Теория

Консул (Consul) - это. Что такое консул в древнем Риме

Консул (Consul) - это. Что такое консул в древнем Риме

В современной политике консулом называется должностное лицо, которое является представителем своего государства в другом регионе. выполняет ряд функций по защите политических, экономических и юридических интересов своей страны. В этой публикации мы расскажем подробно о том, что такое консул на примере Древнего Рима.

Власть в Древнем Риме

Для того чтобы понять, что такое консул в Древнем Риме, необходимо рассмотреть систему управления государством. Республиканский период характеризовался сочетанием аристократических и демократических черт.

Главными органами власти в это время были народные собрания (которые созывались лишь по приказу высших должностных лиц), сенат и магистратуры. Значительную роль в жизни государства играл сенат. Этот орган по своему характеру был совещательным. Кроме того, он имел внешнеполитические полномочия и выполнял контролирующую функцию. Также в его распоряжении находилась казна Рима.

Римские магистратуры - это государственные должности. Они избирались народным собранием (исключением являлись диктаторы). Должность консула являлась одно из таких магистратур. Это лицо, наравне с диктатором и преторами, имело так называемую высшую власть. Консул обладал «большим имперуимом». Это имело право устанавливать смертные приговоры. В республиканском Риме было 2 консула. Каждый из них выполнял одинаковые функции.

Итак, рассмотрим что такое консул подробнее.

Власть консула в Древнем Риме

В Древнем Риме периода республики консул выполнял следующие функции:

  • Вынесение смертного приговора. Это решение консула могло быть обжаловано народным собранием лишь в одном случае. Смертный приговор возможно было отменить, если он был вынесен за пределами Рима.
  • Консулы возглавляли всю римскую систему магистратур.
  • Имели военные полномочия. Консулы руководили армией, избирали военачальников и распределяли добычу.
  • Обладали высшей гражданской властью.
  • Во время военных действий сенат мог предоставить им неограниченные полномочия.

В Древнем Риме консулы избирались на один год, т. е. их должность была ординарной. К этим лицам прикреплялись специальные помощники - квесторы.

Консулы в современной политике

В современной политике консул - это лицо, стоящее на дипломатической службе. Он представляет интересы своего государства в другой стране или городе. Так, например, консул США в России отстаивает политические и Америки. В его функции входит содействие установлению связей между государствами, выдача виз и паспортов гражданам той страны, чьи интересы он представляет.

Консульство - это специальное учреждение, расположенное на территории другого государства (с его согласия), для выполнения определенных функций.

2 Консулы-суффекты 3 Консулы времен Империи 4 Полномочия и обязанности

    4.1 Обоьвязкы консулов??во времена Республики 4.2 Гражданская сфера деятельности консулов 4.3 Военная деятельность консулов
5 Предотвращения злоупотреблений 6 Губернаторство 7 Назначение диктатора 8 Права и обязанности консулов??во времена Империи 9 Датировка

Источники

Введение

Консул (лат. consul ) - Высший выборный магистрат в Древнем Риме.

Должность консула была коллегиальной , то есть консулов??было сразу двое, избирались они на один год в центуриатных комициях. Каждый консул имел право вето на решение своего коллеги.

Согласно римской традиционной историей, консулы сначала выбирались только с патрициев, но в результате борьбы плебеев с патрициями с 367 г. до н. е. один из консулов??стал избираться из плебеев (первым из плебейских консулов??стал Луций Секста).

Консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы и возглавляли их, созывали сенат и комиции, председательствовали в них, назначали диктаторов, проводили ауспиции и т. д. В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов??неограниченными полномочиями.

Помощниками консулов??были квесторы. В римской системе летоисчисления года обозначались именами консулов??данного года (они именовались лат. consules ordinarii ).

По законам республики, минимальный возраст консула составлял 41 (для патриция) и 42 года (для плебея). После окончания срока должности консулы получали в управление какую-либо провинцию и звание проконсула.

В эпоху империи консулы утратили реальную власть, эта должность превратилась в почетный титул, а с выборной должность превратилась в ту, которая назначается.

