авиационный споттинг - занятие не новое, фотографировать самолеты ради развлечения начали в 2007 году, когда прошел первый официальный споттинг в Домодедово. Сегодня российских споттеров можно определить как настоящую касту среди фотографов, и даже отличить по внешнему виду: куча ремувок*, сменные объективы, рация..
Возможно, споттеры - это самые романтичные люди в мире, ведь что может быть прекраснее, чем грациозные силуэты самолетов в лучах заходящего солнца, не так ли?

О том, почему споттеры не верят в мистику и запасаются плюшками рассказывают Александр Шухов* (chkala_crew) и Михаил Поляков **.



*Александр Шухов, 22 года, студент МАИ, снимает с 2010 года.



**Михаил Поляков, 20 лет, снимает с 2013 года.

О себе
- Расскажите, как вы увлеклись авиационной фотографией?
М.П.
Я живу в городе Жуковский - в наукограде, можно сказать, альма-матер нашей авиаотрасли. С самого детства я пропитан авиацией. Рев авиадвигателей отдается в груди до самых костей, авиация - моя жизнь.
Однажды, когда мне было 17 лет, решил посмотреть, что на аэродроме происходит в будние дни. И «остался» там надолго. За забором находился особый мир, совершенно не похожий на тот, что окружал меня раньше. Привел однажды друга с фотоаппаратам, и так всё началось…
А.Ш. У меня похожая история, я тоже живу рядом с аэродромом Чкаловский. Лет восемь назад, еще будучи школьником мы с моим лучшим другом решили туда заглянуть после уроков. Полеты самолетов оставили неизгладимое впечатление. Мы стали ходить туда все чаще и чаще. А потом мы узнали, что самолеты, оказывается, можно не только провожать взглядом, но и фотографировать.

- Чем занимаетесь помимо споттинга?
А.Ш.
На данный момент я просто фотографирую, играю в рок-группе, увлекаюсь оружием и стрельбой, а также люблю путешествовать. В свое время занимался бальными танцами и верховой ездой.
М.П. С моим другом, тоже споттером, Данилой Башкировым, не так давно открыли свой магазин по авиационной тематике, благо фотоматериалов хоть отбавляй. В свободное время занимаюсь спортом, люблю ходить с палаткой. В этом году, например, на неделю разбили с друзьями палатку возле аэродрома Дягилево под Рязанью, как раз во время проведения «Авиадартса». Романтика, самолеты!

Что говорят знакомые и родные о вашем увлечении? Много ли времени занимает это занятие?
А.Ш.
Сначала некоторые не понимают и говорят «Ты правда фотографируешь самолеты? Зачем? Что в них такого красивого?», но потом видят мои снимки и говорят «Ух ты-ы-ы, как здорово!».
М.П. Ну я лично очень скромно отношусь к этому увлечению, считаю, что успешный кадр - это во многом случайность. Задача фотографа - выбрать правильную композицию, параметры съемки, а погода, траектория полета и так далее- факторы, которые невозможно предусмотреть.. Многим нравятся мои работы, для меня это очень важно.
А.Ш. Что касается времени, то всегда по-разному. Бывает, что проторчишь на споттинге пару часов, а бывает так, что на целый день. Помню, как летом уходили на аэродром часов в 10 утра, а возвращались в 11 ночи - удовольствие от таких споттингов гораздо больше, чем от кратковременных. Для меня это не только кадры, это еще и общение с друзьями, эмоции, моменты, движение.
М.П. Согласен с Сашей. Потом еще весь отснятый материал нужно обработать. И это тоже очень увлекательно.
Какой именно самолет мечтаете снять?
А.Ш. Мечта, наверное, каждого споттера - снять Ан-225 Мриа, самый большой самолет в мире.
М.П. Мне тоже очень хотелось бы снять этот самолёт. Иногда даже тяжело представить, как такая машина может летать…

Снимали ли вы ait-to-air?
А.Ш.
Я впервые попробовал снимать с воздуха на параде Победы в 2012 году, потом еще пару раз летали на танкерах Ил-78. Честно признаться, снимать самолёты air-to-air мне понравилось больше, чем вертолёты. Когда человек видит перед собой Ил-76, он восхищается его размерами, мощью. А теперь представьте, что вы находитесь внутри этой махины, и рядом, метрах в семидесяти, грациозно плывёт по облакам точно такой же самолёт. Такое зрелище попросту завораживает и переносит тебя в некий волшебный мир.

Кто из авиа фотографов или просто фотографов является вашим эталоном?
А.Ш.
Я бы хотел выделить таких авиафотографов, как Антон Харисов, Вадим Савицкий, Сергей Аблогин, Александр Бельтюков.
М.П . А мне очень нравится творчество Саши (Александра Шухова) и Артема Аникеева.

Выигрывали ли вы премии в конкурсах фотографий?
А.Ш.
Несмотря на то, что авиационная фотография не пользуется особой популярности среди большинства фотографов, всё же удавалось выигрывать в нескольких студенческих конкурсах и даже фотоконкурсы от ОАК. Но самым значимым на данный момент стал выигрыш фото-конкурса, который организовал журнал «Новый Оборонный Заказ»: после победы мне предложили сотрудничество, так что сейчас я с удовольствием снимаю репортажи на различные военные тематики, в том числе и авиационные.

О споттерстве:

Кто такие споттеры?
А.Ш. В классическом понимании споттер - это человек, который фиксирует информацию о самолете: время и место прилета, его бортовой номер и принадлежность к авиакомпании. Часто люди ходят на споттинг с блокнотом, ручкой и биноклем, фотографируют только для того, чтобы лучше рассмотреть номер или же просто подтвердить факт прилета определенного самолета.
У нас в России слово «споттинг» ассоциируется исключительно с авиационной фотографией. Наверно потому, что во многих российских аэропортах для того, чтобы дойти до места, откуда открывается обзор на интересующий объект (будь то ВПП, стоянка, или даже банальная глиссада), нужно приложить определённое усилие, совершить, так сказать, маленький поход. После такого «путешествия» вряд ли захочется ограничивать свою споттинг-сессию лишь записями.
Я бы сравнил российских споттеров с фотографами дикой природы. Только «охотникам» за дикими животными нужно быть внимательными для того, чтобы не упустить редкий кадр, а споттерам самим нужно держать ухо востро, чтобы в некоторых случаях не угодить в руки СБ или патруля.))

