Теория

Авральная сигнализация на судах. Авральная сигнализация

Авральная сигнализация на судах. Авральная сигнализация

Суда, на которых объявление аврала голосом или иным средством не может быть слышно одновременно во всех местах, где могут находиться люди, должны оборудоваться электрической авральной сигнализацией, обеспечивающей хорошую слышимость сигналов во всех таких местах.

По Правилам Регистра, звуковые приборы должны устанавливаться в следующих местах:

1. в машинных помещениях;

2. в общественных помещениях, если их площадь превышает 150 м2;

3. в коридорах жилых, служебных и общественных помещений;

4. на открытых палубах;

5. в производственных помещениях.

Система авральной сигнализации должна питаться от судовой сети, а также от шин аварийного распределительного щита.

Допускается питание авральной сигнализации от судовой сети и от отдельной аккумуляторной батареи при наличии устройств для автоматического переключения цепей авральной сигнализации на аккумуляторную батарею. В этом случае не требуется питания от аварийного и переходного источников электрической энергии. Емкость батареи должна соответствовать работе сигнализации в течение 15 мин

Система авральной сигнализации должна обеспечиваться непрерывным питанием независимо от того, находится батарея аккумуляторов в положении зарядки или разрядки.

Звуковые приборы авральной сигнализации должны располагаться таким образом, чтобы, сигнал был четко слышен при шуме в данном помещении. Звуковые приборы, установленные в помещениях с большой интенсивностью шумов, должны снабжаться световой сигнализацией. В машинно-котельных отделениях устанавливаются колокола громкого боя с дополнительной световой сигнализацией.

Тональность приборов авральной сигнализации должна отличаться от тональности приборов других видов сигнализации.

Звуковые сигналы (за исключением колокола) должны иметь частоту сигнала от 200 до 2500 Гц. Могут быть предусмотрены средства регулирования частоты звуковых сигналов в указанных пределах.

Авральная сигнализация должна приводиться в действие при помощи двухполюсного замыкателя с самовозвратом из рулевой рубки и из помещения, предназначенного для несения вахтенной службы при стоянке в порту, если оно имеется.

Электрические звонки бывают двух типов: работающие на «обрыв» цепи (типа ЗВОФ) и на короткое замыкание (типа ЗВКФ). На рисунке представлены схемы включения звонков обоих типов. При работе на обрыв (рис. а) контакт прерывателя 5 разрывает цепь электромагнита L звонка при притягивании якоря и опять замыкает его на возврате якоря в исходное положение. Для улучшения коммутации параллельно прерывателю включен конденсатор С. В звонке, работающем на короткое замыкание (рис. б), при притягивании якоря катушки электромагнита шунтируются контактом прерывателя. Цепь питания при этом замыкается накоротко. Вследствие этого звонки на короткое замыкание можно включать только последовательно с каким-либо резистором или сигнальной лампой.



Ревуны и трещетки устроены так же, как и звонки. Ревущий звук получается в результате частых ударов бойка о мембрану. Для усиления звука применяется рупор.

У трещетки частота ударов бойка о мембрану меньше, чем у ревуна. Это достигается насадкой медных гильз на сердечник электромагнитов.

В помещениях с высоким уровнем шума звуковая сигнализация дублируется световой. Дублирующая световая сигнализация, как правило, делается прерывистой, мигающей. Для этой цели в схемах сигнализации используются специальные световые прерыватели, принципиальная схема которых показана на рис.

При включении цепи акустического (звукового) сигнала получает питание электромагнитная катушка реле KV1, которое срабатывает и, замыкая свои кон- такты KV1, включает сигнальную лампу HL. Загорается световой сигнал. Одновременно получает питание электромагнитная ка- тушка реле KV2, которое сработает и разомкнет свой контакт KV2, обесточивая цепь электромагнитной катушки реле KV1. Реле KV1 разомкнет свои контакты в цепи сигнальной лампы HL и в цепи электромагнитной катушки реле KV2. Сигнальная лампа HL гаснет, но одновременно получает питание катушка реле KV1. Замыкающие контакты реле KV1 снова включат сигнальную лампу HL и подключат катушку реле KV2. Этот процесс будет повторяться до тех пор, пока включена цепь звукового сигнала.