1. История

1.1. Консулат в Римской Республике

После легендарного изгнания последнего этрусского царя Луция Тарквиния Гордого и конца Римского Царства, обязанности и полномочия царя в большей степени перешли к вновь созданного института консулов. Сначала консулов??называли преторами ("лидерами") согласно их обязанностями главнокомандующих. В 305 г. до н. е. наименование должности изменилось на "консул"; в латинском языке consulere означает "советоваться". Титул претора перешел к совершенно иной должности.

Считалось, что институт консулов??берет свое начало от традиционной даты установления Республики в 509 г. до н. е., но в V веке до н. е. последовательность консулов??не была непрерывной. В мирное время консулы имели широкие полномочия (административные, законодательные и судейские), а во время войны часто возглавляли армию. Дополнительные религиозные обязанности включали некоторые полномочия, которые через свою официальную важность, могли производиться высшими должностными лицами государства. Двое консулов??избирались ежегодно, служили вместе, каждый имел право вето на действия своего коллеги. Считается, что изначально право стать консулом имели лишь патриции. Консулы избирались Центуриатные комиции, в которой преобладала аристократия. Однако, формально получали власть только после ратификации их кандидатур в куриатные комиции, которая предоставляла консулам империй согласно закону lex curiata de imperio.

Традиционно консулами становились лишь патриции, и только в 367 г. до н. е. плебеи получили право пребывания на высшем государственном посту по закону Lex Licinia Sextia, который устанавливал, что по меньшей мере один консул ежегодно должен быть плебеем. Первым плебейским консулом стал Луций Секста, которого избрали следующего года. Современные историки, однако, ставят под сомнение традиционную оценку положения плебеев времен ранней Республики, обращая внимание на то, что около трети консулов??в Секстия имели плебейские, не патрицианские имена. Возможно, что существующая хронология была несколько искажена, но очевидно, что один из первых консулов, Луций Юний Брут, происходил из плебейского семьи. Другим объяснением этого может быть гипотеза о том, что в течение социальной борьбы в V веке, должность консулов??была постепенно монополизирована патрицианской элитой.

Во время войны главным критерием отбора консулов??было военное умение и репутация, но во все времена выборы должны политическое значение. Со временем консульство стало обычной конечной точкой cursus honorum - последовательности должностей, занимаемых лицо. Когда Сулла законодательно урегулировал cursus, минимальным возрастом для избрания консулом фактически стал 41 год.

Во времена Поздней Республики, после окончания срока полномочий, бывший консул обычно некоторое время занимал должность проконсула - губернатора одной из римских провинций подчинялись Сенату. Чаще из всех провинции для проконсульства избиралась Цизальпийська Галлия.

2. Консулы-суффекты

Если консул умирал до конца своего срока (что не удивительно, когда консулы находились на передовой линии и военных действий) или был снят с должности, на его место избирался консул-суффект (лат. consul suffectus ), Исполнявший обязанности консула до следующих выборов.

Когда Октавиан Август установил принципат, он изменил политическую природу консулата, лишив его большей части военных полномочий. Хотя титул консула все еще был почетным и обязательным для некоторых должностей, много консулов??уходили в отставку в течение года, позволяя другим становиться суффектамы. В результате, около половины чиновников в ранге претора имели возможность стать консулами. Иногда консул-суффект в свою очередь также уходил в отставку, тогда назначался новый консул-суффект. Своей высшей точки эта практика достигла при правлении Коммода, когда в 190 г. на должности консулов??находилось последовательно 25 человек.

3. Консулы времен Империи

Императоры часто назначали на должность консулов??самих себя, своих протеже или родственников, несмотря на возрастные требования. Например, император Гонорий стал консулом при рождении. Дион Кассий утверждает, что Калигула хотел сделать консулом своего коня Инцитат, но был убит до того, как смог воплотить свое намерение в жизнь.

