Проводка

Таубер, рихард - биография. На бракосочетание екатерины таубер

Таубер, рихард - биография. На бракосочетание екатерины таубер

(Tauber), (1891-1948), австрийский оперный певец (тенор). Родился 16 мая 1891 в Линце. Выступал в Граце и Линце. Широкую известность завоевал, исполняя партии в опереттах Легара и операх Моцарта. Также известен как композитор, писал музыку к кинофильмам и опереттам. С приходом нацистов к власти, был вынужден эмигрировать. Умер в Лондоне 8 января 1948.

  • - швейцарский философ, один из основоположников эмпириокритицизма. Считал, что в опыте снимается противоположность материи и духа...

    Политология. Словарь.

  • - замечательный немецкий философ; был профессором в Цюрихе. Философскую свою систему А. назвал "эмпириокритицизмом" ...
  • - профессор Харьковского университета с 1813 г. до 1824 г., минералог и зоолог, родом из Германии, среднее образование получил в эйзенбергской и гальской гимназиях, затем посещал университет в Йене и Лейпциге,...
  • - один из первых деятелей просвещения в Вильне, ум. в 1901 г., принадлежал к кружку С. И. Финна, А. Я. Мапу и М. Страшуна, состоял преподавателем виленского иешибота "Рамайлес"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - нем. филолог-писатель. Напечатал: "Quellen zu Schelleys poetischen Werken" ; "Lucanus"Pharsalia in den Dichtungen Schelleys" ; "Lord Byron" ; "Kurze Geschichte der englischen Literatur" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - нем. теолог. Главные его труды: "Geschichte der Predigt bis auf Karl d. Grossen" ; "Seit wann giebt es eine Predigt in deutscher Sprache"? ; "Die Blütezeit der deutschen Predigt im Mittelalter" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - немецкий географ и этнограф, род. в 1835 г. Работал в Богемии на руднике в качестве шахтера и принимал горячее участие в национальных распрях между немцами и чехами...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - сын Августа Б. - выдающийся статистик; род. 24 марта 1824 в Берлине...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - или Тауберт - флейтист и композитор; писал преимущественно для своего инструмента...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - левый приток р. Майна, вытекает из Табуергского озера в Виртемберге, протекает Таубергскую долину сначала в северо-восточной части Вюртемберга, потом у Мергентгейма вступает в Баден и впадает в Майн у Вертгейма...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - датский писатель и ученый; был сельским пастором. Написал трагедии: "Johannes den D ö ber" ; "Kors og Kjoerlighed" ; "Den evige Strid" ; рассказы и стихотворения: "Sorgens Genier" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - датский писатель и ученый; был сельским пастором. Написал трагедии: "Johannes den Döber" ; "Kors og Kjoerlighed" ; "Den evige Strid" ; рассказы и стихотворения: "Sorgens Genier" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Авенариус Рихард, швейцарский философ-идеалист, один из основоположников эмпириокритицизма. Профессор Цюрихского университета...
  • - Асман Рихард, немецкий аэролог. Руководитель аэрологической обсерватории Прусского метеорологического института. С 1914 профессор университета в Гисене...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Кун Рихард, немецкий химик и биохимик. Учился и работал в Мюнхене у Р. Вильштеттера. С 1926 профессор в Высшей технической школе и директор Химического института в Цюрихе...

    Большая Советская энциклопедия

"Таубер, Рихард" в книгах

Рихард I и III

Из книги Дальше – шум. Слушая ХХ век автора Росс Алекс

Рихард I и III Сонный немецкий городок Байройт – единственное место на земле, где XIX век длится вечно. В 1876 году Вагнер царил здесь на открытии собственного оперного театра и премьере всех четырех частей “Кольца нибелунга”. Императоры Германии и Бразилии, короли Баварии и

РИХАРД ВАГНЕР

автора Ланди Элизабет

РИХАРД ВАГНЕР 22 МАЯ 1813 - 13 ФЕВРАЛЯ 1883АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: БЛИЗНЕЦЫНАЦИОНАЛЬНОСТЬ: НЕМЕЦМУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: РОМАНТИЗМЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «ПОЛЕТ ВАЛЬКИРИЙ» ИЗ ОПЕРЫ «ВАЛЬКИРИЯ» (ПЕРВАЯ ПОСТАНОВКА - 1870)ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: НАПРИМЕР, В ФИЛЬМЕ - АПОКАЛИПСИС

