Проводка

Стиль биотек в архитектуре. Био-тек – новейший архитектурный стиль

Стиль биотек в архитектуре. Био-тек – новейший архитектурный стиль
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!

Архитектурные объекты в стиле био-тека не приемлют равнодушия, их просто невозможно не заметить в массе «правильных» неоклассических и кубических строений. Фито-, зоо- и антропоморфизм - главные черты модернистского направления - превращают коммерческие здания, жилые дома, а теперь и интерьеры в грандиозные трехмерные картины, раскрывающие красоту и очарование творений природы.

Основателем модернистского архитектурного стиля био-тек (биотики) считают британца Фрэнка Ллойда Райта. Свою новаторскую для 1939 года концепцию об органической архитектуре он озвучил как достижение гармонии с природой через строительство сооружений, спроектированных по подобию живых организмов. Райт и его последователи (Грег Линн, Майкл Соркин, Фрай Отто, Кен Янг, Ян Каплицкий) убеждают, что таким образом можно достичь истинного единства трех могущественных сил: искусства, науки и религии.

Стиль био-тек в архитектуре и интерьере: особенности и черты

Зародившись в борьбе за экологический баланс на планете, современная архитектура и интерьер био-тек стремятся к натуральности во всем: от образов до материалов. В идеальном исполнении материалами служат керамика, камень, песок, дерево, стекло, лоза, натуральный текстиль. Найти свое отражение в дизайн-проекте может любой созданный природой объект-образ, способный зацепить, вдохновить на созидание. Пчелиные соты, раковины моллюсков («Наутилус», Наукальпан-де-Хуарес, Мексика), паутина, части тел человека, животные, насекомые и растения («Корнишон», Лондон).

Существенным отличием, кардинально отличающим био-тек от других «натуральных» стилей, стала сложность и трудоемкость воссоздания структур, встречающихся в природе. Вот почему на данном этапе развития направление не обрело практичности. Эксклюзивная отделка, например, будет выглядеть очень натурально и даже грандиозно, но потребует немалых средств. К тому же из-за сложной геометрии бывает сложно сохранить функциональность всей полезной площади здания или дома.

Одновременно красивый, экологичный и комфортабельный дом или интерьер в этом стиле (пока!) могут позволить себе только состоятельные заказчики, иначе придется отказаться от комфорта и экологичности в пользу дивного визуального эффекта.

Casaricca: божественные интерьеры для вас!

Сегодня био-тек - интригующий, а благодаря своей уникальности еще и перспективный стиль в архитектуре и искусстве интерьерного дизайна. И интернет-магазин Casa Ricca не мог пройти мимо столь эпатажного направления. У нас можно купить и комфортные диваны в форме медведя, и хрустальные черепа, с изображением чудных насекомых, животных, могучих деревьев, а также много других, достойный вашего внимания аксессуаров в нужном вам стиле. И если пожелаете большего, Casa Ricca Club выполнит для вас эксклюзивный интерьер премиум-класса под ключ.

БИОТЕК Био-тек (бионика) – это направление современной, так называемой «органической» архитектуры, где достижение выразительности конструкций осуществляется за счет заимствования природных форм. Бионика многими специалистами противопоставляется направлению хай-тек.

Элементы био-тека свойственны зданиям немецкого экспрессионизма 20 -х гг. XX в. и структурного экспрессионизма (1960 -е гг). Еще экспрессионистами было установлено, что прямое копирование природных форм не может принести положительных результатов, так как в архитектурном сооружении формируются нефункциональные зоны. Концепция биоурбанистики предполагает как прямое использование в архитектуре форм живой природы (например, в виде живых растений или элементов природного ландшафта), так и опосредованное.

ЭКОЛОГИЧЕСКА АРХИТЕКТУРА Архитектурное направление, изучающие взаимосвязи человека с техносферой и природой. В архитектуре задачи экологического порядка реализуются в процессе художественного проектирования среды с учетом экологических факторов – сохранения баланса между живым миром, природой и историко-культурными общечеловеческими и национальными ценностями.

ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ: Принцип сохранения энергии. Принцип сокращения объемов нового строительства. Принцип "сотрудничества" с солнцем. Принцип уважения к обитателю. Принцип уважения к месту. Принцип целостности

Норвежский архитектор А. Наесс в 1970 -е годы очень точно сказал: «Мы (архитекторы) имеем свою миссию в формировании лучшего будущего» . Архитектура должна радикально измениться, чтобы вернуть потерянные контакты с природой. Новая архитектура должна быть сплавом природы и искусства. Она должна удовлетворять требованиям климата, использовать экологически чистые материалы местного производства или переработки, энергию солнца, ветра и воды, отвечать эстетическим требованиям, тогда она будет жизнеспособной.

Архитектура в своем дальнейшем развитии стремится к созданию экодомов – энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми системами жизнеобеспечения. Конструкция такого дома предусматривает комплекс инженерного оборудования.

В зданиях устанавливают солнечные батареи, коллекторы для сбора дождевой воды, устраивают террасы с зелеными насаждениями, отдается предпочтение естественным освещению и вентиляции. При строительстве используются экологически совместимые с человеком материалы и строительные конструкции.

Исходные предпосылки экологической, биоклиматической архитектуры: Создание архитектуры, адаптированной к существующим климатическим условиям, наносящей минимальный вред окружающей среде и снижающей загрязнение окружающего пространства. Соответствие используемых строительных материалов существующим климатическим условиям с целью значительного снижения энергопотребления и улучшения качества жизни проживающих в здании людей. Бережное использование энергоресурсов даже в условиях повышенной плотности населения, вертикальное строительство и развитая транспортная сеть.

В концепцию биоклиматической архитектуры входит: Регулирование и контроль за циркуляцией воздуха с целью обеспечения должной вентиляции и адекватного температурного режима. Использование солнечной энергии и преимуществ местоположения объекта. Использование изоляционных материалов, пригодных к вторичной обработке и не загрязняющих окружающую среду.

В концепцию биоклиматической архитектуры входит: Выбор наиболее эффективного энергетического оборудования. Включение в инженерный дизайн использования возобновляемых источников энергии (солнечные батареи). Комплексная система управления, контролирующая и оптимизирующая работу оборудования в зависимости от степени загрузки, климатических условий и т. п.

Проект здания штаб-квартиры Масдар в Абу-Даби Крупнейший и наиболее яркий пример в области энергоэффективной и биоклиматической архитектуры. Здание призвано вырабатывать энергии в 2 раза больше, чем потреблять. Здание будет построено на 95% из стекла и содержать лишь 5 % металлических стержневых конструкций.

«Парящие сады и парки Сингапура» группа во главе с Кеном Еном 26 этажный небоскреб EDITT Tower работает группа специалистов во главе с доктором Кеном Ёна, Проект имеет цель - сэкономить энергию за счет максимального использования ее естественных источников. Здания отличаются от стандартных высоток полой сердцевиной, которая позволяет создать естественную вентиляционную шахту и разместить в ней лоджии и террасы.

«Парящие сады и парки Сингапура» группа во главе с Кеном Еном Конкурс на лучший проект бионебоскреба под названием "Экологический дизайн в тропиках" проводился в 1998 году, и детище Кена Ёна с легкостью обошло всех соперников. На одну треть бионебоскреб будет состоять из садов и парков с живыми растениями. Все растения подбирались в соответствии с местной экосистемой.

«Парящие сады и парки Сингапура» группа во главе с Кеном Еном С первого по шестой этаж будут располагаться широкие озелененные пандусы, которые, по замыслу архитекторов, исключат пространственную разорванность уровней здания. Уличная жизнь будет как бы переходить из горизонтальной плоскости в вертикальную. Некоторые этажи высотки будут соединены с соседними зданиями мостами, а на верхних уровнях будут оборудованы наклонные пандусы и открытые переходы.

«Парящие сады и парки Сингапура» группа во главе с Кеном Еном В строительстве "зеленого" небоскреба будет использоваться вторсырье. Все элементы высотки можно заменять на новые, так как сборка сооружения будет происходить механическим способом без применения сварки. Кроме того, после окончания срока эксплуатации здание можно будет уменьшить или даже переработать. Для полива растений и для туалетов будет использоваться дождевая вода. Предусматривается и естественная вентиляция, которая осуществляется за счет ветронаправляющих стен. Около 40% энергетических затрат здания возместят солнечные батареи.