Быть консулом было очень большой честью и эта должность оставалась главным символом недвижимого республиканского устройства. Возможно, для приобретения формальной легитимности, Галльская Империя, отделившейся от Римской, на протяжении своего существования (гг) имела свою пару консулов. Перечень консулов??этого государства пока неполный, составлен на основе надписей и монет.

Одной из реформ императора Константина I (правил в гг) было назначение одного из консулов??к Рима, а другой - к Константинополя. Поэтому, когда Римская Империя разделилась на две части после смерти Феодосия I (правил в гг), император каждой из частей получил право назначать одного из консулов; также один из императоров мог по многим причинам позволить своему коллеге назначить обоих консулов.

В VI веке все реже стали назначать консулов, и в правление Юстиниана I (гг) должность консула окончательно исчезла. В Западной Римской Империи последнее консулом в 534 г. стал Деций Павлин, а в Восточной - Аниций Фауст Альбин Базиля в 541 г. Датировка лет за консулами было отменено в 537 г., когда Юстиниан ввел датировки за годом правления императора и индикт.

Во времена Юстина II (правил в гг) назначение на должность консула стало частью процедуры коронации нового императора; последнее свидетельство о назначении консулом относится к 632 г., когда титул консула получил будущий император Констант II. Юридически должность консула существовала до начала IX века, когда Лев VI итоге ее отменил. С того времени греческие аналоги титулов консула и экс-консула, hypatos и apo hypaton, стали относиться к менее почетных.

Несмотря на это, в 739 г. титул римского консула был предложен Папой Римским Шарлю Мартель, однако тот отказался его принять.

4. Полномочия и обязанности

4.1. Обоьвязкы консулов??во времена Республики

После изгнания царей и установления Республики, вся власть, принадлежавшая царям, перешла к двух ведомств : консулов??и Священного царя (лат. rex sacrorum ). Последний взял на себя функцию высшей духовной власти, тогда как консулам было предоставлено гражданскую и военную власть - империй (лат. imperium ). Однако, с целью предотвращения концентрации власти в руках одного лица, империй был распределен между двумя консулами, каждый из которых имел право вето на решение своего коллеги.

Консулы представляли исполнительную власть в государстве и возглавляли республиканское правительство. Сначала консулы имели широкие полномочия в исполнительной и судебной сферах, но с развитием римской судебной системы некоторые функции перешли от консулов??в других чиновников. Так, например, в 443 г. до н. е. консулов??был лишен права на ценз, которое в свою очередь было предоставлено цензорам. Второй функцией, отобранной в консулов, стало право на судопроизводство. В 366 г. до н. е. позицию верховных судей вместо консулов??заняли преторы. С тех пор консулы имели право выступать в качестве судей только в чрезвычайном случае и согласно специальным декретом Сената.

4.2. Гражданская сфера деятельности консулов

Большую часть времени власть распределялась между гражданской и военной сферами. Пока консулы находились в померии (в пределах города Рим), они возглавляли правительство, а другие должностные лица, за исключением плебейских трибунов, им подчинялись в своих должностей. Внутренний государственный аппарат республики контролировался консулами. Они также имели право вызовов в суд и арестов, которое однако было ограничено правом обжалования консульских решений.

В пределах своих исполнительных функций консулы были ответственны за осуществление постановлений Сената и законов комиций. Иногда, в экстренных случаях, консулы имели возможность действовать самостоятельно и по своему усмотрению. Консулы также выступали в качестве официальных представителей Римского государства в международных отношениях . До того, как любой посол другого государства попадал в Сенат, он встречался с консулами, которые представляли посланника Сенату и проводили переговоры между Сенатом и другими странами.

Консулы имели право созыва Сената и председательствовали на его собраниях. Каждый консул ежемесячно выступал в качестве председателя Сената. Они также имели право созыва любой из трех римских комиций (куриатные, Центуриатные и трибутные) и председательствовали над ними. Таким образом, консулы руководили выборами и выдвигали на голосование законопроекты. Если ни один из консулов??не присутствовал в городе, их гражданские полномочия брал на себя городской претор (лат. praetor urbanus ).

