Верзилин Н.М. Материальное оформление школьных выставок // Народный учитель. - 1927. - № 9. Верзилин Н.М. Как сделать преподавание естествознания интересным // Естествознание в школе. - 1929. - № 4. Верзилин Н. Опытный учебно-показательный школьный сад // Естествознание в трудовой школе. - 1929. - № 7. Верзилин Н.М. Агрономизация преподавания естествознания // Естествознание в трудовой школе. - 1930. - № 1. Верзилин Н.М. Педкадры за овладение агротехникой // На фронте коммунистического просвещения. - 1931. - № 2. Верзилин Н.М. О новом проекте программ по естествознанию для ФЗС: (в порядке обсуждения) // Естествознание в советской школе. - 1931. - № 7-8. Манфановская Т.Н. Литературные вечера в школе / Т.Н. Манфановская, Н.М. Верзилин // Литература и язык в политехнической школе. - 1932. - № 3. Верзилин Н.М. Организация агробиологического учебно-опытного участка в средней школе // Биология и химия в средней школе. - 1935. - № 3 (7). Верзилин Н.М. Выращивание растений на электрическом свете: (к постановке опытов в школе) // Биология и химия в средней школе. - 1935. - № 4 (8). Верзилин Н.М. Агроботанический участок средней школы. - М.-Л., 1935. Верзилин Н.М. Опыты с растениями в живом уголке средней школы. - М.-Л., 1937. Верзилин Н.М. Практика преподавания ботаники в средней школе. - Л., 1938. Верзилин Н.М. Внеклассная работа по ботанике. - Л., 1940. Природа и школа: сборник методических материалов / под ред. Н.М Верзилина и В.И. Поляновского. - Вып. 1-5. - Л., 1941-1946. Верзилин Н.М. Ботаника. - М., 1950. Верзилин Н.М. Уроки ботаники в V классе. - М., 1952 (переизд. 1954). Верзилин Н.М. Как преподавать ботанику. - 2-е изд. - М., 1953. Верзилин Н.М. Основы методики преподавания ботаники. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1955 (переизд. 1956). Верзилин Н.М. Методика работы с учащимися на школьном учебно-опытном участке / Н.М. Верзилин [и др.]. - М., 1956. Верзилин Н.М. Развитие биологических понятий в V-IX классах / Н.М. Верзилин [и др.]. - М., 1956. Верзилин Н.М. Система и развитие методов преподавания биологии в V-IX классах. - М., 1957. Верзилин Н.М. Проблема классификации методов преподавания биологии в школе // Биология в школе. - 1957. - № 2. - С. 14-21. Верзилин Н.М. Об определении и классификации методов обучения // Советская педагогика. - 1957. - № 8. - С. 85-98. Подготовка учащихся к труду в сельском хозяйстве / под ред. Н.М. Верзилина. - М., 1962. Верзилин Н.М. Проблема развития понятий в процессе обучения // Советская педагогика. - 1966. - № 12. - С. 20-23. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - М.: Просвещение, 1972 (переизд. 1976). Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. - М.: Педагогика, 1974. - 224 с. Верзилин Н. Биосфера, ее настоящее, прошлое и будущее / Н.Н. Верзилин, Н.Н. Верзилин, Н.М. Верзилин. - М.: Просвещение, 1976. - 224 с. Общая биология: учебник для 9-10-х кл. / Ю. И. Полянский, А.Д. Браун, Н.М. Верзилин. - М.: Просвещение, 1984. Верзилин Н.М. Лечебница в лесу. - М.-Л.: Детгиз, 1943. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.-Л.: Детгиз, 1946 (переиздания 1953, 1956, 1964, 1974, 1982, 1994, 2003, 2015). Верзилин Н.М. Как сделать гербарий. - М.-Л.: Детгиз, 1947. Верзилин Н.М. Как собирать лекарственные растения. - М.: Детгиз, 1947. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. - М.-Л.: Детгиз, 1949 (переизд. 1951, 1954, 1958, 1965, 1970, 1995, 2008). Верзилин Н.М. Как ухаживать за комнатными растениями. - М.-Л.: Детгиз, 1952. Верзилин Н.М. Растения в жизни человека. - М.-Л.: Детгиз, 1952 (переизд. 1954). Верзилин Н.М. В саду Мичурина / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - Л., 1955 (переизд. 