РИХАРД ШТРАУС

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

РИХАРД ШТРАУС 11 ИЮНЯ 1864 - 8 СЕНТЯБРЯ 1949АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: БЛИЗНЕЦЫНАЦИОНАЛЬНОСТЬ: НЕМЕЦМУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: ПОЗДНИЙ РОМАНТИЗМРАННИЙ МОДЕРНЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА»ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: В НАЧАЛЬНОМ, ИСПОЛНЕННОМ ДРАМАТИЗМА. ЭПИЗОДЕ

НА БРАКОСОЧЕТАНИЕ ЕКАТЕРИНЫ ТАУБЕР

автора

НА БРАКОСОЧЕТАНИЕ ЕКАТЕРИНЫ ТАУБЕР Не в галилейской – в галльской Канне Ваш совершился тайный брак, Как в самом выспреннем романе – Вдали от сплетен, слухов, врак. А старый друг от чувств избытка Вам пожелает лишь одно – Чтоб воду брачного напитка Вы претворили бы в

ЕКАТЕРИНА ТАУБЕР «ПАМЯТЬ» ИЛЬИ ГОЛЕНИЩЕВА-КУТУЗОВА

Из книги Благодарю, за всё благодарю: Собрание стихотворений автора Голенищев-Кутузов Илья Николаевич

ЕКАТЕРИНА ТАУБЕР «ПАМЯТЬ» ИЛЬИ ГОЛЕНИЩЕВА-КУТУЗОВА Стихи Ильи Голенищева-Кутузова, недавно собранные им в отдельную книжку, весьма далеки от нынешнего поэтического канона. Они как бы совершенно из него выпадают. Быть может, этим можно объяснить те ожесточенные и глубоко

Рихард Вагнер

Из книги Вырождение. Современные французы. автора Нордау Макс

Рихард Вагнер В одной из предыдущих глав мы выяснили, что все современное мистическое движение коренится в романтизме, т.е. что оно немецкого происхождения. Немецкий романтизм принял в Англии форму прерафаэлизма, породившего во Франции уродливые явления символизма и

Рихард и его команда

Из книги Рихард Зорге - разведчик № 1? автора Прудникова Елена Анатольевна

Рихард и его команда Итак, 10 января 1930 года на борту японского пассажирского судна в Шанхай прибыл немецкий журналист, доктор Рихард Зорге. Ни в коей мере он не был намерен использовать журналистскую деятельность только как «крышу» для разведработы. Одной из причин

Рихард Вагнер

Из книги Король Артур и Святой Грааль от А до Я автора Кокс Саймон

Рихард Вагнер Современники воспринимали музыку Вагнера по-разному: кто с восторгом, а кто и с иронией. Густав Малер после первого представления оперы «Парсифаль» сказал: «Я вышел из «Фестшпиль-хауза» онемевшим. Меня охватило ощущение величия, но величия страдающего,

Глюкс, Рихард

автора Воропаев Сергей

Глюкс, Рихард (Gluecks), старший инспектор концентрационных лагерей, преемник Теодора Эйке. Родился в 1889. Участник 1-й мировой войны. Рано присоединился к нацистскому движению. В 1936 получил назначение в ведомство Эйке. 21 февраля 1940 Глюкс информировал Гиммлера, что им

Зорге, Рихард

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Зорге, Рихард (Sorge), (1895–1944), немецкий журналист и резидент советской разведки. Родился в Баку в семье горного инженера, сотрудника Российской императорской нефтяной компании. Когда Зорге исполнилось три года, семья вернулась в Германию. Зорге добровольцем участвовал в 1-й

Таубер, Рихард

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Таубер, Рихард (Tauber), (1891–1948), австрийский оперный певец (тенор). Родился 16 мая 1891 в Линце. Выступал в Граце и Линце. Широкую известность завоевал, исполняя партии в опереттах Легара и операх Моцарта. Также известен как композитор, писал музыку к кинофильмам и опереттам. С

Кун Рихард

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Кун Рихард Кун (Kuhn) Рихард (3.12.1900, Вена, - 31.7.1967, Гейдельберг), немецкий химик и биохимик. Учился (1919-22) и работал в Мюнхене у Р. Вильштеттера. С 1926 профессор в Высшей технической школе и директор Химического института в Цюрихе. С 1928 профессор Гейдельбергского университета и

Екатерина Таубер. Утешение безутешного.