Как попасть в споттерскую элиту? Ну или в споттерский клуб?
А.Ш.
На мой взгляд, членство в определенном клубе можно присвоить споттеру в соответствии с тем веб-ресурсом, куда он заливает свои снимки: если в ЖЖ - то блоггер, если в инстаграм- то инстаграммер и так далее. С другой стороны, если ты взял в руки мыльницу, сделал пару снимков и залил их себе на страничку в ВК, то ты уже споттер. Человек вливается в споттерский клуб, когда начинает активно ездить в аэропорт/аэродром, потихоньку знакомиться с другими споттерами, всё как обычно, в принципе.
У нас говорят, что представили «элиты» - это те, кто имеет связи в авиационной, военной сфере. Благодаря этому им открывается доступ к закрытым показам, новым, необычным ракурсам, недоступным широкой массе споттеров.
М.П. Вообще, «элитарность» споттера хорошо заметна на массовых авиашоу: кого-то пускают на стоянку самолетов, кто-то снимает с воздуха, кого-то ведут на медиа-площадку и в шале, а кто-то просто снимает из толпы.

Почему места споттинга засекречены, но все о них знают?))
М.П.
Не засекречены, а просто передаются из уст в уста. К примеру, какой-нибудь споттер находит удобную точку для съемки, как у нас говорят, «под забором», и делится им только со своими друзьями. Если место удачное, оно постепенно становится все популярнее и популярнее.

Зачем споттерам нужны ремувки, откуда это пошло?
А.Ш.
Для споттера ремувка сродни значку «я люблю авиацию!». А еще память - со споттинга или какого-то авиационного мероприятия, их можно дарить друзьям и в конце концов просто коллекционировать. Сейчас отшивают всех цветов радуги помимо традиционного красного, добавляют изображение самолёта или чего-нибудь на авиационную тематику. Вообще «Remove before flight» - это знак, который цепляют к чехлам от разных датчиков самолета, чтобы авиатехник обязательно увидел, что чехол все еще надет и снял его перед вылетом борта.

Как споттеры узнают о том, что будут полеты военных самолетов?
М.П.
Чаще приезжают без какой-либо информации о полетах - на удачу. Но есть люди «со связями», которые могут знать заранее, кто куда прилетит. Это, к сожалению, не про нас))
Бывает, что Минобороны организует специальные мероприятия для СМИ и блогеров, тогда мы получаем данные, так сказать, из официальных источников. Хотелось бы и от ОАК как-нибудь попасть на авиационное мероприятие.

Правда ли, что девушек среди споттеров мало? Почему?
А.Ш. Меньше, чем хотелось бы.)) Многие девушки любят авиацию, ездят на авиашоу, но не берут с собой камеру, даже будучи хорошими жанровыми фотографами. Плюс все-таки девушки - существа нежные, они вряд ли согласятся проторчать весь день на холоде, пройти пару километров по грязи, залечь в кусты. Это для них как рыбалка, только динамичнее.

Приносит ли доход продажа авиа снимков?
М.П.
Все зависит от активности человека: если он продвигает свое творчество, то авиационная фотография может приносить неплохую прибыль. Если ты просто публикуешься в интернете, то твои фотографии редко покупают, чаще просто воруют. Я сталкивался с тем, что российское издательство убрало мой водяной знак на фото и пустило в тираж.
Более честные в этом плане иностранцы. И они платят хорошие деньги.
А.Ш. Грустно все это. Авторское право споттеров не защищает.

Как обстоят дела со споттерством за границей? Есть ли знакомые иностранные споттеры?
А.Ш.
Если говорить о Европе и Америке, то там, надо сказать, тепличные условия по сравнению с Россией. У нас главные "барьеры" это доступность точки (грязь, болота, огонь, вода и немного медных труб), а еще, наверное, популярное до сих пор совковское мнение, что все должно быть секретно, аж до смешного. Каждый человек с фотоаппаратом около аэродрома - это точно шпион.
На западе все иначе: аэропорты обустраивают точки для споттеров, полиция даже если и дежурит, то относится без агрессии, очень часто проводятся официальные споттинги, в том числе и на военных базах. С появлением Инстаграма можно чуть ли не он-лайн наблюдать за всем, что происходит "за забором". У меня есть несколько знакомых споттеров, в том числе и из Америки, мы общаемся, делимся кадрами - удивляемся специфике нашего хобби в наших странах.

Может ли споттер быть шпионом?
М.П. Я не совсем согласен с Сашей - действительно есть и шпионы с камерами, прикидывающиеся споттерами. Может быть меры СБ и не чрезмерны.. Но чаще бывает, что обычные фотографы выкладывают в интернет фотографии, которые являются секретными. Не уверен, что у них есть цель - рассекретить что-либо, скорее по незнанию.
Что категорически запрещают снимать военные?
А.Ш. Военные не разрешают снимать свои лица, что, в принципе, понятно. Есть специфика мнения особого отдела относительно того или иного объекта: не снимать стоянки, определенные самолеты, вооружение, склады, ангары, КПП и так далее. Очень трепетно относятся к фотографиям кабин.

Сложно ли вообще у военных разрешение получить?
А.Ш.
Любят и доверяют знакомым фотографам, новичков, как правило, не жалуют.
Тут, на мой взгляд, важно правильно себя преподнести на этапе знакомства, причем с любыми офицерами: от простых техников до начальства. А если удалось построить хорошие отношения и получить разрешение, то не стоить рушить всё это, пренебрегая указаниями военных в съёмке. Например, если сопровождающий офицер говорит, что нельзя снимать определённый самолёт или подходить к полосе ближе, скажем, 50 метров, то этим требованиям лучше подчиниться. Все мы делаем свою работу.

