Проводка

Технология напыления золота на ткань. Золотое покрытие

Технология напыления золота на ткань. Золотое покрытие

Золото – благородный металл, обладающий эстетической привлекательностью и многими ценными свойствами. Поскольку в чистом виде оно имеет высокую стоимость, оптимальным решением становится нанесение тонкого слоя золота на поверхность изделий. Существуют разные техники золочения – их выбор зависит от размера предмета и преследуемых целей.

Сферы применения золочения

Золочение находит применение во многих сферах нашей жизни – выполняют его в защитных, декоративных, защитно-декоративных целях. В частности, покрытие 18-ти и 24-х каратным золотом позволяет придать статусный вид украшениям из серебра или металлических сплавов, а также помогает вернуть красоту золотым изделиям, потерявшим свою изначальную привлекательность.

Золочение декора и бытовых предметов облагораживает интерьер квартир и домов – процедуре подвергаются дверные ручки, вилки и ложки, краны, рамки картин, металлические детали светильников и пр.

Все возрастающий интерес вызывает золочение молдингов, хромированных вставок, автомобильных решеток, ручек, брелоков для ключей. Практикуется покрытие дисков золотом 24 карата, 18Kt/750, 14Kt/585.

Покрытие белым, розовым, зеленым золотом находит применение в случае с музыкальными инструментами, наградами, спортивными аксессуарами. Отдельного внимания заслуживает золочение гравировки, портсигаров, зажигалок, фляжек, деталей оружия и пр.

Тончайший слой золота напыляют на автомобильные, оконные и витражные стекла для контроля теплообмена в зимний и летний период. Золочение используется в стоматологии. Его широко применяют в микроэлектронике.

Технология подразумевает выполнение следующих основных этапов:

  • выбор способа золочения и подготовка всего необходимого для его проведения;
  • обезжиривание и протравливание поверхности;
  • нанесение покрытия;
  • финишная обработка.

Помимо напыления благородного металла в чистом виде (24 карата, 999 проба) практикуется покрытие желтым, белым, розовым, красным и зеленым золотом. В качестве легирующих добавок соответственно выступают кобальт, родий, медь, серебро (никель). Вместо 24-каратного металла осуществляется покрытие золотом 18, 14, 12, 10, 9, 8 карат – цифра означает весовые единицы чистого золота в 24 частях сплава.

Технология покрытия предметов сусальным золотом

Покрытие золотом пластика, дерева, металла и прочих материалов осуществляется с помощью тончайших листов – толщина сусального (облицовочного) золота составляет 0,13-0,67 микрон. В старину сусальное золото изготавливали вручную, сегодня используется специальное оборудование. В зависимости от толщины листа выделяют свободное и трансферное (на шелковой бумаге) сусальное золото. С первым работать очень сложно – малейшее дыхание мешает процессу. Хранится готовый материал в книжечках – каждый из 60-ти листов перекладывается бумагой. Нанесение сусального золота – процесс кропотливый. Технология основывается на способности раскатанного с лист золота притягиваться к поверхности на молекулярном уровне. Существует две техники золочения сусальным золотом: клеевая (на полимент) и масляная (на лак мордан). В первом случае получается глянцевая, а во втором – матовая поверхность. Клеевой способ используется при проведении внутренних работ.

Амальгамное золочение

Амальгамный (огневой) метод золочения– еще один старинный способ нанесения драгоценного металла. Он характеризуется высокой степенью долговечности, но сам процесс чрезвычайно токсичен и сегодня не используется. Сутью метода является молекулярное проникновение в основу растворенного в ртути драгоценного металла (в процессе обжига ртуть испаряется, а золото остается). Примером такой работы является купол Исаакиевского собора в Петербурге.

Гальваническое золочение

Процесс золочения гальваническим методом сегодня используется чаще всего. Он применим в случае, если осуществляется обработка токопроводящих изделий. Электролитом становится раствор солей золота. В него погружают деталь – при прохождении тока положительно заряженные частицы, высвободившиеся из солей металла, оседают на поверхности изделия и образуют ровный слой золота.