Служебная сигнализация

Служебная сигнализация служит для вызова вахтенных к трапу или переговорным трубкам (телефонам) для связи с вахтой в машинном отделении.

На командном посту для подачи сигнала устанавливают педальный замыкатель и для ответного сигнала – номерник.

На исполнительном посту находится звуковой сигнальный прибор с лампой сигна-

лизации и для ответа о принятом сигнале – педальный выключатель. Тем самым обеспечи-

вается не только подача сигнала вызова, но и получение подтверждения (ответа) о приня

том сигнале.

Система с лужебной сигнализации получает питание от судовой сети напряжением 127…220 В переменного тока.

Суда, на которых объявление аврала голосом или иным средством не может быть слышно одновременно во всех местах, где могут находиться люди, должны оборудоваться электрической авральной сигнализацией, обеспечивающей хорошую слышимость сигна-

лов во всех таких местах.

По Правилам Регистра, звуковые приборы должны устанавливаться в следующих местах:

1. в машинных помещениях;

2. в общественных помещениях, если их площадь превышает 150 м 2 ;

3. в коридорах жилых, служебных и общественных помещений;

4. на открытых палубах;

5. в производственных помещениях.

Система авральной сигнализации должна питаться от судовой сети, а также от шин

аварийного распределительного щита.

Допускается питание авральной сигнализации от судовой сети и от отдельной акку-

муляторной батареи при наличии устройств для автоматического переключения цепей ав­ральной сигнализации на аккумуляторную батарею. В этом случае не требуется питания от аварийного и переходного источников электрической энергии. Емкость батареи долж-

на соответствовать работе сигнализации в течение 15 мин

Система авральной сигнализации должна обеспечиваться непрерывным питанием

не­зависимо от того, находится батарея аккумуляторов в положении зарядки или разрядки.

Звуковые приборы авральной сигнализации должны располагаться таким образом,

чтобы, сигнал был четко слышен при шуме в данном помещении. Звуковые приборы, уста

­новленные в помещениях с большой интенсивностью шумов, должны снабжаться свето-

вой сигнализацией. В машинно-котельных отделениях устанавливаются колокола громко-

го боя с дополни­тельной световой сигнализацией.

Тональность приборов авральной сигнализации должна отличаться от тональности

приборов других видов сигнализации.

Звуковые сигналы (за исключением колокола) должны иметь частоту сигнала от

200 до 2500 Гц. Могут быть предусмотрены средства регулирования частоты звуковых сигналов в указанных пределах.

Авральная сигнализация должна приводиться в действие при помощи двухполюс-

ного замыкателя с самовозвратом из рулевой рубки и из помещения, предназначенного для несе­ния вахтенной службы при стоянке в порту, если оно имеется.

Если авральный сигнал не слышен из рулевой рубки или из поста, с которого он пода­ется, после замыкателя должна быть установлена сигнальная лампа, информирующая о при­ведении в действие авральной сигнализации. Замыкатели должны иметь надписи, указывающие их назначение.

Звуковые приборы, замыкатели и распределительные устройства системы авраль-

ной сигнализации должны иметь хорошо видимые отличительные обозначения.

На теплоходах применяется автоматическая пожарная сигнализация , предназначенная для подачи сигнала тревоги в ходовую рубку в случае возникновения пожара или недопустимого превышения температуры воздуха в помещениях судна. Необходимость пожарной сигнализации на грузовых и буксирных судах объясняется отсутствием постоянной вахты в машинном отделении. Сигнал тревоги «Пожар» включается с помощью пожарных извещателей , которые могут быть ручного действия (кнопочные выключатели) и автоматические (тепловые, дымовые и комбинированные).