Правда ли, что гоняют службы безопасности? Что делать, если тебя заловили?
М.П. Если ты снимаешь самолеты на режимном объекте, естественно, что службы безопасности будут мягко говоря не в восторге. Что касается гражданских аэропортов, то обычно САБ имеет претензии лишь в том случае, когда в аэропорту ожидается прилет, вылет каких-либо высокопоставленных лиц. Меня ни разу не задерживали.))
А.Ш. Если всё-таки задержали, лучше, конечно же, не сопротивляться, везти себя вежливо и спокойно, постараться объяснить и показать охране, что ты не представляешь опасности- иногда такое работало. В самом противном случае человека отвозят в отделение МВД или комендатуру, где с ним проводят разъяснительную беседу. Иногда кадры удаляют, причем все, без разбора. Это, конечно, печально, но что делать...

А что делаете с клещами и собаками «под забором»?
М.П.
Хороший вопрос! Одеваться в соответствующую одежду. Вообще не советую ездить снимать в шортах, майках: можно не только словить клеща, но и обгореть.
А собака - лучший друг человека. Я их люблю, ни разу с ними проблем не испытывал. Наоборот, чаще всего они подходят с любопытством, или поесть просят. Носите с собой колбасу, споттеры!
А.Ш. И еще баллончик от комаров.

Случались ли какие-нибудь курьезные случаи в ходе споттингов?
А.Ш. У нас что не споттинг, то какой-нибудь курьёз! Вообще мистики особой не было, а вот страшно было: еще будучи шестнадцатилетними пацанами с другом после споттинга нарвались около аэродрома на странного дядьку. Весь в порезах, хромал, под градусом - кинулся на нас с ножом. Вернулись через овраг обратно, мало ли что..
М.П. Однажды мне с товарищем довелось переплывать небольшую речку, чтобы занять другую точку съемки. Сделали мы это так: рюкзаки с аппаратурой и одежду переправили на веревочке, натянутой над водой. Выглядело потрясающе со стороны, а наши напряженные лица.. учитывая риск намочить камеру)) Это лишь одна история, про такие приключения можно рассказывать часами..

Поделитесь советами начинающим споттерам: какую точку для съемок выбрать, ездить ли на массовые мероприятия типо МАКСа, чтобы сделать хорошие кадры, как ориентироваться в расписании самолетов, как засечь редкое судно... Что надевать на споттинг, какую еду брать, так сказать, бэкпэк для новичков (еда, вода, газовый балончик, мачете?)
М.П.
Мне кажется, что начинающему фотографу обязательно стоит найти себе опытного наставника, который поможет ему с освоением процесса съемки, научит обработке фотографий и пр.
А.Ш. Что касается массовых мероприятий, я всегда стараюсь на них присутствовать: никогда не знаешь, когда подвернётся удачный кадр. На МАКС-2015 в один из дней утром был сильнейший ливень, а потом появилось солнце, и с самолетов были огромнейшие срывы - народ тогда охал и ахал от красоты.
М.П. Расписание вылетов\прилётов всегда можно посмотреть на сайтах аэропортов. Там же иногда можно засечь и редкий самолет. Но чаще информация о прилете редкого ВС поступает не оттуда, а от знакомых, которые работают в авиационной сфере. Или кто-то выкладывает информацию в открытый доступ.
Что про одежду: летом самое главное защищаться от клещей и от солнечного удара. В холодные времена года я, к примеру, надеваю термобелье, беру перчатки, шапку, шарф, обязательно еду в теплых ботинках. Все точно также, как в походе)) Обязательно берите с собой горячий чай в термосе и поесть.
А.Ш. Миша толково подходит к вопросу) Лично у меня бэкпэка как такового не существует. Я бы порекомендовал брать с собой перекус, например бутерброды, бутылку воды, пластырь, фонарик, зажигалку и средство от комаров (летом). Само собой, дополнительную карту памяти и аккумулятор. И не забывать о документах - но это так, на всякий случай.

О технике:
Существуют ли специальные курсы по авиасъемке?
А.Ш. Не встречал. На разных форумах есть статьи с советами, в том числе по обработке фотографий, но мне кажется, что ко всему нужно прийти самому, непосредственно через свой личный опыт.

Нужно ли быть профессиональным фотографом, чтобы делать хорошие снимки самолетов?
М.П. Чтобы делать красивые кадры вовсе не обязательно иметь хорошую аппаратуру или диплом о завершении фото-курсов. Знаю много авиационных фотографов, и могу с уверенностью сказать, что главное- это иметь художественное видение, которое позволяет выбрать правильную композицию и т.д.
А.Ш. Наверное все же человек, первый раз берущий с собой зеркалку физически не сможет сделать фотографии лучше, чем фотограф с большим стажем.

Какую технику используете вы? Для каких случаев съемки какие объективы подходят?
А.Ш. На данный момент снимаю на Canon 5D mark 3, из объективов у меня Canon EF 100-400, EF 24-105 и Sigma 12-24. Первый, длиннофокусный, подходит почти для всего, в том числе и наземных съёмок, кроме съёмок внутри самолета. На широкоугольные объективы фотографирую разные сюжеты, связанные с людьми и самолетами, а так же салоны и кабины.
М.П. Мой набор довольно скромный. Фотоаппарат: Sony A-55. Два телеобъектива: Sony 55-200, Sigma 70-300 и один широкоугольник Sony 17-55.