1966). Рождественский Вс. Тропинка в лес / Вс. Рождественский, Н. Верзилин. - Л.: Детгиз, 1956. Верзилин Н.М. По садам и паркам мира. - Л., 1961. Верзилин Н. Цветы из сада. - [б. м.], 1962. Верзилин Н.М. Лес и жизнь / Н. Верзилин, В. Корсунская. - Л.: Детская литература, 1966. Верзилин Н.М. Пылинки дальних стран. - Л.: Детская литература, 1969. - 240 с. Корсунская В.М. В.И. Вернадский / В.М. Корсунская, Н.М. Верзилин. - Л.: Детская литература, 1975. - 128 с. (переизд. 1982). Верзилин Н. М. Учитель ботаники, или разговор с растениями. - М.: Детская литература, 1984. - 173 с.: ил. Верзилин Н.М. Райский сад на подоконнике: руководство по уходу за комнатными растениями. - М.: Клуб XXI век, 2000. - 364 с. Педагогическая энциклопедия / гл. ред. А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. - Т. 1. - М.: Советская энциклопедия, 1964. Абрамкин В.М. Писатели Ленинграда: биобиблиографический указатель / В.М. Абрамкин, А.Н. Лурье. - Л.: Лениздат, 1964. - 364 с. Гроденский Г. Николай Верзилин // Детская литература. - 1968. - № 1. - С. 74. Гроденский Г. Робинзон в стране ботаники // О литературе для детей: сборник статей. - Вып. 16. - Л.: Детская литература, 1972. Верзилин Н. // Книги-детям. - М.: Детская литература, 1972. - С. 120-121. Трайтак Д.И. Николай Михайлович Верзилин: к 70-летию со дня рождения // Биология в школе. - 1973. - № 1. Ученый, методист, учитель: к 70-летию методиста преподавания биологии в школе Н.М. Верзилина // Вечерняя средняя школа. - 1973. - № 2. Короткова Л. Призвание: к 70-летию со дня рождения Н.М. Верзилина / Л. Короткова, Л. Анастасова // Учительская газета. - 1973. - 3 февр. Гроденский Г. Следопыт зеленого мира: [вступительная статья] // Верзилин Н.М. По следам Робиннзона. - Л.: Детская литература, 1974. - С. 5-10. Трайтак Д.И. Учитель учителей: к юбилею Николая Михайловича Верзилина // Биология в школе. - 1978. - № 1. Верзилин Николай Михайлович // Писатели Ленинграда: биобиблиографический справочник. 1934-1981 / авторы-составители В.С. Бахтин, А.Н. Лурье. - Л.: Лениздат, 1982. - С. 62-63. Трайтак Д.И. Ветеран советской педагогики // Советская педагогика. - 1983. - № 2. Кейран Л. Памяти Николая Михайловича Верзилина // Методика преподавания биологии. - Ч. 1. - Даугавпилс, 1984. Пономарева И.Н. Н.М.Верзилин - учитель, ученый, методист // Биология в школе. - 1993. - № 4. Капица Ф.С. Верзилин Николай Михайлович // Русские детские писатели XX века: биобиблиографический словарь. - М.: Флинта; Наука, 1997. - С. 96-97. Он всегда стремился к новому: к 95-летию Н.М. Верзилина // Педагогические вести [РГПУ им. Герцена]. - 1998. - 29 янв. (№ 1-2). Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. - М.: Мнемозина, 2002. Верзилин Н. Учитель ботаники // В мире растений. - 2003. - № 1. - С. 42-43: ил., портр. Верзилин Николай Михайлович // Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. Морозов Ю. Занимательно о растениях // Наука и жизнь. - 2005. - № 11. - C. 88-90: ил., портр. Соломин В.П. Учитель. Ученый. Писатель / В.П. Соломин, И.Н. Пономарева, Н.В. Андреева // Педагогические вести [РГПУ им. Герцена]. - 2008. - № 4 (апр.). Нарышкина-Прокудрина-Горская Н.А. Семейная сага: секунды, минуты, столетия. - СПб.: Нестор-История, 2010. Знаменитые люди Маловишерского района: памятка читателю / составитель Е.Н. Щербакова; МБУК «Межпоселенческая библиотечная система Маловишер. р-на», Центр. район. б-ка им. А.С. Пушкина. - Малая Вишера, 2014. - 28 с.: фот. - Библиография: С. 27. Суматохин С.В. Николай Михайлович Верзилин: путь в науку и литературное творчество // Биология в школе. - 2016. - № 5. - С. 16-25.