Тепловые пожарные извещатели срабатывают при повышении температуры воздуха в районе их расположения до 70 °С. Принцип действия максимально-дифференциального пожарного извещателя (рис. 1), основан на свойстве "Термобиметалла деформироваться" при изменении температуры. Чувствительный механизм извещателя находится в пластмассовом корпусе 2. Два биметаллических чувствительных элемента 3 и 4 неподвижными концами прикреплены к стойкам, а подвижными - к осям контактных шайб. Элемент 3 расположен в закрытой камере 7, а элемент 4 - в открытой камере 6. При медленном нарастании температуры оба элемента, одинаково нагреваясь, поворачивают контактные шайбы 9 и 10 с одинаковой угловой скоростью. Поэтому электрические контакты остаются замкнутыми. При достижении заданной температуры движение контактной шайбы 9 закрытого элемента ограничивается упором 1, вследствие чего контакты размыкаются, и происходит срабатывание извещателя при максимально допустимой температуре.

При резком скачкообразном повышении температуры окружающей среды открытый элемент 4 быстрее воспринимает ее, а следовательно, угловая скорость контактной шайбы 10 выше, чем шайбы 9. Происходит выключение контакта , т. е. извещатель срабатывает как дифференциальный . Чувствительный элемент 4 защищен от механических повреждений перфорированным пластмассовым чехлом 5. Два сальниковых ввода 8 служат для подключения проводов . Сигнал тревоги поступает в ходовую рубку на щите пожарной сигнализации, в котором смонтированы электромагнитное реле , конденсатор, лампа , сигнализирующая о пожаре , и два выключателя . Рядом с щитом установлен звонок .

Питание схемы пожарной сигнализации обеспечивается от стартерной аккумуляторной батареи дизель-генераторов напряжением 24В через групповой щит.

(Рис.1) Максимально – дифференциальный пожарный извещатель

При подаче напряжения на выводы соединительного щита схема автоматической пожарной сигнализации готова к действию.

На щите пожарной сигнализации (ЩПС) выключатели S1, S2 должны быть постоянно включены (рис. 2). Так как контакты пожарных извещателей при нормальной температуре замкнуты, ток проходит через катушку реле К1, однополюсный выключатель S1 и контакты всех извещателей , соединенных последовательно. Реле К1 срабатывает и размыкает свои контакты в цепях сигнальной лампы Н1 и звонка Н2.

Рис. 2. Схема пожарной сигнализации

Схема находится под напряжением и постоянно готова к действию. При повышении температуры воздуха в машинном отделении до 70 °С один или несколько извещателей , находящихся наиболее близко от очага повышенной температуры, срабатывают. Размыкается цепь питания катушки реле К1 на ЩПС. Реле обесточивается и замыкает свои контакты в цепях питания сигнальной лампы и звонка . Лампа включается, а звонок звонит. Подача сигнала «Пожар» продолжается до тех пор, пока температура воздуха в машинном отделении не станет ниже 70 °С и извещатель снова не замкнет свои контакты в цепи катушки реле К1.

Для снятия звукового сигнала на ЩПС установлен выключатель S2.

Наличие в схеме питания и исправность реле , звонка и лампы проверяют размыканием выключателя S1 цепи катушки реле . При выключении катушки реле К1 его контакты замыкаются и подается сигнал «Пожар», как и в случае автоматического срабатывания пожарных извещателей.

Конденсатор С предназначен для защиты от ложных срабатываний извещателя в условиях повышенной вибрации корпуса судна. При размыкании контактов извещателей реле кратковременно остается включенным из-за тока разряда конденсатора . Конденсаторы подобного назначения обычно встроены в извещатели .

Авральная сигнализация служит для подачи сигналов при проведении авральных работ и аварийной ситуации . На пассажирских судах она

разбивается на две группы - для экипажа и пассажиров . Авральную сигнализацию включают из рубки. Колокола авральной сигнализации размещают в машинном отделении, коридорах, на наружных стенках надстроек. В шумных помещениях дополнительно устанавливают сигнальную лампу . Авральная сигнализация питается от аварийной аккумуляторной или отдельной батареи . Емкость батареи должна соответствовать работе cигнализации в течение 15 мин.