Расскажите о способах съемки летящих самолетов и на статике.
А.Ш. При съемке летящего самолета предпочтительнее снимать по солнцу, а не против, если нет инертного освещения. Когда наступает закат, я предпочитаю снимать против солнца, тогда получается интересная цветовая гамма. Зимой можно попробовать поснимать так называемые "белые брюха"- когда светит солнце и снег отражает этот свет на «брюхо» самолета получается довольно красиво. Еще существует приём "close-up", когда фотограф намеренно "обрезает" крылья самолета, делая самолет ближе к зрителю.
Вообще, я не рекомендую снимать самолеты просто в бок особенно в пустом небе, это считается не самым креативным ракурсом. На посадке можно попробовать сделать "проводку"- установить относительно длинную выдержку (1/50 для больших самолетов и где-то 1/80 для истребителей) и вести объективом самолет, тогда будет смазан фон, а сам самолет останется резким - это очень эффектно смотрится.
Хорошим тоном будет смазать лопасти у вертолета или винтового самолета.
Что до статики, то тут уж полная свобода мысли. Я предпочитаю снимать самолеты на очень широкий угол, особенно если свет красивый.

Как фотографировать самолеты ночью? Есть ли 100% выигрышные позиции по съемке самолетов на статике?
М.П. Я
бы разделил ночную фотографию на два типа: статическую и динамическую.
В принципе, имея штатив, вы не будете иметь никаких проблем при съемке статичных объектов. Так же можно использовать монопод для стабилизации изображения.
Если штатива нет - уже будет сложнее, потому что съемка идёт на длинной выдержке, и успех кадра будет зависеть от плавности движения ваших рук. Так же стоит заметить, что ночью приходится ставить высокое ISO(чувствительность).

Как и где обрабатывать фотки?
А.Ш. Ч
аще всего фотографии обрабатывают в Фотошопе или Лайтруме. Минимальная споттерская обработка - это кадрирование, изменение размера фотографии (самое оптимальное для новичков разрешение это 1024х683 пикселей).
Затем идет работа с цветом - добавить контраста, подкорректировать баланс белого, сделать подавление шумов и увеличить резкость.
М.П. Начинающим фотографам я бы посоветовал несколько очень нужных плагинов для Фотошопа: Nik Collection Sharpener Pro (для увеличения резкости фотографии) и Topaz DeNoise (для подавления шумов). Для оригинальной художественной обработки я использую плагины от Nik Collection: Analog Efex Pro, Color Efex Pro и т.д.

Нужна ли рация?
М.П. Скажем так, устройство для прослушивания авиационных частот лишним не будет.)

Об авиации:

Хорошо ли вы разбираетесь в современной авиации и самолетостроении?
А.Ш.
Думаю, что вполне неплохо. Сейчас учусь в МАИ на переводчика, поэтому знание основ самолетостроения обязательно для меня.
М.П. Я очень много читаю авиационную литературу, биографии летчиков-испытателей, конструкторов и людей, связавших свою жизнь с авиацией. В своё время довелось изучить основы конструкции самолёта: понять из чего он состоит, почему летает. Сейчас слежу за блогами, сетями действующих военных летчиков- интересно..

Что можете сказать о современных гражданских судах?
М.П.
Не могу оценить с технической точки зрения, но внешне наш самолет SSJ100, бесспорно, очень красив. Я довольно часто снимаю его «за забором». Честно говоря, я рад, что конструкторам удалось создать конкурентоспособную машину для рынка гражданских самолётов.
МС-21 должен стать прорывом для российской гражданской авиации, если уже не стал. Технологии, которые используются на МС-21, впервые применяются на пассажирских самолётах российского производства в таких масштабах. Это, в первую очередь, композитные материалы. Композиты позволяют облегчить вес самолёта, что, соответственно, сказывается на его лётных характеристиках. В данный момент лётные испытания проходит новейший двигатель ПД-14, который в будущем планируется установить на МС-21. Поэтому, я считаю, что данная машина должна закрепить за собой статус прекрасного самолёта. Надеюсь, что в недалёком будущем наши пилоты поставят этому самолёту оценку “отлично”!

Как вы относитесь к военной авиационной технике России?
М.П.
Я очень горжусь нашей боевой авиацией. Еще с Советских времён она считается одной из лучших. Были и тяжелые времена, но сейчас оборонная промышленность снова начала набирать обороты, что, конечно, вызывает большую гордость за нашу страну. Военную технику правильнее было бы судить по эффективности в боевых условиях..
Я же могу лишь сказать о её внешнем виде, посмотрев демонстрационные полёты и показы боевой техники. Конечно, когда наблюдаешь за пилотажем, к примеру, Су-35С, то иногда просто не понимаешь, как он может выполнять такие фигуры в небе…
А.Ш. Ну да.. вот у меня отец бывший военный, сейчас работает в КБ Камова и с восторгом говорит о Ка-52. Я в ответ с аналогичным восторгом я рассказываю ему об истребителе Су-34, очень мне нравится.

Знакомы ли вы с военными летчиками?
А.Ш.
Да, у меня есть несколько знакомых военных летчиков и техников, которые работают на разных типах ВС. Они все очень душевные ребята - иногда такие истории рассказывают- хоть стой, хоть падай.
М.П. Наверное у всех по настоящему увлеченных небом есть такие знакомые.. Мне тоже с этим повезло.)

Есть ли для вас знаковые персоны в авиации?
М.П.
Пожалуй, на этот вопрос я могу отвечать очень долго) Очень люблю историю нашей отечественной авиации, поэтому знаковых персон могу выделить довольно много. Это Михаил Михайлович Громов, его именем назван Летно-исследовательский институт в Жуковском. Очень советую всем прочитать книгу Громова «На земле и в небе».
Среди летчиков назову Сергея Анохина, Амет-Хан Султана, Александра Федотова, Алексея Маресьева, Ивана Кожедуба.
Нельзя не сказать об авиаконструкторах Ильюшине, Сухом, Микояне, Яковлеве, Мясищеве - безусловно, это великие люди.


Напоследок, дайте напутствие нашим читателям.
А.Ш.
Не теряйте индивидуальности, делайте так, как считаете нужным (учитывая здравую критику, само собой)!
М.П. Всегда идите к своим мечтам, дорогие читатели! “Всё выше, выше и выше…!”