Пособие для учителей об основах науки о биосфере. Написано Н.М. Верзилиным в соавторстве с сыновьями - Никитой и Николаем, учеными в обл. естественных наук.
Об отце вспоминает сын Н.М. Верзилина - Никита Николаевич Верзилин, ученый-геолог.
Николай Михайлович Верзилин
По следам Робинзона
Робинзонам нового поколения посвящается…
СЛЕДОПЫТ ЗЕЛЕНОГО МИРА
Детство… До дыр зачитанные романы Майн Рада, Фенимора Купера, Жюля Верна, Сетона-Томпсона и, уж конечно, «Робинзон Крузо» Дефо.
Как хотелось бы самому стать героем удивительных приключений, участником далеких заманчивых путешествий! Но как еще до этого далеко. А пока мечты мальчишек находили свой выход. Прочитанное превращалось в увлекательную игру. Каждое воскресенье они выезжали за город, там это были уже не гимназисты, а индейцы, и путешественники, Робинзоны и Пятницы, следопыты и разведчики. Они разжигали костры, пекли картошку в горячей золе, варили уху, пропахшую горьковатым дымком, строили шалаши, ночевали в лесу, играли в разные игры, зимой катались на лыжах.
Когда шестнадцатилетнему пареньку волею суровых обстоятельств пришлось выбирать работу, он становится учителем в начальных классах сельской школы. Ведь это давало возможность сохранить связь с природой. Он и тут вместе со своими учениками устраивает походы в лес. Здесь летом неделями они живут в палатках, постигая правила и законы лесных разведчиков.
Так детская игра обернулась делом жизни. Увлечения книжными приключениями сменились увлечениями природой, живой и близкой. А леса, поля, реки, озера, сады продолжали раскрываться перед ним не только страницами знаний, но и поэзией родной природы. Мир растений манил к себе своим необычайным разнообразием, удивительной силой жизни, обилием загадок, особым смыслом и значением для человека.
Но, чтобы стать вожаком юных следопытов, надо много знать и уметь. Ну что ж, путь молодым учителем выбран!
И вот окончен Ленинградский сельскохозяйственный институт. Будущее Николая Михайловича Верзилина определилось - ботаник и педагог на долгие годы!
Он мечтает о том, чтобы, на школьных уроках и студенческих занятиях оживали сухие страницы учебников, чтобы наполненный поэзией мир растений приобщал к труду, к полезной деятельности. И молодой учитель с азартом энтузиаста, влюбленного в свое дело, создает, где можно, уголки живой природы, пришкольные участки, маленькие опытные лаборатории. Его уроки и занятия наполняются живым дыханием лесов и полей, приобретают для учеников действенный практический смысл. Все делается им для того, чтобы увлечь и ребят и студентов наукой, сделать из них истинных следопытов, будущих преобразователей удивительного мира растений. Он берется даже за перо и в одной из первых своих статей пишет о том, «Как сделать интересным преподавание естествознания» (1929).
Тогда Николай Михайлович Верзилин еще совсем не думал, не ждал, что работа учителя и занятия ботаникой могут привести его на дорогу писателя. Это пришло значительно позже, когда за плечами остался большой пройденный им путь - уже не только учителя, но и ученого. Пришло как будто бы неожиданно, даже для него самого. Хотя внутренне все было подготовлено к этому и детскими лесными играми, и прекрасным знанием природы, и опытом педагога, а главное, тем поэтическим огоньком, который давно загорелся в его душе - и был пронесен через все эти годы.