Из книги Невидимая птица автора Червинская Лидия Давыдовна

Екатерина Таубер. Утешение безутешного. Лидия Червинская. Двенадцать месяцев. Стихи. 1956 г.Стихи, которые, как может показаться в первую минуту, – только о себе и для себя, при повторном внимательном чтении раскрывают иное. Нет, это не только личное. Обращены они к

Екатерина Таубер. В. Булич. «Ветви»

Из книги Чужая весна автора Булич Вера Сергеевна

Екатерина Таубер. В. Булич. «Ветви» 21-го июля с. г. в Гельсингфорсе скончалась поэтесса Вера Булич. За несколько месяцев до смерти издательство «Рифма» выпустило ее пятую книгу стихов «Ветви». Приближение смерти отразилось на этой книге итогов, раздумий трезвых и

Из книги автора

<«ТРЕТИЙ ЧАС» Ю. МАНДЕЛЬШТАМА. - «ОДИНОЧЕСТВО» Е. ТАУБЕР. - «РАЗГОВОР С ПАМЯТЬЮ» C. ПРЕГЕЛЬ. - «ЧЕРЕЗ ОКЕАН» А. НЕСМЕЛОВА. - «ВНЕ» Ю. ШУМАКОВА. - «СКИТ», СБОРНИК III> На столе у меня - семь или восемь новых сборников стихов. Еще не прочтя внимательно, еще только думая, что

Таубер родился в артистической семье, состоящей в незарегистрированном браке. Сначала он получил девичью фамилию матери Денеми (Denemy). В дальнейшем использовал различные имена и фамилии: Карл Рихард Таубер (по фамилии отца), Эрнст Зайферт (Seiffert, фамилия матери по первому мужу), но после первых театральных успехов остановился на имени Рихард Таубер.

В 1897 году мальчик поступил в школу в Линце. Начиная с 1903 года, выступал в отцовском театре. Обнаружив у него музыкальный дар, отец отдал сына в консерваторию Хоха (Франкфурт-на-Майне), для занятий в классах пианино, композиции и дирижёрского искусства. К этим занятиям юный Таубер по своей инициативе добавил освоение искусства оперного вокала.

Первое выступление начинающего певца состоялось во Фрайбурге, 17 мая 1912 года, на концерте, где он исполнял арии из опер Моцарта и был тепло принят публикой. В последующие годы Таубер выступает в различных театрах Австро-Венгрии и Германии; в его репертуаре оперы Моцарта, Гуно, Рихарда Штрауса, позднее - Верди, Пуччини и др.

После войны, в 1922 году Таубер принят в Венскую государственную оперу; выступает также в Берлинском оперном театре и гастролирует с концертами. Его популярность чрезвычайно велика - современники отмечали его чарующий мягкий тембр голоса, проникновенный и необычайно музыкальный. Кроме оперы, он много поёт в опереттах. Франц Легар пишет музыку специально для него - лирические арии, прозванные «песнями для Таубера» (нем. Tauberlieder). Граммофонные пластинки с записями Таубера расходятся многотысячными тиражами; всего насчитывают более 700 граммофонных записей его выступлений.

В эти годы Таубер женился на певице Карлотте Ванконти (итал. Carlotta Vanconti), но спустя несколько лет они расстались. На протяжении 5 лет Таубер жил в гражданском браке с Марией Лосевой (англ.), певицей-эмигранткой из России, выступавшей в Берлине.

В 1930-е годы Таубер с большим успехом выступает в Великобритании и США, снимается в музыкальных фильмах. В 1936 году Таубер женился на английской актрисе Диане Непер (англ. Diana Napier).

Гастроли в Германии прекращаются - нацистские власти не приглашают артистов еврейского происхождения. Вскоре, после аншлюсса Австрии (1938), он становится эмигрантом. Живёт в Швейцарии, а после получения британского гражданства (1940) - в Лондоне. Приглашения переселиться в США он отвергает, хотя в Англии оперные театры с началом войны закрылись, а все его австрийские сбережения конфискованы нацистами; зарабатывает себе на жизнь концертами и записями на пластинки. Сам пишет музыку - песни и оперетты, некоторые его произведения становятся популярны.

В 1947 году у Таубера был обнаружен рак лёгких. В это время в Лондоне были с гастролями его старые друзья из Венской оперы, и Таубер выступил в моцартовском «Дон Жуане». Публика аплодировала ему стоя. Опера Моцарта, с которой он начинал, стала и его прощальныи появлением. Неделю спустя Таубер лёг в больницу, откуда уже не вышел. Похоронен на лондонском кладбище Бромптон.