Еще лучший результат удается получить с помощью селективного способа электрохимического золочения. Применение такой техники позволяет в десятки раз повысить скорость осаждения металла на изделии. Износостойкость и твердость золотого покрытия увеличивается более чем в 3 раза. Проникновение золота происходит на молекулярном уровне. Гальванические методы находят применение при золочении сувенирной продукции, ювелирных изделий, зубных протезов и пр.

Техника иммерсионного золочения

Этот вид золочения не подразумевает приложения внешнего тока. При погружении детали в раствор из менее электроотрицательного металла происходит процесс иммерсионного осаждения. После прекращения контактного обмена он завершается. Технология включает несколько этапов – начинается работа с кислой очистки поверхности и микротравления, а заканчивается химическим осаждением слоя никеля и последующим нанесением иммерсионного золота. Технология находит применение при производстве печатных плат, выводов элементной базы, корпусов, микросхем и прочей продукции где требуется ультразвуковая сварка или пайка.

Способы химического золочения

В домашних условиях золочение декора, покрытие золотом ложек, декоративных цветов и прочих металлических предметов осуществляется путем натирания их поверхности пастой хлорного золота или погружения в раствор с цинковым контактом. В первом случае золото растворяют в смеси азотной и соляной кислот (1:3). Соотношение золота и раствора – 1г/10 мл. Жидкость выпаривают, соблюдая меры безопасности. Полученное хлорное золото соединяют с плавленым (отмученным) мелом, винным камнем и кровяной солью. После нанесения кисточкой пасты предмет оставляют на определенное время. Затем его промывают и полируют. Смешав хлорное золото с эфиром выполняют узоры и надписи.

Чтобы приготовить раствор для золочения из хлорного золота, с ним соединяют дистиллированную воду (ее температура должна составлять около 50-60 градусов), поташ и соль. Обезжиренный, протравленный кислотой и промытый в воде предмет погружают в раствор и прикасаются к нему цинковой палочкой. После завершения процесса осаждения золота предмет промывают и полируют. Чтобы вникнуть в детали технологии стоит посмотреть мастер класс по золочению.

Золочение карандашом

Еще одним «домашним» методом является использование гальванокарандаша в котором анодом служит наконечник, а катодом – поверхность изделия. Принцип осаждения аналогичен гальваническому способу покрытия, но используемое оборудование исключает использование ванны с раствором.

Благородный металл не только украшает изделия, но и выполняет защитные функции. Процесс золочения стоит доверить профессионалам – отсутствие опыта и использование опасных компонентов часто приводит к нежелательным последствиям.

Контактный способ - электролитическое золочение без внешнего источника тока - позволяет получить равномерные и очень плотные покрытия, достаточно плотно держащиеся на поверхности металла. Так как в данном случае процесс “электролиза” осуществляется в результате разности потенциалов детали и электролита, то качественно позолотить удается лишь латунные детали или детали из других металлов, предварительно покрытых тонким слоем латуни.

Перед нанесением слоя латуни на поверхность изделия из стали, изделие шлифуют, полируют, после чего его поверхность обезжиривают и протравливают, то есть подвергают химической обработке. Первые три операции не требуют особых пояснений. Травление же стальных изделий проводят в щелочном растворе, содержащем 20 - 30 г/л гидрата окиси калия (или гидрата окиси натрия) и нагретом до 75 - 85 гр. С. Время травления изделия в горячем растворе составляет при-мерно полчаса, при комнатной температуре изделие держат в щелочи не менее 1 ч. После тщательной промывки в проточной воде деталь погружают на 1 минуту в 0,5%-ый раствор соляной кислоты, чтобы удалить с поверхности металла следы окислов железа. Из раствора соляной кислоты (опять же после тщательной промывки) деталь помещают в ванну для электролитического латунирования, причем, чем скорее влажная деталь очутится в ванне, тем лучше будет покрытие.

Состав электролита (гальванической ванны) для латунирования приведен ниже (в г/л):

Ционид меди 30 - 35
- ционид цинка 8 - 12
- ционид натрия 20 - 25
- карбонат натрия 6 - 8
- бикарбонат натрия 8 - 12+- гидроокись аммония 3 - 5

Компоненты электролита растворяют в дистиллированной воде. Латунирование ведут при температуре раствора 25 - 35 градусов С и плотности тока 0,3 - 0,5 А/кв.дм. В качестве источника тока подойдут гальванические элементы типа 373. Понадобится также реостат для регулирования тока.