Башня «Агбар» в Барселоне Башня «Агбар» (Torre Agbar), корпоративная штаб -квартира группы «Агбар» - небоскреб XXI в. в Барселоне, одно из самых уникальных зданий в мире. Она спроектирована французским архитектором Жаном Нувелем и возведена в самом сердце столицы испанской провинции Каталонии, на знаменитом бульваре Диагональ. Открытие состоялось в июне 2005 г.

Биоклиматическая архитектура в Башне «Агбар» Неповторимым в башне «Агбар» является ее энергетическая эффективность (учет преимуществ климатических условий позволил поддержать расход энергии низким и повысить комфортабельность). Солнечная энергия, благодаря 4500 окнам, способствует обогреву. Одновременно окна служат для естественной вентиляции. Между наружной стеной и стеклянной оболочкой образуется воздушная камера, выполняющая функцию естественного кондиционирования воздуха. Часть стеклянных пластин на южной стороне снабжена фотогальваническими поверхностями для получения электроэнергии.

Биоклиматическая архитектура в Башне «Агбар» Самые энергоэффективные технологии использовались и для технического оснащения башни. Для кондиционирования воздуха и обогрева здания была установлена система VRV c 27 -ю различными климатическими зонами на каждом этаже. Централизованная система регулирует и оптимизирует потребность в кондиционировании воздуха или обогреве в зависимости от температуры наружного воздуха и заполненности офиса.

Проект «Анти Смог» (Anti Smog). Архитектор Винсент Каллебат Архитектурный ансамбль состоит из двух построек - башни в виде спирали и яйцеобразной "Солнечной слезы". "Слеза" является основной частью ансамбля, ее фасад будет обшит фотоэлектрическими панелями и покрыт титановыми белилами, при помощи них и будет очищаться воздух. Второе здание-"Ветряная башня"- оправдывает свое название: на нем будут установлены ветряные турбины с вертикальной осью для выработки электричества.

Калифорнийская Академия наук, Сан-Франциско, США. Архитектор – Ренцо Пьяно. Здание Академии наук в Сан. Франциско одно из самых «зеленых» в мире. Не только потому, что там применили теплоизоляцию из старых переработанных джинсов и естественную вентиляцию через иллюминаторы в крыше. И не потому, что Академия получила платиновый экосертификат LEED. А потому, что Ренцо Пьяно нашел образ для экоархитектуры.

Калифорнийская Академия наук, Сан-Франциско, США. Архитектор – Ренцо Пьяно. Схема естественной вентиляции в крыле «Тропический лес»

Калифорнийская Академия наук, Сан-Франциско, США. Архитектор – Ренцо Пьяно. Крыша здания, является обитаемой (здесь можно встретить полевые цветы и заросли земляники) Кроме того, крыша выполняет еще массу функций – абсорбирует дождевую воду, помогает охлаждать все сооружение, поглощает шум и просто является частью окружающего здание парка. Сама форма кровли позволяет холодному воздуху стекаться в центральный холл, а по ее периметру расположены 55 тыс. солнечных батарей.

Жилой дом «Городской кактус» , Роттердам, Голландия. Мастерская – UCX Architects. По замыслу архитекторов дом должен стать украшением одного из самых урбанистических и лишенных зелени районов Роттердама. Главная особенность проекта – это открытые балконы-террасы с небольшими садами, где жильцы смогут выращивать все, что угодно. Большое внимание архитекторы уделили инсоляции апартаментов.

Проект дома с нулевым потреблением энергии. Мастерская – Specht Harpman. Актуальным направлением в архитектуре последнего десятилетия стало создание проектов жилых домов с нулевым потреблением энергии. Главной особенностью данного проекта является площадка на крыше здания, несущая несколько солнечных батарей, способных обеспечить дом энергией не только в хорошую погоду, но и в дождь, благодаря аккумуляторам. Дом может неделю обходится без солнца, а дождевая вода используется им для технических нужд.

Лондонская мэрия, Великобритания. Архитектор – Норман Фостер. Экологические задачи в здании Лондонской мэрии решаются применением энергосберегающих технологий и материалов. Специальное двойное остекление фасадов пропускает свет и отражает ультрафиолетовые лучи, сохраняя при этом тепло внутри здания в зимний период и экранируя его от жары летом.