Лучшие дня

Эвтаназия, или смерть с достоинством
Годы активности

с по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна

Австрия 22x20px Австрия

Профессии

оперный певец и артист оперетты

Певческий голос Инструменты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанры

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Коллективы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сотрудничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). [] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Таубер родился в артистической семье, состоящей в незарегистрированном браке. Сначала он получил девичью фамилию матери Денеми (Denemy ). В дальнейшем использовал различные имена и фамилии: Карл Рихард Таубер (по фамилии отца), Эрнст Зайферт (Seiffert , фамилия матери по первому мужу), но после первых театральных успехов остановился на имени Рихард Таубер .

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Рита Георг и Рихард Таубер в оперетте Легара «Царевич»

После войны , в 1922 году Таубер принят в Венскую государственную оперу ; выступает также в Берлинском оперном театре и гастролирует с концертами. Его популярность чрезвычайно велика - современники отмечали его чарующий мягкий тембр голоса, проникновенный и необычайно музыкальный. Кроме оперы, он много поёт в опереттах. Франц Легар пишет музыку специально для него - лирические арии, прозванные «песнями для Таубера» (нем. Tauberlieder ). Граммофонные пластинки с записями Таубера расходятся многотысячными тиражами; всего насчитывают более 700 граммофонных записей его выступлений.

В эти годы Таубер женился на певице Карлотте Ванконти (итал. Carlotta Vanconti ), но спустя несколько лет они расстались. На протяжении 5 лет Таубер жил в гражданском браке с Марией Лосевой (англ. ), певицей-эмигранткой из России, выступавшей в Берлине.

В 1930-е годы Таубер с большим успехом выступает в Великобритании и США, снимается в музыкальных фильмах. В 1936 году Таубер женился на английской актрисе Диане Непер (англ. Diana Napier ).

Гастроли в Германии прекращаются - нацистские власти не приглашают артистов еврейского происхождения. Вскоре, после аншлюсса Австрии (), он становится эмигрантом. Живёт в Швейцарии, а после получения британского гражданства () - в Лондоне. Приглашения переселиться в США он отвергает, хотя в Англии оперные театры с началом войны закрылись, а все его австрийские сбережения конфискованы нацистами; зарабатывает себе на жизнь концертами и записями на пластинки. Сам пишет музыку - песни и оперетты, некоторые его произведения становятся популярны.

В 1947 году у Таубера был обнаружен рак лёгких. В это время в Лондоне были с гастролями его старые друзья из Венской оперы, и Таубер выступил в моцартовском «Дон Жуане» . Публика аплодировала ему стоя. Опера Моцарта, с которой он начинал, стала и его прощальныи появлением. Неделю спустя Таубер лёг в больницу, откуда уже не вышел. Похоронен на Бромптонском кладбище в Лондоне.

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
ф Achtung! Aufnahme!
ф (короткометражный немой фильм) Reise-Abenteuer
ф Целую вашу руку, мадам Ich küsse Ihre Hand, Madame Жак
ф Ich glaub" nie mehr an eine Frau Штефан
ф Большой аттракцион Die große Attraktion Риккардо
ф Das lockende Ziel
ф Страна улыбок Das Land des Lächelns принц Су-Чонг
ф Wie werde ich reich und glücklich
ф Melodie der Liebe певец Гофман
ф Dein ist mein Herz (Blossom Time) Франц Шуберт
ф Wien, Wien, nur du allein (Heart"s Desire) Карл Август Франц Людвиг Йозеф Штайдлер
ф Das singende Land (Land Without Music) Марио Карлини
ф Паяцы Der Bajazzo (Pagliacci) Каньо Сальватини
ф Время вальса Hochzeitswalzer (Waltz Time) пастух
ф Лиссабонская история The Lisbon Story Андре Жубер

Напишите отзыв о статье "Таубер, Рихард"

Примечания

Литература

  • Владимирская А. Р. . - Л. : Искусство, 1975. - С. 75-76. - 136 с.