Обиходная сигнализация предназначена для вызова дежурного или обслуживающего персонала при помощи электрических звонков с номераторами , определяющими, откуда произведен вызов. Для этого в помещениях устанавливают кнопки вызова , а в дежурном помещении - номератор с

электрическим звонком. Система обиходной сигнализации получает питание от судовой сети или от аккумуляторной батареи.

Основными приборами судовой электрической сигнализации являются электрические звонки , трещетки , ревуны , сигнальные лампы и номераторы .

Электрические звонки бывают двух типов: работающие на «обрыв» цепи (типа ЗВОФ) и на короткое замыкание (типа ЗВКФ). На рис. 3 представлены cхемы включения звонков обоих типов. При работе на обрыв (рис. 3, а) контакт прерывателя 5 разрывает цепь электромагнита L звонка при притягивании якоря и опять замыкает его на возврате якоря в исходное положение. Для улучшения коммутации параллельно прерывателю включен конденсатор С. В звонке, работающем на короткое замыкание (рис. 3, б), при притягивании якоря катушки электромагнита шунтируются контактом прерывателя. Цепь питания при этом замыкается накоротко. Вследствие этого звонки на короткое замыкание можно включать только последовательно с каким-либо резистором или сигнальной лампой .

Ревуны и трещетки устроены так же, как и звонки . Ревущий звук получается в результате частых ударов бойка о мембрану . Для усиления звука применяется рупор .

Классификация средств сигнализации. На судах морского флота сигнальную службу несут вахтенный помощник капитана и вахтенный матрос.

Все морские суда оборудованы средствами внутренней и внешней сигнализации в точном соответствии с Правилами Регистра СССР и Табелем снабжения судов морского флота. Исправное состояние, постоянная готовность судовых сигнальных средств и правильная организация сигнальной службы - необходимые условия успешного и безаварийного плавания.

Внутренняя сигнализация (авральная, пожарная, трюмная, температурная, служебная) играет важную роль в обеспечении безопасности судна, груза и людей на борту. Авральная сигнализация оповещает об объявленном общесудовом аврале; пожарная - о месте пожара; трюмная и температурная - об изменениях температуры или появлении воды в трюмах; служебная позволяет быстро оповестить любого члена экипажа или вызвать его в назначенное место.

Средства внешней сигнализации подразделяются на зрительные (оптические), звуковые (акустические) и радиотехнические.

Зрительными средствами связи являются:

Флажные - Международный свод сигналов (МСС);

Семафорные - ручная и механическая (крылья семафора); сигнальные фигуры - шары, конусы, цилиндры, Т-образные знаки и полосы и др.;

Световые - отличительные огни, прожекторы, проблесковые лампы, ракеты, фальшфейеры и др.

Звуковыми средствами связи являются: колокола, гонги, свистки, сирены, воздушные тифоны.

Радиотехническими средствами связи являются судовые радиотелеграфные и радиотелефонные станции.

Флажная сигнализация располагает 40 флагами, из них 26 - буквенных, четырехугольной формы; 10 - цифровых, треугольных; 3 - треугольных, заменяющих любой из S6 основных флагов в случае их повторения в одном и том же сигнале. Последний (40-й) флаг - вымпел свода - служит для оповещения о том, что переговоры ведутся по Международному своду сигналов (МСС).

Международный свод сигналов (1965 г.) предназначен для поддержания связи в обстановке, вызванной необходимостью обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, особенно в случаях, когда возникают языковые трудности общения. Свод удобен для осуществления сигналопроизводства всеми средствами связи, включая радиотелефон и радиотелеграф, что позволяет отказаться от отдельного радиотелеграфного кода. Каждый сигнал МСС имеет завершенное смысловое значение, что исключает необходимость составления сигналов по словам.