…Шли трудные месяцы Великой Отечественной войны. Родина нуждалась в лекарственных травах и в других полезных человеку дикорастущих растениях. Кто мог стать разведчиками и собирателями их? Конечно, вольная армия ребят. Но очень нужна была книжка, которая заинтересовала бы и научила, подготовила и двинула в поход эту армию. Вот тогда-то издательство детской литературы в Москве и обратилось к Николаю Михайловичу Верзилину: «Напишите такую книгу для ребят!..»
Сомнение и волнение охватило ученого. Ведь он никогда не писал для детей. Он знал, что писать для них трудно, что нельзя браться за новую профессию, когда тебе уже 40 лет! И все-таки взялся.
На помощь пришли воспоминания о детстве и юности, о времени, когда он играл в следопытов, выпускал в школе рукописный журнальчик, пробовал писать приключенческие рассказы, читал о жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове, бродил по лесным тропинкам.
Как же построить книгу, сделать ее интересной?
А что, если высадить потерпевшего кораблекрушение Робинзона в нашем северном лесу? Как бы он чувствовал себя здесь? Может быть, не Робинзона, а самих читателей - ребят поселить на необитаемом острове и поставить их в положение «робинзонов»? Пусть они сумеют найти в лесу и хлеб, и бумагу, и чернила, и лекарства, и мыло, и мочалку. И не просто найти, а приготовить.
Так, в поисках характера книги возникал образ ее героев, намечался путь решения трудной задачи. В 1943 году вышла маленькая и тоненькая «Лечебница в лесу» Николая Михайловича Верзилина. Первая его работа для детей. Первая проба писательского пера. Зародыш будущего произведения - одна из глав его. А через три года замысел, родившийся в поисках и пробах, полностью осуществляется - выходит «По следам Робинзона» (1946). Она сразу привлекла внимание обилием новых для нашего читателя сведений, интересными и забавными советами, возможностью самому испытать «робинзонаду». Ведь автор все испытал, проверил, проделал сам, прежде чем начал писать. На какой-то срок он сам превратился в лесного Робинзона.
И будто открылись двери в неведомый, ко в то же время такой знакомый мир растений. В обычном оказывалось необычное, в как будто простом - сложное. Полезное представало перед глазами еще и прекрасным. Прекрасное - полезным. Здесь нашлась работа рукам и глазам, ребячьей смекалке и терпению. Была радость открытий и находок, первого ощущения красоты родных просторов, может быть, первого приобщения к самостоятельному труду. И это относится ко всем книгам Николая Михайловича Верзилина. В них юный читатель всегда найдет для себя какие-нибудь открытия, пищу для размышлений и удивлений, для познания и работы.
Вот всем примелькавшиеся на подоконниках комнат горшки с неизменной геранью и столетником, амариллисом и кактусом, бальзамином и фикусом. Ну что в них особенного, поучительного, занимательного? Но ученый и писатель Н. М. Верзилин берет вас за руку, подводит к окну, и начинается увлекательное путешествие по следам комнатных растений. Далекие пустыни и тропические джунгли, горные склоны и саванны, северные леса и влажные субтропики - по растительному миру всех частей света проведет вас с веселой улыбкой этот знающий, умный проводник. И не только расскажет много интересного о прошлом, настоящем, будущем одомашненных растений, но и научит, как разводить их, как за ними ухаживать, какие опыты над ними производить. Это ведь все та же робинзонада, но только теперь в своей комнате, на своем озелененном подоконнике.
Николай Михайлович Верзилин, Россия, СССР 21.01.1903-02.06.1984
Николай Верзилин родился в 1903 г. в деревне Сафроновке Курской области. К живой природе мальчик был неравнодушен с детства. Рано приобщился к чтению, до дыр зачитывал повести Сетона-Томпсона, романы Жюля Верна, Даниэля Дефо, Фенимора Купера, Майн Рида, под впечатлением прочитанного совершал выезды за город с ночевками в лесу, играл в индейцев и путешественников...