Лондонская мэрия, Великобритания. Архитектор – Норман Фостер. Этому же способствует и сама форма здания, ведь шар имеет меньшую поверхность в сравнении с кубом. Кондиционирование осуществляется за счет естественной конвекции с возвратом тепла воздуха на выходе через систему противотока. Потолки здания являются теплоотражающими экранами. Здание Лондонской мэрии потребляет на 75% меньше энергии, чем здание тех же размеров, но традиционной конструкции.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО в России В то время, как в Европе уже насчитывается тысячи экологичных построек, в России всего один объект, сертифицированный по LEED - системе сертифицирования энергоэффективных построек - завод по производству подшипников концерна SKF в Твери и еще несколько, собирающихся это сделать. Среди последних - жилой комплекс Barkli Park на улице Советской армии

ЭКОМИМИТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА Эко-миметическая архитектура имитирует природу. То есть это архитектура, которая максимально сливается с природой, повторяет окружающий ее ландшафт, органично вписывается и копирует природную структуру.

Дом в Дромхере, Ирландия. Архитектор Доминик Стивенс Материал стен выполнен из отражающих панелей и стекла, крыша покрыта дерном, с помощью этого достигается полное слияние с природой. В дневном свете трудно различить дом среди кустов и травы. Вход также неприметен, расположен с другой стороны холма.

Проект архитектурной студии «BIG» – Zira Zero Island Проект архитектурной студии «BIG» – Zira Zero Island – в Каспийском море неподалеку от столицы Азербайджана, Баку.

Проект архитектурной студии «BIG» – Zira Zero Island Геометрия проектируемых гор основывается на реально существующих, образуя сложные и интересные пространства жилых и общественных функций. Вместе горы формируют органический горизонт, сливающийся с естественной топографией острова. Здания на острове нагреваются и охлаждаются с помощью солнечных батарей и морской воды.

Проект архитектурной студии «BIG» – Zira Zero Island С помощью естественной энергии остров полностью автономен, и сам производит то количество электричества, которое потребляет. Сточные и использованные воды перерабатываются и используются для ирригации, поддерживая зеленую растительность острова. На острове будет свое собственное CO 2 -нейтральное электропитание. Горный ландшафт и пышная растительность, создают естественную защиту от сильных морских ветров в нужных местах, образуя комфортный внутренний микроклимат.

Проект дома от KLab architecture Дом вписан в рельеф участка, а крыша расположена таким образом, чтобы солнечный свет проникал в помещение в нужном количестве в любое время года. Кроме того, коттедж оборудован системой контроля микроклимата.

Центр Пауля Клее (Zentrum Paul Klee) Собрание, состоящее из 4 000 работ Клее (1879 -1940), разместилось в элегантном здании, которое сам архитектор сравнивает скорее с «ландшафтной скульптурой» . Три «холма» точно вписаны в окружающий ландшафт, практически растворяясь в полях пшеницы, лугах и лесах. Близлежащее шоссе скрыто земляным валом, что предусматривалось проектом музея.

Центр Пауля Клее (Zentrum Paul Klee) В первом, самом большом, «холме» из стекла и стали расположен вестибюль, аудитория и образовательный центр. В среднем – залы постоянной экспозиции и временных выставок. В меньшем – исследовательский центр и офисы администрации.

Центр Пауля Клее (Zentrum Paul Klee) Галереи, в которых одновременно будут выставляться 200 картин художника (планируется их постоянная ротация) представляют собой светлое помещение под изогнутой крышей, напоминающей о проектах Пьер Луиджи Нерви.

Центр Пауля Клее (Zentrum Paul Klee) Его 1700 кв. м площади разделяет на меньшие пространства лабиринт выгородок, которые можно легко перемещать в зависимости от желания куратора. Залы прохладны (что достигается естественной вентиляцией) и мягко освещены.

Центр Пауля Клее (Zentrum Paul Klee) Проект комплекса стоимостью 110 млн. швейцарских франков был предварительно одобрен местными жителями: на референдуме 83% высказалось за строительство музея.