Анодом служит пластина из латуни марки М70. Для получения более однородного по толщине покрытия деталь в процессе электролиза необходимо поворачивать. Так как слой латуни служит подслоем для последующего слоя золота, требуется нарастить слой латуни толщиной не менее 1 мкм, для чего потребуется примерно 15 - 20 минут. Учтите, что поверхностный слой свежеосажденной латуни получается весьма непрочным, и касаться его нельзя.

В тех случаях, когда слой латуни выполняет роль декоративного покрытия, его рекомендуется обработать раствором какого-либо пассиватора для повышения прочности и атмосферостойкости. В нашем же случае латунный слой - промежуточный “продукт”, так что его незапассированная поверхность только способствует взаимной диффузии латуни и золота, приводя к упрочнению соединения слоев. Поэтому после тщательной промывки в горячей воде отлатунированную деталь сразу переносят в ванну для золочения. Некоторые составы ванн для контактного золочения приведены в таблице.

Температура раствора в процессе золочения - 70-80 гр., время для получения слоя золота толщиной около 0,1 мкм составляет: для ванны I - 3-5 минут; для ванны II и III - 5-10 минут. Значительно увеличивать время пребывания изделия в ванне не имеет смысла - при достижении указанной выше толщины слоя золота процесс практически прекращается и утолщения слоя позолоты получить не удается.

Контактное золочение
осуществляется в электролитической установке, разрез которой показан на рис. Как видно из рисунка, в стеклянной емкости размещен цилиндрический электрод (анод) из цинка, погруженный во вспомогательный электролит - раствор хлористого натрия (концентрация раствора 30 г/л). Внутри стакана из пористой керамики на медной проволоке подвешивают деталь, которую требуется позолотить. Проволока удерживается в центре стакана с помощью опоры (например, трубки) из изолирующего материала, которую крепят на стакане. Таким образом, проволока не контачит со стаканом, но электрически соединена с цинковым анодом. В данной установке стакан из пористой керамики играет роль полупроницаемой диафрагмы, разделяющей растворы двух электролитов и препятствующих их смешению, но не создаю-щей преград для процесса электронно-ионной проводимости. Если такого стакана у Вас нет, в качестве полупроницаемой перегородки подойдут брезент, фильтрованная и даже непроклеенная бумага. Только учтите, что при замене материала перегородки придется экспериментально определить время электролиза и откорректировать состав ванны. После золочения деталь тщательно промывают и высушивают на воздухе. Несмотря на небольшую толщину слоя золота, покрытие получается достаточно плотным, прочным и блестящим.

Характерной особенностью данного способа золочения является высокая прочность сцепления слоя позолоты с основным металлом, но этот показатель, как уже говорилось ранее, в большой степени зависит от качества предварительной подготовки поверхности металла под латунирование.

В тех же случаях, когда не требуется высокая прочность сцепления покрытия, и слой позолоты предназначен для чисто декоративных целей, лучше воспользоваться так называемым горячим способом золочения - методом менее трудоемким и более безопасным.

Для горячего золочения готовят раствор следующего состава (в г):

Кислота азотная (плотность 1,36 г/куб.см) 20
- кислота соляная (плотность 1,18 г/куб.см) 20
- золото 1
- сурьма хлористая 1
- олово 1
- борная кислота (насыщенный раствор) 20

Раствор готовят следующим образом. В стеклянной посуде смешивают азотную и соляную кислоту и в получившей-ся “царской водке” растворяют золото, после чего добавляют хлористую сурьму и олово. Далее посуду ставят на водяную баню и после полного растворения олова в раствор добавляют борную кислоту. Работать с раствором надо с соблюдением всех необходимых предосторожностей - жидкость весьма агрессивна, так что попадание ее кожные покровы опасно, а пары жидкости - ядовиты (содержат окислы азота и хлор).

Изделие, предназначенное для золочения, предварительно шлифуют, полируют, обезжиривают, а также протравливают, прокипятив в щелочи. После чего “золотой” раствор наносят на промытую подготовленную поверхность изделия мягкой кистью. Когда раствор подсохнет, изделие прогревают в пламени спиртовки или на костре из древесного угля. В результате образуется позолота, не требующая дополнительной обработки, но сцепление слоя позолоты с основным ме-таллом не обладает высокой прочностью.