Независимо от того находитесь ли вы на авиашоу, или просто наблюдаете за движением рейсовых самолетов, фотосъемка этих красавцев в полете предоставит дать вам отличный шанс попрактиковаться в получении динамических фотоснимков. Вот несколько главных советов, используя которые вы не покинете аэродром без красивых фотографий.

1. Установите скорость затвора

В виду постоянного пребывания самолетов в движении, вам придется использовать короткую выдержку, чтобы заморозить их в полете, и предотвратить размытость конечного фотоснимка. Переключите фотокамеру в и установите оптимальную скорость затвора (удовлетворительной будет любая скорость, выше 1/125 сек). После этого фотокамера сама выберет соответствующую диафрагму. Если ваш фотоаппарат не имеет творческих режимов работы ( , или ), то вы можете использовать спортивный или динамически сценический режим.

2. Фокусировка

Режим Непрерывной автофокусировки будет постоянно держать летящий самолет в фокусе. Это поможет вам сохранить ваш объект резким, даже если он будет двигаться в непредсказуемых направлениях.

3. Используйте точечный экспозамер

Использование точечного замера экспозиции предоставит возможность вашей фотокамере правильно проэкспонировать объект фотосъемки, а не окружающий его фон. Поэтому если вы снимаете летящий самолет на фоне светлого неба, то он будет проэкспонирован правильно (хорошо освещенный во всех деталях), вместо создания темного и не выразительного силуэта на фоне яркого неба.

4. Компенсация экспозиции

Если по каким либо причинам ваш объект фотосъемки все еще остается слишком темным, установите положительную компенсацию экспозиции (например, +1 EV), чтобы осветлить снимаемый сюжет.

5. Увеличение

Установите трансфокатор (зум) вашего фотоаппарата на максимальное увеличение, чтобы получить крупноплановый фотоснимок летящего самолета. Для увеличения снимаемого объекта, ни в коем случае не используйте цифровой зум фотоаппарата, так как это приведет к снижению качества конечного изображения. Вместо этого лучше увеличьте вашу фотографию при постобработке в любом цифровом редакторе фотоснимков.

Текст статьи обновлён: 11.02.2019

На прошедшей неделе мой телеобъектив Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 имел возможность поработать по своему прямому назначению: принял участие в фотоохоте. Да не простой – в охоте на металлических птиц. Дело в том, что 16 и 17 июня 2014 года в аэропорту «Кольцово» при поддержке пресс-службы порта и авиакомпании «Уральские авиалинии» состоялся очередной официальный споттинг. Давайте расскажу всё по порядку.


Как и многие горожане, я пару раз выезжал на смотровую площадку перед взлётной полосой аэропорта, расположенную между посёлком и городом Арамиль. Большие металлические птицы садятся у вас прямо над головой. Дух захватывает от восторга! Правда, фотографии получаются однотипные – только брюхо воздушной машины. Поэтому, когда однажды в зале вылета аэровокзала «Кольцово» вывесили фотографии с предыдущего споттинга, я сразу же решил, что не упущу возможности поснимать самолёты, если такая представится. Так у меня появилась настоящая фотографическая мечта… И в июне 2014 ей суждено было сбыться…

Что такое споттинг?

Всё просто: термин происходит от английского «spot», означающего «распознать», «заметить». Увлечение, состоит в наблюдении за самолетами, их распознавании, ведении журнала учёта, ну и фотографировании. Настоящие споттеры отслеживают бортовой номер воздушного судна, следят за историей его полетов, в каких авиакомпаниях оно использовалось и т.п. Если вы почитаете форумы любителей наблюдать за самолетами, поймете, что есть люди, которые знают когда, какой и куда лайнер прилетит. Они вам скажут, когда какой-нибудь АН-225 «Мрия» отправится с грузом в аэропорт города Кукуево.

Вообще, данное увлечение зародилось во времена Великой Отечественной. Сидел себе подпольщик в кустах на опушке леса и наблюдал за фашистским аэродромом. Отмечал сколько истребителей у противника и куда вылетают бомбардировщики. Если его замечали немецкие солдаты, сразу включали сирену, орали: «Partizanen! Partizanen!» и бросались в погоню.

В наши дни фотографировать самолеты стало не так опасно. Но все же, правовой статус данного занятия четко не определен. Когда служба авиационной безопасности замечает человека с фотоаппаратом у взлетного поля, охранники начинают нервничать. Наверное, в генах у них что-то есть от тех, кто орал «Партизанен». Кстати, неофициальный споттинг профессионалы называют «подзаборинг».

Споттинг в Кольцово 17 июня 2014

На сайте аэропорта «Кольцово» пресс-служба выложила уведомление, что 16-го июня вечером состоится мастер-класс по споттингу, который проводит уважаемый в своих кругах профессионал — Марина Лысцова (работает внештатным фотографом ИТАР-ТАСС, ник в ЖЖ — Fotografersha). А с 21:30 будут проводиться съемки самолетов. На другой день вторая часть официального споттинга запланирована на период с 6:00 до 12:00.

Почитал репортажи в интернете и понял, что конкурс на право участия в данном мероприятии – не проще, чем при поступлении в МГУ им. Ломоносова. Быстренько заполнил заявку, указал паспортные данные и поклялся, что напишу большой обзор в блоге. И вот, через три дня – в почтовом ящике лежит уведомление, о том, что утром, 17 июня 2014, меня ждут на первом этаже международного терминала «B» в аэропорту «Кольцово» для участия в официальном споттинге.

На стоянку приехал в 5:30. Оставил машину и поспешил к месту сбора. Поначалу было не много фотографов, на за 10 минут до «часа Х», собралась довольно внушительная группа – около 40 человек: ребята из Москвы, Челябинска, Тюмени, Екатеринбурга и других городов. Среди фотографов были профессионалы с объективами типа Nikon 600mm f/4G ED VR AF-S стоимостью в полмиллиона рублей, так и любители с зеркалками Nikon D3100 KIT 18-55. У меня с собой был уже всем известный фоторюкзак Ainogirl A-2163 с всеми тремя линзами: репортажник Nikon 17-55mm f/2,8, телевик Nikon 70-300 и широкоугольник Samyang 14mm f/2.8. Камера, конечно, Nikon D5100. Несмотря на то, что фотоохота на самолеты подразумевает необходимость использования телеобъектива, мне пригодились все стёкла.