В шестнадцать лет, так уж случилось, Николай Верзилин начал преподавать в начальных классах сельской школы. И здесь юный учитель устраивает походы в лес, знакомя учеников с растениями среднерусской природы. Но юноше хотелось учиться дальше, и в 1928 г. он заканчивает Ленинградский сельскохозяйственный институт и, как и прежде, продолжает работать в школе, а также преподавать в Педагогическом институте и Институте усовершенствования учителей.
Страсть к изучению жизни растений непосредственно в природных условиях влекла Верзилина в путешествия по родному краю и странам мира. Собранный материал предстал в книгах, написанных в форме бесед с юным читателем, увлекательных путешествий.
В школе молодой учитель с азартом энтузиаста, влюблённого в свое дело, создаёт небольшие опытные лаборатории, пришкольные участки растений, уголки живой природы и выпускает книги, знакомящие с его опытом преподавания биологии: («Агробиологический участок средней школы», «Опыт с растениями в живом уголке», «Внеклассная работа по ботанике», «Методика работы с учащимися на школьном участке», «Как сделать гербарий»), а для школьников 5-6-х классов пишет учебник ботаники, непохожий на все предыдущие издания: материал в нем излагает в тесной связи с сельским хозяйством.
Спустя 15 лет Верзилин участвует в создании нового учебника по общей биологии для учащихся старших классов, а результаты многолетних исследований и практического преподавания обобщает в учебниках «Основы методики преподавания ботаники» и «Общая методика преподавания биологии» (в соавторстве с биологом В. Корсунской). В середине семидесятых годов Н. Верзилин со своими сыновьями издаёт книгу «Биосфера, её настоящее, прошлое и будущее». Ботаник и педагог, он всё делает для того, чтобы увлечь ребят и студентов наукой, сделать из них настоящих следопытов, изучающих удивительный мир растений.
Деятельность Верзилина, как в народном образовании, так и в педагогической науке была отмечена медалями имени К. Ушинского, А. Макаренко и другими правительственными наградами. В 1955 г. его избирают членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР, в 1967 г. – утверждают профессором-консультантом Ленинградского педагогического института им. А. Герцена.
Однако в России и за рубежом Николай Верзилин известен не столько как учёный и педагог, сколько как талантливый писатель-популяризатор ботанических знаний. Его работа «Лечебница в лесу» – первая работа для детей, первая проба писательского пера – появилась в годы Великой Отечественной войны и предназначалась в помощь юным сборщикам лекарственных трав и съедобных дикорастущих растений. Эта книга позже вошла в книгу «По следам Робинзона» (1946). В книгу «По следам Робинзона», вошли более сотни очерков о «тайнах» дикоросов – дикорастущих растений флоры России. Книга сразу привлекла внимание обилием забавных советов, она давала возможность ребёнку самому почувствовать себя Робинзоном. Через три года читатели знакомятся с новой книгой Н. Верзилина «Путешествие с домашними растениями» (1949), рассказывающей о происхождении, особенностях, практическом использовании растений, встречающихся в садах и огородах, выращиваемых на балконах и подоконниках. Все эти растения – пришельцы из далеких пустынь и тропических джунглей, саванн и влажных субтропиков.
Такой же занимательной была следующая книга Верзилина «Растения в жизни человека» (1952) – маленькая энциклопедия ботанических знаний, на этот раз адресованная тем, кто ещё не полюбил ботанику.
Прежде чем написать очередную книгу «По садам и паркам мира» (1961), Верзилин побывал в Италии, Норвегии, Финляндии, Франции, Чехии, Японии, где ознакомился с местными парками и садами, дендрариями и оранжереями, посетил шедевры садово-парковой архитектуры в России. В книге есть советы, как самим создать сад у себя перед домом, школой или на приусадебном участке. С этой работой перекликается другая его книга, чисто географическая «Пылинки дальних стран» (1969), рассказ о поездках в Норвегию, Италию, Францию, Японию (книга иллюстрирована авторскими фотографиями).
Более сложным проблемам науки о растениях посвящены три книги, написанные Н. Верзилиным также в соавторстве с В. Корсунской: «В саду Мичурина», «Лес и жизнь» (1966), «В.И. Вернадский» (1982).