Архитектурно-ботанический проект «Лиственный дом» , Австралия Герман Перес-Тавио и Дидье Райан разработади уникальное сооружение, которое позволяет находиться внутри помещения и в саду одновременно. Здание является составной частью большого жилого помещения на берегу океана в Сиднее и задумано, как идеальное место для общения с природой.

Архитектурно-ботанический проект «Лиственный дом» , Австралия Этот дом ка-бы является частью дикой природы континента. Он сливается в единое целое с окружающей средой: изогнутые медные листы крыши напоминают опавшую листву, фундамент -подиум идеально вписывается в ландшафт, а внутри дома «растет» динамичная структура, похожая на виноградную лозу.

Архитектурно-ботанический проект «Лиственный дом» , Австралия Сквозь литое стекло обитатели дома могут любоваться пышным садом.

Био-тек – современный стиль “нео-органического” направления в области архитектуры и интерьера, который отличается выразительными конструкциями, напоминающими естественные природные формы. Другое его название – бионика. Новое движение появилось относительно недавно, поэтому стиль закрепился только на уровне отдельных крупных архитектурных композиций. Основные черты био-тека – стремление повторить гармонию природных объектов на примере архитектурных строений, а также создании интерьеров в жилых и коммерческих помещениях.

История возникновения Бионики как стиля

Стиль возник и развивался из науки прикладного характера под названием бионика. Приверженцы этой науки искали решения для сложных инженерных и технических задач, обращаясь за вдохновением к формам природного характера.

Впервые био-тек проявил себя в работах Леонардо да Винчи. Великий мастер наблюдал за птицами, после чего создавал проекты летательных аппаратов.

Конкретных дат возникновения концепций бионики в архитектуре и интерьере нет, однако считается, что первый шаг на пути становления стиля в современное время сделал Фрэнк Ллойд Райт (1939 г.) – британский архитектор. Он был убежден, что сооружения должны быть аналогичны живым организмам, рост которых происходит согласно природным законам.

По словам Ллойда, органическая бионика в строительстве – это единство науки, религии и искусства.

Становление био-тека как архитектурного стиля приходится на конец 20-го века, однако по сей день это направление пользуется высокой популярностью и продолжает развиваться в строительной области.

Архитектура Биотека

Био-тек архитектура отличается отсутствием симметричности. Строения этого направления зачастую имеют формы паутины, деревьев, коконов и прочих композиций, которые встречаются в природе. Этот стиль направлен на воплощение конкретной философской концепции, преследующей идею создания новейшего пространства для проживания человека. Для этого происходит объединение принципов архитектурного строительства, инженерного дела и биологии, благодаря чему дома в этом стиле отличаются своей экологичностью.

Стиль био-тек в области архитектурного строения направлен на создание экодомов, которые представляют собой комфортабельные энергоэффективные постройки. Их отличительная черта – системы жизнеобеспечения независимого типа.

Основные черты в строительстве

В таких строениях устанавливаются озелененные террасы, коллекторы, куда собирается дождевая вода, солнечные батареи, вентиляционные системы и естественное освещение.

Примеры архитектурной бионики:

  • Гостиница Майкла Соркина, спроектированная в виде медузы.
  • Зеркально остекленный Фред Олсен-сентр в Лондоне – творение Нормана Фостера.
  • Дом в форме яйца, авторами которого стали бельгийские архитекторы студии DMVA.
  • Здание Хавьера Сеносьяйна, созданное по примеру раковины моллюска Наутилуса и получившее одноименное название.
  • Небоскреб «Сент-Мэри-Экс, 30», именуемый в простонародье Корнишоном, возведенное по проекту Нормана Фостера.

Здания могут повторять как формы людей, животных (в том числе и части их тел), так и образы, наблюдаемые в неживой природе.

В современной архитектуре бионика находится на пике своего развития, о чем говорят новые необычные строения по всему миру. Их конструкция может состоять из разнообразных материалов, подобных структуре природных форм (например, пузыри, пчелиные соты или слоистые композиции).

Интерьер: дизайн и мебель

Био-тек в интерьере современных зданий отличается тем, что все детали декора и самой постройки напоминают всевозможные природные объекты. Он отдаленно напоминает и своими яркими красками, и особой щепетильностью в выборе всех элементов. Интерьер жилого помещения в этом стиле может быть выполнен как в традиционной планировке, так и в криволинейном решении.