К слову, споттинг в Кольцово стал для меня первым случаем, когда я участвовал в настоящем репортаже. Поэтому заранее почистил карту памяти (у меня 32 Гб) и попросил у друга второй аккумулятор. В результате, за 6 часов снял более 1200 фотографий (дополнительное питание для фотоаппарата взял не зря). Из них, плача и ругаясь, выбрал только 124 штуки. И затем, для написания статьи – 60 фоток. Представляете, какой это подвиг?!! Обычно, что попало на карту памяти зеркалки, должно остаться на жестком диске навечно… 😉

Итак, мы прослушали инструкции, одели светоотражающие жилеты и шагнули в запретную зону.

Свой первый самолет я снял еще из окна автобуса.

Приехали к точке у взлётной полосы, откуда можно наблюдать за самолетами, отправляющимися в небеса. Все фотографы высыпали нетерпеливо наружу и застрочили затворами.

Фото 3. На споттинге желательно иметь телеобъектив

Вокруг барражировала машина САБ (служба авиационной безопасности). Как нас сразу предупредили: «Мы работаем группой. Уйдет или уведут одного – сворачивается вся команда».

Фото 4. «Большой брат» следит за тобой. Служба безопасности на споттинге в Кольцово

Раннее утро. Самолеты готовы к приему пассажиров.

Фото 5. Аэропорт «Кольцово» в Екатеринбурге. Жду пассажиров. Камера Nikon D5100

Стоит на приколе «Иркут».

Первый двинувшийся с места борт вызвал шквал щелчков фотоаппаратов всех мастей.

Фото 7. Кольцово. Самолет авиакомпании «Россия». Первая жертва фотографов

Ну и, конечно, особые эмоции испытываешь при съемке своего первого в жизни взлетающего самолета.

Боялся, что будет смаз, ведь лайнеры имеют очень большую скорость. Как видно, качество фотографии вполне приличное.

Использовались следующие настройки зеркальной камеры Nikon D5100 body с телевиком Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 для первого кадра на споттинге: режим съемки «Приоритет диафрагмы», ФР=280, ISO 320, апертура f/5.6 и выдержка – 1/640 секунды. На втором снимке, чтобы самолет уместился в кадр, снизил фокусное – автоматически увеличилось отверстие диафрагмы: f=4.8, В=1/1000 секунды.

В перерывах между отправлением рейсов споттеры снимают окружающие достопримечательности, коих не так-то много на поле.

Вот что, наверное, у них получается.

Фото 11. Официальный споттинг в аэропорту Кольцово в Екатеринбурге. Вот что у него, наверное, получилось…

Каждый борт, выруливающий к месту начала разгона, фотографы провожают голодным взглядом.

Вот он – «кузнечик» авиакомпании S7.

Как знает каждый профессиональный, и даже начинающий фотограф, картинка на поворотном экране фотоаппарата и на мониторе компьютера сильно отличается. Я боялся, что первые кадры могут оказаться нерезкими из-за малой ГРИП на открытой диафрагме. Поэтому, для съемки фото с зеленым самолетиком, зажал апертуру: f/8, ISO 320, выдержка 1/640 секунды.

Зеленая птичка упорхнула в небо. Ждем «Трансаэро».

14. Следующий самолет — борт «Трансаэро». Официальный споттинг в аэропорту Кольцово

На споттинге мы познакомились с профессиональным фотографом из Екатеринбурга Вячеславом Верхотурцевым. Пока мы снимали, он дал несколько рекомендаций и ценных советов. Например, как снимать самолет с проводкой? Вячеслав рекомендует переводить камеру в режим «Приоритет выдержки», а время экспозиции ставить немного меньше, чем фокусное расстояние. Например, если на объективе ФР = 120 мм, то выдержка должна быть около 1/100 секунды. Если она будет длиннее – трудно снять резкий кадр. Я попробовал разные настройки на своем телевике. Вот получился неплохой кадр при таких параметрах: диафрагма F=11, выдержка 1/80 секунды, ФР=70 мм, ИСО 100.

Фотография 15. Пример съемки взлетающего самолета «с проводкой» на зеркалку Nikon D5100 с телеобъективом Nikon 70-300

А кто-то уже улетел в синие дали.

Мы же погрузились в автобус и поехали ко второй смотровой площадке. Здесь удобнее фотографировать посадку воздушных судов.

Не сказал в начале, что споттинг – это не только съемка авиалайнеров, но и поездов, подводных лодок и автомобильной техники. Вот мы и снимали всё движущееся.

Много фотографий в данном отчете – страница будет медленно грузиться. Поэтому давайте продолжу отчет о споттинге в Кольцово в июне 2014 в следующей части.

Фотосъемка авиашоу - возможно один из самых трудных, но стоящих усилий жанров для любого фотографа-любителя. Волнение от самолетов, просвистывающих мимо на скорости 300 узлов (555 км/ч), гул мотора Аллисон, истерия толпы, создают все условия для прекрасной фотосъемки.

Снаряжение

Как и с любым хобби, фотография в целом может обходиться так дорого, как вы можете себе позволить. И авиационная фотография, конечно, не является исключением. Ваша камера и объективы могут варьироваться от купленных на распродаже в супермаркете, до разорительных монстров, но что бы вы ни выбрали, первое правило - изучите вашу камеру.

Мой собственный комплект для авиашоу состоит из следующего:

Камера

Pentax * IST DL. Хоть он не столь популярен как Canon и Nikon (и это мне приносит довольно много высокомерных взглядов), он маленький и компактный. Его разрешения в 6,1 мегапикселей, более чем достаточно для любых задач, которые я с ним решаю.