В старину предметы интерьера дворцов было модно декорировать драгоценными металлами, которые создавали впечатление немыслимой роскоши и богатства. В наше время сделать предметы сверкающими и роскошными можно и с небольшими финансовыми затратами. К тому же золочение – это творческий процесс. С помощью него можно из деревянных подсвечников сделать позолоченные, картинные рамы покрыть золотом, а также расписать шкатулки и даже стены.


Стоит знать, что золочение относится к трудоемкому и кропотливому процессу. От аккуратности при выполнении этой работы зависит натуральность вида позолоченных изделий. Если на основе обнаружатся как-нибудь трещинки, зазубринки или царапинки – вся работа пойдет насмарку. Поэтому перед обработкой изделия его следует хорошо зашлифовать, трещинки – замазать, а пыль – тщательно вытереть.


Можно с помощью готовой золотой краски покрыть поверхность предметов интерьера. Однако имитация золота будет приблизительной и не даст того эффекта, который хотелось бы получить.

Еще в древние времена существовало два способа золочения. Первый – с помощью наклейки сусального золота (золотой фольги), и второй – огневым методом с применением ртути. Второй способ был очень опасным, так как пары ртути, которые выделялись при работе, были ядовитыми. Так, при золочении куполов Исаакиевского собора 60 человек получили отравление, вызванное парами этого металла. Поэтому в настоящее время такой способ покрытия поверхности золотом не используется.

Сусальное (облицовочное) золочение широко применяется и в современных технологиях. Оно делится на свободное и трансферное.


Свободное золото до того тонкое, что даже простое человеческое дыхание может его легко перенести с одного места на другое. Трансферное золото имеет шелковистую основу. После выполнения золочения таким материалом с него снимается шелковистая бумага. Поэтому работать с трансферным золотом намного проще.

Сусальное золочение может быть масляным (матовым) и клеевым (глянцевым).


Масляное золочение является самым распространенным и применяется для обработки практически любой поверхности – гипса, металла, дерева, пластмассы. Для покрытия предметов масляным способом применяют масляный лак (мордан).

Клеевое (водное) золочение применяется только для внутренних работ. Техника водного золочения позволяет покрывать золотом только древесину и, в редких случаях, полиуретан.


Так как настоящее позолоченное изделие довольное дорогое, то ему нашли достойную замену – поталь. Поталь – это очень тонкие листы сплава меди и цинка или меди и алюминия, не содержащие в себе драгоценных металлов. Поэтому техника выполнения декорирования с помощью потали значительно дешевле, чем с применением настоящего сусального золота.


С большой натяжкой можно отнести к потальному золочению технику приклеивания золотой рулонной самоклеящейся пленки. Этим материалом не составит труда обклеить деревянные багеты или другие предметы декорации, имеющие ровную гладкую поверхность.

В конце золочения и сусальное золото, и его имитаторы принято покрывать защитным лаком.

По мере развития архитектуры и художественного искусства мастера применяли золото как особый вид декора. Достигался эффект украшения путем наложения на поверхности предметов из дерева, металла, гипса, камня, кожи тончайшего слоя драгоценного металла - сусального золота.

История

Со временем способы золочения совершенствовались, а сам метод украшения сусальным золотом применялся все шире, достигнув своего расцвета в XVIII в.

Одно из наиболее ранних письменных свидетельств об использовании сусального золота содержит Луккский манускрипт VIII века. В этом сборнике рецептов подробно описан рецепт приготовления полимента - основы под позолоту. Этот материал готовили из «тонкого» гипса и армянского болюса с добавлением к ним небольшого количества меда для пергамента и нанесении на него листочков золота. Армянский болюс — натуральный земляной пигмент со значительной примесью глины и известняка - широко известен со времен средневековья, когда его начали применять для приготовления полимента.