Сигналы, используемые в Международном своде сигналов, состоят из:

Однобуквенных сигналов, предназначенных для очень срочных, важных или часто употребляемых сообщений (табл. 11);

Двухбуквенных сигналов, составляющих общий раздел: бедствие - авария, несчастные случаи - повреждения, средства навигационного оборудования - навигация - гидрография, маневрирование, разное (груз, балласт, экипаж, люди, рыбный промысел, лоцман, порт, гавань), метеорология - погода, связь, международные санитарные правила, таблицы дополнений;

Таблица 11


трехбуквенных сигналов, составляющих медицинский раздел и начинающихся с буквы М.

Материал в Своде сведен в группы в соответствии с тематикой и для удобства разбора сигналов расположен в алфавитном порядке сигнальных сочетаний, которые помещены с левой стороны страниц перед значениями сигналов. Для облегчения набора сигналов некоторые из них повторяются в различных тематических группах. Сигналы для передачи сообщений наблюдают с помощью слов-определителей, отображающих основную тему подготавливаемого сообщения. Алфавитный указатель слов-определителей помещен в конце Свода.

Семафорная сигнализация (ручная, механическая, семафорными полотнищами) позволяет вести переговоры по МСС или при помощи специальной семафорной азбуки. При ведении переговоров по специальной семафорной азбуке различному положению рук по отношению к туловищу сигнальщика или различному положению крыльев механического семафора по отношению к вертикальному основанию соответствуют буквенные значения.

Сигнальные фигуры имеют свои преимущества: они видны на значительном расстоянии, не зависят от направления ветра, хорошо различимы при заходе и восходе солнца.

Сигнальные фигуры в дневное время заменяют сигнально-отличительные огни, а также служат для переговоров с судами и береговыми станциями.

На побережьях морей и океанов расположены многочисленные береговые сигнальные станции, которые следят за движением судов, передаваемыми сигналами, за погодой, предупреждая суда о грозящей опасности. Каждому сигналу (сочетанию из флагов, конусов, цилиндров, шаров) присвоен свой номер, при помощи которого в таблицах Международной системы сигналов можно найти его смысловое значение.

Судоводители обязаны хорошо знать смысловое значение береговых сигналов, огней и фигур.

Световая сигнализация ведется при помощи клотиковых проблесковых огней, проблесковых ламп, фонарей, прожекторов, гелиографов и призм. Передача ведется короткими (точка) и длинными (тире) проблесками по азбуке Морзе.

Звуковые средства связи. Для ведения переговоров при помощи звуковых сигналов принята такая же азбука Морзе, как и для световой. Производить звуковые сигналы можно любым звуковым средством, включая судовой гудок или сирену.

Звуковые сигналы могут иметь местное или международное значение.

Пиротехнические средства сигнализации (фальшфейеры, ракеты, гранаты) на морских судах используются в качестве световых, звуковых или взрывных сигналов. Их применяют как в темное, так и в светлое время суток, но обязательно при хорошей видимости. В светлое время суток используют только ракеты, дающие цветные огни или звезды.

Радиотехнические средства связи. Минимум обязательного радиооборудования для каждого судна в зависимости от района плавания и назначения определяется Правилами Регистра СССР.

Аппаратуру в процессе эксплуатации необходимо поддерживать в состоянии полной исправности и готовности к действию, немедленно устраняя все замеченные неисправности. Ее следует держать всегда закрытой, открывая только в случае крайней необходимости. Проверку работы аппаратуры необходимо производить в процессе использования как при основном питании, так и при резервном.

Аппаратура внутрисудовой связи и звонковой сигнализации. В перерывах между телефонными соединениями аппараты безбатарейной телефонной связи должны находиться в положении готовности к приему вызова от всех предусмотренных абонентов.

Все переключатели должны находиться в исходном положении, а микротелефонные трубки должны быть установлены на телефонные аппараты. Натяжение и перекручивание соединительных шнуров не допускается.