При каждой публичной появления консулов??сопровождали двенадцать ликторов, которые символизировали величество консульства и выполняли обязанности личной охраны. Каждый ликтор держал фасции - связку прутьев, в котором находилась топор. Прутья означали право наказания, а топор - смертная казнь. В черте города ликторы убирали топоры с фасций, в знак того, что ни один гражданин не может быть наказан без судебного приговора. Заходя в Центуриатные комиции (лат. Comitia Centuriata ), Ликторы имели опускать фасции, показывая, что власть консулов??происходит от римского народа (лат. populus romanus )

4.3. Военная деятельность консулов

За пределами Рима власть консулов??была намного больше в качестве главнокомандующих всех римских легионов. Именно в этой роли консулы имели неограниченную власть. Когда по декрету Сената объявлялся военное положение, консулы проводили набор рекрутов на Марсовом поле. Вступая в армии, каждый солдат имел присягу на верность консулам. Также консулы контролировали сбор военных сил, выставленных союзниками.

В черте города консул имел право наказывать и арестовывать любого гражданина, но не мог наложить смертный приговор. Однако во время военной кампании, консул мог по своему усмотрению выносить любое наказание солдату, офицеру, свободном гражданину или союзнику. Каждый из консулов??командовал армией, обычно состояла из двух легионов, с помощью военных трибунов и квестора, который отвечал за финансовую часть. В редких случаях, когда в поход выступали оба консулы, они командовали армией по очереди, ежедневно меняя друг друга. Типичная армия тех времен насчитывала примерночеловек и состояла из двух римских легионов и двух союзнических. Во времена ранней Республики противники Рима жили в центральной Италии, поэтому кампании продолжались несколько месяцев. С расширением римских границ, продолжительность военных действий увеличилось. Древний Рим был воинственной государством, и очень редко не вел войны. Поэтому когда консул приступал к исполнению консульских обязанностей, от него ожидали, что он победит врагов Рима и расширит государственные границы, а его солдаты надеялись вернуться домой с добычей. Если консул получил блестящую победу, его войска приветствовали его как императора, а сам он мог требовать право триумфа.

Каждый консул командовал армией так, как считал нужным, и имел неограниченную власть. Однако, в конце кампании, он мог преследоваться в судебном порядке за его преступления (например, ограбление провинций или хищение государственных средств)

5. Предотвращения злоупотреблений

Для предотвращения злоупотребления консульским властью каждом консулу предоставлялось право вето на решение своего коллеги. Поэтому, за исключением провинций, где один из консулов??был командующим местными войсками, консулы могли действовать лишь в согласии, или, как минимум, не против друг друга. Если против одного из консулов??предъявлялось обвинение, то его коллега мог подать апелляцию, и, если она имела успех, обвинения снималось. Во избежание нежелательных конфликтов, ежемесячно только один из консулов??выполнял свои обязанности. Имеется в виду не то, что другой консул был временно лишен власти, а лишь то, что первый из них имел возможность действовать без помех. Следующего месяца консулы менялись ролями, и так продолжалось в течение всего срока консулата.

Другим средством контроля консулов??был тот факт. что по окончании срока полномочий каждый из бывших консулов??мог быть привлечен к ответственности за свои поступки во время пребывания на этом посту.

Также существовало три ограничения консульской власти: короткий срок полномочий (один год), четкое определение их обязанностей Сенатом и невозможность повторного участия в выборах консула сразу после окончания первого срока. Обычно период между консулат составлял десять лет.

6. Губернаторство

После окончания консулата, Сенат назначал консула на пост губернатора провинции. Провинции, куда предназначался каждый из консулов, определялись путем жеребьевки, которое проводилось в конце консулата.

Таким образом, консул по окончании своих полномочий становился проконсулом, а его власть ограничивалась одной из многочисленных провинций Республики и уже не распространялась на всю страну, а в других провинциях даже была незаконной. Также проконсул не имел права покидать провинцию до окончания срока своих полномочий или до приезда своего преемника, за исключением лишь редких случаев, когда на это был специальное разрешение Сената. Срок проконсульства составлял преимущественно от одного до пяти лет.