Объективы

Pentax 18-55mm. Хороший широкоугольный объектив необходим, особенно чтобы снять Б-17 от кончика до кончика крыла или кабину CH-47. Он также будет на вес золота для съемки перспектив с толпой.

Sigma 70-300mm. Хотя и не самый лучший из объективов, но самый длинный, что у меня есть. Все изображения на этой странице, были сняты на длинном конце его диапазона. Приличный объектив, как этот, и немного внимательного планирования (которое будет обсуждаться позже) могут привести к удивительным снимкам.

Карты памяти и батарейки

Мой Pentax использует карты SD и я беру не менее 1 Гб, каждый раз, когда я выхожу из дома. В идеале я беру столько карт, сколько поместится в карманах, но обычно у меня при себе как минимум шесть штук на день. Если вы снимаете в RAW, как я, берите столько карт, сколько у вас есть. Моя камера работает от двух батареек CR-V3 или от четырех батареек типа "АА". Лично я предпочитаю NiMH-аккумуляторы и всегда имеют дополнительный комплект при себе

Одежда, головной убор, а также различные безделушки

Головные уборы. Вы хотите, чтобы ваша дыня пылала как пунцовая вишня? Я знаю, что нет. Поэтому лучше использовать этот бугор над плечами, как подставку для шляпы. У меня есть выбор между убитой вусмерть бейсболкой или такой же потрепанной панамой, оставшейся от службы в армии. Выбирая между ними, я беру панаму каждый раз, благодаря её полям.

Разгрузочные брюки / шорты

До последнего времени это было все, в чем, я должен был нести свое снаряжение. Благодаря обычным безумным правилам относительно того, что вы можете и не можете взять на авиашоу здесь, в Штатах, рюкзаки не вариант и большие карманы брюк / шорт значительно упрощают переноску всякой всячины.

Застегивающиеся пакеты

Поскольку рюкзаки - табу на большинстве авиашоу в Штатах, все, что я должен засунуть в карманы, все мои объективы, карты и батареи помещались в эти универсальные прозрачные пластиковые мешки. Это упрощает проход через металлодетекторы, поскольку все что вам нужно сделать - это передать охране прозрачный пластиковый мешок для проверки. Лучше всего мешки размером с галлон (примерно 4 литра). Они особенно пригодятся если начнется дождь и вы захотите, превратить один из них в дождевик для вашей камеры.

Солнцезащитный крем

Помните, пунцово-красную вишню, о которой говорилось выше? Ну, чем выше SPF (солнцезащитный фактор), тем лучше. И не важно, пасмурное небо или нет, нанесите его. Забудьте это раз и вы никогда не забудете это снова.

Беруши

Самолеты громкие. Сейчас правда я не пользуюсь берушами потому что я люблю звук проносящихся самолетов, и я уже «туговат на ухо» благодаря армии, но пара комплектов одноразовых берушей - хорошая идея для более чувствительных среди нас. (Моим детям не разрешается посещать шоу без них.)

Складные стулья

На некоторые авиашоу вам не позволят приносить их в чехлах, в которых они покупались, но хороший складной стул может быть настоящей находкой. У меня есть один такой - вроде складной кушетки, который я купил на выставке три года назад. Он служит мне в качестве основной базы для работы на выставках, а также может быть стулом для двух человек.

Зонт от солнца

Опять же запрещенный на некоторых авиашоу, но как ни странно продающийся на них. У меня есть два, купленных вместе на одном из авиашоу. На зонтах символика пилотажных групп. На одном - «Голубых ангелов», на другом - «Буревестников». Они крепятся к ручке моего стула и облегчают выбор места съемки по цене краковской колбасы или посещения местного туалета.

Гидратор

Этот трехлитровый рюкзак жидкой любви - мой лучший друг. Несмотря на то, что на многих шоу запрещают даже это, полный пузырь высококачественной H2O, привязанный к спине, избавит вас не только от обезвоженности, но и сэкономит ваши деньги от покупки на шоу воды в бутылках. Заполните его предыдущим вечером, бросьте в морозилку и в течение дня вы будете вознаграждены свежей прохладной водой.

Удобная обувь

Это должно быть очевидно, но я включу это ради друзей, которых что я видел в стильных сандалях на авиашоу. Вероятно, вы будете на ногах от начала и до конца шоу, так что избавьте ноги от страданий и наденьте что-нибудь удобное.

Фото-жилет

Я недавно приобрел фото-жилет, который только предстоит взять на авиашоу, но он меня уже покорил. Хороший жилет должен быть удобным и дышащим и по крайней мере на размер больше, чем вы думаете, что вам нужно. Почему? Потому что его можно надеть поверх куртки или пальто. И бонусом будет то, что у охраны не бывает претензий к нему.

Запасная камера

Неплохо взять с собой простую запасную камеру, если она у вас есть. Конечно, это больше, предназначено для людей с зеркалками, но и мыльница будет востребована. Зачем? Для того приятеля, которого вы взяли с собой. Взятый с собой друг, супруг, ребенок и т.д. является одним из лучших так сказать комплектов, который вы можете взять с собой, имея камеру для них (если у них нет своей).

Будет хорошо, если они смогут снимать отличные от ваших ракурсов. И ваш приятель убивает двух зайцев: помимо съемки дополнительных фотографий, он также может отснять то, что вы снимать не успеваете. Окружая себя друзьями, вы тем самым создаете силовое поле, удерживающее детей, которые требуя лучшего обзора, топчутся по вам и вашему оборудованию.

Штативы?

Штативы - плохая идея. Моноподы чуть лучше, но все равно плохо. Оба только мешают и создают трудности. Гораздо лучше, если вы можете это себе позволить - фотоприклад (он в моем списке пожеланий, наряду с телевиком Бигма). Я видел это на шоу до - панорамирование с ним чудесно.