Все популярные работы Верзилина не «чисто» ботанические. В каждой из них переплетаются история и география, искусство и поэзия. Строки поэта Всеволода Рождественского и рисунки художника Юрия Смольникова как бы «вкраплены» в тексты детских книг Н. Верзилина «Тропинка в лес» (1956) и «Цветы из сада» (1962).
Своеобразным воспоминанием об истоках и мотивах многолетней деятельности как педагога, воспитателя и биолога стала последняя книга Николая Михайловича «Учитель ботаники, или Разговор с растениями» (1984).
Книги Н. Верзилина много раз издавались в России. Так, «По садам и паркам мира» выходили дважды; «Путешествие с домашними растениями» – четырежды (последнее издание вышло с изменённым названием – «Райский сад на подоконнике»). Книга «По следам Робинзона» переиздавалась семь раз. Выпускались его книги и в других странах: в Болгарии, Бразилии, Грузии, Китае, Латвии, Литве, Молдавии, Польше, Румынии, Украине, Чехии, Эстонии, Югославии, Японии.
Произведения Верзилина сопровождаются и практическими советами: как провести ботанический опыт, разводить интересные растения или собирать лекарственные травы, посадить деревья или бороться с сорняками, составить красивый букет цветов… И это понятно: Верзилин - не только учёный, писатель, но ещё и педагог. По его книгам не одно поколение детей познавало премудрости природы. Жаль, что современные издатели проявляют мало интереса к творчеству Н.М. Верзилина.
Николай Михайлович Верзилин, Россия, СССР 21.01.1903-02.06.1984
Николай Верзилин родился в 1903 г. в деревне Сафроновке Курской области. К живой природе мальчик был неравнодушен с детства. Рано приобщился к чтению, до дыр зачитывал повести Сетона-Томпсона, романы Жюля Верна, Даниэля Дефо, Фенимора Купера, Майн Рида, под впечатлением прочитанного совершал выезды за город с ночевками в лесу, играл в индейцев и путешественников...
В шестнадцать лет, так уж случилось, Николай Верзилин начал преподавать в начальных классах сельской школы. И здесь юный учитель устраивает походы в лес, знакомя учеников с растениями среднерусской природы. Но юноше хотелось учиться дальше, и в 1928 г. он заканчивает Ленинградский сельскохозяйственный институт и, как и прежде, продолжает работать в школе, а также преподавать в Педагогическом институте и Институте усовершенствования учителей.
Страсть к изучению жизни растений непосредственно в природных условиях влекла Верзилина в путешествия по родному краю и странам мира. Собранный материал предстал в книгах, написанных в форме бесед с юным читателем, увлекательных путешествий.
В школе молодой учитель с азартом энтузиаста, влюблённого в свое дело, создаёт небольшие опытные лаборатории, пришкольные участки растений, уголки живой природы и выпускает книги, знакомящие с его опытом преподавания биологии: («Агробиологический участок средней школы», «Опыт с растениями в живом уголке», «Внеклассная работа по ботанике», «Методика работы с учащимися на школьном участке», «Как сделать гербарий»), а для школьников 5-6-х классов пишет учебник ботаники, непохожий на все предыдущие издания: материал в нем излагает в тесной связи с сельским хозяйством.
Спустя 15 лет Верзилин участвует в создании нового учебника по общей биологии для учащихся старших классов, а результаты многолетних исследований и практического преподавания обобщает в учебниках «Основы методики преподавания ботаники» и «Общая методика преподавания биологии» (в соавторстве с биологом В. Корсунской). В середине семидесятых годов Н. Верзилин со своими сыновьями издаёт книгу «Биосфера, её настоящее, прошлое и будущее». Ботаник и педагог, он всё делает для того, чтобы увлечь ребят и студентов наукой, сделать из них настоящих следопытов, изучающих удивительный мир растений.
Деятельность Верзилина, как в народном образовании, так и в педагогической науке была отмечена медалями имени К. Ушинского, А. Макаренко и другими правительственными наградами. В 1955 г. его избирают членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР, в 1967 г. - утверждают профессором-консультантом Ленинградского педагогического института им. А. Герцена.