Направление бионики в области организации внутренних помещений исключает прямолинейность, наличие острых углов и резких линий. Кроме того, бионика в вопросе оснащения техникой требует включение в пластичные и криволинейные формы интерьера высокотехнологичных элементов: интерактивные модули, а также новейшие технические приборы (что отличает данный стиль от ).

Сегодня очень модно придерживаться естественности в оснащении своего жилища, поэтому бионика заслужила многочисленные положительные отзывы не только в нашей стране, но и в европейских странах по всему миру.

Этот стиль настолько современный, что пока определился только на уровне манифестов и существует в виде отдельных объектов, которые, повторяя естественные, природные формы и конструкции, стремятся к органичности с природой.

Био-тек как архитектурный стиль развился из прикладной науки бионики, сторонники которой для решения сложных технических задач ищут ответы в природе. Такими же принципами пользовался еще Леонардо да Винчи: он наблюдал за птицами, когда воплощал идею летательного аппарата с машущими крыльями (орнитоптера).

Архитектурно-строительная бионика (одно из направлений бионики) изучает законы формирования и структурообразования живых тканей, а также проводит анализ конструктивных систем живых организмов по принципу экономии энергии, материала и обеспечения надежности.

Яркий пример архитектурно-строительной бионики — совершенная аналогия современных высотных сооружений и строения стеблей злаковых, которые способны выдерживать большие нагрузки под тяжестью соцветия. Если ветер пригибает их к земле, они быстро восстанавливают вертикальное положение. В чем секрет? Оказывается, их строение идентично конструкции современных высотных фабричных труб, которые считаются одним из последних достижений инженерной мысли. Вообще, последователи бионики утверждают, что большинство новейших изобретений человека уже воплощено природой, и черпать у нее идеи для развития человечество может бесконечно - в пример обычно приводится опыт Леонардо да Винчи, который наблюдал за птицами, проектируя летательные аппараты.

Био-тек - не столько прикладная, сколько философская концепция, смысл которой — создать новое пространство для жизни человека как творения природы, объединив принципы биологии, архитектуры и инженерии. Поэтому объекты, построенные в этом стиле, чаще всего полностью экологичны - он предполагает, что здания станут естественным продолжением природы, не вступающим с ней в конфликт.

Самые известные архитекторы, создавшие проекты зданий в стиле био-тек Сантьяго Калатрава, Кен Янг, Грег Линн, Фрай Отто, Майкл Соркин, Ян Каплицкий, Николас Гримшоу, и Норман Фостер . Чаще всего они содают общественные здания, такие как Город искусств и наук в Валенсии, Национальный космический центр Великобритании, Лондонский «Огурец», Художественный музей Милуоки. Проблема воплощения бионических идей в жилых домах пока в том, что прямое копирование природных форм невозможно, так как в архитектурном сооружении формируются нефункциональные зоны. Стремление сочетать эстетику и экономичность ставят перед ведущими этого стиля множество вопросов, часть из которых решается буквально в процессе .

Здания в стиле био-тек часто несимметричны, имеют форму коконов, деревьев, паучьей сети — всего того, что встречается в живой природе. Можно встретить постройки, повторяющие контуры яйца или проекты домов, похожие на моллюсков. При этом заимствуются природные формы по-разному:

  • Пространство организуется в виде форм, наблюдаемых в неживой природе. Пример — дом в виде яйца, спроектированный бельгийской архитектурной студией dmvA. Здания также могут иметь форму гнезд или пещер.
  • Здания повторяют формы животных, людей или частей их тел (зооморфизм, антропоморфизм), а также растений (фитоморфизм). Пример — гостиница в виде медузы, которую спроектировал Майкл Соркин.
  • Производятся материалы, подобные природным структурам (в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций).

Бионическая архитектура в своем дальнейшем развитии стремится к созданию экодомов - энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми системами жизнеобеспечения. Конструкция такого дома предусматривает комплекс . В зданиях устанавливают солнечные батареи, коллекторы для сбора дождевой воды, устраивают террасы с зелеными насаждениями, устанавливается естественное освещение и вентиляция. В идеале, дом будущего - это автономная самообеспечивающаяся система, органично вписывающаяся в природный ландшафт и существующая в гармонии с природой. Бионический стиль равнозначен по своему содержанию понятию «экоархитектура» и напрямую связан с экологией.