7. Назначение диктатора

Во время кризиса, особенно когда римские территории находились под угрозой вражеского нападения, консулы, по предложению Сената, назначали диктатора, которому предоставлялась верховная власть в государстве на период не более 6 месяцев. Течение диктатуры полномочия консулов??временно прекращались.

8. Права и обязанности консулов??во времена Империи

После того, как Октавиан Август стал в 27 г. до н. е. императором и установил принципат, консулы потеряли большую часть своей власти и обязанностей. Хотя это еще была самая высокая должность в государстве, в условиях абсолютной верховной власти императора консулы стали лишь символом республиканской наследия. Все чаще консульское должность обнималась самим императором и наконец стала чисто императорской, за консулами в Римской Империи, однако, осталось право председательствовать в Сенате. Также в исключительных случаях консулы имели право вершить правосудие и представляли игры в Circus Maximus и все торжественных церемониях в честь императора, проводившихся за их собственный счет.

По окончании срока полномочий бывшие консулы (проконсулы) обычно занимали должности губернаторов римских провинций, на которых служили от трех до пяти лет.

9. Датировка

Каждый год назывался по имени консулов, правивших в этом году (подобно года царствования в монархии), хотя существовало практичнее датировка "от основания города" (т. е. от даты основания Рима). Например, 59 г. до н. е. назывался "консулатом Цезаря и Бибула", ведь консулов??этого года звали и Марк Кальпурний Бибул - хотя фактически вся власть принадлежала Цезарю, именно поэтому иногда этот год шутливо называют "консулатом Юлия и Цезаря".

В латинском языке для обозначения даты обычно использовалась такая конструкция как абсолютный аблатив. Как пример - "M. Messalla et M. Pupio Pisone consulibus", что литературным языком можно перевести как когда консулами были "Марк Мессалла и Марк пупе Пизон" (Caesar"s De Bello Gallico)

См.. также

    Список магистратов-эпонимом Римской республики Список консулов??Римской империи Cursus honorum

Источники

    Полибий. Всеобщая история Светоний. Життя дванадцяти цезарів Oxford Classical Dictionary, 3rd ed., Hornblower, S. and Spawforth, A. edd. TJ Cornell - The beginnings of rome Oxford Dictionary of Byzantium, Oxford University Press, p. 527, ISBN 4652-6