Действие телефонов парной связи «мостик-машина», «мостик-румпельное», «машина (ЦПУ) - помещение АДГ» необходимо проверять ежедневно, остальных телефонов безбатарейной связи - не реже одного раза в месяц и перед выходом судна в рейс.

Для обеспечения бесперебойной работы автоматической телефонной станции (АТС) необходимо следить за исправностью телефонных аппаратов и сигнально-вызывных устройств, своевременно устраняя выявленные неисправности.

Необходимо соблюдать температурный режим в помещении, где установлена АТС, не допуская перегрева аппаратуры.

Во время стоянок судна в порту старший электромеханик должен обеспечить подключение АТС к береговой телефонной сети (при наличии соответствующих береговых устройств для подключения).

Действие звонковой сигнализации необходимо проверять:

  1. авральной - не реже одного раза в 10 дней и перед выходом судна в рейс с предварительным уведомлением вахтенного помощника;
  2. вахтенной и медицинской - не реже одного раза в месяц;
  3. производственной - не реже одного раза в 10 дней и перед выходом судна в рейс.

Использование авральной сигнализации не по прямому назначению запрещается.

Сигнально-отличительные фонари и устройства автоматической подачи сигналов в тумане. Перед выходом в рейс необходимо измерить сопротивление изоляции сигнально-отличительных фонарей и тифонов. Проверить в действии основные и запасные сигнально-отличительные фонари, а также устройства включения и контроля исправности ламп.

Запрещается установка в сигнально-отличительные фонари ламп, тип и мощность которых отличаются от указанных в формулярах и сертификатах на фонари.

Действие устройств автоматической подачи сигналов в тумане необходимо проверять не реже одного раза в неделю и перед выходом в рейс с предварительным уведомлением вахтенного помощника.

Необходимо своевременно включать электроподогрев тифона при нахождении судна в условиях низкой температуры или высокой влажности воздуха.

Электрическая аппаратура управления и сигнализации закрытия водонепроницаемых дверей. Действие электрической аппаратуры управления и сигнализации закрытия водонепроницаемых дверей должно проверяться одновременно с проверкой дверей, выполняемой под руководством старшего помощника и главного (старшего) механика, не реже одного раза в неделю и перед выходом в рейс.

Перед проверкой должно быть сделано соответствующее предупреждение по судну. Проверку необходимо выполнять со всех постов при питании от основного и резервного источников. Обнаруженные неисправности должны быть немедленно устранены.

Техническое обслуживание. При периодическом ТО аппаратуры необходимо:

  1. очистить аппаратуру бельевой ветошью, а в труднодоступных местах продуть ручным мехом;
  2. очистить от нагара контактные поверхности с помощью замши или мягкой щетки, смоченной в спирте-ректификате;
  3. измерить сопротивление изоляции перед началом и после окончания работ по ТО;
  4. проверить состояние уплотнений и изоляционных прокладок, поджать сальники;
  5. обжать контактные соединения и крепеж, проверить надежность паек внутреннего монтажа.
  6. проверить нажатие контактных пружин ключей и переключателей;
  7. очистить и смазать металлические части при наличии следов коррозии;
  8. устранить обнаруженные неисправности;
  9. при необходимости, заменить неисправные детали запасными;
  10. проверить в действии и отрегулировать, при необходимости, работу аппаратуры.

Дополнительно необходимо проверить действие сигнально-вызывных устройств и исправность телефонных аппаратов внутренней связи. Регулировка аппаратуры АТС должна выполняться специализированным предприятием.

Периодичность ТО - не реже одного раза в 12 месяцев.

Необходимая периодичность ТО сигнально-отличительных фонарей не реже одного раза в 3 месяца.

Необходимая периодичность ТО устройств включения и контроля исправности сигнально-отличительных фонарей не реже одного раза в 6 месяцев.

Периодичность ТО, устройств автоматической подачи сигналов в тумане и тифонов - не реже одного раза в 6 месяцев.

Периодичность ТО аппаратуры управления и сигнализации закрытия водонепроницаемых дверей - не реже одного раза в 6 месяцев.