Фото: novikov-architect.ru

В этом цикле статей мы рассказываем о современных стилях архитектуры. В предыдущих публикациях речь шла о , . Следующий за деконструктивизмом стиль - био-тек.

Начиная с 1990-х годов развивается био-тек и эко-тек - стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, а войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека - Англии и итальянца Р. Пиано).

Биотек или бионика - название современной «нео-органической» архитектуры, где выразительность конструкций достигается заимствованием природных форм. Нередко противопоставляется хай-теку.

Элементы бионики присущи зданиям немецкого экспрессионизма 1920-х гг. и структурного экспрессионизма 1960-х. Как было установлено ещё экспрессионистами, прямое копирование природных форм не приносит положительных результатов, так как в архитектурном сооружении появляются нефункциональные зоны. Концепция биоурбанистики предполагает не только опосредованное, но и прямое использование форм живой природы в архитектуре (в виде элементов природного ландшафта, живых растений).

Основные характеристики стиля био-тек

Архитектурная бионика воплощает философскую концепцию, смысл которой - создать новое пространство для жизни человека как творения природы, объединив принципы биологии, инженерного дела и архитектуры.

Основным отличием является противопоставление консервативной прямоугольной планировке и конструктивной схемы здания - биоморфных криволинейных форм, оболочек, самоподобных фрактальных структур. Достойное эстетическое и экономическое оправдание этих решений - одна из основных задач био-тека.

Здания в стиле био-тек часто несимметричны, имеют форму коконов, деревьев, паучьей сети - всего того, что встречается в живой природе. Существуют постройки, повторяющие контуры медузы или проекты домов, похожие на раковины моллюсков.

Можно выделить несколько основных разновидностей заимствования природных форм для био-тека:

    Создание образа объекта, основываясь на его геометрическом подобии. Этот способ дает воз­можность осваивать эстетические свойства форм, абстра­гированных от функций - очертания, характер, стро­гость или мягкость линий и т.д.

    Организация функционально-планировочных решений, энергоэффективности и микроклимата на основе наблюдаемых в природе структур. В этом контексте структура выступает как про­цесс на пути становления формы, а пространство - как множество связанных между собой форм. Здания могут иметь форму гнезд, пещер, ульев и проч.

    Использование материалов и конструкций, подобных природным структурам (в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций).

Небоскрёб Мэри-Экс, в простонародии корнишон (арх. Норман Фостер)

Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в архитектуре заключается в том, что сейчас осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и архитектуры. На современном этапе архитекторами используются не внешние формы живой природы, а лишь те свойства и характеристики формы, которые являются выражением функций того или иного организма, аналогичные функционально-утилитарным сторонам архитектуры.

От функций к форме и к закономерностям формообразования — таков основной путь архитектурной бионики.


Торговый центр Bullring в Бирмингеме

Примеры и представители

Примеры бионических сооружений: Сиднейская опера возводилась по аналогии с цветком лотоса. Пекинский национальный оперный театр – имитация водяной капли. Плавательный комплекс в Пекине. Внешне повторяет кристаллическую структуру решётки воды. Небоскрёб «Аква» внешне похож на поток падающей воды. Находится в Чикаго. Дом основателя архитектурной бионики Антонио Гауди – это одно из первых бионических сооружений. До сегодняшнего дня он сохранил свою эстетическую ценность и остаётся одним из самых популярных туристических объектов в Барселоне.

Архитекторы-практики биотека: Грег Линн Фрай Отто Бэйтс Смарт Николас Гримшоу Сантьяго Калатрава Кен Янг Майкл Соркин Норман Фостер

Заключение

Этот архитектурный стиль находится в процессе активного становления, в результате чего его теоретическая и исследовательская компонента преобладает над градостроительной практикой.

Бионическая архитектура в своем дальнейшем развитии стремится к созданию экодомов – энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми системами жизнеобеспечения. Конструкция этих зданий предусматривает комплекс инженерного оборудования. В них создают естественное освещение и вентиляцию, устанавливают солнечные батареи, коллекторы для сбора дождевой воды, устраивают террасы с зелеными насаждениями.