(consules или сокращенно coss.) - так назывались у римлян два должностных лица, к которым перешла высшая власть в государстве после изгнания царей (509 г. до Р. Х.). Первоначальное их название praetores (предводители) указывает на военную, a judices (судьи) - на судебную деятельность этих магистратов. Этимология и значение преобладавшего впоследствии термина consules спорны. Древние переводили его "заботящиеся" о родине, гражданах, государстве или "опрашивающие" народ и сенат, а в новое время Нибур - "вместе находящиеся", Моммзен - "вместе танцующие", Герцог - "вместе идущие", Зольтау - "вместе заседающие", т. е. товарищи (collegae). Консулы избирались сначала исключительно из патрициев ; с 366 г. (после Лициниева закона) один из консулов мог быть и плебей , но только в 342 г. одна вакансия стала обязательно заниматься плебеем; в 172 г. оба консула были из плебейских родов. Выбор консулов производился в центуриатных комициях, под председательством консулов или диктатора, а если в городе Риме в то время не было ни того, ни другого, то избирался interrex. Оба консула должны были избираться в одно и то же заседание; если же случалось, что избирался только один, то последний в возможно ближайшее время производил новые, дополнительные выборы. Время вступления в должность в древнейшие времена было различно; со времени второй пунической войны консулы вступали в должность 15 марта, а с 153 г. - 1 января. Вступление это происходило очень торжественно; совершалось шествие в Капитолий, где приносился в жертву Юпитеру белый бык и происходило заседание сената . Функции консульской власти были двоякого рода: военные и гражданские, и обозначались словами imperium и potestas. Военная власть консулов заключала в себе следующие права: 1) сформирование войска, сначала вновь набиравшегося ежегодно, а впоследствии, когда войны затягивались, просто передаваемого преемникам; назначение офицеров (tribuni militum), перешедшее позже к комициям, и центурионов. 2) предводительство войском во всей римской территории, кроме г. Рима; после покорения Сицилии, начавшего собой образование провинций, оно ограничивалось Италией; после Суллы консулы должны были оставаться в Риме, занимаясь исключительно гражданскими делами, и лишь по окончании ее получали военную власть, управляя провинцией в звании проконсула. Гражданская власть консулов состояла в высшем руководстве государством во внутренних и внешних делах. Они имели право: 1) созывать сенат и председательствовать в нем (jus cum patribus agendi). Консул докладывал сенату все вопросы, подлежавшие обсуждению, представлял лиц, желавших сделать доклад; вводил иностранных послов, протоколировал решения сената и приводил их в исполнение; 2) созывал народ в комиции по куриям, центуриям и трибам и председательствовал при проведении какого-либо вопроса или законопроекта, который был уже обсуждаем в contiones (jus cum populo agendi). Власть консулов была ограничена, кроме возможного вмешательства другого консула: 1) провокацией к народу, 2) учреждением квесторов (509), контролировавших расходы госуд. казначейства; 3) учреждением народных трибунов (494), имевших право интерцессии; 4) цензурой (443), отнявшей у консулов производство ценза и заведование финансами, а по закону Овиния (между 318 и 312) - и право составления списка сенаторов; 5) претурой (367), к которой перешла гражданская юрисдикция; 6) все увеличивавшимся влиянием сената и отдельных собраний плебса (concilia plebis). Co времени Гракхов , при особенно критических положениях государства, консулы получали от сената особой формулой (так наз. "Senatusconsultum ultimum": videant consules, ne quid respublica detrimenti capiat, т. е. консулы должны заботиться, чтобы государство не потерпело какого-либо ущерба) полномочие, дававшее им почти диктаторские права и не допускавшее ни провокации, ни интерцессии. Знаками отличия консулов были: тога с широкой пурпурной каймой (toga praetexta), курульное кресло и 12 ликторов, с пучками прутьев (fasces). Если оба консула оставались в городе, то чередовались в управлении помесячно, причем первым начинал консул, старший годами. В древнейшие времена у консула, стоящего не у дел, не было ликторов, а перед ним шел служитель (accensus); впоследствии и у него были ликторы, но они шли позади консулов. Если оба консула были на театре войны, то чередовались ежедневно или по соглашению. Если было необходимо присутствие консулов на различных пунктах, то область действий каждого определял жребий (sortiri provincias) или соглашение (comparare inter se provincias). В случае увольнения или смерти одного консула, другой выбирал нового коллегу (consul suffectus). Лица, бывшие консулами, назывались consulares; этот титул давался в императорское время, как особое отличие, и тем, кто прежде не исправлял консульской должности. Бывших консулов посылали губернаторами в провинции, со званием проконсулов, непосредственно по истечении года их консульства или (с 53 или 52 г.) 5 лет спустя, и они оставались в этой должности обычно также 1 год. Уже в последние времена республики пало значение и власть консулов. В императорское время, когда консулам было оставлено лишь председательство в сенате и в уголовных процессах, и запрещено участие в государственных делах, мало-помалу звание консула стало только почетным титулом. С перенесением столицы в Константинополь, один консул был на Западе, другой - на Востоке. В Риме консулат продолжал существовать до 534 г., а на Востоке - до 541 г. С этого времени император Восточной империи был пожизненным консулом (consul perpetuus). О временных магистратах, заменявших консулов в 451-449 и 444-366 гг., см.

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими ма­гистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно су­щественными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права

Два цензора избирались раз в пять лет для составления спи­сков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответст­вующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консу­лов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием не­которых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организо­вывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрь­мами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрез­вычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству об­стоятельствах - тяжелая война, большое восстание рабов, серьез­ные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского три­буна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежа­ли обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства государства").

2.5. Армия.