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Таубер, Рихард

Моя душа испуганно ныла и трепыхалась, как пойманная птица, но я точно знала, что показать ему это никак нельзя. Надо было, чего бы это не стоило, держаться как можно спокойнее и постараться, если получится, побыстрее от него избавиться. В городе ходили слухи, что «сумасшедший кардинал» упорно выслеживал своих намеченных жертв, которые позже бесследно исчезали, и никто на свете не знал, где и как их найти, да и живы ли они вообще.
– Я столько наслышан о вашем утончённом вкусе, Мадонна Изидора! Венеция только и говорит – о вас! Удостоите ли вы меня такой чести, поделитесь ли вы со мной вашим новым приобретением?
Караффа улыбался... А у меня от этой улыбки стыла кровь и хотелось бежать, куда глядят глаза, только бы не видеть это коварное, утончённое лицо больше никогда! Он был настоящим хищником по натуре, и именно сейчас был на охоте... Я это чувствовала каждой клеткой своего тела, каждой фиброй моей застывшей в ужасе души. Я никогда не была трусливой... Но я слишком много была наслышана об этом страшном человеке, и знала – его не остановит ничто, если он решит, что хочет заполучить меня в свои цепкие лапы. Он сметал любые преграды, когда дело касалось «еретиков». И его боялись даже короли... В какой-то степени я даже уважала его...
Изидора улыбнулась, увидев наши испуганные рожицы.
– Да, уважала. Но это было другое уважение, чем то, что подумали вы. Я уважала его упорство, его неистребимую веру в своё «доброе дело». Он был помешан на том, что творил, не так, как большинство его последователей, которые просто грабили, насиловали и наслаждались жизнью. Караффа никогда ничего не брал и никогда никого не насиловал. Женщины, как таковые, не существовали для него вообще. Он был «воином Христа» от начала до конца, и до последнего своего вздоха... Правда, он так никогда и не понял, что, во всём, что он творил на Земле, был абсолютно и полностью не прав, что это было страшным и непростительным преступлением. Он так и умер, искренне веря в своё «доброе дело»...
И вот теперь, этот фанатичный в своём заблуждении человек явно был настроен заполучить почему-то мою «грешную» душу...
Пока я лихорадочно пыталась что-то придумать, мне неожиданно пришли на помощь... Мой давний знакомый, почти что друг, Франческо, у которого я только что купила книги, вдруг обратился ко мне раздражённым тоном, как бы потеряв терпение от моей нерешительности:
– Мадонна Изидора, Вы наконец-то решили, что Вам подходит? Мои клиенты ждут меня, и я не могу потратить весь свой день только на Вас! Как бы мне это не было приятно.
Я с удивлением на него уставилась, но к своему счастью, тут же уловила его рискованную мысль – он предлагал мне избавиться от опасных книг, которые я в тот момент держала в руках! Книги были любимым «коньком» Караффы, и именно за них, чаще всего, умнейшие люди угождали в сети, которые расставлял для них этот сумасшедший инквизитор...
Я тут же оставила большую часть на прилавке, на что Франческо сразу же выразил «дикое неудовольствие». Караффа наблюдал. Я сразу же почувствовала, как сильно его забавляла эта простая, наивная игра. Он прекрасно всё понимал, и если бы хотел – мог преспокойно арестовать и меня, и моего бедного рискового друга. Но почему-то не захотел... Казалось, он искренне наслаждался моей беспомощностью, как довольный кот, зажавший в углу пойманную мышь...
– Разрешите Вас покинуть, Ваше преосвященство? – даже не надеясь на положительный ответ, осторожно спросила я.
– К моему великому сожалению, мадонна Изидора! – с деланным разочарованием воскликнул кардинал. – Вы позволите как-нибудь заглянуть к вам? Говорят, у Вас очень одарённая дочь? Мне бы очень хотелось познакомиться и побеседовать с ней. Надеюсь, она так же красива, как её мать...
– Моей дочери, Анне, всего десять лет, милорд, – как можно спокойнее ответила я.
А душа у меня кричала от животного ужаса!.. Он знал про меня всё!.. Зачем, ну зачем я была нужна сумасшедшему Караффе?.. Почему его интересовала моя маленькая Анна?!
Не потому ли, что я слыла знаменитой Видуньей, и он считал меня своим злейшим врагом?.. Ведь для него не имело значения, как меня называли, для «великого инквизитора» я была просто – ведьмой, а ведьм он сжигал на костре...
Я сильно и беззаветно любила Жизнь! И мне, как и каждому нормальному человеку, очень хотелось, чтобы она продолжалась как можно дольше. Ведь даже самый отъявленный негодяй, который, возможно, отнимал жизнь других, дорожит каждой прожитой минутой, каждым прожитым днём своей, драгоценной для него, жизни!.. Но именно в тот момент я вдруг очень чётко поняла, что именно он, Караффа, и заберёт её, мою короткую и такую для меня ценную, не дожитую жизнь...
– Великий дух зарождается в малом теле, мадонна Изидора. Даже святой Иисус когда-то был ребёнком. Я буду очень рад навестить Вас! – и изящно поклонившись, Караффа удалился.
Мир рушился... Он рассыпался на мелкие кусочки, в каждом из которых отражалось хищное, тонкое, умное лицо....
Я старалась как-то успокоиться и не паниковать, но почему-то не получалось. Моя привычная уверенность в себе и в своих силах на этот раз подводила, и от этого становилось ещё страшней. День был таким же солнечным и светлым, как всего несколько минут назад, но в мою душу поселился мрак. Как оказалось, я давно ждала появления этого человека. И все мои кошмарные видения о кострах, были только предвестием... к сегодняшней встрече с ним.