Защита от дождя

Погода на авиашоу как правило хорошая, но иногда это не так. Убедитесь, что вы захватили с собой защиту от дождя, которая у вас есть. Особенно для камеры. Дешевый дождевик или небольшой зонтик могут прослужить долго, и все эти застегивающиеся мешки, которые вы носили с собой, действительно пригодятся, когда начнут падать капли. Я беру свои независимо от прогноза погоды, потому что, увы, синоптики иногда ошибаются, а под крылом Випера смогут пометиться не все желающие.

Приготовьте наличные

Лучшее авиашоу - это бесплатное авиашоу.... но не бывает по-настоящему бесплатных авиашоу. Да, конечно, некоторые имеют бесплатный вход, но с платной парковкой. Бывает бесплатная парковка, но еда и напитки на шоу стоят дорого. Некоторые обирают вас всеми силами с самого начала. Возьмите с собой немного наличных, а не только пластиковые карты. Некоторые продавцы во время шоу принимают карточки, но не большинство. Поэтому убедитесь, что у вас достаточно капусты на все мелочи на выставке. И не забудьте сохранить немного на сувениры, футболки, постеры и нашивки.

Я могу говорить от этом вечно, но чтобы не усложнять вещи, скажу просто. Прежде всего, не снимайте с выдержкой медленнее чем удвоенное фокусное расстояние длинного конца используемого объектива. Иначе говоря, если вы используете объектив 70-300 мм., то выдержка должна быть не короче 1/600.

Существует важное исключение из этого обобщения - съемка самолетов с пропеллером. Проблема съемки пропеллеров в том, что если вы снимете их с короткими выдержками, снимок будет выглядеть неестественно - винт будет неподвижен в полете. Гораздо лучше снимать их с более длинной выдержкой, сохраняя небольшой смаз пропеллера. Смаз происходит, когда выдержка достаточно медленна чтобы запечатлеть хотя бы часть дуги от кончика винта.

Я обычно снимаю это на выдержках от 1/125 до 1/180, но результаты непостоянны, что вынуждает меня работать в режиме серийной съемки. Шансы получения удачного снимка значительно увеличиваются при съемке в скоростном серийном режиме, если вы не забудете оставлять палец на спуске достаточно долго.

Когда доходит до статичных снимков и снимков толпы, я переключаюсь в режим приоритета диафрагмы (Av). Учитывая, что авиашоу как правило проходят в достаточно хорошую погоду, вам не приходится беспокоиться о недостатке света во время съемки. Снимайте как вам удобно.

Место, место, место

Приходите на шоу пораньше, чтобы отыскать лучшее место для съемки. Его можно найти двумя способами. Первый из них - найти место, где уже стоят все люди с дорогими камерами, и второй - это найти центр шоу.

Центр шоу - это где обычно находится ведущий и откуда координируется все действие. Становитесь как можно ближе к центру шоу и выдвигайтесь вперед так далеко как сможете. Если вы окажетесь там достаточно рано, вы будете вознаграждены местом перед ограждением, и избавлены от присмотра за детьми, которые могут оказаться перед вами и испортить вам кадр. Как только вы получите это лучшее место, раскладывайте стул и зонтики и устраивайтесь поудобнее в ожидании начала шоу.

Планируйте день

Авиашоу как правило распланированы таким образом, что самое интересное происходит в конце представления. Согласно плану. Нет ничего более раздражающего, чем обнаружить в конце замечательного съемочного дня, что осталось только 3 кадра на последней карте памяти для съемки истребительной группы «Буревестники». Есть два способа избежать этого.

Первый из них - если это ваше первое шоу и вы снимаете в RAW - я порекомендую Вам попробовать снимать в JPEG. Вы потеряете некоторые возможности легкого исправления своих ошибок, но это увеличит количество возможных кадров в четыре раза (по крайней мере так на моей камере).

Второй способ - снимать только те действия, которые вас интересуют. Это будет сложно сделать, особенно если это ваше первое авиашоу, но после того как у вас будет одно или два шоу за плечами, вы будете лучше чувствовать что интересно, а что нет. (Так например шоу реактивных грузовиков совсем не интересно для меня в отличии от красочного воздушного боя).

Будьте готовы к разочарованию. Упущенное время, размытые снимки, и т.д. Снимая на цифру, не сложно делать удачные снимки, но не увлекайтесь удалением всех этих неидеальных кадров пока не попадете домой. Вы никогда не знаете, что пропустите в небе пока удаляете плохие снимки.

Не забывайте о статичных изображениях

Легко забыть о статичных снимках во всех волнениях дня. Если я могу приходить на шоу в течение нескольких дней, при условии, что нет никаких изменений в программе, я постараюсь провести одну съемку полетов, а затем другую съемку стоящих самолетов и толпы. Трудно снимать это все одним днем, так что если вы можете разделить съемки - будет лучше.

Съемка вертолетов

Вертолеты снимают примерно так же как винтовой самолет. Лопасти вертолета движутся гораздо медленнее пропеллера самолета из-за большего размера, но их смаз на снимке позволяет получить замечательный кадр.

Веселитесь!

Авиашоу - это замечательно. Авиашоу - это весело. Не увлекайтесь слишком сильно съемками, забывая хорошо провести время. Даже после десятков авиашоу на протяжении многих лет и наблюдения за полетом тысяч самолетов, у меня все еще бегут мурашки по коже каждый раз, когда Мустанг проносится со свистом. Я до сих замираю внутри, когда солнце отсвечивает от кончиков крыльев «Голубых ангелов». Но я больше не подпрыгиваю по время исполнения змейки.

Заключение

Есть много ресурсов, посвященных съемке авиашоу, не бойтесь использовать их. Один Flickr изобилует десятками групп по данной теме, но, кроме того, вот некоторые из моих любимых ресурсов (на английском языке):

Итак, будь то ваше первое авиашоу или двадцатое - направляйтесь туда и получайте удовольствие!

Данное пособие по фотосъемке на авиашоу было написано участником форума сайта Digital Photography School с ником «Gunsotsu». Больше его фотографий можно увидеть на его странице во