Однако в России и за рубежом Николай Верзилин известен не столько как учёный и педагог, сколько как талантливый писатель-популяризатор ботанических знаний. Его работа «Лечебница в лесу» - первая работа для детей, первая проба писательского пера - появилась в годы Великой Отечественной войны и предназначалась в помощь юным сборщикам лекарственных трав и съедобных дикорастущих растений. Эта книга позже вошла в книгу «По следам Робинзона» (1946). В книгу «По следам Робинзона», вошли более сотни очерков о «тайнах» дикоросов - дикорастущих растений флоры России. Книга сразу привлекла внимание обилием забавных советов, она давала возможность ребёнку самому почувствовать себя Робинзоном. Через три года читатели знакомятся с новой книгой Н. Верзилина «Путешествие с домашними растениями» (1949), рассказывающей о происхождении, особенностях, практическом использовании растений, встречающихся в садах и огородах, выращиваемых на балконах и подоконниках. Все эти растения - пришельцы из далеких пустынь и тропических джунглей, саванн и влажных субтропиков.
Такой же занимательной была следующая книга Верзилина «Растения в жизни человека» (1952) - маленькая энциклопедия ботанических знаний, на этот раз адресованная тем, кто ещё не полюбил ботанику.
Прежде чем написать очередную книгу «По садам и паркам мира» (1961), Верзилин побывал в Италии, Норвегии, Финляндии, Франции, Чехии, Японии, где ознакомился с местными парками и садами, дендрариями и оранжереями, посетил шедевры садово-парковой архитектуры в России. В книге есть советы, как самим создать сад у себя перед домом, школой или на приусадебном участке. С этой работой перекликается другая его книга, чисто географическая «Пылинки дальних стран» (1969), рассказ о поездках в Норвегию, Италию, Францию, Японию (книга иллюстрирована авторскими фотографиями).
Более сложным проблемам науки о растениях посвящены три книги, написанные Н. Верзилиным также в соавторстве с В. Корсунской: «В саду Мичурина», «Лес и жизнь» (1966), «В.И. Вернадский» (1982).
Все популярные работы Верзилина не «чисто» ботанические. В каждой из них переплетаются история и география, искусство и поэзия. Строки поэта Всеволода Рождественского и рисунки художника Юрия Смольникова как бы «вкраплены» в тексты детских книг Н. Верзилина «Тропинка в лес» (1956) и «Цветы из сада» (1962).
Своеобразным воспоминанием об истоках и мотивах многолетней деятельности как педагога, воспитателя и биолога стала последняя книга Николая Михайловича «Учитель ботаники, или Разговор с растениями» (1984).
Книги Н. Верзилина много раз издавались в России. Так, «По садам и паркам мира» выходили дважды; «Путешествие с домашними растениями» - четырежды (последнее издание вышло с изменённым названием - «Райский сад на подоконнике»). Книга «По следам Робинзона» переиздавалась семь раз. Выпускались его книги и в других странах: в Болгарии, Бразилии, Грузии, Китае, Латвии, Литве, Молдавии, Польше, Румынии, Украине, Чехии, Эстонии, Югославии, Японии.
Произведения Верзилина сопровождаются и практическими советами: как провести ботанический опыт, разводить интересные растения или собирать лекарственные травы, посадить деревья или бороться с сорняками, составить красивый букет цветов… И это понятно: Верзилин - не только учёный, писатель, но ещё и педагог. По его книгам не одно поколение детей познавало премудрости природы. Жаль, что современные издатели проявляют мало интереса к творчеству Н.М. Верзилина.
(1903-01-21 )Российская империя , СССР
педагог,
детский писатель
педагогика, популяризация биологии
«Лечебница в лесу» (1943)
Верзи́лин Нико́лай Миха́йлович (8 (21) января , д. Сафроново Рыльского района Курской области - 2 июня 1984, Ленинград) ― писатель-натуралист, педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук .
Биография
Научно-педагогическая деятельность
В ленинградском филиале Академии педагогических наук заведовал лабораторией методики преподавания ботаники и зоологии . Автор различных учебных программ, методичек «Агробиологический участок средней школы», «Опыт с растениями в живом уголке», «Внеклассная работа по ботанике», «Методика работы с учащимися на школьном участке», «Как сделать гербарий»), а для школьников 5-6-х классов пишет оригинальный учебник ботаники. Учебник по биологии для 9-10 классов неоднократно издавался.
Творчество
Как автор книг для детей впервые выступил в 1942 году с книжкой «Лечебница в лесу», рассказав в ней о полезных для человека растениях. Большой популярностью пользовалась его неоднократно переиздававшаяся книга «По следам Робинзона» ().
В своих книгах рассказывал о значении растений в жизни человека, сообщал интересные факты из истории, географии, археологии , наглядно раскрывающие основную тему книг, давал советы по уходу за растениями.
Библиография
- Лечебница в лесу. М.-Л., Детгиз, 1942;
- По следам Робинзона. М. - Л., Детгиз, 1946;
- Как сделать гербарий. М.-Л., Детгиз, 1947;
- Как собирать лекарственные растения. ― М., Детгиз, 1947;
- Путешествие с домашними растениями. М. - Л., Детгиз, 1949;
- Как ухаживать за комнатными растениями М. - Л., Детгиз, 1952;
- Растения в жизни человека. М. - Л., Детгиз, 1952;
- Райский сад на подоконнике: Руководство по уходу за комнатными растениями. ― М., 2000 ISBN 5-8237-0003-2
- Общая биология: Учебник для 9-10-х кл. /Ю. И. Полянский, А. Д. Браун, Н. М. Верзилин. ― М., Просвещение, 1984;
- Учитель ботаники, или разговор с растениями. ― Л., 1984
Литература
- Естествознание в школе, 1947, № 2;
- Естествознание в школе, 1952, № 3;
- Вокруг света, 1955, № 1;
- Советская педагогика, 1956, № 5.
- Верзилин Н. Учитель ботаники / Н. Верзилин // В мире растений. - 2003. - № 1. - С. 42-43.
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Верзилин, Николай Михайлович" в других словарях:
ВЕРЗИЛИН Николай Михайлович - , педагог, методист. (биология), ч. к. АПН (1955), д р пед. наук (1956), проф. (1957). Чл. Союза писателей СССР (1952). Окончил Ленингр. с. х. ин т (1928). С 1919 преподавал в… …
Верзилин, Николай Михайлович - (1903 1984) педагог, методист биолог, член корреспондент АПН СССР (1955). Член Союза писателей СССР (с 1952). С 1919 преподавал в сельской начальной школе; с 1932 на научно педагогической работе в Ленинграде, с 1967 профессор консультант ЛГПИ … Педагогический терминологический словарь
Русская фамилия. Верзилины дворянский род. Известные носители: Верзилин, Николай Михайлович (1903 1984) ― писатель натуралист, педагог, член корреспондент Академии педагогических наук. Верзилин, Пётр Семёнович (1791 1849) генерал майор, наказной… … Википедия
ВЕРЗИЛИН - Николай Михайлович , педагог, методист (биология), ч. к. АПН (1955), дер пед. наук (1956), проф. (1957). Чл. Союза писателей СССР (1952). Окончил Ленингр. с. х. ин т (1928). С 1919… … Российская педагогическая энциклопедия
Члены корреспонденты Российской академии образования: Абрамов, Александр Михайлович Александров, Игорь Александрович Алексеева, Вера Васильевна Алексин, Анатолий Георгиевич (в статье указано: член корреспондент АПН СССР) Антропова, Мета… … Википедия
Город Рыльск Герб … Википедия
Кувшинка белая … Википедия
Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса на букву «В» Список составлен по алфавиту персоналий. Приводятся фамилия, имя, отчество; звание на момент награждения; номер по списку Григоровича Степанова (в скобках номер по списку Судравского);… … Википедия
Имени императора Петра I (ВГАУ) … Википедия
Список учёных, которым присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» в 1999 году: Абдулатипов, Абул Кадыр Юсупович доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой Дагестанского государственного университета… … Википедия