Подобные учения можно встретить во многих трактатах и манускриптах. Наиболее подробный свод правил содержит трактат Ченнино Ченнини. Техник живописи эпохи Возрождения посвящает несколько глав процессу золочения сусальным золотом по жесткой основе — грунту под позолоту, составленному из армянского болюса, стираемого со взбитым белком, разведенным водой. Этот состав наносили кистью на гипсовый грунт до трех-четырех раз с небольшими перерывами. Расскызывает мастер и о самом золочении, рекомендуя покрывать сглаженную, а лучше отполированную зубом болюсную подготовку сбитым с водой яичным белком, и на нее тогда класть листочки сусального золота.

Золочение было неотъемлемой принадлежностью славянской иконописи на протяжении всего ее многовекового существования. Начиная с первых икон, мастера использовали все основные приемы золочения. «Буде золотить или серебрить, - говорится в одном из поздних списков иконописного подлинника, — на доску накласть пластми, т. e. листочками золота или серебра, и клеем житким подлить. И no доске всей пройде. И высушить. И по сушении загладить косткой и зубом неким таже. Таже яичным белком с водой смесить и кистью помазать» [Свод, рук. 112(2)].

Техника золочения

С ходом времени техника золочения совершенствовалась. Учитывая все каноны позолотных работ, техника золочения подразделяется на два основных способа: золочение на полимент и золочение на мордан.

Золочение на полимент

По-видимому, золочение на полимент было наиболее распространенным способом золочения, поскольку его рецепты, начиная с XVII века, дошли до нашего времени в большом количестве. Этот способ золочения поверхностей необычайно трудоемок на всех этапах позолотных работ. Его используют только высококвалифицированные мастера. Золочение на полимент применяют при отделке и реставраци мебели, картин, других предметов интерьера, а также сложных лепных украшений. Этот метод широко распространен в иконописи.

Полиментное или, как его еще называют, клеевое золочение осуществляется по дереву, гипсу, мастике, папье-маше. Процесс золочения состоит из следующих этапов. Поверхность под золочение максимально подготавливают: убирают неровности и всякие дефекты, а также удаляют пыль. Затем с помощью специальных кистей поверхность несколько раз обрабатывается столярным клеем. Только в случае качественно выполненной проклейки на ней будет прочно держаться левкас. Левкашение - следующая операция, которая осуществляется кистями разного формата на проклееный предмет. Левкас наносят вначале «внатыч» - быстрыми вертикальными ударами, а затем «впригладку» - ровными движениями. Операцию левкашения повторяют несколько раз, просушивая каждый слой. Далее предмет шлифуется пемзой и хвощом, а затем - в несколько операций покрывается полиментом с помощью мягкой беличьей кисти.

Процесс золочения осуществляется таким образом: золотые листы из книжки переносятся на золотарный нож, а затем - на золотарную подушку, где режутся на нужные части. Затем беличьей кистью поверхность обрабатывают водкой, и после этого с помощью лапки выкладывают золото. Завершается процесс золочения полировкой, которая производится агатовым зубком.

Золочение на полимент дает наибольший художественный эффект: вызолоченная поверхность имеет блеск настоящего литого золота с глянцевым эффектом.

Золочение на мордан

Золочение на мордан или масляное золочение называется так потому, что в процессе всех подготовительных операций применяются материалы на растительных маслах, и сам золотой слой накладыватся на специальный лак-мордан, также изготовленный на масляной основе. Этот способ золочения проще и доступнее золочения на полименте. К тому же, морданное золочение имеет значительное преимущество: вызолоченная этим методом поверхность более устойчива к воздействию влаги и других атмосферных явлений. Масляное золочение осуществляется по металлу, дереву, гипсу, мастике, камню.

Золочение на мордан также состоит из подготовительного этапа и непосредственно нанесения золотого слоя. Очищенную поверхность грунтуют краской из свинцового сурика - материала, приготовленного на натуральной олифе. Благодаря этому покрытию поверхность и приобретает хорошую антикоррозийную защиту. Затем приступают к шпаклеванию в несколько операций, давая высохнуть каждому слою. После этого поверхность шлифуют. Хорошо отшлифованный предмет кроют масляным лаком. По загрунтованной и отшлифованной поверхности некоторые мастера кладут тонкий слой масляного или спиртового лака и после полного просыхания этой лаковой прокладки накладывают лак-мордан. После приступают к золочению поверхности. Существует два способа нанесения золота: 1) при больших плоскостях золото накладывают прямо «с книжки» и 2) сначала «выдувают» на специальную подушку, а потом золотарным ножом режут на отдельные части. Затем при помощи лапки из беличьего хвоста переносят на поверхность, предназначенную для золочения. Второй способ применяется при золочении мелких деталей и поверхностей со сложным рельефом.