Так прозвали в Европе Рихарда Таубера -одну из легендарных фигур на оперном горизонте первой половины нашего века. В эпоху истинно великих теноров - Беньямино
Джильи, Тито Скипы, Лео Слезака, Лаурица Мельхиора, Яна Кепуры и других корифеев -он сумел не только встать в один ряд с этой плеядой, но и, по мнению многих, стать первым среди равных по популярности. Причем прославился он отнюдь не какими-то необычайными качествами своего голоса -в силе и широте диапазона он, напротив, уступал многим современникам; его широчайшая известность основывалась на красоте тембра и проникновенной музыкальности. „Сегодня, когда главным достоинством тенора считается высокое до, трудно представить себе, что один из величайших теноров с трудом брал даже высокое си, -замечал несколько лет назад один из критиков ФРГ, рецензируя очередное переиздание его записей. - Тем более неподражаемо воздействовала на слушателей завораживающая красота его среднего регистра, отличавшегося необычной баритональной окраской и мягкой лиричностью, сияющим тембром, за который Таубер получил прозвище „шмальцтенор". И конечно - совершенная техника, музыкальность, выразительность". Добавим к этому несомненное актерское дарование, и, наконец, быть может, самое важное обстоятельство -необычайную разносторонность певца, в равной мере посвящавшего себя и опере, и оперетте, и концертной деятельности, и кино.

Недолгая жизнь Таубера была заполнена музыкой до краев - от начала до конца. Он родился в семье актеров - опереточной субретки Элизабет Денеми и драматического актера и певца Рихарда Антона Таубера -в гостином дворе „У черного медведя" в Линце. В юные годы будущий певец немало попутешествовал с родителями по провинциальным городам Австро-Венгрии и вырос, в буквальном смысле слова, за кулисами. Школу мальчик посещал в Линце, Граце, Праге, Берлине, потом воспитывался в интернате в Зальцбурге. Дольше всего он занимался в Висбадене, где его отец стал в 1903 году главой придворного театра, а сын посещал реальную гимназию. Помыслы его были далеки от „реальных" наук, обращены к музыке, и репетитор театра, а впоследствии известный дирижер Артур Ротер уже тогда обнаружил, что у мальчика незаурядный талант.

Первая попытка оказалась безуспешной. Специалист по отбору голосов при Венской опере, услышав молодого певца, вынес неутешительный вердикт: „Голос тоненький, безнадежен." Это, казалось, изменило планы Рихарда Таубера или, как его тогда еще звали - Эрнста Зейферта (псевдоним он выбрал позднее). Он поступил во Франкфуртскую консерваторию и начал заниматься по трем специальностям - фортепиано, дирижированию и композиции; позже он продолжил учебу во Франкфурте. Все три эти профессии, освоенные им, позже пригодились, но на первое место вновь вышел вокал. Во Фрайбурге он познакомился с педагогом Карлом Байнесом, который, наконец, признал его данные, научил его технике дыхания, секретам плавного легато, помог проникнуть в стилистический мир Моцарта. И когда в 1912 году отец стал интендантом Городского театра в Хемнице, ему не составило труда устроить для сына сценический дебют. Впервые он выступал перед публикой 2 марта 1913 года как Тамино в „Волшебной флейте". Успех был достаточен, чтобы получить ангажемент на пять лет в Дрезденской опере.

Очень скоро Таубер вышел в лидеры труппы, овладел широким репертуаром, который включал оперы Моцарта, Пуччини, Верди, Бизе, Сметаны. Вскоре Таубер получил титул каммерзенгера, в 1918 году его контракт был продлен еще на пятилетие, но после окончания мировой войны он уже не мог ограничивать себя столицей Саксонии и перебрался в одну из музыкальных столиц Европы - Вену. Его первые выступления здесь - на сценах Государственной и Народной опер - прошли с таким триумфом, что Государственая опера даже согласилась заплатить солидную неустойку своему дрезденскому собрату.