Военная организация Рима сыграла очень большую роль в его истории. Уже само создание центуриатных собраний, состоявших из вооруженных воинов, означало признание роли во­енной силы в возникшем государстве. Громадное расширение его пределов, достигнутое вооруженным путем, свидетельствовало как о роли армии, так и о росте ее политического значения. Да и сама судьба республики оказалась во многом в руках армии.

Первоначальная военная организация Рима была проста. По­стоянной армии не было. Все граждане с 18 до 60 лет, обладавшие имущественным цензом, были обязаны участвовать в военных дей­ствиях (причем клиенты могли выполнять военные обязанности вместо патронов). Воины в поход должны были являться со своим оружием, соответствовавшим их имущественному цензу, и продо­вольствием. Как отмечалось выше, каждый разряд имущих граж­дан выставлял определенное число центурий, объединявшихся в легионы. Командование армией сенат вручал одному из консулов, который мог передать командование претору. Во главе легионов стояли военные трибуны, центуриями командовали центурионы, отряды конницы (декурии) возглавлялись декурионами. В случае если военные действия продолжались больше года, консул или претор сохранял свое право командовать армией.

Длительность и частота войн превращает армию в постоян­ную организацию. Они же вызвали растущее недовольство основного контингента воинов - крестьянства, отвлекаемого от своих хо­зяйств, приходящих из-за этого в упадок. Назрела необходимость реорганизации армии. Она была проведена Марием в 107 году до н.э.

Военная реформа Мария, сохранив воинскую повинность рим­ских граждан, допустила набор добровольцев, получавших воору­жение и жалованье от государства. Кроме того, легионерам пола­галась часть военной добычи, а с I в. до н.э. ветераны могли полу­чать земли в Африке, Галлии и в Италии (за счет конфискованных и свободных земель). Реформа существенно изменила социальный состав армии - большую ее часть теперь составляли выходцы из малоимущих и неимущих слоев населения, чье недовольство соб­ственным положением и существующими порядками нарастало. Армия профессионализировалась, превратилась в постоянную и становилась самостоятельной деклассированной политической си­лой, а полководец, от успехов которого зависело благосостояние легионеров, - крупной политической фигурой.

Первые последствия сказались скоро. Уже в 88 году до н.э. при Сулле армия впервые в римской истории выступила против существующей власти и свергла ее. Впервые римская армия во­шла в Рим, хотя по древней традиции ношение оружия и появле­ние войска в городе запрещалось.

3.Падение республики и переход к империи

Во II-I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Успешная завоевательная политика, пре­вратившая Средиземное море во внутреннее море Римского госу­дарства, подчинившая ему почти всю Западную Европу до Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и политические проблемы подавления завоеванных народов, обеспечения управле­ния ими.

В этих условиях становится все более очевидным, что старое политическое устройство уже бессильно справиться с возникшими и обострившимися противоречиями.

При завоевании Италии в V-IV вв. до н.э. Рим стремился прежде всего к конфискации земель, так как рост населения тре­бовал расширения земельных владений. Рабство приобре­тает "классический", античный характер. Значительная масса ра­бов эксплуатируется в государственных и крупных частных земле­владельческих латифундиях с крайне тяжелыми условиями труда и существования и жестоким террористическим режимом. Естест­венный протест рабов выливается в ряд все более широких и мощ­ных восстаний.

Параллельно с восстаниями рабов и вслед за ними вспыхива­ют гражданские и союзнические войны, вызванные борьбой за власть между группировками господствующего класса, противоречиями между ним и мелкими производителями и возросшей (до 300 000) массой люмпен-пролетариев, получавших незначительную мате­риальную помощь государства. Рост числа люмпенов становится убедительным свидетельством общей деградации свободных.

Экономическое и политическое засилье нобилей вызвало во II в. до н.э. широкое движение протеста неимущего населения, возглавляемое братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Гракхи стреми­лись ограничить крупное землевладение знати и за счет этого со­здать земельный фонд для наделения землей мелких землевла­дельцев, а также ослабить власть оплота знати - сената и восста­новить потерявшую былое значение власть народного собрания и народного трибуна.