Сегодня золочение на мордан - наиболее применяемый способ. Используется как в интерьерных, так и экстерьерных работах. Золочение морданным способом придает поверхности эффект бархатистости и матовости.

Виды золочения

Комбинированное

Это особый вид золочения, когда золоту придается нежный матовый оттенок. Вся подготовительная работа однотипна с золочением на полименте. Поверхности с полированной блестящей фактурой получаются в результате золочения на полименте, с последующей обработкой зубками. Места матовые получаются в результате золочения «на отлип» или по желатину без покрытия полиментом и без полировки. Поверхности под матовое золочение после левкашения не полиментуются, а кроются слоем желатинового клеевого раствора, и после высыхания клеевой пленки золотятся по водке так же, как и полиментованые места. Возможна комбинация золочения по полименту с золочением по мордану.

Золочение твореным золотом

Золочение твореным золотом часто встречается на мелких антикварных предметах, особенно росписи. Метод этот необходим при реставрации миниатюр измельченного рисунка, широко применяется в иконописи. Мастера-позолотчики выполняют золочение твореным золотом на полименте, но операции несколько отличаются от обычного клеевого золочения. Перед полиментовкой готовят раствор на желатиновом клее. А на покрытую полиментом поверхность накладывают бронзовую пудру под цвет золота и дают высохнуть. После с помощью беличьей кисти покрывают поверхность смесью гуммиарабика и золотой пудры. Обработанные таким образом предметы приобретают мягкую, нежную поверхность, отсвечивающую золотом.

Водно-синтетическое золочение

Водяное золочение иногда заменяется унифицированным полиментом, однако по методу и производимому эффекту этот способ больше напоминает масляное золочение. Униполимент делает возможным перенесение водяного золочения на архитектуру. Он сохраняет свойства масляного золочения, но при этом обладает блеском водяного золочения. Например, система Kolner Instacoll System была специально разработана как альтернатива масляной технике для экстрерьерных покрытий с получением максимального блеска. Используя материалы этой системы можно быстро получить необходимый «отлип», а также, при необходимости, восстановить его с помощью специального активатора. Поверхность после применения синтетических материалов приобретает отличное глянцевое покрытие, не требуя дополнительной полировки зубками.

Бронзирование

Бронзирование детали - означает покрытие поверхности особым металлическим порошком - бронзовой пудрой. Это решение чаще осуществляется морданным способом, а также с помощью других лаков. Когда при выполнении работ появляется необходимый «отлип», мягкой кистью наносится бронзовый порошок, который хорошо пристает к липкой поверхности.

Бронзировка придает поверхности вид настоящей позолоты. Такое покрытие является антикоррозийным и очень устойчивым.

«Чесночное» золочение

Один из древних русских способов золочения называется «чесночным». Из долек свежего чеснока механическим путем получают сок. Для удобства нанесения на него золота сок может быть разбавлен дистиллированной водой. Сок наносят мягкой кистью на подготовленную поверхность ровным слоем, когда он высохнет, его полируют. Просохший и отполированный слой увлажняют дыханием до появления отлипа. Затем сусальное золото переносят на поверхность и прижимают тампоном. Поверхность при таком золочении приобретает необычный блеск.

Золочение «через огонь»

Способ золочения «через огонь», или ртутное золочение, заключается в том, что поверхность покрывается амальгамой из золота и ртути. Этот способ применялся при наружных позолотных работах - золочение куполов, фонтанов, мостовых и балконных решеток.

Очищенную поверхность покрывают амальгамой, после этого деталь пропускают через огонь, чтобы выпарить ртуть. Затем поверхность охлаждается и полируется агатовыми зубками. Этот способ позволяет золоту прочно соединиться с покрываемым металлом. Обычно такая позолота держится более 100 лет.