Начинается пора бурного расцвета таланта Таубера. Он покоряет одну за другой столицы европейских стран, выступает на только что основанном Зальцбургском фестивале в роли Дона Оттавио („Дон Жуан"), поет в ансамбле с лучшими артистами того времени, такими, как Дузолина Джианини, Гертруда Янсен, Маттиа Баттисти-ни, Лотта Леман, Альфред Егер, Александр Кипнис, сотрудничает с крупнейшими дирижерами, специально приглашающими его для участия в постановках „Кармен", „Сельской чести", „Дон Жуана", „Фауста", „Тоски", „Богемы", „Травиаты", „Чио-Чио-сан".
Между тем еще в начале двадцатых годов, публика открывает для себя новый облик Таубера - непревзойденного мастера оперетты. Во многом его увлечению этим жанром способствовала тесная дружба с Францем Легаром. Началось все с дебюта во „Фраските". Уже наутро после спектакля неприметная песенка о голубом небе стала настоящим шлягером в Вене. С тех пор Тауберу приходится постоянно делить свое время между двумя соперничающими музами - серьезной и легкой. На протяжении многих лет он поет по контракту три месяца в Берлинской опере, три - в Венской, а оставшиеся полгода отдает оперетте, концертам, съемкам. Его сотрудничество с Легаром, по сути, превращается в совместное творчество. „Его голос я слышу всегда, садясь сочинять", - говорил Легар. И в ряде лучших оперетт мастера недаром обязательным становится включение большой арии, получившей определение „Таубер-лид" -„Песня Таубера". Иногда он пел эти свои арии по два, три, а то и четыре раза кряду, чтобы удовлетворить требования публики. И всякий раз - по-разному. Так было в „Паганини", „Царевиче", „Фридерике". Знаменитый дирижер, друг Рихарда Штрауса Клеменс Краус назвал Таубера лучшим оперетточным певцом в истории.
Не правы, однако, те критики, которые упрекали артиста в измене опере с легкой
музой. В двадцатые годы его „хватало" и на - то и на другое, притом, и в опере, и в оперетте он пел с полной отдачей, с одинаковым благородством и чувством стиля. „Его искусство, - свидетельствовал критик, -облагораживало самую банальную музыку и пробуждало достоинства в самых сентиментальных песенках". Сам же артист говорил: „Я горд и счастлив, что именно Моцарт и оперетта - два полюса моей художественной деятельности".

В конце двадцатых годов это равновесие несколько пошатнулось. Длительная болезнь (артрит) заставила Таубера несколько сократить свою деятельность и расстаться с берлинским театром. Но он сумел победить недуг, и в конце 1929 года преподнес новый триумф своему другу Легару, исполнив главную роль в новой редакции его оперетты „Желтая кофта", получившей теперь название „Страна улыбок". В начале тридцатых годов австрийский певец покорил Америку: „Его голос - это расплавленное золото", -восклицал критик журнала „Нью-Йоркер" после его дебюта. Тогда же он начинает сниматься в кино (главным образом в развлекательных музыкальных фильмах режиссера Макса Райхмана). И конечно -записи. Быть может, Таубер в большей степени, чем любой из его современников обязан своей славой грампластинке. Ведь им сделано более 700 записей - для той поры цифра беспримерная! Чего только нет в этом объемистом каталоге - и оперные арии, и фрагменты из оперетт, и популярные песенки, и жемчужины фольклора. Они и сегодня, спустя десятилетия, в эру сверхсовершенных записей, вновь и вновь переиздаются, сохраняя жизнь имени Рихарда Таубера, его искусству.

Последнее десятилетие жизни любимца Вены выдалось нелегким. В марте 1938 года он в 230-й раз выступил на сцене Венской государственной оперы. Аншлюс заставил его бежать из страны. Сначала - гастроли в далекой Австралии, которую он исколесил вдоль и поперек, потом Южная Африка, наконец - Лондон, погруженный в сумрак военного затемнения. Но артист не падает духом. Томас Бичем приглашает его на свои постановки моцартовских опер, и англичане аплодируют его Бельмонту, Тамино, дону Оттавио.

Талант Таубера раскрывается разными своими гранями. По приглашению того же Бичема он занимает пост дирижера воскресных концертов Лондонской филармонии, и каждый сезон проводит десятки концертов, в которых звучат самые разнообразные сочинения. В одной из программ состоялась премьера симфонической сюиты Таубера „Солнечный свет". А для английской сцены он пишет свою вторую оперетту „Старый Челси" (первая, „Поющая мечта", сочинена была еще в Вене). Руководя небольшой труппой, Таубер ставит здесь и „Старый Челси", и оперетту „Пора цветения" по мотивам музыки Шуберта; с этими двумя спектаклями он объездил всю страну, выступая и как дирижер, и как певец. Когда в шубертовском зингшпиле Таубер выходил на сцену, садился за рояль и под собственный аккомпанемент начинал петь, восторгу слушателей не было предела.
Карьера Рихарда Таубера завершилась в Лондоне прощальным спектаклем „Дон Жуан"; он оставался так же безупречен в роли дона Оттавио, но силы его были на исходе. Артист успел еще съездить на материк, повидаться со старым другом Легаром, пережившим его лишь на несколько месяцев. Эпоха в истории вокальной музыки, в истории оперетты завершилась. Голос Рихарда Таубера остается с нами.

Биография

Таубер родился в артистической семье, состоящей в незарегистрированном браке. Сначала он получил девичью фамилию матери Денеми (Denemy ). В дальнейшем использовал различные имена и фамилии: Карл Рихард Таубер (по фамилии отца), Эрнст Зайферт (Seiffert , фамилия матери по первому мужу), но после первых театральных успехов остановился на имени Рихард Таубер .

В 1897 году мальчик поступил в школу в Линце. Начиная с 1903 года, выступал в отцовском театре. Обнаружив у него музыкальный дар, отец отдал сына в консерваторию Хоха (Франкфурт-на-Майне), для занятий в классах пианино, композиции и дирижёрского искусства. К этим занятиям юный Таубер по своей инициативе добавил освоение искусства оперного вокала.

Первое выступление начинающего певца состоялось во Фрайбурге, 17 мая 1912 года, на концерте, где он исполнял арии из опер Моцарта и был тепло принят публикой. В последующие годы Таубер выступает в различных театрах Австро-Венгрии и Германии; в его репертуаре оперы Моцарта, Гуно, Рихарда Штрауса, позднее - Верди, Пуччини и др.

После войны, в 1922 году Таубер принят в Венскую государственную оперу; выступает также в Берлинском оперном театре и гастролирует с концертами. Его популярность чрезвычайно велика - современники отмечали его чарующий мягкий тембр голоса, проникновенный и необычайно музыкальный. Кроме оперы, он много поёт в опереттах. Франц Легар пишет музыку специально для него - лирические арии, прозванные «песнями для Таубера» . Граммофонные пластинки с записями Таубера расходятся многотысячными тиражами; всего насчитывают более 700 граммофонных записей его выступлений.

В эти годы Таубер женился на певице Карлотте Ванконти, но спустя несколько лет они расстались. На протяжении 5 лет Таубер жил в гражданском браке с, певицей-эмигранткой из России, выступавшей в Берлине.

В 1930-е годы Таубер с большим успехом выступает в Великобритании и США, снимается в музыкальных фильмах. В 1936 году Таубер женился на английской актрисе Диане Непер (Diana Napier).

Гастроли в Германии прекращаются - нацистские власти не приглашают артистов еврейского происхождения. Вскоре, после аншлюсса Австрии (1938), он становится эмигрантом. Живёт в Швейцарии, а после получения британского гражданства (1940) - в Лондоне. Приглашения переселиться в США он отвергает, хотя в Англии оперные театры с началом войны закрылись, а все его австрийские сбережения конфискованы нацистами; зарабатывает себе на жизнь концертами и записями на пластинки. Сам пишет музыку - песни и оперетты, некоторые его произведения становятся популярны.

В 1947 году у Таубера был обнаружен рак лёгких. В это время в Лондоне были с гастролями его старые друзья из Венской оперы, и Таубер выступил в моцартовском «Дон Жуане». Публика аплодировала ему стоя. Опера Моцарта, с которой он начинал, стала и его прощальныи появлением. Неделю спустя Таубер лёг в больницу, откуда уже не вышел. Похоронен на лондонском кладбище Бромптон.

Фильмография

  • 1929 Ich küsse Ihre Hand, Madame
  • 1930 Ich glaub" nie mehr an eine Frau
  • 1930 Die große Attraktion
  • 1930 Das lockende Ziel
  • 1930 Das Land des Lächelns
  • 1931 Wie werde ich reich und glücklich
  • 1932 Melodie der Liebe
  • 1934 Blossom Time
  • 1935 Heart’s Desire
  • 1936 Land Without Music
  • 1936 A Clown Must Laugh (опера Паяцы )
  • 1945 Waltz Time
  • 1946 Lisbon Story