От выбранной техники нанесения сусального золота зависит блеск поверхности, ее долговечность, а также сама процедура золочения и набор материалов. Однако любой метод золочения требует огромного мастерства в выполнении каждой операции. Искусные детали рождаются после тщательнейшей работы мастера-позолотчика и могут служить десятилетиями.

Древнейшая технология, с помощью которой изделиям из различных материалов придается богатый, эстетичный вид.

Древние мастера использовали для золотого покрытия листовое золочение (сусальное золото) и небезопасную для здоровья технологию с амальгамой — сплавом ртути и золота. Сегодня в покрытии золотом используются безопасные технологии, например, с помощью гальванизации.

Сферы применения золотого покрытия

Если раньше золотое покрытие применялось в ювелирных украшениях, в предметах интерьера и экстерьера, то сегодня золочение применяется в самых различных сферах:

  • В химической промышленности при получении красок, пластика и различных материалов из химического сырья.
  • В различных видах транспорта. В автомобилях золотое покрытие используется на проводах и контактах, микрочипах и сенсорах. Его используют в таких важных контролирующих системах как АБС, отвечающих за безопасность автомобиля. Немаловажно, что тончайший слой золотого покрытия придает деталям высокую коррозийную устойчивость в агрессивных средах.
  • В энергетике, в солнечных батареях. Добавление золотых наночастиц повышает их эффективность в несколько раз.
  • В современных электронных устройствах, начиная с мобильных телефонов и заканчивая электроникой космических кораблей.
  • В медицине, в диагностическом оборудовании, в производстве эффективных лекарственных препаратов, применяемых в лечении тяжелых инфекций. Традиционно золотое покрытие используется в имплантатах, как в стоматологии, так и в других сферах медицины.

Технологии современного золочения

Механическое, или листовое золочение

Одна из древних технологий нанесения тончайших листов золота на поверхность. Она до сих пор используется в оформлении декора интерьеров, храмов, в декоративно-прикладном искусстве. Сусальное золочение возможно на разных поверхностях, но больше на металлах. Например, в золочении церковных куполов. Но технология весьма затратная, что связано с большим расходом золота и не используется на мелких предметах. Способ имеет два варианта исполнения:

  • Золочение, проводимое на масляный лак. При этом сама поверхность может быть разной по фактуре: металлической, стеклянной, керамической, пластмассовой и т.д. Внешне золоченая поверхность выглядит матовой, так как золотого блеска добиться невозможно.
  • Позолота на клеевой основе. Эта технология имеет древние корни и практически не изменилась. Метод используется только внутри помещений, так как покрытие боится влияния атмосферной влаги.

Электрохимическое золочение

В середине 19 века русский ученый Б.С Якоби, выполняя научные работы по электрохимии, разработал новые технологии нанесения покрытий на металлы с помощью гальванопластики. Эти разработки послужили толчком к получению нового метода золочения — электрохимического. В этом методе есть два варианта:

  • Электрохимическая металлизация — современная технология, с большой эффективностью. Покрытие золотыми частицами при этом методе отличается прочностью и мелкопористостью. Характерной особенностью покрытий, выполненных данным способом, является длительная эксплуатация с неизменными свойствами. Наносить покрытие можно на поверхности разных размеров, изделие при этом не требует разборки. Сферы применения от ювелирных изделий до элементов, применяемых в электронике, медицине и других отраслях деятельности человека.
  • Гальваническое золочение — на данный момент самое популярное среди технологий нанесения позолоты. Характерной особенностью способа является то, что изделие должно быть обязательно металлическим, или токопроводящим. Суть метода в том, что изделие, находящееся в растворе соли металла, подвергается воздействию электрического тока. В результате электролитической диссоциации соли металла распадаются на частицы с положительными и отрицательными зарядами. Частицы с положительными зарядами оседают на металлической поверхности изделия, подвергающегося золочению. Такое покрытие имеет хорошую химическую стойкость, не вступает в реакции в агрессивных средах. Преимуществами метода являются экономичность расхода золота, возможность покрытия в труднодоступных, или в локальных местах. Метод используется на всех видах металлов и сплавов.

Сегодня услуги по золочению различных предметов, использующихся в различных сферах, предлагают специализированные компании, имеющие необходимое оборудование и расходные материалы. Это позволяет выполнять покрытие золотом изделий по различным технологиям и разной степени сложности.